Открытый урок по теме «ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ УГЛЕВОДОРОДОВ. НЕФТЬ и ПРИРОДНЫЙ ГАЗ». Нефть открытый урок


Открытый урок "Нефть и экология"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Нефть – её добыча и экологические проблемы связанные с ней. Презентацию подготовила: воспитатель ГУ « Детский дом №4» г. Усинска. Панова Оксана Юрьевна

2 слайд Описание слайда:

Тема: Нефть – её добыча и экологические проблемы связанные с ней Цель: Познакомить с природным источником углеводородов – нефтью; Познакомить с физическими свойствами и составом нефти; Обратить внимание на проблему загрязнения окружающей среды нефтью и нефтепродуктами, вредное влияние на природу в Республике Коми.

3 слайд Описание слайда:

Что такое - НЕФТЬ? Одно из самых ценных ископаемых и товаров в сегодняшнем мире — нефть. Это инструмент геополитики, за неё ведутся войны, она оживляет экономику любого государства. Нефть сегодня называют чёрным золотом Нефть – важное полезное ископаемое, настоящая кладовая природы.. Сырая нефть – природная легковоспламеняющаяся жидкость, которая находится в глубоких осадочных отложениях и хорошо известна благодаря её использованию в качестве топлива и сырья для химического производства.

4 слайд Описание слайда:

В то время большая часть Земли была покрыта водой. Живые организмы после смерти опускались на дно древних морей и заливов и покрывались илом, песком и слоями последующих отложений. Эти отложения постепенно уплотнялись, обезвоживались и опускались все ниже. При этом давление и температура в этих отложениях увеличивались. Под воздействием анаэробных бактерий (то есть бактерий, способных жить без доступа кислорода), из органического вещества стали образовываться углеводороды, собиравшиеся в маленькие маслянистые капельки – так образовалась нефть Нефть образовалась из продуктов распада мелких организмов животных и растений, живших миллионы лет назад. Старейшие месторождения нефти были образованы 600 млн. лет назад.

5 слайд Описание слайда:

Нефтяные платформы.

6 слайд Описание слайда:

Нефтедобывающие вышки.

7 слайд Описание слайда:

. Что даёт нам нефть? Медицина, игрушки, мебель, школьные принадлежности…. Бензин, Керосин, Соляра , спирт, Мазут… Асфальт, пропитка шпал…. Медицина, ткань, лёгкая промышленность…. Резиновые изделия….. Применяются в механизмах, Транспорте…

8 слайд Описание слайда:

Физические свойства нефти. Имеет специфический запах; Легко воспламеняется; Не растворима в воде; Растворима в органических растворах.

9 слайд Описание слайда:

Загрязнение воды нефтью, вредны по многим причинам. Покрываясь нефтяной плёнкой, гибнут птицы, рыбы, дельфины и другие млекопитающие. Разлитая на побережье нефть уничтожает на нём всё живое.

10 слайд Описание слайда:

Загрязнение окружающей среды В странах мира используют нефть и нефтепродукты – бензин. Когда его сжигают, происходит загрязнение окружающей среды. Огромные танкеры перевозят миллионы тонн нефти, и если какой –нибудь из них наталкивается на риф, его содержимое выливается в море.

11 слайд Описание слайда:

Нефть и нефтепродукты являются наиболее распространёнными загрязняющими веществами в окружающем мире. Основными источниками загрязнения нефтью являются: Работы при обычных транспортных перевозках; Аварии при транспортировке и добычи нефти; Промышленные и бытовые стоки.

12 слайд Описание слайда:

Колва. Река, страдающая от экологических катастроф Колва протекает по территории Усинского района Коми и Ненецкому автономному округу. Река начинает путь на склонах возвышенности Янеймусюр и несет свои воды в южном направлении по Большеземельской тундре. В районе одноименного села Колва с правой стороны впадает в Усу. Колву относят к числу больших рек, ее протяженность — 546 километров.

13 слайд Описание слайда:

В республике Колву уже успели «окрестить» многострадальной. Водоем не одно десятилетие страдает от экологических катастроф. Прорыв нефтепровода в 1988-ом, две крупные аварии летом 92-го, в результате которых нефть перетекла в Усу и Печору, нефтяная катастрофа 94-го… Затем — в конце 90-х — начале 2000-х — на Колве ликвидировали последствия аварийного разлива нефти в районе дюкерного перехода внутрипромыслового нефтепровода ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» в зимний период.

14 слайд Описание слайда:

В августе 2002-го в районе Харьягинского месторождения лопнула труба нефтепровода, принадлежащего компании «ЛУКОЙЛ-Север», в результате чего разлилась нефть. Часть попала в ручей, впадающий в Колву. Нефтяные реки текли и летом 2003-го, и в 2007-ом, авария произошла еще в ноябре 2012 года. В регионе с 2011 года произошло 89 нефтеразливов, некоторые из которых нанесли непоправимый вред природе

15 слайд Описание слайда:

Вечером 21 мая на установке подготовки нефти «Уса» ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», расположенной на головных сооружениях компании в 30 километрах от Усинска,при откачке нефти из технологического резервуара РВС-5000 произошло возгорание нефти. Пожарные приступили к тушению огня в стальном баке вместимостью 5 тысяч кубометров. Утром 22 мая произошел выброс горящей нефти из резервуара с последующим возгоранием стоящих рядом трех резервуаров.

16 слайд Описание слайда:

Достоинства и недостатки нефти! Высокая технологичность; Проста в использовании. Ограниченная доступность; Невозобновляемость; Загрязнение окружающей среды; Пожароопасность; Неэффективность использования топлива из нефтепродуктов. Недостатки: Достоинства:

17 слайд Описание слайда:

Спасибо за внимание! Конец

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-1555285

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Разработка открытого урока по химии. Тема: «Нефть – состав и свойства»

Разработка открытого урока по химии Глава: «Природные запасы УГВ и их переработка» Тема: «Нефть – состав и свойства» «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность» (Б.шоу) «Мощь и сила науки во множестве фактов, цель – в обобщении этого множества» (Д.И.Менделеев) Форма урока: нестандартная Задачи и цели урока: Образовательные Закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках химии; Расширение знаний о нефти; Развитие коммуникативных навыков; Осуществление межпредметных связей – географии, биологии, истории, информатики, музыки, английского и казахского языков и др. Коррекционно - развивающие Развитие творчества; Развитие мышления; Развитие внимания; Повышение самооценки. Воспитательные Воспитание любви и уважения к изучаемому предмету; Развитие творческих способностей учащихся; Углубление патриотического воспитания, любви к Родине; Самореализация в коллективе, снижение тревожности; Поиск решений и выходов в экстремальных ситуациях; Расширение кругозора; Укрепление взаимоуважения; Воспитание к окружающей природе; Развитие ролевых игр; умение задавать правильные вопросы; Внедрение разных профессий; Формирование трудовых и учебных навыков; Оборудование и оформление кабинета: Создание атмосферы климатических условий местности. Фото и видеосъёмка на протяжении урока. Звуковые эффекты – авиалайнера (взлёта и посадки самолёта) Пейзажи живой природы. Нефть в ёмкости. Сопутствующие принадлежности героев в зависимости от «профессии или должности» Униформа для участников. Макет самолёта с фотографиями пассажиров в иллюминаторах. Макет костра. Место для гостей урока. Метод урока: С помощью ролевых игр развивается совместная деятельность, поиск, эвристическая беседа. Ход урока. Начало. Авиалайнер Боинг 737. Состав экипажа: 2 пилота, 2 стюардессы. Пассажиры самолёта : экономист, нефтяной магнат, геолог, журналист, компьютерный гений, технолог, музыкант. 1 стюардесса: Здравствуйте, уважаемые пассажиры самолёта. Командир корабля пилот международного класса экипаж Мухтаров Олж

weburok.com

Разработка открытого урока по химии Нефть |

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с горючим ископаемыморганического происхождения – нефтью, еесвойствами, переработкой.
  2. Рассмотреть основные фракции нефти, области ихприменения.
  3. Разобрать экологические ситуации, возникшиепри авариях связанных с транспортировкой нефти.
  4. Познакомиться с работами по ликвидацииэкологических катастроф, а также с препаратами,используемыми при зачистке участков попаданиянефтепродуктов на почву, воду.
  5. Развивать навыки самостоятельной работы,используя информационный материал длясамостоятельной подготовки ответов, частичнопоисковые вопросы.
  6. Развивать мышление, память, внимание на основевопросов на синтез и анализ материала.
  7. Прививать интерес к предмету, используя связьматериала урока с жизнедеятельностью человека,экономикой страны и экологией биогеоценозов.

