Это интересно. Нефть в оаэ нашли в


почему казахстанцы живут в бедности, а жители ОАЭ — в роскоши

Правда об ОАЭ, неизвестная казахстанцам

С точки зрения обывательской логики, если Казахстан входит в список самых богатых нефтью стран мира, то и уровень жизни здесь должен быть таким же, как в Объединенных Арабских Эмиратах. Правда, знают наши граждане об Эмиратах не так уж и много.

Среди многочисленных мифов об этой стране, бытующих в нашем обществе, наиболее популярны следующие:

коренные жители ОАЭ могут позволить себе вообще не работать, потому как их содержит государство,

старики имеют баснословные пенсии,

каждый ребенок при рождении получает в подарок депозит на 50 (100, 200) тысяч долларов.

В общем, не жизнь, а сплошная сказка… Но на самом ли деле жизнь граждан ОАЭ столь беззаботна?

Развенчание мифов

Сергей Домнин, руководитель программы ИМЭП, считает, что идеализировать уровень жизни в ОАЭ не стоит:

– Прежде всего хотелось бы развеять миф, что наша страна обладает сопоставимыми с ОАЭ или Саудовской Аравией запасами нефти.

По оценке BP 2014 года, общие доказанные запасы нефти в Казахстане оценивались в 30 млрд баррелей. Это больше, чем у Бразилии, Мексики, Эквадора и Норвегии. Но в сравнении с запасами, которыми располагают страны Персидского залива, они выглядят не столь выдающимися: ОАЭ – примерно 98 млрд баррелей, Кувейт – 101 млрд, Ирак – 150 млрд, Саудовская Аравия – 267 млрд.

Запасы нефти в Казахстане более чем в 3 раза меньше, чем в Эмиратах

Пойдем дальше. По данным американского минэнерго, в 2016 году уровень добычи в нашей стране составил около 1,7 млн баррелей нефти и конденсата в сутки, тогда как в Эмиратах ежесуточно добывали 3,1 млн баррелей.

Казахстан производит вдвое меньше

А сколько денег мы получаем за экспортируемую нефть? Тут на помощь приходят данные Международного торгового центра при ВТО. В том же 2016 году

ОАЭ экспортировал нефти и нефтепродуктов на 33 млрд долларов, Казахстан – на 22 млрд

Самое время задать третий вопрос: насколько наши экономики зависят от добычи и экспорта углеводородов? И здесь мы придем к неожиданному выводу.

В товарном экспорте РК на неуглеводородную составляющую приходится 39,6%, в Эмиратах — 89,0% (данные 2016 года)

Другая экономика и население в 2 раза меньше

Достаточно высокая сложность экономики ОАЭ обеспечивает и высокий уровень экономического развития. При том, что население Эмиратов вдвое меньше, чем в Казахстане.

ВВП этой страны превосходит наш в 2,5 раза. Соответственно и подушевой ВВП выше казахстанского почти в 5 раз

Однако как эти замечательные валовые показатели конвертируются в уровень жизни населения? Тут преимущество Эмиратов не столь очевидно.

По оценке Всемирного банка, ожидаемая продолжительность жизни в ОАЭ в 2016 составляла 77,5 лет, в РК — 72 года. Государственные расходы на здравоохранение в ОАЭ находились на уровне 2,64% к ВВП, в Казахстане – 2,37%. Разрыв несущественный.

Данных по индексу GINI (он показывает степень имущественного расслоения в обществе) по странам залива, к сожалению, нет. И это не случайно…

Идеализировать уровень жизни в ОАЭ не стоит:

исследователи отмечают высокую степень социального и гендерного неравенства в Эмиратах

Возвращаясь к индексу GINI… Если сравнивать с другими петростейтами, у нас этот показатель находится на уровне Норвегии (26,5 в РК и 26,8 в Норвегии – данные 2014 года).

Какие выводы из всего этого должны сделать мы?

Во-первых, нам надо избавиться от мифа, что нефть – достаточное условие благополучия в долгосрочной перспективе. Мы на своем опыте убедились, что это не так.

Опыт ОАЭ показывает, что успех обеспечивает последовательная промышленная политика, ориентированная на сравнительные преимущества страны — удачное географическое положение (выход в мировой океан) и доступные энергоносители.

Во-вторых, Эмираты – это источник уникального опыта не только диверсификации экономики и создания свободных экономических зон, но и создания международного финансового центра. И этот опыт сейчас перенимает МФЦ “Астана”.

Впечатляющие результаты диверсификации экономики

Сергей Смирнов, экономист, уверен, что экономика страны не может стоять только на нефтяных вышках»:

– Благосостояние казахстанцев часто сравнивают с возможностями граждан ОАЭ. Дескать, главный источник доходов той и другой страны – нефтяные месторождения, но уровень жизни резко различается.

Да, уровень жизни граждан ОАЭ действительно высок, но только граждан – а это лишь 1,7 млн человек из 9,2-миллионного населения ОАЭ.

Информация о банковском счете с депозитом в 50 (100, 200) тыс. долларов на каждого ребенка сайтом правительства Абу-Даби не подтверждается.

Однако в рамках социальной политики граждане Эмиратов получают широкий спектр льгот и субсидий. К примеру, все они пользуются бесплатным и качественным медицинским обслуживанием, имеют бесплатное образование.

Более того, при желании студенты получают гранты на обучение в любом университете мира. При этом после окончания учебы они не обязаны возвращаться на родину.

При достижении 21 года каждому гражданину (мужчине) предоставляются земельный участок и средства на постройку жилья. Также молодая пара может получить заем (около 120 тыс. долларов), который после рождения третьего ребенка считается погашенным.

Коммунальные услуги практически бесплатные, поскольку госдотации покрывают около 90% их стоимости

Пенсионный возраст для мужчин – 55 лет, для женщин – 50 лет.

При базовом размере пенсии почти в 3 тыс. долларов пенсионные начисления составляют около 80% последнего дохода гражданина Эмиратов. Для обеспечения себя такой пенсией хватает 20 лет трудового стажа.

ОАЭ процветает благодаря дешевой рабсиле

Коренные жители получают зарплату примерно в 10 тыс. долларов и как правило работают в правительственных учреждениях, органах правосудия, входят в советы директоров международных экономических и финансовых организаций.

В частности, не менее 51% акционерного капитала любой коммерческой компании, учрежденной в стране, должно принадлежать резидентам Эмиратов.

ОАЭ были образованы в 1971 году, тогда основой их экономики была добыча нефти (доказанные запасы которой сопоставимы с российскими).

За прошедшие годы страна добилась впечатляющих результатов в диверсификации экономики:

если в начале 1980-х экспорт нефти составлял 73% от ВВП страны, сегодня он не превышает 8% от ВВП

Все остальное – это туризм, недвижимость и торговля. Когда-то полностью нефтяная страна, сегодня ОАЭ – крупнейший финансовый и торговый центр, оффшор, транспортный хаб.

Не только нефть

За всей этой трансформацией просматривается понимание, что экономика страны не может стоять только на нефтяных вышках

Таким образом, все блага граждан ОАЭ оплачиваются не только доходами от нефти, но и трудом работающих там иностранцев, которые составляют около 85% всей рабочей силы страны.

Фактически все современные объекты – насыпные острова, морские порты, НПЗ, торговые центры, дороги, опреснительные заводы – созданы руками экспатов.

Арабские – только деньги. Проекты создавали европейцы и американцы, рабочие руки – из Южной Азии.

Даже дети приучены к тому, что за ними убирает прислуга

Сегодня Эмираты – сплошная свободная экономическая зона. Беспошлинный ввоз и вывоз товаров развивает торговлю. Государство получает деньги от системы косвенных налогов.

