Как выглядят родовые гербы казахстанских топ-менеджеров нефтяного бизнеса. Нефть на гербе


Уголь, нефть и газ в геральдике. » Боги Славян

Статья из «ГЕРАЛЬДИКУМА».

УГОЛЬ, НЕФТЬ и ГАЗ в геральдике

Уголь на гербах г.Черногорск,  Михайловского района и п.Вахрушев

Уголь на гербах г.Черногорск, Хакассия, Михайловского района Приморского края и п.Вахрушев Сахалинской области

Залежи угля отображены на гербе Анрюковского СП Краснодарского края

.

уголь-678-сахалинская

уголь-углегорский-сахалинская

г Кумертау Башкирия

.г.Кумертау славится залежами бурого угля. Да и вообще, в переводе с башкирского Кумертау значит «Угольная гора»

.

Северо-Углеуральское ПП Пермского края

.

.уголь-Кызыльский кожуун Тува

Кызыльский кожуун Тува

Голубые языки пламени от горящего газа на гербе Новомихайловского СП Кущевского района Краснодарского края

Нефте-газовый фонтан с язычком голубого пламени на гербе Кабардинского СП Отрадненского района Краснодарского края

.

Вилюйскитй р-он Якутия

.газ — Вилюйскитй р-он Якутия

.

п Рыздвяный Ставрополье

.-газ- п Рыздвяный Ставрополье

Нефть на гербах г.Малкобек, Нижневартовск и Нефтекумского района

Нефть на гербах г.Малкобек  (Ингушетия),  Нижневартовск (Ханты-Мансийская АО) и песок, пропитанный нефтью на гербе Нефтекумского района Ставропольского края.

Река  Кума — значит «песчаная».

г Нефтекамск Башкирия

.нефть- г Нефтекамск Башкирия

Альметьевск Татарстан

.нефть-Альметьевск Татарстан

.

нефтяной фонтан- Альметьевский р-он Татарстан

.нефтяной фонтан- Альметьевский р-он Татарстан

.

Нижнесыповское СП Пермского края

.

.нефть-Нижнесыповское СП Пермского края.

Уральское СП Пермского края

.нефть-Уральское СП Пермского края.

Северный р-он Новосибирской области

.-нефть-Северный р-он Новосибирской области

.

ГО Ногликский Сахалин

.нефть- ГО Ногликский Сахалин

.

Туймазинский район Башкирия

.

нефть и газ — г Кедровый Томской области

.

.нефть и газ — г Кедровый Томской области

 

Нефтяные вышки на гербах г.Отрадный, г.Грозный и г.Фролово

Нефтяные вышки на гербах г.Отрадный, Самарской области; г.Грозный и г.Фролово Волгоградской области.

Нефтяные вышки на  гербах Абинского района  и Ахтырского ГП и на эмблеме Апшеронского района

.Нефтяные вышки на  гербах Абинского района  и Ахтырского ГП Краснодарского края, а также на эмблеме Апшеронского района Краснодарского края.

.

Краснокамский р-он Башкирия

.

г Усинск Коми

.

 

Нефтепереработка на гербах городов Кстово,  Ангарск  и Нефтекумск

Нефтепереработка на гербах городов Кстово Нижегородской области;  Ангарск Иркутской области и Нефтекумск Ставропольского края

Нефтепереработка на гербах Нижнекамска,  Дзержинска и СП Нефтебазинское.

Ретификационные сооружения на гербе Нижнекамска, перегонка нефти на гербе Дзержинска Нижегородской области и резервуары для хранения нефти на гербе СП Нефтебазинское.

______

Нефтяные скважины на гербе Новодмитриевского СП Северского района Краснодарского края

Запасы нефти на гербе Нефтегорского СП Апшеронского района Краснодарского края

Нефтеперерабатывающие сооружения на гербе г.Туапсе.

Нефтяная капля на гербе п.Ильский Северского района, г.Хадыженск Краснодарского края

Нефтяные фонтаны  есть на гербе  Адагумского СП Крымского  района, Черноморского ГП Северского района  Краснодарского края

Стилизованные нефтяные вышки на гербе г.Хадыженска

bogislavyan.ru

Герб Сургута: современный, исторический и советский

Где находится город Сургут? Как выглядят его официальные символы? И как изменялся герб Сургута по годам? Об этом расскажет наша статья.

Знакомство с городом

Город Сургут расположен в Западной Сибири, в Ханты-Мансийском автономном округе. Его статус – обычный районный центр. Тем не менее по количеству населения (350 тысяч) и по экономическому потенциалу Сургут намного превосходит административный центр своего округа – город Ханты-Мансийск.

Главные богатства Сургута – нефть и газ. В связи с этой особенностью город часто именуют нефтяной столицей России. В 2011 году он вошел в тройку самых богатых городов страны, опередив даже Санкт-Петербург! Кроме того, Сургут является важным энергетическим центром России. Здесь функционируют две мощнейшие на планете тепловые электростанции – ГРЭС-1 и ГРЭС-2.