Оборудование: Пробирки с нефтью,чистые колбы, ложечки для сжигания веществ,фильтровальная бумага.

Ход урока

1. Организационный момент.

Класс делится на 4-5 групп.

2. Учащимся в группах дано заданиеразгадать кроссворд на скорость и узнать темуурока. Отгаданное слово является темой урока.

Учащиеся записывают тему урока.

Учитель: “ В настоящее время из недр земли идонных отложений в морях ежегодно добывают 3млрд. тонн нефти. Основная частьперерабатывается в различные виды топлива исмазочные материалы ”

3. Учитель обращает внимание учащихся назапись, оформленную на доске.

Учащиеся внимательно читают, фиксируютинформацию в тетради.

Запись на доске:

Использование продуктов нефти:

  • топливо для транспорта;
  • источник энергии для тепловых электростанций;
  • производство полимерных материалов (каучук,синтетическое волокно ит.)
  • моющие средства, удобрения, лекарства.

Учащимся задается вопрос — Будет ли экономикагосударства зависеть от нефти? Дать развернутыйответ.

Учащиеся каждой группы дают свой ответ напоставленный вопрос.

4.Используя материал учебника и опорныекарточки, учащиеся дают определение нефти.

“ Нефть — важнейшее горючее ископаемоеорганического происхождения”

Учитель задает вопрос “ Исчерпаемы ли ресурсынефти?”

Группы учащихся дают ответы, объясняя причину.

5.Ученики в группах работают по парам,используя раздаточный материал

“ Географические карты – полезныеископаемые”

Определяют местонахождение нефти в природе,основные месторождения.

Учитель после ответов учеников показываетфрагмент мультимедиа — “ Месторождения нефти”

6.Учитель задает вопрос, — “Каков составнефти?”

Учащиеся отвечают на вопрос, используяматериал учебника и опорные карточки.

Ставятся проблемные вопросы — Имеет ли нефть,определенную температуру кипения? Одинаковый лисостав имеет нефть в разных месторождениях?

Учащиеся в группах обсуждают вопросы и даютразвернутые ответы.

7.Учитель ставит задачу: провести опыт,определить физические свойства нефти.

Ученики, в группах используя раздаточныйматериал, проводят опыты: (определение цвета,запаха нефти; взаимодействие нефти с водой;горение нефти; маслянистость)

Ученики оглашают полученные данные.

В закрепление учитель показывает фрагментмультимедиа: “Физические свойства нефти”.

Как дополнение учащиеся записывают плотностьнефти.

8.На данном этапе урока учитель объясняеттехнический процесс переработки нефти.

В конце объяснения ученики выполняют задания(закрепление материала, письменно в тетради):

  1. Как устроена ректификационная колонна?
  2. Что такое фракция?
  3. Какие фракции относятся к низкокипящим?
  4. Максимальная температура нагрева нефти?
  5. Процесс перегонки нефти имеет физическийхарактер или химический, почему?

Оговариваются температуры, при которыхпроисходит отделение разных фракций, ихназвание.

По выполненному заданию учитель проводитфронтальный опрос.

На доске нарисована ректификационная колонна,ученики вписывают названия фракций, фиксируют втетради (один из учеников работает у доски)

9.Несколько учащихся, получившихопережающее задание на дом, объясняют процесскрекинга, рассказывают о жизнедеятельности ВГ.Шухова.

10.Каждый из учеников получаетиндивидуальную карточку, где самостоятельно,используя материал учебника и вспомогательнуюкарточку — информатор, выполняет задание поприменению фракций нефти.

Индивидуальная карточка

Фракции нефти Области применения.
1.2.3.4.5.

Учитель осуществляет проверку самостоятельнойработы.

( опрос учеников выборочно)

11.Просмотр фрагмента мультимедиа “Применение фракций нефти”

12.Учащимся предлагается вопрос,записанный на видео носитель, который задает Зам.начальника Нижнеудинской нефтеперекачивающейстанции-

“ Ребята как вы считаете, какой видтранспортировки нефти наиболее безопасен?”

“Каковы последствия аварий транспортировкинефти, методы их ликвидации?”

Учащиеся работают в группах, обсуждают и даютразвернутые ответы.

13.Каждая группа получает карточку -информатор “Методы устранения загрязненийэкосистем нефтью”

Группа учащихся № 1,3- работают над методамиустранения загрязнений водоемов нефтью.

Использование сорбентов — УНИПОЛИМЕР, ЛЕССОРБ.

Группа учащихся № 2,4- работают над методамиустранения загрязнений грунта нефтью.

Использование сорбентов – ПУТИДОЙЛ, ЭКОНАФТ.

В конце изучения и обсуждения каждая группапредставляет свой метод устранения загрязнениянефтью.

14. Учитель предлагает ученикам сделатьвыводы урока.

( можно по желанию, можно использовать методвытягивания жетона, кто вытянул жетон с пометкой,тот и делает вывод первым.)

15.Учитель объясняет домашнее задание,ученики фиксируют его в дневнике.

16. Подводятся итоги урока, сдаютсяиндивидуальные карточки, выставляются оценки заурок.

Приложение.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

goxi.ru

Урок "Нефть и нефтепродукты"

Открытый урок

ТЕМА: Нефть и нефтепродукты

,Цель урока

Оброзавательная - опредилит значение нефти для человечества. Ознакомить с составом нефти. Способом переработки нефти. Рассмотреть проблемы загрязнений окружающей среды.

Развиваюшая - формирование практических навыков. стремление к экспериментированию. продолжить формирование умений решать задачи на определение формул органических веществ. Формирование умений анализировать. аргументировать . излагать свою точку зрения .вести дискуссию. развивать навыки культуры общения.

Воспитательная - положительного отношения к окрушающему миру развитие интереса к предмету. патриотизм любовь к родному краю

Реактивы и оборудование –ноутбук. мультимедийный проектор. ПСХЭ Д.И .Менделеева. нефть. коллекции - Нефть и нефтепродукты .Пластмассы. Искусственные волокна. Вода. лучинка. речной песок. Спички. Фарфоровая чашка. Химический стакан.. Карта наблюдений и выводов.

ХОД УРОКА

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИ Из курсе географии вы знакомы с природными источниками. Какие природные источники вам известны?

3.МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учитель. В этой каробке находится нечто. без чего нельзя прожить -это нечто нас согревает. одевает. кормит. лечит и делает нашу жизнь комфортной. Что находится в каробке? На это вы сможете ответить .вспомнив словосочитание « черное золото». Почему нефть так называют? В ходе нашего урока мы попробуем ответить на этот вопрос: Что для этого надо сделат?

4.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ. ЦЕЛЕЙ. И ЗАДАЧ УРОКА.

5.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Учитель. Знакомство человека с нефтью состоялось давно. несколько тысячилетий назад. познакомимся с нефтью и мы. Свои наблюдения и результаты эксперементов мы будем вносить в карту наблюдений и выводов.

