Яркая Эфиопия и Джибути 2009 - Племена и вулканы Часть 11. Нефть на ощупь


Яркая Эфиопия и Джибути 2009 - Племена и вулканы Часть 11. Сайт Ляховца Сергея



13 февраля – 14 марта 2009

 

Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11 Часть 12 Часть 13 Часть 14

 

Молчащие жерла

 

Корка соли на утихшей фумароле

 

Бескрайние просторы пустыни Данакиль

Афары верят, что определенные деревья и растения наделены священной силой. Так же у них есть различные религиозные обряды - такие как помазание тел топленым маслом. Верят, что духи умерших обладают очень большой силой, проводы называются Rabena и устраиваются каждый год. Они совершают ежегодные приношения морю, чтобы обеспечить охрану для их деревень. Многие носят защитные амулеты их кожи, на которых есть трава и стихи из корана.

 

Застывшая грязь похожа на аккуратную кладку камней

 

Жирное пятно

 

Южный склон вулкана Далол

 

Афарская (Данакильская) впадина является частью гигантской системы океанических рифтов, опоясывающих планету.

Эта низменность - маленький сегмент колоссального подводного хребта, воздвигнутого лавами в результате миллиардов извержений из лежащих вдоль его оси рифтов на протяжении тысяч тысячелетий. Иногда верхушки этого подводного хребта выходят на поверхность в виде вулканических островов. Таковы Исландия, Азоры, Асенсьон, Тристан-да-Кунья, Буве, Амстердам, Сен-Поль, остров Пасхи и др. Афар по какой-то случайности оказался на континенте, но в далеком будущем будет поглощен океаном.

 

Дорога по кислотно-соляной грязи.После такой дороги машину нужно тщательно мыть, иначе коррозия ее уничтожит.

 

Слои соли.Книжка для геолога.

 

Соляные горы у юго-западного подножья вулкана Далол

 

Озеро сырой нефти.

Примерно в 10 километрах южнее Далола находится булькающее озеро сырой нефти. Диаметр озера примерно 50 м, на берегах откладываются какие-то минеральные образования в виде кристаллов. Для птиц и насекомых это место смертельно. Пока сюда еще не добрались нефтедобывающие компании.

 

В некоторых районах Эфиопии царит полное беззаконие.

В Эфиопии и особенно в Данакиль, где проживают племена Афар, за все и просто так, все хотят деньги. Со всеми попрошайками идет постоянная борьба, которая осложняется тем, что многие имеют какой-то официальный статус, и что весомее - автомат. В этой части Афарского региона центральная власть Эфиопии отсутствует - управлением занимаются местные авторитеты. В каждую машину насильно битком набивают местными охранниками-нахлебниками, конечно не бесплатно. В один из моментов у нас на переднем сиденье ехало их три человека, друг у друга на коленках. За что нужно платить деньги - придумывается в зависимости от жадности требующего. Чтобы что-то смотреть и куда-то двигаться, деньги приходится раздавать направо и налево. Правда с юга сюда уже строят дорогу, может тогда все поменяется, но и смотреть тогда тут будет нечего ...

 

Бурлит нефть.

Нефть - горючая маслянистая жидкость, являющаяся смесью углеводородов, бывает разных цветов, имеет специфический запах. Это одно из важнейших для человечества полезных ископаемых. Сырая нефть непосредственно не применяется. Для получения из неё технически ценных продуктов, главным образом моторных топлив, растворителей, сырья для химической промышленности, её подвергают переработке. Нефть занимает ведущее место в мировом топливно-энергетическом балансе - доля её в общем потреблении энергоресурсов составляет 48%. Нефть известна человечеству с древнейших времён. Раскопками на берегу Евфрата установлено существование нефтяного промысла за 6000-4000 лет до н. э. В то время её применяли в качестве топлива, а нефтяные битумы - в строительном и дорожном деле. Нефть известна была и Древнему Египту, где она использовалась для бальзамирования умерших. Начиная с 18 века предпринимались отдельные попытки очищать нефть, но до 2-й половины 19 века она использовалась в основном в натуральном виде.

 

На ощупь нефть напоминает теплое масло

 

Соляные пространства.

Около пяти миллионов лет назад Данакильская впадина была узким заливом Красного моря.После того как вода отступила, остались пластовые залежи белой соли, которые в некоторых местах выходят на поверхность.

 

Инородные предметы

 

Добыча соли в районе озера Ассаль (Карум).

Озеро Карум (Lake Asale, Assela, Karum) известно своими месторождениями соли. Озеро находится на 115 м ниже уровня моря и является самым большим водоемом района Берахле. Температура в регионе как правило колеблется от 25ºС в период сезона дождей с сентября по март, до 48ºС в засушливый сезон, который продолжается с марта по сентябрь.

 

Добытчики пищевой соли.

Работают они теми же самыми инструментами, которыми три тысячи лет назад их предки добывали соль для царицы Савской. Грубыми деревянными шестами они откалывают соляные плиты, которые потом распиливали на блоки традиционной величины и веса, которые подходят для транспортировки на верблюдах. Караваны везут соль в другие части Эфиопии и Судан. Для кочевников не существует границ, они переходят их со своими верблюдами где хотят.

