«Лукойл» оценивает запасы нефти на Таймыре в 50-200 млн тонн - Алекперов. Нефть на таймыре


Запасы нефти в районе Хатангского залива вызывают сомнения

В то время как нефтедобывающие компании активно борются за ресурсы и стремятся освоить новые месторождения, ситуация, сложившаяся вокруг запасов «черного золота» в районе Хатангского залива, активно обсуждается в экспертном сообществе. В свете последних событий сегодня далеко не все уверены в том, что открытие новой «нефтегазовой провинции» будет действительно столь масштабным.

Арктика является привлекательным регионом в самых разных отношениях — от геополитического до военного и ресурсного. И поскольку многими учеными неоднократно высказывались предположения о том, что запасы арктической нефти очень велики, нефтегазовые компании стали стремиться лицензировать перспективные участки, чтобы первыми пробиться к новым запасам «черного золота». Однако сегодня начинают возникать вопросы, не слишком ли много эмоций и PR-технологий вокруг разработки новых месторождений вопреки научным фактам и детальным измерениям.

Обладающая с 2015 года целым рядом участков в Арктике «Роснефть» в июне прошлого года отчиталась об обнаружении «первого месторождения углеводородов на шельфе Восточной Арктики». Уже в октябре 2017 года компания заявила о первом успешном бурении на Хатангском участке в акватории моря Лаптевых. Пробурив горизонтальную скважину со стороны суши, компания открыла Центрально-Ольгинское месторождение, оценив извлекаемые запасы нефти по категориям С1 и С2 более чем в 80 млн тонн. Эти активы были оперативно поставлены на баланс, а нефтяной гигант продолжил освоение лицензионных участков в акватории Хатангского залива.

Вторым участником гонки геологоразведки месторождений на Таймыре в районе Хатангского залива стала компания «ЛУКОЙЛ», которая в декабре 2015 года получила лицензию на сухопутную часть Восточно-Таймырского участка, прилегающего к морскому участку, где ведет свою деятельность «Роснефть». Интересно, что «ЛУКОЙЛ» первой начала проявлять интерес к Хатанге еще в 2013 году, когда президент компании Вагит Алекперов начал обсуждение геологоразведочных работ с Владимиром Путиным, но столь оптимистичных оценок ресурсов этого района компания не давала.

Не все так радужно

Более того, 19 июня 2018 года в истории с Хатангским заливом появился интересный поворот, когда один из участников нефтяной гонки сообщил о прекращении геологоразведки. Как сообщает «Интерфакс», «ЛУКОЙЛ» вывозит с участка буровую в связи с бесперспективностью месторождения. Пробурив в 2017 году вертикальную, сложную шестиколонную скважину глубиной 5,5 тысячи метров, а также проведя многочисленные сейсмические исследования, компания так и не нашла в этом районе достаточных запасов нефти, чтобы оправдать дальнейшее бурение.

Интересно, что сами представители «Роснефти» неоднократно утверждали, что сухопутный и морской участок Хатангского залива относятся к одним и тем же залеганиям углеводородов, в связи с чем госкомпания пыталась оспорить выдачу «ЛУКОЙЛу» лицензии на бурение на суше в арбитражном суде. К этому же мнению склоняются и эксперты. Например, Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ, считает сложившуюся ситуацию как минимум странной: «Изначально оба участка рассматривались как часть одной геологической структуры, и тот факт, что одна сторона заявляет о гигантских открытиях, а другая уверяет нас в том, что там ничего нет, вызывает много вопросов. В геологии чаще встречаются ситуации, когда две компании или даже страны имеют доступ к частям одного ресурса и дважды записывают на баланс одни и те же активы. Например, Иран называет газовое месторождение Южный Парс, а Катар — Северный Купол, и каждый считает находящийся там газ своим. Но сложившаяся на Таймыре ситуация исключительно странная и требует серьезного разбирательства, как с оценками „Роснефти“, так и их подтверждением в Роснедрах и Минприроды. Тем более что прецеденты необоснованных оценок со стороны „Роснефти“ уже были зафиксированы при разведке месторождения „Победа“ в Карском море».

