Россия не отдаст нефтяной рынок Восточной Европы ближневосточным конкурентам. Нефть в восточной европе


Нефть в обход России: Восточная Европа ищет альтернативу | Беларусь и белорусы: новости и аналитика | DW

Беларусь и Украина инициировали поиск альтернативных российским источников нефти еще в прошлом году. Возможность поставок из Ирана и Азербайджана в порт Южный под Одессой и до НПЗ в Мозыре по нефтепроводам "Одесса-Броды" и "Мозырь-Броды" обсуждалась двумя сторонами в белорусской столице в минувшем сентябре.

А во вторник, 23 мая, в Минске компании "Гомельтранснефть Дружба" и "Укртранснафта" подписали соглашение об использовании нефтепровода "Мозырь-Броды". На заседание Международной ассоциации транспортировщиков нефти (МАТН) были приглашены также представители Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) и польской компании PERN Przyjazń. Опрошенные DW эксперты считают, что Беларусь и Украина ведут последовательную работу над диверсификацией нефтяных поставок в Восточную Европу. Но путь к альтернативе будет нескорым, предупреждают аналитики.

Когда дело - труба

Соглашение об использовании участка "Мозырь-Броды" системы нефтепроводов "Дружба" - это пролонгация договора Беларуси с Украиной, действующего с 2004 года. По одной из ниток нефтепровода нефть из России идет в Европу. Вторая нитка работает в реверсном режиме. Эта схема была опробована в 2011 году, когда Москва резко сократила поставки в Беларусь, и Минск качал на Мозырский НПЗ по нефтепроводу от Одессы нефть из Венесуэлы по схеме замещения ее сырьем из Азербайджана. Тогда сообщалось о возможности ежегодно доставлять по этому маршруту до 16 млн тонн нефти, но в итоге в Мозырь пришло только около 1 млн тонн. В 2012 году нефтяная война с Россией закончилась, и проект был свернут.

Нефтеперерабатывающий завод в Мозыре

"К возрождению альтернативного пути Минск подтолкнул прошлогодний нефтегазовый конфликт с Москвой, в результате которого белорусские НПЗ в Мозыре и Новополоцке недополучили около 6 млн тонн нефти из оговоренных ранее 24 млн тонн", - говорит Сергей Богдан, докторант Свободного университета Берлина, эксперт Центра Острогорского, занимающегося анализом проблем Беларуси. Поэтому белорусское правительство возобновило переговоры с Украиной, со странами Балтии, Польшей и с потенциальными экспортерами - Ираном и Азербайджаном.

О том, что Беларусь ищет альтернативу российской нефти, свидетельствует встреча 12 мая Александра Лукашенко с руководством швейцарской трейдинговой компанией Glencore International AG - крупнейшим трейдером сырьевых товаров. Когда Россия завершится действие так называемого налогового маневра в нефтяной отрасли, цена на нефть на внутрироссийском рынке вырастет, поэтому Минск ищет другие источники поставок.

По словам Богдана, диверсификация нефтяных путей актуальна не только для Беларуси и Украины, но и для всей Европы. "Самой Беларуси много нефти не надо, но чтобы договориться с поставщиками, проект должен стать региональным, нужны гарантии серьезных объемов прокачки и заинтересованность партнеров, готовых инвестировать в проекты", - подчеркнул эксперт.

Возврат к старым проектам 

Вопросы ухода от российской нефтяной зависимости в странах Восточной Европы обсуждаются не первый год. В одном из обзоров минский аналитик нефтяного рынка Татьяна Маненок напоминала, что в 2004-м Беларусь, Украина и Латвия намеревались создать транспортный коридор "Юг-Север": "Одесса-Броды-Мозырь-Полоцк-Вентспилс". Декларировало правительство Беларуси также запуск в реверсном режиме простаивающей части российского трубопровода от Латвии до Полоцка, чтобы обеспечить нефтью Новополоцкий НПЗ.

А "Укртранснефть" и польская компания PERN Przyjazń планировали построить смычку нефтепровода "Броды-Плоцк" для прокачки иранской нефти в страны Восточной Европы. Но дальше планов дело не пошло - к проектам не удалось привлечь ни экспортеров сырья, ни инвесторов.

Сегодня СМИ сообщают о возврате интереса к диверсификации нефтяных поставок. В июне 2016 года президент Азербайджана Ильхам Алиев в ходе совместной пресс-конференции с президентом Украины Петром Порошенко заявил: "Мы очень серьезно обсудили вопрос реализации проекта "Одесса-Броды" и дали поручение возродить его". В конце ноября Азербайджан посетил глава Беларуси Александр Лукашенко, который также говорил о потенциальных поставках азербайджанской нефти в Беларусь.

По информации Interfax, Иран готов поставлять нефть на Украину и далее в страны Восточной Европы через транзитный коридор "Одесса-Броды". В свою очередь Украина не оставляет надежды на достройку совместно с Польшей нефтепровода "Броды-Плоцк". Вице-президент польской компании PERN Przyjazń Рафал Миланд в конце минувшего года сообщал интернет-порталу BiznesAlert, что его интересует стоимость расширения и возможности другого участка - "Плоцк-Мозырь", чтобы нефть для переработки на Мозырский НПЗ поставлялось с запада на восток.

