Месторождение Ярегское: особенность, история, этапы освоения. Нефть история освоения


История становления и развития нефтегазового комплекса Коми края (к истории освоения нефти европейского северо-востока России) - Книга

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РФ

УХТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

История становления и развития нефтегазового комплекса Коми края

(к истории освоения нефти европейского северо-востока России).

Ухта, 2004

Книга написана при финансовой поддержке Российского Гуманитарного Научного Фонда (Проект 01-01-00265а).

Издание осуществлено при благотворительной помощи ОАО «ЛУКОЙЛ», ЗАО «Лукойл-информ».

УДК 622.32(09)

И90

История становления и развития нефтегазового комплекса Коми края (к истории освоения нефти Европейского северо-востока России). – Ухта: УГТУ, 2004. - с.

ISBN

Авторский коллектив: к.и.н., доц. Борозинец Л.Г. (Введение, главы I,II,IV,V), к.и.н., доц. Зеликина Н.С. (Введение, главы I, II,§ 2, III, IV, Заключение), к.и.н. Кустышев А.Н. (главы II, §2, III, §1,2), Елфимова Н.К. (глава IV, § 3), Латыговская О.Ю. (глава II, § 1, IV, § 2), Юрченко В.В. (глава II).

Редакционный Совет: д.т.н., профессор Цхадая Н.Д. (председатель),

д.т.н., профессор Буслаев В.Ф.

к.и.н., доц. Зеликина Н.С.

Безродных И.А.

Книга знакомит читателя с историей становления нефтегазодобывающей отрасли европейского севера России и формирования на ее основе топливно-энергетического комплекса Республики Коми. Она адресована широкой аудитории читателей, интересующихся как историей европейского севера России, так и историей нефтяной и газовой отрасли России.

Рецензенты: Матвейчук Александр Анатольевич, к.и.н., член - корреспондент Академии Естественных Наук.

Ходяков Михаил Викторович, д.и.н., профессор

( Санкт-Петербургский государственный университет)

Авторский коллектив выражает благодарность работникам архивов Коми республики и коллективу музея газа ОАО «Севергазпром» за оказанную помощь в сборе материалов для данного издания, а также Т.А. Абих за техническое оформление рукописи.

© Ухтинский государственный технический университет

© Борозинец Л.Г., Зеликина Н.С., Кустышев А.Н.,

Елфимова Н.К., Латыговская О.Ю., Юрченко В.В.

ISBN

В августе 2004 года исполняется 75 лет нефтегазовой отрасли Республики Коми. После высадки 21 августа 1929 года на берег в районе впадения маленькой таежной речки Чибью в реку Ухту Ухтинской экспедиции ОГПУ была создана база Чибью как центр освоения огромного края. Экспедиция в основном состояла из заключенных формирующегося тогда «архипелага ГУЛАГ» и должна была окончательно решить судьбу северной нефти. Одной из задач, поставленных перед экспедицией, было определение промышленного значения нефти Ухты, о которой было известно с XVIII века. Беспримерное мужество заключенных и вольнонаемных людей, оказавшихся в далеких северных землях, позволило не только в кратчайшие сроки дать положительный ответ на вопрос о нефтегазоности Печорского края, но и создать за несколько десятилетий Тимано-Печорский промышленный комплекс.

Создание и развитие нефтегазовой промышленности на европейском северо-востоке явилось одним из решающих факторов в модернизации России в XX веке. Благодаря освоению природных ресурсов, северные территории нашей страны превратились в подлинно индустриальные районы с развитой инфраструктурой, образованным городским населением, способным к решению комплекса как производственных, так и социальных проблем.

Опыт освоения природных ресурсов Коми республики дал бесценный опыт разработки нефтяных богатств Севера в тяжелых климатических условиях и практически подготовил базу для создания Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, который окончательно превратил Россию в одну из ведущих нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих держав мира.

Введение.

К истории изучения процесса освоения северной нефти

Научное изучение истории освоения природных богатств европейского Севера насчитывает несколько десятилетий. При этом следует отметить ее фрагментарность: наибольшее внимание историков до сих пор привлекали этнографические сюжеты и темы, связанные с политической историей рассматриваемого региона. История промышленного освоения и развития европейского севера России в целом, так же как и отдельных его регионов, до сих пор исследовалась лишь частично. Опубликованные работы носят, в основном, краеведческий характер или же являются сборниками публицистических материалов, посвященных юбилейным датам.

Что касается изучения истории северной нефти России, то она до сих пор не нашла систематического отражения в научной литературе. Даже вышедшие за последние несколько лет книги по истории нефтегазового дела России содержат лишь отдельные упоминания о северной нефти1. В то же время, поскольку литература, освещающая предложенную проблему, достаточно обширна, мы сочли необходимым предложить читателю историографический очерк, носящий неизбежно обзорный характер.

Историю героических поисков и попыток освоения несметных богатств северо-восточных территорий европейской России начали писать уже в конце XIX в. Не являясь предметом специальных исследований, промышленное значение нашего региона неизменно подчеркивалось во всех брошюрах, посвященных Северу России. Примером здесь могут служить работы А.В.Журавского и С.В. Мартынова2. В частности, в работе «Печорский край» известный политический деятель начала XX в. С.В. Мартынов, отбывавший политическую ссылку в Усть-Цильме, отдельную главу посвятил «источникам будущей промышленности Печорского края». При этом «будущимсредоточием промышленности деятельности в Печорском крае» автор называл нефтяные источники на Ухте. Обосновывая свое заявление, автор первым в литературе предложил исторический очерк попыток освоения ухтинской нефти, в частности им достаточно подробно освещена история деятельности в рассматриваемом регионе М.К. Сидорова и А.Г. Гансберга. Несколько строк посвятил он и научным экспедициям, побывавшим на Ухте в XIX в. Для дальнейшего исследования важно отметить, что уже первые работы по истории освоения нашего региона неизменно подчеркивали необходимость решения двух проблем, с которыми столкнется страна при разработке полезных ископаемых края: транспорт и рабочая сила.

Определенные сведения по истории вопроса содержатся в трудах, издаваемых Академией наук СССР в 1920 -1930-х гг. Среди них выделяются, прежде всего , ежегодные отчеты о деятельности АН, а также освещение деятельности академической Комиссии по научным экспедициям (1920е гг.) и, конечно, разнообразные материалы Комиссии по изучению естественных производительных сил России (преобразованной в 1930 гг. в Совет по изучению производительных сил СССР).

Научное изучение истории освоения природных ресурсов России особенно активно начинается со второй половины 1950-х гг. Одним из важнейших направлений для исследователей данной проблемы является история освоения российского Севера. Именно в этот период и отмечается любопытная закономерность историографии по рассматриваемому вопросу: подробное освещение экспедиционной деятельности на Кольском полуострове и в азиатской части российского Севера сопровождается лишь беглым упоминанием освоения европейского северо-востока3. В то же время следует отметить, что именно на рубеже 1950/60х гг. определенные шаги в освещении интересующей нас темы были сделаны Лисичкиным С.М., Трошиным А.К.,Костриным К.В.4 В их работах впервые более подробно была освещена роль первых энтузиастов, пытавшихся развернуть добычу северной нефти в XVIII-XIX вв. Наибольшее внимание при этом было уделено деятельности Ф.С.Прядунова, М.К. Сидорова. В научно-популярной литературе тех лет нашла также отражение и история геологических исследований Печорского региона: результаты научных экспедиций, работавших в крае во второй половине XIX- начале XX вв., деятельность А.Г. Гансберга, Ю.В. Воронова и других. Однако указанные научные работы рассмотрели далеко не все попытки изучения и разработки северной нефти. Кроме этого, на содержании некоторых из них, особенно на исследованиях К.В. Кострина, сказалась политическая конъюнктура. В частности, проводимая политическим руководством СССР того периода борьба с космополитизмом, заставила К.В.Кострина объявить нефтяной промысел Ф. Прядунова первооткрывателем нефтеперегонного производства в мире и даже составить чертеж первого в мире нефтеперегонного завода. В брошюре «Федор Прядунов и его нефтяной завод», изданной в Сыктывкаре в 1959 году, он написал: «Таким образом, в настоящее время бесспорно установлено не только то, что первая в мире промышленная нефтеперерабатывающая установка была сооружена в России, но и то, что в создании технологического процесса перегонки нефти простые русские люди опередили иностранных ученых более чем на 100 лет».5 Хотя современные исследователи (Трошин А.К., Козулин А.Н., Матвейчук А.А. и др.) подтверждающих это предположение документов в архивах не нашли, эта легенда живет до сих пор.

