Нефть и станки. СМИ выяснили, что связывает Беларусь и Венесуэлу после Чавеса. Нефть венесуэла беларусь


Выгодно ли Беларуси везти нефть из Венесуэлы? | Белоруссия | ИноСМИ

Поставки нефти из Венесуэлы в Беларусь, возможность которых весьма скептически оценивало большинство экспертов, становятся реальностью.

Танкер Sea Star с пробной партией нефти (80 тысяч тонн) отправился в Беларусь 2 апреля и в ночь с 24 на 25 апреля благополучно прибыл в порт Одессы. Украина уже начала принимать венесуэльскую нефть для Беларуси. После завершения выгрузки нефть по железной дороге повезут на Мозырский НПЗ.

Без ответа пока остается один, но самый важный вопрос: рентабельность таких поставок. В случае положительной оценки экономического потенциала проекта поставки нефти составят до 4 млн тонн в год.

В условиях, когда стоимость "дружественной" венесуэльской нефти и ее перевозки не разглашается, воспользуемся расчетами российского Фонда национальной энергетической безопасности. Расстояние от Венесуэлы до Одессы составляет около 13,6 тысяч км, а тариф фрахта нефтяного танкера - 0,34 доллара за 100 тонн на км. В этом случае доставка 80 тыс. тонн нефти будет стоить около 3,7 млн USD. К этому эксперт ФНЭБ Игорь Юшков добавил затраты при прохождении турецких проливов, которые в среднем составляют 30 долларов за тонну нефти. Таким образом за транспортировку тонны нефти от Венесуэлы до Одессы надо заплатить около 76,24 USD.

Но на этом транспортные затраты не заканчиваются, ведь транспортировка нефти по железной дороге - удовольствие традиционно не дешевое. Предположительно 80 тысяч тонн нефти потребует 1330 цистерн, которые составят примерно 20–25 составов. Стоимость транспортировки 20 железнодорожных составов до Мозырского НПЗ может обойтись в 5,2 млн долларов при стоимости 65 USD за тонну. Правда, по неофициальной информации, эти тарифы для Беларуси будут снижены примерно до 36 долларов/т.

В любом случае доставка нефти до НПЗ по нефтепроводу выглядит привлекательнее. Как уже сообщал TUT.BY, Александр Лукашенко поручил первому вице-премьеру Владимиру Семашко начать переговоры с Украиной по участию Беларуси в проекте нефтепровода "Одесса – Броды", который сейчас используется в реверсном режиме (российская нефть поставляется в Одессу).

В среду тема транспортировки нефти получила свое развитие. "Коммерсант" сообщил, что Украина уже имеет опыт поставок азербайджанской нефти на Кременчугский НПЗ через порт Южный, и все, что нужно, - это наладить возможность качать нефть в реверсном режиме до белорусских НПЗ.

"В принципе это несложно и займет один-два месяца", - сказал источник "Коммерсанта" в Кабинете министров. По его словам, Украина уведомила об этих планах Россию: "Мы пояснили, что оснований отказываться от этого предложения нет. Ведь у нас объем транспортировки нефти все время падает". При этом в "Транснефти" комментировать эти предложения отказались.

Однако, отмечает эксперт ФНЭБ, за использование нефтепровода "Одесса-Броды" белорусам также придется платить. Протяженность маршрута нефтепровода от Одессы до Мозырского НПЗ составляет около 730 км. Тариф перекачки нефти по нефтепроводу "Одесса-Броды" равен примерно 10,1 USD (перекачка - 6,6 USD; перевалка - 3,5 USD) за тонну по территории Украины, следовательно, приблизительная стоимость транзита венесуэльской нефти по трубопроводной системе составляет 808 тысяч долларов за партию 80 тысяч тонн нефти.

Оценивая экономику поставок, эксперт ФНЭБ цитирует слова первого вице-премьера Беларуси Владимира Семашко о том, что переработка высококачественной легкой нефти сорта "Санта-Барбара" на Мозырском НПЗ позволит получить 61 доллар дополнительной прибыли на одной тонне "по отношению к тому, что покупаем в России".

Исходя из плана поставок 4 млн тонн нефти в 2010 году, до конца года Беларусь может заработать до 244 млн USD прибыли. Однако, добавляет эксперт, Семашко не пояснил, с какой российской нефтью он вел расчеты, с той, которая облагается пошлиной, или с той, которая от нее освобождена.

Таким образом, цена венесуэльской нефти для Беларуси, доставленной танкером до Одессы, а оттуда по железной дороге на Мозырский ПНЗ, составит приблизительно 737 долларов за тонну, при условии, что изначальная цена венесуэльской нефти будет равняться 85 USD за баррель. Если в дальнейшем нефть будет доставляться от Одессы до Мозырского НПЗ по трубопроводу "Одесса-Броды", стоимость тонны нефти сократится до 682 долларов.

