Добыча нефти на месторождении Кашаган. Нефти месторождения кашаган


Кашаган — Википедия

Кашага́н — крупное шельфовое нефтегазовое месторождение Казахстана, расположено в 80 км от города Атырау, в северной части Каспийского моря. Глубина шельфа составляет 3—7 м.

Месторождение открыто 30 июня 2000 года скважиной «Восток-1». Является одним из самых крупных месторождений в мире, открытых за последние 40 лет, а также крупнейшим нефтяным месторождением на море[прояснить].

Разработку месторождения ведёт международное совместное предприятие North Caspian Operating Company (NCOC) в соответствии с соглашением о разделе продукции по Северному Каспию от 18 ноября 1997 года (подробнее об участниках проекта см. ниже). Промышленная добыча на месторождении началась 11 сентября 2013 года.

Разработка месторождения ведётся с помощью искусственных островов.

Разработка месторождения ведётся в сложных условиях: шельфовая зона, неблагоприятное сочетание мелководных условий и ледообразования (около 5 месяцев в году), экочувствительная зона, большие глубины залегания месторождения (до 4800 м), высокое пластовое давление (80 МПа), высокое содержание сероводорода (до 19 %)[1].

Нефтегазоносность связана с пермским, каменноугольными и девонским отложениями. Месторождение характеризуется как рифогенное, когда углеводороды находятся под солевым куполом (высота соляного купола 1,5—2 км). Относится к Прикаспийской нефтегазоносной провинции.

Месторождение было обнаружено в год празднования 150-летия известного мангыстауского поэта-жырау XIX века — Кашагана Куржиманулы. Как и многие тюркские имена в казахском языке, слово қашаған имеет перевод и означает черту характера — «норовистый, неуловимый».

По мнению экспертов, в условиях резкого снижения мировых цен на нефть в 2014-2015 гг., проект утратил инвестиционную привлекательность[2] (См. ниже).

История разработки месторождения

Кашаган, как высокоамплитудное, рифогенное поднятие в подсолевом палеозойском комплексе Северного Каспия было обнаружено поисковыми сейсмическими работами советскими геофизиками в период 1988—1991 годы на морском продолжении Каратон-Тенгизской зоны поднятий.

Впоследствии оно было подтверждено исследованиями западных геофизических компаний, работавших по заказу правительства Казахстана. Первоначально выделенные в его составе 3 массива Кашаган, Кероглы и Нубар в период 1995—1999 годы получили названия Кашаган Восточный, Западный и Юго-Западный соответственно.

Активное участие в разработке и строительстве данного проекта принимала ТОО "Future Development". Компания разрабатывала методы быстрой доставки строительных материалов и добывающей аппаратуры на месторождение.

Месторождение характеризуется высоким пластовым давлением до 850 атмосфер. Нефть высококачественная — 46° API, но с высоким газовым фактором, содержанием сероводорода и меркаптанoв.

О Кашагане было объявлено летом 2000 года по результатам бурения первой скважины Восток-1 (Восточный Кашаган-1). Её суточный дебит составил 600 м³ нефти и 200 тыс. м³ газа. Вторая скважина (Запад-1) была пробурена на Западном Кашагане в мае 2001 года в 40 км от первой. Она показала суточный дебит в 540 м³ нефти и 215 тыс. м³ газа.

Для освоения и оценки Кашагана построено 2 искусственных острова, пробурено 6 разведочно-оценочных скважин (Восток-1, Восток-2, Восток-3, Восток-4, Восток-5, Запад-1).

Видео по теме

Запасы Кашагана

Запасы нефти Кашагана колеблются в широких пределах от 1,5 до 10,5 млрд тонн. Из них на Восточный приходится от 1,1 до 8 млрд тонн, на Западный — до 2,5 млрд тонн и на Юго-Западный — 150 млн тонн.

Геологические запасы Кашагана оцениваются в 4,8 млрд тонн нефти по данным казахстанских геологов.[3]

По данным оператора проекта общие нефтяные запасы составляют 38 млрд баррелей или 6 млрд тонн, из них извлекаемые — около 10 млрд баррелей. В Кашагане есть крупные запасы природного газа, более 1 трлн м³.[4]

Участники Северо-Каспийского проекта

Месторождение Кашаган входит в Северо-Каспийский проект и разрабатывает совместная операционная компания North Caspian Operating Company (NCOC) в форме соглашения о разделе продукции по Северному Каспию.

В неё входят: AgipCaspian Sea B.V. (16,807 %) (оператор проекта), KMG Kashagan B.V. (16,877 %), французская Total EP Kazakhstan (16,807%), американская ExxonMobil Kazakhstan Inc. (16,807 %), англо-голландская Shell Kazakhstan Development B.V. (16,807 %), китайская CNPC — 8,333 %, японская Inpex — 7,563 %.

Добыча нефти

Казахстанское правительство и международный консорциум по разработке Северо-Каспийского проекта (включая месторождение Кашаган) согласовали перенос начала добычи нефти с 2011 года на сентябрь 2016 года.[обновить данные]

В 2008 году для освоения Кашагана между Республикой Казахстан и участниками Северо-Каспийского консорциума подписан договор, согласно которому North Caspian Operating Company стала оператором работ в рамках Соглашения о разделе продукции по Северному Каспию. Производственные операции были поделены между участниками следующим образом: Eni отвечает за реализацию Этапа I (опытно-промышленная разработка, включая бурение), строительство объектов наземного комплекса на Этапе II; Royal Dutch Shell отвечает за планирование, работы по освоению и строительство морских объектов Этапа II; ExxonMobil — за выполнение буровых работ на Этапе II; «Казмунайгаз» и Royal Dutch Shell будет управлять эксплуатацией производства на всех последующих этапах.

