Российский нефтяной секвестр – удар по Беларуси и Украине. Нефть беларусь украина


Чью нефть Беларусь экспортировала в Украину?

Сырьевые проблемы Кременчугского нефтеперерабатывающего завода (Украина) неожиданно стала решать Беларусь. Как сообщают украинские издания, в апреле Украина впервые в своей истории импортировала нефть из Беларуси. Объем поставок составил 18,9 тыс. тонн. Даже если предположить, что такие объемы будут сохранены до конца года, они вполне могут быть обеспечены за счет собственных ресурсов. Тем не менее, российские эксперты уже высказывают предположения, что таким образом Беларусь пытается заработать на реэкспорте российской нефти.Проблемы с загрузкой начались у Кременчугского НПЗ, на который приходится 45% всей украинской нефтепереработки, после того, как один из владельцев завода – российская «Татнефть» – был фактически отстранен от дел в результате рейдерского захвата предприятия его бывшим руководством. После этого «Татнефть», являющаяся основным поставщиком нефти для НПЗ, отказалась от дальнейших поставок и не рекомендовала другим российским компаниям работать с украинским партнером.

Сырьевая блокада не разрешила проблем собственника, хотя завод вынужден был сократить переработку. По данным РБК-Украина, в целом поставки нефти на НПЗ снизились по сравнению с апрелем 2007 года на 66,1% – до 187,7 тыс. тонн. Чтобы остаться на плаву предприятию пришлось вдвое увеличить переработку украинской нефти (150,1 тыс. тонн в апреле). В начале года «Укртатнафта» (Кременчугский НПЗ) начала поставки иракской нефти (в январе – апреле было импортировано 165,9 тыс. тонн), а в апреле приобрела еще одного поставщика в лице Беларуси. Впрочем, и этих объемов НПЗ недостаточно: для полной загрузки предприятию ежемесячно необходимо 485 тыс. тонн нефти.

Собственной добычи Беларуси теоретически хватит для того, чтобы ежемесячно экспортировать в Украину апрельские объемы. Объем нашей собственной добычи нефти составляет около 1,75 млн. тонн, из которых в 2008 году планировалось поставить внешним потребителям 900 тыс. тонн. Но ранее в числе импортеров белорусской нефти назывались лишь Польша (на которую приходится основной объем), Литва, Эстония и Германия. И хотя проблемы с российской нефтью возникли у украинского импортера еще в прошлом году, о возможной диверсификации белорусского экспорта ничего не сообщалось.

Российские эксперты уже высказывают сомнения в том, что Беларусь экспортирует в Украину собственную нефть. Главный довод в пользу реэкспорта – разница между ценой российской нефти для Беларуси и других потребителей. Российская экспортная спецпошлина на нефть для Беларуси составляет 33,5% от  экспортной пошлины на нефть для остальных стран, а белорусская экспортная пошлина устанавливается на российском уровне, то есть втрое выше спецпошлины (хотя теоретически на реэкспорт эта схема не распространяется).

С другой стороны, использовать Беларусь в качестве посредника может быть выгодно небольшим российским компаниям. Российское издание Газета.RU приводит мнение аналитика ИК «Проспект» Александра Кузнецова, который полагает, что поставщиками могут выступать российские компании, которые, чтобы «не светиться», поставляют нефть через Беларусь.

В концерне «Белнефтехим» эти заявления комментировать пока отказываются и ссылаются на невозможность раскрытия информации о сделке.

borisov-e.info

Российский нефтяной секвестр – удар по Беларуси и Украине | Анализ

20 марта 2017, 0:12

Сокращение Россией поставок нефти в Беларусь серьезно бьет не только по всей нефтепереработке страны, но и по лидерским позициям отечественных нефтяников на самом выгодном для них рынке – украинском.

