Нефтяной завод Башкортостана будет поставлять бензин в Кыргызстан. Нефть есть в кыргызстане


Китайский завод по переработке нефти остановил свою работу в Кыргызстане из-за «уклонения от налогов». Что происходит?

Нефтеперерабатывающий завод «Джунда». Фото: Айбек Кулчуманов / RFE/RL

О приостановке работы нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) в Кара-Балте рассказал на заседании правительства 6 ноября министр экономики Олег Панкратов. По его словам, это связано с судебными исками и обвинениями в неуплате налогов.

По оценке министра, «Джунда» не уплатила в бюджет около 200 млн сомов налогов. Он назвал ситуацию на НПЗ «достаточно критичной».

Когда НПЗ «Джунда», который за время своего существования успел закрыться уже несколько раз, снова возобновит работу, пока неясно.

Председатель парламентского комитета по топливно-энергетическому комплексу Кожобек Рыспаев считает, что приостановка работы завода не сильно отразится на рынке нефтепродуктов Кыргызстана.

«[Основной поток] ГСМ [в Кыргызстан] идет из России. А “Джунда” производит не такой качественный ГСМ. В основном, [там] занимаются производством газа», — сказал депутат в интервью журналисту «Клоопа».

Однако в 2017 году, по оценке директора Ассоциации нефтетрейдеров Улана Кулова, горюче-смазочные материалы в Кыргызстане поднялись в цене в том числе и из-за простоя китайского завода.

Китайский НПЗ «Джунда» запустили в 2013 году. По планам правительства, завод должен был снизить зависимость Кыргызстана от импорта казахского и российского топлива. А его выход на полную мощность — закрыть 60 процентов внутреннего спроса на нефтепродукты.

Кыргызские власти также заявляли о том, что Кыргызстан будет ежегодно получать от «Джунды» по пять миллиардов сомов в виде налогов.

Но у «Джунды» начались проблемы. Сначала — с жителями Кара-Балты. В 2014 году они обвинили предприятие в нанесении вреда экологии, из-за чего правительству пришлось временно закрыть завод. Госагентство окружающей среды проверило предприятие на нарушение экологических требований, но не нашло ничего подозрительного.

В конце 2015 года НПЗ заинтересовался финпол, который выявил на нем нарушения, в том числе сокрытие налогов на сумму в 54 млн сомов, и возбудил уголовное дело. Его фигурантами стали замдиректора и главный бухгалтер завода. В январе 2016 года их арестовали, а завод приостановил свою работу на месяц.

Однако в дело с разбирательством вокруг НПЗ вмешались депутаты. Они раскритиковали действия финполиции, посчитав их «запугиванием иностранных инвесторов». После этого суд изменил меру пресечения задержанным, взяв с них подписку о невыезде.

Уголовное разбирательство по делу о неуплате налогов в НПЗ «Джунда» все еще не завершено.

Они посчитали, что простой на НПЗ наносит большой вред экологии из-за насыщения воздуха вредными парами.

«Завод “Джунда” должен был работать. Такие предприятия, инвесторов надо поддерживать. Нельзя мучать инвесторов, которые построили объекты на свои деньги», — сказал депутат Кожобек Рыспаев.

Он добавил, что у НПЗ «Джунда» нет своей сырьевой базы, поэтому нефть покупают на казахском и российском рынках. «Это тоже является причиной того, что иногда работа НПЗ стопорится», — сказал он.

Но у экс-депутата Туратбека Мадылбекова иное мнение на этот счет. Он считает, что за скандалом с недоплатой налогов могут стоять высокопоставленные чиновники из правительства и парламента.

«Сейчас иностранные инвесторы идут на нарушение законов только после того, как получают карт-бланш от высокопоставленных чиновников […] Найденные финполицией нарушения на 54 миллиона сомов – это только вершина айсберга. Если проверять все, и досконально, наружу выйдут многие нарушения», — говорил Мадылбеков в 2016 году.

Вместе с разбирательством об уклонении от налогов, руководству «Джунды» приходится иметь дело с обвинениями в нарушении трудовых прав.

