Ироничное ничто: выставка Сергея Шнурова в «Эрарте». Нефть картина шнурова


выставка Сергея Шнурова в «Эрарте»

09 февраля 2017 | 20:59| Культура

Сергей Шнуров за 20 лет карьеры из хулигана и эпатажника, которого не воспринимают всерьёз, стал практически выразителем мейнстримового мнения. Не без сарказма, конечно. Шнура слушают, затаив дыхание. Каждое его высказывание (будь то клип на песню или псведофилософский пост в инстаграме) ждут не только преданные поклонники, но и люди, которых, казалось бы, сложно заподозрить в любви к матерщине и отвязности. В четверг в музее современного искусства «Эрарта» открылась выставка художественных работ шоумена «Ретроспектива брендреализма». Корреспондент «Диалога» попытался понять, что из себя представляет визуальное творчество Шнура.

фото: Андрей Куликов / ИА «Диалог»

Сергей – создатель нового «направления» в искусстве, которое он сам назвал «брендреализм». У брендреализма, как подобает бренду, есть сайт.

«Мы, приверженцы брендреализма, являем собой последний островок свободы духа. Мы видим конфликт торговых марок как бы со стороны, следуя учению Аристотеля. Подобно живописцам Древней Греции и их позднейшим последователям, художникам эпохи Возрождения, мы используем такие же харизматические брэнды, как боги Олимпа или Иисус и апостолы. В наше время их место заняли торговые марки известных фирм. Современное общество поклоняется им, находит в них соучастие и отдушину. Некоторые впадают в религиозный экстаз при покупке любимой марки. Боги живут в бутиках. Мы поможем вам не запутаться в этом огромном и великолепном мире потребления», — говорится на главной странице проекта.

И тут же шутка:

«P.S. Все работы выполнены с использованием современных экологически чистых материалов по старинным технологиям. Эксклюзивные картины являются уникальными произведениями ручной работы. К оплате принимаются все виды кредитных карт».

Это ироничное отношение к действительности прослеживается и во всех работах выставки «Ретроспектива брендреализма». Журналисты на презентации экспозиции как будто отнеслись ко всему происходящему с чрезмерной серьёзностью, задавая вопросы об определении придуманного Шнуром направления, выставке Фабра, казаках, а Шнур в ответ откровенно гнал.

фото: Андрей Куликов / ИА «Диалог»

«Главный экспонат — так как в заглавии всего стоит «Сергей Шнуров» — конечно же, я, но если вы сейчас дадите кому-нибудь в морду, вы будете главным экспонатом», — говорил он.

По словам Шнурова, брендреализм – это критический взгляд на бренды: «Брендреализм — это не совсем направление, это ракурс, точка зрения. Точка, которая размыта. Я не думаю, что это должно выродиться в какой-то большой жанр, потому что время больших жанров прошло. Есть возможность так смотреть, и эта возможность прекрасна, как и любая другая. Скорее всего, судя по реакции зрителей, основная фишка отражена в песне «Экспонат»: ничто не является ничем, и всё может стать тем самым экспонатом в мире современного искусства».

Все экспонаты выставки сугубо концептуальны. Шнуров только автор идей, а исполнители – другие, оставшиеся неизвестными, художники (говорят, их было трое). Работы объединяет ироничность Шнура по отношению к окружающей действительности, то есть это сатирические, карикатурные иллюстрации современной жизни. Не обошлось и без знакомых грубых шуток: фото Анастасии Волочковой, на котором балерина выглядит откровенно плохо, называется «Вагиня», а работа «Магнит» — это раскрашенный по полюсам в синий и красный цвета стульчак от унитаза.

Некоторые работы откровенно неоригинальны. В своём инстаграме певец разместил фото одного из экспонатов — надгробную плиту с написанным на ней вместо годов жизни количеством лайков. Аналогичный рисунок есть у бельгийского иллюстратора Брехта Ванденбрука. Напрашивающаяся, знакомая по «Камеди клабу» ирония, встречается и в работе «Иконостас» (здесь в золотом шкафу наклеен такой карандашный портрет Стаса Михайлова, какие художники продают на Невском проспекте). Работа «Да/Нет», которая представляет собой две картины – с одной стороны модно одетый молодой человек с брендовыми пакетами, с другой – небрежно выглядящий парень в тельняшке. Подобные картинки пару лет назад были распространены в социальных сетях под заголовками «Как отличить петербуржца от бомжа» или вроде того. А уж фраза «Денег нет, но вы держитесь», некоторые буквы которой в работе Сергея, не удержавшись, повалились, давно уже стала несмешной попсовой шуткой.

