Экологическая Вахта по Северному Кавказу. Нефть на тамани


ТАМАНСКАЯ НЕФТЬ - Справочник химика 21

    Амфоры с нефтью объемом по 15 л были обнаружены при раскопках на небольшой глубине на берегу Таманского залива. Время изготовления этих амфор археологи относят к VI веку. По-видимому, добыча нефти производилась в древнее время и здесь, в районах Керченского и Таманского полуостровов. [c.12]

    В 1784 г. Паллас, наблюдая выходы горного масла на Таманском и Керченском полуостровах, предположил, что образование нефти происходит в результате сухой перегонки находящихся в недрах земли каменных углей, возникающей под действием тепла подземных пожаров. [c.389]

    Техника добычи нефти при колодезном способе не менялась на протяжении столетий. Некоторые технические усовершенствования на Бакинских промыслах выполнил горный инженер Николай Воскобойников. Он родился в 1801 г., в 1823 г. закончил Горный кадетский корпус. Участвовал во многих геологических экспедициях на Кавказе, в Иране, на Таманском полуострове, был директором Бакинских промыслов с некоторыми перерывами с 1825 по 1840 г. Он предложил сооружать нефтяные колодцы в виде шахтного ствола. Для облегчения работ по чистке и ремонту колодцев рекомендовал проветривать их холщовыми вентиляторами . Нефтяные погреба в Баку и Балаханах он соединил каменными каналами и устроил мерные резервуары с кранами для отпуска нефти. В 1837—1839 гг. здесь же работал нефтеперегонный завод, построенный по его чертежам. [c.19]

    Среднее годовое количество добываемой нефти из колодцев Грозненского района в 1833—1845 гг. составляло 82 т, в 1846-1855 гг. - 102 т, в 1856-1865 гг. - 205 т, 1866-1875 гг. — 328 т. Сырую нефть применяли вместо дегтя, перегнанную продавали в аптеках в качестве лекарства, для чистки одежды, для изготовления непромокаемых тканей. На Керченском и Таманском полуостровах добыча нефти производилась с древних времен по собственной технологии. Для этого в колодец опускали привязанный к деревянному шесту войлок или пучок, сделанный из волос конского хвоста. Вынув шест, из войлока или конских волос выжимали нефть в подготовленную посуду, [c.20]

    Начиная от Майкопа вплоть до впадения р. Кубани в Черное море, у подножия северо-восточного склона Кавказа тянется почти сплошная полоса нефтяных месторождений Нефтяно-Ширванское, Хадыжинское, Асфальтовая гора, Кура Цеце, Кутаисское, Калужское, Ильское, Крымско-Кудакинское, Варениковское и др. Почти все эти месторождения приурочены ко вторичной складчатости, развитой в предгорьях Кавказа на фоне моноклинального залегания пластов. Далее следуют месторождения Темрюкско-Анапского района, приуроченные к северо-западному погружению всего Кавказского хребта. Их продолжением являются месторождения Таманского полуострова, расположенные между поднятием Кавказ- [c.142]

    Страбон объединил в целое два факта извержение вулканов и образование асфальтов (так он называл нефть). И... ошибся В упомянутых им местах нет действующих вулканов. Не было их и двадцать столетий назад. То, что Страбон принял за извержения, на самом деле — выбросы, прорывы подземных вод (так называемые грязевые вулканы), сопровождающие выходы нефти и газа на поверхность. И в наши дни подобные явления можно наблюдать на Апшероне и Таманском полуострове. [c.23]

    За Чибаюским месгорождением нефти последовало открытие крупной залежи на Яреге, на восточном склоне Таманского кряжа. Разработка Ярегского месторождения начались в 1940 году и велась шахтным способом. Шахтный способ добычи нефти впервые в России был разработан и осуществлен на практике именно в Ухте, на родине [c.165]

    Вскоре, однако, подобное непонимание начало сказываться на общем показателе добычи нефти - она стала падать, увеличивался процент пустого бурения Майкоп так же поспешно объявляют истощенным месторождением , как еще совсем недавно — богатейшим в мире . И как результат — в 1912 г. большинство фирм и вовсе прекратило закладку новых скважин. А ведь данные об уровне добычи нефти за период с 1889 по 1916 г. свидетельствуют о том, что в течение длительного времени он уровень добычи бьш относительно стабилен, и только после 1913 г. стал снижаться. Слава нефтяного Майкопа была восстановлена лишь после национализации этой отрасли промышленности. Отечественные ученые всегда оценивали местные месторождения "черного золота как богатейшие. Так, в 1906 г. инженер В. Винда в своей работе, в частности, писал Ни один район залежей нефти не представлял такого поразительного сходства с Бакинскими..., ни один не несет таких... признаков благонадежности, может быть, столь же колоссальных, как Майкопские нефтяные залежи . А вот Д. Менделеев вообще считал Кубанские нефтяные промыслы второй Калифорнией на Таманском полуострове . Впоследствии все эти научные предположения полностью подтвердились. [c.113]

    В процессе перемещения нефть безусловно испытывает изменения и миграционные потери. Часть ее адсорбируется, рассеивается по дороге, идет на преобразование (восстановление) минерального вешества. Для газа наибольшие потери происходят вследствие растворения в пластовых водах и выхода затем на поверхность в виде источников. В некоторых складчатых сооружениях расход газа, замеренный в поверхностных источниках, составляет на ограниченной площади в несколько квадратных километров (например, в районе Баку, в фязевых сопках на Таманском полуострове и в других зонах повышенной тектонической активности) сотни и тысячи кубометров в сутки. [c.220]

    В последнее время в лаборатории происхождения нефти ИГиРГИ исследованы пробы современных осадков, собранные нами в 1960 г. по побережью Черного и Азовского морей на участке от Таманского залива до Днепровского лимана и хранившиеся в герметически закрытых [c.14]

