Нефть в истории мировой и российской экономики. Нефть в истории


История нефти в мире до XVII века

История нефти. Как все начиналось

Когда речь заходит об истории нефти, обычно затрагиваются вопросы первых в мире скважин и ее добычи в промышленных масштабах. На самом деле человек был знаком с нефтью еще до нашей эры. Мировая история нефти затрагивает времена более 5 тысяч лет назад, когда древние цивилизации не только приписывали нефти магические свойства и божественное начало, поскольку не понимали ее происхождение, но и использовали нефть, битум и асфальт в повседневной жизни.

Первые способы добычи

«Если в стране будет найден источник нефти,

 царь ее сделается всемогущим»

Примета вавилонян

До конца Средневековья люди собирали нефть и асфальт только в местах их естественных выходов на поверхность – из горных пород и водных источников. Позже появился более продвинутый способ добычи – колодезный.

История нефти

История нефти

 

По описанию Геродота на греческом острове Занте (совр. Закинф) в Ионическом море люди добывали нефть длинными шестами с миртовой веткой на конце. С веток нефть сливали в неглубокую яму, и по мере ее наполнения разливали по сосудам.

Знакомы с нефтью уже в XV веке были индейцы племени Сенека, населявшие территории от современного штата Нью-Йорк до реки Аллегейни штата Пенсильвания. Сенеки для сбора нефти приспособили перья и ткань. Если на поверхности водоема обнаруживалось черное пятно, его накрывали тканью. Затем, когда ткань пропитывалась нефтью, ее отжимали в корыто. Нефть добавляли в краску для тела или использовали при растираниях как тонизирующее средство. А вязкий природный битум служил материалом для крепления наконечников стрел и копий.

В трудах древних историков (Корнелий Тацит, Страбон) часто встречаются упоминания о добыче битума в Мертвом море. Отделившиеся куски битума всплывали на поверхность, людям оставалось только их собрать. Кочевники Набатеи, населявшие в IV веке до н.э территорию от Мертвого моря до Акабского залива, продавали битум в Египет.

На месте древнего поселения Тиритаки (совр. Керченский полуостров), основанного около VI века до н.э., при раскопках была найдена амфора с нефтью. Вероятно, нефть в ней сохранилась благодаря тому, что амфора долгое время лежала в земле под углом, а соломенная пробка пропиталась нефтью. Окисляясь, нефть превратилась в твердую смолу, обеспечив полную герметичность сосуда. Предполагается, что здесь использовался ямный способ добычи – в вырытую неглубокую яму, быстро наполнявшуюся нефтью, опускали куски шерсти или войлока, а затем отжимали в сосуды. Подобные ямы были найдены на Таманском полуострове, Иране, Ираке, Ферганской долине.

В «Истории» Геродота рассказывается о нефтяных колодцах Персии. Нефть из колодца вычерпывали половиной винного бурдюка, а затем отстаивали, чтобы примесь асфальта и песка осела, а нефть осталась на поверхности.

Мировая история нефти

 

Арабский географ Масуди (X век н.э) и Марко Поло (путешествующий по миру в 1272 г.) упоминают о нефти в Баку. По их словам здесь находилось два источника: из одного добывали черную и синюю нефть, из другого – белую и желтую. Марко Поло писал, что добытую нефть грузили на верблюдов и развозили по всей стране. Вплоть до XIX века Баку являлся крупным поставщиком нефти в Иран, Индию, государства Средней Азии. В Индии нефть ценили последователи зороастризма, пользуясь ею для поддержания «вечного огня» в своих обрядах.

В Европе, на территориях современных Германии, Польши, Румынии, Италии и Франции, в средние века были известны выходы нефти. Технологию добычи здесь переняли от арабов. Даже когда питьевую воду уже стали получать с помощью скважин, нефть все еще добывали с помощью собирания с поверхностей водоемов и ям.

Другая, долгое время остававшаяся закрытой от других, древняя цивилизация Китая также не была в стороне. Пока в других частях света нефть отжимали из тряпок и черпали из колодцев, в Китае уже освоили бурение. В 250 году до н.э. инженер-строитель Ли Бин изобрел ударно-канатный способ бурения скважин. И, хотя для этого использовались бамбуковые шесты с медными приспособлениями, а бурить одну скважину могли годами, удавалось проникнуть на глубину в 1000 метров. Для сравнения — глубина первой давшей нефть скважины Э. Дрейка составляет всего 21 метр. Помимо этого Китай первым научился транспортировке газа при помощи трубопровода из бамбука. После маньчжурского завоевания в XVIII веке китайцы утратили свои знания, а добыча нефти и газа практически прекратилась. И только в XIX веке технология бурения была снова привезена в Китай из Европы.

Использование нефти в быту

Невозможно точно сказать, когда началась история нефти и люди стали использовать нефть и битум для улучшения качества жизни. Тем не менее, археологические находки и исторические исследования доказывают, что еще в Шумере – одной из древнейших цивилизаций – битум использовали для смоления сосудов. А в долине Инда, где в III – II тысячелетии до н.э существовало поселение Мохенджо-Даро, при раскопках был обнаружен бассейн, дно которого было выложено битумом.

В IV – III тысячелетии до н.э. стали возникать и разрастаться первые города-государства. Тогда же так называемые «каменная смола» и «каменное масло» стали использовать все шире.

Существует теория, что египтяне для бальзамирования мертвецов использовали асфальт. И хотя только в одной из сотен мумий учеными были обнаружены его следы, можно предположить, что это было правдой. По мнению немецкого археолога Р. Шпильмана вещество, которым пропитаны ткани мумии, представляет собой нечто среднее между битумом и смолой. Возможно, свойства асфальта изменились со временем из-за длительного контакта с другими бальзамирующими веществами.

В строительстве битум заменял тогда еще не изобретенный цемент. В Персии его применяли для сцепления кирпичей и укрепления стен зданий. В Египте и Вавилонии битумом покрывали полы домов и амбаров для защиты от влаги и мышей. Из него делали сосуды, скульптуры и даже скрепляли драгоценные камни в украшениях.

В древнем мире особенно широко нефть использовалась для освещения и отопления жилищ. Нефтью поливали дрова, а для освещения использовали примитивные светильники и лампы. Позже, уже в римскую эпоху, нефтью освещали не только дома, но и городские улицы. А в I веке до н.э. римляне жгли сырую нефть и ею окуривали деревья, порченые вредителями.

«Если почва города будет выделять нефть, город этот погибнет»

Древнее суеверие

Порою контакты с нефтью в быту приводили к трагедиям. Там, где нефти было много, нередко возникали пожары, провалы почвы и отравления газами. В XI веке в Каире начался пожар, уничтожив значительную часть города.