По словам главы профсоюзной организации «Джунды» Нурбека Сулайманова, сотрудники предприятия несколько лет не могут добиться от своего руководства надбавок к зарплате за вредность производства.

«Мы уже 2-3 года требуем введения выплаты надбавок для рабочих за то, что они трудятся на вредном производстве. Кроме того, озвучивали такие просьбы как уравнивание заработных плат и своевременное обеспечение работников спецодеждой. Но ни одно из этих требований не было выполнено», — сказал Сулайманов.

kloop.kg

Будет ли Казахстан поставлять нефть в Кыргызстан?

Министр экономического регулирования Кыргызстана Темир Сариев заявил о возможности строительства трубопровода между Кыргызстаном и Казахстаном для последующей переработки нефти в Кыргызской Республике.

Г-н Сариев рассказал, что для обсуждения проекта строительства нефтепровода будет создана рабочая группа с участием представителей Кыргызстана, Казахстана и Азербайджана, так как эта страна изучает возможность строительства в Кыргызстане нефтеперерабатывающего завода.

«Речь идет о строительстве нефтепровода из казахстанских городов Шымкент или Кызылорда для поставки сырья в Кыргызстан, где азербайджанская сторона намерена построить завод мощностью 2 млн тонн нефтепродуктов в год», – пояснил г-н Сариев. При этом он подчеркнул, что стороны пока только обсуждают возможности строительства, более конкретные переговоры могут начаться после того, как рабочая группа подготовит проект.

Ранее в Бишкеке сообщалось, что государственная нефтяная компания Азербайджана (SOCAR) планирует построить в Кыргызстане нефтеперерабатывающий завод мощностью 2 млн тонн в год.

Однако казахстанские эксперты скептически отнеслись к этой идее. «Реализация строительства нефтепровода по территории Казахстана и Кыргызстана вызывает определенное сомнение», – говорит Акмарал Жумагалиева, аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ). Вероятнее всего, по мнению аналитика, такое строительство возможно лишь в отдаленной перспективе, когда, к примеру, в соседнем Кыргызстане будут мощности, способные перерабатывать объемы, обычно формируемые для перегонки по трубе.

На сегодня известно, что в Кыргызстане имеются два нефтеперерабатывающих завода (НПЗ), мощности которых равны – 100 тыс. тонн в год и 300 тыс. тонн в год. При этом г-жа Жумагалиева подчеркнула, что 90-95% потребности республики в ГСМ покрывается за счет привозного готового топлива.

«Так, для решения проблем рынка нефтепродуктов кыргызское высшее руководство вынуждено рассматривать различные варианты», – говорит г-жа Жумагалиева. В 2012 году, к примеру, лидеры Кыргызстана и Азербайджана достигли договоренности о строительстве НПЗ азербайджанской компанией. Однако, по информации аналитика АИРИ, просчитав все плюсы и минусы, азербайджанцы пока отложили этот проект в долгий ящик. При этом к концу текущего года китайская компания обещает завершить строительство в Кара-Балте НПЗ мощностью 800 тыс. тонн. «Но даже с таким увеличением объемов строить нефтепровод пока нерационально», – считает г-жа Жумагалиева. Однако строящая НПЗ китайская компания China Petrol Company Zhongda заявляет, что перевозка нефти по железной дороге будет стоить $40-50 за 1 тонну, а поставки по нефтепроводу обойдутся в $10 за 1 тонну. Таким образом, по их расчетам, экономия средств будет составлять $30 млн в год. При этом строительство 1 км нефтепровода обойдется в среднем в сумму около $1 млн.

Также руководство этой компании делало заявление, что China Petrol Company Zhongda намерена построить нефтепровод «Шымкент – Кара-Балта – Иссык-Куль – Аксу» (СУАР КНР) протяженностью 1,1 тыс. км и предварительной мощностью в 10 млн тонн в год. Протяженность ветки Шымкент – Кара-Балта составит примерно 400 км. Но пока, по замечанию г-жи Жумагалиевой, остается непонятно, на какую ресурсную базу при этом будут ориентироваться инвесторы строительства нефтепровода. При этом, по мнению эксперта, полагаться на ресурсы, обеспечивающие объемы нефтепровода «Атасу – Алашанькоу», совершенно нерационально.

