Топливные и энергетические ресурсы Атлантического океана. Нефть из океана


Загрязнение океана и моря

Несмотря на то что моря и океаны дают нам пищу, энергию и полезны во многих отношениях, некоторые люди не берегут их. Они используют их как свалку для опасных отходов, отравляя обитателей моря и угрожая здоровью связанных с ним людей. Хищническая охота и сбор морских животных и растений поставили некоторые виды на грань исчезновения.

Загрязнение

В океан сбрасывается огромное количество отходов. Загрязнения выстраиваются в цепи питания: крупные животные поедают уже отравленных мелких. Одним из основных загрязнителей является нефть. Каждый год в океан попадает около 3,5 млн. тонн нефти. Десять процентов ее дают потерпевшие крушение танкеры. Остальное — это утечки с нефтяных месторождений, менее серьезные аварии и умышленные сбросы. Нефть, вылившаяся из потерпевшего крушение танкера, образует пленку на поверхности мора. Со временем она дробится, но результаты крупных аварий могут сказываться долгие годы.

Влияние нефти

Нефть губит множество морских птиц. Она может отравлять планктон, рыбу, моллюсков, ракообразных, а также животных и людей, которые их едят. Она может задушить и убить коралловые рифы и донных животных. Нефть, выброшенная волнами, покрывает скалы и песок и убивает жизнь в приливной зоне. Нефть склеивает перья и уничтожаете водозащитные свойства. Птица не может ни согреться, ни держаться на воде. Пытаясь очистить перья от нефти, птица может отравиться. Птица часто растопыривает испачканные нефтью крылья, стараясь высушить их. Испачканная нефтью птица может утонуть, замерзнуть или погибнуть от голода, так как не сможет больше добывать пищу. Животные-трупоеды, которые ее съедят, отравятся нефтью.

Последствия крушений

Когда в 1989 г. в водах Аляски наскочил на мель танкер «Экссон Вальдез», в море вылилось около 35 000 т нефти. В результате погибло около 400 000 морских птиц, 5500 морских выдр, сотни тюленей и 22 касатки. В 1993 г. у Шотландских островов затонул танкер «Брайер». 84 000 тонн нефти оказалось в океане. Местные рыбоводческие хозяйства понесли тяжелый урон. Пройдет еще немало лет, пока изгладятся последствия этой катастрофы. Многие морские выдры, выжившие после крушения «Экссон Вальдез», перестали приносить потомство из-за отравления нефтью.

Очистка от нефти

Размер ущерба при разливе нефти зависит от температуры воды, сорта нефти и погоды во время крушения. Вот некоторые методы, применяемые после больших выбросов:

1. Распыление моющих средств над нефтяным пятном с самолета, чтобы рассеять нефть. Иногда моющие средства еще опаснее для жизни в океане, чем сама нефть.

2. Ограничение нефтяного пятна плавучими пластиковыми трубками, чтобы предупредить его расширение. Потом специальные корабли отсасывают нефть машинами, так называемыми скиммерами.

3. Пляжи можно очищать всасывающими насосами, лопатами и ведрами, щетками и шлангами и разбрасыванием моющих средств. Птиц и других животных пытаются отмыть от нефти. Иногда пытаются поджечь нефтяное пятно, чтобы нефть на поверхности выгорела. Но дым от горящей нефти может причинить больше вреда, чем сама нефть.

Мусор и нечистоты

Мусор в море и на пляжах опасен. Так, пластиковый мусор ежегодно убивает два миллиона морских птиц, 100 000 млекопитающих, огромное количество рыбы и черепах. Большая часть мусора выбрасывается в море с кораблей, но часть смывается с пляжей и приносится реками. Нечистоты из канализации и дренажных систем также сливаются в моря. Они на 99% состоят из воды, но содержат вирусы и бактерии. Употребление в пищу рыбы, моллюсков и ракообразных, добытых в загрязненной морской воде, может вызвать пищевое отравление. Сброс нечистот в районах массового купания и занятий водным спортом может вызывать и другие заболевания.

Больше загрязнений

Многие другие виды загрязнений попадают в океаны. Вода, просачивающаяся сквозь мусорные свалки, может превращаться в ядовитую жидкость, загрязняющую грунтовые воды. Удобрение и пестициды с полей также могут просачиваться в грунтовые воды, которые заканчивают свой путь в реках и морях. Удобрения, пестициды и другие химикаты, разбрызгиваемые на полях, могут добраться до моря. Отходы атомных электростанций доставляются для переработки на специальные заводы. Эти заводы могут сбрасывать в море воду с опасными загрязнениями. Химические вещества и ядовитые металлы, используемые в промышленности, тоже могут попадать в море со сточными водами предприятий.

Угроза всему живому

Есть много других путей уничтожения живой природы. Вот лишь некоторые из них:

1. Горбатые и голубые киты истреблялись так сильно, что, наверное, уже не смогут восстановить свое поголовье.

2. Некоторые виды акул сейчас в опасности из-за активного промысла и спортивной охоты.

3. Некоторые виды кораллов и моллюсков стали редкими, так как их собирают для изготовления браслетов, бус и других украшений.

4. Черепахи гибнут в рыболовных сетях и истребляются ради их мяса и панцирей. Их яйца выкапывают на пляжах и употребляют в пишу. Всем видам морских черепах грозит исчезновение.

www.polnaja-jenciklopedija.ru

Топливные и энергетические ресурсы Атлантического океана

В Атлантическом океане и его морях выявлено большое количество морских месторождений нефти и газа, в том числе с одним из самых высоких в мире уровней добычи этих видов топлива. Они расположены в разных районах шельфовой зоны океана. В его западной части весьма крупными запасами и объемом добычи отличаются недра лагуны Маракаибо. Нефть извлекается здесь более чем из 4500 скважин, из которых в 2006 г. получено 93 млн. тонн «черного золота». С начала разработок лагуна Маракаибо дала 2,8 млрд. тонннефти.

Нефть, газ и каменный уголь

Мексиканский залив относят к богатейшим морским нефтегазоносным районам мира, полагая, что в настоящее время в нем выявлена лишь незначительная часть потенциальных запасов нефти и газа. На дне залива пробурено 14 500 скважин. В 2005 г. из 270 шельфовых месторождений было добыто 60 млн. тонн нефти и 120 млрд. м3 газа, а всего за время разработки здесь извлечено 590 млн. тонн нефти и 679 млрд. м3 газа. В перспективе ожидается увеличение добычи этих видов топлива.

На юге Карибского моря в прибрежной зоне и далее, на шельфе Венесуэлы, открыто несколько подводных нефтяных и газовых месторождений. Самые значительные из них расположены у берегов полуострова Парагуано, в заливе Пария и у острова Тринидад. Запасы нефти здесь исчисляются десятками миллионов тонн.

