Схема поставок российской нефти в Европу. Нефть в европу схема


Мировая Политика и Ресурсы » Blog Archive » Схема поставок российской нефти в Европу

«Нефть России»: Проблем с прокачкой российской нефти через Украину в европейские страны в связи с предлагаемыми Киевом дополнительными условиями не будет, заявил журналистам во вторник вице-премьер РФ Игорь Сечин, передает РИа “Новости”.

Ниже приводится справочная информация о схеме поставок российской нефти в Европу.

“Дружба” - крупнейшая в мире система магистральных нефтепроводов. Построена в 1960-е годы предприятием Ленгазспецстрой для транспортировки нефти из Волгоуральской нефтегазоносной провинции в страны народной демократии Восточной Европы.Маршрут нефтепровода проходит от Альметьевска через Самару, Брянск до Мозыря, затем разветвляется на 2 участка: северный (по территории Белоруссии, Польши, Германии, Латвии и Литвы) и южный (по территории Украины, Чехии, Словакии и Венгрии). В систему входит 8900 км трубопроводов, 45 насосных станций, 38 промежуточных насосных станций, резервуарные парки которых вмещают 1,5 миллиона кубических метров нефти. По нефтепроводу в страны “дальнего зарубежья” ежегодно экспортируется 66,5 миллиона тонн, в том числе по северной ветке - 49,8 миллиона тонн.

Балтийская трубопроводная система (БТС) - система магистральных нефтепроводов, связывающая месторождения нефти Тимано-Печерского, Западно-Сибирского и Урало-Поволжского районов с морским портом Приморск. Оттуда нефть поступает в Роттердам - главный центр нефтеторговли и переработки в Европе.Первая очередь Балтийской трубопроводной системы, спроектированная и построенная отечественными специалистами, была успешно введена в эксплуатацию в декабре 2001 года. Это позволило создать новое независимое российское экспортное направление по транспортировке нефти через новый специализированный морской порт Приморск производительностью 12 миллионов тонн нефти в год. Впоследствии мощность БТС в короткие сроки последовательно наращивалась - до 18, а затем до 30, 42, 62 миллионов тонн. К концу 2006 года Приморск уже был способен переваливать в танкеры около 75 миллионов тонн нефти.В настоящее время Приморск - крупнейший в России порт по отгрузке нефти на экспорт. В ближайшей перспективе его мощность может быть увеличена до 120 миллионов тонн.

Балтийская трубопроводная система - 2 (БТС-2) - проектируемая система магистральных нефтепроводов, которая позволит связать нефтепровод “Дружба” с российскими морскими портами на Балтийском море по маршруту Унеча - Великие Луки - Усть-Луга (с ответвлением на Киришский НПЗ компании “Сургутнефтегаз”).В рамках проекта БТС-2 предусматривается строительство магистрального трубопровода общей протяженностью 998 км мощностью 50 млн тонн нефти в год.Трасса нефтепроводной системы пройдет по территории Брянской, Смоленской, Тверской, Новгородской, Ленинградской областей. Мощность первой очереди трубопровода - 35 млн тонн нефти в год, с возможностью строительства в будущем ответвления на порт Усть-Луга мощностью 15 млн тонн нефти в год.Окончание проекта запланировано на декабрь 2013 года.

Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) - международная акционерная компания, построившая и эксплуатирующая нефтепровод КТК, который соединяет месторождения Западного Казахстана (Тенгиз, Карачаганак) с российским побережьем Черного моря (терминал Южная Озереевка около Новороссийска).Из российского порта нефть транспортируется танкерами через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы. Нефтепровод протяженностью около 1510 км и пропускной способностью 28,2 миллиона тонн в год введен в эксплуатацию в конце 2001 года. Проектная пропускная способность была достигнута к середине 2004 года. К 2005 году пропускная способность нефтепровода была увеличена до 32 миллионов тонн в год.Изначально проект разрабатывался с таким расчетом, что его пропускная способность при соответствующей реконструкции может быть увеличена примерно до 67 миллионов тонн нефти в год. Для этого необходимо построить новые перекачивающие станции, нефтехранилища на терминале в районе Новороссийска и установить еще одно выносное причальное устройство.В 2007 году в России и Казахстане приступили к разработке условий и положения пакетного соглашения по проекту расширения трубопровода “Тенгиз-Новороссийск”. Причем, предполагалось, что часть нефти (около 17 миллионов тонн только из Казахстана) пойдет по планируемому нефтепроводу “Бургас - Александруполис” (Болгария - Греция) в обход турецких проливов. Однако сроки практической реализации данного проекта пока неясны. Более того, и сама перспектива увеличения пропускной способности нефтепровода “Тенгиз-Новороссийск” сегодня под вопросом. Основные причины - отсутствие гарантий “большой нефти” с шельфа Каспийского моря, снижение глобального спроса на нефть и др.