Более того, бывший министр нефти и газа РК Сауат Мынбаев заявлял, что если и будут поставки казахстанской нефти в Кыргызстан, то только по мировым ценам, с соответствующими пошлинами. Тогда же он высказывал свое мнение о том, что вряд ли в такой конфигурации Кыргызстану интересны поставки нефти из Казахстана.

kapital.kz

Будет ли Казахстан поставлять нефть в Кыргызстан?

Министр экономического регулирования Кыргызстана Темир Сариев заявил о возможности строительства трубопровода между Кыргызстаном и Казахстаном для последующей переработки нефти в Кыргызской Республике.

Г-н Сариев рассказал, что для обсуждения проекта строительства нефтепровода будет создана рабочая группа с участием представителей Кыргызстана, Казахстана и Азербайджана, так как эта страна изучает возможность строительства в Кыргызстане нефтеперерабатывающего завода.

«Речь идет о строительстве нефтепровода из казахстанских городов Шымкент или Кызылорда для поставки сырья в Кыргызстан, где азербайджанская сторона намерена построить завод мощностью 2 млн тонн нефтепродуктов в год», – пояснил г-н Сариев. При этом он подчеркнул, что стороны пока только обсуждают возможности строительства, более конкретные переговоры могут начаться после того, как рабочая группа подготовит проект.

Ранее в Бишкеке сообщалось, что государственная нефтяная компания Азербайджана (SOCAR) планирует построить в Кыргызстане нефтеперерабатывающий завод мощностью 2 млн тонн в год.

Однако казахстанские эксперты скептически отнеслись к этой идее. «Реализация строительства нефтепровода по территории Казахстана и Кыргызстана вызывает определенное сомнение», – говорит Акмарал Жумагалиева, аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ). Вероятнее всего, по мнению аналитика, такое строительство возможно лишь в отдаленной перспективе, когда, к примеру, в соседнем Кыргызстане будут мощности, способные перерабатывать объемы, обычно формируемые для перегонки по трубе.

На сегодня известно, что в Кыргызстане имеются два нефтеперерабатывающих завода (НПЗ), мощности которых равны – 100 тыс. тонн в год и 300 тыс. тонн в год. При этом г-жа Жумагалиева подчеркнула, что 90-95% потребности республики в ГСМ покрывается за счет привозного готового топлива.

«Так, для решения проблем рынка нефтепродуктов кыргызское высшее руководство вынуждено рассматривать различные варианты», – говорит г-жа Жумагалиева. В 2012 году, к примеру, лидеры Кыргызстана и Азербайджана достигли договоренности о строительстве НПЗ азербайджанской компанией. Однако, по информации аналитика АИРИ, просчитав все плюсы и минусы, азербайджанцы пока отложили этот проект в долгий ящик. При этом к концу текущего года китайская компания обещает завершить строительство в Кара-Балте НПЗ мощностью 800 тыс. тонн. «Но даже с таким увеличением объемов строить нефтепровод пока нерационально», – считает г-жа Жумагалиева. Однако строящая НПЗ китайская компания China Petrol Company Zhongda заявляет, что перевозка нефти по железной дороге будет стоить $40-50 за 1 тонну, а поставки по нефтепроводу обойдутся в $10 за 1 тонну. Таким образом, по их расчетам, экономия средств будет составлять $30 млн в год. При этом строительство 1 км нефтепровода обойдется в среднем в сумму около $1 млн.

Также руководство этой компании делало заявление, что China Petrol Company Zhongda намерена построить нефтепровод «Шымкент – Кара-Балта – Иссык-Куль – Аксу» (СУАР КНР) протяженностью 1,1 тыс. км и предварительной мощностью в 10 млн тонн в год. Протяженность ветки Шымкент – Кара-Балта составит примерно 400 км. Но пока, по замечанию г-жи Жумагалиевой, остается непонятно, на какую ресурсную базу при этом будут ориентироваться инвесторы строительства нефтепровода. При этом, по мнению эксперта, полагаться на ресурсы, обеспечивающие объемы нефтепровода «Атасу – Алашанькоу», совершенно нерационально.

