Трубопроводный транспорт в России. Нефть трубопровод россии


Состав нефтепроводов России - Пути российской нефти

 Энциклопедия технологий

Оживление строительства нефтепроводов в нашей стране пришлось на 30-е годы ХХ века. В эти годы были построены нефтепроводы «Грозный-Туапсе», «Баку-Батуми» на Кавказе, «Гурьев-Орск» в Казахстане и «Ишимбай-Уфа» на Урале и др., так что к началу 40-х годов в нашей стране эксплуатировалось уже более 2,5 тыс. км магистральных нефтепроводов.

В годы Великой Отечественной Войны на Дальнем Востоке построили нефтепровод «Оха — Комсомольск на Амуре» для доставки на материк сахалинской нефти.

Особенно интенсивное строительство нефтепроводов в нашей стране началось после войны в 1950-х годах. Строительство происходило, главным образом, в основных нефтедобывающих районах. В эти годы были построены «Альметьевск — Горький», «Горький -Рязань», «Рязань — Москва», «Альметьевск — Пермь», «Ишимбай -Орск», «Туймазы — Омск-Новосибирск», «Тихорецк — Туапсе» и др.

В 60-х годах ХХ века был построен и введен в эксплуатацию крупнейший в Европе нефтепровод «Дружба» с общей протяженностью 5,5 тыс. км и диаметрами 1020 и 1220 мм; по этому трубопроводу нефть Урало-Поволжья должна была доставляться в Восточно-Европейские страны. Были построены нефтепроводы «Шаим-Тюмень» (диаметр 720 мм, протяженность 400 км), «Усть — Балык — Омск» (диаметр 1020 мм, протяженность 1000 км), «Нижневартовск — Усть — Балык» (диаметр 720 мм, протяженность 250 км) и др. для транспортировки нефти с месторождений Западной Сибири.

В 70-х годах ХХ века были введены в строй новые нефтепроводы «Усть — Балык — Курган — Уфа — Альметьевск», «Александровское — Анжеро-Судженск — Иркутск», «Нижневартовск-Курган-Куйбышев (Самара)», «Сургут — Горький — Полоцк», «Уса — Ухта-Ярославль — Москва», «Куйбышев (Самара) — Тихорецк-Новороссийск», «Куйбышев (Самара) — Лисичанск — Одесса», «Холмогоры — Сургут» и многие другие.

В 80-х годах ХХ века парк нефтепроводов обогатился трубопроводами «Холмогоры — Пермь —Альметьевск-Клин», «Павлодар-Фергана», «Грозный-Баку» и др.

К 2001 г. России была построена Балтийская трубопроводная система (БТС). Эта система трубопроводов связала месторождения нефти Тимано-Печорского, Западно-Сибирского и Урало-Поволжского регионов с морскими портами «Приморск» и «Усть- Луга» на Балтийском море. Общая протяженность нефтепровода около 1200 км, диаметр 1220 мм, проектная мощность 75 млн.т. нефти в год. Эта мощность была достигнута в 2006 г. 

В начале 2000-х годов в России началось, а к 2012 г. в основном завершилось строительство нефтепроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» (аббревиатура «ВСТО»). Эта наиболее протяженная трубопроводная система проходит от г.Тайшет в Иркутской области до нефтеналивного порта «Козьмино» в заливе Находка на Тихом океане, причем в районе НПС «Сковородино» (Амурская область) сооружен отвод в Китай.

Общая протяженность ВСТО составляет 4740 км, диаметры — 42 и 48 дюймов (или 1067 и 1220 мм), пропускная способность в окончательном варианте развития может быть доведена до 80 млн. тонн нефти в год, перекачку осуществляет 41 НПС. Нефтепроводная система ВСТО соединяет месторождения Западной и Восточной Сибири с рынками Азии и США. Оператор нефтепровода — государственная компания ОАО «АК «Транснефть»; сорт нефти, поставляемый на мировой рынок посредством ВСТО, получил название «ESPO». Параметры некоторых других нефтепроводов современной России приведены в таблице.

