Не джихадом единым: как нефть ИГ попадает в Турцию. Нефть через турцию


Не джихадом единым: как нефть ИГ попадает в Турцию

Эксперты – о посредниках в продаже «черного топлива» исламистов

03.12.2015 в 15:45, просмотров: 4810

Обвинения в адрес Турции по поводу скупки нефти «Исламского государства» (ИГ, ИГИЛ – группировка признана в РФ террористической и запрещена) получили новый толчок после того, как российское министерство обороны опубликовало карту, где изображены три основных пути, по которым, как считает ведомство, джихадисты переправляют «черное золото» в Турцию. Эта тема была озвучена и президентом России в послании Федеральному собранию: «Мы знаем, например, кто в Турции набивает свой карман и даёт заработать террористам на продаже награбленной в Сирии нефти. Именно на эти деньги бандиты вербуют наёмников, закупают оружие, организуют бесчеловечные теракты, направленные против наших граждан, против граждан Франции, Ливана, Мали, других государств». «МК» попытался разобраться, как действуют схемы по продаже нефти с территорий ИГ.

Спутниковый снимок скопления грузовых машин в районе Камышлы. Фото: mil.ru

В качестве «нефтяных» путей Минобороны указало три. Первый – самый западный – берет начало из сирийского месторождения в Манбидже и ведет в турецкий Дертийол. По второму, северо-восточному, направлению нефть из станций в сирийской провинции Дейр-эз-Зор проходит через Камышлы, который находится на сирийской территории, и идет в турецкий район Батман. Третий, восточный, ведет из северного Ирака в район турецкого Джизре. В качестве допматериала опубликованы спутниковые съемки, на которых видно скопление грузовых машин, предположительно перевозящих нефть, на турецко-сирийской границе.

Опрошенные «МК» эксперты пояснили, что не все направления выглядят правдоподобно. «Карта нарисована очень условно, но топливное направление через КПП «Джильвегёзу» (район Рейханлы) и КПП «Азаз», которое идет вдоль южных и восточных границ курдского кантона Африн (западное направление – авт.) является действующим», – пояснил «МК» член Национального конгресса Курдистана Фархат Патиев, отмечая в то же время, что это направление, по данным самих курдов, используется также в других жизненно важных для ИГИЛ целях.

Другой аналитик в разговоре с «МК» отметил, что наиболее вероятным является самое восточное направление, которое пролегает через северную часть Ирака. «Эта нефть легализовывается в Иракском Курдистане, – заявил «МК» тюрколог, доцент Санкт-Петербургского университета Александр Сотниченко. – Это довольно просто сделать: Иракский Курдистан является территорией, признанной де-юре как автономия, но де-факто это государство, которое обладает всеми его признаками, кроме международного признания. Там можно легализовать все, что угодно».

Карта Министерства обороны. Фото: mil.ru

«На турецко-иракской границе есть все необходимые таможенные пункты, а вот с границей между Сирией и Ираком все гораздо сложнее, – рассказывает Александр Сотниченко. – ИГ контролирует районы как Сирии, так и Ирака. Разумеется, между этими районами никакой границы не существует. Бензовозы вполне могут идти через сирийско-иракскую границу, затем они въезжают на территорию Иракского Курдистана без всякой таможни. Почему? Потому что формально это все территория Ирака. Кроме того, думаю, есть определенные договоренности между ИГ и властями Иракского Курдистана, чтобы они за какую-то плату пропускали эти бензовозы. Далее они легализуются как курдские и поставляются в Турцию».

Недавно официальный представитель Госдепа США Марк Тонер отверг сообщения, что турецкое правительство находится в сговоре с ИГ для покупки «черного золота», однако не исключил, что нефть на турецкую территорию все равно поступает через контрабандистов и посредников, о чем неоднократно писали западные издания. Само министерство обороны России утверждает, что бензовозы с «джихадистским» топливом маскируются под обычные фуры.

«Не надо зацикливаться на ИГИЛ. Помимо него, есть несколько посредников, – поясняет «МК» ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Станислав Иванов. – Совсем недавно было сообщение, что по указанию главы Иракского Курдистана Барзани было арестовано около 400 жителей области по обвинению в посредничестве в сделках по переброске контрабандной нефти. Это общеизвестно. Сирийские власти и сами не отрицают, что они заправляют танки и автомашины нефтепродуктами с территорий ИГИЛ. Представление, что ИГИЛ берет и продает Турции, Сирии и Ираку, примитивно… ИГИЛ воюет, а добывает, продает и перевозит нефть местное население. Оно может быть и сирийское, и иракское, и турецкое. Это контрабандный бизнес, но им занимаются уже давно».