Промышленная добыча на месторождении Кашаган началась 11 сентября 2013 года.

Добыча нефти на Кашагане была приостановлена в конце 2013 года из-за возникшей утечки газа на одном из трубопроводов[5].

В рамках 1-го этапа разработки месторождения добычи нефти должна составить 25 млн тонн в год. Казахстан войдёт в топ-10 нефтедобытчиков в мире с суммарной добычей нефти более 100 млн тонн. В рамках 2-го этапа разработки добыча должна составить 50 млн тонн в год, пиковая добыча должна составить 75 млн тонн в год, Казахстан войдёт в топ-5 нефтедобытчиков в мире.

В целях повышения нефтеотдачи и уменьшения содержания h3S консорциум готовится задействовать несколько сухопутных и морских установок в Карабатане для закачки природного газа в продуктивный пласт, будет построен нефтепровод и газопровод с Карабатаном.

Добыча нефти в 2016 году на месторождении Кашаган составила 1,2 млн. тонн.

Добыча нефти в 2017 году на месторождении Кашаган составила 8,35 млн. тонн.[6]

В 2018 году ожидают добычу нефти на месторождении Кашаган примерно 10,8 млн. тонн.

Производственные объекты для освоения Северо-Каспийского проекта

В освоении месторождения Кашаган будут использоваться искусственные производственные острова: небольшие «буровые» острова без персонала и большие «острова с технологическими комплексами» с обслуживающим персоналом (остров Д).

Добытые углеводороды будут перекачиваться по трубопроводам с буровых островов на производственный остров Д. На острове Д будут находиться технологические установки для извлечения жидкой фазы (нефти и воды) из сырого газа и установки для закачки газа.

На Этапе I примерно половина всего объёма добытого газа будет закачиваться обратно в пласт. Извлечённые флюиды и сырой газ будут подаваться по морскому трубопроводу на Карабатан, где планируется осуществлять подготовку нефти до товарного качества.

Экология

24 сентября 2013 года недалеко от установки комплексной переработки нефти и газа (наземный комплекс завода "Болашак") вследствие разрыва газопровода произошла утечка сероводорода (попутно-пластовый газ). В результате аварии остаточный газ был направлен и сожжен на факельных установках наземного и морского комплексов месторождения Кашаган. В результате Департаментом экологии по Атырауской области компании NCOC направлено предписание о возмещении ущерба на 134,2 миллиарда тенге, нанесенного в результате загрязнения атмосферного воздуха выбросами загрязняющих веществ, возникшего вследствие сжигания кислого газа на факельных установках перерабатывающих комплексов. Согласно акту о результатах проверки, общий объем сверхнормативно сожженного кислого (сырого) газа составил 2 миллиона 795,149 тысячи кубометров. NCOC и Agip KCO оспаривали в судах законность предписания Атырауского областного департамента экологии о возмещении экологического ущерба, но суд оставил в силе решение о штрафе в 134 миллиарда тенге[7]. По факту было выплачено всего 222 млн тенге, а также несколько административных штрафов в результате разнообразных начислений на общую сумму свыше 10 млрд тенге. Затем в 13 декабря 2014 года было подписано соглашение между Министерством энергетики Республики Казахстан, NCOC и участниками СРПСК по которому были урегулированы ряд производственных, финансовых и экологических вопросов, возникавших на протяжении последних нескольких лет. По соглашению штрафы в общей сумме 10 млрд 287 млн тенге, уже выплаченные консорциумом за последствия сентябрьской аварии 2013 года, были зачтены казахстанской стороной как «полное возмещение экологического ущерба в связи с любыми случаями сжигания газа на факелах и связанных с этим выбросов в период с 11.12.2012 по 28.01.2014»[8]. Также, министерство энергетики РК обязалось консультироваться с NCOC по поводу возможных изменений в законодательстве, касающихся сжигания газа и выбросов – «учитывая особые экологические условия Каспийского моря и различия между регулятивными базами республики и других стран». В свою очередь консорциум согласился профинансировать всемирную выставку EXPO-2017 на 50 млн долларов[9].

Проблемы

Лондонская Times высказывает мнение об ошибочности прогнозов, связанных с разработкой месторождения:

Кашаганское месторождение неожиданно превратилось в самую дорогостоящую «черную дыру» в истории нефтедобывающей отрасли.

Причинами неудачи газета называет сложные климатические условия разработки и падение мировых цен на нефть. За 15 лет Total, Eni, ExxonMobil и China National Petroleum Corp. вложили в месторождение суммарно около 50 млрд долларов США. Если при ценах выше 100 долларов за баррель проект был рентабельным, то падение цен в 2014 году кардинально поменяло ситуацию. По мнению издания, в новых условиях Кашаган потерял инвестиционную привлекательность[2][10].

