ПАСЕ МОЖЕТ НАЛОЖИТЬ МОРАТОРИЙ НА ДОБЫЧУ НЕФТИ НА КУРШСКОЙ КОСЕ. Нефть на куршской косе


Экологи начали акцию протеста против намерения "Лукойла" начать добычу нефти в Балтийском море

Экологи начали акцию протеста против намерения "Лукойла" начать добычу нефти в Балтийском море Архив NEWSru.com

Литовские и российские экологи в понедельник начинают акцию протеста против намерения нефтяной компании "Лукойл" начать добычу нефти в Балтийском море недалеко от Куршской косы.

Нефтяники утверждают, что проект абсолютно безопасен. В свою очередь, сопредседатель Международной экологической группы Владимир Сливяк в эфире радиостанции "Эхо Москвы" заявил, что даже небольшие разливы топлива могут нанести огромный ущерб и Балтийскому морю, и Куршской косе.

Сливяк сообщил, что активисты Калининградской области и Литвы подписывают открытки в адрес президента России Владимира Путина с просьбой остановить разработку проекта добычи нефти в Балтийском море, которую намерен проводить "Лукойл", и назначить серьезную экспертизу, в которой могла бы участвовать общественность.

"Ранее сделанная экспертиза не удовлетворяет никаким экологическим критериям, она во многом заказана "Лукойлом", - заметил он. "Опасность разработки этого месторождения в том, что даже небольшие разливы нефти, а без этого добычи нефти не бывает, нанесут огромный ущерб национальному парку Куршская коса - объекту Всемирного наследия ЮНЕСКО", - пояснил Сливяк.

По его словам, разлив нефти при разработке этого месторождения испортит уникальный песок, который находится на Куршской косе. "Для того чтобы его очистить, необходимо будет снять весь слой песка, который играет важную роль для укрепления косы. Если песка будет меньше, то коса будет размываться намного быстрее и через короткое время ее вообще можно будет потерять, на этом месте будет море", - пояснил эколог.

Кроме того, по его словам, добыча нефти в этом районе неблагоприятно отразится на самом море. "Достаточно попаданию очень небольшого количества токсической смеси, а нефть содержит токсические вещества, и большинство живых существ, которые там сейчас обитают, погибнут", - пояснил Владимир Сливяк.

"Для того чтобы море оправилось от загрязнения, потребуется несколько десятков лет", - добавил он.

По словам эколога, для отправки российскому президенту подписано уже около тысячи открыток, а всего планируется собрать десять тысяч подписей.

"Лукойл" не видит оснований отказываться от разработки месторождения нефти на Балтийском море

Такое заявление сделал в эфире радиостанции "Эхо Москвы" руководитель пресс-службы нефтяной компании "Лукойл" Дмитрий Долгов. По его словам, разработкой этого месторождения компания планирует заняться "не ранее начала 2004 года".

Долгов подчеркнул, что "этот проект прошел государственную экологическую экспертизу и получил положительную оценку". "Наша компания имеет множество зарубежных проектов, и мы прекрасно отдаем себе отчет, что любое нарушение, допущенное с точки зрения природоохранных мероприятий, может повредить не только репутации компании, но и отразится на стоимости ее акций. Поэтому в том, что касается данного проекта, мы предприняли все необходимое для того, чтобы избежать возможных загрязнений", - пояснил Долгов.

Он также добавил, что "у "Лукойла" есть более чем 5-летнйи опыт работы на море, в частности на Каспийском". "Мы используем принцип нулевого сброса, когда в море за борт не попадают не только промышленные отходы, но даже отходы жизнедеятельности экипажа этой платформы", - заметил Долгов.

Он отметил, что "отказаться от этого проекта компания может по двум причинам: если придет к выводу, что этот проект нерентабелен, хотя в настоящий момент мы считаем, что он экономически выгоден, и, если российские официальные органы запретят "Лукойлу" осуществлять этот проект".