Аналогичного мнения придерживается и специалист по нефтегазовому рынку Михаил Крутихин: «Когда нефтяная компания, потратив значительные средства на разведку, говорит о том, что нефти нет, — этому можно верить на 100%, так как в интересах компании отчитаться о запасах и поставить их на баланс. Но когда компания сообщает о том, что в том же районе она нашла огромные нефтяные запасы, нужно задаться вопросом, можно ли ей верить. „Роснефть“ уже не раз отличалась тем, что выдавала преувеличенные данные о запасах. Например, на месторождении „Победа“ в Карском море была пробурена лишь одна скважина, которую даже не испытали надлежащим образом. Основанием для оценки стали извлеченные из скважины керны, которые отличались наличием выпотов (капель) нефти. Сегодня „Роснефть“ сообщает об открытии провинции без конкретных результатов испытаний скважин, но я этому не верю, пока не будет реальных доказательств и измерений».

Так есть ли нефть на Таймыре?

Визит Игоря Сечина к Владимиру Путину с уникальным арктическим керном, который состоялся в прошлом году, создал ощущение, что наши нефтяные гиганты уже приступили к освоению нефтяных богатств Арктики. Но сворачивание разведки «ЛУКОЙЛом», который так активно боролся за сохранение своих лицензионных участков, заставляет задуматься, сколько в новостях о таймырской нефти было фактов и реальных прогнозов, а сколько — преждевременных заявлений и реализованных PR-технологий.

Если вспомнить историю, нефть в Арктике уже находили в начале XIX века, причем именно на Хатангском участке. Но в то время разведать нефть из-за отсутствия соответствующей техники было невозможно. И смогут ли нефтяники получить отдачу от месторождений в Хатангском заливе, неясно и сегодня.

Дарья Истомина

www.rosbalt.ru

ЛУКОЙЛу не повезло с Таймыром

Глава ПАО «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов 19 июня в интервью «Интерфаксу» заявил, что компания прекращает бурение на Восточно-Таймырском участке. «Мы приняли решение демонтировать и вывезти буровую. Мы считаем, что пробуренная скважина и имеющаяся сейсмика не дают основания полагать, что там есть нефтегазовая провинция. Мы пока оставим за собой лицензию для проведения уже камеральной работы без бурения дополнительной скважины», – сказал он в ответ на вопрос о планах компании по проекту.

ЛУКОЙЛ на Восточном Таймыре

Восточно-Таймырский нефтегазовый участок расположен в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края, его площадь составляет 13,8 тыс. кв. км. Ресурсы этого участка, прилегающего к шельфу, оцениваются в 4,5 млн тонн нефти, 9,3 млрд куб. м газа и 0,5 млн тонн конденсата по категории D2.

Напомним, лицензию на Восточно-Таймырский участок в 2015 году получила дочерняя структура «ЛУКОЙЛа» «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» после аукциона и последующего за ним разбирательства – «Роснефть», также разрабатывающая месторождение в Восточной Сибири, подала в суд на Роснедра, поскольку сочла, что конкурс на участок был проведен с нарушениями.

Но суд встал на сторону «ЛУКОЙЛа», и в феврале 2016 года на месторождении стартовали сейсморазведочные работы 2D в объеме 2421 погонный километр.

В декабре 2017 года компания признала, что по результатам бурения первой, вертикальной скважины глубиной 5,5 тыс. метров ожидания не оправдались.

