Разработка урока по химии "Месторождения газа и нефти в Казахстане". Нефть в казахстане химия


Открытый урок "Месторождения газа и нефти в Казахстане"

Учитель химии и биологии Тажибаева Асемгуль Исинтаевна

Северо-Казахстанская область. Айыртауский р-он . Каменнобродская СШ. 

Тема урока: Природные источники углеводородов 

Девиз: "Без светоча науки и с нефтью будут потемки”. 

(Д.И Менделеев) 

Тип урока: Урок-конференция. 

Цели и задачи: 1. Образовательные задачи: обобщить знания учащихся о природных источниках органических соединений и их переработке; показать успехи и перспективы развития нефтехимии и коксохимии; углубить знания учащихся из курса экономической географии о газовой и нефтяных отраслях промышленности, современных направлениях переработки сырья. 2. Развивающие задачи: развивать представление учащихся о взаимосвязи между строением и свойствами веществ и применением на основе этих свойств; развивать самостоятельность в работе с учебной литературой; развивать умение учащихся выделять наиболее важные моменты при изучении нового материала. 3. Воспитательные задачи: воспитывать у учащихся уважение к мнению других членов коллектива; обратить особое внимание учащихся на проблемы, связанные с охраной окружающей среды. 

Средства обучения: компьютер, коллекция углеводородное сырье, карта Казахстана. Приложение - презентация работы на диске (с видеофрагментами). 

Подготовка: сообщаю учащимся тему и задачи конференции, сроки проведения, план работы, список литературы, и даты консультаций по подготовке материала. Основные требования к работам - их краткость, творческий характер, составление ответа по возможности в виде схемы с последующим выводом их в электронный вариант. Выполняют творческую работу по одной теме не более 3-х человек в группе. В работе урока-конференции участвуют: учитель как ведущий, докладчики, 4 группы учеников (нефть, уголь, газ, экологические проблемы и пути их решения). 

План проведения конференции: 1. Вступительное слово учителя. 2. Выступления учеников с сообщениями. 3. Просмотр видео ролика. 4. Итоги конференции. 

ХОД УРОКА 

Учитель: Мы начинаем нашу конференцию на тему – "Природные источники углеводородов”. На сегодняшний день судьбы людей населяющих планету Земля, так или иначе, связаны с нефтью, углем и газом. Человечество ежегодно потребляет около 7,5 млрд. тонн углеводородов. А расходуются эти углеводороды главным образом в качестве топлива. Именно поэтому особое место на нашем уроке уделяется данному вопросу, связанному с их добычей, переработкой и энергетическими и экологическими проблемами. 

I этап конференции: сообщения учащихся о нефти. Нефть и нефтяное дело имеют многовековую историю. Знакомство человека с этой удивительно замечательной жидкостью произошло несколько тысяч лет до нашей эры. При раскопках городов поселений Древнего Египта были найдены светильники, в которых содержались остатки высохшего нефтебитума. Археологические исследования, проведенные на берегах Евфрата, позволили установить, что в этих местах уже 6–8 тысяч лет назад находились примитивные нефтяные промыслы. В Европе асфальт, продукт окисления нефти, был известен примерно 4–5 тысяч лет назад. Использовалась она и в качестве лекарства. Древние египтяне нефть использовали для бальзамирования. Нефтяные битумы использовались для приготовления строительных растворов. В средние века нефть использовалась для освещения в ряде городов на Ближнем Востоке, Южной Италии и др. В начале XIX в. в России, а в середине XIX в. в Америке из нефти путем возгонки был получен керосин. Он использовался в лампах. До середины XIX в. нефть добывалась в небольших количествах из глубоких колодцев вблизи естественных выходов ее на поверхность. Изобретение парового, а затем дизельного и бензинового двигателя привело к бурному развитию нефтедобывающей промышленности. 

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ НЕФТЕЙ Существуют две теории происхождения нефти. Сторонники первой – органики – считают, что нефть образовалась в осадочном чехле земной коры в результате глубокого преобразования животных и растительных организмов, живших миллионы лет назад. Основоположником этой теории является М.В.Ломоносов, а И.М.Губкин глубже развивал это направление. Другие – неорганики – доказывают, что нефть образовались в мантии земли неорганическим путем. 

ХИМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ И СОЕДИНЕНИЯ В НЕФТЯХ 

Нефти состоят главным образом из углерода – 79,5 – 87,5 % и водорода – 11,0 – 14,5 % от массы нефти. Кроме них в нефтях присутствуют еще три элемента – сера, кислород и азот. Их общее количество обычно составляет 0,5 – 8 %. В незначительных концентрациях в нефтях встречаются элементы: ванадий, никель, железо, алюминий, медь, магний, барий, стронций, марганец, хром, кобальт, молибден, бор, мышьяк, калий и др. Их общее содержание не превышает 0,02 – 0,03 % от массы нефти. Указанные элементы образуют органические и неорганические соединения, из которых состоят нефти. Кислород и азот находятся в нефтях только в связанном состоянии. Сера может встречаться в свободном состоянии или входить в состав сероводорода. В состав нефти входит около 425 углеводородных соединений. Нефть в природных условиях состоит из смеси метановых, нафтеновых и ароматических углеводородов. В нефти также содержится некоторое количество твердых и газообразных растворенных углеводородов. В нефтяных (попутных) газах кроме метана и его газообразных гомологов содержатся пары пентана, гексана и гептана. 

НЕФТЯНЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ КАЗАХСТАНА 

Впервые в Казахстане стали добывать нефть во время Первой мировой войны в Доссоре, на Эмбе и Макате. В настоя¬щее время в Казахстане разрабатывается более 160 месторождений нефти, а на более 60 ведутся исследовательские работы. В основном западная область республики считается нефтяным краем. Первым исследователем Атырауской области является русский ученый Н. А. Северцов. В 1860 г. он опубликовал в журнале "Горный" свой отчет о Доссоре. После этого в 1899 г. в Атырау заработала первая нефтяная скважина. Столетие этой даты было отмечено в Атырау. В настоящее время нефтеносными месторождениями считаются в Атырау — Тенгиз, Махат, в Актюбинской области — Шубаркудык, Кенкияк, Каратобе, в Уральской области — Мартыши, Камышин, на юге Мангыстау — Жетибай, Карамандыбас, Узен, Тенге, Тасболат и т. д., в Кызылординской области — Кумкол, Кумасай, Кызылкия и др. 

Просмотр видеофрагмента: поиск нефти. ПЕРЕРАБОТКА НЕФТИ После очистки нефти начинается ее перегонка. Перегонка нефти осуществляется в установке, которая состоит из трубчатой печи, ректификационной колонны и холодильника. Трубчатая печъ – это огромное сооружение, с сетью труб длиной до тысячи и более метров. По ним насосом прокачивается сырая нефть. В печи нефть нагревается до 350оС. Нефть кипит, и ее большая часть превращается в пар, который по подземному трубоустройству попадает в ректификационную колонну. Ректификационная колонна представляет собой огромное сооружение цилиндрической формы высотой 40 м, диаметром 3–4 м, похожее на башню. Внутреннее устройство ректификационной колонны исключительно простое и чрезвычайно остроумное. По всей высоте она разделена горизонтальными перегородками, так называемыми – тарелками с комнату величиной. В середине тарелки отверстие как в чудо-печке. Самое замечательное в колонне – это способность разделить углеводороды на группы, одновременно пререводя из парообразного состояния в жидкое. Каждый вид нефтепродуктов, мазут, газойль, керосин, лигроин, бензин находят в колонне свою тарелку. Такое разделение нефти основано на том, что нефть – это смесь различных углеводородов с разной температурой кипения. 

Просмотр видеофрагмента: переработка нефти. 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОДУКТОВ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ 

В настоящее время из нефти получают тысячи продуктов. Основными группами являются жидкое топливо, газообразное топливо, твердое топливо (нефтяной кокс), смазочные и специальные масла, парафины, битумы, ароматические соединения, сажа, ацетилен, этилен, нефтяные кислоты и их соли, высшие спирты и т.д. Наибольшее применение продукты переработки нефти находят в топливно-энергетической отрасли. Например, мазут обладает почти в полтора раза более высокой теплотой сгорания по сравнению с лучшими углями. Он занимает мало места при сгорании и не дает твердых остатков при горении. Замена твердых видов топлива мазутом на ТЭС, заводах и на железнодорожном и водном транспорте дает огромную экономию средств, способствует быстрому развитию основных отраслей промышленности и транспорта. Однако в последние годы продукты переработки нефти все шире используются как сырье для химической промышленности. Около 8% добываемой нефти потребляются в качестве сырья для современной химии. Например, этиловый спирт применяется примерно в 150 отраслях производства. В химической промышленности применяются формальдегид (HCOH), пластмассы, синтетические волокна, синтетический каучук, аммиак, этиловый спирт и т.д. Продукты переработки нефти применяются и в сельском хозяйстве. Здесь используются стимуляторы роста, протравители семян, ядохимикаты, азотные удобрения, мочевина, пленки для парников и т.д. В пищевой промышленности применяются полиэтиленовые упаковки, пищевые кислоты, консервирующие средства, парафин, производятся белково-витаминные концентраты, исходным сырьем для которых служат метиловый и этиловый спирты и метан. В фармацевтической и парфюмерной промышленности из производных переработки нефти изготовляют нашатырный спирт, хлороформ, формалин, аспирин, вазелин и др. Производные нефтесинтеза находят широкое применение и в деревообрабатывающей, текстильной, кожевенно-обувной и строительной промышленности. Не будет преувеличения, если скажем, что современная цивилизация основана на нефти. – Великий ученый Д.И.Менделеев ясно понимал, каким прекрасным материалом для различных химических производств является нефть и нефтепродукты, и бросил свою знаменитую фразу: "Нефть не топливо! Топить можно и ассигнациями”. Этим он подчеркнул значимость нефти. 