ОПЫТ 1. Определение агрегатного состояния, цвета и запаха нефти

Учитель. Что мы наблюдаем?. Какие свойства мы опредилили? Покажите как правильно опредилить запах вещества.

Историк. Гипотиза возникновения нефти. ( неорг. и орг. ) Упоминание о сочащейся из горных пород коричневой либо темно-бурой маслянистой жидкости со специфическим запахом встречается в трудах древних историков и географов. Уже в те времена люди начали использовать «каменное масло». Так назвал нефть Агрикола. Наиболее широкое применение получила тяжелая нефть- твердые либо вязкие вещества. Который сейчас называют асфальтом. или битумом. ( Слаид.1 ) Асфальт издавна использовали при мощении дорог промазывали стены водных резервуаров и днищ кораблей. Как вы думаете зачем они это делали? Узнаем проделав следующий эксперимент. . ОПЫТ 2. Отношение воды к нефти.

Историк. Жители Вавилона смешивали асфальт с песком и волокнистыми материалами при сооружении зданий. Народы Ближнего Востока использовали в светильниках. Византийцы использовали горшки наполненные смесью серы и нефти, как зажигательные снаряды. Что ж входило в состав нефть которым заправляли огнеметы? Правда ли, что нефть легко воспламеняется?

ОПЫТ 3.Отношение нефти к горению на воздухе.

Эколог. Вы взяли лишь несколько капель нефти. Посмотрите. Как горит нефтехранилище? При горении нефти поднимается высокая температура. Еще страшнее выглядит пожар на месторождение. Сжигание приводит к экологическим последствиям, от смога на улицах городов до увеличения концентрации углекислого газа. который может привести к парниковому эффекту. Нефть. добывают в основном путем бурения скважин на суше, морях и океанах.

Учитель . Зачем ежегодно добывают миллионы тонн нефти?

Технолог. Нефть не только топливо, но и сырье. (На столы раздают коллекции нефть и нефтепродукты .)

Учитель. У всех ли групп одинаковый цвет нефти? Цвет нефти зависит от месторождения.

Технолог. По составу нефть сложное вещество. Главной частью которого являются углеводороды. Нефть содержащая парафиновые углеводороды. как гексан добывают в Грозном, Средней Азии, США. Нефти содержащие циклопарафины. называют нафтенами - это бакинская нефть. Есть нефть богатая ароматическими УВ- уральская. острова Борнео ,румынская нефть.

Технолог. Перегонка нефти (2 слайд) При нагревание нефть кипит. Ее пары поднимаются вверх и конденсируются. Схема перегонки нефти -эта установка состаит из трубчатой печи и ректификационной колонны. Высота 40 метров. Внутри находится набор перегородок с отверстиями. Через которые постепенно охлаждаясь и конденсируясь поднимаются пары нефти. На нижних тарелках собирается мазут,из него получают битум для асфальта. Смазочные масла. Парафины для получения свечей и обувного крема. На средних тарелках керосин. На самых верхних-бензин. (Слаид.2.3.)

Историк. Долгое время бензин уничтожался В1902 году в г.Грозном сожгли 70000 тонн бензина. Однако вскоре нашелся потребитель бензина -автомобиль .В1910 году бензин стал важным продуктом перегонки нефти. (Слайд.4)

Учитель. На столах коллекции-схемы демонстрирующие продукты перегонки нефти.

Технолог. Что можно получить из нефти? (Демонстрация коллекций.)

Учитель. Каждый год нефти добывают все больше и транспортируют на далекие расстояния. Всегда ли это безопасно?

Эколог. Разливы нефти могут происходить при поломки нефтепровода. Террористические акты или военные действия- Ирак 1990-е год. Повреждение корпуса танкера .

Учитель. Что же будет если смешать нефть с водой?

ОПЫТ 4. Сравнить плотность воды и нефти.

Эколог. На слайде вы видите гибнущих животных. На берегу залитом нефтью и устланный телами животных еще много лет не сможет прорасти ни один росток это мертвая земля. Это экологическая катастрофа. (Слайд.5 )

Учитель. Как собрать разлившуюся в океане нефть?

ОПЫТ 5. Горение нефти на поверхности воды.

Эколог. Эксперименты позволяют нам прийти к заключению. Что главные силы людей должны быть направлены на борьбу с выбросами нефти.

6.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Игра « Правда -неправда Слайд 6.

  1. Нефть называют черным золотом. лотому что ее стоимость равна стоимости золота.

  2. Нефть- это масленистая жидкость неизменно черного цвета.

  3. Нефть- это ценное сырье для получения различных продуктов.

  4. В состав нефти входят различные углеводороды.

  5. В пищевой промышленности всегда используется натуральные красители и ароматизаторы.

  6. Теплую шубу можно получить в результате переработки нефти. не убивая животных.

  7. Написать уравнение реакции крекинга октана.

  8. Задача. Вывести формулу по массовой доле елемент.С-83.7 % Н-16.3%

7.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

Историк. Нефть для современной цивилизации -это настоящая кладовая природы. главная стратегическая жидкость сорившая и мирившая многие государства. Мы живем в мире где все зависит от нефти. Мы должны быть благодарны нефтяникам которые добывают нефть энергетикам и химикам- технологам. Которые превращают черное золото во все блага цивилизации, и экологам – которые стараются уберечь окружающий мир от неразумных действий человечества.

Эколог. Человек должен осознать, что от него зависит его жизнь. будет она счастливой , будут ли здоровы его дети, будет ли здорова наша планета.

Учитель. Карта наблюдений и выводов сдаем на проверку.

Оценки за урок.

8. РЕФЛЕКСИЯ. Закончить предложение.

- достигли цели урока----.

- что нового узнали-------.

- что запомнилось-------.

9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ П.10.

Найти информацию и подготовить трехминутное сообщение.

1 . О военных конфликтах. Связанных с нефтью

2 . О новых методах борьбы с последствиями разлива нефти.

3 . О профессиях связанных с переработкой нефти.

infourok.ru

" Нефть и продукты ее переработки"

ОГАОУ СПО «Белгородский правоохранительный

колледж имени Героя России В.В. Бурцева»

Богачёва Е.В., преподаватель

химии, биологии

Белгород, 2017г.

Урок построен на основе системно - деятельностного подхода. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Студенты «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Деятельностный подход на уроке осуществляется через моделирование и анализ жизненных ситуаций, использование активных методик, постановку проблемных вопросов.

Задачи:

Обучающие: создать условия для формирования знаний о нефти как о важнейшем углеводородном сырье, изучения свойства нефти, продуктов её переработки.

Развивающие: совершенствовать умения работать с литературными источниками, продолжить развитие умений устанавливать причинно-следственные связи, наблюдать и объяснять результаты эксперимента; развивать интерес к предмету и процессу познания.

Воспитательные: способствовать формированию представления о социально-экономическом развитии России, перспективных направлениях развития экономики.

Форма проведения учебного занятия: урок

Тип урока: комбинированный

Методы и методические приемы: словесный (объяснение, рассказ, опережающее задание-сообщение), наглядный (настенная карта, атласы, иллюстрации, схемы, видео метод), элементы метода проблемного обучения, исследовательского метода, частично-поискового.

Оборудование и реактивы: коллекция “Нефть и продукты ее переработки”, нефть, вода дистиллированная, гексан, бензол, керосин, растительное масло, бромная вода, водный раствор перманганата калия, металлический натрий, пробирки, химические стаканы; полиэтиленовые крышки, пленки, пластмассы, каучук, парафиновая свеча.

ХОД УРОКА

Эпиграф:

« Топить можно и ассигнациями» .

Д.И.Менделеев

I. Организационный момент. Взаимное приветствие преподавателя и обучающихся; проверка готовности к уроку.

II. Ориентировочно-мотивационный этап.

  1. Тестирование по теме « Углеводороды» 5 вопросов 5 минут.

  2. Введение в ситуацию урока.