 

Кричащий верблюд

 

Верблюжий поводок

 

Команды мусульман афаров и христиан тигрейцев каждый деньна протяжении 10 месяцев в году добывают соль и грузят ее на верблюдов, мулов и ослов.Бруски из соли называются амоле (amole) и раньше в Эфиопии использовались как валюта.

 

Спящий верблюд

 

Отделение соляного пласта.

Афары внимательно наблюдают за добычей и караванами, чтобы убедиться, что никто не ворует их соль. Каждый купец должен остановиться возле хижины сборщика соляных налогов в пыльном поселке Хамед Эла и заплатить налог за каждого верблюда, осла, мула в караване. Каждая должность в шахте от распильщика соли до заведующего питанием назначается афарами.

 

Мирное обмундирование в афарском регионе

 

Раскатанная машинами соленая грязь

 

Идущие за водой.В русле сухой реки сделан глубокий колодец, дающий солоноватую воду.

 

Каркас жилища афаров в поселке Хамед Эла (Hamed Ela).В основном дома тут нужны для защиты от солнца и ветра несущего песок.

 

Хижина местного начальника.

Эфиопия - цитадель христианства на чёрном континенте, и это всегда сближало её с Россией. Уже больше ста лет дипломатическим отношениям. В конце 19 века её посещали русский поэт Николай Гумилёв, будущий белогвардейский атаман Краснов, Александр Булатович и другие русские люди. Краснов возглавлял казаков, охранявших прибывшую к императору Менелику II русскую миссию дипломатов. Более всех интересны путешествия Александра Ксаверьевича Булатовича. По поручению правительства он три раза был в Абиссинии, будучи офицером царской армии начиная с 1898 года. Затем стал монахом, жил на Афоне, посетил Аддис-Абебу в четвёртый раз в 1911 году, когда Менелик II уже умирал. Сам Булатович, тогда уже отец Анатолий, погиб во время гражданской войны от рук махновцев. Но он оставил интересные описания своих путешествий. А первым из подданных Российской Империи в Абиссинии побывал Манучар Качкачишвили как минимум на 120 лет раньше Булатовича.

Период с середины 70-х до начала 90-х годов можно было бы считать золотым для наших отношений. В Эфиопии работали сотни советских военных советников, врачей, учителей, нефтяников, строителей, золотоискателей и агрономов. После 1991-го, когда пал ставленник СССР Менгисту Хайле Мириам, отношения практически прекратились. В Аддис-Абебе лишь продолжает работать больница Российского Красного Креста,  Российский культурный центр.

 

Верблюды нереальными караванами шагают по пустыне, связанные в цепочки

 

 

Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11 Часть 12 Часть 13 Часть 14

foto-traveller.ru

Физико-химические свойства и состав нефтей.

Нефть представляет собой вязкую жидкость тёмно-коричневого, чаще чёрного цвета, иногда почти бесцветную, жирную на ощупь. Нефть состоит из смеси различных углеводородных соединений. В природе нефти очень разнообразны по консистенции – от жидких до густых, смолообразных.

Основные химические элементы, из которых состоит нефть, углерод и водород. Содержание углерода в нефти (С) – 82-87% и водорода (Н) – 11-14%. Кроме того, в нефти присутствуют гетероэлементы - кислород (О) – 0,2-0,7%, (бывает до 4%), азот(N) – 0,1-0,3%, (бывает до 2%), сера (S) – 0,09- 0,5%, (бывает до 2%), в небольших количествах встречаются фосфор, ванадий, никель, железо, алюминий и др.

В нефтях присутствуют три основные группы углеводородов (УВ):

- метановые или парафиновые;

- нафтеновые;

- ароматические.

МЕТАНОВЫЕ углеводороды

Общая формула Cnh3n+2.

Метановые углеводороды - это органические соединения цепочечной структуры, в молекулах которых атомы углерода соединены между собой одинарными ковалентными связями (рис.1).

C h5, C2H6 , C3H8, C4h20 – газообразные УВ;

C5h22, C6h24, C7h26, C8h28, C9h30, C10h32 ……. C16h44 – жидкие УВ;

C17h46 и выше – это твёрдые вещества.

 

Рис. 1. Варианты изображения строения молекул пентана:

а) структурная формула с указанием всех валентных связей, б) структурная формула связи между атомами углерода, в) упрощенная формула.

НАФТЕНОВЫЕ углеводороды

Общая формула Cnh3n.

Для этих углеводородов характерно циклическое строение. Они состоят из нескольких групп – СН2-, соединённых в замкнутую систему. Для нефтей характерны нафтены, состоящие из пяти или шести групп – СН2-. Это циклопентаны (рис.2) и циклогексаны (рис.3).

 

Рис. 2. Циклопентан.

Рис. 3. Циклогексан.

Похожие статьи:

poznayka.org

Экономика на ощупь, или Фантазии Эльвиры Набиуллиной

А потому восстановление может быть «растянуто во времени». Сейчас, если верить Набиуллиной, достинут важнейший итог адаптации экономики России к новым условиям, сложившимся после падения мировых цен на нефть. А именно, начат постепенный переход на новую модель развития.  Правда, что это за модель, глава ЦБ сказать не может, так как искомую модель экономика только начинает нащупывать. Об этом Набиуллина заявила на объединенном заседании трех экономических комитетов Госдумы.