Кроме названных районов в западной Атлантике прослеживаются три крупные нефтегазоносные провинции. Одна из них протягивается от пролива Девиса до широты Нью-Йорка. В её пределах промышленные запасы нефти выявлены пока у Лабрадора и к югу от Ньюфаундленда. Вторая нефтегазоносная провинция простирается вдоль берегов Бразилии от мыса Калканьяр на севере до Рио-де-Жанейро на юге. Здесь уже открыто 25 месторождений. Третья провинция занимает прибрежные пространства Аргентины от залива Сан-Хорхе до Магелланова пролива. В ней обнаружены лишь небольшие месторождения, пока нерентабельные для морских разработок. Потенциальные запасы шельфовой нефти на Атлантическом побережье Южной Америки оцениваются в 28 млрд. тонн.

В шельфовой зоне восточного побережья Атлантики нефтепроявления обнаружены южнее Шотландии и Ирландии, у берегов Португалии, в Бискайском заливе. Крупный нефтегазоносный район расположен возле Африканского континента. Он охватывает Гвинейский залив и распространяется к югу от Анголы до Намибии включительно. Наибольшее количество (32 млн. тонн) нефти ныне добывается у берегов Нигерии, где открыто более 50 морских нефтяных месторождений. Около 8 млн. тонн дают нефтепромыслы, сосредоточенные возле Анголы. Подводные месторождения нефти открыты у берегов Бенина, Ганы, Габона, Камеруна и других стран. Весьма значительные ресурсы нефти и газа сосредоточены в недрах некоторых морей Атлантического океана. Среди них важнейшее место занимает Северное море, которое не знает себе равных по темпам освоения подводных нефтегазовых месторождений. В 1965 г. здесь было открыто первое газовое месторождение Уэст Соул, в 1967 г. — нефтяные месторождения Код и Экофиск, а в 1977 г. в море было выявлено более 100 промышленных месторождений. Для нефтегазовых промыслов Северного моря характерны большие запасы и высокие уровни добычи этих видов топлива. К примеру, в британском секторе запасы нефти оцениваются почти в 3,2-4,5 млрд. тонн нефти и 990 млрд. м3 газа, а добыча нефти в 2009 г. здесь превысила 78 млн. тонн. В норвежском секторе запасы нефти оцениваются в 530 млн. тонн, газа — в 150 млрд. м3; в этом секторе добыто в 2007 г. 14 млн. тонн нефти. В Северном море в 2005 г. было добыто 4 млрд. м3 газа. Нефтегазовые богатства моря разрабатываются в постоянно нарастающих темпах. Предполагается, что в середине 80-х годов текущего столетия подводные недра будут давать 300 млн. тонн нефти и 150 млрд. м3 газа ежегодно.

Значительные подводные залежи нефти и газа разведаны в Средиземном море, где в настоящее время действуют 10 нефтяных и 17 газовых морских промыслов. В 2004 г. здесь добывалось 3 млн. тонны нефти. Самое крупное месторождение — Ампоста-Марино — расположено у берегов Испании. Значительные объемы нефти извлекаются с месторождений, расположенных у побережий Греции и Туниса. Газ разрабатывают в заливе Сидра (Бол. Сирт, Ливия), у итальянского побережья Адриатического моря. В перспективе недра Средиземного моря должны давать не менее 20 млн. тонн нефти в год.

Для энергетики многих промышленно развитых, но бедных жидким и газообразным топливом европейских стран нефть и газ Северного и Средиземного морей имеют первостепенное значение, что стимулирует дальнейшее развитие подводных месторождений.

Некоторые районы атлантического шельфа богаты каменным углем. Его разрабатывают с берега при помощи наклонных шахт, уходящих под дно на несколько километров. Наиболее крупные подводные разработки каменного угля ведет Великобритания. Самое крупное эксплуатируемое Нор-тумберленд-Дерхемское месторождение с запасами порядка 550 млн. тонн расположено на северо-восточном побережье Англии. Вменьших масштабах—около 6 млн. тонн — подводный уголь добывается в Канаде (Новая Шотландия). Разведаны залежи угля в шельфовой зоне к северо-востоку от острова Кейп-Бретон. Однако в хозяйстве подводный каменный уголь имеет меньшее значение, чем морские промыслы нефти и газа.

Энергетические силы Атлантического океана используются в работе промышленной приливной электростанции, расположенной в устье Ранса во Франции, о которой уже упоминалось. В перспективе планируется разработка проекта крупной американо-канадской ПЭС в заливе Фаиди.

www.polnaja-jenciklopedija.ru

Нефть, Газ и Энергетика: Чёрные океаны

Содержание

Безрассудно загрязняет человек и водные бассейны планеты. Ежегодно в Мировой океан по тем или иным причинам сбрасывается от 2 до 10 млн.т нефти. Аэрофотосъемкой со спутников зафиксировано, что уже почти 30% поверхности океана покрыто нефтяной пленкой.

Особенно загрязнены воды Средиземного моря. Атлантического океана и их берега.Литр нефти лишает кислорода, столь необходимого рыбам, 40 тыс.л морской воды. Тонна нефти загрязняет 12 км2поверхности океана. Икринки многих рыб развиваются в приповерхностном слое, где опасность встречи с нефтью весьма велика. При концентрации ее в морской воде в количестве 0,1-0,01 мл/л икринки погибают за несколько суток.

На 1 га морской поверхности может погибнуть более 100 млн. личинок рыб, если имеется нефтяная пленка. Чтобы ее получить, достаточно вылить 1 л нефти.Источников поступления нефти в моря и океаны довольно много. Это аварии танкеров и буровых платформ, сброс балластных и очистных вод, принос загрязняющих компонентов реками.В настоящее время 7-8 т нефти из каждых 10 т, добываемых в море, доставляется к местам потребления морским транспортом. На некоторых участках Мирового океана происходит буквально столпотворение.

Например, через пролив Ла-Манш, ширина которого 29 км, ежесуточно проходит более 1000 судов. Немудрено, что количество танкерных катастроф здесь велико. Особенно они возросли в 70-80-х гг.

Только в 1975 г. погибло 10 танкеров общим водоизмещением в 815 тыс. т. Почти каждый год случаются крупные катастрофы. Пожалуй, первая, которая всколыхнула мир, произошла в 1967 г. У берегов Западной Европы потерпел аварию супертанкер „Торри Каньон, в море попало 120 тыс.т нефти.

Огромное нефтяное пятно обезобразило прибрежные воды и берега Франции и Англии. Погибло 50 тыс. водоплавающих птиц, т.е. 90 % морских птиц этих районов.В дальнейшем катастрофы крупных танкеров выплескивали в моря и океаны все новые и новые порции нефти. 1974 г. - авария американского танкера „Трансхерон, имевшего на борту 25 000 т нефти. Из пробоин только за первую неделю вытекло 3500 т нефти!

