Украина без угля, газа, нефти и... что дальше? Нефть газ украина


Главная - Нефть и газ Украины

  • Укргаздобыча получила газ с разведывательной скважины

    ПАО "Укргаздобыча", крупнейшая газодобывающая компания Украины, получило промышленный дебит газа с разведочной скважины №8 Чкаловского месторождения. Скважина достигла проектной глубины 2900 м и раскрыла проектный горизонт. В результате освоения скважины, Укргаздобыча получило…

  • Специалисты Нефтегаздобычи усовершенствовали оборудование для приведения газа к стандартам качества

    Сотрудники ЧАО «Нефтегаздобыча» (ДТЭК Нефтегаз) получили патент на полезную модель №111960 «Газожидкостный сепаратор». Усовершенствовав конструкцию одного из важнейших аппаратов для приведения газа к стандартам качества, специалисты компании добились повышения эффективности…

  • Нефтегаздобыча в 2016 году увеличила добычу газа на 25%

    ЧАО «Нефтегаздобыча», входящее в ДТЭК Нефтегаз, в 2016 г. добыло 1630,8 млн куб. м природного газа. Это на 25% больше, чем годом ранее. Добыча газового конденсата в 2016 году составила 56,1…

  • Виктор Гладун избран гендиректором ПГНК

    В декабре 2016 года Виктор Гладун  избран Генеральным директором СП «Полтавская газонефтяная компания». Виктор Владимирович Гладун занимал руководящие посты в ряде ведущих международных компаний с опытом работы в США, Украине, России. Он…

  • Нефтегаздобыча устанавливает солнечные батареи для энергоснабжения скважин

      На двух скважинах Семиренковского месторождения, разрабатываемого ЧАО «Нефтегаздобыча», установлены солнечные панели. Эти источники энергии делают локальные системы автоматизации абсолютно автономными от внешних источников энергии. Такие комплексы обладают мощностью по 760 Вт каждый,…

  • Первый гидроразрыв пласта в обновленной Укргаздобыче

    О новом ГРП в УГД 18 сентября 2016 года, на Юго-Западе Харьковской области, на глубине 4050 метров, силами Укргаздобычи были проведены работы по гидроразрыву пласта. Скважина была пробурена в течение 340…

  • Нефтегаздобыча добыла 1 млрд куб. м газа с начала 2016 года

        Нефтегаздобыча добыла 1 млрд куб. м газа с начала 2016 года   Сегодня, 19 августа, объем добычи газа ЧАО «Нефтегаздобыча» превысил показатель 1 млрд куб. метров. По сравнению с прошлым годом компания…

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОМПАНИИ

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОМПАНИИ Государственный сектор нефтегазодобычи лихорадит. Обе компании монополисты «Укргаздобыча» и «Укрнафта» находятся в исключительно плохом состоянии. Политика государства в данной отрасли направлена исключительно на увеличение доходов, в случае «Укргаздобычи» это…

  • ЧАСТНЫЕ КОМПАНИИ

    ОБЗОР ДОБЫЧИ НЕФТИ И ГАЗА ЗА АПРЕЛЬ 2016 г. Среди частных компаний самые высокие показатели по добыче газа продемонстрировало ЧАО Нефтегаздобыча – 129,640 млн куб. м. Далее следует ООО «Эско-Север», которое…

  • oil-gas.com.ua

    Нефть и газ Украины

    Добыча газа на Украине интересует не только само правительство этой страны, но и пять крупнейших компаний мира, претендующих на партнерство.  Нефть и газ Украины привлекает достаточно много внимания, но законодательство страны несовершенно, что вызывает проблемы с началом разработок перспективных ресурсов. До этого момента Украина не специализировалась на газе сланцевого типа.  В Харьковской, Львовской, Донецкой и Ивано-Франковской областях предполагается наличие больших  запасов этого природного топлива.  То есть, месторождения расположены в районе Олесской и Юзовской площадей. Чтобы подтвердить предположения, нужно произвести бурение разведывательных (пробных) скважин. Вообще же, в данный момент нефть и газ Украины не добывается подобным способом, а, значит, у страны нет специалистов такого класса, которые могли бы взять на себя разработку этого направления. Да и финансовой поддержки в этом направлении недостаточно. Чтобы осваивать перспективные области Прикарпатья, правительством страны (службой геологии)  проводится конкурс, который должен привлечь инвестиции и технологии в данное направление.

    И в конце апреля были приняты заявки от 5 компаний TNK-BP, Shell,  ExxonMobil (претенденты на Юзовскую область) и Сhevron и Eni, которые заинтересовались Олесской областью. Эти предприятия уже сегодня стали обладателями данных о возможных залежах газа (геологическая и геофизическая информация). Восточная часть страны была оценена в 15 миллионов гривен, а за Олесскую область заплатили по 10,5 миллионов гривен. Валерием Хорошковским – вице-премьер, совместно с межведомственной комиссией  заключают соглашения о разделе продукции. На данный момент производится определение победителя, окончательное решение будет озвучено уже 23 мая. Министр  Эдуард Ставицкий (экология и природные ресурсы) предполагает, что работы по разведке начнутся уже в 2014 году. Цена конкурсных документов для претендентов, у которых миллиардные годовые обороты – это просто смех. Но и ценность приобретенной информации тоже представляется сомнительной.  Данные об объемах полезных  ископаемых в таких документах, как правило, очень приблизительные. Последние геологические изыскания на Украине проводились еще в 70е годы, когда СССР искало новые месторождения углеводородов. Но, на тот момент представление о запасах на Украине было как о скоромных залежах, которые в условиях огромной страны серьез не рассматривались. Но и система поиска в то время не отличалась совершенством. Виталий Кисель  бывший преподаватель Института геологии Национальной академии наук (сегодня работает в нефтедобывающей сфере) утверждает, что все данные, которые получили претенденты нельзя назвать хоть сколько-нибудь точными. Эта грубая прикидка может разниться с реальностью в десятки (если не сотни) раз. Есть уже несколько примеров, когда компании, приобретавшие права на разработку перспективной области, пробуривали десятки скважин, но извлекаемый запас оказывался очень скудным. А конкурсная документация нужна, прежде всего, для того, чтобы компании получили окончательную картину того места, которое предстоит исследовать, и где будет вестись добыча. Ведь компании, зачастую, начинают собирать свою информацию об объекте значительно раньше, чем объявляются конкурсы и знают о нем даже больше тех, кто проводит конкурсные соревнования. И Украину относят скорее к лотерейным билетам, никому не известно, будет ли выигрышным, купленный билет, но рискнуть можно.

    Обычно нефть и газ Украины, который добывался силами иностранных партнеров, достался последним не очень просто. Опыт нефтегазодобывающих компаний в этой стране, скорее, негативный. Скандалы возникают с завидной периодичностью. Проблема лежит в Украинском законодательстве и излишней политической окраске самой добычи недр в этой стране. Бюрократическая волокита для многих крупных компаний – решающий фактор, который заставляет отказываться от выгодного сотрудничества. Vanco Energy, к примеру, взялась за разработку глубоководного шельфа Черного моря еще в 2006 году. Все соглашения были достигнуты за год. Но потом к делу подключились политики, которые и указали на то, что были нарушены законы в ходе проведения конкурса на разработку месторождения. В итоге, Стокгольмский арбитраж разбирается с этой проблемой уже на протяжении нескольких долгих лет. Затягиваться начало работ может и из-за манипуляций, которые происходят непосредственно в ходе конкурсов. В ходе таких игр, участниками используется схема, по которой за одну компанию подается две заявки. Один при этом занимает вторую позицию, а второй выигрывает тендер, предложив максимальные цены. Претенденты отсекаются, а сам участник, занявший первое место, «вдруг» понимает, что цена необоснованно высока и отказывается от своих обязательств. В итоге победителем конкурса признается компания, занявшая на конкурсе второе место. 