Дмитрий Долгов заметил, что компания "разделяет озабоченность общественности, идет с ней на диалог и пытается объяснить свою позицию". По его мнению, "литовским природоохранительным организациям нужно обратить внимание на свои компании, на нефтяных терминалах которых происходят утечки нефти, нежели пытаться помешать российской компании работать на российской же территории".

Руководитель пресс-службы "Лукойла" также заметил, что "не думает, что протест литовских экологов против разработки этого нефтяного месторождения вызван какими-либо разногласиями в политической области между Литвой и Россией".

"Лукойл" советует экозащитникам собирать бутылки по побережью

Массовый выброс нефтепродуктов на побережье Балтийского моря стал одним из самых скандальных событий минувшей недели. Более 100 километров побережья - от военно-морской базы Балтфлота до курортного Зеленоградска - были покрыты черным слоем мазута.

Количество выброшенных нефтепродуктов, по разным источникам, отличалось с колоссальной разницей. От 317 кг - данные Калининградской специализированной морской инспекцией, до 40 тонн - по подсчетам регионального экологического движения "Экозащита".

По версии специалистов Спецморинспекции, источником загрязнения пляжей Калининградской области является затонувший китайский сухогруз "Фу Шанхай", на борту которого было 1,6 тонны горючего и около 66 тонн удобрений.

По сведениям журнала "Морской флот", 31 мая 2003 года произошло столкновение "Фу Шанхая" с польским сухогрузом "Гдыня", работающим под кипрским флагом. На борту китайского судна прогремела серия взрывов, причиной которых, вероятно, стала химическая реакция соединения морской воды и удобрений. Никто из 27 членов команды не пострадал, но сухогруз пошел ко дну и теперь покоится на глубине 65 метров - к северу от датского острова Борнхольм.

Между тем, прибывший в область замминистра природных ресурсов РФ Максим Яковенко назвал эту версию "сомнительной", сообщает Regnum. По словам Яковенко, 450 километров - расстояние достаточно большое для того, чтобы на калининградских пляжах смогло оказаться несколько сот килограммов загрязняющего вещества.

Версия, что источником выброса нефтепродуктов стало разрабатываемое "Лукойлом" месторождение "Д-6", также была официально опровергнута. "Проект "Д-6" прошел положенную государственную экологическую экспертизу, - заявил замминистра природных ресурсов. - Исследования собранных на побережье Куршского залива образцов, которое провела лаборатория Калининградского филиала и испытательного центра ЗАО "Петролеум-Аналистс", свидетельствуют о том, что нефтепродукт, содержащийся в представленном образце, можно отнести к мазутным фракциям. А их физико-химический состав позволяет утверждать, что это мазут не местного происхождения".

Генеральный директор "Лукойл-Калининградморнефти" Юрий Каджоян в интервью газете "Жизнь-Калининград" заявил, что проект "Д-6" разрабатывался с учетом самых строгих экологических требований. "Мы учли все, вплоть, до изменений сейсмической обстановки, ледохода и гипотетического уничтожения платформы", - сказал Каджоян.

Вместе с тем, гендиректор "Лукойл-Калининградморнефти" признал, что риск загрязнения Балтики и в первую очередь заповедной Куршской косы, внесенной в списки мирового наследия ЮНЕСКО, существует только "в случае нештатной ситуации - предполагаемой аварии".

Говоря о том, что региональные общественные экологические группы бьют тревогу по поводу возможного загрязнения Куршской косы, Юрий Каджоян посоветовал экозащитникам "собирать пластиковые бутылки по побережью - пользы будет больше".

www.newsru.com

Нефть или туризм? — Российская газета

      Интерес, проявленный нашими ближайшими европейскими соседями, к перспективам развития Калининградской области, понятен - лучше иметь под боком хорошего партнера с высокими экологическими стандартами, нежели территорию, где проблем невпроворот.