Огромное нефтяное пятно площадью в несколько десятков квадратных километров медленно двинулось к побережью южно-индийского штата Керала, уничтожая морских обитателей.В январе 1976 г. в залив Бантри (Ирландия) по вине компании „Галф ойл (США) из танкера „Афран зодиак водоизмещением 210 тыс.т вылилось 450 т нефти. Под ее слоем оказалась вся северная часть залива, а под угрозой и побережье на протяжении 35 км.В феврале 1976 г. на танкере „Сан-Петер, совершавшем под либерийским флагом плавание из Перу в Колумбию с 33 тыс.т нефти на борту, вспыхнул пожар. Судно затонуло, нефть вылилась в море. Десять дней моряки колумбийских ВМС вели безуспешную борьбу по очистке вод в районе бедствия, охватившего прибрежную полосу протяженностью около 30 км.В начале 1976 г. у берегов Бретани потерпел крушение супертанкер „Олимпик брейвери водоизмещением 275 тыс.т - собственность компании, основанной греческим магнатом А. Онассисом. Чудовищное мазутное месиво затопило берега некогда живописного французского о-ва Уэссан. Правительство было вынуждено привлечь военно-морские силы и саперные подразделения для очистки побережья острова, растительности и животному миру которого уже нанесен непоправимый ущерб.В январе 1977 г. танкер „Арго Мерчент длиной 182 м сел на мель у берегов американского штата Массачусетс. Волны раскололи махину и 29 млн.л темной маслянистой жидкости вылилось в океан, образовав пятно размером 240х60 км.В 1977 г. - катастрофа с танкером „Айринз Челленджер и 20 млн.л нефти попало в акваторию Гавайских островов. В этом же году в результате пожара на борту танкера „Хэвайан патриот в северной части Тихого океана „потеряно 90 тыс. т нефти.1978 г. знаменуется самой крупной танкерной катастрофой у берегов Бретани. Американский супертанкер „Амоко Кадис наскочил на рифы, вылив в море 230 тыс.т нефти.Наиболее крупной аварией в 1979 г. явилось столкновение танкеров „Этлэнтик эмпресс и „Иджен Кэптэн в Карибском заливе недалеко от Тринидада. В море вылилось 300 тыс. т нефти.Ноябрьский шторм 1981 г выбросил на волнорез порта Клайпеда греческий танкер „Глобус Асини. Из образовавшейся пробоины в море вытекло 10 тыс.т нефти.В августе 1983 г. недалеко от европейского побережья Атлантики загорелся танкер „Кастилло де Бельвер. Судно затонуло, выпустив в воды океана 250 тыс.т нефти.У побережья Антарктиды в январе 1989 г. терпит крушение танкер „Баия параисо с 1 тыс.т дизельного масла на борту. Два месяца спустя страшная трагедия разыгралась в арктических водах Аляски. Танкер „Экссон валдиз по вине капитана напоролся на риф.

Из пробоины вытекло более 40 тыс.т нефти. Образовалось нефтяное пятно площадью до 800 км2. Акватория пролива Принц Уильям была объявлена „зоной бедствия.

На борьбу с загрязнением были брошены ВМС США. Ряд стран мира (в том числе и Россия) поспешили прийти на помощь. Тем не менее, по словам газеты „Вашингтон пост, эта авария грозит „потенциальной экологической катастрофой, последствия которой трудно предугадать.В конце марта 1989 г. голландский речной танкер сел на мель в районе Бад-Хоннефа. В реку вылилось около 1 тыс.т нефти. Нефтяная пленка покрыла реку на протяжении 7 км.

Под угрозой оказалась жизнь речных обитателей в районе 50 км ниже западно-германской столицы.В апреле 1989 г. индийский танкер „Канченджунга налетел на рифы в Красном море в территориальных водах Саудовской Аравии- в 5 км от порта Джида. Из пробоин вытекло более 10 тыс.т нефти.Печальный список танкерных аварий можно было бы продолжить, но их доля в нефтяном загрязнении моря сравнительно невелика. В 3 раза больше поступает нефти в акватории за счет промывки цистерн танкеров и сброса этой воды; в 4 раза интенсивнее загрязняют моря и океаны отбросы нефтехимических заводов, почти столько же нефти поставляют и аварии морских буровых (рис. 2).Печальный рекорд по загрязнению морских вод принадлежит нефтяной скважине „Иксток-1 (Мексика), пробуренной у берегов п-ова Юкатан в Мексиканском заливе. Авария случилась в июне 1979 г. и ежедневно в акваторию выливалось более 4 тыс.т нефти.

Скважина фонтанировала более месяца, выплеснув из недр почти 0,3 млнл „черного золота. Ликвидация фонтана обошлась в 131,6 млн.дол.Встает угрожающий вопрос: что делать с этими „черными океанами? Как спасти их обитателей от гибели?Строятся различные планы. Во Франции создана специальная центрифуга марки „Циклонет. Она устанавливается на самоходной портовой барже вместе с группой насосов, которые собирают с поверхности воду вместе с пленкой нефти.

Попадая затем во вращающиеся барабаны устройства, смесь быстро разделяется, производительность 200 M/ч.Шведские и английские специалисты для очистки морских вод от нефти предлагают использовать старые газеты, куски обертки, обрезки с бумажных фабрик. Все это измельчается на тонкие полосы длиной 3 мм.

Брошенные на воду, они способны впитать в себя 28-кратное количество нефти по сравнению с собственной массой. Затем топливо из них легко извлекается прессованием. Такие полоски бумаги, помещенные в большие нейлоновые „авоськи, предлагается использовать для сбора нефти в море на месте катастрофы танкеров.Имеются и другие планы. Хорошие результаты дает применение диспергаторов - особых веществ, связывающих нефть; обработка нефтяных пленок железным порошком с последующим собиранием „опилок магнитом. Большие надежды возлагаются на биологическую защиту: в лабораториях фирмы „Дженерал электрик (США) создан супермикроб, способный расщеплять молекулы УВ.Русские ученые установили, что некоторые жители морей вовсе не страдают от нефтяного загрязнения. В Каспии, например, живет моллюск - кардиум.

Это крошечное существо, получившее свое название за сердцевидную форму раковинки, играет важную роль в очистке морской воды, добывая себе таким образом и пищу, и кислород для дыхания. Если подобными способностями мог бы обладать человек, то в сутки он должен был бы пропускать сквозь себя более 200 т воды!

Природа „планировала необходимость очистки морей и океанов, ведь известно и естественное поступление нефти в эти водоемы. Проникновение ее из-под земли зафиксировано, например, у берегов Калифорнии, Австралии, Канады, Мексики, Венесуэлы, в Персидском заливе.

На одном из участков дна Калифорнийского залива, в проливе Санта-Барбара, зафиксирована естественная утечка нефти из недр с дебитом от 350 до 500 м в сутки. Предполагается, что этот процесс протекает здесь уже десятки тысяч лет, а впервые был зарегистрирован в 1793 г. английским мореплавателем Д.Ванкувером.

По оценкам ученых США, годовое поступление нефти в Мировой океан при естественном просачивании составляет от 200 тыс. т до 2 млн. т . Первый предел наиболее вероятен, он составит всего около б % от общего объема нефти, поступающей в моря и океаны планеты из антро-погенных источников. Достаточно сказать, что при упоминавшейся уже аварии танкера „Торри Каньон в океан вылилось столько же нефти, сколько просачивается в воду из калифорнийских месторождений за 28 лет. Такие количества не под силу живым санитарам моря, человек же пока существенной помощи им оказать, к сожалению, не в состоянии.Кроме нефти, в моря и океаны выносится много других продуктов жизнедеятельности человека, загрязняющих эти водоемы. По данным Ж.-И.Кусто, в верхнем слое океанов до глубины 300 м содержится свинец, ртуть, кадмий, которые убивают рыбу и даже самих людей.