    И на Украине, к сожалению, пока нет способов предотвращения таких грязных технологий. Конечно, в случае с Олесской и Юзовской областями, такую схему осуществить будет намного сложнее, да и все участники давно зарекомендовали себя в мире, как успешные нефтедобытчики. Но тот факт, что подобные манипуляции возможны, заставляет задуматься о том, насколько хороши дела в отрасли в целом. Но, как отмечают в министерстве природных недр, главным определяющим фактором выбора победителя конкурса будет именно объем вложений, которые они смогут предложить в качестве инвестиций в добывающую отрасль. Предположительно, для освоения недр Олесской площади потребуется не мене 150 миллионов долларов, в случае с Юзовской площадью объем инвестиций должен составить от 250 до 300 миллионов долларов. Очень важно, чтобы победитель располагал не только необходимыми финансами (их у каждой компании достаточное количество), но и технологиями, которые позволят добывать природный газ сланцевым методом. Но скептикам кажется, что добыча газа этим методом в Украине окажется значительно более затратным мероприятием, чем в США, где этим занимается и ВР, виной всему – глубокое залегание газа.

    news-mining.ru

    Две американские компании планируют добывать нефть и газ на Украине - 03.07.2017

    Об этом сообщила пресс-служба Министерства энергетики и угольной промышленности.

    «Межведомственная комиссия приняла к рассмотрению по существу обращения компании Frontera Resources (США), а также компании Longfellow (США) по осуществлению проектов поиска и добычи углеводородов, в том числе из нетрадиционных источников, в пределах участков недр, предлагаемых указанными компаниями, соответственно, в Одесской и Полтавской областях. Комиссия поручила провести консультации по оптимизации размера предложенного компанией Frontera Resources участка недр», — сказано в сообщении.

    Как сообщается, межведомственная комиссия также приняла к сведению обращение компании Frontera Resources по осуществлению проекта поиска и добычи углеводородов на участке недр западной части шельфа Черного моря на условиях соглашения о разделе продукции и рекомендовала Frontera Resources проработать возможность подачи совместного обращения с «Черноморнафтогазом», который владеет разрешениями на пользование недрами на площадях Одесская и Безымянное.

    В 2015 году американская компания Frontera Resources Corporation подписала меморандум с НАК «Нафтогаз Украины» о сотрудничестве. В частности, стороны обсудили вопросы сотрудничества в сфере разведки и разработки месторождений нефти и газа Украины, а также реализации проекта импорта сжиженного газа с мощностей американской компании в Грузии.

    Frontera Resources Corporation — международная компания, занимающаяся разведкой и добычей газа и нефти, была основана в 1996 году. Стратегия компании заключается в поиске перспектив по добыче углеводородов в странах Восточной Европы, которые относятся к Черноморскому бассейну.

    ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Shell сворачивает проект освоения месторождений сланцевого газа на Украине

    Крупнейшие энергетические корпорации Сhevron и Shell так и не решились на добычу сланцевого газа на Украине. Западные инвесторы, как заявили тогда в  Государственной службе геологии и недр Украины, побоялись даже не войны в Донбассе, а разработки недр на Украине в условиях непрозрачного законодательства в стране. Фактически им предлагалась работа на беспрецедентных льготных условиях вне правого поля Украины. Проект соглашения с компанией предполагал освобождение ее от уплаты налогов и сборов на общую сумму до $80 млн в год.

    В сентябре 2013 года правительство Украины и компания Royal Dutch Shell подписали соглашение о разделе продукции (СРП) в пределах Юзовской площади (территория Донецкой и Харьковской обл.). В соответствии с подписанным соглашением о разделе продукции на первом этапе Royal Dutch Shell должен был вложить в геологоразведку около $500 млн. Согласно договоренностям, в зависимости от объемов добычи, от 30% до 60% газа должно было принадлежать государству, а между инвесторами Royal Dutch Shell и Надра Юзовская доли распределили 50х50.

    В 2014 году работы над проектами заморозили, и уже летом 2015 года Shell и Сhevron ушли с украинского рынка. Претензии к Shell в частности, включали то, что компания разрабатывает уже существующие месторождения на Украине, а не открывает новые. С теми же проблемами могут столкнуться и вышеперечисленные американские компании. 

    ukraina.ru

    “Нефть и газ Украины”. Занавес

    Виктор Янукович огласил свою “Программу экономических реформ…” в самый канун девятой годовщины принятия Национальной программы “Нефть и газ Украины до 2010 г.”. Согласно последнему документу, подписанному твердой рукой тогдашнего премьера Анатолия Кинаха, в 2010 г. Украина должна была добыть почти 5,5 млн. т нефти и газового конденсата и 24,5 млрд. кубов газа. А согласно документу 15-летней давности, премьер Виталий Масол мечтал поднять добычу нефти до 7,5 млн. т, а газа — до 35 млрд. кубов.

    Пытаясь понять вероятность реализации того или иного заявленного сценария в экономике, наблюдатели уже имеют возможность применять очень прогрессивную систему уравнений. Суть ее состоит в соотнесении нынешних парадных речей с размером и эффективной отдачей таких же речей в прошлом временном периоде.

    Так, в 1995 г. Украина добывала 4,2 млн. т нефти и газового конденсата и 18 млрд. кубов газа. С тех давних пор цены на газ выросли более чем в 10 раз, а на нефть — более чем в 25 раз. Но почему-то данный мотив, при наличии написанных программ, не стал серьезным поводом для роста добычи.

    Тем не менее на днях президент Виктор Янукович, представляя свой план экономических реформ на ближайшие пять лет, заявил, что ждет ежегодного роста ВВП на 6-7%. При этом от нефтегазового комплекса госменеджер ждет увеличения добычи нефти и газового конденсата до 4,7 млн. т, газа — до 23 млрд. кубов. То есть аппетиты поуменьшились даже по сравнению с программой времен Кинаха.

    Впрочем, опрошенные эксперты в один голос заявляют: серьезного вклада нефтегазового комплекса в показатели роста ВВП ждать не приходится. “Украинским нефтяникам и газовикам вряд ли стоит ожидать интенсивного открытия и разработки новых крупных месторождений, потому что для этого просто нет финансовых возможностей. В 2010 г. структура инвестиций в эту отрасль уже не изменится. А ведь введение месторождения в эксплуатацию — дело не одного года”,— говорит председатель Всеукраинского союза ученых-экономистов Александр Кендюхов.

    Его слова подтверждают источники из “Укргаздобычи” и “Укрнефти”. В первом квартале 2010 г. зафиксирован уровень падения добычи углеводородов больше, чем на 10%.

    Сегодня, по текущим показателям второго квартала, падение может быть приостановлено. Но делается это не за счет прироста добычи на новых месторождениях, а в основном за счет вывода скважин из недействующего фонда, бурения дополнительных скважин на истощенных месторождениях, за счет строительства дожимных компрессорных станций. Обнародовать плановые уровни добычи компании не спешат, потому что планы меняются в зависимости от конъюнктуры. Точно так же, как засекречены и абсолютные суммы капвложений по годам.

    Хотя вот уже на протяжении 20 лет периодически звучат публичные заявления различных ученых, что в Украине находятся крупнейшие залежи нефти и газа, реальность оказывается куда более прозаичной.

    “Геологам удается обнаружить два-три новых месторождения углеводородов в год. Таким образом, за последние пять лет мы открыли 15 новых месторождений”,— говорит бывший главный геолог “Укргаздобычи” Владимир Бенько.

    “Начальные запасы открытых месторождений составляют более 6 млрд. куб. м газа и 31 тыс. т нефти. Конечно, по объемам запасов это небольшие месторождения, но, тем не менее, здесь успешно ведется добыча. На этих объектах пробурено 48 глубоких скважин и уже добыто 119 млн. куб. м газа и 12 тыс. т нефти”,— продолжает специалист. Однако вряд ли такими темпами отрасль достигнет задач, поставленных господином Януковичем.