Примечания

  1. ↑ Johnston Daniel. Chapter 12. Kashagan and Tengiz — Castor and Pollux // International exploration economics, risk, and contract analysis. — Tulsa, Oklahoma: PennWell Corporation, 2003. — P. 201—203. — 416 p. — ISBN 978-0-87814-887-5.
  2. ↑ 1 2 «Колоссальная ошибка», Би-Би-Си, 21.09.2015
  3. ↑ http://www.kmg.kz/index.cfm?tid=24
  4. ↑ Казахстан/KIOGE Архивная копия от 31 января 2009 на Wayback Machine
  5. ↑ Кашаганская нефть. Вопросы, вопросы… Токтамыс Мендебаев, Oil&Gas Journal Russia, Сентябрь 2014
  6. ↑ https://informburo.kz/amp/novosti/rezko-upavshiy-obyom-dobychi-nefti-na-kashagane-vosstanovyat-uzhe-v-aprele.html
  7. ↑ NCOC и Agip не удалось оспорить штраф за аварию на Кашагане. «Tengrinews.kz». Проверено 18 февраля 2014. Архивировано 18 февраля 2015 года.
  8. ↑ Многомиллиардный штраф за аварию на Кашагане "простили" в обмен на инвестиции в EXPO. «Nur.kz». Проверено 18 февраля 2014. Архивировано 18 февраля 2015 года.
  9. ↑ Казахстан фактически «списал» NCOC многомиллиардный экологический штраф. «Zakon.kz». Проверено 18 февраля 2014. Архивировано 18 февраля 2015 года.
  10. ↑ Иностранные инвесторы нашли Кашагану созвучное название Кэшолгон (от англ. Cash-All-Gone — все деньги пропали) («Колоссальная ошибка», Би-Би-Си, 21.09.2015)

Литература

  • Глумов И. Ф., Маловицкий Я. П., Новиков А. А., Сенин Б. В. Региональная геология и нефтегазоносность Каспийского моря. — М.: ООО «Недра-Бизнесцентр», 2004.

Ссылки

wikipedia.green

Сколько нефти Казахстан ожидает от месторождения Кашаган

Власти Казахстана ожидают получить от 500 тысяч до одного миллиона тонн нефти с месторождения Кашаган по итогам этого года, сообщил министр энергетики РК Канат Бозумбаев, передает Sputnik Казахстан.

«Можно считать, что месторождение Кашаган запущено. Мы анонсировали 23-го числа, но получилось что месторождение запущено раньше, экспортная нефть пошла в первой половине октября», — рассказал Бозумбаев журналистам в кулуарах пленарного заседания сената парламента.

 

По его словам, сейчас идет процесс наладки, в целом нефть «достаточно стабильно» поступает в нефтепроводы Каспийского трубопроводного консорциума и «КазТрансОйл».

 

«Больших проблем каких-то мы не видим. Есть конечно технические моменты, но они всегда есть при запуске таких больших месторождений», — заметил глава Минэнерго.

 

По итогам этого года министерство ожидает получить с Кашагана минимум 500 тысяч тонн нефти. При благоприятном сценарии добыча составит 1 миллион тонн, что для первого этапа является хорошим показателем, отметил Бозумбаев. «На следующий год мы закладываем от 4 до 7 миллионов тонн — все зависит от того, как скважины себя ведут, как оборудование себя ведет», — добавил он.

 

По мнению министра, можно ожидать, что в будущем еще состоится торжественный запуск месторождения.

 

Бозумбаев также проинформировал, что Казахстан примет участие в технической встрече стран, не являющихся членами ОПЕК, которая состоится в конце октября в Вене. Ранее ОПЕК направила приглашение 12 странам, не входящим в организацию.

 

По словам Бозумбаева, Астана поддерживает процесс переговоров по нефти. «Экономика Казахстана чувствительна к ценам на нефть, поэтому мы этот процесс поддерживаем. С учетом той ситуации, которая в отрасли складывается, сейчас анализируем для себя, чтобы понять, чем мы как нефтедобывающая страна можем быть полезны нефтяному мировому сообществу для повышения цен», — заключил Бозумбаев. Ранее ОПЕК на неформальной встрече в Алжире в сентябре согласовала ограничение добычи в диапазоне 32,5-33 миллиона баррелей нефти в сутки, однако пока нет договоренностей по конкретным лимитам для каждой из стран организации. Окончательное решение должно быть принято на официальной встрече ОПЕК, которая пройдет 30 ноября в Вене. Организация рассчитывает на присоединение к мерам по стабилизации рынка ряда других нефтедобывающих стран.

wfin.kz

Сколько нефти Казахстан ожидает от месторождения Кашаган

Власти Казахстана ожидают получить от 500 тысяч до одного миллиона тонн нефти с месторождения Кашаган по итогам этого года, сообщил министр энергетики РК Канат Бозумбаев, передает Sputnik Казахстан.

«Можно считать, что месторождение Кашаган запущено. Мы анонсировали 23-го числа, но получилось что месторождение запущено раньше, экспортная нефть пошла в первой половине октября», — рассказал Бозумбаев журналистам в кулуарах пленарного заседания сената парламента.

 

По его словам, сейчас идет процесс наладки, в целом нефть «достаточно стабильно» поступает в нефтепроводы Каспийского трубопроводного консорциума и «КазТрансОйл».

 

«Больших проблем каких-то мы не видим. Есть конечно технические моменты, но они всегда есть при запуске таких больших месторождений», — заметил глава Минэнерго.

 

По итогам этого года министерство ожидает получить с Кашагана минимум 500 тысяч тонн нефти. При благоприятном сценарии добыча составит 1 миллион тонн, что для первого этапа является хорошим показателем, отметил Бозумбаев. «На следующий год мы закладываем от 4 до 7 миллионов тонн — все зависит от того, как скважины себя ведут, как оборудование себя ведет», — добавил он.

 

По мнению министра, можно ожидать, что в будущем еще состоится торжественный запуск месторождения.