С середины 1960-х гг. исследование истории формирования и развития нефтегазового комплекса Коми республики становится предметом тщательных разысканий краеведов (А. Козулин, В. Потолицын, Ф. Трубачев и др.). В эти годы публикуются документальные сборники6, материалы, посвященные исследователям региона. Тогда же начинает формироваться и биобиблиография вопроса7.

Даже беглый обзор литературы по проблеме не может обойти вниманием труды представителей геологической науки. Начиная с рубежа 1960/70х гг., исторические очерки, посвященные открытию и освоению различных месторождений нефти и газа, с которых начинались все отчеты о результатах деятельности геологических и геофизических партий, становятся практически единственным последовательным изложением по рассматриваемой теме. То же можно сказать и о публикациях 1970 - начала 1990-х гг.: восполняя внезапно исчезнувший интерес профессиональных историков к исследованию вопроса, геологи активно публикуют исторические исследования, в которых освещаются различные аспекты развития тех или иных направлений геологической науки. Немалое внимание при этом уделяется и нефтегазовой тематике. Примером, в частности , может служить сборник статей сотрудников Коми научного центра Уральского Отделения АН СССР «История геологических исследований на Европейском Северо-востоке»8, в котором были освещены отдельные сюжеты по открытию нефтегазоносности на севере Печорского региона (В.А. Песецкая), а также предложена периодизация геологических исследований Коми края в советский период (Н.П. Юшкин).

Однако во всех изданиях, увидевших свет до начала 1990-х гг., несмотря на проделанную их авторами значительную работу, существовал ряд сюжетов, не только не рассмотренных, но и не упоминаемых. Это относится, прежде всего, к освещению роли принудительного труда в процессе промышленного освоения Печорского края, ключевой отраслью которого была нефтегазоваяпромышленность. Запрет на освещение подобной тематики в советскийпериод привел к искажениям в рассказе о первых десятилетиях развития нефтегазовой отрасли в Коми республике, замалчиванию ряда важнейших имен и пр. Ненамного изменилось положение и в 1990-е гг., когда изменение политической ситуации в стране позволило начать «закрашивание белых пятен» в российской истории, которое приобрело в значительной степени однобокий характер. Огромный интерес к проблеме ГУЛАГа, открытие исторических архивов вызвали публикации материалов, освещающих историю сталинских лагерей лишь с нравственной и политической точек зрения. Значительное количество работ, увидевших свет в последнее десятилетие, достаточно подробно осветили историю формирования и развития организационной структуры лагерей. Непреходящее значение имеют работы, выпущенные под грифом историко-просветительского общества «Мемориал», в которых раскрыты судьбы многих тысяч жертв политических репрессий в СССР 1930-1950-х гг.9 В то же время следует указать, что, с точки зрения освещения интересующей нас тематики, производственная деятельность Ухто-Печорских лагерей, являвшихся одной из важнейших частей ГУЛАГа, пока в опубликованной литературе отражена совершенно недостаточно. В частности, даже в обобщающих трудах по истории Коми региона, опубликованных за последние 2-3 года10, практически не отражена особая роль ухтинской экспедиции ОГПУ 1929 г. в становлении и развитии нефтегазовой отрасли республики, а также то, что именно Ухта, начиная с рубежа 1920/30 гг., становится индустриальным «сердцем», своеобразным плацдармом для формирования современной индустриальной базы Коми республики.

Особое место в исследовании истории развития нефтегазовой промышленности Тимано-Печорской провинции занимают труды, принадлежащие перу ухтинских ученых и выпущенные за последние годы. Среди них, прежде всего, следует отметить монографию, посвященную 70-летию высадки экспедиции ОГПУ 1929 г.11, а также сборник «Дорогами надежд и сомнений», выпущенный к 300-летию геологической службы России12. В первой из упомянутых книг предпринята попытка впервые в научной литературе предложить историю формирования научных представлений и становления научных школ на территории северо-востока европейской части России. При этом, несмотря на то, что исторические сюжеты в данной работе в принципе носят вводный характер и не являются основной темой исследования, написаны они весьма добротно, на широкой документальной базе. Что касается сборника, опубликованного под эгидой Главы Республики Коми, то следует отметить его комплексный характер. Наряду с интереснейшими воспоминаниями первооткрывателей практически всех значимых месторождений Коми региона, в которых передан колорит труднейшей эпохи освоения европейского Севера, в книге содержатся обобщающие очерки, посвященные истории геологоразведочных работ на нефть и газ, становлению геофизических исследований, формированию научных школ.

Итак, несмотря на то, что историография проблемы насчитывает не один десяток публикаций, включающих как документальные сборники и исследования краеведов, так и публицистику, а также многочисленные статьи и тезисы докладов на конференциях различных уровней, история нефтегазовой промышленности Республики Коми требует обобщения. Авторы предлагаемой работы видели свою задачу в том, чтобы, подведя итоги изучению истории промышленного освоения европейского северо-востока России, обобщив опубликованные и вновь выявленные архивные материалы, на основе оригинальной периодизации13 выявить закономерности формирования нефтегазового комплекса Республики Коми.

Структура книги определена в соответствии с разработанной авторским коллективом периодизацией промышленного освоения европейского северо-востока России в XX в.: 1) XVIII в. - конец 1920х гг. - предыстория; 2) 1929-1931 гг. деятельность Ухтинской промышленной экспедиции, подтвердившей промышленное значение региона и создавшей базу для его освоения путем использования принудительного труда; 3) 1932-1940е гг., когда на основе научных исследований была осуществлена разработка месторождений нефти, угля, радия, асфальтита и пр., а также обеспечена транспортировка сырья в центр страны; 4) сер.1950-сер.1960х г. – период регионального руководства процессом освоения северо-востока Европейского Севера; 5) 1970-1980е гг.- период завершения процесса освоения региона и превращение его в топливную базу северо-запада России с современной социальной структурой и мощным цивилизационным потенциалом. В то же время, в интересах последовательного изложения, авторы сочли возможным хронологические рамки глав монографии несколько модифицировать.

Глава первая.

Исторические предпосылкиосвоения северной нефти

Интерес к северным, «полуденным», землям возник еще во времена формирования Киевского государства, когда летописец Нестор в «Повести временных лет» среди славянских и финно-угорских племен, дающих дань Руси, называет пермь и печору. С IX века север европейской России становится постоянным поставщиком пушнины. Окончательно печорские земли были закреплены за Московским государством при Иване III. В самом конце XV в. в низовьях Печоры был построен укрепленный городок Пустозерск, ставший сначала опорным пунктом Москвы на крайнем северо-востоке европейской России, а в течение XVI-XVII вв. – и административным центром Печорского края.

Пушнина и серебряная руда в XV-XVI веках оставались символами могущества, богатства и валютной стабильности. Поэтому вновь присоединенные земли, обладавшие этими богатствами, представляли нетолько политический, но и экономический интерес для набирающего силу Московского государства. В это время и предпринимаются первые попытки освоить природные богатства северо-востока: в 90е гг. XV в. на речке Цильме, впадающей в Печору, возник один из первых горных промыслов Московского государства. Но запасы серебряной и медной руды оказались невелики, и вскоре промысел прекратил свое существование. В XVII веке в селе Серегово на Выми появляется первый соляной завод и начинается регулярное производство соли. В XVI-XVII веках через Коми край проходят и важнейшие торговые пути из северо-восточной Европы в Сибирь. Среди них - так называемый «через каменный» по рекам Вычегде, Выми, Ижме, Печоре, через Уральские горы, где во времена Бориса Годунова был построен городок Мангазея на реке Таз. Он стал торговым центром северной Сибири, откуда сибирские товары через Тазовскую и Обскую губу шли в Европейскую Россию.

