Конспект урока «НЕФТЬ – ПРИРОДЫ ДАР БЕСЦЕННЫЙ» 10 Класс. Нефть дар природы


Урок-конференция по химии "Нефть – бесценный дар природы"; 10 класс - К уроку - Химия

Нефть – бесценный дар природы

Урок-конференция. 10 класс

Цели урока:

  • усвоить учащимися свойство, состав нефти и нефтепродуктов;

  • усвоить взаимосвязь состава, строения, свойств и применения нефтепродуктов;

  • изучить сущность прямой перегонки нефти, термического и каталитического крекингов нефтепродуктов;

  • развить умения выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы;

  • развить познавательный интерес, умения действовать самостоятельно, воспитание культуры умственного труда;

  • формировать гражданскую позицию, воспитывать бережное отношение и любовь к родной земле.

Оборудование: образцы нефти и нефтепродуктов, коллекция «Нефть», выставка книг, карта «Полезные ископаемые РТ», учебник «Органическая химия» для 10 класса (авторы Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман, М., Просвещение, 2008), стенгазеты «Тайны образования нефти», «Экология родного края», рефераты о нефти и нефтепродуктах, диаграмма о выпуске нефтепродуктов ЕНПУ.

На доске написан девиз урока:

«Время от времени полезно заглядывать в архивы. Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное». ( А. И.Герцен)

Ход урока

Учитель: Ребята, мы с вами завершили изучение раздела «Углеводороды». Мы начинаем изучение нового раздела органической химии - «Природные источники углеводородов». Одним из источников углеводородов является нефть. Сегодня у нас в гостях люди, судьбы которых связаны с нефтью.

Тема урока «Нефть – бесценный дар природы»:

Домашнее задание § 17, ответить на вопр 10 -14, решить задачи 2и 3 с 79

План выступлений (на доске):

1. История нефти и нефтяного дела.

2. Физические свойства нефти.

3. Состав нефти.

4. Значение нефти и нефтепродуктов.

5. Перегонка нефти. Крекинг нефтепродуктов.

6. Бензин – нефтепродукт. Работа Елховского НПУ.

7. Решение экологических проблем нефтяного края.

8. Знаете ли вы, что…

Нефть и нефтяное дело имеют многовековую историю. Знакомство человека с этой удивительно замечательной жидкостью произошло несколько тысяч лет до нашей эры. При раскопках городов поселений древнего Египта были найдены светильники, в которых содержались остатки высохшего нефтебитума. Археологические исследования, проведенные на берегах Евфрата, позволили установить, что в этих местах уже 6-­8 тысяч лет назад находились примитивные нефтяные промыслы. В Европе асфальт, продукт окисления нефти, был известен при­мерно 4-5 тысяч лет назад. Нефть с древнейших времен известна на Кавказе. При раскопках близ Керчи была найдена амфора, сосуд, которым пользовались около 2000 лет назад. В амфоре нахо­дилась высохшая нефть с составом, близким крымской нефти.

Ученик:

"В предгорьях древнего Урала,

Кто ведает, с каких времен,

Дремал под снежным покрывалом

Его величество Девон.

Сменялись, падали короны,

Вражда губила племена,

В подземных кладовых девона

Вскипала черная волна "

Учитель: Ребята, мы живем в нефтяном регионе. Об истории открытия нашей ромашкинской нефти расскажет ветеран НГДУ «Альметьевнефть».

Ветеран НГДУ: Судьба нефти Татарстана не была легкой. Его недра долго хранили тайну своих богатств и неохотно расставались с ними после их открытия. Триста лет велись поиски нефти на территории нашей республики; надежды и разочаро­вания, научные дискуссии и борьба взглядов... А, в конечном счете, пророческими оказались слова выдающегося геолога-не­фтяника И.М. Губкина о перспективах Татарста­на и Урала-Поволжья в целом. Наконец, август 1943. Сохранил­ся рапорт: «Коллектив Шугуровской нефтеразведки Татарско­го геологоразведочного треста в дни Великой Отечественной войны в решающий период борьбы с германскими захватчика­ми... с большим воодушевлением рапортует... об открытии в Шугуровском районе месторождения нефти промышленного значения­».

Год 1948. Из скважины № 3 у деревни Темяшево (Ромашкино) ударил мощный фонтан нефти, возвестивший об открытии уникального, самого крупного в то время в мире нефтяного месторождения. Она в первые же свои сутки выдала 800 тонн нефти. Это было начало большой нефти Татарстана. Это и обеспечило эпохальные дивные преобразования в прошлом захолустной, лапотно-соломенной восточной окраины нашей республики в цивилизованный край и Республики Татарстан в целом: появились новые города, мощное производственное объединение, мощнейшая инфраструктура юго-востока Татарстана.

Учитель: В настоящее время «Татнефть» разрабатывает десятки месторождений в республике. Профессионализм татарстанских нефтяников высоко ценится не только в России, но и в Иране и Сирии, на территории Казахстана и Омана.

В 2007 году в Татарстане была добыта трехмиллиардная тонна нефти. Это результат самоотверженного труда разных профессий: геологов, бурильщиков, операторов, лаборантов и др., обычно которых мы называем нефтяниками.

Ребята, у кого из вас профессия родителей связана с нефтью?

Ответы:

Учитель: Ряды славной профессий нефтяник пополняются и нашими выпускниками. Только за прошлый учебный год 27 выпускников поступили в нефтяной институт. Нефтяной край дал мастеров своего дела. Ребята, назовите имена славных нефтяников.

Ответы:

Ученик о физических свойствах нефти: Нефть - это маслянистая жидкость с характерным специфическим запахом. Цвет нефти изменяется от черного и бурого до желтого и белого цвета. Это зависит от наличия различных примесей смолистого характера. В Азербайджане известно Сураханское месторожде­ние белой нефти. В самых верхних горизонтах нефть была бес­цветной. Нефть переливается на солнце всеми цветами радуги. Нефть обладает свойством светопоглощения. Это свойство используется для контроля движения нефти по пласту в процессе разработки месторождений. Интересным свойством нефти является ее способность к поверхностному натяжению. Из малень­кой капли нефти в воде образуются большие плавающие нефтяные пленки. Этим удивительным свойством нефти нередко пользовались моряки, застигнутые бурей во время плавания.

Ветеран НГДУ: О свойствах нефти можно привести такой курьезный при­мер. С полуострова Мангышлак в Альметьевск в бутылке при­везли нефть месторождения Узень и, показывая ее, не могли вы­лить из бутылки. В Казахстане по остывшей за ночь нефтяной ловушке-озеру ранним утром можно свободно пройти пешком. Значит, нефть обладает разной вязкостью. Нефть нерастворима в воде, но легко растворяется в бензине, в бензоле. Нефть хорошо растворяет йод, серу и ее соединения, воздух, СО2, СО, h3S. Нефть при охлаждении застывает. Температура застывания за­висит от содержания в нефти парафина. Легкозастывающая до­бывается тяжело, плохо транспортируется и хранится. Все не­фти Татарстана, независимо от возраста и условий их залега­ния, могут быть объединены на основе общих специфических свойств: резко выраженного смолистого, сернистого и парафинового характера. Различия в физических свойствах обуславли­вается внутренним строением нефти.

Учитель: (о составе нефти) Огромные заслуги в разгады­вании тайн внутреннего строения нефти принадлежат ученым – химикам Д.И.Менделееву, плеяде русских ученых А.М.Бутлерову, В.В.Марковникову, Н.Д. Зелинскому, С.С.Наметкину, Б. A. Казанскому. Итак, что же такое нефть? Из чего она состоит? Ответить на вопрос частично поможет решение следующей задачи: на основе данных количественного анализа содержания химических элементов установите формулы углеводородов, входящих в состав ромашкинской нефти:

а) массовая доля углерода в данном углеводороде составляет 92,3%, массовая доля водорода – 7,75%, относительная плотность по водороду составляет 39.

б) массовая доля углерода в данном углеводороде составляет 83,7%, массовая доля водорода –16,3%, относительная плотность по водороду составляет 43.

