Загрязнение окружающей среды нефтепродуктами. Нефть загрязнение воздуха


Воздействие на атмосферный воздух при добыче и транспорте нефти и газа

Уровень загрязнения атмосферного воздуха при добыче и трубопроводном транспорте нефти и газа является важным показателем при экологической оценке территории. При этом необходимо учитывать источники выделения загрязняющих веществ в атмосферу, их количество и параметры, перечень загрязняющих веществ и их класс опасности, характер и пути воздействия на компоненты природной среды и человека.

Загрязняющие вещества, попадая в атмосферу, подхватываются воздушным потоком, переносятся на большие расстояния, участвуют в различных физических процессах и химических трансформациях. Процесс взаимодействия вредных веществ с атмосферой можно разбить на этапы:

  • выделение из источника и их начальное разбавление во время подъема в слои воздуха;
  • разбавление за счет турбулентной диффузии при переносе в районе распространения источника;
  • дальний перенос от источника в массе воздуха и разбавление воздушной массы за счет процессов турбулентной диффузии и эффектов ветрового сдвига между слоями воздуха, содержащими загрязнения;
  • реакции в атмосфере, приводящие к образованию вторичного загрязнения и увеличению концентрации загрязняющих веществ в атмосфере;
  • процессы выведения загрязнения из атмосферы, приводящие к ускорению образования осадков, химические реакции в облачных каплях и поступление загрязняющих веществ на поверхность Земли;
  • сухое выпадение, химические трансформации во время их переноса к поверхности Земли.

Различают два вида загрязнений атмосферного воздуха: химическое и физическое. Согласно ГОСТ 30772 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения»:

  • химическое — это загрязнение, формирующееся в результате изменения естественных химических свойств атмосферы или при поступлении в нее химических веществ, несвойственных ей, а также в концентрациях, превышающих фоновые (естественные) среднемноголетние колебания количеств каких-либо веществ для определенного периода времени;
  • физическое — это загрязнение среды, характеризующееся отклонениями от нормы ее температурно-энергетических, волновых, радиационных и других физических свойств.

Воздействие на атмосферный воздух при переработке и хранении нефти >

oblasti-ekologii.ru

Нефть загрязнение среды - Справочник химика 21

    Загрязнение атмосферы, воды и почвы оказывает негативное воздействие на условия обитания всего живого на Земле, ведет к нарушению экологического равновесия в природе и является важнейшей социально-экономической проблемой человечества. Основными потребителями ископаемого топлива, а следовательно, и главными источниками загрязнения воздушного бассейна являются энергетика, промышленные предприятия и транспорт. Развитие автомобильного транспорта, особенно интенсивное с 1950-х годов (в период появления дешевой нефти), резко изменило общую картину загрязнения окружающей среды. Если в середине 50-х годов преобладающая доля загрязнения воздушного бассейна приходилась на промышленные предприятия и бытовое использование топлива, то в настоящее время основные источники выбросов вредных веществ и их кон- [c.240]     Современные масштабы добычи, транспортировки и переработки нефти и газа, широкое использование продуктов их переработки в различных отраслях предопределяют появление массивных источников загрязнения окружающей среды. В плане воздействия на окружающую среду развитие этих отраслей промышленности имеет ряд особенностей, связанных с большими объемами добычи сернистых и высокосернистых газов, газовых конденсатов и нефтей, увеличением глубины переработки углеводородного сырья, высокой концентрацией объектов его добычи и переработки в отдельных регионах. [c.3]

    Рассмотрим теперь процессы биодеградации сложных смесей углеводородов и их производных в средах, загрязненных нефтью. Речь пойдет как о сточных водах нефтяной промышленности, так и о загрязнении нефтью окружающей среды. Источники таких загрязнений могут быть самые разнообразные промывка корабельных бункеров для горючего, аварии на танкерах в открытом море (основная причина нефтяных загрязнений окружающей среды), утечки, в нефтехранилищах и сброс-отработанных нефтепродуктов. [c.290]

    По условиям работы уплотнительных поверхностей краны можно разделить на три группы. К первой - относятся краны, работающие без всякой смазки. Это краны для химических производств и других процессов и установок, где не допускается даже малейшее загрязнение среды смазкой, а также краны для сред, в которых смазки быстро растворяются или разрушаются. Сюда относится также большое количество конструкций кранов, где осуществляется уплотнение металл по неметаллу , причем неметаллический материал обладает хорошими антифрикционными свойствами. Ко второй группе относятся краны, в которых уплотнительные поверхности покрываются тонким слоем смазки при сборке и профилактике. Это большинство кранов низкого давления массового применения - краны для воды, пара, нефтепродуктов, природного газа, воздуха и других сред. К третьей группе относятся краны со смазкой, где специальная смазка принудительно подается на уплотнительные поверхности в процессе работы. Это, главным образом, краны для нефте- и газопроводов высокого и среднего давления, а также для химической промышленности. [c.17]

    Очистные отделения для некоторых компонентов часто обладают серьезными недостатками. В частности, применение воздуха под давлением в узле осушки дизельных топлив приводит к увеличению потерь продукта выброс отработанного воздуха вызывает загрязнение среды. Кроме того, такая схема пожароопасна. В более поздних проектах выш,елачивание дизельного топлива было исключено, Оказалось, что при переработке нефтей восточных районов [c.157]

    Во-вторых, надо вспомнить морские купания. Дальше будет упомянуты случаи катастрофических нефтяных загрязнений великолепных пляжей во Франции, в Калифорнии. В-третьих, моря заселены несметным множеством живых существ (они-то и дали начало нефти) и среди них много полезных и важных для человека (рыбы, моллюски, ракообразные и др.). Нефтяное загрязнение воды, в которой они живут, наверное вредно для них. Но так ли это На этом вопросе следует остановиться подробнее, потому что он очень важен и не совсем ясен. [c.96]

    Давление насыщенных паров нефти и нефтепродуктов - один из важнейших показателей, характеризующих не только их качество, но и безопасность при транспортировании и переработке. Давление насыщенного пара является очень важным показателем для автомобильных и авиационных топлив, влияющим на запуск и прогрев двигателя и образование паровых пробок при работе двигателя при повышенных температурах и на больших высотах. Предельное максимальное давление насыщенного пара бензина устанавливается в некоторых регионах при проведении контроля загрязнения воздушной среды. Давление насыщенного пара используется также как показатель скорости испарения летучих нефтяных растворителей при подсчете потерь нефти и нефтепродуктов от испарения. [c.249]

    Решение проблем загрязнения окружающей среды обычно довольно сложно. Может показаться, что устранить каждую конкретную причину загрязнения очень просто—достаточно ликвидировать его источник однако подобные действия могли бы серьезно повлиять на социальное или экономическое благополучие отдельного региона или даже целой страны. Например, одна из основных причин загрязнения среды в современном обществе является прямым результатом потребления огромных количеств нефти однако было бы в высшей степени неудобно и сопряжено с чудовищными экономическими последствиями для современного образа жизни полностью прекратить добычу нефти. При решении проблем загрязнения окружающей среды нужно принимать во внимание множество различных факторов, и не последним из их числа является приемлемость каждого такого решения для тех людей, которых оно затрагивает. [c.504]

