“Сумма” отказалась от строительства нефтяного терминала в Роттердаме. Нефть в роттердаме


ТЭК России | Самые большие ворота Европы

С давних времен считалось, что выход к морю обеспечивает странам конкурентное преимущество. Понятие «порт» было известно еще в античном мире. В переводе с латинского portus означает ворота. В процессе развития торговых отношений, модернизации транспорта, а также научных открытий порт из простых «ворот» стал превращаться в сложнейший транспортный узел, соединяющий в себе различные сооружения, инфраструктурные объекты и нефтехранилища.

Европейский Гигант

До 2004 года Роттердам был самым крупным портом в мире, пока его не обогнал Шанхай. Теперь «голландец» крупнейший только в Европе, где конкуренцию ему составляют лишь Антверпен и Гамбург. Другие европейские порты ни по объему перевалки грузов, ни по количеству обработанных контейнеров и близко не приближаются к этим трем гигантам.

Однако в сравнении с портами Китая и Юго-Восточной Азии картина выглядит иначе. Роттердам замыкает пятерку крупнейших гаваней мира. Китайские и азиатские порты в силу географической удаленности не могут составить реальную конкуренцию Роттердаму.

Порт расположен в дельте Рейна, в 33 км от Северного моря. Водным каналом, глубина которого достигает 22 м, доступным для крупных океанских судов, Роттердам соединён с Северным морем. В порту 50 бассейнов, где одновременно могут обрабатываться 300 морских судов. Длина причала составляет 57 километров.

Здесь имеется 120 терминалов. Восемь судостроительных и судоремонтных предприятий располагают 8 сухими и 25 плавучими доками грузоподъемностью до 500 тыс. тонн. Городу принадлежит 70% акций порта, 30% — государству.

В Роттердаме влияние огромного порта чувствуется намного больше, чем в Антверпене. Подъездные дороги огромные краны.

Роттердам — это, прежде всего, нефтяной порт

Главной статьёй оборота Роттердама является нефть. Более 70% от перевалки всех грузов составляют углеводороды и продукты их переработки. В восточной части порта расположены крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы, принадлежащие международным нефтегазовым корпорациям, а также нефтехранилища, общая ёмкость которых достигает 27 млн тонн. В порту имеется 5 нефтяных гаваней с 68 причалами, 14 из которых принимают танкеры грузоподъёмностью до 280 тыс. тонн.

Морские нефтяные терминалы компании Royal Vopak Group, расположенные в Роттердаме, входят в число крупнейших в Европе. Их мощности позволяют хранить объемы нефти и нефтепродуктов в совокупности более 3,6 млн куб. м, общее количество емкостей для хранения составляет 124 ед., а бесперебойную работу этих терминалов обеспечивают 6 морских причалов.

Нефть и продукты переработки нефти из Роттердама по трубопроводам направляются в Германию (Кельн и Франкфурт-на-Майне) и в другие европейские страны в радиусе 640 километров. Значительное количество нефтепродуктов вывозится из порта водным путем по Рейну, Маасу и Шельде.

Через Роттердам проходит 50% всего внешнеторгового оборота Нидерландов (около 75% всех грузоперевозок по Рейну). Суммарный оборот морских грузоперевозок порта превышает 257 млн т в год. Поток судов составляет свыше 30 тыс. морских и 250 тыс. речных судов в год.

В Нидерландах самая развитая портовая инфраструктура

По оценке Всемирного экономического форума (ВЭФ) — швейцарской неправительственной организации, занимающейся проведением ежегодных форумов в Давосе, Нидерланды имеют самую развитую портовую инфраструктуру в мире. Об этом говорится в документе «Отчет о глобальной конкурентоспособности 2014 2015», подготовленном организацией.

Второе место по развитости портовой инфраструктуры занял Сингапур. Объединенные Арабские Эмираты потеснили на третьем месте порт Гонконг. Бельгия по‑прежнему осталась на шестом месте, в то время как Германия опустилась с девятого на четырнадцатое место.

Миллиардные инвестиции

Таких позиций порт Роттердам достиг благодаря большим инвестициям в различные проекты в период с 2000 года по 2014 год. Значительные финансовые поступления были направлены в сектора нефтепереработки и химических веществ, в расширение нефтехранилищ, включая проекты таких крупных нефтегазовых компаний, как Shell, ExxonMobil. Миллиарды евро были вложены в развитие сети автомобильных и железнодорожных подъездных путей, строительство портового района Maasvlakte 2, мостов, туннелей, причалов, терминалов.

Администрация отмечает, что в ближайшие годы объем инвестиций останется прежним, в том числе в завершение проекта по расширению пропускной способности автомагистрали протяженностью 45 км между Maasvlakte и внутренними припортовыми районами. Сохранится запланированный объем инвестиций и в начало строительства второй очереди Maasvlakte 2. Власти порта также инвестируют сотни миллионов евро в модернизацию старых прибрежных районов: Ботлек, Ваалхавен, Эмхавен, порт Дордрехт.