     Возможные варианты развития региона, похоже, сводятся к двум альтернативным вариантам: либо нефтедобыча, либо развитие туризма. Причем и тот, и другой непосредственно касаются Куршской косы - уникального уголка природы, где на намытом веками песке растут корабельные сосны. Хозяев на Куршской косе двое: граница между Литвой и Россией делит на две части и национальный парк, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. А потому любой вопрос, связанный с будущим этого заповедника, априори международного звучания.

     Добыча нефти на шельфе Балтийского моря - относительно новая перспектива региона. Месторождение Кравцовское, известное в кругах специалистов как Д-6, находится всего в 22 км от Куршской косы. Его разработка может начаться менее чем через год. Вместе с тем предполагаемые запасы нефти, по оценке специалистов, там весьма невелики. Прибыль в виде налогов в бюджет составит около 3 млн. долл. ежегодно в течение примерно 10 лет, а затем не исключено, что добыча нефти начнет падать.

     По мнению сопредседателя российской экологической группы "Экозащита" Владимира Сливяка, потери нефти при добыче и транспортировке могут составить около 120 тонн в год даже в том случае, если не произойдет серьезных аварий. Один из примеров того, что может случиться, - нефтяная "атака" на балтийское побережье под Калининградом прошедшим летом, изрядно подпортившая курортный сезон. "РГ" уже писала о нефтяных выбросах, когда, по разным подсчетам, на берег было выброшено от 10 до 40 тонн нефтепродуктов.

     Не стоит забывать также еще о том, что месторождение находится всего в семи километрах от государственной границы. А Литва вот-вот станет членом ЕС, и тогда любые тяжбы о компенсациях будут решаться европейскими судами.

     Россия до сих пор еще не сталкивалась с подобными проблемами - шельфы вблизи других государств пока не разрабатывались. Однако очевидно, что случись нефтяной разлив на литовской акватории, и нам могут вчинить такой иск, который может перекрыть все финансовые плюсы от разработки Д-6.

     Туризм на литовской части Куршской косы процветает: здесь масса частных пансионатов, предлагающих кроме уникальных красот морского побережья отличную рыбалку, грибные и ягодные леса.

     Российская часть косы для туристов куда менее доступна. Конечно, освоить ее так, чтобы сохранить в неприкосновенности природу и качать реальный доход, вполне возможно. Но это требует больших инвестиций. Привлечь их, как выяснилось на встрече в Вильнюсе, возможно - при посредничестве ЕС.

     Но, по мнению европейских экспертов, совместить туризм и нефть "в одном флаконе" будет крайне трудно.

     В последние годы, по неофициальным данным, туристы "привозят" побережью около 50-60 млн. долл. в год.

     Фонд развития Калининграда из средств ЕС, о котором сейчас договариваются Россия, ЕС и Литва, может стать эффективным инструментом для привлечения крупных инвесторов. По разным оценкам, инвестиции в туризм могут составить до 100 млн. долл. в течение 5-10 следующих лет.

rg.ru

Литва обеспокоена экологическим состоянием Куршской косы | Экономика

ВИЛЬНЮС, 20 июл - РИА "Новости", Татьяна Ясинская. Дочернее предприятие российского концерна "ЛУКОЙЛ" - "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть" во вторник запускает всю технологическую цепочку по добыче нефти на месторождении Д-6, находящегося на шельфе Балтийского моря неподалеку от Литвы. Об этом сообщила администрация Калининградской области.

В связи с этим Литва еще раз будет просить Россию предоставить результаты независимой экспертизы о влиянии этого нефтяного месторождения на окружающую среду и информацию о точном начале добычи нефти из этой скважины, находящейся в непосредственной близости от литовского национального парка Куршская коса, внесенного в список мирового наследия ЮНЕСКО. Литва обеспокоена возможными утечками нефти из этой скважины, которые могут нанести непоправимый ущерб уникальной экосистеме Куршской косы.