    В настоящее время промышленностью разработан и предложен целый ряд приборов, предназначенных для постоянного и периодического контроля за появлением на поверхности воды и грунта нефти и нефтепродуктов. Данные приборы могут быть использованы как сигнализаторы, осуществляющие визуальную или звуковую сигнализацию загрязнения среды, а также как передатчики аварийных сигналов по радиосвязи на центральные диспетчерские узлы. Вместе с тем данные приборы могут служить датчиками автоматизированных систем, осуществляющих включение и выключение стационарно-установленных нефтесборщиков на особо опасных участках, позволяя осуществлять максимально оперативное реагирование на аварийные разливы нефти. В данных приборах используют методы резистивного, емкостного, электромагнитно-абсорбционного, высокочастотного определения нефтяной пленки на поверхности воды. Минимальная толщина слоя нефтепродуктов, определяемая на поверхности водоемов, составляет 0,1 мм, при погрешности измерений до 20 %. Температурный режим (воздух) эксплуатации подобных приборов составляет от -40 до +85 С. [c.23]

    Многообразие перечисленных факторов, оказывающих влияние на количество выбросов и уровень загрязнения среды, приводит к тому, что практически нет заводов с одинаковыми показателями. Даже для заводов одного профиля, работающих на одних и тех ке нефтях, выбросы различаются между собой в десятки и даже сотни раз. Для возможной оценки средних удельных массовых выбросов нефтеперерабатывающими заводами отрасли, а также изменения уровня выбросов по мере наращивания темпов производства необходимо проанализировать по единой методике отчетные статистические данные о работе заводов за длительный промежуток времени. [c.15]

    С помощью НАА также было изучено влияние автомобильных выхлопных газов на загрязнение окружающей среды [372]. Совместное использование НАА и РФА позволило определить элементный состав твердых взвешенных частиц, выбрасываемых теплоэлектростанциями, работающими на различных видах топлива [373]. Найдено, что при употреблении дизельного топлива в атмосферу попадает 90% ванадия и никеля, а при сжигании нефти — 3% хрома и 2% натрия. Отметим работы [374, 375], посвященные НАА каменного угля, летучей угольной золы, пыли очистных сооружений и некоторых дериватов человеческого организма (волосы), проведенные с целью выяснения источников загрязнения среды и поступления токсичных элементов в человеческий организм. [c.93]

    Значительная часть действующих установок по основным процессам — первичной перегонке нефти, каталитическому и термическому крекингу, производству смазочных масел и ряду других — находится в эксплуатации свыше 20—30 лет. Единичная мощность этих установок в 2—6 раз меньше, расход энергетических ресурсов в 1,5—2,5 раза выше, а производительность труда в 1,5—4 раза ниже, чем на современных аналогичных отечественных установках. Особенно остро нуждается в обновлении общезаводское хозяйство нефтеперерабатывающих предприятий резервуарные парки, объекты электроснабжения, водоснабжения, канализации, очистные сооружения, доля которых составляет около 35% общих производственных фондов НПЗ. Так, из общего количества резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов не более 5% оборудованы плавающими крышами, что приводит к значительным потерям легких фракций и загрязнению окружающей среды. В целом неудовлетворительное техническое состояние оборудования и общезаводского хо- [c.255]

    В настоящее время проблема использования водорода приобрела особое значение. Энергетический кризис, проблема защиты окружающей среды от непрерывного и угрожающего загрязнения нефтью м продуктами сгорания органических топлив — все это стимулирует резкое возрастание интереса к водороду как экологически чистому горючему. Водород — основа химической технологии и энергетики будущего. [c.275]

    Значительно больше имеется информации о флуоресценции растворенных в морской воде органических веществ [490], спектр которой практически остается неизменным во всем Мировом океане. Причем было обнаружено, что интенсивность флуоресценции максимальна в прибрежной зоне и апвеллингах и минимальна в районах конвергенции. В зонах с высокопродуктивной биологической активностью отмечается максимальная интенсивность на поверхности, которая убывает с глубиной до некоторого значения, характерного для данного региона. Аналогичная картина наблюдается для флуоресценции органических загрязнений, среди которых наиболее распространенными и опасными веществами являются нефть и нефтепродукты, отходы промышленности и др. Однако для идентификации загрязнений необходимо знание интенсивности флуоресценции веществ естественного происхождения, так как спектры их свечения практически идентичны. [c.227]

    Однако увеличение количества эксплуатируемых дизелей требует незамедлительного решения двух проблем повышения интенсивности производства жидких топлив и снижения степени загрязнения среды обитания человека. Повышение интенсивности производства жидких топлив, связанное с разработкой дорогостоящих месторождений нефти и усложнением технологии ее переработки, приводит к постоянному росту стоимости нефтепродуктов. Для уменьшения степени загрязнения среды обитания ужесточаются требования к условиям эксплуатации потенциальных источников загрязнения. [c.80]

    Подземные резервуары в отложениях каменной соли и других устойчивых горных породах обеспечивают наиболее безопасное хранение газа, нефти, нефтепродуктов, иных промышленных продуктов и отходов, в том числе токсичных [29, 41]. Вероятность возникновения аварий и загрязнения среды при функционировании этих ПХ существенно ниже, чем стальных наземных и заглубленных резервуаров [38]. [c.7]

    Причин несоответствия между потреблением газа и открытием новых газовых месторождений много. Из-за ограничений цен на газ со стороны правительственных организаций, национализированных газораспределительных компаний и других монопольных покупателей поиски газовых месторождений в большинстве случаев занимали второе место после разведки нефти. Поступление попутного природного газа с нефтяных промыслов в настоящее время снижается в связи с совершенствованием техники. добычи, закачкой этого газа под землю для вторичной добычи нефти, а также значительной удаленностью большинства действующих нефтяных промыслов. Кроме того, установление низких цен на природный газ расширило круг его потребителей часто без учета его технических преимуществ над другими видами топлива. И, наконец, еще одна из причин широкого использования чистого газообразного топлива—соображения защиты окружающей среды от загрязнения и влияния промышленных отходов на экологию природы. На основании всех этих причин сначала США, а затем и больщинство европейских стран предсказали неизбежный дефицит природного газа, для преодоления которого потребуется либо резкое снижение его потребления, либо значительные усилия, направленные на нахождение дополнительных источников природного газа или разработку его заменителей. [c.16]

    Хотя устройства, превращающие один вид энергии в другой, несомненно, повысили потребительские свойства нефти и других видов топлива, некоторые из них породили и свои проблемы. Очень часто превращение энергии сопровождается загрязнением окружающей среды. В более общем виде это значит, что определенное количество энергии теряется на стадии превращения. Иначе говоря, эффективность превращения энергии никогда не бывает абсолютной, некоторое ее количество всегда пропадает, не совершая полезной работы. Например, рассмотрим потери в автомобиле, приняв, что в исходном бензине содержится 100 единиц энергии (рис. III. 16). [c.201]