В стране нет НДС, налога на доходы физических лиц, корпоративного и подоходного

Основные налоги собираются с четырех сфер деятельности: добычи нефти, банковского сектора, недвижимости и торговли.

Так, иностранные компании, занятые в производстве углеводородного сырья, облагаются налогом, который определяется соглашениями между компаниями и правительством Эмиратов в индивидуальном порядке.

Он составляет примерно 55% от операционной выручки. Отделения иностранных банков тоже облагаются налогом (около 20% от операционной прибыли).

Все процветание ОАЭ построено на дешевой иностранной рабочей силе.

А что мы имеем в Казахстане?

Коррупцию, деиндустриализацию, постоянно девальвируемую валюту, дорогие кредиты, спекулятивную финансовую систему, низкие инвестиции в несырьевой сектор экономики, высокие налоги, олигополистическую сырьевую экономику.

Казахстан превратился в источник ресурсов для Европы и Китая

Сравнение Казахстана и ОАЭ приводит к выводу, что не может быть ни устойчивой, ни развитой страна, на просторах сырьевой экономики которой бродит почти 9 млн человек экономически активного населения. С падающими реальными доходами.

rezonans.kz

Россия нашла нефтяные "Арабские Эмираты" в Карском море. "Партнёры" уже мобилизуют "Greenpeace"

На участке «Восточно-Приновоземельский-1» шельфа Карского моря «Роснефтью» было открыто нефтегазоконденсатное месторождение, запасы только первой «ловушки» которого оцениваются в 100 млн. тонн нефти и 338 млрд. кубометров газа. Особо подчёркивается то, что нефть в этом месторождении Карского шельфа сверхлёгкая и по составу близка сорту Siberian Light.

Месторождение было исследовано благодаря успешному бурению арктической скважины «Университетская-1». Это самая северная скважина в мире, располагающаяся в 250 км от материковой части России. Общая глубина скважины составляет около 2113 м.

Глава «Роснефти» Игорь Сечин:

Могу проинформировать вас об открытии первого нефтегазоконденсатного месторождения в новой Карской морской провинции. Получена первая нефть. Эта прекрасная лёгкая нефть (...) Это уникальный результат при первом поисковом бурении на шельфе на абсолютно новом месторождении. Это наша общая победа, в её достижении участвовали наши друзья и партнеры из ExxonMobil, Nord Atlantic Drilling, специалисты Schlumberger, Halliburton, Weatherford, Baker, Trendsetter, FMC. И мы хотим назвать это месторождение «Победа».

 

После проведённого «Роснефтью» анализа выяснилось, что общие запасы сырья в структуре «Университетская-1» (участок «Восточно-Приновоземельский-1») составляют около 1,3 млрд. тонн нефтяного эквивалента (н.э.) Если говорить о запасах всех трёх «Восточно-Приновоземельских» участков, то они просто колоссальны. По самым скромным подсчётам это около 87 млрд. баррелей лёгкой нефти.

В «Роснефти» говорят, что такая ресурсная база Карского шельфа по своим объёмам сопоставима со всей нынешней ресурсной базой Саудовской Аравии и превосходит объёмы нефтегазоконденсатных месторождений Мексиканского залива и арктического шельфа Канады и Аляски. Ну, сопоставление с ресурсной базой Саудовской Аравии несколько преувеличено, если учесть, что у Эр-Рияда примерно 260 млрд. баррелей в активе, а вот с Кувейтом или ОАЭ сопоставлять «карскую копилку» вполне можно. 

Получается, что Россия в Арктике открыла свои нефтяные «Арабские Эмираты», и все ресурсы этих месторождений по праву принадлежат именно Российской Федерации. 

Трансформируя указанные объёмы в денежный эквивалент при учёте нынешней стоимости барреля нефти (97-98 долларов), можно получить сумму примерно в 8,5 трлн. долларов — астрономические значения, одно только упоминание которых тут же приводит к нервному закусыванию губ «друзьями России». 

Спустя буквально сутки после известий об открытии и исследовании месторождений на участке «Восточно-Приновоземельский-1» «друзья России» решили сделать первый шаг, чтобы Россия по поводу случившегося не впадала в особую эйфорию. Для этого к делу решили привлечь одну очень известную своей избирательностью по отношению к защите природы организацию. Это Greenpeace. На сайте Гринпис появилась статья, в которой выражается «серьёзная обеспокоенность» тем, что Россия начинает работу по освоению арктического месторождения.

Гринпис:

Гринпис заявляет, что государственному нефтяному гиганту рано праздновать победу в Арктике. Компании придется разрабатывать это месторождение в самых суровых в мире климатических условиях, в которых даже более технологически подготовленные компании уже потерпели неудачу, а любая ошибка может вызвать катастрофу.

Перевод с гринписовского на русский: эй ты, Россия, остынь! Какие ещё триллионы долларов?! Мы сделаем всё, чтобы «любая ошибка» во время таки состоялась, как в своё время хотели сделать на «Приразломной»... С животной любовью к тебе, защитник твоей природы - Greenpeace.

Ситуацию отдельно комментирует руководитель энергетической программы Greenpeace РФ г-н Чупрунов:Добывать нефть с глубины в 100 метров в течение четырёхмесячного периода, когда море свободно ото льда, посреди айсбергов, в условиях штормов, на участке, окруженном хрупкими заповедными зонами, где дикая природа находится под охраной, – эти планы выглядят поистине безумной затеей. (…)

Этот проект является рискованным и потому, что он жизнеспособен только при массированной поддержке государства, которое освобождает его от большинства налогов на исключительно длительный период. Мы считаем, что гораздо более мудрым было бы вкладывать государственные средства не в мега-проекты в советском стиле, а в инновационные технологии, обеспечивающие энергоэффективность, которые способны сэкономить для России больше средств, чем принесет добыча арктической нефти, а также помогут сохранить климат.

Ну, конечно же забота о климате... О чём же ещё?.. «Фукусима», тоннами сливающая радиоактивную воду в океан — нормально; выход Канады из Конвенции ООН по изменению климата — отлично; нератифицированный Киотский протокол парламентом США — тоже замечательно. И тут, понимаешь, Гринпис решил вспомнить о дикой природе, сохранении климата и даже инновационных технологиях Российской Федерации.

Понятно, что в ближайшем будущем одними «гринписовскими» озабоченностями дело не ограничится. Ведь все российские «партнёры» после аналитических выводов «Роснефти» о ресурсной базе Карского шельфа осознали, что Россия с нынешнего 6-7 места по уровню разведанных запасов нефти автоматически (и главное — официально) переходит в первую тройку нефтевладельцев мира. Впереди только Венесуэла (около 295 млрд. баррелей) и Саудовская Аравия (260 млрд баррелей). У России вместе с карскими богатствами теперь около 175 млрд. баррелей.

Очевидно, что один только факт вхождения России в первую тройку стран мира по уровню запасов нефти при одновременной второй позиции России по уровню добычи «чёрного золота» (первое — у Саудовской Аравии) даёт государству дополнительные рычаги на мировом нефтяном рынке. Конечно, инновации — перспектива хорошая, но ведь было бы реально глупо в нынешних условиях давления на Россию взять и отказаться от использования нефтяных рычагов. Уж по меньшей мере, не зазорно. Такого резкого отказа, способного похоронить российскую экономику, от Москвы ждут "партнёры". Но вот только отказываться явно никто не собирается, а потому стоит ожидать новых «партнёрских» провокаций в отношении российского нефтегазового сектора, с помощью которых (провокаций) будет сделана попытка реализовать политику сдерживания страны, играющей более чем существенную роль в мировой энергетике. 

