Сорта нефти. Нефть сорта сокол


Реферат: Сорта нефти

 

 

Важнейшим источником получения различных углеводородов в промышленности является нефть. Нефть представляет собой маслянистую жидкость обычно тёмного цвета со своеобразным запахом. Она легче воды и в воде не растворяется.

Характеристики нефти, добываемой на разных месторождениях, могут отличаться в очень сильном диапазоне. Обычно нефть описывается как вязкая, маслянистая жидкость чёрного цвета, но это определение не всегда верно. Цвет нефти может отличаться от чёрного, она бывает светло-коричневой, иногда даже почти прозрачной. Вязкость и температура плавления также изменяются в широких пределах - некоторые сорта остаются жидкими на сибирских морозах, другие же твердеют при летней температуре воздуха в средней полосе. В природном виде нефть не потребляется, для получения товарных продуктов она должна быть подвергнута переработке. Эффективность переработки нефти большей частью зависит от двух основных параметров - плотности нефти и содержания в ней серы.

Наибольшей ценой обладают лёгкие светлые нефтепродукты, такие как бензин, авиакеросин, дизельное топливо. Тёмные нефтепродукты (мазут, печное топливо) иногда стоят дешевле сырой нефти. Нефтеперерабатывающие заводы стараются произвести как можно больше дорогостоящих светлых нефтепродуктов и сократить выпуск тёмных. При поступлении на завод нефть подвергается первичной перегонке, в ходе которой исходное сырьё разделяется на фракции, отличающиеся температурой кипения. Нефть низкой плотности (лёгкая нефть) при первичной перегонке даёт больший выход светлых фракций, поэтому такие сорта нефти ценятся выше. Доля светлых нефтепродуктов в ассортименте выпускаемой продукции зависит не только от характеристик сырья, но и от уровня технического оснащения нефтеперерабатывающего завода. Современные НПЗ, оснащённые оборудованием для глубокой переработки нефти, добиваются очень высокого выхода светлых нефтепродуктов даже из тяжёлой нефти. Это становится возможным за счёт применения так называемых деструктивных процессов, в первую очередь каталитического крекинга и гидрокрекинга. Тёмные фракции в результате крекинг-процессов преобразуются в светлые, что позволяет использовать их для производства бензина и дизтоплива. Тем не менее, современные технологии не отменяют преимущество лёгких сортов нефти, поскольку использование дополнительных процессов при переработке нефти неизбежно увеличивает стоимость полученных нефтепродуктов.

В состав нефти входят различные соединения серы, доля которых может находится в пределах от долей процента до нескольких процентов. Сорта, содержащие менее 0,5% серы, называются малосернистыми (сладкими, sweet), более 2,0-2,5% серы - высокосернистыми (кислыми, sour). Соединения серы наносят серьёзный вред природной среде, кроме того, они нарушают работу каталитических систем нейтрализации выхлопных газов, устанавливаемых на современных автомобилях. Требования к содержанию серы в топливе становятся всё более жёсткими. Всего несколько лет назад широко применялось дизельное топливо, содержащее 0,3-0,5% серы, а сейчас счёт ведётся на сотые доли процента. Принятый в Европе стандарт "Евро-5" ограничивает содержание серы в дизельном топливе уровнем 0,001%. Аналогичные требования предъявляет к топливу класса 5 российский Технический регламент. Очистка топлива от серы - сложный и дорогостоящий процесс, поэтому нефть с большим содержанием серы продаётся со скидкой по отношению к малосернистым сортам.

В мире добывается несколько десятков сортов нефти. Одна только Россия поставляет на мировой рынок 5 сортов нефти и готовится к поставке шестого. Ещё больше сортов нефти добывается и используется в США. Очевидно, что все существующие сорта нефти не могут торговаться на биржах. В настоящее время биржевые котировки устанавливаются лишь для немногочисленных так называемых маркерных сортов нефти - Brent (Европа), WTI (США), Middle East Crude (Ближний Восток). Цены других сортов определяются при помощи дифференциала - скидки или надбавки, обусловленной отличиями в качестве. Например, российская нефть сорта Юралс продаётся со скидкой по отношению к сорту Brent, что обусловлено большей плотностью и более высоким содержанием серы.