Можно предположить, что к лидерству белорусов на рынке автомобильного топлива в Украине в Москве относятся неравнодушно. Получается так, что Беларусь перерабатывает беспошлинную российскую нефть и затем около трети всего экспортного объема нефтепродуктов поставляет в Украину – на некомфортный рынок для российских компаний.

Мотивация и аргументация

Недовольство этим обстоятельством могло послужить причиной письма Минэнерго РФ российским нефтяным компаниям-владельцам сети АЗС в Беларуси. Как сообщили на днях СМИ, в письме ведомство отмечает, что считает нецелесообразным поставки в Беларусь дизтоплива в больших объемах, так как страна имеет свои большие мощности по переработке нефти. В «Белнефтехиме» сказали, что не располагают этим документом.

Российские нефтяные компании имеют разветвленную автозаправочную сеть на территории Беларуси. На 1 января 2016 года насчитывалось 824 АЗС. Из них 552 АЗС находились в собственности организаций, входящих в состав концерна «Белнефтехим» (преимущественно – гособъединения «Белоруснефть»), 81 АЗС – ИООО «ЛУКОЙЛ Белоруссия», 48 АЗС – ИООО «Газпромнефть-Белнефтепродукт», 38 АЗС – ИООО «РН-Запад», 28 АЗС – ОДО «Астотрейдинг», 77 АЗС – прочим предприятиям. За минувший год эти данные принципиально не поменялись. Известно, что «Белоруснефть» увеличило количество своих АЗС до 560.

«Белоруснефть» является ключевым игроком на отечественном рынке нефтепродуктов. Совокупная доля этой компании на внутреннем рынке светлых нефтепродуктов составляет сейчас около 70%. Еще 30% – доля российских компаний. Для того, чтобы обеспечить свою сеть топливом, у российских НК есть два варианта: переработать нефть на белорусских НПЗ (у них есть возможность перерабатывать до 50% всего объема импортируемой из РФ нефти) и поставить топливо на АЗС в Беларуси, либо завезти нефтепродукты из России. Сейчас компании используют оба способа.

Однако в последние 2-3 года российские компании стали довольно активно завозить топливо в Беларусь. Дело в том, что при поставках топлива в рамках единого таможенного пространства не надо платить экспортную пошлину. Поэтому некоторым российским операторам было выгоднее поставлять автомобильное топливо на белорусский рынок из РФ, чем занимается переработкой нефти в Беларуси. В результате объем давальческой переработки нефти российскими нефтяными компаниями на белорусских НПЗ в последние года снизился до минимума – по оценкам, примерно до 7% от всего объема переработки.

Между тем, в 2016 году из России в Беларусь было поставлено 1,682 млн тонн нефтепродуктов (на 3,4% больше, чем в 2015 году) на сумму USD 524,7 млн (+ 11,9%, или + USD 55,7 млн). Это весьма внушительный объем, учитывая, что внутренний рынок моторного топлива Беларуси составляет около 5-6 млн тонн.

Поэтому если российский регулятор отдаст нефтяным компаниям распоряжение об ограничении поставок автомобильного топлива в Беларусь, то «накажет» именно их. Владельцы АЗС в любом случае не оставят свои автозаправочные станции в Беларуси без топлива. Поэтому в определенных объемах продолжат завозить его из РФ. В крайнем случае, чтобы избежать дефицита, им придется увеличить объем давальческой переработки нефти на белорусских НПЗ.

Доля российских бензинов в Украине – около 1%

Информация о рекомендациях российским операторам со стороны Минэнерго РФ прозвучала на фоне приостановки Россией поставок дизельного топлива в Украину. Сообщалось, что 8 февраля 2017 года РФ прекратила поставки дизтоплива, которое транспортировалось через территорию Беларуси транзитом в Украину и дальше в Европу, из-за проблем с оформлением необходимых документов. До недавнего времени дизтопливо из России в Украину по трубопроводам поставляла только «Роснефть». Но в связи с задержкой оформления документов на прокачку дизтоплива она возобновила транзитные поставки лишь в середине марта.

