Наталия Егорова - Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 8 класс. Нефть в океане диктант


Приложения

Приложение 1

Диктанты

I. Материал для словарных диктантов

Ровесник, реванш, сверстник, декорация, президиум, приоритет, привилегия, деликатный, преследование, специальность, профессия, регулировать, олицетворять удивлять, идеал, стипендия, преданность, митинг, кандидат, делегат, депутат, памятник, обелиск, диплом, истинный, свидетельство, аттестат, постамент, пьедестал, каникулы, маршрут, поражать, воплотить, выразить, осуществить, президент, ветеран, ландшафт, колорит, композиция, архитектура, искусный, зодчество, орнамент, апофеоз, горельеф, аллегория, монумент, подлинный, талантливый, гениальный, директор, секретарь, традиция, достопримечательность, искусство, грациозный, большинство, меньшинство, репетиция, режиссер, конференция, конгресс, карнавал, иллюминация, комиссия, декларация, комитет, пейзаж, троллейбус, решение, постановление, резолюция, пьеса, артист, актер, иллюстрированный, фестиваль, ансамбль, композитор, труженик, девиз, прения, красноречие, впечатляющий, экспериментировать, воображение, символ, ремонт, реставрация, патриотизм, риторика, оратор, пафос, колоссальный, компьютер, байдарка, дебаты, дискуссия, декларировать, аудитория, лаборатория, интерьер, артиллерия, кавалерия, галерея, впечатление, сезон, фантазия, информация, дебют, транслировать, симфония, лауреат, реликвия, прототип, интеллектуальный, эрудиция, беллетристика, консерватория, концерт, панорама, прообраз.

II. Контрольные диктанты диктант

Диктант 1

Под легким дуновением знойного ветра море вздрагивало и улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. Все было полно живой радости: звук и блеск солнца, ветер и соленый аромат воды, жаркий воздух и желтый песок. Узкая, длинная коса терялась где-то вдали, где знойная мгла покрывала землю. Багры, весла, корзины да бочки беспорядочно валялись на косе. В этот день даже чайки истомлены зноем. Они сидят рядами на песке или же лениво качаются на волнах. Когда солнце начало спускаться в море, неугомонные волны то играли весело и шумно, то мечтательно и ласково плескались о берег. Сквозь их шум на берег долетали не то вздохи, не то тихие, ласково зовущие крики. Солнце садилось, и на желтом горячем песке лежал розовый отблеск его лучей. И жалкие кусты ив, и перламутровые облака, и волны, взбегавшие на берег, — все готовилось к ночному покою. Одинокий огонь костра то ярко вспыхивал, то угасал. Ночные тени ложились не только на море, но и на берег. Вокруг было только безмерное, торжественное море и синее, усе-янное звездами небо. (165 слов)

(По М. Горькому)

Грамматическое задание: сделать синтаксический разбор предложений (вариант I — первое предложение; вариант II — последнее предложение).

Диктант 2

Утро на Атлантическом океане

Только что пробил колокол. Было шесть часов прелестного тропического утра на Атлантическом океане.

По бирюзовому небосклону, бесконечно высокому и прозрачно-нежному, быстро поднимается золотистый шар солнца, заливая радостным блеском водяную холмистую поверхность океана. Голубые рамки далекого горизонта ограничивают его беспредельную даль.

Как-то торжественно-безмолвно кругом.

Только могучие светло-синие волны, сверкая на солнце своими серебристыми верхушками и нагоняя одна на другую, плавно переливаются ласковым, почти нежным ропотом. Этот ропот точно нашептывает, что в этих широтах, под тропиками, вековечный старик-океан всегда находится в добром расположении духа.

Бережно несет он на своей исполинской груди плывущие корабли, не угрожая морякам бурями и ураганами.

Пусто вокруг!

Не видно сегодня ни одного белеющего паруса, не видно ни одного дымка на горизонте. Большая океанская дорога широка.

Изредка блеснет на солнце серебристою чешуйкой летучая рыбка, покажет черную спину играющий кит и шумно выпустит фонтан воды, высоко прореет в воздухе темный фрегат или белоснежный альбатрос, пронесется над водой маленькая серая петрель, направляясь к далеким берегам Африки или Америки, и снова пусто. (164 слова)

(К. М. Станюкович)

Диктант 3

studfiles.net

Цифровой диктант по географии по теме:

Цифровой диктант по теме: «Тихий и Индийский океаны»

Прочитав утверждение, определите, о каком океане идет речь.