Секретарь министерства охраны окружающей среды Александрас Спруогис в интервью Национальному радио заявил, что Россия не провела независимой экспертизы воздействия на окружающую среду.

По словам представителя природоохранного министерства, Россию обязали до февраля провести такого рода экпертизу, включив в оценочную комиссию независимых международных экспертов. В противном случае Куршская коса автоматически будет внесена в список объектов мирового наследия, находящихся в опасности.

Уникальный природный и культурный объект Куршская коса был внесен Литвой и Россией в список мирового наследия ЮНЕСКО в 2000 году.

Нефтяное месторождение Д-6 обнаружено в 1983 году и является крупнейшим на морском шельфе у побережья Калининградской области. По предварительным данным, ежегодно здесь может добываться около 600 тысяч тонн нефти. Скважина находится в 23 километрах от Куршской косы и в пяти километрах от морской границы России с Литвой.

В ноябре прошлого года ознакомившись с техническими документами этого месторождения, эксперты ЮНЕСКО признали, что эксплуатация Д-6 представляет экологическую угрозу литовскому национальному парку Куршская коса.

oldimg1.ria.ru

Куршскую Косу может залить море и... нефть | Важнейшие политические события в мире: оценки, прогнозы, комментарии | DW

Общественные организации "Экозащита!" и Балтийский ресурсно-информационный центр, начиная с весны 2002 года ведут кампанию "СТОП Д-6" с требованием остановить реализацию проекта. Экологи считают, что лица, ответственные за его реализацию, недооценивают опасность загрязнения нефтью Балтийского моря и побережья Куршской косы, которая является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. В ноябре 2003 года эксперты ЮНЕСКО признали, что разработка месторождения Д-6 представляет экологическую угрозу для национального парка Куршская коса. С протестами по поводу строительства объекта уже выступили и парламенты Литвы, Латвии и Эстонии, и страны, входящие в парламентскую ассамблею Совета Европы - Дания, Германия, Польша, Австрия, Великобритания и Швейцария. Однако 600 или даже 700 тысяч тонн нефти, которые ЛУКОЙЛ собирается ежегодно добывать на месторождении вблизи Калининграда, похоже, весят потяжелее любых призывов и протестов. Ситуацию разъясняет Алексей Милованов, пресс-секретарь калининградской группы "Экозащита":

- Этот проект очень опасен для экосистемы юго-восточной части Балтийского моря и конкретно для Куршской косы, национального парка и объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. Мы считаем, что в случае разлива нефти, она практически неминуемо попадет на Куршскую косу. Единственный способ ее оттуда убрать – это собрать большое количество загрязненного песка. А Куршская коса и без того находится под постоянной угрозой размытия морем. Кроме того, существующие нормы добычи нефти в России таковы, что на тонну добытой нефти может быть разлито до одного стакана, и это не считается аварией. Учитывая, что в год предполагается добывать около 600 тысяч тонн нефти, можно подсчитать, сколько таких стаканов может быть пролито. В случае аварии масштабы загрязнения, естественно, будут еще больше.

- В какой стадии находятся сейчас работы, началась ли уже нефтедобыча?

- Нефтедобыча еще не начата. Сейчас происходит бурение скважины, этот процесс может продлиться еще около пяти месяцев. Так что у нас еще есть время, и мы приложим все усилия, чтобы остановить этот опасный проект.

- Недавно вы опубликовали доклад, в котором с научной точки зрения обосновывается опасность проекта для окружающей среды Что еще было предпринято, чтобы остановить строительство Д-6 и какова реакция местного населения на ваши усилия?

- Мы проводили очень много разных мероприятий. В частности, мы собирали подписи на открытках, которые были направлены президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину с просьбой остановить этот опасный проект до проведения международной экологической экспертизы. Более трех тысяч подписей было направлено в адрес президентской администрации и, судя по сообщениям на сайте администрации президента, он эти сообщения получил.