Фонд национальной энергетической безопасности отмечает, что стоимость российской нефти составляет для Беларуси 523 USD за тонну беспошлинной нефти (из расчета 70 долларов за баррель - цена в марте) и 790,6 USD за тонну нефти со 100% пошлиной.

Однако в этом уравнении пока слишком много неучтенных, неизвестных или не очень точных данных. Туман над экономикой поставок венесуэльской нефти пока не рассеялся.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

Беларусь и Венесуэла договорились о поставках нефти на 2011-2013 годы

Беларусь и Венесуэла договорились о поставках нефти на среднесрочную перспективу - на 2011-2013 годы. Этот вопрос обсуждался 16 октября в ходе рабочего визита в Беларусь венесуэльского лидера Уго Чавеса, сообщили в пресс-службе главы белорусского государства. Президенты Беларуси и Венесуэлы Александр Лукашенко и Уго Чавес провели переговоры в узком и расширенном составах, во время которых обсудили широкий спектр вопросов двустороннего сотрудничества, а также обменялись мнениями по актуальным проблемам международной повестки дня. Встрече в узком составе предшествовали переговоры в формате один на один. Всего переговоры лидеров двух стран продолжались около 7 часов.

Принимая Уго Чавеса, глава белорусского государства отметил: "Приветствую тебя на уже твоей белорусской земле. Ты вложил много своей энергии, своего доброго сердца в строительство независимой Беларуси, и об этом знают все белорусы".

Александр Лукашенко поблагодарил Уго Чавеса за помощь нашей стране: "В эту трудную минуту ты подставил свое плечо Беларуси, протянул руку помощи, и это мы будем помнить всегда".

Глава белорусского государства заверил, что Беларусь сделает для Венесуэлы все, что в ее силах. "Я не хочу быть твоим должником, в хорошем смысле слова, не только в материальном. Мы сделаем для Венесуэлы столько, что ты никогда не пожалеешь, что начал с нами сотрудничество", - подчеркнул он.

Уго Чавес заявил, что гарантирует стабильность поставок нефти в Беларусь. "Мы в курсе, что ваши нефтеперерабатывающие заводы нуждаются в нефти. У белорусских НПЗ не будет нехватки нефти на годы вперед", - сказал он.

Говоря о Беларуси, Президент Венесуэлы отметил, что венесуэльский народ относится к ней так же, как к родине, равно как и белорусский народ к Венесуэле. "Мы продолжаем идти по нашей дороге и будем идти всегда", - сказал он, имея в виду перспективы наращивания сотрудничества между двумя странами в различных сферах.

Уго Чавес поблагодарил белорусскую сторону за поддержку и помощь Венесуэле в части обмена технологиями, реализации проектов в сфере жилищного строительства, промышленной кооперации, сотрудничества в области нефтехимии. Он также поблагодарил Беларусь за готовность поделиться с Венесуэлой "всем, что здесь производится, заводами, мощностями". "Этому нет цены, особенно в современном мире", - отметил Президент Венесуэлы.

"Здесь нет должников - мы товарищи, и мы вместе строим альтернативу империализму. Это многополярный мир", - добавил Уго Чавес.

Во время встречи со своим венесуэльским коллегой в расширенном составе Александр Лукашенко заявил: "Мы определили сотрудничество с Венесуэлой как стратегическое и одно из приоритетнейших направлений внешней политики Беларуси". По его словам, развитие стратегического двустороннего сотрудничества "ведет к укреплению позиций наших государств на международной арене, содействует социально-экономическому развитию в равной степени Венесуэлы и Беларуси".

Александр Лукашенко подчеркнул, что белорусско-венесуэльское сотрудничество сегодня - это уже десятки многомиллионных контрактов и программ. Он поблагодарил венесуэльскую сторону за организацию поставок в Беларусь углеводородного сырья: "Мы особенно признательны руководству и работникам Венесуэльской нефтяной компании, которая выполняет все договоренности". Президенты обсудили дальнейшие направления сотрудничества в этой важной сфере и по всем вопросам, которые поднимались, договорились на будущее. "Уверен, ваш нынешний визит будет новым этапом в развитии сотрудничества, и он обязательно приведет к положительным результатам", - сказал глава белорусского государства.

Белорусский лидер отметил, что за достаточно короткий промежуток времени Беларуси и Венесуэле удалось сделать немало для развития сотрудничества в области нефтехимии, строительства, газификации, в промышленности, сельском хозяйстве. "Но предстоит, как вытекает из сегодняшних переговоров, сделать значительно больше для углубления наших связей", - сказал он. Это касается не только связей в промышленности, добычи нефти и природного газа, строительства инфраструктуры, но и взаимодействия в сферах образования, культуры, спорта.