«Власти Сирии и Ирака долгое время не контролируют границу с Турцией, – также заявил «МК» Станислав Иванов. – Власти Турции, в свою очередь, ее контролируют избирательно. Граница прозрачная, и турецкие власти не заинтересованы в ее контроле. Через нее можно проехать и обычным гражданам, и боевикам». По мнению аналитика, границу между Турцией и Ираком, Турцией и Сирией нужно было давно укрепить при помощи миротворческих сил. Недавно за это выступили главы американской и российской дипломатии.

www.mk.ru

ИГ реализует нефть через Турцию - Чуркин

Фото: Скриншот видео

Виталий Чуркин выступил на Совбезе ООН

Постоянный представитель России при ООН выступил на заседании организации.

Наибольший объем нефтепродуктов, которые продают на черном рынке боевики "Исламского государства", реализуется через Турцию, заявил постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин, передает РИА "Новости".

Выступая на заседании СБ ООН по пресечению финансирования боевиков, он сказал, что "сбыт углеводородного сырья с подконтрольных ИГИЛ территорий продолжается".

"Наибольший объем нефтепродуктов реализуется через Турцию. В большинстве случаев для перевозки нефти используются автоцистерны, идущие через пограничные пункты "Каркамыш", "Акчакале", "Джильвегезю" и "Онджупынар". Количество автоцистерн исчисляется тысячами. Их поставками для ИГИЛ занимается ряд турецких компаний, в том числе "Серии" (город Конья) и "Сам Отомотив" (город Антакья)", - сказал Чуркин.

Он также отметил, что в Турции купленная у ИГ нефть доставляется на нефтеперерабатывающий завод компании Turkiye Petrol Rafinerileri A. S. (Tupras) в Батмане.

"Но основной поток углеводородов отгружается через турецкие порты на берегу Средиземного моря, прежде всего через порт Джейхан", - подчеркнул российский дипломат.

По словам Чуркина, нелегальный экспорт энергоносителей из ИГ достигает 1,5 миллионов долларов в день.

Климкин пожал руку Чуркину в Совбезе ООН

Как сообщалось, постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин в ходе заседания потребовал от Киева "освободить" семь украинских городов на Донбассе, в которых ВСУ "вероломно" установили контроль.

korrespondent.net

Маршруты поставок нелегальных нефтепродуктов в Турцию. Данные Минобороны - Политика

Выступление начальника главного оперативного управления Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации — заместителя начальника Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации генерал-лейтенанта Сергея Рудского:

'Видео брифинга. Youtube/Минобороны РФ'

Без надежного перекрытия каналов финансовой подпитки ИГИЛ (прежнее название запрещенной в РФ группировки "Исламское государство". - прим. ТАСС) рассчитывать на реальный успех в борьбе с этой террористической организацией не приходится.

Как уже было отмечено заместителем министра обороны Российской Федерации Антоновым Анатолием Ивановичем, основным источником поступления финансовых средств для террористов является нелегальная продажа нефтепродуктов.

© Министерство обороны РФ

В целях ликвидации этого канала Воздушно-космическими силами России наносятся удары по объектам добычи, хранения, переработки и транспортировки нефтепродуктов на территориях Сирии, подконтрольных ИГИЛ.

За два месяца в результате ударов российской авиации нанесено поражение 32 нефтедобывающим комплексам, 11 нефтеперерабатывающим заводам, 23 станциям перекачки нефти.Уничтожены тысяча восемьдесят автоцистерн, перевозящих нефтепродукты.

Это позволило снизить оборот незаконно добываемой на сирийской территории нефти почти на 50%.

'Авиаудар по нефтехранилищу в районе н.п.ЭС-САУРА. YouTube/Минобороны РФ'

По самым скромным подсчетам доходы этой террористической организации от преступного бизнеса составляли не менее трех миллионов долларов в день. Умножьте это на четыре года. После наших ударов доходы террористов снизились до полутора миллионов долларов в день.

Вместе с тем бандформирования продолжают получать значительные финансовые средства, а также оружие, боеприпасы и иную материальную подпитку для своей деятельности. Ряд государств, и в первую очередь Турция, напрямую вовлечены в масштабный игиловский бизнес-проект, оказывая пособничество террористам.

Генеральный штаб Вооруженных сил Российской Федерации имеет неопровержимые доказательства, основанные на данных космической и воздушной разведки, о причастности Турции к этому бизнесу.

Сегодня мы представляем только часть имеющихся у нас данных.

Маршруты транспортировки нефти на территорию Турции

Выявлены три основных маршрута транспортировки нефти на территорию Турции из подконтрольных бандформированиям ИГИЛ районов Сирии и Ирака.