Если речь идет о Тихом океане, запишите цифру «1», если об Индийском – цифру «2».

Вариант1

1) Третий океан на Земле по величине.

2) Название океану дал Ф. Магеллан.

3) В этом океане расположен Марианский желоб.

4) Северной частью океан омывает материк Евразия.

5) Одно из морей океана имеет самую высокую соленость мире.

6) Этот океан соединен с Северным Ледовитым океаном Беринговым проливом.

7) Богатейшее месторождение нефти на шельфе Персидского залива.

8) Самый теплый океан по температуре поверхностных вод.

9) На западе океан омывает Евразию, на востоке – Америку.

10) В северной части океана – мощное Муссонное течение.

11) Этот океан занимает почти 1/3 земной поверхности.

12) Западной частью омывает Африку.

Цифровой диктант по теме: «Тихий и Индийский океаны»

Прочитав утверждение, определите, о каком океане идет речь.

Если речь идет о Тихом океане, запишите цифру «1», если об Индийском – цифру «2».

Вариант 2.

1) Этот океан является самым глубоким океаном на земном шаре.

2) Сведения об этом океане стали накапливаться со времен плавания Васко да Гамы.

3) Большая часть этого океана лежит в южном полушарии.

4) Этот океан лежит во всех четырех полушариях и омывает берега пяти материков.

5) Этот океан не имеет связи с Северным Ледовитым океаном, так как отделен от него материком Евразия.

6) В этом океане расположено знаменитое « Огненное кольцо», где постоянно происходят землетрясения и извержения вулканов.

7) На западе океан омывает Африку, а на востоке- Австралию.

8) Над западной частью этого океана часто проносятся опустошительные ураганные ветры- тайфуны.

9) В нем расположено самое соленое море на нашей планете.

10) Самый большой по площади океан Земли.

11) Особенность климата этого океана- сезонные ветры- муссоны, преобладающие в его северной части.

12) Самый старый по времени возникновения океан.

infourok.ru

Годовой контрольный диктант в 10 классе № 9 | Сборник диктантов по Русскому языку в 10 классе с русским языком обучения

Годовой контрольный диктант в 10 классе № 9

24.09.2014 33729 0

Цель: проверить уровень усвоения стандарта на конец года, практические навыки учащихся в усвоении  тем по русскому языку.

 Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала:

  - правописание проверяемых безударных  гласных;

  - правописание  непроверяемых  безударных  гласных;

  - правописание  окончаний  прилагательных  и  причастий;

  -написание сложных  прилагательных;

  - написание  н-нн  в прилагательных  и  причастиях;    

  -написание   о-е  после  шипящих;

  - написание  -тся  -  ться  в  глаголах;

  - написание  не-ни  в  местоимениях.

Знаки  препинания:

  - запятая при  однородных  членах  предложения;

  - запятые  в  сложных  предложениях;

  - запятые  при  обособленных  членах  предложения;

 - запятые  при  сравнении.

Грамматические  задания  направлены  на  выявление  уровня  сформированности  практических  умений  и  навыков  учащихся:

  - синтаксического  разбора  предложения;

  - фонетического  разбора слова;

  -разбора  слова  по  составу;

  - разбора  словосочетаний.    

Критерии оценки знаний учащихся

Диктант

• «5» – за работу, в которой нет ошибок.

• «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.

• «3» – за работу, в которой допущено 3 – 5 ошибок.

• «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Грамматическое задание

«5» - безошибочное выполнение всех заданий;

«4» - если учеником выполнено все  задания с небольшими погрешностями;

«3» - выполнил не менее з-х  заданий с негрубыми ошибками;

«2» - если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.

Вечер

            Солнце,  похожее  на  золотое  блюдце,  остановилось,  одним своим краем  упираясь  в  далёкую  черту  горизонта.  Словно  красивая  ткачиха,  разбросавшая  золотую  пряжу  свою,  солнце,  уходя  на  покой,  собирало  тучи.  От  этого  переменчивой  и  чарующей  была  степь.  Травы  катились  вдаль,  как  морские  волны,  лучи  заходящего солнца  играли  на  них   тысячами  цветов.  Тучи  покрывали  степь  то  лёгкой  позолотой,  то  ярко-красным  тончайшим  шёлком,  то  мельчайшей  пылью,  то  полупрозрачным  сиреневым  платком.  Безбрежная,  необъятная  степь  походила  на  океан,  и казалось,  что  этому  океану  нет  ни  конца,  ни  начала.  И  вот  уже  океан  стал  тёмно-синим,  вот  он  нахмурился,  и  волны  трав,  раскрашенных   последними  лучами  солнца,  стали  едва  заметными  в  густеющем  тёплом  мареве  сумерек.  Тёмно-синее  море  стало  чернеть.  Тоненький  краешек  солнечного  диска, как  дорогой  расплавленный  металл,  засиял  на  тёмном  рубеже  горизонта.  Он  становился  всё  меньше  и  меньше  и  вдруг  как-то  быстро  исчез.  Алая  заря  закрыла  всю  западную  половину  неба,  заиграла  роскошными  красками,  потом  улеглась,  померкла,  зеленоватое  покрывало  раскинулось  на  её  месте,  а  сумерки  надвинулись,  и  яркими  чёрными  силуэтами,  словно  нарисованные,  стали  выделяться  деревья,  горы.  Пришёл  тихий  июльский  вечер.

