По каким трубам потечет нефть Кашагана? Нефть по трубам


История изобретения нефтепровода | Великие открытия человечества

НефтепроводВ недрах Земли, на глубине примерно 2000 метров расположены месторождения маслянистой темно-коричневой жидкости, имеющей специфический запах, — нефти. Образуется она из разлагающихся остатков организмов и растений. Происходит это в течение многих миллионов лет при особых физико-химических условиях. Нефть — важнейший топливно-энергетический ресурс. В середине XIX века необыкновенно быстрыми темпами начинают разрабатываться месторождения нефти и остро встает вопрос ее добычи и доставки на нефтеперерабатывающие предприятия.

Впервые с трудностями по доставке нефти столкнулись в США, штат Калифорния. Добытую нефть здесь транспортировали по реке в бочках на специальных Нефтепровод плотах. Реки здесь были мелководные, чтобы повысить их уровень, в специальных водохранилищах собирали воду, бегущую с гор. 1-2 раза в неделю воду из водохранилищ спускали в реку. Тогда по реке пускали караваны барж с бочками нефти. Около 500 барж доставляло 25, а иногда и 40 тысяч бочек, содержащих нефть. Способ такой транспортировки требовал больших затрат.

Позже к нефтяным источникам начнут прокладывать железные дороги, а нефть станут перевозить в специальных вагонах-цистернах. Тогда же почти одновременно несколько инженеров предложили для перекачки нефти Братья Нобельиспользовать трубопровод. В 1860 году проложить нефтепровод вдоль реки Огайо на расстояние около 50 км предложил инженер Кернс. Однако хозяевам месторождения этот способ казался довольно рискованным и сопряженным с большими трудностями. Лишь через три года появился первый нефтепровод длиной 6 км, через который ежедневно проходило 80 бочек нефти. В 1866 году был сооружен трубопровод для передачи нефти длиной 16 км. Конструктор Чарльз Гетч рассчитал, что с помощью одного насоса он сможет нагнетать нефть по всей длине трубопровода. Понадобилось четыре часа, чтобы нефть по трубопроводу дошла до приемной станции. Таким образом, было доказано, что передача нефти по трубам вполне реальна. Вскоре начали строить другие нефтепроводы, длина которых постепенно увеличивалась.

Первые сооружение для передачи нефти состояли из приемной и сдаточной станций, между которыми была проложена железная труба. С помощью насосов нефть из отборных Первый нефтепровод братьев Нобелейрезервуаров нагнеталась по трубам и поступала к резервуарам сдаточной станции. При передаче нефти на большие расстояния были предусмотрены дополнительные промежуточные станции, оснащенные насосами. В 1874 году был проложен колоссальный по тем временам нефтепровод, длина которого достигала 90 км, диаметр трубы — 100 мм, через него проходило 7500 бочек нефти в день. Сооружение это было проложено из Пенсильвании в Питтсбург.

В 1878 году способ непрерывной транспортировки нефти — нефтепровод изобрел Альфред Нобель. Строительство этого нефтепровода было закончено в 1908 году, а срок его эксплуатации составил более ста лет. Первый в России нефтепровод Балаханы - Черный город На ранней стадии развития нефтедобывающей отрасли нефть из скважин поступала в котлованы, вырытые в земле. Из котлованов нефть ведрами переливали в бочки. На телегах бочки везли к баржам, затем по Каспию и Волге нефть доставляли в Нижний Новгород и дальше по всей России. Брат Альфреда Нобеля — нефтепромышленник Людвиг Нобель заменил котлованы на стальные резервуары, ему же принадлежат изобретения танкера и цистерны. Альфред предложил использовать паровые насосы и новые методы очистки нефти химическим способом, в результате был получен настолько высококачественный продукт, что его по праву стали называть «черным золотом».

Строительство современных нефтепроводов, протянувшихся на колоссальные расстояния, требует огромных средств и времени. Сегодня понятие нефтепровод включает в себя не только трубопровод, но и насосные станции, перекачивающие нефть, а также нефтехранилища и тысячи людей, обслуживающих это гигантское сооружение. Безусловно, такое масштабное строительство ведется в местах крупных разработок нефти или там, где построены гигантские нефтеперерабатывающие заводы.

mirnovogo.ru

По каким трубам потечет нефть Кашагана?