- Вы сказали "судя по сообщениям на сайте президента". Значит ли это, что президент вам не ответил?

- Нет, ни на одну открытку президент, к сожалению, не ответил. На все наши запросы в различные государственные структуры приходит совершенно стандартный ответ, в котором написано, что соблюдены все требования, нормы и стандарты российского и международного природоохранного законодательства. Правда, у нас есть доказательства, что это не так, но наши федеральные структуры, как кажется нам, не озабочены проблемой нефтяного загрязнения.

www.dw.com

ПАСЕ МОЖЕТ НАЛОЖИТЬ МОРАТОРИЙ НА ДОБЫЧУ НЕФТИ НА КУРШСКОЙ КОСЕ

Комитет по экологии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) провел слушания, на которых проанализировал безопасность эксплуатации нефтяного месторождения Д6, разрабатываемого компанией «ЛУКОЙЛ» в 22 километрах от Куршской косы...

Комитет по экологии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) провел слушания, на которых проанализировал безопасность эксплуатации нефтяного месторождения Д6, разрабатываемого компанией «ЛУКОЙЛ» в 22 километрах от Куршской косы (Калининградская область). Депутаты ПАСЕ не исключают, что на добычу нефти Д6 будет объявлен мораторий.

Обсудить проблемы добычи нефти под Калининградом предложила группа депутатов ПАСЕ от Дании, Латвии, Германии, Швейцарии, Литвы, Польши, Швеции, Австрии и Великобритании. Дело в том, что при возможной аварии на месторождении пострадает не только Россия, но и Литва, до морской границы с которой всего 7—8 километров.

Как подчеркивалось в докладе ПАСЕ, нефтяное месторождение находится совсем близко от Куршской косы — объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, и в случае аварии на Д6 возникнет угроза и для моря, и для косы.

— Если государство ведет экономическую деятельность в таком уникальном регионе, оно должно следовать общемировым конвенциям и учитывать международное мнение, — рассказал «Новой газете» депутат Совета Европы от Литвы Йонас Шикулис. — Опасность работы Д6 следует хотя бы из климатических условий: ветер на Балтике достигает больше 15 м/с, волны часто бывают больше двух метров, а расположение ветров и течений таково, что при любой аварии нефть от месторождения попадет именно на Куршскую косу — и на русскую, и на литовскую ее части.

Если до первого февраля следующего года не будет сделано заключение о безопасности работы месторождения, Куршская коса из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО автоматически перейдет в список объектов, находящихся под угрозой.

Доклад ПАСЕ о работе Д6 был подготовлен французским сенатором Даниэлем Гуле. Он высказал предположение, что необходимо ввести мораторий на добычу нефти до устранения проблем, касающихся экологической безопасности его эксплуатации. Планируется, что мораторий может быть объявлен на зимнее время, больше всего чреватое возникновением аварий. Литва представила проект договора с Россией о ликвидации последствий возможной аварии.

— Мы пытались выяснить готовность «ЛУКОЙЛа» к ликвидации аварий, — рассказал Йонас Шикулис. — Оказалось, схемы ликвидации доходят до границы с Литвой. Что будет с разлившейся нефтью дальше, нефтяников не интересует.

Это не первый случай, когда международные организации обращают внимание на разработку месторождений в Балтийском море. В конце августа в Калининградской области побывала делегация секретариата Хельсинкской комиссии — организации, следящей за соблюдением положений Хельсинкской Конвенции об охране окружающей среды Балтийского моря.

Полгода назад сессия экологического комитета Международной морской организации приняла решение о придании Балтийскому морю статуса особо уязвимого морского района. Это первый в истории случай, когда такой статус получило целое море. Россия решение Морской организации поддержать отказалась.

— В районе Куршской косы вообще не следовало бы вести экономическую деятельность, — считает Йонас Шикулис. — Но на это мы повлиять не можем.