  (170  слов)                                                                                                    (По  С. Сейфулину)

 

Грамматические  задания

 

1.Выписать  из  текста  по  два  словосочетания  на  все  виды подчинительной  связи  и  разобрать  их.

2. Выполнить  фонетический  разбор  слова:

Упираясь  -  1-й  вариант                                                       деревья  -  2-й  вариант

3. Разобрать  слова  по  составу:

Разбросавшая,  тончайшим,  казалось  -  1-й  вариант

Заходящего,  мельчайшей,  упираясь  -  2-й  вариант

4. Сделать  синтаксический  разбор  предложения:

 Безбрежная,  необъятная  степь  походила  на  океан,  и казалось,  что  этому  океану  нет  ни  конца,  ни  начала.  – 1-й  вариант

И  вот  уже  океан  стал  тёмно-синим,  вот  он  нахмурился,  и  волны  трав,  раскрашенных   последними  лучами  солнца,  стали  едва  заметными  в  густеющем  тёплом  мареве  сумерек.  -  2-й  вариант

 

tak-to-ent.net

Географический диктант Океаны для повторения темы в 7 классе Мировой океан — главная часть гидросферы

Географический диктант ОКЕАНЫ (найди соответствие физико-географической характеристики океанов) 1.Наличие льдов связано с относительно низкой солёностью поверхностных водных масс, которые опреснены большим количеством речных вод, стекающих с материков. 2.С древнейших времён океан стал осваиваться человеком. На его берегах в разные эпохи возникли центры мореплавания. 3.Занимает 1/3 поверхности планеты. 4.Климат океана весьма разнообразен, потому что океан расположен во всех КП, кроме северного полярного. 5.На севере океан ограничен Евразией и не имеет связи с Северным Ледовитым о. 6.Климат океана определяется его расположением во всех КП. Наиболее широкая часть океана лежит не в экваториальных, а в тропических и умеренных широтах. 7.В далёкие времена на утлых деревянных кочах и ладьях пускались русские люди-поморы - в путешествия, зимовали на Груманте (Шпицбергене). 8.Уже разведаны месторождения нефти и газа на шельфе Карского и Баренцева морей, у берегов Канады и Аляски. 9.Комплексное изучение океана началось в конце 19в. Наиболее значительные исследования были проведены английской экспедицией на судне «Челенджер». 10.Климат океана формируется под влиянием его ГП. Особенность климата – сезонные ветры муссоны в северной части океана, которая расположена в субэкваториальном поясе и подвержена влиянию суши. 11.Нередко над западной частью океана проносятся опустошительные тропические ураганы – тайфуны («тайфун» - «сильный ветер»). 12.В нём обитает половина всей живой массы живых организмов Мирового океана. 13.Тропические водные массы богаты планктоном, в котором особенно много одноклеточных водорослей. Из-за них поверхностные воды мутнеют, меняют окраску. 14.Шельф океана богат полезными ископаемыми. В толщах осадочных пород на дне Персидского залива огромны залежи нефти и природного газа. 15.Океанологи изучают взаимодействие океана с атмосферой, исследуют природу Гольфстрима и др. течений. 16.Течения в океане влияют на ледовые условия. Особенность океана – многочисленные айсберги и плавучий морской лёд. 17.В северном субтропическом поясе находится уникальное по своей природе – Саргассово море. 18.В океане выделяют 2 природных пояса. В субполярный пояс проникают тёплые воды Атлантики и создают здесь условия для развития планктона. 19.Ветры и течения вызывают движение и сжатие льдов, образование торосов. 20.Хозяйственная деятельность человека в океане привела к истощению некоторых видов биологических богатств. Так, к концу 18в. были истреблены млекопитающие – морские коровы (вид ластоногих), открытые одним из участников экспедиции Витуса Беринга. Тихий океан: 3 4 11 12 20 Атлантический океан: 2 6 15 16 17 Индийский океан: 5 9 10 13 14 Северный Ледовитый океан: 1 7 8 18 19

Приложенные файлы

weburok.com

Диктант 13 | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов

Тема «Контрольный диктант по теме «Служебные части речи» 10 кл.