Несмотря на сугубо промышленную специализацию города, в Сургуте неплохо развита и культурная сфера. Здесь работает четыре театра, филармония, семь кинотеатров, художественная галерея и десяток различных музеев. Главная достопримечательность города – знаменитый Сургутский (Югорский) мост. Это один из крупнейших вантовых мостов в мире. Его общая длина составляет 2,1 километра. Кроме того, в городе множество интересных и забавных памятников. Среди них – памятники Улыбке, Сгущенке, роботам и пожарным.

Как выглядит герб Сургута? И как он изменялся по годам? Об этом вы сможете прочитать далее.

Город Сургут: герб и флаг

Этот город, прежде всего, известен своей нефтью. Однако и на флаге, и на гербе Сургута изображена отнюдь не нефтяная вышка. На официальных городских символах можно увидеть чернобурку, гордо шагающую по земле.

Черно-бурая лисица, чернобурка или же черный лис – это морфа обыкновенной лисицы, которая отличается специфическим окрасом. Издревле животное ценится за свой превосходный мех.

Сургут возник в конце XVI века. В лесах вокруг новоиспеченного городка в огромных количествах водились соболи и черные лисицы. Последнее животное считалось чуть ли не священным у местных народов – хантов и манси. Представители данных этносов сложили немало мифов и легенд в честь этого необычного зверька.

Современный герб города Сургута был утвержден в 2003 году. Щит разделен на две части: нижнее лазоревое поле и верхнее поле золотого цвета. По лазоревой земле шагает черно-бурая лисица. И лишь кончик хвоста животного – серебряного цвета. В целом рисунок герба выглядит достаточно ярко, реалистично и лаконично.

Аналогичное изображение можно увидеть и на прямоугольном полотнище современного флага Сургута.

Исторический герб Сургута: описание и значение

Спрос на пушнину в России был всегда. А сургутская земля много веков подряд была настоящим раем для охотников. Мех, «добытый» в здешних лесах, везли даже в столицу. Наверное, именно поэтому царица Екатерина Вторая пожаловала Сургуту герб с изображением пушного зверька – черно-бурой лисицы.

Этот герб был утвержден в марте 1785 года. Щит был разделен на две части: в верхнем лазоревом поле помещался герб Тобольской губернии, а в нижнем золотом была изображена бегущая лисица. Правда, краеведы до сих пор спорят, была она черной или все-таки рыжей.

Вообще лис в геральдике считается хорошим символом. Он олицетворяет хитрость, прозорливость и находчивость. Ханты и вовсе наделяли это животное сверхъестественными, магическими силами.

Советский вариант городского герба

В советские времена черный лис в Сургуте уже не был в таком почете, как раньше. На первый план вышло другое природное достояние – нефть. Новый, советский герб Сургута был утвержден в 1975 году. Его автором стал В. Н. Горда.

Ради справедливости надо сказать, что лисицу с нового городского герба не прогнали, оставили. Но она значительно уменьшилась в размерах и выглядела теперь немного испуганной. Главной же фигурой на новом гербе Сургута стала нефтяная вышка, рассекающая собой огромную серебристую снежинку. Снежинка эта, к слову, состояла из элементов народного орнамента. Таким способом была подчеркнута принадлежность города к Ханты-Мансийскому автономному округу.

Любопытно, что в конце 90-х годов изображение лисицы на гербе города вновь стало главным, а снежинка с нефтяной вышкой переместилась в нижнюю часть щита и существенно уменьшилась в размерах. К счастью, черный лис уже более двух веков присутствует на гербе Сургута, делая его уникальным, запоминающимся и неповторимым.

fb.ru

Как выглядят родовые гербы казахстанских топ-менеджеров нефтяного бизнеса

Казахские родовые танба стали основоположниками европейских гербов, об этом рассказал мастер геральдики Александр Кандрашев. Более того, сейчас родовые гербы набирают все большую популярность в Казахстане – казахские семьи все больше стремятся к своим истокам.

ТЕКСТ: ЮЛИЯ АБРАМОВА / ФОТО: ПЕТР КАРАНДАШОВ

Александр Анатольевич уже более десяти лет занимается родовыми гербами, а символику и этнографию стал изучать еще в 70-х годах.

«Аналогов уникальной казахской геральдической системе нет больше ни у одного народа. Похожая есть у народов Северного  Кавказа, но она уступает казахской.  Исторически геральдическая система казахов сложилась благодаря тому, что кочевому народу было необходимо обозначать свои территории, и у каждого рода – ру – появилась своя символика, которую использовали в виде клейма для скота. Также по маршрутам откочевки на пастбища расставлялись камни с этими же символами – танба», - рассказывает мастер.

АЛЕКСАНДР КОНДРАШЕВ

Александр Кандрашев рассказывает, что, кроме того,  у казахов той эпохи был боевой клич, свой для каждого рода. С его помощью они собирали в одном месте мужчин рода для участия в битвах. Таким образом система геральдики сложилась в казахском обществе уже в 12-13 веках. В Европе, отмечает мастер, ничего подобного еще не существовало.

