Большая Энциклопедия Нефти и Газа. Нефть течет по нефтепроводу


Нефть течет на Восток

Фото: Пресс-служба "Транснефти"" src="//mtdata.ru/u17/photoBEFB/20220097683-0/original.jpg#20220097683" alt="Экспортный маршрут в Китай начинается на НПС "Сковородино". Объемы транспортировки нефти ежегодно увеличиваются. Фото: Пресс-служба "Транснефти"" />

Экспортный маршрут в Китай начинается на НПС "Сковородино". Объемы транспортировки нефти ежегодно увеличиваются. Фото: Пресс-служба "Транснефти"

29.12.2017 00:04

В середине ноября специалисты Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC) завершили сварочные работы на второй ветке нефтепровода "Мохэ - Дацин".

- Теперь нам предстоит внимательно протестировать оборудование и функционирование всей системы в целом, необходимо проверить множество параметров, а также провести серию подготовительных работ к запуску, - сообщил заместитель главы проекта по запуску второй ветки Дин Хэмин.

С 1 января следующего года по этой магистрали в рамках проекта "Сковородино - Мохэ - Дацин" планируется начать форсированные поставки нефти из России. В 2016 году по нефтепроводу "Сковородино - Мохэ" из России в Китай было поставлено 16,5 млн тонн нефти. Пропускная же способность нового нефтепровода составляет 30 млн тонн сырья в год.

"Соглашением между правительством Российской Федерации и правительством Китайской Народной Республики о расширении сотрудничества в сфере торговли сырой нефтью от 22 марта 2013 года предусмотрено, что объем поставок по трубопроводу "Сковородино - Мохэ" с 2018 года должен составить 30 млн тонн. Россия полностью готова к обеспечению поставок в указанном объеме", - сообщили "ДК" в Минэнерго России. "Однако, - добавили в российском энергетическом ведомстве, - китайская сторона проинформировала, что в связи с задержкой модернизации Ляоянского НПЗ, CNPC готова в следующем году по трубопроводу "Сковородино - Мохэ" принять нефть в объеме 26,5-27 млн тонн и просит рассмотреть возможность поставки остального объема нефти в 2018 году через порт Козьмино".

Протяженность нефтепровода "Мохэ - Дацин" превышает 940 километров. Магистраль проходит по территории провинции Хэйлунцзян (северо-восток Китая) и соседнего с ней автономного района Внутренняя Монголия

"В соответствии с решениями XIV заседания межправительственной российско-китайской комиссии по энергетическому сотрудничеству, прошедшей 20 сентября 2017 года в Пекине, поставка нефти по трубопроводу "Сковородино - Мохэ" в 2018 году составит 28,3 млн тонн, через порт Козьмино - 1,7 млн тонн", - подчеркнули в Минэнерго РФ.

Китайская национальная нефтегазовая корпорация готова к сотрудничеству с ведущими российскими компаниями. Председатель Совета директоров CNPC Ван Илинь (слева) и председатель правления ПАО "Газпром" Алексей Миллер во время подписания документов по итогам встречи президента РФ Владимира Путина и председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина. 21 декабря 2017 года Алексей Миллер и Ван Илинь подписали соглашение об основных условиях поставок природного газа с Дальнего Востока России в Китай. Фото: РИА Новости www.ria.ru

Чуть раньше об этом заявлял и вице-премьер РФ Аркадий Дворкович: "Пока договорились, что небольшой объем продолжит поставляться через порт Козьмино. Для того чтобы к 2019 году все объемы шли через трубопровод, китайская сторона подготовит всю инфраструктуру до конца 2018 года. Там дело даже не в достройке, а в технологическом соединении трубопровода с нефтеперерабатывающим заводом. Труба готова, но нефть еще некуда сдавать. А с 2019 года все 30 млн тонн будут поставляться через трубопровод".

Поставка нефти по трубопроводу "Сковородино - Мохэ" в 2018 году составит 28,3 млн тонн

Напомним, что в трубопровод "Сковородино - Мохэ - Дацин" нефть попадает из российских месторождений Восточной Сибири по трубопроводной системе "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ТС ВСТО) протяженностью 4740 километров.

"Транснефть" и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) - постоянные участники Ганноверской промышленной ярмарки. Её дебютантом в 2017 году стала Международная Ассоциация транспортировщиков нефти.

Фото: Анатолий Морковкин

В этом году оператор ТС ВСТО - "Транснефть" завершила очередной этап расширения магистрали: пропускная способность ВСТО-1 "Тайшет - Сковородино" теперь составляет 70 млн тонн в год (в 2015 году было 58 млн тонн), а участка ВСТО-2 "Сковородино - Козьмино" - 44 млн тонн (в 2015 году было 20 млн тонн). В перспективе - увеличение пропускной способности ВСТО-1 до 80 млн тонн, ВСТО-2 - до 50 млн тонн.