Особый интерес 

Игорь Тышкевич

Больше всех заинтересован в обеспечении сырьем НПЗ в Мозыре Киев, и он хотел бы транспортировать в Беларусь нефть по нефтепроводу "Одесса-Броды", в том числе и по давальческой схеме. Мощности по переработке нефти на Украине слабые, поэтому поставки белорусского бензина в общем объеме импорта нефтепродуктов занимают более 60 процентов украинского рынка, а дизельное топливо - до 40 процентов, рассказал DW аналитик украинского Института будущего Игорь Тышкевич.

По его словам, номинальная загрузка белорусских НПЗ - около 20 млн тонн в год. "Даже если часть мощностей простаивает из-за модернизации, НПЗ в Мозыре и Новополоцке могут выйти на объем переработки до 30 млн тонн", - заметил Тышкевич.

Так что "Украина, увеличив поставки нефти на свою территорию, сможет загрузить белорусские предприятия - в виде продаж или по давальческой  схеме". Эксперт полагает, что часть нефтепродуктов из Беларуси можно отправлять по нефтепроводу "Мозырь-Броды" на рынки Венгрии и Чехии.

Главный вопрос - финансовый

По мнению Игоря Тышкевича, ключевым тут будет вопрос финансирования. Нужна кооперация, а игроки нефтяного рынка в регионе, по его выражению, пока только наблюдают, опасаясь нестабильности на Украине.

С тем, что от проекта до его реализации пройдет немало времени, согласен и Сергей Богдан: "Тут нет волшебного решения, которое снимет все вопросы и даст стабильный поток нефти в Беларусь, Украину и другие страны".

По мнению Богдана, серьезным препятствием становится то, что все попытки диверсификации источников нефти рассматриваются в неэкономических категориях конфронтации - ты с Россией или против нее. В то же время эксперт Центра Острогорского делает вывод: "Переход к новой структуре поставок нефти из Ирана и Азербайджана по нефтепроводам от Одессы до Бродов и Мозыря, а оттуда далее в страны Восточной Европы, включая Беларусь, изменит геополитическую карту всего восточноевропейского региона".

Смотрите также:

  • Переход к альтернативной энергетике

    Уголь, нефть и газ - главные враги

    Парниковым газом номер один является СО2. Сжигание угля, нефти и газа - это причина образования 65 процентов всех парниковых газов. Вырубка лесов обуславливает выделение 11 процентов СО2. Главными причинами появления в атмосфере метана (16 процентов) и оксида азота (шесть процентов) на сегодня являются индустриальные методы в сельском хозяйстве.

  • Переход к альтернативной энергетике

    Требуется новый подход

    Если все останется, как и прежде, то, согласно данным Всемирного совета ООН по защите климата (IPCC), к 2100 году температура на Земле поднимется на 3,7-4,8 градуса. Однако еще можно добиться того, чтобы этот показатель не превышал 2 градуса. Для этого необходимо как можно скорее отказаться от использования ископаемого топлива - эксперты по климату говорят, что самое позднее к 2050 году.

  • Переход к альтернативной энергетике

    Энергия солнца как двигатель прогресса

    Солнце постепенно становится самым дешевым источником энергии. Цены на солнечные батареи за последние пять лет упали почти на 80 процентов. В Германии стоимость энергии, полученной в результате применения фотовольтаики, составляет уже 7 центов за киловатт-час, в странах с большим количеством солнечных дней - меньше 5 центов.

  • Переход к альтернативной энергетике

    Все больше и эффективнее

    Энергия ветра очень недорога, и в мире наблюдается бум в этой области. В Германии 16 процентов всей электроэнергии вырабатывается на ветряных установках, в Дании - почти 40 процентов. К 2020 году Китай планирует удвоить выработку на ветряках - сегодня они производят 4 процента всей электроэнергии страны. Типичная ветряная турбина покрывает потребности 1900 немецких домашних хозяйств.

  • Переход к альтернативной энергетике

    Дома без ископаемого топлива

    Хорошо изолированные дома требуют сегодня очень мало энергии, как правило, для электро- и теплоснабжения достаточно солнечных батарей, установленных на крыше. Некоторые дома производят даже слишком много энергии - она в дальнейшем может быть использована, к примеру, для зарядки электромобиля.

  • Переход к альтернативной энергетике

    Эффективное энергоснабжение экономит деньги и CO2

    Важный момент в деле защиты климата - это эффективное использование энергии. Качественные светодиодные лампы потребляют десятую часть энергии, по сравнению с традиционными лампами накаливания. Это позволяет сократить выбросы СО2 и сэкономить деньги. Запрет на продажу ламп накаливания в ЕС дал дополнительный толчок развития светодиодным технологиям.

  • Переход к альтернативной энергетике

    Экологически чистый транспорт

    Нефть имеет сегодня большое значение для транспорта, но ситуация может измениться. Альтернативы уже существуют - к примеру, этот рейсовый автобус в Кельне работает на водородном топливе, которое вырабатывается с помощью ветра и солнца путем электролиза. Такой транспорт не выделяет СО2.