ФОТО ИЗ АРХИВА А.А. КОНДРАШЕВА

«Племена саков, которые жили на территории современного Западного Казахстана, соприкасались с племенами персов, ассирийцев, и через них система плавно перешла на Ближний Восток, а затем, во времена крестовых походов – и в Европу. Геральдика вошла в быт, а гербы стали опознавательной системой для рыцарских турниров.

Более того, в гербах европейских дворян и государств появились такие персонажи, как единорог, грифон, тигр и лев, которые на территории Западной Европы не водились, а первые два – это вообще мифические существа. Причем грифон был «распространен» в прикаспийском регионе и характерен для саков, а единорог – на юге и юго-востоке Казахстана», - объясняет Кондрашев.

Каждый род у казахов, отмечает мастер, имел свой символ, а когда сыновья отделялись, заводя свои семьи, то каждый использовал танба отца, но добавлял к нему собственные элементы.

ГЕРБ В ИНТЕРЬЕРЕ. ФОТО ИЗ АРХИВА А.А. КОНДРАШЕВА

«70% работы над гербом занимает исследовательская часть, изучаются родовые истоки. Я порой открываю такие вещи, которые изумляют  самих заказчиков», - рассказывает Кондрашев.

Он вспоминает, насколько колоссальную работу пришлось провести, чтобы создать герб для одного из клиентов – топ-менеджера нефтяного бизнеса.

ГЕРБ РОДА ТАБЫН. ЭСКИЗ ИЗ АРХИВА А.А. КОНДРАШЕВА

«Он из рода Табын, что означает на монгольском – пять. Основателями рода было пять семей, а местом, где они обосновались, было подножие горы Тыбын. Потом эти семьи откочевали в верхнюю часть Казахстана и прошли весь путь до Западного Казахстана. Разделились, и одна часть осталась на этом берегу Каспия, а вторая – перешла через Волгу, обогнула Каспий с другой стороны и осталась там, теперь они называются башкиры», - рассказывает мастер.

В результате на гербе появилась гора, родовой знак, пять звездочек – они символизируют семьи. Также был изображен родовой клич и тотемное животное рода.

ЭСКИЗ ИЗ АРХИВА А.А. КОНДРАШЕВА

То, что клиенты вносят что-то свое, порой более современное, в родовой герб – факт. Например, одному из клиентов, тоже из нефтяного сектора, на гербе, в том числе, изобразили две капли нефти и месяц в виде чаши под ними. Это символизирует достаток в семье.

Кроме того, Александр Анатольевич создавал родовой герб и для клиента из рода Кожа, к которому принадлежит, кстати, и жена самого Кондрашева – казашка по национальности.

ГЕРБ РОДА КОЖА. ЭСКИЗ ИЗ АРХИВА А.А. КОНДРАШЕВА

«Предки этого рода были просветителями. На гербе изображен раскрытый Коран и восьмилучевая звезда. Они принесли само понятие мусульманства, ислам в Казахстан. Но тот ислам, который принесли они, резко отличается от того, что  существует сейчас. Они были суфии. Это было философское учение», - рассказывает Александр Анатольевич.

Он отмечает, что род Кожа пошел от потомков сестры пророка Магомеда.

АЛЕКСАНДР КОНДРАШЕВ

«Во мне этого нет, но маленькая капелька крови пророка наверняка передалась моему сыну», - говорит мастер.

Мужчина отмечает – в семье нет разделения на нации или религию – каждый ходит в свой храм, но обязательно всей семьей отмечаются такие праздники, как христианское Рождество, Пасха и Крещение, мусульманский Курбан-айт и общий казахстанский праздник Наурыз.

«Любая традиция жива, пока она развивается. Я помогаю людям продолжать эту традицию. У нас, в Казахстане, мы первые и единственные, кто всерьез занимается казахской системой геральдики. Для сравнения, в России геральдических студий масса, в одной только Москве порядка 150. У людей появилось самосознание и понимание того, что герб - это символ и консолидирующая часть семьи, те  материально-духовные ценности, которые отец хочет передать своим потомкам», - говорит мастер.

ГЕРБ РОДА НАЙМАН. ЭСКИЗ ИЗ АРХИВА А.А. КОНДРАШЕВА

По словам Кондрашева, в Европе, например, гербы изначально были распространены не у королей или князей, а ремесленников – простых работяг. Сегодня  в Казахстане родовой герб – прерогатива, скорее, обеспеченных – стоимость работ начинается от полутора тысяч долларов (около пятисот тысяч тенге).

Над созданием герба работают несколько человек – это обязательно консультанты, которые помогают в вопросах, связанных с историческим наследием, и сам мастер. На создание герба в графическом виде уходит около месяца работы, еще столько же необходимо на то, чтобы он принял материальную форму.

Как правило, герб выполняется из благородных пород дерева, которые покрываются затем или специальной краской или позолотой и серебром. Также гербы делаются из металла – латуни или меди. Чеканка покрывается цветными эмалями – цвета в геральдике очень важны.

Помимо гербов Александр Анатольевич выполняет и другие национальные вещи. Например, один из недавних заказов – меч, украшенный натуральными камнями. Он будет выполнять роль дверной ручки в офисе одного весьма влиятельного в стране предпринимателя.