Основным сортом российской нефти является Юралс. Этот сорт представляет собой смесь, образующуюся в результате смешивания нефтяного сырья с различных месторождений России. Состав сорта Юралс непостоянен, характеристики могут меняться из-за начала эксплуатации новых месторождений и снижения добычи на старых. Кроме того, возможны небольшие отличия в качестве нефти, отгружаемой в южных и северных портах России, хотя "Транснефть" следит за характеристиками экспортной смеси и старается обеспечить их стабильность. По данным агентства Platts, в октябре 2009 года нефть Urals, отгружаемая из портов Балтийского и Чёрного морей содержала 1,3% серы и имела плотность 31-33 градуса API (0,858-0,869 т/куб. м). Кроме Юралс, Россия поставляет на экспорт Сибирскую лёгкую (0,6% серы, 35-36 градусов API, 0,843-0,848 т/куб.м), сорта Сокол и Витязь, добываемые на Сахалине, а также отгружает небольшое количество CPC Blend с терминала Каспийского трубопроводного консорциума. Нефть Восточной Сибири, которая будет поставляться по системе ВСТО, также станет отдельным сортом, название которого ещё не утверждено.

 

Транзит нефти и таких нефтепродуктов как мазут, дизельное топливо и бензин в современном мире представляет собой сложную комплексную систему, формирование которой происходило и происходит под влиянием многих факторов. Среди них наиболее значительными следует признать геополитические, экономические и экологические. Конкретизация этих факторов приведет нас к таким понятиям как энергетическая безопасность страны, политические и экономические отношения со странами транзита, оптимизация маршрутов и стратегия внутреннего развития страны, а также социо-экологические ограничения. Все они в той или иной степени формировали тенденции изменений условий транзита нефтепродуктов. Сейчас можно выделить следующие способы транспортировки нефти и нефтепродуктов: трубопровод, танкеры, железнодорожный и автотранспорт. В России основные перевозки нефти приходятся на долю трубопроводного транспорта, а нефтепродуктов - на долю железнодорожного. За пределы России нефтепродукты попадают через самую большую в мире систему трубопроводов, а также через морские порты.

 

www.referatmix.ru

Сорта нефти

Сорта нефти

Важнейшим источником получения различных углеводородов в промышленности является нефть.Нефть представляет собой маслянистую жидкость обычно тёмного цвета со своеобразным запахом. Она легче воды и в воде не растворяется.

Характеристики нефти, добываемой на разных месторождениях, могут отличаться в очень сильном диапазоне. Обычно нефть описывается как вязкая, маслянистая жидкость чёрного цвета, но это определение не всегда верно. Цвет нефти может отличаться от чёрного, она бывает светло-коричневой, иногда даже почти прозрачной. Вязкость и температура плавления также изменяются в широких пределах - некоторые сорта остаются жидкими на сибирских морозах, другие же твердеют при летней температуре воздуха в средней полосе.В природном виде нефть не потребляется, для получения товарных продуктов она должна быть подвергнута переработке. Эффективность переработки нефти большей частью зависит от двух основных параметров - плотности нефти и содержания в ней серы.

Наибольшей ценой обладают лёгкие светлые нефтепродукты, такие как бензин, авиакеросин, дизельное топливо. Тёмные нефтепродукты (мазут, печное топливо) иногда стоят дешевле сырой нефти. Нефтеперерабатывающие заводы стараются произвести как можно больше дорогостоящих светлых нефтепродуктов и сократить выпуск тёмных. При поступлении на завод нефть подвергается первичной перегонке, в ходе которой исходное сырьё разделяется на фракции, отличающиеся температурой кипения. Нефть низкой плотности (лёгкая нефть) при первичной перегонке даёт больший выход светлых фракций, поэтому такие сорта нефти ценятся выше. Доля светлых нефтепродуктов в ассортименте выпускаемой продукции зависит не только от характеристик сырья, но и от уровня технического оснащения нефтеперерабатывающего завода. Современные НПЗ, оснащённые оборудованием для глубокой переработки нефти, добиваются очень высокого выхода светлых нефтепродуктов даже из тяжёлой нефти. Это становится возможным за счёт применения так называемых деструктивных процессов, в первую очередь каталитического крекинга и гидрокрекинга. Тёмные фракции в результате крекинг-процессов преобразуются в светлые, что позволяет использовать их для производства бензина и дизтоплива. Тем не менее, современные технологии не отменяют преимущество лёгких сортов нефти, поскольку использование дополнительных процессов при переработке нефти неизбежно увеличивает стоимость полученных нефтепродуктов.