    В 1864 г. в 30 км к западу от Керчи купец Киблер добывал нефть из семи колодцев по 20 ведер в день. На основе этого сырья функционировал небольшой керосиновый завод, продукцией которого освещался город. На Таманском полуострове первое время правительство разрешало любому жителю добывать нефть- иа колодцев, но казенное управление местными промыслами обсу алось уже в 1825 г. [c.20]

    В 1833 г. обергиттенфервальтер Н.П. Фаллендорф составил минералогическое описание Таманского полуострова. На промысле он впервые применил насос для откачки нефти че- [c.20]

    Нефтяные промыслы на Таманском полуострове и в Кубанской области продолжали развиваться и после смерти их открывателя А.Н. Новосильцева. В 1886 г. там насчитывалось 67 буровых скважин. Самая глубокая из них была пробурена на 365 м. Добыча нефти в этом районе в 1889 г. составила 21 800 т. [c.34]

    Месторождения нефти Керченского полуострова рассматриваются как часть нефтеносной Кубано-Черноморской области, расположенной на Кавказе по другую сторону Керченского пролива. Керченский и Таманский полуострова по географическому расположению, закономерностям геологического строения и условиям нефтеносности составляют единый регион, чрезвычайно богатый внешними нефтегазопроявлепиями. В тектоническом отношении Керченский и Таманский полуострова представляют классические области развития брахиоаптиклинальных складок диапирового типа, с которыми генетически связаны многочисленные грязевые вулканы. [c.209]

    Ни одна из скважин, заложенных в целом ряде пунктов с обильными проявлениями нефти на Таманском полуострове,, около станицы Ильской, не дала резулыгатов. [c.72]

    В олигоцен-миоценовом комплексе прогнозируются как сводовые, так и литологические, и стратиграфические экранированные залежи газа и нефти. Широкие перспективы нефтегазоносности связывают и с зоной опесчанивания глин май-копа в пределах Таманского участка рассматриваемого прогиба. Эта зона оконту-ривает Кавказское побережье с севера, запада и юга при ширине 15-20 км. Следует отметить, что все прогнозируемые в пределах прогиба локальные ловушки расположены на глубинах моря до 200 м. [c.36]

    Издавна привлекал к себе внимание ученых и промышленников Северо-Кавказский регион. Еще в 186 4 г. на западе Таманского полуострова, а затем у реки Кудако полковник в отставке А.Н. Новосильцев впервые применил при бурении на нефть механический способ. Д.И. Менделеев писал о нем Имя первого бурильщика Кубанского края, надо думать, не забудется в России . Оно не забылось - этот год принято считать годом зарождения отечественной нефтяной и газовой промышленности. [c.15]

    Нефти Керченско-Таманской области характеризуются наличием легких разностей фильтрованного и конденсатного типа, нефтей очень тяжелых и промежуточных. Г. И. Рудин (1955), изучавший нефти этой области, отмечает строго характерный для отдельных стратиграфических горизонтов тип нефти, что весьма наглядно иллюстрируется данными табл. 21. К сожалению, отсутствие данных по разгонке выше 300° С не позволяет полностью отразить облик этих нефтей. Совершенно очевиден лишь ярко выраженный метановый тип нефтей среднего Майкопа и высокоциклический, преимущественно нафтеновый тин нефтей карагана. Нефти верхнего Майкопа и сармата относятся, по-видимому, к категории метаново-нафтеновых, а чокракские — к числу тяжелых циклических отсутствие характеристики высших фракций позволяет говорить о типе этих нефтей только в более или менее условной форме. [c.126]

chem21.info

Таманьнефтегаз в марте 2018 г перевалил 686 тыс т нефтепродуктов и СУГ // Транспортировка и Хранение // Новости

Таманьнефтегаз, оператор Таманского перегрузочного комплекса ОТЭКО (ТПК) по итогам марта 2018 г перевалил 686 тыс т нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов (СУГ).

Об этом Таманьнефтегаз сообщил 11 апреля 2018 г.

 

Отгрузка на морские суда в марте 2018 г составила:

- СУГ - 80,9 тыс т, 

- мазута - 164,3 тыс т, 

- вакуумного газойля - 195,3 тыс т, 

- светлых нефтепродуктов - 224 тыс т, 

- газового конденсата - 21,8 т т.

 

По итогам марта 2017 г ТПК перевалил 989,16 тыс т нефти, нефтепродуктов и СУГ.

Таким образом, снижение перевалки в годовом сопоставлении составило 30,6%.

 

Таманьнефтегаз - оператор Таманского перегрузочного комплекса сжиженных углеводородных газов (СУГ), нефти и нефтепродуктов.

Терминалы компании были введены в эксплуатацию в 2012 г.

Таманьнефтегаз вложил в строительство порта в Тамани 40 млрд руб.

Сегодня Тамань является самым крупным портовым комплексом в России, осуществляющим перевалку нефти с железной дороги на морской транспорт.

По итогам 2017 г ТПК перевалил 10,14 млн т нефти, нефтепродуктов и СУГ (+6% к 2016 г).

 

ОТЭКО (Объединенная Транспортно-Экспедиторская Компания) - крупнейший частный инвестор в портовую инфраструктуру юга России.

С начала 2000 гг реализует комплексную инвестиционную программу по строительству терминальных мощностей в порту Тамань.

Сейчас ОТЭКО строит большие планы по развитию порта.

В сентябре 2016 г ОТЭКО представило проект по строительству портово-индустриального парка на Таманском полуострове.

Портово-индустриальный парк ОТЭКО будет включать в себя построенный ТПК, Таманский терминал навалочных грузов (ТТНГ), Таманский зерновой терминал (ТЗТ), Базу крупногабаритных и тяжеловесных грузов (КТГ), а также 6 химических и нефтехимических производств, мощности по переработке сои и производству комбикормов, а также тепличный комплекс.

Общая стоимость проекта превышает 8 млрд долл США.