Цель: контроль знаний, умений, навыков по теме «Служебные части речи», правописание данных частей и омонимичных форм.

Оборуд.:

Ход урока

Диктант         Утром я, выспавшийся, полный свежих сил, вышел на вахту.  До чего же хорошо,  когда  в  воздухе  разливается  запах  йода  и  океан  расстилается  вокруг,  как  зелёный  шёлк.        В свежем воздухе чувствовалась, однако, примесь какого-то странного запаха,  и  я  не  мог  понять,  чем  пахнет.  Оглядев горизонт, я заметил вдалеке тёмную  полоску,  вроде  как  от  набежавшей тучки.  Небо по-прежнему сияло голубизной, и всё же там,  на  блестящей  поверхности  моря,  что-то  темнело.  Подходим к другой глубине или  приближается  шторм?  Теряясь в догадках, я вдруг вижу: навстречу нам мчатся  дельфины.  В чётком строю, то  выныривая,  то пропадая,  они  промелькнули  по  левому  борту,  и  мне  показалось,  что  они  бегут,  будто  спасаясь от  чего-то.        Штурман, в  течение  долгого  времени  смотревший  в  бинокль,  наконец  догадался:  нефть!  Понятно, какой  запах  примешивался  к  свежести  океана.   Нефтяные  разводы  встречались  нам   в  плавании  не  раз,  однако  такое   я  видел  впервые:  впереди  было  сплошное  нефтяное  поле.  Сначала появились радужные разводы  -  оранжевые,  сине-фиолетовые,  затем  какие-то  серебристые  пятна,  которых  становилось  всё  больше.  Вскоре  мы  увидели:  это  была  дохлая  рыба,  плавающая  кверху  брюхом.(167  слов)                                                   (По  А. Соболеву)

                                                     Грамматические  задания

1. Объяснить  графически  знаки  препинания  в  выделенном    предложении.2. Выписать  из  текста  по  два  словосочетания  на  все  виды  подчинительной  связи  и  разобрать  их:В  первом  и  втором  абзаце  -  1-й  вариант                        в  третьем  абзаце  -  2-й  вариант3. Разобрать  слова   по  составу:Выспавшийся,  расстилается,  теряясь  -  1-й  вариант    голубизной,  оглядев,  плавающая  -  2-й   вариант4.Оглядев  горизонт,  я  заметил  вдалеке  тёмную  полоску,  вроде  как  от  набежавшей тучки. – 1-й  вариантУтром  я,  выспавшийся,  полный  свежих  сил,  вышел  на  вахту.  -  2-й  вариант

15

Приложенные файлы

educontest.net

Контрольный диктант за вторую четверть Судьба человека

Контрольный диктант за вторую четверть

Судьба человека

  Отгремели военные грозы, и уже свыше десяти лет строил наш народ мирную жизнь, когда М.А.Шолохов снова обратился к военной теме. Читаешь его небольшой рассказ под названием "Судьба человека", и сердце сжимается от бесхитростного повествования, которое ведёт бывалый шофёр, солдат, прошедший самые страшные испытания.

  Два года в немецких лагерях смерти. Побег, когда уже не было сил бороться за жизнь. Но на родной земле Андрея Соколова подстерегают новые удары. Он узнаёт, что жена и дочери убиты во время бомбёжки, а сын ушёл неизвестно куда. Незадолго до конца войны находит Андрей сына, чтобы потерять его в последний военный день.

И вот немолодой человек, который лишился всего, что составляет смысл жизни, встречает крошечное беззащитное существо. Не очерствел душой, не сделался равнодушным к чужому горю тот, кто перенёс столько своего. Ванюшка стал для Андрея всем. И живёт старый солдат для своего нового сынка, для того чтобы никогда больше не почувствовал себя сиротой шестилетний ребёнок.

Грамматическое задание:

Во втором абзаце найти все СПП, определить вид придаточных.