В состав нефти входят различные соединения серы, доля которых может находится в пределах от долей процента до нескольких процентов. Сорта, содержащие менее 0,5% серы, называются малосернистыми (сладкими, sweet), более 2,0-2,5% серы - высокосернистыми (кислыми, sour).Соединения серы наносят серьёзный вред природной среде, кроме того, они нарушают работу каталитических систем нейтрализации выхлопных газов, устанавливаемых на современных автомобилях. Требования к содержанию серы в топливе становятся всё более жёсткими. Всего несколько лет назад широко применялось дизельное топливо, содержащее 0,3-0,5% серы, а сейчас счёт ведётся на сотые доли процента. Принятый в Европе стандарт "Евро-5" ограничивает содержание серы в дизельном топливе уровнем 0,001%. Аналогичные требования предъявляет к топливу класса 5 российский Технический регламент.Очистка топлива от серы - сложный и дорогостоящий процесс, поэтому нефть с большим содержанием серы продаётся со скидкой по отношению к малосернистым сортам.

В мире добывается несколько десятков сортов нефти. Одна только Россия поставляет на мировой рынок 5 сортов нефти и готовится к поставке шестого. Ещё больше сортов нефти добывается и используется в США. Очевидно, что все существующие сорта нефти не могут торговаться на биржах. В настоящее время биржевые котировки устанавливаются лишь для немногочисленных так называемых маркерных сортов нефти - Brent (Европа), WTI (США), Middle East Crude (Ближний Восток). Цены других сортов определяются при помощи дифференциала - скидки или надбавки, обусловленной отличиями в качестве. Например, российская нефть сорта Юралс продаётся со скидкой по отношению к сорту Brent, что обусловлено большей плотностью и более высоким содержанием серы.

Основным сортом российской нефти является Юралс. Этот сорт представляет собой смесь, образующуюся в результате смешивания нефтяного сырья с различных месторождений России. Состав сорта Юралс непостоянен, характеристики могут меняться из-за начала эксплуатации новых месторождений и снижения добычи на старых. Кроме того, возможны небольшие отличия в качестве нефти, отгружаемой в южных и северных портах России, хотя "Транснефть" следит за характеристиками экспортной смеси и старается обеспечить их стабильность. По данным агентства Platts, в октябре 2009 года нефть Urals, отгружаемая из портов Балтийского и Чёрного морей содержала 1,3% серы и имела плотность 31-33 градуса API (0,858-0,869 т/куб. м).Кроме Юралс, Россия поставляет на экспорт Сибирскую лёгкую (0,6% серы, 35-36 градусов API, 0,843-0,848 т/куб.м), сорта Сокол и Витязь, добываемые на Сахалине, а также отгружает небольшое количество CPC Blend с терминала Каспийского трубопроводного консорциума. Нефть Восточной Сибири, которая будет поставляться по системе ВСТО, также станет отдельным сортом, название которого ещё не утверждено.Транзит нефти и таких нефтепродуктов как мазут, дизельное топливо и бензин в современном мире представляет собой сложную комплексную систему, формирование которой происходило и происходит под влиянием многих факторов. Среди них наиболее значительными следует признать геополитические, экономические и экологические. Конкретизация этих факторов приведет нас к таким понятиям как энергетическая безопасность страны, политические и экономические отношения со странами транзита, оптимизация маршрутов и стратегия внутреннего развития страны, а также социо-экологические ограничения. Все они в той или иной степени формировали тенденции изменений условий транзита нефтепродуктов. Сейчас можно выделить следующие способы транспортировки нефти и нефтепродуктов: трубопровод, танкеры, железнодорожный и автотранспорт. В России основные перевозки нефти приходятся на долю трубопроводного транспорта, а нефтепродуктов - на долю железнодорожного. За пределы России нефтепродукты попадают через самую большую в мире систему трубопроводов, а также через морские порты.