На страницах нашего портала неоднократно подчеркивалась геополитическая значимость вопроса диверсификации трубопроводных маршрутов в Каспийском регионе. После распада СССР, на Каспии развернулось соперничество ведущих мировых держав за контроль над основными маршрута экспорта углеводородов региона.

Несмотря на то, что в настоящее время Россия продолжает играть доминирующую роль главного транзитёра каспийской нефти, в ближайшие годы ситуация может измениться. По мнению многих экспертов, наиболее вероятным кандидатом для возможной смены направления поставок с российского на иные маршруты является Казахстан и добываемая им нефть с месторождения Кашаган.

Интересный анализ ситуации вокруг транзита казахстанской нефти через Азербайджан провел  обозреватель Агентства экономической информации «Прайм» Андрей Карабьянц.

По мнению автора, в связи с ростом добычи Казахстан рассматривает разные маршруты доставки нефти на мировые рынки. «Транснефть», располагающая профицитом трубопроводных мощностей, предлагает гибкие условия для экспорта. Однако Азербайджан предлагает поставлять казахстанскую нефть потребителям через трубопровод Баку — Тбилиси — Джейхан.

БЫСТРЫЙ РОСТ ДОБЫЧИ

Официально коммерческая добыча на Кашагане началась в сентябре 2013 г., но вскоре была остановлена из-за технических проблем. Возобновить производство удалось только три года спустя — в сентябре прошлого года. North Caspian Operation Company (NCOC) — оператор месторождения Кашаган — быстро наращивает объемы добычи. В феврале 2017 г. добыча достигла 160 тыс. барр./сут., а к концу года должна возрасти до 370 тыс. барр./сут. — в два раза больше, чем планировалось изначально. Ряд экспертов уверены, что NCOC продолжит наращивать объемы производства и в следующем году, хотя темпы роста будут не такими высокими.

NCOC — консорциум, участниками которого являются ведущие нефтегазовые компании мира: итальянская ENI, американская ExxonMobil, англо-голландская Royal Dutch Shell, французская Total, японская Inpex, а также КазМунайГаз — государственная нефтегазовая компания Республики Казахстан (РК).

Согласно разным оценкам, извлекаемые запасы месторождения составляют 8 — 11 млрд барр. Разработка ведется на условиях СРП (соглашения о разделе продукции). Добываемая нефть легкая, но содержит большое количество сероводорода и меркаптанов, поэтому на берегу она проходит подготовку, и ее качество доводится до уровня.

ЭКСПОРТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

В связи с быстрым ростом добычи возникает вопрос доставки углеводородного сырья на мировые рынки. В начале года Министерство энергетики РК сообщило о трех маршрутах транспортировки кашаганской нефти: по трубопроводу КТК (Каспийского трубопроводного консорциума) до экспортного терминала в Ново-Озереевке на черноморском побережье России, по трубопроводу Атырау — Самара и далее через систему «Транснефти» в порты Усть-Луга и Новороссийск, а также в восточном направлении по системе «КазТрансОйл» и трубопроводу Атасу-Алашанькоу в Китай.

Однако прокачка нефти в направлении Китая экономически малопривлекательна. Поставлять нефть на Запад выгоднее: транспортное плечо меньше, существует развитая инфраструктура, рынок диверсифицирован — через морские терминалы поставлять сырье можно разным потребителям. В настоящее время кашаганская нефть в восточном направлении не экспортируется.

Поставки в западном направлении — транзитом через Россию — наоборот, растут быстрыми темпами. Каждый член консорциума сам отвечает за доставку своей доли кашаганской нефти на международный рынок. Например, «КазМунайГаз» поставляет свои объемы через КТК — единственную независимую трубопроводную компанию в России — а CNPC через систему «Транснефти».

«Транснефть» обладает развитой трубопроводной инфраструктурой и имеет профицит трубопроводных мощностей на западном направлении, что позволяет компании проводить гибкую политику в сфере транспортных услуг.

Поскольку кашаганская нефть легкая — 46 градусов по API (менее 800 кг/куб. м) — то с целью сохранения качества «Транснефть» предложила участникам консорциума NCOC поставлять свои объемы через отдельный трубопровод, по которому прокачивается Siberian Light — легкая нефть, добываемая в Западной Сибири. Качество Siberian Light выше, чем смеси Urals — основного российского сорта — поэтому стоит она дороже. Отгрузка первой экспортной партии смеси кашаганской нефти и Siberian Light, принадлежащая одному из участников NCOC, состоялась в конце февраля в Новороссийске.