 

Обсудить на Форуме

neftegaz.ru

Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Тамань

Cтраница 1

Тамань - самый скверный городишка из всех приморских городов России.  [1]

В то время как 1 - й танковой армии преследующего ее Северо-Кавказского бежать окружения, вынуждена была ни на Тамань. Здесь противнику удало оборонительные рубежи на кубанско.  [2]

Бунин в своих воспоминаниях о Чехове рассказывает, что Антон Павлович мечтал написать хотя бы один рассказ такой, как лермонтовская Тамань.  [3]

Образец: О геодезических работах в России, производившихся несколько столетий назад, свидетельствуют летописи, чертежи, надписи на камнях и др. Древнейшим памятником является так называемый Тьмутаракан-ский камень, найденный в 1792 г. вблизи города Тамань и в настоящее время находящийся в Эрмитаже, На этом камне сохранилась надпись, свидетельствующая о том, что в 1068 г. князь Глеб измерил расстояние длиной около 20 км между Керчью и Таманью по льду через Керченский пролив. Однако большинство этих памятников относится к периоду, отделяющемуся от нас не более чем на четыре столетия.  [4]

Образец: О геодезических работах в России, производившихся несколько столетий назад, свидетельствуют летописи, чертежи, надписи на камнях и др. Древнейшим памятником является так называемый Тьмутаракан-ский камень, найденный в 1792 г. вблизи города Тамань и в настоящее время находящийся в Эрмитаже, На этом камне сохранилась надпись, свидетельствующая о том, что в 1068 г. князь Глеб измерил расстояние длиной около 20 км между Керчью и Таманью по льду через Керченский пролив. Однако большинство этих памятников относится к периоду, отделяющемуся от нас не более чем на четыре столетия.  [5]

Первые письменные известия о нефтяных источниках Тамани относятся к 1785 г., когда Паллас сообщил о нефти, собиравшейся местными жителями с поверхности естественных водоемов. В 1793 г. по приказу адмирала Ф. Ф. Ушакова на Тамань были отправлены рабочие для сбора нефти, предназначавшейся к использованию Черноморским флотом. Тогда же начались нефтедобычные работы отдельных старателей из казаков Черноморского казачьего войска, незадолго до того переселенного на Кубань с Буга и Днепра.  [6]

В 1783 был заключен Георгиевский трактат, по к-рому Россия приняла под свое покровительство Грузию. В том же году к России были присоединены Крым, Тамань и Кубанская область.  [7]

Однако сама необходимость взятия Азова была более чем сомнительна. Азовское море сообщается с Черным через Керченский пролив, а Керчь и Тамань находились в руках у турок и татар.  [8]

Русский вождь - князь Игорь - захватил принадлежавший Хазарии город Самкерц ( ныне Тамань), расположенный на берегу Керченского пролива. Хазарский правитель ответил на удар ударом: на русов двинулась мусульманская гвардия под командованием еврея, достопочтенного Песаха. Песах освободил Самкерц, перепра-вился через Керченский пролив и прошел маршем по южному берегу Крыма ( 940), истребляя христианское население.  [9]

В Западном Предкавказье наиболее глубокие депрессии по фундаменту ( 13 - 14 км) расположены на территории Северо-Западного Кавказа и Западно-Кубанского краевого прогиба. На Северо-Западном Кавказе глубокие депрессии имеют вытянутую форму и соответствуют крупным синклинориям. В Западно-Кубанском прогибе наиболее погруженная часть располагается на окончании полуострова Тамань и в акватории Азовского моря. На восточной центриклиналь-ной части прогиба намечается постепенное воздымание фундамента от 10 до 7 - 5 км и вырисовывается Шапсуго-Апшеронский вал широтной ориентации. Северный борт прогиба по сбросу сочленяется с моноклинально залегающей Тимашевской ступенью, поднимающейся от 8 до 5 км. В восточной части ступени параллельно Шапсуго-Апше - ронскому валу широкой террасовидной ступенью намечается погребенный Динской вал, выраженный по мезозойским отложениям. С северо-востока Тимашевская ступень ограничивается Каневско-Березан - ским валом. В пределах ступени выделяются четыре локальные впадины с глубиной залегания фундамента 4 5 - 5 5 км. К востоку от вышеописанных районов расположена Восточно-Кубанская внутри-платформенная впадина, ограниченная глубинными разломами и характеризующаяся максимальным погружением фундамента до 8 км. В пределах Индоло-Кубанского прогиба, где основной выявленный нефтегазоносный комплекс - палеоген-неогеновый ( более 70 месторождений), выясняется перспективность нижележащих мезозойских отложений.  [10]

Материнским веществом нефти, согласно этой теории, послужили остатки морских животных ( рыб, рептилий, а также низших организмов), живших в отдаленные геологические эпохи и погребенных под мощными слоями осадочных пород. Известным основанием для такого представления об образовании нефти является уже то отмеченное выше обстоятельство, что нефть залегает в осадочных породах морского происхождения. Так, например, пояс нефтяных залеганий, начинающийся у подножия Карпат и проходящий через Молдавию и Валахию, Крым, Тамань, северные и южные предгорья Кавказского хребта, Апшеронский полуостров и Каспийское море по направлению к Средней Азии ( Фергана) - весь этот пояс находится в области осадочных пород Третичного моря.  [11]

Но гипотеза происхождения нефти из растительных остатков требует непременно угля, как главного остатка разложения; нефть же встречается в Пенсильвании и Канаде в пластах силлурийских и девонских, угля не заключающих и отвечающих эпохе, еще не богатой организмами. Приписывая происхождение нефти разложению жира ( адипосира, трупного жира) допотопных животных, мы встречаем три едва ли преодолимые трудности: 1) животные остатки должны были бы дать много азотистых веществ, а их очень мало в нефти; 2) громадность массы уже открытой нефти и незначительность содержания жиров в животном теле и 3) параллелизм местонахождений нефти с горными кряжами остается совершенно непонятным. Пораженный этим самым параллелизмом в Пенсильвании и видя, что нефтяные источники Кавказа окружают весь хребет Кавказа ( Баку, Тифлис, Гурия, Кубань, Тамань, Грозное, Дагестан), я и составил ( 1876) после поездки в Америку излагаемую далее гипотезу минерального происхождения нефти. Намеки того же рода еще ранее делал Вертело, а в новое время подобное же мнение защищает Муассан, хотя еще не мало число ученых, которые склонны производить нефть из допотопных остатков животных или растений.  [12]