В Роттердаме увеличиваются объемы перевалки нефти

По итогам трех кварталов 2015 года перевалка грузов в Роттердаме в целом выросла на 5,4%. Как отмечают эксперты, такой рост связан, прежде всего, с увеличением объемов нефти и нефтепродуктов. На долю перевалки этих грузов в порту приходится более 70% от общего количества проводимых за год работ.

Перевалка нефти по итогам трех кварталов 2015 года выросла на 8,5%. Основной причиной роста стали низкие цены, которые гарантируют хорошую рентабельность переработки, в результате чего НПЗ производят большее количество продукции, чем в 2014 году. Это относится не только к НПЗ в Роттердаме, но также и к другим нефтеперерабатывающим заводам, которые обслуживают голландский порт (например, НПЗ, находящиеся в портах Германии, Бельгии и России).

Эксперты отмечают, что отечественные заводы стали производить мазут в больших, чем прежде объемах. Его отправляют на Дальний Восток через Роттердам. Все это стало главной причиной того, что по итогам января — сентября 2015 года перевалка нефтепродуктов в порту выросла на 22,1%.

Объемы перевалки сжиженного природного газа в порту Роттердам по итогам января — сентября 2015 года практически удвоились. Это связано с тем, что цены на газ в Азии значительно упали и стали сравнимы с европейскими. В этой связи произошло увеличение поставок СПГ.

Новая пристань для грузов Нефтехимии

В октябре 2015 года администрация порта Роттердам приступила к реализации проекта строительства новой пристани на терминале, принадлежащем LBC* в промышленном районе Ботлек, где сосредоточены объекты нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Новая пристань позволит повысить потенциал LBC для удовлетворения потребностей клиентов и расширения услуг. Здесь будут располагаться четыре причала — два для морских судов и два для речных барж. Это в четыре раза увеличит мощности терминала.

Пристань будет строиться в два этапа. Первый, включающий возведение двух причалов, планируется завершить к середине 2016 года. Все четыре объекта будут введены в эксплуатацию в конце 2017 года. В результате LBC терминал сможет обрабатывать танкеры дедвейтом до 80 тыс. т при одновременной погрузке/выгрузке на всех причалах.

LBC также инвестирует в терминал в Роттердаме, мощность которого увеличится до 250 тыс. кубометров. Кроме того, планируется модернизация погрузочно-разгрузочных площадок для вагонов и грузовиков для перевалки жидких химикатов. Терминал будет иметь возможность смешивания грузов, обработки их паром, температурного контроля. Новое хранилище общим объемом 36 тыс. куб. м с цистернами из нержавеющей стали начнет функционировать в начале 2016 года.

Торговля нефтью марки Urals в Роттердаме откладывается

В Роттердаме планировалось открытие площадки для торговли нефтью марки Urals, которая является основным товаром российского экспорта. Российская группа «Сумма», представляющая собой диверсифицированный холдинг, объединяющий активы в нефтегазовой отрасли, портовом бизнесе, транспорте, а также в ряде других направлений, планировала к 2017 году построить в Роттердаме хаб для нефти Urals из порта Приморск. Предполагалось, что создание площадки сократит ценовой разрыв между Urals и североморской Brent и сделает российскую марку более конкурентоспособной.

Стоимость проекта оценивалась в €750 миллионов. За проект отвечала подконтрольная «Сумме» Shtandart TT B. V, которая арендует в порту Роттердам 55 га земли. Договор на строительство этого объекта заключили в 2013 году, тогда же должны были начаться и первые работы, но сроки неоднократно переносились, и в итоге финальной датой был назван февраль 2015 года.

В середине 2015 года порт Роттердам и Shtandart TT расторгли контракт на строительство наливного терминала Tank Terminal Europoort West (TEW). Такое решение связано с изменениями макроэкономической ситуации и конъюнктуры нефтяного рынка. При этом группа «Сумма» из Роттердама не уходит, там у нее остается бункеровочный бизнес.

Представители порта заявили, что готовы предложить эту площадку с этим же концептом (наливной терминал) другим компаниям. Разрыв контракта с «Суммой» не окажет существенного влияния на объемы перевалки нефти и нефтепродуктов, поставляемых из России в Роттердам.

По мнению отраслевых экспертов, сейчас идет переориентация нефтяных потоков на восточное направление. На этом фоне из России в Роттердам становится выгоднее поставлять нефтепродукты, чем нефть.

Gunvor купит НПЗ в Роттердаме

В 2014 году компания Kuwait Petroleum выставила на продажу роттердамский НПЗ, рассчитанный на переработку 88 тыс. барр. нефти в сутки. Госкорпорация Кувейта отказалась от программы инвестиций объемом $1,4 млрд из‑за снижения цен на топливо.

На это предприятие претендовали инвестиционные компании Carlyle и Riverstone Holdings. Однако предложение энергетического и сырьевого трейдера Gunvor вызвало больший интерес, поскольку трейдер пообещал, что НПЗ продолжит работать, а не будет переделан в склад.