Так как брендом сам Шнуров считает всё, что его окружает, обращается он и к образам популярных личностей – Земфира у него вышита на полотне в национальном башкирском наряде, но по углам из-за силуэта певицы выглядывает британский флаг. Инсталляция «Лепс спел» — это пустая рюмка, на которую положены круглые очки с синими стёклами. Депутат Виталий Милонов изображён на фоне радужных брызгов нескольких ярких цветов (что тоже уже заезжено). Работа называется как трендовый индийский фестиваль красок — «Холи». Портрет Гегеля в одной из картин заключён в бутылку водки «Абсолют».

«Так как я критически отношусь, у меня нет любимых брендов. Я просто вижу бренд во всём – Путин, Россия, мама, но это не то чтобы любимые бренды, а просто бренды. <…> Сергей Шнуров – это бренд, я кричу об этом уже лет 10 как. <…> Дело в том, что антибренд – это тоже бренд, потому что он находится в той же самой дискурсивной паре», — рассказал Шнуров.

В остроумии музыканту, однако, не отказать: концепции, хоть и не всегда оригинальны, но вполне анекдотичны. Например, инсталляция «Любовь и голуби» — стая пластиковых голубей на пластиковом же асфальте рядом со сделанной баллончиком надписью «Любовь. Тел.:…» Отношения с реальностью у работ Шнурова вполне крепкие — многие из них, хоть и карикатурны, но всё же как будто вырезаны из нашей жизни ножницами и поставлены в «Эрарту». Таким образом оказывается, что посетить выставку — это практически как посмотреть альбом со смешными картинками «ВКонтакте»: забавно, но поверхностно. Хотя, конечно, брендреализм и не претендует на пристальное вглядывание в суть вещей, а как бы отрицает его вовсе. Более того, в своём творчестве художники, реализовывавшие идеи музыканта, кроме классических холста-масла использовали вполне современные материалы – пластик, стекло – и концептуально это вполне сочетается с тем, что Шнур творит своё искусство из действительности.

То, что всё это носит более коммерческий, чем художественный смысл, Шнуров не отрицал: «Для меня в принципе чистого искусства не существует. Вернее, оно существует в мыслях обывателя: творчество с большой буквы, чистое искусство. И странные слова «вдохновение» и «от души». Это меня вообще не интересует и никогда не интересовало».

В целом от молодого эпатажника, который мог мастурбировать перед камерами, на выставке не осталось и следа. Максимум провокации, на которую в стенах «Эрарты» решился Шнуров — как бы незаметно показать средний палец журналистам. Хулиганства в «Ретроспективе брендреализма» уже не так много: с распространением социальных сетей никого не удивишь грубыми шутками и матом, которые так шокировали в начале 2000-х, когда Шнуров поймал свою волну. Он высмеивает уже тысячу раз высмеянное, но почему-то не смеется над тем, что смеяться над всем – теперь тоже тренд.

Подготовила Маша Всё-Таки / ИА «Диалог»

topdialog.ru

Картины Сергея Шнурова в современном искусстве

Искусство и развлечения 4 декабря 2016

Главный эпатажник российской сцены Сергей Шнуров не устает радовать фанатов и сочувствующих одиозными выходками, ярчайшими образами, злободневными текстами и, чего уж там скрывать, отличной музыкой. Он прекрасен в своей непохожести на других, смел, эффектен, безусловно, талантлив. Но мало кто знает, что творчество Шнура не ограничивается сценой, и даже набирающие в последнее время популярность глубокомысленные цитаты – вовсе не предел его возможностей. Картины Сергея Шнурова заслуживают не меньшего внимания со стороны всех, кому близок хулиганский дух «Ленинграда» да и всё современное искусство в целом.

Что такое брендреализм?

Не удивляйтесь, если не слышали о таком направлении в искусстве. Сергей Шнуров – художник, картины которого являются своеобразным эталоном брендреализма. А все потому, что сам он и вывел главную концепцию, да и название придумал. В основу лёг своеобразный протест против развития конъюнктуры и главенства определенных брендов в массовом сознании. На каждой из его картин присутствует либо символ, либо намек на определенный бренд, начиная с нефтепродуктов и заканчивая верой в высшие силы.