То есть кризис в разгаре, доходов нет, бюджет идет в разнос, а экономика еще только начинает нащупывать новую модель! Зато прежняя модель экономики, «основанная на экспорте сырья и стимулировании потребления, в том числе через потребительское кредитование, исчерпана», передает «Интерфакс» слова главбанкирши. Вот новость-то! Нефтяную модель начали хоронить еще в 2014 году, уважаемая, а до этого, и это знает сама Набиуллина, конец нефтяной модели проявлялся в «затухании темпов роста» в годы, предшествующие кризису и падению цен на нефть.

Зато теперь эксперты ЦБ углядели наметившиеся признаки восстановления экономики и уже в следующем году ожидают небольшой прирост ВВП страны. Однако в отсутствие структурных изменений темпы роста экономики, по словам главы ЦБ, в ближайшие годы останутся ниже 2%. Это ниже инфляции и означает, что реального роста не будет. В устах же Набиуллиной это звучит как восстановление, растянутое по времени, так как это смена модели поведения экономики, модели ее развития.

 За этим словоблудием Набиуллинавсе же признала, что сегодня ситуация в разных отраслях экономики и разных регионах страны пока остается неустойчивой.А будет ли ЦБ стимулировать переход экономики на новую модель? Как бы да. Задачей ЦБ Набиуллина назвала поддержание процесса перехода и обеспечение стабильных финансовых условий для «формирования внутренних источников инвестиций». То есть вложиться должен не ЦБ, а некие инвесторы, а поддерживать процесс Центробанк должен с осторожностью и без лишней спешки, чтобы за смягчение условий ведения не пришлось платить рядовым россиянам.

Затем главбанкирша напустилась на идеи Сергея Глазьева: предложения о слишком быстром снижении ставок, о накачивании экономики дешевыми деньгами, о льготном финансировании избранных проектов, на наш взгляд, опасны. Это может привести к ускорению инфляции, к обесценению доходов и сбережений людей.Такая политика не только не поможет экономике перейти к новой модели роста, но, наоборот, «законсервирует уже обнаружившую свою неэффективность текущую модель».В начале октября 2016 года, выступая на форуме «Россия зовет!»,Набиуллина говорила, что России нужна новая — сберегательно-инвестиционная — экономическая модель, в рамках которой в инвестиции будут «превращаться» То есть сбережения граждан в банках и иные превратятся в инвестиции, в смысле, граждане как бы добровольно вложат свои накопления в экономику.

Такая вот странная идея стала основой переходной экономики на инвестиционную модель и легла в базу сценария социально-экономического развития России до 2035 года, разработанного Минэкономразвития. Согласно этому сценарию, улучшение бизнес-климата, поддержка несырьевого экспорта, а также снижение издержек и рост доходов компаний должны обеспечить ускорение темпов роста ВВП до 4% к 2019 году.

starguard.ru

Прогнозы о ценах на нефть. Кто ниже

В следующем году цены на нефть будут в районе $40-43 за баррель,считает Игорь Сечин. Таким образом, цены на нефть вернутся на уровень начала 2016 года. Это произойдет, в частности, из-за расширения производства сланцевой нефти. Чиновники также пессимистичны относительно цен на рынке энергоносителей.

Глава "Роснефти" Игорь Сечин предсказывает очень низкие цены на нефть в 2018 году. По его мнению, в следующем году цена на нефть будет колебаться в пределах $40–43 за барр.

«При предварительном анализе, в следующем году мы будем иметь цены в пределах $40–43 за баррель»

, - заявил Игорь Сечин в интервью телеканалу "Россия 24".

Окажут влияние на цены на нефть производители сланцевой нефти, а также финансовые инструменты в США, полагает он.

"Одним из самых существенных факторов, наряду с производителями сланцевой нефти, является большое влияние финансовых инструментов в США на цены. Девальвирование доллара сейчас составило порядка 20%. Если вы приведете соответствующие коэффициенты, то вы увидите, что в США истинная цена и есть порядка $40 за барр.",- отметил глава "Роснефти".

Таким образом, Игорь Сечин прогнозирует в 2018 году цены на нефть на уровне 2016 года. В начале прошлого года цена на нефть марки Brent опускалась к отметке $40 за барр. В этом году самый низкий уровень, на котором находилась цена на нефть, составлял $44,3 за барр., а максимальная цена была зафиксирована в начале этого года— $58,37 за барр.

Ранее глава Минэнерго России Александр Новак заявил журналистам в кулуарах ВЭФ — 2017, что средняя цена нефть, по прогнозам министерства, в 2018 году будет в диапазоне $45-55 за баррель.

Минэкономразвития ожидает $43,8 за баррель в среднем за 2018 год. При этом как заявлял летом министр финансов Антон Силуанов, в бюджет России на 2018-2020 годы будет заложена цена на нефть в 40 долларов за баррель. По его словам, цены выше для ориентира брать неправильно, поскольку это влечет за собой дополнительные риски. Как отмечал министр, на нефтяные цены влияет множество экономических и политических факторов.

«Мы считаем, чтобы обезопасить бюджет от внешних рисков, на которые мы не можем повлиять, нам необходимо придерживаться умеренной консервативной цены в размере 40 долларов за баррель»

,- подчеркивал он.