    Процесс химизации нефтедобывающей промышленности отличается множественностью задач. Это — подготовка нефти, очистка пластовой воды, обработка призабойной зоны, защита оборудования от коррозии, защита от отложений неорганических солей, защита оборудования от отложений парафина и загрязнений, изоляция скважин, повыщение нефтеотдачи, подготовка воды для закачки в пласт, охрана окружающей среды и т. д. [c.259]

    Индивидуальность микроэлементного состава нефтей предложено использовать для выявления источников нефтяного загрязнения окружающей среды [873]. [c.159]

    Помимо применения в будущем так называе.мой водородной технологии мы видим целый ряд других путей разрешения проблемы чистых газов. Во-первых, к ним следует отнести использование в качестве источника тепловой энергии высокосернистых видов топлива (топливной нефти, угля) после удаления различными средствами из продуктов сгорания или технологических выбросов серы, что позволит исключить загрязнение окружающей среды во-вторых, возврат к потреблению низкокалорийных газов, в-третьих, применение метанола, производимого из иско- [c.216]

    Смазывающие свойства топлив и их компонентов. Противоизносные свойства реактивных топлив впервые были исследованы в Советском Союзе в связи с плохими смазывающими свойствами топлива широкого фракционного состава (Т-2), включающего бензино-лигроино-вые фракции. Ограничения на применение этого топлива в пользу более вязкого типа керосина не сняло эксплуатационных затруднений, так как очищенные топлива, в том числе наиболее перспективное, полученное гидроочисткой из сернистых нефтей, также имеют невысокие смазывающие свойства [4—7, 14—17]. Исследования по противоизносным свойствам реактивных топлив за рубежом ставили целью улучшение смазывающих свойств топлив как гидроочистки, так и широкого фракционного состава ЛР-4 [17—20]. В результате этих исследований установлено, что износ узлов и деталей топливоподающей аппаратуры происходит вследствие трения, абразивного воздействия топливной среды и явлений кавитации [14]. Он может быть настолько значительным, что нарушаются регулировочные параметры, уменьшаются производительность насоса и срок его службы [14]. Износ можно снизить, в частности, регулированием состава и свойств перекачиваемого топлива. При этом необходимо учитывать его смазывающие свойства (вязкость, наличие поверхностно-активных веществ), коррозионное воздействие и наличие или возможность образования твердых абразивных веществ (механических загрязнений, продуктов коррозии, осадков термического происхождения). [c.162]

    Загрязнение окружающей среды можно считать заболеванием экосистем, а биоремедиацию — лечением. Ее следует рассматривать и как профилактику многочисленных заболеваний человека, вызываемых загрязнением среды. По сравнению с другими методами очистки этот гораздо дешевле. При рассеянных загрязнениях (пестициды, нефть и нефтепродукты, тринитротолуол, которым загрязнены многочисленные полигоны и стрельбища) ему нет альтернативы. [c.121]

    Микробиологические загрязнения (бактерии, грибйи, пирогенные вещества) попадают в нефтяные масла тоже, как правило, из атмосферы. Микроорганизмы, для которых углеводороды нефти могут служить питательной средой, широко распространены в природе. В настоящее время известно более 100 видов таких микроорганизмов, содержащихся в почве, сточных водах, органических остатках растительного и животного происхождения и т. п. Попадая вместе с атмосферной пылью в масла, микроорганизмы начинают там размножаться. Росту микроорганизмов способствуют присутствие воды, воздуха и растворенных в воде минеральных солей, а также повышенная температура. Количество микробиологических загрязнений, способных образовываться в нефтяном масле, оценивают экспериментально по методике, предложенной в работе [6]. [c.13]

    В течение XX века нагрузка Р. на единицу площади сущи Земли увеличилась приблизительно в 10 раз (с 0,7 до 6 г/км ) и по состоянию на 1 января 1975 г. в атмосферу ежегодно поступает 0,5 тыс. т Р., что составляет 50 % того количества, которое выделяется в результате дегазации мантии Земли. Из производимого в мире количества металла (10—15 тыс. т) 70 % безвозвратно теряется, и только 15 % удается использовать вторично (Harris, Hohenebser). Источником загрязнения среды Р, служат процесс пирометаллургического получения металла и все процессы, в которых используется Р. сжигание любого органического топлива (уголь, торф, нефть, газ, древесина) металлургические производства, особенно цветная металлургия коксование угля, возгонка древесины, термические процессы с нерудными материалами. Потери Р. на предприятиях по производству хлора и каустической соды составляют около 1 г па тонну продукта, в металлургии 5—7 % общего объема производства Р. При производстве 1 т черновой меди в атмосферу выбрасывается 2,1 т пыли с содержанием до 4% Р- Электростанции мощностью 700 МВт, работающие на угле, ежедневно выбрасывают через дымовые трубы 2,5 кг Р. Выделяется Р. в атмосферу и при сжигании мусора. Одним из важных источников загрязнения Р. окружающей среды являются сточные воды. [c.173]

    Попадая в окружающую среду, углеводороды нефти оказывают угнетающее действие на локальные экологические системы губят живые организмы и существенно изменяют условия их обитания. Нефтяная пленка нарушает энерго-, тепло-, влаго- и газообмен загрязненной водной поверхности с атмосферой, изменяет цвет воды, pH, придает ей специфический вкус и запах, а главное - вызывает наругае-ние физиологической активности у гидробионтов. Обитатели морских и пресных водоемов, подвергаясь токсическому действию нефтепродуктов, обладают способностью аккумулировать их в своих тканях. Углеводороды могут затем по пищевым цепям передаваться в организм человека (например, канцерогенные полициклические компоненты нефти) и отрицательно воздействовать на его здоровье. [c.6]

    Важность проблемы привела к тому, чиго в последние 20 лет в переработке нефти все более прочное место начинают занимать гидрогенизационные процессы, позволяющие предотвратить загрязнение среды оксвдаш серн за счет превращения сернистых соединений нефтепродуктов в легко удаляемый сероводород. Сероводород утилизируют, превращая его в серную кислоту или элементную серу. В результате очищенные от серы нефтепродукты при сжигании оксн-Арв серн не образуют. [c.4]

    При бурении нефтяных и газовых скважин потребляется значительное количество природной воды, в результате чего образуются загрязненные стоки в виде буровых сточных вод. В сточные воды попадают различные химические реагенты, применяемые для регулирования структурно-механических и коллоиднохимических свойств буровых растворов. Некоторые из них токсичны и представляют опасность для природной среды. Это понизитель вязкости феррохромлигносульфонат, нитронпый реагент НР-5, смазывающая добавка, синтетические жирные кислоты, конденсированная сульфит-спиртовая барда и полиэти-лепоксид, применяемые как понизители водоотдачи и др. Некоторые реагенты (карбоксиметилцеллюлоза, гидролизованный полиакриламид и др.) представляют меньшую опасность. Основной загрязнитель буровых растворов — нефть. [c.193]