II этап конференции: сообщения учащихся об угле. 

Уголь – «чёрное золото» - ценнейшее химическое сырьё. Запасы каменного угля в природе значительно превышают запасы нефти. Поэтому каменный уголь – важнейший вид сырья для химической отрасли промышленности. Каменный уголь - это сложная смесь высокомолекулярных соединений, твердое горючее полезное ископаемое растительного происхождения, одна из разновидностей ископаемых углей. Представляет собой плотную породу черного, иногда серо-черного цвета с блестящей, полуматовой или матовой поверхностью. Содержит 75-97% углерода; 1,5-5,7% водорода; 1,5-15% кислорода; 0,5-4% серы; до 1,5% азота; 45-2% летучих веществ; количество влаги колеблется от 4 до 14%; золы — обычно от 2-4% до 45%. 

ОСНОВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ УГЛЯ Каменный уголь образовался из продуктов разложения органических остатков высших растений, претерпевших изменения (метаморфизм) в условиях давления окружающих пород земной коры и сравнительно высокой температуры. С возрастанием степени метаморфизма в горючей массе каменного угля последовательно увеличивается содержание углерода и одновременно уменьшается количество кислорода, водорода, летучих веществ; изменяются также теплота сгорания, способность спекаться и др. свойства. Образование каменного угля характерно для всех геологических систем начиная от силура и девона, однако основная масса каменного угля сосредоточена в отложениях каменноугольной, пермской и юрской систем. 

УГОЛЬНЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ КАЗАХСТАНА Каменный уголь залегает в виде пластов различной мощности (от долей м до нескольких десятков и более м). Глубина залегания углей различна — от поверхностного до 2000-2500 м и глубже. Наибольшие запасы (более 90%) сосредоточены в Северном полушарии, к северу от 30° северной широты. Наиболее богата каменным углем Азия (54% от мировых запасов), Северная Америка (28%), Европа (9%). На территории Казахстана (в урочище Караганды) уголь был открыт ещё в 1833 году. Именно поэтому этот город называют «шахтёрской столицей», что напрямую связано с добычей каменного угля. Запасы каменного угля в Казахстане велики, разведано свыше 400 месторождений. Большая их часть расположена в Центральном Казахстане. Наиболее крупным является Карагандинский угольный бассейн – здесь уголь высоко качества. Экибастузский угольный бассейн – угли здесь отличаются большой зольностью. Они доступны разработке открытым способом и поэтому дешевы. Наиболее крупным бассейном месторождения бурого угля является Тургайский на севере Казахстана. Существует 2 основных способа добычи каменного угля: открытый (карьерный) и закрытый (шахтный). 

ПЕРЕРАБОТКА УГЛЯ 

В настоящее время в промышленности используется несколько путей переработки каменного угля: сухая перегонка (коксование), гидрирование, неполное сгорание, получение карбида кальция. При нагревании каменного угля без доступа воздуха образуются: кокс, каменноугольная смола, аммиачная вода, коксовый газ. Пиролиз – разложение органического вещества при высокой температуре без доступа воздуха.(t – 10000С, продолжительность – 14 ч.) 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОДУКТОВ ПЕРЕРАБОТКИ УГЛЯ Способность угля давать при переработке самые различные продукты, совсем непохожие на исходные материалы, является почти безграничной. Многие люди, покупая в аптеках сульфидин, аспирин, салол, новокаин, стрептоцид, вряд ли догадываются, что все эти лечебные препараты созданы из угля. Используется в коксохимическом производстве, как энергетическое топливо, а также для полукоксования, газификации, получения жидкого топлива, смазочных масел, пластмасс и т.п. 

III этап конференции: сообщения учащихся о газе. 

Природный газ является ценнейшим видом топлива. При сгорании газа выделяется много теплоты, поэтому он служит энергетически эффективным и дешёвым топливом в котельных установках, доменных, мартеновских и стекловаренных печах. Использование на производстве природного газа даёт возможность повысить производительность труда. Средний состав природного газа (по объёму) СН4-80-97% С2Н6-0,5-4% С3Н8-0,2-1,5% С4Н10-0,1-1,0% N2, h3S,CO2 и др.-2-13% Состав природного газа различных месторождений неодинаков. Наиболее ценится газ с высоким содержанием метана. Запасы природного газа на нашей планете очень велики (примерно 1015 м3). Попутный нефтяной газ – это газ, существующий вместе с нефтью, он растворен в нефти и находится над ней, образуя «газовую шапку», под давлением. На выходе из скважины давление падает, и попутный газ отделяется от нефти. Этот газ в прошлые времена не использовался, а просто сжигался. В настоящее время его улавливают и используют как топливо и ценное химическое сырьё. Возможности использования попутных газов даже шире, чем природного газа, так как состав их богаче. В попутных газах содержится меньше метана, чем в природном газе, но в них значительно больше гомологов метана. Чтобы использовать попутный газ более рационально, его разделяют на смеси более узкого состава. После разделения получают газовый бензин, пропан и бутан, сухой газ. Извлекают и индивидуальные углеводороды – этан, пропан, бутан и другие. Дегидрированием их получают непредельные углеводороды – этилен, пропилен, бутилен и др. 

ГАЗОВЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ КАЗАХСТАНА 

Производство природного газа — самая новая отрасль промышлен¬ности в Казахстане. В основном природный газ добывают на место¬рождениях, расположенных на полуострове Мангыстау, в бассейне рек Эмбы, Урала и в Атырау. Сравнительно недавно, в 2001 г., в Жамбылской области открыто новое месторождение природного газа Аманкельды. Общий запас природного газа на территории Казахстана составляет 9,5 трлн. м3, 68% всего природного газа сосредоточено в Уральской области. 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОДУКТОВ ПЕРЕРАБОТКИ ГАЗА 

Природный газ – источник сырья для химической отрасли промышленности: получение ацетилена, этилена, водорода, сажи, различных пластмасс, уксусной кислоты, красителей, медикаментов и других продуктов. 

IV этап конференции: сообщения учащихся о экологических проблемах связанных с добычей углеводородного сырья. 

Как известно, у кого нефть — у того и власть. Поэтому мировые державы целенаправленно занимают, а иногда и отвоевывают нефтяные месторождения. Черное золото всегда было предметом войн и ожесточенных споров. Государство вынуждено продавать нефть, что обусловлено рядом проблем, стоящих перед страной. Торговля полезными ископаемыми приносит стране прибыль, которую государство использует в различных целях. Страны, купившие нефть, либо консервируют, либо перерабатывают ее, получая большой ассортимент продукции, часть которой экспортируется. Ведь нефть используется не только как топливо, но и как ценное химическое сырье для органического синтеза. 

Для развития энергетики сегодня необходимо знание многих наук, но в большей степени – знание химии. Так как они необходимы для реализации комбинированных производств, переработки отходов с целью получения необходимых веществ, не приносящих вреда окружающей среде и населению земного шара. В настоящее время человечество оказалось на пороге крупнейшего изменения климата, вызванного человеком. Это изменение незапланировано, неуправляемо и может оказаться катастрофическим. Причина этого изменения – увеличение в атмосфере углекислого газа и некоторых других газов, которые поглощают инфракрасное излучение от Земли, нагреваются и тем самым нагревают нашу планету. Основная причина увеличения концентрации СО2 в атмосфере – нарушение его круговорота из-за сжигания топлива и вырубки лесов. Нефтепродукты и другие отходы различных производств загрязняют Мировой океан. Ученые подсчитали, что ежегодно на морских трассах может возникнуть не менее 10 тысяч опасных ситуаций. Так, при розливе 1т нефти она способна покрыть тонким слоем площадь моря в 12 км2, плёнка не пропускает солнечные лучи, что замедляет образование кислорода в воде и приводит к гибели водных экосистем и соответственно к уменьшению кислорода в атмосфере. Способность океана к самоочищению от нефти не превышает 10 млн. т в год. Следовательно, верхняя оценка антропогенного воздействия на Мировой океан - 8 млн. т в год – уже близка к критической, а мёртвый океан – это мёртвая планета. Задача человечества, уметь эффективно перерабатывать и рационально использовать дары нашей планеты, не нанося вреда окружающей среде. 