Однако, решающим фактором, обеспечившим впоследствии интерес к исследованию Печорского края, явились выходы нефти на небольшой северной реке Ухте, впадающей в Ижму. Вот как описывает это явление Б.И. фон Вангель, один из исследователей, побывавших на реке Ухте в конце XIX века: «По самой реке Ухте, а также по ее притокам наблюдается множество выходов нефти. Чаще всего она появляется на поверхности воды в виде крупной капли, точно черная стеклянная пуговица, всплывающая снизу и быстро растекающаяся по воде, образуя тончайшую ирризующую пленку, бесследно уносимую течением. Через минуту вновь выплывает такая же крупная капля, которая в свою очередь исчезает, и так далее – беспрерывно. Иногда нефть выносится на поверхность целой горсточкой небольших круглых шариков, как дробь, появляющихся тоже периодически через небольшие промежутки времени. Нередко вместе с нефтью замечается выделение газов, которые бурлят и пузырят воду. В других случаях выделение нефти более медленно и заметно только по радужной пленке где-нибудь в тихом заливе, где нет течения. Известно так же несколько мест, где нефть выступает на поверхность земли, на несколько аршин выше горизонта воды в реке - она вытекает с водой в виде ключей и, постепенно накопляясь, образует целыелужи загустевшей смолистой массы. Такие выделения нефти замечаются как по самой реке Ухте на протяжении верст 20, так и по впадающим в нее с обеих сторон небольшим речкам и ручьям. Местность эта отстоит на 30-50 верст от устья Ухты»14.

Впервые о нефти - «горючей воде», которую использовало племя чуть, жившее в этом районе, упоминается еще в XV веке в Двинской летописи. Минуло два столетия, и голландский путешественник Николас Витсен издает в Амстердаме в 1692 году книгу «Северная и Восточная Тартария», в которой делится впечатлениями о своем путешествии в загадочную для европейцев Московию. Живописуя о Печорском крае, Витсен рассказывает о реке Ухте, где «по воде плавают жирные пятна, представляющие собой черную нефть, там же найден некий камень, который горит как свеча и испускает из себя черный дым»15. Как бы в подтверждение рассказа Витсена об Ухтинской нефти следует в 1721 году доношение в берг-коллегию рудоискателя из Архангельской губернии Григория Черепанова, нашедшего нефтяной ключ в Пустоозерском уезде на реке Ухте. Петр I, заинтересовавшийся полученными сведениями повелевает: «Нефтяной ключ освидетельствовать, взять нефтяную пробу и прислать в Санкт-Петербург для анализа». Пробы были взяты и доставлены в Москву. И хотя со смертью Петра I в 1725 году вопрос об ухтинской нефти заглох в недрах правительственных канцелярий, саму ухтинскую нефть не забыли. Интерес к ней возродил предприимчивый рудознатец из Архангельской губернии Федор Са­вельевич Прядунов. В ноябре 1745 года он обратился в берг-коллегию за разрешением «завести в Пустоозерском уезде при малой реке Ухте нефтяной завод». В полученном разрешении предписывалось: «Завод построить на собственные средства, содержать без остановок, а в берг-коллегию, что на том заводе делается, присылать верные рапорты в год дважды - в январе ииюле месяцах». Нефтяной завод Прядунова, начавший работать в 1746 году, не являлся промышленным предприятием в современном представлении. Он был уст­роен очень примитивно, но соответствовал уровню техники того времени. Вот как описывает его академик Н.И.Лепехин в своих «Подневных записках»: «Над самым нефтяным ключом, по середине бьющим, построен был четырехугольный сруб, вышиною в тридцать рядов, из коих шесть загружены были на дно, а прочие на поверхности воды находились. Внутри сруба стоял узкодонный чан, через отверстие, в дне которого из воды текла нефть: быструю струю воды сдерживал водорез, поставленный с одной стороны отверстия в дне»16. При заводе имелась каменная плотина, которая защищала сруб от паводка. Завод постоянно обслуживали 3-4 человека и среди них сын Прядунова Степан. Расплачивались с рабочими харча­ми, хлебом и 35-40 рублями в год. Вывозить продукцию с нефтяного завода, рас­положенного за 1000 км от Архангельска, в глухой тайге, можно было только зи­мой, через Ижму, на оленях и лошадях, до Архангельска и далее в Москву. По сведениям, собранным ухтинским краеведом А. Козулиным, завод ра­ботал не регулярно, за весь период его деятельности было добыто 220 пудов неф­ти, что составило одну треть от всей нефти, использованной Россией за весь XVIII век. Первые исследователи деятельности Федора Прядунова А.Пробст и К. Кострин отмечают, что ухтинская нефть проникла далеко в глубь России и использовалась в качестве осветительного масла в смеси с растительным, а также применя­лась для важных военных целей и иллюминации. В 1749 году берг-коллегия специальным решением обязала Ф.С.Прядунова доставлять нефть для «аптекарских потреб» в главную москов­скую аптеку. Не довольствуясь этим, Федор Прядунов вздумал торговать и само­стоятельно лечить нефтью "всякие болезни разного чина людей", что привело к непредвиденным осложнениям. Главная медицинская канцелярия через Правительственный Сенат запретила торговлю этими лекарствами, против Ф. Прядунова возбуждается уголовное дело. Но на его защиту встает берг-коллегия, и дело прекращается.Многочисленные житейские перипетии подорвали финансовое положение Прядунова и привели к неуплате десятинного налога за 1751 год. За этим последовало его заключение в 1752 году в долговую тюрьму, где Федор Прядунов скончался в марте 1753 года. Так трагически оборвалась жизнь человека, первым организовавшего добычу ухтинской нефти и выход ее на российские просторы.

После смерти Федора Прядунова берг-коллегия, желая сохранить первое производство нефти в России, пере­дает его в руки вологодского купца А.И. Нагавикова, при котором завод давал продукцию два года. В 1760 году А.И. Нагавиков умер, а завод перешел во владе­ние Ивана Мингалева, не сумевшего возобновить добычу нефти. И лишь яренский купец Михаил Баженов в 1766 году не только вновь организовал добычу нефти, но и расширил ее открытием на реке Чути второго нефтяного промысла, в четырех верстах от прядуновского. В одной из деревень Яренского уезда он строит нефтеочистительную фабрику. Осуществить далеко идущие планы М. Бажено­ву, не было суждено. Фабрика вскоре сгорела, а о дальнейшей судьбе М.Баженова архивы пока хранят молчание. Из записок академика И.И.Лепехина, появившихся после 1772 года, узнаем, что от нефтяного завода на реке Ухте ничего не осталось, кроме пятна нефти, плавающего по воде наподобие смолы17.

Таким образом, можно смело утверждать, что нефтяная колыбель России находится в се­верных широтах нашей Родины. В середине XVIII века заканчивается первый период исследования полезных ископаемых в печорском крае. Этот период в истории геологических исследований назван периодом «рудознатцев», ибо он сводился к небольшим по объему поискам различных полезных ископаемых и попыткам их разработки. При этом никакие систематические геологические исследования не производились.

Следующий период геологического изучения Коми края начинается с 70-х годов XVIII  века, когда первая академическая экспедиция во главе с И.И.Лепехиным начала научное изучение нашего региона. Будущий академик Императорской академии наук И.И.Лепехин вместе со студентами Н.Я. Озерецковским и Т.С.Мальгиным составили первое научное описание значительной части европейского севера России. В 1771 и 1772 годах они прошли от Тюмени на Соликамск, Слободской и далее по рекам Сысоле, Вычегде, Выми, Северной Двине к Белому и Баренцеву морям. Результатом работы экспедиции явилась публикация ряда важных научных работ. Помимо географических, этнографических и ботанических данных в трудах экспедиции, опубликованных в 1780-1814 годах, встречаются сведения о геологическом строении региона и полезных ископаемых. Экспедицией И.И. Лепехина была предпринята попытка собрать дополнительные научные данные о Печорском крае. С этой целью в Пустоозерск, на Печоре в мае 1772 года направляется студент Т.С.Мальгин, собранные им материалы были помещены в IV части «Путешествия» академика И.И. Лепехина, вышедшее отдельным томом в 1805 году18.

textarchive.ru

НЕФТЬ И ГАЗ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ В XX ВЕКЕ, РЕСУРСЫ, СТРАТЕГИЯ НА XXI ВЕК

НЕФТЬ И ГАЗ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ В XX ВЕКЕ, РЕСУРСЫ, СТРАТЕГИЯ НА XXI ВЕК Энергетика

 

Сегодня Россия входит в тройку мировых лидеров по добыче углеводородов: в 2014 г. в нашей стране было добыто 525 млн т нефти и 668 млрд м³ природного газа, при этом более чем 90 % всего газа и около 10 % нефти дали месторождения российского сектора Арктики. Своем видением настоящего и будущего нефтегазодобывающей отрасли экономики русского Севера и главными уроками истории освоения уникальных углеводородных ресурсов Арктики на страницах журнала «НАУКА из первых рук» делится академик А. Э. Конторович, крупнейший отечественный специалист в нефтедобыче и один из авторов «Энергетической стратегии России», ученик и соратник выдающегося ученого-нефтяника академика А. А. Трофимука, принимавший непосредственное участие в открытии на Сибирской платформе месторождений древнейшей в мире нефть.