 

Бозумбаев также проинформировал, что Казахстан примет участие в технической встрече стран, не являющихся членами ОПЕК, которая состоится в конце октября в Вене. Ранее ОПЕК направила приглашение 12 странам, не входящим в организацию.

 

По словам Бозумбаева, Астана поддерживает процесс переговоров по нефти. «Экономика Казахстана чувствительна к ценам на нефть, поэтому мы этот процесс поддерживаем. С учетом той ситуации, которая в отрасли складывается, сейчас анализируем для себя, чтобы понять, чем мы как нефтедобывающая страна можем быть полезны нефтяному мировому сообществу для повышения цен», — заключил Бозумбаев. Ранее ОПЕК на неформальной встрече в Алжире в сентябре согласовала ограничение добычи в диапазоне 32,5-33 миллиона баррелей нефти в сутки, однако пока нет договоренностей по конкретным лимитам для каждой из стран организации. Окончательное решение должно быть принято на официальной встрече ОПЕК, которая пройдет 30 ноября в Вене. Организация рассчитывает на присоединение к мерам по стабилизации рынка ряда других нефтедобывающих стран.

wfin.kz

Сколько нефти Казахстан ожидает от месторождения Кашаган

Нефть с крупнейшего месторождения Кашаган стабильно поступает в нефтепроводы, что позволяет властям прогнозировать объем до 1 миллиона тонн по итогам года.

Власти Казахстана ожидают получить от 500 тысяч до одного миллиона тонн нефти с месторождения Кашаган по итогам этого года, сообщил министр энергетики РК Канат Бозумбаев.

"Можно считать, что месторождение Кашаган запущено. Мы анонсировали 23-го числа, но получилось что месторождение запущено раньше, экспортная нефть пошла в первой половине октября", — рассказал Бозумбаев журналистам в кулуарах пленарного заседания сената парламента.

По его словам, сейчас идет процесс наладки, в целом нефть "достаточно стабильно" поступает в нефтепроводы Каспийского трубопроводного консорциума и "КазТрансОйл".

"Больших проблем каких-то мы не видим. Есть конечно технические моменты, но они всегда есть при запуске таких больших месторождений", — заметил глава Минэнерго.

По итогам этого года министерство ожидает получить с Кашагана минимум 500 тысяч тонн нефти. При благоприятном сценарии добыча составит 1 миллион тонн, что для первого этапа является хорошим показателем, отметил Бозумбаев.

"На следующий год мы закладываем от 4 до 7 миллионов тонн — все зависит от того, как скважины себя ведут, как оборудование себя ведет", — добавил он.

По мнению министра, можно ожидать, что в будущем еще состоится торжественный запуск месторождения.

Бозумбаев также проинформировал, что Казахстан примет участие в технической встрече стран, не являющихся членами ОПЕК, которая состоится в конце октября в Вене. Ранее ОПЕК направила приглашение 12 странам, не входящим в организацию.

По словам Бозумбаева, Астана поддерживает процесс переговоров по нефти.

"Экономика Казахстана чувствительна к ценам на нефть, поэтому мы этот процесс поддерживаем. С учетом той ситуации, которая в отрасли складывается, сейчас анализируем для себя, чтобы понять, чем мы как нефтедобывающая страна можем быть полезны нефтяному мировому сообществу для повышения цен", — заключил Бозумбаев.

Ранее ОПЕК на неформальной встрече в Алжире в сентябре согласовала ограничение добычи в диапазоне 32,5-33 миллиона баррелей нефти в сутки, однако пока нет договоренностей по конкретным лимитам для каждой из стран организации. Окончательное решение должно быть принято на официальной встрече ОПЕК, которая пройдет 30 ноября в Вене.

Организация рассчитывает на присоединение к мерам по стабилизации рынка ряда других нефтедобывающих стран.

 

Read more: http://ru.sputniknews.kz/economy/20161027/898110/skolko-nefti-kazahstan-...

press-unity.com

Кашаган — Казахстанская Энциклопедия

Шаблон:Нефтяное месторождение Кашага́н — крупное шельфовое нефтегазовое месторождение Казахстана, расположено в 80 км от города Атырау, в северной части Каспийского моря. Глубина шельфа составляет 3—7 м.

Месторождение открыто 30 июня 2000 года скважиной «Восток-1». Является одним из самых крупных месторождений в мире, открытых за последние 40 лет, а также крупнейшим нефтяным месторождением Шаблон:Прояснить.

Разработку месторождения ведёт международное совместное предприятие North Caspian Operating Company (NCOC) в соответствии с соглашением о разделе продукции по Северному Каспию от 18 ноября 1997 года (подробнее об участниках проекта см. нижеШаблон:Переход). Промышленная добыча на месторождении началась 11 сентября 2013 года.

Разработка месторождения ведётся с помощью искусственных островов.

Разработка месторождения ведётся в сложных условиях: шельфовая зона, неблагоприятное сочетание мелководных условий и ледообразования (около 5 месяцев в году), экочувствительная зона, большие глубины залегания месторождения (до 4800 м), высокое пластовое давление (80 МПа), высокое содержание сероводорода (до 19 %)[1].

Нефтегазоносность связана с пермским, каменноугольными и девонским отложениями. Месторождение характеризуется как рифогенное, когда углеводороды находятся под солевым куполом (высота соляного купола 1,5—2 км). Относится к Прикаспийской нефтегазоносной провинции.

Месторождение было обнаружено в год празднования 150-летия известного мангыстауского поэта-жырау XIX века — Кашагана Куржиманулы. Как и многие тюркские имена в казахском языке, слово қашаған имеет перевод и означает черту характера — «норовистый, неуловимый».