Поскольку все нефтепроводы СССР сооружались как магистрали общесоюзного значения, то в силу своего монопольного положения они и сейчас находятся в ведении только одной компании ОАО «АК «Транснефть», контрольный пакет акций которой принадлежит государству. Исключение составляет лишь нефтепровод «Тенгиз-Новороссийск» (диаметр 1020/1067 мм, протяженность 1580 км), принадлежащей Каспийскому трубопроводному консорциуму (аббревиатура «КТК-Р», Р — Российский).

discoverrussia.interfax.ru

Топ-10 нефтепроводов России // Топ-10 // Аналитика

29 октября 2011 г. Topneftegaz.ru

Трубопроводный транспорт России имеет более чем вековую историю. Его появление связано с промышленным освоением нефтяных месторождений Баку и Грозного. У истоков создания трубопроводного транспорта был Д.И. Менделеев, считавший, что только строительство трубопроводов обеспечит надежную основу развития нефтяной промышленности и выведет российскую нефть на мировой рынок. Topneftegaz.ru составил топ-10 российских нефтепроводов. В списке значатся как уже поостренные, так и находящиеся на стадии строительства трубопроводы.

1. Нефтепровод Баку - Новороссийск. Трубопровод для транспортировки каспийской нефти к российскому порту Новороссийск, расположенному на берегу Чёрного моря.2. Нефтепровод Балаханы - Чёрный город. Первый российский нефтепровод, построенный осенью 1878 года на нефтепромыслах в районе Баку по проекту и под техническим руководством знаменитого инженера В. Г. Шухова и введённый в строй в декабре 1878 года. Трубопровод соединил район нефтедобычи Балаханского месторождения на Апшеронском полуострове и нефтеперерабатывающие заводы Чёрного города на окраине Баку.3. Балтийская трубопроводная система. Система магистральных нефтепроводов, связывающая месторождения нефти Тимано-Печерского, Западно-Сибирского и Урало-Поволжского районов с морским портом Приморск. Проектная мощность нефтепровода - 74 млн тонн нефти в год.4. Восточная Сибирь - Тихий океан. Строящийся нефтепровод, который должен соединить нефтяные месторождения Западной и Восточной Сибири с нефтеналивным портом Козьмино в заливе Находка и нефтеперерабатывающим заводом под Находкой, что позволит России выйти на рынки США и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Планируемая общая протяжённость трубопровода - 4188 км. Оператор нефтепровода - государственная компания «Транснефть».5. Нефтепровод Грозный - Туапсе. Первый крупный российский магистральный нефтепровод из труб среднего диаметра. Построен в 1927-1928 годах для транспортировки нефти из грозненского района нефтедобычи к побережью Чёрного моря в порт Туапсе.6. Дружба (нефтепровод). Крупнейшая в мире система магистральных нефтепроводов. Построена в 1960-е предприятием СССР «Ленгазспецстрой» для транспортировки нефти из Волгоуральского нефтегазоносного района в социалистические страны Совета экономической взаимопомощи (СЭВ): Венгрии, Чехословакии, Польши и ГДР, расположенные в Восточной Европе. Российский отрезок трубопровода эксплуатируется компанией «Транснефть»; словацкий - компанией Transpetrol.7. Каспийский трубопроводный консорциум. Нефтепровод КТК соединяет месторождения Западного Казахстана (Тенгиз, Карачаганак) с российским побережьем Чёрного моря (терминал Южная Озереевка около Новороссийска).8. Мурманский нефтепровод. Проект системы магистральных нефтепроводов, связывающей месторождения нефти Западной Сибири с морским портом Мурманск. Проектная мощность нефтепровода - 80 млн тонн нефти в год.9. Нефтепровод Сургут - Полоцк. Магистральный нефтепровод, соединяющий российскую Западную Сибирь с Беларусью; сибирская нефть по нему перекачивается в Беларусь, оттуда часть её уходит в страны Балтии и Польшу. Длина - 3250 км, диаметр - 1020 мм, пропускная способность - более 20 миллионов тонн в год.10. Нефтепровод Узень - Атырау - Самара. Уникальный подогреваемый магистральный нефтепровод. Начинается с месторождения Узень до Атырауского НПЗ, которая дальше соединяется с Самарой или системой нефтепроводов «Транснефти».