    Одной из главных проблем выполнения любой государственной программы эксперт Александр Кендюхов считает отсутствие приоритетных отраслей в структуре национального производства.

    “У нас какую программу ни возьми, получается, что развитие экономики отдано на откуп рынку: что выживет, то и будет работать. Нельзя помогать всем, необходимо определить приоритетные отрасли на 5-10 лет. Опасность нашей экономики заключается в том, что она зависит от внешних вливаний, она импортноориентированная, кто бы что ни говорил другое. Особенно это видно на примере энергоносителей. И такое положение больше всего выгодно России”,— заявляет председатель Всеукраинского союза ученых-экономистов.

    Станет ли отечественный нефтегазовый комплекс приоритетным в ближайшее время? Станут ли приоритетными именно государственные добывающие компании? Ответ не столь очевиден.

    Для увеличения добычи нефти и газа необходимо расширение ресурсной базы. Украинские геологи готовы изучать и разрабатывать глубокозалегающие горизонты на уже разведанных месторождениях. Идти в крупные нефтегазовые регионы Украины — Днепровско-Донецкую впадину и Западный нефтегазоносный регион, на перспективные территории шельфа Черного и Азовского морей.

    Но есть одна проблема — получение лицензий и специальных разрешений на такие работы. За последние пять лет “Укргаздобыча”, например, обзавелась только одной лицензией, да и ту купила на аукционе. А “Полтаванефтегазгеологию” вообще ликвидировали из-за невозможности финансового оздоровления. И это в самой газовой области Украины.

    В “Программе экономических реформ на 2010-2014 гг.” одним из пунктов определено: усовершенствование разрешительной системы на разработку месторождений и добычу нефти и газа, введение равных правил для национальных и иностранных инвесторов.

    Смогут ли наши геологи и добывающие компании рассчитывать на лицензии, если уже сейчас они нуждаются в обновлении материально-технической базы? Геологоразведочным центрам необходимы современные программно-методические комплексы, аппаратура и глубинные приборы для проведения геофизических исследований скважин. А ведь у западных компаний это все есть. И если им еще разрешат, как и “Венко Прикерченская Лтд”, оставлять себе 60% углеводородов, пока не окупятся инвестиции, то пробиться за лицензиями нашим компаниям будет очень непросто.

    Следовательно, добывающие компании из развитых государств тоже очень заинтересованы, чтобы мы оставались импортноориентированной страной.

    Инна КОВАЛЬ

    www.ukrrudprom.ua

    Про нефть, про газ, зачатки рынка и про нас - Колумнисты

    В нефтегазодобыче и на рынке нефтепродуктов, кроме коррупционных скандалов и попыток перенаправить потоки "нужным" людям и компаниям, о чем ZN.UA рассказывало подробно, происходили и структурные изменения. Как и в газовом секторе. Назвать это началом системных структурных рыночных реформ пока сложно. Тем более что сколько-нибудь значимый эффект можно будет увидеть в лучшем случае в 2017 г. Тем не менее заметных событий было много и разных. Об основных из них и о наметившихся тенденциях пойдет речь в этой статье.

    Добыча газа и нефти — прибыльный, но рискованный бизнес

    Главным итогом уходящего года для добывающей отрасли можно назвать стабилизацию добычи газа. Всего добыто почти 20 млрд кубометров газа, или на 100 млн кубометров больше, чем в 2015-м.

    2016-й не принес нефтегазодобывающим компаниям ожидаемого улучшения ситуации на рынке. Хотя в начале года надежда была, поскольку с 1 января 2016 г. для частных компаний была существенно снижена ставка ренты при добыче газа: с 55 до 29% при глубине скважины до 5000 м и с 28 до 14% для скважин глубже 5000 м. Фактически газодобытчикам вернули условия налогообложения, существовавшие до августа 2014 г.

    Следующим важным шагом стало повышение с апреля 2016 г. закупочной цены на газ для государственной "Укргаздобычи" (УГД) с 1590 до 4849 грн за тысячу кубометров. Одновременно для госкомпании была снижена рента с 70 до 50%. Такой шаг позволил впервые за историю существования компании превратить добычу газа в прибыльный бизнес. "Укргаздобыча" получила огромный финансовый ресурс, доходы компании в 2016 г. выросли в три раза по сравнению с 2015 г. — до 64 млрд грн.

    Однако ощутимых результатов снижение ренты и увеличение доходов компаний в 2016 г. не принесло. Общие объемы добычи газа выросли на скромные 0,5%, или на 100 млн кубометров. Добыча нефти и конденсата существенно снизилась — на 8%, или на 200 тыс. т.

     

    добыча нефти

    ukrnafta.com

     

    "Укргаздобыча": неоглашенные результаты ГРП и сомнительные "буровики"

    Большие надежды на рост добычи газа были связаны, в первую очередь, с государственной "Укргаздобычей". Летом компания попыталась за счет крупных инвестпроектов поправить ситуацию — закупила современное оборудование для ремонта скважин (колтюбинговая установка) и флот для проведения гидроразрыва пласта (ГРП). Кроме этого, УГД заявила о программе 20/20, предусматривающей увеличение добычи до 20 млрд кубометров к 2020 г.

    Компания провела тендер на привлечение внешних подрядчиков для работ по ГРП на сумму 370 млн грн. Тендер выиграли "Беларуснефть" и румынская Tacrom Services, каждая из которых получила по 50 операций ГРП. До декабря ПАО "Укргаздобыча" своими подразделениями провело ГРП на десяти скважинах, еще около десяти операций на месторождениях компании провела "Беларуснефть". Tacrom Services до декабря работ по ГРП не проводила. В "Укргаздобыче" результаты проведенных ГРП пока не афишируют.

    Большие надежды возлагали на привлечение буровых компаний, за счет чего планировалось быстро увеличить объемы бурения и, как следствие, добычу. Конкурс был объявлен только в конце октября, зато "Укргаздобыча" выставила заявки на 15 буровых установок на 90 скважин общей стоимостью 13 млрд грн (около 500 млн долл.). Сумма значительная даже по международным масштабам. Однако, вопреки ожиданиям, американские и канадские буровые компании, которые заслуженно считаются мировыми лидерами в этом сегменте и очень интересовались конкурсом УГД, свои заявки не подали. Из украинских буровых компаний только одна участвовала в конкурсе, остальные так и не нашли взаимопонимания с "Укргаздобычей" в процессе подготовки конкурса.

    Каково же было удивление и разочарование, когда по итогам конкурса стало известно, что самая низкая цена по всем лотам была предложена никем не известной "Пивничгазресурс". Следом за ней самая низкая цена была у "Викториос компани". Причем обе компании зарегистрированы по одному адресу. Третьей компанией по ценовому предложению стала "британская" Drilling Energy Technics Limited, у которой, как оказалось, сайт только на русском языке, да и тот быстро закрыли "на реконструкцию". Теперь "Укргаздобыче" потребуется немало времени и сил, чтобы отсеять желающих побурить.

    В конце декабря "Укргаздобыча" объявила еще один тендер — на закупку пяти тяжелых буровых установок за 3,55 млрд грн. Победители станут известны только весной 2017 г.

    Что касается результатов работы, то в 2016 г. УГД добыла 14,6 млрд кубометров газа, что на 70 млн (0,5%) больше, чем в 2015-м. При этом добыча нефти и конденсата снизилась почти на 60 тыс. т (около 11%). В 2017 г. руководство "Укргаздобычи" планирует нарастить добычу газа на 500 млн кубометров.

    "Укрнафта". Стабилизация за шаг до банкротства?