Швейцарская компания близка к достижению соглашения о покупке НПЗ Europoort в Роттердаме у кувейтской нефтяной госкорпорации. Ожидается, что эта сделка будет профинансирована за счет недавней продажи активов в России.

НПЗ Europoort был построен в 1962 году и продан Kuwait Petroleum в 1983 году. В силу возраста построек и оборудования он нуждается в модернизации. Рентабельность нефтепереработки в Европе улучшилась в 2015 году на фоне низких цен на нефть и высокого спроса на нефтепродукты, особенно на бензин 95.

Второй крупнейший порт Европы

Второе место в Европе после Роттердама по общим объемам грузооборота занимает порт Антверпен. Первые судовые доки здесь были построены в период наполеоновских войн. После 1863 года значительная часть торгового оборота страны пришлась на антверпенский порт, который получил новый толчок для развития.

С тех пор порт динамично развивался. В 1913 году построено 18 доков для морских судов и 7 для барж. В ходе первой мировой войны приоритет был отдан складским помещениям. В 1958 году развернулась большая строительная программа, которая придала порту его современный облик.

Уникальность Антверпена состоит в том, что он занимает самое выгодное положение в Европе — расположен на реке Шельда на расстоянии 90 км от Северного моря. Порт может принимать одновременно до 400 судов.

Причалы вытянуты в длину на 100 км, их глубина составляет от 5 до 17,5 метра. Антверпен имеет более удобное расположение, чем большинство портов Северного моря: его терминалы связаны с внутренними районами Бельгии через железнодорожный, речной и автомобильный виды транспорта.

Каждую неделю поезда отправляются в 70 городов в 19 странах мира. Это делает Антверпен одним из крупнейших европейских железнодорожных портов, перевозящим по ж/д более 24 млн т грузов ежегодно.

Нефтепереработка Антверпена

Значительную долю в грузообороте занимают нефть и нефтепродукты. На территории порта расположены четыре нефтеперерабатывающих завода. Сырье с танкеров поступает на НПЗ, где его перерабатывают и дальше транспортируют.

Компания ExxonMobil вложила более $1 млрд в нефтеперерабатывающий завод Антверпена, а французская компания Total — €1 млрд в свое дочернее нефтеперерабатывающее предприятие OPTARA, чтобы производить дизель с низким содержанием серы и сократить производство мазута. На этом предприятии будет использоваться экономичное сырье.

Синергетический эффект

Семь из десяти крупнейших международных химических компаний имеют производственные объекты в Антверпене. Для дальнейшего развития и расширения грузоперевозок здесь был создан нефтехимический кластер. Для развития сотрудничества с компаниями нефтехимической отрасли в порту создано подразделение по работе с нефтехимическими продуктами. Это сделано, чтобы добиться синергии между нефтехимической промышленностью, логистикой и морскими грузоперевозками.

За последние несколько лет в Антверпен инвестировали многие крупные корпорации, что свидетельствует о высоком уровне доверия и потенциале развития порта. Так, немецкий концерн Lanxess, который представляет собой группу компаний по производству специальной химической продукции, вложил €75 млн в новую промышленную площадку по производству высокотехнологичного пластика.

Чистота — залог здоровья

Несмотря на то что Антверпен является одним из крупнейших нефтяных портов, он несколько раз подряд получал награду за сохранение окружающей среды Environmental World Ports Award на международных саммитах портов и торговли. Более 300 специалистов отрасли и членов Международной ассоциации портов и гаваней (IAPH) определяют, кому достанется эта награда. В конкурсах Антверпен обошел других претендентов, в том числе такие порты, как Роттердам, Лос-Анджелес, Сидней и Гетеборг.

Администрации портов Роттердам и Антверпен выступают за ужесточение с 1 января 2016 года стандартов по выбросам в атмосферу оксидов азота (NOx) для новых судов в Северном море и Ла-Манше. Две крупнейшие гавани Европы выступают против выдвинутого ранее предложения отсрочить введение уже согласованных правил на пять лет.

Двигатели, установленные на судах, соответствующих новым стандартам, выбрасывают в атмосферу на 80% меньше оксидов азота, чем существующие суда. Так аргументируют свою позицию в администрации порта Роттердам. Сокращение выбросов с целью улучшения качества воздуха соответствует политике обоих портов в области экологии.

Центральный хаб российской Торговли

В 2015 году объем грузовых перевозок между Россией и Антверпеном увеличился во всех категориях. За первые девять месяцев 2015 года было перевезено 10 млн т грузов, что на 3,7% больше, чем за аналогичный период 2014 года. За время сотрудничества с российскими компаниями порт приобрел опыт обработки химических грузов, продукции сталелитейных предприятий.

Объем грузооборота Антверпена за январь — сентябрь 2015 года составил 157 млн т, что на 5,5% превышает показатель аналогичного периода прошлого года. Согласно прогнозу экспертов, к концу 2015 года общий объем перевезенных грузов составит 200 млн тонн. Объем перевалки наливных грузов за девять месяцев 2015 года увеличился на 8% — до 50 млн тонн. Рост перевалки нефтепродуктов составил 24% и достиг 11 млн тонн.