МЕЧ АЛДАСПАН

«Это - точная копия исконно казахского меча - алдаспан. Алдаспан выглядел именно так, а не так, как его изображают в иллюстрациях, превращая в турецкий ятаган или китайский меч», - отмечает мастер.

Помимо практической работы, Кондрашев активно старается и в другом направлении – он считает, что все государственные гербы и логотипы в стране должны выполняться профессионалами, а не участниками многочисленных тематических конкурсов.

«Чтобы создать полноценный герб, надо изучить историю, этнографию этого региона, провести колоссальную работу», - заявляет Александр Анатольевич.

По его мнению,  себестоимость профессионально выполненного проекта будет не выше, чем стандартный призовой фонд подобных конкурсов.

Читайте также:

Нуртас Адамбай все-таки примет участие в Эстафете огня>>

Снегу хватило суток, чтобы "парализовать" Алматы (фото, видео)>>

В Алматы на городском кафе сотрудники акимата прочитали матерное слово>> 

Житель Алматинской области обвинил полицейских в избиении>>

Переехавшая в Астану алматинка: Столичные мужчины - не джентльмены>>

Американцы платят казахстанкам миллионы за виртуальный интим>>

Очевидцы: В ЦОНе Алматы умер мужчина (видео)>>

www.nur.kz

Герб Нижневартовского района | Геральдика.ру

Дата принятия: 22.05.2007

Геральдическое описание:В зеленом поле с лазоревой, зубчато вызубренной и окантованной серебром в стиле хантыйского орнамента оконечностью серебряная вверху и золотая внизу ель, обремененная в золоте черной каплей.

Обоснование символики:Официальные символы отражают исторические, культурные, национальные и географические особенности Нижневартовского района. Герб Нижневартовского района представляет собой: поле, разделенное на два разноцветных участка - лазоревый (сине-голубой) и зеленый, объединенные серебряным хантыйским орнаментом. На зеленом поле герба стилизованный золотой элемент - чум и ель. Капля нефти внутри чума выполнена черной финифтью. Установленная расцветка основной части поля геральдического щита - финифть "зелень" оттенка травы, символизирует землю, вечнозеленые хвойные леса - цвет, присущий таежному краю круглый год. Синий (лазоревый) цвет выбран для нижней части поля геральдического щита для обозначения водной стихии (реки, обширные территории Нижневартовского района, занятые озерами и болотами). Центральную часть поля герба занимает стилизованный элемент - обозначение чума и ели. Это символизирует как природные богатства, так и национальные особенности края. Доминирующий элемент центральной композиции - капля нефти внутри чума - имеет двоякий смысл. Это и символ огня хантыйской мифологии (Верховный бог ханты и манси Нум-Торум научил людей разводить огонь, дал им котлы и научил их варить пищу), а также символ основного богатства нашей территории - нефть, что определяет современную жизнь населения района, а также значение Нижневартовского района в жизни всей страны. На гербе Нижневартовского района отражена и богатая хантыйская мифология. Так, к "добрым" водоплавающим птицам с древних времен относились лебедь, гусь и утка. Водоплавающая птица (чаще всего утка) - одно из воплощений Богини земли Калтащ-эквы (отождествляется с евангельской Богоматерью). Не случайно в виде орнамента, объединяющего два участка геральдического поля, выбран хантыйский орнамент "крыло утки", выполненный металлом "серебро".

Утвержден решением Думы района от 22 мая 2007 года №62.

Эмблема Нижневартовского района

Цветная гамма: Темно-голубой цвет в верхней и нижней части эмблемы символизирует небо и воду; центральная часть красно-коричневого тона – землю, кроме этого, в данной цветовой гамме выполнен национальный орнамент в традиционной кубической сингонии; зеленые тона символизируют лесные богатства региона.

Описание составляющих элементов эмблемы. Исторически сложилось так, что первыми эту землю осваивали ханты и манси, именно поэтому в центральной части эмблемы изображены белый чум и олень – традиционное жилище коренных народов, проживающих в нашем районе, и животное, которое помогает им кормиться и одеваться. Основным природным богатством Нижневартовского района является нефть, практически вся трудовая деятельность в регионе связана с поисками, разведкой и разработкой нефтяных месторождений, транспортировкой и переработкой нефти – стилизованная буровая вышка в левой части эмблемы подчеркивает это. Кроме этого, природные лесные ресурсы и те богатства, которые связаны с лесом, символизирует ель в правой части эмблемы.

Эмблема утверждена Решением №7 Думы Нижневартовского района от 26 января 1996 года.

ВЕКТОРНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ:

geraldika.ru

Чингис Хан, стрельцы, белочехи, аммонит, нефть и золотой виноград: гербы районов Ульяновской области

Символика гербов муниципальных районов Ульяновской области

Базарносызганский районГерб отражает языком символов и аллегорий исторические и природные особенности Базарносызганского района.Название района и название административного центра района поселка Базарный Сызган – по реке Сызган (от татарского топонима «сыза» — овраги и «ган» — русло – «овражное русло»). Скосы, переходящие в оконечности щита в столб – гласное подтверждение названия района и его административного центра Сызганская слобода основана в 17 веке стрельцами на месте более древнего мордовского поселения как сторожевой пограничный пункт на подступах к Карсунской засечной черте, что в гербе символически показано крепостной башней с отходящим в стороны палисадом.Крепость в гербе Базарносызганского района аллегорически отражает и тот факт истории Базарного Сызгана, когда годы Гражданской войны на подступах к станции Базарная части белочехов, двигающихся на Москву, были остановлены. Это стало началом разгрома белочешского мятежа.Крепость – символ защиты, опоры, надежности, сплочения и единства.Лазурь – символ возвышенных устремлений, искренности, преданности, возрождения.Зеленый цвет символизирует природу, сельскохозяйственные угодья, весну, здоровье, молодость и надежду.Золото – символ высшей ценности, величия, стабильности, богатства, урожая и солнечного света.

Барышский район.По центру — ткацкий челнок переменных цветов, как символ текстильной промышленности. Других геральдических обоснований в сети не нашлось.

Вешкаймский район.Композиция герба аллегорически символизирует заслуги местных жителей в освоении края:Крест символ вечной жизни, возрождения духа, веры.Нижняя лапа креста наподобие формы якоря символизирует крепкие корни, ставшие залогом спокойной и уверенной жизни местных жителей.Крест как бы проросший сквозь три полосы герба (золотую — солнце, серебряную — небо и черную — земля) аллегория духовной и мирской победы.Золотые виноградные гроздья на концах креста символизируют плодородие, процветание и аллегорически указывают на основу экономики района — сельское хозяйство.Золото — символ урожая, богатства, стабильности, уважения и интеллекта. Черный цвет — символ плодородия, мудрости, скромности, вечности бытия. Серебро — символ чистоты и совершенства, мира и взаимопонимания. Пурпур — символ достоинства, благородства, славы.

Инзенский район.Лазоревый щит пересечен пониженным красным зубчатым поясом. Зеленая оконечность обремена золотым листом с ягодой малины из восьми красных зерен. Что все это добро означает-обнаружить не удалось.

Карсунский район.Карсунский район во все годы славился своими людьми, что показано в гербе красным цветом- символом мужества, самоотверженности, жизнеутверждающей силы, труда, красоты. Карсунский район расположен на западе Ульяновской области, на высоких меловых холмах, показанных серебряным поясом, у слияния двух рек – Барыш и Карсунка, что показано лазоревым цветом оконечности герба. Геральдическая фигура пнистая оконечность имеет несколько значений: — большинство населенных пунктов возникло в ХУ11 веке в связи с созиданием Симбирско-Карсунской оборонной ( засечной) черты; — одна из версий о происхождении слова «карсун» утверждает, что название произошло от тюркского « сосновая вода». Синий цвет ( лазурь) – символ чести, славы, доблести, чистого неба и водных просторов. Чекан (молоток на рукояти с длинным обухом) — символ древнейших видов художественной обработки металла, до Петра 1 являл собой знак начальнического достоинства. Два чекана накрест показывают, что административным центром муниципального образования «Карсунский район» является рабочий посёлок Карсун, в флаге которого фигуры двух чеканов являются главными. Белый цвет (серебро) – символ совершенства, благородства, чистоты, веры, мира. Солнце- источник тепла, мира, согласия, созидательной силы, олицетворяет собой закон вечного обновления. Колос – эмблема земледелия и плодородия, аллегорически показывает ведущие отрасли производства района – легкую, пищевую промышленность, лесное, сельское хозяйства, земледелие, урожай, богатство земли. Восемь колосьев показывают муниципальные образования, входящие в состав территории муниципального образования «Карсунский район». Желтый цвет (золото) символизирует богатство, справедливость, уважение, великодушие, возвышенность мыслей, благородство, достоинство

Кузоватовский районГлавной фигурой герба является золотой цветок подсолнуха в рассечённом лазорево-червленом поле:— подсолнух символизирует солнце — начало всех начал. Основное направление деятельности района — сельскохозяйственное, главное богатство — земля;— лазурь (синий цвет) — символически изображает реку Свиягу, которая берет свое начало в Кузоватовском районе. Также лазурь — символ славы и чести труженикам сельскохозяйственной отрасли поселения, верность традициям;— червлень (красный цвет) — символизирует силу, мужество и храбрость жителей Кузоватовского района и любовь к родной земле, красоту и праздник;— золото — символ высшей ценности, богатства, солнечного света, величия, урожая.