Сегодня Россия входит в тройку мировых лидеров по добыче углеводородов: в 2014 г. в нашей стране было добыто 525 млн т нефти и 668 млрд м3 – природного газа. При этом более чем 90 % всего нашего газа и около 10 % нефти дают месторождения российского сектора Арктики, т. е. арктических регионов России. Неудивительно, что именно наша страна исторически лидировала по многим направлениям освоения арктических нефтегазовых ресурсов, от разведки до ввода в эксплуатацию новых месторождений, и делала это, опираясь на отечественную науку и отечественные технологии.

Поиски месторождений нефти и газа на континентальном секторе Российской Арктики были начаты в 30-е гг. ХХ в. Другие арктические страны в те годы поиски нефти и газа в Арктике не вели.

В прогноз и освоение ресурсов нефти и газа арктических территорий Советского Союза в годы перед Великой Отечественной войной и во время войны большой вклад внесли выдающиеся советские геологи Н. А. Гедройц, Т. К. Емельянцев, А. Я. Кремс, Н. Н. Ростовцев, Г. Е. Рябухин, В. Н. Сакс, И. Н. Стрижов, Н. Н. Тихонович и др.

История освоения ресурсов нефти и газа – главные уроки

В 1930 г. в Республике Коми было открыто первое в мире нефтяное месторождение в Арктике – Чибьюское. В том же году была начата его разработка. Двумя годами позже, в 1932 г., было открыто крупное Ярегское месторождение, а в 1935 г. оно было введено в разработку.

Чутинский поход А. М. Романенко. В 1930 г. в Республике Коми было открыто первое в мире нефтяное месторождение в Арктике – Чибьюское. На фото – панорама Чибью, 1931 г. © Музей «УМЗ»

 

Таким образом, Советский Союз был первым государством в мире, которое начало поиски, разведку и разработку месторождений в условиях Арктики. Ярегское месторождение является пионером не только по добыче нефти в Арктике, но и по ряду других показателей. Нефть Ярегского месторождения тяжелая, c плотностью 945 кг/м3, вязкая. Пластовая температура 6—8 °С. Оно было одним из первых разрабатываемых месторождений трудно извлекаемой нефти. На нем впервые был опробован шахтный (1939 г.), а затем и термошахтный (1972 г.) метод добычи нефти.

22 июня 1936 г., ровно за пять лет до начала Великой Отечественной войны Совет народных комиссаров СССР принял постановление о создании Главного Управления Северного морского пути при Совете народных комиссаров (СНК) Союза ССР (Главсевморпуть). Постановлением СНК СССР на Главсевморпуть были возложены следующие задачи: окончательное освоение Северного морского пути от Баренцева моря до Берингова пролива; организация морских, речных и воздушных сообщений, радиосвязи и научно-исследовательской работы в Советской Арктике; развитие производительных сил и освоение естественных богатств Крайнего Севера, содействие хозяйственному и культурному подъему коренного населения Крайнего Севера и привлечение этого населения к активному участию в социалистическом строительстве.

Было определено, что районом деятельности Главного Управления Северного Морского Пути являются в европейской части Союза ССР острова и моря Ледовитого океана, а в азиатской части Союза ССР – территория севернее 62-й параллели. Первым руководителем Главсевморпути был назначен известный ученый, академик АН СССР О. Ю. Шмидт.

На Главсевморпуть возлагалась, в частности, организация геологических работ, поисков и разведки полезных ископаемых, а также организация предприятий по добыче этих ископаемых. Для этой цели в составе Главсевморпути было создано горно-геологическое управление.

В средине 1930-х гг. были организованы поиски нефти в восточных районах Советской Арктики, на севере Сибири. В 1935 г. Нордвикская экспедиция (Т. К. Емельянцев) описала поверхностные выходы нефти в Нордвикском районе на берегу моря Лаптевых. В 1936 г. в низовьях Енисея Усть-Енисейская экспедиция Горно-геологического управления (Н. А. Гедройц) обнаружила выходы метанового газа. Работы в этих районах продолжались и в годы Великой Отечественной войны. В 1942 г. в низовьях р. Енисей на Малохетской структуре (скв. № 13-Р) были получены первые притоки газа, а затем нефти. В1944 г. в скв. № 102-Р был получен приток нефти. В годы войны геологические изыскания в самом центре арктических районов Западной Сибири проводил В. Н. Сакс. В 1945 г. он рекомендовал в качестве одного из первоочередных районов поисков месторождений углеводородов низовья р. Надым.

Сразу после окончания Великой Отечественной войны работы по обоснованию перспектив нефтегазоносности Советской Арктики были продолжены. В 1948 г. в Ленинграде был создан Научно-исследовательский институт геологии Арктики (НИИГА), который сыграл выдающуюся роль в изучении геологии и перспектив нефтегазоносности и рудоносности арктических регионов страны. В 1950 г. новосибирским и томским геологам (В. А. Николаев – Горно-геологический институт Западно-Сибирского филиала АН СССР, В. С. Шацкий – Западно-Сибирское геологическое управление и др.) была поручена геологическая съемка на севере Западной Сибири. Это стало началом подготовки крупномасштабных поисков нефти на территории ЯНАО. В середине 50-х гг. ХХ в. Н. Н. Ростовцев теоретически предсказал, что на севере Западной Сибири будут открыты гигантские месторождения газа.

Штурм нефтегазовых богатств Арктики начался в шестидесятые годы. Геологоразведочными работами в арктических регионах в 60—80-е гг. ХХ в. руководили блестящие ученые и крупные организаторы науки и геологоразведочного производства А. В. Сидоренко, Е. А. Козловский, Л. И. Ровнин, Н. Н. Ростовцев, Ф. К. Салманов, Ю. Г. Эрвье, И. С. Грамберг, А. Я. Кремс, И. И. Нестеров, В. В. Семенович, А. А. Трофимук, В. В. Федынский, А. М. Брехунцов, Б. Я. Вассерман, Г. П. Быстров, В. Л. Иванов, М. К. Калинко, Н. Х. Кулахметов, В. Д. Накоряков, В. Т. Подшебякин, Ю. А. Россихин, Д. Б. Тальвирский, Л. К. Теплов, Е. А. Тепляков, А. Ф. Титов, Р. В. Требс, Д. С. Сороков, Ф. З. Хафизов, В. И. Шпильман, Л. Г. Цибулин, А. Г. Юдин и многие другие.

 

Первая северная нефть

Разведка нефтяных месторождений в Ухтинском районе Печорского края началась еще в начале 1910-х гг. Русское товарищество «Нефть» в 1915 г. пробурило первую разведочно-эксплуатационную скважину, давшую нефть. Однако планам помешала первая мировая война, и работы были свернуты. Освоение нефтегазовых ресурсов Печорского края возобновилось лишь 14 лет спустя, когда в стране развернулась форсированная индустриализация. При этом главной проблемой стал недостаток рабочей силы, решить которую были призваны исправительно-трудовые лагеря ОГПУ. К 1928—1929 гг. система мест заключения и исправительно-трудовых учреждений, в которых находилось в два раза больше заключенных, чем они могли вместить, нуждалась в реформировании. Поэтому Народный комиссариат юстиции обратился в правительство с предложением использовать труд заключенных путем создания концентрационных лагерей на европейском Севере страны. В начале лета 1929 г. в ОГПУ была сформирована специальная структура «Северные лагеря особого назначения» (СЕВЛОН), и в августе на р. Ухта, в место дореволюционных разработок северной нефти, был направлен первый отряд экспедиции ОГПУ из 139 человек, включавший большую группу заключенных и тяжелое снаряжение. Уже в сентябре-октябре экспедиция обратила внимание на наличие выходов нефти и стала выяснять возможности ее промышленной добычи. По воспоминаниям инженера Р. Л. Зомбе, «буровые работы начались в сентябре пост­ройкой вышки для крелиусного бурения, тогда после небольших геологических работ было определено место ее заложения. Вследствие отсутствия опытных вышечных строителей постройка ее длилась больше месяца, но с приездом в Ухту главного руководителя Ухтинской Экспе­диции Я. М. Мороза с присущей ему большевистской настойчивостью, умелым руководством и неисчерпаемой энергией, подготовительные работы были вскоре закончены, и скважина № 1 пущена в бурение 29 октября 1929 г.» Всего за 1929 г. на Ухте удалось собрать первые 5 т нефти. В конце ноября 1929 г. была заложена новая разведочно-эксплуатационная скважина № 5, бурение которой началось весной следующего года. И 25 октября 1930 г. на глубине около 390 м самопереливом пошла легкая нефть дебитом более 4-х тонн в сутки. Так было подтверждено Чибьюское промышленное месторождение девонской нефти. И именно от этой даты ведет отсчет нефтегазовая промышленность современной Республики Коми. По материалу Л. Г. Борозинец «Ухтинская экспедиция ОГПУ 1929 г.» // Историко-культурный атлас г. Ухты. Центральная библиотека МОГО «Ухта», 2015