Учитывая, что Россию и Китай соединяет мощный нефтепровод, можно предположить, что РФ и впредь останется для Восточного соседа поставщиком нефти номер один. Напомним, верхнюю строчку рейтинга экспортеров нефти в Китай Россия заняла в прошлом году, обойдя Саудовскую Аравию. Третье место в поставках занимает Ангола.

mojastrana.mirtesen.ru

Нефть течет к деньгам » Новое поколение

Олег ЧервинскийОптимальные маршруты транспортировки черного золота в последние годы из сугубо технического вопроса превратились в залог экономической безопасности Казахстана. Мало извлечь нефть на поверхность, надо ее транспортировать и доставить конечному потребителю, который даст за нее хорошую цену

В октябре нынешнего года недалеко от Актюбинска планируется завершение строительства первой очереди второго этапа нефтепровода Казахстан - Китай на участке Кенкияк - Кумколь. Пусконаладочные работы уже близятся к концу. Запуск первого этапа - Атасу - Алашанькоу, как известно, состоялся 15 декабря 2005 года. Кнопку международного магистрального нефтепровода нажал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. “Когда я впервые говорил об этом в 1997 году, все считали, что это утопия... А сегодня мы запускаем 1000-километровую трубу стоимостью более 800 миллионов долларов”, - не скрывал своей гордости глава государства. После воссоединения двух участков западно-казахстанская нефть пойдет на экспорт на китайский рынок. Казахстан, входя в число мировых лидеров по запасам углеводородного сырья, является внутриконтинентальной страной, а потому всегда испытывал трудности с доставкой добытой нефти на мировые рынки. В советские годы такая проблема не стояла, о ней просто никто не задумывался. Строительство всех магистральных трубопроводов регламентировалось единой нефтетранспортной системой Союза. Нефть текла туда, куда прикажут. После распада единой империи в одночасье случилось так, что единственную нефтяную артерию, связывающую казахстанских нефтяников с внешним миром, стали контролировать россияне. И, соответственно, руководствуясь в первую очередь своими экономическими интересами, из года в год уменьшали нам квоту на прокачку на экспорт добытой нефти по нефтепроводу Атырау - Самара. Совместное предприятие “Тенгизшевройл”, начавшее в 1993 году разработку гигантского Тенгизского месторождения, вынуждено было в первые годы даже планово снижать объемы добычи из-за невозможности экспортировать добытые углеводороды в достаточном количестве. Именно тогда и зародился проект строительства нового нефтепровода Тенгиз - Новороссийск - Каспийский трубопроводный консорциум. Однако согласования между участниками консорциума и поиск финансовых источников длились так долго, что казалось - эта труба так и останется лишь на географических картах. Но нет: в октябре 2001 года тенгизская нефть, пройдя по 1500-километровому трубопроводу, впервые была загружена в танкер в Новороссийске. С тех пор ежемесячно по этому маршруту прокачивается не менее 2,7 миллиона тонн нефти. Общий объем прокачки за прошлый год составил 31,47 миллиона тонн. Вторым новым экспортным маршрутом стал проект нефтепровода Казахстан - Китай, согласованный главами двух государств еще в 1997 году. Строительство же нефтепровода на участке Кенкияк - Кумколь протяженностью 793 километра и пропускной способностью до 10 миллионов тонн нефти в год началось в декабре 2007 года. Проект полностью соответствует приоритетам транспортной стратегии Казахстана до 2015 года в создании отечественной нефтетранспортной структуры и маршрута транспортировки нефти путем объединения обособленных Западной и Восточной систем магистральных нефтепроводов Казахстана. Его реализация позволит соединить нефтепровод Кенкияк - Атырау с существующим нефтепроводом Кумколь - Атасу и обеспечит поставки углеводородного сырья, добываемого в Актюбинской и Западно-Казахстанской областях, на перспективный китайский рынок. Транспортировка углеводородов всегда является одним из приоритетов государственной политики в добывающей отрасли. Поднятая на поверхность нефть сама по себе ничего не стоит. “Нефть течет туда, где хорошо платят”, - эта фраза президента нацкомпании “КазМунайГаз” Каиргельды Кабылдина, сказанная им на первой пресс-конференции после вступления в должность, моментально стала крылатой. Чтобы доходы от продажи нефти пополняли государственную казну (а по некоторым оценкам, они составляют более двух третей доходной части казахстанского бюджета), ее нужно доставить на мировые рынки и выгодно продать.
Артерии страны
