Новый маркерный сорт нефти ВСТО: быть или не быть? Нефть всто цена


СПбМТСБ хочет запустить фьючерс на нефть ВСТО

Биржа СПбМТСБ собирается в этом году запустить фьючерсный контракт на нефть сорта ВСТО. В ней могут быть заинтересованы прежде всего китайские потребители. Запуск фьючерса теоретически может способствовать созданию независимого ценообразования на нефть ВСТО, цена на которую сейчас основана на котировках сорта Dubai. Но собеседники “Ъ” сомневаются в перспективах проекта, указывая на слабый интерес к уже запущенному СПбМТСБ фьючерсу на Urals и наличие у КНР планов по развитию собственных нефтяных фьючерсов.

СПбМТСБ намерена в этом году запустить фьючерсный контракт на нефть ВСТО, заявил 18 января первый вице-президент биржи Михаил Темниченко. Этот сорт малосернистой нефти поставляется по нефтепроводу Восточная Сибирь—Тихий океан (ВСТО) в порт Козьмино в Приморье, а также по отводу от ВСТО напрямую в Китай. По словам господина Темниченко, биржа рассматривает запуск прямого поставочного контракта либо контракта на спред между ценой ВСТО и котировкой фьючерса на Urals. «Окончательное решение будет принято после ряда консультаций, в том числе с китайскими партнерами»,— говорит он (цитата по «Интерфаксу»). Глава СПбМТСБ Алексей Рыбников добавил, что в ближайшее время делегация биржи и российских регуляторов отправится в Китай. «В Шанхае две биржи, с которыми мы планируем сотрудничать,— Shanghai Petroleum and Natural Gas Exchange и Shanghai International Energy Exchange, которая собирается запускать поставочный фьючерс,— отметил он.— Кроме того, на наших встречах будут представители трех основных (нефтегазовых.— “Ъ”) госкомпаний Китая и несколько десятков независимых нефтепереработчиков».

По словам источников “Ъ”, китайцы заинтересованы прежде всего в запуске прямого контракта, так как им интересно получать физическую нефть. Россия остается крупнейшим поставщиком нефти в КНР, при этом в российской нефти (особенно в легкой) заинтересованы частные переработчики, получившие право на самостоятельный импорт. СПбМТСБ, напротив, хотела бы сделать контракт на спред с котировкой Urals, чтобы поддержать ликвидность этого инструмента, запущенного в ноябре 2016 года. Кроме того, запуск подобного контракта будет проще, чем организация поставочного фьючерса из Козьмино.

Сейчас ценообразование на сорт ВСТО (ESPO) основано на котировках сорта Dubai с дифференциалом (премией), который определяется на основе данных ценовых агентств Platts и Argus. Примерно половина из 30 млн тонн годового экспорта из Козьмино принадлежит «Роснефти», при этом от котировок ESPO в Козьмино зависит цена вдвое больших по объему поставок госкомпании в Китай по отводу от ВСТО Сковородино—Мохэ. Поэтому запуск поставочного фьючерса теоретически может принести «Роснефти» как существенную выгоду, так и потери, и, по данным “Ъ”, у компании нет четкой позиции по вопросу. В «Роснефти» не стали комментировать планы по запуску контракта.

Но собеседники “Ъ” на рынке обращают внимание, что фьючерс на Urals «не работает»: по нему пока не заключено ни одной поставочной сделки. «Urals мог бы заинтересовать европейских игроков, но в нынешней ситуации они опасаются политических рисков»,— говорит один из источников “Ъ”. Он отмечает, что теперь СПбМТСБ пытается «сделать новый заход» с инструментом для азиатских игроков, но «странно делать это на основе неработающего фьючерса на Urals».