Плутарх во II веке до н.э. упоминает о нефти в связи с жестоким экспериментом Александра Македонского во время его визита в Вавилонию в IV веке до нашей эры. Македонский, желая убедиться в чудесных свойствах до тех пор не известной ему нефти, приказал обмазать ею мальчика-раба и поднести к нему огонь. Нефть тут же вспыхнула, Александр пришел в восторг и ужас, а пылающего раба потушили прислужники большим количеством воды.

История нефти и медицина

«Если масло при выливании в воду облик нефти примет – больной умрет»

Отрывок из Вавилонского текста.

Греческие и византийские писатели называли нефть «фармакон», то есть лекарство. Ее использовали в качестве пластыря, состоящего из смеси нефти или битума и ячменной муки, чтобы остановить кровотечение. В древнем Египетском учебнике по медицине она упоминается как компонент мази для глаз. В древности нефтью пытались лечить экзему и проказу.

Гиппократ рекомендовал включать нефть в состав мазей, а при болезнях кишечника и желчного пузыря принимать ее внутрь.

В I веке до н.э. римский ученый-энциклопедист Плиний старший отмечал, что битум помогает при дезинфекции ран, снимает зубную боль, останавливает диарею и хронический кашель, ревматизм, а также избавляет от катаракты.

Знали о лечебных свойствах нефти и европейцы. «Масло святого Квирина» — так люди называли нефть, добываемую в баварском Тегернском озере и употребляемую против многих болезней. В Румынии пытались ею лечить даже туберкулез.

Нет сколько-нибудь точных данных об употреблении нефти в медицинских целях на Руси. Археологами был найден древнеславянский горшок с надписью «Гороухща». Некоторые ученые считают, что это название переводится как «горючая» (т.е. нефть). Другие настаивают, что это всего лишь горчица или имя владельца.

Несмотря на широкое применение по всему земному шару в древности и средневековье, добыча ее по всему миру не превышала 10 тысяч тонн. И хотя, интерес к ней рос, ее масштабное применение оставалось невозможным до начала промышленной революции.

startng.ru

Нефть в истории мировой и российской экономики

План1)     Введение

2)     Основная часть

       2.1 История развития нефти

            2.2 Нефтяная промышленность СССР в конце 1920-х – 1930-х годах.

3) Заключение

4)  Список литературы                  Введение            До того, как человечество начало использовать нефть повсеместно, взамен неё использовали ряд других ресурсов. Для удовлетворения потребностей топливно-энергетической сферы применялись древесные виды топлива, каменный и бурый уголь, торф, кизяк, солома и др. Еще в XIX веке вряд ли кто-то мог представить, что нефть станет абсолютно незаменимым ресурсом.

            Теперь же нефть играет неоценимую роль в нашей жизни. Ее главная особенность заключается в том, что нефть, будучи топливным ресурсом, обладает уникальным химическими свойствами, позволяющими производить из нее синтетический каучук, пластмассы, красители, и многое, многое другое. По причине своей  уникальности в разных сферах, нефть являлась источником политических конфликтов и возникновения военных союзов, предопределяла развитие экономики, как в странах-экспортерах нефти, так и в странах, вынужденных закупать нефть за рубежом.

            В первой части реферата основной задачей является раскрытие исторического и экономического значения важнейшего ресурса промышленности XX века. Перечисляя исторические события, связанные с нефтью, с древнейших времен и до нашего времени, я попытаюсь проследить за  изменениями в восприятии ее значения.

            Вторая часть посвящена развитию нефтяной промышленности в СССР в годы первых пятилеток.История развития нефти            Нефть добывалась с древнейших времен, за счет того, что в некоторых местах она залегает неглубоко, и ее богатые маслами фракции выходят на поверхность земли, так что можно получать ценные продукты без использования скважин и специальной техники. Существование нефтяного промысла установлено в 6000-4000 лет до нашей эры около Евфрата. Но большое значение нефти стали придавать только после того, как в 1853 году химик Бенджамин Силлиман, преподаватель Йельского университета, доказал, что из нее можно выделить керосин, который удобно использовать как средство для освещения.

            В первой половине XIX века важнейшим достижением было применение парового котла и паровых двигателей, которые работали на углях или древесине. В связи с изобретением двигателей внутреннего сгорания в середине XIX века появилась необходимость в расширении использования нефтепродуктов и в их промышленном производстве. Сначала в этих двигателях в качестве топлива использовался керосин, но, так как он плохо испарялся, позже его заменили более легким бензином. Все это увеличило потребность в нефти, стала широко развиваться нефтедобыча.

            В 1870 году в Америке была основана, пожалуй, самая известная мировая монополия – «Standard Oil». Пользуясь тем, что правительство закрывала глаза на явную монополизацию рынка, президент этой компании – Джон Рокфеллер  выкупал в каждом районе ведущие перерабатывающие заводы и фирмы. Таким образом, к 1879 году «Standard Oil» контролировала 90% американских нефтеперерабатывающих мощностей. Юридически эта компания была оформлена как трест, что позволяло руководству компании обойти американские законы и избежать арестов. Как пишет Дэниел Ергин, «Трест дал Рокфеллеру и его коллегам щит законности и административную гибкость».[1]  Однако, несмотря на все усилия, в 1911 году правительство США взялось за империю Рокфеллера, в результате чего она была разделена на несколько компаний меньшего размера.

            Конкуренцию американской нефти смогла составить компания «Братья Нобель» - крупный нефтяной концерн, созданный Людвигом Нобелем в 1879 году. Компания вела добычу и нефтепереработку в Баку, а самого шведа называли «нефтяным королем Баку». Другая крупная российская компания «Батумское нефтеперерабатывающее товарищество» (БНИТО)  была  образована в 1886 году Ротшильдами. После открытия железной дороги Баку-Батум, российской нефти была открыта дверь на Запад, в связи с чем развернулась борьба за мировые нефтяные рынки. За период с 1879 по 1888 год объем нефтедобычи  в России увеличился в 10 раз, достигнув 23 миллионов баррелей в год, что составляло более 4/5 объема добычи Америки.