Вам будет раскрыта вся цепочка поставок нефтепродуктов в Турцию, от добычи до пунктов переработки.

© Министерство обороны РФ

Западный маршрут выходит к турецким портам на побережье Средиземного моря. По этому маршруту углеводороды, добываемые на нефтяных полях в районе города Ракка, перевозятся автотранспортом, преимущественно в ночное время, на северо-запад Сирии. Далее через приграничные населенные пункты Азаз (Сирия) и Рейнхалы (Турция) к турецким портам Дертйол и Искендерун.

На снимке, сделанном 13 ноября 2015 года, в районе населенного пункта Азаз, на автомобильной дороге, соединяющей Турцию и Сирию, можно отчетливо наблюдать скопление автомобильной техники, перевозящей нефтепродукты.

В квадрате "А" на турецкой стороне видно нахождение двухсот сорока бензовозов и большегрузных автомобилей. В квадрате "Б" на сирийской территории – сорока шести бензовозов и фур, ожидающих перехода через границу. Нам известно, что часть бензовозов маскируются под фуры.

© Министерство обороны РФ© Министерство обороны РФ

Аналогичная картина наблюдается в районе населенного пункта Рейнхалы.

Несмотря на боевые действия, ведущиеся в провинции Алеппо, на границе наблюдается непрерывный поток автотранспорта в обоих направлениях, а на территории Турции нахождение большого количества автомобильной техники. На видеоролике наглядно видно беспрепятственное пересечение границы автофургонами. В этом месте граница со стороны Сирии находится под контролем бандформирований террористической группировки «Джибхат ан-Нусра», которая свободно пропускает на территорию Турции автоцистерны и большегрузные фуры, загруженные емкостями с нефтью. Досмотр этого автотранспорта не проводится и на турецкой стороне границы. И таких машин мы видим сотни.

© Министерство обороны РФ

На снимке, сделанном 16 ноября 2015 года в районе Рейнхалы, вы видите скопление до трехсот шестидесяти бензовозов и большегрузных автомобилей в непосредственной близости от сирийской границы.

В квадрате "Б" находится до ста шестидесяти бензовозов, которые только что пересекли границу. В направлении контрольно-пропускного пункта в квадрате "А" наблюдается движение к сирийской границе колонны в составе ста машин.Средствами космической разведки достоверно выявлено, что после пересечения границы автоцистерны и большегрузные автомобили с нефтью направляются в порты Дертйол и Искендерун, где имеются специализированные причалы для танкеров. Часть нефти перегружается на суда и отправляется на переработку за пределы Турции, а часть продается на внутреннем рынке. Ежедневно в этих портах в среднем загружается по одному нефтяному танкеру.

На космических снимках этих портов, датированных 25 ноября 2015 года, хорошо различается скопление бензовозов, ожидающих отгрузки.

© Министерство обороны РФ

В порту Дертйол фиксируется триста девяносто пять наливников, а в Искендеруне – шестьдесят.

© Министерство обороны РФ© Министерство обороны РФ

 Северный маршрут ведет в Турцию, к нефтеперерабатывающему заводу в городе Батман, из районов нефтяных полей, расположенных на правом берегу Евфрата. Одним из крупных центров нефтедобычи и переработки нефтепродуктов, находящийся под контролем ИГИЛ, является район населенного пункта Дейр-эз-Зор.

Здесь располагается большое количество нефтеперерабатывающих заводов, один из которых вы видите на экране.

© Министерство обороны РФ

В данном районе постоянно отмечается скопление бензовозов, ожидающих погрузки. Вам представлены снимки автомобильных колонн, находящихся на небольшом удалении друг от друга.

На фотосъемке, проведенной в окрестностях Дейр-эз-Зор 18 октября 2015 года средствами космической разведки, было обнаружено в общей сложности тысяча семьсот двадцать два бензовоза, расположенных, в основном, вне дорог на необорудованных стоянках.

Министерство обороны РФ

© Министерство обороны РФ© Министерство обороны РФ© Министерство обороны РФ© Министерство обороны РФ

Следует отметить, что с началом нанесения ударов самолетами ВКС России по объектам нефтяной инфраструктуры, находящейся в руках ИГИЛ, количество бензовозов на стоянках, в колоннах как в этом районе, так и в других районах Сирии значительно уменьшилось.

Я уже не говорю об экологических последствиях варварской добычи нефти.

Террористы устроили целые нефтяные озера в песке. Фотография одного из районов, расположенного недалеко от Ракки, представлена на экране.