  • Переход к альтернативной энергетике

    Первый серийный автомобиль на водороде

    С декабря 2014 года Toyota начала продажи первого серийного автомобиля, работающего на водородном топливе. Заправка длится всего несколько минут и "полного бака" хватит на 650 км пути. Эксперты полагают, что экологически чистый транспорт может использовать водород, биогаз или аккумуляторы.

  • Переход к альтернативной энергетике

    Топливо из фекалий и мусора

    Этот автобус из британского Бристоля ездит на биометане (СН4). Газ, который получают в результате переработки человеческих фекалий и пищевых отходов. Для того, чтобы автобус проехал 300 км необходимо столько отходов, сколько пять человек производят за год.

  • Переход к альтернативной энергетике

    Бум на рынке батарей

    Хранение электроэнергии до сих пор стоит немало. Но техника развивается стремительно, цены снижаются, а на рынке наблюдается настоящий бум. Электромобили стоят все меньше и для многих людей они становятся реальной альтернативой привычному транспорту.

  • Переход к альтернативной энергетике

    Прогресс в области "чистых" технологий

    На планете все еще два миллиарда человек живут без электричества. Однако, поскольку солнечные батареи и светодиодные лампы становятся все доступнее, их начинают активно применять жители сельской местности, как, например, здесь, в Сенегале. В специальном киоске, оборудованном солнечными батареями, заряжают переносные светодиодные лампы.

  • Переход к альтернативной энергетике

    Движение в защиту климата

    Движение в защиту климата приобретает все больше сторонников, как, к примеру, здесь - в центре германской угольной промышленности в городе Дюссельдорф. Немецкий энергоконцерн E.ON делает ставку на возобновляемые источники энергии; по всему миру инвесторы отзывают средства из проектов, связанных с ископаемыми источниками энергии.

    Автор: Максим Филимонов

www.dw.com

Россия не отдаст нефтяной рынок Восточной Европы ближневосточным конкурентам

   Читать оригинал публикации на expert.ru   

Кризис на нефтяных рынках резко обострил конкуренцию между производителями сырья. Они лихорадочно ищут новые рынки сбыта и отчаянно демпингуют, чтобы получить хотя бы небольшую долю. Жесткая конкурентная борьба разворачивается на рынке нефти Восточной Европы

Несмотря на все усилия Брюсселя и европейских стран диверсифицировать поставки энергоносителей, Россия продолжает доминировать на этом рынке и особенно на рынке нефти в Восточной и Центральной Европе. Конечно, это не значит, что обширный регион огорожен стеной, за которую не может попасть нефть из других стран. К примеру, в Восточную Европу недавно сумела просочиться нефть из Саудовской Аравии, Ирана и Ирака.

В прошлом году в Польшу впервые прибыла нефть из Саудовской Аравии. В апреле этого года Saudi Aramco подписала долгосрочный контракт с PKN Orlen на поставку нефти в Польшу, Чехию и Литву.

В августе 2016 г. на польский рынок после паузы продолжительностью в 2-3 года вернулась иранская нефть. Венгрия, вторая страна в регионе по объемам закупаемой в России нефти, увеличивает импорт «черного золота» из Иракского Курдистана. Одновременно с этим Украина пытается стать для National Iranian Oil Company воротами в Восточную и Центральную Европу. Очевидно, что восточноевропейские государства не оставляют попыток диверсифицировать поставщиков энергоносителей. Сможет ли нефть с Ближнего Востока стать реальной альтернативой российской нефти марки «Urals», задается вопросом сайт Oil Price?

Ближневосточная нефть в Польшу поступает через балтийский порт Гданьск. В прошлом месяце супертанкер «Атлантас» доставил в Гданьск 2 млн баррелей иранской нефти. Ее встретили в Польше с большим энтузиазмом так же, как открытие в апреле нового нефтяного терминала Naftowy PERN все в том же Гданьске. Нефтеперерабатывающие заводы в Польше и Германии работают на российской нефти, поступающей из России, главным образом, по нефтепроводу. Терминал Naftowy PERN позволяет сейчас Польше получать нефть и из других стран, если с российской нефтью возникнут какие-то перебои. Значит ли это, что ненавистной для поляков зависимости от российских энергоносителей пришел конец? Oil Price отвечает на этот вопрос в целом отрицательно.

Поставки нефти с Ближнего Востока стали возможны благодаря ряду обстоятельств. Во-первых, цена на нефть до сих пор остается низкой, а хранение ее в резервуарах – наоборот, стоит рекордно дорого. Не удивительно, что все производители пытаются сейчас выбросить на рынки как можно больше «черного золота». Иранцы, чтобы пробиться в Польшу, по слухам, продают свою нефть вдвое дешевле конкурентов из Саудовской Аравии и Ирака.

Рекордно низкая сейчас и стоимость транспортировки нефти морем. Все это значит, что если резко повысится стоимость нефти или стоимость доставки, то экспорт иранской нефти и нефти других ближневосточных производителей в район Балтики станет слишком дорогим. Так что ослабление зависимости от российской нефти носит, скорее всего, временный характер.

Но даже сейчас при выгодных обстоятельствах и ценах на рынках достичь реальной диверсификации поставщиков энергоносителей в Центральной и Восточной Европе трудно. National Iranian Oil Company, например, уже отказала венгерскому НПЗ MOL в просьбе поставлять легкую нефть, потому что Иран пока еще не в состоянии ее добывать.