Контрольный диктант за первое полугодие

Лесное озеро

   За придорожным кустарником поднимался смешанный лес. С левой стороны таинственно поблескивала черная вода. Мы ждали только тропинки, чтобы устремиться по ней в глубину леса и узнать, что там. И вот тропинка попалась.

Не успели мы сделать по ней двухсот шагов, как заливистое злое тявканье собачонки остановило нас. Невдалеке стояла изба лесника

Лесник пригласил нас в дом и хотел распорядиться насчет стола. Но мы сказали, что нам ничего не нужно и что мы свернули с большой дороги единственно затем, чтобы узнать, что за вода блестит между деревьями.

 Вода началась шагах в пятидесяти от порога, но гораздо ниже его, так как дом стоял на бугре. Узкая лодка, на которую мы сели, была настолько легкая, что под тяжестью четырех человек погрузилась в воду по самые края. Необыкновенной красоты озеро окружило нас. Темно-зеленые дубы и липы, которыми заросли озерные берега, четко отражались в неподвижной воде. Редкие и ясные, словно звезды, покоились на воде цветы белых лилий. Так резко оттенялся каждый цветок чернотой озерного зеркала, что мы замечали его обыкновенно за двести, за триста метров.                                                                              (По В.Солоухину) 170 слов

Контрольные диктанты. 9 класс

I Теплый безветренный день угас. Только далеко на горизонте, в том месте, где зашло солнце, небо еще рдело багровыми полосами, точно оно было вымазано широкими ударами огромной кисти, омоченной в кровь. На этом странном и грозном фоне зубчатая стена хвойного бора отчетливо рисовалась грубым, темным силуэтом, а кое-где торчавшие над ней прозрачные круглые верхушки голых берез, казалось, были нарисованы на небе легкими штрихами нежной зеленоватой туши. Чуть-чуть выше розовый отблеск гаснущего заката незаметно для глаз переходил в слабый оттенок выцветшей бирюзы... Воздух уже потемнел, и в нем выделялся ствол каждого дерева, каждая веточка, с той мягкой и приятной ясностью, которую можно наблюдать только ранней весной, по вечерам. Слышалось иногда, как густым басом гудит, пролетая где-то очень близко, невидимый жук и как он, сухо шлепнувшись о какое-то препятствие, сразу замолкает. Кое-где сквозь чащу деревьев мелькали серебряные нити лесных ручейков и болотец. Лягушки заливались в них своим торопливым, оглушительным криком; жабы вторили им более редким, мелодическим уханьем. Иногда над головой пролетала с пугливым кряканьем утка да слышно было, как с громким и коротким блеянием перелетает с места на место бекас-баранчик.

(177 слов)(А. Куприн)

2.Ночью туман сгустился так, что в десяти шагах ничего не было видно, словно все потонуло в молоке. Судно остановилось у большого ледяного поля, и все, кроме вахтенных, спокойно спали.Утром туман начал слегка расползаться. Он постепенно исчезал, уносимый на юг, и ледяные поля зашуршали и тоже пришли в движение. Впереди открылся свободный проход, и судно поплыло на северо-восток, но медленно, чтобы не столкнуться с льдинами и чтобы вовремя остановиться или повернуть в сторону. Солнце, которое светило с полудня, хотя и с перерывами, к вечеру скрылось в пелене тумана, надвинувшегося на корабль.Эта ночь была менее спокойной, чем предыдущая: дул легкий ветер, ледяные поля задвигались, напирая друг на друга, трещали и ломались. Клубившийся туман не позволял различать путь, и приходилось быть настороже, чтобы не оказаться зажатыми льдинами.День тоже прошел в большом напряжении: утром усилился ветер и туман разогнало, однако льды пришли в движение. К счастью, окраины ледяных полей были сильно поломаны, айсберги отсутствовали, и только иногда гряды мелкого льда, нагроможденные местами на полях, представляли серьезную опасность.

(167 слов) (По В. Обручеву)

3.Когда ледяным панцирем покрываются реки и озера, улетают последние стаи птиц.Осенние перелеты совершаются неторопливо. Создается впечатление, что птицы не спешат покидать родные места, надолго задерживаясь там, где много корма. Весной же они летят без остановок, словно боясь опоздать к началу лета.Перелеты птиц вызывали удивление еще у древних народов. Они не знали, куда и зачем предпринимают птицы такие рискованные путешествия. Многое в птичьих полетах до сих пор остается ученым недостаточно ясным.Осенний перелет кажется оправданным: с наступлением зимы птицы не могут из-под снега добывать пропитание. Зимой на севере голодно: попрятались насекомые, запасы лесных ягод не безграничны. Правда, многие пернатые живут здесь, никуда не улетая, и даже в лютые морозы не выглядят несчастными. Видимо, кое-какие птицы могли бы приспособиться к нашим условиям.Считается, что родина наших перелетных птиц — север. Трудно сказать, что привлекает их здесь. Возможно, обилие сезонного корма, который позволяет кормить птенцов в течение всего длинного светового дня. Вероятно, птицы в период размножения нуждаются в спокойной обстановке, и небольшая заселенность наших северных тундр, лесов, где нет такой суматохи, как в Африке, создает им эти условия.