Просмотр видеофрагментов: экологические катастрофы. 

Подведение итогов 

Учитель: Спасибо за интересные сообщения. Сегодня на уроке мы познакомились с особенностями состава, свойств и применения углеводородного сырья, изучили сущность и значение переработки нефти, угля и газа. Выделили основные экологические проблемы и пути их решения. 

Спасибо за внимание.

kopilkaurokov.ru

Урок химии "Месторождения газа и нефти в Казахстане"

Урок химии в 11 классе на тему:

«Месторождения газа и нефти в Казахстане.

Развитие нефтегазовой и угольной промышленности в Казахстане»

Лизунова Мария Николаевна,

Учитель химии второй категории

Лесная ОСШ

Железинского района

Павлодарской области

Цели:

  1. Образовательная: систематизировать и углубить знания учащихся о природных источниках углеводородов; их месторождениях в Казахстане и развитии промышленности.

  2. Развивающая: способствовать развитию умения применять полученные знания на уроке в повседневной жизни.

  3. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природным ресурсам Республики Казахстан.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: интерактивная доска, физическая карта Казахстана, карточки, пластилин и спички

Ход урока.

  1. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку

(2 мин)

  1. Разминка. Повторение и проверка домашнего задания (8 мин)

Фронтальный опрос:

      1. Кто создатель теории химического строения? - Бутлеров

      2. Какова общая формула алканов? – Сnh3n+2

      3. Как называются вещества, имеющие одинаковый состав, но разное химическое строение? – изомеры

      4. Назовите формулу ацетилена. – С2Н2

      5. Что получают, обрабатывая каучук серой? – резину

      6. Какова формула этилена? – С2Н4

      7. Как называется реакция присоединения водорода к алкенам? – гидрирование

      8. Как называют вещества, имеющие сходное строение, но разный состав? –гомологи

      9. Как называется реакция отщепления водорода от молекул углеводородов? – дегидрирование

Номенклатура: каждому учащемуся раздается карточка со структурной формулой углеводорода. Нужно дать название.

Карточка №1. СН3 – С = СН – СН – СН3 2,4-диметилпентен-2

│ │

СН3 СН3

Карточка №2

СН3 – СH – СН – СН2 – СН3 3,4-диметилгексан

│ │

СН2 СН3

СН3

Карточка №3

СН3 – СН – С = С – СН – СН3 2,3,5-триметил-4-этилгексен-3

│ │ │ │

СН3 СН2 СН3 СН3

СН3

Карточка №4

СН3 3,3-диметилбутин-1

СН ≡ С – С – СН3

СН3

Карточка №5

СН2 = СН – СН – С = СН2 2,3-диметилпентадиен-1,4

│ │

СН3 СН3

Карточка №6

Ch4 −Ch3 − CH − Ch3 − Ch3− CH − Ch4 2-метил-5-этилгептан

 

C2H5 Ch4

Шаростержневая модель. Работа в парах: учащимся раздается пластилин и спички. Задание: изготовить шаростержневую модель молекул этана, этилена и ацетилена.

3. Изучение нового материала. Месторождения газа и нефти в Казахстане.

Развитие нефтегазовой и угольной промышленности в Казахстане (25 мин)

Слово учителя: По запасам нефти, газа и каменного угля Казахстан относится к числу стран мира, богатых природными ресурсами. Углеводородное топливо – нефть и природный газ – являются основой развития современного общества. Казахстан превратился в страну-экспортера углеводородного топлива на мировой рынок. Послушаем доклады учащихся о месторождениях угля, нефти и каменного угля в Казахстане. (Слайды 1,2)

Доклад учащегося 1. «Каменный уголь» (слайды 3-7)

Доклад учащегося 2. «Нефть и газ» (слайды 8-12)

Доклад учащегося 3. «Природный газ» (слайды 13-16)

Слово учителя: В связи с ростом производства нефти и газа в Казахстане развиваются нефте- и газоперерабатывающие предприятия. К числу таких предприятий можно отнести нефтеперерабатывающие заводы в Атырау, Шымкенте и Павлодаре. (слайд 17)

Доклад учащегося 4. «Развитие промышленности» (слайды 18-20)

Слово учителя: Ну и, конечно, нельзя забывать и про охрану окружающей среды.

Доклад учащегося 5. «Охрана окружающей среды» (слайды 21-24)

4. Закрепление изученного материала. Решение задач (8 мин)

Задача1. Балансовый запас нефти месторождения Жетыбай 345 млн. тонн, а годовая добыча 1,3 млн. тонн. Рассчитайте на сколько лет добычи нефти хватит данного месторождения? (265 лет 4 месяца и 24 дня)

Задание2. Заполните таблицу «Знакомство с природными источниками углеводородов»

Название

Внешний вид, цвет

Агрегатное состояние

Применение

Другие признаки

5. Подведение итогов урока. Выставление оценок и запись домашнего задания (2 мин)

Д/з § 7.4 прочитать, упр. 6 стр. 159 (пис.)

videouroki.net

«Месторождения нефти в Казахстане. Переработка нефти и развитие нефтяной промышленности в Казахстане»

11 класс

Урок №26

Наименование занятия

Урок усвоения нового материала по теме «Месторождения нефти в Казахстане. Переработка нефти и развитие нефтяной промышленности в Казахстане»

Общая цель

Сформировать у учащихся целостное представление о значении нефти и продуктов нефти, и процессах переработки нефти. Создание условия выбора и развития интересов в области наук химического цикла.

Задачи:

  • Знакомство с важнейшими направлениями развития нефтяной промышленности, с общими закономерностями химической технологии, на примере переработки нефти.

  • Формирование знаний для дальнейшего применения на практике.

  • Формирование экологического мышления на практике.

Результаты обучения для учащихся

Ученики должны знать технологический процесс переработки нефти, основные продукты переработки, химизм процесса переработки нефти.

Основные идеи, отработанные на уроке

Целеполагание, групповое взаимодействие, диалоговое обучение, работа в паре, использование ИКТ, развитие критического мышления, ТиО, ОДО.

  1. Игра активити: «Атом, молекула и хаотичное движение» 1. Молекула метана (5 атомов)

  2. Молекула углекислого газа (3 атома)

Молекула ацетилена (4 атома)

Этапы урока: учебная деятельность и ключевые вопросы

(распределение времени)

Деятельность учащихся,

Ожидаемые результаты

Реакция учителя в ответ на деятельность учащихся. Что нужно учесть?

Дорогой друг! Сегодня тебе представляется возможность самостоятельно изучить новую тему. А название темы вы узнаете, отгадав загадку:

Этот углеводород, добывают круглый гол.

И потом трубопроводом

Отправляют на завод.

Отделяют керосин

Битум, газ, мазут бензин

Из мазута между прочим,

Получают парафин

Знают все и стар и млад,

Чем так ценен этот клад,

Кто сокровищем владеет

Просто сказочно –богатеет!

(Нефть)

Цель и метод оценки

Целеполагание Ребята как вы думаете цели обучения сегодняшнего урока является что? (ученики отвечают) :

  1. Игра «Байга»

Заготовлены вопросы 7-8 вопросов, по которым они буду зарабатывать баллы

Учащиеся должны быстро ответить на заданный вопрос «Да» или «Нет»

  1. Казахстан по запасу нефти занимает 12 место? Да

  2. 1999 году отмечали 100-летие Казахстанской нефти? Да

  3. При горении природного газа выделяется ВМС? Нет углекислый газ и вода

  4. Ускоритель химических процессов катализатор? Да

  5. Процесс разложения ВМС на НМС риформинг? Нет крекинг

Отметить вопросы вызванные замешательство учащихся для обработки знаний

Формативная оценка в виде жетончиков

За полный ответ Красный жетончик

Половина ответа Синий

Неполный ответ зеленый

Повторить правила работы в группе (1-2 мин), объединить учащихся в группы по посадочным местам и распределить роли.

Стратегия «Посол»

Разбор материала по учебнику (раздаточный материал, интернет) 10 минут

После пол стратегии «Посол» из каждой группы по 2 посла идут в разные группы. Для объяснения материала предоставляется каждому по 2 минуты (использовать должны ключевые слова)

Итого 6-8 минут)

Учитель контролирует работу групп, объясняет принцип работы, следит за временем. Учитель раздает дополнительные ресурсы.