Определите класс углеводородов.

Ученики решают задачи на месте и у доски.

Итак, в состав нефти входит более 150 различных углеводородов в разном количественном соотношении (см. учебник, стр. 93). Вот почему нефть является источником углеводородов. Она – смесь жидких углеводородов, поэтому нефть не имеет формулы. На сегодняшний день известно около 27600 месторождений нефти, значит, существует 27600 видов. В состав нефти входит вода, минеральные соли, кислород-, серосодержащие органические вещества, глина, песок.

Ученик о значении нефти: Нефть - бесценный дар природы. Роль и значение нефти в нашей жизни огромны. Именно поэтому ее называют “черным золотом”, “жидким золотом”, “кровью индустрии”. С отдаленных времен люди применяли нефть и в лечебных целях, и в строительстве, и в военном деле. Известно, что египтяне употребляли нефть при изготовлении особых составов для бальзамирования трупов.

В наши дни нефть – богатейшее сырье для химической промышленности. Еще из нефти на заводах получают парафин для свечного и спичечного производств, вазелин, бензол и толуол для производства взрывчатых веществ, гудрон для пропитки шпал, нефтяной кокс для отопления, короче, около пяти тысяч различных видов продуктов, используемых в промышленности, в быту. Не будет преувеличения, если скажем, что современная цивилизация основана на нефти:

... Нефть, нефть, нефть – черное ты злато,

Коль с тобой поладим, заживем богато.

Много ты умеешь, ты сердца волнуешь,

Ты людей согреешь, ты людей обуешь.

Видно, от природы сильной ты породы:

Двигаешь машины, фабрики, заводы.

В сердце полыхала яркая зарница,

Ты поля вспахала, где растет пшеница

Нaши души греешь и горишь ты жарко

Ты весь день чернеешь, ночью светишь ярко,

Ты в стихах воспета, как же не гордиться!

Дай своим поэтам песней насладиться,

Далеко всем виден монумент фонтана ­

Честь хорошим людям, слава Татарстану!

(Н.Мельников «Ода нефти»)

Великий ученый Д.И.Менделеев ясно понимал, каким прекрасным материалом для различных химических производств является нефть и нефтепродукты, и бросил свою знаменитую фразу: “Нефть не топливо! Топить можно и ассигнациями”. Он этим подчеркнул значимость нефти.

Инженер ОАО “Татнефть: На протяжении последних двадцати лет ТатНИПИнефть в содружестве с Институтом микробиологии им. С. Н. Виноградского РАН создали микробиологические методы увеличения нефтеотдачи пласта. Только за период 2000 – 2005 годов дополнительная добыча нефти благодаря этому методу составила 105246 тонн. В результате применения этой биотехнологии получается макровыгода от микроорганизмов. Однако нужны углубленные исследования этой технологии.

С начала 2013 года “Татнефть” добыла окола 15,5 миллионов тонн нефти. Нарастающая дополнительная добыча нефти составило более 7 миллионов тонн.

Учитель: Трудным и долгим был путь открытий тайн переработки нефти. Первый в мире нефтеперегонный завод был построен архангельским купцом Федором Прядуновым на Ухте в 1745г...

Выпускник нашей школы, инженер-нефтяник, ученый, кандидат технических наук, работавший долгие годы заместителем генерального директора ОАО “Татнефть” Узбек Саттаров внес большой вклад в разработку способов очистки нефти, дающие ей товарный вид. (показывает книгу У.Саттарова “Путешествие в мир молекул”).

Инженер- технолог Елховского НПУ: Перегонка нефти начинается с ее очистки: это удаление воды, сероводорода, сернистых газов, растворенных солей и твредых примесей. После очистки нефти начинается ее перегонка. Перегонка нефти осуществляется в установке, которая состоит из трубчатой печи, ректификационной колонны и холодильника (рис.27, стр. 97 учебника). Трубчатая печъ - это огромное сооружение, с сетью труб длиной до тысячи и более метров. По ним насосом прокачuвается сырая нефть. В печи нефть нагревается до 3500С. Нефть кипит, и ее большая часть превращается в пар, который по подземному трубоустройству попадает в ректификационную колонну. Ректификационная колонна представляет собой огромное цилиндрической формы сооружение высотой 40 м, диаметром 3-4 м, похожее на башню. Внутреннее устройство ректификационной ко­лоннны исключительно простое и чрезвычайно остроумное. По всей высоте она разделена горизонтальными перегородками - так называемыми тарелками с комнату величиной. В середине тарелки отверстие как в чудо-печке. Самое замечательное в колонне – это способность разделить углеводороды на группы, одновременно пререводя из парообразного состояния в жидкое. Каждый вид нефтепродуктов, мазут, газойль, керосин, лигроин, бензин находят в колонне свою тарелку. Такое разделение нефти основано на том, что нефть – это смесь различных углеводородов с разной температурой кипения. Комплексом нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов “ТАНЕКО” за первое полугодие 2013 года переработано 730,5 тысячи тонн нефтесырья, произведено 725,5 тысячи тонн нефтепродуктов.

Учитель: А где же применяются эти нефтепродукты?

Ученики, используя коллекцию нефтепродуктов, делают сообщение о применении их в народном хозяйстве.

Учитель: Таким образом, каждая фракция имеет большое значение, но более подробно остановимся на бензине. Дело в том, что с 1994 года на территории Альметьевского района работает Кичуйский нефтеперерабатывающий завод, который официально называется Елховским нефтеперерабатывающим управлением (ЕНПУ).

Представитель ЕНПУ: Качество бензина определяется стойкостью к детонации. Под детонацией понимают взрывное горение бензина при сжатии, что недопустимо. Детонационную стойкость характеризуют октановым числом. Бензин прямой перегонки имеет невысокое октановое число, т.к. в нем много углеводородов нормального строения. В нашем заводе для увеличения октанового числа проводят ароматизацию – риформинг бензинов в определенных условиях:

Рt, 3000С +3Н2

циклогексан бензол

С Н-СН3 С-СН3

Рt, 3000С +3Н2

метилциклогексан толуол

Ароматические углеводороды значительно повышают октановое число. Сегодня ЕНПУ производит высококачественный, экологически чистый бензин «Регуляр – 92», который в 2005 году стал лауреатом конкурса лучших товаров Республики Татарстан в рамках программы «100 лучших товаров России». За качество продукции отвечает химико-аналитическая лаборатория, которая проводит анализ качества нефтепродуктов по 140 параметрам. Несмотря на свою небольшую производственную мощность – 400 тыс. тонн нефти, завод так же обеспечивает транспортные подразделения ОАО «Татнефть» моторным и дизельным топливами.

Учитель: При прямой перегонки нефти выход бензина составляет всего от 5 до 25%. А как удовлетворить потребность в бензине, если каждая третья семья города и района имеет транспортное средство, работающее на бензине. Чтобы не допускать “бензинового голода” ученые нашли, вернее, переоткрыли способ разлагать тяжелый мазут и превращать его в летучий бензин. Впервые способ превращения бурого тяжелого мазута в светлый бензин был открыт в 1891 году В.Г. Шуховым. Это замечательное изобретение получило название «крекинг», что значит от английского «расщепление», т.е. из более крупных молекул углеводородов нефти можно получить более мелкие молекулы углеводородов, отвечающие составу бензина:

С16Н34 → С8Н16 + С8Н18 или

С12Н26 → С6Н14 +С6Н12

Различают термический и каталитический крекинг, но оба являются химической переработкой нефти.

Самостоятельная работа по учебнику. Учащиеся первого варианта изучают особенности термического крекинга (стр. 101-102, учебника), учащиеся второго варианта изучают особенности каталитического крекинга ( стр. 102- 103, учебника).

Обсуждение прочитанного.

Один ученик в это время у доски решает следующую задачу: из нефти получают бензин с массовой долей выхода 25% и мазут с массовой долей выхода 55% от массы нефти. При дальнейшей переработке мазута получают еще некоторое количество бензина с массовой долей выхода 60% от массы мазута. Рассчитайте массу бензина, который будет получен из нефти массой 200 кг.