По мнению экспертов, в условиях резкого снижения мировых цен на нефть в 2014-2015 гг., проект утратил инвестиционную привлекательность[2] (См. нижеШаблон:Переход). Шаблон:Портал Шаблон:Портал

История разработки месторождения

Кашаган, как высокоамплитудное, рифогенное поднятие в подсолевом палеозойском комплексе Северного Каспия было обнаружено поисковыми сейсмическими работами советскими геофизиками в период 1988—1991 годы на морском продолжении Каратон-Тенгизской зоны поднятий.

Впоследствии оно было подтверждено исследованиями западных геофизических компаний, работавших по заказу правительства Казахстана. Первоначально выделенные в его составе 3 массива Кашаган, Кероглы и Нубар в период 1995—1999 годы получили названия Кашаган Восточный, Западный и Юго-Западный соответственно.

Месторождение характеризуется высоким пластовым давлением до 850 атмосфер. Нефть высококачественная — 46° API, но с высоким газовым фактором, содержанием сероводорода и меркаптанoв.

О Кашагане было объявлено летом 2000 года по результатам бурения первой скважины Восток-1 (Восточный Кашаган-1). Её суточный дебит составил 600 м³ нефти и 200 тыс. м³ газа. Вторая скважина (Запад-1) была пробурена на Западном Кашагане в мае 2001 года в 40 км от первой. Она показала суточный дебит в 540 м³ нефти и 215 тыс. м³ газа.

Для освоения и оценки Кашагана построено 2 искусственных острова, пробурено 6 разведочно-оценочных скважин (Восток-1, Восток-2, Восток-3, Восток-4, Восток-5, Запад-1).

Запасы Кашагана

Запасы нефти Кашагана колеблются в широких пределах от 1,5 до 10,5 млрд тонн. Из них на Восточный приходится от 1,1 до 8 млрд тонн, на Западный — до 2,5 млрд тонн и на Юго-Западный — 150 млн тонн.

Геологические запасы Кашагана оцениваются в 4,8 млрд тонн нефти по данным казахстанских геологов.[3]

По данным оператора проекта общие нефтяные запасы составляют 38 млрд баррелей или 6 млрд тонн, из них извлекаемые — около 10 млрд баррелей. В Кашагане есть крупные запасы природного газа, более 1 трлн куб. метров.[4]

Участники Северо-Каспийского проекта

Месторождение Кашаган входит в Северо-Каспийский проект и разрабатывает совместная операционная компания North Caspian Operating Company (NCOC) в форме соглашения о разделе продукции по Северному Каспию.

В неё входят: AgipCaspian Sea B.V. (16,807 %) (оператор проекта), KMG Kashagan B.V. (16,877 %), французская Total EP Kazakhstan (16,807%), американская ExxonMobil Kazakhstan Inc. (16,807 %), англо-голландская Shell Kazakhstan Development B.V. (16,807 %), китайская CNPC — 8,333 %, японская Inpex — 7,563 %.

Добыча нефти

Казахстанское правительство и международный консорциум по разработке Северо-Каспийского проекта (включая месторождение Кашаган) согласовали перенос начала добычи нефти с 2011 года на сентябрь 2016 года.Шаблон:Обновить данные

В 2008 году для освоения Кашагана между Республикой Казахстан и участниками Северо-Каспийского консорциума подписан договор, согласно которому North Caspian Operating Company стала оператором работ в рамках Соглашения о разделе продукции по Северному Каспию. Производственные операции были поделены между участниками следующим образом: Eni отвечает за реализацию Этапа I (опытно-промышленная разработка, включая бурение), строительство объектов наземного комплекса на Этапе II; Royal Dutch Shell отвечает за планирование, работы по освоению и строительство морских объектов Этапа II; ExxonMobil — за выполнение буровых работ на Этапе II; «Казмунайгаз» и Royal Dutch Shell будет управлять эксплуатацией производства на всех последующих этапах.

Промышленная добыча на месторождении Кашаган началась 11 сентября 2013 года.

Добыча нефти на Кашагане была приостановлена в конце 2013 года из-за возникшей утечки газа на одном из трубопроводов[5].

Добыча нефти на месторождении Кашаган может быть возобновлена не раньше, чем в первой половине 2016 года. Об этом сообщил сегодня (30.07.2014) на пресс-конференции министр нефти и газа Казахстана Узакбай Карабалин. Министр указал, что проведенные исследовательские работы по установлению причин утечки показали необходимость полной замены и газопровода и нефтепровода на месторождении. «Это означает, что необходимо закупать 200 километров труб для полной замены обоих трубопроводов», — сказал Карабалин.[6]

В рамках 1-го этапа разработки месторождения добычи нефти должна составить 25 млн тонн в год. Казахстан войдёт в топ-10 нефтедобытчиков в мире с суммарной добычей нефти более 100 млн тонн. В рамках 2-го этапа разработки добыча должна составить 50 млн тонн в год, пиковая добыча должна составить 75 млн тонн в год, Казахстан войдёт в Тор-5 нефтедобытчиков в мире.

В целях повышения нефтеотдачи и уменьшения содержания h3S консорциум готовится задействовать несколько сухопутных и морских установок в Карабатане для закачки природного газа в продуктивный пласт, будет построен нефтепровод и газопровод с Карабатаном.