В течение первых трех кварталов 2015 года в порт Антверпен зашли 11 тыс. морских судов, что на 2,5% больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Бункеровочный СПГ-терминал

Администрация порта в июле 2015 года объявила конкурс на выполнение проекта по строительству бункеровочного терминала СПГ для заправки судов. Предполагается, что этот объект должен начать работу в Антверпене в начале 2019 года, где на постоянной основе будет осуществлять бункеровку барж сжиженным природным газом. Для этого подготовлен участок на причале № 528 площадью 7 тыс. кв. метров. Согласно предварительным проектным расчетам, терминал емкостью хранения 450 тыс. куб. м сможет осуществлять бункеровки ежегодно в объеме до 45 тыс. куб. м газа.

Бункеровки судов газовым топливом в Антверпене стали возможны с 2012 года с помощью автоцистерн, которые заправляются на терминале СПГ в Зебрюгге и доставляют топливо к пристани в порту, где напрямую («борт-в‑борт») осуществляется бункеровка барж.

В сентябре 2015 года судно Sefarina, принадлежащее нидерландской компании Chemgas Shipping, стало первым морским судном, которое было заправлено сжиженным природным газом в Антверпене.

Объединяющий порты нефтепровод

Порты Роттердам и Антверпен соединены трубопроводом для транспортировки нефти, который введен в эксплуатацию в 1971 году. Кроме того, из Роттердама проложены действующие трубопроводы в порты Флиссинген, Мурдейк, Тернейцен, Центральную Европейскую трубопроводную систему (для нефтепродуктов), а также трубопроводы для транспортировки этилена, пропилена, водорода, азота и кислорода. Руководство роттердамского порта отмечает, что трубопроводный транспорт представляет собой экологичную и безопасную альтернативу перевозкам водным, автомобильным и железнодорожным.

Роттердам и Антверпен намерены изучить возможности строительства дополнительной трубопроводной инфраструктуры между двумя портами. Речь идет о долгосрочных проектах, требующих существенных инвестиций и получения согласований.

В случае если результаты исследования вызовут интерес бизнеса в обоих портах, и потенциальный проект окажется выгоден для всех сторон, можно будет начинать разработку конкретного плана системы трубопроводов между двумя индустриальными кластерами.

www.cdu.ru

Нефтяные танкеры в Роттердаме встали в самую длинную за семь лет пробку

Полсотни танкеров – вдвое больше нормы – стоят в ожидании причала у Роттердамского порта, крупнейшего порта и нефтяного хаба Европы, сообщил Bloomberg представитель порта Ти Шеллекенс. Очередь скопившихся в порту судов достигла семилетнего максимума. "Это явный признак того, что из-за переизбытка нефти резервуары заполнены до предела, – сказал агентству Геррит Замбо, нефтяной трейдер мюнхенского Bayerische Landesbank. – Все предпочитают сокращению добычи нефти ее хранение. Это признак медвежьего рынка".

Трейдеры предпочитают извлекать выгоду из контанго (существенное превышение цен фьючерсных контрактов над текущими уровнями) за счет скупки дешевой нефти и загрузки ее в резервуары для продажи в будущем по более высоким ценам. По мере заполнения хранилищ на берегу трейдеры могут начать заполнять нефтью плавучие резервуары – тактика, которую в прошлый раз широко использовали в 2008–2009 годах, рассказывал в феврале агентству Крис Бейк, член правления крупнейшего в мире независимого трейдера Vitol Group.

К 19 февраля объём нефти, хранящейся в резервуарах Роттердама, достиг сезонного максимума в 51,3 млн барр., следует из данных Genscape, специализирующейся на мониторинге нефтяной инфраструктуры. На прошлой неделе крупнейший в мире оператор терминалов для хранения нефтепродуктов Royal Vopak NV сообщил, что по состоянию на четвертый квартал 2015 года принадлежащие ему 11 терминалов в Нидерландах были заполнены на 96 против 85% годом ранее. В нефтяном терминале Кушинге, Оклахома, где аккумулируется основная часть нефтяных запасов США, сложилась аналогичная ситуация – запасы достигли рекордного уровня.

"В Кушинге и, судя по всему, в Роттердаме, резервуары заполняются стремительно, – приводит Bloomberg слова Джованни Стауново, аналитика UBS Group. – В Китае с учётом большого импорта судов очень много, и инфраструктура, видимо, справляется с такой нагрузкой".

Министр нефти и минеральных ресурсов Саудовской Аравии, крупнейшего в мире экспортера нефти, Али аль-Наими на прошлой неделе заявил, что королевство не станет сокращать добычу, чтобы уменьшить избыточное предложение на рынке. Иран, в свою очередь, выразил намерение нарастить добычу, как только в январе со страны были сняты международные санкции. Тем не менее стоимость нефти повысилась во вторник на фоне слухов о том, что монетарное стимулирование в Китае сможет придать импульс замедляющемуся экономическому росту второму по величине потребителю топлива.