    Для "Укрнафты" прошедший год оказался еще более сложным. Огромные долги перед ГФС — порядка 12 млрд грн, высокая налоговая нагрузка, рента на нефть 45% и низкая цена на сырье привели компанию на грань банкротства. Вместе с тем нельзя не отметить, что начиная с мая уровень добычи нефти и газа стабилизировался. Этого удалось достичь благодаря простым и недорогим методам, таким, как внедрение новых эффективных электрических центробежных насосов. Однако это временная стабилизация, о чем говорят в компании. Без увеличения инвестиций, в первую очередь в бурение, в следующем году ожидается дальнейшее падение добычи на 10–15%.

    Если говорить о частных компаниях, то в 2016 г. в Украине в добыче газа было занято почти 50 компаний, на которые пришлось чуть более 4 млрд кубометров газа, или 20% всей добычи в Украине. По итогам года рост добычи составил всего 7%, при этом последние четыре месяца показатели уже отрицательные.

    Здесь можно выделить несколько негативных факторов, повлиявших на ухудшение производственных показателей. Главный фактор — низкая цена газа, летом не превышавшая 6000 грн (с ПДВ) за тысячу кубометров. И только в октябре цена на газ пошла вверх и в ноябре-декабре превысила 8000 грн (с ПДВ). Низкая цена газа на протяжении года не способствовала росту инвестиций в добычу и разведку углеводородов.

    Другой проблемой для частных компаний стало давление со стороны силовых органов (ГПУ, СБУ, ГФС), а также политических оппонентов или местных властей. Практически все крупные добывающие компании, так или иначе связанные с крупным бизнесом, за последний год стали мишенью силовиков: "Нефтегаздобыча" (входит в структуру ДТЭК), Burisma, "Смарт-Холдинг", "Полтавская газонефтяная компания" ("дочка" британской JKX).

    Еще одной проблемой добывающих компаний стало отсутствие новых лицензионных площадей. За весь 2016 г. Государственной службой геологии и недр Украины было проведено два аукциона по продаже спецразрешений. На первом аукционе в марте было продано пять спецразрешений: на Южно-Кисовскую и Мурафинскую площади в Харьковской области, а также Быстрицкую, Подгорцовскую и Добровлянскую площади (все во Львовской области). Аукцион закончился скандалом, компания "Ютекснефтегаз", которую сняли с аукциона, подала на Госгеонедра в суд. На втором аукционе, в декабре, продали всего одну лицензию на Тереблянскую площадь в Закарпатской обл.

    Незначительное количество и невысокое качество выставляемых спецразрешений на нефтегазовые участки существенно ограничивает развитие газодобычи в Украине.

    Самым большим разочарованием для частных газодобытчиков стал провал голосования за внедрение стимулирующей ренты в размере 12% на газ из новых скважин. Эту норму планировали ввести с 2017 г. вместо ставки ренты 29% при добыче до 5000 м и 14% — глубже 5000 м. Такое нововведение должно было стимулировать добывающие компании больше бурить, инвестировать в добычу. Соответствующий законопроект №5459 был внесен и рассмотрен Верховной Радой в конце ноября. Депутаты поддержали его в первом чтении. Но в процессе подготовки госбюджета-2017 представители комитета по вопросам налоговой и таможенной политики решили убрать данную норму.

    Перспективы развития частной добычи довольно ограничены. Шансы привлечь иностранные инвестиции в украинский нефтегазовый сектор близки к нулю, а у украинских компаний собственных средств для развития не хватает.

    Крупнейшими частными добывающими компаниями остаются "Нефтегаздобыча" (входит в структуру ДТЭК) — 1,6 млрд кубометров годовой добычи и BurismaGroup — около 1,1 млрд кубометров. Наиболее динамично растущей компанией в 2016 г. стала "Укрнефтебурение", которая увеличила добычу на 30%, до 0,3 млрд кубометров, и заняла третье место по объему среди частных компаний.

    Время турбулентности

    Нефтяной сектор down stream, включающий в себя транспортировку, переработку и реализацию нефти и нефтепродуктов, в уходящем 2016-м был насыщен разнообразными событиями. Не менее насыщенным обещает быть и 2017 г., в течение которого возможны различные сценарии работы основных сегментов этой отрасли.

    Транспортировка: в ожидании "морской" нефти

    Для госкомпании "Укртранснафта" уходящий 2016-й стал первым полным годом, прожитым без менеджмента группы "Приват". Напомню, ставленники Игоря Коломойского были отстранены весной 2015 г. после шести лет управления нефтетранспортной госкомпанией. Это сразу же сказалось на финансовых результатах "Укртранснафты" и ее прозрачности. В частности, впервые в ее истории группа международных аудиторов начала периодический финансовый аудит компании.

    Сняв с повестки дня субъективные факторы, "Укртранснафта" осталась наедине с факторами объективными, в частности с меняющейся конъюнктурой нефтяного рынка, которая пока играет против компании. Однако есть основания полагать, что та же конъюнктура в ближайшее время может дать новый импульс украинской нефтепроводной системе. В 2016 г. объемы транспортировки нефти упали на 9,1%, или более чем на 1,5 млн т.

     

    неф 1

     

    Основная причина — диверсификация закупок нефти концерном MOL, который предпочел заместить часть российской нефти на своем венгерском НПЗ сырьем каспийского происхождения, поставляемым с Юга через Адриатику. Уменьшил закупки в РФ и второй крупный получатель нефти по "Дружбе", концерн Unipetrol, что отчасти связано с техническими неполадками на НПЗ в Литвинове (Чехия).

    Снижение объемов транспортировки нефти на единственный работающий в Украине НПЗ "Укртатнафта" полностью отражает падение добычи у основного снабженца этого завода, компании "Укрнафта", более чем на 10%.

    Наступающий год может пройти по абсолютно разным сценариям. Негативный расклад содержит в себе намерения Unipetrol, принадлежащего польскому PKN Orlen, сократить на 1 млн т закупки российской нефти по "Дружбе".Переработчик объясняет это требованиями Евросоюза по диверсификации источников поставок нефти. Хотя это не помешало польскому концерну в прошлом году подписать трехлетний контракт с "Роснефтью", которая обеспечит сырьем НПЗ в Плоцке фактически на 100%.Так что здесь еще возможны варианты.

    Весьма маловероятно и то, что "Укрнафта" сможет остановить падение добычи, такие ожидания более оправданы на 2017–2018 гг.Но, судя по планам, "Укртранснафта" искренне верит в сохранение объемов нефтедобычи "Укрнафтой".

    Позитивный же сценарий главным образом связан с проектом подачи "морской" нефти, в частности из Одессы в Кременчуг. Уже заявлено, что с 2017 г. "Укртатнафта" начинает поставку 1,3 млн т "легкой" нефти с моря. Уже подписан соответствующий меморандум с "Укртранснафтой", которая с января будет готова к реализации этого проекта.

    Не исключены и другие приятные сюрпризы. Во втором полугодии Москва посадила белорусские НПЗ на сырьевую диету, урезав поставки нефти на треть. Официальный Минск уже заявил, что ведет переговоры с Ираном о поставках нефти, которая может прийти в белорусский Мозырь только через нефтепроводы Украины. Похоже, что Минск надеется на скорое разрешение этой ситуации, хотя окружающим уже понятно, что время льготной нефти проходит. Скорее всего, понимают это и белорусы: представители госконцерна "Белнефтехим" этой осенью уже побывали в Тегеране.

    Переработка: какую партию сыграет "Приват"?

    Оба украинских переработчика — "Укртатнафта" (контролируется группой "Приват") и Шебелинский ГПЗ (ПАО "Укргаздобыча") — провели 2016-й на заметном эмоциональном подъеме, связанном с повышением качества выпускаемых нефтепродуктов, что в 2017 г. может перерасти в реальное увеличение объемов производства. На внутреннем рынке сложились весьма благоприятные условия в виде растущих "премий" на импортные поставки.