Но жажда политических провокаций — одно, а реальная заинтересованность иностранного бизнеса в инвестировании в столь прибыльный «Карский проект» - совсем другое. Будет любопытно понаблюдать за тем, чья же возьмёт: экономический прагматизм зарубежного бизнеса или политические тараканы в головах западных чиновников, никак не способных избавиться от бациллы Холодной войны.

 

 

 

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

zagopod.com

40 лет назад в Арабских Эмиратах еще ничего не было / ОАЭ / Интересные факты / Статьи -

40 лет назад в Арабских Эмиратах еще ничего не было. Вся страна была голой пустыней, в которой росли чахлые кустики колючек, бродили высокомерные верблюды, и временами встречались кочевники, присматривающие за этими верблюдами. Да на берегу залива в маленьких хижинах жили рыбаки. Вот и все. По сути дела и самой страны еще не было. Было 7 самостоятельных эмиратов, каждый из которых управлялся своим шейхом. Кроме того, в то время Эмираты были еще под властью англичан, которые правили там до 1970 года, когда их теперь уже бывшая колония получила независимость.

Все изменилось в 1958 году, когда англичане нашли в Эмиратах нефть. Сначала они пользовались ей сами, а после 1970 года она перешла во полное распоряжение арабов. С этого момента и началось процветание.

Прежде всего отдельные эмираты объединились в единое государство, состоящее из 6 княжеств - Умм-эль-Квейн, Аджман, Шарджа, Дубаи, Абу-Даби и Фуджейра, годом позже к ним присоединился Рас-эль-Хайм. Несмотря на то, что каждый эмират по-прежнему управляется своим собственным шейхом, столицей объединенного государства является Абу-Даби, а президентом - шейх Заед. Поэтому почти в каждом эмирате можно увидеть фотографии местного шейха рядом с изображением главного правителя страны. Его тут кстати все очень любят. Правда есть за что. Именно по его воле все коренные жители эмиратов живут припеваючи. С рождения каждый из них получает круглую сумму на счет в банке, которая к моменту его совершеннолетия превращается в еще более круглую.

Каждый имеет право на бесплатное, за счет государства, обучение в любом университете мира. В стране предусмотрено огромное количество пособий на все случаи жизни - на рождение ребенка, на свадьбу, на строительство, скидки на коммунальные платежи, на бензин. Всего не перечислишь. В общем можно не работать. Что многие из них и делают. А уж если эмиратец устраивается на военную службу или в полицию, то жизнь становится и вовсе прекрасна - кроме зарплаты, ему причитаются всевозможные подарки, машина, например. Так что коренной народ живет здесь очень хорошо. Правда, такому благоденствию, вероятно, скоро придет конец: наследный принц, сын престарелого Заеда, предполагает начать свое правление с полного отделения Абу-Даби от ОАЭ, а поскольку это крупнейший среди семи эмиратов поставщик нефти, то остальным придется серьезно урезать свои социальные программы.

Но коренного населения в стране всего около 35%, остальные - приезжие из соседних арабских и не арабских государств. Очень много народа из Судана, Ливии, Ирака, Ирана, Индии, Бангладеш, почему-то много корейцев. В общем-то им в Эмиратах тоже неплохо - они обеспечены работой, жильем. Только вот гражданство никогда не получат. По мировым традициям, человек, проработавший в какой-либо стране 15 лет, автоматически получает гражданство этого государства. Но только не в Эмиратах. Здесь для людей, проживших в стране 14,5 лет, виза закрывается навсегда. Смешанные браки - тоже из области фантастики, на регистрацию такого брака не пойдет ни одно государственное учреждение. Поэтому многие приезжают в Эмираты на заработки, вовсе не имея целью остаться здесь навсегда.

Местных и приезжих арабов, особенно женщин, всегда можно различить по одежде. Коренные эмиратки при любой погоде ходят закутанные в черный халат и черный же платок. Иногда на лицо одевается еще металлическая пластинка, закрывающая среднюю часть лица. В таком наряде у женщины видны только глаза. Но это только на улице. Дома или в местах, где собираются только женщины, черные покрывала снимаются. Под ними женщины обычно носят цветные, расшитые платья. Чем более украшено платье, тем оно дороже. Украшают обычно вышивками из золота и серебра, драгоценных камешков. Иногда получается очень красиво. Если еще учесть, что все женщины носят огромное число объемных украшений - колец, цепочек, браслетов, пользуются довольно яркой косметикой, то картинка получается очень красочной. Но глядя на закутанную в черное фигуру, скромно опустившую глаза, трудно предположить все это великолепие.

Женщины из других стран одеваются очень по-разному. Некоторые ходят также в черном халате, но могут позволить себе цветной платок. А кто-то и халат одевает поярче. Один раз мы видели в Дубаи девушку в черном приталенном (!) халате, немного расшитом серебром, из-под которого выглядывало красное платье. Вероятно, по местным меркам, это была очень нарядно одетая девушка. Девушки-кореянки ходят почти по-европейски, могут даже футболку с коротким рукавом одеть. Индианки - кто как. Но встречаются и в сари - своих национальных одеждах. Ну а европейские туристки одеваются кто во что горазд. Некоторые, помня, что они все-таки в мусульманской стране, носят длинные юбки и рубашки с длинным рукавом. А кто-то одевает топик на тонких лямках и коротенькие шорты.

Мужчины-арабы ходят в основном в белых халатах-кондурах и платках-агалах. Платок, правда, может быть не только белым, но и красным в белую клетку. И обязательно черный шнурок, удерживающий всю эту конструкцию на голове. Невидная на первый взгляд, но, как оказалось, немаловажная деталь - шапочка, одевающаяся под платок. Вообще такой простой головной убор - шапочка, платок, шнурок - выбрать очень не просто. Каждая из частей туалета имеет множество вариантов, различающихся размером, тканью, дизайном, оформлением, качеством, наконец. Поэтому, решив купить Денису сувенир на память, мы провели в магазине довольно много времени, примеряя различные шапочки и платки - шнурок выбрался сразу. Зимой мужчины утепляются, одевают не белые, а светло-голубые или кремовые халаты.

Эмираты умеют удивительно меняться. Вот, например, Дубаи во время Рамадана. Днем это обычный восточный город, с узенькими улочками, заставленными лотками со всевозможными товарами, небольшими магазинами, продавцы которых зазывают прохожих зайти внутрь. В воздухе стоит запах благовоний и немытых тел. Кое-где спят люди, свернувшись на тележке, в которой привезли товар или прямо на мешках. Большинство людей одеты в халаты, мужчины в белые, женщины в черные. Вечером же Дубаи становятся настоящим европейским городом. Светящиеся небоскребы, поднимающиеся на набережной и отражающие своими стеклянными стенами огни соседних зданий. Открываются кафе и рестораны. Тысячи людей выходят на улицу погулять или посидеть в кафе. Появляется гораздо больше по-европейски одетых людей. Впрочем за столиками встречаются и коренные арабы с женой и детьми. На улицах светло, шумно, как-то по-европейски свободно и весело. Словно ты не в Эмиратах, строгой мусульманской стране, а, например, где-нибудь в Хельсинки.