Мнения экспертов о ценах на нефть разошлись. Большинство считают, что это прогноз главы "Роснефти" слишком пессимистичный. Например, как заявлял заместитель директора института "Центр развития" Валерий Миронов, среднегодовая цена на нефть будет выше, чем прогнозируют чиновники.

Как объясняет ведущий аналитик ГК TeleTrade Марка Гойхмана, на нефтяные цены воздействует прежде всего фундаментальное соотношение спроса и предложения, а во вторую очередь – рыночные ставки доходности финансовых инструментов и курсы валют.

«Пределы роста производства сланцевой нефти близки к максимумам. Сейчас в США добывается более 9,5 млн. барр/сутки, на следующий год предполагается уровень 10 млн. барр/сутки. В случае, если не произойдёт резкого увеличения добычи в ОПЕК+ по окончании соглашения в 2 квартале 2018 года, баланс на рынке сохранится. Это поддержит цены примерно на текущих уровнях $50-55/барр. по Brent.»

, - считает эксперт.

При этом ужесточение финансовых условий в США, в частности, повышение процентных ставок ФРС, действительно может уменьшить прибыльность спекулятивных вложений в нефть как финансовый инструмент, но воздействие этого фактора будет весьма ограниченно, добавляет Гойхман.

Однако, по словам ведущего аналитика AMarkets Артема Деева, учитывая, что проблема перепроизводства на рынке нефти так и не решена, прогноз более чем реален.

«Высокие показатели нефтедобычи в США, Ливии и Нигерии, регионах, которые не участвуют в сделке ОПЕК+, продолжат снижать эффективность энергетического пакта. В результате на ноябрьской встрече участников соглашения по снижению производства нефти впервые за год могут быть подняты вопросы о досрочном прекращении действия прежних обязательств, что увеличит приток предложения на глобальный рынок черного золота»

, - комментирует эксперт.

В сентябре стоимость нефти колеблется в промежутке 52-54 доллара за баррель. При этом в последнее время мировые цены на нефть снижались из-за опасений по поводу урагана "Ирма", однако с утра в понедельник они возобновили свой рост. Ноябрьские фьючерсы на нефть сорта Brent поднялись на Лондонской бирже ICE Futures на 0,46% до $54,03 за баррель. Октябрьские фьючерсы на легкую нефть марки WTI на Нью-Йоркской товарной бирже (NYMEX) выросли в цене на 0,78% до $47,85 за баррель.

Эксперты подчеркивают, что ураган "Ирма" стал самым мощным в Атлантике как минимум за последнее десятилетие. По мнению специалистов, он оказался даже сильнее урагана "Харви", который в конце августа обрушился на побережье Техаса. При этом из-за урагана "Харви" четверть нефтеперерабатывающих мощностей США вышла из строя, часть компаний прекратила прекратила работу на нефтяных и газовых скважинах на сланцевом месторождении Eagle Ford. Чтобы стабилизировать цены на моторное топливо министерство энергетики США впервые за пять лет выделит НПЗ около 500 тыс. баррелей нефти из стратегического резерва.

Определяющим фактором для цены на нефть на рынке энергоносителей будет оценка последствий двух ураганов и их влияние на спрос и предложение нефти в Штатах, отмечает старший аналитик ИК "Фридом Финанс" Богдан Зварич. На этой неделе в центре внимания инвесторов будут также ежемесячные отчеты по рынку нефти от МЭА и ОПЕК, которые смогут повлиять на цены на нефть, добавляет старший управляющий по исследованиям и анализу отраслей и рынков капитала управление исследований и аналитики Илья Фролов.

focusgoroda.ru

Пять примет плохого бензина - Автомобильные новости - Проверяйте топливо на цвет и сохраняйте чеки с АЗС.

Для автомобиля качественное топливо такой же важный вопрос, как и правильное питание для человека: если часто кушать гадость из фаст-фудов, пострадает желудочно-кишечный тракт и печень, аналогично, если в бак автомобиля заливать дешевую "бодягу", вскоре выйдут из строя компоненты топливной системы, двигатель и свечи.

Среди водителей бытует мнение, что в течение последних нескольких лет проблема качества топлива на АЗС решена полностью: мол, владельцы заправок и без того знают множество способов получения сверхприбыли, а рисковать репутацией и клиентами — дело неразумное. Однако, по словам директора консалтинговой компании "А95" Сергея Куюна, в периоды резкого роста цен на топливо (читай: в данный момент) продажа "бодяги" под видом бензина и дизеля является очень доходным бизнесом для всевозможного рода дельцов: цена на химические компоненты, которыми разбавляют топливо для приготовления "суррогата", остается неизменной. "Сегодня" при помощи экспертов Института потребительских экспертиз, Национального транспортного университета, компании "Скания Украина" и консалтинговых фирм "А95" и "ЮПЕКО" выясняла, как правильно следует выбирать "еду" и "столовую" для своего автомобиля, чтобы он не отравился.