Бренд в искусстве и искусство как бренд

Стоит упомянуть еще об одном художнике, картины которого если и не стали главным источником вдохновения для Шнурова, то уж во всяком случае во многом перекликаются. Речь идет об Энди Уорхоле, на полотнах которого мы можем видеть Мэрилин Монро, банки с популярным супом, супермена, Мао и Ленина, кока-колу... Что объединяет эти образы? Все они, по мнению художника, являются брендами. Как и сам Уорхол. Как и всё искусство в целом.

Впрочем, идея высмеивания превалирования материального над духовным вовсе не нова. Это всё старо как мир. Многие художники обращались к этой идее, Уорхол и Шнуров не одиноки. Но художник Сергей Шнуров – первый, кому удалось собрать всё воедино и сформулировать так, чтобы всем стало понятно.

Видео по теме

Слово автору

«Апокалипсис близко», – уверяет Шнур. Озвучивая авторский манифест, он утверждает, что пора прекращать пить квас, надо скорее определяться. Картины Сергея Шнурова – попытка не только высмеять зависимость отдельных граждан от показухи и тщеславия, но и своего рода напоминание о бренности бытия. Художник откровенно насмехается над поклонением Золотому Тельцу в целом и брендам в частности.

Эти идеи находят отклик и в творчестве певца: в его текстах и клипах. Да взять хотя бы знаменитые «Лабутены».

Путь к искусству

Бунтарский образ артиста дается ему легко, а оттого и получается таким органичным. Но он не дает разглядеть то, что артист умело прячет за грубой лирикой и наплевательством на этикет. А ведь Шнуров – вовсе не малообразованный мужлан с извечным похмельным синдромом. За его плечами Ленинградский инженерно-строительный институт, знаменитая «путяга» (лицей, где он обзавелся специальностью реставратора) и философский факультет Теологического института.

Живопись влекла артиста давно. Кстати, один из первых музыкальных коллективов, который он возглавлял, еще будучи школьником, носил название «Ухо Ван Гога». А рисовать Шнур начал еще в родном Питере.

Первая выставка

Картины Сергея Шнурова впервые предстали перед публикой в петербуржской галерее «Файн Арт». По словам артиста, в этом ему помог давний друг – художник Дмитрий Шорин, а самому ему не пришлось прилагать каких-то усилий. Выставка так и называлась – «Эксклюзив брендреализма». Небольшая галерея вместила всего восемь картин, которые выбрал сам художник.

Образы

Выставка картин Сергея Шнурова привлекла немало посетителей. Его картины довольно разноплановые. Многие из них можно назвать даже провокационными.

К примеру, полотно «Не воруй» рассказывает печальную историю о погибшем возле холодильника «Бош» котенке. Судя по всему, имела место попытка воровства еды и какой-то несчастный случай, результатом которого стала весьма внушительная лужа кошачьей крови.

Весьма любопытна и панорама, на которой изображена Стрелка Васильевского острова. Чадят факелами высокие ростральные колонны, но вода темна из-за разлившейся по ней нефти. Присмотритесь внимательнее – и вы поймете, что никакой воды там и вовсе нет, нефть полностью поглотила ее.

Некоторые картины Сергея Шнурова – откровенные пародии. Например, его интерпретация Матисса, украшенная красноречивой подписью «В Эрмитаже». Ну, или черный прямоугольник, явно отсылающий к творчеству Казимира Малевича.

Разумеется, не обошлось и без тем «ниже пояса», иначе и быть не могло – это просто был бы не Шнур. Ёмкое название «Акт» говорит само за себя – на полотне действительно во всей красе изображен акт физической близости. Кстати, посетителям выставки была предоставлена возможность приобрести эту картину за 30 тысяч долларов.

Мнение эксперта

Осенью 2016-го, в преддверии грядущей выставки картин Шнурова «Ретроспектива брендреализма», было опубликовано интервью Михаила Пиотровского – директора «Эрмитажа». По его словам, Шнуров однозначно является яркой фигурой в современном искусстве. Пиотровский, разглядевший в полотнах серьезный талант, призвал не считать творчество артиста поп-искусством.