(176 слов) (Из журнала «Юный натуралист»)

4.Зима, продвигаясь с севера, захватывала новые пространства; все: дороги и села, леса и степи — засыпали глубокие снега.Вьюжными ночами, когда даже лесные гиганты стонут, трещат и охают, когда небо сливается с землей и неистово бухают подземные колокола, все живое старается укрыться в затишье: в домах, где весело трепещет огонь в печке, в норах и обжитых гнездах, а то и просто под раскидистой елью, между ее нижними лапами и землей, еще пахнущей занесенными сюда осенью листьями. Снег толстым слоем прикрывает еловые лапы, однако между ними и землей — свободное пространство, где в солнечный день светло. Блеснет луч солнца — рдяно вспыхнет случайно оказавшаяся там ягодка костяники на высоком стебле.Такое убежище надежно от любой непогоды. Забьется сюда заяц-русак, или тетерев, или хитрая лисица, или другая живность и замрет, затаится, затем задремлет под вой метели. В такое время начинают бродить и жить в человеке неведомые силы, расцветают причудливо-призрачные сны. И нельзя разобраться, где в них кончается понятное и начинается то, чему нет объяснения и что приходит в шорохах и свете звезд.

(167 слов) (По П. Проскурину)

5.ПеревалВопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро; хороводы звезд чудными узорами сплетались на далеком небосклоне и одна за другой гасли по мере того, как бледноватый отблеск востока разливался по темно-лиловому своду, озаряя крутые отголоски гор, покрытые девственными лесами.Направо и налево чернели мрачные, таинственные пропасти, и туманы, клубясь и извиваясь, как змеи, сползали туда по морщинам соседних скал, будто чувствуя и пугаясь приближения дня. Тихо было на небе и на земле, только изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем.Мы тронулись в путь; с трудом пять худых кляч тащили наши повозки по извилистой дороге на Гуд-Гору; мы шли пешком сзади, подкладывая камни под колеса, когда лошади выбивались из сил; казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько глаз мог разглядеть, она все поднималась и наконец пропадала в облаке, которое еще с вечера отдыхало на вершине Гуд-Горы, как коршун, ожидающий добычу. Снег хрустел под ногами; воздух становился так редок, что было больно дышать; кровь поминутно приливала в голову. (176 слов) (По М. Лермонтову)

6.Утром я, выспавшийся, полный свежих сил, вышел на вахту. До чего же хорошо, когда в воздухе разливается запах йода и океан расстилается вокруг, как зеленый шелк.В свежем воздухе чувствовалась, однако, примесь какого-то странного запаха, и я не мог понять, чем пахнет. Оглядев горизонт, я заметил вдалеке темную полоску, вроде как от набежавшей тучки. Небо по-прежнему сияло голубизной, и все же там, на блестящей поверхности моря, что-то темнело. Подходим к другой глубине или приближается шторм? Теряясь в догадках, я вдруг вижу: навстречу нам мчатся дельфины. В четком строю, то выныривая, то пропадая, они промелькнули по левому борту, и мне показалось, что они бегут, будто спасаясь от чего-то.Штурман, в течение долгого времени смотревший в бинокль, наконец догадался: нефть! Понятно, какой запах примешивался к свежести океана. Нефтяные разводы встречались нам в плавании не раз, однако такое я видел впервые: впереди было сплошное нефтяное поле. Сначала появились радужные разводы — оранжевые, сине-фиолетовые, затем какие-то серебристые пятна, которых становилось все больше. Вскоре мы увидели: это была дохлая рыба, плавающая кверху брюхом.

(167 слов) (По А. Соболеву)

kk.convdocs.org

Наталия Егорова - Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 8 класс

Утро на Атлантическом океане

Только что пробил колокол. Было шесть часов прелестного тропического утра на Атлантическом океане.

По бирюзовому небосклону, бесконечно высокому и прозрачно-нежному, быстро поднимается золотистый шар солнца, заливая радостным блеском водяную холмистую поверхность океана. Голубые рамки далёкого горизонта ограничивают его беспредельную даль.