    Кроме того, покупка топлива украинского производства традиционно остается крайне привлекательной для трейдеров, так как избавляет от необходимости приобретения валюты при импорте и хлопотного процесса таможенного оформления, который в последнее время снова подвержен нападкам со стороны силовых ведомств, особенно СБУ.

    Ожидается, что в уходящем году объемы переработки сырья составят 2,6 млн т, что на скромные 5,7% больше, чем годом ранее. Есть все основания ожидать наращивания производства как в Кременчуге, так и в Шебелинке. Так, "Укртатнафта" уже анонсировала проект поставки 1,3 млн т азербайджанской нефти начиная с 2017 г. Если эти намерения материализуются, то даже с учетом дальнейшего падения добычи "Укрнафты" как основного поставщика завода можно ожидать загрузки в объеме не менее 2,5 млн т (около 2,1 млн т в 2016 г.).

    Между тем пока неясно, как повлияют на "Приват" в целом и на его нефтепереработку с сетью АЗС в частности последние события вокруг Приватбанка. У властей есть все основания для законного преследования как менеджмента, так и акционеров, поскольку их фокусы в банке придется оплачивать каждому украинцу. Вопрос в том, решиться ли власть на это?

    На Шебелинском газоперерабатывающем заводе особых прорывов пока не ожидается. В 2016 г. падение добычи собственного сырья "Укргаздобыча" компенсировала увеличением давальческих поставок, что позволило нарастить переработку со 470 тыс.т до ожидаемых в текущем году 500 тыс.За счет сторонних ресурсов, а также с помощью покупного сырья компания надеется на увеличение производства в 2017 г. до 530–550 тыс. т. В частности, здесь внимательно изучают варианты закупки иранской нефти и газоконденсата, первая партия которого была переработана в Кременчуге этой осенью.

     

    неф 1

     

    Продажи: жизнь на дне

    За неполные три года после Революции достоинства рынок нефтепродуктов потерял 1,7 млн т потребления бензина и ДТ (около 18% к уровню 2013 г.). В 2016 г. было отчетливо нащупано дно: потребление дизтоплива осталось на прежнем уровне, падение продаж бензина замедлилось до 7% против 20% годом ранее. Немного подправил грустную картину сжиженный газ, который за три года вырос на 60%, из которых 26% прибавил в текущем году.

    Вопрос в том, сможет ли рынок оттолкнуться от этого дна? Участники рынка полагают, что если отскок и произойдет, то незначительный. Предпосылок ожидать взрывного роста экономики нет, жизнь заставила потребителей стать еще более экономными. Очевидно, что в 2017 г. продолжит рост (хоть и меньшими темпами) сжиженный газ с параллельным уменьшением использования бензина. Потребление дизтоплива может несколько вырасти, экономика начинает понемногу оживать.

    Основная интрига сохраняется в сфере направлений поставок. Ранее ZN.UA сообщало, что уходящий год стал триумфом белорусских НПЗ, которые совсем чуть-чуть не дотянули до исторического рекорда поставок, зафиксированного в 2012 г., — 4,2 млн т бензина и ДТ. Хотя если учесть растущие поставки сжиженного газа, мазута и битумов, 2016-й станет, безусловно, самым успешным годом для белорусской нефтепереработки в Украине.

    Еще одним событием стало возобновление работы нефтепродуктопровода Самара—Западное направление, по которому в июне начались поставки российского дизтоплива. Под конец года магистраль вышла на объемы, которых не было за всю историю ее работы в независимой Украине — около 180 тыс.т в месяц. При этом труба начала транспортировку продукта стандарта качества Евро-5. На данный момент работают две станции отгрузки: в ж/д и автотранспорт на терминале в Новограде-Волынском и автоналив в Смыге (Ровненская область). По имеющимся данным, оператор магистрали, компания "Прикарпатзападтранс", не оставляет надежд восстановить работоспособность трубы на всем ее протяжении вплоть до Мукачево (Закарпатье) с дальнейшей прокачкой транзитных объемов в Венгрию. Правда, относительно спроса на этот продукт в соседней стране существуют разные мнения.

    Расклад сил в 2017-м будет зависеть главным образом от загрузки белорусских НПЗ, а также от позиции РФ в вопросах экспорта нефтепродуктов в Украину. Пока Москва демонстративно "воспитывает" Минск, обрубив график подачи нефти и обещая сохранить такой эконом-режим и на 2017 г. (18 млн т вместо запрашиваемых белорусами 23 млн т).

    На рынке есть немало тех, кто считает, что неприятности белорусов напрямую связаны с интересами России в Украине. Москва определенно ведет какую-то игру. В 2016 г. директивно были закрыты железнодорожные поставки российского ДТ, но общий объем экспорта в Украину сохранился благодаря поставкам по нефтепродуктопроводу. Это также означает, что если раньше активную роль играл "Лукойл", то теперь поставщик один — "Роснефть". Возможно, это связано с внутрироссийскими раскладами: "Лукойл" по сути остался единственной крупной негосударственной компанией, которой пророчат возврат в государственное лоно.

    А вот кто потихоньку уходит с рынка, так это польские и литовские нефтепродукты, доля которых на украинском рынке еще недавно превышала 10%, или 1 млн т. Польский "Орлен" испытывает нехватку ДТ для внутреннего рынка Польши, а продукция литовского НПЗ в Мажейкяе выглядит все слабее на фоне белорусских, российских и украинских аналогов. Сохраняется эпизодичность "морских" поставок. В силу дороговизны им отводится роль "плана Б" в случае форс-мажоров на основных направлениях, например российском, которое в 2016 г. снова показало свою непредсказуемость.

    Вариантов развития событий много, но ясно одно: без топлива страна не останется. 

    Конкуренция: нелегалы в центре внимания

    Основным результатом 2016 г. стало резкое сокращение части теневого рынка. Если в 2015 г. этот объем оценивался в 440 тыс.т бензина, то в 2016-м — 215 тыс.Это стало следствием внедрения системы электронных акцизных накладных и повышения акцизов на компоненты моторных топлив, которые использовались для выпуска фальсификата. Но запланированная реформа не была доведена до конца: ГФС перенесла обязательное внедрение счетчиков и уровнемеров на нефтебазах еще на год.

    В 2017 г. рынок идет с еще одной большой победой: в рамках бюджетного процесса был ликвидирован так называемый розничный акциз — основной дестабилизирующий фактор, вызвавший деформацию конкуренции и рост числа нелегальных пунктов продажи нефтепродуктов и особенно сжиженного газа.

    Отмена розничного акциза в размере около 1,2 грн/л ликвидирует преимущество нелегалов, этот акциз никогда не плативших.Однако у них остается весьма солидный запас прочности в виде низких затрат на вход в бизнес (в 3–4 раза дешевле и в 10–15 раз быстрее, чем строительство легального объекта), а также торговли "мимо кассы" с последующей легализацией "черного нала" через налоговые скрутки (только это добавляет 6–7% рентабельности).Это станет основной линией противостояния на рынке в следующем году.

    Продлит жизнь нелегалам и сниженный акциз на сжиженный газ, установленный в бюджете на 2017 г.: акциз на бензин и ДТ был повышен на 42 евро/1000 л в результате переноса розничного акциза, тогда как акциз на пропан-бутан вырос лишь на 21 евро/1000 л. Это значит, что повышенная ценовая привлекательность сжиженного газа будет сохраняться, а значит, будет востребована и огромная сеть нелегальных заправок.

     

    запр

    С ликвидацией розничного акциза нелегальные газовые заправки получили болезненный, но не смертельный удар.

     

    Рынок газа или его видимость?