           

            Во время первой мировой войны существенно вырос спрос на нефть и нефтепродукты. Большое количество топлива использовалось как горючее для автомобилей, танков, аэропланов, кораблей с нефтяными двигателями и пр. По окончанию войны французский сенатор Беранже произнес: « «кровь земли» была кровью победы. Германия слишком полагалась на свое преимущество в железе и угле и недостаточно учла наше преимущество в нефти».[2]             В межвоенные годы производство нефти стабильно росло, однако уголь по-прежнему доминировал среди различных видов топлива. Вторая мировая война кардинально изменила отношение к нефти. В ходе войны стало ясно видно, что страны, не имеющие доступа к нефтяным ресурсам, фактически не могут вести войну. Гитлер понял это еще в 30-е годы во время подготовки к войне. Крупнейший синдикат германской химической промышленности «ИГ Фарбен» по заказу правительства занялся производством синтетического топлива из угля. В 1931 году ученый Бергиус и председатель правления «ИГ Фарбен» Карл Бош были награждены Нобелевской премией в области химии за изобретенный ими метод получения жидкого топлива. Однако у этого метода был один существенный недостаток: стоимость производства была чрезвычайно высокой, и примерно в 45 раз превышала стоимость импортируемой из Мексики нефти. Но для Гитлера крайне важна была полная независимость Германии от поставок из-за границы: «Эту задачу необходимо выполнять так же решительно, как и вести войну, потому что от ее решения зависит исход грядущей войны. Затраты на получение сырья не имеют значения».[3]

            Немецкая стратегия во время войны была связана со стремлением получить нефтяные ресурсы. Еще до войны они заручились союзническими отношениями с Румынией. В 1941 году немцы прорывались по Северной Африке вдоль побережья Средиземного моря к нефтяным источникам на Ближнем Востоке, однако были остановлены союзниками в Ливии и Египте. Крах этого наступления вынудил Гитлера искать новые пути захвата нефтяных ресурсов, и в 1942 году Берлин спланировал другое крупное наступление – операцию «Блау». Ее основной целью была кавказская нефть, а в перспективе  месторождения Ирана и Ирака. Но пробиться через Кавказские горы к Грозному и Баку немцам так и не удалось. После поражения под Сталинградом Гитлер был вынужден отказаться от этих планов и отвести войска с Кавказа.

            В СССР в 30-е годы были открыты богатые ресурсы нефти в Волго-Уральской области, которые потом были названы «Второе Баку», поэтому во время войны Красная Армия была полностью обеспечена нефтепродуктами.

            На основе уроков войны, сразу после ее окончания Сталин сделал упор на развитии нефтяной промышленности.             В 1950-60-е годы выявилась совершенно новая роль нефти как сырья для нефтехимии, то есть производства синтетической продукции, полимеров и пр. Нефтехимия стала новым направлением развития экономики. Если раньше основная ставка делалась на металл,  то в эти годы стало понятно, что не меньшую роль могут играть разнообразные пластмассы, производство которых является менее дорогостоящим, а сферы применения более разнообразны. Руководство СССР, заметив отставание страны в этом направлении, в начале 60-х  выдвинуло лозунг «химизации народного хозяйства». Естественно, за этим последовало существенное увеличение объемов добычи нефти. Как раз в это время открываются крупнейшие месторождения в Западной Сибири.

            За рубежом увеличение значения нефти привело к росту борьбы за контроль над ее ресурсами. До этого ими владели так называемые транснациональные корпорации (ТНК), представлявшие интересы крупнейших западных стран (к ним относятся наследники «Standard Oil», а также «Royal Dutch Shell», и др. ). Так, в 1953 году при попытке национализации  нефтяных месторождений при участии западных спецслужб был свергнут с поста премьер-министр Ирана Мохаммед Моссадык.

           

            В 1960 году была сформирована  ОПЕК – организация стран экспортеров нефти, - организация, которая могла противостоять международным нефтяным компаниям. Страны-основательницы ОПЕК (Саудовская Аравия, Кувейт, Венесуэла, Иран и Ирак) являлись источником экспорта более чем 80% сырой нефти. Их цель состояла в том, чтобы поднять свою роль на мировом нефтяном рынке и противостоять натиску ТНК.            В октябре 1973 года во время арабо-израильского конфликта, который также называют войной Судного дня, арабские страны-члены ОПЕК заявили о том, что они не будут поставлять нефть странам, поддерживающим в этом конфликте Израиль. В течение следующего года цены на нефть увеличились в четыре раза. Это явление было названо «нефтяной кризис» - тогда впервые экспортеры нефти смогли манипулировать ценами на нефть посредством созданием ее дефицита, и при этом  выявилась  зависимость развитых стран от ОПЕК.

            Еще один прыжок цен произошел в связи со вторым энергетическим кризисом в 1979 году, который был вызван началом войны между Ираком и Ираном.

            Эти явления привели к ряду последствий в развитых странах:

  • Высокой инфляции
  • Принятию мер по развитию энергосбережения
  • Развитию энергосберегающих технологий
  • Развитию нефтедобычи вне стран ОПЕК
            В СССР резкое увеличение возможностей по добыче нефти (в связи с нахождением новых месторождений) и увеличение мировых цен на нефть вызвали значительный рост экспорта, который стал основным источником валютных поступлений страны. В этот же период в стране возникает нехватка зерна, но большие объемы экспорта нефти позволяют обеспечить импорт зерна. Одновременно с этим, экспорт нефти затормозил проведение необходимых для экономики страны реформ. Таким образом сформировалась «нефтяная зависимость», или, как ее теперь называют, «ресурсное проклятье» нашей экономики.

           

            В 1986 году разногласия внутри ОПЕК и договоренности США и Саудовской Аравии привели к резкому увеличению добычи нефти со стороны Саудовской Аравии и, как следствие, падению мировых цен, что, в свою очередь, резко усилило кризисные явления в экономике СССР. Неспособность экономического руководства страны к принятию компенсирующих мер способствовала развалу Советского союза.            1990-е-2000-е годы характеризовались резкими колебаниями нефтяных цен, продолжением борьбы вокруг роли ОПЕК и резким ростом спроса на нефть со стороны развивающихся стран (Китай, Индия и др.)            Рост спроса на нефть, а также факторы спекулятивного характера привели в 2007-08г. к резкому росту цен (в июле 2008 года была достигнута максимальная цена – более 147$ за баррель), что, вероятно, способствовало началу нынешнего экономического кризиса.

                        Далее в своей работе я хотела бы более детально рассмотреть период конца 1920х – 1930х годов. Этот период довольно мало освещен в литературе, однако,  он оказал огромное влияние на развитие советской, а потом и российской, экономики. Нефтяная промышленность СССР в конце 1920-х – 1930-х годах.            Рассматриваемый период – годы форсированной индустриализации, первых пятилеток. В качестве основы для индустриализации наряду с  машиностроением, металлургией Сталин провозгласил и топливно-энергетические комплекс Конечно, развитие важнейшей отрасли промышленности - машиностроения было бы невозможно без увеличения добычи нефти, и, наоборот, для увеличения объемов добычи нефти необходимы было специальное оборудование . Таким образом, эти отрасли очень тесно взаимосвязаны, и развивались параллельно на протяжении рассматриваемого периода.