en.coolreferat.com

Сорта нефти

Сорта нефти

Важнейшим источником получения различных углеводородов в промышленности является нефть.Нефть представляет собой маслянистую жидкость обычно тёмного цвета со своеобразным запахом. Она легче воды и в воде не растворяется.

Характеристики нефти, добываемой на разных месторождениях, могут отличаться в очень сильном диапазоне. Обычно нефть описывается как вязкая, маслянистая жидкость чёрного цвета, но это определение не всегда верно. Цвет нефти может отличаться от чёрного, она бывает светло-коричневой, иногда даже почти прозрачной. Вязкость и температура плавления также изменяются в широких пределах - некоторые сорта остаются жидкими на сибирских морозах, другие же твердеют при летней температуре воздуха в средней полосе.В природном виде нефть не потребляется, для получения товарных продуктов она должна быть подвергнута переработке. Эффективность переработки нефти большей частью зависит от двух основных параметров - плотности нефти и содержания в ней серы.

Наибольшей ценой обладают лёгкие светлые нефтепродукты, такие как бензин, авиакеросин, дизельное топливо. Тёмные нефтепродукты (мазут, печное топливо) иногда стоят дешевле сырой нефти. Нефтеперерабатывающие заводы стараются произвести как можно больше дорогостоящих светлых нефтепродуктов и сократить выпуск тёмных. При поступлении на завод нефть подвергается первичной перегонке, в ходе которой исходное сырьё разделяется на фракции, отличающиеся температурой кипения. Нефть низкой плотности (лёгкая нефть) при первичной перегонке даёт больший выход светлых фракций, поэтому такие сорта нефти ценятся выше. Доля светлых нефтепродуктов в ассортименте выпускаемой продукции зависит не только от характеристик сырья, но и от уровня технического оснащения нефтеперерабатывающего завода. Современные НПЗ, оснащённые оборудованием для глубокой переработки нефти, добиваются очень высокого выхода светлых нефтепродуктов даже из тяжёлой нефти. Это становится возможным за счёт применения так называемых деструктивных процессов, в первую очередь каталитического крекинга и гидрокрекинга. Тёмные фракции в результате крекинг-процессов преобразуются в светлые, что позволяет использовать их для производства бензина и дизтоплива. Тем не менее, современные технологии не отменяют преимущество лёгких сортов нефти, поскольку использование дополнительных процессов при переработке нефти неизбежно увеличивает стоимость полученных нефтепродуктов.

В состав нефти входят различные соединения серы, доля которых может находится в пределах от долей процента до нескольких процентов. Сорта, содержащие менее 0,5% серы, называются малосернистыми (сладкими, sweet), более 2,0-2,5% серы - высокосернистыми (кислыми, sour).Соединения серы наносят серьёзный вред природной среде, кроме того, они нарушают работу каталитических систем нейтрализации выхлопных газов, устанавливаемых на современных автомобилях. Требования к содержанию серы в топливе становятся всё более жёсткими. Всего несколько лет назад широко применялось дизельное топливо, содержащее 0,3-0,5% серы, а сейчас счёт ведётся на сотые доли процента. Принятый в Европе стандарт "Евро-5" ограничивает содержание серы в дизельном топливе уровнем 0,001%. Аналогичные требования предъявляет к топливу класса 5 российский Технический регламент.Очистка топлива от серы - сложный и дорогостоящий процесс, поэтому нефть с большим содержанием серы продаётся со скидкой по отношению к малосернистым сортам.