Справиться с этой задачей призвана национальная компания по транспортировке нефти “КазТрансОйл”, образованная в апреле 1997 года. В прошлом году по системе магистральных нефтепроводов КТО было транспортировано 47 миллионов 467 тысяч тонн нефти. И каждая тонна, прошедшая по трубе “КазТрансОйла”, - это деньги в бюджет, это выплаченные налоги, инвестиции в производство и социальные проекты самой нацкомпании. Прагматизм - это слово вернее всего характеризует логику построения Казахстаном своей нефтетранспортной сети. Давно ушли в прошлое политические дрязги и разборки, вызванные в свое время “парадом суверенитетов”. С Россией Казахстан подписал межправительственное соглашение о транзите, рассчитанное на 15 лет. Теперь добывающим компаниям можно спокойно и уверенно планировать расширение добычи на существующих месторождениях и разведку на новых. Ведутся переговоры о расширении нефтепровода КТК, что позволит увеличить прокачку по нему до 67 миллионов тонн в год. Это, в свою очередь, позволит увеличить объемы добычи таким грузоотправителям, как СП “Тенгизшевройл”, СП “Арман”, “Эмбамунайгаз” и “Казахойл Актобе”, “Карачаганак Петролиум Оперейтинг”, “CNPC-Актобемунайгаз”. Второй логический принцип звучит так - диверсификация. Сейчас в стадии реализации находятся еще несколько крупных проектов, которые сделают Казахстан из поставщика сырья хозяином ситуации. Имея право выбора направления, он сможет направлять свою нефть туда, где за нее дадут самую лучшую цену. В преддверии начала освоения богатств Каспийского шельфа это особенно актуально. Про нефтепровод Казахстан - Китай мы уже говорили. Китай - это огромный рынок потребления нефти. В настоящее время импорт Китая достигает 250 миллионов тонн нефти в год, и потребности постоянно растут. Казахстан после завершения строительства нефтепровода готов экспортировать туда до 20 миллионов тонн, которые полностью закроют потребности Западного Китая. Еще один важный проект - Казахстанская Каспийская система транспортировки (ККСТ). Она предназначена для экспорта нефти, которая будет добываться, в первую очередь, на месторождении Кашаган, а также на Тенгизе, через Каспийское море на международные рынки посредством системы Баку - Тбилиси - Джейхан или по другим нефтетранспортным системам, расположенным на территории Азербайджана. Она включает в себя нефтепровод Ескене - Курык и Транскаспийскую систему (терминал на казахстанском побережье Каспия, танкеры и суда, терминал на азербайджанском побережье Каспия и соединительные сооружения до системы Баку - Тбилиси - Джейхан). На начальном этапе объемы транспортировки составят 23 миллиона тонн в год с последующим увеличением до 35-56 миллионов тонн в год. Ввод в эксплуатацию планируется к началу коммерческой добычи на Кашагане в конце 2013 года. В первом квартале прошлого года “КазТрансОйл” приобрел 100 процентов акций компании BIHL, которая владеет рядом стратегических активов в Грузии, включая Батумский нефтяной терминал (БНТ) и Батумский морской порт (БМП). БНТ является морским пунктом, используемым при транспортировке каспийской нефти на экспорт. Одним из его основных конкурентных преимуществ является возможность раздельного хранения до 22 сортов нефти и нефтепродуктов. Учитывая планируемый рост добычи легкой нефти на месторождениях Тенгиз и Карачаганак, а также освоение морских месторождений Каспийского шельфа, сохранение качества нефти и транспортировка ее по маршруту Актау - Баку - Батуми являются важными элементами в структуре продаж нацкомпании. Кроме того, БНТ является единственным терминалом на Кавказском побережье Черного моря по перевалке сжиженного нефтяного газа. БМП расположен на побережье Черного моря, в западной части Грузии, и представляет собой транспортный узел, объединяющий морской, железнодорожный, автомобильный и трубопроводный виды транспорта. Максимальная пропускная способность нефтяного терминала составляет 15 миллионов тонн в год. Надежные диверсифицированные пути доставки нефти к внешним рынкам сбыта - это вопрос для Казахстана стратегический. Внутренний рынок нефтепродуктов ограничен, суммарная мощность переработки трех казахстанских НПЗ не превышает 18 миллионов тонн нефти в год, а добыто в прошлом году было 70,616 миллиона тонн. Наш северный сосед - Россия, являющийся прямым и крупнейшим конкурентом на мировом энергетическом рынке, владеет прямыми трубопроводными коридорами в Европу и к Черному морю. Нам в этом плане приходится сложнее. Но жизнь показывает, что с этой задачей мы уверенно справляемся. И займем свое достойное место в мировом энергетическом клубе.