Вячеслав Мищенко из Argus отмечает, что на фоне планов Китая развить собственные фьючерсные контракты на импортную нефть, а также уже функционирующей системы ценообразования на основе Dubai «не вполне понятно, какие стимулы могут быть у внешних игроков, чтобы приходить за контрактом на СПбМТСБ».

www.finversia.ru

цена на нефть ВСТО - это... Что такое цена на нефть ВСТО?

 цена на нефть ВСТО

Универсальный англо-русский словарь. Академик.ру. 2011.

  • цена на нефть ESPO
  • цена франко-борт

Смотреть что такое "цена на нефть ВСТО" в других словарях:

  • Сорта нефти — (Oil grade) Описание сортов нефти, нахождение в природе Информация об описании сортов нефти, нахождение в природе Содержание Содержание 1. Названия 2. Краткое описание сортов Urals Siberian Light Sweet crude oil Light crude Saharan Blend Es… …   Энциклопедия инвестора

  • Нефтепровод — (Pipeline) Определение нефтепровода, история возникновения Определение нефтепровода, история возникновения, текущие проекты Содержание Содержание Определение История Первый российский Нефтепровод Баку — Батуми Нефтепровод Грозный —… …   Энциклопедия инвестора

  • Китайская Национальная Нефтегазовая корпорация — (CNPC) Китайская Национальная Нефтегазовая корпорация это одна из крупнейших нефтегазовых компаний мира Китайская Национальная Нефтегазовая корпорация занимается добычей нефти и газа, нефтехимическим производством, продажей нефтепродуктов,… …   Энциклопедия инвестора

  • ESPO — марка сибирской нефти, поставляемая по трубопроводу Восточная Сибирь Тихий океан (ВСТО). Цена нефти ESPO сейчас имеет привязку к эмиратскому сорту Dubai Crude, дисконт к цене которой на июль 2010 года, по данным Platts, составляет $0,4 1,4 за… …   Википедия

  • Ходорковский, Михаил Борисович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Ходорковский. Михаил Ходорковский …   Википедия

  • Лавров, Сергей — Министр иностранных дел РФ Министр иностранных дел России с 2004 года. Занимал этот пост в кабинетах Владимира Путина (с мая 2008 года), Виктора Зубкова (2007 2008 годы) и Михаила Фрадкова (2004 2007 годы). Ранее постоянный представитель РФ при… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

universal_en_ru.academic.ru

Новый маркерный сорт нефти ВСТО: быть или не быть?

Сохранение планов по созданию в 2014 году маркерного сорта нефти ВСТО – одна из главных новостей в нефтегазовом секторе страны начала текущего года. Минэнерго сообщило, что в данный период завершится ряд подготовительных мероприятий, направленных на формирование этого эталона и запустятся биржевые торги данным сортом. Замминистра энергетики Кирилл Молодцов подтвердил, что «по планам министерства цель состоит в том, чтобы сорт ВСТО, как брендовый параметр, был по всем нормативным документам реализован в нынешнем году».

Задача по продвижению этой нефти в качестве эталонной была поставлена министром энергетики Александром Новаком еще в начале 2013 года. В ходе совещания на российской товарной бирже СПбМТСБ ключевых моментов по данному вопросу было определено несколько. Они связаны с развитием биржевой торговли нефтью, формированием эталона ВСТО, продвижением на рынках стран АТР ценового индекса этого сорта. Задачи не из легких, но их реализация даст возможность нашему черному золоту быть независимым от котировок Brent, от которых сейчас рассчитывается цена на российскую нефть.

Чтобы понять каковы шансы положительного исхода в решении данной цели, рассмотрим ситуацию более подробно.

Необходимость разделения нефти по сортам стала очевидной еще в середине 20 века, когда выяснилось, что химический состав углеводородного сырья, добываемого из месторождений в разных частях планеты, тоже неодинаков.

Сорт нефти – это характеристики качественного состава данного ископаемого, которое добывается в разных месторождениях и отличается по однородности и составу: наличие примесей, содержание серы, содержание групп алканов. В чистом виде нефть не используется, чтобы приобрести товарный продукт она подвергается переработке, эффективность которой во многом зависит от плотности и серности черного золота. Они и являются основными показателями для деления.