 

В 60—70-е гг. ХХ в. главные объемы геолого-разведочных работ были сосредоточены в только что открытой гигантской Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции. В 1962 г. было открыто первое газовое месторождение в Ямало-Ненецком автономном округе, в арктической части Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции – Тазовское. За этим событием последовали открытия новых месторождений: 1964 г. – крупное Новопортовское нефтегазоконденсатное, 1965 г. – крупное Губкинское нефтегазоконденсатное, 1965 г. – уникальное Заполярное газовое, 1966г. – уникальное Уренгойское нефтегазоконденсатное, 1967 г. – уникальное Медвежье газовое, 1968 г. – Арктическое газовое, 1968 г. – Русское нефтяное, 1969 г. – уникальное Ямбургское. До Западной Сибири мир не знал подобных газовых гигантов.

Установка подготовки природного газа Ямбургского месторождения. 2007 г. © ОАО Газпром, 2015. Установка комплексной подготовки газа № 5 Ямбургского месторождения, запущенная в январе 1988 г. © ООО Газпром добыча Ямбург

 

В 70-е гг. прошлого века пришла очередь открытий на полуострове Ямал. В 1971 г. было открыто уникальное газовое месторождение – Бованенковское, в 1974 г. – Харасавейское и Южно-Тамбейское, в 1986 г. – газонефтяное Ростовцевское.

В 80—90-е гг. прошлого века были открыты месторождения нефти и газа на северо-востоке Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции, в низовьях Енисея в Красноярском крае – уникальное Ванкорское и крупные Тагульское, Лодочное, Сузунское.

В Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, в Республике Коми были открыты крупные газоконденсатное Вуктыльское (1964), нефтяные – Усинское (1963) и Вазейское (1972) месторождения.

В 1970-е—1980-е годы большая группа крупных месторождений была открыта еще севернее, в Ненецком автономном округе Архангельской области: Харьягинское (1970), Наульское (1979), Южно-Хыльчуюское (1981), Тобойско-Мядсейское (1984), им. Р. Требса (1987), им. А. Титова (1989) и др. Всего в Ненецком автономном округе открыто 20 крупных и средних месторождений. Наиболее крупные из них Харьягинское, им. Р. Требса, Тобойско-Мядсейское.

В начале 80-х гг. ХХ в. глубокое поисковое бурение было начато в западном секторе Российской Арктики (Баренцево и Карское моря). Первые скважины были пробурены на арктических островах. И одна из них сразу дала результат. В 1982 г. на острове Колгуев было открыто Песчаноозерное месторождение с залежами нефти и конденсатного газа. Спустя два года, в 1985 г., была начата его опытная эксплуатация.

Бованенковское гигантское нефтегазоконденсатное месторождение на п-ве Ямал. © ОАО Газпром, 2015

Поисковые работы были продолжены в Баренцевом и Карском морях. Уже к середине восьмидесятых годов было открыто 3 месторождения (Мурманское, Северо-Кильдинское и Поморское). Во второй половине 80-х гг. было открыто еще четыре месторождения, из них два уникальных газовых (Штокмановское и Русановское) и дванефтяных (Северо-Гуляевское и Приразломное). В 1990-е гг. было открыто еще восемь месторождений, из них одно (Ленинградское) – уникальное и 6 – крупных. Суммарные запасы этих месторождений превышают 10 трлн м3 газа и 0,5 млрд т нефти. Совсем недавно компания «Роснефть» сообщила об открытии еще одного гиганта в Карском море. Месторождение назвали святым для каждого гражданина России словом «Победа». Сегодня свыше 90 % всех запасов газа и свыше 45 % запасов нефти на шельфах циркумполярного пояса Земли сосредоточено на Российском Западно-Арктическом шельфе морей Северного Ледовитого океана.

В настоящее время север Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции (ЯНАО) – крупнейший газодобывающий регион в мире и крупный центр добычи нефти.

Громадные объемы добываемых в Арктике уже более 40 лет нефти и, особенно, газа создают иллюзию, что так было всегда. Мое поколение, поколение создателей этого феномена знают, что за открытиями и разведкой, за освоением этих месторождений, за созданием транспортной инфраструктуры, за созданием техники для открытия, разведки и разработки нефтяных месторождений, за созданием комфортных условий жизни для покорителей недр Российского Севера стояла гигантская, уникальная, не будет преувеличением сказать, героическая работа нескольких поколений ученых Академии наук СССР, вузов страны, отрасле­вых институтов Министерства геологии СССР, Министерства нефтяной и Министерства газовой промышленности СССР и многих других министерств и ведомств, инженеров, рабочих многих отраслей экономики, врачей, учителей. Решение сверхзадач прогноза, научного обоснования направлений поиска, создания технологий разведки, разработки уникальных газовых месторождений, создания транспортной инфраструктуры, технологий строительства в сложнейших природно-климатических условиях Арктики было полностью обеспечено отечественной наукой, инженерным корпусом, промышленностью, с использованием отечественной техники и отечественного оборудования. Мировая практика такого опыта и таких результатов работы прогноза, поисков, разведки и разработки газовых месторождений в Арктике в те годы не имела.

После окончания Второй мировой войны, в 1946 г. поиски нефти были начаты также в арктических районах США, на Аляске. Первые небольшие месторождения были открыты на суше на рубеже 1940—1950-х гг.: газа (Барроу) – в 1949 г., нефти (Умиат) – в 1950 г. В 1967 г. регионе было открыто уникальное газонефтяное месторождений Прудхо-бей, в 1969 г. – крупное – Купарук-Ривер. В 1965 г. было открыто и без разведки законсервировано нефтегазовое месторождение Пойнот Томпсон. Месторождение было разведано только в 1977 г. Оно оказалось гигантским. Его запасы составили: по газу – 3 трлн м3, по нефти – 400 млн т. Первое морское месторождение Гвидир-Бей на северном шельфе Аляски открыто в 1969 г. Самые крупные морские месторождения на этом шельфе – Эндикотт (80 млн тонн нефти) и Пойнт МакИнтир (83 млн т нефти и 17 млрд м3 газа).

Добыча нефти на месторождении Прудхо-бей была начата в 1977 г., максимальная добыча – 83 млн т была достигнута в 1987 г. Нефть транспортируется по Транс-Аляскинскому нефтепроводу длиной 1290 км в порт Валдиз на юге Аляски. Нефтепровод был сдан в эксплуатацию в 1977 г. Добыча нефти на шельфе началась в 1987 г. на месторождении Эндикотт, в настоящее время разрабатывается 9 месторождений. Накопленная добыча нефти на континентальной и морской частях бассейна на конец 2014 г. составила около 2,5 млрд т.

Добыча газа в арктической части Аляски для местных нужд была начата в 1950 г. Уникальное месторождение газа Пойнт-Томпсон не разрабатывается до настоящего времени. Вопрос о строительстве газопровода также пока не решен.

Приведенные данные показывают, что при несомненных достижениях американских геологов, геофизиков, разработчиков нефтяных месторождений в Арктике сравнивать их с достижениями Советского Союза – России в арктических районах Западно-Сибирской и Тимано-Печорской нефтегазоносных провинций, а также на шельфах Баренцева и Карского морей не приходится.