Так как при сухой перегонке дерева, водорослей и тому подобных растительных остатков, равно как и при разложении жиров действием жара ( в запаянных сосудах), образуются углеводороды, сходные с нефтяными, то первее всего мысль обращается к этим источникам нефтеобра-зования. Но гипотеза происхождения нефти из растительных остатков требует непременно угля, как главного остатка разложения: нефть же встречается в Пенсильвании и Канаде в пластах силлурийских и девонских, угля не заключающих и отвечающих эпохе, еще не богатой организмами. Из растительных остатков каменноугольной, юрской и вообще новых эпох образовались каменные угли, но, судя по их составу и строению, они подвергались разложению того самого рода, как торф, причем жидкие углеводороды не могут образовываться в такой массе, какую видим в нефти. Приписывая происхождение нефти разложению жира ( адипосира, трупного жира) допотопных животных, мы встречаем три едва ли преодолимые трудности: 1) животные остатки должны были бы дать много азотистых веществ, а их очень мало в нефти; 2) громадность массы уже открытой нефти и незначительность содержания жиров в животном теле и 3) параллелизм месторождений нефти с горными кряжами остается совершенно непонятным. Пораженный этим самым параллелизмом в Пенсильвании и видя, что нефтяные источники Кавказа окружают весь хребет Кавказа ( Баку, Тифлис, Гурия, Кубань, Тамань, Грозное, Дагестан), я и составил ( 1876) после поездки в Америку излагаемую далее гипотезу минерального происхождения нефти. Намеки того же рода еще ранее делал Вертело, а в новое время подобное же мнение защищает Муассан, хотя еще не мало число ученых, которые склонны производить нефть из допотопных остатков животных или растений.  [13]

Лермонтов внес неоценимый вклад не только в поэзию, но и в прозу. Без его Героя нашего времени просто невозможно представить развитие русского реалистического и психологического романа XIX века. Его Печорин наряду с пушкинским Онегиным открывает целую галерею так называемых лишних людей. Порожденная своим временем, насыщенная опытом того поколения проза Лермонтова до сих пор вызывает восхищение своей неувядающей свежестью. Бунин в своих воспоминаниях о Чехове рассказывает, что Антон Павлович мечтал написать хотя бы один рассказ такой, как лермонтовская Тамань.  [14]

В книге Основы химии Менделеев писал, что при сухой перегонке дерева, водорослей и других растительных остатков, равно как и при разложении жиров действием высокой температуры без доступа воздуха, образуются углеводороды, сходные с нефтяными. Поэтому первее всего мысль обращается к этим источникам нефтеобразования. Но, добавляет автор, гипотеза происхождения нефти из растительных остатков требует непременно угля, как главного продукта разложения, а в Пенсильвании и Канаде нефть встречается в пластах силурийских и девонских, не заключающих угля и отвечающих эпохе, еще не богатой организмами. Из растительных остатков каменноугольной, юрской и вообще новых эпох образовались каменные угли, но, судя по их составу и строению, они подвергались разложению того самого рода, как торф, причем жидкие углеводороды не могут образовываться в такой массе, какую видим в нефти. Приписывая происхождение нефти разложению жира ( адипосира, трупного жира) допотопных животных - писал далее Менделеев - мы встречаем три едва ли преодолимые трудности: 1) животные остатки должны были бы дать много азотистых веществ, а их очень мало в нефти; 2) громадность массы уже открытой нефти и незначительность содержания жиров в животнсм теле и 3) параллелизм местонахождения нефти с горными кряжами остается совершенно непонятным. Пораженный этим самым параллелизмом в Пенсильвании и видя, что нефтяные источники Кавказа окружают весь хребет Кавказа ( Баку, Тифлис, Гурия, Кубань, Тамань, Грозное, Дагестан), я и составил ( 1876) после поездки в Америку гипотезу минерального происхождения нефти.  [15]

Страницы:      1    2

www.ngpedia.ru

150 лет назад на Кубани была пробурена первая в России нефтяная скважина

Первый фонтан на реке Кудако.
Обелиск первой нефтяной скважине России.  
Река Кудако. Крымский район, Краснодарский край.
Человечество в своей эволюции прошло каменный век, эпоху бронзы, железа. А наше время потомки, возможно, назовут эпохой нефти. По одной версии слово «нефть» (нафат) — арабского происхождения, по другой «нефть» от греческого слова «синаптен» (соединять, связывать) или «афти» (разжигать, сгорать). В Древней Персии существовало огнепоклонничество. Жрецы черпали жидкость из природных скважин. Эта процедура называлась «нафтой» (нефтай). Некоторые языковеды считают природой слова индийское «нафата» (просачиваться, стекать). Оно перешло в персидский язык и трансформировалось в слово «нефть». В Европе использовали слово «петролеум» (от греческого «петра» — скала, камень, и латинского «олеум» — масло, то есть «петролеум» — земляное масло). Сегодня трудно переоценить значение "черного золота" для экономики нашей страны. И, наверное, символично, что именно на Кубани еще полтора столетия назад была пробурена первая в России нефтяная скважина. Кубань - по праву считается родиной российской нефтедобычи. История добычи нефти на Кубани уходит своими корнями в глубокую древность и связана, в основном, с Таманским полуостровом, его многочисленными грязевыми вулканами и выходом нефтеносных пород на поверхность через разломы и трещины. В V- IV в.в. до н.э. на Тамани и на Керченском полуострове находилось Боспорское царство, жители которого использовали нефть для освещения, огнеметательных орудий и в медицинских целях.