Как-то торжественно-безмолвно кругом.

Только могучие светло-синие волны, сверкая на солнце своими серебристыми верхушками и нагоняя одна на другую, плавно переливаются ласковым, почти нежным ропотом. Этот ропот точно нашёптывает, что в этих широтах, подтропиками, вековечный старик-океан всегда находится в добром расположении духа.

Бережно несёт он на своей исполинской груди плывущие корабли, не угрожая морякам бурями и ураганами.

Пусто вокруг!

Не видно сегодня ни одного белеющего паруса, не видно ни одного дымка на горизонте. Большая океанская дорога широка.

Изредка блеснёт на солнце серебристою чешуйкой летучая рыбка, покажет чёрную спину играющий кит и шумно выпустит фонтан воды, высоко прореет в воздухе тёмный фрегат или белоснежный альбатрос, пронесётся над водой маленькая серая петрель, направляясь к далёким берегам Африки или Америки, и снова пусто.

(164 слова)

(К. М. Станюкович)

Диктант 4. Тема "Обособленные определения и приложения"

Позади большого дома был старый сад, уже одичавший, заглушённый бурьяном и кустарником.

Я прошёлся по террасе, ещё крепкой и красивой. От прежних цветников уцелели одни пионы и маки, которые поднимали из травы свои белые и ярко-красные головки; по дорожкам росли молодые клёны и вязы. Сад казался непроходимым, но это только вблизи дома, где стояли тополя, сосны и старые липы-сверстницы, уцелевшие от прежних аллей. А дальше за ними сад расчищали для сенокоса, и тут уже не парило, паутина не лезла в рот и в глаза, подувал ветерок. Чем дальше вглубь, тем просторнее, и уже росли на просторе вишни, сливы, раскидистые яблони, обезображенные подпорками, и груши, такие высокие, что даже не верилось, что это груши.

Сад спускался к реке, поросшей зелёным камышом и ивняком. Около мельничной плотины был плёс, глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая мельница с соломенной крышей, неистово квакали лягушки.

(140 слов)

(По А. П. Чехову)

Грамматические задания

1. Подчеркнуть обособленные и необособленные определения и приложения.

2. Найти в тексте и сделать морфологический разбор.

I вариант: действительного причастия;

II вариант: страдательного причастия.

Диктант 5. Темы: "Вводные слова", "Уточняющие обособленные члены предложения"

На реке осенью

Роса была холодная, обильная - настоящая сентябрьская роса. Она брызгала в лицо с высокой травы, капала с деревьев в реку, и по тёмной воде расплывались медленные круги. Я промок насквозь от этой росы и развёл костёр. Дым подымался к вершинам лиственниц и елей. Тонкая хвоя лиственниц всё время сыпалась сверху, хотя ветра не было. На лиственнице около костра трещала какая-то птица. Казалось, что эта птица - здешний лесной парикмахер, что она стрижёт хвою, щёлкает ножницами, сыплет эту хвою вниз: мне на голову, на речку, на костёр.

Я сушился и смотрел на реку. Жёлтые листья плыли островами и, цепляясь за коряги, останавливались. Сзади наплывали новые груды листьев. Они запруживали реку, потом начинали медленно поворачиваться, вырываться из цепких лап коряг и, наконец, отрывались и улетали, то загораясь, как золото (попали на солнце), то погасая и чернея (на них упала тень от кустов).

На реке ещё со времени боёв остались брошенные переправы - плоты, заросшие ольхой, и отдельные брёвна, застрявшие на мели. Они пенили вокруг себя воду.

(164 слова)

(По К. Г. Паустовскому)

Диктант 6. Темы: "Вводные слова", "Обособленные члены предложения"

Кувшинки в океане

По спокойной воде пруда медленно, лениво покачиваются широкие листья кувшинок. На своих длинных плетях-стебельках они напоминают кораблики, ставшие на якорь, или маленькие плавающие острова.

Может быть, именно они подсказали идею плавающего города.

Молодой французский архитектор Поль Меймон, долго работавший в Японии, первый предложил проект города на воде. На Японских островах уже нет почти места для городов. Так почему бы не создать искусственные города-острова?

Город на воде словно гигантская круглая чаша стадиона, только вместо сидений для зрителей террасами поднимаются жилища, а вместо футбольного поля - озеро с прекрасными пляжами и зелёными островками, небольшими бухтами и даже причалами для кораблей. С материком этот плавающий остров соединён мощным мостом-автострадой.

