Война за Северный полюс: «Роснедра» захватили ресурсы Арктики. Нефть на северном полюсе


"На Северном полюсе нефти нет"

15 августа 2007 / http://www.inopressa.ru/letemps/2007/08/15/12:54:50/neftinet

Ив Матьё, инженер, специалист в области углеводородного сырья, анализирует цели и задачи экспедиций к Северному полюсу

Датская экспедиция в Арктику, начавшаяся в понедельник, предпринятая с целью картографирования морского дна к северу от Гренландии, является научной миссией, которая могла бы помочь Дании вступить в соревнование за отстаивание своей доли богатств Великого Севера. 2 августа российская экспедиция эффектно установила российский флаг из титана на глубине более 4000 метров в точке Северного полюса при помощи двух батискафов, по завершении символической и подвергшейся критике экспедиции, снова возбудившей недовольство соседних стран. Ив Матьё, инженер Французского института нефти, занимающийся вопросами мировых запасов углеводородного сырья, объясняет причины последних арктических экспедиций.

- Какова цель этой гонки к Северному полюсу?

- Территориальная зона государств покрывает океаническую зону на расстоянии 200 морских миль, начиная от побережья. Таким образом, когда были проложены такие границы, то оказалось, что Северный полюс не принадлежит никому, поскольку он расположен дальше 200 миль от берегов Канады, Гренландии, России, Соединенных Штатов или Норвегии. Эта 200-мильная зона является пределом морских границ национальных территориальных вод, в которых минеральные, нефтяные ресурсы, рыба и все остальное принадлежат каждой конкретной стране. Весь мир может беспрепятственно входить в зону, расположенную за этой границей. Северный полюс не принадлежит ни одной из этих стран. Таким образом, автоматически, установка флага может означать намерение завладеть этой точкой, и в случае с Россией, она переносит свою границу от 200-мильного до 300-мильного предела. Но установка флага в море не предоставляет права собственности на море. Если вы поставите свой флаг на острове – да, мировое сообщество согласится с тем, что вы являетесь владельцем острова, но не морского дна. Морское дно принадлежит всему миру, но не в пределах 200-мильной зоны. Установка флага на глубине 4200 метров на дне моря, как сделали русские, – это техническое достижение, осуществить которое способны немногие страны, обладающие необходимыми средствами. Владимир Путин хотел продемонстрировать мощь России. Но этот шаг не имеет юридической силы.

- Северный полюс переполнен запасами углеводородного сырья?

- Прежде всего, следует иметь в виду, что под Северным полюсом нет нефти. Для того, чтобы была нефть, необходимо, чтобы наличествовали достаточно плотные слои осадочной породы. Такие слои есть вокруг континентов, но все они расположены внутри 200-мильной зоны, следовательно, они находятся в районах, уже определенных международной юрисдикцией. Расширять свои морские владения вовсе не означает приобретать потенциальное право на бассейны с осадочными породами, в которых могут содержаться нефть и газ. Целью нынешней гонки является не нефть. Скорее всего, ее используют в качестве символической цели.

- Насколько богаты нефтяные арктические зоны?

- На суше, в Сибири, например, есть Ямал, регион на Крайнем Севере, который обеспечивает Европу газом. Этот бассейн, как месторождение Прадхо-бей на Аляске, Штокмановское в Баренцевом море и Снохвит в норвежской части Баренцева моря, захватывает и часть моря. Как было установлено в самом начале разведывательных работ при изучении 10% потенциального бассейна, в этом районе находятся 20 млрд баррелей нефти и 8 трлн кубометров газа, и если эта пропорция сохранится, то запасы всего месторождения оцениваются в 200 млрд баррелей нефти и 80 трлн кубометров газа. Иными словами, это три года мирового потребления нефти и 30 лет использования газа. Но это оценки, а не реальные запасы месторождений. Когда исследования продвинутся в морские районы или неосвоенные зоны, то запасы должны быть достаточными для покрытия затрат на эксплуатацию.

- Какое влияние может оказать глобальное потепление?