Не стоит забывать и геополитику. Политическая обстановка на Ближнем Востоке настолько нестабильна, что рассчитывать на него как на надежного поставщика энергоносителей не стоит.

Доставка нефти морем всегда опаснее, чем ее транспортировка по нефтепроводу. Но даже если Киеву и Тегерану удастся договориться об использовании нефтяной инфраструктуры Украины, то нефть все равно нужно доставить в Одессу через Босфор и Ормузский пролив.

С одной стороны, 2 млн баррелей иранской нефти Польше хватило лишь на 3-4 дня. С другой, для того, чтобы их доставить, «Атлантасу» пришлось преодолеть 22 тыс. км, т.е. обогнуть по экватору полпланеты. Из-за низкой пропускной способности датских проливов 700 тыс. баррелей пришлось перегружать на второй танкер – «Калиди». Это значит, что о доставке больших объемов нефти в Гданьск морем остается только мечтать.

Тем не менее, считает Oil Price, появление иранской нефти в Гданьске должно стать для России тревожным сигналом для России так же, как это было в прошлом году, когда в Польшу пришла нефть из Саудовской Аравии. Польша является пятым покупателем российской нефти после Китая, ФРГ, Нидерландов и Белоруссии. У «Роснефти» имеются долгосрочные контракты на поставку нефти с польскими НПЗ PKN Orlen и Lotos S.A. Москве следует внимательно следить за всеми попытками конкурентов проникнуть на контролируемые «Роснефтью» и «Газпромом» рынки и предпринимать необходимые меры, чтобы не потерять контроль над Восточной и Центральной Европой.

lenta.co

Сланцевая нефть в Европе | Аналитика

Каковы шансы Евросоюза стать мировым лидером гидроразрыва.

Европейский бум добычи сланцевого газа оказался не таким, каким некоторые его предсказывали. Мы очень далеко ушли от той ситуации, которая наблюдалась несколько лет назад, когда интерес к фрекингу в Европе только набирал обороты, подогреваемый успехами этой отрасли в Северной Америке.

Казалось, что Великобритания возглавляет это движение, учитывая ведущиеся сланцевые разработки в северо-западной и юго-западной части Англии. Компании стали расхватывать лицензии на проведение геологических исследований по всему континенту, и началась жадная оценка перспектив разработок от Скандинавии до Урала.

Что же с ними случилось, и как прогноз на эти работы в Европе выглядит сегодня?

Западная Европа

Из всех стран континентальной Европы самый большой потенциал добычи нетрадиционных углеводородов методом гидроразрыва у Франции. Считается, что у сланцев Северо-Французской низменности (Парижского бассейна) потенциально большое содержание сланцевого газа и низкое содержание сланцевой нефти, при этом потенциально большое количество сланцевого газа содержится также и в Юрских шельфах на юго-востоке страны. Но с 2011 года существует мораторий на добычу сланцевого газа, который был продлен в 2013 году. Таким образом, на данный момент во Франции ничего не взрывают.

В Германии, как и во Франции, добыча шельфового газа запрещена с 2011 года. Но в отличие от Франции, у нее нет таких громадных потенциальных запасов. Наибольший интерес вызывает добыча газа из слабопроницаемых песчаников и угольных пластов, и в последнее время появились подвижки к тому, чтобы разрешить добычу методом гидроразрыва на глубине более 3 тыс. метров. Единственная страна в континентальной Западной Европе со значительным потенциалом сланцевых газов — это Нидерланды. Однако там существует значительное общественное сопротивление, особенно с учетом того, что традиционная добыча газа всегда связывалась с проседанием пород и стимулированием сейсмической активности в районе города Гронинген. До настоящего момента добыча сланцевого газа гидроразрывом разрешена не была.

Восточная Европа

Польша, с ее явно перспективными сланцами и государственной поддержкой фрекинга, казалась будущим лидером европейского газодобывающего бума. Реальность, впрочем, оказалась довольно отрезвляющей.

Было пробурено много скважин, но только малая их часть показала те результаты, на которые все надеялись, и большинство крупных компаний ушло из страны. В долгосрочной перспективе польский сланцевый газ может оказаться рентабельным, но обширные сланцы и воодушевленные политики не в состоянии гарантировать успешную добычу ресурса.

Украину тоже воспринимали как одно из главных направлений разработок, с возможностями добычи как на западе, так и на востоке страны. И там, и там начались исследования, но последующие политические потрясения и военный конфликт в Донецкой области определили очевидное: добыча не началась и в ближайшем будущем, скорее всего, не начнется.

Потенциально богатые газом сланцы Западной Украины продолжаются на территории Румынии и Болгарии. Chevron проводил в Румынии исследования сланцевых газов, но из-за неутешительных результатов и протестов защитников окружающей среды в начале 2015 года компания окончательно ушла из страны. Между тем Болгария в 2012 году объявила мораторий на добычу сланцевого газа. Считается, что в Венгрии и в области Литвы и Калининграда в балтийском регионе тоже находятся запасы нетрадиционных углеводородов, но пока было проведено мало исследований.

Скандинавия

Единственная скандинавская страна, в которой сланцы представляют интерес, это Дания, где, по предположениям Геологической службы США, в береговых квасцовых сланцах содержится 75 млрд кубических метров запасов газа.