    В 2016 г. существенно изменились баланс и структура газового рынка. На фоне снижения общего потребления газа Украина впервые полностью прекратила закупки газа у российского "Газпрома". По данным НАК "Нафтогаз Украины", за год было импортировано из Европы 10,9 млрд кубометров газа. "Нафтогаз" впервые заявил о прибыли в 2016 г. (за девять месяцев) в 25,5 млрд грн. Но основная часть этой суммы (78%) получена за счет транзита газа "Укртрансгазом". Отдала ли НАК прибыль оператору ГТС, вопрос риторический. Еще более 4 млрд грн "Нафтогаз" получил за счет продажи газа — по еще не рыночным, но максимально поднятым ценам. Так что конкурировать с НАКом другим участникам рынка газа трудно. Тем не менее зачатки рынка ломают извечный лед монополии. Хотя чаще происходящее, а точнее, не происходящее на рынке газа — это видимость начала реформ.

    Импорт, распределение и поставки газа по Украине

    Основным импортным направлением была и остается Словакия, из которой Украина получила 9 млрд кубометров газа. Еще по 1 млрд поставили из Венгрии и Польши.

    Крупнейшими импортерами газа, наряду с "Нафтогазом Украины", стали компании "Метида" и "ЭРУ Трейдинг". "Нафтогаз" покупал газ на границе у 15 иностранных трейдеров, крупнейшие из которых — Engie, Axpo Trading и Trailstone.

    Для одних участников такого сегмента газового рынка, как распределение и поставки газа, финансовые результаты 2016-го — третья подряд черная полоса убытков. Для других — первая белая полоса чистой прибыли.

    Частные газораспределительные компании снова говорят об убытках, которые, по предварительным оценкам, в 2016 г. составят 1 млрд грн. Немало, хотя все же в пять раз меньше, чем в 2015-м.

    На другом полюсе — государственная НАК "Нафтогаз Украины", которая только за счет повышения цены газа для населения и предприятий теплокоммунальной энергетики (ТКЭ) завершит этот год, согласно прогнозу, с 4 млрд грн чистой прибыли.

    Казалось бы, именно в направлении газораспределения и поставок газа в 2015 г. начали делать первые шаги по созданию либеральных, равных для всех участников правил. В первую очередь, тогда была разделена деятельность облгазов по транспортировке и поставке, для чего от газопоставок отделены компании-поставщики. Было разработано и принято так называемое вторичное законодательство с отраслевыми кодексами и правилами, получившее одобрение Европейского энергетического сообщества.

    За "Нафтогазом" остается 60% рынка страны

    Но значительных рыночных подвижек в сфере газораспределения и поставок газа в 2016 г. не произошло. В ресурсном наполнении и распределении газа по-прежнему довлеет "Нафтогаз". Недавно подготовленный прогнозный баланс газа на 2016 г. свидетельствует, что на НАК приходится почти 60% ресурсной базы. Примерно такова же доля НАКа в совокупных поставках газа на отечественный газовый рынок.

     

    запр

     

    Самый выгодный, по-настоящему рыночный сегмент с годовым объемом в 15,6 млрд кубометров — поставки газа промышленным потребителям — "Нафтогаз" в истекшем году разделил почти поровну с частными компаниями-поставщиками, сформировавшими свой ресурс (8,5 млрд кубометров) за счет добычи или импорта. При этом все участники этого сегмента рынка связаны с потребителями исключительно договорными отношениями.

    PSO и субсидии — кому с этим жить хорошо?

    Фиксированная цена газа, установленная Кабмином в 2016 г. (минимум до 1 апреля 2017 г.) для населения и ТКЭ, "по-братски" распределяет выручку от продажи газа: 75% — "Нафтогазу", 17 — госбюджету, 7 — газораспределительным компаниям и 1% остается компаниям-поставщикам газа со специальными обязанностями (PSO).

    Еще одна особенность фиксированной цены газа в этом году — если летом она была на уровне рыночных котировок, то в декабре оказалась примерно на 1700 грн ниже.

    В таких условиях только что созданные компании-поставщики по PSO оказались не в состоянии самостоятельно наладить бизнес — у них попросту не оказалось денег. За весь год ни одна новая компания не сунула даже носа на "рынок" поставки газа в рамках PSO.

    Даже "Нафтогаз" попытался ограничить свое присутствие в сегменте PSO. Почти до ноября "Нафтогаз" уклонялся от подписания договоров и продажи газа для населения компаниям-поставщикам. Если бы договоры не были подписаны, то поставщикам пришлось бы остановить продажу газа (это расценивалось бы как несанкционированный отбор). И 13 млн бытовых потребителей газа обратились бы напрямую в "Нафтогаз" — как к поставщику последней надежды. Идя навстречу "многочисленным просьбам", монополист по действующим сетевым кодексам получил бы право на поставки газа по цене, на 30% превышавшую бы установленную Кабмином. КМУ этого не допустил. Пока.

    Расчеты по субсидиям между участниками газового рынка — отдельная статья. Реальных денег при таких расчетах компании-поставщики не получают. Движение денег оформляется протоколами согласования. На начало декабря оказалось, что в цепочке расчетов протоколов на 4 млрд грн больше, чем предусмотрено профинансировать из бюджета. "В бюджете на декабрь по субсидиям предусмотрено всего 4 млрд грн, а протоколов — около 8 млрд грн", — заявил источник в Минфине.

    В то же время при дефиците даже "протокольного финансирования" никто не снимает с газораспределительных компаний обязательств по инвестициям в существующие сети. Причем живыми деньгами. Иначе никто оборудование для газораспределительного пункта не продаст.

    2017-й: не до жиру, быть бы живым

    Основное событие на газовом рынке в 2017 г. ожидается с 1 апреля, когда по плану имплементации положений Закона "О рынке природного газа" намечен отказ от регулируемой цены на газ для населения и ТКЭ, а значит, компании-поставщики получат освобождение от обязанностей в рамках PSO.

    С учетом разницы в ценах на газ, а также покупательной способности населения, в отдельных случаях до 70% расчетов которых проводятся по схеме субсидий, наиболее реальным сценарием развития событий может оказаться самый пессимистичный:

    — "Нафтогаз" сконцентрируется на поставках газа в сегменте промышленных потребителей;

    — у населения и предприятий ТКЭ возникает дефицит газа из-за отсутствия поставщиков, согласных работать в условиях низкой платежной дисциплины и низкой ликвидности расчетов по субсидиям;

    — неконтролируемый рост цен на газ для населения;

    — разбалансировка рынка газа из-за неплатежей.

    По мнению участников газового рынка, для того чтобы избежать вышеперечисленных последствий, необходимо подготовить и применить следующие компенсаторы:

    — зафиксировать для поставщиков газа для населения предельную маржу в размере 10%;

    — частично монетизировать субсидии. На первом этапе предусмотреть, что расчеты "живыми" деньгами в рамках субсидии распространяются не только на "Укргаздобычу", но и на частные добывающие компании;

    — утвердить типовые договоры, по которым владельцы газа (в т.ч. "Нафтогаз") поставляют газ для нужд населения и ТКЭ с рассрочкой оплаты до 90 дней;

    — предусмотреть ответственность госбюджета (пеню) в случае задержки в оплате по субсидиям.

    Вице-президент Еврокомиссии, комиссар по вопросам энергетического союза Марош Шефчович в ходе конференции Украина—ЕС высокого уровня по вопросам энергетического партнерства констатировал: "Выполнение Третьего энергопакета Украиной поражает, это происходит даже быстрее, чем во многих странах-членах. Что касается рынка газа, здесь уже приняты все необходимые законы и сейчас ведется работа над подзаконными актами".

    Шефчович также положительно оценил запланированные Украиной действия в этой сфере: "Например, Украина планирует уже в 2017 г. создать рынок газа для его торговли на сутки вперед".