Месторождения нефти и газа на шельфе Баренцева и Карского морей. Условные обозначения. Месторождения. 1 – газовые (г), 2 – газоконденсатные (гк), 3 – газонефтяные (гн), 4 – нефтяные (н), 5 – нефтегазовые (нг), 6 – нефтегазоконденсатные (нгк). Перспективные 7 – территории, 8 – акватории, 9 – бесперспективные территории и акватории. Границы 10 – государственные, 11 – Северный полярный круг, 12 – субъектов РФ. Список месторождений: 1 - Северо-Кильдинское (г), 2 - Мурманское (г), 3 - Штокмановское (гк), 4 - Лудловское (г), 5 - Ледовое (гк), 6 - Песчаноозерское (нгк), 7 - Поморское (г), 8 - Коровинское(гк), 9 - Долгинское (н), 10 - Северо-Гуляевское (нгк), 11 - Приразломное (н), 12 - Медынское море (н), 13 - Варандей-море-1 (н), 14 - Варандейское (н), 15 - Победы (Университетское) (гн), 16 - Русановское (гк), 17 - Ленинградское (гк), 18 - Белоостровское (нгк), 19 - Харасавейское (гк), 20 - Крузенштернское (гк), 21 - Южно-Крузенштернское (г), 22 - Южно-Тамбейское (гк), 23 - Тасийское (гк), 24 - Северо-Каменномысское (гк), 25 - Каменномысское (г), 26 - Обское (г), 27 - Чугорьяхинское (г), 28 - Семаковское (г), 29 - Северо-Парусовое (нгк), 30 - Тота-Яхинское (г), 31 - Антипаютинское (г)

Россия является лидером по многим направлениям освоения ресурсов углеводородов Арктики. Советский Союз – Россия первой открыла месторождения углеводородов в Арктике, создала уникальные технологии, разведала и начала их разработку, спроектировала и построила гигантские, не имеющие аналогов в мире транспортные системы. Особенно впечатляют достижения нашей страны по освоению уникальных газовых месторождений арктических районов Западной Сибири (Медвежье, Уренгойское, Ямбургское, Заполярное, Бованенковское). Ни США, ни другие арктические страны опыта освоения подобных газовых феноменов не имеют.

В Арктике при поисках, разведке и вводе нефтяных и газовых месторождений в разработку Советский Союз – Россия всегда были первыми, когда опирались на отечественную науку, отечественные технологии, отечественную промышленность, а значит и на отечественные кадры!

Сейчас, в условиях очередного витка антироссийских санкций и «ужаса», который они наводят на некоторых лидеров экономики и бизнеса, на средства массовой информации в нашей стране, мы должны особенно гордится опытом и подвигами наших предшественников – ученых, педагогов высшей школы, инженеров всех профессий, рабочих и тех ветеранов нефтегазового комплекса, которые продолжают трудится. Убежден, именно поэтому ОАО «Роснефть» в канун 70-летия завершения Великой Отечественной войны назвала новое месторождение в Карском море «Победа».

Ресурсы нефти, природного газа и конденсата Российского сектора Арктики

О том, что российская Арктика как на суше, так и в акватории морей Северного Ледовитого океана уникально богата нефтью и газом, сегодня признано во всем мире. Установление этого факта есть результат творчества наших выдающихся ученых – геологов в последние три десятилетия ХХ в. Крупные исследования по геологии и нефтегазоносности циркумполярного пояса Земли без малого 70 лет проводит ВНИИОкеангеология (ранее НИИГА). Первыми, кто выполнил прогнозы и предсказал уникальные ресурсы нефти и газа на шельфах арктических морей России, были академики А. А. Трофимук и И. С. Грамберг, научные коллективы, которые они возглавляли, их научные школы.

Месторождения нефти и газа на шельфе Баренцева и Карского морей. Условные обозначения. Месторождения. 1 – газовые (г), 2 – газоконденсатные (гк), 3 – газонефтяные (гн), 4 – нефтяные (н), 5 – нефтегазовые (нг), 6 – нефтегазоконденсатные (нгк). Перспективные 7 – территории, 8 – акватории, 9 – бесперспективные территории и акватории. Границы 10 – государственные, 11 – Северный полярный круг, 12 – субъектов РФ. Список месторождений: 1 - Северо-Кильдинское (г), 2 - Мурманское (г), 3 - Штокмановское (гк), 4 - Лудловское (г), 5 - Ледовое (гк), 6 - Песчаноозерское (нгк), 7 - Поморское (г), 8 - Коровинское(гк), 9 - Долгинское (н), 10 - Северо-Гуляевское (нгк), 11 - Приразломное (н), 12 - Медынское море (н), 13 - Варандей-море-1 (н), 14 - Варандейское (н), 15 - Победы (Университетское) (гн), 16 - Русановское (гк), 17 - Ленинградское (гк), 18 - Белоостровское (нгк), 19 - Харасавейское (гк), 20 - Крузенштернское (гк), 21 - Южно-Крузенштернское (г), 22 - Южно-Тамбейское (гк), 23 - Тасийское (гк), 24 - Северо-Каменномысское (гк), 25 - Каменномысское (г), 26 - Обское (г), 27 - Чугорьяхинское (г), 28 - Семаковское (г), 29 - Северо-Парусовое (нгк), 30 - Тота-Яхинское (г), 31 - Антипаютинское (г)

Россия является лидером по многим направлениям освоения ресурсов углеводородов Арктики. Советский Союз – Россия первой открыла месторождения углеводородов в Арктике, создала уникальные технологии, разведала и начала их разработку, спроектировала и построила гигантские, не имеющие аналогов в мире транспортные системы. Особенно впечатляют достижения нашей страны по освоению уникальных газовых месторождений арктических районов Западной Сибири (Медвежье, Уренгойское, Ямбургское, Заполярное, Бованенковское). Ни США, ни другие арктические страны опыта освоения подобных газовых феноменов не имеют.

В Арктике при поисках, разведке и вводе нефтяных и газовых месторождений в разработку Советский Союз – Россия всегда были первыми, когда опирались на отечественную науку, отечественные технологии, отечественную промышленность, а значит и на отечественные кадры!

Сейчас, в условиях очередного витка антироссийских санкций и «ужаса», который они наводят на некоторых лидеров экономики и бизнеса, на средства массовой информации в нашей стране, мы должны особенно гордится опытом и подвигами наших предшественников – ученых, педагогов высшей школы, инженеров всех профессий, рабочих и тех ветеранов нефтегазового комплекса, которые продолжают трудится. Убежден, именно поэтому ОАО «Роснефть» в канун 70-летия завершения Великой Отечественной войны назвала новое месторождение в Карском море «Победа».

Ресурсы нефти, природного газа и конденсата Российского сектора Арктики

О том, что российская Арктика как на суше, так и в акватории морей Северного Ледовитого океана уникально богата нефтью и газом, сегодня признано во всем мире. Установление этого факта есть результат творчества наших выдающихся ученых – геологов в последние три десятилетия ХХ в. Крупные исследования по геологии и нефтегазоносности циркумполярного пояса Земли без малого 70 лет проводит ВНИИОкеангеология (ранее НИИГА). Первыми, кто выполнил прогнозы и предсказал уникальные ресурсы нефти и газа на шельфах арктических морей России, были академики А. А. Трофимук и И. С. Грамберг, научные коллективы, которые они возглавляли, их научные школы.

Первый в мире атомный ледокол «Ленин»

Главным направлением развития транспортной системы Арктики должно стать крупномасштабное освоение Северного морского пути, строительство по всей его трассе портов и причалов.

Наиболее продвинутые нефтегазовые компании уже идут по этому пути. Так, ОАО НК «Лукойл» транспортирует нефть, добываемую в Архангельской области, через терминалы Варандей и Восточно-Колгуевский.

Компания «Газпром нефть» планирует транспортировать нефть, добываемую на Новопортовском месторождении, в Европу морским путем через терминал, который будет построен к концу 2015 г. в Обской губе на мысе Каменный. От месторождения до терминала будет построен нефтепровод длиной 100 км. Мощность транспортного комплекса составит 8,5 млн тонн нефти в год.

Морем будет транспортироваться нефть и с месторождения «Приразломное» в Печорском море.