Жетон получает та группа которая лучше всех взоимообъяснял и тот ученик который проявил ораторские способности при объяснений темы, то есть выявления лидерских качеств у ученика

Физ минутка «Танцующий ежик» 1 минута

Презентация.

Ученики используя полученную информацию должны в группе приготовить презентацию

Для презентации дается 10 минут

После из каждой группы должны назначить спикера и спикер защищает презентацию.

Группы оценивают содержание презентации, информативность , и локальность и четкость выступающего.

Стратегия «Две звезды –одно желание»

(взаимооценивание)

Учитель наблюдает за соблюдением правил

Должны указать недостатки при переработке нефти и предложить свою тенденцию переработки нефти.

Тестирование

Основной целью тестирования является объективная оценка степени усвоения учащимися знаний

Учащиеся индивидуально тестируются в тетради .

После тестирования Ученики взаимопроверяют друг - друга по предложенным на экране правильным ответом

Учитель наблюдает за соблюдением правил академической честности, помогает учащимся.

После тестирования Ученики взаимопроверяют друг - друга по предложенным на экране правильным ответом

Обратная связь

Стратегия «ЗУХ»

«Знаем, умеем, Хочу узнать»

Учитель контролирует регламент

Оценивание « Три хлопка в знак ободрения»

Учитель подводит итог к уроку

Источники, оснащение и оборудование: ноутбук, экран, проектор, мини-белые доски с заданиями, макеты заводов, жетоны, Формат а4

Используемые модули программы

Задание

Какие навыки развивает?

Модуль программы

Совместное целеполагание

Новые подходы в обучении, обучение критическому мышлению

Стратегия «Посол»

Знание вые навыки, развитие самостоятельно анализировать прочитанный материал, выявление главного

Новые подходы в обучении, обучение критическому мышлению

Презентация

Развитие группового взаимодействия, критического мышления диалога.

Свободное владение ИКТ на уроках. Научить извлекать нужные материалы, научить извлекать необходимые материалы из источников информации (интернет)

Новые подходы в обучении, обучение критическому мышлению

Опережающее задание

Знание вые навыки, работа с ТиО, развитие группового взаимодействия

Новые подходы в обучении, обучение критическому мышлению, ТиО, ОДО

Разминка

Воспитание ЗОЖ

Психолого-педагогические особенности преподавания с учетом возрастных особенностей

Тестирование

знание вые навыки

Использование ИКТ

На всех этапах урока задания были составлены с учетом возрастных особенностей учащихся

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КГУ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА»

РАЙОННЫЙ СЕМИНАР

урок усвоения нового материала по теме:

«Месторождения нефти в Казахстане. Переработка нефти и развитие нефтяной промышленности в Казахстане»

Подготовила и провела урок: Досмуханбет Молдир

Арыстанбеккызы

г. Зайсан

2015 г.

infourok.ru

бинарный урок химия и география "Нефтяная промышленность Казахстана" - Мой Казахстан - В помощь учителю - Учительские университеты

КГУ «Риддерский многопрофильный колледж»

Методическая разработка открытого урока

Дисциплина: Бинарный урок химия и география

Тема урока: «Нефтяная промышленность Казахстана. Нефть. Переработка нефти»

Преподаватель: химия – Китаева В.А., география – Пермякова А.М.

Группа: 15 АК

Рассмотрено: На заседании ПЦК «Естественно – математического цикла» Протокол № _____от ____________ Зав. ПЦК - Китаева В.А.

Планирование урока. Группа: 15 АК Предмет: География и химия Дата проведения урок: 23.02.16г. Тип урока: Урок усвоения новых знаний. Вид урока: Бинарный урок

Оборудование: 1) Дидактический материал; 2) Компьютер с мультимедийным проектором, 3) Презентация «Нефтяная промышленность Казахстана. Нефть. Переработка нефти». 4) Физическая карта Казахстана.

Новые понятия, термины: Нефтегазовые месторождения, нефтегазоконденсатное месторождение, консорциум, перегонка нефти ректификацией, крекинг.

Межпредметные связи: связь с производственным обучением, история.

Тема урока: «Нефтяная промышленность Казахстана. Нефть. Переработка нефти».

Цели урока: 1. Обучающая: Формировать: - естественнонаучную грамотность на основе межпредметных связей географии и химии; - знания об экономическом развитии Казахстана, о развитии нефтяной промышленности в государстве, о крупнейших нефтяных месторождениях Казахстана; - знания о физических свойствах нефти, способах ее переработки и применении. 2. Развивающая: Развивать умения и навыки: - работы с физической картой; - работы с различными источниками информации (учебник, научно- популярная литература, справочная литература, интернет – информация; - развитие устной речи; - совершенствовать навыки в составлении конспекта. 3. Воспитывающая: - Развитие коммуникативных навыков, умения сотрудничать; - привитие интереса к предметам; - привитие взаимоуважения.

Мотивация на активизацию познавательной деятельности студентов: 1. Создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы на уроке; 2. Развитие познавательного интереса студентов через: применение принципа наглядности, использование нестандартной формы урока, проблемных вопросов. 3. Формирование положительной учебной мотивации. 4. Индивидуальный подход в соответствии с психологическими особенностями каждого студента.

Методы обучения: Наглядный, словесный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, репродуктивный

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая, игровая.

План урока:

1. Организационный этап. – 3 мин 2. Подготовка учащихся к активности и сознательности усвоения знаний – 2 мин 3. Усвоение новых знаний – 40 мин 4. Проверка понимания учениками новых знаний – 10 мин 5. Информация студентов о домашнем задании и рефлексия – 5 мин.

Ход урока:

I. Организационный момент. Приветствие; выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку; готовность наглядных пособий, экран, проектор, компьютер.

1) Добрый день уважаемые гости. Добрый день ребята. Сегодня у нас необычный урок. Вам предстоит рассмотреть новый учебный материал с точки зрения предмета географии и химии. Вы должны внимательно слушать, конспектировать и запоминать полученную информацию. В конце урока мы с вами проведём небольшую практическую работу по усвоению нового материала.

II. Подготовка студентов к активному и сознательному усвоению нового материала. 1) Перед тем как записать тему урока, я хочу загадать вам загадку:

Под землёй и под водой И под вечной мерзлотой, В золотых песках пустыни - Спрятан ценный клад земной! Этот углеводород Добывают круглый год, И потом трубопроводом Отправляют на завод.

Отделяют керосин, Битум, газ, мазут, бензин Из мазута, между прочим, Получают парафин Знают все и стар и млад, Чем так ценен этот клад, Кто сокровищем владеет - Просто сказочно богат!

И что же это? Правильно это нефть. 2) Откройте тетради и запишите тему урока: «Нефтяная промышленность Казахстана. Нефть. Переработка нефти». Работать на уроке будем по следующему плану: 1. Физические свойства нефти; 2. История освоение нефтяной промышленности в Казахстане; 3. Крупнейшие месторождения нефти в Казахстане; 4. Переработка нефти; 5. Применение нефти. Исходя из плана урока, каковы цели урока? Что мы должны сегодня изучить? Сегодня мы должны изучить: 1.Физические свойства нефти, ее переработку и применение; 2. Историю освоения нефтяной промышленности в РК и крупнейшие месторождения нефти.

III. Усвоение новых знаний. 2) Ваша будущая профессия – автокрановщик и она тесно связана с нефтью и нефтепродуктами. Скажите, какие физические свойства характерны для нефти? Что это за вещество? Состав нефти разнообразен и зависит от месторождения. 1) Сейчас я хочу пригласить ребят Перфильева Н. и Харлова Е. Им было дано опережающее задание. Они нам расскажут об истории развития нефтяной промышленности в нашем государстве и подтвердят излагаемый материал презентацией. 1) Нефтяная промышленность сегодня - это крупный хозяйственный комплекс, который живет и развивается по своим закономерностям. Что значит нефть сегодня для хозяйства любой страны? Нефтегазоносные бассейны Казахстана — согласно схемы, нефтегеологического районирования по А. А. Бакирову на территории Казахстана располагаются пять выявленных и перспективных нефтегазоносных провинций. В выявленных провинциях к настоящему времени открыто более 200 нефтяных, газовых, нефтегазовых и конденсатных месторождений.

1. Прикаспийская НГП — находится в западной части страны, за горами Мугоджары. 2. Западно-Сибирская нефтегазоносная провинция — находится в северной и северо-восточной части Казахстана выше Кокшетауских гор. 3. Северо-Кавказско-Мангышлакская НГП — находится в юго-западной части Казахстана, на полуострове Мангистау и протягивается по Кавказу и до Черного моря. 4. Туранская НГП — протягивается с севера на юг, от Российской границы до Узбекистанской границы, между Мугоджар и Казахским мелкосопочником. 5. Тянь-Шань-Памирская НГП — находится в восточной части Казахстана за Тургайским прогибом.