ПУТЬ ОТ НПЗ ДО АЗС: КАК ТОПЛИВО ТЕРЯЕТ КАЧЕСТВО

Если в конце прошлого века при заправке на АЗС у водителя был выбор только из "А76", "А92", "А95" и "ДТ", то сегодня стелы заправок рябят от огромного количества вариантов: "А95+", "А95 Евро", "ДТ Евро" и множества других обозначений, причем, разница в цене одной и той же марки бензина часто составляет до 50 копеек за литр. В чем разница и стоит ли переплачивать за качество?

ПЕРЕРАБОТКА И ПРОИЗВОДСТВО. Не секрет, что все виды автомобильного топлива получают из одного и того же сырья — нефти. Она состоит из различных соединений, основными из которых являются углеводороды (парафиновые, нафтеновые, ароматические) и, в небольших количествах, — сернистые, кислородные и азотные соединения. На нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) нефть нагревают и методом "прямой" перегонки разделяют по температурам кипения на различные виды топлива: бензин, керосин, дизтопливо, и в остатке — мазут. Однако товарной продукцией они становятся только после удаления вредных для двигателя соединений (смол, серы, парафинов и прочих компонентов) — для этого на НПЗ производят дополнительный процесс очистки. В зависимости от степени очистки и качества присадок, автомобильное топливо делят по экологическому уровню, в соответствии с европейской классификацией: Евро-2 (серы не более 0,005%), Евро-3 (серы до 0,0015%), Евро-4 (серы до 0,0005%) и Евро-5 (серы до 0,0001%). После этого продукцию продают по оптовой цене на нефтебазы, куда она часто поступает в виде полуфабриката, в который уже по месту заливают присадки (октаносодержащие, антидетонационные, моющие и многие другие) и получают тот самый "А76", "А92" и "А95". Только после этого готовый продукт везут на АЗС и продают автомобилистам. Продажа топлива, несоответствующего хотя бы нормам Евро-2, украинским законодательством запрещена. Но мошенники умудряются обходить и этот запрет.

Николай Худолий, директор лаборатории по испытанию горюче-смазочных материалов при Национальном транспортном университете, говорит, что помимо шести больших НПЗ, которые у всех на слуху (Одесский, Кременчугский, Лисичанский, Херсонский, Нефтехимик Прикарпатья, Галичина), в Украине работает множество мелких производителей, которые ориентируют свою продукцию изначально на сельхозтехнику и автомобили старых конструкций. Такие мини-заводы для того, чтобы избежать проблем с контролирующими органами, пишут в документации о том, что выпускают не "топливо автомобильное" по ДСТУ, а "компонент" в соответствии с собственными техническими условиями. Количество серы, смол и парафинов в таком бензине и дизтопливе значительно отличается от госстандарта, соответственно, заливать его в бак для современного автомобиля смерти подобно. Чтобы не попасть, рекомендуется перед заправкой на неизвестной или сомнительной АЗС попросить у них технический паспорт на топливо и убедиться в том, что в нем написано именно "бензин автомобильный ДСТУ 4063-2001" и "дизельное топливо ДСТУ 3868-99".

По словам эксперта, если двигатель автомобиля соответствует нормам Евро-2 и выше, а его заправлять сернистым топливом, это быстро приведет к выходу из строя свечей, каталитического нейтрализатора, топливной аппаратуры и других элементов "сердца" автомобиля. То же самое касается и более современных моторов: если в паспорте двигателя записано, что он соответствует нормам Евро-3 и выше, заливать в бак необходимо только топливо, которое подвергли очень высокой степени очистки.

ПЕРЕВОЗКА. Потеря качества топлива может возникнуть у продавцов уже на этапе транспортировки, — говорит эксперт консалтинговой компании "ЮПЕКО" Андрей Перов. — Во-первых, при перевозке в случае температурных колебаний возникает такое явление, как изменение объемов топлива (при охлаждении оно уменьшается в объеме до 10%), во-вторых, не исключены случаи банального воровства, ведь водителям часто платят очень мало и они сливают часть топлива. Естественно, перед водителем бензовоза возникает проблема того, чем покрыть недостачу: в дизель он может долить отработанные масла, в бензин — дешевые присадки, а разницу в цене — положить в карман. Если на заправке нет дополнительного контроля, сотрудники АЗС даже и не узнают о том, что продают уже подпорченный товар.

ХРАНЕНИЕ НА АЗС. Вторая проблема, которая сказывается на качестве топлива, — подход владельца заправки к ведению бизнеса. Дело в том, что емкости, в которых хранится топливо на АЗС требуют регулярной очистки по специальной технологии, иначе внутри резервуара размножаются биологические организмы, могут оставаться посторонние вещества (песчинки, листья, вода), отложения, а это требует от владельца дополнительных затрат, на которых всегда можно сэкономить. Но загрязненное топливо использовать в современных автомобилях категорически запрещено… И, наконец, цепочка замыкается на сотрудниках самих АЗС, которые при отсутствии должного контроля, могут отливать себе качественное топливо из резервуаров, а взамен лить туда более дешевые присадки.

САМ СЕБЕ ЭКСПЕРТ

ВЫЧИСЛЯЕМ НАСТОЯЩИЙ БЕНЗИН

По цвету. Если есть такая возможность, наберите бензин в прозрачную тару и посмотрите на свет: не должно быть никаких примесей, а цвет — только бледно-желтый (исключение — сетевые заправки, на которых бензин подкрашивают специальными красителями-суданами для защиты от подделок). Простой анализ можно сделать и своими силами: добавьте в бензин марганцовки, и если он приобрел розовый цвет, значит, в нем есть примеси воды.