Отметим, что с сентября 2015 года российские поставщики для экспорта дизтоплива в Украину должны получать разрешение Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК). Как отмечают в ФСТЭК, поставки дизтоплива в Украину «разрешаются для гражданского применения на основе комплексного анализа рисков, связанных с его возможным приобретением в интересах украинских силовых структур».

Что же касается поставок российского топлива железнодорожным транспортом непосредственно в Украину, то они падают, несмотря на то, что украинский рынок остается одним из самых привлекательных рынков по эффективности поставок (в Украине практически нет собственной переработки нефти, кроме того, на поставки автомобильного топлива в эту страну нет импортных пошлин).

По данным украинского эксперта топливного рынка Геннадия Рябцева, рынок потребления моторного топлива Украины в 2016 году оценивался примерно в 7 млн тонн нефтепродуктов и 1,2 млн тонн сжиженного газа. Россия поставила из этого объема 1% бензина, 20% дизеля и 56% сжиженного газа. При этом в 2016 году в Украине было продано всего 1,1 млн тонн российского дизтоплива, хотя в самой России имеется его избыток: в 2016 году российские НПЗ произвели 76,3 млн тонн дизтоплива при внутреннем потреблении чуть более 30 млн тонн.

«Роснефть», у которой в Украине есть Лисичанский НПЗ и сеть АЗС, поставляет нефтепродукты на украинский рынок в соответствии с договоренностями с партнером. Контрактом предусмотрена возможность изменения объемов поставок в зависимости от запроса контрагента и эффективности их реализации для «Роснефти». В Украину топливо также поставляет «Лукойл», но все свои активы в Украине – Одесский НПЗ, «Карпатнефтехим», авиазаправочный бизнес и сеть АЗС, – эта компания продала.

По мнению экспертов, украинский рынок топлива теряет привлекательность для российских нефтяных компаний, скорее всего, не по экономическим причинам, а по политическим.

Белорусский бензин: 55% рынка

Лидером по поставкам автомобильного топлива в Украину уже несколько лет остается Беларусь. Украинский рынок остается самым привлекательным рынком для экспорта белорусских нефтепродуктов благодаря выгодной логистике, высокому качеству белорусского топлива и грамотной работе экспортера – компании БНК-Украина, «дочке» Белорусской нефтяной компании.

Рекордный объем белорусских нефтепродуктов в Украину был поставлен в 2012 году – 4,2 млн тонн. Тогда доля белорусских бензинов на украинском рынке выросла с 22% до 35%, а доля дизтоплива – с 33% до 51%.

Но именно тогда украинские нефтяники грозилась начать антисубсидарное расследование в отношении белорусских нефтепродуктов. Техническая отсталость собственных НПЗ вынудила украинские власти в 2005 году открыть свой рынок и отменить импортные пошлины на нефтепродукты. В результате украинские НПЗ совсем зачахли, а Украина превратилась в крупнейшего импортера нефтепродуктов. Причины своих проблем украинские НПЗ тогда увидели в неравных условиях конкуренции с белорусскими заводами, отмечая, что те получают беспошлинную российскую нефть и еще госсубсидии. Одна эту «битву» с белорусами украинские НПЗ проиграли.

Между тем, Беларусь в последние годы стала лидером в поставках моторного топлива (отметим, что украинский рынок топлива – высококонкурентный, на этот рынок поставляют продукцию компании около 10 стран). Причем, в 2016 году даже снижение поставок российской нефти в Беларусь почти на 6 млн тонн (белорусские НПЗ переработали немногим более 18 млн тонн вместо ожидаемых 24 млн тонн) не поколебал позиции БНК в Украине.