Эколог: В 1990 году «Татнефтью» была принята программа «Экология». В результате целенаправленной работы случаи прямого попадания нефти в наши реки стали очень редки, на малых реках, впадающих в р.Степной Зай, построены 15 нефтеловушек, а на р. Степной Зай построены боновые заграждения. Для очистки водоемов и почвы используют препарат «Деворойль» - сообщество углеводородокисляющих бактерий. Успешно применяется и препарат «Эконадин», разработанный Одесским университетом. Препарат рассеивают на поверхности нефтяной пленки, бактерии принимаются за работу, а торф не дает пленки опуститься на дно. Результаты этих работ на лицо. В реках появилась речная форель – рыба благородная, которая подавалась в давние времена к царскому столу. Она любит прохладную чистую водицу, как, впрочем, и хариус. Когда-то этих рыб водилось на юго-востоке республики несчетное количество.

Для решения экологических проблем в октябре 1990 года в г.Альметьевск было создано совместное предприятие ЗАО «ТАТЕХ». Одним из основных направлений его деятельности является выполнение комплекса работ по предотвращению потерь нефти и уменьшению загрязнения воздушного бассейна путем герметизации резервуарных парков за счет применения технологии улавливания легких фракций углеводородов.

Таким образом, нефтяники вышли на научный уровень решения экологической проблемы.

Сообщения учащихся под рубрикой «Знаете ли вы,…»:

1. что есть выражение «кубик с трубкой Ломоносова». Это первый перегонный аппарат или куб, который изобрел М. В. Ломоносов. Сейчас в нефтетехнологических лабораториях для перегонки нефти применяют кубы тех же размеров; этот «куб» является моделью современной установки. Модель хранится в Историческом музее в Москве.

2. что на нефтепромыслах республики берет свое начало нефтепровод «Дружба», по которому экспортируется нефть в западноевропейские страны. Нулевой километр «Дружбы» расположен недалеко нашего города Альметьевска.

3. что единственный музей нефти находится в Лениногорске. Музей действует уже более 30 лет.

4. что баррель 159 л = 159 дм – единица измерения нефти на мировом рынке. У нас добытую нефть измеряют в тоннах, в батманах (1 батман – 3,5 кг).

5. что в 1897 г. Рудольф Дизель изобрел двигатель внутреннего сгорания. Высокое давление в топливном насосе и мелкие отверстия форсунки дизельного мотора дают возможность использовать более тяжелые углеводороды в виде топлива. Эту фракцию углеводородов называют дизельным топливом.

6. что есть различные теории происхождения нефти. Теория происхождения нефти из органических веществ является общепризнанной. Основоположником этой теории является М. В. Ломоносов, а И.М. Губкин глубже развивал это направление.

Подведение итогов.

Учитель : Спасибо за интересные сообщения.

Сегодня на уроке мы познакомились особенностями состава, свойств и применения нефти и нефтепродуктов, изучили сущность и значение переработки нефти, встретились с интересными людьми нашего города.

Спасибо.

Оценивается участие учащихся в проведении данной конференции.

pedsovet.su

Конспект урока "НЕФТЬ – ПРИРОДЫ ДАР БЕСЦЕННЫЙ" 10 Класс

Здесь Вы можете скачать Конспект урока "НЕФТЬ – ПРИРОДЫ ДАР БЕСЦЕННЫЙ" 10 Класс для предмета : Химия. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

1001 и одна идея интересного занятия с детьми

НЕФТЬ – ПРИРОДЫ ДАР БЕСЦЕННЫЙ

Воронцова Лидия Николаевна, муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Открытая (сменная) общеобразовательная школа

№ 35», учитель химии, Белгородская область, город Старый Оскол, улица Комсомольская, дом 33/36.

Предмет – Химия

Направление – разработка урока

Возраст детей – 10 класс

Место проведения – МБВСОУ «ОСОШ № 35»

Нефть везде и нефть повсюду,

Королева наших дней. Это истинное чудо - Ты знаком отлично с ней!

Цели урока:

1) Формирование представление о нефти как о важнейшем сырье для производства многих органических веществ, развивать познавательный интерес к предмету.

2) Обучать учащихся различным видам самостоятельной деятельности: работе с дополнительной литературой, выступлению с краткими сообщениями.

3) Воспитывать чувство ответственности за природное богатство нашей страны.

Оборудование: карта полезных ископаемых, коллекции «Нефть и нефтепродукты», схема фракционной перегонки нефти, компьютер, интерактивная доска с мультимедийным проектором, презентация «Загрязнение окружающей среды нефтью», инструктивная карта.

На столах учащихся: склянка с нефтью, кристаллизатор с водой, стеклянная трубочка.

На столе учителя: склянка с нефтью, фарфоровая чашечка, колба с водой, спички

Ход урока

1. Вступительное слово

Учитель. Сегодня мы познакомимся с нефтью, её составом, свойствами и способами переработки. Нефть является важнейшим видом полезных ископаемых. Нефть – главный товар в мире, от цены которого в немалой степени зависит «самочувствие» глобальной экономики.

В ходе нашего урока хотелось бы получить ответ на такой важный вопрос, как:

Почему нефть так важна для человека, и мы назвали ее «бесценным даром природы»?

2. Тайны происхождения нефти

       Ученик (домашнее задание).  Бурный научно-технический прогресс и высокие темпы развития различных отраслей науки и мирового хозяйства в XIX – XX вв. привели к резкому увеличению потребления различных полезных ископаемых, особое место среди которых заняла нефть.         Считают, что современный термин “нефть” произошел от слова “нафата”, что на языке народов Малой Азии означает просачиваться. Нефть начали добывать на берегу Евфрата за 6 – 4 тыс. лет до нашей эры.         Использовалась она и в качестве лекарства. Древние египтяне использовали асфальт (окисленную нефть) для бальзамирования. Нефтяные битумы использовались для приготовления строительных растворов. Нефть входила в состав “греческого огня”. В средние века нефть использовалась для освещения в ряде городов на Ближнем Востоке, Южной Италии. В начале XIX века в России, а в середине XIX века в Америке из нефти путем возгонки был получен керосин. Он использовался в лампах. До середины XIX века нефть добывалась в небольших количествах из глубоких колодцев вблизи естественных выходов ее на поверхность. Изобретение парового, а затем дизельного и бензинового двигателя привело к бурному развитию нефтедобывающей промышленности.         Современный уровень цивилизации и технологии был бы немыслим без той дешевой и обильной энергии, которую предоставляет нам нефть. Сегодня она имеет несколько значений для народного хозяйства страны: сырье для нефтехимии в производстве синтетического каучука, спиртов, полиэтилена, полипропилена, широкой гаммы различных пластмасс и готовых изделий из них, искусственных тканей, источник для выработки моторных топлив (бензина, керосина, дизельного и реактивных топлив), масел и смазок, а также котельно-печного топлива (мазут).         Нефть – наше национальное богатство, источник могущества России, фундамент ее экономики.

Человека заинтересовал вопрос, что же такое нефть и откуда она появилась.

Сегодня эту проблему рассматривают в трех принципиально разных теориях происхождения – органической, неорганической и космической.

Органическая теория (М.В.Ломоносов, середина XVIII века)Нефть-это превращение продуктов жизнедеятельности флоры и фауны, погребенных в осадочных породах в результате: микробиологического гидролиза углеводов, белков, жиров; термокаталитического преобразования жирных кислот, спиртов, кетонов и т.п. в углеводороды .

Неограническая ( Д.И.Менделеев, 1877 год)Нефть-это результат взаимодействия воды с карбидами металлов в момент «горячего» начального состояния Земли, продукт гидролиза различных карбидов железа: 2FeC + 3h3O —> Fe2O3 + C2H6

Космическое происхождение нефти (В.Д. Соколов, 1892 год)

Нефть образовалась из рассеянных компонентов (неорганических) в космическом пространстве и попала в состав земного вещества на стадии формирования планеты, которая находилась уже в «холодном» состоянии.

В настоящее время преобладающая часть ученых считает наиболее обоснованными представления об органическом генезисе нефти.