Блестит, как золото. Такая же дорогая, как и золото. «Черное» золото, дающее возможность синтеза более 1000 видов химических веществ. Что же это за соединение? Нефть. Преподаватель записывает тему на доске.

  1. Постановка проблемных вопросов:

Почему говорят, что нефть – это «чёрное золото»?

Как нефть связана с благосостоянием страны?

  1. Подготовка к усвоению учебного материала. Актуализация опорных знаний.

Вы знаете, что органическая химия - это химия углеводородов и их производных. Изучение углеводородов приобретает особое значение, так как эти соединения являются структурной основой всех остальных классов органических соединений. Углеводороды являются важнейшим видом сырья для химической промышленности. Посмотрите на столах предметы, без которых невозможно представить жизнь современного человека. Например, каучук, пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты, современные строительные материалы и.т.д. На каждом этапе развития человеческого общества осваивались все более эффективные виды топлива. Древесина была заменена углем, а с 60-х годов прошлого столетия пришли природные источники углеводородов: природный и попутный нефтяные газы, нефть, каменный уголь. Сегодня на уроке мы ознакомимся с нефтью как одним из важнейших источников углеводородов Мы рождаемся и живем в мире продук-

тов и вещей, полученных из нефти. В истории человечества были каменный и железный периоды. Как знать, может быть историки назовут нефтяным или пластмассовым наш период. Нефть – является наиболее титулованным видом полезных ископаемых. Ее величают и «королевой энергетики» и «царицей плодородия». А ее королевский сан в органической химии – «черное золото». Нефть создала новую отрасль промышленности – нефтехимию, она же породила ряд экологических проблем.

Это интересно! Сообщение студента: «Роль нефти в современном мире»

Нефть известна человечеству с давних времен. На берегу Евфрата она добывалась 6-7 тыс. лет до н. э. Использовалась она для освещения жилищ, для бальзамирования. Нефть являлась составной частью зажигательного средства, вошедшего в историю под названием «греческого огня». В средние века она использовалась главным образом для освещения улиц. Вначале 19 века в России из нефти путем перегонки было получено осветительное масло, названное керосином, который использовался в лампах, изобретенных в середине 19 века. В тот же период в связи с ростом промышленности и появлением паровых машин стал возрастать спрос на нефть как источник смазочных веществ. Внедрение в конце 60-х гг. 19 века бурения нефтяных скважин считается зарождением нефтяной промышленности. На рубеже 19-20 веков были изобретены бензиновый и дизельный двигатели. Это привело к бурному развитию добычи нефти и способов ее переработки.

Нефть-это «сгусток энергии». Используя всего лишь 1 мл этого вещества, можно нагреть на один градус целое ведро воды, а для того чтобы вскипятить ведерный самовар, нужно менее половины стакана нефти. По концентрации энергии в единице объема нефть занимает 1 место среди природных веществ. Даже радиоактивные руды не могут конкурировать с ней в этом отношении, так как содержание в них радиоактивных веществ настолько мало, что для извлечения 1 мг ядерного топлива надо переработать тонны горных пород.

Залежи сырой нефти и газа возникли 100-200 миллионов лет назад в толще Земли. Происхождение нефти - одна из сокровенных тайн природы.

Преподаватель рассказывает о трёх теориях происхождения нефти:

  • Карбидная (неорганическая) теория. Д. И. Менделеев

  • Органическое происхождение. Нефть возникла из сапропелевого вещества (это ил образованный планктоном) И. М. Губкин.

  • Космическая теория. Нефть произошла из углеводородов, содержащихся в газовой оболочке Земли, при формировании её как планеты. (В. Д. Соколов)

  1. Операционно-исполнительский этап. Усвоение нового материала.

1. Лабораторные опыты.

1) Изучение физических свойств нефти органолептически.

Опыт 1. Физические свойства.

  • Откройте флакон с нефтью и понюхайте, соблюдая правила техники безопасности. Каков запах нефти?

  • А теперь большим пальцем прикройте горловину флакона и встряхните. Обратите внимание на цвет нефти.

  • Потрите нефть между большим и средним пальцами. Каково ваше ощущение?

Опыт 2. Удельный вес и растворимость нефти.

  • В пробирку с водой налейте 1 мл нефти. Нефть располагается слоем сверху, так как она легче воды.

  • К нефти прибавьте воду и смесь перемешайте встряхиванием. Жидкость расслаивается, так как нефть в воде не растворяется.

  • Прибавьте 1 мл нефти к 1 мл керосина, взболтайте встряхиванием. При взбалтывании жидкости полностью смешиваются.

Опыт 3. Керосин как растворитель.

  • В пробирки с керосином и водой наливают по 0,5 мл растительного масла и взбалтывают. Масло растворяется в углеводородах.

По результатам опытов самостоятельно составляют выводы.

2. Это интересно! Сообщение студента: «Нефтяная чума».

«Нефтяная чума» появилась не сегодня и не внезапно. Еще в 1922 году в Великобритании принято постановление, запрещающее слив нефти в ее территориальные воды. В дальнейшем заключались международные соглашения, проводились международные совещания, создавались советы и комитеты по борьбе с нефтяным загрязнением морей. Но благополучного решения проблемы пока не видно.

Ежегодно в мировой океан по тем или иным причинам сбрасывается от 2 до 10 млн. тонн нефти. Аэрофотосъемкой со спутников зафиксировано, что уже почти 30% поверхности океана покрыто нефтяной пленкой. Особенно загрязнены воды Средиземного моря, Атлантического океана и их берега.

Источников поступления нефти в моря и океаны много: это сброс очистных вод, принос загрязняющих компонентов реками. В настоящее время из каждых 10 добываемых в море тонн нефти 7-8 тонн доставляется к местам потребления морским транспортом. Почти каждый год случаются крупные катастрофы. В 1967 году произошла авария супертанкера «Тори Каньон» у берегов Западной Европы. В море6 попало 120 тыс. тонн нефти. Огромное нефтяное пятно обезобразило прибрежные воды и берега Франции и Англии. Погибло 50 тыс. водоплавающих птиц, т.е. 90% морских птиц этих районов.

Если перечислять все происходившие за последние годы аварии судов, получится громадный список. А всего 1 литр попавшей в воду нефти лишает кислорода, столь необходимого рыбам, 40 тыс. литров морской воды.

1 тонна нефти загрязняет 12 км2 поверхности океана. Личинкам некоторых морских рыб необходимо сделать первый глоток воздуха. Нефтяная пленка не позволяет этого сделать, и они гибнут.

Икринки многих рыб развиваются в приповерхностном слое воды. Опасность встречи с нефтью здесь особенно велика. На 1 гектаре морской поверхности может погибнуть более 100 миллионов рыбок, если имеется нефтяная пленка. Чтобы ее получить достаточно вылить 1 литр нефти.

Некоторые составные части нефти несут гибель морским беспозвоночным и Ракообразным животным. Моллюски, например, накапливают канцерогенные вещества, извлекаемые ими из нефти. Трудно перечислить все беды, которые причиняет «нефтяная чума» океану.

3.Объяснение нового материала преподавателем.

Нефть природная смесь углеводородов различной молекулярной массы, содержащих от 5 до 50 атомов углерода. В состав нефти входят следующие классы органических соединений:

Алканы

Циклопарафины

Ароматические углеводороды - арены

В основном в состав нефти входят алканы, как линейного так и разветвленного строения. В ней найдены все изомеры гексана, гептана. Кроме углеродов нефть содержит:

Состав нефти различных месторождений различен.

  1. Это интересно! Сообщение студента: «Распределение основных запасов нефти в мире»

Слово «нефть» появилось в русском языке в 17 веке и происходит от арабского «нафата», что означает «извергать». Так называли в 4-3 тыс. до н. э. жители Месопотамии- древнего очага цивилизации- легковоспламеняющуюся маслянистую черную жидкость, которая действительно иногда извергается на поверхность земли в виде фонтанов.