По сведениям ученых Калифорнийского университета, только в северной акватории Тихого океана на начало 80-х гг. плавало около 5 млн. старой резиновой обуви, 35 млн. пустых пластмассовых бутылок и около 70 млн. стеклянных. Ж.-И.Кусто пишет: „Море стало сточной ямой, куда стекаются все загрязняющие вещества, выносимые отравленными реками; все загрязняющие вещества, которые ветер и дождь собирают в нашей отравленной атмосфере; все те загрязняющие вещества, которые сбрасывают такие отравители, как танкеры. Поэтому не следует удивляться, если мало-помалу из этой сточной ямы уходит жизнь.

Такая же ситуация складывается с гидросферой и на континенте:

реки и озера делаются непригодными не только для их законных обитателей, но и для людей. В Германии, например, ежегодно сливается в реки 14 млрд.м3 сточных вод, из которых очистке подвергается в лучшем случае одна треть.

Рейн - река, снабжающая водой многие города Западной Европы, несет в своих водах каждые сутки столько ядовитых химических веществ, сколько могут перевезти 1000 железнодорожных составов. Голландские химики считают, что в районе Роттердама опасная концентрация веществ в воде Рейна настолько велика, что ею нельзя даже чистить зубы, так как можно отравиться.

Десять лет назад был совершен вопиющий акт вандализма: несколько тысяч литров отработанного мазута было слито в Рейн близ Дюссельдорфа (Германия). Поверхность воды на протяжении 7 км оказалась покрыта ядовитой пленкой, несущей гибель речным обитателям.

Под угрозу поставлено снабжение водой жителей Дюссельдорфа и других при-рейнских городов. Не лучше обстоит дело с крупнейшей рекой США - Миссисипи. В биологическом смысле едва не погибли Великие Озера Северной Америки.

Лишь титанические усилия, обошедшиеся США в 17 млрд дол., спасли эти уникальные водоемы.Варварское отношение к природе при освоении нефтяных месторождений проявляется и в нашей стране. По различным причинам при добыче и транспорте „черного золота часть сырья выливается на земную поверхность и в водоемы.

Достаточно сказать, что только за 1988 г. при порывах нефтепроводов на Самотлорском месторождении в одноименное озеро попало около 110 тыс.т нефти. Известны случаи слива мазута и сырой нефти в реку Обь (нерестилище ценных пород рыб) и другие водные артерии страны.Создается впечатление, будто человек забывает о том, что вода - основа жизни. А-де-Сент-Экзюпери, понявший настоящую цену воды после катастрофы самолета в Сахаре, писал: „Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое!

Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились.

По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца.Но вода нужна не только людям. Чтобы вырастить 1 т зерна, нужно 1000 м3 воды, чтобы выплавить 1 т стали - 120 м3. Количество пресной воды, пригодной для человека, с каждым годом становится все меньше и меньше. Уже сейчас ежегодно США платят 2 млрд.дол.

Канаде за право использовать естественные источники пресной воды, находящиеся на территории этой страны. Жители Дуйсбурга (Германия) платят за воду, привозимую из Франции, по 89 пфеннигов за литр. Предполагают, что лет через десять бутылка питьевой воды будет стоить дороже бутылки вина.В то же самое время реки - эти естественные резервуары проточной пресной воды - часто используют как транспорт для промышленных отходов. Ежегодно реки выбрасывают в моря и океаны 2,3 млн.т свинца, 1,6 млн.т марганца, 6,5 млн.т фосфора.

Количество железа, которое выносится реками в моря, равно половине мировой продукции стали. Один только Рейн выбрасывает в Северное море за год около 60 млн.т растворенных в воде отбросов. Всего же в течение года люди сбрасывают в водоемы, атмосферу и на сушу более 500 млн.т всевозможных отходов.                 

L'ONE - Океан (feat. Фидель) - Премьера видеоклипа, 2014

www.tehnik.top

Химические ресурсы океана

Минеральные богатства океана люди начали использовать давно, но только в последнее время стало возможным оценить их запасы.

Сама морская вода является ценной «полиминеральной рудой». 1 кг морской воды содержит в среднем 35 г солей.

В Мировом океане сосредоточено около 5·1016 т минерального сырья. Насколько велика эта масса, можно оценить из такого сравнения. Если извлечь всю соль из океана и равномерно распределить по поверхности земной суши, то на каждый квадратный метр придется по 330 т соли, а толщина слоя составит около 150 м.

Больше всего в океане хлора — 2,64·1016 т, натрия — 1,4·1016 т, магния — 1,8·1015 т, кальция — 5,6·1014 т, калия — 5,3·1014.

По приближенным подсчетам, в воде Мирового океана содержится 20 млрд. т урана, 15 млрд. т меди, 0,5 млрд. т серебра, 8—10 млн. т золота.

Однако и опресненная вода потенциально является одним из наиболее важных соединений, которое может быть получено из морской воды. От употребления воды низкого качества в мире ежегодно заболевают 500 млн. человек. В настоящее время в промышленно развитых странах мира начал ощущаться недостаток пресной воды.

Все эти обстоятельства заставляют искать способы опреснения морской воды. В Мировом океане заключена огромная масса воды.

Объем гидросферы:

  • Океаны — 1380 км2
  • Озера и реки — 0,5 км2
  • Лед — 22 км2
  • Вода в атмосфере — 0,013 км2
  • Вода в морских и континентальных осадках — 196 км2

Высокая стоимость получения пресной воды является основным недостатком всех методов опреснения. С экономической точки зрения выгодно создавать опреснительные установки совместно с атомными электростанциями или другими дешевыми источниками энергии.

В Советском Союзе опреснительная атомная электростанция построена в городе Шевченко на Каспийском море. Мощность станции по опреснению воды равна 120 000 м3 в сутки.

Интересна идея получения пресной воды из айсбергов. Подсчитано, что если буксировать айсберг объемом 250 млн. м3 из района Антарктиды в Чили (пустыня Атакама) и он за время пути потеряет 86% своей массы, то полученная прибыль составит 1,4 млн. долларов (стоимость оставшейся воды 2,7 млн. долларов минус 1,3 млн. долларов — расходы на транспортировку).

В настоящее время из всех известных химических элементов, находящихся в морской воде, добывают натрий и хлор (в виде поваренной соли), бром, магний, калий.

Запатентованы способы извлечения урана, золота, серебра и ряда других элементов из морской воды в отдельности или в виде полиметаллического концентрата.

Добыча поваренной соли из морской воды была известна еще с времен античной Греции и Рима. Соль была дорогим продуктом, и во многих странах существовала монополия государства. Еще в XVIII в. в Италии по морскому побережью расставлялась охрана, которая следила за тем, чтобы жители «не крали» морскую воду.