Трансбалканский трубопровод (нефтепровод Бургас - Александруполис) - планируемый к строительству нефтепровод в обход проливов Босфор и Дарданеллы. Маршрут нефтепровода пройдет от болгарского города Бургас на берегу Черного моря до греческого Александруполиса на берегу Эгейского моря. Трубопровод должен разгрузить находящиеся под контролем Турции проливы, соединяющие Черное и Средиземное моря. Планируется, что по данному трубопроводу будет поставляться российская нефть с морского терминала в Новороссийске, в Бургасе перегружаться с танкеров, далее по трубопроводу будет поступать в Александруполис, где вновь будет грузиться на танкеры. Протяженность нефтепровода - 285 км, пропускная способность - 35 миллионов тонн в год с возможностью расширения до 50 миллионов тонн. России будет принадлежать 51,7% акций консорциума по управлению трубопроводом, Болгарии и Греции - по 24,15 %.

Метки: БТС, Казахстан, Каспий, КТК, Ресурсы

Запись создана в Среда, 30 Декабрь 2009 г. в 13:13. Рубрика: БТС, КТК, Казахстан, Каспий, Политика, Ресурсы. Вы можете подписаться на комментарии к этой записи RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или отправить trackback со своего сайта.

www.wprr.ru

Схема поставок российской нефти в Европу

МОСКВА, 29 дек - РИА Новости. Проблем с прокачкой российской нефти через Украину в европейские страны в связи с предлагаемыми Киевом дополнительными условиями не будет, заявил журналистам во вторник вице-премьер РФ Игорь Сечин.

Ниже приводится справочная информация о схеме поставок российской нефти в Европу.

"Дружба" - крупнейшая в мире система магистральных нефтепроводов. Построена в 1960-е годы предприятием Ленгазспецстрой для транспортировки нефти из Волгоуральской нефтегазоносной провинции в страны народной демократии Восточной Европы.

Маршрут нефтепровода проходит от Альметьевска через Самару, Брянск до Мозыря, затем разветвляется на 2 участка: северный (по территории Белоруссии, Польши, Германии, Латвии и Литвы) и южный (по территории Украины, Чехии, Словакии и Венгрии). В систему входит 8900 км трубопроводов, 45 насосных станций, 38 промежуточных насосных станций, резервуарные парки которых вмещают 1,5 миллиона кубических метров нефти. По нефтепроводу в страны "дальнего зарубежья" ежегодно экспортируется 66,5 миллиона тонн, в том числе по северной ветке - 49,8 миллиона тонн.

Балтийская трубопроводная система (БТС) - система магистральных нефтепроводов, связывающая месторождения нефти Тимано-Печерского, Западно-Сибирского и Урало-Поволжского районов с морским портом Приморск. Оттуда нефть поступает в Роттердам - главный центр нефтеторговли и переработки в Европе.

Первая очередь Балтийской трубопроводной системы, спроектированная и построенная отечественными специалистами, была успешно введена в эксплуатацию в декабре 2001 года. Это позволило создать новое независимое российское экспортное направление по транспортировке нефти через новый специализированный морской порт Приморск производительностью 12 миллионов тонн нефти в год. Впоследствии мощность БТС в короткие сроки последовательно наращивалась - до 18, а затем до 30, 42, 62 миллионов тонн. К концу 2006 года Приморск уже был способен переваливать в танкеры около 75 миллионов тонн нефти.