    Загрязнение нефтью природной среды вызывает резкие ответИые реакции во всех компонентах экосистемы, как в почве, так и в гидросфере. При Попадании нефти в гидросферу происходят глубокие, часто необратимые изменения ее химических, физических, микробиологических свойств и даже иногда перестройка всего гидросферного профиля. Это обстоятельство заставляет считать контроль за нефтяными загрязнениями и их ликвидацию не менее важными мероприятиями, чем ликвидация и контроль за другими токсичными загрязнителями. 375 [c.375]

    Биогенность септического ила в 100—1000 раз меньше аэробного активного ила, особенно в отношении бактерий, окисляющих химические загрязнения. Среди облигатных анаэробов преобладают гнилостные и сульфатредуцирзтощие бактерии, участие которых в окислении загрязнений выяснено недостаточно [И ]. Первоначально считалось [29], что сульфатредуцирующие бактерии способны использовать в качестве источника органического вещества различные соединения, в том числе углеводороды нефти, нелетучие жирные кислоты, спирты и др. Однако последующие исследования показали, [c.123]

    Внесение биопрепарата в загрязненный нефтью участок почвы или воды создает даже в предельно загрязненной среде высокую устойчивую активность углеводородокисляющих микроорганизмов, что позволяет в достаточно сжатые сроки полностью нейтрализовать нефтяное загрязнение. [c.45]

    Химические реагенты используют в основном на подготовительной стадии подземного ремонта скважины, т. е. перед проведением спускоподъемных операций или других видов работ. В процессе этих операций необходимо соблюдать условия по охране труда рабочего персонала, по защите окружающей среды от загрязнений и должны быть исключены потери нефти. Эти условия обеспечивают промывкой скважины, которую обычно совмещают с ее глущением. [c.33]

    В книге рассмотрены связи между интереснейшими природными веществами — водой и нефтью. Показана роль воды в образовании скоплений нефти, их сохранении и разрушении. В то же время и нефть оказывает влияние на состав и движение подземных вод, а это в свою очередь помогает искать ее скопления. Вода имеет большое значе- 1ие при добыче нефти, ее переработке и транспорте. Рассмотрено влияние нефти на окружающую нас водную среду, показаны масштабы загрязнения подземных н поверхностных вод, меры и способы борьбы с ним. Книга рас-счита 1а на широкий круг читателей. [c.4]

    В Уфимском государственном нефтяном техническом университете под руководством Д.Т.Н., проф. Ягафаровой Г Г. разрабатываются биотехнологические способы по очистке почвы и воды от нефтяных загрязнений, нефтешламов от углеводородов и сероорганических соединений, обезвреживанию отходов бурения, основанные на применении активных микроорганизмов-деструкторов этих соединений. Очистка буровых отходов осложняется их многокомпонентным составом, где кроме углеводородов нефти присутств5тот и органические полимеры (акриловые, производные целлюлозы, синтетические жирные кислоты и спирты). Поэтому эффективность применения микробиологических способов для очистки буровых отходов определяется целым рядо.м факторов правильным выбором микроорганизма-деструктора и оптима1Ьными условия.мя окружающей среды (наличия доступного углеродного и энергетического материала, степени минерализации и температурного фактора). [c.28]

    За носледние годы существенное влияние на направление технологического и аппаратурного оформления процессов нефтепереработки начинают оказывать такие факторы, как ассортимент химического сырья, вырабатываемого из нефти, и меры защиты от загрязнений окружающей среды. Наряду с заменой водяного охлаждения воздушным и многократным использованием оборотной воды путем тщательной очистки загрязненных заводских вод, большое внимание уделяется очистке выбросных заводских газов, загрязняющих атмосферу [16]. О масштабах загрязнения атмосферы можно судить по следующим данным. В атмосферу нашей планеты выбрасывается в течение года 20 млн. т смесей органических веществ [17], 21 млн. т окислов азота и более 100 млн. т окислов серы, причем 38% этих загрязнений приходится на долю США [18]. [c.14]

    Количественное определение микроэлементов в нефтях важно для решения ряда вопросов нефтеобразования и нефтенакопле-ния, для разработки возможных методов переработки и использования нефти с точки зрения загрязнения окружающей среды и токсичности таких элементов. Использование данных по концентрациям различных элементов в нефтях может быть, применено для классификации последних [263]. В целом количественное определение элементов в нефти принципиально не отличается от их определения в других объектах, если не считать некоторых [c.145]

    ЦИИ отработанных масел, объясняется не только поисками более рационального использования сырья, ио и необходимостью выполнять требования по охране окружающей среды от загрязнений. При ограниченных ресурсах собственных нефтей или объеме производства смазочных масел создание регенерационных установок и вторичное использование воссгановленных масел сокращают расходы на приобретение зарубежных сл азочных материалов. [c.406]

    Ущерб, наносимый коррозией, состоит не только в потере массы металла, но, главное, в ухудшении функциональных свойств (потребительской стоимости) металлоизделия, в снижении надежности металлоизделия и системы в целом. Потери, наносимые коррозией, в разви-тьк странах достигают 8-10 % национального дохода. Эта потери условно деляг на прямые (потери до 10 % ежегодно вьшлавляемого металла) и косвенные, во много раз превышающие прямые потери остановка производств, взрьшы, пожары, экологические бедствия (загрязнение окружающей среды), связанные с авариями на нефте- и газопроводах, разрушением резервуаров, коммуникаций, выходом из строя транспортных средств, наземных и подземных сооружений. [c.366]

chem21.info

НПЗ как источник загрязнения атмосферного воздуха

Нефтеперерабатывающая промышленность относится к отраслям производства, оказывающим заметное влияние на общее загрязнение природной Среды.

Все выбросы НПЗ можно разделить на массовые и немассовые.

К массовым выбросам относятся оксид углерода, диоксид серы, сероводород, оксиды азота, углеводороды, фенол, аммиак и другие. Массовые выбросы определяют санитарно-гигиеническое состояние Среды вокруг НПЗ.

Немассовые выбросы в большинстве случаев не вызывают загрязнения зон вокруг заводов выше допустимых концентраций. Исключение составляют дурнопахнущие вещества и некоторые химические соединения, способные накапливаться в замкнутых помещениях и на непроветриваемых площадках заводской территории.

Организованные выбросы

По характеру выбросы можно разделить на организованные и неорганизованные.

К организованным относятся выбросы, которые отводятся в атмосферу с помощью специальных сооружений: это дымовые трубы печей, заводские факелы, патрубки вентсистем и т.д.

Организованные выбросы характеризуются высокой концентрацией токсичных компонентов.

Неорганизованные выбросы

К неорганизованным выбросам относятся выбросы, которые невозможно объединить и отвести с помощью какого-либо сооружения. Например, утечки через неплотности в аппаратах и арматуре, испарения с поверхности сточных вод на очистных сооружениях, испарения нефтепродуктов из резервуаров и т.д.

Источники загрязнений НПЗ

Основными источниками загрязнения на НПЗ являются:

1. Резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов.

2. Сооружения по очистке сточных вод, градирни и нефтеотделители на блоках оборотной воды.

3. Трубы печей.

4. Технологические установки.

5. Факельные системы.