np.kz

Российская нефть течет в Среднюю Азию :: Бензин и горюче-смазочные материалы.

Российская Федерация приступила к пробным поставкам «черного золота» на территорию Республики Узбекистан. Спустя три года совместными усилиями с «Газпромом» здесь намерены запустить новый НПЗ на пять миллионов тонн. Между тем, с целью увеличения объема поставок сырья необходимо существенно расширить нефтепроводы, следующие через Казахстан, но подробности финансовой схемы данного проекта остаются пока неясными.Специалисты «Транснефти» начали в минувшую пятницу прокачивать сырье в сторону Узбекистана – нефть идет транзитом через территорию Казахстана по нефтепроводу Омск—Павлодар—Чимкент. Затем транспортировка «черного золота» будет осуществляться с помощью железной дороги.В интервью корреспондентам «Ъ» официальные представители компании сообщили, что в соответствии с положениями утвержденного ранее графика общий объем будет составлять 30 тысяч тонн ежемесячно, правда, по требованию его могут увеличивать до двух тысяч тонн в день. Таким образом он сможет достигать отметки в 60 тысяч тонн в месяц.В следующем году, как стало известно не так давно от руководителей «Узбекнефтегаза», объем прокачки сырой нефти доведут до миллиона тонн. В «Транснефти» констатировали в свою очередь, что технические возможности по прокачке в данном направлении — это в пределах полумиллиона тонн, поскольку в остальном трубу через Республику Казахстан занимают объемы «Роснефти», направляемые в КНР (10 миллионов тонн ежегодно – ред.).По данным источников издания, в Узбекистан поставляют в настоящее время сырье «Газпром нефти», однако, представители этой компании предпочитают пока воздерживаться от комментариев.Чтобы обеспечить нефтью свои НПЗ, общая мощность которых достигает на данный момент примерно 11-ти миллионов тонн, узбекская сторона регулярно осуществляет закупки сырья: собственного объема добычи республике сегодня катастрофически не хватает. Дефицит нефти привел к тому, что НПЗ страны функционируют не на полную мощность, а частично они работают сегодня в рамках толлинговой схемы.Транспортировку импортной нефти осуществляют преимущественно по железной дороге. Сырье из России, прокачиваемое по трубопроводу, выходит в итоге дешевле, а потому власти Узбекистана крайне заинтересованы в наращивании объемов. В следующем году в страну планируют поставлять Urals, а в качестве основного поставщика при этом выступит, как и ранее, «Газпром нефть».Вопрос упирается в данном случае в мощность трубы, ведущей в Казахстан из России: есть необходимость в расширении ее с текущих 10-ти миллионов не менее чем до 18-ти миллионов тонн. Источники пояснили: объем поставок можно будет нарастить тогда до отметки в три миллиона тонн в Узбекистан, а еще два миллиона готова покупать Киргизия – она будет обеспечивать переработку сырья на территориях узбекских НПЗ.«Роснефть» намерена в следующем году на три миллиона тонн увеличить свои поставки в Китай. Информации об источниках финансирования процесса по расширению трубы в Казахстане, правда, пока нет.Кроме того, начиная с 2022 года, подсчитали специалисты, Узбекистан будет нуждаться в дополнительных объемах сырья для загрузки нового НПЗ на территории Джизакской области. Общая мощность его составляет пять миллионов тонн ежегодно. Строительство обеспечивает СП компании «Узбекнефтегаз» с концерном «Газпром», а объем инвестиций достиг двух миллиардов долларов.К 2021 году Казахстан и Узбекистан запланировали строительство магистрального нефтепровода Чимкент—Джизак с мощностью в пять миллионов. Казахстан намерен ежегодно обеспечивать с его помощью поставки двух миллионов тонн своего сырья. Эксперты Минэнерго России заявили при этом, что на резкий рост объема поставок «черного золота» в Узбекистан в следующем году рассчитывать не приходится.

www.benzol.ru

«Поворот» нефтяных рек состоялся: "Транснефть" вывела трубопровод "Восточная Сибирь

С КИТАЙСКИМ ПРИЦЕЛОМ

Более 66 млн тонн нефти планирует прокачать в 2018 году ООО «Транснефть – Восток» по трубопроводной системе ВСТО-1. Такое увеличение вызвано новыми объемами транспортировки нефти в Китай. В декабре 2017-го китайские коллеги завершили работы по расширению нефтепровода Сковородино – Мохэ – Дацин на своей территории, и 1 января 2018-го трубопровод вышел на проектную мощность.

Нарастить объемы транспортировки в направлении КНР позволил ввод в декабре 2017 года трех новых нефтеперекачивающих станций (НПС) ТС ВСТО-1 в Иркутской области: НПС № 3 «Вихоревка», НПС № 6 «Янталь» и НПС № 9 «Ичера».

До этого «Транснефть» завершила все необходимые работы по расширению нефтепровода Сковородино – Мохэ. На последнем, четвертом этапе были построены два резервуара по 50 тыс. м3 на головной НПС № 1 «Тайшет», увеличившие объем резервуарного парка станции до 400 тыс. м3. Новые емкости ввели в эксплуатацию в ноябре 2017 года. В ходе трех предыдущих этапов была проведена модернизация оборудования на НПС № 21

«Сковородино», расширен резервуарный парк станции до полумиллиона кубометров, модернизировано оборудование на приемосдаточном пункте (ПСП) «Джалинда».

НПС № 8 и приемосдаточный пункт НК «Дулисьма» принимают нефть с Дулисьминского нефтегазоконденсатного месторождения

До конца года новые станции и нефтепроводы прошли все необходимые испытания для выхода на новые режимы.

– В декабре мы испытали первый технологический участок ВСТО-1 Тайшет – Талакан на пропускную способность в 49 млн тонн, а второй участок, Талакан – Сковородино, – на 80 млн тонн, – рассказал заместитель генерального директора ООО «Транснефть – Восток» по товарно-транспортным операциям Борис Яблонский. – Перед этим на проектных режимах – 30 млн тонн – был испытан нефтепровод Сковородино – Мохэ. Испытания были согласованы с китайской стороной. Мы провели совещание в Пекине, на котором подписали актуализированный регламент взаимоотношений. На приемосдаточном пункте вместе с нашими сотрудниками трудятся и китайские специалисты, которые принимают участие в учетных операциях.