3. Нефтяные месторождения в России

Учитель. По запасам нефти Россия занимает второе место в мире после Саудовской Аравии. Россия располагает огромными ресурсами нефти.

Ученик. ( Рассказывает о главных нефтяных районах России. По ходу сообщения используется карта полезных ископаемых. Ученики обозначают месторождения на контурных картах))

4. Свойства и состав нефти.

Учитель. А сейчас исследуйте свойства нефти, результаты запишите в таблицу. Инструктивная карта

Свойства нефти

Цель работы: на основе проведенного лабораторного опыта изучить свойства нефти.

На столах учащихся: склянка с нефтью, кристаллизатор с водой, стеклянная трубочка.

На столе учителя: склянка с нефтью, фарфоровая чашечка, колба с водой, спички.

Техника безопасности:

- Будьте осторожны в обращении с нефтью.

- Собирайте остатки веществ в специально предназначенную посуду.

Ход работы

1. Рассмотрите образец нефти, исследуйте его: агрегатное состояние, запах, цвет.

2. Перенесите несколько капель нефти в кристаллизатор с водой и перемешайте.

3. Горение нефти (демонстрирует учитель).

4.Описание и результаты опыта занесите в таблицу:

Что делаю

Что наблюдаю

Вывод

5. После окончания работы приведите свое рабочее место в порядок.

Учащиеся делают общий вывод: Нефть – темная густая маслянистая горючая жидкость со своеобразным запахам. Нефть нерастворима в воде. Плотность у нее меньше, чем у воды, поэтому нефть растекается по поверхности воды тонкой пленкой.

5. Переработка нефти

Информация учителя (схема фракционной перегонки нефти), составление учениками схемы - конспекта, используя для составления опорные слова на стр. 61 учебника.

Примерная схема-конспект

▪Нефть – природная смесь углеводородов, в основном алканов линейного и разветвленного строения, содержащих в молекуле от 5 и более атомов углеводорода.

▪ Фракционная перегонка, или ректификация – это физический способ разделения смеси компонентав, основанный на различии их температур кипения.

▪ Нефть разделяют на фракции: ректификационные газы, газолиновая фракция, лигроиновая фракция, керосиновая, дизельное топливо и мазут.

▪ Продукты перегонки нефти: бензин, керосин, дизельное топливо, из мазута получают соляровое масло, смазочные масла, парафин, гудрон, а из него – битум и асфальт.

▪ Крекинг нефти – процесс расщепления тяжелых углево­дородов нефти на более легкие

С16Н34→С8Н18 + С8Н16

октан октен

▪ Риформинг – превращение предельных углеводородов в циклические и ароматические, что значительно улучшает качество бензина.

▪ Детонационная устойчивость – способность выдерживать при высоких температурах сильное сжатие в цилиндре двигателя внутреннего сгорания.

▪ Октановое число – количественный показатель качества бензина

Бензин для автомобилей имеет октановое число меньше 100, например А-72, А-96. Для авиационных двигателей применяют бензин с более высоким октановым числом, например Б-120.

Учитель. Какой марки бензин вы используете для заправки вашего автомобиля?

  1. Экологические последствия нефтяного загрязнения

Учитель. Добывать нефть в больших количествах начали в 1745году на Севере России. Поначалу казалось, что нефть приносит людям только выгоду, но оказалось, что её использование имеет и обратную сторону.

Ученик (презентация «Загрязнение окружающей среды нефтью») Разлив нефти – одна из самых страшных экологических катастроф. Тысячи миль, не подлежащих восстановлению заболоченных участков и пляжей, прекращение рыболовства на несколько сезонов, гибель наиболее уязвимых видов животных и отраслевой экономический упадок на десятилетия – все это последствия, к которым могут привести катастрофы такого характера.

Нефтяные катастрофы, которые произошли в мире за последние годы:

27 июля 2003 года. Спустя 2 недели судно развалилось на 2 части. В общей сумме, вылилось около 55 тыс. тонн нефти. Площадь пятна составила 40 кв.км. Из-за инцидента погибло множество птиц, рыб и всевозможных морских зверей.

  •   Крупная катастрофа произошла в августе 2006 года. Филиппинский танкер потерпел аварию. Оказались загрязнены 300 км побережья страны, 500 гектаров мангровых лесов и 60 га плантаций водорослей. Пострадал и морской резерват Таклонг, на территории которого обитали 29 видов кораллов и 144 вида рыб. Количество людей, пострадавших из-за аварии насчитывается около 15 тыс.

  •       Далее нужно вспомнить две катастрофы, случившиеся в течение одного 2007 года. 11 ноября в результате шторма в Керчинском проливе за один день затонули четыре судна, еще шесть сели на мель и получили повреждения два танкера. Из разломившегося танкера "Волгонефть-139" в воду вылилось более 2 тысяч тонн мазута. В результате события погибло более 30 тыс. птиц. Вторая катастрофа пришлась на декабрь года. В южнокорейском порту Тэнан в результате аварии в море вылилось более 15 тыс. тонн нефти.

  •     Крупные "нефтяные катастрофы" происходили и в 2009 году. Одна из них – танкер, севший на мель в Самарской области 13 июля, в результате чего в Волгу попало 3 тонны мазута. Размеры нефтяного пятна составили 12 км в длину и 35м в ширину.

.

  •         Наконец, 2010 году произошла авария в Мексиканском заливе. Нефтяное пятно угрожало трем штатам: Луизиане, Флориде и Алабаме. Эту катастрофу считают самой мощной в истории США. СМИ окрестили катастрофу "Нефтяным Чернобылем", что вполне оправданно.

 Ни один год на Земле не проходит без катастрофы.

8. Игра «ДА и НЕТ»

Укажите верное суждение: Вариант 1. 1) Нефть – это смесь, состоящая из жидких и растворенных в ней, газообразных и твердых углеводородов (да). 2) Ректификационные газы, образующиеся при перегонке нефти, содержат преимущественно метан и этан (нет). 3) С увеличением числа атомов углерода в молекулах углеводородов температура кипения этих углеводородов увеличивается (да). 4) Физический способ переработки нефти – это риформинг(нет)

Вариант 2. 1) Нефть – это смесь, состоящая из твердых углеводородов (нет). 2) Фракцию нефти с наименьшей температурой кипения - это бензин (да). 3) Нефть не имеет постоянной температуры кипения (да).4) Детонационная устойчивость (октановое число) выше у бензинов, получаемых в ходе термического крекинга (нет).

Ученики проверяют задания у соседей по парте, ключ к которым выдает учитель. Ставят оценки.

9. Заключение.

Учитель. Нефть и продукты ее переработки – то, без чего сегодня мы не может прожить. Человечество живём в мире вещей и продуктов, полученных из нефти.

В  заключение нашего урока я бы хотела услышать ответ на вопрос: Почему нефть так важна для человека, и мы назвали ее «бесценным даром природы»?

(ученики высказывают свои предложения).

10. Подведение итогов урока

Выставляются оценки. Задается домашнее задание. Ученики сдают тетради для проверки схемы - конспекта урока.

Литература

1. Химия.10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/О.С Габриелян-М.: Дрофа, 2011.