Однако свои услуги готов предложить Азербайджан.

КАШАГАНСКУЮ НЕФТЬ — В ТРУБУ БТС

На этой неделе министр энергетики Азербайджана Натиг Алиев и его казахстанский коллега Канат Бозумбаев в Баку обсудили вопрос транспортировки нефти, добываемой на месторождении «Кашаган» по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД). Встреча министров состоялась в рамках официального визита в Азербайджан президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.

Стороны договорились отдельно обсудить этот вопрос в начале мая в рамках очередного заседания казахстанско-азербайджанской межправительственной комиссии.

Азербайджан, как и Россия, располагает свободными экспортными трубопроводными мощностями. Для поставки нефти, добываемой на группе месторождений Азери — Чираг — Гюнешли на шельфе Каспия, был построен трубопровод БТД мощностью 1,2 млн барр./сут. (60 млн т/г). Однако Азербайджан никогда не добывал столько нефти. В 2010 г. было добыто около 51 млн т жидких углеводородов — рекордный объем за всю историю нефтяной отрасли страны.

По данным министерства энергетики АР, в прошлом году объемы производства составили 41,03 млн т, а в 2017 г. добыча может упасть ниже 40 млн т.

Консорциум во главе с ВР, ведущий разработку Азери — Чираг — Гюнешли, ожидает падения добычи на этой группе месторождений до 25 млн т/г к 2020 г. К этому объему следует добавить 5 млн т/г конденсата, который планируется добывать на газоконденсатном месторождении Шах-Дениз. Таким образом, трубопровод БТД будет загружен менее чем на половину. Азербайджану необходима кашаганская нефть для повышения эффективности эксплуатации основной экспортной магистрали. Однако для экспорта через БТС требуется создать транспортную инфраструктуру — нефтеналивной терминал в порт Курык, до которого необходимо построить трубопровод от поселка Ескине, где расположен комплекс подготовки нефти, добываемой на Кашагане. Оценочная стоимость строительства инфраструктуры составляет $4 млрд.

МАХАЧКАЛА ПОДКАЧАЛА

Дополнительным маршрутом для кашаганской нефти могла бы стать Махачкала. Но борьба за приватизацию махачкалинского порта между «бизнес-структурами» Сулеймана Керимова и Зиявудина Магомедова привела к падению грузооборота — в первую очередь наливных грузов. В первом квартале 2017 г. транзит нефти, добытой в Казахстане и Туркменистане, через махачкалинский порт составил всего 277,5 тыс. т. по сравнению с 754,9 тыс. т в январе — феврале годом ранее.

Грузоотправители из прикаспийских стран неоднократно жаловались на «чрезмерные потери» при перевалке нефти в этом порту, а «Транснефть» неоднократно отказывалась принимать сырье в магистральный трубопровод Махачкала — Новороссийск из-за ухудшения качества. В июле 2016 г. руководство «Транснефти» обвинила «Дагнефтепродукт» — оператора нефтеналивного терминала в Махачкале — в злоупотреблениях и махинациях, а властные структуры Дагестана — в бездействии. Из-за ненадлежащего качества транспортных услуг, предоставляемых «Дагнефтепродуктом», «Лукойл» и туркменские грузоотправители были вынуждены перенаправить свои экспортные объемы по другим маршрутам.

По сообщениям источников в Дагестане, в начале 2017 г. махачкалинский порт перешел под контроль Керимова. Однако тенденция стремительного падения грузооборота продолжается. В прошлом месяце перевалка нефти упала до 59,9 тыс. т против 97,5 тыс. т в феврале и 119, 9 тыс. т в январе.

Пропускная способность махачкалинского нефтеналивного терминала составляет 7 млн т/г.

На фоне падения нефтяного транзита через Махачкалу ГНКАР (Государственная нефтяная компания Азербайджанской республики) в первом квартале этого года увеличила экспорт по трубопроводу Баку — Новороссийск в пять раз относительно того же периода 2016 г. — до 404,4 тыс. т. При этом трубопровод БТС по-прежнему остается загруженным менее, чем на 60%.

