Как пойдет “большая казахстанская нефть” — через Болгарию или Турцию?! Нефть через болгарию


Россия учтет опыт "Южного потока" при транзите газа через Болгарию

Перспективы энергетического сотрудничества России и Болгарии сегодня во многом зависят от позиции Еврокомиссии и, прежде всего, самой Софии. Как отмечает директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин, Москве обязательно стоит учесть опыт «Южного потока», чтобы вновь не оказаться в похожей ситуации.

Опыт "Южного потока" в сотрудничестве РФ и Болгарии 

В ходе церемонии вручения верительной грамоты болгарскому послу президент РФ Владимир Путин вновь поднял тему энергетического сотрудничества с Софией. Российский лидер напомнил, что реализовать проект «Южный поток» в свое время так и не удалось, но сейчас появляются новые возможности для того, чтобы Болгария играла весомую роль в транзите российского газа на европейские рынки.

«Южный поток действительно серьезно отразился на перспективах нашего сотрудничества, но мы учли тот негативный опыт. Сейчас, когда София заявляет о возможности восстановления поставок газа через Болгарию, то российская сторона намерена предварительно получить твердые гарантии для предотвращения повторения таких ситуаций. Что касается конкретного маршрута транспортировки газа и роли Болгарии в транзите энергоносителей, то здесь можно выделить два направления.

Первое связано с поставками российского газа в саму Болгарию и далее в другие страны через вторую нитку «Турецкого потока». Как известно, газопровод планируется сначала подвести к границе ЕС, и Болгария здесь может сыграть свою роль. Второе направление предполагает прокладку трубы непосредственно до болгарской территории. Данный маршрут также выглядит перспективно, но во многом зависит от позиции Еврокомиссии и, прежде всего, самой Софии. В целом потенциал сотрудничества выглядит неплохо, но надо учитывать уроки прошлого», - уверен собеседник ФБА «Экономика сегодня».

Напомним, что газопровод «Южный поток» должен был пройти по дну Черного моря в Болгарию, чтобы обеспечить газом целый ряд стран, но София в последний момент отказалась от него. Эксперты сошлись во мнении, что причиной такой позиции стало давление на Болгарию со стороны Брюсселя и Вашингтона.

Маршрут второй нитки "Турецкого потока"

В итоге Россия, уже приступившая к реализации проекта на момент решения Софии, потеряла около 800 млн евро. Впоследствии «Газпром» приступил к реализации альтернативного проекта под названием «Турецкий поток», и сейчас Болгария вновь заинтересована в транзите газа через свою территорию.

В то же время заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов РФ Алексей Белогорьев напоминает, что Еврокомиссия в силу геополитических причин не поддерживает проект строительства второй нитки «Турецкого потока». При этом европейские страны, через которые может пройти маршрут, наоборот проявляют неподдельный интерес к российскому газопроводу. Помимо Болгарии к таким странам относятся Греция и Италия.

Как отмечает преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, существует вариант второй нитки «Турецкого потока» с прокладкой труб через Грецию и Италию. Но болгарский вариант все же считается более выгодным.

Помимо Болгарии в нем российский газ пойдет в Сербию, Венгрию, Молдавию и Румынию. Последние две страны сегодня получают газ по украинскому маршруту. Но в случае успешной реализации такого маршрута поставку через Украину, по мнению аналитика, перестанут быть сколько-нибудь необходимыми и останутся исключительно в виде запасного маршрута.

Читайте нас в Яндексе

Автор: Андрей Петров

rueconomics.ru

Почему Болгария отказалась от российского нефтепровода

Пока российские власти сосредоточили все внимание на том, чтобы поймать руку американского Госдепа на московских митингах, хитрые американцы нанесли тяжелейший удар с другой стороны – по энергетической сверхдержавности России в Восточной Европе. Правительство Болгарии в 38-ой и последний раз отказалось от участия в одном из любимых нефтегазовых проектов Москвы – трубопроводе Бургас-Александруполис. Построить трубопровод, который бы гнал российскую нефть в Средиземное море через Болгарию и Грецию в обход турецких проливов, задумали еще в начале 90-х г.г. За прошедшие с тех пор 20 лет лидеры всех трех участвующих в проекте государств встречались много раз и успели подписать немереное количество межправительственных соглашений, меморандумов и трехсторонних протоколов. Но реальное строительство 300-километровой трубы с пропускной способностью 35 млн тонн нефти в год так и не началось.  Больше всего началу проекта мешали постоянные метания Болгарии. До нынешнего последнего отказа болгарский премьер Бойко Борисов уже дважды говорил о выходе страны из российского проекта: летом 2009 г. – сразу после избрания, и летом 2010 г. – без особых поводов. Но каждый раз после этих заявлений Борисов встречался с Путиным, они обменивались кинологическим опытом, и потом выяснялось, что, на самом деле, Болгария никуда не уходит.  Трудно полагаться на последовательность болгарского правительства, поэтому даже после третьего отказа остается некоторая вероятность, что Болгария все-таки вернется назад. Но в этот раз сделать это будет уже очень трудно. Раньше болгары отговаривались тем, что подождут результатов экологической экспертизы проекта, с выполнением которой тянули два года. В ноябре исследование, наконец, завершили, постановив, что все в порядке, можно строить. Поэтому правительству пришлось отказываться прямо и без уверток.  

Здесь сразу вспоминаются разговоры о том, что Болгария – «троянский конь России в ЕС», гарант энергетического доминирования русских в Восточной Европе. И вот теперь, в минуту послевыборной слабости Запад нанес ответный удар, оторвав у Москвы надежного союзника.

Переубеждать сторонников такой версии – довольно бессмысленно. Они все равно будут уверены, что Россия предлагает своим партнерам исключительно сверхвыгодные проекты и отказаться в них участвовать можно только под сильнейшим давлением Вашингтона. Но, вообще, у Болгарии и без всяких происков Запада было достаточно причин выйти из проекта.