В 2012 году правительство объявило мораторий на фрекинг, но компании Total было разрешено продолжить исследовательские работы на полуострове Ютландия и острове Зеландия, с планами этой весной пробурить тестовые скважины. Есть сообщения, что правительство может рассмотреть отмену моратория, если Total решит продолжить работу по добыче газа на основании положительных результатов исследований.

Южная Европа

Геология южной Европы имеет сложные тектонические характеристики. Там мало сланцевых пластов, и этот регион не пользовался крайне небольшим интересом в плане газовых разработок. Предполагается, что юрские сланцы в Баскско-Кантабрианском бассейне на северо-западе Испании имеют некоторый потенциал, и определенные работы в этом регионе уже начались.

Что будет дальше?

Понятно, что в очень немногих европейских странах фрекинг может начаться в обозримом будущем, если вообще начнется. Многие европейские сланцы, которые считались многообещающими, оказались в геологическом отношении значительно более сложными, чем представлялись вначале.

Это обусловлено тем, что сланец, несмотря на его исключительно широкое распространение, не становился объектом исследования — по крайней мере, до недавнего времени. Еще многое предстоит выяснить про то, как формируются сланцы, как различаются и как реагируют на гидроразрыв.

Кроме того, конфликт между политическими соображениями и опасениями защитников окружающей среды оказался острее ожидаемого, при этом внезапный спад цен на нефть сделал все затраты в этой области значительно более ощутимыми, чем они были год назад. Для компаний этой сферы изменилась экономика — и в особенности после того, как проявились сложности геологии. И раньше было понятно, что европейские сланцы отличаются от американских. Теперь для больших компаний они выглядят значительно менее привлекательными.

И все же продолжать исследования технологии фрекинга совершенно необходимо. Изучение геологии сланцев все еще находится на начальной стадии. Если разработка сланцев в Европе все же начнется, требуется собрать, проанализировать и сделать публично доступной основную информацию по возможному изменению окружающей среды, которое вызовет фрекинг в предполагаемых местах добычи, равно как и данные долгосрочного мониторинга.

Ученые, изучающие сланцы, должны выстроить конструктивный диалог с общественностью и объяснить, что мы знаем и чего еще не знаем о возможных рисках. В эту работу вовлечен проект ReFINE (Изучение гидроразрыва в Европе), который исследует, насколько глубоко проходят трещины гидроразрыва пласта, насколько сильное землетрясение это может вызвать и насколько велика вероятность утечек из скважин газовой залежи.

Между тем Евросоюз несколько недель назад объявил, что присудит 12 млн евро исследователям, которые изучат экологическое влияние гидроразрыва и риски распространения химических соединений и газов под землей. Может быть, Европа и не станет мировым лидером гидроразрыва, но она может возглавить его научное изучение.

ru.ihodl.com

"Зарубежнефть" вложится в Восточную Европу // Компания может начать добывать нефть в Боснии

19 апреля 2010

"Зарубежнефть" вложит в модернизацию своих перерабатывающих мощностей и сети АЗС в Боснии и Герцеговине $800 млн в течение пяти лет. Также она планирует создать совместное предприятие (СП) с дочерней "Газпром нефти" сербской NIS для разработки двух нефтегазовых месторождений в Боснии и расширить сеть АЗС за счет станций Energopetrol, которые могут быть изъяты властями страны у MOL и INA. Однако аналитики отмечают, что конъюнктура рынка нефтепродуктов в Восточной Европе остается слабой.

В пятницу заместитель гендиректора "Зарубежнефти" Юрий Смирнов рассказал "Интерфаксу", что компания планирует инвестировать $800 млн в Боснию и Герцеговину в течение пяти лет. На эти деньги "Зарубежнефть" модернизирует НПЗ "Брод" (подконтрольный дочерней компании "Зарубежнефти" ОАО "Нефтегазинкор"), маслозавод в Модриче и сеть АЗС Petrol.

"Зарубежнефть" уже провела модернизацию первой линии НПЗ мощностью 1,2 млн тонн. В рамках пятилетней программы компания собирается провести реконструкцию остальных линий завода на 3 млн тонн, что позволит обеспечить выпуск бензинов стандартов "Евро-4" и "Евро-5". Их производство может начаться в конце 2011 года. К 2013 году "Зарубежнефть" планирует также завершить ребрендинг сети АЗС Petrol (78 станций) под знак Nestro. Сейчас под этим брендом уже работает 12 АЗС.

Как отметил Юрий Смирнов, "Зарубежнефть" пока не выбрала квоту на владение заправками на территории Боснии и Герцеговины и собирается расширять свою сеть с учетом возможности поставки на АЗС продукции НПЗ. В частности, компания заинтересована в покупке сети Energopetrol, подконтрольной хорватской INA и венгерской MOL, если та будет выставлена на продажу. В Energopetrol входит 65 станций. В ноябре 2009 года премьер Боснии и Герцеговины Мустафа Мужезунович сообщил, что компании могут расторгнуть соглашение о владении Energopetrol из-за недостатка инвестиций.