Более того, бывший министр нефти и газа РК Сауат Мынбаев заявлял, что если и будут поставки казахстанской нефти в Кыргызстан, то только по мировым ценам, с соответствующими пошлинами. Тогда же он высказывал свое мнение о том, что вряд ли в такой конфигурации Кыргызстану интересны поставки нефти из Казахстана.

ey25.kapital.kz

Авантюра или расчет? Нефти у нас нет, но хотят построить третий НПЗ

7 февраля 2018, 15:11       sputnik.kg       Комментарии

В Таласской области инвесторы планируют построить нефтеперерабатывающий завод стоимостью 800 миллионов долларов, оборудование для него привезут немецкое.Как сообщил полномочный представитель правительства в области Марат Мураталиев, завод в СЭЗ "Маймак" обеспечит рабочими местами более двух тысяч человек. В Таласской области ранее работал НПЗ, но он прекратил деятельность из-за нехватки инвестиций.Резонно возникают вопросы: нужен ли новый нефтезавод области, тем более третий в маленьком Кыргызстане? Не постигнет ли его судьба предшественника?Какова ситуация с ГСМ в Кыргызстане Ежегодная потребность страны в горюче-смазочных материалах - более миллиона тонн. 95 процентов поставляется из России, рассказал исполнительный директор Ассоциации нефтетрейдеров Улан Кулов.© Фото / Гульназ ДжумабековаИсполнительный директор Ассоциации нефтетрейдеров КР Улан Кулов "В стране есть пять нефтеперабатывающих заводов: в Токмоке, Кара-Балте, Таш-Кумыре, Джалал-Абаде и Кемине. Они производят ГСМ, но их главная проблема связана с сырьем - в Кыргызстане добывается мало нефти, поэтому есть перебои в их работе", - сказал Кулов.Отметим, что два завода - в Токмоке и Кара-Балте ("Джунда") - построены китайскими инвесторами и имеют годовую мощность переработки 400 тысяч и 800 тысяч тонн нефти соответственно.Есть ли перспективы? Как еще раз подчеркнул Кулов, главная проблема - недостаток местного сырья. Однако полагаться на импортную нефть также нельзя."Импорт есть, но это не чистая нефть, а полуфабрикат. Также у нас есть квота на беспошлинную поставку 450 тысяч тонн сырой нефти из России. Вроде у компаний есть контракты с российскими производителями, однако стоимость транспортировки по железной дороге высокая, а по трубопроводам нет возможности", - рассказал Кулов.Исполнительный директор сказал, что затрудняется сказать о перспективах нового предприятия, так как в первую очередь лучше загрузить существующие мощности.Бывший президент Ассоциации нефтретрейдеров, заслуженный экономист Кыргызстана Жумакадыр Акенеев отметил, что в Таласской области нет запасов нефти. Однако он предложил посмотреть на географию и логистику.© Sputnik / Табылды Кадырбеков Доктор экономических наук Жумакадыр Акенеев "Думаю, что это казахстанские инвесторы. Почему? Во-первых, станция "Маймак" расположена около границы с РК, во-вторых, имеется железная дорога в РК. То есть будут импортировать казахстанскую нефть. Таким образом, инвесторы строят завод в Таласской области, чтобы беспошлинно ввозить сырье и вывозить готовую продукцию", - рассказал Акенеев.По мнению экс-главы ассоциации, такой вариант очень выгоден инвестору, так как себестоимость нефтепродуктов будет даже ниже, чем в Казахстане."У нас НДС ниже, чем в Казахстане. Сравните 18 с 12 процентами. Другой плюс - наша электроэнергия примерно в три раза дешевле, чем в РК. Но есть плюсы и для Кыргызстана - налоги от завода будут поступать в бюджет страны и области", - пояснил экономист.Кто инвестор и где НПЗ найдет нефть? Редакция связалась с главой Таласской области Мураталиевым, который рассказал, что объект планирует построить казахская компания "Темирлан-ойл".© Фото / Элмира СуйутбековаПолномочный представитель правительства в Таласской области Марат Мураталиев "Они планировали начать строительство еще в 2010 году, привлекли средства из Германии в размере 800 миллионов долларов. Но затем возник ряд вопросов с ИНН, я сейчас помогаю им. Дай бог, если начнут, привлекут первый транш в размере 200 миллионов долларов. Этот завод позволит создать 2 тысячи рабочих мест", - рассказал глава области.По его словам, мощность переработки составит 3 миллиона тонн нефти в год."От станции "Маймак" до нефтепровода в Казахстане 17 километров. Они сообщили, что уже договорились и оттуда будут брать нефть", - рассказал Мураталиев.Куда будут вывозить продукцию, он ответить не смог.В Таласской области есть и другие проекты, например, планируют открыть четыре логистических центра.