В текущем году в КНР планируется транспортировать 28,3 млн тонн нефти, с 2019 года эти объемы достигнут 30 млн. Учитывая, что в 2017-м на данном направлении было транспортировано 16,5 млн тонн нефти, увеличение существенное.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Сегодня ТС ВСТО-1 – одно из самых востребованных у российских нефтяников направлений транспортировки нефти. Добыча на территории Восточной Сибири растет, при этом нефтяные компании уже не просто осваивают «советское наследие», но и ведут разведку новых месторождений и нефтяных пластов.

Сейчас нефть в ВСТО-1 поставляют семь добывающих компаний, работающих на разных восточносибирских месторождениях.

– В последние годы доля нефтяников Восточной Сибири в нефтяном потоке, транспортируемом по ВСТО-1, постоянно увеличивалась, и сейчас соотношение восточносибирской и западносибирской нефти примерно 50 на 50, – говорит Борис Яблонский. – Если в 2010 году мы непосредственно от нефтяников приняли порядка 5,8 млн тонн, то сегодня эта цифра вплотную приближается к 30 млн тонн. Не стоит забывать и о нефтепроводе Куюмба – Тайшет, по которому мы также принимаем нефть в ВСТО с месторождений севера Красноярского края. Там, пусть и не такими большими темпами, как здесь, добыча углеводородов тоже растет.

Так что потеря спроса нефтепроводу ВСТО в ближайшее время не грозит. И чтобы этому спросу соответствовать, «Транснефть» продолжает активное расширение трубопровода.

www.kuban.kp.ru

Течь - нефтепродукт - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Течь - нефтепродукт

Cтраница 1

Образовавшаяся течь нефтепродуктов должна немедленно устраняться; при невозможности устранения ее операции по сливу и наливу нефтепродуктов должны быть приостановлены до полного исправления оборудования.  [1]

Если из-за течи нефтепродукта невозможно проверить патрубок, то к нему приваривают полухомут, прикрепляемый болтами к трубе. Затем к фланцу присоединяют прибор и сверлят отверстие.  [3]

В производственных помещениях взрывоопасная среда может образоваться при проливе и течи нефтепродуктов, выходе наружу их паров через люки и крышки аппаратов, неплотности в швах, фланцевых соединениях и сальниках, а также при повреждениях и авариях.  [4]

Проверки состояния котлов цистерн и сливных приборов показывают, что течи нефтепродуктов происходят как по шву котла цистерн, так и по шву нижнего сливного прибора.  [5]

В производственных помещениях взрывоопасная среда может образоваться вследствие проливов и течей нефтепродуктов, при выходе наружу их паров через люки и крышки аппаратов, при неплотностях в швах, фланцевых соединениях и сальниках, а также при повреждениях и авариях.  [6]

Среди них наиболее вероятными являются: проколы и разрывы оболочки, расслоение швов, просачивание и течь нефтепродукта в углах и по месту присоединения арматуры к оболочке резервуара. Наиболее часто применяют два метода ремонта: механическими средствами я с помощью специальных клеев холодного и горячего отверждения. Разработан и применяется также ремонт методом вулканизации. Аварийный ремонт заполненного резервуара производят только механическими средствами, а - в порожнем состоянии как с помощью / специальных клеев, так и методом вулканизации. Опыт эксплуатации показывает, что качественно проведенный ремонт резервуара механическим способом с помощью ремонтных шайб обеспечивает безопасную эксплуатацию резервуара.  [7]

При разработке системы водоснабжения завода исходили из того, что аппаратура и оборудование будущих заводов не будет давать течи нефтепродуктов, как это уже достигнуто на новейших зарубежных заводах.  [9]

Коррозионный износ днища как изнутри в среде подтоварной воды, так и снаружи из-за нарушения гидрофобного слоя основания и наружного изоляционного покрытия днища, в результате которого появляется течь нефтепродукта и размыв несущего слоя основания и грунтовой подсыпки.  [10]

Сливо-наливные устройства автоэстакад и автоколонок, шланги, сальники и перекрывные устройства на трубопроводах должны содержаться в исправности. Течь нефтепродуктов, обнаруженная в сливо-наливных устройствах и трубопроводах, должна немедленно устраняться. При невозможности немедленного устранения течи неисправная часть сливного устройства должна быть отключена.  [11]

Вода из кессона откачивается насосом. До начала сварочных работ устраняют течь нефтепродукта из поврежденного участка, убирают нефтепродукт и хорошо вентилируют внутреннюю полость кессона.  [13]

Оба эти прибора имеют недостаток: при их неисправности ремонт может быть произведен только при пустой цистерне. Поэтому если неисправность клапана, вызывающая течь нефтепродукта, обнаружится во время или после налива цистерны, то для устранения неисправности необходимо предварительно освободить цистерну от нефтепродукта, а это часто сопряжено со значительными осложнениями, вызывая задержку операций, связанных с наливом целого состава.  [15]

Страницы:      1    2

www.ngpedia.ru

Куда течет нефть? - Челябинское областное отделение КПРФ

Кто и как продает главное богатство России?

Каждый год Россия добывает около 500 миллионов тонн нефти, из которых чуть меньше половины идет на экспорт без переработки. В отличие от газовой отрасли, где есть один монополист и один способ доставки топлива, в нефтянке все сложнее, причем участники рынка постепенно меняются, а конкуренция между трейдерами нарастает.