Идея протянуть нефтепровод через курортный Бургас с самого начала была в Болгарии очень непопулярна: и у националистичных правых, и у озабоченных экологией левых. Болгарские правые много лет твердили, что стране необходимо покончить с рабской энергетической зависимостью от Москвы. А то в Болгарии русские поставляют и весь газ, и всю нефть, и даже весь атом. Теперь очередной лидер правых Бойко Борисов сможет отчитаться перед избирателями, что он спас болгарскую энергетику, по крайней мере, от роста русского влияния. Взамен зависимости от Москвы министры не могут предложить ничего, кроме общих разговоров о повышении энергоэффективности и диверсификации поставщиков, но это уже детали. Рост популярности правых все равно обеспечен, особенно в тех районах, где должен был пройти русский нефтепровод. Жители Бургаса и соседних городов много лет устраивали многотысячные митинги, собирали подписи и писали жалобы в Софию и Брюссель, протестуя против строительства. В нескольких муниципалитетах в 2009 г. даже прошли официальные референдумы, на каждом из которых более 90% проголосовали против нефтепровода. Сейчас в этих районах народные гуляния, потому что правительство наконец услышало своих граждан.  Очевидные политические выгоды от отказа легко перевесили довольно сомнительные экономические выгоды от участия в строительстве. Ведь никаких сверхдоходов от транзита  нефтепровод Бургас-Александруполис не сгенерирует – Болгария будет получать около $35 млн в год. 

К тому же, Софии придется нести свою долю расходов на строительство. За 20 лет проектирования, точная формула, кто и за что в этом проекте платит, так и не появилась. Но если предположить, что доля Болгарии в расходах на строительство будет примерно равна ее доле в акционерном капитале совместной компании-собственника, то получится, что София должна будет потратить на нефтепровод около 250 млн евро. 

В дополнение к расходам на строительство есть еще и экологические риски. Бургас – один из главных курортов Болгарии. Одна только новость о строительстве там нефтепровода может сильно убавить количество отдыхающих, не говоря уже о последствиях возможной аварии. А туристическая индустрия приносит стране не какие-то $35 млн, а почти 3 млрд евро в год.  Но самое главное это то, что отказ Болгарии участвовать в проекте для России даже выгоднее, чем для самой Болгарии. Нефтепровод Бургас-Александруполис числился как «стратегический проект». То есть его собирались строить не из экономической целесообразности, а просто так – чтобы было. Руководство «Транснефти» еще в 2009 г. прокололось, что у российских компаний нет столько нефти, чтобы заполнить новую стратегическую трубу. Надо привлекать нефтеэкспортеров из других стран, но непонятно на каких условиях, насколько это будет рентабельно и т.д. 

Если бы Болгария не слилась первой, то российской стороне пришлось бы или самой от всего отказываться, или, что более вероятно, оплачивать большую часть расходов на строительство, которые оцениваются в 1,1 млрд евро с перспективой неограниченного роста по ходу процесса. И потом еще что-то делать с полупустой нерентабельной трубой. 

А так вместо убытков получаются прибыли. Правительство Болгарии надеется, что партнеры добровольно согласятся на ее выход, и Софии придется оплатить только текущую задолженность на 7 млн евро. Но российская сторона добровольно соглашаться не планирует. Наоборот, хочет отсудить у болгар многомиллионную компенсацию за провал проекта. Бывший министр энергетики Болгарии Петр Димитров полагает, что размер причитающейся с его страны неустойки может достигнуть $1 млрд. А все благодаря тому, что российскому государству повезло иметь дело с партнером, который умудрился обойти его по степени неэффективности принимаемых решений. 

republic.ru

Болгарский газотранспортный узел: прорыв или иллюзия?

Расположение предполагаемых трубопроводов и интерконнекторов на Балканах.

Достигнутый в последние месяцы прогресс по вопросу трубопровода «Турецкий поток» ставит под угрозу флагманский проект правительства Бойко Борисова — планы Болгарии по созданию газотранспортного узла на Балканах.

Несмотря на то, что Азербайджан подтвердил, что первые поставки газа с месторождения Шах-Дениз-2 начнут поступать в Болгарию в 2020 году, подписанное в этом месяце соглашение между Россией и Турцией о запуске проекта «Турецкий поток», который пойдет в обход Болгарии, перекачивая газ через Грецию и западные Балканы, застало Софию врасплох.

«Турецкий поток» ставит под угрозу транзит российского газа через Болгарию, приносящий этой балканской стране около 80 миллионов евро (87,35 млн долларов) ежегодного дохода.

«Пропагандируя газотранспортный узел, София пытается убедить «Газпром» в том, что Болгария по-прежнему является хорошей точкой транзита», —говорит Илин Станев, эксперт по энергетическим вопросам и заместитель главного редактора болгарской газеты Capital. Борисов также активно выступает за строительство подводного трубопровода из России.

Планируется, что изначально с месторождения Шах-Дениз-2 в Болгарию будет поступать 1 млрд кубометров газа в год. Он будет доставляться в предполагаемый газотранспортный узел через запланированные трубопроводные перемычки с Турцией и Грецией. Хотя в будущем объем поступающего газа может быть увеличен, этого по-прежнему будет недостаточно, чтобы болгарский порт Варна превратился в торговый узел с многочисленными поставщиками газа, говорит аналитик софийского Центра изучения демократии Мартин Владимиров.

«Для сравнения, мы уже переправляем в Грецию, Турцию и Республику Македония 17 млрд кубометров российского газа в год», — добавляет он.

Идея строительства газотранспортного узла в Варне впервые была озвучена после провала предложенного Россией трубопровода «Южный поток», который был заброшен после того, как Еврокомиссия обвинила проект в нарушении европейского законодательства. Целью «Южного потока» была транспортировка российского газа в Центральную Европу по дну Черного моря, через Болгарию, что могло повысить стратегическую важность страны как транзитного государства.

Согласно 10-летнему плану развития, представленному контролируемой государством газотранспортной компанией «Булгартрансгаз», появление газотранспортного узла обеспечит Болгарию поставками газа из разных источников и укрепит позицию страны на картах маршрутов поставок в ЕС.

Однако, в плане не упоминается, как именно будет организована торговля, и существуют ли стороны, заинтересованные в покупке газа через этот узел. У других стран региона, потребляющих газ, и без Болгарии уже есть достаточно вариантов поставок.

Но у болгарских усилий по развитию газотранспортного узла есть один важный союзник — Еврокомиссия. Комиссар ЕС по вопросам климата и энергетики Мигель Ариас Каньете выразил свою поддержку этого плана во время визита в Софию в мае этого года. Чтобы получить финансирование для строительства, София должна до 9 ноября подать в Еврокомиссию заявку на анализ экономической целесообразности. Если узел докажет свою жизнеспособность, страна может также рассчитывать на поддержку Европейского банка реконструкции и развития.