            Еще одно важнейшее значение нефти придавали как средству обороны. На XV съезде Сталин произнес: «Кто имеет преимущество в деле нефти, тот имеет шансы на победу в грядущей войне». А позже, в 1940г. журнал «Азербайджанское народное хозяйство» напишет: «Нефть является той силой, которая дает жизнь трактору и комбайну, самолету и автомобилю, кораблю и танку. Нефть нужна всем отраслям народного хозяйства. Она необходима нашей могучей Красной Армии и Флоту, охраняющим мирный труд в нашей стране.»[4]

            Говоря о советской истории, надо держать в голове, что при принятии экономических решений ключевую роль играли не практические потребности, а теортико-идеологические представления руководителей страны, что часто затормаживало экономическое развитие. Так, в то время как во всем мире в 20-30 годы доля нефти в топливно-энергетическом балансе увеличилась в разы, в СССР она упала, уступая лидерство углю. Общая экономическая эффективность нефтетоплива была в 3-4 раза выше, чем угля в связи с высокими издержками по перевозки угля. Несмотря на очевидную выгоду от перехода на нефтяное топливо, о чем не раз говорил и Сталин, тем не менее, страна продолжала делать ставку на уголь. Это подтверждают данные по потреблению топлива в СССР. В 1928 году удельный вес потребления угля составлял 30,1% против 10,9% нефти. К 1937 году увеличилось потребление и того и другого, но доля угля выросла значительнее: 47,5% против 16,1%. Чем можно объяснить такое противоречивое поведение руководства страны? Скорее всего, на естественный ход вещей повлияли более сильные позиции «угольного лобби», то есть партийных руководителей, связанных с угольной промышленностью. Еще один важный фактор - непрекращающиеся в 20-30-е годы эксперименты по переходу к производству жидкого топлива из угля. Например, в 1930 году половину жидкого топлива  в Госплане собирались получать из угля. Возможно, в пользу угля еще сыграло роль то обстоятельство, что в развитии промышленности Советский Союз ориентировался на передовые страны, в частности на Германию, которая, не имея нефтяных источников, занимала лидирующие позиции в мировом производстве. Пример Германии явно показывал, что можно достичь успехов и без нефти, но уже во время войны стало понятно, что это была иллюзия, именно нехватка нефтепродуктов сыграла ключевую роль в поражении Германии.

            К 1920 году в Союзе было всего 2 крупных  нефтяных месторождения: в Баку и в Грозном. В годы НЭПа нефтеразведка практически не велась, но одной из задач первой пятилетки было создание новых топливных баз, открытие «второго Баку». Молотов на XVII съезде произнес: «Кроме Баку и Грозного, большое значение приобретают такие нефтяные районы, как Майкоп, Эмба, Туркмения – район Красноводска, Башкирия и ряд других».[5] Однако несмотря на намеченные цели, особых результатов в этом направлении достигнуто не было и к 1940г. доля Баку в нефтедобычи составляла 71,4%.

            Говоря о советской нефтепромышленности нельзя не отметить, что ориентирована она была в основном на экспорт. И эту ориентацию пытались усилить. В 1928  году на экспорт шло 31,8% произведенных в стране нефтепродуктов.

Первая пятилетка

             Пятилетний план развития нефтяной промышленности целиком отражал характерные черты общего пятилетнего плана. Варианты плановых заданий постоянно менялись, и каждый раз эти изменения затрагивали и нефтяную промышленность. В 1927г. была составлена сводка «Материалы к пятилетнему плану развития промышленности СССР», согласно которой планировался прирост добычи нефти на 89,1%.  По утвержденному в 1929 году «оптимальному» плану добыча должна была возрасти на 85,1% и составить 21, 7 млн. тонн в год. Но несмотря на принятие официального плана, без конца продолжались его корректировки. В результате таких «корректировок» Госплан дошел до цифры в 45-46 млн. т (к 1933г.). Любому здравомыслящему человеку было очевидно, что эти цели в принципе не достижимы, и не могут быть выполнены. Впоследствии чтобы объяснить их невыполнение придется искать виноватых и свалить все на так называемых «вредителей». А пока, в марте 1931 года было объявлено о выполнении нефтяной промышленностью пятилетнего плана за два с половиной года. Сталин выступил с речью, в которой поздравлял нефтяников: «С победой, товарищи!». Как же можно объяснить факт досрочного выполнения плана? Скорее всего, имело место жонглирование цифрами и некоторое лукавство. По всей видимости, достигнуты были задачи «оптимального» плана, а не последующих его изменений в сторону увеличения. Об этом сказано не было. А главная причина таких высоких показателей заключается в уникальной возможности месторождений в Грозном и Баку  в течение года-двух добывать фонтанную нефть с минимальными затратами. К сожалению,  это с лихвой «окупается» впоследствии. Как писал еще в 1928 году специалист по нефти Фролов: «Фонтанная добыча в Бакинском, и, особенно, Грозненском районе, выражается процентами, давно небывалыми. Введение в эксплуатацию фонтанных скважин, несомненно, обессиливает район: чем дешевле сейчас получается нефть, тем дороже она будет позже». И как мы увидим по результатам выполнения второй пятилетки, Фролов оказался абсолютно прав. Да, план первой пятилетки был выполнен досрочно, но ценой постоянных авралов, перегрузки рабочих и сильнейшего истощения недр.Вторая пятилетка

            В отличие от первой пятилетки, при уточнениях к разрабатываемым планам контрольные цифры имели тенденцию к снижению. Если первоначально к 1937 году намечалась добыча нефти 138 млн. т, то в итоговых документах этот показатель составил 46,8 млн. т.  Планы корректировались в сторону уменьшения ожидаемых результатов потому, что руководство видело, как с 1931 года нефтедобыча не просто не увеличивалась на 50% в год, а вовсе снижалась. Прежде всего, невыполнение начальных планов было связано с тем, что задания не были обеспечены соответствующими материальными, кадровыми и технологическими ресурсами. Хочется заметить, что для развития нефтяной промышленности должна вестись работа по ряду направлений:

  • Разведка
  • Добыча 
  • Переработка
  • Транспортировка
Постоянно увеличивая объем добычи, советское руководство не учло необходимости параллельного расширения остальных аспектов нефтяной промышленности. Разведка новых месторождений практически не велась. По-прежнему почти всю нефти давали лишь два района – Бакинский и Грозненский, освоение Урало-Волжского района шло недопустимо медленно. Да и в освоенных районах практически ничего не было известно про запасы нефти  в недрах.