Президент Беларуси поздравил Уго Чавеса с убедительной победой его сторонников на парламентских выборах 26 сентября. "Итоги голосования свидетельствуют о широкой народной поддержке, что подтверждает правильность выбранного вами курса, - отметил он. - Ваша победа будет способствовать укреплению сотрудничества между Беларусью и Венесуэлой, а также дальнейшему развитию стратегического альянса между нашими странами".

Александр Лукашенко еще раз поблагодарил венесуэльскую сторону "за колоссальную помощь, оказываемую белорусскому народу в это непростое время". "Рассчитывайте на нас - все, что мы можем, все, на что мы способны, а мы можем немало, мы готовы сделать для венесуэльского народа в счет благодарности за то, что сделали вы для нас", - подчеркнул он. Александр Лукашенко подтвердил, что в Беларуси с особой симпатией относятся к Уго Чавесу и венесуэльскому народу, радуются успехам Венесуэлы.

В свою очередь Уго Чавес заявил, что Венесуэла нашла братский народ в центре Европы. "Очень важно, чтобы наши народы могли почувствовать то, во что может вылиться это сотрудничество. Спасибо вам в первую очередь за вашу протянутую руку дружбы, - сказал Президент Венесуэлы. - Боливарианская революция, народ Венесуэлы - мы нашли здесь, в сердце Европы, братский народ и родину, точно так же, как вы у нас".

Говоря о результатах переговоров, он отметил, что сегодня принимаются новые решения, чтобы придать дополнительный импульс белорусско-венесуэльскому альянсу и дружбе.

Президент Венесуэлы поблагодарил за возможность поставлять нефть в Беларусь. "Иметь возможность привезти нефть из Венесуэлы в сердце Европы на ваши НПЗ - это является очень стратегически важным для нас. Вы нам позволяете создавать новые пути для торговли нашей нефтью, - сказал он. - Мы гордимся тем, что наши корабли могут доставлять в Беларусь или через Черное, или через Балтийское море нашу нефть".

Уго Чавес отметил, что Беларусь и Венесуэла уже сотрудничают во многих сферах - от нефтехимии, жилищного строительства, промышленной кооперации до сельского хозяйства и культурных связей. Сегодня стороны определили дополнительные направления для сотрудничества. "Мы решили найти возможность строительства в Венесуэле заводов по производству одежды, обуви. Также мы можем заниматься производством мебели", - сказал Президент Венесуэлы.

Он подчеркнул, что Беларусь, несмотря на мировой экономический кризис, не остановилась в своем развитии, сохранив уровень жизни населения, низкую безработицу, качественное образование, здравоохранение. "Мы признаем заслуги всего белорусского народа", - добавил Уго Чавес.

По итогам переговоров в присутствии президентов двух стран был подписан ряд двусторонних документов. В частности, ЗАО "Белорусская нефтяная компания" и компания "Петролеос де Венесуэла" подписали контракт на поставку нефти в 2011-2013 годах. В соответствии с документом в Беларусь будет ежегодно поставляться до 10 млн.т венесуэльской нефти.

Подписан также Меморандум о взаимопонимании между РУП "ПО "Белоруснефть" и АО "Венесуэльская нефтяная компания" о присоединении площадей к совместному предприятию "Петролера БелоВенесолана". Документ подтверждает намерение Венесуэлы передать Беларуси два новых месторождения, что, с учетом имеющихся, позволит белорусской стороне добывать более 1 млн.т нефти в год.

Также подписан учредительный акт (устав) совместного предприятия АО "СервисиоБелоВенесолана", которое будет заниматься бурением и ремонтом нефтяных скважин на территории Венесуэлы. Кроме того, заключено соглашение между правительствами Беларуси и Венесуэлы о правовой помощи по уголовным делам.

После завершения официальных переговоров от имени главы белорусского государства был дан обед в честь Президента Венесуэлы.

Белорусско-венесуэльские отношения за четыре с небольшим года, прошедших с момента первой встречи президентов двух стран, вышли на уровень стратегического партнерства и стали образцом плодотворного и динамичного международного сотрудничества. Во многом характер двусторонних контактов определяется дружескими отношениями глав государств. Президент Беларуси дважды, в декабре 2007 и марте 2010 года, посещал Венесуэлу с визитами. В свою очередь, это уже пятый визит Уго Чавеса в Беларусь. Предыдущие состоялись в 2006, 2007, 2008 и 2009 годах. Достигнута договоренность о проведении регулярных (не реже одного раза в год) встреч на уровне глав государств.

В настоящее время стороны реализуют крупномасштабные проекты в экономике, в десятки раз нарастили товарооборот, создали прочную нормативно-правовую базу отношений, перейдя от простой торговли к активному кооперационному сотрудничеству.

В ходе переговоров 16 октября президенты подвели своего рода промежуточные итоги совместной работы и "сверили часы", предметно обсудив перспективы двусторонних отношений. Отмечена необходимость более быстрой реализации совместных проектов в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, нефтехимии.