Интерес Еврокомиссии к болгарскому газотранспортному узлу совпал с попытками Софии провести либерализацию газового рынка страны. Многие годы Болгария не позволяла рыночным игрокам транспортировать газ между страной и её соседями. Однако в июне подобное соглашение было подписано с Грецией, а в июле — с Румынией.

«Это — основная цель Еврокомиссии, которая считает, что этих соглашений достаточно, чтобы создать в Южной и Центральной Европе газовый рынок. Поддержка газотранспортного узла со стороны Еврокомиссии была частью этой сделки», — говорит Владимиров.

Призрачные источники

В долгосрочной перспективе правительство не собирается полагаться на импортный газ, а хочет разведать возможно крупные резервы газа на болгарском шельфе черноморского побережья, на месторождении Хан-Аспарух.

Хотя до сих пор не существует четкого ответа на вопрос о том, есть ли у Болгарии свой собственный газ, для Софии это стратегически важно. Предположения о существовании болгарского газа основаны, среди прочего, на существовании похожих ресурсов в соседней Румынии.

Управляющий месторождением консорциум, состоящий из французской компании Total, австрийской OMV и испанской Repsol, пробурил первую скважину в этом году и прогнозирует, что предварительная оценка будет готова к концу 2016 года.

Даже если результаты бурения окажутся положительными, для того, чтобы убедиться в коммерческом потенциале месторождения, потребуется дополнительная разведка. Болгарии потребуется не менее 10 лет на строительство инфраструктуры и начало коммерческой добычи.

Другим вариантом является импорт сжиженного природного газа (СПГ). Болгарский Энергетический Холдинг, контролирующий принадлежащие государству энергетические активы, уже некоторые время рассматривает возможность приобретения доли в плавучей установке для хранения и регазификации «Александрополис», расположенной у северо-восточного побережья Греции. Строительство интерконнектора с Грецией должно начаться в 2017 году в рамках проекта «Вертикальный коридор», предложенного в прошлом году.

Пропускная способность трубопровода Болгария-Греция, составляющая 3 млрд кубометров/год, может быть увеличена до 5 млрд кубометров/год, которых будет достаточно для покрытия ежегодного спроса на газ внутри страны. Трубопровод также даст Болгарии доступ к греческому терминалу сжиженного газа «Ревитусса» и предполагаемому Трансадриатическому трубопроводу, который соединит Болгарию с Азербайджаном.

«В долгосрочной перспективе СПГ — хорошее решение для Болгарии, так как он может посоперничать с российским газом с точки зрения стоимости. Но до воплощения этой идеи еще десятки лет», — говорит Владимиров.

 Дариуш Калан

Оригинал статьи

Комментариев:

neftianka.ru

Как пойдет “большая казахстанская нефть” — через Болгарию или Турцию?!

Начало года для российского руководства было отмечено внешнеполитической активизацией в болгарском направлении. Главной темой – как и при предыдущих встречах – стало сотрудничество России и Болгарии в энергетической сфере. Прежде всего, это – вопросы строительства нефтепровода Бургас-Александропулос. В прошлом году российский президент с болгарским и греческим визави окончательно договорился по такому проекту. Что и было закреплено соответствующим трехсторонним межгосударственным соглашением.

Вопрос о том, откуда же должно будет поступать сырье для будущего балканского транспортного маршрута, не оставляет места какому бы то ни было разнообразию варианта ответов. Ибо такой отправной пункт, находящийся в распоряжении России, всего один. Это – порт Новороссийск, где заканчивается путь сразу двух нефтепроводов с востока, из Казахстана и Азербайджана. Речь тут, ясное дело, идет о маршрутах Тенгиз-Новороссийск и Баку-Новороссийск. В настоящее время оба они в значительной мере используются для доставки к восточному побережью Черного моря казахстанской нефти.

Первый трубопровод прокачивает из Казахстана на запад сырье не только с Тенгиза, но и также с Карачаганака, расположенного в Западно-Казахстанской области, и из месторождений Кенкияк и Жанажол, находящихся в Актюбинской области.

А второй нашу нефть принимает в районе дагестанской Махачкалы, куда она доставляется танкерами из Актау. Другими словами, в последнее время трубопровод Баку-Новороссийск используется для транспортировки не столько собственно азербайджанской нефти, сколько казахстанской. Потому что азербайджанцам сейчас попросту не хватает своего сырья для обеспечения нагрузкой трех трубопроводных и одного железнодорожного маршрута, берущих начало в их нефтяной и просто государственной столице.

Следует еще уточнить, что идущий по маршруту Тенгиз-Новороссийск трубопровод КТК транспортирует не только казахстанскую, но и также российскую нефть. Но уже сейчас доля нашей страны там преобладает. В дальнейшем же, то есть ближе к тем временам, когда на другой стороне Черного моря будет сдан и начнет действовать маршрут Бургас-Александропулос, это преобладание, как ожидается, станет еще более ощутимым.

Отсюда закономерно выведение предположения о том, что Россия, Болгария и Греция, затевая строительство нового трубопровода, собираются заняться транспортировкой, помимо прочего, казахстанской нефти через Балканы к Эгейскому и далее Средиземному морю. Ведь объективно дешевле было бы продолжать поставлять ее потребителям так, как это делалось до сих пор, а именно – из Новороссийска через пролив Босфор в направлении все того же Средиземного моря, не так ли?!

Но дело тут в том, что Турция отнюдь не в восторге от продолжения такой практики. А предполагаемое увеличение объемов перевозок нефти из Казахстана и России по такому маршруту вообще сильно расстраивают турков. И с этим, хотя тут, казалось бы, никаких юридических препятствий нет, приходится считаться. Ибо пропускная способность Босфора не безразмерна, и чем большей интенсивностью она используется, тем больше становится угроза возникновения экологической катастрофы в районе пролива, который соседствует с крупнейшим в Турции мегаполисом.

Стамбул – очень своеобразный город. Стратегическое месторасположение в прошлом способствовало его процветанию, но сейчас оно, как утверждают местные, стало проклятием. “Это нефтяное движение равнозначно присутствию нефтяных танкеров на реке Сена или Темза, потому что Босфор – как большая река”, — говорит Гюн Кут, профессор международных отношений в Босфорском университете, сидя у себя в офисе над одним из самых узких мест канала”. Эта цитата взята из британской деловой газеты “Файнэншл Таймс” (“A tight spot”, January 5 2008 год), которая недавно выступила с большим репортерским материалом, рассматривающим положение дел в районе Босфора. Многие жители Стамбула живут в ожидании того, что когда-нибудь здесь случится серьезная авария. “Это неизбежно, но неприемлемо”, — характеризует ситуацию Кут.