На участке оказалась достаточно низкая насыщенность углеводородов и небольшие мощности пластов. «Пока мы разочарованы. Мы открыли там залежи углеводородов, и по результатам бурения этой скважины мы должны провести переинтерпретацию информации о геологии этой провинции, но то, что мы ожидали там найти, пока, к сожалению, не открыли. Там достаточно низкая насыщенность углеводородов и небольшие мощности пластов», – сообщил тогда Вагит Алекперов в интервью газете «Коммерсантъ». По его словам, такие объемы недостат

oilcapital.ru

«Лукойл» оценивает запасы нефти на Таймыре в 50-200 млн тонн - Алекперов | 01.06.17

«Лукойл» оценивает возможные запасы нефти на Восточно-Таймырском лицензионном участке в Красноярском крае в 50-200 млн тонн, сообщил в интервью ТАСС на Петербургском международном экономическом форуме президент компании Вагит Алекперов.

«Когда мы входили в проект, наши геологи выбрали эту территорию, используя все исторические материалы геологические, которые есть, все те данные, которые были и в советский период времени, и в новейшей нашей истории. Поэтому они выбрали это по признакам того, что там могут быть углеводороды. То есть мы исходили из того, что там должно быть сосредоточено от 50 до 200 млн тонн запасов», - сказал он.

Алекперов отметил, что сейчас забой скважин на участке составляет около 1800 метров, то есть бурение ведется в штатном режиме. «Скважина будет первая, поэтому она достаточно непростая, неизвестный геологический разрез, поэтому она будет достаточно медленно буриться. И глубина впечатляющая - около 5000 метров. То есть если это подтвердится, то тогда, конечно, можно делать экономическую модель, встанет вопрос, как разрабатывать месторождение, как транспортировать продукцию до потребителя», - сообщил глава «Лукойла».

Пути транспортировки

Алекперов пояснил, что у компании есть три варианта возможной транспортировки сырья.

«Первый вариант - это труба до ВСТО совместно с «Транснефтью». Второй вариант - это нефтепровод на Ванкор в сторону «Роснефти» - совместно с «Роснефтью», конечно. И третий вариант - это по принципу Варандейского терминала. Опыт у компании достаточно хороший есть, строительство терминала и вывоз нефти по Северному морскому пути совместно - это третий вариант, то есть совместно с «Новатэком» можно формировать караван по доставке грузов до потребителя. Все эти варианты можно оценить после того, когда будут известны запасы», - добавил он.

В апреле «Лукойл» на полгода раньше намеченного срока приступил к бурению первой поисково-оценочной скважины проектной глубиной 5,5 тыс. м на Восточно-Таймырском лицензионном участке в Красноярском крае.

ООО «Лукойл-Западная Сибирь» (100-процентное дочернее предприятие ПАО «Лукойл") победило в конкурсе на право пользования Восточно-Таймырским лицензионным участком в августе 2015 г. Площадь Восточно-Таймырского лицензионного участка - 13,8 тыс. кв. км.

Информационное агентство России ТАСС

www.finanz.ru

ННК ищет инвесторов для добычи на Пайяхе и строительства нефтетерминала на Таймыре | 20.10.17

«Независимая нефтегазовая компания», владельцем которой является бывший глава «Роснефти» Эдуард Худайнатов, планирует запустить Пайяхское месторождение в Красноярском крае в 2023 году с выходом на полку добычи в 18 млн тонн к 2028 году, заявил Худайнатов на завтраке с инвесторами на Евразийском форуме в Вероне.

«Запуск месторождения в промышленную эксплуатацию запланирован на 2023 год. Мы планируем сохранение долгосрочной полки добычи в 18-20 млн тонн в течение 10 лет с достижением пика добычи в 2030 году», - сказал он.

Худайнатов оценил проект в $5,8 млрд в текущих ценах и при текущих экономических макропараметрах. «Необходимый объем средств до денежных потоков, по оценкам, на настоящий момент составляет $5 млрд, общие капвложения на весь период проекта - $20,2 млрд. Срок окупаемости Пайяхи с момента строительства - 9 лет», - сказал он.