© Министерство обороны РФ

После загрузки нефтью автоколонны из восточных районов Сирии следуют к границе с Турцией к приграничному населенному пункту Камишлия и там ожидают своей очереди.

На представленных вам фотоснимках, сделанных в августе этого года, в данном районе наблюдались сотни бензовозов и фур, движущихся как к турецкой границе, так и в обратном направлении.

© Министерство обороны РФ© Министерство обороны РФ© Министерство обороны РФ© Министерство обороны РФ

В конечном итоге значительная часть перебрасываемой из восточных районов Сирии нефти поступает на крупный нефтеперерабатывающий завод в городе Батман, расположенный на территории Турции в 100 километрах от сирийской границы.

© Министерство обороны РФ

Восточный маршрут транспортировки нефти в Турцию, к крупной перевалочной базе в населенном пункте Джизре, ведет от нефтяных месторождений, расположенных на северо-востоке Сирии и в северо-западных районах Ирака, через приграничные населенные пункты Кара-Чох, Чам-Ханик на сирийской территории и Таван и Захо – на территории Ирака.

На фотоснимках отображены скопления бензовозов и большегрузных автомобилей в районах этих населенных пунктов.

© Министерство обороны РФ

28 ноября 2015 года в районе Кара-Чох на территории нефтеперекачивающей станции выявлено 50 бензовозов.

© Министерство обороны РФ

На снимках, сделанных в августе, на сирийско-иракской границе в районе населенного пункта Чам-Ханик вы видите триста восемьдесят единиц автомобильной техники. С этого времени ничего не изменилось. Данные разведки по-прежнему фиксируют движение большого количества автоцистерн через границу между Сирией и Ираком.

© Министерство обороны РФ

Еще большее число бензовозов фиксируется в приграничных с Турцией районах Ирака.

Причем их количество за последние три месяца не уменьшается.

Съемка, проведенная 14 ноября в районах иракских населенных пунктов Таван и Захо, позволила обнаружить тысячу сто четыре бензовоза и большегрузные фуры. Трудно их не заметить.

© Министерство обороны РФ

Однако ударов по колоннам бензовозов со стороны коалиции не наблюдается. Пока мы отмечаем только увеличение в три раза количества стратегических БЛА.

Учитывая, что ударов коалиции, возглавляемой США, мы не наблюдаем, передаем места скопления наливников, работающих на ИГИЛ, привязанные к конкретным населенным пунктам. Полная информация об объектах будет размещена после брифинга на сайте Министерства обороны.

Из приграничных районов Ирака бензовозы беспрепятственно и безостановочно пересекают иракско-турецкую границу в районе Захо, откуда нефть направляется на нефтеперерабатывающие заводы, ближайший из которых находится в населенном пункте Батман, который был упомянут выше, или на крупнейший логистический центр этого маршрута, расположенный в районе населенного пункта Сильопи.

На снимке из космоса, сделанном 14 ноября 2015 года, видно скопление трех тысяч двухсот двадцати бензовозов и фур.

© Министерство обороны РФ

Как говорится, комментарии здесь излишни. Масштабы нелегального бизнеса впечатляют.

© Министерство обороны РФ© Министерство обороны РФ

В итоге на сегодняшний день в преступном бизнесе, связанном с торговлей нефтепродуктами, у террористов в обороте постоянно находится не менее восьми с половиной тысяч автомобилей-наливников, которые перевозят ежесуточно до 200 тысяч баррелей нефти.

Российская авиация будет продолжать наносить удары по объектам нефтяной инфраструктуры ИГИЛ, к чему мы также призываем и наших коллег из коалиции.

Источник: сайт Министерства обороны РФ

Радикальная исламистская группировка "Джебхат ан-Нусра" ("Фронт победы"), связанная с террористической сетью "Аль-Каида", была создана в 2011 г. на территории Сирии. Своими основными целями "Джебхат ан-Нусра" назвала свержение режима Башара Асада с последующим созданием исламского эмирата на территории Сирии. 29 декабря Верховный суд признал "Джебхат ан-Нусра" террористической организацией и запретил ее деятельность в РФ.

Радикальная группировка "Джебхат ан-Нусра". Досье

"Исламское государство" (ИГ) - исламистская террористическая организация, действующая на территории Ирака и Сирии.

Создана 15 октября 2006 года в результате слияния 11 радикальных суннитских формирований. "Костяк" группировки формируют боевики, сражавшиеся с американскими войсками в период их пребывания в Ираке и с силами правительства Башара Асада в Сирии.

ИГ признана террористической организацией в США, Канаде, Великобритании, Австралии, Турции, Египте, ОАЭ, Индии, Индонезии, а также в России (с 29 декабря 2014 года).