2.Журнал. Химия в школе. № 6. 2008г/ О.М. Соседова, С.А. Сивко «Как мы изучаем нефть и нефтепродукты», с.42-50

Адрес используемых Интернет – страниц:

• coolreferat. com › Происхождение нефти

• iarex. ru› Все новости› Зоны экологического бедствия

• htt://www.admhmao. ru/obsved/frame3.htm › К.С.Аврамченко «Топливная промышленнисть России.Экологические проблемы»

• bestreferat.ru›referat-61294.htm › Ю. Медведева «Нефть – черное золото планеты»

• eorhelp.ru› sites/default/fales…9523..Нефть.docx › Кудряшова О.В. «Технологическая карта конструирования урока»

• nsportal.ru › Школа ›Химия ›neft - i –evo-pererabotka› Зеленкова В.Д.

docbase.org

Дары - природа - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Дары - природа

Cтраница 1

Дары природы образуют природные ресурсы. В мире лишь три государства - Россия, США и Китай - имеют практически все известные виды природных ресурсов. Большинство стран осуществляет свою экономическую деятельность в условиях естественной ограниченности ресурсов. Природные ресурсы, разведанные и добытые, становятся сырьем для разнообразных отраслей материального производства. В свою очередь, сырьевые материалы, вовлеченные в общественное производство и многократно в нем преобразованные, превращаются в экономические ресурсы.  [1]

Дары природы - исконное подспорье к нашему столу, особенно в современных экономических условиях Дикорастущие ягоды - брусника, черника, ежевика, малина, калина н другие - любимое лакомство людей всех возрастов Плоды боярышника, шиповника, рябины тоже довольно популярны среди населения. Менее известны, но не менее полезны съедобные травы - крапива щавель, сныть. Весьма приятны на вкус чаи Берендея - заварки, принесенные с опушки и пригорков Кладовая природы богата.  [2]

Дары природы щедро используются и в других здравницах республики. Санаторий Красноусольский известен, например, лечебной грязью и минеральной водой, Якты-куль - также грязью, Юматово - кумысолечением. На территории Башкортостана имеется более 50 лечебных источников - грязевых и минеральных месторождений, где можно построить курорты и санатории.  [3]

Выражение дар природы не следует понимать буквально. Разумеется, рента как экономическая категория не растет из земли, она есть результат функционирования системы экономических отношений рыночного хозяйства.  [4]

Каждый человек должен беречь дары природы. Природа щедра, но щедр у добр должен быть и человек к ее дарам.  [5]

Да, мы пользуемся понятием дары природы, однако понимаем его условность, Никогда природа не баловала человека. Она бывает суровой или мягкой, угрожающей или ласкающей, бушующей или умиротворяющей. Но никогда - ни раньше, ни теперь - человек не ждал и не ждет от нее милостей. Проливные дожди и засухи, стужа и изнуряющий зной, метели, бури, ураганы, смерчи, наводнения, обвалы, землетрясения - перечень подобных даров природы можно продолжить. Чтобы жить и развиваться, люди издавна учились защищаться от грозных природных сил. Они видели, что с природой шутить нельзя: разгулявшаяся стихия в одночасье может лишить всего - урожая, жилища, самой жизни.  [6]

БЕСПЛАТНЫЕ БЛАГА - природные богатства, дары природы, блага, за пользование которыми людям не приходится платить деньги. Реально полностью бесплатных благ не бывает, так как получение любых благ требует затрат, в том числе на охрану природы.  [7]

Выгодно расположенный водопад дает нам пример такой ренты, которая уплачивается за обращенный в частную собственность дар природы, обладающий таким исключительным свойством, какое только можно себе представить. Это хорошо понимают в промышленных районах, где значительные ренты выплачиваются за небольшие водопады - особенно, если высота падения воды велпка.  [8]

Как известно, далекие лредки человека добывали средства существования путем собирательства естественных продуктов, которые ныне мы называем дары природы.  [10]

России всякого рода камней и земель много, но про это и мало говорил и мало помышлял пустить в народный обиход эти дары русской природы, а где понадобится - там выписывал иностранный товар этого рода. Если что и делают здесь, то, кроме правительства, обыкновенно крестьяне и разве кое-кто из предпринимателей для местных потребностей.  [11]

Какое большое значение придавал российский император этому проекту, наглядно видно из рескрипта Александра III наследнику престола, цесаревичу Николаю: Повелеваю ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей целью соединить обычные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений.  [12]

Неужели дары природы напрасны.  [13]

За рубежом запатентовано решительно все-машины и детали к ним, синтетические полимеры, добавки к ним, способы их получения ( т.е. технология), косметика, модная одежда и обувь, форма зубных щеток и детские игры, даже товарные и фабричные знаки и этикетки. Не патентуются только дары природы в необработанном виде.  [14]

Страницы:      1    2

www.ngpedia.ru

Почему нефть дарована именно мусульманам

Фраза, что «нефть – дар Аллаха», стала типовой, ее используют даже вполне светские политические лидеры

Вряд ли смерть саудовского короля вызвала бы такую бурную международную реакцию, если бы подвластная ему Саудовская Аравия не обладала самыми большими и самыми легкоизвлекаемыми запасами нефти в мире. Эта монархия – главная бензоколонка человечества, и от того, будет ли с ее терминалов бесперебойно отгружаться нефть, зависит судьба всей мировой экономики.

На долю этой пустынной страны с населением всего 26 млн человек приходится 16% всех доказанных мировых запасов нефти – это 260 млрд баррелей, что примерно в четыре раза больше, чем в России. Правда, добывают обе страны более-менее одинаковое количество – около 10 млн баррелей в день. Таких запасов при такой добыче саудитам должно хватить лет на семьдесят и даже более. Себестоимость добычи нефти у них одна из самых низких в мире– около $5 за баррель, так что понятно, почему министр нефти Саудовской Аравии Али аль-Нуайми в декабре прошлого года говорил, что снижение цены даже до $20 за баррель не заставит его страну снижать добычу. 

Так что за благосостояние этой страны беспокоится не стоит – по крайней мере, пока. Она по-прежнему может поражать мир своими средневековыми законами и суперсовременными градостроительными проектами. И миллионы верных будут пребывать в уверенности, что все это благополучие – следствие благочестивости саудовских правителей. Но даже самому атеистичному уму западного мира трудно не задать вопрос: а случайно ли сложилось так, что столь обширные запасы нефти сосредоточены в мусульманских странах, или даже точнее – в мусульманских странах Ближнего Востока? Возможно, у возникновения и нефти, и ислама есть какие-то общие причины?

 

Дар верным

Хотя отдельные месторождения нефти разбросаны по всему миру, основные нефтяные ресурсы планеты все-таки сосредоточены там, где живут мусульмане. И если можно спорить насчет стран, которые сравнительно поздно встретились с исламом, то родина и сердце этой религии и всего арабского народа – Аравийский полуостров – просто стоит на нефти.

И это не фигура речи. Граница так называемого «нефтеносного бассейна Персидского залива» на западе проходит у городов Дамаск и Амман, уходит к северу и затем поворачивает на юго-восток, к Оманскому заливу, по территории Ирака и южного Ирана. Затем граница идет на юго-запад, примерно до половины Аравии, и вновь достаточно резко поворачивает на северо-запад, к тому же Амману. Примечательно, что Мекка и Медина вне этой структуры – они стоят на кристаллическом нубийско-аравийском щите.

Так что, нефть – это действительно дар Аллаха верным? Случайность или в этом есть какая-то закономерность? Фраза, что «нефть – дар Аллаха», стала типовой, ее используют даже вполне светские политические лидеры. По сути, это аналогия таких штампов, как «дар природы» или «божий дар», но есть в ней и определенный научный смысл. Намек на то, что те же самые силы природы, которые подарили Аравийскому полуострову нефть, потом могли подарить и ислам. 

 

Как образуется нефть

Хотя в настоящее время вновь обострилась дискуссия о происхождении нефти между сторонниками неорганического и органического процесса, в отношении аравийской нефти наиболее вероятной видится научная теория, связывающая ее генезис с движением африканской тектонической плиты.

Когда-то, миллионы лет назад, в земной коре существовали так называемые геосинклинали – участки земной коры, где в течение длительного времени происходил процесс ее прогибания. Эти участки были покрыты водами древних морей, в результате чего там накапливались мощные отложения осадочных пород, весьма обогащенные органикой. Два процесса шли практически синхронно: погружение земной коры и накопление осадочных отложений. Там, где процесс геосинклинального прогиба шел быстро, осадки не успели отложиться в нужном объеме, и сейчас никакой нефти там нет. А вот там, где в меру медленно, – сформировались мелководные моря, буквально кишевшие жизнью.