    "Конечно, это не означает, что выполнено все. В частности, правительство должно выполнить решение о разделении "Нафтогаза" в соответствии с принятой стратегией", — добавил он.

    Что касается торговли на сутки вперед, то, скорее всего, дело не обойдется несколькими мощными компьютерами, как говорили изначально некоторые менеджеры НАКа, и смекалистыми операторами. Проблема в программном обеспечении. Пока тендер на его поставку даже не проведен. Так что это скорее желаемое, чем реальное "достижение".

     

    газ

     

    "Укртрансгаз" и новый оператор магистральных газопроводов

    Несмотря на нашумевший конфликт с изменением устава "Нафтогаза" и попытку Министерства экономразвития и торговли переподчинить действующего оператора ГТС — ПАО "Укртрансгаз" напрямую МЭРТ, 16 ноября Кабмин утвердил устав нового оператора газотранспортной системы (ГТС) Украины — ПАО "Магистральные газопроводы Украины". И пока спецкомиссия во главе с вице-премьером Кистионом разбирается в деталях, 14 ноября Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку зарегистрировала выпуск акций при учреждении ПАО "Магистральные газопроводы Украины". План такой реструктуризации "Нафтогаза" принят правительством в соответствии с начатой в 2015 г. реформой газового рынка. "Нафтогаз" убедил правительство, что создание нового независимого оператора ГТС позволит обеспечить отделение деятельности по транспортировке природного газа от деятельности по его хранению (закачке, отбору). И что это является выполнением обязательств Украины перед европейским Энергетическим сообществом, принятых в рамках Третьего энергетического пакета.

    При этом особые надежды возлагаются на западного инвестора — партнера по МГУ, который должен быть заинтересован в сохранении транзита через Украину. Который россияне обещают если не совсем прекратить, то максимально сократить после окончания действия десятилетнего транзитного контракта с января 2019 г. Это, по мнению НАКа, ускорило обращение в арбитраж с тем, чтобы к январю 2019-го получить компенсацию и за возможную остановку транзита.

    Но новый оператор магистральных газопроводов сможет реально приступить к работе только после выполнения всех решений Стокгольмского арбитража, какими бы они ни были. Хотя в НАКе, безусловно, рассчитывают на свою победу. А тем временем новый, но пока недействующий оператор "выбирает" себе наиболее эффективные объекты из некогда единой ГТС. Начало его работы запланировано на третий квартал 2017 г., если к тому времени будут выполнены решения суда. Пока же по двум искам "Нафтогаза" к "Газпрому" (по транзитному и закупочному контрактам от 2019 г.) прошли устные слушания.

    ПХГ и интерконнекторы

    Пока же всю работу по транспортировке газа, как транзитного, так и для потребителей Украины, выполняет ПАО "Укртрансгаз". Оно же обслуживает и подземные хранилища газа (ПХГ), самые привлекательные из которых будут включены в состав еще одного нового оператора — ПАО "Подземные хранилища газа Украины". И возможно это будет также только после решения Стокгольмского арбитража.

    Тем не менее "Укртрансгаз" уже подписал соглашения об использовании украинских ПХГ. Важным событием стало подписание в конце ноября компаниями Engie (Франция), Duf Energy Trading SA (Швейцария) и Trail Stone Energy LLC (представительство в Украине) договоров на транспортировку и хранение газа в украинских подземных хранилищах. До этого европейские трейдеры продавали газ на границе с Украиной, но уже со следующего года они могут начать поставки газа на внутренний рынок.

    Продвигается и украинско-польский проект, внесенный европейцами в октябре в перечень "проектов совместного интереса". Это интерконнектор между ГТС Украины и Польши. Газопровод длиной около 100 км должен связать газотранспортные системы двух стран и открыть возможность свободной транспортировки газа из Польши в Украину и обратно. Через эту трубу предполагается подключить украинские ПХГ к газовому коридору "Север—Юг", пролегающему между двумя расположенными в Европе терминалами для приемки сжиженного газа (СПГ-терминалами): в польском Свиноуйсьце и на хорватском острове Крк. Коридор "Север—Юг" пройдет через Польшу, Словакию, Венгрию и Хорватию и позволит свободно транспортировать газ в Центральной и Восточной Европе.

    Страны, которые будут включены в коридор, соединяют свои газотранспортные системы интерконнекторами — соединительными газопроводами. Газопровод "Украина—Польша" станет еще одним интерконнектором, с помощью которого украинская ГТС будет включена в европейскую газотранспортную "паутину". Когда будет реализован этот проект, Украина сможет получать не только газ, поставленный, например, из США и переведенный в газообразное состояние на СПГ-терминалах в Свиноуйсьце и на острове Крк, но и газ, который будет получать Польша из Норвегии после реализации проекта "Северные ворота".

    В декабре оператор украинской ГТС компания "Укртрансгаз" уже подписала с польской компанией — оператором GAZ-SYSTEM S.A. соглашение о правилах взаимодействия с целью объединения транспортных систем обеих стран через будущий интерконнектор.

    После постройки газопровода его пропускная способность из Польши в Украину составит 8 млрд кубометров газа в год (тогда как сегодня — только 1,5 млрд), а в обратном направлении — из Украины в Польшу — 7 млрд кубометров в год. Стороны спешат с реализацией этого проекта, поскольку он позволит обеим странам чувствовать себя увереннее на газовом рынке. Украина сможет активнее закачивать в свои подземные хранилища газ, закупленный на европейском рынке в период самых благоприятных цен. В свою очередь, Польша сможет по газопроводу транспортировать свой газ в ПХГ и хранить его. Кроме того, строительство этого газопровода откроет путь транспортировки газа из Северной Европы через Украину в Южную и Юго-Восточную по уже существующим газовым магистралям.

    ЕК нам друг, но газ РФ им ближе?

    Торопиться с постройкой украино-польского интерконнектора Украину, да и Польшу заставляют намерения "Газпрома" по строительству газопроводов в обход украинской ГТС. И кое-что ему удалось достичь. В конце октября Еврокомиссия вывела из-под действия Третьего энергопакета газопровод OPAL. Этот газопровод соединяет "Северный поток" с газотранспортной системой Центральной и Западной Европы. В "Нафтогазе" считают, что это решение ЕК позволит "Газпрому" объединить возможности "Северного потока" с газотранспортной системой Центральной и Западной Европы в обход Украины, что приведет к снижению транзита российского газа через территорию Украины на 10–11 млрд кубометров в год и финансовым потерям в размере не менее 290–320 млн долл. в год.

    "Газпрому" удалось добиться подвижек еще в одном обходящем Украину проекте. После годовой паузы отношения РФ и Турции потеплели, и в результате турецкие власти ратифицировали проект строительства "Турецкого потока". Это одобрение проекта со стороны Турции позволило компании South Stream Transport B.V. (дочерняя компания "Газпрома") заключить со швейцарской компанией Allseas Group S.A. контракт на прокладку по дну Черного моря первой нитки газопровода. По ней в Турцию планируется поставлять почти 16 млрд кубометров газа, а по второй нитке такой же мощности, которая будет построена позднее, газ уже планируется поставлять через Турцию транзитом в страны Южной и Юго-Восточной Европы, отобрав таким образом еще часть транзита у Украины. Глава "Газпрома" Алексей Миллер уже заявил, что российская компания полностью профинансирует морскую часть "Турецкого потока", и "Газпром" планирует завершить строительство обеих ниток газопровода уже до конца 2019 г. Пока это громкие заявления. Но и "Северный поток" был в свое время только проектом.

    После того, как "Газпром" получил согласие на расширение газопровода OPAL и заключил контракт на строительство "Турецкого потока", Украина объединяет усилия по отмене благоприятного для "Газпрома" решения ЕК по газопроводу OPAL и с Польшей. В частности, в начале декабря иск по отмене этого решения в Европейский суд подала польская компания PGNiG. При этом PGNiG потребовала приостановить и аннулировать это решение Евросоюза и попросила принять это решение еще до 23 декабря, поскольку именно в конце месяца мощности OPAL будут выставлены на аукцион.