Газовая реформа, сделавшая «Газпром» монополистом в сфере экспорта газа, упростила отношения между ним и другими газовыми компаниями донельзя: с середины 2000-х годов последние должны продавать топливо «Газпрому», а тот, используя свою систему магистральных газопроводов, отправляет его на экспорт. В нефтяной отрасли тоже есть свой трубопроводный монополист — «Транснефть», но он саму нефть у производителей не выкупает, а только берет плату за транзит. С одной стороны, это позволяет нефтяникам получить дополнительную прибыль, с другой — вынуждает их искать клиентов самостоятельно.

Объемы производства нефти в России хоть и медленно, но все же растут (см. график), чего нельзя сказать об экспорте: в натуральном (неденежном) выражении он в последние годы медленно сокращается. В 2012 году страна экспортировала чуть меньше 240 миллионов тонн нефти, из которых более 210 миллионов шло в дальнее зарубежье. Сокращение экспорта связано с тем, что российская экономика растет и требует все больше топлива. К тому же власти России выступают за то, чтобы хотя бы первичная переработка нефти происходила внутри страны.

Поскольку основные добывающие активы российских компаний находятся в Тюменской области и Ханты-Мансийском автономном округе, то есть в тысячах километров от основных экспортных путей, до границы топливо доставляется главным образом через трубопроводные системы «Транснефти». По данным на 2011 год, из всего экспорта российской нефти в 242 миллиона тонн «Транснефть» перекачала по своим трубам почти 208 миллионов тонн, то есть 86 процентов от общего объема.

Остальное сырье компании доставляют до границы самостоятельно. Как правило, речь идет о тех случаях, когда нефтяники управляют экспортным коридором — например, портом. Так, «Роснефть» продает часть нефти из Тимано-Печерской нефтегазоносной провинции через принадлежащий ей перевалочный комплекс в Архангельске, а топливо с проекта «Сахалин-1» экспортируется через порт Де-Кастри (Хабаровский край). Он принадлежит консорциуму разработчиков «Сахалин-1», то есть «Роснефти», американской ExxonMobil, японской Sodeco и индийской ONGK. «Лукойл» экспортирует более пяти миллионов тонн нефти в год через морской терминал в поселке Варандей (Тимано-Печора) и порт Светлый (Калининградская область).

Основу экспорта нефти из России составляет перевалка через морские порты, откуда танкеры развозят топливо по всему миру. В стране сложились два основных центра экспорта — Балтика и порты Черного моря. В 2011 году «Транснефть» транспортировала в сторону Новороссийска 43 миллиона тонн нефти, в сторону Приморска (Ленинградская область) — более 71 миллиона тонн. Приблизительно по 15 миллионов тонн в год отправляется на Дальний Восток в порт Козьмино. В 2012 году также началась отгрузка нефти по Балтийской трубопроводной системе-2 с конечной точкой в порту Усть-Луга (Ленинградская область) с мощностью в 30 миллионов тонн. Правда, стопроцентной загрузки Усть-Луги в 2012 году ждать не стоит — за 10 месяцев через порт было перевалено чуть меньше 11 миллионов тонн нефти.

Еще один важный экспортный канал — трубопроводы. Они были построены по большей части в советское время и сейчас доходят до границ многих стран СНГ. Уже полвека и нефтепроводу «Дружба», который был задуман для транспортировки нефти в страны соцблока и сейчас доставляет топливо в Германию и Польшу. Всего «Дружба» помогает отправить в Европу более 60 миллионов тонн нефти ежегодно.

Новым трубопроводным направлением для «Транснефти» в последние годы стал Китай, который получает нефть по ответвлению от трубопровода «Восточная Сибирь — Тихий океан», идущего от Сковородино в Амурской области. По данным самой госкомпании, объем поставок в Китай по нефтепроводу в 2011 году составлял почти столько же, сколько покупают по «Дружбе» Чехия, Словакия и Венгрия вместе взятые (более 15 миллионов тонн).

По России нефть путешествует не только по трубопроводам, но и по железной дороге, однако объемы таких перевозок постепенно сокращаются, а на экспорт нефть в цистернах, судя по данным «Транснефти», не идет с 2009 года.

Примечательно, что рейтинги крупнейших добывающих компаний России и крупнейших экспортеров (если судить по данным «Транснефти») совпадают не полностью. Первое место и в том, и в другом рейтинге занимает «Роснефть», а вот второй по объему экспорта является ТНК-ВР — третья по величине добывающая компания страны. На долю двух этих корпораций в 2012 году пришлось 90,1 миллиона тонн экспортированной нефти, или 38 процентов от общего объема. С учетом того, что «Роснефть» в 2013 году завершит поглощение ТНК-ВР, на долю госкомпании придется более трети всего отечественного экспорта нефти.

«Лукойл», вторая по величине нефтяная компания России, по экспорту не входит даже в тройку. Из-за высокого объема переработки внутри страны «Лукойл» экспортирует меньше 25 миллионов тонн, уступая по этому показателю «Сургутнефтегазу» (26,7 миллиона тонн в 2012 году). Впрочем, указанные данные не учитывают экспорта «Лукойла» по каналам «Транснефти», то есть фактически к цифрам частной компании стоит добавить еще как минимум пять миллионов тонн.