Поэтому, с древних времен и до середины 19 века нефть добывали там, где она изливалась в виде источников, проходя по разломам и трещинам в горных породах. Но когда начали ее искать вдали от мест непосредственного выхода нефти, возникли вопросы: как это делать? где бурить скважины?

В ходе долгих геологических исследований, было установлено, что нефть скорее всего будет там, где мощные пласты осадочного чехла смяты в складки и разорваны тектоническими движениями земной коры, образуя куполовидные изгибы пластов, так называемый антиклинальный тип природного скопления углеводородов, называемый залежью. Участки земной коры, содержащей одну или несколько таких залежей, называют месторождениями.

В мире открыто более 27 тыс. нефтяных месторождений, но лишь небольшая их часть (1%) содержит ¾ мировых запасов нефти, а 33 супергиганта- половину мировых запасов.

Анализируя распределения мировых разведанных ресурсов нефти по регионам и странам,  приходим к выводу, что исключительная роль приходится на Юго-Западную Азию, а именно 2/3 мировых ресурсов нефти залегают в странах Персидского залива (СА, Ирак, ОАЭ, Кувейт, Иран).

5. Дополнение преподавателя: Нефть перерабатывают на нефтеперерабатывающих заводах. Способы переработки нефти:

1) Физический метод (первичная переработка самой нефти)

2) Химический метод (вторичная  переработка, т. к. перерабатывается не сама нефть, а фракции, полученные в процессе первичной переработки)

Физический метод. Перегонку нефти осуществляют в установке, которая состоит из трубчатой печи и ректификационной колонны. По трубопроводу подается нефть, где она нагревается до t=320-3500и в виде смеси жидкости и паров поступает в колонну. Внутри она имеет горизонтальные перегородки с отверстиями, так называемые тарелки. Пары нефти подаются в колонну через отверстия, поднимаются вверх, при этом они постепенно охлаждаются и сжижаются. Менее летучие получаются на первых тарелках, боле летучие поднимаются вверх. При этом выделяют следующие фракции (заполнить таблицу).

Остаток после перегонки (мазут) также подвергают вакуумной перегонке (при пониженном давлении) и получают: солярные масла (дизельное топливо), смазочные масла (машинные, цилиндровые), оставшаяся часть гудрон. Недостаток перегонки малый выход бензина (20%). (Спросить заполненную таблицу).

Химические способы переработки. (Выход бензина до 70%).

Крекинг- слово произошло от «тухрек»- раскалывать, расщеплять. Способ изобретен русским инженером Шуховым в 1891 г., в России начал осуществляться только после Октябрьской революции. Цель - получение бензинов, непредельных углеводородов. Сырье - соляровые фракции. Условия-t=470-5500. Р=2-7 Мпа. Процесс крекинга заключается в расщеплении молекул углеводорода с длинной углеродной цепью на более короткие под действием высокой t.

При термическом крекинге образуется много микромолекул газообразных углеводородов, которые можно использовать как сырье для получения спиртов, карбоновых кислот, В.М.С.(полиэтилен). Бензин низкого качества. В мире всего 10%  получают термического крекинга.

Каталитический крекинг, при нем расщепление углеводородов происходит при более низкой t  (450-5000) с применением катализаторов, процесс происходит с большой скоростью. Бензин более высокого качества, т. к. наряду с реакциями расщепления идет реакция изомеризации и образуются разветвленные углеводороды. Непредельных углеводородов содержится меньше, поэтому он более устойчив при хранении. Получают преимущественно авиационный бензин.

Пиролиз- наиболее жесткая форма термического крекинга, t больше 7000. Получают газообразные вещества (этилен, ацетилен). Сырье любое (от природного газа до нефти).

Риформинг- это процесс ароматизации бензина. Получают бензин высоких качеств и много ароматических углеводородов.

Таким образом, мы познакомились с основными способами переработки нефти.

  1. Включение нового знания в систему знаний

  1. Работа по заданиям (по группам).

Задание1. Написать уравнение реакций горения и крекинга эйкозана С20Н42. К Какому гомологическому ряду следует отнести данное вещество?

Задание 2. Возможно ли из керосина получить бензин? ( учебник стр. 59)

Задание 3. Среди углеводородов, содержащихся в бензине, есть нормальный октан С8Н18, имеющий линейную цепь из атомов углерода. Могут ли существовать другие углеводороды, имеющие такую же формулу? Напишите их структурную формулу. ( учебник стр.60 - 61)

  1. Обсуждение результатов работы групп.

  2. Обсуждение проблемных вопросов, поставленных в начале урока.

  1. Рефлексивно-оценочный этап

Игра « Крестики- нолики»

Выполнение рефлексивного теста.

Рефлексивный тест

1. Как я усвоил материал?

А) Получил прочные знания;

Б) Усвоил учебный материал частично;

В) Мало что понял, надо поработать еще.

2. Как я работал?

А) Сам справился со всеми заданиями;

Б) Допускал ошибки;

В) Сделал много ошибок.

3. Как работала группа?

А) Дружно, совместно разбирали задания;

Б) Не все активно участвовали в обсуждении;

В) работа неинтересная, много ошибок.

4. Сформулируйте ваше мнение, ваши пожелания.

VI. Домашнее задание. §10 стр.66 упр. 2, 3, 11 (О.С.Габриелян).

Проблемные вопросы:

1.В России, США, Канаде, главные магистральные трубопроводы большей частью связывают регионы добычи нефти и газа с районами их потребления, в Западной Европе – морские порты с районами потребления, а в развивающих странах, напротив, районы добычи – с морскими портами. Объяснить эти различия.

2.Известно, что отрасли ТЭК относятся к “грязным” производствам, но развитие мирового хозяйства обусловливает рост потребности в них. Следовательно, добыча нефти и газа будут расти. Однако условия добычи ухудшаются. Как решить эти противоречия?

3.Запасы нефти на Земле ограниченны, а мировое потребление нефти увеличивается, то, как это должно отразиться на отношениях стран-потребителей нефти с другими странами. Подкрепите вашу точку зрения аргументами.

infourok.ru

Открытый урок по химии на тему "Нефть" (11класс)

Туймеева Гулмира Халиковна,

Кимё фанининг ўқитувчиси

№4 ўзбек мактаби

Тараз шаҳри, Жамбыл вилояти, Қозоғистон.

Дарс №27. Синф:11. Фан: Кимё. Сана:12.12.2016й

Дарс мавзуси: Нефть ва нефть маҳсулотлари, нефтга қайта ишлов бериш.

Дарснинг мақсади: Углеводородларнинг табиий манбаи: нефть ва унинг таркиби, хоссалари, маҳсулотлари билан таништириш.

1.Таълим бериш: Нефтни қазиб олиш ва қайта ишлаш усуллари, экология ва экономика таъсири ҳақида билим бериш.

2.Ривожлантириш: Қозоғистондаги нефть кони масканлари ҳақидаги билимларин ривожлантириш.

3.Тарбиявий: . Фанга бўлган қизиқишларин орттириш, атроф –муҳитни муҳофаза қилишга тарбиялаш .

Дарснинг тури: (лекция, суҳбат, ўйин, саёҳат, мусобақа б.)

Дарс шакли: (тушинтириш, амалий машғулот, масала ечиш, назорат иши, аралаш)

Кутилган натижа: Нефть ва нефть маҳсулотлари, қайта ишлаш усуллари.

Дарснинг жихози: интерактив доска. Лаб иши №2

Дарснинг режаси:

а) саломлашиш, б)давоматни белгилаш, в)мақсадни баён қилиш. Она тилида.

II.Ўй вазифасин текшириш (ўтган мавзу):

Тест.