При этом "Зарубежнефть" планирует начать добычу нефти в регионе совместно с сербской дочерней структурой "Газпром нефти" компанией NIS. Компании уже подписали меморандум, предполагающий создание для этого СП, которому будут переданы участки в Боснии. Как распределятся доли в СП, пока не определено. "Мы с NIS должны определить, какие участки интересны, и после этого идти в правительство Боснии и Герцеговины. Оно уже должно принимать окончательное решение",— пояснил господин Смирнов.

Сейчас НПЗ "Брод" принадлежат два участка, на которых необходимо провести геологоразведку и которые боснийское правительство готово предоставить в концессию. "Но геологоразведка в том регионе — большой риск. Это очень серьезные инвестиции",— уточнил топ-менеджер. Участки недр расположены на границе с Хорватией, их суммарные ресурсы — 50 млн тонн. В пресс-службе NIS подтвердили информацию о подписании меморандума, отметив, что в ближайшее время будет сформирована рабочая группа, в состав которой войдут эксперты обеих компаний. "Основной задачей станет подготовка техническо-экономического анализа проекта, после чего будет рассмотрена возможность создания СП",— пояснили в NIS.

Кроме того, "Зарубежнефть" собирается активно участвовать в конкурсах и аукционах на месторождения в России. В частности, на участки российского шельфа, а также месторождения в Ненецком автономном округе, расположенные вблизи принадлежащих ей участков Центрально-Хоревейского поднятия. Также "Зарубежнефть" и НГК "Итера" направили на согласование в правительство Туркмении документы, чтобы получить разрешение на участие "Зарубежнефти" в освоении блока N 21 на шельфе Каспийского моря. Соглашение по его разработке компании заключили в конце прошлого года.

Виталий Крюков из ИФД "Капиталъ" считает, что вертикальная интеграция бизнеса позволит "Зарубежнефти" максимизировать прибыль. Но, добавляет аналитик, конъюнктура рынка нефтепродуктов в Восточной Европе остается слабой: наблюдается избыток предложения и низкая маржа реализации. Поэтому, полагает господин Крюков, сейчас делать ставку на нефтяной бизнес в регионе рискованно. Однако Дмитрий Лютягин из инвестиционной компании "Велес Капитал" считает Восточную Европу растущим рынком и в перспективе выгодным для "Зарубежнефти".

КОММЕРСАНТЪ (Ольга Ягова)

 

 

veles-capital.ru

Ъ: Россия может вытеснить азербайджанскую нефть из рынка Восточной Европы

Фото: AP

Ъ: Главная цель России сегодня – остановить прокачку азербайджанского сырья по нефтепроводу Одесса–Броды

Россия вновь заинтересовалась украинским нефтепроводом Одесса–Броды. Премьер-министр РФ Владимир Путин поручил Транснефти проработать вопрос поставок в порт Южный нефти в объеме до 9 млн т в год, пишет КоммерсантЪ-Украина в статье Россия играет отбой.

Как пишет издание, в дальнейшем она может поставляться для переработки на украинские и белорусские предприятия, а также в Восточную Европу. Впрочем, такие поставки экономически невыгодны. И речь, похоже, идет о вытеснении с этих стратегических рынков азербайджанской нефти, отмечают эксперты. Вчера вице-президент Лукойла Валерий Субботин заявил, что премьер-министр России Владимир Путин поручил компании Транснефть проработать вопрос об обеспечении поставок нефти в порт Южный в объеме 9 млн т в год.

Часть этого сырья может быть направлена на Одесский НПЗ, принадлежащий Лукойлу, отметил он. В пресс-службе"Транснефти изданию  подтвердили, что такое поручение получено около трех недель назад, но отказались уточнить подробности. Источник газеты в российском минэнерго рассказал, что сейчас отрабатываются два основных варианта поставок. "Один сценарий предусматривает прокачку по трубопроводу Дружба до Брод, а потом в Южный с дальнейшим экспортом морским транспортом. Кроме того, впервые рассматривается возможность поставок из Новороссийска в Южный с дальнейшей прокачкой на Одесский и западноукраинские НПЗ",– отметил собеседник. Но пока расчеты показывают, что обамаршрута поставок экономически неэффективны, рассказал собеседник Коммерсанта.

С февраля Одесса–Броды начал работать в аверсном режиме и прокачал для потребностей Мозырьского НПЗ около 590 тыс. т легкой нефти марки Azeri Light (всего до конца года планируется поставить 1,6-1,7 млн т сырья). В апреле Укртранснафта начала переправлять азербайджанское сырье по нефтепроводу Одесса–Броды на западноукраинские НПЗ – Галичину и Нефтехимик Прикарпатья (до конца года на них планируется поставить до 1,5 млн т сырья), отмечает КоммерсантЪ. 