Стоимость майских фьючерсов Brent на лондонской бирже ICE Futures Europe выросла во вторник на 1,3%, до $37,05 за баррель. По итогам прошлой недели бенчмарк прибавил 6,3%. Наблюдается некоторое несоответствие между удорожанием нефти и балансом спроса и предложения нефти с реальной доставкой в Роттердаме и Кушинге, говорит Замбо. С заполнением резервуаров цены на нефть со срочной доставкой скорее всего упадут, тогда как продукт для будущей доставки подорожает, что увеличит разницу цен в контанго. "Первичные и вторичные хранилища уже почти заполнены, – говорит Бейк. – Самое время присмотреть для себя судно".

11 февраля WTI с доставкой через четыре месяца торговалась на $6 дороже по сравнению с нефтью с доставкой через месяц – ​и это максимальный разрыв в цене за последние пять лет. Но ко вторнику, 1 марта, премия уменьшилась до $3,88 за баррель. Для сравнения: в январе 2009 года та же премия составляла $15. Тогда это позволило трейдерам заработать миллиарды долларов на хранении нефти в супертанкерах, вставших на защищенные якорные стоянки в Северном море, Персидском заливе, Сингапурском проливе и у берегов ЮАР.

neftrossii.ru

"Сумма" отказалась от строительства нефтяного терминала в Роттердаме

 

Группа компаний “Сумма” расторгла контракт на обустройство нефтяного терминала в порту Роттердама, передает ТАСС со ссылкой на пресс-службу “Суммы”.

Решение отказаться от строительства терминала руководство компании связывает с неблагоприятной макроэкономической ситуацией и конъюнктурой мирового нефтяного рынка. Представитель “Суммы” уточнил, что при этом группа не уходит из порта Роттердама, где у нее остался стабильный бункеровочный бизнес.

Российская ГК планировала к 2017 году построить в Роттердаме хаб для нефти отечественной марки Urals общей вместительностью около 3 млн кубометров. “Сумма” хотела поставлять сырье из балтийского Приморска в крупнейший порт мира на условиях FOB. Стоимость проекта оценивалась в 750 млн евро. Экономисты группы полагали, что создание такой площадки сократит ценовой разрыв между Urals и эталонным в Европе сортом Brent и сделает российскую марку более конкурентоспособной.

За проект отвечала компания Shtandart TT B.V., которая арендует в порту Роттердам около 55 гектаров земли по договору, заключенному в апреле 2013 года. В феврале 2014-го “Сумма” установила 100-процентный контроль над Shtandart TT B.V.

Группа “Сумма” (основатель и основной акционер – Зиявудин Магомедов) представляет собой диверсифицированный холдинг, объединяющий активы в строительстве, портовом бизнесе, транспорте и логистике, нефтегазовой отрасли, сельском хозяйстве, металлургической, горно-рудной промышленности и телекоммуникациях. Финансовые показатели группы не раскрываются.  :///

 

Рубрики: Новости | Темы: Urals, Нефтяной терминал, роттердам, Сумма

О чём говорят в интернете

teknoblog.ru

По усам текло, а в Роттердам не попало // Нефть и газ // Аналитика

15 июня 2015 г. TOPNEFTEGAZ

По сообщению Energyland.info c 2005 года в российском правительстве обсуждается вопрос о выводе российского сорта нефти Urals на уровень международного эталона. Это позволило бы отвязать котировку Urals от котировки нефти североморского сорта Brent (к которому сейчас привязан Urals) и, возможно, сократить ценовой разрыв между ними.

Одним из вариантов решения этой задачи предлагается строительство в Роттердаме нефтяного терминала с хранилищем нефти Urals. Данная инфраструктура позволила бы устанавливать для Urals котировки FOB Роттердам.

Под данную идею компания Shtandart TT, принадлежащая группе «Сумма» Зиявудина Магомедова, начала строить в Роттердаме структуру для перевалки нефти Urals, которую планировалось доставлять из Приморска. «Сумма» выиграла тендер на строительство терминала и в 2013 году оформила землю под застройку. За 50 га для строительства порта компания заплатила 100 млн евро. Общие инвестиции в нефтяной хаб должны составить около €750 млн. Кроме портовых причалов, хаб планировалось оснастить емкостями для хранения нефти в 3,2 млн. кубометров.

Сроки строительства многократно переносились, и основные инвестиции в начало строительства так и не произведены. Г-н Магомедов обещал, что терминал заработает в 2017 году, но в этом есть большие сомнения. По информации СМИ, Магомедову настоятельно рекомендуют быстрее осваивать участок, либо продать за 50 млн € - половину заплаченной суммы.