Белорусский экспорт нефтепродуктов из-за конфликта с РФ в 2016 году рухнул на 23% по сравнению с 2015 годом – до 13,004 млн тонн. Но при этом поставки белорусских нефтепродуктов в Украину в 2016 году увеличились на 35% в сравнении с 2015 годом – до 4,330 млн тонн. В денежном выражении экспорт белорусских нефтепродуктов в Украину в прошлом году увеличился на 4% в сравнении с 2015 годом – до USD 1,749 млрд. (Отметим, что в целом в стоимостном выражении экспорт нефтепродуктов из Беларуси упал в прошлом году на 39% – до USD 4,034 млрд).

По данным украинской «Консалтинговой группы А-95», баланс рынка бензинов и дизтоплива в Украине в 2016 году увеличился на 9% по сравнению с предыдущим годом и составил 8,13 млн тонн. Беларусь стала крупнейшим поставщиком моторного топлива в Украину: было отгружено 1,2 млн. тонн бензинов, что составляет более 81% от всего импорта. Дизтоплива было поставлено 2,7 млн тонн (52% от всего импорта в Украину). По сравнению с 2015 годом поставки белорусских бензинов выросли почти в 2 раза, дизеля – на 23%. В результате доля белорусских бензинов в балансе украинского рынка составила в 2016 году почти 55%, дизтоплива – 45%.

При этом Беларусь увеличила поставки сжиженного углеводородного газа. В прошлом году из-за дороговизны бензина потребление сжиженного газа в Украине выросло на 30% В этом сегменте украинского рынка по итогам 2016 года лидирует Россия – 54% рынка, а суммарно с белорусскими производителями – 70% (год назад было 60%).

Российский рынок потерял привлекательность для белорусского топлива

Еще несколько лет назад российский рынок наряду с украинским БНК называла стратегически важным для компании

Напомним, что еще в 2012 году энергетическим балансом России и Беларуси были предусмотрены поставки 5,8 млн тонн высококачественных белорусских нефтепродуктов на российский рынок. Но Беларусь выполнила свои обязательства лишь на 2% – из-за того, что поставки автомобильного топлива в РФ были гораздо менее прибыльными, чем поставки на Украину и европейский рынок. Это вызвало серьезное недовольство Минэнерго России, что и стало причиной снижения поставок нефти в Беларусь в IV квартале прошлого года. В 2013 году Беларусь твердо обязалась поставить в Россию 2,1 млн тонн высокооктановых бензинов и 1 млн тонн дизеля стандарта зимнего топлива. Однако, когда белорусский бензин стал конкурировать по ценам с российским, российские компании обратились в Минэнерго с просьбой защитить их от белорусского импорта.

Важной составляющей экспортной привлекательности российского рынка для БНК было то, что при экспорте белорусского моторного топлива в РФ не нужно было платить экспортную пошлину в российский бюджет. С 2015 года экспортная пошлина на нефтепродукты по договоренности остается в белорусском бюджете – и, как результат, поставлять белорусский бензин в Россию стало невыгодно.

Согласно договоренностям, в 2016 году Беларусь должна была поставить в РФ 1 млн тонн автомобильных бензинов. По результатам года поставки упали на 70% по сравнению с 2015 годом – до 267,655 тыс. тонн. Валютная выручка снизилась на 26% по сравнению с 2015 годом – до USD 98 млн.

В январе 2017 года поставки нефтепродуктов в Россию рухнули на 96% по сравнению с январем 2016 года – до 1,752 тыс. тонн. Валютная выручка при этом упала на 87% – до USD 1,5 млн.

В январе белорусские поставки в Украину упали на четверть

Беларусь и Россия пока не подписали баланс по поставкам нефти и нефтепродуктов на 2017 год. Известно, что Россия поставит в I квартале на белорусские НПЗ 4 млн тонн нефти, хотя для полной загрузки мощностей белорусских НПЗ нужно около 6 млн тонн. Российские чиновники уже заявили, что и во втором квартале РФ поставит в Беларусь только 4 млн тонн нефти.