topneftegaz.ru

Крупнейшие нефтепроводы России | СтройГеоКомплекс

Трубопроводный транспорт России имеет более чем вековую историю. Его появление связано с промышленным освоением нефтяных месторождений Баку и Грозного. Топ-10 российских нефтепроводов. В списке значатся как уже поостренные, так и находящиеся на стадии строительства трубопроводы.

64376_31

1. Нефтепровод Баку — Новороссийск. Трубопровод для транспортировки каспийской нефти к российскому порту Новороссийск, расположенному на берегу Чёрного моря.

2. Нефтепровод Балаханы — Чёрный город. Первый российский нефтепровод, построенный осенью 1878 года на нефтепромыслах в районе Баку по проекту и под техническим руководством знаменитого инженера В. Г. Шухова и введённый в строй в декабре 1878 года. Трубопровод соединил район нефтедобычи Балаханского месторождения на Апшеронском полуострове и нефтеперерабатывающие заводы Чёрного города на окраине Баку.

3. Балтийская трубопроводная система. Система магистральных нефтепроводов, связывающая месторождения нефти Тимано-Печерского, Западно-Сибирского и Урало-Поволжского районов с морским портом Приморск. Проектная мощность нефтепровода — 74 млн тонн нефти в год.

4. Восточная Сибирь — Тихий океан. Строящийся нефтепровод, который должен соединить нефтяные месторождения Западной и Восточной Сибири с нефтеналивным портом Козьмино в заливе Находка и нефтеперерабатывающим заводом под Находкой, что позволит России выйти на рынки США и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Планируемая общая протяжённость трубопровода — 4188 км. Оператор нефтепровода — государственная компания «Транснефть».

5. Нефтепровод Грозный — Туапсе. Первый крупный российский магистральный нефтепровод из труб среднего диаметра. Построен в 1927-1928 годах для транспортировки нефти из грозненского района нефтедобычи к побережью Чёрного моря в порт Туапсе.

6. Дружба (нефтепровод). Крупнейшая в мире система магистральных нефтепроводов. Построена в 1960-е предприятием СССР «Ленгазспецстрой» для транспортировки нефти из Волгоуральского нефтегазоносного района в социалистические страны Совета экономической взаимопомощи (СЭВ): Венгрии, Чехословакии, Польши и ГДР, расположенные в Восточной Европе. Российский отрезок трубопровода эксплуатируется компанией «Транснефть»; словацкий — компанией Transpetrol.

7. Каспийский трубопроводный консорциум. Нефтепровод КТК соединяет месторождения Западного Казахстана (Тенгиз, Карачаганак) с российским побережьем Чёрного моря (терминал Южная Озереевка около Новороссийска).

1376899448_0330.1000x800 (1)

8. Мурманский нефтепровод. Проект системы магистральных нефтепроводов, связывающей месторождения нефти Западной Сибири с морским портом Мурманск. Проектная мощность нефтепровода — 80 млн тонн нефти в год.

9. Нефтепровод Сургут — Полоцк. Магистральный нефтепровод, соединяющий российскую Западную Сибирь с Беларусью; сибирская нефть по нему перекачивается в Беларусь, оттуда часть её уходит в страны Балтии и Польшу. Длина — 3250 км, диаметр — 1020 мм, пропускная способность — более 20 миллионов тонн в год.

