О нефтяном вопросе в чеченской войне. Нефть в чечне запасы


О нефтяном вопросе в чеченской войне

О нефтяном вопросе в чеченской войне

Сергей Пронин

В прессе частенько поднимается тема о том, что независимость Чечне не была предоставлена исключительно потому, что Кремль не хотел потерять имеющиеся там нефтяные ресурсы. В связи с этим, было бы неплохо прояснить, что представляет собой чеченская нефть.

Наряду с Азербайджаном, Чечня - одна из старейших нефтяных провинций бывшего СССР. Начало промышленной добычи нефти в Чечне было положено в 1893 году. Накопленная добыча с начала разработки чеченских месторождений превысила 420 млн тонн.

Перед началом Великой Отечественной войны добыча нефти в Чечне составляла 4 млн твг (тонн в год), однако в ходе военных действий нефтяная инфраструктура была полностью разрушена. После войны добыча была восстановлена и с конца 50-х годов, с открытием новых высокопродуктивных залежей, устойчиво росла, достигнув максимума на уровне 21,3 млн твг в 1971 году.

Затем, по мере выработки месторождений, добыча снизилась к 1980 году до 7 млн твг, а к 1990 - до 4 млн твг, т.е. фактически до уровня начала 40-х годов. При этом степень разведанности запасов по республике составила 80%, доказанные запасы - 50 млн тонн, вероятные - 100 млн тонн.

В Чечне была создана мощная нефтеперерабатывающая промышленность. В Грозном функционировали 3 НПЗ суммарной мощностью 19 млн твг (завод им. Шерипова, Грозненский, и Новогрозненский им. Анисимова), на которых производилось до 6% бензина и до 90% авиационных масел от общего объёма выработки в СССР. Был построен Грозненский химкомбинат (основной продукт - полиэтилен высокого давления), кроме того, прямогонным бензином с Грозненской группы НПЗ по трубопроводу обеспечивался крупнейший в СССР производитель полиэтилена низкого давления - Буденновское ПО "Ставропольполимер", одно из важнейших промышленных предприятий Ставропольского края. Работал один из ключевых институтов в области нефтепереработки и нефтехимии - ГрозНИИ, в котором, например, были созданы советские технологии каталитического крекинга.

Кроме того, Грозный был важным узлом транспортировки нефти, где объединялись потоки местной, западно-сибирской, тенгизской (Казахстан) и азербайджанской нефтей, с последующей прокачкой в Туапсе и Новороссийск (через Тихорецк). Объём прокачки нефти составил в 1990 году 58 млн тонн.

До 1994 года производственные показатели нефтяного комплекса Чечни (объединённого в ГУП "ЮНКО") стабильно снижались (переработка упала трёхкратно), сфера реализации нефти и нефтепродуктов полностью криминализировалась. После начала известных всем событий, добыча нефти резко упала до уровня менее 1 млн твг, переработка была остановлена ввиду прекращения поставок из Западной Сибири. Периодические попытки возобновить прокачку по маршруту Баку-Тихорецк успеха не имели ввиду исчезновения большей части сырья в пути по понятным причинам. Получили широкое распространение извлечение и переработка нефти кустарными способами, о чём в целом достаточно информации в различных источниках. В 1997 году "ЮНКО" указом А.Масхадова была расформирована.

К настоящему времени транспортная инфраструктура Чечни является невостребованной. Потоки Западно-Сибирской нефти, прокачиваются до Тихорецка по другим магистральным нефтепроводам "Транснефти", тенгизская нефть - по системе Каспийского трубопроводного консорциума (Тенгиз-Новороссийск), объёмы ГНКАР (Государственная нефтяная компания Азербайджанской республики) - по сооружённому "Транснефтью" трубопроводу в обход Чечни. АМОК (Азербайджанская международная операционная компания, реализующая проект АЧГ (месторождения Азери-Чираг-Гюнешли) после ввода трубопровода Баку-Джейхан имеет двукратный запас мощностей по транспортировке.

В связи с падением внутреннего спроса на нефтепродукты, уже в середине 90-х стали невостребованы и нефтеперерабатывающие мощности, которые к настоящему времени практически полностью разрушены. Обеспечение Северного Кавказа нефтепродуктами осуществляется в основном из ресурсов Волгоградского НПЗ (который был, кстати, одним из основных поставщиков топлива федеральным силам в период военных действий), а также Самарской группы, Краснодарских заводов и Астраханского ГПЗ. Сейчас прорабатывается вопрос строительства в Грозном небольшого НПЗ мощностью 1 млн твг.

Грозненский химкомбинат не подлежит восстановлению.

Добыча нефти "Грознефтегаза", контрольный пакет которого принадлежит "Роснефти", в настоящее составляет около 2 млн твг, то есть менее 0,5% от объёма общероссийской добычи и увеличение не прогнозируется. Реализация нефти в 2005 году составила $720 млн. Исходя из средней налоговой нагрузки на нефтяные компании, российский бюджет получил с этой суммы порядка $350 млн. Финансирование Чечни за счёт федерального бюджета составляет $1 млрд ежегодно. То есть, все разговоры о том, что Россия цепляется за чеченскую нефть несостоятельны. Естественно, в рамках ограниченной группы людей это серьёзный бизнес, однако даже в самом крайнем случае такие вопросы решаются стрельбой в узком кругу, а никак не войнами.