Но Дубаи - большой город. Если вечером приехать в обычное поселение у дороги (в нашем понимании, это сложно назвать городом, но и деревней тоже не назовешь, наиболее подходит английское settlement, отдаленно напоминающее русское "поселок"), то картина будет другой. Здесь тоже светло, тоже открыты кафе. Но нет впечатления, что ты в Европе, лишь несколько напоминает Кипр. Люди в халатах сидят за древними пластиковыми столиками у какой-нибудь развалюхи с надписью "кафе" или просто на табуретках у двери магазина. Владельцы магазинов радиотехники любят выставлять товар на улицу, а т.к. их основной товар - это очень старые, но работающие телевизоры, то вокруг них тоже собирается кружок арабов, для которых вечер - это святое время для общения с друзьями и знакомыми. Встретить в таком поселении европейца довольно сложно.

Поэтому, когда мы, возвращаясь в отель, выходили в таких городках, чтобы зайти на рынок или в магазин, на нас смотрели с большим удивлением. Здесь девушкам надо быть особенно аккуратными в одежде - в больших городах люди привыкли к обнаженным плечам и ногам, а в маленьких глухих местах лучше одеть что-то закрытое. Я ходила в длинных свободных брюках и рубашке с длинным рукавом, но проходя по рынку, я прямо-таки сжималась от взглядов. Кстати, взгляд у арабов очень тяжелый. Даже если он просто смотрит на тебя, то складывается впечатление, что ты нанес ему смертельную обиду, и в данный момент он обдумывает план мести. Но, как нам было сказано, "не обращайте внимания, они всегда так смотрят".

Дороги, машины и верблюды

Дороги в Эмиратах очень хорошие и, что меня очень удивило, почти все дороги освещаются. Качество покрытия, конечно, отличается в разных местах, но в целом - все очень прилично, никаких дыр в асфальте мы не видели. Одна из местных особенностей - массовое использование кругового движения вместо перекрестков. Причем, в отличие от России, преимущество имеет находящийся на круге, а не въезжающий на него. Почти каждый круг оформлен какой-нибудь колоритной скульптурой (например, гигантским кофейником или ладонью с факелом) или фонтаном. В Эль-Айне даже есть несколько двухуровневых кругов.

В некоторых эмиратах вдоль дорог стоят заборы из сетки - защита от верблюдов, которые встречаются там довольно часто. Едешь по дороге, а справа от тебя, прямо у дороги, пасется небольшое верблюжье стадо. За все время, проведенное в Эмиратах, мы так и не смогли к этому привыкнуть. Поэтому каждый новый верблюд вызывал бурю восторгов и непреодолимое желание его сфотографировать. Кроме верблюдов, у дорог временами встречаются козы с необычно длинными ушами и ослики. Интересно, что мы ни разу не видели пастухов или еще каких-нибудь людей, присматривающих за животными.

Вообще легковые автомобили, и такси в том числе, в Эмиратах только новые и новейшие. Ни разу мы не встретили побитую или даже просто поцарапаную машину. Причем подавляющее большинство легковых машин - белого цвета, что в общем-то понятно - меньше нагревается на солнце.

Для перемещения по стране очень удобно брать машину. Это, конечно, не единственный способ не сидеть в отеле, а увидеть что-то еще, но, пожалуй, наиболее выгодный и удобный. Правила почти не отличаются от наших, и на дорогах практически безопасно. Мы видели всего пару мелких аварий за все время. Характерно, что владельцы пострадавших авто, почти не глядя на последствия, достают мобильный и набирают номер страхового агентства, а во время ожидания мирно разговаривают, причем вокруг двух "бедолаг" быстро собирается большая толпа - помахать руками и пообсуждать, мало кто из арабов проедет мимо и хотя бы не притормозит. Клуб по интересам, в общем. Правда, иногда это мешает движению.

По выходным арабы загружают свои семьи в полном составе в машину и куда-нибудь едут: за рулем - муж, рядом - верная жена, а сзади - человек 6-8 детей. Удивительно, как родители их не путают.

Можно еще ездить на такси, которых там множество. Достаточно просто выйти на улицу города и немного пройтись пешком, чтобы мимо вас проехало несколько машин, призывно замедляя ход или даже гудя. Особенно это заметно в небольших городах. Пешком там просто не ходят. С таксистом можно заранее договориться о цене, а можно ехать по счетчику. Если вы живете в отеле, то скорее всего там будет такая услуга, как предоставление такси на несколько часов, т.е. не просто отвезти вас в Дубаи, скажем, а провести с вами 6 часов. Это время можно провести в пустыне, наблюдая за медленно струящимся песком, а можно покататься по Дубаи. Таксист отвезет вас в любую точку города, куда захотите, а потом вернет в отель.

Есть еще один способ, часто используемый местными жителями - автостоп. Временами у дороги мы видели людей с множеством тюков и мешков, тихо стоящих и чего-то ждущих. Причем иногда люди встречались просто в пустыне, где до ближайшего населенного пункта было очень далеко. Один раз мы и сами подвезли такого автостопщика.

Можно было бы, конечно, ездить еще и на общественном транспорте, но принято считать, что в Эмиратах его нет. Совсем. Однако это неверно. Общественного транспорта не много, но он есть. Городские автобусы, ходящие в завидной регулярностью, расписание которых висят на каждой остановке и тщательно соблюдается, есть в Дубаи. И еще автобусные остановки мы видели в Абу-Даби и Эль-Айне, правда не видели там автобусов, но люди на остановках чего-то ждали. Еще в России нас пугали: они грязные, неудобные, и ими пользуются только индусы (почему-то именно индусы были использованы в качестве самой нечистоплотной нации). Неправда - ими пользуются все, в том числе и местные арабы, и европейские туристы. Автобусы чистые и удобные, ходят по удобным маршрутам, их использование может серьезно сэкономить время (по сравнению с пешим передвижением) и деньги (по сравнению с такси). Кроме того, в диспетчерских на конечных станциях можно взять книжку с расписаниями автобусов.

Почти в каждом городе в Эмиратах есть залив, разделяющий город на части и называемый аль-Хор. Через этот залив ходят водные такси - абра. Тоже своего рода общественный транспорт. Небольшая деревянная лодка с мотором и скамейками, курсирующая между двумя берегами. Такие водные такси есть в Дубаи и Рас-Эль-Хайме. В Абу-Даби их заменяет подобие речных трамвайчиков, выполняющее более развлекательные чем трансспортные функции. В Рас-Эль-Хайме мне понравилось больше - больше чувствуется местный колорит, что ли. Все-таки в Дубаи очень много приезжих, которые меняют город, делают его обычным туристическим городом, похожим на любой другой туристический центр. А в Рас-Эль-Хайме мы забрались в такую глушь, где вообще никаких туристов не было. Поэтому водитель водного такси несколько удивился, увидев нас, как мне показалось. Я вообще сомневалась, пустят ли меня туда, все-таки женщина.

Что немного напрягает в Эмиратах, так это незнание их традиций и боязнь сделать что-то не так. Особенно в небольших городах, где туристов мало или вообще нет, и правила поведения довольно суровы. В Европе все понятно - это можно сделать, а вот этого не стоит. Культуры схожи. Впрочем, что бы ты ни сделал, и как бы ты ни выглядел, к этому скорее всего отнесутся нормально - свобода. Да и улыбающиеся приветливые люди на улицах помогают чувствовать себя уверенно. В Эмиратах же ощущения свободы у меня не было, скорее некоторая скованность. Возможно, было бы у меня больше времени там, я бы привыкла, но за 10 дней не получилось.

Машину можно арендовать прямо в гостинице или в любом офисе rent-a-car, которых очень много в каждом городе. В гостинице будет чуть дороже, в офисе вас спросят, откуда вы приехали, где живете, когда уезжаете, на сколько дней нужна машина, куда вы собираетесь на ней ехать, и после этого назовут цену. Прайсов или чего-то подобного с внятными ценами нет, стоимость проката вычисляется "на лету". Вероятно, можно торговаться, мы не пробовали. Мы брали машину в гостинице, т.к. нам удобнее было взять ее три раза на один день, чем сразу на три дня.