Дело в том, что Турция сама не может ни ограничить, ни прекратить хождение судов через Босфор в том и ином направлении. Согласно Конвенции Монтрё от 1936 года пролив Босфор является интернациональным водным путем, открытым для доступа международного судоходства. Так что турецкие власти не имеют права налагать пошлины. Но они могут выступать с рекомендациями о том, чтобы пролив был закрыт при неблагоприятных водных условиях.

Каждый год растет количество проходящих через Босфор судов. Нынешняя цифра – 55 тысяч. То есть каждый день — в среднем примерно по 150 судов. “Поскольку экономика черноморских стран начинает преуспевать, объем потенциально опасного судоходства возрастет еще больше. Трубопровод Баку-Джейхан, открытый в 2006 году оттянул на себя часть такого движения, но другие отводные проекты через Турцию или Болгарию не сумели материализоваться”, — пишет автор вышеназванного материала из британской газеты.

Но вывод, которым завершается вышеприведенная цитата, кое-кому, наверное, показался бы поспешным. В частности – в той же Турции или в Болгарии и России.

И особенно после фактического урегулирования продолжавшегося почти полгода конфликта между правительством Казахстана и консорциумом иностранных инвесторов, осваивающим месторождение Кашаган, и также после признанного успешным визита президента России В.Путина в Болгарию. То есть сейчас препятствий на пути названных отводных проектов через Турцию и Болгарию определенно не стало больше, чем прежде. Наоборот, их количество за эти последние дни скорее уменьшилось, если иметь в виду турецкое направление. О чем речь? Попытаемся объяснить.

Автор материала из газеты “Файнэншл Таймс”, говоря в частности о проекте “через Турцию”, имеет в виду планы строительства трубопровода от порта Самсун, расположенного на южном, турецком берегу Черного моря до Джейхана, находящегося на побережье Средиземного моря. То есть турки не просто ломают голову над проблемой потенциального отягощения экологической ситуации на Босфоре, а пытаются решить ее с наибольшей экономической выгодой для себя.

До начала конфликта по Кашагану будущее проекта строительства нефтепровода Самсун-Джейхан представлялось достаточно безоблачным. Потому что итальянская компания “ENI”, чья деятельность в качестве оператора в соответствующем консорциуме и вызвала наибольшие нарекания со стороны казахстанского правительства, и является мажоритарным партнером в проекте трубопровода “Самсун-Джейхан”. А Казахстан – источник нефти, которая будет, как планируется, транспортироваться по этому транспортному пути. Турки потому-то, видимо, и уступили ведущую роль в этом своем внутригосударственном проекте итальянцам, что им представлялось положение оператора на месторождении Кашаган у “ENI” позволит компании без особых трудов направлять на экспорт будущую продукцию оттуда через Самсун.

Но это чуть не вышло им боком. Возникновение, а потом обострение противоречий между двумя сторонами – правительством РК и итальянской компанией – в Казахстане, вызывали сильное беспокойство в Турции относительно будущего трубопровода. Тогда-то, кстати, и стали говорить о нем как о проекте, который-де “не сумел материализоваться”.

Сейчас же, после фактического урегулирования конфликта по консорциуму, осваивающему Кашаган, перспективы проекта “Самсун-Джейхан” выглядят не столь уж мрачными. Компания “ENI” утратила порядка 2 процентов своей доли собственности. А также лишилась статуса оператора на крупнейшем на сегодняшний день в Казахстане месторождении. Но, с другой стороны, она там сохранила за собой позицию одного из самых крупных акционеров. И статус оператора не передан другой компании. Теперь он будет представлен всеми акционерами сразу. Следовательно, хотя “ENI” и утратила свое исключительное положение в консорциуме, у компании сейчас права в его рамках ничуть не меньше у кого-либо из других членов.

Американская компания “Эксон/Мобил” хотела, как утверждается, того, чтобы итальянскую компанию сместили с позиции оператора. В принципе даже нейтральные энергетические эксперты полагают, что наиболее оправданным решением явилось бы выдвижение на позицию управляющей консорциумом группы одного из двух гигантов – американского “Эксон/Мобила” или британского “Шелла”.

В случае реализации такого варианта итальянцы оказались бы отодвинуты на вторые роли. Но он предположительно оказался не по вкусу Казахстану. Как бы то ни было потери компании “ENI” оказались не такими большими, какие ожидались.

Следовательно, ее турецкие партнеры по трубопроводному проекту Самсун-Джейхан сейчас могут себе позволить несколько успокоиться. Списывать их планы, как “не сумевшие материализоваться” определенно рано.

Другой вопрос: реально ли осуществление сразу двух отводных проектов – через Турцию и Болгарию? Если нет, то какой из них окажется “не сумевшим материализоваться”?! На эти вопросы ответ покажет время.

zonakz.net

будет ли реализован проект поставок российского газа в ЕС через балканскую республику

Президент Болгарии Румен Радев во время официального визита в Москву выступил за прямые поставки газа из России в балканскую республику. Политик уверен, что таким путём российская сторона может осуществлять транзит «голубого топлива» в другие страны Европы. Однако эксперты считают, что такое предложение будет трудно реализовать из-за внутриполитической ситуации в Софии и позиции ЕС по данному вопросу. Есть ли перспективы у «Болгарского потока», разбирался RT.

Президент Болгарии Румен Радев в ходе двухдневного визита в России отметил, что его стране было бы выгодно стать транзитёром газа из РФ в Европу. 

«Я считаю, что Болгария нуждается в прямых поставках российского газа через Чёрное море. Назовём это «Болгарским потоком». Такой подход диктуется здравым смыслом и требованиями энергетической безопасности и эффективности, и не только в отношении Болгарии, но и Европейского союза в целом. Такие стремления ничем не отличаются от намерений Германии реализовать «Северный поток — 2»,— заявил болгарский лидер в беседе с газетой «Коммерсантъ».

Радев подчеркнул, что «прямой путь» поставки природного газа из Россию в Европу будет самым выгодным именно через болгарскую территорию.

«Особенно когда речь идёт о поставках дополнительного количества российского природного газа в Болгарию, Сербию, Венгрию, Австрию и на север Италии. Как для России, так и для Болгарии логичным выбором для расширения поставок российского природного газа в Европу является путь через болгарскую территорию. Поэтому в наших общих интересах получить прямой выход российского газа на черноморское побережье Болгарии», — сказал Радев.