Майнский районСимволика главной фигуры в гербе — дуба многозначна:— дуб — символ стойкости, чести, бессмертия, величия, славы аллегорически говорит о первых населённых пунктах на территории района — городках-крепостях Тагай и Юшанск, входивших в Симбирскую оборонительную линию.— изображение дерева указывает на то, что большую площадь территории района занимают леса. Также здесь развита деревообрабатывающая промышленность.Голубое поле герба указывает на обилие водоёмов (рек, озёр, родников, прудов и болот) в Майнском районе.Во главе герба Майнского района использован основной мотив символики города Тагая Симбирской губернии (ныне село Тагай), располагающегося на территории современного района. Герб города Тагая был высочайше утверждён 22-го декабря 1780 года; подлинное описание гласит: «…река въ зеленомъ поле, по которой плывет рыба, именуемая сельдь: ибо протекающая въ семъ городе река имеетъ сiе имя».Сегодня Тагай входит в состав муниципального образования «Майнский район». Поэтому включение во главу щита фигур из исторического герба Тагая оправдано и уместно, и является данью уважения истории.Таким образом, герб Майнского района отражает исторические, экономические и природные особенности района.Золото в геральдике символизирует власть, прочность, великодушие, уважение, богатство.Серебро в геральдике символизирует чистоту, мудрость, благородство, мир.Зелёный — символ природы, надежды, роста, здоровья.Лазурь (синий, голубой) в геральдике — символ мира, искренности, чести, славы, преданности, истины и добродетели.

Мелекесский районГеральдических обоснований не обнаружилось — что то с атомом?

Николаевский районПо центру явно Белое озеро. Больше информации нет.

Новомалыклинский районИзображение щита: в рассеченном золотом и серебряном поле — червленое солнце, обремененное золотым снопом.

Новоспасский районВ красном щите — серебряный круг, в котором помещается черная нефтяная вышка. Лазоревая волнистая оконечность отделена белой полосой.

Павловский районГерб в своей основе отображает исторические корни и традиции, и представляет собой щит с трехцветным полем лазоревого (голубой, синий), червленого (красный, алый) и зеленого цветов, разделенного по диагонали полосой белого цвета символизирующего конно-торговый путь. В центре щита изображены золотые подкова (символ благополучия) и древо на холмах (символ лесного края и топографическое расположение района).

Радищевский районЗолотой геральдический щит французского типа, нижняя часть которого (1/5) зелёная.В центре золотого поля над червлёным (красным) полудиском восходящего солнца, изображён летящий право чёрный с серебристым отливом орёл.

Сенгилеевский район«Две большие тыквы с ветвями в серебряном поле, означающие изобилие сего рода плода»

Старокулаткинский район«В червленом (красном) поле на зеленой, обремененной синим же, тонко окантованным золотом и украшенным золотом татарским орнаментом поясом, оконечности серебряная гора о двух вершинах, левая из которых выше и больше, сопровожденная над седловиной, соединяющей вершины, золотым диском. Поверх всего смещенная влево золотая головка колоса в столб»

Старомайнский районВ лазоревом поле с зеленой оконечностью, отделенной золотой зубчатой стеной, состоящей из семи башен, острогов (поселений) Закамской засеченной полосы — символизирующей семь поселений муниципального образования, два обнаженных скрещенных серебряных меча с золотыми рукоятками.Наверное, символизирует какие то прошедшие битвы или боеспособность жителей района?

Сурский район«Зеленое и лазоревое (синее, голубое) поле понижено пересечено червленой (красной) зубчато изломанной нитью; в зелени – золотое трехгорье, на средней вершине которого – таковая же церковная главка под шестиконечным крестом».

Тереньгульский район«В червленом поле с включенной зеленой повышенной волнистой (о двух видимых наполовину волнах и одном просвете) оконечностью, обремененной золотыми сосновой и дубовой ветвями черенками накрест — золотое пламенеющее солнце (без изображения лица)»Название района и название административного центра района рабочего поселка Тереньга татарского происхождения. Название произошло от тюркских слов «терен» — глубокий и «гуль» — озеро, балка, река. Рельеф района представляет собой возвышенную, местами волнисто-бугристую равнину, расчлененную мелкими речками, оврагами и балками на разные по величине водоразделы. Места эти весьма красивы из-за многочисленных дубрав и сосновых боров (треть площади района занято лесами). Все это нашло отражение в гербе Тереньгульского района, символика которого многозначна:— впадина в середине оконечности – гласное подтверждение названия района и его административного центра;— солнце, поднимающееся под балкой – символ света, тепла, жизни – символизирует светлое будущее района и его жителей;— ветви сосны и дуба – символ природной красоты здешних мест, символ развитого лесного хозяйства и деревообрабатывающих предприятий района.Красный цвет – символ труда, мужества, жизнеутверждающей силы, красоты и праздника.Зеленый цвет символизирует весну, здоровье, природу, молодость и надежду.Золото – символ высшей ценности, величия, богатства, урожая.

Ульяновский районСинее поле герба есть символ чести, славы и верности Отечеству нашего народа.Ракушка-аммонит – древнейшее ископаемое, одно из наиболее часто встречающихся в земляных пластах района Ундоровских источников. Серебряный цвет аммонита – символ чистоты и свежести воды Ундоровских источников, находящихся на территории муниципального образования «Ульяновский район».Две сферы, золотая и серебряная, — обереги нашей жизни и мира. Золотая – символ Засечной черты, серебряная – мудрость многонационального народа.