Когда вы берете машину, вас строго предупреждают, что все правила надо соблюдать, ездить только по знакам, не дай Бог сбить верблюда или человека - не расплатишься потом. Рассказывали истории, как людям уже в России приходили штрафные квитанции из Эмиратов на несколько сотен долларов.

Поэтому, выехав на дорогу, мы честно ехали по знакам, держась правой полосы, чтобы не мешать пролетающим мимо машинам, недоумевая - знак висит 60, а машины едут явно быстрее. Вскоре за нами выстроился хвост грузовиков - по правилам на большинстве участков они могут ехать только по правой полосе. Еще через некоторое время грузовики стали выражать недовольство, что мы так медленно едем. Пришлось съехать на обочину, пропустить их и затем уже ехать дальше. Кроме того, чувствуешь себя полным идиотом, когда ты по знакам едешь 60 по хорошей дороге, а мимо проносятся машины со скоростью, явно выше 100, хотя везде висят огромные плакаты, что дорога контролируется радаром, да и вообще, если верить тому, что говорят, правила здесь очень строгие, а штрафы очень большие. Вернувшись, мы поговорили в девушкой-гидом в нашем отеле. Оказалось, что правила и правда строгие, и ездить надо по знакам, но все это относится только к туристам. Местные дадут денег и поедут дальше, а вот турист будет долго разбираться с полицией, да еще и штраф заплатит. "Так что пусть они себе едут, вам все равно нарушать не стоит". Полицейских на дорогах крайне мало, но зато много радаров, которые снимают дорожную обстановку. И если потом окажется, что вы что-то нарушили, то на самом деле могут прислать штраф даже в Россию. Ну а если вы хотите еще раз приехать в Эмираты, его придется заплатить.

Что посмотреть

Почему-то считается, что в Эмираты надо ехать только за шубами, техникой и золотом и что смотреть там абсолютно нечего. Это не так. Может быть, достопримечательностей в обычном понимании там и не много, но, на мой взгляд, вся страна - это одна большая достопримечательность. По площади Эмираты примерно равны Тверской области, но на такой небольшой территории есть и пустыня, и горы, и современные зеленые города, и фактически два разных моря. С западной стороны Эмираты омываются Персидским заливом, из которого и качают нефть, а восточное побережье - это Индийский океан. С точки зрения аквалангистов, это абсолютно разные вещи. На западном побережье, где мы жили, мы видели только крабов на берегу, да пару медуз в последний день. А на восточное побережье люди специально приезжают с масками, аквалангами, чтобы полюбоваться на красивейший подводный мир.

Да и все 7 городов-столиц в каждом эмирате посмотреть стоит. Из нашей гостинице два раза в неделю ходил бесплатный автобус в Дубаи. Мы дважды пользовались им, чтобы попасть в город и посмотреть его. Остальные же ехали на рынки, чтобы дешевле чем в Москве купить всякой всячины и возвращались в отель, нагруженные сумками, коробками, пакетами. Надо было видеть с каким трудом люди сдавали багаж в аэропорту при возвращении домой, оплачивая перевес, и переживая за микроволновую печку или телевизор - доедет ли он? Очень много женщин, приехав в Шереметьево, сразу же одели новоприобретенные шубы и гордо вышагивали по залу прилета, явно любуясь собой. Цены, конечно, в Эмиратах ниже, чем в Москве, но стоит ли смотреть на достаточно интересную страну просто как на дешевый вещевой рынок, не замечая ничего другого?

Рас-Эль-Хайм

Рас-Эль-Хайм - самый северный эмират. Он присоединился к объединенному государству на год позже, чем все остальные эмираты. Столица - небольшой город, стоящий у подножия гор. В основном он состоит из небольших домов, но есть в нем и один небоскреб - стеклянное здание с шариком наверху. Такие небоскребы можно увидеть на всей территории страны, это офисы компании Etisalat - монополиста в области сотовой связи в Эмиратах. Из интересного здесь есть водное такси - абра. На карте стоянка такси обозначена как паром, который мы и хотели найти. Пройдя через огромную стройку, подумывая, а не ошиблись ли мы и не стоит ли повернуть обратно, мы все-таки вышли на берег залива, где вместо обещанного парома увидели абру. Чуть выше по заливу есть еще большой автомобильный мост, с которого виден весь город.

Этот эмират считается местом для спокойного тихого отдыха. Местные считают его своего рода провинцией. Когда мы в Абу-Даби сказали, что живем в Рас-Эль-Хайме, девушка-официант сказала: "О, там так хорошо, тихо, спокойно, мало людей, не то, что здесь. У меня сестра работает во дворце шейха, я иногда у нее бываю. Там можно отдохнуть." Так что уехать из Абу-Даби в Рас-Эль-Хайм, видимо, все равно, что из Москвы уехать в Рязань или Иваново - покой и тишина обеспечены.

Зелени в этом эмирате относительно мало. Дороги чуть похуже, чем в остальных княжествах. Во всем эмирате всего 3 гостиницы, упоминающиеся в тур-предложениях и каталогах, на самом деле их чуть больше. Мы жили в гостинице Bin Majid Beach Resort, которая на самом деле находится не в городе Рас-Эль-Хайм, а в одноименном эмирате, километрах в 30 от столицы. Под этим же названием Bin Majid Beach есть еще и отель. Он стоит ближе к городу на небольшом холме. Для любителей вечером выехать в город он, возможно, удобнее. Но зато территория у него меньше, да, на мой взгляд, и жить приятнее в небольших домиках, чем в 4-этажном здании. Наш отель мне понравился, небольшой, много зелени, пляж рядышком и кормят вкусно - что еще надо для отдыха?

Мы приехали в воскресение вечером, а на следующий день в отеле открывалось новое кафе - coffe shop - оформленное в виде бедуинской деревни. На открытие были приглашены все гости отеля, местные шейхи и другие влиятельные люди. По местным меркам событие немаловажное! Для присутствующих играла живая музыка, и был накрыт шведский стол со всякими сладостями. Была еще устроена дегустация арабского кофе. В Эмиратах к кофе добавляют кардамон и шафран, поэтому вкус получается немного горьковатый и пряный. Необычно, но интересно. После того, как кофе выпит, в знак благодарности по местной традиции надо немного покачать пиалу, спасибо, мол, было вкусно.

Однажды, по дороге в Фуджейру, мы заехали в международный аэропорт Рас-эль-Хайма. Странное зрелище: среди плоской пустыни, довольно далеко от города стоит несколько самолетов, в основном транпортных, перед ними - пустой микроаэровокзал и под его козырьком сидят несколько чего-то ожидающих арабов. И все. Ни багажно-билетной суеты Дубая (хотя какая там суета по сравнению с Шереметьевым), ни таможни, ни рева моторов, ни взлета, ни посадки - абсолютная тишина. Международный аэропорт... Хотя в расписаниях все же указаны несколько рейсов отсюда, в том числе и в Россию.