В мире добывается несколько десятков сортов нефти. Одна только Россия поставляет на мировой рынок 5 сортов нефти и готовится к поставке шестого. Ещё больше сортов нефти добывается и используется в США. Очевидно, что все существующие сорта нефти не могут торговаться на биржах. В настоящее время биржевые котировки устанавливаются лишь для немногочисленных так называемых маркерных сортов нефти - Brent (Европа), WTI (США), Middle East Crude (Ближний Восток). Цены других сортов определяются при помощи дифференциала - скидки или надбавки, обусловленной отличиями в качестве. Например, российская нефть сорта Юралс продаётся со скидкой по отношению к сорту Brent, что обусловлено большей плотностью и более высоким содержанием серы.

Основным сортом российской нефти является Юралс. Этот сорт представляет собой смесь, образующуюся в результате смешивания нефтяного сырья с различных месторождений России. Состав сорта Юралс непостоянен, характеристики могут меняться из-за начала эксплуатации новых месторождений и снижения добычи на старых. Кроме того, возможны небольшие отличия в качестве нефти, отгружаемой в южных и северных портах России, хотя "Транснефть" следит за характеристиками экспортной смеси и старается обеспечить их стабильность. По данным агентства Platts, в октябре 2009 года нефть Urals, отгружаемая из портов Балтийского и Чёрного морей содержала 1,3% серы и имела плотность 31-33 градуса API (0,858-0,869 т/куб. м).Кроме Юралс, Россия поставляет на экспорт Сибирскую лёгкую (0,6% серы, 35-36 градусов API, 0,843-0,848 т/куб.м), сорта Сокол и Витязь, добываемые на Сахалине, а также отгружает небольшое количество CPC Blend с терминала Каспийского трубопроводного консорциума. Нефть Восточной Сибири, которая будет поставляться по системе ВСТО, также станет отдельным сортом, название которого ещё не утверждено.Транзит нефти и таких нефтепродуктов как мазут, дизельное топливо и бензин в современном мире представляет собой сложную комплексную систему, формирование которой происходило и происходит под влиянием многих факторов. Среди них наиболее значительными следует признать геополитические, экономические и экологические. Конкретизация этих факторов приведет нас к таким понятиям как энергетическая безопасность страны, политические и экономические отношения со странами транзита, оптимизация маршрутов и стратегия внутреннего развития страны, а также социо-экологические ограничения. Все они в той или иной степени формировали тенденции изменений условий транзита нефтепродуктов. Сейчас можно выделить следующие способы транспортировки нефти и нефтепродуктов: трубопровод, танкеры, железнодорожный и автотранспорт. В России основные перевозки нефти приходятся на долю трубопроводного транспорта, а нефтепродуктов - на долю железнодорожного. За пределы России нефтепродукты попадают через самую большую в мире систему трубопроводов, а также через морские порты.

ua.coolreferat.com

На шельфе Охотского моря пробурена самая протяженная скважина в мире | Статьи

ОАО «НК «Роснефть» в составе консорциума проекта «Сахалин-1» завершила бурение самой протяженной скважины в мире — ею стала скважина O-14 на месторождении Чайво, которое разрабатывает международный консорциум «Сахалин-1» («Роснефть» — 20%, ExxonMobil — 30%, SODECO — 30%, ONGC Videsh Ltd — 20%). Как сообщили «Известиям» в «Роснефти», протяженность скважины составила 13,5 тыс. м, она превзошла на полкилометра предыдущую скважину-рекордсменку Z-40, также работающую на проекте «Сахалин-1».

Бурить возможно только совместно

Суммарно на бурение новой скважины «Роснефти» (ведет бурение и добычу на Чайво с 2005 года) понадобилось 156 дней, при этом 12 034 м скважины пробурено горизонтально. Скважиной с самой протяженной горизонтальным участком остается Z-40, также работающая на «Сахалине-1»: ее горизонтальный участок составляет 12,13 тыс. м — максимальный показатель по миру.

— Эта скважина — продолжение успешной реализации нашего выдающегося проекта, — заявил глава «Роснефти» Игорь Сечин. — Выражаю признательность нашим партнерам — компании ExxonMobil, благодаря использованию технологий бурения которой стало возможно это достижение.

Как отметили в компании, пробурить скважину глубже практически невозможно — О-14 близка к лимиту технических возможностей мировых технологий бурения.