www.for.kg

Нефтяной завод Башкортостана будет поставлять бензин в Кыргызстан | KLOOP.KG

По данным ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана, всего иностранной компанией «Башкортостан Нефть» будет завезено 11,5 тысяч тонн бензина. Договор о поставке ГСМ был заключен из-за нехватки бензина марки Аи-92 и Аи-98.

В интервью Kloop.kg президент ассоциации нефтетрейдеров Жумакадыр Акенеева сообщил, что первая партия башкирского топлива прибыла в Кыргызстан 26 июля.

«На прошлой неделе они уже поставили Кыргызстану 6,5 тысяч тонн бензина, а остальную часть завезут до 3 августа», — рассказал Акенеев.

По его словам, договор с заводом «Башкортостан Нефть» был заключен сразу после нехватки бензина марки Аи-92 и Аи-98.

«Когда у нас в Кыргызстане начался дефицит бензина, из Омского завода все контракты были переведены на завод из города Салават», — сообщил глава ассоциации.

Акенеев также отметил, что башкортостанский завод был единственным, кто смог принять условия по доставке горюче-смазочных материалов [ГСМ].

«Мы ездили не только в Башкирию, но и в Казань, Астрахань и в Орские нефтеперерабатывающие заводы. Нам нужно было быстро заключить договор и, на тот момент, цены и объем принял завод в Салавате», — добавил Акенеев.

По словам Акенеева, на данный момент переговоры о поставке горючего также ведутся с Туркменистаном и Азербайджаном.

«Договор с Башкортостаном нам ничем не поможет»

По мнению таксиста Рахмана Ажибаева, договор ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана с заводом «Башкортостан Нефть» «не изменит» ситуацию в стране с дефицитом бензина.

«Если государство заключило договор с Башкирией, это ничем не поможет. Цены-то останутся теми же. Здесь больше всего роль играет посредники. Не только для бензина, но и для других продуктов посредники делают погоду», — поделился Ажибаев.

Однако таксист Алишер Самудинов не поддерживает мнение Ажибаева и считает, что поставка бензина «повлияет на экономику Кыргызстана».

«Раз договор сделан с Башкирией — это думаю, обязательно поможет нам. Я думаю, что наш президент и премьер-министр должны заключить договор с ближними странами, только так наша экономика будет расти», — сказал Самудинов в интервью Kloop.kg.

Водитель Абдували Алиев согласился с мнением Самудинова и заявил, что власти Кыргызстана должны регулировать цену на ГСМ.

«Хорошо было бы если государство по ценам определилось бы, установили бы одинаковые цены везде и бензин был бы дешевле», — отметил Алиев.

В середине июля в страну прекратились поставки бензина Омским нефтяным заводом и в течение нескольких дней водителям на заправках стали отпускать высокооктановый бензин по десять литров в связи с его дефицитом.

Однако в связи с малым количеством ГСМ на заправках крупнейшего поставщика топлива «Газпром нефть Азия» цена не повышалась. На заправках «ШНОС» и «БНК» цена на высокооктановый бензин поднялась в среднем на три сома и доходило до 41 сома.

Позже поставки бензина снова возобновились и сейчас бензин продается в неограниченном количестве.

Цены на бензин у «Газпрома» остались прежними, а у «БНК» и «ШНОСа» понизились и стали прежними. Сейчас на АЗС Бишкека средняя цена бензина марки АИ-92 составляет 35,40 сомов за литр.