По запаху. Подозрение должен вызвать и необычный запах: например, можно унюхать нафталин, сероводород, меркоптановую серу (резкий запах сжиженного газа) — насторожить должен любой запах, который не характерен для нефтепродуктов.

На ощупь. Попробуйте капнуть бензином на руку — чистый продукт сушит кожу, а не размазывается жирным пятном — признак примеси дизтоплива.

… И ДИЗТОПЛИВО

По цвету и запаху. Как и в случае с бензином, признаком подделки является нетипичные цвет, запах: настоящий дизель чуть темнее подсолнечного масла и имеет приятный масляный запах, а темный цвет и вонь, как от мазута — признак подделки.

По внешнему виду. Если вы набрали дизель в прозрачную емкость, обратите внимание на дно — там не должно быть признаков воды или песчинок.

Особую осторожность нужно соблюдать зимой: даже при низкой температуре дизтопливо должно оставаться жидким, а любое сгущение либо наличие белых хлопьев — признак выпавших парафинов.

На ощупь. Дизтопливо должно быть маслянистым и жирным, если нет, — оно сильно разбавлено с бензином.

КАК "БОДЯЖАТ" ТОПЛИВО

Потеря качества на пути от НПЗ до АЗС — это не самое страшное, что может произойти с топливом. Опрошенные нами эксперты говорят, что даже если топливо не соответствует стандартам, негативное влияние на автомобиль происходит не сразу: чтобы вывести мотор из строя, нужно регулярно, на протяжении от полугода то нескольких лет, заправляться немного не дотягивающим до стандартов бензином или дизелем. Намного хуже, когда владелец заправки изначально ставит перед собой задачу заработать на "фальсификате".

ПОДДЕЛКА БЕНЗИНА. "Самое доходное дело — производство "левых" бензинов. Здесь в ход идет все, что горит: сырье для нефтепереработки, стабильный бензин, газовый конденсат с добавлением продуктов коксохимических производств для повышения октанового числа", — отмечает директор консалтингового агентства "А95" Сергей Куюн. В базовое "сырье" (для того, чтобы придать топливу нормальный вид) чаще всего добавляют следующие "ингредиенты".

Тетраэтилсвинец. Добавление раствора тетраэтилсвинца (ТЭС) позволяет увеличить октановое число на 5—10 единиц. Например, этилированный бензин АИ-98 долгое время создавался добавлением ТЭС к бензину АИ-93. До сих пор, по оценкам экспертов, Украина остается крупнейшим в Европе потребителем ТЭС, который присутствует в пятой части продаваемого бензина. Повышает токсичность, меняет температуру сгорания топлива, что приводит к закоксовыванию поршневых колец, клапанов и отложениям на стенках цилиндров.

Нафталин. Это средство от моли повышает октановое число на 5—6 единиц. Образует значительное количество нагара в топливной системе и кристаллизуется, забивая шланги, бензонасос и форсунки инжектора.

Железосодержащие присадки. Способны увеличить октановое число на 3—6 единиц. Превышение концентрации приводит к образованию "ржавого" нагара в цилиндрах, выходу из строя свечей и уменьшению срока службы двигателя.

Соединения бензола. Часто для придания бензину "марки" используют бензол, толуол и другие ароматические углеводороды. Эти соединения, с октановым числом выше 100, намного дешевле ТЭС, да и приобрести их проще, чем тот же нафталин. Бензолосодержащие вещества являются сильными растворителями, которые уничтожают практически все эластичные детали мотора и приводят к активной коррозии.

Метил-трет-бутиловый эфир. Добавление 7—11% метил-трет-бутилового эфира (МТБЭ) в бензины делает из 92 бензина А95. Атомы кислорода в МТБЭ и в его смеси с трет-бутиловым спиртом (фэтерол) улучшают процесс сгорания топлива, повышая экономичность двигателя. Без дорогостоящих присадок-удержателей за несколько часов МТБЭ испаряется, а октановое число бензина падает — возникает детонация.

Этиловый спирт. При добавлении 5—20% спирта в бензин, октановое число растет на 3—8 единиц (из 76 можно получить 92, а из 92 — А95 уровня "супер-пупер-премиум"), при этом улучшается процесс сгорания, возрастают мощность и КПД двигателя. В бензин можно добавлять только обезвоженный спирт, а он стоит дорого. Иначе смесь быстро распадается и октановое число падает: возникает детонация, стук клапанов

Ацетон. Совсем нехитрый способ поднять октановое число до требуемого стандартом уровня. Смесь ацетона с бензином вызывает коррозию металла, разъедает сальники и прокладки.

ПОДДЕЛКА ДИЗЕЛЯ. По словам специалиста по гарантии компании "Скания Украина" Александра Титски, основные случаи подделки дизеля связаны с продажей топлива сельхозназначения под видом дизеля для современных автомобилей. А в холодный период под видом "зимнего дизеля" (не замерзает при отрицательных температурах) продают летнее дизтопливо (застывает уже при минус пяти). Бывали случаи поимки бодяжников, которые под видом дизтоплива продавали даже отработанные масла (СТО, которые занимаются заменой масла, отдают такие жидкости задаром).