Умм-Эль-Квейн

Совсем небольшой эмират. Пожалуй, интересностей здесь всего две. Первая - это музей, устроенный в бывшем дворце шейха. Это единственный музей, в котором мы были во время этой поездки, поэтому сравнивать мне не с чем. Но вообще-то впечатление осталось приятное. Нам там так обрадовались, словно посетители к ним заходят раз в год, что, вероятно, недалеко от истины. Экскурсоводом была девушка из Судана, рассказавшая нам много интересного о том, как раньше жили шейхи, и о современной жизни в Эмиратах. Именно она объяснила нам разницу в женских одеждах и ответила на вопрос, зачем вдоль дороги стоят палатки. Оказалось, что на время Рамадана вдоль дорог выставляются специальные палатки, в которые всегда есть еда и питье для друзей и знакомых, для путников, идущих мимо, для любого, кто зайдет внутрь. Это символ единения людей и их помощи друг другу.

В стране есть два аквапарка, один находится недалеко от Дубаи, а второй - в Умм-Эль-Квейне. Он называется Dreamland. Из нашего отеля туда можно было доехать на гостиничном такси, но мы вышли на дорогу, подняли руку и ... все равно доехали туда на такси, поскольку других машин на дороге не было, правда немного сэкономив. Возможно, что по сравнению с другими парками, горок в Dreamland немного - интересных всего около 7, плюс еще детские горки, медленно текущая река, несколько бассейнов, простых и с джакузи, бассейн с волнами. Есть еще батут и бык, который начинает вертеться во все стороны, стоит только на него сесть. По всей территории раскиданы всевозможные кафе и ресторанчики, стоят лежаки. Нам показалось, что загорать в аквапарке - скучно, ради этого не стоило уезжать из отеля, поэтому все время мы провели, катаясь на всех горках по очереди и исследуя все уголки аквапарка на предмет, а что там еще есть? Из всех горок больше всего понравились открытая закрученная горка, с которой надо съезжать на кругу, и, так называемая, "черная дыра" - съезжать надо тоже на кругу, горка тоже закрученная, но совершенно закрытая, т.е. весь спуск проходит в темноте. Особенно весело ехать по открытой горке вдвоем, въезжая на горку одновременно на разных кругах, а потом стараться догнать друг друга.

Первые часа три пролетели быстро. А вот последний час до закрытия (из-за Рамадана парк закрывался в 4 часа) мы уже целенаправленно ходили от горки к горке. Честно говоря, проводить там больше времени нам было бы уже скучно, да и прохладно становится к вечеру. Попрыгав напоследок на батуте, мы переоделись и поехали обратно в отель.

Аджман

Самый маленький эмират, по площади равный четверти территории Москвы. Из интересного есть только музей. Мы там не были, просто посмотрели на него снаружи. По внешнему виду он похож на крепость, а раньше там жил местный шейх.

Этот эмират известен еще тем, что здесь строились большие деревянные лодки, называемые доу. До сих пор арабы ходят на них по морю в соседние страны - Ирак, Иран, Индию, и возят грузы. Лодки выглядят так, словно их построили еще во времена Синдбада-Морехода, не хватает только парусов, их заменил дизельный двигатель .

Зачем еще ехать в этот эмират - не знаю, просто он находится по пути из Рас-Эль-Хайма в Дубаи.

Шарджа

Этот эмират считается культурной столицей страны. Здесь больше всего музеев. Красивая набережная с небоскребами и небольшими симпатичными виллами. В этом эмирате самые строгие правила. Именно здесь стоит особенно следить за собой в плане одежды и поведения. Да и за рулем стоит быть повнимательнее - то, что в Рас-Эль-Хайме сойдет с рук, здесь может стать поводом для серьезного разбирательства.

Одним своим концом Шарджа примыкает к Дубаи, как таковой видимой границы между этими городами нет. Соединяются они несколькими дорогами, часть из которых идет дальше на север, а часть крутится где-то поблизости и потом заканчивается где-нибудь в пустыне. Беда человека за рулем в Эмиратах - это отсутствие нормальной карты, достаточно четко и подробно отражающей хотя бы основные развязки. В отеле мы купили "Карту автомобильных дорог", но на самом деле это просто схема, примерно показывающая направления основных магистралей, на которых и так знаков полно. А вот в пустыне найти по этой карте нужный поворот нам не всегда удавалось. Еще в номере мы нашли толстый справочник, вроде наших Желтых страниц, в самом начале которого были схема дорог всей страны и неплохие схемы основных городов. Вот по ней мы в основном и ездили. Правда, когда мы показали нашу "карту" пограничнику на границе с Оманом, он сильно удивился и предложил нам принести нормальную карту. Еще бы мы отказались! Но карты, к сожалению, кончились. Так мы и ездили по стране "по пачке Беломора".

Один раз отсутствие на картах нормальных схем развязок сыграло с нами нехорошую шутку. Мы возвращались из Эль-Айна и ехали через Дубаи и Шарджу дальше на север. В какой-то момент дорога, которая, судя по карте, должна была привести нас с следующий за Шарджей Аджман, стала как-то хиреть и в итоге вообще закончилась песчаной грунтовкой, уходящей в темноту. Попытки понять по картам и дорожным знакам, где же мы находимся, ни к чему не привели. Пришлось искать помощи у местных жителей. В итоге оказалось, что каким-то образом мы сделали почти круг и вернулись в Дубаи, нам осталось только выехать на основную дорогу и по ней уже возвращаться домой.

Дубаи

Этот эмират занимает в стране примерно такое же положение, как Питер в России - вторая столица. А среди русских он, пожалуй, даже больше известен, чем Абу-Даби. Именно сюда приезжают толпы людей за товаром, отсюда везут домой огромные тюки с одеждой, электроникой, техникой, золотом, шубами. Все это действительно стоит здесь несколько дешевле, чем в Москве.

Дубаи очень красивый город. Небоскребы на набережной, минареты мечетей, поднимающиеся к небу, много зелени, люди в белых халатах, и в то же время маленькие покосившиеся домики, крошечные магазины, в которых можно купить все - от бутылки воды и орешков до огромной хрустальной вазы или люстры, спящие в тени арабы, все это создает непередаваемую атмосферу восточного города, красивого и необычного, странного для нас, европейцев, но очень интересного.

Город состоит из двух частей - Дейры и Дубаи. Есть еще весьма удаленная часть города - Джумейра, но о ней позже. Части разделены заливом аль-Хором, который называется здесь Дубаи Крик, пересекает весь город и имеет длину 8 км. Через залив перекинуты два моста - Аль Мактум и Аль Гархуд, а почти у самого выхода в море прокопан туннель Шиндага. На самом деле туннелей даже два - рядом с автомобильным проложен пешеходный. Наиболее экзотична Дейра - здесь небоскребы стоят вдоль набережной Крика, на их фоне красиво проплывают доу, по заливу снуют абры, полные людей. Дубаи более представителен - район небоскребов по улице Шейха Заеда расположен вдалеке от залива и моря и более похож на даун-таун какого-нибудь европейского или американского финансового центра. Здесь же находятся башни Emirates, одна из которых высотой 355м является высочайшим сооружением Эмиратов. По вечерам небоскребы покрываются красивешей иллюминацией, и центр города представляет собой феерическое зрелище.

В Дубаи есть зоопарк. Забавно, что в зоопарках страны (их всего два - в Дубаи и в Эль-Айне) мы видели только русских туристов и местных жителей. То ли другие туристы туда не ходят, то ли просто нам так не повезло. В Дубаи зоопарк маленький, это скорее просто зверинец, вряд ли там ведутся какие-либо работы по изучению и сохранению животных. Из интересных зверей там есть европейские волки, белки, несколько крупных кошек, вот, пожалуй, и все. Есть еще snake house - террариум по-нашему - там живет с десяток различных змей.