С приходом на Кубань казаков, таманская нефть служила для нужд Российского флота и Черноморского казачьего войска. Еще в 50-х годах XIX века на Тамани велась добыча нефти из колодцев, причем в год добывали от 1000 до 3000 ведер.Очевидно, что начало добычи нефти уходит в далекое прошлое, однако годом рождения отечественной нефтяной промышленности принято считать 1864 г. - год перехода от ручного привода станков для бурения нефтяных скважин к механическому ударному способу (машинному бурению скважин), зачинателем которого был дворянин, гвардейский полковник Ардалион (Ардальон) Николаевич Новосильцев (1816 – 1878). В бассейне реки Кудако[1] (сегодня - Крымский район Краснодарского края) были получены первые фонтаны, дававшие в сутки по три бочки нефти. Как свидетельствуют очевидцы «после неимоверных усилий пробит был камень, и с необыкновенным шумом открылась сильная струя, дающая от 1500 до 2000 ведер в сутки». Это была первая в России нефть, полученная с глубины более ста саженей.Обратимся к источникам. «Осенью 1864 г. на промысле А.Н. Новосильцева разведка нефти продолжалась около Анапы «частью паровым, частью ручным бурением». Но с августа 1865 г. Буровые работы там прекратились, т.к. по указанию геолога Ф.Г. фон Кошкуля (1830 - 1886) началась разведка нефти на реке Кудако. В.К. Петерс (механик, буровой мастер на промысле А.Н. Новосильцева) заложил на левом берегу реки Кудако, в 15 км от станицы Крымской и в 5 км от берега реки Кубани, буровую скважину № 1 с железными обсадными трубами» [11, с. 37]. А.Н. Новосильцев впервые в России применил способ разведки нефти «через буровые скважины, выдалбливаемые в земле большим тяжелым долотом, приводимым в движение паровою или какой-либо другою машиною», - писал Д.И. Менделеев.На месте этой первой в России фонтанирующей скважины в 1937 году был установлен обелиск, разрушенный фашистами во время Великой Отечественной войны и восстановленный в 1958 году, известный под названием «Бабушка-вышка».На одной из сторон обелиска первой нефтяной скважине высечены слова академика И. М. Губкина: «Долина реки Кудако является колыбелью нефтяной промышленности России». Ниже приведены слова Д.И. Менделеева: «Имя первого бурильщика Кубанского края А.Н. Новосильцева, надо думать, не забудется в России». Итак, бурение нефтяных скважин с заменой ручных средств труда машинами впервые в России было начато в 1864 г. на Таманском п-ове Кубани. В память об этом событии 28 августа 1965 г. в СССР был учрежден Всесоюзный день работников нефтяной и газовой промышленности, который празднуется в первое воскресенье сентября. 31 августа 1964 г. советские нефтяники отмечали 100-летие нефтяной и газовой промышленности России. 2014 год - год 150-летия знаменательного события Кубани, которое благотворно повлияло на развитие нефтяной промышленности России.

При подготовке публикации были использованы следующие источники: 

  1. Байбаков Н.К., Гарушев А.Р. Кубань – колыбель нефтегазовой промышленности России. - М.: ИГИРГИ, 1994. - 352 с.
  2. Вчера, сегодня, завтра нефтяной и газовой промышленности России. - М.: ИГИРГИ, 1995. - 448 с.
  3. Воздвиженский Б.И., Ребрик Б.М.  В глубь земли. Разведочное бурение - от прошлого к будущему. - М.: Недра, 1989. - 168 с.
  4. Джафаров К.И.,  Джафаров  Ф.К.     Из истории развития нефтяной промышленности  (ООО «ВНИИГАЗ»), Нефтяное хозяйство. – 2006. - № 7. – С. 123.
  5. Калинин А.Г., Литвиненко В.С., Родин А.И. Основы бурения нефтяных и газовых скважин. - СПб.: Наука, 1996. - 220 с.
  6. Ланда Ф.Ф. Нефть на берегу реки Кудако // Сборник Кавказского медицинского общества. - 1867. - № 4. - С. 36.
  7. Лотышев И. П. География Кубани. Энциклопедический словарь. - Майкоп, 2006.
  8. Мальцев Н.А., Игревский В.И., Вадецкий Ю.В. Нефтяная промышленность России в послевоенные годы. - М.: ВНИИОЭНГ, 1996. - 307 с.
  9. Нефтяная промышленность СССР.- М.: Гостоптехиздат, 1958. - 330 с.
  10. Пономарев К.П., Штейнер С.И. Очерки истории нефтяной промышленности Кубани. - М.: Гостоптехиздат, 1958. - 98 с.
  11. Технический прогресс в области бурения нефтяных и газовых скважин за прошедшие 100 лет/Н.И. Буяновский, А.К. Караев, С.М. Кулиев, Т.Ф. Рустамбеков и др.//Нефтяное хозяйство. - 1964. - № 9 - 10. - С.99 - 106.
  12. Трошин А.К. Ардалион Николаевич Новосильцев. - М.: Наука, 1996. - 76 с.
  13.  http://www.modellmix.su/_images/photos/products/357/1.pdf
  14.  http://www.nvr.transneft.ru/index.php?sub=1&about=1
  15.  http://kudako.ru/

kanevchanka2011.blogspot.com

Российские химики нашли древнейший нефтепродукт в амфорах с Тамани

12:3107.07.2016

(обновлено: 16:04 07.07.2016)

11356391

МОСКВА, 7 июл – РИА Новости. Российские ученые изучили содержимое древнегреческой амфоры, откопанной в Тамани в той же точке, где такие сосуды находил Владимир Путин, и раскрыли секреты состава древнейшего нефтепродукта — битума, используемого древними греками для производства "греческого огня", говорится в статье, опубликованной в Journal of Mass Spectrometry.