            Мощности переработки были существенно увеличены во время первой пятилетки (было пущено в ход 23 крекинг-установки и 25 трубчатых установок). Однако и этого оборудования не хватало на постоянно растущие запросы по производству нефтепродуктов. Еще большая проблема была связано с оборудованием, необходимым для добычи соответствующих объемов нефти: не хватало труб, буровых станков, компрессоров, насосов и многого другого. Для того, чтобы производить эти трубы, требовалось строить огромные заводы или цеха, что невозможно было осуществить в рамках года или двух. Большую часть нефтедобывающей техники пришлось импортировать из-за границы. Заметим, что импорт оборудования осуществлялся за счет средств от экспорта нефтепродуктов.

            Затрудняла развитие также кадровая проблема. К сожалению, в стране было мало квалифицированных рабочих. Мастера не соблюдали правила техники безопасности, что приводило к бесчисленным авариям. Часто из-за отсутствия квалификации работники не осваивали сложную и прогрессивную технику.

            Но, пожалуй, самые большие недоработки касались транспортировки нефти. В начале 1930-х годов из-за слишком низкой пропускной способности железных дорог. Положение с перевозкой нефти было катастрофическим: «В Грозном мы сейчас сливаем керосин и соляное масло из-за недостатка емкости. Мы сейчас не можем давать максимум производства в Грозном из-за того, что не имеем возможности полностью вывести оттуда всю продукцию»[6] - признался член президиума ВСНХ, Ломов. В связи с этим, важное положение в планах второй пятилетки занимало решение проблемы транспортировки нефти.  Предполагалось строительство пяти крупных нефтепроводов и множества мелких. В реальности были сооружены всего два крупных нефтепровода: Гурьев - Орск и Ишимбай – Уфа. Конечно, этого было недостаточно для обеспечения нарастающих потребностей в транспорте нефти и нефтепродуктов.

           

            По-прежнему темп роста угольной промышленности намечался более высокий, чем нефтяной. В «Контрольных цифрах» также намечался восьмикратный рост добычи сланцев, двукратный – торфа. Подтверждалась в плане прежняя установка: «Нефть, как топливо, коренным образом должна сдать свои позиции, и уже, во всяком случае, не может считаться одной из основных баз топливоснабжения страны. В общем потреблении роль нефтетоплива будет падать». Стоит ли говорить, насколько это оказалось сильным заблуждением.

            Итогом второй пятилетки стал рост добычи нефти лишь на 32,7%, что, конечно, является довольно скромным результатом. Не были выполнены задания по производству нефтепродуктов,  значительно меньше было введено мощностей по переработке. Как и раньше, более трех четвертей нефтедобычи производилось в Баку. Для объяснения причин очевидных провалов, в 1937 году  было практически целиком арестовано руководство отрасли, то есть были найдены «вредители». Третья пятилетка

            После провала второй пятилетки, амбиций по поводу стремительного роста нефтяной промышленности стало меньше. Согласно новому плану доля Азербайджана в добыче должна была существенно понизиться за счет восточных регионов: Сахалина, Башкирии, Прикамья и Средней Азии. Решающей задачей в третьей пятилетке считалось создание еще одной мощной нефтяной базы в районе между Волгой и Уралом, а также проведение геолого-поисковых и разведочных работ в новых районах добычи нефти.

            Так же, как и во время первой и второй пятилеток, планы постоянно корректировались. Разброс прогнозов по увеличению добычи нефти составлял от 48 млн. т до 64 млн. т.  В конце 1930-х годов наконец-то стали решаться важные задачи по развитию отрасли, произошло открытие «второго Баку», в планах стали фигурировать более реальные цифры. Однако основные ресурсные базы в Грозном и Баку к этому времени были существенно истощены, а сдвинуть нефтедобычу на Восток все еще не удавалось.

Заключение

        

         Рассмотрев историю развития отрасли, можно заметить как нефть постепенно «внедрялась» в мировую экономику. Сейчас от цены на нефть напрямую зависит благополучие и уровень жизни жителей той или иной страны, соотношение сил стран на мировой арене.

            Что касается советской нефтяной промышленности, в 20-30е годы были заложены основные возможности роста советской экономики. Сразу после войны начнется резкое расширение нефтяной отрасли. Но в рассматриваемом периоде, к сожалению, не были задействованы все возможные ресурсы для того, чтобы расширить нефтяную промышленность. Понимая сравнительные преимущества нефти перед углем, советское правительство так и не решилось отдать предпочтение нефти. Более того, множество усилий было затрачено на сумасшедшее увеличение производства сланцев, торфа и пр., в чем не было никакой необходимости.  При более разумном использование недр, Советский Союз мог занять лидирующие позиции уже к началу Второй мировой войны.             Сейчас перспективы энергетики пересматриваются. Есть мнение, что нефть вскоре пройдет зенит своего влияния на экономику. Однако, это предмет отдельного анализа.

 Список используемой литературы1)      Ергин, Д. Добыча: Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть. ДеНово, М. 1999.

2)      Иголкин А. А. Нефтяная политика СССР в 1928-1940 гг. - М.: Институт российской истории РАН, 2005.

3)      Иголкин А.А.  Отечественная нефтяная промышленность в 1921-1928 гг. – М.: Институт экономики, управления и права РГГУ, 1999.

www.coolreferat.com

История добычи нефти в России

История нефти в России

Нефть в древние времена

Хотя коммерческая добыча нефти впервые началась во второй половине девятнадцатого века, на протяжении веков нефть добывалась людьми, которые жили в разных уголках мира, где нефть просачивалась на поверхность. В России первое письменное упоминание о получении нефти появилось в шестнадцатом веке.

Путешественники описывали, как племена, жившие у берегов реки Ухта на севере Тимано-Печорского района, собирали нефть с поверхности реки и использовали ее в медицинских целях и в качестве масел и смазок. Нефть, собранная с реки Ухта, впервые была доставлена в Москву в 1597 году.

В 1702 году царь Петр Первый издал указ об учреждении первой регулярной российской газеты Ведомости. В первом выпуске газеты была опубликована статья о том, как была обнаружена нефть на реке Сок в Поволжье, а в более поздних выпусках была информация о нефтепроявлениях в других районах России.

В 1745 Федор Прядунов получил разрешение начать добычу нефти со дна реки Ухта. Прядунов также построил примитивный нефтеперегонный завод и поставлял некоторые продукты в Москву и Санкт-Петербург.

Нефтепроявления также наблюдались многочисленными путешественниками на Северном Кавказе. Местные жители даже собирали нефть с помощью ведер, вычерпывая ее из скважин глубиной до полутора метров. В 1823 году братья Дубинины открыли нефтеперерабатывающий завод в Моздоке для переработки нефти, собираемой с близлежащего Вознесенского нефтяного месторождения.