- С таянием льдов люди начинают проявлять интерес к прокладке судоходных маршрутов. Между Японией, Китаем и Европой морской путь может сократить на 20-30% время доставки грузов по суше. Стоимость транспортировки будет намного ниже. У сибирских берегов морской путь может открыться быстрее, чем у берегов Канады по причине дрейфа льдов.

obzor.westsib.ru

Война за Северный полюс: «Роснедра» захватили ресурсы Арктики. Фото | Бизнес

Собственно, такие действия и вызывают озабоченность западных стран, которые переживают, что вслед за Крымом президент Владимир Путин намерен силовым способом присоединить к территории России кусок Арктики, богатый полезными ископаемыми. Владимир Путин уже заявлял, что подводный горный хребет Ломоносова связан с Северным Полюсом и подобен по геологической структуре континентальной платформе.

Согласно морскому праву, определяющим фактором для территориальных претензий, в том числе на Северном полюсе, является то, как далеко простирается континентальный шельф государства в подводных пластах каменной породы. Что касается Арктики, то речь идет о Хребте Ломоносова, подземной горной цепи, проходящей через Северный полюс. Тому государству, которому принадлежит хребет, принадлежит и часть океана, расположенного к северу от 70 градуса северной широты. Принадлежность хребта на основании запросов оценивают ученые из Комиссии ООН по границам континентального шельфа.

На сегодня, согласно международному праву, страны, граничащие с Арктикой, — Россия, Канада, США, Норвегия, Дания — ограничены в пользовании 300-километровой экономической зоной от их береговой линии, и ни одна страна не имеет права на использование территории. Интерес государств к северным морям продиктован тем, что в их недрах содержатся 83 млрд т условного топлива, из них около 80% приходится на долю Баренцева и Карского морей. Нефтяные запасы региона, по оценкам, по меньшей мере вдвое превышают запасы Саудовской Аравии — 10 млрд т газа и нефти, а также богатые месторождения алмазов, золота, олова, марганца, никеля и платины.

Россия намерена урегулировать разногласия с другими странами по заявке на расширение шельфа Арктики без внесения каких-либо изменений, заявлял министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской. В планах страны— присоединение хребта Ломоносова и других участков морского дна, в том числе котловины Подводников, поднятия Менделеева, южной оконечности хребта Гаккеля и зоны Северного полюса. По самым низким оценкам, это позволит прирастить потенциальные запасы углеводородов на 5 млрд т условного топлива.

Донской говорил, что Минприроды прогнозирует активизацию геологоразведочных работ на арктическом шельфе с 2018 года. «Коллеги уже озвучивают свои планы по следующему году. Мы надеемся, что они как раз в следующем году поактивнее приступят к бурению. Это наши основные недропользователи — «Роснефть», «Газпром», — сказал ТАСС Донской. Ранее сообщалось, что добыча нефти на арктическом шельфе России к 2030 году может возрасти в 3,6 раза — до 2,2 млн баррелей в нефтяном эквиваленте (н.э.) в сутки. В Арктике в настоящее время сосредоточено 90% извлекаемых ресурсов углеводородов всего континентального шельфа России, в том числе 70% — на шельфе Баренцева и Карского морей.

На арктическом шельфе добычу углеводородов ведет только «Газпром нефть» на месторождение Приразломное в Печорском море. Замминистра энергетики Кирилл Молодцов оптимистично заявлял, что к 2035 году объем добычи нефти на шельфе Арктики составит 31-35 млн т.

Читать также: «Стратегический резерв» Путина: пять миллиардеров в Арктике

www.forbes.ru

Загадочный план России по добыче нефти на Северном полюсе

Международная конкуренция за эксплуатацию нефтяных ресурсов в Арктике разгорелась в последние несколько месяцев после того, как распространение получили некоторые подробности проекта «Айсберг».

Амбициозного — и по некоторым оценкам нереалистичного — плана России по исследованию самого холодного моря, покрытого льдами, на Северном полюсе и строительству баз для добычи нефти.

Помимо прочего, Россия построила огромную атомную субмарину: она называется «Белгород», ее длина составляет 182 метра, и использоваться она будет для мониторинга морского дна, прокладки коммуникационных кабелей и руководства флотом субмарин меньших размеров.

Загадочный план России по добыче нефти на Северном полюсе

По некоторым оценкам, в Арктическом море находится от 16 до 26% запасов нефти Земли, которые еще не были обнаружены. В течение нескольких десятков лет Соединенные Штаты, Канада, Дания, Норвегия и Россия — то есть государства, имеющие территории на Северном полюсе, — оспаривают между собой суверенное право на более или менее обширные участки огромной территории, которая пока никому не принадлежит.