В настоящее время Приморск - крупнейший в России порт по отгрузке нефти на экспорт. В ближайшей перспективе его мощность может быть увеличена до 120 миллионов тонн.

Балтийская трубопроводная система - 2 (БТС-2) - проектируемая система магистральных нефтепроводов, которая позволит связать нефтепровод "Дружба" с российскими морскими портами на Балтийском море по маршруту Унеча - Великие Луки - Усть-Луга (с ответвлением на Киришский НПЗ компании "Сургутнефтегаз").

В рамках проекта БТС-2 предусматривается строительство магистрального трубопровода общей протяженностью 998 км мощностью 50 млн тонн нефти в год.

Трасса нефтепроводной системы пройдет по территории Брянской, Смоленской, Тверской, Новгородской, Ленинградской областей. Мощность первой очереди трубопровода - 35 млн тонн нефти в год, с возможностью строительства в будущем ответвления на порт Усть-Луга мощностью 15 млн тонн нефти в год.

Окончание проекта запланировано на декабрь 2013 года.

Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) - международная акционерная компания, построившая и эксплуатирующая нефтепровод КТК, который соединяет месторождения Западного Казахстана (Тенгиз, Карачаганак) с российским побережьем Черного моря (терминал Южная Озереевка около Новороссийска).

Из российского порта нефть транспортируется танкерами через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы. Нефтепровод протяженностью около 1510 км и пропускной способностью 28,2 миллиона тонн в год введен в эксплуатацию в конце 2001 года. Проектная пропускная способность была достигнута к середине 2004 года. К 2005 году пропускная способность нефтепровода была увеличена до 32 миллионов тонн в год.

Изначально проект разрабатывался с таким расчетом, что его пропускная способность при соответствующей реконструкции может быть увеличена примерно до 67 миллионов тонн нефти в год. Для этого необходимо построить новые перекачивающие станции, нефтехранилища на терминале в районе Новороссийска и установить еще одно выносное причальное устройство.

В 2007 году в России и Казахстане приступили к разработке условий и положения пакетного соглашения по проекту расширения трубопровода "Тенгиз-Новороссийск". Причем, предполагалось, что часть нефти (около 17 миллионов тонн только из Казахстана) пойдет по планируемому нефтепроводу "Бургас - Александруполис" (Болгария - Греция) в обход турецких проливов. Однако сроки практической реализации данного проекта пока неясны. Более того, и сама перспектива увеличения пропускной способности нефтепровода "Тенгиз-Новороссийск" сегодня под вопросом. Основные причины - отсутствие гарантий "большой нефти" с шельфа Каспийского моря, снижение глобального спроса на нефть и др.

Трансбалканский трубопровод (нефтепровод Бургас - Александруполис) - планируемый к строительству нефтепровод в обход проливов Босфор и Дарданеллы. Маршрут нефтепровода пройдет от болгарского города Бургас на берегу Черного моря до греческого Александруполиса на берегу Эгейского моря. Трубопровод должен разгрузить находящиеся под контролем Турции проливы, соединяющие Черное и Средиземное моря. Планируется, что по данному трубопроводу будет поставляться российская нефть с морского терминала в Новороссийске, в Бургасе перегружаться с танкеров, далее по трубопроводу будет поступать в Александруполис, где вновь будет грузиться на танкеры. Протяженность нефтепровода - 285 км, пропускная способность - 35 миллионов тонн в год с возможностью расширения до 50 миллионов тонн. России будет принадлежать 51,7% акций консорциума по управлению трубопроводом, Болгарии и Греции - по 24,15 %.

rian.com.ua

Украина будет поставлять в Европу нефть в обход России

Беларусь и Украина инициировали поиск альтернативных российским источников нефти еще в прошлом году. Возможность поставок из Ирана и Азербайджана в порт Южный под Одессой и до НПЗ в Мозыре по нефтепроводам “Одесса-Броды” и “Мозырь-Броды” обсуждалась двумя сторонами в белорусской столице в минувшем сентябре.