Недалеко от зоопарка находится самая известная мечеть в Дубаи - Джумейра. Эта самая старая мечеть в городе. В определенные дни туда можно войти внутрь и посмотреть (обычно это запрещено для немусульман). Но нам показалось, что это совсем не самая красивая мечеть, как это преподносится туристам. В Эмиратах много похожих мечетей, есть и более оригинальные.

И мечеть и зоопарк стоят на набережной Джумейра. Если пешком, то сюда очень удобно ехать на автобусе №8 от автостанции у золотого рынка. Если же не выходить у зоопарка, а ехать дальше, то можно приехать к аквапарку Wild Wadi и отелям-достопримечательностям - Burj-Al-Arab и Джумейра. Wild Wadi считается самым большим аквапарком в стране, но мы там не были, поэтому сравнить с Dreamland не можем. Отель Джумейра (волна) при некоторой доле воображения на самом деле похож на волну - он очень длинный и волнистый сверху.

Ну а про Burj-Al-Arab (Арабскую башню) стоит рассказать отдельно. Это единственный в мире 7* отель. Говорят, что провести здесь ночь стоит около $1000. Останавливаются в этом отеле разве что шейхи и японцы (мы как раз видели, как они выезжали оттуда). Может быть, из-за того, что постояльцев там мало, деньги отель получает по-другому. За примерно $30 любой может войти в этот отель, походить внутри, посмотреть на номера и интерьер, подняться на смотровую площадку, откуда открывается вид на залив и иногда проплывающие яхты. Ну а затем зайти в ресторан, где его немножко покормят маленькими бутербродиками или в сувенирный магазин, где можно выбрать футболку или сумку с изображением отеля. Бутерброды в ресторане и футболка включены в стоимость входного билета. Однако процедура попадания в отель достаточно сложна. Прежде всего надо одеться соответствующим образом. Для мужчины обязательны брюки (не джинсы), рубашка и закрытые туфли. Для женщин - тоже что-нибудь приличное, шорты с майкой не пойдут. И туфли. После этого вы каким-то образом должны попасть на стоянку перед отелем. Если вы на машине, то придется ее здесь оставить и пересесть в такси, которое и привезет вас 200 м до входа в отель. Burj-Al-Arab стоит на острове и соединяется с большой землей мостом. Когда вы выйдете из отеля, вас снова посадят в такси и вернут к обычной жизни и вашей машине.

Здесь, в Дубаи, мы впервые увидели доу. Довольно интересные ощущения испытываешь, видя, как огромный деревянный корабль, тихонько урча двигателем, подходит к пристани, оставляя за кормой синюю гладь моря.

Абра - похожи на доу, но несколько меньшего размера - возят туристов и местных жителей по заливу. Можно просто переехать с одного берега на другой, а можно прокатиться вдоль залива от моря вглубь города и вернуться обратно. Мы выбрали второй вариант. Нашего водителя звали Рони. По пути он рассказывал нам о зданиях, мимо которых мы проплывали, об особенностях местной жизни. Сам он из Бангладеш. Работает в Эмиратах уже почти 5 лет. Но скоро срок его контракта заканчивается и он планирует вернуться обратно и жениться. Я спросила, почему он не женится здесь, в Эмиратах. Оказалось, что дл янего это почти невозможно, дл ясвадьбы нужно очень много денег, которых у него нет. Типичная история. Очень многие из соседних государств приезжают в эмираты на заработки.

Когда плывешь по заливу, жара не так чувствуется, спасает свежий ветер с воды. Справа остается парк с канатной дорогой. Хотели было выйти там погулять, но парк оказался закрыт днем по случаю Рамадана.

Эмират Абу-Даби

Самый большой эмират. По площади он больше всех остальных вместе взятых. Состоит из двух частей - первая часть, главная, та, где находится столица страны, город Абу-Даби. А вторая, поменьше, находится восточнее, и ее центр - город Эль-Айн. От всех остальных этот эмират отличается хорошими дорогами и зонами отдыха - rest areas - по пути. В каждой такой зоне есть самые необходимые вещи: кафе, мечеть, туалет и заправка.

Эль-Айн

Дорога в Эль-Айн интересна и сама по себе. Она проходит по настоящей пустыне. Справа и слева от асфальта высятся разноцветные песчаные барханы. Где-то песок ярко желтого цвета, где-то немного красноватый, а где-то даже кирпичный. Мы свернули по одной из грунтовок, уходящих вбок от дороги, и, проехав метров 200, остановились. Вокруг была тишина. Тишина и песок. Хотя нет, были еще мухи. Они скопились вокруг нас и мешали снимать, то и дело пролетая перед камерой. А еще в пустыне рос куст. Рос сам по себе, безо всякого шланга. Кроме того, он еще и цвел. А вокруг на песке были видны следы - тонкий извивающийся след, видимо, змея. Следы, похожие на собачьи - то ли шакал, то ли лиса.

Я всегда думала, что песчаные волны - это художественное преувеличение. Но оказалось, что это на самом деле так. Песок в пустыне струится небольшими волнами, собираясь в высокие холмы - как большая волна на море после нескольких маленьких.

Эль-Айн считается самым зеленым городом страны, его так называют "город-сад". Уже на подъездах к нему на дороге появляются пальмы и цветущие кусты. Первым делом мы поехали в зоопарк. Зоопарк в Эль-Айне считается самым большим зоопарком на Среднем Востоке. По территории он вполне сравним с Московским. При входе посетителей встречает большой пруд, где живут различные водоплавающие и не очень птицы. Есть здесь и фламинго и аисты. И неизвестные нам птицы, размером крупнее курицы, с большим черным клювом, оказавшиеся ибисами. Эти птицы летают по всему зоопарку - поэтому мы так и поняли, экспонаты ли это или просто залетели к кому-то в гости.

Кое-где на территории зоопарка стоят смотровые башенки в виде трехэтажных хижин с соломенной крышей. Сверху открывается замечательный вид на зоопарк и горы. Одна из таких башен стоит у вольеры со львами. Один из львов ходил вдоль забора и порыкивал. Звук шел даже не из горла, а откуда-то из середины туловища. Лев весь напрягался, издавал рык и шел дальше. Затем останавливался, и все повторялось. Нам сразу вспомнился рассказ Даррелла про молодого льва, который уходил вглубь клетки и учился там рычать.

Походив по зоопарку до самого закрытия, мы купили книжку о живущих там зверях и собрались было поехать в город. Девушка-гид в нашем отеле очень советовала нам найти в Эль-Айне бывший дворец шейха, превращенный теперь в музей. Это единственный дворец, куда можно войти и посмотреть, как жили правители Эмиратов. На вопрос, как в достаточно большом городе найти этот дворец, нам было сказано, что можно спросить у любого, мол, его там все знают. Неправда. Первый человек, у которого мы спросили про этот дворец, был водитель экскурсионного автобуса. Про дворец он ничего не знал, однако посоветовал нам поехать на вершину горы, откуда открывается замечательный вид на город. А по дороге можно посмотреть некие "источники".

Не уверена, те ли источники мы видели, но по дороге на вершину мы проезжали большое озеро у подножия гор, в середине которого бьет мощная струя воды, направленная вверх. В лучах заходящего солнца на фоне гор этот фонтан смотрится достаточно симпатично. Но самое интересное по дороге на вершину, это сама дорога. Крутой извилистый серпантин, освещаемый желтыми фонарями, доставил нам куда большее удовольствие, чем даже вид с горы на город.