Привлечением инвесторов в проект займется итальянский банк Интеза, соответствующее соглашение было подписано сегодня в Вероне между структурой ННК - «Таймырнефтегаз» и банком Интеза. «Мы подписали соглашение с банком Интеза на предмет совместного сотрудничества по проекту Пайяха, организации и подготовки проекта к финансированию, привлечения инвесторов, а также они рассматривают свое участие в финансировании проекта», - пояснил журналистам Худайнатов.

В настоящее время на Пайяхе ведется разведка и подготовка к началу обустройства месторождения.

Худайнатов также объявил, что на Таймыре для транспорта нефти планируется построить круглогодичный нефтяной терминал, который будет расположен в устье Енисея. Запуск терминала запланирован на 2023 год с первоначальной проектной мощностью в 7,5 млн тонн и увеличением к 2025 году до 15 млн тонн. Следующие этапы предполагают увеличение мощности до 22 млн тонн параллельно с ростом добычи на Паяхском месторождении.

19 октября дочернее предприятие «Роснефти» - «Роснефтефлот» - заключило с судостроительным комплексом «Звезда» договор на строительство десяти арктических танкеров-челноков дедвейтом 42 тысячи тонн каждый, одновременно «Роснефтефлот» подписал договор о передаче этих танкеров структуре «Независимой нефтегазовой компании» Эдуарда Худайнатова - «Таймырнефтегазу» в тайм-чартер сроком на 20 лет для Пайяхского проекта.

О форуме

19 октября в Вероне начал работу юбилейный X Евразийский экономический форум, который ежегодно собирает на своей площадке видных политиков и крупнейших предпринимателей России, Италии, а также других стран. Организаторами делового события выступают ассоциация «Познаем Евразию» и фонд «Росконгресс» при поддержке Петербургского международного экономического форума.

Тема юбилейного форума, который давно зарекомендовал себя как престижная площадка не только для обмена мнениями, но и налаживания сотрудничества, звучит так: «Большая Евразия как движущая сила в современном международном геополитическом и экономическом контексте».

Информационное агентство России ТАСС

www.finanz.ru

"Лукойл" оценивает запасы нефти на Таймыре в 50-200 млн тонн

Президент компании Вагит Алекперов также сообщил, что у компании есть три варианта возможной транспортировки сырья

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 1 июня. /ТАСС/. "Лукойл" оценивает возможные запасы нефти на Восточно-Таймырском лицензионном участке в Красноярском крае в 50-200 млн тонн, сообщил в интервью ТАСС на Петербургском международном экономическом форуме президент компании Вагит Алекперов.

"Когда мы входили в проект, наши геологи выбрали эту территорию, используя все исторические материалы геологические, которые есть, все те данные, которые были и в советский период времени, и в новейшей нашей истории. Поэтому они выбрали это по признакам того, что там могут быть углеводороды. То есть мы исходили из того, что там должно быть сосредоточено от 50 до 200 млн тонн запасов", - сказал он.

Алекперов отметил, что сейчас забой скважин на участке составляет около 1800 метров, то есть бурение ведется в штатном режиме. "Скважина будет первая, поэтому она достаточно непростая, неизвестный геологический разрез, поэтому она будет достаточно медленно буриться. И глубина впечатляющая - около 5000 метров. То есть если это подтвердится, то тогда, конечно, можно делать экономическую модель, встанет вопрос, как разрабатывать месторождение, как транспортировать продукцию до потребителя", - сообщил глава "Лукойла".

Пути транспортировки

Алекперов пояснил, что у компании есть три варианта возможной транспортировки сырья.

"Первый вариант - это труба до ВСТО совместно с "Транснефтью". Второй вариант - это нефтепровод на Ванкор в сторону "Роснефти" - совместно с "Роснефтью", конечно. И третий вариант - это по принципу Варандейского терминала. Опыт у компании достаточно хороший есть, строительство терминала и вывоз нефти по Северному морскому пути совместно - это третий вариант, то есть совместно с "Новатэком" можно формировать караван по доставке грузов до потребителя. Все эти варианты можно оценить после того, когда будут известны запасы", - добавил он.