Это сложный спор, который продолжается при постоянном противодействии ООН, подкрепленном научными и геополитическими исследованиями, которые подготовлены отдельными государствами и получили оценку международных чиновников.

Уже несколько лет Россия добывает нефть в Арктическом море: около 5,5 миллионов тонн в год на единственном ее нефтяном месторождении Приразломном на Северном полюсе в Печорском море.

Компания BBC, однако, рассказывала, что при помощи проекта «Айсберг» Россия (где нефть принесла почти 36% от государственного дохода в 2016 году), а продажи нефти составили 68% от всего экспорта в 2013 году) ускорила расширение своего присутствия и стала действовать агрессивнее в соревновании за право поиска и эксплуатации новых месторождений, разрабатывая роботизированные подводные лодки, способные автономно исследовать морское дно.

Как в 1970-е годы ограничения сектора нефтедобычи были связаны со средствами, позволяющими работать в холодных температурах северного моря, так и сейчас, исследователи пытаются найти способ эксплуатации месторождений, которые расположены под сотнями или тысячами метров воды с температурой ниже нуля, часто под толстым слоем льда.

План России состоит в том, чтобы построить несколько подводных баз, в каждой из которых будут располагаться реакторы по 24 мегаватт, где смогут заправляться подводные лодки. По замыслу они должны проработать 25 лет без необходимости постоянного человеческого присутствия, а лишь при периодической технической поддержке.

По плану первые базы вступят в эксплуатацию в 2020 году. Вместе с базами заканчивается проектирование и усовершенствование различных типов подводных лодок, которые могут функционировать без необходимости человеческого присутствия.

Так называемые Autonomous Underwater Vehicle (AUV — автономные подводные аппараты) уже используются в различных секторах, их следует отличать от ROV (Дистанционно управляемых аппаратов), потому что они не требуют дистанционного контроля и работают автономно.

До недавнего времени, они использовались под пристальным надзором технического персонала и не применялись в долгосрочных операциях в полном автономном режиме. Они до сих пор используются для осуществления подводных изысканий и расследований, а не для активного бурения дна.

По оценкам России, автономные подводные аппараты этого типа смогут функционировать в течение пяти лет.

Вадим Козюлин, аналитик Центра ПИР, аналитического института, занимающегося вопросами международной безопасности, считает, что не может быть иного объяснения, почему в проекте не участвуют такие российские нефтяные компании как «Газпром».

Подводные базы, говорит он, могут быть использованы для развития «Harmony», российской системы подводного наблюдения.

Другая гипотеза, высказываемая теми, кто считает, что проект «Айсберг» невозможно реализовать в столь ограниченные сроки, состоит в том, что Россия хочет лишь увеличить свое присутствие в Арктическом море, чтобы поддержать свои территориальные претензии и помешать другим государствам.

Если речь идет именно об этом, то настоящие системы для добычи могут войти в эксплуатацию в еще более отдаленном будущем.

Источник: ИноСМИ

НАВЕРХ СТРАНИЦЫ

marketsignal.ru

Кремль претендует на богатый нефтью Северный полюс

Уже сейчас эта страна – крупнейшая в мире, она протянулась на 11 часовых поясов от Европы до Дальнего Востока. Но вчера Россия выразила намерение еще более расширить свою территорию: она объявила о дерзком плане присоединить огромный участок Северного Ледовитого океана площадью 460 тыс. квадратных миль.

По данным российских ученых, появились новые доказательства в пользу заявлений России о том, что ее подводный арктический шельф напрямую связан с Северным полюсом.

Согласно нормам международного права, Северный полюс не принадлежит ни одной из стран. Вместо этого пять государств, расположенных вокруг Арктики – Россия, США, Канада, Норвегия и Дания (через территорию Гренландии) – получают в свое распоряжение экономические зоны, границы которых проходят в 200 милях от побережья.

Однако в понедельник из шестинедельной экспедиции, совершенной на атомном ледоколе, возвратилась группа российских геологов, которые исследовали хребет Ломоносова. Этот подводный хребет расположен в принадлежащей России восточной части далекого и сурового Северного Ледовитого океана.

По заявлениям российских СМИ, геологи привезли «сенсационные известия» о том, что хребет Ломоносова связан с территорией Российской Федерации. Это довод в пользу российских претензий на богатый нефтью и газом треугольник. По мнению ученых, на данной территории сосредоточены запасы нефти и газа в объеме 10 млрд тонн.