Заводы по производству грузовых автомобилей и тракторов на территории Венесуэлы должны заработать уже менее чем через год. Также строится завод по производству стройматериалов. Беларусь готова нарастить поставки в Венесуэлу сельскохозяйственной продукции, активнее участвовать в создании там современного агропромышленного комплекса.

Беларусь и Венесуэла четко определились по вопросу поставок венесуэльской нефти в Беларусь на среднесрочную перспективу. Это очень важно и для тех стран, через территорию которых нефть поступает в Беларусь.

Кроме того, на переговорах обсуждался вопрос венесуэльских инвестиций в белорусскую экономику. Участие компаний из Венесуэлы в приватизации белорусских промышленных предприятий может стать очередным взаимовыгодным направлением двустороннего сотрудничества.

Обсуждались и перспективы совместного выхода на рынки третьих стран, в том числе через Белорусский торговый дом в Венесуэле, работа по созданию которого уже активно ведется.

Большой взаимный интерес представляет возможность сотрудничества по линии программ технической помощи, реализуемых в интеграционном объединении "Боливарианская альтернатива для народов нашей Америки" (АЛБА). Беларусь готова здесь активно работать - от поставок необходимых странам АЛБА товаров до передачи партнерам своих наработок в области экономической и продовольственной безопасности.

Беларуси и Венесуэле надо также расширять сотрудничество в гуманитарной сфере, активнее идти навстречу друг другу в таких областях, как образование, культура, спорт, туризм, наука.

Главы государств сошлись во мнении, что потенциал белорусско-венесуэльских отношений огромен, но пока используется лишь его малая часть. Поэтому необходимо наращивать и скорость, и объемы сотрудничества.

БЕЛТА

director.by

Выгодно ли Беларуси везти нефть из Венесуэлы? @ ЭКОНОМИКА.

Поставки нефти из Венесуэлы в Беларусь, возможность которых весьма скептически оценивало большинство экспертов, становятся реальностью.

Танкер Sea Star с пробной партией нефти (80 тысяч тонн) отправился в Беларусь 2 апреля и в ночь с 24 на 25 апреля благополучно прибыл в порт Одессы. Украина уже начала принимать венесуэльскую нефть для Беларуси. После завершения выгрузки нефть по железной дороге повезут на Мозырский НПЗ.

Без ответа пока остается один, но самый важный вопрос: рентабельность таких поставок. В случае положительной оценки экономического потенциала проекта поставки нефти составят до 4 млн тонн в год.

В условиях, когда стоимость "дружественной" венесуэльской нефти и ее перевозки не разглашается, воспользуемся расчетами российского Фонда национальной энергетической безопасности. Расстояние от Венесуэлы до Одессы составляет около 13,6 тысяч км, а тариф фрахта нефтяного танкера - 0,34 доллара за 100 тонн на км. В этом случае доставка 80 тыс. тонн нефти будет стоить около 3,7 млн USD. К этому эксперт ФНЭБ Игорь Юшков добавил затраты при прохождении турецких проливов, которые в среднем составляют 30 долларов за тонну нефти. Таким образом за транспортировку тонны нефти от Венесуэлы до Одессы надо заплатить около 76,24 USD.

Но на этом транспортные затраты не заканчиваются, ведь транспортировка нефти по железной дороге - удовольствие традиционно не дешевое. Предположительно 80 тысяч тонн нефти потребует 1330 цистерн, которые составят примерно 20–25 составов. Стоимость транспортировки 20 железнодорожных составов до Мозырского НПЗ может обойтись в 5,2 млн долларов при стоимости 65 USD за тонну. Правда, по неофициальной информации, эти тарифы для Беларуси будут снижены примерно до 36 долларов/т.

В любом случае доставка нефти до НПЗ по нефтепроводу выглядит привлекательнее. Как уже сообщал TUT.BY, Александр Лукашенко поручил первому вице-премьеру Владимиру Семашко начать переговоры с Украиной по участию Беларуси в проекте нефтепровода "Одесса – Броды", который сейчас используется в реверсном режиме (российская нефть поставляется в Одессу).

В среду тема транспортировки нефти получила свое развитие. "Коммерсант" сообщил, что Украина уже имеет опыт поставок азербайджанской нефти на Кременчугский НПЗ через порт Южный, и все, что нужно, - это наладить возможность качать нефть в реверсном режиме до белорусских НПЗ.

"В принципе это несложно и займет один-два месяца", - сказал источник "Коммерсанта" в Кабинете министров. По его словам, Украина уведомила об этих планах Россию: "Мы пояснили, что оснований отказываться от этого предложения нет. Ведь у нас объем транспортировки нефти все время падает". При этом в "Транснефти" комментировать эти предложения отказались.