По его словам, в болгарской республике сейчас имеется действующая газотранспортная система, которая в настоящее время расширяется, а газовые перемычки с соседними странами обеспечат доступ (российского «голубого топлива». — RT) и в страны Центральной Европы.

  • Президент Болгарии Румен Радев
  • Reuters
  • © Mohamad Torokman

Кроме того, Радев упомянул и о возможном возобновлении другого российско-болгарского энергетического проекта — строительстве АЭС «Белене».

«В последние несколько дней правительство Болгарии изменило свою позицию, и ожидается, что Народное собрание также отменит мораторий на реализацию этого проекта. Следует иметь в виду, что в него уже вложено 3 млрд левов (около €1,5 млрд. — RT), основное оборудование оплачено и доставлено, Европейская комиссия проинформирована о проекте, а площадка построена и лицензирована», — сказал глава страны.

Он также добавил, что к «Белене» сейчас проявляют интерес «иностранные инвесторы».

Энергетический вектор

Во вторник, 22 мая, Радев должен провести встречу с президентом России Владимиром Путиным, в ходе которой, как ожидается, лидеры двух стран обсудят в том числе и сотрудничество Москвы и Софии в сфере энергетики.

Напомним, оба проекта — и по созданию АЭС, и по поставкам газа из России в Европу через болгарскую территорию по магистрали «Южный поток» — возникли ещё до президентства Радева. Атомную электростанцию «Белене» болгары начали стоить в конце 1980-х годов, однако из-за проблем с финансированием АЭС не была достроена. В 2008 году Национальная электрическая компания Болгарии заключила с «Росатомом» контракт на завершение создания станции. Но в 2012 году правительство заморозило возведение АЭС, мотивируя это высокой стоимостью работы и опасностью для окружающей среды. При этом в ходе общенационального референдума большинство болгар высказались за продолжение строительства «Белене», однако проект всё равно был свёрнут. По решению Международного арбитража, София выплатила Москве €600 млн в качестве компенсации за разорванный контракт. 

Газопровод «Южный поток» подразумевал поставки российского газа из Анапы по дну Чёрного моря до болгарского порта Варна с последующим транзитом топлива в ряд стран Южной Европы. РФ и Болгария заключили договор о постройке этого трубопровода в январе 2008 года. Вскоре к нему присоединились Сербия, Венгрия, Хорватия, Македония и некоторые другие государства. Однако в 2014 году Евросоюз неоднократно высказывал опасения, что реализация «Южного потока» приведёт к нарушению так называемого Третьего энергетического пакета. Этот пакет законов призван не допустить монополизации поставок газа и электроэнергии в страны ЕС.

После подобных заявлений Болгария дважды за три месяца останавливала работы на своём участке «Южного потока». И уже в декабре 2014 года президент России Владимир Путин, находясь с официальным визитом в Анкаре, заявил, что Москва отказывается от «Южного потока» из-за неконструктивной позиции властей ЕС. Тогда же было заявлено о новом проекте — «Турецкий поток», который предполагает поставки российского «голубого топлива» из Краснодарского края в западную часть Турции с перспективной дальнейшей доставки газа в страны Южной Европы.

Старший научный сотрудник центра европейских отношений института мировой экономики и международных отношений РАН Владимир Оленченко рассказал в беседе с RT, что оба проекта — и по созданию «Белене» и по прокладке «Южного потока» — были закрыты вопреки болгарским национальным интересам, и возврат к ним со стороны Софии вполне оправдан.

«Тогда свёртывание строительства АЭС и газопровода фактически пролоббировали США, которые хотели ограничить потребление российского газа станами Старого Света и пытались не допустить экспорта российских технологий в Европу.

Сейчас у Соединённых Штатов свой проект — поставки американского сжиженного газа с помощью танкеров. И Болгария им не очень интересна для его реализации, а потому Вашингтон чуть ослабил своё давление на Софию. В Болгарии это поняли и пытаются воспользоваться данной ситуацией чтобы реанимировать выгодные для себя контракты», — подчеркнул эксперт.

По словам Оленченко, возврат к планам строительства газопровода и АЭС связан также и с фактором личности президента Румена Радева.

«Предыдущий глава страны Росен Плевнелиев не был настроен на тесное сотрудничество с Россией и был зависим от позиции Брюсселя по ряду внешнеполитических вопросов. А Радев уже неоднократно заявлял и демонстрировал, что для него интересы страны важнее, чем желание угодить ЕС. Теперь вопрос в том, хватит ли ему силы воли для воплощения своих заявлений в жизнь», — сказал Оленченко.  

Парламентский рубеж

Однако некоторые эксперты полагают, что реализовать идеи Радева на практике будет сложно из-за особенностей внутриполитической ситуации в Болгарии.

«Это парламентская республика. По конституции президент там играет вспомогательную роль. Он может налагать вето на некоторые решения Народного собрания (но не более трёх раз), а также решает некоторые вопросы, связанные со внешней политикой и внешней разведкой. Однако по всем вопросам, которые касаются энергетических проектов право принимать окончательные решения имеет только парламент», — напомнил в беседе с RT заведующий сектора исследований Европейского союза Института мировой экономики и международных отношений РАН Юрий Квашнин.

Эксперт также призвал обратить внимание на то, что Радев баллотировался в президенты от Социалистической партии, которая в Народном собрании Болгарии находится в оппозиции.

«Большинство там имеет партия «Граждане за Европейскую интеграцию», её лидер, премьер-министр страны Бойко Борисов и другие члены настороженно относятся к вопросам сотрудничества с РФ. Так что планы Радева, с большой долей вероятности, реализованы при нынешнем болгарском правительстве не будут», — заключил Квашнин. 

По словам специалистов, сам по себе проект прямой поставки российского газа исключительно в Болгарию для России не представляет интереса.

«Объём первой «нитки» «Турецкого потока» составляет более 15 млрд кубометров газа. Это в разы больше, чем весь болгарский рынок. Вот и судите, стоит ли тянуть трубу только из-за одной Болгарии через Чёрное море? Другое дело если удастся зацепиться за болгарское предложение и выйти через это государство на другие страны Европы», — рассуждает в беседе с RT директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

  • Прокладка газопровода «Турецкий поток» по дну Черного моря
  • РИА Новости
  • © Сергей Гунеев

С ним согласен и директор института проблем нефти и газа Николай Дмитриевский.