Открытие выставки запланировано на 1 февраля 2017 года. На этот раз она пройдет в галерее современного искусства «Эрарта». Но кто знает, возможно, когда-нибудь мы увидим картины Сергея Шнурова в «Эрмитаже»? Всё-таки можно бесконечно спорить о его творчестве, но неоспоримо одно – свой вклад в питерское искусство он всё-таки сделал.

monateka.com

В феврале в Петербурге откроется персональная выставка картин Сергея Шнурова

И чтец, и жнец, и на дуде игрец. Удивительно даже, что Сергей Шнуров не взялся самостоятельно создать дизайн юбилейной афиши для "Ленинграда", а поручил это поклонникам. Ведь помимо собственно музыки у Шнура есть еще одна страсть - живопись.

Эта картина уже выставлена в Эрарте Фото: Инстаграм Шнурова

Персональная выставка музыканта (и, кстати, уже не первая, но, пожалуй, самая масштабная) пройдет в Музее современенного искусства Эрарта. Сейчас она в процессе подготовки.

- Она откроется в начале февраля и проработает примерно 2,5 месяца, - сообщила "Комсомольской правде в "Петербурге" директор по внешним связям Эрарты Екатерина Атоян-Милюкова.

Нефть Фото: brandrealism.ru

Судя по датам, выставку планируют приурочить к двадцатилетию "Ленинграда". Это не первое сотрудничество лидера группировки с музеем. В Эрарте уже хранится одна из работ музыканта, датированная 2005 годом. Называется "Рубашка". Собственно, как называется, то и изображено. Желтая рубашка с лейблом D&G.

"Можно сказать, что живопись Шнурова - это очередной его проект, в который им изначально была вложена определенная концепция, - так в Эрарте видят творчество Сергея. - . Эту концепцию он называет «бренд-реализмом» и излагает ее в специально написанном манифесте. Манифест в иронической форме описывает роль брендов в современной жизни, приравнивая роль выбора человеком бренда к выбору им его собственной сущности".

Манифест, о котором идет речь, размещен на отдельном сайте, который Шнуров посвятил своему арт-проекту. Там даже можно посмотреть примеры работ, правда, лишь до 2007 года. Более позднее свое творчество Шнур пока не афиширует. Скорей всего поклонники увидят его уже на выставке.

Натюрморт Фото: brandrealism.ru

По предварительной информации она так и будет называться: "Ретроспектива бренд-реализма". И картинами Шнурова дело не ограничится. Часть экспозиции будет посвящена собственно "Ленинграду", успешно вписавшемуся в концепцию жанра.

Дорога в страну М. Фото: brandrealism.ru

ДОСЛОВНО

Бренд-реализм есть замещение истинной реальности реальностью сделанной.

Ты – это то, что ты ешь, что ты носишь и на какой машине ты ездишь.

Внутренняя сущность человека уходит на второй план.

Именно бренд определяет настоящее человеческое лицо. Выражение себя происходит через приверженность к марке.

Мир разделился надвое: граница раздела между добром и злом проходит теперь между теми, кто пьет «Кока-Колу» и другими, кто выбрал «Пепси». Апокалипсис близится. Тебе нужно сделать свой выбор сегодня. Если ты ещё не определился и всё ещё пьёшь квас, то завтра уже будет поздно. Вселенная спросит с тебя. Если ты в душе любишь Hugo Boss, а носишь D&G - это высшее лицемерие сегодняшнего дня. Смертный грех XXI века.

Эксклюзив Фото: brandrealism.ru

Мы, приверженцы бренд-реализма, являем собой последний островок свободы духа. Мы видим конфликт торговых марок как бы со стороны, следуя учению Аристотеля. Подобно живописцам Древней Греции и их позднейшим последователям, художникам эпохи Возрождения, мы используем такие же харизматические брэнды, как боги Олимпа или Иисус и апостолы. В наше время их место заняли торговые марки известных фирм. Современное общество поклоняется им, находит в них соучастие и отдушину. Некоторые впадают в религиозный экстаз при покупке любимой марки. Боги живут в бутиках. Мы поможем вам не запутаться в этом огромном и великолепном мире потребления.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

В новом клипе Шнурова Ксения Собчак подарила свои очки проститутке

Едва прошел час, а новый клип группы «Ленинград» уже набрал около 80 тысяч просмотров. Творчество Шнурова и на этот раз привлекло внимание. Тем более, что на этот раз снимал видео другой режиссер, а одной из главных героинь стала Ксения Собчак (подробности).

www.ural.kp.ru