Однако, отмечает эксперт ФНЭБ, за использование нефтепровода "Одесса-Броды" белорусам также придется платить. Протяженность маршрута нефтепровода от Одессы до Мозырского НПЗ составляет около 730 км. Тариф перекачки нефти по нефтепроводу "Одесса-Броды" равен примерно 10,1 USD (перекачка - 6,6 USD; перевалка - 3,5 USD) за тонну по территории Украины, следовательно, приблизительная стоимость транзита венесуэльской нефти по трубопроводной системе составляет 808 тысяч долларов за партию 80 тысяч тонн нефти.

Оценивая экономику поставок, эксперт ФНЭБ цитирует слова первого вице-премьера Беларуси Владимира Семашко о том, что переработка высококачественной легкой нефти сорта "Санта-Барбара" на Мозырском НПЗ позволит получить 61 доллар дополнительной прибыли на одной тонне "по отношению к тому, что покупаем в России".

Исходя из плана поставок 4 млн тонн нефти в 2010 году, до конца года Беларусь может заработать до 244 млн USD прибыли. Однако, добавляет эксперт, Семашко не пояснил, с какой российской нефтью он вел расчеты, с той, которая облагается пошлиной, или с той, которая от нее освобождена.

Таким образом, цена венесуэльской нефти для Беларуси, доставленной танкером до Одессы, а оттуда по железной дороге на Мозырский ПНЗ, составит приблизительно 737 долларов за тонну, при условии, что изначальная цена венесуэльской нефти будет равняться 85 USD за баррель. Если в дальнейшем нефть будет доставляться от Одессы до Мозырского НПЗ по трубопроводу "Одесса-Броды", стоимость тонны нефти сократится до 682 долларов.

Фонд национальной энергетической безопасности отмечает, что стоимость российской нефти составляет для Беларуси 523 USD за тонну беспошлинной нефти (из расчета 70 долларов за баррель - цена в марте) и 790,6 USD за тонну нефти со 100% пошлиной.

Однако в этом уравнении пока слишком много неучтенных, неизвестных или не очень точных данных. Туман над экономикой поставок венесуэльской нефти пока не рассеялся.

economica.com.ua

Как добывалась нефть. Заслуженный геолог Беларуси об опыте работы в Венесуэле

Общество31 марта 2018 в 08:30

От совместного сотрудничества государство в Латинской Америке получило новые технологии для нефтеразработок, а Беларусь — необходимый дополнительный источник энергоресурсов.

Ученый и практик

Знающие люди говорят: если геологу, ищущему углеводородное сырье в сложных нефтегазоносных бассейнах Техаса, Мексики или Алжира, попадутся на глаза труды гомельчанина Валерия Бескопыльного — успех гарантирован. Ведь всю свою трудовую жизнь наш земляк посвятил работе над созданием эффективной системы геологического и геофизического обеспечения поисков, разведки и разработки залежей нефти, а также исследованиям, по результатам которых внедрялись новые технологии для решения многих геологических задач. Разработки Бескопыльного продвигались в нефтегазодобывающие отрасли Алжира, Ирана, Азербайджана, Вьетнама, Индии, России, Украины и Венесуэлы.

Сегодня ведущий специалист страны в области нефтяной геологии, доктор геолого-минералогических наук, заслуженный геолог Республики Беларусь Валерий Бескопыльный уже завершил карьеру в компании «Белоруснефть» и занимается творческой работой. По мнению ученого, технически удачный и перспективный для Беларуси – венесуэльский проект по добыче нефти.

 — Эта страна – обладательница крупнейших месторождений нефти в мире. Венесуэльский рынок «черного золота» потенциально привлекателен, он самый крупный в Латинской Америке. Кроме того, Венесуэла удачно расположена географически. Поэтому не случайно взор руководства Беларуси был обращен именно сюда, — рассказывает Валерий Николаевич.

Вместе с тем, признается ученый, во время первых визитов в Венесуэлу в составе правительственных делегаций он был шокирован: при таком богатстве (в былые годы из ее недр добывалось более 250 млн тонн нефти) 20-миллионный народ страдает от нищеты, голода и бандитизма – после объявления независимости и национализации природных ресурсов венесуэльцам пришлось поднимать нефтяную отрасль буквально с колен.

Первые визиты

Во время своего первого визита в Каракас в 2006 году в составе белорусской делегации Валерий Бескопыльный выступил в амплуа эксперта и высказался о целесообразности создания совместного предприятия по добыче нефти на действующих месторождениях. Тогда же он предложил внедрить отечественные передовые технологии повышения нефтеотдачи пластов. В начале 2017 года было подписано соглашение об организации изучения действующих месторождений Венесуэлы на одном из трех участков в бассейне реки Ориноко.

– Мне с ходу пришлось оценить их только на основании карт геологических глубин и примерной карты температур, – вспоминает Валерий Николаевич. – Из предложенных месторождений был выбран перспективный блок «Хунин-1». Я не ошибся: здесь оказались огромные залежи нефти. Но для разработки перспективного участка требовалось капитальное вложение денег, строительство завода, инфраструктуры. Белорусская сторона снова вышла на руководство Венесуэлы с предложением создать совместное предприятие и общими усилиями повысить коэффициент добычи нефти.