Террористическая организация "Исламское государство". Досье

 

Продолжение

tass.ru

Нефть. Новости дня: «Турецкий поток» оставит Украину без газа - Свободная Пресса

Россия и Турция 10 октября заключили межправительственное соглашение по реализации проекта газопровода «Турецкий поток». Министры энергетики двух стран подписали документ в Стамбуле в присутствии президента РФ Владимира Путина, который принимал участие в XXIII Мировом энергетическом конгрессе. Этот визит в Турцию стал первым для российского лидера с момента восстановления отношений после кризиса, последовавшего после того, как турецкие ВВС сбили бомбардировщик РФ на сирийской границе. Впрочем, решение о «разморозке» газопровода было принято раньше, во время визита президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Санкт-Петербург.

Напомним, еще в начале 2014 года стороны подписали меморандум о взаимопонимании, предполагавший строительство четырех веток газопровода в Турцию, по которым ежегодно поставлялось бы более 60 миллиардов кубометров в год. Причем из них только 14 миллиардов шли бы на покрытие внутренних потребностей Турции, а остальные должны были доставляться на границу с Грецией и идти дальше в Европу. Этот проект должен был стать альтернативой «Южному потоку».

Но вскоре после подписания между сторонами начались разногласия, и заключить межправительственное соглашение никак не удавалось. Во-первых, турецкая компания Botas выразила несогласие с ценой на газ и стала требовать скидки. Во-вторых, в «Газпроме» заговорили о том, что в четырех ветках нет необходимости и достаточно двух. А после инцидента с российским бомбардировщиком все переговоры по проекту были свёрнуты.

Теперь же сторонам удалось преодолеть в сжатые сроки разногласия и заключить соглашение. Документ предусматривает строительство по дну Черного моря двух веток газопровода мощностью 15,75 млрд. кубов в год каждая. Кроме того, будет проведена сухопутная часть трубы до границы Турции с сопредельными странами. Предполагается, что одна нитка будет предназначена для покрытия внутренних потребностей турецкого рынка, а вторая пойдет в Европу (проект через Грецию и Ионическое море на юг Италии теоретически может продолжить ITGI Poseidon). Ориентировочный срок окончания строительства — декабрь 2019 года. Реджеп Эрдоган пообещал, что работа над реализацией проекта будет максимально ускорена.

Министр энергетики РФ Александр Новак рассказал, что морским участком обеих веток газопровода будет владеть российская компания. Что касается сухопутной части, в первой нитке она будет принадлежать турецкой компании, а во второй — специально созданному совместному предприятию.

Сторонам удалось также договориться в вопросе цены на газ, хотя тут соглашения еще не закреплены. Владимир Путин заявил, что страны сошлись в принципиальном механизме предоставления скидки на газ, а поручение проработать конкретные цифры было дано «Газпрому» и Botas. Александр Новак, в свою очередь, отметил, что скидка на газ никак не связана с соглашением по строительству «Турецкого потока» и является предметом коммерческих договоренностей компаний. А глава «Газпрома» Алексей Миллер отметил, что «Турецкий поток» никак не будет конкурировать с «Северным потоком-2».

После подписания соглашения Владимир Путин отметил, что оно позволит двигаться «в направлении реализации планов президента Турции о создании в этой стране крупного энергетического хаба». Его слова подтвердил и сам Эрдоган. «Турция стремится стать транзитным коридором для Европы и намерена создать вместе с Россией энергетический коридор для поставки энергоресурсов в Европу. Мы смотрим положительно на „Турецкий поток“, который разрабатывает Россия. Через этот газопровод газ будет поступать на Балканы прямо через Черное море», — заявил турецкий лидер.

Анкара действительно активно работает над тем, чтобы стать энергетическим хабом. Параллельно с «Турецким потоком» реализуется другой проект — строительство «Трансанатолийского трубопровода», который должен доставлять газ из Азербайджана от грузино-турецкой до западной границы Турции. Там будет проложен «Трансадриатический газопровод», по которому голубое топливо может начать поступать в Европу уже в начале 2020 года.

Если реализации проекта строительства газопровода в Турцию теоретически не мешает ничего, кроме непредвиденных военно-политических событий вроде инцидента с российским бомбардировщиком, то прокладка трубы на территорию Европы остается под вопросом. Ранее представители Греции и Болгарии говорили о том, что заинтересованы в сотрудничестве. Однако печальная судьба «Южного потока», который так и не одобрила Еврокомиссия из-за несоответствия Третьему энергопакету ЕС, не вызывает оптимизма.

Тем не менее, заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов отмечает, что «Турецкий поток» все равно поможет частично снизить транзитную зависимость от Украины, которая становится все более важной проблемой по мере приближения 2019 года, когда истекает долгосрочный транзитный контракт с этой страной.