«Трубопровод с российской территории через Чёрное море в Болгарию интересен только как вариант дальнейшей поставки нашего топлива с болгарской территории в другие страны Старого Света. И в принципе мы ещё с 1981 года продумывали разные варианты снабжения газом Южной Европы через государства Балканского полуострова, где Болгария играла важную роль», — отметил эксперт в беседе с RT.

Он напомнил, что именно с болгарской республикой РФ планировала строить и нефтепровод «Бургас—Александрополис».

Брюссельский барьер 

«Увы, под давлением Евросоюза Болгария отказалась от этих проектов, и тогда возник «Турецкий поток». Однако и там не решён вопрос о транзите российского газа в Европу. Чисто географически и геологически маршрут через Болгарию самый выгодный и самый удобный, здесь с Радевым можно согласится. Однако дальше в переговоры, наверняка, вмешается политика. В любом случае предложение болгарского главы само по себе интересно. Его надо серьёзно изучать и отталкиваться от конкретных его условий, если до них дойдёт», — сказал Дмитриевский.

В свою очередь Пикин пояснил, что пока Болгария показала себя не очень надёжным экономическим партнёром России.

«Давайте вспомним наши совместные с болгарской стороной проекты в энергетической сфере. И строительство АЭС «Белене», и строительство «Южного потока», и создание трубопровода «Бургас—Александропулис» в итоге не были реализованы. Где гарантия, что на этот раз не произойдёт также?», — задаётся вопросом эксперт.

По его словам, с Турцией все основные условия прокладки газопровода согласованы, и с Анкарой Москва достигла полного взаимопонимания.

«По условиям поставок нашего газа на турецкий рынок у нас всё договорено. Остался вопрос транзита через территорию Турции в Европу. Но решение этого вопроса уже зависит не от турецкой стороны, а от Брюсселя», — пояснил Пикин.

По его словам, руководство Евросоюза имеет возможность сорвать реализацию обоих проектов — что «Болгарского потока», что «Турецкого».

«Договариваться по большому счёту нам надо теперь не с Анкарой или Софией, а с Берлином и Брюсселем», — заключил специалист.

pravdoryb.info

Болгария борется за российский газ

Болгария просит Евросоюз оплатить строительство газового хаба на ее территории. Но вряд ли она получит такую компенсацию своих потерь от изменения маршрута «Южного потока», поскольку выводить его из Турции на Болгарию нецелесообразно. Другого газа для оправдания существования хаба пока не взять негде.

Болгария не оставляет надежду заработать на транзите в Европу российского газа. Премьер-министр Болгарии Бойко Борисов обратился в Евросоюз с предложением профинансировать строительство болгарского газового хаба для распределения потоков топлива из «Южного потока», который теперь пройдет через Турцию.

Еще несколько дней назад Бойко Борисов вместе с премьерами других семи стран-участниц проекта «Южный поток» ожидал от еврокомиссии снисхождения к проекту и хотя бы обещания сделать для него исключение из правил третьего энергопакета (запрет владельцу трубы единолично поставлять газ). Но вполне ожидаемо Еврокомиссия отказалась идти на уступки, предложив южным странам Европы заняться уже проваленным проектом «Южный газовый коридор» (планировалось соединить в нем потоки из Туркмении, Кавказа, Ближнего Востока и направить в Европу). Видимо понимая нереалистичность этой затеи, развалившейся на части еще в проекте, Болгария ищет варианты, чем возместить упущенную выгоду в размере 400 миллионов евро в год от транзита «Южного потока». 

Новая ветка «Южного потока» по проекту должна выйти на границе Турции и Греции, где и планируется разместить хабб для распределения газа в страны ЕС. Борисов же предлагает вместо турецкого хаба создать болгарский, чтобы оттуда направлять российский газ в другие европейские страны. За распределением газа в Варне, где и планировалось принимать ранее «Южный поток», наблюдать в этом случае стала бы Еврокомиссия.

«Такой хаб хотят построить все, кто расположен от Румынии до Греции и от Турции до Македонии, - говорит Михаил Крутихин, партнер «Русэнерджи». – Но мечты надо отделять от реальности. Болгария давно мечтала о хабе, рассчитывая завести на него поток газа с Украины, с Турции и даже с Каспия. Это оказалось нереализуемо, поэтому только и остается что делать пустые заявления. Все понимают, что в ситуации, когда до 2040 года Европа не ожидает роста потребления газа, ввязываться в маловероятные проекты и тем более финансировать их никто в Евросоюзе не станет».  

Владеть хабом в Европе стало очень престижно с начала 2000-х годов. В настоящее время в континентальной Европе действует семь хабов с общей мощностью около 250 млрд кубометров газа (до половины всего потребления). Но по всей видимости, сейчас не лучшее время для расширения их географии. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), после некоторого восстановления в 2010 году спрос на газ в ЕС упал на 7,5% в 2011 году и еще на 3,5% в 2012 году. ЕС вместе с Турцией импортировали в 2013 году 253 млрд кубометров газа из внешних источников, что на 0,5% меньше уровня 2012 года и на 15% — уровня 2010 года.

Можно предположить, что Борисов пытается еще сохранить лояльность России и воспользоваться тем, что Турция отказалась участвовать в финансировании морской части «Южного потока». Он готов построить за счет Болгарии сухопутную часть к «Южному потоку» из Турции. Во всяком случае это демонстрация своим гражданам того, что он не зря сулил им большие барыши, и готов еще за них побороться. Между тем в  Болгарии до сих пор пытаются подсчитать убытки от изменения маршрута «Южного потока». Министр энергетики Болгарии Теменужка Петкова согласилась с подсчетами Владимира Путина, что Болгария потеряет 400 млн евро в год.

Румен Овчаров, экс-министр экономики Болгарии,  считает, что ущерб дотягивает до 600 млн евро. «Мои опасения заключаются в том, что если газопровод с проектной мощностью 63 млрд м3 пройдет по территории Турции, то все поставки, включая текущие поставки газа в Турцию через Болгарию, пойдут по новому газопроводу. Таким образом, Болгария лишится не только потенциальных 600 млн долларов, но и вполне реальных 140-150 млн долларов в год, которые она сейчас получает за транзит газа», — сказал Румен Овчаров.

Но согласится ли Еврокомиссия участвовать в финансировании в качестве компенсации Болгарии ее подарков пенсионерам к Рождеству?