Немного подробно остановимся на 5 самых крупных нефтяных месторождениях Казахстана 1. Кашаган — гигантское шельфовое нефтегазовое месторождение Казахстана, расположено в 80 км от города Атырау (Гурьев), в северной части Каспийского моря. Глубина шельфа составляет 3—7 м. Разработка месторождения ведется с помощью искусственных островов. Геологические запасы Кашагана оцениваются в 6,4 млрд. тонн нефти. 2) Нефть данного месторождения высококачественная, но с высоким газовым фактором, содержанием сероводорода. 2. Тенгиз — гигантское нефтегазовое месторождение в Атырауской области Казахстана, в 160 км к юго-востоку от г. Атырау. Относится к Прикаспийской нефтегазоносной провинции. Открыто в 1979 году. Прогнозируемый объем геологических запасов составляет 3,1 млрд. тонн нефти. 2) Нефть сернистая, парафинистая, малосмолистая, содержит асфальтены. 3. Узень — нефтегазовое месторождение в Мангистауской области Казахстана, на полуострове Мангышлак. Относится к Южно-Мангыстауская нефтегазоносная область. Открыто в 1961 году. Запасы нефти 1,1 млрд. тонн. Центр добычи — город Жанаозен. 2) Нефть данного месторождения обладает аномальными свойствами, которые выражаются в следующем: высокое содержание в нефти растворенного парафина и асфальтеносмолистых компонентов. 4. Карашыганак, нефтегазоконденсатное месторождение Казахстана, расположено в Западно-Казахстанской области, вблизи города Аксай. Открыто в 1979 году. Начальные запасы месторождения составляют свыше 1 млрд. тонн нефти и газового конденсата. 2) Нефть с высоким газовым фактором, содержанием сероводорода. Добыча нефти на полуострове имеет определенные трудности, обусловленные своеобразным составом нефти. Она содержит чрезвычайно много твердого вещества — парафина — и благодаря этому очень легко застывает, давая твердый осадок в трубопроводах, скважинах и даже в пласте. Добывать такую нефть очень сложно, особенно зимой, так как трубы, по которым она идет на земле и под землей, забиваются твердым веществом, и движение нефти по ним замедляется, а зачастую прекращается совсем — происходит закупорка.  5. Каламкас — газонефтяное месторождение в Мангистауской области Казахстана, на полуострове Бузачи. Открыто в 1976. Освоение началось в 1979 году. Геологические запасы нефти — 510 млн тонн в год. 2) Нефть данного месторождения относится к тяжелым, высокосмолистым (содержат до 33 % смол и 5 5 % асфальтенов) и малопарафинистым месторождениям. По классификации НИИ нефть относится к группе наиболее пригодных для производства дорожных вяжущих веществ. Характерной особенностью нефти является наличие в ней ванадия и никеля.

1)Имея достаточные запасы нефти страна имеет возможность экспортировать свою нефть. Каким же образом происходит транспортировка нефти? Транспортировка нефти Казахстана осуществляется в основном с помощью трубопроводного, а также железнодорожного транспорта. Морские перевозки рассматриваются в качестве одного из потенциальных способов сбыта казахстанской нефти по маршруту Актау - Баку (по Каспийскому морю). Чуть менее 2/3 суммарного объема экспорта казахстанской нефти осуществляется по трубопроводам, причем более 80% этого объема транспортируется через территорию России в основном по нефтепроводу Атырау-Саранск-Самара. Важным событием в истории нефтяной промышленности Казахстана стал ввод в эксплуатацию в 2001 году нефтепровода Каспийский Трубопроводный Консорциум, который является одним из приоритетных направлений экспортных поставок казахстанской нефти. Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) – крупнейший международный нефтетранспортный проект с участием России, Казахстана, а также ведущих мировых добывающих компаний, созданный для строительства и эксплуатации магистрального трубопровода протяженностью более 1,5 тыс. км. В систему КТК поступает нефть в основном с обширных месторождений Западного Казахстана, а также сырье российских производителей. Нефть транспортируется до Морского терминала компании в поселке Южная Озереевка (г.Новороссийск), где загружается на танкеры для отправки на мировые рынки.

2) Сырую нефть из скважины практически не используют в чистом виде. Ее преобразуют в необходимые человеку продукты на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ). Именно сюда сырье доставляется по трубопроводам, железной дороге или морскими танкерами, чтобы после переработки получить нефтепродукты. Какие нефтепродукты вам известны? (Бензин, авиационный керосин, мазут, дизельное топливо, смазочные масла). Кроме того из нефти получают парафин, вазелин, гудрон, битум и сырье для нефтехимических производств. Существует два способа переработки нефти: первичная - это перегонка нефти в ректификационной колонне и вторичная – крекинг (термический и каталитический). Сначала из нефти удаляют механические примеси и растворенные газы, очищают от лишней соли и воды на электрообессоливающих установках. Затем нефть делят на фракции в зависимости от температуры кипения и плотности. Этот процесс называется перегонкой. Этот интересный процесс происходит в ректификационной колонне – специальном аппарате для разделения нефти на фракции. Высота такой колонны может превышать 60 м. Нефть, нагретую в змеевике до 320-390oС, подают в колонну в виде смеси горячей жидкости и пара. Там пары тяжелых, а потом легких фракций последовательно конденсируются и оседают на специальных тарелках – их может быть от 30 до 60. В результате получают бензин (температура кипения 30-160oС), лигроин (105-160oС), керосин (160-230oС), газойль (230-400oС) и мазут, остающийся после отделения остальных фракций. Мазут до конца XIX века выбрасывали как отходы производства. Сейчас его применяют как жидкое котельное топливо или при дальнейшей его перегонки получают соляровое масло или его называют дизельным топливом; смазочные масла, парафин и тяжелый остаток – гудрон. Продувая гудрон, горячим воздухом, получают битум. Из остатков перегонки производят кокс. Выход бензина из нефти можно значительно увеличить, путем расщепления углеводородов, с большой цепью содержащихся в мазуте, на более мелкие молекулы. Крекинг – это процесс расщепления углеводородов, в результате которого образуются углеводороды с меньшим количеством углеродов в цепи.

Существует два вида крекинга – термический и каталитический.

Что вы понимаете под детонационной стойкостью? (в двигателях внутреннего сгорания детонацией часто называют взрывное горение в цилиндре. Двигатели внутреннего сгорания, рассчитаны на медленное горение горючей смеси без резких скачков давления. Быстрое сгорание смеси резко повышает давление в камере сгорания, что приводит к ударным нагрузкам на детали конструкции двигателя и быстрому выходу двигателя из строя. Топливо с более высоким октановым числом допускает большую степень сжатия и лучше противостоит детонации). Бензин и керосин называют светлыми нефтепродуктами, а остальные темными нефтепродуктами.

А сейчас я предлагаю вам просмотреть слайды и прокомментировать применение нефтепродуктов.

IV. Проверка понимания студентами новых знаний. 2) I. Фронтальная беседа: 1. Перечислите физические свойства нефти. 2. Какой процесс называется перегонкой? 3. Даете определение крекинг процессу. 4. При каких условиях протекает термический крекинг? А при каких условиях, каталитический крекинг? 5. При каком виде крекинга получается бензин с более высокой детонационной стойкостью?

II. Найдете ошибки в таблице: Бензин – светлый нефтепродукт Лигроин – темный нефтепродукт Керосин – светлый нефтепродукт Мазут – темный нефтепродукт Гурон – светлый нефтепродукт Газойль – темный нефтепродукт Дизельное топливо – светлый нефтепродукт Смазочные масла – темные нефтепродукты Битум – темный нефтепродукт Керосин – светлый нефтепродукт

1) Практическое занятие 1. Ответить на вопрос 2. Выведение на слайде таблицы, которую необходимо заполнить самостоятельно в тетрадях. (сравнительная характеристика 5 самых крупных нефтяных месторождений)

V. Информация студентов о домашнем задании и рефлексия. Сегодня на уроке мы с вами познакомились с нефтяной промышленностью Казахстана, нефтью и ее переработкой.

1) Повторить составленный конспект по нефти и ее переработке. 2)Самостоятельно найдите и изучите оставшиеся 6 крупных нефтяных месторождений Казахстана.

collegy.ucoz.ru

Разработка урока по химии "Месторождения газа и нефти в Казахстане"

Цели:

Образовательная: систематизировать и углубить знания учащихся о природных источниках углеводородов; их месторождениях в Казахстане и развитии промышленности.

Развивающая: способствовать развитию умения применять полученные знания на уроке в повседневной жизни.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природным ресурсам Республики Казахстан.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: интерактивная доска, физическая карта Казахстана, карточки, пластилин и спички

Ход урока.

1. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.

(2 мин)

2. Разминка. Повторение и проверка домашнего задания.