Извлечение соли из морской воды возможно путем естественного испарения или вымораживания. Основной способ — испарение морской воды, протекающий в две стадии. Мелководные заливы разгораживают на ряд бассейнов, в которых после испарения первым выпадает сульфат кальция. Затем полученный рассол перекачивают в другой бассейн, где после дополнительного испарения осаждается хлористый натрий. Эффективность этого способа получения поваренной соли крайне низка: извлекается всего 4%.

Производство магния из морской воды хорошо освоено. Стоимость магния из морской воды значительно ниже, чем из минеральных залежей на суше. На заводах морская вода смешивается с реагентом (известковое молоко) и полученные соединения магния подвергают химической обработке соляной кислотой с последующим получением чистого магния в электролитических ваннах.

Соединения магния широко используются в различных областях промышленности: при производстве бумаги, текстиля, резины, как огнеупорный материал для облицовки плавильных печей.

Бром можно рассматривать как исключительно морской элемент: в океане растворено 99% мировых запасов брома. Процесс извлечения брома из морской воды несложен. Морскую воду подкисляют серной кислотой и затем продувают сильной струей воздуха. Бромо-воздушная смесь затем реагирует со стружками железа, образуя бромистое железо. Существуют и другие способы извлечения брома из морской воды с использованием хлора, сульфата, анилина.

Главные потребители брома: производство антидетонаторов для горючего, органическая синтетическая промышленность, медицина и фотография.

Полезные ископаемые. Полезные ископаемые океана можно классифицировать следующим образом:

I. Сырье в недрах под океаном (нефть, газ, уголь, сера, железная руда, барит).

II. Прибрежные россыпные месторождения (ильменит, монацит, циркон, магнетит, золото, алмазы, касситерит, вольфрамит, платина).

III. Полезные ископаемые морского дна (железомарганцевые конкреции и фосфориты).

По данным ООН, наибольший интерес представляет добыча нефти и газа на океанском шельфе (материковая отмель). Мировая добыча нефти составила в 1972 г. 2,6 и, по прогнозам, в 2000 г. может достигнуть 7,4 млрд. т. В 1975 г. на континентальный шельф приходилось уже 1/5 всей добываемой нефти, и предполагается, что в 2000 г. уже половина всей нефти будет добываться со дна океана.

Самые большие нефтяные месторождения — Персидский и Мексиканский заливы. Запасы нефти бассейна Северного моря оцениваются в 5 млрд. т и газа — 3,0—4,5 триллиона м3, и следует отметить особую ценность этого района для европейских стран.

Потребности мирового хозяйства в нефти и природном газе растут очень быстро, свидетельством тому явился так называемый «энергетический кризис».

Кроме нефти и газа, на шельфе имеются залежи угля и руд. Много лет ведется добыча угля шахтами, расположенными на суше в Англии, Японии, Канаде, Чили и других странах. Разведаны месторождения угля на шельфе Турции, Китая, Австралии, в Арктике, США. Считается, что экономически выгодна добыча угля до 25 км от берега. К 1980 г. станет оправдана добыча угля до 25 км от берега. Извлечение угля из недр морского дна составляет для Англии 10% годовой добычи, а для Японии — 30%.

Железная руда. Добыча железной руды из недр шельфа ведется с крупнейшего из известных в настоящее время месторождения Вабана, расположенного у восточного побережья о. Ньюфаундленд. Запасы месторождения Вабана оценены в 2 млрд, т, а производительность рудника — 3 млн. т в год. В меньшем объеме ведется добыча руды во Франции, Финляндии и Швеции.

Сера. При разведочных работах на нефть были обнаружены значительные залежи серы в Мексиканском заливе, вблизи побережья США. Запасы серы оцениваются в 40 млн. т. Для эксплуатации серного месторождения Гранд-Айл построена стальная эстакада, на которой нагревают морскую воду и под давлением закачивают в серный пласт, где она вызывает плавление серы. Расплавленную серу перекачивают на сушу по трубопроводу. В настоящее время на океан приходится 4% мирового производства серы.

Барит. На шельфе вблизи побережья Аляски эксплуатируется единственное месторождение барита, производственная мощность которого составляет 1000 т в сутки. Общие запасы составляют 2,5 млн. т.

Прибрежные россыпные месторождения тяжелых минералов образуются на границе океан — суша вследствие разрушения берегов, выноса обломочного материала реками, сортирующей и транспортирующей деятельности ветрового волнения и течений. Крупнейшие прибрежные россыпи находятся в основном в тропической и субтропической зонах. Они имеют большое экономическое значение, так как на них приходится значительная часть добычи и запасов редких металлов. Минералы ильменит и рутил содержат титан, циркон — цирконий, гафний, монацит — торий.

Наиболее известны морские россыпи Австралии, на долю которых приходится 90% производства рутилового концентрата в капиталистическом мире, 60% мировой добычи циркона и 25% монацита.

Богатейшие прибрежные россыпи имеются на побережье Бразилии. Их протяженность — 1600 км. Годовая добыча монацита составляет до 7000 т (в 1963 г. — 1/3 мировой добычи).

Крупные месторождения ильменита, рутила и циркона находятся на полуострове Флорида (США), на южном побережье Индии.

Олово. Кассетеритовые пески — одна из ценных руд, которая встречается в подводных россыпях. Основной район добычи олова — Юго-Восточная Азия, где находится 75% запасов олова всего капиталистического мира.

Золото, платина и алмазы. Добыча золота из россыпей невелика. Предполагают, что в будущем начнут разрабатывать морские россыпи золота. Основные районы золотоносных песков — Аляска (США).

Морское месторождение платины в заливе Гудньюс (Аляска) разрабатывается с 1926 г. и обеспечивает 90% потребностей США в платине.

На африканском шельфе у берегов Намибии известен и разрабатывается район подводной добычи алмазов, которая оказалась вполне рентабельной.

Среди полезных ископаемых океанского дна наибольший практический интерес представляют железомарганцевые конкреции и фосфориты. По химическому составу конкреции — полиминеральная руда, содержащая ценные металлы: никель, кобальт и медь. Конкреции наиболее распространены в акватории Тихого океана, запасы конкреций в котором оцениваются в 1,5·1012 т. Суммарные ресурсы Индийского и Атлантического океанов равны 1·1011 т. Содержание в конкрециях отдельных элементов во много раз превышает запасы их в месторождениях суши.

Фосфориты. Фосфориты широко распространены на шельфе и частично на материковом склоне Мирового океана. Наиболее крупные месторождения расположены у берегов Калифорнии. Общие запасы сырья оцениваются в 1,5—3 млрд. т. Фосфориты обнаружены у берегов Чили, Перу, Мексики, Аргентины, Японии, Австралии, Мадагаскара, Намибии, Южно-Африканской Республики.

Общие запасы фосфоритов на шельфе составляют не менее 30 млрд. т, но экономически выгодно для разработки лишь 10% этого количества.

При современных темпах потребления фосфоритов в качестве удобрений этого количества хватит на ближайшие 200—1000 лет.