В честь данного открытия российская газета «Комсомольская правда» напечатала большую карту Северного полюса. На ней показано новое «приращение» России, равное территориям Франции, Германии и Италии вместе взятым, – оно отмечено российским бело-сине-красным флагом.

Однако вчера некоторые ученые поставили под сомнение российскую заявку на эту часть Арктики.

Чтобы расширить принадлежащую ему зону, государство обязано доказать, что структура континентального шельфа аналогична геологической структуре ее территории. Согласно нынешней Конвенции ООН по морскому праву, шельф ни одной страны не может простираться до Северного полюса. Международное управление по проблемам морского дна постановило, что зона вокруг полюса находится под международной юрисдикцией.

«Честно говоря, мне это кажется немного странным, – сообщил The Guardian Сергей Прямиков, начальник отдела международного сотрудничества Арктического и антарктического НИИ в Санкт-Петербурге. – Канада может предъявить те же самые претензии. Канадцы могут заявить, что хребет Ломоносова – часть канадского шельфа, то есть Россия должна принадлежать Канаде, как и вся остальная Евразия».

Прямиков рассказал, что природа этого края потрясающе красива. Климат там гораздо более сухой, холодный и спокойный, чем в Западной Арктике. «Я был там много раз. Это оазис морской жизни», – говорит он. На вопрос о том, возможно ли добывать там нефть, ученый отвечает утвердительно.

Шельф располагается на глубине 200 метров, там будет легко добывать нефть и газ, особенно в связи с таянием ледников из-за глобального потепления, объясняет Прямиков.

Россия располагает крупнейшими в мире запасами газа. Она является вторым крупнейшим экспортером нефти после Саудовской Аравии. Кремль полон решимости на долгое время обеспечить господство России на мировом энергетическом рынке и найти новые источники топлива.

Впервые Россия подала заявку в Комиссию ООН по внешним границам шельфа в 2001 году, добиваясь расширения морских границ России за пределы существующей 200-мильной зоны. Эта заявка была отклонена.

Однако последние открытия ученых, вероятно, заставят Россию выдвинуть на их основании новые требования. Это вызовет тревогу в США, где уже 13 лет продолжаются споры о ратификации договора ООН по международному морскому праву.

Договор о морском праве – основное средство разрешения споров о праве на эксплуатацию ресурсов и навигацию в международных водах. Его ратифицировали Россия и еще 152 страны мира.

Однако США отказались признать договор, заявив, что он предоставляет ООН чрезмерные полномочия. Уже звучат предположения о том, что если США не ратифицируют договор, то претензии России на арктические энергетические богатства не встретят сопротивления.

перевод 28 июня

с сайта Inopressa.ru

echo.msk.ru

Загадочный план России по добыче нефти на Северном полюсе

Международная конкуренция за эксплуатацию нефтяных ресурсов в Арктике разгорелась в последние несколько месяцев после того, как распространение получили некоторые подробности проекта «Айсберг», амбициозного — и по некоторым оценкам нереалистичного — плана России по исследованию самого холодного моря, покрытого льдами, на Северном полюсе и строительству баз для добычи нефти. Помимо прочего, Россия построила огромную атомную субмарину: она называется «Белгород», ее длина составляет 182 метра, и использоваться она будет для мониторинга морского дна, прокладки коммуникационных кабелей и руководства флотом субмарин меньших размеров.

По некоторым оценкам, в Арктическом море находится от 16 до 26% запасов нефти Земли, которые еще не были обнаружены. В течение нескольких десятков лет Соединенные Штаты, Канада, Дания, Норвегия и Россия — то есть государства, имеющие территории на Северном полюсе, — оспаривают между собой суверенное право на более или менее обширные участки огромной территории, которая пока никому не принадлежит. Это сложный спор, который продолжается при постоянном противодействии ООН, подкрепленном научными и геополитическими исследованиями, подготовленными отдельными государствами и получившими оценку международных чиновников, ilPOS.

Уже несколько лет Россия добывает нефть в Арктическом море: около 5,5 миллионов тонн в год на единственном ее нефтяном месторождении Приразломном на Северном полюсе в Печорском море. Компания BBC, однако, рассказывала, что при помощи проекта «Айсберг» Россия (где нефть принесла почти 36% от государственного дохода в 2016 году), а продажи нефти составили 68% от всего экспорта в 2013 году) ускорила расширение своего присутствия и стала действовать агрессивнее в соревновании за право поиска и эксплуатации новых месторождений, разрабатывая роботизированные подводные лодки, способные автономно исследовать морское дно.