— Этот проект абсолютно логичен и может быть реализован. Даже год назад, когда случились всем известные события, было понятно, что к нему вернутся после того, как Турция принесет извинения и покажет, что была не права. После попытки переворота в Турции Эрдоган понял, что его положение вовсе не так прочно, как он думал, принес извинения Москве, после чего снова открылась дорога для реализации этого проекта.

Турции он нужен, так как несмотря на все громкие слова ее руководства, они не способны отказаться от российского газа. Он составляет более половины всего объема потребления страны. «Турецкий поток» позволяет получать этот газ напрямую и дешевле, и это важно для Анкары. Что касается России, мы уже провели масштабную подготовительную работу для «Южного потока», поэтому «Турецкий поток» станет хорошей альтернативой для использования инфраструктуры, которая уже была построена практически наполовину. Кроме того, этот проект важен в виду того, что мы планирует отказаться от украинского транзита.

«СП»: — И это станет возможным с «Турецким потоком»?

— Отмечу, что нам не удастся полностью избавиться от транзитной зависимости, потому что возникновение любого транзитного государства, в том числе Турции, — это и есть транзитная зависимость. Однако само по себе это не так плохо. Если экономически выгодней транспортировать газ через территорию какой-то страны, это стоит делать. Тем более, если это вменяемое государство, которое ответственно относится к своей транзитной функции и не использует ее, как довод для получения политических преференций.

Например, Белоруссия — это адекватная страна, а другая страна на букву «У» — неадекватная. И если через территорию первой прокачка увеличивается и находится на максимуме, то через вторую прокачка либо снижается, либо остается на низких уровнях.

Но отказываться от транзита через Украину нужно даже не из-за политики ее руководства, которая всегда была такой. Сегодня риторика стала более откровенной, но неадекватное отношение украинских властей к российскому транзиту и представление о себе, как о чрезвычайно важной стране, которая может диктовать условия, ничего не предлагая взамен, мы наблюдали на протяжении 20 лет. Собственно, 20 лет назад впервые заговорили о том, что нужно строить обходные пути, тогда же возникли идеи «Северного» и «Южного потоков». Последний реализовать не удалось из-за политической позиции ЕС.

Отказываться от транзита через Украину нужно потому, что их труба стареет, а недовложения средств в ее ремонт и модернизацию чудовищны. В лучшем случае, в нее вкладывалось 20% от необходимых средств, и в каком состоянии сегодня находится украинская ГТС, никто не может сказать.

Наш транзитный договор с Украиной истекает в 2019 году, и к этому моменту желательно иметь структуру, которая позволит направлять газ европейским потребителям, минуя Украину. Сегодня существует «Северный поток», который с каждым годом наполняется все больше. Последние два года он заполнялся сверх квот. В 2015 году было превышение квоты Еврокомиссии на два миллиарда кубометров, а сегодня превышение в среднегодовом выражении превысит четыре миллиарда. Это значит, что маршрут начинает работать более эффективно.

Строительство «Турецкого потока» позволит обеспечить как турецкий рынок, так и балканских потребителей по реверсным схемам. Для этого можно использовать трубопроводы, по которым сегодня газ через Балканы поступает в Турцию. Их можно использовать и для реверса газа из Турции. Это важно, так как Балканы — самый уязвимый регион во время любого газового конфликта между Россией, Украиной или ЕС.

«СП»: — Значит, новый трубопровод на территорию Европы проложить не удастся?

— В сложившихся политических условиях это практически невозможно. Руководство Евросоюза, которое, кстати, полностью сменится к 2019 году, уже заблокировало строительство «Южного потока». Но проблема украинской трубы никуда не делась и ее нужно решать. «Турецкий поток» в какой-то мере позволит это сделать. Глобально же эту проблему сможет решить «Северный поток-2», работа по которому идет, несмотря на препятствия со стороны некоторых европейских политиков.

Глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник полагает, что успех «Турецкого потока» может заставить европейцев изменить свое мнение и вернуться к идее прокладки российского газопровода на юге ЕС.

— Этот трубопровод будет полностью соответствовать Третьему энергопакету ЕС, поэтому дальше европейцам придется синхронизироваться с нами. Но теперь это их заботы. Раньше у них, по большому счету, были лучшие условия. Мы занимались всей инфраструктурой и отвечали за ее строительство. Теперь же мы больше в этом не участвуем, и им придется самостоятельно инвестировать в нее. Это их труба. Мы поставим газ до границы, а дальше пусть делают, что хотят. Если они не захотят покупать газ, то мы, как сказал Алексей Миллер, просто уйдем на другие рынки.