Данное сырье, добываемое в различных регионах, может отличаться очень сильно. Чаще всего нефть описывают как черную, вязкую, маслянистую жидкость. Но это не всегда так. Ее цвет варьируется — от черного до светло-коричневого или вообще прозрачного. Что касается вязкости и температуры плавления, то тут предел различий тоже не маленький. Так, определенный сорт остается жидким даже в сибирский мороз, другой же может затвердевать и при летних температурах средней полосы.

По плотности нефть делят на легкую и тяжелую. Наибольшая стоимость у легких, светлых нефтепродуктов, таких как бензин и дизтопливо. Темные нефтяные продукты, такие как мазут или печное топливо чаще всего оцениваются дешевле, чем само сырое ископаемое. Перерабатывающие заводы стремятся к выработке больших объемов дорогостоящих светлых продуктов и по возможности сокращают выпуск темных. Когда черное золото поступает на завод, происходит его первичная перегонка, при которой этот углеводород разделяют на фракции, различающиеся по температуре кипения. Сорта с низкой плотностью, то есть легкая нефть, на выходе в процессе первичной перегонки образует больше светлых продуктов. Современные НПЗ используют  новейшее оборудование для того, чтобы получить большое количество качественных нефтепродуктов даже из тяжелых сортов, но это неизменно ведет к их удорожанию.

По содержанию серы черное золото можно разделить на сернистое и малосернистое. Количество соединений этого вещества в составе нефти может варьироваться от нескольких долей процента до нескольких процентов. Сорта, которые содержат 0,5% серы и меньше называют малосернистыми или сладкими, а с составом более 2,0 – 2,5% — высокосернистыми или кислыми. Сера наносит большой вред экологии, поэтому постоянно ужесточаются требования по ее содержанию в топливе. Совсем недавно этот показатель не должен был превышать 0,3 – 0,5%. Стандарт «Евро-5», действующий в Европе, сводит ограничения на содержание этого вещества в дизтопливе до 0,001%. Очистить топливо от серных соединений сложно и дорого, поэтому малосернистые сорта нефти ценятся больше.

Еще в середине 20 века появились названия марок нефти, которые были привязаны либо к большим месторождениям, либо определяли нефть, которая была добыта на различных участках, но поставлялась по одному трубопроводу. На тот момент это деление было достаточно условное. Ситуация изменилась во время нефтяного кризиса середины 80-х, когда резко возросла добыча государствами, не входящими в ОПЕК, и разрушилась главная система ценообразования. Это заставило стран-экспортеров задуматься о введении маркерных сортов, которые будут основой для расчетов стоимости черного золота. Биржевые котировки установлены только для эталонной нефти, потому что существующие в мире несколько десятков сортов не в состоянии торговаться на биржах. Цены на остальные сорта определяют с помощью дифференциала – дисконта или надбавки, которая обусловлена качественными различиями ископаемого углеводорода.

Так, маркерный сорт Brent выступает ориентиром для европейских рынков и стран ОПЕК, WTI (West Texas Intermediate) и Light Sweet  определяют цены на нефть в западном полушарии. Brent добывают в Северном море, ее плотность 38,6-39 градусов API, а сернистость не более 0,37%. Характеристики WTI не сильно отличаются – плотность 40 градусов, а содержание серы – 0,4-0,5%, ее разрабатывают на месторождениях Западного Техаса в США.

Всего в мире, как мы говорили, несколько десятков сортов нефти:  Dubai Crude (эмират Дубай), Arab Light (Саудовская Аравия),  Basra Light (Ирак), Bonny Light (Нигерия),  Es Sider (Ливия), Girassol (Ангола),  Iran Heavy (Иран),  Kuwait Export (Кувейт), Merey (Венесуэла),  Murban (ОАЭ) и др. Российскими марками нефти являются Urals, REBCО, Sokol, Siberian Light и ESPO(ВСТО).