«С точки зрения политики это было бы странно: судьба других потоков газа неочевидна, а в случае если Еврокомиссия согласится покупать газ «Газпрома» в Болгарии, значит она по факту сделает ему исключение из третьего энергопакета, о который разбились мечты в том числе Болгарии, - говорит  Вячеслав Кулагин, руководитель центра изучения мировых энергетических рынков ИМЭМО РАН. – Может, реверансы какие-то и будут, чтобы  утешить, дать политикам поговорить и так далее».

Вячеслав Кулагин считает, что с точки зрения логистики предложение Болгарии тоже нецелесообразно. При прохождении территории Турции трубу придется завернуть вверх на тысячу километров до Болгарии, потом вывести одну ветку на Грецию.

«На такой зигзаг никто не согласится, в особенности «Газпром», - говоритВячеслав Кулагин. – Поэтому не следует ожидать никакой конкуренции между Грецией и Болгарией за размещение хаба. Сейчас обещания Болгарии построить самим инфраструктуру наземную ничего не значат. Даже в этом случае делать крюк – ради чего?»

Похоже, Россия действительно из этой истории вышла с наименьшими потерями и оглядываться лишний раз на «бублики» нет смысла, тем более, что это лишняя тысяча километров  трубы, за транзит по которой надо платить.

«Мы построили на своей территории «Южного потока» газораспределительную станцию, которая адаптируема вполне для «Турецкого потока»  - так назвали этот проект в Турции, - говорит Александр Пасечник, руководитель аналитического отдела  Фонда национальной энергетической безопасности.  – Закупленные в Японии подводные трубы тоже сгодятся для «Нового черноморского маршрута в Европу через Турцию» - я думаю так правильнее его называть. Объемы мы сохраняем прежние – 63 млрд кубометров, а выигрываем за счет экономии: инфраструктуру к греческому хабу европейцы теперь будут прокладывать сами. Так что к потерям Болгарии я бы добавил еще и расходы на такое строительство».

Болгария оказалась единственной страной, которая полностью подчинялась требованиям Еврокомиссии и по ее требованию сначала приостановила работы по «Южному потоку», потом вовсе объявила о их закрытии. В то же время Австрия, Венгрия и не входящая в ЕС Сербия резко раскритиковали действия Еврокомисии, обвинив ее в несоблюдении интересов южных стран.

Между тем Борисов намерен выйти с предложением о строительстве хаба без участия других бывших партнеров по «Южному потоку».  Болгарский премьер поручил подготовить письмо с предложением  вице-президенту Еврокомиссии по энергетическому союзу Марошу Шефчовичу и председателю Евросовета Дональду Туску, но не своим коллегам по несчастью, пишет Эксперт.

«Болгары всегда создавали нам проблемы с газом во всех международных переговорах: сначала обещали, потом забывали, - говорит Александр Пасечник. – Они оказались единственными, кто не вступился в защиту даже своих национальных интересов. Поэтому даже если бы их предложение было экономически выгодно, Россия уже из принципиальных соглашений не будет с ними разговаривать вообще о чем-либо. Перспективы у Борисова с идеей хаба заведомо провальные». 

Михаил Крутихин согласен, что перспектив у болгарского хаба нет никаких. Но и Россия не в таком уж и полном выигрыше:

«Наша проблема в том, что теперь мы имеем дело с Турцией, а это не мене, а то и более трудный, партнер, чем Украина, - говорит Крутихин. – Они при заключении контракта добились от «Газпрома» низких цен, когда никто в ЕС этого сделать не смог, выморозили сейчас скидку в 10%, теперь ждут 15%. Ранее сумели в отличие от других отказаться от схемы «бери или плати». Так что думаю, они выставят нам непростые условия, которые захотят периодически менять. Они же понимают теперь свое географическое преимущество – соединение двух потоков с Прикаспия и из России». 

rcc.ru

Болгария и Украина стали собратьями по несчастью на газовом рынке | Энергетика

МОСКВА, 8 сен - ПРАЙМ, Андрей Карабьянц. "Газпром" несмотря на значительное сопротивление продолжает последовательно двигаться к своей стратегической цели – снижение зависимости от транзита газа через территорию третьих стран. Газовая компания приступила к реализации проекта "Турецкий поток" – строительству газопровода в обход Украины и Болгарии.

БОЙКО И МОСКВА

Премьер Болгарии Бойко Борисов в последнее время кардинально пересмотрел свои взгляды на сотрудничество с Россией. Руководство страны хочет создать в районе Варны газовый хаб, который стал бы центром снабжения всей Юго-Восточной Европы.

Примечательно, что такая возможность у Болгарии уже была, но именно Борисов не только не захотел ей воспользоваться, но и назвал ее противоречащей интересам страны. Именно правительство Борисова заблокировало строительство  Южного потока" мощностью 63 млрд куб. м, что поставило крест на совместных российско-болгарских проектах в энергетической сфере. И это при том, что на тот момент между Москвой и Софией было заключено обязывающее межправительственное соглашение.

Сейчас политик утверждает, что это было сделано "во имя европейской солидарности" и по настоянию Брюсселя, поскольку газопровод не соответствовал "Третьему энергетическому пакету" ЕС. Данный документ запрещает экспортеру газа быть владельцем трубы, по которой осуществляется поставка.

Теперь, после отказа от "Южного потока", Болгария надеется при поддержке ЕК создать газораспределительный центр "Балкан". В качестве потенциальных поставщиков газа рассматриваются Россия, Азербайджан, Туркменистан, Иран, а также страны-производители СПГ. Для привлечения поставщиков 5-6 сентября была проведена газовая конференция в Варне, на которую болгарское руководство возлагало огромные надежды. 

В Софии отчетливо понимают, что без российского "Газпрома", который является крупнейшим игроком на энергетическом рынке Европы и до сих пор единственным поставщиком газа в Болгарию, создание хаба "Балкан" едва ли возможно. Борисов до последнего надеялся на участие "Газпрома" в конференции, однако ни один представитель российской компании не появился в Варне. Более того, глава "Газпрома" Алексей Миллер накануне конференции подчеркнул, что у компании нет планов менять маршрут "Турецкого потока" с целью вывести его к побережью Болгарии.

БОЙКО И БРЮССЕЛЬ

Восстановление отношений Москвы и Анкары крайне позитивно сказалась на реализации проекта "Турецкий поток". Партнеры, руководствуясь прагматичными соображениями и осознавая взаимную выгоду, предпринимают все необходимые меры для ускорения строительства газопровода от черноморского побережья России до европейского побережья Турции и далее до греческой границы. Из Греции, которая является членом ЕС, можно осуществлять поставки в разных направлениях и создание  хаба "Балкан" автоматически становится ненужным. 