 

Источник

117

Поделиться ссылкой:

Похожее

casp-geo.ru

Транспортирование мазута по трубопроводам - Справочник химика 21

    Транспортирование мазута по трубопроводам [c.134]

    Стоимость товарной нефти и нефтепродуктов существенно зависит от их качества. Соответственно, уровень рентабельности добычи, переработки и транспортировки нефти определяется не только количественными, но в значительной степени качественными показателями нефтепродуктов, предлагаемых к реализации. Поэтому в процессе транспортирования нефти и нефтепродуктов по трубопроводам постоянно осуществляется, наряду с определением массы транспортируемого продукта, и контроль показателей их качества. Обеспечение необходимой точности и достоверности определения этих показателей является важнейшей задачей метрологических служб предприятий нефтяной промышленности. Прежде всего, это относится к измерениям показателей качества товарной нефти, поскольку именно товарная нефть является основным продуктом экспорта отечественной нефтяной промышленности. В связи с этим в данной главе кратко рассмотрены наиболее распространенные методы измерений показателей качества нефти, а также современные способы и проблемы повышения уровня единства этих измерений. Методы измерений показателей качества нефтепродуктов - бензинов, керосинов, дизельного топлива, мазута и т.д., в книге не рассматриваются. Однако в значительной части они аналогичны методам измерений показателей качества товарной нефти. Что же касается способов обеспечения единства этих измерений и принципиальных путей повышения их точности, то здесь имеется полная аналогия с измерениями качества нефти. Поэтому излагаемый в данной главе материал в значительной части может быть использован и специалистами нефтеперерабатывающей промышленности. [c.235]

    Водоугольное топливо (ВУТ) представляет собой продукт преобразования смеси тонкоразмолотого угля и воды в пропорциях, обес> печивающих сохранение образующейся композиции без ее разделения в течение достаточно длительного времени. В зависимости от качества угля (его вида и марки) и условий приготовления ВУТ его стабильность обеспечивают также с помощью введения в композицию небольшого количества специальных стабилизаторов (присадок). Главные достоинства ВУТ — возможность его транспортирования по трубопроводам практически на любые расстояния и прямое сжигание в топках без предварительного обезвоживания распылом через форсуночные устройства. Подобное топливо может быть эффективно использовано в качестве заменителя жидкого нефтяного топлива (мазута). [c.68]

    Технико-экономическое сопоставление трубопроводного и железнодорожного транспорта мазута пе приводим, так как расчеты института Промэнергопроект показали, что экономические показатели при транспортировании топлива к тепловым электростанциям по трубопроводу (даже при необходимости укладки путевого подогрева) выше, чем при подаче его по железной дороге [1] (см. раздел 3. 1). [c.143]

    Присутствие в нефти механических примесей затрудняет ее транспортирование по трубопроводам и переработку, вызывает эрозию внутренних поверхностей труб нефтепроводов и образование отложений в теплообменниках, печах и холодильниках, что приводит к снижению коэффициента теплопередачи, повышает зольность остатков от перегонки нефти (мазутов и гудронов), содействует образованию стойких эмульсий. [c.176]

    Ла рис. 32 показаны области ламинарного и турбулентного режимов для труб разных диаметров в зависимости от вязкости перекачиваемого продукта. Из рисунка видно, что обычно течение вязких нефтепродуктов по трубам носит ламинарный характер, так как вязкость их относительно велика, даже если они подогреты. Например, при транспортировании мазута по трубе диаметром 100 мм, температуре подогрева 60° С и скорости , Ъм/сек течение ламинарное для мазутов с вязкостью 0,7 см /сек и более (КеТаким образом, для определения потерь напора при движении мазута по трубопроводам можно пользоваться графиком (рис. 31). [c.89]

    В связи со стремительным развитием энергетической промышленности СССР в 1960-х гг. встал вопрос о применении в качестве топливного сырья для крупных электростанций дешевых жидких нефтепродуктов (мазутов), обладающих высокой теплотворной способностью, что в свою очередь привело к необходимости транспортирования больших масс мазутов на значительные расстояния. В связи с этим возникла необходимость изыскания рационального способа их транспортировки по трубопроводам. Как показал опыт, перекачка с подогревом на значительные расстояния оказалась невыгодной из-за больших энергозатрат. Это обстоятельство заставило обратить внимание на способы улучшения реологических характеристик мазутов. [c.90]