Что касается российского маркера, то наша страна раньше уже предпринимала попытки по его созданию, но они не были успешными. Надежда была на сорт Urals – смесь тяжелой высоксернистой нефти, которая добывается на татарских и башкирских месторождениях и легкой, получаемой в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Этот продукт поставляется нашей страной на западные рынки. Плотность данного вида нефти – 32 градуса, а содержание серы – 1,2%. Эталоном ему помешала стать высокая сернистость и заинтересованность компаний, которые работают в Северном море, чтобы ценообразование происходило на основе марки Brent. Сегодня Urals продают с дисконтом по отношению к Brent.

У ESPO(ВСТО) есть определенные шансы на получение статуса маркерной нефти. Этот сорт поставляется по трубопроводу ВСТО и цена его сегодня привязана к эмиратскому Dubai Crude, но качество нашей нефти выше, чем у ближневосточной. Россия осуществляет ее поставки в азиатские страны, на запад США. Здесь ESPO конкурирует с сортом ANS, который добывают на Аляске.

Сорт ВСТО извлекается из месторождений Западной и Восточной Сибири в соотношении 50 на 50.  «По качеству восточносибирская нефть несколько лучше западносибирской, — говорит представитель ООО «Восток-нефтепровод», — во-первых, температура замерзания у нее значительно ниже. Восточносибирская кристаллизуется при минус 49 градусах, западносибирская уже при минус 23. Средняя же температура замерзания нефти сорта ВСТО колеблется в пределах 33-35 градусов ниже нуля, она получается после смешивания. Есть различия и по содержанию серы. А это ключевой показатель, снижение которого требует глубокой переработки сырья. В нефти с месторождений Западной Сибири содержится 0,59-0,6% серы, Восточной Сибири — 0,52-0,55%».

Россия поставляет ВСТО в основном в страны АТР. В 2013 году из спецнефтепорта «Козьмино» для экспортных целей отгрузили 10,6 млн. тонн нефти. Из них 5,7 % досталось США, 1% — Новой Зеландии, 35,5% — Японии, 23,6% — Китаю, 11,4% -Корее, 8,3% — Филиппинам, 6% — Сингапуру, оставшееся поделили Малайзия, Таиланд, Тайвань и Индонезия. Помимо этого, каждый год Россия отправляет Китаю 15 млн. тонн этой нефти по трубопроводу.

Нефтепорт «Козьмино» (Фото с nakhodka-city.ru)

Соответствующее качество сорта ВСТО – это только одна характеристика, которая работает в пользу утверждения данной нефти, как эталонной в странах АТР. Помимо этого важными аргументами здесь являются надежные поставки, большие поставляемые объемы и существование нескольких поставщиков.

У сорта ВСТО есть свои продавцы и покупатели,  контракты не имеют запретов на ее дальнейшую перепродажу. А для формирования эталона этот момент весьма благоприятен. Немаловажным положительным фактом является открытое проведение тендеров, все могут проследить, кем и по какой цене приобретается данная нефть. Наш сорт торгуется дороже, чем Dubai, что тоже является большим плюсом.

Несмотря на большие шансы сделать сорт ВСТО маркером, ситуация имеет и ряд сложностей. Во-первых, у нас до сих пор нет официальной биржевой цены на нефть. Во-вторых – еще нужно «распределить» высокосернистые сорта внутри нефтеперерабатывающих заводов. В – третьих, для получения статуса эталона нужно увеличить поставки. Обязательным при этом условии является объем поставок не менее 500 тыс. баррелей в сутки (25 млн. тонн в год). В 2013 году из Козьмино отправили 21 млн. тонн ВСТО.

Многие эксперты соглашаются с тем, что у нашего сорта есть большие возможности для получения статуса бенчмарки, но для этого нужно устранить все вышеперечисленные недостатки, при этом, другие производители не должны предложить лучших условий.