Периодически в прессе появлялись мнения о том, что война в Чечне связана с нефтью Каспия (в первую очередь - азербайджанской нефтью), выбором маршрута её транспортировки и лоббированием проекта Баку-Джейхан. Однако же, единственный реально действующий проект сейчас - АЧГ. Эти месторождения были открыты ещё советскими геологами. Хотя объём добычи там немаленький - более 23 млн твг, но это далеко не Персидский залив. Баку-Джейхан же - в первую очередь проект политический, призванный направить потоки углеводородов, минуя территорию России. Скорее всего, он был бы реализован вне зависимости от ситуации в Чечне.

Список литературы

 [1] Журнал "Международная информация нефтяной индустрии", # 1, 1995 г. "Чеченская республика: нефтяной ракурс".

[2] В.Павлов - "Нефтяная трагедия Чечни".

[3] Александр Якуба, ИА "Росбалт" - "Рамзан хочет нефти..."

[4] Собственная информация.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ngfr.ru

coolreferat.com

О нефтяном вопросе в чеченской войне (Статья)

О нефтяном вопросе в чеченской войне

Сергей Пронин

В прессе частенько поднимается тема о том, что независимость Чечне не была предоставлена исключительно потому, что Кремль не хотел потерять имеющиеся там нефтяные ресурсы. В связи с этим, было бы неплохо прояснить, что представляет собой чеченская нефть.

Наряду с Азербайджаном, Чечня - одна из старейших нефтяных провинций бывшего СССР. Начало промышленной добычи нефти в Чечне было положено в 1893 году. Накопленная добыча с начала разработки чеченских месторождений превысила 420 млн тонн.

Перед началом Великой Отечественной войны добыча нефти в Чечне составляла 4 млн твг (тонн в год), однако в ходе военных действий нефтяная инфраструктура была полностью разрушена. После войны добыча была восстановлена и с конца 50-х годов, с открытием новых высокопродуктивных залежей, устойчиво росла, достигнув максимума на уровне 21,3 млн твг в 1971 году.

Затем, по мере выработки месторождений, добыча снизилась к 1980 году до 7 млн твг, а к 1990 - до 4 млн твг, т.е. фактически до уровня начала 40-х годов. При этом степень разведанности запасов по республике составила 80%, доказанные запасы - 50 млн тонн, вероятные - 100 млн тонн.

В Чечне была создана мощная нефтеперерабатывающая промышленность. В Грозном функционировали 3 НПЗ суммарной мощностью 19 млн твг (завод им. Шерипова, Грозненский, и Новогрозненский им. Анисимова), на которых производилось до 6% бензина и до 90% авиационных масел от общего объёма выработки в СССР. Был построен Грозненский химкомбинат (основной продукт - полиэтилен высокого давления), кроме того, прямогонным бензином с Грозненской группы НПЗ по трубопроводу обеспечивался крупнейший в СССР производитель полиэтилена низкого давления - Буденновское ПО "Ставропольполимер", одно из важнейших промышленных предприятий Ставропольского края. Работал один из ключевых институтов в области нефтепереработки и нефтехимии - ГрозНИИ, в котором, например, были созданы советские технологии каталитического крекинга.

Кроме того, Грозный был важным узлом транспортировки нефти, где объединялись потоки местной, западно-сибирской, тенгизской (Казахстан) и азербайджанской нефтей, с последующей прокачкой в Туапсе и Новороссийск (через Тихорецк). Объём прокачки нефти составил в 1990 году 58 млн тонн.

До 1994 года производственные показатели нефтяного комплекса Чечни (объединённого в ГУП "ЮНКО") стабильно снижались (переработка упала трёхкратно), сфера реализации нефти и нефтепродуктов полностью криминализировалась. После начала известных всем событий, добыча нефти резко упала до уровня менее 1 млн твг, переработка была остановлена ввиду прекращения поставок из Западной Сибири. Периодические попытки возобновить прокачку по маршруту Баку-Тихорецк успеха не имели ввиду исчезновения большей части сырья в пути по понятным причинам. Получили широкое распространение извлечение и переработка нефти кустарными способами, о чём в целом достаточно информации в различных источниках. В 1997 году "ЮНКО" указом А.Масхадова была расформирована.

К настоящему времени транспортная инфраструктура Чечни является невостребованной. Потоки Западно-Сибирской нефти, прокачиваются до Тихорецка по другим магистральным нефтепроводам "Транснефти", тенгизская нефть - по системе Каспийского трубопроводного консорциума (Тенгиз-Новороссийск), объёмы ГНКАР (Государственная нефтяная компания Азербайджанской республики) - по сооружённому "Транснефтью" трубопроводу в обход Чечни. АМОК (Азербайджанская международная операционная компания, реализующая проект АЧГ (месторождения Азери-Чираг-Гюнешли) после ввода трубопровода Баку-Джейхан имеет двукратный запас мощностей по транспортировке.