Эксплуатация месторождения началась в июле. Первая партия добытой на Д6 нефти составила 34 тысячи тонн и была отправлена на экспорт около месяца назад. «ЛУКОЙЛ» вкладывает в разработку месторождения 120 миллионов долларов. Геологические запасы месторождения оценены в 21,5 млн тонн, извлекаемые запасы — в 9,1 млн тонн. Полный срок эксплуатации Д6 рассчитан на 30–35 лет. Вся добываемая нефть будет поступать на экспорт.

spb.dev.novayagazeta.ru

ПАСЕ МОЖЕТ НАЛОЖИТЬ МОРАТОРИЙ НА ДОБЫЧУ НЕФТИ НА КУРШСКОЙ КОСЕ

Комитет по экологии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) провел слушания, на которых проанализировал безопасность эксплуатации нефтяного месторождения Д6, разрабатываемого компанией «ЛУКОЙЛ» в 22 километрах от Куршской косы...

Комитет по экологии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) провел слушания, на которых проанализировал безопасность эксплуатации нефтяного месторождения Д6, разрабатываемого компанией «ЛУКОЙЛ» в 22 километрах от Куршской косы (Калининградская область). Депутаты ПАСЕ не исключают, что на добычу нефти Д6 будет объявлен мораторий.

Обсудить проблемы добычи нефти под Калининградом предложила группа депутатов ПАСЕ от Дании, Латвии, Германии, Швейцарии, Литвы, Польши, Швеции, Австрии и Великобритании. Дело в том, что при возможной аварии на месторождении пострадает не только Россия, но и Литва, до морской границы с которой всего 7—8 километров.

Как подчеркивалось в докладе ПАСЕ, нефтяное месторождение находится совсем близко от Куршской косы — объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, и в случае аварии на Д6 возникнет угроза и для моря, и для косы.

— Если государство ведет экономическую деятельность в таком уникальном регионе, оно должно следовать общемировым конвенциям и учитывать международное мнение, — рассказал «Новой газете» депутат Совета Европы от Литвы Йонас Шикулис. — Опасность работы Д6 следует хотя бы из климатических условий: ветер на Балтике достигает больше 15 м/с, волны часто бывают больше двух метров, а расположение ветров и течений таково, что при любой аварии нефть от месторождения попадет именно на Куршскую косу — и на русскую, и на литовскую ее части.

Если до первого февраля следующего года не будет сделано заключение о безопасности работы месторождения, Куршская коса из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО автоматически перейдет в список объектов, находящихся под угрозой.

Доклад ПАСЕ о работе Д6 был подготовлен французским сенатором Даниэлем Гуле. Он высказал предположение, что необходимо ввести мораторий на добычу нефти до устранения проблем, касающихся экологической безопасности его эксплуатации. Планируется, что мораторий может быть объявлен на зимнее время, больше всего чреватое возникновением аварий. Литва представила проект договора с Россией о ликвидации последствий возможной аварии.

— Мы пытались выяснить готовность «ЛУКОЙЛа» к ликвидации аварий, — рассказал Йонас Шикулис. — Оказалось, схемы ликвидации доходят до границы с Литвой. Что будет с разлившейся нефтью дальше, нефтяников не интересует.

Это не первый случай, когда международные организации обращают внимание на разработку месторождений в Балтийском море. В конце августа в Калининградской области побывала делегация секретариата Хельсинкской комиссии — организации, следящей за соблюдением положений Хельсинкской Конвенции об охране окружающей среды Балтийского моря.

Полгода назад сессия экологического комитета Международной морской организации приняла решение о придании Балтийскому морю статуса особо уязвимого морского района. Это первый в истории случай, когда такой статус получило целое море. Россия решение Морской организации поддержать отказалась.

— В районе Куршской косы вообще не следовало бы вести экономическую деятельность, — считает Йонас Шикулис. — Но на это мы повлиять не можем.