Наиболее крупный проект реализует нефтяная компания «Новатэк». Для транспорта газа и конденсата с Южно-Тамбейского месторождения компания строит на берегу Обской губы завод по сжижению газа «Ямал СПГ» и порт Сабетта. Планируется через этот порт организовать транспортировку газа, нефти и газового конденсата по Северному морскому пути в страны Западной Европы, Северной и Южной Америки и в Азиатско-Тихоокеанский регион. Согласно проекту сроки строительства 2012—2017 г. В районе завода и морского порта строится также арктический аэропорт международного класса. Он будет принимать самолеты всех типов, включая тяжелые транспортные самолеты.

Проектируется, что в Сабетту придет и железная дорога!

По Северному морскому пути можно будет осуществлять транспорт углеводородов из низовьев Енисея через порт Дудинка, а также из районов в низовьях р. Лена через Тикси.

Необходима государственная программа развития Северного морского пути, создания портовой инфраструктуры, создания ледокольного флота России нового поколения.

Этапы освоения уникальных ресурсов углеводородного сырья на акваториях Северного Ледовитого океана

В российских и зарубежных средствах массовой информации раздаются голоса, предлагающие заморозить работы на российских шельфах морей Северного Ледовитого океана. При этом называют ряд причин.

Первая. Россия обеспечена ресурсами углеводородов. Зачем в этих условиях вкладывать деньги в Арктику?

Вторая. Говорят, что оценки ресурсов газа и особенно нефти в Арктике резко преувеличены, называют их эйфорией, призывают не верить, что арктический шельф России способен обеспечить в долгосрочной перспективе проблемы обеспечения страны углеводородами. Напомню: точно так же и примерно теми же словами дискредитировали в 1950-е и даже в 1970-е гг. и западно-сибирский проект…

Третья. Говорят о санкциях об отсутствии в связи с санкциями источников финансирования и об отсутствии у России технологий для выполнения буровых работ и транспорта углеводородов на шельфах Арктики, об уходе из арктических проектов западно-европейских и американских компаний.

Думаю, что все это говорят люди, плохо знающие историю и практику освоения новых нефтегазоносных провинций.

Напомню хорошо известные истины: подготовка освоения новых нефтегазоносных провинция длится многие годы, десятилетия. Поиски нефти в Западной Сибири начали в 1930-е гг., возобновили после Великой Отечественной войны, а добыча нефти была организована только в середине 1960-х гг., арктического газа – в начале 1970-х гг. Северный Ледовитый океан сложнее для освоения и времени потребует больше. Не начнем своевременно, не подготовим инфраструктуру, не создадим необходимые технологии и оборудование, не будет готовы осваивать, когда для этого придет время. Практика показывает, что фактор времени в постсоветской России мы учитываем плохо, а прогнозные экономически е оценки не реализуем…

После Великой Отечественной войны страна нашла средства для восстановления народного хозяйства и одновременно для поисков и разведки месторождений нефти и газа во многих регионах, для поисков алмазов, для реализации атомного и космического проектов, для строительства гидроэлектростанций и пр. Неужели сейчас обстановка сложнее, а наша экономика слабее, чем в 1945—1948 гг.?

Санкции против нашей страны были всегда…

Оборудования и технологий для поисков, разведки и добычи нефти и газа в условиях развития многолетних льдов нет ни у кого… Эти технологии нужно создавать. И это должны делать мы – ученые и инженеры. Это не исключает возможности взаимодействия с другими странами… Взаимодействия, а не зависимости…

Выше было показано, что с 30-х гг. ХХ в. Советский Союз – Россия были пионерами в освоении Арктики и ее минерального сырья. Можно продолжить перечисление ярких примеров, показывающих возможности российской науки и российской промышленности.

Пример 1. Убедительным доказательством нашего потенциала и наших возможностей создавать новые прорывные технологии для освоения Арктики является единственный в мире атомный ледокольный флот России. Напомню историю этого блистательного проекта. Решение о строительстве первого в мире атомного ледокола «Ленин» было принято Советом министров СССР по предложению академиков И. В. Курчатова и А. П. Александрова 20 ноября 1953. Проект атомохода «Ленин» был разработан в ЦКБ-15 (ныне «Айсберг») в 1953–1955 гг. Главным конструктором проекта был назначен В. И. Неганов, руководителем проекта атомной установки – И. И. Африкантов. научным руководителем проекта академик А. П. Александров. Для корпуса ледокола в институте «Прометей» были разработаны специальные марки стали. Строительство ледокола «Ленин» было завершено в 1959 г. От решения до завершения – 6 лет!

На основании опыта строительства и эксплуатации ледокола «Ленин» были в дальнейшем созданы ледоколы «Арктика» (1975), «Сибирь» (1978), «Россия» (1985), «Севморпуть» (1988), «Советский Союз» (1989), «Таймыр» (1989), «Вайгач» (1990), «Ямал» (1993), «50 лет Победы» (2007). Атомный ледокольный флот незаменим при освоении зон Арктики с круглогодичным ледовым покрытием и при освоении и круглогодичном использовании Северного морского пути. Большая часть кораблей атомного ледокольного флота была построена на Балтийском заводе в Ленинграде.

Пример 2. Не менее убедительным, но более современным доказательством технологических возможностей России является создание морской ледостойкой стационарной нефтедобывающей платформы (МЛСП) «Приразломная», построенной ОАО «ПО Севмаш».

Платформа создана специально для разработки нефтяных месторождений. На ней можно осуществлять все необходимые технологические операции:

• бурение добывающих и нагнетательных скважин; • добычу нефти, попутного газа, закачка воды в пласт; • подготовку добытой нефти и газа; • временное хранение товарной нефти; • отгрузку товарной нефти на челночные танкеры.

В соответствии с условиями работы на шельфах арктических морей платформа «Приразломная» позволяет вести добычу углеводородов на арктическом шельфе со стационарной платформы в сложных условиях дрейфующих ледовых полей. Платформа рассчитана на эксплуатацию в экстремальных природно-климатических условиях, отвечает самым жестким требованиям безопасности и способна выдержать максимальные ледовые нагрузки. В элементах конструкции платформы, защищающих ее от воздействия волн и движущихся льдов, низких температур, высокой влажности были использованы специальные стали, сплавы, лакокрасочные покрытия, системы катодной и анодной защиты.

Платформа оснащена системами, которые гарантируют безопасные условия выполнения производственных процессов, труда и отдыха обслуживающих ее инженеров и рабочих. Имеются средства спасения людей, находящихся на платформе.

Платформа полностью обеспечивает экологически надежное ведение работ. Предусмотрено, что все промышленные и бытовые отходы складируются в специальных емкостях и перевозятся на берег для утилизации в соответствии с действующими экологическими требованиями.

Платформа может продолжительное время вести работу в автономном режиме, обеспечивает круглогодичную эксплуатацию.

Это первая такая платформа в мире!

Создание МЛСП «Приразломная» – огромная заслуга ОАО «Газпром», ОАО «Севмаш» и академика Е. П. Велихова как инициатора проекта.

Пример 3. ОАО «Лукойл» на Ярегском месторождении впервые в мире реализовало проект встречного термогравитационного дренирования пласта, что позволит увеличить нефтеотдачу на Ярегском месторождении тяжелых нефтей до 70—85 %.

Яркие примеры инноваций, разработки и внедрения новых технологий демонстрируют ОАО «Новатэк» и «Газпром нефть» на Ямале.

Число таких примеров нужно увеличивать, но не в виде иллюстраций, а в форме новых завершенных проектов.

Как уже было отмечено выше, по-крупному ресурсы углеводородов Арктики понадобятся и России, и всему человечеству во второй половине XXI в.

Полагаю, что необходима следующая последовательность работ.

2015—2030 гг. Продолжение работ на суше. Региональные работы на шельфах морей Северного Ледовитого океана. Выбор первоочередных объектов. Поисковые работы в районах, где имеющиеся технологии и оборудование это позволяют.

Необходимо выполнить крупномасштабные научные исследования, направленные на создание оборудования и технологий поисков, разведки и разработки месторождений углеводородов на шельфах арктических морей, в зонах круглогодичных льдов и пр. Понятно, что эти оборудование и технологии должны удовлетворять самым высоким экологическим требованиям. Необходимо подготовить и реализовать, убежден – это задача РАН, развернутую программу таких работ.

2030—2040 гг. Апробация и доведение до необходимого уровня оборудования и технологий поисков, разведки и разработки месторождений углеводородов в зонах круглогодичных льдов и пр. Организация поисковых работ в первоочередных зонах.