    Сливные и наливные сооружения на заводах. В зависимости от способа транспортирования нефтяного сырья на заводе устраивают для приема сырья сливные железнодорожные эстакады или сооружения для приема сырья, доставленного по воде наливными речными баржами или морскими танкерами. Многие заводы получают нефть или мазут по трубопроводам с нефтепромыслов или с других нефтезаводов. [c.439]

    Вязкость — одна из важнейших технических характеристик жидкого топлива, определяющая методы и продолжительность сливо-наливных операций, условия перевозки и перекачки, гидравлические сопротивления при транспортировании топлива по трубопроводам и эффективность работы форсунок. Кроме того, от вязкости в значительной мере зависят скорость осаждения механических примесей при хранении, подогреве и транспортировании жидкого топлива, а также способность мазута отстаиваться от воды. [c.15]

    Мазут транспортабелен и достаточно подвижен при температурах не ниже 40—45° С, но при транспортировании даже предварительно подогретого мазута по трубам, особенно при значительной их длине, возможно его охлаждение и увеличение вязкости, а в зимнее время даже застывание. Для компенсации тепловых потерь в трубопроводах предусматривают подогрев паром путем прокладки мазутопровода в одной изоляции с паровым спутником. [c.85]

    Приведенное уравнение справедливо только для изотермического потока и может применяться для подогретых мазутов, если их температура не изменяется по длине трубопровода и по его сечению. Последнего можно достигнуть транспортированием подогретого мазута по трубопроводу, проложенному в одной изоляции с паровым спутником, как указывалось выше. [c.87]

    Топливные смеси Начато использование водно-топливных эмульсий (80-85% дизельного топлива, остальное-вода) для транспортных дизельных двигателей, а также метанольно-угольных, углемасляных, водно-угольных, водно-углемазутных и др смесей вместо жидкого котельного топлива (мазута) или угля (напр, на тепловых электростанциях либо на речном транспорте) Указанные смеси легко воспламеняются, имеют высокую теплоту сгорания, хорошо перекачиваются по трубопроводам и легко распыляются топочными форсунками Стабильность их при хранении и транспортировании обеспечивается введением ПАВ Масштабы применения топливных смесей определяются разницей в ценах на мазут и уголь [c.115]

    Сливные и наливные сооружения на заводах. В зависимости от способа транспортирования нефтяного сырья иа заводе устраиваются для приема сырья или сливиые железнодорожные эстакады, или причальные береговые соору кения. Многие заводы получают нефть или мазут с нефтенромыслов, крупных нефтебаз или с других нефтезаводов по трубопроводам. [c.428]

    Магистральные трубопроводы в зависимости от перекачиваемой жидкости соответственно называются нефтепроводами--при перекачке нефти нефтепродуктопроводами — при перекачке жидких нефтепродуктов, например, бензина, керосина, дизельного топлива, мазута. При использовании нефтепродук-топровода для транспортирования нефтепродукта одного сорта употребляется термин бензинопровод, керосинопровод, мазуто-провод и т. д. (соответственно наименованию перекачиваемого продукта). [c.229]

chem21.info

Как быстрее гнать нефть по трубам?

тема_нефтетрубы_300В МЭИ предлагают снизить затраты на перекачку углеводородов и воды, но бизнесу это не нужно

В Национальном исследовательском университете «МЭИ» выяснили, как снизить затраты на транспортировку нефти и воды – на треть и даже больше. Однако резона экономить нет ни у нефтяников, ни у владельцев теплопроводных сетей. В первом случае все потери и так оплатит щедрое государство, во втором – неосведомлённый потребитель.

Россия опутана трубами. Водопроводы растянуты на миллион километров, то есть двадцать пять раз могли бы опоясать Землю по экватору. Ещё около 360 тысяч составляют трубопроводы систем теплоснабжения. Длина газораспределительных сетей – 765 тысяч километров, из них 150 тысяч километров – доля магистральных газопроводов. Протяжённость магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов достигает 60 тысяч километров.

Транспортировать нефть непросто: её вязкость зависит от температуры. При извлечении из скважины нефть нагрета до 70–100 оC. В трубопроводе она постепенно остывает, становится более вязкой, и усилия на прокачку резко возрастают. Поэтому вдоль нефтепровода стоят подогревательные печи, причём топливом для них служит та же нефть. Эффективность и затратность подобной схемы оставляют желать лучшего.