Цильнинский районВ лазоревом щите с червленой оконечностью пучок из девяти золотых колосьев, обремененный золотым серпом.

Чердаклинский районЧетырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности геральдический щит, разделенный вдоль на два равных поля. Левое поле щита алого цвета означает огонь и отвагу, правое лазурное поле означает небо, верность и духовность.В нижней трети щита, по центру, расположены две скрещенные серебряные сабли, острие клинков направлено вверх.Сабли символизируют собой вооружение, военных людей, напоминая о том, что многие села района были основаны «Служилыми» людьми и казаками. На территории района в прошлом проходило и много сражений, например, в пределах нынешних сел Андреевка и Озерки произошло сражение волжских булгар, населявших эти земли, и войск Чингисхана, в результате которого последние были разбиты, и вплоть до нашествия Батыя не появлялись в Восточной Европе; в селе Старый Белый Яр, основанном как слобода у крепости на Закамской черте, в 1774 году произошло крупное сражение сподвижника Емельяна Пугачева — атамана Сомова с царскими войсками; происходили бои и во время гражданской войны.В верхней части щита, по центру, изображение летящей серебряной чайки. В этом символе отголоски одной из легенд о происхождении названия «Чердаклы». На территории района множество озер с живущими на них чайками, тюркское название которых — «акчарлык», что как считают некоторые исследователи, созвучно имени райцентра.

ulpressa.ru

История герба города Сургута » Joker.YaSurgut.Ru

Сургут - город черного лиса. Сегодня Сургут знают скорее как нефтяную столицу Западной Сибири, а не город черного лиса. Тем не менее, на современном сургутском гербе версии 2003 года все же красуется не нефтяная вышка, а чернобурка на золотом фоне, гордо шагающая по лазоревой земле. Однако за время истории города герб неоднократно менялся, как менялось и представление о самом городе. Длительная борьба лиса и вышки за главное место на главном символе Сургута закончилась в пользу первого.

Почему именно лис, вполне объяснимо. Сургутская земля с момента основания города была раем для охотников. Помимо всякого другого зверья, водились лисы здесь и рыжие, и черные, и красно-коричневые, и чернобурки. Спрос на пушнину на Руси не иссякал. И везли в столицу мягкую рухлядь, как говорится, обозами. Вот и пожаловала императрица Екатерина в 1785 году городу его первый герб с лисицей, то ли рыжей, толи коричневой, то ли черной. Кстати, какой именно из вариантов герба является исторически верным, сказать трудно.

Правда, в советское время лисы были не столь актуальны, да и городом Сургут с 1923 до 1965 не назывался. Поэтому новый герб, появившийся в 1975 году (автор В.Н.Горда), естественно, демонстрировал новое достояние Сургута – нефть. Лиса осталась, видимо как дань прошлому, побелела, стала совсем маленькая и куда-то испугано бежит, оглядываясь назад. Понять ее можно – народу понаехало за черным золотом, тьма тьмущая. В общем, лис фигура второстепенная, по сравнению с нефтяной вышкой.  

Черной лисица стала лишь в конце девяностых. Специалисты геральдического совета при Президенте РФ настоятельно порекомендовали вернуть лису прежний – главенствующий статус. Статус вернули. Вышку - звездочку переместили в нижнее поле. Но на беду лиса по-прежнему изобразили оглядывающейся, да еще и убегающей, что по правилам геральдики не допустимо.

В версии 2002 года лисица уже не бежала, а шагала, но приобрела такие длинные ноги, что стала смахивать на коня. Звездные вышки размножились. Эта версия тоже не выдержала критики.

В итоге мы имеем только черного лиса на золотом фоне шагающего по лазури. И это справедливо. Лис в геральдике означат прозорливость и хитрый, находчивый ум. У народов ханты он является в качестве мифического культурного героя, наделенного магическим силами. Одним словом, черный лис – волшебный и уникальный, как и город Сургут.

 

joker.yasurgut.ru

Герб города Ухта (1979 г.)

Дата принятия: 20.09.1979

На красном поле щита изображены зеленый контур ели, внутри него черная буровая вышка с датой образования города "1943", бело-синяя раскрытая книга, черный мастерок. В нижней части контура ели синий национальный орнамент, символизирующий как национальную принадлежность города, так и реку Ухту. На гербе отображены символы основных отраслей, развитых в Ухте: нефтедобывающей, строительства, образования и культуры.

Утвержден 20 сентября 1979 г.

Проекты герба города Ухта (2008 г.)

Творческий конкурс на создание проекта нового герба и флага Ухты был объявлен в апреле 2008 г.. Городские власти предложили ухтинцам принять в нем участие, представив свои работы до первого ноября 2008 г. За восемь месяцев в отдел информации Совета МОГО «Ухта» поступило 15 макетов герба и 11 разработок флага, авторами которых являются в основном известные ухтинские художники: Владимир Маслов, Александр Тимушев, Валерий Шустов и Геннадий Куракин, создатель первого неофициального герба Ухты. Конкурс был объявлен в связи с тем, что утвержденный герб, на котором изображены буровая вышка, мастерок, раскрытая книга и ель, не прошел экспертизу в Геральдическом совете при Президенте РФ и не был внесен в Государственный геральдический регистр.