10. Нефтепровод Узень — Атырау — Самара. Уникальный подогреваемый магистральный нефтепровод. Начинается с месторождения Узень до Атырауского НПЗ, которая дальше соединяется с Самарой или системой нефтепроводов «Транснефти».

sgeokom.ru

Трубопроводный транспорт в России | Месторождение нефти и газа

Трубопроводы появились в России еще в XIX веке, однако начали широко применяться в послевоенные годы XX века с развитием современных промышленных технологий.

Транспортировка при помощи трубопроводов не воспринимается как традиционный вид транспорта, но для России такой вид перевозок имеет огромное значение. Топливные грузы по большей части доставляются именно при помощи трубопроводов: колоссальные объемы нефтегазового топлива ежедневно передаются в разные концы России и мира.Траспортирование нефти по трубамГеография трубопроводов нашей страны широка – от Центральной России до Дальнего Востока. Это позволяет доставлять грузы практически повсеместно. Из-за удаления месторождений от точек переработки сырья и потребления трубопроводный транспорт удобен и экономически целесообразен.

Подвижной модуль для передачи грузов трубопроводным транспортом – трубопровод. Транспортировка обеспечивается трубами подходящего диаметра при помощи насосных станций. Они находятся друг от друга на назначенном расстоянии и обеспечивают давление, посредством которого по трубопроводу перемещаются жидкие и газообразные вещества.

Транспортировка грузов трубопроводами в России имеет много преимуществ. Главное из них экономическая выгода. Большинство месторождений нефти и газа залегают в одних регионах России, перерабатывается сырье в других, а полученные продукты транспортируются в третьи. В таких условиях, учитывая масштабы страны, трубопроводная транспортировка становится самой приемлемой по цене. Другим объективным преимуществом является непрерывность поставки вне зависимости от погоды и времени.

Широкая транспортная сеть трубопроводов позволяет перевозить газ, нефть и твердые виды продукции в растворах куда угодно на любые расстояния. Протяженность трубопроводов России составляет сотни тысяч километров. Процесс строительства трубопроводов имеет высокую степень автоматизации строительно-монтажных работ, благодаря чему осуществляется в короткие сроки.

Трубопроводный транспорт имеет и некоторые недостатки. Это, прежде всего, заранее определяемый маршрут транспортировки. Его после окончания строительства трубопровода изменить уже невозможно, что приходится компенсировать постоянным развитием транспортной сети. Также могут возникнуть трудности при прокладке трубопроводных линий в определенных географических местностях.

По себестоимости доставки трубопроводный транспорт имеет минимальную стоимость, однако для строительства требуется немалый расход труб и трудовых ресурсов, что требует достаточного вложения средств.

mestorozhdenie-nefti.ru

Нефтепровод - Краткая История Создания

Нефтепровод, как способ транспортировки нефти начал использоваться значительно позже других традиционных методов, таких как сухопутные и водные перевозки. Его открытие и применение произошло практически одновременно как в Америке, так и в России. Другое дело, что в России реализация этого метода встретила намного больше трудностей.

 

Нефтепровод  

 

Америка

 

В Америке способ перекачки нефти по трубам предложил инженер Кернс в 1860 г. Он внес на обсуждение проект прокладки нефтепровода длиной 50 км вдоль реки Огайо от одного из месторождений. Однако хозяева месторождения отнеслись к такому предложению со скепсисом, сославшись на риски, связанные с отсутствием практического опыта.

Поэтому первый нефтяной трубопровод в Америке появился лишь 3 года спустя, в 1863 г. Его длина составляла 6 км, а пропускная способность - около 80 баррелей в день.

Точку в освоении нефтепроводов и доказательстве рентабельности данного метода транспортировки нефти поставил конструктор Чарльз Гетч. В 1866 году под его руководством был сооружен трубопровод длиной 16 км. По расчетам инженера, один насос мог нагнетать нефть по всей длине трубопровода, при этом время прокачки составило 4 часа.