Но разве у европейцев есть альтернативы? Внутренняя добыча газа у них падает, все их дополнительные проекты по развитию возобновляемых источников энергии пока не финансируются в необходимом объеме и развиваются слабо. При низких ценах на углеродные энергоносители вся альтернативная энергетика вообще становится нерентабельной. Так что, в крайнем случае, мы подождем.

«СП»: — А газопровод из Азербайджана через Турцию не может повлиять на планы строительства «Турецкого потока»?

— В какой-то степени это конкуренция. Но мы ведь строим и «Турецкий поток», и «Северный поток-2», в том числе, как вариант обхода Украины. Перед нами стоят задачи диверсификации поставок и ухода от транзитных рисков. Плюс мы делаем ставку на то, что стагнация в Европе не может быть вечной, когда-то должен начаться рост. Есть прогнозы, что газопотребление начнет расти, и спрос на российские энергоресурсы будет устойчивым.

«СП»: — Нет ли опасности, что новые разногласия с Турцией вновь приведут к заморозке проекта?

— Твердых юридических гарантий пока нет, но межправительственное соглашение подразумевает и политическую ответственность сторон. Всякое может быть, но не думаю, что возникнет какой-то разворот из-за внешних факторов. Например, европейское законодательство в случае с «Турецким потоком» не работает.

«СП»: — Алексей Миллер сказал, что «Турецкий поток» не конкурирует с «Северным-2», так ли это?

— И да, и нет. Мы усилили свою конкурентную позицию «Турецким потоком». Теперь у нас по «Северному потоку-2» тоже может быть определенный прогресс. В Брюсселе внимательно следят за ситуацией, и хотя сейчас они чинят препоны по второй очереди «Северного потока», мы можем получить послабления, если они увидят, что мы форсируем «Турецкий поток», а их история может быть отложена на неопределенный срок.

Как и сказал Миллер, конкурировать эти потоки не будут, и это логично. Наш газ будет в обеих трубах, просто это разные пути обхода Украины с севера и юга. Один по дну Балтики, другой — трансчерноморский проект. Их объединенные мощности будут перекрывать мощности украинской ГТС, причем с запасом. Кроме того, и «Турецкий», и «Северный потоки» могут быть расширены при необходимости.

Мы рассчитываем работать над этими проектами поступательно. Думаю, сначала будет построена труба для Турции. За это время появится понимание насчет того, как вести трубу к турецко-греческой границе, а там и европейцы определятся со своим решением.

svpressa.ru

Запад о контрабанде нефти через Турцию :: Политика :: Дни.ру

Министерство обороны России предоставило наглядные доказательства связи турецких властей с нефтяным бизнесом террористической группировки "Исламское государство". Западные политики и эксперты не могли не отреагировать на это, признав проблему контрабанды энергоносителей реальной.

Россия располагает сведениями о том, что нефть, добываемая в Сирии террористической группировкой "Исламское государство" (деятельность запрещена на территории России) в промышленных масштабах, поступает в Турцию, о чем и говорил президент страны Владимир Путин. На брифинге Министерства обороны были предоставлены наглядные и более чем красноречивые доказательства этих фактов: была раскрыта вся цепочка поставок черного золота в Турцию – от добычи до пунктов переработки.

По всей видимости, именно это заставило американские власти признать, что добываемая "ИГ" нефть действительно оказывается на территории их союзника по НАТО. "Распространение нефти через эту сирийско-турецкую границу имеет место. Поэтому мы просим Турцию перекрыть границу", – цитирует РИА Новости официального представителя Госдепартамента США Марка Тонера.

Некоторые эксперты предположили, что речь может идти о других поставках топлива. "Сын Эрдогана владеет компанией, которая транспортирует курдскую нефть из Регионального правительства Курдистана (курдская автономия в составе Ирака. – Прим. ред.) в Турцию. Это длится уже много лет", – цитирует "Интерфакс" директора проекта по изучению Турции Брукингского института в Вашингтоне Кемаля Кирищи.

"В России, конечно, располагают информацией, которой не обладают простые люди. Однако я задаюсь вопросом: не имели ли в виду в Москве именно эти сделки?" – добавил он. Впрочем, в Ираке российские доказательства сочли достаточно весомыми и указывающими на то, что с территории страны в Турцию идет именно нефть террористов "ИГ".

"Имеются свидетельства, спутниковые снимки и данные спецслужб, которые подтверждают контрабанду "ИГ" иракской нефти в Турцию", – цитирует агентство Sputnik официального представителя Министерства обороны Ирака Мохаммада Насира Нури. "Если у иракского правительства появится достаточно доказательств и подробностей, оно без колебаний подаст официальную жалобу в СБ ООН и все компетентные международные органы", – подчеркнул он.