По этой причине в январе белорусские НПЗ снизили производство автомобильных бензинов на 23,6% в сравнении с январем 2016 года – до 287,8 тыс. тонн, производство дизельного топлива (включая биодизельное топливо) – на 32,5% до 434,2 тыс. тонн.

Как следствие, Беларусь вынуждена была снизить поставки нефтепродуктов в Украину. В январе текущего года они упали на 25% в сравнении с январем 2016 года – до 247,178 тыс. тонн (напомним, что сокращать поставки нефти на белорусские НПЗ Россия начала со второго полугодия 2016 года). При этом валютная выручка белорусского экспортера от продажи топлива в Украину в январе увеличилась на 8% в сравнении с январем 2016 года – до USD 121,6 млн. 

nmnby.eu

Украина желает транспортировать нефть в Беларусь

Ситуация с массовым отравлением водой в Махачкале улучшается

Опубликовано - Ноября 11, 2016 По ее словам, вспышка кишечной инфекции в Махачкале связана с паводком в результате ливней и недостаточной очисткой воды. В связи с этим администрацией г.

В пригород Махачкалы начали подвозить питьевую воду после массового отравления людей

Опубликовано - Ноября 11, 2016 С 27 октября по 2 ноября практически 700 человек были вынуждены прибегнуть к помощи медиков после отравления водой в Махачкале. Управление Роспотребнадзора по Дагестану также возбудило 22 административных дела после отравления людей питьевой водой.

Украина обвинила РФ в «бандитской добыче» полезных ископаемых

Опубликовано - Ноября 11, 2016 Об этом проинформировал в четверг заместитель министра по задачам захваченных территорий в украинском руководстве Георгий Тука . Украина подаст против РФ иск в международный суд.

Английские ученые изобрели ВИЧ-тест на USB-накопителе

Опубликовано - Ноября 11, 2016 Сдать анализ на ВИЧ стало сейчас еще проще, после того, как ученые создали удобный тест через USB. Профессионалы провели такой эксперимент практически тысяча раз, точность измерений составила 95%.

В РФ появится своя программа борьбы с лишним весом

Опубликовано - Ноября 11, 2016 Из-за искусственных смесей, которые содержат множество протеина, малыши скорее набирают вес, отмечают специалисты. Ученые считают нужным запретить рекламу продуктов с большим содержимым соли, сахара и насыщенных жиров.

В Российской Федерации сообщили о запрете заезда иностранцев через границу с Белоруссией

Опубликовано - Ноября 11, 2016 По ее словам, российскими ведомствами ведется энергичная работа по поиску выхода из сложившейся ситуации во взаимодействии с белорусской стороной.

Стаховский вышел в четвертьфинал турнира в Братиславе

Опубликовано - Ноября 11, 2016 В ¼ Сергей Стаховский встретится с победителем встречи Александр Недовесов (Казахстан) — [4] Ян-Леннард Штруфф (Германия). Отмечается, что следующим конкурентом украинца будет Денис Истомин из Узбекистана.

В Российской Федерации разработали рекомендации для борьбы с ожирением

Опубликовано - Ноября 11, 2016 По утверждению знатоков, из-за искусственных смесей (которые содержат большое количество протеина) малыши скорее набирают вес. Лучше заменить такую рекламу на социальную рекламу здоровых продуктов и отменного образа жизни.

Уснувший шофёр самосвала врезался в тягач на трассе — Сводка ДТП

Опубликовано - Ноября 11, 2016 За рулем автомобиля находилась 28-летняя женщина, водительский стаж которой составляет 5 месяцев. Вчера утром на трассе Тюмень-Омск столкнулись два большегруза.