Прекращение поставок

Запасы высокооктанового бензина в Кыргызстане закончились из-за ограничений на экспорт ГСМ, которые ввели ранее Россия и Белоруссия по просьбе Казахстана в рамках членства в Таможенном союзе.

«В начале июля Казахстан просил их прекратить экспорт топлива и в течение 10 дней, пока Россия и Белоруссия рассматривали эту просьбу, они не отгружали ГСМ. Но потом они решили, что нас это не должно коснуться и продолжили поставки», — цитирует президента Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана Жумакадыра Акенеева информационный портал Knews.kg.

По данным сайта Tazabek.kg, Омский нефтеперерабатывающий завод, который поставляет основную часть ГСМ в Кыргызстан, прекратил поставки горюче-смазочных материалов в Кыргызстан из-за внутренней перестройки в связи с напряжением на внутреннем рынке России.

Редактор: Диана Рахманова

kloop.kg

Нефтяная эра Кыргызстана: пока за горами - Аналитика

Говоря о строительстве новых гидроэлектростанций на реке Нарын, он предположил, что именно энергетика "выдвинет страну в региональные лидеры постнефтяной эры". Прицел Кыргызстана понятен. Запасы нефти в мире стремительно иссякают, и команда Бакиева решила работать на перспективу. Но совсем недавно местные СМИ тонко намекнули, что акценты смещены. Есть под Бишкеком небольшой поселок Ак-Суу. Там и располагается нефтеперегонная база "Брасс-Ойл". Ее технические характеристики стандартны для небогатого нефтью Кыргызстана. Основная деятельность - хранение и сбыт нефтепродукции. Запасы горюче-смазочных материалов на данный момент - почти 20 миллионов тонн. Существующая в стране "Бишкекская нефтеперерабатывающая компания" - основной поставщик ГСМ для целой сети небольших заправок, которые содержат бизнесмены средней руки. Но их общая доля на рынке, особенно после прихода в страну "Газпрома" крайне незначительна. Развитие конкурентной среды на рынке и снижение затрат на покупку готового российского и казахстанского топлива - две этих причины и подтолкнули окружение президента к необходимости создания собственного нефтяного концерна. По мнению "нефтяных экспертов" Кыргызстана - это может привести к некоторому снижению цен на бензин, которые с начала лета уже подскочили на несколько сомов. Однако благие намерения создать собственную сеть АЗС под флагом уникальной национальной нефтяной компании разбиваются сразу о несколько причин. Во-первых, на строительство базы уже было потрачено 200 миллионов сомов. Это, конечно, деньги не бюджетные, а инвестиции. Но руководство "Брасс-Ойл" недвусмысленно намекает на то, что неплохо бы и государству включиться в процесс финансирования. Связано это, по всей видимости, с тем, что производство собственной нефти в Кыргызстане - крайне нерентабельное занятие, и предприниматели предпочитают в данную сферу особо не лезть. И это уже вторая причина - в стране фактически нет работающих на полную мощность нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий. Есть Джалал-Абадский завод. Но в отсутствии инвестиций и постоянного внимания со стороны государства, работает он, по признанию самих же кыргызстанских нефтяников, "ни шатко, ни валко". Есть небольшие предприятия в Чуйской и Иссык-Кульской областях, но это как раз те два завода, благодаря которым существуют заправки в регионах. В тех регионах, где не развевается еще флаг "Газпрома". Жизнеспособность этих АЗС невысока - бензин там пусть и дешевле, но в качестве значительно уступает. Есть потенциал у нескольких месторождений в Ферганской долине. И если Узбекистан на своей территории их использует, то на территории Кыргызстана их разработка практически не ведется. Вливать в эту сферу бюджетные деньги руководство республики не рискнет. И потому что кризис, и потому что "стройка века", и потому что пенсии и зарплаты у бюджетников маленькие. Тем более, что для развития нефтяной промышленности, а именно это имеет в виду Курманбек Бакиев, нужно не просто найти и переработать нефть. Здесь ключевым фактором может оказаться неразвитость коммуникаций в стране, фактическое отсутствие дорог и значительная отдаленность месторождений от центров переработки. Строительство дорог и прокладка коммуникаций декларируются в Кыргызстане уже полтора десятилетия. По факту, за эти годы удалось проложить две крупные трассы, которые отвечают не столько промышленным, сколько торговым интересам страны. Есть опасение, что к моменту решения этих вопросов нефть останется только в одной стране мира - в Кыргызстане. Не стоит списывать со счетов и еще один немаловажный факт: да, "Газпром" сейчас контролирует 70 процентов рынка горюче-смазочных материалов в Кыргызстане. Еще 25 процентов между собой делят остальные российские и казахстанские компании. Вероятность потерять часть кыргызстанского рынка, пусть и незначительную, вряд ли сильно обрадует монополиста. Есть и еще один нюанс. "Бишкекская нефтеперерабатывающая компания" планирует в ближайшее время строительство двух десятков своих заправок в столице. Достаточно солидные эксперты в приватных разговорах утверждают, что это шаг отнюдь не к конкурентной борьбе с "Газпромом", а лишь способ немного заработать в разгар кризиса. К слову, пресс-служба главы государства и его ближайшее окружение не только не дают никакой информации по ОсОО "Брасс-Ойл", но и настоятельно просят воздержаться от дальнейшего поиска этих данных. Фото с сайта http://i.treehugger.com