После успешной реализации проекта Гетча, начали строиться другие нефтепроводы. Постепенно увеличивалась и их протяженность. Эти сооружения состояли из железной трубы, а также приемной и сдаточной станций. Насосы приемного узла нагнетали нефть из отборных резервуаров по трубам к сдаточной станции. Трубопроводы относительно большой протяженности снабжались также промежуточными станциями подкачки.

Первый действительно крупный нефтепровод был открыт в 1874 году на участке Пенсильвания - Питтсбург. Его протяженность составляла 90 км, диаметр трубы 100 мм, а в день по нему проходила 7500 баррелей нефти.

 

Россия

 

Россия в строительстве нефтепроводов несколько отставала от Америки. Хотя один из известнейших русских ученых Д.И. Менделеев еще в 1863 году предложил и теоретически обосновал идею создания трубопровода для перекачки нефти и нефтепродуктов, воплощение его замысла в жизнь произошло только 15 лет спустя.

В 1878 году запускается первый в России нефтепровод Балаханы - Черный (Азербайджан, Баку), спроектированный и построенный инженерами А.В. Бари и В.Г. Шуховым для братьев Нобель. Его длина составляла 9 км, диаметр - около 77 см, а пропускная способность - 80 тыс. пудов нефти в сутки.

 

Нефтепровод Баклаханы - Черный Город Нефтепровод Баклаханы - Черный Город
 

 

Кстати, братья Нобель - известные изобретатели и крупные нефтепромышленники, внесли существенный вклад в технологию добычи и переработки нефти (см. Краткая история добычи нефти в России). Так Людвиг Нобель стал заменять котлованы для хранения нефти на стальные резервуары, ему также принадлежат изобретения танкера и цистерны. Альфред Нобель предложил использовать паровые насосы и новые методы очистки нефти химическими способами.

 

Братья Нобель Братья Нобель
 

 

После запуска первых нефтепроводов, стало очевидным преимущество данного метода транспортировки перед другими способами. Тем не менее, строительство нефтепроводов в России шло довольно медленно. Основные причины такого замедленного роста заключались в недовольстве новшеством владельцев железных дорог. Железнодорожные магнаты всеми силами пытались предотвратить внедрение прокладки нефтепроводов, что неплохо получалось, благодаря хорошим связям в правительстве. Так к концу 1914 году в России было проложено около 1.2 тыс. км нефтепровода, в то время как в США к этому году проложили уже 14 тыс. км.

Гражданская и Первая мировая война серьезно замедлили строительство нефтепроводов. Подъем в этом плане стал наблюдаться в 1930 - 1940-х годах прошлого столетия. Вслед за этим последовала Великая Отечественная Война, которая снова затормозила прогресс. С середины века Советский Союз с новой силой, наверстывая упущенное, взялся за строительство нефтепроводов, и достиг в этом направлении серьезных результатов.

К 1990-му году в СССР работала нефтепроводная система протяженностью около 70 тыс. км. Однако в связи с распадом СССР строительство новых нефтепроводов было заморожено, а трубопроводная система оказалась на территории 15 государств. В результате подконтрольными России остались только 50 тыс. км нефтепровода. Тогда же проблемы в экономике затормозили развитие нефтяной отрасли в целом.

Тем не менее в 2000-ных годах компания "Транснефть", получившая в наследие нефтепроводную сеть начала активно ее расширять. В настоящее время "Транснефть" и ее дочерние общества располагают крупнейшей в мире сетью нефтепроводов, общей протяженностью 70 тыс. км., 500 насосными станциями и 22 млн. м3 резервуарных емкостей. Компания обеспечивает транспортировку порядка 90% всей добываемой в России нефти. Конечно при этом учитываются не только нефтепроводы, но также морские и сухопутные перевозки.

 

petrodigest.ru