Франция поддерживает быстрейшее введение безвиза Украины с ЕС

Опубликовано - Ноября 11, 2016 Франция за либерализацию виз, за безвизовый режим . «Для нас это не вопрос», — выделила Дюмон. Франция за либерализацию виз, за безвизовый режим».

kremlinpress.com

Украина будет качать в Беларусь нефть

Украина поможет Беларуси получить нефть

Например, из Венесуэлы

Украина и Беларусь намерены до конца недели подписать межправительственное соглашение о сотрудничестве в сфере транспортировки нефти через наша территорию Украины, сообщает УНИАН со ссылкой на Минтопэнерго.

Подписание этого соглашения будет способствовать реализации общих интересов двух стран относительно развития взаимовыгодного сотрудничества в нефтяной отрасли, отмечает ведомство.

- Белорусская сторона выразила заинтересованность в налаживании сотрудничества относительно поставок нефти на белорусские нефтеперерабатывающие заводы с использованием нефтетранспортной системы Украины и железнодорожного транспорта Украины и Беларуси, - отмечается в сообщении.По данным министерства, Украина имеет технические возможности для приема нефти в черноморских портах и последующей ее транспортировки в Белоруссию в соответствии с предложенными белорусской стороной объемами - до 4 миллионов тонн нефти в период с первого мая 2010 года по апрель 2011 года, с последующим увеличением до 10 миллионов тонн нефти в год.

Также в министерстве отмечают, что реализация соглашения будет способствовать эффективному использованию транспортной инфраструктуры Украины, позволит увеличить объемы транспортировки нефти по территории Украины трубопроводным и железнодорожным транспортом, а также сохранить позиции Украины как ведущего транзитного государства.

Согласно договоренностям Президентов Беларуси Александра Лукашенко и Венесуэлы Уго Чавеса, Минск планирует закупить у Каракаса 4 миллиона тонн нефти в 2010 году и 10 миллион тонн - в 2011 году. Покупаемая Белоруссией венесуэльская нефть поступает из Венесуэлы танкерами в порт Одессы на юге Украины, а оттуда доставляется на Мозырский НПЗ по железной дороге транзитом через Украину.

Нефть из Венесуэлы транзитом через Украину уже начала поступать на Мозырский НПЗ. 

Егор Петров, обозреватель «Наш Век»

wek.com.ua

Может ли Украина помочь Беларуси с нефтяной альтернативой?

Затянувшийся газонефтяной спор с Россией поставил Беларусь в очередной раз перед необходимостью иметь реальную альтернативу поставкам российской нефти. Один из вариантов такой альтернативы предлагает украинский эксперт — иранскую нефть.

Беларусь в своей новой истории предпринимала несколько попыток привлечь альтернативную нефть. Станет ли успешной очередная попытка?Александр Лукашенко, давая 12 сентября напутствие вице-премьеру Владимиру Семашко перед очередными переговорами в Москве, заявил следующее. «Везде должна быть альтернатива, как бы ни было сложно. И по природному газу (это сложнее, конечно), а по нефти тем более», — сказал он. Беларусь в своей новой истории предпринимала несколько попыток привлечь альтернативную нефть. Станет ли успешной очередная попытка?

Между тем, директор «Консалтинговой группы А-95» (Киев) Сергей Куюн убежден, что сейчас у Беларуси есть абсолютно реальная возможность притянуть на Мозырский НПЗ альтернативную нефть, которая, по его словам, по качеству и по цене сейчас практически идентична российской нефти сорта Urals.

С украинским экспертом обозреватель БЕЛРЫНКА пообщалась в кулуарах международной конференции «Рынок нефтепродуктов и газа Республики Беларусь: производство, трейдинг, розница» в Минске 22 сентября.

— Хочу отметить, что 2016 год — очень хороший год для белорусских поставщиков топлива в Украину. В августе установлен символичный рекорд: поставки белорусских бензинов составили 80% от всего импорта в Украину. Это беспрецедентный уровень, — раньше поставки не превышали 50%. Есть предпосылки считать (хотя есть определенные риски), что в этом году будет побит исторический рекорд поставок белорусского топлива в Украину в 2012 году, когда было поставлено 4,2 млн тонн.