Нефте- и газопроявления были зафиксированы в Баку, на западном склоне Каспийского моря арабским путешественником и историком еще в десятом веке. Марко Поло позднее описывал, как люди в Баку использовали нефть в медицинских целях и для проведения богослужений.

С четырнадцатого века нефть, собираемая в Баку, экспортировалась в другие страны Среднего Востока. Первая нефтяная скважина в мире была пробурена на Биби-Айбатском месторождении вблизи Баку в 1846 году, более чем на десятилетие раньше, чем была пробурена первая скважина в США. С этим событием связывают начало современной нефтяной промышленности.

Рождение нефтяной промышленности

В Бакинском регионе находилось много больших месторождений с относительно легко извлекаемыми запасами, но транспортировка нефти до рынков сбыта была трудной и дорогой.

Братья Нобель и семейство Ротшильдов сыграли ключевую роль в развитии нефтяной промышленности в Баку, бывшего в то время частью Российской империи. Промышленность стремительно развивалась, и на рубеже веков на долю России приходилось более 30% мировой нефтедобычи. Компания Шелл Транспорт и Трейдинг, которая позже стала частью Роял Датч/Шелл, начала свой бизнес с перевозок нефти, добываемой Ротшильдами, в Западную Европу.

Во второй половине девятнадцатого века нефтяные месторождения стали находить и в других частях страны. В 1864 году скважина, пробуренная в Краснодарском крае, впервые стала фонтанировать.

Четырьмя годами позже первая нефтяная скважина была пробурена на берегу реки Ухта, а в 1876 началась коммерческая добыча на Челекенском полуострове на территории современной Туркмении. Быстрый рост добычи нефти сопровождался строительством различных заводов по переработке сырой нефти, открытием завода по производству масел в районе Ярославля в 1879 и аналогичного производства в том же году в Нижнем Новгороде.

Революция 1917 года негативно сказалась на добыче нефти в России, ситуация еще более ухудшилась с национализацией нефтяных месторождений в 1920 году. Братья Нобель продали значительную часть своих российских активов компании Стандард Ойл из Нью-Джерси, которая позже превратилась в компанию Экссон.

Стандард Ойл выступала против решений о национализации нефтяных месторождений и отказывалась сотрудничать с новым Советским правительством. Но другие компании, включая Вакуум и Стандард Ойл из Нью-Йорка, которые позже превратились в компанию Мобил, вкладывали деньги в Россию. Продолжающийся приток западного капитала помог восстановлению нефтедобычи в России, и с 1923 года экспорт нефти вернулся на дореволюционный уровень.

Рост советской нефтяной промышленности

Каспий и Северный Кавказ оставались центром советской нефтяной промышленности вплоть до Второй мировой войны. Растущая добыча удовлетворяла потребности индустриализации России. Контроль добычи нефти в Баку, отсечение Советского Союза от добычи в этом регионе, были основной стратегической задачей Германии во время войны.

Добыча нефти на Каспии снова начала расти после войны, и в 1951 году достигла рекордного уровня в 850 000 баррелей в день. Баку оставался крупным промышленным центром, около двух третей советского нефтяного оборудования производилось в этом регионе.

В это же время советские планирующие органы начали развивать разведочные работы в Волго-Уральском регионе, который начинали разрабатывать еще в тридцатых годах. Месторождения в регионе зачастую находились недалеко от транспортной инфраструктуры, и их геология не была особенно сложной.

С пятидесятых годов добыча с новых месторождений составляла около 45% от общей добычи Советского Союза. Широкомасштабные инвестиции в регион быстро окупались, что способствовало серьезному росту добычи нефти в СССР. Дополнительные тонны нефти шли на удовлетворение потребностей новых заводов, которые были построены в период с 1930-х по 1950-е годы. Омский завод был открыт в 1955 году и в дальнейшем превратился в один из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов в мире.

Рост добычи позволил Советскому Союзу наращивать экспорт нефти значительными темпами. Москва стремилась максимизировать валютные поступления от экспорта нефти и активно боролась за увеличение своей доли на мировом рынке.

В начале 1960-х годов Советский Союз вытеснил Венесуэлу со второго места по добыче нефти в мире. Выброс больших объемов дешевой советской нефти на рынок вынудил многие западные нефтяные компании снизить цены на нефть, добываемую на Ближнем Востоке, уменьшая таким образом платежи за пользование недрами правительствам стран Ближнего Востока.

Это уменьшение доходов было одной из причин создания Организации Стран Производителей Нефти (ОПЕК).

Добыча в Волго-Уральском регионе достигла пика в 4,5 миллиона баррелей в день в 1975 году, но позже вновь упала на две трети от этого уровня. Как раз в то время, когда Советский Союз размышлял над тем, как он сможет удержать уровень добычи с месторождений Волго-Урала, были обнародованы данные об открытии первых крупных месторождений в Западной Сибири.

В начале 1960-х годов были разведаны первые запасы этого региона, главными из которых было открытое в 1965 году месторождение - супергигант Самотлор с извлекаемыми запасами около 14 миллиардов баррелей (2 миллиарда тонн).

Для Западно-Сибирского бассейна характерны сложные природно-климатические условия, в которых предстояло добывать нефть, и огромная территория, простирающаяся от зоны вечной мерзлоты в районе Полярного круга до непроходимых торфяных болот на юге. Но, несмотря на эти трудности, Советский Союз смог нарастить добычу в регионе с астрономической скоростью.

Рост добычи в Западной Сибири предопределил рост добычи в Советском Союзе с 7,6 миллионов баррелей (более миллиона тонн) в день в 1971 году до 9,9 миллионов баррелей (около 1,4 миллиона тонн) в день в 1975 году. К середине 1970-х годов добыча в районе Западной Сибири заполнила разрыв, образовавшийся из-за падения добычи в Волго-Уральском регионе.

Упадок советской нефтяной промышленности

После достижения феноменальной добычи из месторождений Западно-Сибирского бассейна советская нефтяная промышленность стала проявлять признаки упадка. Западно-Сибирские месторождения были относительно дешевы в разработке и давали существенный выигрыш за счет своих размеров, а советские плановые органы отдавали приоритет максимизации краткосрочной, а не долгосрочной нефтеотдачи.

Производственные объединения стремились добыть как можно больше нефти с месторождений с тем, чтобы выполнить план по добыче, при этом не учитывалось влияние последствий разработки на состояние месторождений, бурилось слишком много скважин и закачивалось слишком много воды.

К тому же мало кто занимался вопросами повышения эффективности инвестиций в разработку и внедрением новых технологий. Проблемы вскоре начали проявляться в падении производительности скважин, низком пластовом давлении и увеличении обводненности.