Сегодняшняя ситуация складывается таким образом, что растущие объемы добычи в Северном море приводят к снижению цен на марку Brent, соответственно, снижается и стоимость нашей нефти. Создание собственного эталона оградит Россию от ценовых манипуляций производителей маркерного сорта, от которого сейчас зависят продажи российского черного золота.

Еще по этой теме

Метки: ВСТО, легкая нефть, малосернистый сорт, маркерный сорт нефти, содержание серы, трубопровод ВСТО, тяжелая нефть, чёрное золото, эталонный сорт нефти

Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями:

novostienergetiki.ru

Цена прокачки нефти по ВСТО — $38,8 за тонну // Транспортировка и Хранение // Новости

Сетевой график строительства нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан планируется утвердить до конца 2005 г., сообщил на конференции "Экономика энергетических ресурсов России" заместитель директора департамента структурной инвестиционной политики Министерства промышленности и энергетики Александр Скоков. По его словам, после согласования сетевого графика со всеми заинтересованными ведомствами остался ряд вопросов со стороны нефтяных компаний, которые сейчас решаются в рабочем порядке.

Скоков также сообщил, что в настоящее время имеются заявки от нефтяных компаний Западной Сибири на прокачку нефти по трубопроводу. По данным ОАО "Транснефть", тариф на прокачку составит $38.8 за 1 т. Министр промышленности и энергетики Виктор Христенко 26 апреля 2005 г. подписал приказ "Об определении этапов строительства трубопроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан".

В документе говорится о принятии предложения АК "Транснефть" об этапах строительства трубопроводной системы ВСТО общей мощностью до 80 млн т нефти в год. В рамках этого проекта Минпромэнерго определило первый этап - строительство нефтепровода по маршруту от г.Тайшет (Иркутская область) до г.Сковородино (Амурская область) общей мощностью 30 млн т нефти в год.

АК "Транснефть" рекомендовано обеспечить завершение строительства первого этапа нефтепровода на Восток во втором полугодии 2008 г. Второй этап предусматривает строительство нефтепровода от г.Сковородино (Амурская область) до бухты Перевозная (Приморский край) общей мощностью 50 млн т нефти в год с обеспечением расширения пропускной способности нефтепроводной системы до г.Сковородино мощностью до 80 млн т нефти в год.

АК "Транснефть" при проектировании второго этапа предписано предусмотреть присоединение в районах г.Тайшет и г.Казачинское промысловых трубопроводов из месторождений Восточной Сибири. Минпромэнерго в начале ноября 2005 г. получило согласования сетевого графика проектирования и строительства трубопровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) от администраций субъектов и органов государственной власти и внесло согласованный документ в правительство РФ. Сетевой график подразумевает конкретные сроки согласования документов и выход на этап строительства, пишет РБК.

neftegaz.ru

Пост «Цена на нефть марки ВСТО поднялась на $3,50 за баррель — больше чем цена на нефть Dubai» в блоге Bream

В то время как большие танкеры полностью законтрактованы на поставки нефти, небольшие суда пользуются новой возможностью и перевозят рекордное количество нефти из России в Азию.

Суда Aframax перевозят нефть из российского порта Козьмино в Северную Азию за три дня по сравнению с периодом в целый месяц, который необходим супертанкерам для перевозки нефти из стран Ближнего Востока.

Сейчас небольшие суда перевозят рекордное количество нефти ВСТО или ESPO в Китай, Южную Корею и Японию. Рост спроса привел к тому, что цена на нефть ESPO выросла по сравнению с эталонной нефтью Dubai crude, по данным KBC Energy Economics.

Покупатели нефти на 30% чаще нанимают танкеры Aframax по сравнению со средними показателями прошлого года, что очень выгодно для их владельцев, таких как Mitsubishi Corp., Hin Leong Trading Ltd. и Sinokor Merchant Marine Co.