Производственные объекты для освоения Северо-Каспийского проекта

В освоении месторождения Кашаган будут использоваться искусственные производственные острова: небольшие «буровые» острова без персонала и большие «острова с технологическими комплексами» с обслуживающим персоналом (остров Д).

Добытые углеводороды будут перекачиваться по трубопроводам с буровых островов на производственный остров Д. На острове Д будут находиться технологические установки для извлечения жидкой фазы (нефти и воды) из сырого газа и установки для закачки газа.

На Этапе I примерно половина всего объёма добытого газа будет закачиваться обратно в пласт. Извлечённые флюиды и сырой газ будут подаваться по морскому трубопроводу на Карабатан, где планируется осуществлять подготовку нефти до товарного качества.

Экология

24 сентября 2013 года недалеко от установки комплексной переработки нефти и газа (наземный комплекс завода "Болашак") вследствие разрыва газопровода произошла утечка сероводорода (попутно-пластовый газ). В результате аварии остаточный газ был направлен и сожжен на факельных установках наземного и морского комплексов месторождения Кашаган. В результате Департаментом экологии по Атырауской области компании NCOC направлено предписание о возмещении ущерба на 134,2 миллиарда тенге, нанесенного в результате загрязнения атмосферного воздуха выбросами загрязняющих веществ, возникшего вследствие сжигания кислого газа на факельных установках перерабатывающих комплексов. Согласно акту о результатах проверки, общий объем сверхнормативно сожженного кислого (сырого) газа составил 2 миллиона 795,149 тысячи кубометров. NCOC и Agip KCO оспаривали в судах законность предписания Атырауского областного департамента экологии о возмещении экологического ущерба, но суд оставил в силе решение о штрафе в 134 миллиарда тенге[7]. По факту было выплачено всего 222 млн тенге, а также несколько административных штрафов в результате разнообразных начислений на общую сумму свыше 10 млрд тенге. Затем в 13 декабря 2014 года было подписано соглашение между Министерством энергетики Республики Казахстан, NCOC и участниками СРПСК по которому были урегулированы ряд производственных, финансовых и экологических вопросов, возникавших на протяжении последних нескольких лет. По соглашению штрафы в общей сумме 10 млрд 287 млн тенге, уже выплаченные консорциумом за последствия сентябрьской аварии 2013 года, были зачтены казахстанской стороной как «полное возмещение экологического ущерба в связи с любыми случаями сжигания газа на факелах и связанных с этим выбросов в период с 11.12.2012 по 28.01.2014»[8]. Также, министерство энергетики РК обязалось консультироваться с NCOC по поводу возможных изменений в законодательстве, касающихся сжигания газа и выбросов – «учитывая особые экологические условия Каспийского моря и различия между регулятивными базами республики и других стран». В свою очередь консорциум согласился профинансировать всемирную выставку EXPO-2017 на 50 млн долларов[9].

Проблемы

Лондонская Times высказывает мнение об ошибочности прогнозов, связанных с разработкой месторождения: Шаблон:Начало цитаты Кашаганское месторождение неожиданно превратилось в самую дорогостоящую «черную дыру» в истории нефтедобывающей отрасли. Шаблон:Конец цитаты

Причинами неудачи газета называет сложные климатические условия разработки и падение мировых цен на нефть. За 15 лет Total, Eni, ExxonMobil и China National Petroleum Corp. вложили в месторождение суммарно около 50 млрд долларов США. Если при ценах выше 100 долларов за баррель проект был рентабельным, то падение цен в 2014 году кардинально поменяло ситуацию. По мнению издания, в новых условиях Кашаган потерял инвестиционную привлекательность[2][10].

Примечания

Шаблон:Примечания

Литература

  • Глумов И. Ф., Маловицкий Я. П., Новиков А. А., Сенин Б. В. Региональная геология и нефтегазоносность Каспийского моря. — М.: ООО «Недра-Бизнесцентр», 2004.

Ссылки

Шаблон:Нефтяные месторождения Казахстана Шаблон:Месторождения природного газа Ошибка цитирования Для существующего тега <ref> не найдено соответствующего тега <references/>

ru.encyclopedia.kz

Оглашены объемы добычи нефти на месторождении "Кашаган" до остановки производства

Казахстан, Астана, 4 декабря /корр. Trend Д. Мухтаров/

С начала коммерческой добычи и до остановки месторождения "Кашаган" в Казахстане было добыто около 320 тысяч баррелей нефти, сообщили Trend в пресс-службе международного консорциума North Caspian Operating Company (NCOC).

"На месторождении "Кашаган" за весь период с начала коммерческой добычи и до остановки было добыто примерно 320 тысяч баррелей нефти, которая в настоящее время хранится в резервуарах на территории завода "Болашак", - сказали в пресс-службе.

Как отметили в консорциуме, добытая нефть будет переработана, но лишь перед отправкой для продажи.

По данным пресс-службы, кроме того, извлечена нефть, которая находилась в трубопроводе, соединяющем остров "Д" с заводом "Болашак", и она также помещена в резервуары для сырой нефти на заводе.

"В настоящее время проводится очистка трубопровода, чтобы подготовить его к тщательной инспекции с помощью робота. Нефть была вытеснена из трубопровода с помощью так называемого "скребка" - резиновых заглушек, которые проталкиваются сквозь трубопровод под давлением газа. Такой способ является общепринятой практикой в нефтяной отрасли", - отметили в пресс-службе.