К середине 1970-х годов в Москве уже поняли, что назревает падение добычи. Первое падение, обусловленное хроническим недофинансированием разведки в Западной Сибири, началось в 1977 году, но властям удалось его приостановить за счет очень больших капиталовложений в бурение. Второе падение произошло в период с 1982 по 1986 годы. И в этот раз кризис удалось преодолеть за счет увеличения финансирования.

В 1988 году Советский Союз достиг нового рекордного уровня добычи в 11,4 миллиона баррелей в день. В то время страна была крупнейшим нефтепроизводителем в мире с объемом добычи существенно выше, чем в США и в Саудовской Аравии. В этот же год уровень добычи в Западной Сибири достиг 8,3 миллиона баррелей в день.

Но с этого момента значительного падения добычи уже невозможно было избежать из-за плохих технологий управления добычей, несмотря на резкий рост капитальных вложений, Советский Союз мог сдержать падение добычи только до начала 1990 года. Но затем наступил провал в добыче, он был так же резок, как и ее рост - уровень добычи в России постоянно падал в течение десятилетия и остановился на уровне, почти на половину меньшем начального пика.

Падение было усугублено экономическим кризисом, который охватил регион в период распада Советского Союза. Развал экономики вызвал резкое падение спроса на нефть внутри страны, а экспортные мощности оставались ограниченными, и поэтому компании были вынуждены продолжать продавать большую долю нефти на внутреннем рынке, зачастую некредитоспособным потребителям.

Финансовые трудности компаний спровоцировали резкое снижение объемов новых разведочных работ, объемов бурения и даже объемов капитальных ремонтов существующих скважин. В результате сложилась ситуация, которая привела к дальнейшему неизбежному падению добычи.

Будущее развитие

Добыча нефти в России окончательно прекратила свое падение в 1997 году. Независимые эксперты считают, что Западная Сибирь располагает остаточными запасами более 150 миллиардов баррелей (более 20 миллиардов тонн), и уровень добычи может быть в три раза больше, чем сейчас. Но ситуация осложнена плохими пластовыми условиями на уже разрабатываемых месторождениях и тем, что западно-сибирские месторождения обычно состоят из большего числа нефтеносных пластов, чем месторождения в других регионах, что осложняет добычу.

Другие провинции также демонстрируют существенный потенциал. Тимано-Печорский бассейн простирается от Урала на востоке до Баренцева моря на севере. Регион характеризуется резким климатом, большая часть запасов относится к категории трудноизвлекаемых и содержит тяжелую нефть.

Несмотря на это, остаточные разведанные запасы оцениваются приблизительно в девять миллиардов баррелей (1,25 миллиардов тонн), представляя хороший потенциал развития нефтедобычи в России.

Остаточные запасы Восточной Сибири оценены в три миллиарда баррелей (0,45 миллиардов тонн), но неразведанные запасы могут быть в несколько раз больше. Основной проблемой этого региона является удаленность от рынков сбыта и отсутствие транспортной инфраструктуры.

Нефтяные запасы острова Сахалин также представляются довольно значительными, но их разработка в наши дни сдерживается высокой капиталоемкостью.

www.coolreferat.com

10 крупнейших катастроф в истории — Рамблер/финансы

Москва, 29 января — «Вести. Экономика». Шедший под флагом Панамы танкер SANCHI перевозил 136 тыс. тонн газового конденсата. 6 января в 290 км к востоку от устья реки Янцзы в Восточно-Китайском море он столкнулся с гонконгским сухогрузом. Танкер загорелся, 32 члена его команды — граждане Ирана и Бангладеш — погибли. Китайские экологи продолжают вести очистительные работы в акватории, где затонул танкер. Судно находится на глубине 115 метров, и из его пробоины в борту продолжают вытекать нефтепродукты. Ранее власти КНР проинформировали, что поднять SANCHI со дна океана пока не представляется возможным, поскольку танкер может взорваться. Центральное правительство КНР, администрация Гонконга, власти Ирана и Панамы приступают к совместному расследованию причин аварии иранского нефтеналивного танкера SANCHI. Выяснением деталей инцидента, в результате которого погибли люди, займется специальная комиссия. Все процедуры расследования будут осуществляться на основе специального четырехстороннего соглашения, подписанного 25 января. Экологи бьют тревогу, так как вытекающие из судна нефтепродукты губительно сказываются на экологическом состоянии Восточно-Китайского моря. Кроме того, последствия этого инцидента могут затронуть не только территории Восточно-Китайского моря. Дело в том, что в том месте протекают течения, которые разносят нефтепродукты на довольно дальние расстояния. Так, по прогнозам экологов, через 25 дней часть нефтепродуктов достигнет островов, принадлежащих Японии. Часть нефтепродуктов также движется по направлению к Корейскому полуострову. Таким образом, последствия этого разлива могут быть гораздо более ужасающими, чем изначально предполагалось. Ниже представляем самые страшные случаи разлива нефти в истории. 1. Разлив во время войны в Персидском заливе

Дата: 19 января 1991 годаМесто: Персидский залив, КувейтОбъем разлитой нефти: 8 млн баррелейВойна в Персидском заливе— война (2 августа 1990 — 28 февраля 1991) между многонациональными силами (МНС) (во главе с США, по мандату ООН) и Ираком за освобождение и восстановление независимости Кувейта. Война имела тяжёлые экологические последствия для региона. В последние недели оккупации Кувейта иракские войска организовали сброс нефти в Персидский залив. Пытаясь предотвратить попадание нефти в залив, авиация Многонациональных сил подвергла бомбардировке ряд нефтенасосных станций с применением высокоточного оружия. Тем не менее, до конца войны в залив вылилось около 8 млн баррелей нефти. Это нанесло серьёзный ущерб экологии Персидского залива, привело к гибели 30 000 птиц. При отступлении из Кувейта иракская армия подожгла нефтяные скважины, тушение которых было завершено лишь в ноябре. После окончания войны из-за густого дыма от горящих скважин разбился транспортный самолет Саудовской Аравии, перевозивший сенегальских солдат антииракской коалиции (более 90 погибло). В Кувейте, Турции, ОАЭ шли чёрные дожди. На «высыхание» 320 озёр ушло всё последующее десятилетие. По оценке ВВС, в результате войны произошла одна из самых тяжёлых экологических катастроф в истории 2. Нефтяной фонтан в Калифорнии

Дата: 1910 годМесто: штат Калифорния, СШАОбъем разлитой нефти: почти 11 млн баррелейОдин из первых крупных разливов нефти в истории произошел 14 мая 1910 года в Калифорнии. В результате на поверхности земли оказалось около 1300000 тонн нефти. Сначала скважину пытались закрыть коробкой из бревен, потом пришлось ее взорвать. Место разлива огородили стеной из мешков с песком, постоянно ее достраивая. Через 18 месяцев нефтяной фонтан перестал бить. Следы аварии видны до сих пор, на этом месте установлен памятник. 3. Взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon

Дата: 20 апреля 2010 годаМесто: Мексиканский заливОбъем разлитой нефти: 5 млн баррелейВзрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon — авария (взрыв и пожар), произошедшая 20 апреля 2010 года в 80 километрах от побережья штата Луизиана в Мексиканском заливе на нефтяной платформе Deepwater Horizon на месторождении Макондо. Последовавший после аварии разлив нефти стал крупнейшим в истории США и превратил аварию в одну из крупнейших техногенных катастроф по негативному влиянию на экологическую обстановку. В момент взрыва на установке Deepwater Horizon погибло 11 человек и пострадало 17 из 126 человек, находившихся на борту. В конце июня 2010 года появились сообщения о гибели ещё 2 человек при ликвидации последствий катастрофы. Через повреждения труб скважины на глубине 1500 метров в Мексиканский залив за 152 дня вылилось около 5 миллионов баррелей нефти, нефтяное пятно достигло площади 75 тысяч квадратных километров, что составляет около 5% площади Мексиканского залива. 4. Разлив нефти с платформы Ixtoc I  Дата: 3 июня 1979 годаМесто: Залив Кампече, МексикаОбъем разлитой нефти: 4 млн барреллейIxtoc I — бывшая нефтяная скважина, созданная полупогружной нефтеразведочной платформой Sedco 135. Находилась в заливе Кампече на юге Мексиканского залива, около 100 км к северо-западу от города Сьюдад-дель-Кармен, на глубине около 50 метров. Авария на скважине 3 июня 1979 года привела к одному из крупнейших нефтяных разливов в истории. Компания Pemex (Petr∎leos Mexicanos), принадлежащая правительству Мексики, производила бурение нефтяной скважины на глубине более 3 км, когда в буровой установке Sedco 135 остановилась циркуляция (давление в стержне) бурового раствора. В современных системах роторного бурения, буровой раствор прогоняется вниз бурильной скважины и обратно. Целью этого является поддержание давления в буровом валу и контроль возврата раствора, вытесняющего газ из пласта. Из-за произошедшего из месторождения под напором прорвалась нефть, что привело к её возгоранию на поверхности моря, и платформа Sedco 135 загорелась и рухнула в море. На начальном этапе разлива из скважины вытекало около 30 000 баррелей (5000 м∎) нефти в сутки. В июле 1979 года, с помощью закачки бурового раствора в скважину выброс снизился до 3000 м∎, а в августе — до 2000 м∎ в сутки. Для уменьшения загрязнения производилось распыление химических диспергаторов (Корексит). Окончательно остановить утечку удалось только к марту 1980 года при помощи бурения дополнительных скважин рядом с аварийной. 5. Разлив в результате столкновения судов Atlantic Empress и Aegean Captain

Дата: 19 июля 1979 годаМесто: у берегов Тринидад и ТобагоОбъем разлитой нефти: 287 тыс. тоннВ 1979 году около острова Тобаго в Карибском море столкнулись два танкера — Atlantic Empress и Aegean Captain. Atlantic Empress полыхал на протяжении недели, после чего прогремело несколько взрывов и нефть из него стала выливаться со скоростью десятки тонн в час. Этот разлив нефти стал самым масштабным в истории судоходства — целых 287 тысяч тонн. Нефть не дошла до берега, однако любой разлив нефти не проходит для окружающей среды бесследно, тем более когда речь идет о таких грандиозных объемах. 6. Разлив на реке Колва

Дата: 8 сентября 1994 годаМесто: река Колва, РоссияОбъем разлитой нефти: 220 тыс. тоннВ 1994 году России произошла катастрофа, связанная с транспортом нефти и нефтепродуктов. Так самая крупная авария, вызвавшая разлив свыше 100.000 (по некоторым данным 220.000) тонн нефти произошла в 1994 году на нефтепроводе Харьяга — Усинск. Вплоть до возникновения экологической катастрофы в 1994 г. на нефтепроводе не проводились в полном объеме ни ремонтные работы, ни устройство антикоррозийной защиты. 7. Разлив на месторождении Новруз

Дата: 10 февраля-18 сентября 1983 годаМесто: Персидский залив, ИранОбъем разлитой нефти: 260 тыс. тоннНефтяное месторождение Навруз находится в Иране, Персидский залив, оно стало известным благодаря нескольким разливам нефти, которые произошли в 1983 году. Один из них был спровоцирован ударом танкера о платформу, а в марте произошло нападение иранских вертолетов, после чего горючее загорелось. Воздействие волн и коррозия стали причиной того, что началась утечка со скоростью 1500 баррелей в сутки. Кроме того, был случай попадания топлива в море во время нападения на соседнюю платформу. В общей сложности, объем всей нефти, оказавшейся в Персидском заливе, оценивается в 80 млн галлонов или 260 тыс. тонн нефти. 8. Крушение танкера Castillo de Bellver

Дата: 6 августа 1983 годаМесто: Залив Салданья, ЮАРОбъем разлитой нефти: 250 тыс. тоннТанкер Castillo de Bellver загорелся и развалился пополам в 100 километрах от Кейптауна (ЮАР). В Индийский океан вылилось более 250 тыс. тонн нефти. Течение унесло нефтяную пленку в океан, и побережье ЮАР не пострадало. 9. Крушение танкера Amoco Cadiz

Дата: 16-17 марта 1978 годаМесто: у побережья ФранцииОбъем разлитой нефти: 223 тыс. тоннВ 1978 г. танкер Amoco Cadiz сель на мель неподалеку от побережья Франция. Быстро локализовать утечку нефти из-за штормовой погоды не удалось. В результате катастрофы погибло около 20 тыс. птиц. В спасательных работах принимали участие более 7 тыс. человек. В воду вылилось 223 тыс. тонны нефти, образовав пятно размером в 2 тыс. квадратных километров. Нефть распространилась также на 360 километров побережья Франции. На тот момент эта авария была крупнейшей экологической катастрофой в истории Европы. 10. Крушение танкера ABT Summer

Дата: 28 мая 1991 годаМесто: у побережья АнголыОбъем разлитой нефти: 260 тыс. тонн28 мая 1991 г. перевозивший 260 тыс. тонн сырой нефти танкер ABT Summer взорвался на расстоянии 1400 километров от побережья Анголы. Корабль трое суток горел, и его остов так и не был обнаружен. К счастью, открытое море разнесло нефть в разные стороны, и серьезного экологического ущерба удалось избежать.

Читайте также

finance.rambler.ru