А во вторник, 23 мая, в Минске компании “Гомельтранснефть Дружба” и “Укртранснафта” подписали соглашение об использовании нефтепровода “Мозырь-Броды”. На заседание Международной ассоциации транспортировщиков нефти (МАТН) были приглашены также представители Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) и польской компании PERN Przyjazń. Опрошенные DW эксперты считают, что Беларусь и Украина ведут последовательную работу над диверсификацией нефтяных поставок в Восточную Европу. Но путь к альтернативе будет нескорым, предупреждают аналитики.

Когда дело – труба

Соглашение об использовании участка “Мозырь-Броды” системы нефтепроводов “Дружба” – это пролонгация договора Беларуси с Украиной, действующего с 2004 года. По одной из ниток нефтепровода нефть из России идет в Европу. Вторая нитка работает в реверсном режиме. Эта схема была опробована 2011 году, когда Москва резко сократила поставки в Беларусь, и Минск качал на Мозырский НПЗ по нефтепроводу от Одессы нефть из Венесуэлы по схеме замещения ее сырьем из Азербайджана. Тогда сообщалось о возможности ежегодно доставлять по этому маршруту до 16 млн тонн нефти, но в итоге в Мозырь пришло только около 1 млн тонн. В 2012 году нефтяная война с Россией закончилась, и проект был свернут.

“К возрождению альтернативного пути Минск подтолкнул прошлогодний нефтегазовый конфликт с Москвой, в результате которого белорусские НПЗ в Мозыре и Новополоцке недополучили около 6 млн тонн нефти из оговоренных ранее 24 млн тонн”, – говорит Сергей Богдан, докторант Свободного университета Берлина, эксперт Центра Острогорского, занимающегося анализом проблем Беларуси. Поэтому белорусское правительство возобновило переговоры с Украиной, со странами Балтии, Польшей и с потенциальными экспортерами – Ираном и Азербайджаном.

О том, что Беларусь ищет альтернативу российской нефти, свидетельствует встреча 12 мая Александра Лукашенко с руководством швейцарской трейдинговой компанией Glencore International AG – крупнейшим трейдером сырьевых товаров. Когда Россия завершится действие так называемого налогового маневра в нефтяной отрасли, цена на нефть на внутрироссийском рынке вырастет, поэтому Минск ищет другие источники поставок.

По словам Богдана, диверсификация нефтяных путей актуальна не только для Беларуси и Украины, но и для всей Европы. “Самой Беларуси много нефти не надо, но чтобы договориться с поставщиками, проект должен стать региональным, нужны гарантии серьезных объемов прокачки и заинтересованность партнеров, готовых инвестировать в проекты”, – подчеркнул эксперт.

Возврат к старым проектам

Вопросы ухода от российской нефтяной зависимости в странах Восточной Европы обсуждаются не первый год. В одном из обзоров минский аналитик нефтяного рынка Татьяна Маненок напоминала, что в 2004-м Беларусь, Украина и Латвия намеревались создать транспортный коридор “Юг-Север”: “Одесса-Броды-Мозырь-Полоцк-Вентспилс”. Декларировало правительство Беларуси также запуск в реверсном режиме простаивающей части российского трубопровода от Латвии до Полоцка, чтобы обеспечить нефтью Новополоцкий НПЗ.

А “Укртранснефть” и польская компания PERN Przyjazń планировали построить смычку нефтепровода “Броды-Плоцк” для прокачки иранской нефти в страны Восточной Европы. Но дальше планов дело не пошло – к проектам не удалось привлечь ни экспортеров сырья, ни инвесторов.

Сегодня СМИ сообщают о возврате интереса к диверсификации нефтяных поставок. В июне 2016 года президент Азербайджана Ильхам Алиев в ходе совместной пресс-конференции с президентом Украины Петром Порошенко заявил: “Мы очень серьезно обсудили вопрос реализации проекта “Одесса-Броды” и дали поручение возродить его”. В конце ноября Азербайджан посетил глава Беларуси Александр Лукашенко, который также говорил о потенциальных поставках азербайджанской нефти в Беларусь.

По информации Interfax, Иран готов поставлять нефть на Украину и далее в страны Восточной Европы через транзитный коридор “Одесса-Броды”. В свою очередь Украина не оставляет надежды на достройку совместно с Польшей нефтепровода “Броды-Плоцк”. Вице-президент польской компании PERN Przyjazń Рафал Миланд в конце минувшего года сообщал интернет-порталу BiznesAlert, что его интересует стоимость расширения и возможности другого участка – “Плоцк-Мозырь”, чтобы нефть для переработки на Мозырский НПЗ поставлялось с запада на восток.