"Масс-спектрометрия позволяет получать уникальную информацию о молекулярном составе вещества. Исследование древнего битума рассказало нам уже многое о трансформации нефти за тысячелетия. Используя масс-спектрометрию, в будущем, возможно, мы получим новые данные о торговых путях и перевозке товаров в древнем мире", — рассказали Евгений Николаев из Московского Физтеха и Юрий Костюкевич из Сколтеха, чьи слова приводит пресс-служба МФТИ.

Николаев, Костюкевич и их коллеги использовали эту технологию для изучения того, что содержат в себе амфоры, недавно найденные российскими археологами на дне моря у берегов Таманского полуострова. Эти амфоры, как пояснили ученые, были найдены рядом с тем местом, где пять лет назад Владимир Путин совершил погружение и обнаружил несколько амфор в затопленных развалинах Фанагории, древнегреческой колонии на берегах Таманского залива.

Амфора, которую изучали химики из МФТИ, Сколтеха и институтов РАН, содержит в себе битум – древнейший в истории человечества нефтепродукт, который древние египтяне использовали для бальзамирования мумий, а византийцы – в качестве стройматериала и основы для первого в истории Земли оружия массового поражения и устрашения – так называемого "греческого огня".

Путин поднял со дна Таманского залива две древние амфоры

Химический состав битума, как объясняют авторы статьи, таит в себе сведения о том, где был добыт этот нефтепродукт и как долго он хранился внутри сосуда на дне моря. Судя по тому, что таманские амфоры содержали в себе большое количество кислорода – около 11% в массовом отношении – можно говорить о том, что российским ученым удалось найти древнейший в мире сосуд, содержащий в себе нефтепродукты. Его возраст, по оценкам Николаева, Костюкевича и их коллег, составляет примерно 2,5 тысячи лет.

Используя масс-спектрометр, химики заглянули глубже и изучили доли различных веществ, которые содержатся в древнегреческом битуме. В общей сложности российские ученые обнаружили тысячи разных веществ в нем, и выяснили, как распределен кислород в них. Эти данные, как надеются авторы статьи, помогут нам понять, был ли этот битум добыт в Тамани, откуда он мог вывозиться в греческие метрополии, или же завезен из Эллады.

Амфора и спектр содержащегося в ней битума

 

ria.ru

Депутаты Темрюка района требуют проведения референдума по вопросу разведки и добычи нефти на Азове

<6 марта 2008>

ДЕПУТАТЫ ТЕМРЮКА И ТЕМРЮКСКОГО РАЙОНАНАПРАВИЛИ ОБРАЩЕНИЕ С ТРЕБОВАНИЕМПРОВЕСТИ РЕФЕРЕНДУМ ПО ВОПРОСУ О ДОПУСТИМОСТИРАЗВЕДКИ И ДОБЫЧИ НЕФТИ В АЗОВСКОМ МОРЕ

Накануне выборов Президента России от имени Совета депутатов города Темрюк в адрес Президента России Владимира Путина, кандидата в Президенты Дмитрий Медведева, полномочного представителю Президента России в Южном федеральном округе Григория Рапоты, председателя Законодательного собрания Краснодарского края Владимира Бекетова было направлено обращение, в котором они выразили свою обеспокоенность экологической ситуацией на Таманском полуострове и прилегающих к нему морских акваториях.

Особую тревогу у депутатов вызывают планы разведки и последующей добычи нефти в акватории Азовского моря. В этой связи, они потребовали проведения референдума, на котором местное население могло бы выразить свое мнение о путях развития Темрюкского района.

(Инф. Экологической Вахты по Северному Кавказу)

===============================================================================

Президенту РФ

В.В.Путину

Кандидату в Президенты РФ

Д.А. Медведеву

Полномочному представителю

Президента России в ЮФО

Г.А. Рапоте

Председателю

Законодательного собрания

Краснодарского края

В.А. Бекетову

ОБРАЩЕНИЕ

Жители г.Темрюка и Темрюкского района Краснодарского края крайне обеспокоены экологической обстановкой, складывающейся в районе Керченского пролива, прилегающей к Таманскому полуострову акватории Азовского моря, да и внутренних водоемов Тамани.

Ситуация угрожает жизни и здоровью не только ныне живущих, но и последующих поколений.

Экологическая катастрофа, связанная с разломом нефтеналивных судов в проливе, дополнила и без того длинный список нарушений Градостроительного, Земельного Кодексов РФ, Федерального закона "Об охране окружающей среды", Рамсарской Конвенции о защите водно-болотных угодий, имеющих международное значение, где ведутся интенсивные разведка и добыча нефти.

По периметру Таманского полуострова возводятся терминалы для перевалки углеводородного и химического сырья. Их владельцы хищнически, без должного государственного контроля разрывают древнюю Тамань на удельные владения. При таком подходе бизнес всюду берет верх, а жизненные интересы коренных жителей отстаивать некому.

Напомним, что Тамань - это зона отдыха россиян - 250 км песчаных пляжей на Азовском и Черном морях, 60 процентов производства объемов российских натуральных вин, столовые сорта винограда, рыба и рыбопродукция.

Мы понимаем, что добыча нефти и газа, строительство портов Кавказ, Тамань, Темрюк отражают объективные потребности страны. Но мы не понимаем, почему воротилы бизнеса ведут себя как слон в посудной лавке, особенно это касается водных акваторий, способных в одночасье разнести нефтепродукты на громадные пространства.

В свое время, по требованиям общественности, перевалку нефти и химудобрений частично убрали из порта Кавказ и косы Чушка. Но их хозяева тут же переместили перевалку на рейд, в акваторию Керченского пролива. Чем это закончилось, теперь знает весь мир.