Бензин и керосин. Популярным способом сделать из летнего дизтоплива зимнее является добавление туда бензина или керосина — это предотвращает выпадение парафинов и дизель не замерзает при низких температурах. Если с бензином или керосином переборщить, они смывают масляную пленку с блока цилиндров. Последствия — капремонт.

Сера и примеси. При недостаточной очистке дизтоплива, в нем остается много серы и смолистых веществ. Приводит к повышению температуры сгорания в двигателе и в результате нарушается его нормальная работа, остаются несгоревшие остатки. Результат — образовывается нагар в насос-форсунках и их подклинивает.

ВЫБИРАЕМ ЗАПРАВКУ

Чтобы не "попасть" на плохое топливо, опрошенные нами эксперты рекомендуют придерживаться следующих советов.

1. "Поскольку с документами на "левые" нефтепродукты всегда есть проблемы, реализация подделок чаще всего происходит на периферийных заправках", — говорит Сергей Куюн. Это не значит, что все владельцы заправок на окраинах городов являются мошенниками, но водителю в этих местах нужно соблюдать особую осторожность. И ни в коем случае не рискуйте, покупая топливо с рук, — часто возле частных домов вдоль дорог висят объявления о продаже топлива по сниженной цене, и даже рядом стоит бензовоз, водитель которого утверждает, что просто не довез топливо до АЗС: риск купить поделку здесь чрезмерно высок.

2. По словам Николая Худолия, на АЗС есть смысл подойти к "уголку потребителя" (по закону, он должен быть на каждой заправке) и посмотреть, есть ли там телефон горячей линии, контакты владельца заправки, информация о том, что топливо проверяется при помощи мобильной лаборатории. Если ничего подобного нет, следует насторожиться.

3. Обратите внимание на то, насколько за заправкой следят ее владельцы: часто даже на старых АЗС произведен косметический ремонт, территория облагорожена цветами, есть информационные таблички, а оборудование сверкает новой краской. Если же повсюду сплошная ржавчина, а люки резервуаров обросли травой, — лучше отправиться на другую заправку. Важным критерием является и состояние оборудования, из которого производят заправку топливом: старые колонки часто загрязнены и неоткалиброваны.

Если внешний вид заправки оставляет желать лучшего, но заправляться на ней удобно, например, по той причине, что она находится возле дома, можно взять пробы топлива и отдать в лабораторию: анализ стоит 600 грн., а на него можно скинуться с соседями по гаражу, у которых имеются точно такие же сомнения.

4. Все как один из опрошенных нами экспертов говорят о том, что автомобилиста должна обязательно насторожить слишком низкая цена. "Величина розничной наценки сейчас такова, что не позволяет "вольничать" с ценами на заправках. Как правило, в пределах области они изменяются в диапазоне ±30 копеек за литр. Аномально низкая стоимость в большинстве случаев свидетельствует о подозрительном происхождении продаваемого топлива", — считает Сергей Куюн.

Подтверждает его мнение и директор Института потребительских экспертиз Юрий Чернобрывец: "В августе мы проводили исследование, в ходе которого брали пробы на различных АЗС столицы. Сравнив результаты проведенных в лаборатории Национального транспортного университета исследований, мы обнаружили, что на 3 из 8 заправок, где цена отличается от средней по Киеву аж на 45 копеек, есть проблемы с содержанием серы и несоответствием октанового числа".

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ АВТО СЛОМАЛОСЬ ПОСЛЕ ЗАПРАВКИ

Учитывая то, что заправка некачественным топливом может нанести автомобилю очень серьезный вред (ремонт топливной аппаратуры дизельного двигателя тянет на $1000, капремонт бензинового движка — порядка $900, замена катализатора — порядка $150—300), мы решили узнать, как добиться возмещения ущерба от АЗС.

ШАГ 1. Найдите чек

"Сохраняйте чеки с АЗС, — говорит адвокат Донецкой коллегии адвокатов Марина Гавяда. — Это послужит доказательством факта заправки на конкретной АЗС, что имеет значение для суда".

ШАГ 2. Вызывайте сервис и эксперта

Вызывайте эвакуатор и буксируйте автомобиль на профессиональную СТО, а там сразу же попросите, чтобы горловину топливного бака опечатали в присутствии двух свидетелей. Сразу же нужно заказать независимую экспертизу у лицензированного предприятия, эксперт которой обычно выезжает к месту стоянки автомобиля и берет забор проб топлива из бака.

ШАГ 3. Производите отбор проб при свидетелях

На место проведения забора следует вызвать телеграммой представителя АЗС, чтобы он не мог заявить на суде о том, что пробу взяли без его ведома. После этого нужно в присутствии свидетелей взять три пробы топлива из бака: одну — для экспертов, одну — для себя, третью — для заправки и сразу после этого снова опечатать топливный бак автомобиля.

Желательно сразу же поехать на АЗС и попросить эксперта произвести там отбор проб (тоже при свидетелях и, пригласив на место забора представителя заправки) — если на этой АЗС по-прежнему торгуют суррогатом, это будет еще одним доказательством для суда.