В связи с падением внутреннего спроса на нефтепродукты, уже в середине 90-х стали невостребованы и нефтеперерабатывающие мощности, которые к настоящему времени практически полностью разрушены. Обеспечение Северного Кавказа нефтепродуктами осуществляется в основном из ресурсов Волгоградского НПЗ (который был, кстати, одним из основных поставщиков топлива федеральным силам в период военных действий), а также Самарской группы, Краснодарских заводов и Астраханского ГПЗ. Сейчас прорабатывается вопрос строительства в Грозном небольшого НПЗ мощностью 1 млн твг.

Грозненский химкомбинат не подлежит восстановлению.

Добыча нефти "Грознефтегаза", контрольный пакет которого принадлежит "Роснефти", в настоящее составляет около 2 млн твг, то есть менее 0,5% от объёма общероссийской добычи и увеличение не прогнозируется. Реализация нефти в 2005 году составила $720 млн. Исходя из средней налоговой нагрузки на нефтяные компании, российский бюджет получил с этой суммы порядка $350 млн. Финансирование Чечни за счёт федерального бюджета составляет $1 млрд ежегодно. То есть, все разговоры о том, что Россия цепляется за чеченскую нефть несостоятельны. Естественно, в рамках ограниченной группы людей это серьёзный бизнес, однако даже в самом крайнем случае такие вопросы решаются стрельбой в узком кругу, а никак не войнами.

Периодически в прессе появлялись мнения о том, что война в Чечне связана с нефтью Каспия (в первую очередь - азербайджанской нефтью), выбором маршрута её транспортировки и лоббированием проекта Баку-Джейхан. Однако же, единственный реально действующий проект сейчас - АЧГ. Эти месторождения были открыты ещё советскими геологами. Хотя объём добычи там немаленький - более 23 млн твг, но это далеко не Персидский залив. Баку-Джейхан же - в первую очередь проект политический, призванный направить потоки углеводородов, минуя территорию России. Скорее всего, он был бы реализован вне зависимости от ситуации в Чечне.

Список литературы

[1] Журнал "Международная информация нефтяной индустрии", # 1, 1995 г. "Чеченская республика: нефтяной ракурс".

[2] В.Павлов - "Нефтяная трагедия Чечни".

[3] Александр Якуба, ИА "Росбалт" - "Рамзан хочет нефти..."

[4] Собственная информация.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ngfr.ru

topref.ru

Чечня доверила свои нефтяные запасы китайцам — Рамблер/финансы

Геологоразведочные работы и разработку нефтегазовых месторождений на территории Чечни будут вести инвесторы из Китая. ОАО «Чеченнефтехимпром» и китайская компания СРТSA заключили соглашение о сотрудничестве, сообщили ИА REGNUM 25 апреля в пресс-службе главы и правительства региона. Китайцы стали первыми иностранными партнерами Чечни в области нефтедобычи, поэтому для них будут созданы самые благоприятные условия. Об этом заявил в ходе подписания документа председатель правительства ЧР Абубакар Эдельгериев. По его словам, власти региона рассчитывают, что «данное соглашение придаст импульс для развития экономики республики», так как будут реализовываться проекты не только по добыче нефти, но и по ее переработке.

Как отметил генеральный директор ОАО «Чеченнефтехимпром» Хожбауди Альвиев, китайские специалисты, считают, что чеченские месторождения нефти «эксплуатировались небрежно, практически целые нефтеносные пласты не были разработаны». Есть примеры того, по словам Альвиева, что из-за аварий на скважинах, которые сложно было устранить, «нефтеносные структуры просто закрывались».

Подписанию соглашения с китайскими инвесторами предшествовала большая подготовительная работа. С 2015 года по настоящее время были сформированы 18 лицензионных участков недр, включая и те участки, от лицензий которых НК «Роснефть» отказалась, ссылаясь на их истощенность и отсутствие нефти. Приобретены на аукционах 10 долгосрочных лицензий. По словам главы компании, это позволило «Чеченнефтехимпрому» выйти на мировой инвестиционный рынок.

Читайте также: В Чечне рассчитывают вернуть позиции крупного нефтедобытчика

Напомним, промышленная добыча нефти в Чечне была открыта в 1893 году. К началу Великой Отечественной войны объемы добычи составляли 4 млн тонн в год. Максимум — свыше 21 млн тонн в год — был установлен в 70-е годы XX века. После этого уровень добычи нефти стал снижаться, а военный конфликт в Чечне в 90-е годы снизил его еще больше. В настоящее время ряд специалистов оценивают запасы черного золота в регионе на уровне 50 млн тонн, некоторые считают, что он может достигать и 100 млн тонн.

Читайте также

finance.rambler.ru