Начальник аналитического отдела ИК Брокеркредитсервис Максим Шеин считает, что главная цель России сегодня – остановить прокачку азербайджанского сырья по нефтепроводу Одесса–Броды. "Каспийская нефть стоит дороже российской, но она качественнее и из нее можно получить больше светлых нефтепродуктов. Для западноукраинских НПЗ это преимущество из-за технической отсталости нивелируется, а вот Мозырьский НПЗ может увеличить закупку каспийской нефти, что приведет к потере позиций российских нефтяников",– говорит господин Шеин.

korrespondent.net

Экспансия ЮКОСа в Восточную Европу // Нефть и газ // Аналитика

Экспансия ЮКОСа в Восточную Европу

10 июля 2003 г., 00:00Нана БендукидзеNeftegaz.ru586

Позитивное развитие отношений России и Венгрии нашло отражение в заметной активизация сотрудничества стран. Крупные российские компании, такие как "Лукойл", "Газпром", "Юкос" и другие проявляют значительный интерес к нефтегазовому сектору Венгрии. ЮКОС уже всерьез закрепился на венгерском нефтяном рынке, заключив с венгерским концерном MOL новое соглашение. По его условиям ЮКОС будет ежегодно поставлять на заводы венгерской компании 7,2 млн т нефти в течение 10 лет. Нефть будет поставляться на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) MOL в Венгрии и на завод в Словакии, принадлежащий Slovnaft, в котором MOL принадлежит 70%. По оценкам главы венгерской нефтегазовой компании MOL Д.Мосони, при цене нефти $20 за баррель стоимость сделки с ЮКОСом превысит $10 млрд. Новое соглашение, подписанное ЮКОСом и MOL, вступит в силу с января 2004 г. Таким образом, на НПЗ венгерской компании будет поставляться 7.2 млн. т нефти ежегодно, что составляет 20% нефтяного экспорта ЮКОСа. Заключение контракта с MOL на поставку нефти в течение 10 лет соответствует стратегии ЮКОСа по увеличению доли долгосрочных контрактов в экспорте компании. В декабре 2002 г. российская компания уже заключила семилетний контракт с крупнейшим польским нефтеконцерном PKN Orlen на поставку 31 млн т нефти. Тогда же представитель ЮКОСа заявил, что компания хочет иметь гарантированные каналы сбыта и намерена увеличить долю поставок по долгосрочным контрактам в своем экспорте с 55% до 80%.Контракт заключен с ЮКОСом как с традиционным партнером. ОАО "НК "ЮКОС" давно является поставщиком нефти для MOL и на 70% закрывает потребности Венгрии. Ныне действующее соглашение о поставках нефти было заключено двумя компаниями три года назад, а срок его действия истекает в декабре.ЮКОС и MOL также имеют опыт сотрудничества в области добычи нефти. В феврале 2002 года они создали совместное предприятие по разработке Западно-Малобалыкского месторождения в Западной Сибири. Участие MOL в СП позволило компании увеличить объем добычи нефти вдвое с 1.3 млн тонн в год. Извлекаемые запасы Западно-Малобалыкского месторождения (ХМАО) составляют около 25 млн тонн нефти. Владельцем лицензии является ЮКОС, который приступил к эксплуатации месторождения в июне 1999 г. В прошлом году там добыто 201 000 тонн нефти. Ожидается, что ежегодная добыча нефти на месторождении к 2005 г. составит 2.5 млн тонн в год. Оператором разработки месторождения выступает ЗАО "Манойл", учрежденное ОАО "НК "ЮКОС", "Юганскнефтегазом" и администрацией ХМАО. На днях в Будапеште прошли переговоры министра иностранных дел России Игоря Иванова с премьер-министром Венгрии П.Медьеши. В ходе переговоров подробно обсуждался весь комплекс российско-венгерских отношений. Российская сторона также заинтересованы в том, чтобы венгерские предприятия активно работали на российском рынке. Все эти вопросы будут рассмотрены в ходе предстоящего заседания российско-венгерской МПК, которое станет этапом подготовки визита Премьер-министра России М.М.Касьянова в Венгрию в сентябре 2003 года.

neftegaz.ru

Природные условия и ресурсы Восточной Европы

Природные условия. Длина береговой полосы (без учета России) - 4682 км. Беларусь, Словакия, Венгрия и Чехия не имеют выхода к Мировому океану.

 

 

В рельефе региона прослеживаются низменности, холмистые равнины и горы. Территория в основном равнинная. Горные массивы основном расположены на краях региона: юг окружают Кавказские и Крымские горы, север - Хибины, восток Европейской части России - одна из древнейших (герцинской складчатости) горная система Европы - Уральские горы, мероприятие региона - Судетские, Богемские и Карпатские горы. В горах выражена вертикальная поясность.

Самой горной системой в регионе являются Карпаты, которые образуют выпуклую к северо-востоку дугу длиной почти 1500 км. Средние высоты - 1000 м, максимальная - 2655 м (г. Герлаховский Штит в Татрах). К Карпатской горной страны принадлежат Западные и Восточные Карпаты, Бескиды, Южные Карпаты, Западные Румынские горы, Трансильванское плато. Они входят в состав альпийской геосинклинальной области. Внешний пояс дуги составлен флишем (песчаники, конгломераты, глинистые сланцы), внутренний пояс представлен вулканическими породами. Есть много термальных источников.

 

Три четверти территории региона занимают равнины, а Восточно-Европейская (Русская) является одной из крупнейших на земном шаре (почти 5 млн км2). На ее севере и в центре (средняя высота более 170 м) расположены возвышенности (Тиманский и Донецкий кряжи, Среднерусская, Приднепровская, Приволжская, Подольская возвышенности и т.п.), на юге - полоса приморских низменностей - Причерноморская, Прикаспийская. Для северных территорий характерен моренно-холмистый рельеф, для центральных и южных - овражно-балочный. Большинство низменных территорий размещены в прибрежных районах и поймах рек: Среднедунайская (Паннонская), Причерноморская, Пивничнопольська, Приднепровская низменности.