ШАГ 4. Оцените ущерб и предъявляйте АЗС претензию

Закажите у сотрудников СТО оценку стоимости ремонта автомобиля и ждите результатов экспертизы, которая длится обычно 3 рабочих дня. "Протокол испытаний, подтверждающий несоответствие топлива действующим нормам, может служить основанием для предъявления претензий по возмещению расходов на устранение последствий использования некачественного топлива", — говорит Марина Гавяда.

ШАГ 5. Договаривайтесь с АЗС о мировой. А если не поможет — в суд

"Обычно после экспертизы владелец АЗС идет на контакт с автомобилистом и старается решить проблему полюбовно, — говорит Николай Худолий, — для него это самый простой и дешевый путь, при котором он сохраняет и репутацию, и клиента". Но и клиенту заправки, в случае такой возможности, лучше всего соглашаться на досудебное урегулирование. По словам Марины Гавяды, на суде ответчик всегда требует опровергнуть результаты экспертизы, которая проводилась не в ходе судебного следствия. Кроме того, автомобилисту придется доказать, что вред причинен топливом, приобретенным на конкретной заправке. Дело в том, что в баке может быть бензин, который остался после предыдущей заправки. Несмотря на сложности, шансы выиграть такое дело вполне реальные.

www.segodnya.ua

В завязке. Из-за падения цен на нефть начинает дешеветь российский газ

Из-за падения цен на нефть начинает дешеветь российский газ, поскольку стоимость долгосрочных контрактов "Газпрома" привязана к нефтяным котировкам. По оценкам экспертов, уже к концу года стоимость газа упадет почти на 30%. Это может вынудить "Газпром" уступить Европе, которая давно требует отвязать ценообразование от нефти и перейти на привязку к спотовым контрактам европейских газовых хабов.

Цена экспорта российского газа плотно привязана к стоимости нефти. Нефть последовательно дешевеет с середины прошлого года, и "Газпрому" уже пришлось значительно снизить цены для своих европейских контрагентов. В дальнейшем ситуация может стать для российской монополии еще более тяжелой.

Со $110 за баррель в прошлом июле, нефтяные котировки на сегодня упали примерно до $50. Хотя были и как провалы до $42 (24 августа), так и рост до пиковых $67 (начало второй декады мая).

Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов говорит, что цены на газ изменяются вслед за нефтяными с лагом в 4-8 месяцев (в зависимости от газового контракта).

"В среднем лаг составляет полгода, — поясняет эксперт. — Условно, если в августе цены на нефть резко пошли вниз, то в январе европейские потребители будут получать российский газ по цене, снизившейся на столько же процентов, на сколько упал баррель".

Средняя цена продажи российского газа в Европу во II квартале текущего года составила $251 за 1 тысячу кубометров. Тогда как в первом квартале эта цена была $284. Долгосрочные прогнозы предполагают цену в $45-50 за баррель.

По словам главы East European Gas Analysis Михаила Корчемкина, при такой цене нефти средняя стоимость 1 тысячи кубометров российского газа в Европе в четвертом квартале текущего года упадет до $180, а в первом квартале 2016 года — до $170: "В конечном счете, "Газпрому" придется показать большие убытки".

Вице-президент Argus Вячеслав Мищенко говорит, что нефтяной консенсус-прогноз ведущих международных банков, опрошенных Argus на перспективу до следующего года (таких как BofA Merrill Lynch, BNP Paribas, Societe Generale, Credit Swiss и другие), выглядит несколько более оптимистично.

Согласно этому прогнозу, в третьем квартале текущего года средняя мировая цена барреля нефти составит $57,2, а в 2016 году — $67.

"При таких ценах поставки российского газа остаются рентабельными и привлекательными для "Газпрома", но гораздо важнее, какова будет коммерческая политика поставщика", — отмечает Мищенко.

По мнению эксперта, при сложившейся конъюнктуре на нефтяном рынке "Газпром" поддержит требование Еврокомиссии об отвязке газовых цен от нефтяной корзины и переориентировании их на цены спотовых (разовых) контрактов на газовых хабах Европы.

Европа говорит об этом уже давно. В частности, нормы Третьего энергопакета ЕС требуют прозрачного ценообразования, которое зависит от баланса спроса и предложения, что фактически означает привязку цен на российский газ к европейскому споту. Так что фактическая цена, по словам Мищенко, будет зависеть в первую очередь от доли спота в контрактах. При этом эксперт отмечает, что зачастую спотовые цены превышают цены долгосрочных контрактов — особенно учитывая падение барреля.

Спотовые цены на европейских хабах действительно бывают выше, чем цены "Газпрома". Однако, как правило, происходит это только в периоды пиков потребления (на что, кстати, неоднократно ранее указывал "Газпром", отстаивая привязку к нефти).

Михаил Корчемкин отмечает, что, например, на нидерландском хабе Title Transfer Facility (TTF) в первом квартале 2015 года газ стоил $226 за 1 тыс. кубометров, а во втором — $218, что значительно дешевле поставок "Газпрома".

При этом, по данным ФНЭБ, средняя экспортная цена газа из Норвегии (крупнейшего производителя и экспортера в Европе) была выше российской: $289 в первом квартале, и $248 во втором. И именно Норвегия является маркет-мэйкером в Северо-Западной Европе, реализуя большую часть своего газа со спотовой привязкой.

focusgoroda.ru