19 февраля с.г. в Темрюке прошли общественные слушания по проекту поиска месторождений нефти в Азовском море, в непосредственной близости от Темрюка и станицы Голубицкой, которая исторически сравнима с признанным курортом Анапа. О намерении реализовать данный проект, начиная уже с мая текущего года, выступили представители ООО "НК "Приазовнефть".

Планируется установка буровой платформы в центре Темрюкского залива, береговая зона которого представляет собой сплошную цепь песчаных пляжей, подобных которым на территории России просто нет!

_______________________________________________________________________________________________________________________________В докладах по защите данного проекта были предприняты попытки изложить выводы о полной безопасности и благоприятных социально-экономических последствиях предстоящих работ. Тем не менее, депутаты городского и районного Советов, представители общественных организаций, специалисты различных отраслей хозяйственной деятельности района, предприниматели курортной и туристической сфер отметили ряд серьезных причин, вследствие которых представленный проект не может считаться приемлемым.

Представители и специалисты компании не смогли опровергнуть тот факт, что бурение скважины в море планируется осуществить арендованной на Украине буровой установкой "Сиваш", непригодной для эксплуатации по целому ряду инженерно-технических условий. 7 сентября 2007 года эксплуатация этой буровой остановлена в связи с физическим износом и аварийным состоянием, что подтверждают данные Крымского управления Госпромнадзора Украины.

Неубедительно прозвучали обоснования о полной экологической и санитарно-гигиенической безопасности бурения нескольких скважин в море, в непосредственной близости от пляжей.

Оставлен без внятного пояснения вопрос - учтено ли состояние экологии моря в районе бурения после Керченской катастрофы и постоянная экологическая нагрузка от деятельности международного порта Темрюк, расположенного в зоне предполагаемого бурения. Следует подчеркнуть, что в зоне возможного бурения, как пишут сами (!) консультанты "Приазовнефти" (стр.90-92 материалов ОВОС - Оценки воздействия на окружающую среду), ПДК в море превышены по:

- углеводородам в 2 раза;

- ртути от 1,5 до 9 раз;

- фенолам до 8,5 раз!

А еще есть загрязнение медью, никелем, цинком, пестицидами и т.д. То есть впрямую будет нарушаться Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной деятельности №539 от 29.12.1995г., где говорится, что если существующий уровень загрязнения превышает ПДК, то хозяйственную деятельность в водной акватории вести нельзя до полной реабилитации территории.

При разработке проекта компания полностью игнорировала жизненные интересы местного населения, оставила без должного внимания проблемы курортного предпринимательства и перспективы его развития. Более того, в ходе слушаний было откровенно заявлено, что в регионе курортов НЕ БУДЕТ НИКОГДА!!! Но к чему тогда декларирование на всех уровнях краевыми и районными властями мысли о развитии курортов на Тамани? К чему ежегодное представление таманских курортных проектов на экономических форумах в Каннах и Сочи?

Многочисленные свидетельства техногенных катастроф, в том числе, и в нашем регионе, по причине безответственности, непрофессионализма и корпоративного высокомерия не располагают местное население к поддержке намеченного проекта.

Данной проблемой обеспокоены тысячи предпринимателей, построивших на побережье гостиницы, базы отдыха, кафе и другие объекты курортного назначения.

Катастрофа в Керченском проливе уже подорвала доверие к благополучию наших замечательных пляжей, а вид нефтяной буровой платформы на фоне моря окончательно перечеркнет Таманский полуостров как перспективную рекреационную территорию.

За считанные дни в районе собрано более двух тысяч подписей в знак протеста. Пока наше мнение не нашло отражения в действиях нефтяных компаний. Район от них не имеет НИЧЕГО.

Мы поставили своей целью довести до Вашего внимания лишь суть возникшей проблемы. Но при этом мы располагаем доказательствами серьезной угрозы, нависшей над нашей малой Родиной, по праву являющейся форпостом России.

Мы решительно против реализации данного проекта и требуем проведения в Темрюке референдума, на котором МЕСТНОЕ население должно определить, в каком направлении будет развиваться наш район - как техногенная площадка с условиями, несовместимыми для здоровой жизни населения или как курортный регион.

По нашему мнению, поднять трудный пласт экологических проблем на Тамани поможет только отнесение ее к землям особо охраняемых территорий. С разработкой целевой федеральной программы, включающей в себя как вопросы длительного мониторинга, так и конкретных мероприятий по восполнению ущерба, уже нанесенного флоре и фауне, а так же возможных последствий нефтегазовых разработок на побережье и шельфе Азовского моря, вблизи густонаселенного побережья.

Мы убедительно просим Вас инициировать разработку и утверждение Правительством вышеназванной целевой программы, а заодно отнести Таманский полуостров к курортно-рекреационному заповеднику.

С чувством глубокого уважения,

весь состав депутатов Совета Темрюкского городского поселения и поддержавшие депутаты Темрюкского районного Совета.

Данное Обращение единогласно принято 18 февраля 2008 года на 41 сессии Совета депутатов Темрюкского городского поселения муниципального образования Темрюкский район Краснодарского края. По поручению депутатов откорректировано в соответствии с итогами общественных слушаний 19 февраля с.г.