Еще в феврале, в одном из программных документов, президент Бакиев перечислял основные контуры встающей на ноги кыргызстанской экономики.

www.caravan.kz

Почему российская нефть не идет на НПЗ Кыргызстана

Сегодня в обществе широко обсуждается вопрос поставок российской нефти на нефтеперерабатывающие заводы Кыргызстана, а точнее, его фактического отсутствия. Ситуацию агентству «Кабар» прокомментировал эксперт, заместитель исполнительного директора Международного делового совета Данияр МЕДЕРОВ.

- Действительно, вопрос широко обсуждается не только в нашем обществе, но и среди субъектов предпринимательства Российской Федерации, компаний, которые готовы поставлять нефть на наши нефтеперерабатывающие заводы для переработки, но не могут этого реализовать из-за возникших бюрократических барьеров. Думаю, вы знаете, что Правительство КР предпринимает максимальные усилия для того, чтобы загрузить необходимым объемом сырья наших отечественных производителей. Недавно премьер-министр КР Сапар Исаков встречался с заместителем председателя Правительства РФ Аркадием Дворковичем и своим коллегой Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым. Насколько мне известно, среди рассматриваемых вопросов были поставки ГСМ. Сейчас Государственный комитет промышленности, энергетики и недропользования КР активно прорабатывает практическую реализацию этого вопроса с российской стороной.

- Данияр Султанович, почему нужно перерабатывать нефть на отечественных заводах?

- Тут ответ очевиден. Во-первых, мы должны стимулировать отечественное производство. Напомню, по итогам прошлого года одну из ведущих позиций в структуре роста промышленного производства Кыргызстана занимало производство нефтепродуктов нашими НПЗ, это хорошая точка роста для развития отечественной промышленности. С другой стороны, стране нужна диверсификация в обеспечении нужд населения горюче-смазочными материалами. Это касается как наличия достаточных объемов, так и более низкой стоимости нефтепродуктов, что в том числе может быть достигнуто, если перерабатывать российскую нефть на наших заводах.

- В одном из интервью нашей редакции вы скептически отнеслись к переработке нефти на местных НПЗ. В частности, говорили о необходимости проведения соответствующих исследований по ее качеству и себестоимости.

- Не соглашусь с вами, я никогда не выступал против переработки нефти на наших НПЗ, но всегда уточнял, что прежде чем вносить объемы нефти в индикативный баланс, необходимо детально изучить этот вопрос, потому что это сопряжено со снижением поставок светлых нефтепродуктов в республику. Сырая нефть уже второй год внесена в индикативный баланс между нашими странами, но квота до сегодняшнего дня так и не выбирается. Причина и в экономических факторах, и в имеющихся рабочих вопросах по трубопроводному транзиту нефти через территорию Казахстана. Если ситуация не изменится, то мы столкнемся с тем, что уже к четвертому кварталу этого года РФ начнет взимать пошлину на поставку светлых нефтепродуктов.