После пересечения границы

Российская нефть каждый год доставляется в десятки стран мира — от государств Западной Европы до Японии и США. Правда, в большинстве случаев доставка до конечных потребителей — не забота самих компаний. Дело в том, что когда речь заходит об экспорте нефти в дальнее зарубежье, они предпочитают работать с трейдерами, которые выкупают у них топливо и сами реализуют его на рынке. Это снижает доходность бизнеса, но страхует россиян от внештатных ситуаций. Например, если где-то в Европе закрылся нефтеперерабатывающий завод, пользовавшийся российской нефтью, то это становится головной болью трейдера, а не производителя.

Выбор между трейдером и прямыми поставками актуален для компаний, у которых нет собственных трейдеров. Так, «Роснефть» создала своего трейдера, зарегистрированного в Швейцарии, только в 2011 году, а вот «Лукойл» работает через свою стопроцентную дочку Litasco уже больше десяти лет. При этом объемы торговли Litasco не ограничиваются нефтью и нефтепродуктами «Лукойла»: по официальным данным компании, в 2011 году она закупила «на стороне» 20 миллионов тонн нефти и 37 миллионов тонн нефтепродуктов.

У «Роснефти» успехи пока куда более скромные. До недавнего времени эта компания занималась поставками нефти по трубопроводу «Дружба» в Германию на совместное предприятие BP и «Роснефти», но с 2013 года значение этой компании должно повыситься. Так, в феврале стало известно, что «Роснефть» подписала прямой контракт на поставку в Польшу около шести миллионов тонн ежегодно. Аналогичные соглашения были подписаны с Total и Shell, и, как ожидается, в ближайшем времени будет подписано еще одно — с Eni. Правда, объемы закупок Total, Shell и Eni в официальных сообщениях не указываются.

На прямые контракты постепенно переходят не только лидеры рынка, но и все остальные. Так, консалтинговая компания Argus в январе сообщала, что «Татнефть» договорилась с польской Grupa Lotos о прямых поставках на Гданьский НПЗ. Правда, официально эта информация не подтверждалась.

Еще сложнее получить информацию о независимых от добывающих компаний трейдерах. Официально публиковать структуру экспортных поставок не должны даже торгующиеся на бирже компании. В свою очередь, сами трейдеры также не спешат делать доступной хоть какую-либо отчетность. Например, трейдер Sunimex занимает лидирующее положение в поставках российской нефти по трубопроводу «Дружба» в Германию, но детали его бизнеса остаются в тени. Единственное, что про Sunimex можно сказать наверняка, — что им управляет предприниматель Сергей Кишилов.

Даже крупнейший до недавнего времени трейдер российской нефти, поступающей в порты, — компания Gunvor — и та отчитывается о результатах деятельности, только когда ей это нужно и только в тех объемах, которые считает достаточными. Известно, что продажи Gunvor в 2010 году составили 104 миллиона тонн нефтяного эквивалента, но какова в них доля России — непонятно.

Данные за 2010 год плохо отражают современное положение дел еще и потому, что сильно поменялась сама ситуация на рынке. Если раньше основные экспортные объемы нефти от «Роснефти», «Сургутнефтегаза», ТНК-ВР реализовывала именно компания Геннадия Тимченко, то в 2012-м она неожиданно проиграла несколько тендеров в России. В сентябре агентство Reuters сообщало, что объемы торговли российской маркой нефти Urals упали у Gunvor в несколько раз, так как в тендерах «Роснефти», «Сургутнефтегаза» и ТНК-ВР победили его конкуренты: Shell, Vitol и Glencore.

Перед самым Новым годом по Gunvor был нанесен еще один удар: Glencore и Vitol согласовали долгосрочный контракт с «Роснефтью» на 67 миллионов тонн нефти. Это сырье российская компания обязуется поставить трейдерам в течение пяти лет. Иными словами, Glencore и Vitol законтрактовали пятую часть годичного экспорта «Роснефти», идущего через «Транснефть».

Уже в 2013 году выяснилось, что доли между Glencore и Vitol будут распределены неравномерно. По данным того же агентства Reuters, Glencore получит до 70 процентов от общего объема нефти, что сделает его одним из крупнейших или даже самым крупным трейдером российской нефти.

В Gunvor, впрочем, объясняли, что не уходят с российского рынка, а просто меняют концепцию бизнеса: если раньше компанию интересовали долгосрочные контракты, то сейчас трейдер закупает российскую нефть на открытом рынке, где иногда стоимость сырья даже ниже, чем по долгосрочным контрактам. «Роснефти» же, наоборот, выгодно заключить соглашения на несколько лет вперед и получить по ним предоплату. Эти средства можно будет направить на оплату акций ТНК-ВР и, таким образом, не брать дорогостоящий кредит.

Шансы на то, что российской нефтью в ближайшее время начнет торговать какой-то новый трейдер, невелики: работающие через собственных «дочек» компании будут стараться развивать в первую очередь их, а остальные сотрудничают с нынешними участниками рынка уже много лет и вполне им доверяют. В то же время в самом условном рейтинге крупнейших трейдеров могут происходить изменения, особенно если учитывать, что конкуренция и дальше будет расти хотя бы за счет сокращения количества экспортируемой нефти.