"Кашаган" - крупное нефтегазовое месторождение в Казахстане, расположенное на севере Каспийского моря. Геологические запасы "Кашагана", по данным казахстанских геологов, оцениваются в 4,8 миллиарда тонн нефти. По данным оператора проекта, общие нефтяные запасы месторождения составляют 38 миллиардов баррелей, или шесть миллиардов тонн, из них извлекаемые - около 10 миллиардов баррелей. Месторождение содержит крупные запасы природного газа - более одного триллиона кубометров.

Месторождение "Кашаган" находится в мелководной части Северного Каспия, отличающейся хрупкой экологической системой. При этом по сложности данная залежь нефти и газа не имеет аналогов из-за огромного пластового давления, большой глубины залегания и высокого содержания сероводорода.

Сроки начала добычи нефти на "Кашагане" переносились несколько раз. Консорциум иностранных компаний во главе с итальянской "Eni" первоначально планировал обеспечить коммерческую добычу в 2008 году.

В ходе согласования сроков переноса коммерческой добычи Казахстан увеличил свою долю в проекте с восьми до 16,8 процента и добился выплаты роялти, которое в первоначальном соглашении отсутствовало. В конце июня 2008 года был подписан еще один меморандум, по которому сроки промышленной добычи нефти на месторождении "Кашаган" на шельфе Каспия были перенесены на 2013 год.

Как сообщалось ранее, о начале добычи первых объемов нефти на "Кашагане" компания North Caspian Operating Company (NCOC) от имени консорциума в рамках Соглашения о разделе продукции по Северному Каспию сообщила 11 сентября текущего года. Однако в конце сентября и начале октября на наземном участке газопровода в двух километрах от завода "Болашак" были обнаружены утечки. Нефтедобыча была приостановлена.

Компании-партнеры по проекту "Кашаган" - Eni, KMG Kashagan B.V.(дочернее предприятие "Казмунайгаз"), Total, ExxonMobil, Royal Dutch Shell - имеют по 16,81 процента доли участия, ConocoPhillips - 8,4 процента, Inpex - 7,56 процента.

Читайте Trend в Telegram. Только самые интересные и важные новости.

www.trend.az

Добыча нефти на месторождении Кашаган

Введение

Месторождение Кашаган является одним из крупнейших месторождений, открытых по Северному Каспию. Данное месторождение считается одним из крупнейших в мире после открытия в 1968 году месторождения нефти в районе Прудхое Бэй на северном склоне Аляски. Месторождение Кашаган занимает площадь примерно 75x45 км и названо в честь казахского поэта 19 века, родившегося в Актау.

Объявленное открытие больших запасов нефти на казахстанской части Каспийского шельфа, а именно на Кашагане, безусловно, важнейшее политическое событие последнего времени, порождающее много вопросов: какой будет экономическая отдача от этого для республики и как быстро она наступит, насколько вообще сделанные заявления будут подтверждены последующими работами на шельфе, как это отразится на отношениях Казахстана с соседними странами, на мировом нефтяном рынке?

Недавно обнаруженные значительные запасы нефти дают республике долгожданный шанс начать новый этап в своем развитии - стабилизировать национальную экономику, решить накопившиеся социальные проблемы. При этом перед Казахстаном открываются и огромные возможности внешнеполитического характера в виде усиления собственных позиций в регионе. Однако если оценивать реалистично, факт обнаружения значительных запасов нефти в Казахстане необходимо расценивать не только с положительной стороны, но и видеть за ним неизбежно возникающие потенциальные проблемы. Поскольку с этого момента республика автоматически переходит в ряд тех геополитических зон планеты, где предпосылки для возникновения масштабных конфликтов имеют не гипотетический, а действительный характер. На основании этого можно со значительной долей уверенности говорить о том, что большая нефть Восточного Кашагана может уже в скором времени принести Казахстану, помимо ожидаемых положительных достижений, и большие проблемы. Обнаруженные семь миллиардов тонн нефти могут спровоцировать соперничество между ведущими государствами мира в еще более ожесточенной форме. Теперь казахстанская нефть стала хорошей приманкой для ведущих транснациональных корпораций мира и стоящих за ними политико-экономических сил. Сил, заинтересованных в установлении своего влияния за всеми процессами нефтетрафика и распределения прибыли. Опасность заключается в том, что наличие максимального количества заинтересованных сил, имеющих разнонаправленные цели и интересы, может превратить непосредственно территорию Казахстана в арену, в плацдарм их потенциальных столкновений.

Как бы то ни было, в начинающейся большой геополитической игре за обладание нефтью Восточного Кашагана и Каспийского региона в целом казахстанскому руководству потребуется много сил - для того, чтобы держать ситуацию под контролем, не допустив негативного варианта ее развития.

1. Первоначальный проект разработки Кашагана

Проект разработки Кашагана и ряда прилегающих структур появился в конце 1997 года, когда между консорциумом иностранных компаний и Казахстаном было подписано соглашение о разведке и последующей разработке на условиях раздела продукции 11 северных блоков казахстанской части Каспийского моря общей площадью 5600 км2. В границах блоков консорциума помимо Кашагана находятся такие перспективные структуры, как Кайран, Актоты, Каламкас-море и ряд других

В консорциум входили такие компании как итальянская Eni; норвежская Statoil ; американская Mobil.; Shell; французская Total и британские компании BP. Этот контракт, подписанный в Вашингтоне, обеспечил Казахстану статус одного из будущих мировых энергогигантов.

Казахстан соблазнил иностранные компании соглашениями о разделе продукции - т.е. особыми договоренностями, когда компании берут на себя все расходы на разведку, освоение и добычу, а затем могут восполнить их за счет продажи нефти, и только после этого будут вынуждены в значительной мере делиться своими доходами с властями.