Жавоби: 1- В 2 –Б 3-А 4-Б 5-В

1. Содержание метана в природном газе составляет:

А) 10-50% Б) 20-45% В) 80-96% Г) 100%

2. На сколько фракции делиться природный газ:

А) 1 Б )2 В)3 Г)4

3. Где применяется сажа:

А) при изготовлении автомобильных шин

Б) для получения водорода

В) в качестве растворителя

Г) непригоден для использования

4.Сколько выделяется тепла при сгорании 1м3 природного газа:

А) 100 кДЖ Б) 1000 кДЖ В) 54 400 кДЖ Г) 45 500 кДЖ

5. На сколько фракции делиться попутно нефтяной газ:

А) 1 Б)2 В)3 Г)4

Номаълум моддани аниқлаш

Қадимда бу моддани славянлар -  ропанка, греклар – петролеум деб аташган. Ҳозирги кунги номи араб тилидаги «нафта» сўзидан олинган бўлиб, у оқиш, инглизча «oil» -ёғ деган маънони беради. Кўпинча бу моддани «қора олтин» деб ҳам аташади. Бу қандай модда? (Нефть)

III.Янги мавзу:

А)Янги мавзуни баён қилиш

Ҳулоса:

1.Нефтнинг пайда бўлиши:

Нефть жуда қадим замонлардан бери маълум бўлишига қарамай унинг ҳосил бўлиши хақидаги масала узоқ вақтга қадар муаммолигича қолаверди. Нефтнинг пайдо бўлиши ҳақидаги икки гипотеза:

Биринчи г и п о т е з а – органик назария. Бу фикрни биринчи бўлиб М. В. Ломоносов айтди.

2,5 – 6 км чуқурликда 160ºС хароратда, юқори босим остида ўсимлик ва ҳайвонлар қолдиқларининг ҳавосиз чиришидан келиб чиқиши.

Иккинчи г и п о т е з а - ноорганик назария. Д. И. Менделеев ҳам шу назария тарафдори эди.Унинг фикрича  нефть Ер бағридаги қизиган металл карбидларининг ёриқлардан сизиб кирган сув билан ўзаро таъсир этишидан ҳосил бўлган.

2.Қозоғистондаги нефть кон масканлари

Атирау ўлкасини энг биринчи бўлиб рус олими Н.А.Северцев ўрганган. У 1860 йили “Горный” журналида ҳозирги Доссор ҳақида ҳисобатни эълон қилган. Шундай қилиб, 1899 йили Атирауда биринчи нефть қудиғидан нефть отилди. Атирауда – Тенгиз, Мақат; Оқтўбе вилоятида – Шубарқудуқ, Кенгқияқ, Урал вилоятида – Қоратўбе, Мартиши, Камишин; Жанубий Манғистовда – Жетибой, Қорамандибас, Тосбўлат, Ўзен, Тенге, ва ҳ.к; Қизилўрдада – Қумкўл ва Қумасой, Қизилқия ва бошқа кон масканлари бор.Ҳозирги вақтда Қозоғистонда 160т а нефть кон масканлари иш олиб бормоқда.

3. Нефтнинг хоссалари ва таркиби. Лаб иши №2

Нефть –тиниқ қўнғирдан қора ранггача бўлган, ўзига ҳос ҳидли, мойсимон суюқлик.Сувда эримайди, бироқ органик эритувчиларда эрийди, тез ёнувчан модда

Нефтнинг таркиби асосан: парафинлар, циклопарафинлар ва ароматик у/в ташкил қилади.Таъкидланган аралашмалардан ташқари нефть таркибида металлар ва ер остидан қазиб олинадиган нефть таркибида кўп миқдорда сув ҳам бўлади. Бу ҳом нефть деб,қўшимчалардан тозаланган ва қайта ишланган нефть тайёр ҳолдаги нефть деб аталади

4.Нефтни қайта ишлаш усуллари:

1.Физик усул: фракцияловчи минорада нефтни фракцияларга ажратиш- нефтни ҳайдаш дейилади.нефтни тозалаш ва ҳайдаш)(

2) Кимёвий усул- оғир у/в парчалаш орқали енгил у/в олиш - крекинг дейилади.(термик ва каталитик)

Нефтни ҳайдашга асосланган қурилма 2 бўлимдан иборат: нефтни қиздиришга асосланган қувурли печь ва ректификация-ловчи минора.

Нефть маҳсулотларининг крекинги –нефть маҳсулотларини босим остида қайта ишлаш орқали йирик у/в-ни парчалаб молекуласида углерод атомларининг сони кам бўлган у/в олишга айтилади. Нефтни ҳайдаш орқали олинган бензин уними 15-20% ташкил қилади, крекинг усули билан бензин олиш унумин ортиради. Бунда бензиндан ташқари:

230-2500С оралиғида урчуқ мойи

260-3050С оралиғида машина мойи

315-3250С оралиғида енгил цилиндр мойи

350-3700С оралиғида оғир цилиндр мойларга оҳирида гудрон қолдиқ смфатида қолади.

Крекинг жараёнини биринчи бўлиб рус олими В.Г.Шухов таклиф қилган ва унинг термик ва каталитк каби турлари бор.

Термик крекинг –мазутнинг юқори молекулалаи у/в-ни юқори ҳароратда, 20-70 атм. Босимда , ҳавосиз жойда қиздирилганда паст молекулаларга айланиши.С16Н34→С8Н18+С8Н16

С8Н18→С4Н10+С4Н8.Бу усул билан автомобиль бензини олинади.

Каталитик крекинг- бу жараён 450-5000С да ва катализатор(алюмосиликатлар АlCl3) иштирокида олиб борилади. Ушбу усул билан кўпроқ авиация бензини олинади.

Катализаторнинг фаоллиги камайганда ўзҳолига келтириш регенерация дейилади ва крекинглаш бир агрегатда юради, юқори қисми реактор, астки қисми регеератордан иборат .Бу жараёнлар навбат билан юради.

Риформинг- нефть маҳсулотларининг тузилишин ўзгартириш (у/в-ни катализаторлар иштирокида изоиерлаш, цикллаш(ароматлаш), ва алкиллаш( тармоқланган у/в-ни олиш) орқали сифатли нефть маҳсулотларин олиш мумкин.

5.Нефтга қайта ишлов беришда олинадиган асосий маҳсулотлар

6. Нефть экологияси

Нефть ва уни қайта ишлашда атроф-мухитга жуда катта зарар келтирилади: уни қазиб олишда, ташишда ва ундан олинган маҳсулотлардан фойдаланишда. Ҳар йили дунё океанига ҳар сабабларга кўра 2дан 10 млн тоннагача нефть тўкилади. Дунё мухитининг деярли 30%-ининг юзи нефтнинг юпқа қатлами билан қопланган. 1 тонна нефть 12 км2 океан юзини ифлослайди. Сувга тушган 1 литр нефть балиқлар зарур бўлган 40 минг литр денгиз сувини кислородсизлантирида.Бунинг натижасида сув ҳайвонлари нобуд бўлиши ва баъзи бир турларнинг йўқолиши мумкин.

Нефть ва унинг маҳсулотлари билан ифлосланган тупроқ ўз ҳосилдорлигин йўқотиб, қайта тикланиши учун кўп йиллар керак бўлади.

Унинг маҳсулотин кўндалик ҳаётда фойдаланишда атмосферага жуда катта зарар келади. Масалан Ҳар қандай транспорт ёқилғи билан юради ва унинг ёнишидан тузилган СО2 атмосфера таркибида унинг концентрациясининг ортишига, бу эса ўртача ҳароратнинг кўтарилишига, кислотали ёмғирларнинг келиб чиқишига, парник эффектларга олиб келади. Нефть маҳсулотларининг буғлари эса инсонларда нафас олиш органлариининг, марказий нерв системасининг касалланишига, юқори толиқишга олиб келади.