За счет технологии Fast Drill компании ExxonMobil обеспечена высокая скорость бурения. Реализовать задачи такой сложности целесообразно консорциумам. Необходимо объединение усилий в плане новейших технологий бурения и финансовых ресурсов , пояснил «Известиям» заведующий кафедрой бурения нефтяных и газовых скважин РГУ имени Губкина Александр Оганов. Для «Роснефти», являющейся ведущим недропользователем на российском шельфе, этот опыт очень важен.

Таким образом, с учетом новой рекордно длинной скважины консорциумом «Сахалин-1»  пробурено 9 из 10 самых протяженных в мире скважин. С начала реализации программы буровых работ в 2003 году на Сахалине было установлено несколько мировых рекордов по бурению горизонтальных скважин — в апреле 2013 была пробурена скважина Z-43, длинна которой по стволу составила 12,45 тыс. м, а в июне того же года — скважина Z-42 с большой глубиной по стволу, составившей 12,7 тыс. м.

Извлекаемые запасы трех месторождений проекта составляют 236 млн т нефти и 487 млрд куб. м газа. С начала реализации проекта добыто 70 млн т нефти и 16 млрд куб. м газа. С момента начала эксплуатации проект «Сахалин-1» уже обеспечил поступления в размере $11 млрд в федеральный и региональные бюджеты в виде налогов, роялти и доли государства в добыче нефти и газа. В ходе реализации проекта «Сахалин-1» уже более $2,2 млрд инвестировано в защиту дикой природы и среды обитания, а также в рациональное землепользование. Кроме того, благотворительные поступления от проекта «Сахалин-1» направлены на развитие образования, здравоохранения, искусства, поддержку молодежи и коренных народов Севера.

Структура добычи и экспорта

Начальной стадией реализации проекта «Сахалин-1» предусматривалось освоение месторождения Чайво, которое началось в октябре 2005 года с использованием временного технологического комплекса. В настоящее время ведутся работы по увеличению объемов добычи углеводородов на месторождении Чайво — здесь пробурены и ведут добычу 17 скважин.

Северо-западная часть основного нефтеносного пласта месторождения Чайво была вскрыта в 2009 году с помощью наземной буровой установки «Ястреб». Она является одной из наиболее мощных наземных буровых установок в отрасли. Эта установка специально спроектирована для бурения с берега скважин на морские эксплуатационные объекты в рамках проекта «Сахалин-1».

Добыча нефти и газа на Чайво также ведется с морской платформы «Орлан». Эта сталебетонная конструкция используется для разработки юго-западной части основного эксплуатационного объекта месторождения Чайво. Установка платформы «Орлан» была завершена в июле 2005 году, а буровые работы начаты в декабре того же года.

Для увеличения объема добычи в действующих скважинах в настоящее время с платформы «Орлан» ведется бурение многоствольных скважин.

Второе месторождение группы — Одопту — начало поставки нефти и газа с девяти пробуренных скважин в 2010 году, оно находится примерно в 70 км к северу от буровой площадки Чайво и в 9 км от северо-восточного побережья Сахалина вблизи залива Пильтун. Буровые работы были начаты в мае 2009 года, после модернизации и передислокации буровой установки «Ястреб» с месторождения Чайво. Программа буровых работ на Одопту была успешно завершена в 2011 году, здесь пробурено девять горизонтальных скважин и установлено несколько мировых рекордов по бурению.

В январе этого года буровой платформой «Беркут» получена товарная нефть с третьего месторождения — Аркутун-Даги, оно расположено примерно в 25 км от северо-восточного побережья Сахалина, к востоку от месторождения Чайво. Предусматривается, что пиковый уровень добычи на этом месторождении составит 4,5 млн т нефти в год.

С трех месторождений нефть поступает на береговой комплекс подготовки Чайво, это ядро инфраструктуры проекта «Сахалин-1». Этот объект предназначен для подготовки товарной нефти, которая отгружается через терминал в Де-Кастри, и природного газа, который поставляется потребителям на Дальнем Востоке России либо закачивается в пласт для поддержания пластового давления. Комплекс рассчитан на подготовку до 32,5 тыс. т нефти в сутки. В результате выполнения проекта реконструкции берегового комплекса Чайво в 2012 году мощности объекта по подготовке газа были увеличены с 24 млн до 32,5 млн куб. м в сутки.