Представленные в Совет города работы оценивала комиссия, в состав которой вошли ученые, историки и депутаты горсовета.

Проект В.Н. Маслова

Художник Владимир Маслов вынес на обсуждение один проект. Художник взял за основу так называемый пермский звериный стиль, использовал один из его образцов – изображение бронзовой бляхи VI-VIII веков нашей эры, найденной на реке Ухте, – с человеколосем на ящере и длинной рыбой вверху.

Художник постарался максимально стилизовать древний образ под современность. На его гербе главенствующим символом является му кутысь (в переводе с коми «хранитель земных недр»).

Флаг по проекту составлен из четырех горизонтальных полос синего, черного, красного и белого цветов, в центре которого помещено изображение фигуры «хозяина земли» из городского герба. "Синяя и черная полосы обозначают газ и нефть – основные богатства недр, которым Ухта обязана своим возникновением. Узкая красная полоса знаменует трагическую историю города, жизни и силы людей, положенные в основу его существования. Белый цвет символизирует просторы Севера", - пояснил Маслов.

По мнению кандидата исторических наук профессор кафедры истории и культуры УГТУ Ленфрида Борознца, "Нам пора уже заменить символы, отражающие короткий этап развития города, на историческую суть. Ведь город возникал не только как нефтяная кладезь, но и как кладовая огромных природных богатств Печорского края. Здесь одновременно добывали нефть, радий, газ, уголь, бокситы, титаны, алмазы и так далее». Привязывать Ухту к какому-то определенному виду производства, на взгляд Борозинца, нельзя... Образ пермского звериного стиля, на мой взгляд, вполне обоснован. Если говорить об истории нашей местности, то надо начинать с чудских племен, которые жили на территории современного Печорского края в первом веке нашей эры. Образцы их древней культуры, впоследствии названные пермским звериным стилем, были открыты знаменитым Михаилом Сидоровым еще в середине 19 века. Это существо, «му кутысь», олицетворяет наши подземные богатства, которым город обязан своим рождением и развитием».

Проекты В.С. Шустова

Валерий Шустов создал эскизы гербов на основе элементов коми национального орнамента. Символизирует коми женщину-мать. Фигуру из коми орнамента автор поместил на сине-белом фоне, символизирующем северное сияние и перекликающемся с цветовой гаммой флага (сине-голубо-белый). На гербе и флаге традиционный северный элемент – снежинка.

Проект Г.И. Куракина

Геннадий Куракин (автор существующего герба) представил на суд комиссии доработанный вариант своего детища. Он убрал из герба название города (вместо него появился коми орнамент) и дату его основания (согласно требованиям геральдики на гербе их быть не должно). «Горожане привыкли к существующему гербу Ухты. К тому же многие книги об истории города и краеведению начинаются именно с герба. Он есть и на значке «За заслуги перед Ухтой».

Проекты А.В. Тимушева

Александр Тимушев представил на конкурс восемь проектов.

"Золотая сова в ожерелье", по мнению автора, символизирует мудрость и силу ума человека, позволяющие ему открыть природные кладовые и приумножить богатства города и страны. Венок из безантов (шаров), или жемчужное ожерелье, означает негласное название города – "жемчужина Севера", и представляет Ухту как исторический центр добывающей промышленности на европейском Севере и праматерь многих населенных пунктов в Коми. Лазоревый щит – символ красоты окружающей природы, надежды на светлое будущее. В центре синей части флага помещена гербовая фигура.

Результаты конкурса

Выбор герба и флага вызвал оживленную дискуссию. Но в итоге большинством голосов был одобрен проект герба и флага художника Маслова. Герб автора представляет собой червленый геральдический щит, в центре которого изображен серебряный мифологический герой «мукутысь» - хозяин земли. Его прообразом послужило изображение на бронзовой бляхе, найденной на реке Ухте Михаилом Константиновичем Сидоровым во второй половине 19 века. Голова мукутыся поднята немного вверх с улыбкой в знак доброго расположения к «верхнему миру», миру людей. По словам Маслова, при исполнении герба были применены три основных геральдических цвета: серебряный (символ чистоты, добра, независимости, светлых помыслов и намерений, цвет белых снегов), червленый (цвет жизни, красоты), лазоревый (синий) (символ величия, красоты, цвет земли недр и воды).

В 2009 г. проект герба Ухты прошел геральдическую экспертизу в Геральдическом совете при Президенте РФ. Существенным замечанием было предложение заменить цвет фигуры зверя с синего на золотой (т.к. в проекте наложение синей фигуры на красное поле (т.е. финифти на финифть) было нарушением геральдических правил). Проект флага не получил одобрения, т.к. по существующим правилам флаг должен быть основан на композиции герба (т.е. в данном случае наиболее корректным вариантом было бы полотнище красного цвета с изображением в центре зверя му кутысь).

Источники: Лексиков Александр

ВЕКТОРНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ:

geraldika.ru