— Чем обусловлен нынешний рост поставок?

— Прежде всего, — это выгодная логистика. Также целенаправленный труд экспортера — Белорусской нефтяной компании — на протяжении 6−7 лет дает определенные плоды: потребители уже почувствовали качество белорусского топлива, партнеры поняли особенности работы с белорусскими экспортерами. С другой стороны, эти цифры во многом обусловлены тем, что украинский рынок сузился. Тем не менее, есть прирост в абсолютных величинах.

— Беспокоят ли украинских потребителей возможные последствия снижения поставок российской нефти на белорусские НПЗ, поскольку появляются риски исполнения контрактов?

— Есть на рынке определенная нервозность. Понятно, что когда поставщик занимает на рынке такую большую долю, к нему приковано повышенное внимание, и все с напряжением следят за развитием данной ситуации. С аналитической точки зрения это, конечно же, выносит на поверхность вопрос диверсификации поставок в Беларусь для повышения устойчивости этого рынка. Кстати, хочу заметить, что сегодня Украина — единственная, кто может в этом белорусам реально помочь.

— Каким образом?

— Могу сказать, что в Украине сегодня ведутся очень активные переговоры с иранскими поставщиками нефти о ее прокачке по трубопроводу Одесса - Броды в Европу. В рамках этого проекта можно рассматривать и белорусское направление.

То есть можно реанимировать проект, в рамках которого осуществлялась поставка азербайджанской нефти в Беларусь в 2011 году. Однако, самое главное, в отличие от азербайджанской нефти, которая, конечно же, дорогая, иранская нефть по цене сегодня конкурентоспособна даже с российской.

Как правило, диверсификация поставок энергоресурсов стоит дорого. Но сейчас ситуация для Беларуси складывается очень удачно. Как заявил сегодня в своем выступлении на конференции в Минске старший редактор Platts Ник Коулмен, иранская нефть сейчас активно завоевывает новые рынки, — после снятия международных санкций Иран ведет очень агрессивную политику по возвращению на рынки, в том числе на европейские.

При этом еще раз подчеркну: иранская нефть по своей цене абсолютно конкурентоспособна с российской нефтью, — даже с учетом ее прокачки через Украину, — такие расчеты есть. По качеству она также сопоставима с российской Urals.

Мне кажется, что белорусам с учетом постоянных рецидивов с поставками российской нефти стоило хотя бы на 20−25% иметь альтернативный источник поставок нефти в виде иранской нефти. Это намного повысило бы устойчивость этого бизнеса, его прогнозируемость. Не буду скрывать: украинские клиенты очень переживают и нервничают, смогут ли белорусы выполнить свои обязательства по поставкам из-за ограничения поставок российской нефти в Беларусь. К сожалению, мы видим, что срыв этих поставок время от времени происходит.

Между тем основное достижение белорусов за последние годы — статус надежного поставщика топлива в Украину. Он пока слабее, чем статус литовских или польских поставщиков, но есть очень серьезный прогресс: сегодня у белорусских поставщиков намного выше качество отгрузок, качество договорной и контрактной работы. Тем не менее, постоянная дестабилизация с поставками нефти держит рынок в напряжении. Чтобы снять это напряжение и повысить свою устойчивость, нужна альтернатива — иметь такой резерв: хотя бы до 30% альтернативной нефти. Думаю, что и на переговорах с россиянами это намного усилило бы позиции белорусской стороны. Это сегодня можно и реально сделать.

— Вы сказали, что в Украине сейчас ведутся серьезные переговоры по возможности прокачки иранской нефти в Европу. Транспортная инфраструктура Украины готова. В чем вопросы?

— Вопрос в том, что это новый проект и Иран — новый для всех партнер. Мы видим, что польская группа «Лотос» сегодня работает с иранской нефтью и готова к долгосрочным контрактам с Ираном. Не исключено, что часть этих поставок (а может быть, и все) пойдут через Украину с прокачкой по трубопроводу Одесса - Броды, перегрузкой «на колеса» (на железную дорогу. — Прим. авт.) и дальнейшей отправкой в Европу.