Климат на большей части территории - умеренно-континентальный, средние температуры января - 3о ..-5оС, июля +20 .. +23 оС, осадков выпадает до 500-650 мм в год. На севере Европейской части России климат субарктический и арктический (средние температуры зимы-25о .. -30, лето короткое и умеренно теплое), на крайнем юге региона - южном берегу Крыма - субтропический средиземноморский. Тропические воздушные массы поступают преимущественно летом из Средиземного моря и обусловливают безоблачную и знойную погоду, зимой тепло (+2 о .. +4 оС) и влажно.

Достаточно густой является речная сеть в регионе. Равнинные реки - Дунай, Висла, Одер, Тиса, Волга, Кама, Днепр, Днестр - и их притоки преимущественно полноводные, имеют спокойную течение и поэтому относительно малую энергию.

 

Много здесь и озер: Карельская озерная страна, Ладожское, Онежское, Чудское, Балатон, Шацкие озера и другие. Только в Литве их насчитывается почти 4000. В Беларуси, на севере Украины, в Польше огромными есть площади болотистых территорий, самые известные - Припятский болота.

Целебные минеральные источники есть в Венгрии, Литве (Друскининкай), Чехии (Карловы-Вары), Украина (Миргород, Куяльник и др.), России (минеральные источники Кавказа).

Природные ресурсы. Регион имеет значительные минеральные ресурсы, их богатством и разнообразием занимает одно из первых мест в Европе. Он полностью удовлетворяет собственные потребности в каменном угле (Верхнесилезский (Польша), Кладненський, Остравско-Карвинский (Чехия), Донбасс, Львовско-Волынский (Украина), Схиднодонбаський, Печорский (Россия) бассейны), буром угле, который добывают во всех странах преимущественно открытым способом (Подмосковный бассейн в России, Днепровский - в Украину, центральные районы Польши, север Венгрии). На нефть и газ богатые недра России (Волжско-Уральский, Тимано-Печорский бассейны), есть незначительные запасы в Украине (Прикарпатье, Днепровско-Донецкий бассейн) и в Венгрии (Среднедунайская низменность), а также на юге Беларуси (Речица). Торф залегает в Беларуси, Польше, Литве, на севере Украины, крупнейшие запасы горючих сланцев - в Эстонии (Кохтла-Ярве) и России (Сланцы). Значительную часть топливно-энергетических ресурсов, особенно нефти и газа, страны (кроме России) вынуждены импортировать.

 

Рудные полезные ископаемые представлены железными рудами (Криворожский бассейн в Украину, Карелия, Кольский полуостров, Курская магнитная аномалия (КМА) в России), марганцем (Никопольский бассейн в Украине, по запасам крупнейший в Европе и второй по величине в мире), медными рудами (Нижнесилезский бассейн в Польше и Урал в России), бокситами (северо-запад Венгрии), ртутью (Никитовское месторождение в Украине), никелем (Хибины в России).

Среди нерудных полезных ископаемых имеются существенные запасы каменной соли (Донбасс и Крым в Украине, нижнее течение Вислы в Польше), калийной соли (Прикарпатья в Украину, Солигорск в Беларуси, Соликамск, Березняки в России), серы (юго-восток и Прикарпатья в Польши, запад и Прикарпатье - месторождение Новый Роздол - в Украине), янтаря (Латвия и Калининградская область России), фосфоритов (Ленинградская область России, Эстония), апатитов (Хибины в России).

Лесные ресурсы крупнейшие в России (лесистость 50%), Эстонии (49%), Беларуси (47%), Словакии (45%), Латвии (47%). Основную часть лесных площадей составляют насаждения, защищающие воды, поля, морское побережье, ландшафт, а также рощи и парки в рекреационных районах. В России (преимущественно на севере) леса имеют промышленное значение. Средняя лесистость региона - 37%.

 

Агроклиматические ресурсы благоприятные в южной части региона благодаря достаточному количеству тепла: Украина, юг России, Венгрия.

К главным рекреационных ресурсов относятся морское побережье, горный воздух, реки, леса, минеральные источники, карстовые пещеры. В регионе находятся самые известные морские курорты: Ялта, Алушта, Евпатория (Украина), Сочи, Геленджик, Анапа (Россия), Юрмала (Латвия) и другие. Крупнейший озерный курорт - на озере Балатон в Венгрии. Лыжные курорты расположены в Карпатах, на Кавказе, в Татрах и Хибинах. Лесные машины в рекреационных целях широко используется в Беларуси, Украины, России, Польши. В странах Восточной Европы в последнее время создается много национальных парков, среди которых особенно известным и популярным является национальный парк "Беловежская пуща", где оберегают зубров.

Во многом за счет Европейской части России природно-ресурсный потенциал региона является крупнейшим в Европе. А учитывая то, что в северных районах России имеются огромные запасы топливных, некоторых металлических (цветные металлы) и неметаллических (прежде калийные соли и апатиты) полезных ископаемых, его природные ресурсы имеют мировое значение.

worldofscience.ru