Данное Обращение поддержано 2059 жителями г.Темрюка.

ewnc.livejournal.com

Тамань (порт) — Википедия РУ

Тамань — морской порт на Таманском полуострове в районе мыса Железный Рог, в посёлке Волна, недалеко от станицы Тамань Темрюкского района Краснодарского края. Виды деятельности — перевалка грузов на экспорт. Порт имеет построенные и строящиеся терминалы для перевалки следующих грузов: нефть и нефтепродукты, сжиженные углеводородные газы, аммиак, зерно, уголь, удобрения, железная руда, сера, изделия из стали, контейнерные грузы. В 2015 году грузооборот порта составил 12,3 млн тонн (рост 20,8 %), что подняло его на 15-е место среди портов Российской Федерации.[1] После окончания строительства терминалов порта грузооборот должен достичь 70 млн тонн, что сделает порт вторым или третьим в России[2]

Местонахождение Грузооборот Время навигации Глубина у причала Дополнительные сведения Стивидоры Ближайшие порты Ближайшая ж/д станция
Морской порт
Тамань
Россия Россия, Краснодарский край, Волна
▲ 14,9 млн т
круглогодично
14 м, 21 м (ВСУ)
Тольяттиазот, Таманьнефтегаз, Пищевые ингредиенты, Южное
Кавказ, Темрюк, Керчь, Крым
Портовая, ранее Вышестеблиевская
taman-seaport.ru
45°07′30″ с. ш. 36°41′00″ в. д.HGЯO
Примыкающие с юга к Крымскому мосту железнодорожная станция Портовая и порт Тамань, состояние на 5 марта 2018 года, космический снимок Sentinel-2

Порт использует транспортные подходы, одинаковые с Крымским мостом, что позволяет делать перевалку грузов как через Таманский полуостров, так и через Крым.[3]

Глубины на подходах к порту составляют 20-25 метров. В порт могут заходить суда дедвейтом до 220 000 т[4], длиной до 300 м, шириной до 50 м с осадкой у причалов до 14 м и у ВПУ — до 21 метра.

Порт Тамань все еще строится[5], но уже открыт для международного сообщения.[2]

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23 сентября 2009 года N169 морской порт Тамань (Краснодарский край, Таманский залив Керченского пролива) открыт для оказания услуг.

Границы порта определены ранее распоряжением правительства Российской Федерации от 8 декабря 2008 года № 1837-р.

Строительство нового порта на Таманском полуострове в районе мыса Железный Рог содержится в Концепции развития портов Краснодарского края и федеральной целевой программе «Модернизация транспортной системы России (2002—2010 годы)».

В декабре 2010 года сдан пункт пропуска через государственную границу. В порту будут находиться таможенный и санитарно-карантинный контроль. Проектирование и строительство портового комплекса ведут: ООО «Газэкспорт», ООО «Союзресурс-Кубань», ООО «Варнава», ОАО «Тольяттиазот», ЗАО «Таманьнефтегаз».

Первая очередь зернового терминала мощностью 5 млн тонн в порту Тамань открыта в сентябре 2011 года.

Владелец зернового терминала — ЗАО «Тамань-инвест». Управляющая компания — ООО "Зерновой терминальный комплекс «Тамань». Прием судов под погрузку зерновых культур осуществляется на причале длиной 2600 м, оборудованном погрузочными машинами компании NEUERO. Максимальная осадка у причалов достигает 12,1 м, позволяющая принимать суда грузоподъемностью до 60000 т.

В июле 2012 года запущен в эксплуатацию перегрузочный комплекс нефти, нефтепродуктов и СУГ ЗАО «Таманьнефтегаз». На середину 2013 года терминал практически достиг проектных объемов перевалки нефти — 600 тыс. тонн в месяц. В июле 2013 года начались отправки на экспорт мазута. Терминал позволяет принимать суда дедвейтом до 105000 тонн.

Перевалка нефти осуществляется при полном соблюдении экологических норм. Готовность сил и средств по локализации и ликвидации аварийных разливов нефти показала высокую эффективность при розливе на терминале «Пищевые ингредиенты» двух тонн подсолнечного масла в апреле 2013 года, когда в течение двух часов силами АСФ ЗАО «Таманьнефтегаз» было локализовано масляное пятно, которое впоследствии было полностью убрано с акватории порта.

ОАО «Тольяттиазот» планирует в 2017—2020 годах запустить терминал для перевалки аммиака и карбамида грузооборотом 2 и 3 млн тонн в год соответственно.[6]

В 2016 году было объявлено о начале реконструкции терминалов с плановым окончанием в 2018 году для судов океанского класса дедвейтом до 220 тысяч тонн для приема судов из Средиземноморского региона, Западной Европы, Атлантики и Юго-Восточной Азии.[4][7]

В 2017 году объекты порта начали выкупать международные инвесторы. Контрольный пакет Зернового терминала приобрела Monroe Canada Incorporated, которая будет финансировать его дальнейшее строительство и развитие. Инвестиции в терминал связаны со скупкой инвестором производителей зерна в России.[8]

Согласно генплану и концепции порта[9][10], он имеет следующие терминалы и сооружения (сохранена нумерация объектов строительства по генплану):

  1. Контейнерный перегрузочный комплекс № 1 и № 2 — 2 млн т/год
  2. Комплекс по перегрузке угля № 1 и Комплекс по перегрузке угля № 2
  3. Терминал минеральных удобрений № 1 и № 2 — 3 млн т/год
  4. Паромный комплекс с грузооборотом до 2 млн т/год
  5. Комплекс по перегрузке леса — 3 млн т/год;
  6. Комплекс нефти и нефтепродуктов — 5 млн т/год с увеличением в ходе достройки до 102 млн т/год;
  7. Комплекс сжиженного природного газа — 3 млн т/год
  8. Терминал железной руды и железнорудного конденсата, комплекс перевалки стали — 2 млн т/год с увеличением до 15 млн т/год;
  9. Терминал серы
  10. Комплекс для перевалки зерна — 7 млн т/год (с рыночным запросом на перевалку 16 млн т/год)

Терминалы, связанные с перевалкой горючих грузов из нефти и сжиженного газа, вынесены отдельным комплексом, включая отдельные стоянки танкеров и газовозов.[11]

Длина подъездного железнодорожного пути от станции Вышестеблиевской до перегрузочного комплекса составляет 36 км.

Транспортные подходы порта совпадают с транспортными подходами Крымского моста, поэтому финансируются одновременно два указанных проекта[3].

В 2015 году развернулось активное строительство железнодорожного подхода и станции Портовой. В 2017 году началась реконструкция старых путей для увеличения скорости движения поездов.[12]

http-wikipediya.ru