Среди загрязнений воздушной среды выбросами НПЗ (сероводород, сернистый газ, оксиды азота, оксиды углерода, углеводороды и другие вещества) - основными являются углеводороды и сернистый газ.

Самым крупным источником загрязнения атмосферы углеводородами являются заводские резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов при обычном атмосферном давлении.

В результате сжигания топлива в атмосферу выбрасываются такие вредные вещества, как оксид углерода, оксид и диоксид азота, диоксид серы, углеводороды, неорганическая пыль (зола), оксид ванадия, сажа.

Выбросы оксида углерода, углеводородов, сажи образуются при неполном сгорании топлива. На увеличение полноты сжигания топлива влияют:

- предварительное смешивание газообразного топлива с воздухом до поступления в топку;

- подогрев топлива и воздуха;

- распыление топлива;

- создание необходимого разрежения в топке;

- оборудование печей воздуходувками, дымососами;

- работоспособность глиберных узлов;

- постоянный состав топлива, недостатком образующихся на установках углеводородных газов, используемых в качестве топлива, является различный состав и переменная теплота сгорания, что вызывает необходимость постоянной регулировки соотношения топлива и воздуха;

- размеры и форма факела должны соответствовать топочному пространству;

- оборудование печей приборами контроля.

В процессе горения топлива происходит окисление азота воздуха и образование оксидов азота.

На образование оксидов азота влияют:

1. Размещение горелочных устройств, их взаимное расположение, взаимодействие факелов. При организации методов сжигания топлива в обособленных факелах наблюдается наименьший выброс оксидов азота, чем в топках со сливающимися формами.

2. Снижение температуры в зоне горения. Для этого используются:

- специальные горелочные устройства - низкотемпературные вихревые горелки;

- подача пара или воды в зону горения, что приводит к снижению температурного уровня в топке.

3. Уменьшение коэффициента избытка воздуха. Однако при малых значениях коэффициента избытка воздуха появляется опасность недожига топлива и повышенного выброса оксида углерода, сажи и углеводородов.

4. Рециркуляция дымовых газов. Способствует уменьшению выбросов оксидов азота.

5. Двух и трехступенчатое сжигание топлива. Для этого используются специальные горелочные устройства с послойной подачей воздуха.

На выбросы сернистого ангидрида влияет содержание сернистых соединений в топливе (серы в жидком топливе и сероводорода в топливном газе).

Для снижения выбросов SO2 необходим переход на топливо с более низким содержанием серы, очистка газообразного топлива от сероводорода.

Источниками выбросов углеводородов и сероводорода являются выхлопные трубы паровых эжекторов вакуумных блоков АВТ.

На установках АВТ - 7,8,9 для создания вакуума вместо паровых эжекторов используются вакуумно-гидроциркуляционные установки (ВГЦУ).

В качестве рабочей жидкости вместо пара используется дизельное топливо, которое циркулирует в системе. Из вакуумсоздающего устройства газожидкостная смесь поступает в сепаратор, после которого рабочая жидкость возвращается в систему.

Несконденсировавшиеся газы, содержащие углеводороды и сероводород отводятся для сжигания в печь.

Такая система позволяет сократить выбросы углеводородов и сероводорода, которые сжигаются в печи.

Открытые поверхности очистных сооружений- песколовок, нефтеловушек, аэротенков I и II ступени, вторичные и третичные отстойники, пруды - являются источниками загрязнения атмосферного углеводородами и сероводородом.

Нефтепродукты, поступающие с оборотной водой, испаряются в атмосферу на градирнях.

Каждая технологическая установка завода является также источником загрязнения атмосферы, в зависимости от процесса переработки (АВТ, гидроочистка, платформинги и т.д.) спектр загрязнений атмосферы может быть различным. Это углеводороды, оксид углерода, сероводород, оксиды азота и т.д.

Установки по производству масел и присадок являются источниками выделения в атмосферу аммиака, фенола, МЭК, толуола, N-метилпирролидона, углеводородов.

Пары нефтепродуктов выделяются в атмосферный воздух через неплотности оборудования, арматуры, фланцевых соединений, через сальниковые уплотнения насосов и компрессоров. При нормальной работе от одного насоса выделяется в час 1 кг газов и паров, от одного компрессора - 3 кг. Фактические выделения часто превышают эти цифры в 2-3 раза.

Факельные системы являются значительными источниками загрязнения атмосферы сернистым ангидридом, оксидом углерода и другими. На факельные установки направляются горючие газы из технологического оборудования и коммуникаций, ”сдувки” от предохранительных клапанов, в аварийных случаях, в период пуска и останова оборудования.

 
 

Вопросы к размышлению:

1. Какие источники выбросов в атмосферу считаются организованными?

2. Какие вредные вещества выделяются в атмосферу из резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов?

3. Основные источники потерь углеводородов в атмосферу?

 

pdnr.ru

Загрязнение атмосферного воздуха выбросами автомобильного транспорта

Автомобиль—этот «символ» XX в. в индустриальных стра­нах Запада, где слабо развит общественный транспорт, все чаще становится настоящим бедствием. Десятки миллионов личных автомашин заполнили улицы городов и автострады, то и дело возникают многокилометровые «пробки», без толку сжигается до­рогостоящее горючее, воздух отравляется ядовитыми выхлопны­ми газами. Во многих городах они превышают суммарные выбросы в атмосферу промышленных предприятий.

Суммарная мощность автомобильных двигателей в СССР зна­чительно превышает установленную мощность всех тепловых электростанций страны. Соответственно и горючего автомобили «съедают» гораздо больше, чем тепловые электростанции и если удастся повысить экономичность автомобильных двигателей хотя бы немного, это обернется миллионной экономией.

Автомобильные выхлопные газы — смесь примерно 200 ве­ществ. В них содержатся углеводороды—не сгоревшие или не полностью сгоревшие компоненты топлива, доля которых резко возрастает, если двигатель работает на малых оборотах или в мо­мент увеличения скорости на старте, т. е. во время заторов и у красного сигнала светофора. Именно в этот момент, когда нажи­мают на акселератор, выделяется больше всего несгоревших ча­стиц: примерно в 10 раз больше, чем при работе двигателя в нор­мальном режиме.

К несгоревшим газам относят и обычную окись углерода, обра­зующуюся в том или ином количестве повсюду, где что-то сжига­ют. В выхлопных газах двигателя, работающего на нормальном бензине и при нормальном режиме, содержится в среднем 2,7% оксида углерода. При снижении скорости эта доля увеличивается до 3,9%, а на малом ходу—до 6,9%.

Оксид углерода, углекислый газ и большинство других газо­вых выделений двигателей тяжелее воздуха, поэтому все они скап­ливаются у земли,

Оксид углерода соединяется с гемоглобином крови и мешает ему нести кислород в ткани организма.

В выхлопных газах содержатся также альдегиды, обладающие резким запахом и раздражающим действием. К ним относятся акролеины и формальдегид; последний обладает особенно сильным действием. В автомобильных выбросах содержатся также оксиды азота. Двуокись азота играет большую роль в образовании про­дуктов превращения углеводородов в атмосферном воздухе. В вы­хлопных газах присутствуют неразложившиеся углеводорода топлива. Среди них особое место занимают непредельные угле­водороды этиленового ряда, в частности гексен и пентен.