Система же экспорта нефти проекта «Сахалин-1» была введена в эксплуатацию в августе 2006 года после завершения строительства трубопровода протяженностью 226 км для транспортировки нефти с комплекса Чайво через Сахалин и Татарский пролив к терминалу в Де-Кастри, расположенному на территории Хабаровского края. Первые танкеры начали нагружать в сентябре 2006 года, к настоящему времени отгружено около 712 танкеров. Нефть поставляется на международный рынок потребителям в Японии, Южной Корее и других странах, каждый член консорциума «Сахалин-1» осуществляет продажу нефти от собственного имени. Основными покупателями нефти являются близлежащие Япония и Южная Корея, партии также идут в другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона: Китай, Таиланд и т.д.

Нефть, добываемую на проекте «Сахалин-1», «Роснефть» и ее партнеры продают под маркой «Сокол» — имя дано по названию выносного одноточечного причала «Сокол» на терминале, с которого нефть отгружают в танкера в порту Де-Кастри в Хабаровском крае. Первый танкер с терминала в Де-Кастри отправился 21 ноября 2014 года. В январе в состав нефти «Сокол» первый раз включена нефть месторождения Аркутун-Даги, только что введенного в эксплуатацию проектом «Сахалин-1». Высокое качество нефти Аркутун-Даги соответствует качеству нефти других месторождений проекта, и его освоение позволит увеличить объемы поставок сорта «Сокол» с сохранением его рыночных позиций.

Будущими планами реализации проекта предусматривается расширение разработки ресурсов природного газа месторождения Чайво. Для реализации этих планов потребуется бурение дополнительных газовых скважин и расширение существующих береговых и морских объектов, отмечают в компании.

iz.ru

Сорта нефти

Важнейшим источником получения различных углеводородов в промышленности является нефть. Нефть представляет собой маслянистую жидкость обычно тёмного цвета со своеобразным запахом. Она легче воды и в воде не растворяется.

Характеристики нефти, добываемой на разных месторождениях, могут отличаться в очень сильном диапазоне. Обычно нефть описывается как вязкая, маслянистая жидкость чёрного цвета, но это определение не всегда верно. Цвет нефти может отличаться от чёрного, она бывает светло-коричневой, иногда даже почти прозрачной. Вязкость и температура плавления также изменяются в широких пределах - некоторые сорта остаются жидкими на сибирских морозах, другие же твердеют при летней температуре воздуха в средней полосе.В природном виде нефть не потребляется, для получения товарных продуктов она должна быть подвергнута переработке. Эффективность переработки нефти большей частью зависит от двух основных параметров - плотности нефти и содержания в ней серы.

Наибольшей ценой обладают лёгкие светлые нефтепродукты, такие как бензин, авиакеросин, дизельное топливо. Тёмные нефтепродукты (мазут, печное топливо) иногда стоят дешевле сырой нефти. Нефтеперерабатывающие заводы стараются произвести как можно больше дорогостоящих светлых нефтепродуктов и сократить выпуск тёмных. При поступлении на завод нефть подвергается первичной перегонке, в ходе которой исходное сырьё разделяется на фракции, отличающиеся температурой кипения. Нефть низкой плотности (лёгкая нефть) при первичной перегонке даёт больший выход светлых фракций, поэтому такие сорта нефти ценятся выше. Доля светлых нефтепродуктов в ассортименте выпускаемой продукции зависит не только от характеристик сырья, но и от уровня технического оснащения нефтеперерабатывающего завода. Современные НПЗ, оснащённые оборудованием для глубокой переработки нефти, добиваются очень высокого выхода светлых нефтепродуктов даже из тяжёлой нефти. Это становится возможным за счёт применения так называемых деструктивных процессов, в первую очередь каталитического крекинга и гидрокрекинга. Тёмные фракции в результате крекинг-процессов преобразуются в светлые, что позволяет использовать их для производства бензина и дизтоплива. Тем не менее, современные технологии не отменяют преимущество лёгких сортов нефти, поскольку использование дополнительных процессов при переработке нефти неизбежно увеличивает стоимость полученных нефтепродуктов.