Александр Поливанов

http://lenta.ru

kprf-chel.ru

Украина остановила прокачку российской нефти по трубопроводу "Дружба"

Проблемы с электроснабжением насосной станции во Львовской области нефтепроводной системы "Дружба" привели к полной остановке прокачки нефти в ряд европейских стран, передает РИА Новости. Как сообщил официальный представитель компании "Транснефть" Игорь Демин, компания остановила прокачку нефти по украинской части нефтепроводной системы "Дружба", при этом на территории России и по северной ветке этой нефтепроводной системы, проходящей через Белоруссию, прокачка идет в обычном режиме, уточнил представитель "Транснефти".

Главное управление МЧС Украины во Львовской области сообщило, что остановлена перекачка нефти по нефтепроводу Одесса-Броды. Не идет перекачка нефти в направлении Броды-Карпаты-Госграница. Сейчас на месте проводятся восстановительные работы. Без энергоснабжения осталась станция "Карпаты" в селе Козлова Сколевского района филиала "Магистральные нефтепроводы "Дружба" компании "Укртранснафта". Из-за налипания мокрого снега на электропровода они рвутся. Мастера восстанавливают порывы, но они происходят в других местах, ведутся восстановительные работы.

Авария на нефтепроводе вызвана из-за сильного ветра с дождем и мокрым снегом. Как отметил представитель российской компании, украинские партнеры заявляют, что авария будет ликвидирована в течение суток, если же этого не произойдет, "Транснефть" будет рассматривать альтернативные варианты по направлению прокачки и по резервированию. "Транснефть" может работать без потерь в течение суток за счет использования ресурсов из резервуаров, снабжение потребителей будет производиться, отметил представитель нефтепроводной монополии. свою очередь Демин пояснил, что последние события вновь показывают необходимость решения вопросов устранения рисков, связанных со странами-транзитерами.

Нефтепровод "Одесса-Броды" был построен Украиной в 2001 году для обеспечения поставок каспийской нефти в Европу в обход РФ. Из-за отсутствия ветки в Польшу на Плоцк и Гданьск трубопровод сейчас используется Украиной для прокачки небольших объемов российской нефти (по условиям договора - до 9 миллионов тонн в год) в реверсном режиме. Для прокачки каспийской нефти, прежде всего из Азербайджана, в Европу необходимо запустить "Одесса-Броды" в аверсном направлении. Нефтепровод был построен между городом Одесса на Чёрном море и городом Броды во Львовской области, где осуществлена стыковка с нефтепроводом «Дружба». Эксплуатационная длина - 675 км, проектная мощность - 14,5 млн. тонн нефти в год.

Между тем как сообщил представитель Президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский, нефтепровод «Одесса-Броды» уже может функционировать в аверсном режиме. По его словам, на прошлой неделе, в соответствии с заключенным между Украиной и Азербайджаном соглашением о поставках 5 млн тонн нефти в год, в Украину поступила каспийская нефть. Также Богдан Соколовский напомнил, что в свое время правительство заблокировало перевод нефтепровода «Одесса-Броды» в аверсный режим, мотивируя это отсутствием соответствующих технологий по переработке легкой каспийской нефти на украинских НПЗ.

«Факт отгрузки, факт, что каспийская нефть уже пошла по трубе из Одессы на Кременчуг, опровергает два прошлогодних тезиса правительства. То есть, нефть есть, более того, раз нефть идет на Кременчуг, значит, в Украине есть нефтеперерабатывающие заводы, которые готовы перерабатывать каспийскую нефть. Я считаю, что это позитив, потому что это действительно диверсификация. И эта диверсификация для нас выгодна», - считает чиновник.

Напомним, что ранее Премьер-министр Юлия Тимошенко заявляла, что нефтепровод Одесса - Броды начнет работать в аверсном режиме после того, как будут найдены потребители каспийской нефти. Она отметила, что работа на легкой каспийской нефти требует технологической перестройки работы нефтеперерабатывающих заводов, которые сейчас используют другие марки нефти.

Ранее сообщалось, что руководство компании "ЛУКОЙЛ" приняло решение остановить производство на Одесском нефтеперерабатывающем заводе /Украина/, входящем в группу "ЛУКОЙЛ". "Это вынужденное решение вызвано действиями украинской компании "Укртранснафта", которая с 1 октября 2009 года перестала прокачивать нефть по маршруту "Лисичанск-Кременчуг-Одесский НПЗ", - говорится в сообщении.

По данным компании, "предложенные "Укртранснафта" другие маршруты поставок нефти на Одесский НПЗ по расчетам специалистов "ЛУКОЙЛ" значительно удорожают стоимость сырья и, таким образом, приводят предприятие к убыточности. Так, например, предложенный маршрут "граница Белоруссии-Броды-Одесса" увеличивает транспортные расходы на 5,7 долларов за тонну". В настоящее время руководство "ЛУКОЙЛ" предпринимает все возможные усилия по поиску решений для возобновления деятельности Одесского НПЗ.

www.newsinfo.ru