– На МКАД или третьем кольце, когда в крайнем ряду происходит авария, машины перестраиваются в соседний ряд. Это грубая аналогия того процесса, который происходит при течении жидкости по трубопроводу. На поверхности трубы всегда присутствует шероховатость – сочетание выступов и впадин. При обтекании жидкостью, к примеру, выступа в этой локальной зоне формируется вихрь, мешающий течению жидкости и создающий тем самым гидравлическое сопротивление, – рассказывает Артём Рыженков, старший научный сотрудник НИУ «МЭИ», заместитель директора научного центра «Износостойкость».

Затраты энергии на перекачку жидкости определяет гидравлическое сопротивление трубопроводной системы. На него влияют длина, диаметр и качество поверхности трубы, а также свойства жидкости. Поэтому есть три способа заставить жидкость, в том числе нефть, течь быстрее.

Первый – изменить материал трубопровода. Например, вместо «шершавой» стали изготовить его из гладкого пластика. К сожалению, подобная идея не годится для нефтепроводов и систем горячего водоснабжения, особенно при температурах выше 100 оC. Пластик не выдерживает скачков температуры и давления, постепенно охрупчивается и разваливается.

Далее о снижении затрат на транспортировку нефти и воды читайте и смотрите видео здесь

strf.livejournal.com

Американская нефть - по российским трубам

18:4517.03.2008

(обновлено: 12:50 08.06.2008)

6100

Благодаря неуклонно растущим ценам на сырье и сравнительно низким издержкам в России отечественные металлурги получили огромное преимущество перед американскими конкурентами и скупают их одного за другим.

Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.

Благодаря неуклонно растущим ценам на сырье и сравнительно низким издержкам в России отечественные металлурги получили огромное преимущество перед американскими конкурентами и скупают их одного за другим. Группа Evraz и Трубная металлургическая компания (ТМК) 14 марта объявили о покупке северо-американской Ipsco за $4 млрд. Российские компании будут производить на ее заводах трубы для ведущих мировых нефтяных компаний.

Это уже третья покупка крупнейшей (c учетом зарубежных активов) российской стальной группы Evraz в Северной Америке. В конце 2006 года она приобрела за $2,3 млрд самого крупного производителя железнодорожных рельсов в США - Oregon Steel, который также выпускает и трубы. В прошлом году Evraz купила за $565 млн компанию Claymont Steel в штате Делавэр, производителя стального листа для строительства мостов и вагонов.

Evraz, один из основных акционеров которой - хозяин футбольного клуба «Челси» миллиардер Роман Абрамович, приценивалась к Ipsco еще год назад. Но тогда российскую группу не устроила ни запрашиваемая цена, ни структура выставлявшихся на продажу активов.

Только что проведенная сделка в большей мере удовлетворяет интересам Evraz. Она покупает у нынешних шведских хозяев Ipsco только те 10 заводов, на которых производятся трубы. В конечном итоге Evraz планирует оставить себе только 3 завода в Канаде, а остальные заводы, находящиеся в США, перепродаст ТМК за $1,7 млрд. Благодаря такой комбинации Evraz получил, что хотел, и при этом еще и сильно сэкономил. ТМК же, у которой до сих пор не было крупных активов за рубежом, благодаря союзу с таким мощным партнером совершила прорыв на мировые рынки.

На канадских заводах Evraz будет производить сварные трубы больших диаметров, а ТМК на своих американских заводах сосредоточится на производстве бесшовных труб малых диаметров. Отметим, что российские компании купили в Северной Америке высококачественные активы: трубы на заводах Ipsco производятся из спецсплавов и относятся к металлургической продукции высоких переделов.

Кроме того, это очень перспективные активы. Такие трубы - и узкие, и широкие - используются в нефтегазовом секторе как для транспортировки углеводородов, так для разведки и бурения. Теперь Evraz и ТМК будут поставлять их крупнейшим мировым нефтегазовым гигантам ExxonMobil, Royal Dutch Shell и ВР.

Судя по всему, в Evraz и ТМК очень рассчитывают на рост  инфраструктурного сектора в США, в который несколько десятилетий почти ничего не инвестировалось, но именно сейчас этот процесс должен активно пойти  (в том числе и из-за рекордных цен на энергоносители).