"Россия поставляет все больше нефти в Азию, при этом интерес к морским нефтехранилищам вырос, равно как и грузовые тарифы", - говорит аналитик из KBC.

Рост спроса на российскую нефть привел к тому, что цена на нефть марки ВСТО поднялась на $3,50 за баррель — больше чем цена на нефть Dubai, по данным агентства Bloomberg.

Всего 26 партий нефти ВСТО, или рекордные 615 тыс. баррелей в сутки, будут отправлены в марте согласно данным агентства Bloomberg. Это на 30% выше среднемесячной нормы в 20 партий в прошлом году.

Цена за аренду супертанкера, идущего из Персидского залива в Японию, выросла до 5-летнего максимума в $2,38 за баррель в декабре по сравнению с $1,34 в июне, до того как началось падение цен на нефть, по данным агентства Bloomberg. В среднем в этом году цена составила $2,20.

Vitol Group, Koch Industries Inc., Royal Dutch Shell Plc и Trafigura Beheer BV зафрахтовали танкеры, которые могут быть использованы для хранения нефти в море, на 1 год согласно отчетам судовых брокеров, включая Optima.

Всего 35 танкеров, которые способны хранить до 66 млн баррелей нефти, были зафрахтованы согласно трем отчетам, составленным агентством Bloomberg, по состоянию на 7 февраля. Более половины судов были полностью зафрахтованы на период от 6 месяцев до 2 лет.

Россия построила нефтепровод ВСТО, связывающий сибирский город Тайшет с портом Козьмино. По нему идет нефть, которая направляется в Азию, так как спрос со стороны традиционных рынков в Европе снизился. Первая погрузка состоялась в порту в 2009 г., а трубопровод был достроен в 2012 г.

"Азия — это единственный рынок, на котором отмечается рост спроса на нефть", - говорит аналитик из Samsung Futures Inc.

"Так как Россия и ОПЕК все больше смотрят в сторону Востока, между ними началась ценовая война, и мы увидим, как она будет все больше разворачиваться",- отмечает он.

В прошлом году Россия увеличила поставки нефти в Китай, Японию и Южную Корею на 25%, по официальным данным. Так как порт Козьмино находится в непосредственной близости от Азии, это является преимуществом России по сравнению с поставками нефти с Ближнего Востока, так как путь оттуда в страны Азии занимает в среднем месяц.

Многие аналитики соглашаются в том, что именно географическое преимущество играет ключевую роль в выборе поставщика среди азиатских клиентов.

Азиатские страны также заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве с Россией. С точки зрения международной политики, РФ является для них более надежным партнером, чем страны Персидского залива, имеющие прочные связи с США.

Кроме того, морские поставки из стран Ближнего Востока бывают нестабильными из-за погодных условий.

Кроме того, азиатским странам, безусловно, выгодна конкуренция среди поставщиков, позволяющая Китаю и другим добиваться лучших цен в контрактах. Учитывая замедление темпа роста экономик региона, более низкие цены на нефть придутся как нельзя вовремя.

Источник

bream.whotrades.com

Русская нефть как эталон. К запуску второй очереди нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий Океан.

Сегодня запускается вторая очередь нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий Океан (ВСТО-2). Напомним, что первая очередь (ВСТО-1) была запущена еще в 2009 году. В рамках ВСТО-1, то есть до настоящего времени, с помощью трубопровода нефть транспортировалась только до Сковородино (см. карту - с сайта «Транснефти), откуда до тихоокеанского побережья (порт Козьмино) нефть приходилось доставлять железнодорожным транспортом. Кроме того, от Сковородино было построено ответвление нефтепровода в Китай. На второй фазе проекта отрезок «Сковородино-Козьмино» стал трубопроводным, а первый участок «Тайшет-Сковородино» был расширен.