Со временем осадочные толщи, богатые органикой, постепенно погружались все глубже, где в условиях растущего давления и температуры начался процесс образования нефти из погребенных органических соединений. Параллельно шел другой процесс – образование складок земной коры, разрывов и смещений. Возникавшая в виде микрокапелек нефть, потихоньку мигрируя вверх, натыкалась на непроницаемые пласты пород

minval.az

Урок «Нефть – природы дар бесценный»

Урок по теме «НЕФТЬ – ПРИРОДЫ ДАР БЕСЦЕННЫЙ» 10 класс Воронцова Л.Н., учитель химии МБВСОУ «ОСОШ № 35 г. Старый Оскол Нефть везде и нефть повсюду, Королева наших дней. Это истинное чудо - Ты знаком отлично с ней! Цели урока: 1) Формирование представление о нефти как о важнейшем сырье для производства многих органических веществ, развивать познавательный интерес к предмету. 2) Обучать учащихся различным видам самостоятельной деятельности: работе с дополнительной литературой, выступлению с краткими сообщениями. 3) Воспитывать чувство ответственности за природное богатство нашей страны. Оборудование: карта полезных ископаемых, коллекции «Нефть и нефтепродукты», схема фракционной перегонки нефти, компьютер, интерактивная доска с мультимедийным проектором, презентация «Загрязнение окружающей среды нефтью», инструктивная карта. На столах учащихся: склянка с нефтью, кристаллизатор с водой, стеклянная трубочка. На столе учителя: склянка с нефтью, фарфоровая чашечка, колба с водой, спички Ход урока 1. Вступительное слово Учитель. Сегодня мы познакомимся с нефтью, её составом, свойствами и способами переработки. Нефть является важнейшим видом полезных ископаемых. Нефть – главный товар в мире, от цены которого в немалой степени зависит «самочувствие» глобальной экономики. В ходе нашего урока хотелось бы получить ответ на такой важный вопрос, как: Почему нефть так важна для человека, и мы назвали ее «бесценным даром природы»? 2. Тайны происхождения нефти        Ученик (домашнее задание).  Бурный научно-технический прогресс и высокие темпы развития различных отраслей науки и мирового хозяйства в XIX – XX вв. привели к резкому увеличению потребления различных полезных ископаемых, особое место среди которых заняла нефть.         Считают, что современный термин “нефть” произошел от слова “нафата”, что на языке народов Малой Азии означает просачиваться. Нефть начали добывать на берегу Евфрата за 6 – 4 тыс. лет до нашей эры.        

weburok.com

Реферат Химия Нефть - кровь промышленности

П Л А Н

стр.

1.

Типы источников энергии

2

2.

Чем можно заменить нефть

3

3.

пиролиз

4

4.

газификация

5

5.

ИСТОЧНИКИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ

6

6.

Сейсмические исследования недр Земли

7

7.

использованная литература

8

Нефть – это кровь промышленности. И.В. Сталин i. типы источников энергии Потребление нефти во всем мире прогрессивно растет, что, в свою очередь, определяется развитием техники и промышленности, ростом населения. В начале 20-го столетия потребление энергии удваивалось за 50 лет, а теперь – каждые 15 лет. Существующие источники энергии делят на возобновляемые и невозобновляемые:

НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ

ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ

- солнечная энергия
- каменный уголь- гидроэнергия
- бурый уголь- энергия ветра
- торф - энергия морских приливов
- горючие сланцы- геотермальная энергия
- битумы
- нефть
- природный газ
- попутный газ
- залежи радиоактивных веществ
Человечество использует в основном невозобновляемые источники энергии. Вторая половина 20-го века характеризуется использованием в основном нефти, газа – на 70%, а твердого топлива на 30%. Запасы нефти и газа в мире не столь велики, и при интенсивном использовании могут скоро оскудеть. К тому же нефть и нефтяные газы являются основным сырьем для химической промышленности, которая развивается опережающими темпами. Поэтому для будущего необходимо сохранить нефть и газ прежде всего как сырье для химической промышленности, заменив нефть как топливо другими источниками энергии. Пример. Уже в настоящее время в Дании и Голландии 10% всей потребляемой энергии составляет энергия ветра. Пример. Атомная энергетика – энергетика сегодняшнего дня. Первичным сырьем для нее служит уран, торий, природные запасы которых велики. Принцип основан на радиоактивном превращении урана в искусственное ядерное горючее – плутоний – 234. Предполагается к 2100 году довести долю ядерной энергетики до 70% энергопотребления.

2. ЧЕМ МОЖНО ЗАМЕНИТЬ НЕФТЬ

Одним из наиболее эффективных заменителей являются горючие газы – природный газ, попутный нефтяной газ, коксовый газ, генераторный газ. К тому же природный газ – это прекрасное топливо: 1. Дает полное сгорание без дыма 2. Прекрасно хранится в сжатом и сжиженном состоянии 3. Сравнительно низкая себестоимость добычи 4. Бурение газовых скважин не отличается от проходки нефтяных скважин. Природный газ также используется как: 1. Газовое топливо 2. Применяется для серийных двигателей внутреннего сгорания. При этом токсичность выхлопных газов меньше. Чем еще можно заменить нефть? Наиболее перспективно развитие угольной промышленности. Запасы каменного угля в 5 раз превышают запасы нефти и газа. Пример. Если считать уголь как единственный источник энергии, то его запасов хватит на 300 – 400 лет. 3. ПИРОЛИЗ Чтобы уголь стал нефтеподобным, его надо гидрировать (произвести процесс обработки твердого топлива водородом при 5000 и давлении 70 мПа в присутствии катализатора). При гидрировании угля происходит разрушение непрочных молекулярных и внутирмолекулярных связей и гидрирование ненасыщенных молекул. Переработка твердого топлива возможна через пиролиз – нагревание твердого топлива в закрытых реакторах без доступа воздуха. При этом крупные молекулы расщепляются, а осколки полимеризуются, конденсируются, ароматизируются, алкинируются и т.д.

П И Р О Л И З

низкомолекулярныйвысокомолекулярный

5000 - полукоксование

10000 – коксование

Получают синтетическое газовое и жидкое топливо

Получают кокс и коксовый газ. смолу

Коксование осуществляется в коксовой печи, которая имеет 1 камеру коксования, 2 обогревательные простенки для сжигания и циркуляции отопительного газа, 3 регенераторы для утилизации теплоты отходящих дымовых газов. Кокс – один из главных продуктов коксования. Он используется в черной и цветной металлургии, в химической промышленности. Кокс – источник тепла (содержит 97,5% углерода). Коксовый газ – содержит пары, коксовые смолы, пары бензельных углеводородов, аммиак, сероводород, нафталин, пары воды, водород, метан, этилен и его гомологи, угарный и углекислый газы, азот. Смола – черная, вязкая жидкость, содержащая до 10 тыс. индивидуальных химических веществ. Существует еще один способ переработки твердого топлива – газификация – превращение органической части твердого топлива в смесь газов путем его неполного окисления воздухом, кислородом, водяным паром при 10000 в реакторах-газогенераторах. 4. ГАЗИФИКАЦИЯ Газификация – процесс с получением искусственного газообразного топлива и сырья для химической промышленности. Для газификации используют торф, полукокс, низкосортные угли. Если вместо катализатора использовать воздух, то 2С + О2 ->2CO2, 2CO2 + O2 ->2CO2, C + O2 -> CO2. Если использовать водяной пар, то C + h3O -> CO + h3, C + 2h3O -> CO2 + 2h3, CO + h3O -> CO2 + h3 В результате газификации получают генераторные газы Водород 16% угарный газ 10% метан Известно, что метанол является основой для получения высокооктановых добавок к моторному топливу, так же как и водород, он является экологически перспективным видом топлива взамен бензина (что дает возможность применения водорода в двигателях – авто, авиа, дизельных), также в быту – отопление помещений, освещение). Водород – ценное сырье для нефтепереработки и переработки твердого топлива. Водород применяют для замены нефтепродуктов в виде добавок к автотопливу, которая уменьшает вредность выхлопных газов, повышает экономичность двигателей. 5. ИСТОЧНИКИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ Наш мир начал отсчет 3-го тысячелетия, и подошли мы к нему с оскудевшими природными сырьевыми ресурсами, особенно в отношении нефти, так как объемы добычи нефти растут, рано или поздно ее запасы оскудеют. Поэтому приходится экономить – в области энергоресурсов – но это лишь частичная мера, т.к. моря и океаны хранят огромные запасы углеводородных газов (в твердом состоянии). Пример. Бермудский треугольник (на поверхности моря образовался кипящий газом водяной купол, из которого вырывались газовые гейзеры). Так как Мексиканский залив с Бермудами находится в зоне активной тектонической деятельности, то это приводит к нарушению структуры пород, падению в них давления, образованию многочисленных трещин, по которым мог вырваться наружу колоссальный объем газа, заключенного в твердые, похожие на лед частицы газовых гидратов – кластраты – соединения-ловушки, когда одна молекула попадает в объем другой, более крупной. Между молекулой-хозяйкой и молекулой-гостьей есть связь, для разрыва которой нужны усилия. 1 м3 кластрата содержит 200 м3 газа. Залежи кластратов – газовых гидратов – встречаются в осадках глубоководных акваторий и в недрах суши с мощной зоной вечной мерзлоты. Запасы газа в форме гидратов в десятки раз превосходят все разведанные запасы нефти. Существует еще так называемая «тяжелая» нефть – вязкая масса с плотностью 1 . Она пропитывает песчаники и известняки. Разработки такой нефти очень малы. «Тяжелая» нефть является частным случаем битумов. Природные битумы – породы, напитанные высоковязкой нефтью, которую можно выделить при нагревании. Природные битумы могут давать до 40% от необходимого количества нефти (но переработка требует больших затрат).