В апреле "Лукойл" на полгода раньше намеченного срока приступил к бурению первой поисково-оценочной скважины проектной глубиной 5,5 тыс. м на Восточно-Таймырском лицензионном участке в Красноярском крае.

ООО "Лукойл-Западная Сибирь" (100-процентное дочернее предприятие ПАО "Лукойл") победило в конкурсе на право пользования Восточно-Таймырским лицензионным участком в августе 2015 г. Площадь Восточно-Таймырского лицензионного участка - 13,8 тыс. кв. км.

tass.ru

«Роснефть» нашла нефть на Хатанге

«Роснефть» объявила об открытии месторождения на Хатангском участке полуострова Таймыр с извлекаемыми запасами 80 млн тонн. По мнению экспертов, размеры не позволяют окупить инвестиции, которые потребуются для добычи нефти в регионе с отсутствующей инфраструктурой. Но запасы могут вырасти по итогам бурения первой скважины, которое компания еще не завершила, а также за счет разведки новых участков.

«Роснефть» 13 октября объявила об открытии на Хатангском участке нефтяного месторождения с извлекаемыми запасами 81 млн тонн, которые были подтверждены госкомиссией по запасам Минприроды. Геологические запасы компания оценивает в 298 млн тонн. «Роснефть» еще продолжает бурение поисково-разведочной скважины, следует из ее сообщения, проектная глубина — более 5,5 км. Источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, говорит, что подавляющий объем запасов из заявленных 80 млн тонн относится к категории C2 (предварительно оцененные на основе сейсмики), тогда как только около 1 млн тонн — к C1 (устанавливаются на основе притоков нефти). Разработка такого объема даст на «полке» добычу 3–4 млн тонн нефти в год, уточняет другой собеседник “Ъ”.

Бурение на Таймыре началось в апреле, а уже в июле глава «Роснефти» Игорь Сечин докладывал президенту Владимиру Путину, что компания стоит «на пороге открытия очень серьезного месторождения». Чуть раньше разведку на своем Восточно-Таймырском участке начал ЛУКОЙЛ, стоимость скважины глава нефтекомпании Вагит Алекперов оценивал в $200 млн. В конце августа вице-президент ЛУКОЙЛа Илья Мандрик сдержанно прокомментировал предварительные результаты: «Признаки углеводородов мы видели» (цитата по «Прайму»). В ЛУКОЙЛе и «Роснефти» отказались от комментариев.

На этот раз об открытии «Роснефти» первым рассказал глава Минприроды Сергей Донской, назвав это «приятной новостью» и «подарком» на день рождения (13 октября – Ъ), хотя обычно крупные открытия триумфально освещаются самой компанией. Так было в 2014 году после открытия месторождения «Победа» в Карском море, запасы которого поставили на баланс после бурения единственной скважины. Месторождение сейчас не разрабатывается, в том числе в связи с секторальными санкциями.

Директор консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев отмечает, что проблем с вывозом сырья у «Роснефти» не должно быть в силу благоприятной судоходной обстановки в Хатангском заливе — районы с глубиной воды более 15 м находятся на расстоянии менее 20 км от берега (что схоже с Варандейским терминалом ЛУКОЙЛа на Печорском море). Эти глубины позволяют безопасно проходить судам типоразмера Panamax, которые, например, обеспечивают вывоз арктической нефти с Варандейского терминала и платформы «Приразломная».

Однако, по мнению господина Григорьева, чтобы начать реализацию проекта, запасов в 80 млн тонн нефти мало, нужно минимум 200 млн тонн. Он отмечает, что для прироста запасов есть реальные предпосылки — как иные перспективные структуры на лицензионном участке «Роснефти», так и возможность обнаружения месторождений на прилегающих участках нераспределенного фонда недр — Хара-Тумусе и Бегичевском, аукцион по которым Минприроды планирует провести до конца года.