Evraz, наряду с «Норильским никелем» и «Русским алюминием», (UC Rusal) входит в первую тройку российских компаний, наиболее агрессивно скупающих активы за рубежом. Его металлургические активы находятся и в СНГ, и в Африке, и в США. В начале этого года Evraz первым из российских стальных компаний совершил прорыв в Китай, на стальной рынок которого иностранцам крайне трудно попасть. Тогда российская группа договорилась о поглощении китайского конкурента Delong Holdings.

Правда, возможности Evraz тоже не безграничны. По независимым оценкам, его долги сейчас составляют $6,5 млрд. Финансировать последнюю сделку группа будет за счет привлечения новых кредитов. Видимо, вопрос денег сыграл свою роль и в привлечении ТМК в качестве партнера для покупки североамериканских заводов.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

ria.ru

По каким трубам потечет нефть Кашагана?

Казахстан наращивает добычу нефти на гигантском месторождении Кашаган на шельфе Каспийского моря. В связи с ростом добычи Казахстан рассматривает разные маршруты доставки нефти на мировые рынки. "Транснефть", располагающая профицитом трубопроводных мощностей, предлагает гибкие условия для экспорта. Однако Азербайджан предлагает поставлять казахстанскую нефть потребителям через трубопровод Баку - Тбилиси - Джейхан.

БЫСТРЫЙ РОСТ ДОБЫЧИ

Официально коммерческая добыча на Кашагане началась в сентябре 2013 г., но вскоре была остановлена из-за технических проблем. Возобновить производство удалось только три года спустя - в сентябре прошлого года. North Caspian Operation Company (NCOC) - оператор месторождения Кашаган - быстро наращивает объемы добычи. В феврале 2017 г. добыча достигла 160 тыс. барр./сут., а к концу года должна возрасти до 370 тыс. барр./сут. - в два раза больше, чем планировалось изначально. Ряд экспертов уверены, что NCOC продолжит наращивать объемы производства и в следующем году, хотя темпы роста будут не такими высокими.

NCOC - консорциум, участниками которого являются ведущие нефтегазовые компании мира: итальянская ENI, американская ExxonMobil, англо-голландская Royal Dutch Shell, французская Total, японская Inpex, а также КазМунайГаз - государственная нефтегазовая компания Республики Казахстан (РК).

Согласно разным оценкам, извлекаемые запасы месторождения составляют 8 - 11 млрд барр. Разработка ведется на условиях СРП (соглашения о разделе продукции). Добываемая нефть легкая, но содержит большое количество сероводорода и меркаптанов, поэтому на берегу она проходит подготовку, и ее качество доводится до уровня.

ЭКСПОРТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

В связи с быстрым ростом добычи возникает вопрос доставки углеводородного сырья на мировые рынки. В начале года Министерство энергетики РК сообщило о трех маршрутах транспортировки кашаганской нефти: по трубопроводу КТК (Каспийского трубопроводного консорциума) до экспортного терминала в Ново-Озереевке на черноморском побережье России, по трубопроводу Атырау - Самара и далее через систему "Транснефти" в порты Усть-Луга и Новороссийск, а также в восточном направлении по системе "КазТрансОйл" и трубопроводу Атасу-Алашанькоу в Китай.

Однако прокачка нефти в направлении Китая экономически малопривлекательна. Поставлять нефть на Запад выгоднее: транспортное плечо меньше, существует развитая инфраструктура, рынок диверсифицирован - через морские терминалы поставлять сырье можно разным потребителям. В настоящее время кашаганская нефть в восточном направлении не экспортируется.

Поставки в западном направлении - транзитом через Россию - наоборот, растут быстрыми темпами. Каждый член консорциума сам отвечает за доставку своей доли кашаганской нефти на международный рынок. Например, "КазМунайГаз" поставляет свои объемы через КТК - единственную независимую трубопроводную компанию в России - а CNPC через систему "Транснефти".

"Транснефть" обладает развитой трубопроводной инфраструктурой и имеет профицит трубопроводных мощностей на западном направлении, что позволяет компании проводить гибкую политику в сфере транспортных услуг.

Поскольку кашаганская нефть легкая - 46 градусов по API (менее 800 кг/куб. м) - то с целью сохранения качества "Транснефть" предложила участникам консорциума NCOC поставлять свои объемы через отдельный трубопровод, по которому прокачивается Siberian Light - легкая нефть, добываемая в Западной Сибири. Качество Siberian Light выше, чем смеси Urals - основного российского сорта - поэтому стоит она дороже. Отгрузка первой экспортной партии смеси кашаганской нефти и Siberian Light, принадлежащая одному из участников NCOC, состоялась в конце февраля в Новороссийске.