Уго Чавес расписался на карте

– По рекомендации своих геологов Уго Чавес обвел фломастером группу месторождений Фисина на карте и расписался, – вспоминает Валерий Бескопыльный. – Когда мне передали ее, я тут же попросил венесуэльского эксперта предоставить сведения о местности и знающего специалиста, ведь завтра на встрече с министром энергетики и нефти нужно будет дать окончательный ответ – берем участок или нет, в слепую определиться с этим невозможно. Изучил материалы и стало понятно, что там – 6 истощенных месторождений, перспективы очень туманные. А вот на озере Маракайбо – то, что нужно. Об этом накануне совещания и проинформировал наше руководство.

Во время совещания в Министерстве энергетики и нефти Венесуэлы состоялась презентация предлагаемых месторождений гостям, а затем слово дали белорусскому специалисту. Бескопыльный подчеркнул, что все 6 месторождений хорошие, но… нам не подходят. Чтобы запустить их в работу, потребуется не менее 5 лет, а задача поставлена – добывать нефть уже сегодня. Аргументы ученого были убедительными, и венесуэльская сторона пообещала подумать неделю-другую.

– Ответа не было ни через месяц, ни через два. Пришлось поволноваться, да и кое-кто начал упрекать: вот, мол, Бескопыльный влез и помешал созданию проекта, – признается Валерий Николаевич. – И вдруг – предложение сразу 22 других месторождений. Мы отобрали несколько первых – начали изучать, послали группу специалистов на место, а потом рискнули напомнить о тех месторождениях, на которых я настаивал ранее, в том числе на озере Маракайбо. И все получилось!

В 2007 году совместное предприятие (СП) «Петролера Бьеловенесолана» (доля белорусской стороны в СП – 40%, а Венесуэлы – 60%) было создано на двух действующих венесуэльских месторождениях, потом подключились еще несколько, а годовая добыча в результате превысила добычу в Беларуси.

 — Началась интересная работа. Белорусско-венесуэльское СП — это скрупулезно просчитанный бизнес-проект, очень успешный для нашей страны, — считает Валерий Бескопыльный. — Венесуэла получила технологии, опыт, которыми располагают белорусские нефтяники. Беларусь — необходимый дополнительный источник энергоресурсов: уже через год работы в Беларусь поступило 100 млн долларов прибыли от проекта.

Полномочный представитель

Валерий Бескопыльный совершил не менее 15 служебных командировок в Венесуэлу, где проводил геологические экспертизы нефтегазовых активов, участвовал в подготовке рекомендаций на бурение новых скважин, курировал решения геологических вопросов в совместном предприятии, составлял карты прогнозов и, конечно, продвигал белорусские технологии.

 — В Венесуэле мы получили мировой опыт работы на других месторождениях, с американской системой измерений, опыт общения с иностранцами, заработали уважение к себе как нефтедобывающей стране, о которой стараются умалчивать, хотя «черное золото» Беларусь добывает по уникальным технологиям уже полсотни лет, – утверждает заслуженный геолог.

Сегодня ПО «Белоруснефть» заключает взаимовыгодные договоры с другими странами Южной Америки, с Индией. И первый, по сути, полномочный представитель белорусских нефтяников очень рад тому, что этот процесс не остановить.

Владимир ГАВРИЛОВИЧ

Фото автора и из архива ученого

1prof.by

Беларусь продолжает импортировать нефть из Венесуэлы

Беларусь в июле 2012 г продолжила импортировать нефть по своп-контрактам с Венесуэлой и Азербайджаном, несмотря на заявления на высшем уровне о том, что поставки венесуэльской нефти в страну планируется прекратить.

 Об этом свидетельствуют данные об импорте товаров январе-июле 2012 года, опубликованные Национальным статистическим комитетом Беларуси.

Напомним, что в июне 2012 г первый заместитель премьер-министра Беларуси Владимир Семашко заявлял, что белорусское правительство не видит смысла продолжать импортировать нефть из Венесуэлы. «В сегодняшней ситуации нет экономического резона эту нефть импортировать», - сказал тогда Владимир Семашко, добавив, что окончательное решение по данному вопросу еще не принято. «Последнее слово за президентом», - сказал он.

Видимо, президент все же не поддерживает мнения правительства о том, что импортировать нефть из Венесуэлы Беларуси невыгодно. Согласно данным Белстата, в январе-июне Беларусь импортировала из стран вне СНГ 0,33 млн т нефти, в январе-июле импорт такой нефти составил уже 0,521 млн т. Т.е. только за июль мы импортировали 0,191 млн т венесуэльской нефти, в то время как в первом квартале нынешнего года такая нефть в Беларусь вообще не поступала.