Из-за неполного сгорания топлива в двигателе автомашины часть углеводородов превращается в сажу, содержащую смоли­стые вещества. Особенно много сажи и смол образуется при тех­нической неисправности мотора и в моменты, когда водитель, форсируя работу двигателя, уменьшает соотношение воздуха и горю­чего, стремясь получить так называемую «богатую смесь». В этих случаях за машиной тянется видимый хвост дыма, который со­держит полициклические углеводороды и, в частности, бенз(а)-пирен.

В 1 л бензина может содержаться около 1 г тетраэтилсвинца, который разрушается и выбрасывается в виде соединений свин­ца. В выбросах дизельного транспорта свинец отсутствует. Тетра-этилсвинец используют в США с 1923 г. в качестве добавки к бензину. С этого времени выброс свинца в окружающую среду непрерывно возрастает. Годовое потребление свинца для бензина на душу населения составляет в США около 800 г. Близкое к токсическому уровню содержание свинца в организме наблюда­лось у дорожных полицейских и у тех, кто постоянно подвергает­ся воздействию выхлопных газов автомобилей. Исследованиями было, показано, что в организме голубей, живущих в Филадель­фии, содержится в 10 раз больше свинца, чем у голубей, живу­щих в сельской местности. Свинец—один из основных отравителей внешней среды; и поставляют его главным образом современ­ные двигатели с высокой степенью сжатия, выпускаемые автомо­бильной промышленностью.

Противоречия, из которых «соткан» автомобиль, пожалуй, ни в чем не выявляется так резко, как в деле защиты природы. С одной стороны, он облегчил нам жизнь, с другой—отравляет ее. В самом прямом и печальном смысле.

Один легковой автомобиль поглощает ежегодно из атмосфе­ры в среднем больше 4 т кислорода, выбрасывая с выхлопными газами примерно 800 кг окиси углерода, около 40 кг окислов азо­та и почти 200 кг различных углеводородов

www.tehnik.top

Загрязнение окружающей среды неф

 

 

Нефтепродукты

Нефтепродукты представляют собой смесь углеводородов, различающихся размером молекул. Также к нефтепродуктам относят отдельные химические вещества, которые могут быть получены при переработке нефти и сопутствующего газа. Среди нефтепродуктов выделяют виды топлива, такие как дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, бензин и керосин, а также некоторые другие вещества, которые могут использоваться в качестве топлива, растворители, смазочные материалы, сырье для химической промышленности. Продуктами нефтепереработки также являются асфальт, парафин, вазелин, гудрон, мазут и пластмассы. Нефтепродукты получают в процессе перегонки нефти, когда, в зависимости от температуры, от нефти отделяются молекулы углеводородов, имеющие определенный вес и размер, переходя в пар.

Источники загрязнения

Прежде чем изучать отдельные источники получения низко- и высокомолекулярных парафиновых углеводородов, остановимся на важнейших физических константах этих углеводородов.

Особенно важную роль играют эти источники получения газообразных парафинов в странах, где отсутствуют сколько-нибудь значительные нефтяные месторождения, но имеются большие запасы ископаемых углей и крупные гидрогенизационные установки. Так как эти условия существуют в Германии, необходимо несколько подробнее рассмотреть указанные процессы.

ФРГ. До 1953 года промышленность органического синтеза ФРГ базировалась почти исключительно на углехимии. Развитие производства синтетических материалов заставило западногерманскую химическую промышленность исследовать новые источники получения алифатических и ароматических соединений, которые уже не могли быть получены в достаточном количестве из углехимического сырья.

Образование насыщенных циклических углеводородов нефти протекало, видимо, двумя путями. Один из этих путей не сопровождался слишком глубокими преобразованиями молекул нефтематеринского вещества. В результате из органических соединений, содержащих функциональные, благодаря процессам перераспределения водорода, образовались насыщенные углеводороды, имеющие так называемый «реликтовый характер», т.е. образовались водороды, сохранившие характерные черты строения веществ. Действительно, источники получения таких родов, как холестан, лупан, фриделан, гаммацеран и т.д., достаточно сами по себе ясны, и химизм образования этих соединений особой сложности не представляет. Наиболее яркий реликтового происхождения нефтяных углеводородов отметить среди углеводородов алифатического ряда, где семейство алканов изопреноидного типа состава изготавливалось из непредельного спирта – фитола.

Результаты спектрального определения элементарного состава механических примесей, выделенных из различных бензинов, позволяют установить основные источники загрязнения бензинов.

Рассмотрим, какое влияние может оказать применение альтернативных топлив на содержание токсичных компонентов в отработавших газах автомобиля. При использовании синтетических жидких продуктов из угля, сланцев и природных битумов содержание вредных веществ в отработавших газах двигателя будет на уровне нефтяных аналогов. Экологические последствия применения топлив, как правило, оцениваются по удельным выбросам СО, и NO*. Однако для более объективной оценки этих топлив необходимо принимать во внимание все источники загрязнения окружающей среды, что в ряде случаев может изменить картину. Например, при использовании спиртовых топлив наряду со снижением выбросов СО и NO* отмечается повышенный выброс альдегидов и углеводородов.

Для уменьшения загрязнения нефтепродуктов продуктами коррозии все резервуары, трубопроводы и арматура складов и баз должны быть изготовлены из коррозионно-устойчивых материалов и иметь антикоррозионное покрытие. Для увеличения эффективности фильтрования и уменьшения загрязнения топлив и масел все резервуары должны быть оборудованы воздушными фильтрами на дыхательных устройствах, отстойниками и устройствами для слива воды и грязи, плавающими топливозаборниками и другой вспомогательной арматурой. Топлива в перспективной схеме целесообразно выдавать из расходных резервуаров закрытым способом через сепараторы для отделения нерастворенной воды и фильтры с тонкостью фильтрации 5 мкм. Дыхательные клапаны автотопливозаправщиков должны быть оборудованы воздушными фильтрами. Технику заправлять необходимо закрытым способом через фильтры с тонкостью фильтрации 5 мкм. Перспективная схема фильтрования должна быть применена в первую очередь для авиационных топлив, в дальнейшем ее необходимо распространить для бензинов, дизельных топлив и некоторых других продуктов.

Большое значение для предотвращения загрязнения нефтепродуктов имеет своевременная зачистка резервуаров, трубопроводов, цистерн, танкеров и других технических средств, поскольку она значительно повышает чистоту хранимых нефтепродуктов. Порядок зачистки резервуаров определен соответствующими инструкциями и руководствами. Резервуары зачищают в порядке планового обслуживания, а также при подготовке к ремонту и консервации, подготовке к заполнению нефтепродуктом более высокого сорта по сравнению с ранее хранившимся, после полного освобождения при наличии в них загрязненных остатков или продуктов коррозии. Работы по зачистке резервуаров выполняются бригадой из трех человек: оператора, шофера-моториста, кочегара-слесаря. К работам по зачистке резервуаров допускаются лица, сдавшие зачеты по правилам техники безопасности.