(8 мин)

Фронтальный опрос:

Кто создатель теории химического строения? - Бутлеров

Какова общая формула алканов? – Сnh3n+2

Как называются вещества, имеющие одинаковый состав, но разное химическое строение? – изомеры

Назовите формулу ацетилена. – С2Н2

Что получают, обрабатывая каучук серой? – резину

Какова формула этилена? – С2Н4

Как называется реакция присоединения водорода к алкенам? – гидрирование

Как называют вещества, имеющие сходное строение, но разный состав? –гомологи

Как называется реакция отщепления водорода от молекул углеводородов? – дегидрирование

Номенклатура: каждому учащемуся раздается карточка со структурной формулой углеводорода. Нужно дать название.

Карточка №1. - 6 – смотрите документ

Шаростержневая модель. Работа в парах: учащимся раздается пластилин и спички. Задание: изготовить шаростержневую модель молекул этана, этилена и ацетилена.

3. Изучение нового материала. Месторождения газа и нефти в Казахстане.

Развитие нефтегазовой и угольной промышленности в Казахстане (25 мин)

Слово учителя: По запасам нефти, газа и каменного угля Казахстан относится к числу стран мира, богатых природными ресурсами. Углеводородное топливо – нефть и природный газ – являются основой развития современного общества. Казахстан превратился в страну - экспортера углеводородного топлива на мировой рынок. Послушаем доклады учащихся о месторождениях угля, нефти и каменного угля в Казахстане. (Слайды 1, 2)

Доклад учащегося 1. «Каменный уголь» (слайды 3 - 7)

Доклад учащегося 2. «Нефть и газ» (слайды 8 - 12)

Доклад учащегося 3. «Природный газ» (слайды 13 - 16)

Слово учителя: В связи с ростом производства нефти и газа в Казахстане развиваются нефте - и газоперерабатывающие предприятия. К числу таких предприятий можно отнести нефтеперерабатывающие заводы в Атырау, Шымкенте и Павлодаре. (слайд 17)

Доклад учащегося 4. «Развитие промышленности» (слайды 18 - 20)

Слово учителя: Ну и, конечно, нельзя забывать и про охрану окружающей среды.

Доклад учащегося 5. «Охрана окружающей среды» (слайды 21 - 24)

4. Закрепление изученного материала. Решение задач.

(8 мин)

Задача 1. Балансовый запас нефти месторождения Жетыбай 345 млн. тонн, а годовая добыча 1, 3 млн. тонн. Рассчитайте на сколько лет добычи нефти хватит данного месторождения? (265 лет 4 месяца и 24 дня)

Задание 2. Заполните таблицу «Знакомство с природными источниками углеводородов»

Весь материал - в документе.

videouroki.net

Сайты Казахстана - Химия, минералы, нефтедобыча

141. Независимая экспертно-консалтинговая фирма «OPTIMUM»

Товарищество с ограниченной ответственностью «Независимая экспертно-консалтинговая фирма «OPTIMUM» создана в июне 2000 года и является комплексной научно-проектной организацией, выполняющей широкий спектр работ для предприятий нефтяной и газовой промышленности, связанных с подготовкой проектов, отчетов и рабочих программ по вопросам региональной геологии, разведки, строительства скважин, подсчета запасов, обустройства месторождений, транспортировки углеводородного сырья, охраны окружающей среды, а также оказания консультационных и экспертных услуг, связанных с вопросами недропользования. В 2009 году Компания перешла на новый уровень и произвела переименование с «Независимая экспертно-консалтинговая фирма «OPTIMUM» в «Проектный институт «OPTIMUM». llp-optimum.kz | 12 дек 2010 | Переходов: 750   

142. Нефтеперерабатывающий завод ТОО «Актобе нефтепереработка»

Нефтеперерабатывающий завод ТОО «Актобе нефтепереработка» расположен в промышленной зоне одного из наиболее экономически перспективных областных центров Казахстана - городе Актобе. Первый прием сырой нефти был осуществлен заводом в марте 2011. В апреле того же года была реализована первая партия нефтепродуктов.

Установленная мощность 1-ой очереди НПЗ по переработке нефти составляет 150 тыс. тонн в год. С вводом 2-ой очереди НПЗ в 2013 году планируется увеличение мощности до 300 тыс. тонн в год.

aktoberefinery.kz | 20 ноя 2012 | Переходов: 1019   

143. Нефтепродукты, продажа, поставки. Оборудование для Нефтебаз и АЗС

Нефтепродукты, продажа, поставки. Оборудование для Нефтебаз и АЗС www.neftebaza.kz | 25 мая 2011 | Переходов: 1604   

144. Нефть и газ Казахстана

Все о событиях в нефтяной отрасли Казахстана и Каспийского региона. www.oilreview.kz | 07 авг 2007 | Переходов: 2130 | Рейтинг: 46   

145. ОАО СНПС- Актобемунайгаз

Основным видом деятельности предприятия является добыча нефти и газа, бурение разведочных, структурных и эксплуатационных скважин, поиск, разведка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений; реализация нефти, газа и продуктов их переработки. www.cnpc-amg.kz | 11 июн 2007 | Переходов: 1997 | Рейтинг: 8   

146. Павлодарский нефтехимический завод

Павлодарский нефтехимический завод - крупнейшее в Казахстане предприятие по производству нефтепродуктов. Завод имеет уникальный набор установок, что позволяет достигать глубины переработки нефти до 85%. www.pnhz.kz | 08 мар 2008 | Переходов: 1648 | Рейтинг: 10   

147. ПК "ТЭКО"

ПК "ТЭКО" специализируются на проведении гидроочистных работ с использованием режущей способности струи воды высокого давления. Указанный метод является универсальным при гидродинамической очистке теплообменного оборудования и бойлеров, паровых и водогрейных котлов всех типов, трубопроводов теплосетей и водоснабжения, различных емкостей, резервуаров, технологических форм, наружных и внутренних сетей канализации. pkteco.kz | 22 дек 2012 | Переходов: 170   

148. Портал «Barrel.kz» - продажа и покупка ГСМ в Казахстане

Портал «Barrel.kz» предназначен для всех, чья деятельность связана с поставкой и продажей ГСМ в Казахстане: бензин всех марок, дизельное топливо, мазут, автомасла, газ. На портале работает торговая площадка по ГСМ — оптовая продажа и спрос на ГСМ. Также на портале представлен каталог предприятий, работающих в сфере производства и поставки бензина и других ГСМ. www.barrel.kz | 02 дек 2010 | Переходов: 3365   

149. Представительство Компании ENCE GmbH в Казахстане

Компания ENCE GmbH осуществляет инжиниринг, подбор и комплектацию оборудования для нефтегазовой и нефтехимической промышленности, энергетики и металлургии. При этом компания ENCE GmbH специализируется на поиске высокоэффективных, нестандартных и энергосберегающих решений. Компания также уделяет особое внимание инновациям и модернизации существующих технологий. Компания ENCE GmbH предлагает ряд инновационных разработок, имеющих промышленное применение и уже отработанную технологию, которые обеспечат ощутимый рывок в конкурентной борьбе. www.ence.kz | 16 дек 2010 | Переходов: 598   

150. Продажа сжиженного газа г. Алматы Компания LT-GAS

Товарищество с ограниченной ответственностью "LT-GAS" динамично развивающаяся компания занимающаяся сбытом сжиженного газа.

Стратегия компании - предложения на рынке продукции более высокого качества, сервис международного уровня, привлечение современных западных технологий, снижение эксплуатационных затрат, создание экологически чистых производств, высокая безопасность производства и товара.Компания LT-GAS предлагает сжиженный газ

ltgas.kz | 24 июл 2012 | Переходов: 370   

151. Промышленная очистка гидромеханическая Обслуживание трубопроводов теплообменников Компания Aqua Drill International (ADI)

Компания ADI предлагает мировые самые передовые технологии гидромеханической очистки, называемой Aqua Milling ®, доступные уже сегодня. Данная технология и методы используются исключительно компаниями ADI и не доступны для других водоструйных компаний. aquadrill.kz | 14 окт 2013 | Переходов: 204   

152. Радиология ТОО Азат Альфа Бета Гамма Групп г. Атырау

Наша компания предлагает Вам честное, открытое и взаимовыгодное сотрудничество! Мы очень требовательно относимся, в первую очередь, к себе, безупречная репутация, сформированная годами добросовестного труда, для нас превыше всего! От своих партнеров мы также требуем добросовестного подхода в ведении бизнес отношений. В данной сфере мы уверенно можем назвать себя знатоками своего дела. azatalfabetagammagrop.kz | 08 ноя 2013 | Переходов: 157   

153. Сайт Управления по добыче и транспортировке воды

Управление представляет комплекса технологических сооружений по транспортировке морской и пресной воды. Сайт ознакомит Вас приоритетными направлениями управления и рассказывает о месторождениях компании. www.udtv.kz | 04 мая 2008 | Переходов: 1156   

154. Семь Защит - Лакокрасочные материалы

ТОО «Шыгыспромкомплект» — компания, специализирующаяся на оптовой продаже лакокрасочной продукции.