— Почему — «на колеса», если есть техническая возможность прокачать эту нефть в Европу через Беларусь по белорусской трубопроводной системе? Рассматривается ли такой вариант хотя бы теоретически?

— Насколько мне известно, сегодня такой вариант не рассматривается. Хотя этот проект можно было бы увязать с поставками нефти напрямую по трубопроводу на Мозырский НПЗ. Здесь есть о чем говорить. Это — серьезный пункт на повестке дня. Безусловно, этот вопрос требует серьезной проработки. Но, на мой взгляд, сейчас — самое время белорусам серьезно об этом задуматься.

— На каком уровне ведутся переговоры о поставках иранской нефти через Украину?

— У нас было несколько визитов официальных делегаций в Иран, в Украину приезжали торговые представили Ирана (те, кто распоряжается данными ресурсами). Они подтверждают, что ресурсы имеются и с ними можно работать.

Кстати, в сентябре в Украину зашел первый танкер с иранским газовым конденсатом, — он будет переработан на Кременчугском НПЗ.

— Можно ли говорить, что в результате украинская нефтепереработка получит определенный импульс?

— Да. Но проблема в том, что у нас негде перерабатывать иранское сырье в больших количествах, поскольку украинские НПЗ не модернизированы. Их мощности позволяют переработать ограниченное количество нефти с соблюдением регламента ГОСТа, потому что нет развитых вторичных установок по переработке нефти. А вот белорусы могут это делать. У Мозырского НПЗ есть возможность брать иранскую нефть и делать из нее качественные нефтепродукты.

Кстати, Украина имеет возможность также поставлять иранскую нефть в Европу по действующей системе нефтепровода «Дружба». Сейчас одна нитка этой «трубы» задействована под нефть Urals, вторая пустует. Она может быть использована для поставок иранской нефти на венгерские, чешские, австрийские НПЗ. Этот вопрос также сейчас активно обсуждается в Украине. Так что для Беларуси складывается очень своевременный момент присоединиться к этому обсуждению.

В статье использованы материалы доклада С. Куюна «Анализ развития рынка нефтепродуктов Украины».

n1.by

Беларусь намерена качать иранскую нефть через Украину

Беларусь намерена импортировать нефть из Ирана транзитом через Украину. Об этом заявил президент Беларуси Александр Лукашенко в обращении к депутатам Палаты представителей и членам Совета Республики Национального собрания.

По его словам, Беларусь ведет переговоры о поставке с Ираном, который готов снижать цену для получения возможности перерабатывать нефть на Мозырском или других нефтеперерабатывающих заводах.

"Мы договорились, что загруженный танкер идет в Одессу, а оттуда начнем поставлять через Украину на Мозырский нефтеперерабатывающий завод", – заявил А.Лукашенко.

Он отметил, что правительство Беларуси ведет переговоры с Ираном во исполнение поручения президента по поиску альтернативы российской нефти.

Как сообщалось, в августе оператор нефтетранспортной системы компания "Укртранснефть" предложила Министерству нефти Ирана рассмотреть возможность организации транзита иранской нефти в Центральную и Восточную Европу через Украину, а также ее поставку на украинские нефтеперерабатывающие заводы.

Государственная компания "Белоруснефть" (Беларусь) готова оказать крупнейшей нефтедобывающей компании "Укрнефть" свои нефтесервисные услуги, в частности ремонт скважин и сейсморазведочные работы.

МинПром

... ...

Facebook

Twitter

Google+

Подписывайтесь на канал МинПром в Telegram, читайте нас в Facebook и Twitter, чтобы первыми узнавать о новых материалах и ключевых событиях дня.

 

Отправить другу

Комментарии

...

Новости партнеров

minprom.ua