Источники углеводородного сырья

традиционные

нетрадиционные

- нефть

- горючие газы

- жидкие, газообразные углеводороды (полученные из битумных пород, угля, горючих сланцев)
Горючие сланцы – разновидность битумов – похожи на бурый уголь по внешнему виду, занимают промежуточное положение между нефтью и углем (С – Н меньше, чем в нефти, но больше, чем в угле). Сланцы разрабатывают подземной газификацией – под землей на значительной глубине поджигают пласт сланцев. Выделяется углекислый газ, водород. Они используются в нефтехимической промышленности. Ежегодная переработка 1 млн. тонн сланцев заменяет 1,5 млн. тонн нефти. Международные геологические конгрессы проводятся под девизом «С умом соединенными усилиями» эксплуатировать недра Земли. С умом эксплуатировать недра Земли нужно, познавая ее глубинное строение. Для этого создаются сети сверхглубоких скважин. Были обнаружены гелий, водород, титан. 6. Сейсмические исследования недр Земли. Изображение картины исследуемого района при помощи электромагнитных волн на сотни км вглубь земли. Так как нефть плохо проводит электрический ток, а вода – хорошо, то легко можно получить информацию о нефти через воду, ее сопровождающую. Нефть – дар природы. Нефть – неотъемлемый элемент нашей повседневной жизни. Нефть дала миру неисчислимые богатства. Нефть – королева энергетики. Нефть – черное золото. Чем ее можно заменить? «Голубым золотом» - природным газом? Вряд ли надолго! Углем? Скорее всего. И скорее бы закончился очередной «дележ мира», очередная «нефтяная война». Ибо кто владеет нефтью – энергоносителем, тот владеет миром. 7. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Химия. Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы. Издательство «Дрофа». М. 1999 г. 2. Компьютерная энциклопедия «Природа» 3. Компьютерная энциклопедия «Наука»

works.tarefer.ru

Конспект урока «НЕФТЬ – ПРИРОДЫ ДАР БЕСЦЕННЫЙ» 10 Класс

1001 и одна идея интересного занятия с детьми

НЕФТЬ – ПРИРОДЫ ДАР БЕСЦЕННЫЙ

Воронцова Лидия Николаевна, муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Открытая (сменная) общеобразовательная школа

№ 35», учитель химии, Белгородская область, город Старый Оскол, улица Комсомольская, дом 33/36.

Предмет – Химия

Направление – разработка урока

Возраст детей – 10 класс

Место проведения – МБВСОУ «ОСОШ № 35»

Нефть везде и нефть повсюду,

Королева наших дней. Это истинное чудо — Ты знаком отлично с ней!

Цели урока:

1) Формирование представление о нефти как о важнейшем сырье для производства многих органических веществ, развивать познавательный интерес к предмету.

2) Обучать учащихся различным видам самостоятельной деятельности: работе с дополнительной литературой, выступлению с краткими сообщениями.

3) Воспитывать чувство ответственности за природное богатство нашей страны.

Оборудование: карта полезных ископаемых, коллекции «Нефть и нефтепродукты», схема фракционной перегонки нефти, компьютер, интерактивная доска с мультимедийным проектором, презентация «Загрязнение окружающей среды нефтью», инструктивная карта.

На столах учащихся: склянка с нефтью, кристаллизатор с водой, стеклянная трубочка.

На столе учителя: склянка с нефтью, фарфоровая чашечка, колба с водой, спички

Ход урока

1. Вступительное слово

Учитель. Сегодня мы познакомимся с нефтью, её составом, свойствами и способами переработки. Нефть является важнейшим видом полезных ископаемых. Нефть – главный товар в мире, от цены которого в немалой степени зависит «самочувствие» глобальной экономики.

В ходе нашего урока хотелось бы получить ответ на такой важный вопрос, как:

Почему нефть так важна для человека, и мы назвали ее «бесценным даром природы»?

2. Тайны происхождения нефти

       Ученик (домашнее задание).  Бурный научно-технический прогресс и высокие темпы развития различных отраслей науки и мирового хозяйства в XIX – XX вв. привели к резкому увеличению потребления различных полезных ископаемых, особое место среди которых заняла нефть.         Считают, что современный термин “нефть” произошел от слова “нафата”, что на языке народов Малой Азии означает просачиваться. Нефть начали добывать на берегу Евфрата за 6 – 4 тыс. лет до нашей эры.         Использовалась она и в качестве лекарства. Древние египтяне использовали асфальт (окисленную нефть) для бальзамирования. Нефтяные битумы использовались для приготовления строительных растворов. Нефть входила в состав “греческого огня”. В средние века нефть использовалась для освещения в ряде городов на Ближнем Востоке, Южной Италии. В начале XIX века в России, а в середине XIX века в Америке из нефти путем возгонки был получен керосин. Он использовался в лампах. До середины XIX века нефть добывалась в небольших количествах из глубоких колодцев вблизи естественных выходов ее на поверхность. Изобретение парового, а затем дизельного и бензинового двигателя привело к бурному развитию нефтедобывающей промышленности.         Современный уровень цивилизации и технологии был бы немыслим без той дешевой и обильной энергии, которую предоставляет нам нефть. Сегодня она имеет несколько значений для народного хозяйства страны: сырье для нефтехимии в производстве синтетического каучука, спиртов, полиэтилена, полипропилена, широкой гаммы различных пластмасс и готовых изделий из них, искусственных тканей, источник для выработки моторных топлив (бензина, керосина, дизельного и реактивных топлив), масел и смазок, а также котельно-печного топлива (мазут).         Нефть – наше национальное богатство, источник могущества России, фундамент ее экономики.

Человека заинтересовал вопрос, что же такое нефть и откуда она появилась.

Сегодня эту проблему рассматривают в трех принципиально разных теориях происхождения – органической, неорганической и космической.

Органическая теория (М.В.Ломоносов, середина XVIII века)Нефть-это превращение продуктов жизнедеятельности флоры и фауны, погребенных в осадочных породах в результате: микробиологического гидролиза углеводов, белков, жиров; термокаталитического преобразования жирных кислот, спиртов, кетонов и т.п. в углеводороды .

Неограническая ( Д.И.Менделеев, 1877 год)Нефть-это результат взаимодействия воды с карбидами металлов в момент «горячего» начального состояния Земли, продукт гидролиза различных карбидов железа: 2FeC + 3h3O —> Fe2O3 + C2H6

Космическое происхождение нефти (В.Д. Соколов, 1892 год)

Нефть образовалась из рассеянных компонентов (неорганических) в космическом пространстве и попала в состав земного вещества на стадии формирования планеты, которая находилась уже в «холодном» состоянии.