Как в 1970-е годы ограничения сектора нефтедобычи были связаны со средствами, позволяющими работать в холодных температурах северного моря, так и сейчас, исследователи пытаются найти способ эксплуатации месторождений, которые расположены под сотнями или тысячами метров воды с температурой ниже нуля, часто под толстым слоем льда. План России состоит в том, чтобы построить несколько подводных баз, в каждой из которых будут располагаться реакторы по 24 мегаватт, где смогут заправляться подводные лодки. По замыслу они должны проработать 25 лет без необходимости постоянного человеческого присутствия, а лишь при периодической технической поддержке.

По плану первые базы вступят в эксплуатацию в 2020 году. Вместе с базами заканчивается проектирование и усовершенствование различных типов подводных лодок, которые могут функционировать без необходимости человеческого присутствия. Так называемые Autonomous Underwater Vehicle (AUV — автономные подводные аппараты) уже используются в различных секторах, их следует отличать от ROV (Дистанционно управляемых аппаратов), потому что они не требуют дистанционного контроля и работают автономно. До недавнего времени, они использовались под пристальным надзором технического персонала и не применялись в долгосрочных операциях в полном автономном режиме. Они до сих пор используются для осуществления подводных изысканий и расследований, а не для активного бурения дна. По оценкам России, автономные подводные аппараты этого типа смогут функционировать в течение пяти лет.

Вадим Козюлин, аналитик Центра ПИР, аналитического института, занимающегося вопросами международной безопасности, считает, что не может быть иного объяснения, почему в проекте не участвуют такие российские нефтяные компании как «Газпром». Подводные базы, говорит он, могут быть использованы для развития «Harmony», российской системы подводного наблюдения. Другая гипотеза, высказываемая теми, кто считает, что проект «Айсберг» невозможно реализовать в столь ограниченные сроки, состоит в том, что Россия хочет лишь увеличить свое присутствие в Арктическом море, чтобы поддержать свои территориальные претензии и помешать другим государствам. Если речь идет именно об этом, то настоящие системы для добычи могут войти в эксплуатацию в еще более отдаленном будущем.

Подпишитесь на нас Вконтакте, Facebook, Одноклассники

news24today.info

Загадочный план России по добыче нефти на Северном полюсе

Международная конкуренция за эксплуатацию нефтяных ресурсов в Арктике разгорелась в последние несколько месяцев после того, как распространение получили некоторые подробности проекта «Айсберг», амбициозного — и по некоторым оценкам нереалистичного — плана России по исследованию самого холодного моря, покрытого льдами, на Северном полюсе и строительству баз для добычи нефти. Помимо прочего, Россия построила огромную атомную субмарину: она называется «Белгород», ее длина составляет 182 метра, и использоваться она будет для мониторинга морского дна, прокладки коммуникационных кабелей и руководства флотом субмарин меньших размеров.

По некоторым оценкам, в Арктическом море находится от 16 до 26% запасов нефти Земли, которые еще не были обнаружены. В течение нескольких десятков лет Соединенные Штаты, Канада, Дания, Норвегия и Россия — то есть государства, имеющие территории на Северном полюсе, — оспаривают между собой суверенное право на более или менее обширные участки огромной территории, которая пока никому не принадлежит. Это сложный спор, который продолжается при постоянном противодействии ООН, подкрепленном научными и геополитическими исследованиями, подготовленными отдельными государствами и получившими оценку международных чиновников, ilPOS.

Уже несколько лет Россия добывает нефть в Арктическом море: около 5,5 миллионов тонн в год на единственном ее нефтяном месторождении Приразломном на Северном полюсе в Печорском море. Компания BBC, однако, рассказывала, что при помощи проекта «Айсберг» Россия (где нефть принесла почти 36% от государственного дохода в 2016 году), а продажи нефти составили 68% от всего экспорта в 2013 году) ускорила расширение своего присутствия и стала действовать агрессивнее в соревновании за право поиска и эксплуатации новых месторождений, разрабатывая роботизированные подводные лодки, способные автономно исследовать морское дно.