СМИ: Балканские страны могут договориться о продлении "Турецкого потока"

"Мы не допустим, чтобы Болгарию обошли и используем наше право вето. Когда мы проявили солидарность и поддержали Украину, в соответствии с общим решением ЕС, мы знали, что теряли, но руководствовались принципами единства и европейскими нормами", - заявил Борисов перед конференцией. По его словам, болгарское правительство готово предпринять все меры для недопущения поставок газа на европейский рынок, если они не пойдут через хаб "Балкан". В этом случае могут пострадать интересы соседней Греции, которая готова получать российский газ из Турции и поставлять его в другие страны Южной Европы.

ЕК предстоит оценить экономическую целесообразность проекта и решить вопрос с финансированием. Ранее независимые эксперты оценивали строительство хаба и соответствующей инфраструктуры в 2,2 млрд евро. Очевидно, что все финансовое бремя ляжет на страны-доноры ЕС, которые не получат от проекта никакой выгоды, поскольку "Балкан" необходим для снабжения топливом стран Юго-Восточной Европы. 

Пока Брюссель не принял решение о финансировании болгарского проекта, однако на фоне Brexit вероятность его реализации остается не высокой. Никакого интереса к нему не проявляет и "Газпром". 

ДАЙ ГАЗУ

Кроме очевидных финансовых проблем, необходимо решить вопрос с источниками газа. Планы Болгарии грандиозны. Эта страна хочет стать не только "энергетическим мостом между Востоком и Западом", но создать центр ценообразования на энергоносители для целого региона. 

София желает замкнуть на себя экспортные потоки газа из разных источников. Однако, откуда будет поступать газ в Болгарию не понятно. Азербайджанский газ, добываемый на Каспии в рамках проекта Шах-Дениз – 2, будет поставляться в Европу в незначительном объеме – всего 10 млрд куб. м. Для этого требуется построить транспортную инфраструктуру – трубопроводы ТANАP и TAP общей протяженностью свыше 2200 км. 

Не стоит рассчитывать и на газ из Ирана или Туркменистана: договоренностей и инфраструктуры для поставок из этих стран не существует. Как заявляют в Брюсселе "Южный транспортный коридор", который включает в себя TANAP и TAP, создается с перспективой на будущее. При этом конкретные сроки не указываются. 

Еще один источник газа для "Балкан" – терминал СПГ в Греции. Политика ЕС в сфере обеспечения энергоресурсами европейских стран направлена на развитие инфраструктуры по приему и доставки потребителям именно сжиженного газа. Греция при поддержке ЕК планирует построить СПГ-терминал в районе г. Андруполис мощностью всего 6,1 млрд куб. м/г. По предварительным оценкам стоимость терминала составит 370 млн евро, а строительство должно быть завершено в конце 2018 г. Проект все еще находится на стадии планирования. Интерес к терминалу проявила американская Cheniere Energy, которая начала поставки СПГ в Европу в начале этого года. Представители этой компании приняли участие в конференции в Варне. Однако Cheniere Energy направила в Европу всего две партии СПГ, поскольку американский СПГ не может конкурировать с трубопроводным газом. 

Таким образом, единственной страной, способной поставлять газ в Болгарию в необходимом объеме остается только Россия. 

ЦУГЦВАНГ ДЛЯ УКРАИНЫ 

При любом раскладе на европейской газовой доске Украина попадает в цугцванг. Роль страны, как крупнейшего транзитера российского газа в Европу, будет сокращаться при любом сценарии развития событий.

После распада СССР транзитные мощности ГТС Украины составляли 170 млрд куб. м /г., а в настоящее время не превышает 140 млрд куб. м. В прошлом году объем транзита российского газа через Украину составил 67 млрд куб. м. "Если объем прокачки газа из России в Европу через Украину упадет ниже 60 млрд куб./г, то эксплуатация ГТС станет не рентабельной", - считает Валентин Землянский – один из ведущих украинских экспертов в области энергетики. Более того, из-за сокращения транзита Киеву придется менять систему газораспределения в стране, что влечет дополнительные существенные затраты.  

Для Украины доходы от транзита российского очень важны. В структуре экспорта услуг, который принес $9,55 млрд в 2015 г., на транспортные услуги, включая транзит газа, приходится 54,8%. По мнению Землянского, Россия сократит прокачку газа через Украину до 30 млрд куб. м/г. – оптимистический сценарий – после строительства одного из обходных газопроводов – "Турецкий поток" или "Северный поток – 2". Представители руководства "Газпрома" неоднократно заявляли, что после 1 января 2020 г., когда завершается контракт с Украиной, транзит не превысит 15 млрд куб. м/г. 

В Киеве осознают проблемы, которые могут возникнуть в экономике Украины, в случае изменения экспортных потоков. Сейчас через территорию страны прокачивается до 40% российского газа, предназначенного для потребителей в Европе. Киевское руководство предпринимает экстренные меры, чтобы убедить Брюссель в надежности Украины, как страны, обеспечивающей транзит российского газа. 

Премьер-министр Гройсман обязал "Нафтогаз" накопить 17 млн куб. м газа в ПХГ страны к 1 ноября 2016 г. Буквально за несколько дней до этого "Нафтогаза" заявил, что для прохождения отопительного сезона Украине достаточно закачать в ПХГ 14,5 млрд куб. м. Увеличение запасов необходимо, чтобы избежать проблем с транзитом, в случае холодной зимы, когда потребление находится на пике. В Киеве осознают, что только таким образом страна сможет убедить Брюссель в необходимости оказать давление на Россию с целью не допустить строительство газопроводов в обход Украины. 

"Газпром" получил первые разрешения властей Турции на "Турецкий поток"

Вне зависимости от решения ЕК по проекту "Балкан" и дальнейших отношений между Брюсселем и Москвой в энергетической сфере Киев останется в проигрыше. "Газпром" способен направить экспортные потоки в обход Украины и значительно сократить транзит через эту страну. 

В среду глава российской компании Алексей Миллер официально сообщил о получении от властей Турции разрешений, необходимых для начала строительства газопровода "Турецкий поток" и о переходе к практической реализации проекта. Болгария вслед за Украиной может остаться вне газового рынка из-за своей неконструктивной политики.

1prime.ru