Особый интерес

Больше всех заинтересован в обеспечении сырьем НПЗ в Мозыре Киев, и он хотел бы транспортировать в Беларусь нефть по нефтепроводу “Одесса-Броды”, в том чсиле и по давальческой схеме. Мощности по переработке нефти на Украине слабые, поэтому поставки белорусского бензина в общем объеме импорта нефтепродуктов занимают более 60 процентов украинского рынка, а дизельное топливо – до 40 процентов, рассказал DW аналитик украинского Института будущего Игорь Тышкевич.

По его словам, номинальная загрузка белорусских НПЗ – около 20 млн тонн в год. “Даже если часть мощностей простаивает из-за модернизации, НПЗ в Мозыре и Новополоцке могут выйти на объем переработки до 30 млн тонн”, – заметил Тышкевич.

DW

spektrnews.in.ua

Экспорт на Восток с видом на Запад

Падение спроса на нефть в Европе разворачивает главный экспорт России

Добыча нефти в России в 2012 году увеличилась на 1,3% до 518 млн тонн, а общий объем ее экспорта, наоборот, сократился на 1%, до 239 млн тонн, сообщило на прошлой неделе Министерство энергетики.

80% всей экспортной нефти из России направляется в страны Европы, для которой эти поставки, по данным Европейской комиссии, покрывают около 30% внутреннего спроса. В прошлом году спрос на сырую нефть в Европе, по предварительным европейским же оценкам, сократился на 3–4%, а в целом за два последних года – на 5,5–6%.

На этом фоне “Роснефть” приглашает к переговорам о возможном расширении своих поставок крупнейшую нефтегазовую компанию Китая – CNPC. Руководители двух компаний встречались в Москве в понедельник, договорившись о новой встрече в феврале-марте.

ЗАПАД – ВОСТОККомпания “Роснефть” уже поставляет в Китай по 15 млн тонн нефти в год, что предусмотрено 20-летним соглашением, вступившем в силу с января 2011 года. Теперь речь идет о дополнительных поставках – еще по 10 млн тонн ежегодно. Для сравнения, это примерно 5% нынешнего российского экспорта нефти в Европу.

ВСТО выходит к порту Козьмино в Находке По идее, у “Роснефти” два варианта. Она может расширить свои поставки в северо-восточный Китай через Дальний Восток по новому нефтепроводу “Восточная Сибирь – Тихий океан” (ВСТО) – за счет тех месторождений в Восточной Сибири, которые она получает теперь в результате покупки компании “ТНК-ВР”.

Другой вариант – продавать в Китай нефть марки Urals, добываемую на месторождениях Западной Сибири и традиционно поставляемую российскими компаниями в Европу. Но транспортировать ее уже в северо-западный Китай – через территорию Казахстана, который осенью прошлого года под подобные российские проекты и снизил резко свой тариф за прокачку нефти. Теперь он оказывается вчетверо ниже текущих тарифов российской государственной “Транснефти” для ВСТО.

В теории второй вариант выглядит предпочтительнее, рассуждает аналитик инвестиционной компании “Уралсиб Кэпитал” Алексей Кокин. “Но нельзя исключать, что в будущем льготный ныне казахстанский тариф может и повыситься, а тариф “Транснефти”, наоборот, снизиться. Кроме того, если ВСТО, выходящий к Тихому океану, в принципе дает экспортеру нефти возможность гибкого выбора рынков сбыта, то поставки через Казахстан в Китай будут ориентированы лишь на одного и очень крупного покупателя”.

Российские нефтяные компании вполне могут переориентировать часть своего европейского экспорта на восток, полагает аналитик Raiffeisen Bank Андрей Полищук. Дело не только в высвобождающихся его объемах из-за сокращения спроса в Европе. Такая политика и соответствует их планам диверсификации направлений нефтяного экспорта в целом, чтобы меньше зависеть от европейского рынка.