7. Нефть ва жаҳон экономикаси.

Нефтнинг келтирадиган зарарига қарамасдан нефть маҳсулотларига бўлган эҳтиёж кундан-кунга ортиб бормоқда. Бунга сабаб: аҳоли сонининг, нефтдан олинадиган маҳсулотларга бўлган эҳтиёжнинг ортишидир. Нефть экономикасининг ижобий томонлари:

1.Қозоғистон экономикасидаги пуллар миқдорини айнан нефтдан келаётган долларлар миқдори аниқлайди. Нефтдан тушаётган долларлар мамлакатимиз бюджетини тўлдиради. 2. Нефтдан тушаётган даромад ҳисобига мамлакатимиз аҳолисининг яшаш шароити яхшиланади.3. Шунинг эвазига мамлакатимиз дунё экономика даражасига кўтарилиш мумкинлигига эришади ва мамлакатимизнинг дунё аренасидаги обру-эътибори ортади. 4. Нефть экспортидан тушаётган даромад эвазига мамлакатимизда бошқа соҳа экономикасин ривожлантириш мумкинлиги келиб чиқади.

5.Айниқса ёқилғи ва транспорт соҳасидаги инвестициялар ортади

6.Мамалакатимизнинг ички товарлар вали ортади. Нефтни фойдаланиш меъёри ундан олинадиган маҳсулотларга бўлган эҳтиёжнинг ортиши билан ўлчанади.7.Экономик даромадлар ортади.

1.Происхождение нефти.

Залежи сырой нефти и газа возникли 100-200 миллионов лет назад в толще Земли.

Происхождение нефти является одной из сокровенных тайн природы. Спор об этом относится к числу “великих геологических споров”. Существует 2 теории происхождения нефти: неорганическая и органическая. Согласно органической теории нефть образовалась из останков микроорганизмов, в основном морских, а по неорганической теории - при взаимодействии воды и карбидов металлов в недрах Земли. Окончательное решение этого вопроса учёным ещё предстоит найти, хотя на сегодняшний день все-таки наиболее доказанной считается органическая теория происхождения нефти. 2.Важнейшие месторождения нефти в РК. Запасы нефти сосредоточены в Атырауской, Мангыстауской, Актюбинской и Западно-Казахстанской областях. В первый раз фонтан нефти забил из скважин Карашунгула в 1899 году на Эмбинском месторождении. Затем в Доссоре (1911) и Макат (1915). На начало 2009 года объём доказанных запасов нефти по данным BP составлял 39,6 млрд баррелей или 6,5 млрд тонн, что составляет 3,2 % от общемировых запасов. Прогнозные запасы нефти только по месторождениям, расположенным в казахстанском секторе Каспийского моря, составляют более 17 млрд тонн. Основные нефтедобывающие компании Казахстана — НК Казмунайгаз, Тенгизшевройл, CNPC-Актюбемунайгаз, Карачаганак Петролиум Оперейтинг, Роснефть и другие.

3.Свойства и состав нефти. Лаб.раб №2

Нефть – горючая маслянистая  жидкость обычно темного цвета, иногда почти чёрного, хотя иногда встречается и слабо окрашенная в жёлто-зелёный цвет, и даже бесцветная,  с резким своеобразным запахом, немного легче воды (плотность 0,73-0,97 г/см3), в воде нерастворима. Нефть содержит три вида углеводородов – парафины, циклопарафины (нафтены) и ароматические.

4.Первичная переработка – это перегонка нефти, которая позволяет разделить нефть на отдельные фракции в соответствии с температурой кипения углеводородов.Перегонка основана на разнице температур кипения углеводородов, входящих в состав нефти, т.е. перегонка – физический процесс, с углеводородами не происходят химические превращения.

Для получения высококачественных нефтепродуктов фракции нефти подвергают вторичной переработке, так как при прямой перегонке получается только 15-20 % бензина, остальное –  высококипящие продукты. Их  высокая температура кипения обусловлена тем, что молекулы таких углеводородов представляют собой слишком длинные цепи. 

Процесс расщепления углеводородов нефти на более летучие вещества называется  крекингом (англ. to crack – колоть, расщеплять). Крекинг даёт возможность значительно повысить выход бензина из нефти. Впервые крекинг-процесс в России предложил в конце 19 века  инженер Владимир Григорьевич Шухов.Например: С16Н34 → С8Н18 + С8Н16 ;С8Н18 → С4Н10 + С4Н8

Такой процесс, осуществляемый при температуре около 470°С -550°С и небольшом давлении,   называется   термическим     крекингом. Этому процессу обычно подвергаются высококипящие нефтяные фракции, например мазут.

Бензин, получаемый термическим крекингом, невысокого качества, не стоек при хранении, он легко окисляется, что обусловлено наличием в нём непредельных углеводородов.

Каталитический крекинг.

Этот процесс был впервые осуществлён в 1918 году Н.Д. Зелинским. Его проводят в присутствии катализатора (алюмосиликатов: смеси оксида алюминия и оксида кремния) при температуре 450 — 500°С и атмосферном давлении. Обычно каталитическому крекингу подвергают дизельную фракцию. При каталитическом крекинге, который осуществляется с большой скоростью, получается бензин более высокого качества, чем при термическом крекинге. Это связано с тем, что наряду с реакциями расщепления происходят реакции изомеризации алканов нормального строения.

Качество бензина можно улучшить также  риформингом.  Риформинг – это процесс ароматизации бензинов, осуществляемый путём нагревания их в присутствии платинового катализатора. Более дешёвый и лёгкий путь увеличения октанового числа состоит в добавлении к бензину некоторых веществ, изменяющих характер горения топлива

5.Важнейшие продукты, получаемые при переработке нефти.

6. Экология нефти. Ежегодно в мировой океан по тем или иным причинам сбрасывается от 2 до 10 млн. тонн нефти. Почти 30% поверхности Мирового океана покрыто нефтяной пленкой. Особенно загрязнены воды Средиземного моря, Атлантического океана и их берега. Источников поступления нефти в моря и океаны много: это сброс очистных вод, крушение нефтяных танкеров. 1 тонна нефти загрязняет 12 км2 поверхности океана. А всего 1 литр попавшей в воду нефти лишает кислорода, столь необходимого рыбам, 40 тыс. литров морской воды. Почва, пропитанная нефтепродуктами и нефтью, теряет плодородие на многие десятки лет и ее очень трудно восстановить. Нефть — один из основных источников загрязнения океана. Она может растекаться тонкой пленкой на огромной территории. В результате прекращается доступ кислорода в воду. При концентрации нефтепродуктов 0,05—0,1 мг/л погибает икра, 0,1—1мг/л — планктон и простейшие организмы, 10—15 мг/л — взрослые рыбы, больше 15 мг/л — морские животные и птицы.

Пары нефти и нефтепродуктов вызывают у человека заболевание органов дыхания и центральной нервной системы, повышенную утомляемость.

7.Нефть и мировая экономика Нефть стала неотъемлемым элементом нашей повседневной жизни. В истории человечества ещё не было полезного ископаемого, настолько прочно связанного с жизнью общества. Сегодня в структуре топливно-энергетического баланса комплекса нефть занимает около 50 %. По своей эффективности как энергоноситель нефть не имеет себе конкурентов. Это, к сожалению, предопределило тот факт, что нефть горела и, вероятно, ещё долго будет гореть в топках. Николай Дмитриевич Зелинский по этому поводу сказал: «Химику всегда трудно примириться с тем, что он видит, когда сжигается нефть в топках».

Углеводородлар-нинг табиий манбалари ҳақида қизиқарли маълумотлар

Интересные сведения о природных источниках углеводородов

Издержки при добычи нефти на 1 т составляют:

Саудовская Аравия – 4-7 долларов,

США – 60-80 долларов,

Район Северного моря – 75-100 долларов.