Ставить нефть в индикативный баланс, не проработав экономической целесообразности и вопросов логистики, на мой взгляд, было сыроватым решением. Тот факт, что нефть пока не идет в нашу страну - и есть следствие не до конца проработанного вопроса, а риски снижения беспошлинных поставок светлых нефтепродуктов уже зависли над нами «дамокловым мечом».

С другой стороны, несколько участников рынка сегодня активно прорабатывают вопрос поставки трубной нефти в Кыргызскую Республику, и Правительство КР активно в этом им помогает. Это однозначно позитивный фактор, и если все-таки нефть к нам пойдет – это будет большой успех для нашей страны!

- Вы упомянули о барьерах, с которыми столкнулись потенциальные поставщики российской нефти, в чем они заключаются?

- Начнем с того, что на территории ЕАЭС предусмотрено свободное перемещение товаров. Но учитывая, что до 2025 года вопрос о поставках нефти и нефтепродуктов находится в изъятии, то в Российской Федерации он регулируется иным режимом. 10 октября 2017 года Правительство РФ приняло решение о таможенном декларировании поставок нефти и нефтепродуктов из Российской Федерации в страны ЕАЭС. То есть вывоз нефти и нефтепродуктов теперь сопровождается подачей грузовых таможенных деклараций со стороны поставщика.

- Ну а в чем тогда барьер? Вроде все понятно: вывозится определенный объем нефти, подается грузовая таможенная декларация…

- Все было бы так, если бы не одно «но»… В действующий индикативный баланс заложен объем беспошлинных поставок нефти в размере 450 тысяч тонн и немногим более 700 тысяч тонн по нефтепродуктам. Что касается нефти, то одна из нефтяных компаний РФ подала грузовую таможенную декларацию на все 450 тысяч тонн, то есть, грубо говоря «застолбила» за собой весь объем. Из-за этого другие участники российского рынка не могут воспользоваться своими возможностями по поставкам нефти. При этом с начала этого года эта компания не поставила ни барреля нефти нашим производителям. Между тем рынок Кыргызстана очень привлекателен для других нефтяных компаний России. Почти аналогичная ситуация складывается и по поставкам светлых нефтепродуктов, но здесь речь идет о трех-четырех нефтяных компаниях — хоть какое-то присутствие конкуренции, но также, на мой взгляд, недостаточное.

- Какой же, по-вашему, выход из в сложившейся ситуации?

- Правильно было бы отменить процедуру обязательного таможенного декларирования при вывозе нефти и нефтепродуктов из Российской Федерации в страны ЕАЭС и Кыргызской Республики в частности. Или предусмотреть декларирование только фактически вывозимого объема, при этом исключив возможность одному или нескольким игрокам «застолбить под себя» весь объем, предусмотренный индикативным балансом.

- Как ваша организация может помочь в этом вопросе?

- От имени Международного делового совета хотел бы выразить признательность нашему правительству и, в частности, Государственному комитету промышленности, энергетики и недропользования за активные действия в разрешении этого вопроса. Цель понятна — обеспечить наши нефтеперерабатывающие заводы необходимыми объемами нефти. Это особенно важно для эффективной подготовки к приближающимся сельскохозяйственным работам, туристическому сезону и в целом для обеспечения нашего населения топливом по доступным ценам. Что касается МДС, то мы готовы поддерживать инициативы правительства на различных площадках, в том числе в рамках консультативного комитета ЕЭК по вопросам предпринимательства, членом которого мы являемся. Мы готовы стать «мостиком» между потенциальными поставщиками нефти и нефтепродуктов РФ и отечественными нефтеперерабатывающими заводами. В конце концов, у нас единые цели и задачи — развитие отрасли, бизнеса и нашей экономики.

Беседовал Эрмек Абдрисаев

 

http://www.kabar.kg/news/iatc-kabar-pochemu-rossiiskaia-neft-ne-idet-na-npz-kyrgyzstana/

www.ca-portal.ru