Нефтяникам роттердамский терминал не слишком нужен. Как сообщил «Ъ», у российских экспортеров нет интереса к смене существующих условий экспорта нефти с FOB Приморск или FOB Усть-Луга на FOB Роттердам. Неочевидна экономическая выгода в том, чтобы загружать нефть в танкеры в Приморске, а потом скачивать ее в хранилища в Роттердаме. Те, кто предлагает этот вариант, очевидно, рассчитывают как на демпинг наших грузоотправителей, так и на демпинг по фрахту. Однако если на грузоотправителей государство еще может в теории надавить, то на стоимость фрахта в порту оно повлиять не сможет.

К тому же непонятно, зачем строить в Роттердаме новые емкости, если их и без того достаточно. В порту уже имеется резервуарный парк на 12,5 млн тонн, при этом даже в пиковые нагрузки его емкость используется не более чем на 70%. Более того, в окрестностях порта Роттердама имеется 17 закрытых НПЗ, где также имеются свои резервуарные парки емкостью от 100 до 300 тысяч тонн. Общий объем хранилищ на НПЗ более 2 млн тонн.

Роттердамский проект «Суммы» в целом представляет плохо просчитанным. Так, строительство емкостей для нефти около своего нефтяного терминала в Роттердаме на 1 млн тонн (750 под нефть и 250 под нефтепродукты) по оценке «Суммы» стоит 300 млн евро, а реальную цифру эксперты называют в десять раз больше - 3 млрд евро.

Ситуация с роттердамским проектом обсуждалась на совещании у Владимира Путина, но безотносительно его результатов имеет смысл говорить о необходимости шагов по превращению Urals в международный эталон. Перспективы нефти сорта Brent на европейском рынке, как по объемам, так и по качеству, крайне негативны. За последние 10 лет качество Brent заметно снизилось, объемы продаж сократились. Продажи Urals в Европе почти в три раза больше, чем продажи Brent, - около 100 млн тонн. К тому же качество Urals не снизилось, сорт выдерживается в изначально заданным параметрах.

Превращение Urals в сорт с самостоятельной котировкой возможно, но для этого надо развивать продажи этого сорта в российских портах, организовать фьючерсную торговлю нефтяными контрактами. Для этого необходима полноценная нефтяная биржа с едиными условиями по цене и поставкам. Под биржевую торговлю нужны емкости, но строить их логично в российских портах, а не в Роттердаме.

Таким образом, создание терминала «Суммы» не приближает, а отдаляет появление независимых котировок на сорт Urals. Заставить российских нефтяников поставлять нефть в Роттердам можно, но не в их интересах и интересах государства, а в интересах г-на Магомедова.

Заметим также, что нефть, которая будет храниться в Роттердаме, может быть арестована по иску к государству, тем более, если речь идет о нефти, принадлежащей государственной компании. Да и санкции пока никто не отменял, более того в свете итогов последней встречи G7, Запад в очередной раз грозит их ужесточением.

topneftegaz.ru

ЛУКОЙЛ переработает нефть в Роттердаме

Компания хочет купить Kuwait Petroleum Europoort B.V.

НК ЛУКОЙЛ объявила об участии в тендере на покупку кувейтского нефтеперерабатывающего завода в Роттердаме. По данным Ъ, речь идет о 100% акций Kuwait Petroleum Europoort B.V. (KPE), принадлежащей Kuwait Petroleum Corporation (KPC). По оценкам отраслевых экспертов, покупателю KPE придется заплатить высокую цену за завод, требующий дорогостоящей модернизации, поскольку в противном случае KPC просто не будет его продавать. В пятницу глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов заявил, что компания участвует в тендере на покупку кувейтского НПЗ в Голландии. В ЛУКОЙЛе отказались сообщить какие-либо подробности о заявке. Очевидно, что речь идет о выставленной недавно на продажу компании Kuwait Petroleum Europoort B.V. — НПЗ мощностью 4 млн т в год. 100% KPE владеет Kuwait Petroleum International Group, в свою очередь являющаяся 100-процентной дочерней структурой кувейтской госкомпании Kuwait Petroleum Corporation. НПЗ расположен на территории Роттердамского порта. Как сообщила Ъ представитель Kuwait Petroleum в Нидерландах Хисел Хелдрихт, компания получила более десяти заявок от потенциальных покупателей KPE. Госпожа Хелдрихт отказалась назвать стартовую цену и сообщить условия тендера, однако сообщила Ъ, что одним из условий является поддержание постоянной работы НПЗ. По словам госпожи Хелдрихт, тендер планируется завершить до конца этого года. Как рассказал Ъ источник, близкий к портовому управлению Роттердама, KPE — последний из пяти крупных НПЗ в роттердамском порту, который не принял решение о модернизации в соответствии с введенными несколько лет назад новыми экологическими стандартами. Конкуренты компании либо уже завершили ее, либо находятся в процессе. Поскольку модернизация требует значительных инвестиций, в апреле менеджмент KPE официально объявил о принятии решения о продаже НПЗ, но лишь в том случае, если покупатель предложит высокую цену. В противном случае Kuwait Petroleum проведет модернизацию самостоятельно. По словам источника Ъ, помимо успешных операционных показателей у KPE есть преимущества, которые придают компании дополнительную привлекательность. В частности, ей принадлежит глубоководный терминал, который может принимать танкеры водоизмещением 300 тыс. т. К тому же на данный момент KPE арендует у портового управления крупный, но простаивающий участок земли, который привлекателен для субаренды. Отметим, что у ЛУКОЙЛа есть и другие активы в Роттердамском порту. Ему принадлежит доля в Service Terminal Rotterdam, учрежденной на паритетных началах Lukoil Benelux B.V. и голландской транспортной компанией FTS/Hofftrans B.V. Основные сферы деятельности СП — бункеровочный бизнес и перевалка химических и опасных наливных грузов способом борт-борт. Мощности STR расположены в 10-12 км от завода KPE.