Эксплуатация месторождения началась в июле. Первая партия добытой на Д6 нефти составила 34 тысячи тонн и была отправлена на экспорт около месяца назад. «ЛУКОЙЛ» вкладывает в разработку месторождения 120 миллионов долларов. Геологические запасы месторождения оценены в 21,5 млн тонн, извлекаемые запасы — в 9,1 млн тонн. Полный срок эксплуатации Д6 рассчитан на 30–35 лет. Вся добываемая нефть будет поступать на экспорт.

www.novayagazeta.ru

Правительство поощряет разрушение национального парка Куршская коса

В совещании приняли участие представители Минэкономразвития, Минприроды, правительства Калининградской области, а также федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами. Результаты совещания серьезно обеспокоили экологов.

Дело в том, что, по данным Беллона.Ру, в начале прошлого года уже предлагался проект ТРОЭЗ на территории Куршской косы. Проект предполагал строительство на охраняемой территории нескольких многоэтажных гостиниц, гостиниц поменьше, строительство газопровода и дополнительной линии электропередач и доведение числа посетителей парка до 1 млн человек в год. Всё это окажется дополнительной нагрузкой на национальный парк.

Бедой национального парка, расположенного на косе — на узкой полоске суши в Балтийском море шириной от 400 метров до 3,8 километров, — стала нелегальная застройка. Застройка ведется, по крайней мере, в пределах поселков.

Новые планы относительно ТРОЭЗ предполагают освоение четырех участков косы вне существующих поселков, два из которых являются, по мнению ученых, самыми уязвимыми. Пока до конца не ясно, что планируется строить на этих участках в дальнейшем — то ли гостиницу, то ли причал, то ли намыть остров.

Мнение министраВсего три недели назад, 5 марта 2008 г. министр природных ресурсов Юрий Трутнев заявил на совещании в национальном парке Куршская коса о том, что развитие ТРОЭЗ на Куршской косе будет идти цивилизованным путем, с учетом мнения экспертов и таким образом, чтобы не нанести ущерба природе Куршской косы.

«Я думаю, что очень немало задач для науки. Потому что мы точно не собираемся командовать «постройте там» или «постройте здесь», «постройте вдоль» или «постройте поперек», —заявил тогда Трутнев. — Мы исходим из того, что для этого есть специалисты. Вот такую экспертную группу надо сформировывать. Надо определять, где развивать туристско-рекреационную зону, как ее развивать так, чтобы она не наносила ущерб, а, наоборот, позволяла содержать парк».

Это не помешало представителям Министерства природных ресурсов вместе с другими участниками совещания принять решение строить именно «вдоль и поперек» и безо всяких консультаций с экспертами.

В проекте протокола совещания обозначены разрозненные участки ТРОЭЗ, выбранные без (и даже вопреки) рекомендаций ученых, а также имеются четкие задания для чиновников, выполнить которые необходимо в очень сжатые сроки: не позднее 17 апреля правительство Калининградской области обязано обеспечить подписание соглашения об определении границ ТРОЭЗ в национальном парке.

Изменение режима национального парка?Для реализации этих решений, необходимо будет изменить режим национального парка и, естественно, вносить изменения в схему зонирования: и такое задание тоже сформулировано участниками совещания: «МПР России в срок до 7 апреля 2008 г. утвердить изменения и дополнения в положение о национальном парке Куршская коса, в том числе схему функционального зонирования национального парка, с учетом создания ТРОЭЗ».

Вот так, очень просто: не развитие ТРОЭЗ с учетом особенностей территории Куршской косы и ее статуса — национального парка и объекта международной охраны, — а изменение функционального зонирование с учетом развития ТРОЭЗ.

Куршская коса требует особого к себе отношения, и Россия, как страна, подписавшая Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия, обязана «обеспечить возможно более эффективную охрану и сохранение культурного и природного наследия, расположенного на ее территории» (ст. 5), а не разбазаривание этого наследия.