Загрязнение океана. В Мировой океан, занимающий 2/3 общей площади Земли, попадает большинство отходов с суши и атмосферы. По данным ЮНЕСКО, в океан ежегодно сбрасывается 6,5 млн. т фосфора, 2,3 млн. т свинца, 320 млн. т железа.

Нефть и нефтепродукты в настоящее время являются одним из основных видов загрязнения океана. Основные источники поступления — нефтяные скважины, танкеры и речной сток. К особенно тяжелым последствиям приводят аварии нефтеналивных судов. Так, в 1967 г. из супертанкера «Тори-Каньон», севшего на мель у берегов Англии, вылилось в море 117 тыс. т нефти, которая вызвала массовую гибель морских рыб и птиц.

По оценкам специалистов, суммарное количество нефти, поступающей в океан, составляет от 2 до 10 млн. т.

Нефть и нефтепродукты загрязняют огромные пространства, покрывая водоемы тонкой пленкой. 1 т нефти покрывает пленкой 12 км2 поверхности океана. Нефтяная пленка затрудняет газообмен между водой и атмосферой, а в Мировом океане производится более половины всего земного кислорода.

Морские животные (планктон, нектон) могут усваивать растворенную нефть, которая оказывает вредное воздействие также на виды, их поедающие. Нефтяное загрязнение приводит к гибели 1/3 молодых морских организмов.

Нефть погубила бы океан, если бы не было нефтеокисляющих бактерий. Борьба с нефтяным загрязнением сложная и неотложная задача.

С промышленным стоком в океанскую среду попадают металлы — свинец, ртуть, кадмий, мышьяк, сурьма, хром, медь, цинк и ряд других. Многие тяжелые металлы являются токсичными, аккумулируясь в морских организмах, могут вызвать гибель их или сделать опасными для употребления в пищу.

В последние годы в океан стало попадать огромное количество моющих синтетических веществ, которые губят рыбную молодь и водоросли.

Значительно возросло количество твердых отходов: тара, мусор. Так, в районе Гавайских островов, по подсчетам американских специалистов, плавает 35 млн. пустых пластмассовых бутылок. Загрязненность Средиземного моря в 1977 г. по сравнению с 1974 г. полимерными материалами, по оценке советских ученых, возросла в 4 раза.

Беспорядочное загрязнение Мирового океана может вызвать необратимые процессы и привести к гибели флоры и фауны. Защита Мирового океана от загрязнения — проблема международная.

Мировой океан как источник сырья в состоянии обеспечить длительный прогресс человечества при условии сохранения чистоты его вод.

Авторы: И. И. Волков, кандидат химических наук, В. А. Коннов, кандидат химических наук

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

www.activestudy.info

Нефтегазовые ресурсы Мирового океана

Белорусский государственный университет

Факультет международных отношений

Кафедра международного туризма

Курсовая работа

по курсу Экономическая и социальная география зарубежных стран мира

на тему: "Нефтегазовые ресурсы Мирового океана"

Минск

2008

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….......3

Глава 1. Мировой океан. Его характеристика………………………………......4

1.1 Общая характеристика…………………………………………………….….4

1.2 Ресурсы Мирового океана…………………………………………………....5

Глава 2. Нефтегазовые ресурсы Мирового океан……………………………....9

2.1 Крупнейшие нефтяные месторождения мира…………………………….…9

2.2 Запасы нефти и газа………………………………………………………….16

2.3 Цены на нефть и их экономическое значение………………………….….17

Глава 3. Освоение ресурсов. Перспективы их использования…………….….20

3.1 Загрязнение морских вод…………………………………………………....20

3.2 Борьба с загрязнением вод Мирового океана……………………………...23

3.3 Перспективы использования………………………………………………..24

Заключение…………………………………………………………………….…26

Список использованных источников...................................................................27

Приложения...........................................................................................................28

Введение

На сегодняшний день проблема добычи нефтегазовых ресурсов, а также перспективы освоения новых бассейнов являются актуальными для современного общества. Нефть и газ – важнейшее стратегическое сырье, от обладания которыми будет зависеть многое в ближайшем будущем. От цен на нефть и газ зависят экономики многих стран. Они составляют по стоимости более 90% всех полезных ископаемых, добываемых с морского дна, при чем потенциальные возможности их добычи в ближайшем будущем наиболее высоки.

Цель данной работы: охарактеризовать нефтегазовые ресурсы Мирового океана, их цены и способы добычи.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

дать общую характеристику Мировому океану,

рассмотреть крупнейшие месторождения нефти и газа в мире,

выяснить, какое их количество хранится в недрах океана,

изучить цены на нефть и их экономическое значение,

рассмотреть виды загрязнений морских вод,

выявить тенденции освоения ресурсов Мирового океана.

Были использованы такие методы, как описательный, аналитический, системный, метод толкования и др.

Структура работы включает введение, три главы, посвященные общей характеристике Мирового океана, крупнейшим нефтяным и газовым месторождениям мира, освоению и перспективам их использования, заключение, в котором подводятся итоги исследования, обобщаются и формулируются выводы, и список использованных источников.

Глава 1. Мировой океан. Его характеристика

1.1 Общая характеристика

Из 510 млн. кв. км площади земного шара на Мировой океан приходится 361 млн. кв. км, или почти 71% (южное полушарие более океаническое - 81%, чем северное - 61%). Океаническая часть земной поверхности - наиболее крупный горизонтальный компонент географической оболочки. Сам факт существования глобальной неоднородности (материковость - океаничность) в сочетании с географической широтой и высотой определяет главнейшие особенности природы Земли. Кроме того, суша и океан распределены по поверхности Земли неравномерно. Асимметрия суши и океана влечет за собой асимметрию в распределении всех остальных компонентов природы: климата, почв, животного и растительного мира; оказывает влияние на характер хозяйственной деятельности человека. Таким образом, познание географических объектов, явлений, процессов невозможно без изучения природы Мирового океана.

Средняя глубина Мирового океана - около 4 тыс. м - это всего только 0,0007 радиуса земного шара.[1] На долю океана, учитывая, что плотность его воды близка к 1, а плотность твердого тела Земли - около 5,5, приходится лишь малая часть массы нашей планеты. Но если обратиться к географической оболочке Земли - тонкому слою в несколько десятков километров, то большую ее часть составит именно Мировой океан. Поэтому для географии он важнейший объект исследования.

В системе наук о Земле важное место занимает океанология, охватывающая всю сумму знаний о Мировом океане и его взаимосвязях с материковой частью Земли и атмосферой. Современная океанология опирается на достижения физики, химии, биологии, геологии и сама вносит существенный вклад в развитие этих наук.

1.2 Ресурсы мирового океана

В наше время Мировой океан играет всё большую роль в жизни человечества. Являясь огромной кладовой минеральных, энергетических, растительных и животных богатств, которые - при рациональном их потреблении и искусственном воспроизводстве - могут считаться практически неисчерпаемыми, Океан способен решить одни из самых остро стоящих задач: необходимость обеспечения быстро растущего населения продуктами питания и сырьём для развивающейся промышленности, опасность энергетического кризиса, недостаток пресной воды.