На рынке лакокрасочной продукции Казахстана впервые заявила о себе в 2005году. За это время Компания установила прочные деловые отношения с ведущими заводами-производителями лакокрасочной продукции России, Казахстана, Украины, Белоруссии.

www.7z.kz | 18 ноя 2012 | Переходов: 198   

155. Син-Тео 1

Предоставляем широкий ассортимент от производителей российских и импортных технических масел и смазок, принимаем заявки на редкие виды масел. sinteo1.kz | 30 мая 2011 | Переходов: 1472   

156. Стекольный цех Елены Ворфоломеевой

Стекольный цех Елены Ворфоломеевой занимается обработкой стекла, изготовлением художественных витражей, применяя различные техники исполнения: тиффани, фьюзинг, рельефный пескоструй, художественное матирование, лакозаливной витраж. Мы занимаемся изготовлением дверей и перегородок из стекла, стеклянных полов и ступеней, а также различных предметов интерьера из стекла.

Кроме того мы занимаемся поставкой оборудования для обработки стекла, фурнитуры, цветного стекла для изготовления витражей производства КНР и США и различных расходных материалов для изготовления изделий из стекла.

www.steklodesign.kz | 20 авг 2010 | Переходов: 1296   

157. ТОО "Bapy Mining"

Товарищество с ограниченной ответственностью «Bapy Mining» - казахстанская компания, основанная в 2008г. в Республике Казахстан г. Алматы.

Директор Абдраман Ибрагимович Едильбаев, доктор технических наук.

ТОО «Bapy Mining» осуществляет деятельность в рамках Контракта на разведку и добычу железных руд месторождения Бапы в Карагандинской области РК.

bapymining.kz | 24 ноя 2012 | Переходов: 430   

158. ТОО "Caspian Eco Service"

Компания ТОО "Caspian Eco Service" занимается переработкой с возможностью дальнейшего использования и утилизацией опасных технических отходов нефтегазового производства (замазученный грунт, буровые шламы, отработанный буровой раствор). Так же компания предлагает услуги по очистке резервуаров хранения нефти (в том числе РВС, ж/д цистерн, емкостей танкеров, резервуаров АЗС) и многие другие услуги в сфере экологии. www.caspian-eco.kz | 09 авг 2013 | Переходов: 203   

159. ТОО "Caspian Engineering & Research"

ТОО «Caspian Engineering & Research» – одна из ведущих инжиниринговых компаний в нефтегазовом секторе Казахстана. Мы предлагаем услуги по научным и проектным разработкам для нефтяной и газовой промышленности, нефтехимии и нефтепереработки. www.cer-llp.kz | 14 ноя 2012 | Переходов: 277   

160. ТОО "Diagnostika NMK"

Основные направления деятельности предприятия: Диагностика неразрушающими методами контроля в нефтегазохимической и металлургической отраслях промышленности Казахстана, включая продление срока службы объектов; Обследование зданий и сооружений в зонах с сейсмичностью до 9 баллов; Разработка проектно-сметной документации. nmk.kz | 17 дек 2012 | Переходов: 169   

www.resurs.kz

Краснокиевская средняя школа Тайыншинский район

Северо-Казахстанская область

Учитель химии Гринёва Оксана Викторовна

Тема урока: Развитие нефтяной промышленности в РК и проблемы охраны окружающей среды.

Цель урока: Развитие нефтяной промышленности в РК и проблемы охраны окружающей среды.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с составом и свойствами нефти;

  • Дать представление о способах ее переработки;

  • Обеспечить восприятие и осмысление понятий: крекинг, ректификация, риформинг.

  • Показать значение важнейших нефтепродуктов для современного человека и для экономики страны в целом;

  • Познакомить учащихся с наиболее важными экологическими проблемами, возникающими при добыче, транспортировке и переработке нефти

  • Познакомить с ролью нефти в развитии событий международной жизни и РК.

Развивающие:

  • Создать условия для развития у учащихся умения анализировать результаты своей деятельности, делать выводы, сравнения, выделять главное;

  • Сформировать умения работать самостоятельно с новыми источниками информации;

Воспитывающие:

  • Способствовать развитию чувства ответственности и коллективизма через игровые и групповые формы работы;

  • Предоставить учащимся информацию о существовании профессий, связанных с добычей и переработкой нефти.

Здоровьесберегающие:

Тип урока: урок изучения нового материала

Применяемые технологии: технология сотрудничества, игровые, ИКТ, здоровьесберегающие.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Создание атмосферы сотрудничества (клубок ниток.) Ребята в кругу говорят комплимент, соседу отматывая от клубка ниточку не отрывая её. Например, у Олега приятный голос. В конце получается паутина , которую дети поднимают над головой. Учитель предлагает посмотреть на паутинку и обращает внимание ребят на то , что не смотря на то какие все мы разные мы всё равно взаимосвязаны друг с другом.

2.Постановка темы и цели урока.

Учитель. Ребята я зачитаю вам стихотворение, а вы предположите тему урока и попробуйте поставить цель.

В предгорьях древнего Урала,

Кто ведает, с каких времен,

Дремал под снежным покрывалом

Его величество – Девон.

Сменялись, падали короны,

Вражда губила племена,

В подземных кладовых Девона

Вскипала черная волна.

Ученик. Могу предположить, что речь на уроке пойдёт о нефти, а цель нашего урока развитие нефтяной промышленности в РК.

3.Актуализация знаний.

Учитель. Так как эта тема для вас не является новой давайте вспомним всё что вы знаете по этой теме. Сейчас мы с вами примерим 4 из 6 шляп критического мышления (работа в парах.)

Ученики. Белая шляпа (атистическая) только факты по теме.

Слово “нефть” появилось в русском языке в XVII веке и происходит от арабского “нафата”, что означает “извергать”. Так назвали в IV–III тыс. до н.э. жители Двуречья – древнего очага цивилизации – маслянистую через легковоспламеняющуюся жидкость, которая действительно иногда извергается на поверхность земли в виде фонтанов. Сейчас на его территории располагаются крупнейшие нефтеперерабатывающие страны Ирак и Кувейт. Промышленная добыча нефти ведётся с 1859 года в Казахстане с 1899 месторождение Карашунгул. Переработку нефти впервые начали братья Дубинины на Кавказе.

1913 год Бёртон разработал технологию термического крекинга. 1936 год инженер Гудри разработал технологию каталитического крекинга. По запасам нефти РК входит в число 15 ведущих стран мира. В Казахстане месторождения находятся на территории 6 из 14 областей. Это Актюбинская, Атырауская, Западно-Казахстанская, Карагандинская, Кызылординская , Мангыстауская. Наиболее разведанными запасами нефти обладает Атырауская область на территории, которой более 75 месторождений. Крупнейшее из них Тенгизское. В Мангыстауской области свыше 70 месторождений в эксплуатации находится меньше половины. Большинство из них на поздних стадиях разработки.

Жёлтая шляпа (положительная.)

В состав нефти входят более 150 различных углеводородов. В зависимости от месторождения нефть имеет различный качественный и количественный состав. Нефть это бесценный дар природы. Значение нефти в нашей жизни велико. Именно поэтому её называют чёрным золотом жидким золотом кровью индустрии. С отдалённых времён люди применяли нефть в лечебных целях в строительстве и в военном деле. Египтяне употребляли нефть при изготовлении особых составов для бальзамирования трупов. В наши дни это сырьё для химической промышленности. Из нефти получают парафин для свечного и спичечного производства, вазелин для медицины, бензол и толуол для производства взрывчатых веществ, гудрон для пропитки шпал, нефтяной кокс для отопления. Великий ученый Д.И.Менделеев ясно понимал, каким прекрасным материалом для различных химических производств является нефть и нефтепродукты, и бросил свою знаменитую фразу: “Нефть не топливо! Топить можно и ассигнациями”. Мы считаем, что этим он подчеркнул значимость нефти.

Чёрная шляпа (негативная.)

Ну, может промышленная добыча нефти и ведётся с 1859 года. Но нам известно, что добывать нефть начали ещё в 1745 году. И если поначалу казалось ,что нефть приносит людям только выгоду, то оказалось что её использование имеет обратную связь. Более 2 млрд. тонн нефти попадает в море. Больше всего страдают от нефти птицы, особенно когда загрязняются прибрежные воды. Нефть склеивает оперение, оно утрачивает теплоизолирующие свойства, и, кроме того, птица, выпачканная в нефти, не может плавать. Птицы замерзают и тонут. Даже чистка перьев растворителями не позволяет спасти всех пострадавших.