(108 слов)

(По Л. Л. Яхнину)

Диктант 7. Темы: "Односоставные предложения", "Однородные члены предложения", "Обособленные члены предложения"

Бывало, встанешь рано утром… Бежишь к реке, на ходу быстро раздеваешься и с размаху бухаешься в студёную, розовую от зари, ещё подёрнутую лёгким паром, гладкую, как зеркало, водяную поверхность к великому ужасу целого утиного семейства, которое с тревожным кряканьем и писком поспешно расплывается в разные стороны из прибрежного тростника. Выкупаешься и, дрожа от холода, с чувством здоровья и свежести во всём теле спешишь к чаю, накрытому в густо заросшем палисаднике, в тени сиреневых кустов, образующих над столом душистую зелёную беседку. На столе вокруг блестящего самовара расставлены: молочник с густыми жёлтыми сливками, большой ломоть свежего деревенского хлеба, кусок тёплого, только что вырезанного сотового мёда на листе лопуха, тарелка крупной малины.

(109 слов)

Примечание. Следует сказать ученикам о двоеточии в последнем предложении.

Приложение 4Изложения

Изложение 1

Нет, пожалуй, человека, который не любил бы кино. Трудно даже вообразить, что чуть более века назад люди и понятия не имели о кино.

Его появлению мы обязаны двум французам - братьям Луи и Огюсту Люмьерам. В юности они работали на фабрике отца, выпускавшей фотоплёнку, и были хорошо знакомы с фотографией.

В средине девяностых годов XIX века талантливый инженер Луи Люмьер заинтересовался модными тогда "движущимися фотографиями" - своеобразной разновидностью волшебного фонаря. Что же представляло собой это устройство? В круглый диск по окружности вставлялись прозрачные бумажки, разделённые перегородками. На каждую наносилось штриховое изображение различных фаз движения человека или животного, а порой смешные гримасы клоуна. Диск вставляли в специальный фонарь и начинали вращать. Луч высвечивал проекцию постоянно меняющихся контуров на экран. И чем быстрее вращался диск, тем больше возникала иллюзия движения.

Забавная игрушка и натолкнула Луи на мысль о создании своего аппарата. Он был запатентован в 1895 году и получил название "кинематограф", происходящее от греческих слов "кинема" - движение и "графо" - пишу. Позднее прибор, снимающий на плёнку движущиеся предметы, стали называть кинокамерой.

Первый публичный платный сеанс состоялся 28 декабря 1895 года в Париже. Он превзошёл все ожидания. Искушённые посетители были готовы увидеть всякое, но только не столь ошеломляющее зрелище. Едва в небольшом зале погас свет, с белой поверхности экрана, освещённой лучом проектора, понёсся на всех парах поезд, казалось, прямо в зал двинулись толпы людей, выходящих из проходной завода…

Зрителей охватил страх. Но это длилось лишь мгновение. Восхищение новым, невиданным зрелищем перебороло минутную слабость.

Первая в истории мирового кино "программа Люмьер" включила в себя лишь три коротких снятых с натуры сцены и одну комическую игровую. Так началась история нового прекрасного искусства - кино.

(265 слов)

Задания

I вариант:

1. Озаглавить текст, пересказать его кратко.

2. Рассказать о вашем отношении к кино.

II вариант:

1. Озаглавить текст, пересказать его подробно.

2. Ответить на вопрос: "Какое значение имеет изобретение братьев Люмьер в современном мире?"

Изложение 2

Мир балета… Для обычного зрителя, идущего на спектакль, он может быть ограничен самим спектаклем. Для любителя балета, балетомана, он, естественно, намного шире. Для художника же, погружённого в этот мир, он становится поистине безграничным, необъятным. Для него балет - это и сам спектакль, и каждая его часть. Но прежде всего это люди балета. Прославленные примы и солисты, начинающие танцовщики, артисты кордебалета, балетмейстеры, репетиторы, артисты миманса - все вместе и каждый в отдельности.

Мир балета - это и жизнь театра во всех её проявлениях, его труд и быт. Мир непростой, многогранный, многоцветный, динамичный, притягательный и прекрасный.

У кого из зрителей не возникало в какой-то момент балетного действа впечатления невероятной простоты и лёгкости всего совершаемого на сцене, абсолютной невесомости, прямо-таки воздушности тела артиста? И лишь умом можно понять, что невесомость эта и лёгкость обманчивы и мнимы.

profilib.org