В состав нефти входят различные соединения серы, доля которых может находится в пределах от долей процента до нескольких процентов. Сорта, содержащие менее 0,5% серы, называются малосернистыми (сладкими, sweet), более 2,0-2,5% серы - высокосернистыми (кислыми, sour).Соединения серы наносят серьёзный вред природной среде, кроме того, они нарушают работу каталитических систем нейтрализации выхлопных газов, устанавливаемых на современных автомобилях. Требования к содержанию серы в топливе становятся всё более жёсткими. Всего несколько лет назад широко применялось дизельное топливо, содержащее 0,3-0,5% серы, а сейчас счёт ведётся на сотые доли процента. Принятый в Европе стандарт "Евро-5" ограничивает содержание серы в дизельном топливе уровнем 0,001%. Аналогичные требования предъявляет к топливу класса 5 российский Технический регламент.Очистка топлива от серы - сложный и дорогостоящий процесс, поэтому нефть с большим содержанием серы продаётся со скидкой по отношению к малосернистым сортам.

В мире добывается несколько десятков сортов нефти. Одна только Россия поставляет на мировой рынок 5 сортов нефти и готовится к поставке шестого. Ещё больше сортов нефти добывается и используется в США. Очевидно, что все существующие сорта нефти не могут торговаться на биржах. В настоящее время биржевые котировки устанавливаются лишь для немногочисленных так называемых маркерных сортов нефти - Brent (Европа), WTI (США), Middle East Crude (Ближний Восток). Цены других сортов определяются при помощи дифференциала - скидки или надбавки, обусловленной отличиями в качестве. Например, российская нефть сорта Юралс продаётся со скидкой по отношению к сорту Brent, что обусловлено большей плотностью и более высоким содержанием серы.

Основным сортом российской нефти является Юралс. Этот сорт представляет собой смесь, образующуюся в результате смешивания нефтяного сырья с различных месторождений России. Состав сорта Юралс непостоянен, характеристики могут меняться из-за начала эксплуатации новых месторождений и снижения добычи на старых. Кроме того, возможны небольшие отличия в качестве нефти, отгружаемой в южных и северных портах России, хотя "Транснефть" следит за характеристиками экспортной смеси и старается обеспечить их стабильность. По данным агентства Platts, в октябре 2009 года нефть Urals, отгружаемая из портов Балтийского и Чёрного морей содержала 1,3% серы и имела плотность 31-33 градуса API (0,858-0,869 т/куб. м).Кроме Юралс, Россия поставляет на экспорт Сибирскую лёгкую (0,6% серы, 35-36 градусов API, 0,843-0,848 т/куб.м), сорта Сокол и Витязь, добываемые на Сахалине, а также отгружает небольшое количество CPC Blend с терминала Каспийского трубопроводного консорциума. Нефть Восточной Сибири, которая будет поставляться по системе ВСТО, также станет отдельным сортом, название которого ещё не утверждено.

Транзит нефти и таких нефтепродуктов как мазут, дизельное топливо и бензин в современном мире представляет собой сложную комплексную систему, формирование которой происходило и происходит под влиянием многих факторов. Среди них наиболее значительными следует признать геополитические, экономические и экологические. Конкретизация этих факторов приведет нас к таким понятиям как энергетическая безопасность страны, политические и экономические отношения со странами транзита, оптимизация маршрутов и стратегия внутреннего развития страны, а также социо-экологические ограничения. Все они в той или иной степени формировали тенденции изменений условий транзита нефтепродуктов. Сейчас можно выделить следующие способы транспортировки нефти и нефтепродуктов: трубопровод, танкеры, железнодорожный и автотранспорт. В России основные перевозки нефти приходятся на долю трубопроводного транспорта, а нефтепродуктов - на долю железнодорожного. За пределы России нефтепродукты попадают через самую большую в мире систему трубопроводов, а также через морские порты.

doc4web.ru