Так, после запуска ВСТО-1 мощность «первого» участка Тайшет-Сковородино составляла 30 млн тонн в год. Из них – 15 млн тонн уходило на китайское ответвление. Оставшиеся 15 млн тонн транспортировались по железной дороге в Козьмино. Теперь же мощность первого участка увеличится на 20 млн тонн в год (до 50 млн тонн в год). А по бывшему «железнодорожному» отрезку с помощью нового трубопровода можно экспортировать 30 млн тонн.

Таким образом, 30 млн тонн теперь могут транспортироваться с помощью нефтепровода на всем участке маршруте. Железнодорожные перевозки теоретически тоже могут задействованы (ведь мощность первого участка превышает мощность второго на 20 млн тонн, а в Китай уходят только 15 млн, - значит 5 млн тонн мощности в направлении побережья остаются).

Но вопросы, связанные с полной загрузкой – это, как минимум среднесрочная перспектива. Пока нефтепровод будет заполнен не полностью. В 2013 году планируется доставить на побережье всего 21 млн тонн, в том числе 3-4 млн тонн по железной дороге.

Подобная ситуация нормальна. Ясно, что такие проекты должны делаться с некоторым запасом. Основной расчет – на увеличение мощности Ванкорского месторождения, которое постепенно выходит на свой проектный уровень. Кроме того, к транспортировке по ВСТО подключаются и другие восточносибирские месторождения.

Расширение ВСТО – важный инструмент в диверсификации нефтяных поставок. Но дело не только в этом. Быть может, более существенно, что увеличение прокачки по нефтепроводу может сделать сорт российской нефти маркерным (эталонным). Цены на маркерный сорт определяются на основе биржевой торговли или стандартизованных внебиржевых сделках. То есть ценообразование на маркерные сорта независимо, в то время как для всех остальных сортов нефти цены определяются на основе дифференциалов к маркерным сортам.

Напомним, в настоящее время поставляемый по ВСТО сорт ESPO (East Siberia – Pacific Ocean) продается на основании ценовых дифференциалов к ближневосточному сорту Dubai. Который, как раз и является одним из основных маркеров на азиатском нефтяном рынке. Фактически, это положение дел отчасти эквивалентно ситуации на западном направлении, где российский Urals также продается на основании дифференциалов от котировок североморского сорта Brent. Для того, чтобы российский сорт ESPO стал маркерным должно быть выполнено несколько условий.

Во-первых, это стабильность поставок и стабильное качество нефти. Дополнительный плюс в пользу ESPO – в плане качества восточносибирская нефть выгодно отличается от Dubai – и по более низкому содержанию серы, и по плотности. И если при запуске ВСТО, когда импортеры были не уверены в качестве российского сорта, ESPO покупали с дисконтом к Dubai, то теперь наша восточная нефть устойчиво продается с премией.

Во-вторых, - это объем поставок. По оценкам участников рынка, чтобы сорт стал маркерным объем поставок должен быть не менее 50 млн тонн в год.

К слову сказать, той же Brent (а точнее корзины «BFOE» из четырех сортов, на основании которой сейчас идет формировании цены Brent) добывается всего 20 млн тонн в год. Но, у нас ситуация иная. Во-первых, формирование биржевой торговли нефтью Brent начиналось при больших объемах добычи. Кроме того, ESPO становится маркерным сортом не «с нуля», а в конкуренции с Dubai. Так, что предположение о необходимых 50 млн тонн не выглядит избыточным.

Пока как мы видим по трубе на побережье будет экспортировано всего 21 млн тонн. То есть здесь придется подождать. В то же время, со стороны самого нефтепровода проблем не будет. По мере увеличения добычи, мощность нефтепровода будет увеличиваться – но теперь уже путем роста числа компрессорных станций.

Правда, существует один фактор, который может снизить темпы роста экспортных объемов. Через несколько лет к ВСТО будут подсоединены дальневосточные НПЗ, которые заберут на себя часть нефти. Впрочем, развитие собственной нефтепереработки – это плюс, даже если это несколько отложит создание маркера на основе восточносибирской нефти.