  • Доход на душу населения в Объеденных Арабских Эмиратов и Саудовской Аравии составляет 27000 долларов.

  • Условия работы на месторождении Прадхо-Бей в США впору назвать экстремальными: температура воздуха здесь опускалась до -74ºС.

  • Залежи и добыча нефти оказывают влияние на топонимику.

  • Задание учащимся. Как переводится название города Майкоп?

  • (Тюрские слова «май» - масло и «копа» - болото.)

  • Расшифруйте название городов: Карамай (Китай) («кара» - черное, «май» - масло), Небит Даг (Туркмения)(«небит» - нефть, «даг»- гора).

  • Нефти в Кувейте и Объединенных Арабских Эмиратах хватит на 100 лет.

  • Нефтяной кризис повлиял на быт: температура в государственных учреждениях Германии не должна превышать 18ºС; на лестницах домов свет зажигается на минуты, которые необходимы человеку для того, чтобы подняться на свой этаж.

  • На острове Тринидад в Карибском море есть асфальтовое озеро глубиной 1 км. Оно содержит 15 млн.т. асфальта. Происхождение его неизвестно.

  • Огнетушитель придумал О.Ларан случайно, когда тушил горящую нефть пивом.

  • Из 1 кг нефти при ее сгорании выделяется 46 тыс. кДж.

IV.Янги мавзуни мустаҳкамлаш

Ҳулоса:

1.Саволлар

2.Тест

Жавоби:

1:

1-в, 2-а, 3-г, 4-б.

2: 4

3: 4

4: 15: 1,3,5,7,9.

1.Нефть қандай модда?

2.Нефтнинг таркибига кирадган моддаларни айтинг?

3.Нефтни қайта ишлаш усуллари?

5.Нефтни ҳайдаш нима?

6.Крекинг нима? Унинг қандай турлари бор?

7.Термик ва каталитик крекинг?

8.Риформинг нима?

1. Установить соответствие:

1)гудрон а) летучая фракция нефти

2) бензин б) содержит углеводороды с числом атомов углерода от 12 до 18

3) крекинг в) применяется в дорожном строительстве

4) керосин г) разбивание длинных цепей углеводородов

2. Нефть - это:

1.смесь предельных углеводородов с примесью минеральных веществ;

2.сложная смесь различных углеводородов;

3.смесь насыщенных углеводородов ряда метана, ароматических углеводородов и циклоалканов с примесью неорганических веществ;

4.смесь газообразных, жидких и твёрдых углеводородов, которые можно разделить в процессе переработки.

3. Процесс термического разделения нефти на фракции называется:

1.крекинг; 2.отгонка; 3.риформинг 4.перегонка; 5.пиролиз.

4. Крекинг нефти – это:

1.процесс расщепления тяжёлых углеводородов нефти на лёгкие;

2.термическое разделение нефти на фракции;

3.процесс превращения парафинов и циклопарафинов в ароматические углеводороды;

4.дегидрирование алканов.

5. Из предложенных продуктов переработки выберите те, которые получаются при перегонке нефти:

1.бензин 2.коксовый газ; 3.керосин; 4.кокс; 5.лигроин;

6.красители; 7.газойль; 8.минеральные масла; 9.мазут; 10.бензол и его гомологи.

Ўқувчиларни баҳолаш: Дарсда фаол қатнашган ўқувчиларни баҳолаш.

Ўйга вазифа бериш: 7.2 мавзуни ўқиш. 147 бет 17 масала

Тарқатма материал. Мавзу: Нефтнинг таркиби, қайта ишлаш усуллари ва нефть маҳсулотлари.

Янги мавзуни мустаҳкамлаш:

1. Содержание метана в природном газе составляет:

А) 10-50% Б) 20-45% В) 80-96% Г) 100%

2. На сколько фракции делиться природный газ:

А) 1 Б )2 В)3 Г)4

3. Где применяется сажа:

А) при изготовлении автомобильных шин

Б) для получения водорода

В) в качестве растворителя

Г) непригоден для использования

4.Сколько выделяется тепла при сгорании 1м3 природного газа:

А) 100 кДЖ Б) 1000 кДЖ В) 54 400 кДЖ Г) 45 500 кДЖ

5. На сколько фракции делиться попутно нефтяной газ:

А) 1 Б)2 В)3 Г)4

1. Установить соответствие:

1)гудрон а) летучая фракция нефти

2) бензин б) содержит углеводороды с числом атомов углерода от 12 до 18

3) крекинг в) применяется в дорожном строительстве

4) керосин г) разбивание длинных цепей углеводородов

2. Нефть - это:

1.смесь предельных углеводородов с примесью минеральных веществ;

2.сложная смесь различных углеводородов;

3.смесь насыщенных углеводородов ряда метана, ароматических углеводородов и циклоалканов с примесью неорганических веществ;

4.смесь газообразных, жидких и твёрдых углеводородов, которые можно разделить в процессе переработки.

3. Процесс термического разделения нефти на фракции называется:

1.крекинг; 2.отгонка; 3.риформинг 4.перегонка; 5.пиролиз.

4. Крекинг нефти – это:

1.процесс расщепления тяжёлых углеводородов нефти на лёгкие;

2.термическое разделение нефти на фракции;

3.процесс превращения парафинов и циклопарафинов в ароматические углеводороды;

4.дегидрирование алканов.

5. Из предложенных продуктов переработки выберите те, которые получаются при перегонке нефти:

1.бензин 2.коксовый газ; 3.керосин; 4.кокс; 5.лигроин;

6.красители; 7.газойль; 8.минеральные масла; 9.мазут; 10.бензол и его гомологи.

  1. Лаборатория иши учун керакли реактив ва жиҳозлар номин ёзинг:

infourok.ru

Открытый урок по теме «ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ УГЛЕВОДОРОДОВ. НЕФТЬ и ПРИРОДНЫЙ ГАЗ»

Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент Смоленской области по образованию и науке 252222054610

Разработала преподаватель СОГОУ НПО ПУ-12 Никитина Вера Витальевна Вязьма 2014 ТЕМА УРОКА: «ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ УГЛЕВОДОРОДОВ. НЕФТЬ и ПРИРОДНЫЙ ГАЗ» Эпиграф урока: “Нефть не топливо, топить можно и ассигнациями” (Д.И. Менделеев). Цель: На основе межпредметных связей химии, географии, экологии познакомить учащихся с такими важными источниками углеводородов, как природный газ, нефть, с их составом и способами переработки. Продолжить формирование знаний учащихся о комплексном использовании сырья, о современной технологии, об охране окружающей среды. Развить умения и навыки исследования и прогнозирования новых химических синтезов и их технологических особенностей. Формировать черты социально направленной личности учащегося. Задачи: Образовательные: познакомиться с историей нефти, её добычей, переработкой, транспортировкой, нефтяными войнами; рассмотреть свойства, состав, нефтепродукты и их применение; рассмотреть перегонку нефти, устройство ректификационной колонны; рассмотреть возможные экологические катастрофы и проблемы, связанные с нефтью. Воспитательные: воспитывать аккуратность работы с компьютером; развивать экологическое воспитание, показав, возможные последствия экологических катастроф. Развивающие: развивать умение пользоваться химическими сайтами, добывания необходимой информации с их помощью. Оборудование и ресурсы: Коллекции “Нефть и главнейшие продукты её переработки”, компьютер, мультимедиапректор, мультимедийные программы Microsoft Power Point: «Нефть – теория с картинками», «Открытый урок – презентация по природным источникам углеводородов», «Состав нефти», «Нахождение в природе», «Важнейшие промышленные синтезы», «Добыча нефти» Межпредметные связи на уроке: история, биология, информатика, география, экология. ХОД УРОКА Организационный момент Преподаватель сообщает тему и цель урока, знакомит с планом работы. (слайды – 1,2,3) Актуализация

weburok.com