Для того чтобы отмыть одну птицу, покрытую нефтяной плёнкой, требуется два человека, 45 минут времени и 1,1 тысяч литров чистой воды.

Подсчитано, что 200 тыс. т нефти достаточно, чтобы превратить все Балтийское море в биологическую пустыню. Нефть и нефтепродукты попадают в океан при разведке и добыче, при аварии судов и сливе балластных вод танкерами. Нефтяная пленка на поверхности воды нарушает обмен тепла, влаги и газов между водной средой и атмосферой, в результате нарушается биологическое равновесие водоема. Страдают от нефтяного загрязнения и обитатели морей и океанов: 1 л разлитой нефти загрязняет приблизительно около 40 тыс. л воды. На этом участке гибнет планктон – основной продукт питания многих водных обитателей, молодь рыб и другие водные животные. Растворимые компоненты нефти очень ядовиты, часто они становятся причиной гибели морских птиц, отрицательно влияют на пищевые качества мяса морских животных.

Красная шляпа (эмоциональная).

Нам попалась красная шляпа и если честно мы немного опешили. Как выразить эмоции по данной теме? Поэтому мы решили, что лучше всего эмоции передают стихотворения. Так как в интернете их много наше мнение разделилось, поэтому мы зачитаем оба понравившееся стихотворения.

Черная нефть струится,

Плещет тайги прибой,

И ощущают ноздри

Запах ее огневой

Нефть – это ярость света,

Ветра напор у виска.

Нефть – голубая ракета,

Рвущаяся в облака.

Нефть, нефть, нефть – черное ты злато,

Коль с тобой поладим, заживем богато.

Много ты умеешь, ты сердца волнуешь,

Ты людей согреешь, ты людей обуешь.

Видно, от природы сильной ты породы:

Двигаешь машины, фабрики, заводы.

В сердце полыхала яркая зарница,

Ты поля вспахала, где растет пшеница

Нaши души греешь и горишь ты жарко

Ты весь день чернеешь, ночью светишь ярко,

Ты в стихах воспета, как же не гордиться!

Дай своим поэтам песней насладиться

Учитель. Молодцы . Перед уроком вы получили геометрические фигуры .Сейчас я попрошу вас объединиться в две группы согласно фигурам треугольники в одну группу а квадраты в другую. Сейчас составляем кластеры. Посмотрите каждый под свой стул там должно быть задание .

И так первая группа кластер на тему «фракции нефти и переработка мазута», вторая группа на тему «продукты переработки нефти».

(Защита кластеров.)

Ребята сейчас вы должны оценить работу соседней группы. Давайте определим критерии, по которым вы будете оценивать как кластер, так и выступление. (Дети определяют, критерии записываем на доске все предложенные).

1.Соответствие темы.

2.Доступность.

3.Аккуратность

4.Творческий подход.

5.Индивидуальность.

4. Изучение нового материала.

И так вы хорошо поработали, над пройденным материалом посмотрим, как вы справитесь с новой темой.

В классе на стенде были вывешены задания по новой теме. Вы должны были самостоятельно разбиться на группы и выбрать себе задание. Сейчас сядьте, таким образом, как вы готовили задание. ( работа в группах.)

1 группа

Мы рассматривали возможные перспективы развития нефтяной промышленности РК. Изучив, данные АО КазМунайГаз и Агентства по статистике РК мы пришли к выводу, что перспективы поисков нефти и газа связываются и с неизученными глубокопогруженными структурами в Прикаспийской впадине, Приаралье. Открытие в 2000 году Кашаганского месторождения на севере Каспия, в котором по прогнозам запас составляет 2,02 млрд. тонн, уже названо самым значительным событием в мировой практике за последние 30 лет. Изучив, данные статистики мы думаем, что каждое нефтегазовое месторождение должно рассматриваться как целостная система развития предпринимательства: от сферы современных бытовых услуг и до самого передового инженерного и программного обеспечения. Тем более если рассмотреть добычу нефти по годам, то в этом случае наблюдается только прирост и на 2013 год прогнозировалось только увеличение получаемого продукта. Добыча нефти 2012 году в Казахстане составила 70 млн. тонн. Из них Тенгизе — 17,3 млн., Карашыганаке — 11 млн., Узене — 6,5 млн., Жанажоле — 6,3 млн., Кумколе — 5,8 млн., Каламкасе — 4,2 млн., Каражанбасе — 2 млн., Кенкияк-надсолевой — 2 млн., Северное Бузачи — 1,8 млн., Жетыбае — 1,2 млн., Каракудуке — 1,2 млн., Алибекмоле — 0,4 млн., Кожасае — 0,3 млн., Асаре — 0,2 млн., Тасбулате — 0,1 млн. и другие. На основании этих данных мы решили составить свой план –прогноз на ближайшие 30-40 лет о перспективах развития нефтяной промышленности РК. Мы думаем, возможно, произойдут следующие изменения:

1.Стабилизируется рост потребления продукта.

2.Увеличится доля новых технологий для производства энергии.

3.Увеличится масштаб и стоимость транспортировки.

4.Возрастёт эффективность использования.

5. Увеличится доля альтернативных источников энергии (атомная), нетрадиционных ресурсов (солнечная, энергия ветра.)

2. группа

Наша группа занималась изучением способов очистки водоёмов от нефти. Мы нашли 5 разных способов очистки, причём в каждой стране это происходит по-разному.

Франция.

Создана специальная центрифуга марки „Циклонет". Она устанавливается на самоходной портовой барже вместе с группой насосов, которые собирают с поверхности воду вместе с пленкой нефти. Попадая затем во вращающиеся барабаны устройства, смесь быстро разделяется, производительность 200 M/ч.

Швеция.

Здесь специалисты для очистки морских вод от нефти предлагают использовать старые газеты, куски обертки, обрезки с бумажных фабрик. Все это измельчается на тонкие полосы длиной 3 мм. Брошенные на воду, они способны впитать в себя 28-кратное количество нефти по сравнению с собственной массой. Затем топливо из них легко извлекается прессованием.

Англия.

Учёные установили, что хорошие результаты дает применение диспергаторов – особых веществ, связывающих нефть; обработка нефтяных пленок железным порошком с последующим собиранием „опилок" магнитом.

США.

Здесь большие надежды возлагаются на биологическую защиту: в лабораториях фирмы „Дженерал электрик" (США) создан супермикроб, способный расщеплять молекулы УВ.

Россия.

Русские ученые установили, что некоторые жители морей вовсе не страдают от нефтяного загрязнения. В Каспии, например, живет моллюск – кардиум. Это крошечное существо, получившее свое название за сердцевидную форму раковинки, играет важную роль в очистке морской воды, добывая себе, таким образом, и пищу, и кислород для дыхания.

      1. группа.

А у нас было задание подготовить рубрику “Знаете ли вы, что…”:

Мы нашли несколько интересных фактов из истории развития нефтяной промышленности. И так “Знаете ли вы, что…”:

... есть выражение “кубик с трубкой Ломоносова”. Это первый перегонный аппарат или куб, который изобрел М. В. Ломоносов. Сейчас в нефтетехнологических лабораториях для перегонки нефти применяют кубы тех же размеров; этот “куб” является моделью современной установки. Модель хранится в Историческом музее в Москве.

... единственный музей нефти находится в Лениногорске. Музей действует уже более 30 лет.

... баррель 159 л = 159 дм – единица измерения нефти на мировом рынке. У нас добытую нефть измеряют в тоннах, в батманах (1 батман – 3,5 кг).

... в 1897 г. Рудольф Дизель изобрел двигатель внутреннего сгорания. Высокое давление в топливном насосе и мелкие отверстия форсунки дизельного мотора дают возможность использовать более тяжелые углеводороды в виде топлива. Эту фракцию углеводородов называют дизельным топливом.

... есть различные теории происхождения нефти. Теория происхождения нефти из органических веществ является общепризнанной. Основоположником этой теории является М.В.Ломоносов, а И.М.Губкин глубже развивал это направление.

Молодцы, а теперь давайте вернёмся к началу урока и вспомним, какую цель вы себе поставили, посмотрите на экран и сравните с моей целью.

Совпадают ли наши цели?

Достигли ли мы поставленную цель?

Оцените каждый свою работу на уроке объясните поставленную оценку.

( обсуждение).

5.Рефлексия

Ну а теперь я бы хотела узнать ваше мнение о сегоднешнем уроке поэтому прошу вас ответить на следующие вопросы.

1.Меня удивило…

2.Было интересно…

3.Мне не понравилось…

4.Я не когда не слышал, а сегодня на уроке узнал что…

6.Домашнее задание.

Подготовиться к обсуждению концепции Природа-Общество-Человек.

Написать эссе на тему: «Можно ли обойтись без нефти».

doc4web.ru