Спустившись обратно в город, мы немного покатались по улицам и поехали к одному из дворцов, обозначенных на карте, надеясь, а вдруг это тот самый дворец? Дворец оказался охраняемым. Арабы очень удивились нашему появлению, а еще больше нашим вопросам, нельзя ли войти внутрь дворца? Видимо, мы друг д

Объединенные Арабские Эмираты - ОАЭНа северо-востоке Аравийского полуострова, вдоль побережья Персидского залива, расположились Объединенные Арабские Эмираты - состоящее из семи эмиратов - Абу-Даби, Дубай, Шарджа, Аджман, Умм-Аль-Кувейн, Фуджейра, Рас-Аль-Хайма.

Шарджа - этот "улыбчивый эмират"Шарджа, этот "улыбчивый эмират", как его называют, с его живописными зелеными оазисами, величественными горными грядами, солнечными пляжами, прекрасной лагуной с берегами для неспешных прогулок, с парками и садами представляет собой настоящий рай для туристов.

ОАЭ: в каком эмирате лучше?Зная особенности каждого из них, туристы могут выбрать для себя оптимальный отдых На берегу Персидского залива есть странное государство - Объединённые Арабские Эмираты.

avialine.com

Сбежать от нефти. Почему в ОАЭ нет кризиса

Кого у нас ни спроси, каждый в курсе: где-то там, на Аравийском полуострове, имеется с десяток монархий, живущих исключительно за счёт нефти и погрязших в роскоши. Больше всего таких легенд ходит про Объединённые Арабские Эмираты, где во время становления «дикого капитализма» в качестве торговцев-«челноков» побывали многие наши граждане. Однако с тех пор ситуация значительно изменилась. С­амый известный эмират — Дубай — ничуть не волнует обрушение цен на чёрное золото, местная валюта не упала по отношению к доллару, а власти и не думают сокращать бюджет. Почему? Ровно 20 лет назад 83% доходов «оазиса в пустыне» составляли деньги от продажи нефти, но сейчас их доля в ВВП... лишь 6% у Дубая и 29% в целом по ОАЭ. Для сравнения: Россия получает около половины всех заработков от экспорта энергоресурсов, этим и обусловлены проблемы в нашей экономике. Так как же зависимому от чёрного золота эмирату удалось быстро слезть с «нефтяной и­глы»?

Диверсификация верблюдов

— Первоначально, в 70-е и 80-е гг., тут не делали ничего — только тратили, — рассказывает экономический консультант Хамид Хасан аль-Бахр. — Как и в России в «золотые годы», жители Эмиратов хотели лишь по­треблять — самое дорогое, лучшее, заграничное. Однако исследования показали: нефть в пустыне обязательно иссякнет. Не скоро — возможно, лишь к 2040 г. (а то и позже), но зато навсегда. Необходима диверсификация: поиск других источников доходов. Именно поэтому в правительстве срочно начались разработки: на чём можно будет зарабатывать вместо нефти? В первую очередь предлагали туризм, но тогда все на эту тему откровенно смеялись. Да упаси Аллах, что тут смотреть — п­ески и п­ару верблюдов?

Сейчас Дубай — одно из главных туристических направлений мира. В прошлом году крохотный эмират, по последним данным, посетили 20 млн человек — столько же, сколько и Россию с нашим огромным количеством достопримечательностей. Например, туристов из КНР в Эмиратах уже 400 тыс., а у нас (притом что мы с Китаем граничим) — едва за полмиллиона. Дубай развил туризм с нуля, и теперь приезжие просто тонут в развлечениях. В центре города турагенты хватают за руку — предлагают фото на фоне небос­крёбов, покататься на верблюде, порыбачить в Персидском заливе и даже... по­ехать на горно­лыжный курорт. Да-да, в Дубае при кругло­годичной жаре работает крытый комплекс со снежными горами, морозом и искусственным льдом. «Россия — совершенно уникальная страна: стоит взглянуть хотя бы на Карелию, озеро Байкал, Камчатку — это просто сказка, — восторгается представитель департамента туризма Дубая Мохаммед Эмин аль-Вахед. — Но доля денег иност­ранных гостей в вашем ВВП — всего 1,5%, хотя могла быть в десять раз больше. У вас мало дешёвых гостиниц, а визу в РФ получить — это ужас, т­уристы ждут по 2-3 недели; разрешение же на въезд в Эмираты выдают за сутки. РФ теряет десятки миллиардов долларов, игнорируя развитие туризма».

Искусственные огороды

Крайне важным моментом является уход Дубая от «колбасного импорта». Казалось бы, какой выбор у ОАЭ? В пустыне ничего не вырастишь, тут и пресная вода на вес золота — стало быть, еду можно ввозить только из-за границы. Однако сейчас доля жителей эмирата, занятых в сельском хозяй­стве, составляет 7% (в России — 10), Дубай полностью обеспечивает себя своими овощами и на треть — мясом. Каким образом? Сразу было налажено опреснение океана, созданы искусственные пастбища для овец, «огороды» и «фруктовые сады» на бывшей морской воде. Смешно сказать, теперь Эмираты экспортируют собст­венную клубнику и вообще являются одними из лидеров по продаже экологически чистых ягод и фруктов в ЕС. У нас же предпочитают сейчас покупать помидоры в Марокко, а фермеры с юга России не могут пробиться на рынки Москвы и Санкт-Петербурга — бизнесменам проще в­тридорога приобрести в А­фрике «пласт­массовые» овощи. Хотя, как справедливо заметил фермер в Абу-Даби, «если вдруг в целом мире исчезнет еда, одна Россия сможет всех прокормить». Увы, мы даже себя не кормим.

Нефтяная «наркомания»

— За последние годы Эмираты потратили 35 млрд долл., чтобы избавиться от нефтяной зависимости, — объясняет журналист «Абу-Даби ТВ» Джамаль Исмаил. — Когда государство ничего не производит, а только потребляет, сидя на нефти, — это «наркомания». В ОАЭ вовсю идёт переход на другие источники энергии, нежели нефть и природный газ. Скажем, в эмирате Абу-Даби существует «город солнца» Масдар: электри­чество там вырабатывается не благодаря углеродному сырью, а солнечной электростанцией и батареями — лишние «киловатты» успешно продают за границу. У России есть куда больше возможностей зарабатывать, чем в Эмиратах, и не зацикливаться на нефти. Только в вашей стране этим почему-то не хотят заниматься.

В моей статье не хватит места, чтобы перечислить всё, что сделали Эмираты, стараясь отойти от экспорта энергоресурсов. Тут и огромный аэропорт в Дубае, п­еревозящий 70 млн пассажиров, — из Москвы можно полететь через ОАЭ куда угодно, хоть в Непал и Кению (а ведь каждый сэндвич, купленный путешест­венником на пересадке, — это деньги в бюджет). И решение построить «Силиконовый оазис» с целью привлечь специалистов-компьютерщиков со всего мира, и лучшие условия для бизнесменов, превратившие Дубай в финансовый центр Ближнего Востока. Именно поэтому в Эмиратах сейчас нет таких сложностей, как в Саудовской Аравии или Омане, где по причине падения цен на нефть спешно ужимают раздутый бюджет. Могло ли в России в разгар экономического кризиса быть иначе? Конечно. Все, с кем я беседовал в Эмиратах, удивлялись: почему при столь огромных возможностях вы «застряли» в нефти? И верно. У нас под ногами валяются десятки (если не сотни) миллиардов долларов — туризм, сельское хозяйство, альтернативные источники энергии. Но в правительстве в упор не видят этих денег. Зачем? Проще сидеть в кресле и надеяться, что нефть снова подорожает.

«Доллар обязан стоять на месте». Почему курс «зелёного» в Эмиратах не меняется уже 20 лет? Читайте специальный репортаж из Дубая в следующем номере «АиФ».

mirtesen.aif.ru