Особое внимание необходимо уделять предотвращению загрязнения нефтепродуктов при транспортировании танкерами.

При нагревании нефтепродуктов в резервуарах и при понижении атмосферного давления происходит расширение жидкой фазы и паровоздушной смеси и при определенном перепаде давления паровоздушная смесь выходит в атмосферу! В этом цикле загрязнения нефтепродуктов не происходит. Загрязнение пылью наблюдается при «вдохе» резервуара, когда температура продукта понизится или повысится атмосферное давление. В этом случае загрязненный воздух (если отсутствует фильтрация) поступает внутрь резервуара.

Нефтепродукты загрязняются в результате попадания пыли и грязи из атмосферы, плохой зачистки емкостей и других технических средств, в результате процессов коррозии и окисления. Следовательно, загрязнение топлив и масел можно уменьшить ограничением или устранением этих процессов. Для предотвращения загрязнения нефтепродуктов из атмосферы их прием, выдачу, перекачку необходимо вести таким образом, чтобы в резервуары попадал воздух, лишенный этих примесей. Больше всего воздуха.

Со времени получения до применения нефтепродукты многократно перекачиваются, перевозятся различными видами транспорта, иногда длительное время хранятся в различных условиях на складах, базах, автозаправочных станциях (АЗС). При хранении, транспортировании и перекачке нефтепродукты контактируют с внешней средой: воздухом, влагой и техническими средствами (резервуарами, насосами, трубопроводами и др.) – и неизбежно загрязняются.

Основные источники и причины загрязнения нефтепродуктов

При хранении нефти и тяжелых нефтепродуктов иногда применяют специальные методы, предотвращающие выпадение отложений на дно резервуара. Один из методов заключается в механическом перемешивании. Перемешивание осуществляют обычно пропеллерными, турбинными, винтовыми мешалками. Иногда, особенно за рубежом, применяют мешалки специальных типов. В процессе работы мешалки создается вихревой поток, взмучивающий накопившийся осадок. После длительной работы осадок распределяется равномерно по всему продукту, а затем удаляется вместе с ним. Для предотвращения образования осадков применяют и специальные размывочные машины, с помощью которых в процессе подачи размывается осадок на дне резервуаров. Для предотвращения выпадения на дно резервуаров осадков, парафина и смолистых веществ применяют специальные присадки, которые не позволяют коагулировать мелким частицам в более крупные. Но эти методы не решают принципиальной задачи предотвращения загрязнения нефтепродуктов. Присутствующие в нефти и тяжелых нефтепродуктах загрязнения остаются в их составе и следуют дальше по пути применения. Бесспорно, одними из самых эффективных физических методов предотвращения накопления загрязнений в нефтепродуктах являются фильтрация, центрифугирование и предварительный отстой. Химические методы предотвращения загрязнения нефтепродуктов сводятся к введению антиокислительных и антикоррозионных присадок, а также к подбору соответствующего химического состава, топлив и масел.

Загрязнения нефтепродуктов

Парафин низкотемпературной гидрогенизации. При каталитической гидрогенизации смолы швелевания бурых углей на стационарном сульфидном никель-вольфрамовом катализаторе под давлением водорода 300 ат происходит деструктивная гидрогенизация кислородных и сернистых компонентов смолы. При этом битумы, смолы и другие высокомолекулярные сернистые и кислородные соединения превращаются в углеводороды. Эти реакции необходимо проводить при более мягких температурных условиях, в противном случае, возможно, что в результате термического разложения асфальтены и смолы будут отлагаться на катализаторе еще до того, как произойдет их восстановительное разложение. Это создает опасность необратимого загрязнения катализатора и постепенного падения его активности.

Следует иметь в виду, что по мере углубления отбора солярового дестиллата при вакуумной перегонке мазута коксуемость дестиллата увеличивается; кроме того, в нем повышается концентрация соединений, понижающих активность катализатора. Загрязняя катализатор, эти металлы оказывают неблагоприятное влияние на его свойства. С увеличением загрязнения катализатора примесями уменьшается выход бензина, и повышаются выход кокса и количество водорода в газах крекинга.

При вакуумной перегонке мазутов и гудронов часть содержащих металл соединений сырья попадает в соляровый дистиллят. По мере накопления металлов на поверхности катализатора активность и избирательность его ухудшаются, выход бензина падает, а легких газов и кокса возрастает; плотность крекинг-газов при этом уменьшается из-за образования повышенных количеств водорода и метана. Поэтому нередко о степени загрязнения катализатора судят на основании анализов легкой, метан-водородной части крекинг-газов.

Молибденовые катализаторы, особенно переведенные в сульфидную форму, весьма активны в реакциях гидрогенолиза сернистых соединений. Катализатор загружают в реактор в окисной форме, которая переводится в сульфидную под действием сырья или циркулирующего газа. Поэтому активность первоначально возрастает, а затем стабилизируется. Скорость падения активности катализатора после достижения стабильного уровня определяется скоростью загрязнения катализатора. Последняя, в свою очередь, зависит от скорости полноты гидрирования коксообразующих компонентов, присутствующих в исходном сырье или образующихся из промежуточных продуктов реакции, особенно если процесс проводится в условиях, затрудняющих протекание реакций гидрирования.

Суммарный температурный коэффициент скорости реакции гидрирования положительный. С повышением температуры жесткость гидроочистки возрастает пропорционально, приводя к снижению содержания серы, азота, кислорода и металлов в очищенном потоке. Расход водорода увеличивается, иногда достигает максимума, а затем может снижаться вследствие протекания реакций дегидрирования. Однако при повышении температуры до области, в которой возможно протекание нерегулируемых реакций гидрокрекинга, расход водорода возрастает до чрезвычайно больших величин. Образование кокса на катализаторе обнаруживает отчетливую зависимость от температуры процесса. Поэтому температуру необходимо всегда поддерживать, возможно, низкой, насколько это совместимо с требуемым качеством продукта, чтобы свести до минимума скорость загрязнения катализатора. Если стремятся предотвратить интенсивное протекание гидрокрекинга, то температуру процесса поддерживают в пределах 260–415° С. В области температур 400–455° С реакции гидрокрекинга становятся преобладающими.

Высокая начальная гидрирующая активность большинства свежих катализаторов уменьшается по мере отработки катализатора и стабилизируется на приблизительно постоянном уровне. Но некоторые катализаторы в начальный период работы переходят в сульфидную форму, и активность их возрастает. Скорость падения активности после достижения стабильного уровня определяется скоростью загрязнения катализатора, которая в свою очередь зависит от полноты гидрирования коксообразующих компонентов. Эти коксообразующие компоненты могут присутствовать в исходном сырье или могут образоваться из промежуточных продуктов реакции, если процесс проводится в условиях, затрудняющих протекание гидрирования.