vspro.info

Нефтяные танкеры в Роттердаме встали в самую длинную за семь лет пробку | Oil.Эксперт

Очередь грузовых судов, ожидающих причала в Роттердаме, крупнейшем порту Европы, достигла семилетнего максимума. Из-за переизбытка нефти на рынке 50 танкеров ждут высвобождения заполненных до предела резервуаров.

​​Полсотни танкеров — вдвое больше нормы — стоят в ожидании причала у Роттердамского порта, крупнейшего порта и нефтяного хаба Европы, сообщил Bloomberg представитель порта Ти Шеллекенс. Очередь скопившихся в порту судов достигла семилетнего максимума. «Это явный признак того, что из-за переизбытка нефти резервуары заполнены до предела, — сказал агентству Геррит Замбо, нефтяной трейдер мюнхенского Bayerische Landesbank. — Все предпочитают сокращению добычи нефти ее хранение. Это признак медвежьего рынка».

Трейдеры предпочитают извлекать выгоду из контанго (существенное превышение цен фьючерсных контрактов над текущими уровнями) за счет скупки дешевой нефти и загрузки ее в резервуары для продажи в будущем по более высоким ценам. По мере заполнения хранилищ на берегу трейдеры могут начать заполнять нефтью плавучие резервуары — тактика, которую в прошлый раз широко использовали в 2008–2009 годах, рассказывал в феврале агентству Крис Бейк, член правления крупнейшего в мире независимого трейдера Vitol Group.

К 19 февраля объем нефти, хранящейся в резервуарах Роттердама, достиг сезонного максимума в 51,3 млн барр., следует из данных Genscape, специализирующейся на мониторинге нефтяной инфраструктуры. На прошлой неделе крупнейший в мире оператор терминалов для хранения нефтепродуктов Royal Vopak NV сообщил, что по состоянию на четвертый квартал 2015 года принадлежащие ему 11 терминалов в Нидерландах были заполнены на 96 против 85% годом ранее. В нефтяном терминале Кушинге, Оклахома, где аккумулируется основная часть нефтяных запасов США, сложилась аналогичная ситуация — запасы достигли рекордного уровня.

«В Кушинге и, судя по всему, в Роттердаме, резервуары заполняются стремительно, — приводит Bloomberg слова Джованни Стауново, аналитика UBS Group. — В Китае с учетом большого импорта судов очень много, и инфраструктура, видимо, справляется с такой нагрузкой».

Министр нефти и минеральных ресурсов Саудовской Аравии, крупнейшего в мире экспортера нефти, Али аль-Наими на прошлой неделе заявил, что королевство не станет сокращать добычу, чтобы уменьшить избыточное предложение на рынке. Иран, в свою очередь, выразил намерение нарастить добычу, как только в январе со страны были сняты международные санкции. Тем не менее стоимость нефти повысилась во вторник на фоне слухов о том, что монетарное стимулирование в Китае сможет придать импульс замедляющемуся экономическому росту второму по величине потребителю топлива.

Ценовое несоответствие

Стоимость майских фьючерсов Brent на лондонской бирже ICE Futures Europe выросла во вторник на 1,3%, до $37,05 за баррель. По итогам прошлой недели бенчмарк прибавил 6,3%. Наблюдается некоторое несоответствие между удорожанием нефти и балансом спроса и предложения нефти с реальной доставкой в Роттердаме и Кушинге, говорит Замбо. С заполнением резервуаров цены на нефть со срочной доставкой скорее всего упадут, тогда как продукт для будущей доставки подорожает, что увеличит разницу цен в контанго. «Первичные и вторичные хранилища уже почти заполнены, — говорит Бейк. — Самое время присмотреть для себя судно».