Основной ресурс Мирового океана - морская вода. Она содержит 75 химических элементов, среди которых такие важные, как уран, калий, бром, магний. Первое по значению место среди извлекаемых из морской воды веществ принадлежит обычной поваренной соли NaCl, которая составляет 86% всех растворимых в морской воде солей. Промышленная добыча поваренной соли из вод Атлантического океана и его морей ведется в Англии, Италии, Испании, Франции, Аргентине и других государствах. Соль из вод Тихого океана получают США в заливе Сан-Франциско (примерно 1,2 млн. т в год).[2] В Центральной и Южной Америке морская вода служит основным источником получения NaCl в Чили и Перу. В Азии почти во всех приморских странах добывается морская пищевая соль.

И хотя основной продукт морской воды всё ещё NaCl - 33% от мировой добычи, но уже добываются магний и бром, давно запатентованы методы получения целого ряда металлов, среди них и необходимые промышленности медь и серебро, запасы которых неуклонно истощаются, тогда, как в океанских водах их содержится до полмиллиарда тонн.

В настоящее время Мировой океан дает свыше 40% мирового производства магния. Кроме Великобритании в этом металле, извлекая его из морской воды, аналогичное производство развито в США (на побережье Тихого океана в штате Калифорния (оно дает 80% потребления)), во Франции, Италии, Канаде, Мексике, Норвегии, Тунисе, Японии, Германии и некоторых других странах.

Добыча калия ведется в водах Атлантического океана и его морей на побережье Великобритании, Франции, Италии, Испании. Калийную соль из вод Тихого океана извлекают в Японии, которая получает из этого источника не более 10 тыс. тонн калия в год. Китай производит добычу калия из морской воды.

Производство «морского» брома ведется в США, в штате Калифорния (на побережье Тихого океана). Вместе с магнием, калием и поваренной солью бром добывается в водах Атлантики и морях Атлантического океана (Англия, Италия, Испания, Франция, Аргентина и др.). В настоящее время бром получают в Индии из морской воды.

Минеральные ресурсы Мирового океана представлены не только морской водой, но и тем, что «под водой». Недра океана, его дно богаты залежами полезных ископаемых. На континентальном шельфе находятся прибрежные россыпные месторождения - золото, платина; встречаются и драгоценные камни - рубины, алмазы, сапфиры, изумруды. Например, вблизи Намибии идут подводные разработки алмазного гравия уже с 1962 года.

Россыпное золото в прибрежно-морских отложениях обнаружено на западных берегах США и Канады, в Панаме, Турции, Египте, странах Юго-Западной Африки (город Ном). Значительными концентрациями золота характеризуются подводные пески пролива Стефанса, к югу от полуострова Гранд. Установлено промышленное содержание золота в пробах, поднятых со дна северной части Берингова моря. Разведка прибрежных и подводных золотоносных песков активно ведется в разных районах океана.

Крупнейшие подводные залежи платины находятся в заливе Гудньюс (Аляска). Они приурочены к древним руслам рек Кускоквим и Салмон, затопленных морем. Это месторождение обеспечивает 90% потребностей США в этом металле.

Основные месторождения прибрежно-морских алмазоносных песков сосредоточены на юго-западном побережье Африки, где они приурочены к отложениям террас, пляжей и шельфа до глубин 120 м. Значительные морские террасовые россыпи алмазов расположены в Намибии, к северу от реки Оранжевой, в Анголе (в районе Луанды), на побережье Сьерра-Леоне. Перспективны африканские прибрежно-морские россыпи.

На шельфе и частично материковом склоне Океана расположены месторождения фосфоритов, которые можно использовать в качестве удобрений, причём запасов хватит на ближайшие несколько сот лет.

В прибрежной зоне шельфа расположены подводные месторождения железной руды. Ее добывают с помощью наклонных шахт, уходящих с берега в недра шельфа. Наиболее значительная разработка морских залежей железной руды ведется в Канаде, на восточном побережье Ньюфаундленда (месторождение Вабана). Кроме того, Канада добывает железную руду в Гудзонском заливе, Япония - на острове Кюсю, Финляндия - у входа в Финский залив. Железные руды из подводных рудников получают также во Франции, Финляндии, Швеции.

В небольших количествах из подводных шахт добываются медь и никель (Канада - в Гудзонском заливе). На полуострове Корнуолл (Англия) ведется добыча олова. В Турции, на побережье Эгейского Моря, разрабатываются ртутные руды. Швеция добывает железо, медь, цинк, свинец, золото и серебро в недрах Ботнического залива.

Полным ходом идёт разведка и добыча океанской нефти и газа на прибрежном шельфе, доля морской добычи приближается к 1/3 мировой добычи этих энергоносителей. В особо крупных размерах идёт разработка месторождений в Персидском, Венесуэльском, Мексиканском заливе, в Северном море; нефтяные платформы протянулись у берегов Калифорнии, Индонезии, в Средиземном и Каспийском морях. Мексиканский залив к тому же знаменит открытым во время разведки нефти месторождением серы, которая вытапливается со дна с помощью перегретой воды.

mirznanii.com

Как я протестовала у нефтяной платформы в Ледовитом океане — National Geographic Россия

Я помню, как увидела её первый раз из иллюминатора в своей каюте. Ледокол Гринпис Arctic Sunrise встал недалеко от этого монстра — нефтяной платформы «Сонга Энейблер» компании Statoil. Тогда я и смогла рассмотреть её: железный гигант преспокойно сидел посреди океана и бросал с высоты высокомерный взгляд на обворожительную арктическую природу. И казалось даже, что природа теряет своё могущество перед этим чудом инженерной мысли, способным высасывать нефть из-под морского дна.

В пять утра 17 августа был общий подъём для всей команды корабля. В семь утра наши лодки были уже на воде, готовые подойти к платформе и начать мирный протест против добычи нефти в Арктике. Пронзающий ветер, холодные брызги в лицо — и вот мы уже рядом с «Сонга Энейблер». Мы спустили каяки на воду, а ещё через пару минут развернули баннеры, призывая Statoil остановить бурение, а норвежское правительство сохранить Арктику нетронутой.

К одной из лодок был прикреплён огромный буй в виде планеты. До акции мы потратили несколько дней, чтобы написать на материках плавучей планеты сообщения, которые присылали люди со всего мира. Это были обращения к норвежскому правительству с просьбой отозвать новые лицензии на добычу нефти в Арктике, которые Норвегия выдала через 10 дней после подписания Парижского климатического соглашения. Писали неравнодушные люди из самых разных уголков мира, на самых разных языках. Попадались послания от климатических беженцев и тех, кто потерял своих близких во время экстремальных погодных явлений, вызванных изменением климата. В этих сообщениях было всё: злость и надежда, мольбы и требования, отчаяние и горесть утраты. И тогда нашей целью стало передать эти сообщения сотрудникам нефтяной платформы, потому что прочитав их, нельзя остаться равнодушным.