Почти любая нефтяная фракция, находящаяся при температуре крекинга в газообразном или жидком состоянии, может подвергаться воздействию катализаторов крекинга. Иногда с целью уменьшения содержания непредельных углеводородов и понижения молекулярного веса переработке подвергается даже бензин. Керосины, легкие и тяжелые газойли, кипящие в интервале температур 200–500°, являются обычным сырьем каталитического крекинга. На установках с псевдоожиженным или движущимся слоем катализатора иногда перерабатывают тяжелые нефтяные остатки, однако из-за высокого коксообразования и возможности загрязнения катализатора растворенными в остатке металлами такой процесс экономически маловыгоден.

Суммарный температурный коэффициент скорости реакции гидрирования положительный. С повышением температуры жесткость гидроочистки возрастает пропорционально, приводя к снижению содержания серы, азота, кислорода и металлов в очищенном потоке. Расход водорода увеличивается, иногда достигает максимума, а затем может снижаться вследствие протекания реакций дегидрирования. Однако при повышении температуры до области, в которой возможно протекание нерегулируемых реакций гидрокрекинга, расход водорода возрастает до чрезвычайно больших величин. Образование кокса на катализаторе обнаруживает отчетливую зависимость от температуры процесса. Поэтому температуру необходимо всегда поддерживать возможно, низкой, насколько это совместимо с требуемым качеством продукта, чтобы свести до минимума скорость загрязнения катализатора. Если стремятся предотвратить интенсивное протекание гидрокрекинга, то температуру процесса поддерживают в пределах 260–415° С. В области температур 400–455° С реакции гидрокрекинга становятся преобладающими.

Высокая начальная гидрирующая активность большинства свежих катализаторов уменьшается по мере отработки катализатора и стабилизируется на приблизительно постоянном уровне. Но некоторые катализаторы в начальный период работы переходят в сульфидную форму, и активность их возрастает. Скорость падения активности после достижения стабильного уровня определяется скоростью загрязнения катализатора, которая в свою очередь зависит от полноты гидрирования коксообразующих компонентов. Эти коксообразующие компоненты могут присутствовать в исходном сырье или могут образоваться из промежуточных продуктов реакции, если процесс проводится в условиях, затрудняющих протекание гидрирования.

По сравнению с почти постоянным выходом дебутанизированного бензина с концом кипения 204 °С имели место колебания выходов легкого и тяжелого бензинов. Однако это не является результатом загрязнения катализатора и последующего восстановления активности катализатора после регенерации.

Причины и источники загрязнения нефтепродуктов механическими примесями

Со времени получения до применения нефтепродукты многократно перекачиваются, перевозятся различными видами транспорта, иногда длительное время хранятся в различных условиях на складах, базах, автозаправочных станциях. При хранении, транспортировании и перекачке нефтепродукты контактируют с внешней средой: воздухом, влагой и техническими средствами – и неизбежно загрязняются.

Основные источники и причины загрязнения нефтепродуктов:

При нагревании нефтепродуктов в резервуарах и при понижении атмосферного давления происходит расширение жидкой фазы и паровоздушной смеси и при определенном перепаде давления паровоздушная смесь выходит в атмосферу! В этом цикле загрязнения нефтепродуктов не происходит. Загрязнение пылью наблюдается при «вдохе» резервуара, когда температура продукта понизится или повысится атмосферное давление. В этом случае загрязненный воздух поступает внутрь резервуара.

Предотвращение загрязнения нефтепродуктов

Нефтепродукты загрязняются в результате попадания пыли и грязи из атмосферы, плохой зачистки емкостей и других технических средств, в результате процессов коррозии и окисления. Следовательно, загрязнение топлив и масел можно уменьшить ограничением или устранением этих процессов. Для предотвращения загрязнения нефтепродуктов из атмосферы их прием, выдачу, перекачку необходимо вести таким образом, чтобы в резервуары попадал воздух, лишенный этих примесей. Больше всего воздуха

Особое внимание необходимо уделять предотвращению загрязнения нефтепродуктов при транспортировании танкерами.

Большое значение для предотвращения загрязнения нефтепродуктов имеет своевременная зачистка резервуаров, трубопроводов, цистерн, танкеров и других технических средств, поскольку она значительно повышает чистоту хранимых нефтепродуктов. Порядок зачистки резервуаров определен соответствующими инструкциями и руководствами. Резервуары зачищают в порядке планового обслуживания, а также при подготовке к ремонту и консервации, подготовке к заполнению нефтепродуктом более высокого сорта по сравнению с ранее хранившимся, после полного освобождения при наличии в них загрязненных остатков или продуктов коррозии. Работы по зачистке резервуаров выполняются бригадой из трех человек: оператора, шофера-моториста, кочегара-слесаря. К работам по зачистке резервуаров допускаются лица, сдавшие зачеты по правилам техники безопасности.

При хранении нефти и тяжелых нефтепродуктов иногда применяют специальные методы, предотвращающие выпадение отложений на дно резервуара. Один из методов заключается в механическом перемешивании. Перемешивание осуществляют обычно пропеллерными, турбинными, винтовыми мешалками. Иногда, особенно за рубежом, применяют мешалки специальных типов. В процессе работы мешалки создается вихревой поток, взмучивающий накопившийся осадок. После длительной работы осадок распределяется равномерно по всему продукту, а затем удаляется вместе с ним. Для предотвращения образования осадков применяют и специальные размывочные машины, с помощью которых в процессе подачи размывается осадок на дне резервуаров. Для предотвращения выпадения на дно резервуаров осадков, парафина и смолистых веществ применяют специальные присадки, которые не позволяют коагулировать мелким частицам в более крупные. Но эти методы не решают принципиальной задачи предотвращения загрязнения нефтепродуктов. Присутствующие в нефти и тяжелых нефтепродуктах загрязнения остаются в их составе и следуют дальше по пути применения. Бесспорно, одними из самых эффективных физических методов предотвращения накопления загрязнений в нефтепродуктах являются фильтрация, центрифугирование и предварительный отстой. Химические методы предотвращения загрязнения нефтепродуктов сводятся к введению антиокислительных и антикоррозионных присадок, а также к подбору соответствующего химического состава, топлив и масел.

Для уменьшения загрязнения нефтепродуктов продуктами коррозии все резервуары, трубопроводы и арматура складов и баз должны быть изготовлены из коррозионно-устойчивых материалов и иметь антикоррозионное покрытие. Для увеличения эффективности фильтрования и уменьшения загрязнения топлив и масел все резервуары должны быть оборудованы воздушными фильтрами на дыхательных устройствах, отстойниками и устройствами для слива воды и грязи, плавающими топливозаборниками и другой вспомогательной арматурой. Топлива в перспективной схеме целесообразно выдавать из расходных резервуаров закрытым способом через сепараторы для отделения нерастворенной воды и фильтры с тонкостью фильтрации 5 мкм. Дыхательные клапаны автотопливозаправщиков должны быть оборудованы воздушными фильтрами. Технику заправлять необходимо закрытым способом через фильтры с тонкостью фильтрации 5 мкм. Перспективная схема фильтрования должна быть применена в первую очередь для авиационных топлив, в дальнейшем ее необходимо распространить для бензинов, дизельных топлив и некоторых других продуктов.

 

 

biofile.ru