Решения, зафиксированные в протоколе совещания в Минэкономразвития, по информации “Беллона.Ру”, пока не подписанном, выглядят как поспешные и необоснованные.

Решения о ТРОЭЗ должны выноситься тщательно подобранной группой экспертов, состоящей из ученых, многие годы изучающих Куршскую косу, а также представителей общественности и национального парка Куршская коса, для глубоко изучения последствий, которые могут возникнуть в связи с развитием ТРОЭЗ на территории национального парка Куршская коса, и подготовки обоснованных предложений.

Необходимо гласное и всестороннее общественное обсуждение планов развития ТРОЭЗ на уязвимой территории Куршской косы, однажды уже подвергнувшейся человеческой экспансии и пережившей экологическую катастрофу местного масштаба.

Очевидно, что требуется не кулуарное выделение земельных участков, ничем не отличающегося от сложившейся с конца 90-х годов практики нелегальной застройки на Куршской косе, а предоставление к обсуждению полноценной проектной документации, включающей оценку воздействия на окружающую среду, а также проведение государственной экологической экспертизы проекта.

Участки ТРОЭЗУчастники совещания определили следующие участки для включения в границы ТРОЭЗ.

  • Земельный участок общей площадью 35 га, расположенный в корне косы, который целиком находится на территории бывшего пролива, одного из самых низких мест на косе, где под песком залегают мощные торфяные прослойки. С геологической точки зрения самыми неустойчивыми участками косы являются участки, где были древние проливы. По мнению ученых, именно здесь существует опасность размыва косы, прорыва ее как со стороны моря, так и со стороны залива (даже без дополнительных нагрузок в виде какого-либо строительства или рекреации).
  • Земельный участок общей площадью около 160 га, примыкающий к границе поселка Рыбачий, примерно в 30 км от первого участка. В границы означенной территории практически целиком попадает единственное в национальном парке луговое сообщество, являющееся кормовой базой для животных, обитателей Куршской косы, а также единственным местом произрастания луговых видов орхидей. Это периодически подтопляющаяся низина, к которой примыкает одно крупное озеро и сеть более мелких. Мелиорация, которая будет предшествовать строительству, нарушит гидрологический режим, под угрозой окажется богатейшее сообщество водных и околоводных обитателей (лебеди, цапли, утки, бобры, ондатры и так далее).
  • Земельный участок общей площадью около 20 га, расположенный на побережье Балтийского моря, в 4-5 км от литовской границы. Узкий участок, вытянутый вдоль шоссе, состоящий из неширокой полосы сосновых посадок, авандюны – рукотворного защитного пляжевого вала (вся авандюна выделена в особую охраняемую зону, даже пересекать ее можно только в специально отведенных и оборудованных для этого местах!) и морского пляжа. Кроме того, через 2 лесных квартала начинается заповедная зона национального парка; ТРОЭЗ лишит заповедную зону буфера и, фактически, вторгнется в нее;
  • Земельный участок общей площадью около 100 га, примыкающий к жилой застройке пос. Морское. Именно эта территория была подробно охарактеризована учеными на совещании в национальном парке Куршская коса, на котором присутствовал Министр природных ресурсов Ю. Трутнев, как наименее пригодная для развития: под толщей песка расположены такие неустойчивые породы, как торф, и строительство, хозяйственное вмешательство, даже простое удаление растительности с дюн приведет к тому, что пески снова придут в движение. На этой территории обширные посадки сосны горной, расположенные на высоких дюнах и в свое время спасшие Куршскую косу во времена песчаных катастроф (что и позволило включить Куршскую косу в Список Наследия ЮНЕСКО).

Сегодня Беллона.Ру направила официальные запросы в связи с ситуацией министру природных ресурсов Юрию Трутневу, министру экономического развития Эльвире Набиуллиной, губернатору Калининградской области Георгию Боосу и министру экономики Калининградской области Феликсу Лапину.

bellona.ru