Впрочем, аналитики сомневаются, что Запад в полной мере воспримет предоставленные Россией доказательства. Так, редактор аналитического издания Foreign Affairs Срдж Трифкович считает, что информация будет частично проигнорирована, а частично искажена.

"Я думаю, что Эрдоган забьет тревогу и будет утверждать, что все подстроено. Главный вопрос заключается в том, что будут делать США. Потому что совершенно очевидно, что турецкий хвост вилял американской собакой слишком долго", – заявил эксперт. "Вопрос всех вопросов состоит в том, будут ли западные партнеры давить на Эрдогана, чтобы заставить его вести себя как цивилизованный человек, каким он, к сожалению, не является", – добавил он.

"Я думаю, что первая реакция, которую мы увидим, – это замешательство, которое, вполне возможно, проявится за закрытыми дверями. Нет ни доли вероятности того, что западные союзники Турции не знали о торговле нефтью между "ИГ" и Турцией. У них те же спутниковые и разведывательные возможности, что и у русских. Поэтому первой реакцией будет замешательство, после чего начнется настоящая борьба за то, чтобы изменить информационную картину", – рассказала политический аналитик и специалист по Ближнему Востоку Шрамин Нарвани.

www.dni.ru

США признали контрабанду нефти через Турцию

Россия располагает сведениями о том, что нефть, добываемая в Сирии террористической группировкой "Исламское государство" (деятельность запрещена на территории России) в промышленных масштабах, поступает в Турцию, о чем и говорил президент страны Владимир Путин. На брифинге Министерства обороны были предоставлены наглядные и более чем красноречивые доказательства

этих фактов: была раскрыта вся цепочка поставок черного золота в Турцию – от добычи до пунктов переработки.

По всей видимости, именно это заставило американские власти признать, что добываемая "ИГ" нефть действительно оказывается на территории их союзника по НАТО. "Распространение нефти через эту сирийско-турецкую границу имеет место. Поэтому мы просим Турцию перекрыть границу", – цитирует РИА Новости официального представителя Госдепартамента США Марка Тонера.

Некоторые эксперты предположили, что речь может идти о других поставках топлива. "Сын Эрдогана владеет компанией, которая транспортирует курдскую нефть из Регионального правительства Курдистана (курдская автономия в составе Ирака. – Прим. ред.) в Турцию. Это длится уже много лет", – цитирует "Интерфакс" директора проекта по изучению Турции Брукингского института в Вашингтоне Кемаля Кирищи.

"В России, конечно, располагают информацией, которой не обладают простые люди. Однако я задаюсь вопросом: не имели ли в виду в Москве именно эти сделки?" – добавил он. Впрочем, в Ираке российские доказательства сочли достаточно весомыми и указывающими на то, что с территории страны в Турцию идет именно нефть террористов "ИГ".

"Имеются свидетельства, спутниковые снимки и данные спецслужб, которые подтверждают контрабанду "ИГ" иракской нефти в Турцию", – цитирует агентство Sputnik официального представителя Министерства обороны Ирака Мохаммада Насира Нури. "Если у иракского правительства появится достаточно доказательств и подробностей, оно без колебаний подаст официальную жалобу в СБ ООН и все компетентные международные органы", – подчеркнул он.

Впрочем, аналитики сомневаются, что Запад в полной мере воспримет предоставленные Россией доказательства. Так, редактор аналитического издания Foreign Affairs Срдж Трифкович считает, что информация будет частично проигнорирована, а частично искажена.

"Я думаю, что Эрдоган забьет тревогу и будет утверждать, что все подстроено. Главный вопрос заключается в том, что будут делать США. Потому что совершенно очевидно, что турецкий хвост вилял американской собакой слишком долго", – заявил эксперт. "Вопрос всех вопросов состоит в том, будут ли западные партнеры давить на Эрдогана, чтобы заставить его вести себя как цивилизованный человек, каким он, к сожалению, не является", – добавил он.

"Я думаю, что первая реакция, которую мы увидим, – это замешательство, которое, вполне возможно, проявится за закрытыми дверями. Нет ни доли вероятности того, что западные союзники Турции не знали о торговле нефтью между "ИГ" и Турцией. У них те же спутниковые и разведывательные возможности, что и у русских. Поэтому первой реакцией будет замешательство, после чего начнется настоящая борьба за то, чтобы изменить информационную картину", – рассказала политический аналитик и специалист по Ближнему Востоку Шрамин Нарвани.

social.dni.ru