Однако и в обозримом будущем нынешняя схема сохранится, уверен Полищук: восточно-сибирская нефть будет продаваться здесь же, в Азии, а в Европу, как и сегодня, будет поступать нефть Западной Сибири. “Добыча на западно-сибирских месторождениях в целом сокращается, что в определенной мере балансируется падением спроса в Европе”.

ПЕРЕРАБОТКАВ общем объеме добытой в 2012 году в России нефти доля экспорта составила 46%. Внутренняя переработка, по данным Минэнерго, увеличилась на 3,6% – до 266 млн тонн. Примерно половина этих нефтепродуктов (по данным Федеральной таможенной службы, за 11 месяцев – 125 млн тонн) также ушла на экспорт (из них 109 млн тонн – в дальнее зарубежье), в основном – в страны Европы.

В целом с января по ноябрь экспорт нефтепродуктов из России вырос почти на 10%, в отличие от сократившегося экспорта сырой нефти. Продавать продукты переработки нефти в принципе выгоднее, чем сырье, напоминает аналитик Инвестиционного финансового дома “КапиталЪ” Виталий Крюков. В последние годы российские компании стремились наращивать объемы производства именно нефтепродуктов, продавая их как на внутреннем рынке, так и на экспорт. “И уже по “остаточному” принципу экспортировали сырую нефть”.

Ситуация может измениться через 3–5 лет, когда завершится модернизация целого ряда действующих в стране нефтеперерабатывающих заводов, продолжает Крюков. Им будет требоваться меньше сырья, чем сегодня, и на внутреннем рынке может возникнуть избыток предложения сырой нефти, который надо будет куда-то экспортировать. “Ключевым рынком по-прежнему останется Европа, хотя появление трубопровода ВСТО и дает России возможность в какой-то мере балансировать поставки в западном и восточном направлении”.

URALS VS BRENTЦена экспортируемой в Европу российской нефти сорта Urals (точнее, смеси разных сортов под этим названием) определяется ценой европейской нефти сорта Brent, добываемой в Северном море. В периоды высоких мировых цен на нефть разрыв между ними сокращается. Например, в 2012 году средняя цена Brent составила 112 долларов за баррель, а Urals – 110,5 доллара. В периоды общего снижения цен разрыв традиционно увеличивается.

Нефтепровод "Дружба" открылся в октябре 1964 года При этом нефти Urals уже сегодня по объемам продается в Европе как минимум в полтора раза больше, чем нефти Brent, добыча которой сокращается значительно быстрее, чем в Западной Сибири. Иногда бывает и так, что цена российской нефти, уступающей Brent по качеству, оказывается в Европе выше, хотя и ненадолго. Причиной являются краткосрочные колебания баланса спроса и предложения на рынке Европы: часть европейских мощностей настроена на переработку именно более тяжелой российской нефти. Тем не менее, именно цены Brent, а также американской WTI остаются главными почти для всего мирового рынка нефти.

Для финансовых рынков важны не столько физические объемы торгов тем или иным видом сырья, сколько объемы торговли всевозможными финансовыми инструментами, к ним привязанными, поясняет Алексей Кокин. Объемы последней огромны, а привязаны эти инструменты в Европе традиционно именно к нефти сорта Brent. “В ценообразовании на европейском нефтяном рынке роль Urals может возрасти, однако на финансовых рынках базовыми в ценовом страховании сделок, видимо, еще долго будут оставаться контракты по Brent”.

В ближайшие годы Urals вряд ли станет для рынка таким же benchmark, как Brent, или даже ее аналогом, соглашается Андрей Полищук: для организации новых, по сути, торгов на этом рынке необходимы крупные инвестиции. “Если это и возможно, то уж точно – не в ближайшие 10 лет”.

С другой стороны, перевод даже небольшой части нынешнего российского нефтяного экспорта для Европы в другие регионы мира вполне может повлиять на европейские цены, продолжает Полищук. Да, спрос на нефть в Европе ныне сокращается, но при этом и собственная добыча здесь не увеличивается. “А это значит, что как только европейская экономика вновь начнет расти, ей может потребоваться больше импортной нефти. И тогда ценовой разрыв между Brent и Urals может сократиться еще больше”.

www.svoboda.org