11 февраля WTI с доставкой через четыре месяца торговалась на $6 дороже по сравнению с нефтью с доставкой через месяц — ​и это максимальный разрыв в цене за последние пять лет. Но ко вторнику, 1 марта, премия уменьшилась до $3,88 за баррель. Для сравнения: в январе 2009 года та же премия составляла $15. Тогда это позволило трейдерам заработать миллиарды долларов на хранении нефти в супертанкерах, вставших на защищенные якорные стоянки в Северном море, Персидском заливе, Сингапурском проливе и у берегов ЮАР.

rbc.ru

Поделиться в соц.сетях

www.oilexp.ru

Российская компания построит новый нефтяной терминал в порту Роттердама

Российская компания «Сумма» договорилась о том, что построит в порту города Роттердам новый терминал по перевалке нефти. Планируется, что новый объект сможет осуществлять перевалку до 50 миллионов тонн нефти и около12 миллионов тонн светлых нефтепродуктов в год. Сообщается, что общий объём инвестиций в проект оценивается в 1 миллиард долларов США, а начнутся строительные работы в следующем году. Но вопрос бизнес-модели работы терминала, в частности транспортировки нефти из Приморска в Роттердам и о том, чья это будет нефть, остается открытым. Известно, что компания Shtandart, которая контролируется группой компаний «Сумма», получила в аренду 55 га в голландском порту. По данным экспертов, которые знакомы с деталями сделки сообщается, что соглашение заключено на 28,5 лет с возможностью пролонгации ещё на 25 лет. Кроме того, известно, что сумма выплат составит 550 тысяч евро в месяц, соответственно сумма арендной платы в год составит 6,6 миллиона евро. Планируется, что на площадке будет построен нефтяной терминал. Представители группы «Сумма» сообщили, что возведение объекта начнется в следующем году, а запустить терминал в работу планируется в 2016 году. Кроме того, сообщается, что мощность перевалки должна составить до 50 миллионов тонн нефти и 12 миллионов тонн светлых нефтепродуктов в год, объем вложений — до 1 миллиарда долларов США.  Известно, что порт Роттердама является крупнейшим в Европе и находится в устье реки Рейн. Площадь его составляет около 105 квадратных километров. Выручка за прошедший год составила около 615 миллионов евро, а чистая прибыль — 228 миллионов евро. Также сообщается, что грузооборот порта составляет около 441 миллиона тонн, 24% пришлось на сырую нефть.  Shtandart — консорциум "Суммы" и VTTI (Vitol и малайзийская MISC Bhd, 25%). Осенью 2011 года компания победила в тендере на право построить в Роттердаме собственный нефтяной терминал. Консорциум получил под проект фактически последний свободный участок земли в порту. Среди других претендентов были голландская Vopak, китайские BrightStart, Sinopec, российская Global Ports. Однако в феврале текущего года стало известно, что участок был в зоне бомбардировок во время Второй мировой войны. Это потребовало дополнительного исследования безопасности площадки.  На данный момент известно, что все вопросы по безопасности в порту были сняты. Сообщается, что сроки строительства терминала пришлось сдвинуть на год, изначально планировалось запустить его в 2015 году. Пока допустимый график соблюдается даже с учетом отсрочки, но по условиям тендера 2016 год — крайний срок запуска. Если к этому времени объект не будет достроен, Shtandart может лишиться прав на землю.  Планируется, что основные поставки нефти и продуктов на терминал в Роттердаме будут идти из российского порта Приморск, который входит в холдинг «Новороссийский морской торговый порт», где 50,1% контролируют «Сумма» и «Транснефть». В Роттердаме же нефть Urals будет продаваться европейским потребителям на условиях поставки FOB. Также в «Сумме» отметили, что планируют реализовать схему «плавучего трубопровода» — постоянно курсирующих танкеров между двумя портами.  Ранее сообщалось, что партнёром, который сможет обеспечить реализацию «плавучего трубопровода», должна была стать «Транснефть».Однако, в феврале глава компании Николай Токарев заявил, что государственная компания считает предлагаемые «Суммой» условия невыгодными. На данный момент известно, что вопрос о схеме транспортировки нефти находится «в проработке». «Возможно, танкеры будут заказаны под этот проект либо в качестве партнера будет привлечена судоходная компания», - заявляют эксперты. Аналитики отмечают, что общий объём перевалки нефти в Приморске снижается. По данным Ассоциации морских торговых портов, в период с января по февраль текущего года грузооборот Приморска составил 11,1 миллионов тонн, что на 15% меньше показателя аналогичного периода прошлого года. Эксперты «Суммы» заявили, что, хотя основные объемы нефти ожидаются из Приморска, поставки в Роттердам могут идти и из других балтийских портов, в том числе Усть-Луги.  Эксперты считают, что пока неясно и чья нефть будет поставляться в Роттердам. Представители компании «Сумма» отказались от комментариев по этому поводу. Участники нефтяного рынка неофициально говорят, что отечественные производители не подтверждают интереса к проекту, их устраивает схема поставок до российских терминалов. А пока не будут законтрактованы конкретные объемы нефти и нефтепродуктов, отмечает Андрей Полищук из Райффайзенбанка, «Сумме» вряд ли удастся получить средства под строительство терминала. В самой компании организацию финансирования проекта обсуждать отказываются. Фото: [url=http://zemsnaryad-nov.ru/]zemsnaryad-nov.ru[/url], bsmltd.de, [url=http://maritime-zone.com/]maritime-zone.com[/url], diary.ru/~57367815, [url=http://justanews.ru/]justanews.ru[/url], [url=http://kurs.ru/]kurs.ru[/url]

www.allbeton.ru