    Кроме того, по газопроводу OPAL польская PGNiG и "Нафтогаз" также подали жалобу против германского регулятора в сфере энергетики — Bundesnetzagentur. "Нафтогаз" указывает на многочисленные негативные последствия решения по OPAL для Украины. Среди них — прекращение газовых потоков из Польши, снижение объемов транзита природного газа через украинскую ГТС и существенное сокращение денежных поступлений в "Нафтогаз" от транзита. Помимо этого, решение по OPAL приведет к увеличению расходов на закупку и транспортировку природного газа в Украину, к рискам для балансирования объемов природного газа внутри страны и дополнительным расходам на техническую оптимизацию украинской ГТС и подземных газохранилищ, связанным с переходом на новый режим эксплуатации, который отличается от существующего.

    Польша уже заявила, что не намерена останавливаться на достигнутом, и планирует "очередные правовые шаги" в сфере оспаривания решения по OPAL. Кроме того, как отметил "Нафтогаз", от решения по OPAL пострадают не только Украина и Польша. Вследствие этого решения "Газпром" получит возможность злоупотреблять своей доминирующей позицией на рынках Германии, Словакии и других стран Центральной и Восточной Европы. Вероятнее всего, "Нафтогаз" сейчас занят активным поиском союзников в будущих спорах, поскольку в компании не исключают, что решение немецкого регулятора и Еврокомиссии будет обжаловано и другими участниками европейского газового рынка.

    Так что не удивительно, что на фоне вышесказанного ни о каком дополнительном соглашении или так называемом очередном зимнем пакете "Газпром" и слышать не хочет. А лишь нагнетает ситуацию, добиваясь сговорчивости ЕК. До очередного "замораживания" строптивой Европы, как это было в 2006-м и 2009 г., надеемся, не дойдет. 

    Но, видимо, "Газпром" перестарался. "23 декабря 2016 г. Суд ЕС приостановил решение Еврокомиссии о доступе "Газпрома" к газопроводу OPAL — одному из отводов от российского "Северного потока", — сообщил гендиректор польской газовой компании PGNiG Петр Возняк, как передает агентство Bloomberg. Решение суда должно быть опубликовано до конца текущего года.

    По словам гендиректора польской PGNiG, Суд ЕC приостановил решение Европейской комиссии об увеличении доступа "Газпрома" к трубопроводу OPAL.

    Тем временем "Газпром" уже нарастил физическую загрузку OPAL до 86%. Как сообщалось ранее, Польша и Украина обратились в Европейский суд, чтобы обжаловать решение Европейской комиссии о расширении доступа российского "Газпрома" к немецкому газопроводу OPAL. В МИД обеих стран посчитали, что соответствующее решение ЕК делает ее зависимой от России и угрожает безопасности газовых поставок в Центральную и Восточную Европу.

    Не факт, что "Газпром" не станет оспаривать это решение. Но решение Суда ЕС — приятная для нас, наших соседей, прежде всего поляков, а также многих центрально- и восточноевропейских стран новость под Новый год.

    О других сегментах топливно-энергетического комплекса читайте на сайте ZN.UA и в первых номерах 2017 г.

    zn.ua

    Украина без угля, газа и нефти

    Уголь

    Сергей Чигирь, РИА Новости Украина

    Украинской нефти не хватает

    В какую бы отрасль ни влазила украинская власть, так ее сразу же настигает коллапс. "Регулирование" в угольной, газовой и атомной сфере чуть не привело к энергетическому краху, который удалось избежать только массовым импортом энергоносителей из США, ЮАР, Беларуси и… России. 

    Валентин Землянский. Архивное фото

    В результате военных действий, чрезмерного регулирования и введения сомнительных схем типа "Роттердам+" энергоносители стало выгодней импортировать, чем производить в Украине. Государственное вмешательство в нефтедобычу и конфликт с Коломойским (контролирует половину акций "Укрнафты") привели к стремительному падению производства отечественной нефти, в результате чего наши нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) вынуждены были полностью перейти на импорт российской нефти.

    На днях "Укртатнафта", которая контролирует Кременчугский НПЗ (43% акций принадлежит государству в лице НАК "Нафтогаз Украины", остальные — структурам, подконтрольным Коломойскому и Ярославскому) обратилась в Министерство экономического развития и торговли Украины с просьбой провести специальное расследование относительно "возрастающего импорта нефтепродуктов" в страну. "Укртатнафта" предложила ввести квоты и постепенно снизить долю импорта нефтепродуктов из одной страны (из одного источника) до 30%.

    По данным "Укртатнафты", зависимость Украины от импорта нефтепродуктов из России и Беларуси в последние годы составляет 60-80%. 

    "Такое заявление было сделано в связи с тем, что они закупают нефть за рубежом, перерабатывают у себя, это не украинская нефть. Ее все меньше и меньше. Они ее покупают за границей. Перерабатывают, приходят на рынок и не могут ее продать. А то что у нас 70-80% топлива на рынке — импорт, это правда и ненормально. Мы просто сжигаем валюту, которая нам дорого достается за счет наших экспортных позиций. Украинской нефти сейчас очень мало. Добыча падает на 15% в месяц, ее скоро станет вообще, как слез, так что для удовлетворения внутренних потребностей ее не хватает", — сообщил РИА Новости Украина энергетический эксперт Александр Сиренко. 

    Читайте также: Нехватка угля скоро скажется на энергосистеме — Дяченко

    По его словам, открытые границы и низкие пошлины привели к тому, что в Украине стало невыгодно не только добывать нефть, но и заниматься производством нефтепродуктов.  

    "Производство в полной мере осталось только на двух заводах, это Шебелинский НПЗ и Кременчугский НПЗ. Лисичанский "Линник" "Роснефть" не запустит, там слышны взрывы. Завод находится в зоне поражения, туда долетает снаряд. Одесский НПЗ, который находится в руках государства, находится в удручающем состоянии, его нужно продавать казахам или азербайджанцам, которые способны наладить поставки туда своего сырья. Все западноукраинские НПЗ сейчас работают в минус, Херсонского НПЗ уже нет, у нас импортеры загубили украинскую нефтепереработку", — отметил Сиренко.

    По мнению эксперта, продажа импортных нефтепродуктов приносит сейчас куда больше доходов, чем реализация отечественных. Так, АЗС «наваривают» 5 гривен с литра на каждом импортном бензине, и только 2 гривны — на продаже украинского.

    Газокомпрессорная станция

    Читайте также: МВФ призвал Украину к регулированию цен на газ: последствия

    Дешевого топлива не ждите

    "В ближайшие месяцы снижения цен ждать не стоит. В Европе выросли котировки на бензин, растут цены на дизель, поскольку в разгаре посевная, и я не уверен, что цены упадут вниз ввиду повышенного спроса на дизтопливо со стороны аграриев. По сжиженному газу та же история. Активный спрос на начало сезона привел к тому, что люди стали больше ездить, цена на пропан бутан выросла на 1000-1200 грн на тонне", — заявил эксперт.

    Падение продаж дизеля и бензина, а также снижение цен на нефть и курса доллара мало повлияло на аппетиты розничных сетей, которые продолжают держать ценовую планку на бензин в пределах 28-33 грн за литр.

    Искусственное завышение цен на бензин привело к тому, что украинцы стали массово отказываться от нефтепродуктов и переходить на сжиженный газ. Если такая политика продолжится, то мы можем полностью потерять украинскую нефтедобычу, а также производство украинских нефтепродуктов.

    Ссылки по теме:

    rian.com.ua


    Смотрите также