На этом фоне, нарастить поставки по своему ответвлению от трубопровода хотел бы и Китай. С точки зрения недополученной прибыли здесь особых трудностей нет – цены привязаны к котировкам в Козьмино за вычетом транспортной составляющей. Однако, рост поставок в Китай снижает поставляемые на рынок объемы, что также затрудняет создание маркерного сорта ESPO. Поэтому, скорее всего расширения китайского направления в ближайшее годы не будет. В то же время, КНР и так может увеличить объем закупок – но уже в Козьмино на общих с другими покупателями (а в основном это Япония и Южная Корея) условиях.

Так или иначе, одновременно с наращиванием объема физических поставок необходимо формировать и развивать «торговую» часть вопроса – этот фактор не менее важный. На создание системы биржевой торговли и внебиржевых сделок, по словам экспертов, необходимо около пяти лет.

Зачем вообще нужно создание маркерного сорта? Во-первых, появление собственного эталона очевидно сделает невозможным ценовые манипуляции со стороны производителей и трейдеров маркерного сорта, к которому в настоящее время привязаны российские продажи. Строго говоря, та же проблема существует и на западном направлении. А, учитывая снижающие объемы добычи «старых» маркерных сортов, вопросы объективности этих ценовых котировок выходят на первый план.

Ну и конечно, это не только вопрос прямой выгоды, но и вопрос престижа и статуса. Ситуация, когда крупнейший мировой производитель нефти вынужден использовать чужие эталонные сорта, очевидно не нормальна.

www.odnako.org

Цена прокачки нефти по ВСТО - $38,8 за тонну RosInvest.Com

Среда, 30 ноября 2005 г.

Сетевой график строительства нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан планируется утвердить до конца 2005 г., сообщил на конференции "Экономика энергетических ресурсов России" заместитель директора департамента структурной инвестиционной политики Министерства промышленности и энергетики Александр Скоков. По его словам, после согласования сетевого графика со всеми заинтересованными ведомствами остался ряд вопросов со стороны нефтяных компаний, которые сейчас решаются в рабочем порядке. Скоков также сообщил, что в настоящее время имеются заявки от нефтяных компаний Западной Сибири на прокачку нефти по трубопроводу. По данным ОАО "Транснефть", тариф на прокачку составит $38.8 за 1 т. Министр промышленности и энергетики Виктор Христенко 26 апреля 2005 г. подписал приказ "Об определении этапов строительства трубопроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан". В документе говорится о принятии предложения АК "Транснефть" об этапах строительства трубопроводной системы ВСТО общей мощностью до 80 млн т нефти в год. В рамках этого проекта Минпромэнерго определило первый этап - строительство нефтепровода по маршруту от г.Тайшет (Иркутская область) до г.Сковородино (Амурская область) общей мощностью 30 млн т нефти в год. АК "Транснефть" рекомендовано обеспечить завершение строительства первого этапа нефтепровода на Восток во втором полугодии 2008 г. Второй этап предусматривает строительство нефтепровода от г.Сковородино (Амурская область) до бухты Перевозная (Приморский край) общей мощностью 50 млн т нефти в год с обеспечением расширения пропускной способности нефтепроводной системы до г.Сковородино мощностью до 80 млн т нефти в год. АК "Транснефть" при проектировании второго этапа предписано предусмотреть присоединение в районах г.Тайшет и г.Казачинское промысловых трубопроводов из месторождений Восточной Сибири. Минпромэнерго в начале ноября 2005 г. получило согласования сетевого графика проектирования и строительства трубопровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) от администраций субъектов и органов государственной власти и внесло согласованный документ в правительство РФ. Сетевой график подразумевает конкретные сроки согласования документов и выход на этап строительства, пишет РБК.

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Ещё новости по теме:

rosinvest.com