Освоение новых нефтяных провинций всегда требует крупного базового открытия, которое позволило бы окупить крупные затраты на инфраструктуру — дороги, а также морской терминал или трубопровод для отгрузки нефти, говорит собеседник “Ъ” в отрасли. Чем больше месторождение, тем меньше будут удельные затраты. Пока размер открытых на Хатанге запасов не гарантирует, что проект будет рентабелен, отмечает Андрей Полищук из Райффайзенбанка. Но, по мнению аналитика, «Роснефть» может приумножить запасы в ходе доразведки.

vspro.info

ЛУКОЙЛ досрочно начал бурение на Таймыре

Фото: pro-arctic.ru

Компания ЛУКОЙЛ досрочно, как и обещал властям ее глава Вагит Алекперов, начала бурить первую поисково-оценочную скважину на Восточно-Таймырском участке. По сообщению пресс-службы компании, проектная глубина скважины составит 5,5 тыс метров. Завершить бурение планируется завершить через 373 дня, то есть уже весной следующего года.

Началу этого процесса предшествовали масштабные разведочные работы. С февраля 2016-го ЛУКОЙЛ провел на Восточно-Таймырском участке 2D-сейсморазведку общим объемом 2501 погонный километр. К будущему нефтегазовому промыслу по Северному морскому пути завезли более 20 тыс тонн материалов и оборудования, необходимых для бурения.

“В 2013 году я докладывал президенту России Владимиру Путину, что ЛУКОЙЛ готов работать на Восточно-Таймырском участке несмотря на полное отсутствие инфраструктуры, сложные климатические условия и высокие затраты. Мы провели большую подготовительную работу, и сегодня в очередной раз подтвердили наши высокие компетенции и способность справляться со сложными задачами, начав бурение первой разведочной скважины на Восточно-Таймырском лицензионном участке на полгода раньше запланированного срока”, – цитирует Алекперова пресс-служба ЛУКОЙЛа.

Площадь Восточно-Таймырского лицензионного участка составляет 13,8 тыс квадратных километров. Оператором работ на нем выступает 100-процентная «дочка» компании – ООО “ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь”. Предприятие получило лицензию на промысел в 2015 году.

Однако все было не так просто: за участки недр на Таймыре ЛУКОЙЛ серьезно конкурировал с «Роснефтью». В августе 2015-го частная компания выиграла аукцион у государственной за лицензию на Восточно-Таймырский. Но «Роснефть» пожаловалась в суд на Роснедра, так как посчитала, что подала более экономически выгодную заявку. Однако жалоба была отклонена, и в декабре 2015-го 27-летнюю лицензию официально вручили ЛУКОЙЛу.

Волнение «Роснефти» по поводу результатов аукциона было объяснимым. Дело в том, что предполагаемые залежи углеводородов на Таймыре захватывают не только сушу, но и российский шельф в море Лаптевых. ЛУКОЙЛ как частная компания по закону могла претендовать только на сухопутный участок нефтегазоносного региона, который и был выставлен на торги в 2015-м. Однако Минприроды в тот год всерьез собиралось допустить негосударственные компании к разработке российского арктического шельфа. И если бы в перспективе ЛУКОЙЛ построил нужную транспортную инфраструктуру для обслуживания месторождений на суше, ему же могла достаться и более богатая углеводородами морская часть таймырских залежей.

Но пока государство так и не решилось допустить частные нефтегазовые компании к освоению шельфа Арктики. Компании-конкуренты поделили сферы деятельности на Таймыре по принципу «ты на суше – я на море». «Роснефть» получила право добывать нефть и газ на Хатангском участке в море Лаптевых и в этот понедельник торжественно приступила к бурению на шельфе по команде президента РФ Владимира Путина.  :///

 

teknoblog.ru