Итак, мы стояли у нефтяной платформы «Сонга Энейблер» в Баренцевом море. Она выглядела заброшенной — ни один живой человек на борту платформы не показался. Тогда мы стали вызывать платформу по рации прямо из каяков: «Сонга Энейблер, у нас есть сообщения для вас, мы хотим зачитать их». Платформа дала разрешение. И тогда мы стали зачитывать обращения людей, вот некоторые из них:

«Тайфун Хаян забрал жизни тысяч людей. Пятеро из них — мои родители, старший брат, его жена и мой трёхлетний племянник. Изменение климата — это не только статистика и цифры. Изменение климата — это значит потерять всё, что ты любил и ради чего жил. Сколько ещё людей должно погибнуть, прежде чем могущественные страны осознают, что бурение нефти принесёт лишь сиюминутную выгоду? »

«Человеческая жизнь и природа бесценны. Наносить им непоправимый ущерб ради материальной выгоды — это огромное преступление против всего живого на этой планете».

«Будь бескорыстным — вот чему меня научили мои родители, будь бескорыстным ради твоих детей и их детей. Нефть не бескорыстна. Она вредит людям, животным и будущие поколения достойны того, чтобы мы сражались за них. Мы докажем, что природа стоит больше, чем кто-либо может заплатить».

К вечеру на борту платформы, наконец, стали появляться рабочие в ярких комбинезонах и касках. Они толпились на лестницах и смотровых площадках, глазея на нас. Тогда мы прикрепили наш глобус с обращениями людей к самой платформе — таков был способ передать их нефтяникам.

Акция протеста длилась 11 часов, которые мы провели на ледяной воде Баренцева моря в каяках и моторных лодках. За это время было два происшествия: огромная стая птиц (их были сотни!), которая села рядом с нами, и появление кита! Он вынырнул из-под воды прямо рядом с платформой и каяками, показав нам свою спину. Это было красиво и в то же время грустно. Когда в твоё поле зрения одновременно попадает кит и нефтяная платформа, на каком-то подсознательном уровне понимаешь, что так просто не должно быть.

Я была в каяке и гребла по направлению к нефтяной платформе, когда услышала за спиной жужжание мотора. Через доли секунды рядом со мной появилась ярко-жёлтая лодка береговой охраны с офицерами-норвежцами на борту, один из них схватил мой каяк и притянул его к борту лодки. Офицер вежливо объяснил мне, что я, как и весь корабль, арестована и должна отдать ему весло, вылезти из каяка и перейти в их лодку. Он подал мне руку.

  • Как я протестовала у нефтяной платформы в Ледовитом океане

Когда мы вместе с офицерами вернулись на корабль, капитанский мостик был уже под контролем береговой охраны. К носу корабля привязывали тросы, чтобы начать буксировку в порт, мотор был выключен, наш капитан больше не управлял судном. Мирная акция протеста против бурения в Арктике в очередной раз закончилась незаконным задержанием. У любого есть право на протест в международных водах, у любого есть право на свободу слова, мы делали то, во что верили, и пытались донести голоса миллионов людей до норвежского правительства и нефтяников. Для меня быть активистом — это большая привилегия и большая ответственность: люди, от лица которых мы выступили, не могли быть здесь, но их голоса значат очень многое.

Некоторые говорят, что желание сохранить Арктику нетронутой — это такая хиппи-мечта. Я не стану с этим спорить, ведь это же замечательная мечта! И мечты часто осуществляются, если приложить усилия. Новые климатические соглашения, курс на зелёную энергетику, мирные митинги и марши — эти шаги уже сделаны. Так что, я думаю, эта мечта хиппи вполне может осуществиться. Просто мы сами должны стать тем изменением, которое хотим видеть в мире.

  • Как я протестовала у нефтяной платформы в Ледовитом океане

www.nat-geo.ru

Добыча нефти и газа в океане

В статье рассмотрены новые технологии добычи газа из гидратов Мирового океана. Эти технологии придут на смену технологиям добычи природного газа и газа, добываемого из сланцев Не успела закончиться революция в добыче газа с использованием сланцев, как начинается новая эра добычи газа, в которой будут использованы новые полезные ископаемые — газогидраты. До промышленного использования этого ресурса пока далеко, но совсем недавно казалось, что и сланцевый газ никогда не будет конкурентом природному.

Что такое газогидрат и как добывают из него газ?

Газогидраты — это кристаллы, которые состоят из молекул газов, например, метана, и молекул воды. Газогидраты образуются в определенных условиях температуры и давления. Эти кристаллы обычно накапливаются на дне морей в условиях низких температур и высокого давления или в зонах вечной мерзлоты. По расчетам, проведенным в 2013 году энергетическим агентством (МЭА), количество этих полезных ископаемых в океанах составляет почти 120 тыс. трлн м³, причем самые большие запасы есть в США, Арктике, Южной Америке и странах СНГ. Значительные ресурсы газогидратов имеются и на территории России. При этом в ряде действующих месторождений наличие газогидратов уже подтверждено. По оценкам российских специалистов ресурс этих полезных ископаемых в России достигает 1100 трлн. м³.

Работы по извлечению газа из газогидратов в море

В настоящее время работы по изучению газогидратов проводятся некоторыми странами, в том числе Китаем, Канадой, Индией, Южной Кореей, Германией, Россией. Наиболее продвинуты эти работы в США и Японии. Так на Аляске реализуется проект North Slope. В 2012 году с использованием новой технологии удалось добыть из газогидратов более 28 тыс. м³ газа. По проекту японской компании в 2012 году из скважины, пробуренной в Тихом океане, было также добыто около 20 тыс. м³ гидратного газа. По этим проектам к 2018 году планируется промышленная добыча газа.

Экономические результаты добычи газа на море из газогидратов

Условия добычи газогидратного газа таковы, что его себестоимость превышает такой показатель для любого добываемого в настоящее время вида газа. Включая сланцевый газ. Оценка стоимости добычи 1 тыс. м³ газа на 2011 год составляла 170-350 долларов. Для сравнения стоимость такого же объема природного газа лежит в пределах от 25 до 225 долларов. Оценки японских аналитиков показали еще худший результат – 420 долларов за 1 тыс. м³ газа. Более точные результаты будут получены после начала промышленной добычи гидратного газа. Мировое сообщество также волнуют вопросы, связанные с влиянием новых методов добычи газа на экологию планеты. Из-за плохо отработанных технологий этой добычи имеется большая вероятность выбросов газа в атмосферу Земли.

Перспективы разработки ресурса гзогидратов

По оценкам МЭА добыча газа из гидратов в мире в 2025 году составит 0,1 млрд м³, в 2030 году – 0,3 млрд м³, в 2040 году – 0, 9 млрд м³. Это говорит о сомнениях в возможности появления в ближайшем будущем эффективных технологий добычи гидратного газа. Тем не менее, Правительство США вкладывает довольно большие средства в работы по разработке гидратного газа как в арктических районах, так и в Мировом океане. Выводы: 1. Многие страны мира ведут работы по исследованию возможностей получения газа из гидратов. Более всего в этом направлении продвинулись США и Япония. 2. Для начала полномасштабной промышленной добычи гидратного газа необходима разработка новых технологий и благоприятная конъюнктура, позволяющая сделать экономически выгодным извлечение этого полезного ископаемого.

oilgasnews.ru