Однако свои услуги готов предложить Азербайджан. 

КАШАГАНСКУЮ НЕФТЬ - В ТРУБУ БТС

На этой неделе министр энергетики Азербайджана Натиг Алиев и его казахстанский коллега Канат Бозумбаев в Баку обсудили вопрос транспортировки нефти, добываемой на месторождении "Кашаган" по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД). Встреча министров состоялась в рамках официального визита в Азербайджан президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.

Стороны договорились отдельно обсудить этот вопрос в начале мая в рамках очередного заседания казахстанско-азербайджанской межправительственной комиссии.

Азербайджан, как и Россия, располагает свободными экспортными трубопроводными мощностями. Для поставки нефти, добываемой на группе месторождений Азери - Чираг - Гюнешли на шельфе Каспия, был построен трубопровод БТД мощностью 1,2 млн барр./сут. (60 млн т/г). Однако Азербайджан никогда не добывал столько нефти. В 2010 г. было добыто около 51 млн т жидких углеводородов - рекордный объем за всю историю нефтяной отрасли страны.

По данным министерства энергетики АР, в прошлом году объемы производства составили 41,03 млн т, а в 2017 г. добыча может упасть ниже 40 млн т.

Консорциум во главе с ВР, ведущий разработку Азери - Чираг - Гюнешли, ожидает падения добычи на этой группе месторождений до 25 млн т/г к 2020 г. К этому объему следует добавить 5 млн т/г конденсата, который планируется добывать на газоконденсатном месторождении Шах-Дениз. Таким образом, трубопровод БТД будет загружен менее чем на половину. Азербайджану необходима кашаганская нефть для повышения эффективности эксплуатации основной экспортной магистрали. Однако для экспорта через БТС требуется создать транспортную инфраструктуру - нефтеналивной терминал в порт Курык, до которого необходимо построить трубопровод от поселка Ескине, где расположен комплекс подготовки нефти, добываемой на Кашагане. Оценочная стоимость строительства инфраструктуры составляет $4 млрд.

МАХАЧКАЛА ПОДКАЧАЛА

Дополнительным маршрутом для кашаганской нефти могла бы стать Махачкала. Но борьба за приватизацию махачкалинского порта между "бизнес-структурами" Сулеймана Керимова и Зиявудина Магомедова привела к падению грузооборота - в первую очередь наливных грузов. В первом квартале 2017 г. транзит нефти, добытой в Казахстане и Туркменистане, через махачкалинский порт составил всего 277,5 тыс. т. по сравнению с 754,9 тыс. т в январе - феврале годом ранее.

Грузоотправители из прикаспийских стран неоднократно жаловались на "чрезмерные потери" при перевалке нефти в этом порту, а "Транснефть" неоднократно отказывалась принимать сырье в магистральный трубопровод Махачкала - Новороссийск из-за ухудшения качества. В июле 2016 г. руководство "Транснефти" обвинила "Дагнефтепродукт" - оператора нефтеналивного терминала в Махачкале - в злоупотреблениях и махинациях, а властные структуры Дагестана - в бездействии. Из-за ненадлежащего качества транспортных услуг, предоставляемых "Дагнефтепродуктом", "ЛУКОЙЛ" и туркменские грузоотправители были вынуждены перенаправить свои экспортные объемы по другим маршрутам.

По сообщениям источников в Дагестане, в начале 2017 г. махачкалинский порт перешел под контроль Керимова. Однако тенденция стремительного падения грузооборота продолжается. В прошлом месяце перевалка нефти упала до 59,9 тыс. т против 97,5 тыс. т в феврале и 119, 9 тыс. т в январе.

Пропускная способность махачкалинского нефтеналивного терминала составляет 7 млн т/г.

На фоне падения нефтяного транзита через Махачкалу ГНКАР (Государственная нефтяная компания Азербайджанской республики) в первом квартале этого года увеличила экспорт по трубопроводу Баку - Новороссийск в пять раз относительно того же периода 2016 г. - до 404,4 тыс. т. При этом трубопровод БТС по-прежнему остается загруженным менее, чем на 60%.

nangs.org