При этом заявления первого вице-премьера Беларуси о невыгодности импорта нефти из Венесуэлы вполне обоснованны. Белстат сообщает, что средняя цена нефти, поставляемой из стран СНГ (т.е. из России) в январе-июле составила 384 доллара за тонну, в то время как средняя цена венесуэльской нефти – 732 доллара за тонну. Разница практически в два раза!

Однако по сравнению с прошлым годом поставки венесуэльской нефти в Беларусь снижаются. Так, в январе-июле они снизились практически в два раза. Тенденция указывает на то, что к концу года Беларусь все же может решиться на отказ от импорта нефти по своп-контрактам с Венесуэлой и Азербайджаном. С другой стороны, тогда возникнет вопрос диверсификации импорта и возможного повышения цен на нефть со стороны России, которая снова станет монопольным поставщиком этой продукции в Беларусь.

Беларусь начала импортировать венесуэльскую нефть в 2010 г. В 2011 г в рамках своп-схем между Беларусью, Азербайджаном и Венесуэлой в Беларусь было поставлено около 980 тыс т по нефтепроводу Одесса-Броды. Еще 1 млн т был поставлен непосредственно из Венесуэлы танкерами через Эстонию, а далее по железной дороге.

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

ex-press.by

быть или не быть? / Мой BY — Информационный портал Беларуси. Новости Беларуси

Посол Венесуэлы в Беларуси сомневается в возможности PDVSA самостоятельно поставить в 2011 году 10 млн тонн нефти в республику, но Венесуэла может закупить у Азербайджана нефть для выполнение контракта с Беларусью. Посол Венесуэлы в Беларуси Америго Диас Нуньес сомневается, что в 2011 году государственная нефтегазовая компания Венесуэлы PDVSA сможет самостоятельно поставить в республику 10 млн тонн нефти согласно контракту.

Однако Венесуэла может дополнительно закупить у Азербайджана необходимое количество нефти, чтобы обеспечить выполнение контракта с Беларусью на поставку до 10 млн.т нефти в год. Об этом заявил Чрезвычайный и Полномочный Посол Боливарианской Республики Венесуэла в Республике Беларусь Америко Диас Нуньес на видеобрифинге в Национальном пресс-центре, сообщают информагентства.

Как отметил посол, подписанный между Венесуэлой и Беларусью договор предполагает дополнить поставки легкой нефти марки "Санта-Барбара" сходной по качеству азербайджанской нефтью. "Так как может случиться, что Венесуэла не сможет добывать 10 млн.т востребованной во всем мире нефти", - сказал дипломат.

По его словам, "для поставок в Беларусь заявленных объемов нефти компания PDVSA дополнительно закупит у Азербайджана необходимое количество нефти, чтобы обеспечить выполнение контракта на поставку до 10 млн.т нефти в год". Беларусь получит эту нефть по нефтепроводу "Одесса-Броды", причем оплачивая Азербайджану лишь доставку по трубе. "Как вы видите, это сотрудничество выгодно обеим сторонам и, в особенности, Беларуси", - считает посол. 

А.Диас Нуньес также сообщил, что белорусская сторона оплачивает поставляемую нефть в установленный срок по рыночной цене.

Что касается реализации схема своповых поставок нефти при участии Азербайджана, то "речь идет, скорее, не о замещении венесуэльской нефти азербайджанской", добавил дипломат. По его словам, "подписанный договор предполагает дополнить поставки легкой нефти марки "Санта-Барбара" сходной по качеству азербайджанской нефтью".

Америко Диас Нуньес также сообщил, что созданное белорусско-венесуэльское СП "Петролера БелоВенесолана" является "успешным примером хорошего функционирования нашего стратегического альянса". Как и все подобные предприятия, компания "Петролера БелоВенесолана" продает свою продукцию компании PDVSA и обеспечивает обеим сторонам годовую выручку. 

"В скором времени мы узнаем о результатах работы совместного предприятия, которые намного превзойдут результаты 2009 года, так как предприятию были добавлены дополнительные месторождения", - отметил дипломат.

Что касается добычи нефти в бассейне реки Ориноко, то из-за типа месторождений здесь требуется значительно больше инвестиций. Обычно крупные международные компании объединяются в альянсы. Беларусь приглашена к участию в этих объединениях, и практически все крупные мировые нефтяные компании работают в бассейне реки Ориноко.

При этом, Беларусь согласовала с российской стороной возможность импорта в 2011 году 21,7 млн. тонн нефти, сообщает газета "Взгляд" со ссылкой на замминистра экономики Беларуси Анатолия Филонова. Именно эта цифра фигурировала при обсуждении топливно-энергетического баланса Союзного государства Беларуси и России.