2040—2050 гг. Создание сырьевых баз новых центров добычи, подготовки и транспорта нефти и газа. Развитие необходимой инфраструктуры.

Если замедлим реализацию хоть одного из этапов, …проиграем Арктику. А с ней можем проиграть и национальную безопасность…

Полностью согласен с В. В. Путиным (Обращение к Федеральному собранию 4 декабря 2014 г.): «Впереди время сложное, напряженное, и многое зависит от каждого из нас на своем рабочем месте. Так называемые санкции и внешние ограничения — это стимул для более эффективного, ускоренного достижения поставленных целей. Нам многое нужно сделать. Создать новые технологии и конкурентную продукцию. Сформировать дополнительный запас прочности в промышленности, в финансовой системе, в подготовке современных кадров. Для этого у нас есть емкий внутренний рынок и природные ресурсы, капиталы и научные заделы. Есть талантливые, умные, трудолюбивые люди, способные быстро учиться новому».

Cо времени первопроходцев Арктики хорошо известно, что она покоряется только сильным людям, имеющим цель и идущим к ней, несмотря ни на что и вопреки всему. В течение большей части ХХ в. наша страна была пионером и бесспорным лидером освоения Арктики. Так должно быть и впредь!  Я не верю, что 25 лет, в течение которых российская экономика развивалась по схеме «право-либеральных» реформаторов, в соответствии с которой все, включая мозги, можно купить на нефтедоллары, окончательно разрушили лучшие качества российской нации, ее креативность.

НАУКА ИЗ ПЕРВЫХ РУК: 30 Мар 2015 , Наша Арктика , том 61, №1

 

rosnord.ru

Месторождение Ярегское: особенность, история, этапы освоения

Время легкой нефти подходит к концу, и все больше внимания стали заслуживать некондиционные углеводороды, в числе которых сернистая нефть и битуминозные породы. Общие мировые запасы тяжелой нефти и битумов насчитывают 790-900 млрд тонн, что превышает легкую нефть почти в два раза. В России они составляют от 10 до 35 млрд тонн, и 14 % из них приходится на Республику Коми.

Нефть республики сконцентрирована преимущественно в девонских отложениях, и пятая ее часть принадлежит Ярегскому месторождению. На российской территории - это одно из старейших месторождений тяжелой нефти, чья добыча осуществляется как подземным, так и поверхностным способами.

Характеристика Ярегского месторождения

Ярегская нефть была открыта в Ухтинском районе Республики Коми на северо-восточном склоне Южного Тимана, недалеко от области его перехода в Печорскую депрессию.

Местность представлена пологоволнистой заболоченной равниной, понижающейся к северо-востоку. Ее рельеф был сформирован вследствие водно-ледниковых и горно-разрушительных процессов, свидетельством чего выступают некоторые элементы, унаследованные от древних тектонических структур. Нефтяная залежь пластово-сводового типа сокрыта на глубине 140-200 м и содержится в песчаниках среднего и верхнего девона. Сырье месторождения представлено тяжелой нефтью, которая почти не имеет парафинов. Но обладает увеличенным содержанием смол и значительной вязкостью.

Ярегское месторождение приурочивают к Вежавожской, Лыаельской и Ярегской структурам, у которых нефтеносность идет единым контуром, а общая площадь составляет 127 кв. километров. Суммарные запасы оцениваются приблизительно в 132 млн. тонн нефти.

Открытие месторождения

Первое упоминание о нефтеносном объекте причисляется к 1890 году, когда экспедиция Ф. Н. Чернышева работала на Тимане, обследуя реки его южной и северной части. В 1907 году группа геологов во главе с П. Полевым проводила исследования участков в районе рек Ярега и Чуть, но их изыскания не привели к каким-либо серьезным результатам. В 1931 году нефтяник И. Н. Стрижов предложил возобновить поисковые работы в районе скважины 1907 года. Он обозначил свою линию строительства последующих разведочных скважин и двигался согласно ей. Весной 1932 года скважина № 57 дала первую нефть. Немного позднее из скважины № 62 на «линии Стрижова» добыли еще 2 тонны вязкой густой нефти. Бурение остальных скважин подтвердило наличие тяжелой нефти с большой плотностью.

Основные этапы разработки

История освоения Ярегского нефтяного месторождения условно подразделяется на несколько важных этапов. Первое время были попытки эксплуатировать его скважинами с поверхности, но данный метод не позволил добиться значимых показателей. С 1939 по 1954 гг. начали проводить разработку шахтных полей по «ухтинской системе». Суть работы заключалась в том, что с надпластового горизонта, размещенного над кровлей на 20-30 метров, разбуривался пласт по сетке скважин. Освоение велось на естественном режиме растворенного газа.

Разработка по уклонно-скважинной системе велась в 1954-1974 годах. Ее суть состояла в том, что из горной выработки в кровле пласт разбуривался пологонисходящими скважинами. Данная система позволяла сократить объем проходки в несколько раз, но нефтеизвлечение было как при «ухтинской» – 5,9 %. Практика показала, что производительность шахтной разработки на естественном режиме невелика, но при этом в разы превышает результаты разработки скважинами с поверхности. За период освоения месторождения шахтной разработкой по двум системам суммарно было добыто 7,4 млн. тонн нефти.

В 1968–1971 годах на Ярегском месторождении начали проводить научно-исследовательские работы, при которых тестировали некоторые системы паротеплового влияния на пласт. Изыскания привели к созданию термошахтного способа разработки, который уже в 1972 году стал применяться в промышленном масштабе, показывая высокую технологическую эффективность.

В настоящее время месторождения, подобные Ярегскому, эксплуатируются одногоризонтной, двухгоризонтной и подземно-поверхностной системами термошахтной разработки.

Лыаельская площадь

На Лыаельской площади Ярегского месторождения с 1973 по 1990 гг. проводились работы по поверхностному освоению участка с приложением паротеплового воздействия на нефтяной пласт. С внешней поверхности было пробурено 90 вертикальных скважин по пятиточечной системе. Добыча сырья велась путем пароциклического воздействия на пласт и режима вытеснения. Показатели такой разработки значительно уступали результатам термошахтного освоения.

В 2013 году на Лыаельской площади впервые стали использовать технологию парогравитационного дренажа (ТПГД). В основе этой технологии лежит тепловое воздействие на рабочий пласт путем встречного горизонтально-направленного бурения: насыщенный паром пласт разогревается, его текучесть увеличивается до обычной подвижности и выкачивается на поверхность.

Интересно отметить, что технология ТПГД была разработана в Канаде и долгое время оставалась без изменений, пока отечественные специалисты не модернизировали ее, применив на практике встречное сверхдлинное бурение с разных площадок.

Не только нефть

Особенность месторождения на Яренге заключается в том, что, помимо запасов нефти, в нем имеются и огромные запасы титановой руды. Здесь сосредоточена половина российского титана (порядком 49 %). Месторождение считалось нефтяным до 1941 года, пока заключенный Ухтижемлага геолог В. А. Калюжный не обнаружил в песчаных нефтяных коллекторах рудные концентрации лейкоксена. Более детальное изучение титановой россыпи начало проводиться лишь с 1958 года.

Ярегская руда характеризуется своеобразным минеральным составом, в котором главным промышленным минералом фигурирует лейкоксен. Уникальность залежей титана состоит в генетической и пространственной сопряженности с залежами тяжелой нефти. Контуры их промышленных запасов частично перекрываются. Изучение Ярегского месторождения титана доказало универсальность кремнисто-титановых концентратов для производства белого неорганического и цветных титановых пигментов.

Перспективы месторождения

В январе 2018 года на Ярегском нефтетитановом месторождении завершилось строительство парогенераторных установок, что позволяет увеличить добычу нефти на 73 %. Мощный комплекс определен для выработки пара около 400 тонн в час, который поставляется на добывающие скважины. К следующему этапу разработок планируется выйти на объем добычи уже в пределах 3,5 млн тонн в год.

Ярегу ожидает не только увеличение нефтяной добычи, в ближайшее время ее шахтам предстоит значительное функциональное расширение. Компания «ЛУКОЙЛ-Коми», имея лицензию на разработку титанового месторождения, намеревается добывать ежегодно до 25 тыс. тонн титановой руды, которая будет перерабатываться на местах.

fb.ru