В настоящее время преобладающая часть ученых считает наиболее обоснованными представления об органическом генезисе нефти.

3. Нефтяные месторождения в России

Учитель. По запасам нефти Россия занимает второе место в мире после Саудовской Аравии. Россия располагает огромными ресурсами нефти.

Ученик. ( Рассказывает о главных нефтяных районах России. По ходу сообщения используется карта полезных ископаемых. Ученики обозначают месторождения на контурных картах))

4. Свойства и состав нефти.

Учитель. А сейчас исследуйте свойства нефти, результаты запишите в таблицу. Инструктивная карта

Свойства нефти

Цель работы: на основе проведенного лабораторного опыта изучить свойства нефти.

На столах учащихся: склянка с нефтью, кристаллизатор с водой, стеклянная трубочка.

На столе учителя: склянка с нефтью, фарфоровая чашечка, колба с водой, спички.

Техника безопасности:

— Будьте осторожны в обращении с нефтью.

— Собирайте остатки веществ в специально предназначенную посуду.

Ход работы

1. Рассмотрите образец нефти, исследуйте его: агрегатное состояние, запах, цвет.

2. Перенесите несколько капель нефти в кристаллизатор с водой и перемешайте.

3. Горение нефти (демонстрирует учитель).

4.Описание и результаты опыта занесите в таблицу:

Что делаю

Что наблюдаю

Вывод

5. После окончания работы приведите свое рабочее место в порядок.

Учащиеся делают общий вывод: Нефть – темная густая маслянистая горючая жидкость со своеобразным запахам. Нефть нерастворима в воде. Плотность у нее меньше, чем у воды, поэтому нефть растекается по поверхности воды тонкой пленкой.

5. Переработка нефти

Информация учителя (схема фракционной перегонки нефти), составление учениками схемы — конспекта, используя для составления опорные слова на стр. 61 учебника.

Примерная схема-конспект

▪Нефть – природная смесь углеводородов, в основном алканов линейного и разветвленного строения, содержащих в молекуле от 5 и более атомов углеводорода.

▪ Фракционная перегонка, или ректификация – это физический способ разделения смеси компонентав, основанный на различии их температур кипения.

▪ Нефть разделяют на фракции: ректификационные газы, газолиновая фракция, лигроиновая фракция, керосиновая, дизельное топливо и мазут.

▪ Продукты перегонки нефти: бензин, керосин, дизельное топливо, из мазута получают соляровое масло, смазочные масла, парафин, гудрон, а из него – битум и асфальт.

▪ Крекинг нефти – процесс расщепления тяжелых углево­дородов нефти на более легкие

С16Н34→С8Н18 + С8Н16

октан октен

▪ Риформинг – превращение предельных углеводородов в циклические и ароматические, что значительно улучшает качество бензина.

▪ Детонационная устойчивость – способность выдерживать при высоких температурах сильное сжатие в цилиндре двигателя внутреннего сгорания.

▪ Октановое число – количественный показатель качества бензина

Бензин для автомобилей имеет октановое число меньше 100, например А-72, А-96. Для авиационных двигателей применяют бензин с более высоким октановым числом, например Б-120.

Учитель. Какой марки бензин вы используете для заправки вашего автомобиля?

  1. Экологические последствия нефтяного загрязнения

Учитель. Добывать нефть в больших количествах начали в 1745году на Севере России. Поначалу казалось, что нефть приносит людям только выгоду, но оказалось, что её использование имеет и обратную сторону.

Ученик (презентация «Загрязнение окружающей среды нефтью») Разлив нефти – одна из самых страшных экологических катастроф. Тысячи миль, не подлежащих восстановлению заболоченных участков и пляжей, прекращение рыболовства на несколько сезонов, гибель наиболее уязвимых видов животных и отраслевой экономический упадок на десятилетия – все это последствия, к которым могут привести катастрофы такого характера.

Нефтяные катастрофы, которые произошли в мире за последние годы:

27 июля 2003 года. Спустя 2 недели судно развалилось на 2 части. В общей сумме, вылилось около 55 тыс. тонн нефти. Площадь пятна составила 40 кв.км. Из-за инцидента погибло множество птиц, рыб и всевозможных морских зверей.

  •   Крупная катастрофа произошла в августе 2006 года. Филиппинский танкер потерпел аварию. Оказались загрязнены 300 км побережья страны, 500 гектаров мангровых лесов и 60 га плантаций водорослей. Пострадал и морской резерват Таклонг, на территории которого обитали 29 видов кораллов и 144 вида рыб. Количество людей, пострадавших из-за аварии насчитывается около 15 тыс.

  •       Далее нужно вспомнить две катастрофы, случившиеся в течение одного 2007 года. 11 ноября в результате шторма в Керчинском проливе за один день затонули четыре судна, еще шесть сели на мель и получили повреждения два танкера. Из разломившегося танкера «Волгонефть-139″ в воду вылилось более 2 тысяч тонн мазута. В результате события погибло более 30 тыс. птиц. Вторая катастрофа пришлась на декабрь года. В южнокорейском порту Тэнан в результате аварии в море вылилось более 15 тыс. тонн нефти.

  •     Крупные «нефтяные катастрофы» происходили и в 2009 году. Одна из них – танкер, севший на мель в Самарской области 13 июля, в результате чего в Волгу попало 3 тонны мазута. Размеры нефтяного пятна составили 12 км в длину и 35м в ширину.

.

  •         Наконец, 2010 году произошла авария в Мексиканском заливе. Нефтяное пятно угрожало трем штатам: Луизиане, Флориде и Алабаме. Эту катастрофу считают самой мощной в истории США. СМИ окрестили катастрофу «Нефтяным Чернобылем», что вполне оправданно.

 Ни один год на Земле не проходит без катастрофы.

8. Игра «ДА и НЕТ»

Укажите верное суждение: Вариант 1. 1) Нефть – это смесь, состоящая из жидких и растворенных в ней, газообразных и твердых углеводородов (да). 2) Ректификационные газы, образующиеся при перегонке нефти, содержат преимущественно метан и этан (нет). 3) С увеличением числа атомов углерода в молекулах углеводородов температура кипения этих углеводородов увеличивается (да). 4) Физический способ переработки нефти – это риформинг(нет)

Вариант 2. 1) Нефть – это смесь, состоящая из твердых углеводородов (нет). 2) Фракцию нефти с наименьшей температурой кипения — это бензин (да). 3) Нефть не имеет постоянной температуры кипения (да).4) Детонационная устойчивость (октановое число) выше у бензинов, получаемых в ходе термического крекинга (нет).

Ученики проверяют задания у соседей по парте, ключ к которым выдает учитель. Ставят оценки.

9. Заключение.

Учитель. Нефть и продукты ее переработки – то, без чего сегодня мы не может прожить. Человечество живём в мире вещей и продуктов, полученных из нефти.

В  заключение нашего урока я бы хотела услышать ответ на вопрос: Почему нефть так важна для человека, и мы назвали ее «бесценным даром природы»?

(ученики высказывают свои предложения).

10. Подведение итогов урока

Выставляются оценки. Задается домашнее задание. Ученики сдают тетради для проверки схемы — конспекта урока.

Литература

1. Химия.10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/О.С Габриелян-М.: Дрофа, 2011.

2.Журнал. Химия в школе. № 6. 2008г/ О.М. Соседова, С.А. Сивко «Как мы изучаем нефть и нефтепродукты», с.42-50

Адрес используемых Интернет – страниц:

• coolreferat. com › Происхождение нефти

• iarex. ru› Все новости› Зоны экологического бедствия

• htt://www.admhmao. ru/obsved/frame3.htm › К.С.Аврамченко «Топливная промышленнисть России.Экологические проблемы»

• bestreferat.ru›referat-61294.htm › Ю. Медведева «Нефть – черное золото планеты»

• eorhelp.ru› sites/default/fales…9523..Нефть.docx › Кудряшова О.В. «Технологическая карта конструирования урока»

• nsportal.ru › Школа ›Химия ›neft — i –evo—pererabotka› Зеленкова В.Д.

www.alllessons.ru