Как в 1970-е годы ограничения сектора нефтедобычи были связаны со средствами, позволяющими работать в холодных температурах северного моря, так и сейчас, исследователи пытаются найти способ эксплуатации месторождений, которые расположены под сотнями или тысячами метров воды с температурой ниже нуля, часто под толстым слоем льда. План России состоит в том, чтобы построить несколько подводных баз, в каждой из которых будут располагаться реакторы по 24 мегаватт, где смогут заправляться подводные лодки. По замыслу они должны проработать 25 лет без необходимости постоянного человеческого присутствия, а лишь при периодической технической поддержке.

По плану первые базы вступят в эксплуатацию в 2020 году. Вместе с базами заканчивается проектирование и усовершенствование различных типов подводных лодок, которые могут функционировать без необходимости человеческого присутствия. Так называемые Autonomous Underwater Vehicle (AUV — автономные подводные аппараты) уже используются в различных секторах, их следует отличать от ROV (Дистанционно управляемых аппаратов), потому что они не требуют дистанционного контроля и работают автономно. До недавнего времени, они использовались под пристальным надзором технического персонала и не применялись в долгосрочных операциях в полном автономном режиме. Они до сих пор используются для осуществления подводных изысканий и расследований, а не для активного бурения дна. По оценкам России, автономные подводные аппараты этого типа смогут функционировать в течение пяти лет.

Вадим Козюлин, аналитик Центра ПИР, аналитического института, занимающегося вопросами международной безопасности, считает, что не может быть иного объяснения, почему в проекте не участвуют такие российские нефтяные компании как «Газпром». Подводные базы, говорит он, могут быть использованы для развития «Harmony», российской системы подводного наблюдения. Другая гипотеза, высказываемая теми, кто считает, что проект «Айсберг» невозможно реализовать в столь ограниченные сроки, состоит в том, что Россия хочет лишь увеличить свое присутствие в Арктическом море, чтобы поддержать свои территориальные претензии и помешать другим государствам. Если речь идет именно об этом, то настоящие системы для добычи могут войти в эксплуатацию в еще более отдаленном будущем.

Подпишитесь на нас Вконтакте, Одноклассники

geo-politica.info

Всю нефть на Арктике уже поделили, а на Северном полюсе ее нет, считает французский ученый

Всю нефть на Арктике уже поделили, а на Северном полюсе ее нет, считает французский ученый Первый канал

По словам инженера Французского центра нефти Ива Матьё, который исследует запасы углеводородного сырья по всеми миру, под Северным полюсом нет нефти, а претензии России на контроль над ним не имеют юридической силы. Эти заявления ученый сделал в интервью швейцарской газете Le Temps (полный текст - на сайте InoPressa.ru). Ив Матьё напомнил, что Северный полюс в настоящее время не принадлежит ни одному из полярных государств, а находится в нейтральных водах. Но даже если Россия докажет свои права на ничейные пока воды, нефти там не найдется.

Прежде всего, государствам, омываемым океаном, принадлежит так называемая "экономическая зона", составляющая пространство в 200 морских миль от береговой линии. Но Северный полюс отстоит от России, Норвегии, Канады и датского острова Гренландия более чем на 200 миль и следовательно, остается в нейтральных водах. Церемония по установке на дне под Северным полюсом российского флага "не имеет юридической силы", утверждает французский инженер.

Но даже если Россия докажет принадлежность океанского дна в полярном регионе российскому шельфу, не стоит рассчитывать на природные богатства. Под Северным полюсом нефти нет, утверждает французский специалист. Осадочные породы, которые могут содержать ее, находятся в пределах экономических зон конкретных государств. Весь арктический регион, по предварительной оценке, содержит запасы, которые соответствуют трем годам мирового потребления нефти и 20 годам - газа. Но если вся Арктика действительно содержит не менее 200 млрд баррелей нефти и не менее 80 трлн кубометров газа, тогда, осторожно отмечает Матьё, "запасы должны быть достаточными для покрытия затрат на эксплуатацию".

Корреспондентка газеты спросила французского специалиста и о перспективах навигации на крайнем Севере в связи с глобальным потеплением. Ив Матьё ответил, что таяние льдов позволит судам, курсирующим между Европой и восточноазиатскими странами, сокращать время доставки товаров на 20-30% за счет перехода на Северный морской путь. Причем, учитывая дрейф льдов, северный путь для транзитных судов откроется прежде всего вдоль берегов России, а потом уже вдоль канадского берега.

www.newsru.com