Если данные планы будут реализованы, то под вопросом окажутся ранее запланированные поставки нефти из Венесуэлы. Ведь заявленных 21,7 млн. тонн (а будет еще около 2 млн. тонн собственной нефти) достаточно для загрузки белорусских НПЗ "под завязку".

www.moyby.com

Нефть и станки. СМИ выяснили, что связывает Беларусь и Венесуэлу после Чавеса

Фото: АР

Отношения Минска и Каракаса зависят от лидеров

Корреспондент DW выясняла, как будут развиваться отношения Минска и Каракаса при Николасе Мадуро. Поводом для анализа стал визит нового президента Венесуэлы в Беларусь.

На встрече со своим венесуэльским коллегой Николасом Мадуро 3 июля в Минске президент Беларуси Александр Лукашенко заявил: "Нам надо провести ревизию всех тех проблем и вопросов, которые существовали ранее, и выработать новую дорожную карту взаимодействия Беларуси и Венесуэлы". Мадуро пробыл в белорусской столице один день. За это время он успел не только провести переговоры, но и поприсутствовать на торжествах по случаю Дня независмости Беларуси.

На трибуне для почетных гостей венесуэльский лидер был замечен в бейсболке с логотипом пропрезидентской общественной организации "Белая Русь". "У меня не поворачивается язык называть тебя господин президент", - это были первые слова приветствия Лукашенко перед началом переговоров. Уго Чавеса - предшественника Мадуро на посту главы Венесуэлы - Лукашенко называл "другом и братом".

Зачем Мадуро приезжал в Минск

Впрочем, эта дружба вышла Беларуси боком. Ссылаясь на официальные данные, директор по исследованиям Либерального клуба Евгений Прейгерман отметил: только на операциях с нефтью Минск потерял более одного миллиарда долларов. Венесуэльская нефть оказалась слишком дорогой, а ее транспортировка - экономически нецелесообразной. Аналитик не исключает, что Минск остался должен Каракасу и эта тема может стать доминирующей в двусторонних отношениях в ближайшее время.

По мнению экономического аналитика Сергея Чалого, визит Николаса Мадуро в Минск был дежурным, новые проекты вряд ли появятся, а прежние - связанные, в частности, с нефтью, - "заглохнут". Иной точки зрения придерживается профессор геологии, член-корреспондент Академии наук Беларуси Роман Айзберг.

В интервью DW он напомнил, что специалисты "Белоруснефти" ведут в Венесуэле сейсмическую разведку, бурят скважины, участвуют в разработке месторождений нефти. По прогнозу ученого, за "Белоруснефтью" останется ниша, занимаемая ею в нефтяной промышленности Венесуэлы.

Основа взаимных интересов

Связи Минска и Каракаса будут развиваться независимо от личных отношений лидеров, уверен руководитель аналитического центра "Стратегия" Леонид Заико. У Беларуси и Венесуэлы, отметил он, общие стратегические интересы как у стран антиамериканской коалиции. Лукашенко претендует в этом союзе на роль лидера восточных славян, Чавес возглавлял блок оппонентов Вашингтона в Южной Америке, Мадуро попробует эту линию продолжить, считает Заико.

По его словам, Лукашенко и Мадуро руководят бедными странами, но их связывает желание поделиться: Венесуэлу - нефтью, Беларусь - индустриальным производством прошлого века. Сделки основаны на схеме "нефть в обмен на продукцию машиностроения". Заико уверен, что Беларусь продолжит осуществлять в Венесуэле проекты в сфере строительства, организации сборочных производств по выпуску сельхозтехники и транспорта.

Товарооборот обеих стран в 2012 году превысил полмиллиона долларов, что почти на 50 процентов больше, чем в 2011 году. Основные позиции белорусского экспорта - калийные удобрения, продукция машиностроения, сухое молоко. Основа белорусского импорта - сырая нефть. Но ее поставки из Венесуэлы значительно сократились по сравнению с 2011 годом.

Кто кому больше нужен и зачем?

Политические отношения при президенте Мадуро будут не такими доверительными и яркими, как при общении двух харизматиков - Лукашенко и Чавеса, и не будут привлекать прежнее внимание к отношениям Минска и Каракаса, прогнозирует Леонид Заико.

Лидер Объединенной гражданской партии Беларуси Анатолий Лебедько считает, что многое в отношениях Минска и Каракаса будет зависеть от готовности нынешнего венесуэльского лидера поддерживать Лукашенко так же, как это делал Чавес. По неофициальным данным, Чавес помог Лукашенко, когда Беларуси срочно требовалось заплатить по внешним долгам.

Не исключает Лебедько и продажу Каракасу белорусского вооружения. Кроме того, как заявил политик, "Венесуэла Мадуро может быть сейфом для финансов семьи Лукашенко". Впрочем, финансовый аналитик Александр Муха считает, что для этой цели больше подходят международные офшорные зоны.

Источник: Русская служба Deutsche Welle

korrespondent.net