О подтверждении коммерческих запасов углеводородов на Кашагане было объявлено летом 2000 года по результатам бурения первой скважины (Восточный Кашаган-1). Вторая скважина (KW-1) была пробурена на Западном Кашагане в мае 2001 года в 40 км от первой.

Две первые скважины позволили консорциуму заявить об открытии крупнейшего за последние 30 лет месторождения в мире. По официальным данным консорциума, его извлекаемые запасы составляют 7-9 млрд баррелей нефти, предполагаемые ресурсы -до 36 млрд барелей. По информации казахстанских геологов, извлекаемые запасы могут достигать от 21 до23 млрд баррелей.

По условиям Соглашения о разделе продукции, подписанного осенью 1997 года, первая нефть Кашагана должна была быть получена в соответствии со следующим графиком: этап разведки - четыре года с возможным продлением на два года, этап оценки - четыре года. То есть начало добычи планировалось в 2008 году.

Но в 2001 году президент Нурсултан Назарбаев потребовал перенести дату на более ранний срок, поскольку страна страдала от недостатка денег. Тогда же году Eni получила статус оператора консорциума, только она согласилась с пятью условиями, выдвинутыми Назарбаевым:

начать добычу на Кашагане в 2005 году;

обеспечить транспортировку и продажу не только нефти, но и газа;

обеспечить казахстанские предприятия подрядами;

дать госкомпании «Казахойл» (ныне «КазМунайГаз») статус сооператора;

беречь экологию Каспия

В октябре 2003 Кашаганский консорциум объявил о начале реализации программы разработки Кашагана. Она включала в себя три этапа. Первая фаза предусматривала опытно-промышленную разработку месторождения, вторая и третья -его полномасштабную разработку.

В ходе реализации первой фазы проекта продолжительностью четыре года добыча нефти на Кашагане составит 450 тыс. баррелей в сутки , что более чем в 4 раза превышает первоначально запланированный объем добычи. Планируемые дебиты скважин -до 4 тыс. тонн в сутки.

На второй фазе проекта, рассчитанной на три года, нефтедобыча должна была возрасти в 2 раза. В течение третьей фазы, продолжительностью пять лет, ежесуточно планировалось добывать 1,2 млн баррелей нефти. Общий срок эксплуатации месторождения с начала добычи нефти - 40 лет.

Капиталовложения первого этапа -порядка $10 млрд, На эти деньги на Кашагане, в частности, планировалось построить 14 насыпных островов, 2 нефтепровода и газопровод на берег. Первый остров появился на Восточном Кашагане в 2003;его стоимостью $75 млн долларов.

2. Возможные способы транспортировки нефти

Для поставки кашаганской нефти на внешние рынки предполагается использовать один из пяти маршрутов. Это нефтепроводы Каспийского Трубопроводного Консорциума, Баку-Супса, Баку-Махачкала-Новороссийск, нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан и схема замещения в иранском порту Нека. Как экономически, так и технически каждый путь имеет трудности и требует денег.

На первом месте по эффективности здесь, безусловно, стоит КТК. При использовании этого нефтепровода исключается перевозка танкерами по Каспию и две дополнительные перевалки. Некоторые участники кашаганского консорциума являются акционерами КТК (ExxonMobil, Shell, Agip), что дает им возможность транспортировать свою нефть по льготным тарифам.

С другой стороны, этот маршрут имеет существенные недостатки, главным из которых является его недостаточная пропускная способность. Максимальная проектная мощность нефтепровода КТК составляет внушительные 67 млн твг, в том числе на казахстанском участке - порядка 55 млн. Добыча на Тенгизе на пике составит 40 млн твг, на Карачаганаке -12 млн твг. Собственно, под эти объемы нефтепровод и строился. Кроме того, уже сейчас КТК принимает нефть от других недропользователей Казахстана. Очевидно, что в перспективе КТК, если и будет принимать нефть с Кашагана, то только в очень ограниченных объемах. Несложно предположить, что рассчитывать на место в этой трубе в лучшем случае смогут лишь акционеры КТК: ExxonMobil, Shell, Agip и Казахстан.

Второй крупный недостаток этого маршрута -неизбежность прохода танкеров через Босфор. Объем нефтяного транзита через Босфор из года в год растет, при этом турецкие власти постоянно заявляют о том, что «пролив работает на пределе», и ужесточают правила прохода танкеров. В конце ноября-начале декабря пролив из-за плохой погоды был почти на неделю закрыт, перед входом в Босфор скопилось более 100 крупнотоннажных танкеров с нефтью. Пробка в проливе привела к приостановке прокачки нефти в направлении Новороссийска -крупнейшего российского нефтяного порта. Совершенно понятно, что в будущем такая ситуация будет регулярно повторяться, а значит, фактор Босфора необходимо учитывать при планировании перспективных маршрутов транспортировки нефти с Каспия.

Ограниченная пропускная способность и Босфор -негативные особенности не только КТК, но и всех прочих возможных маршрутов транспортировки кашаганской нефти, которые проходят через Черное море.

Мощность нефтепровода Баку-Махачкала-Новороссийск -чуть более 15 млн твг. В настоящее время по этому направлению прокачивается около 2,5 млн твг -весь объем принадлежит ГНКАР. После ввода нефтепровода Баку-Джейхан, намеченного на конец 2005 года, эта нефть будет переориентирована на турецкое направление, и таким образом Agip KCO на какое-то время получит возможность на 100% загружать данную трубу кашаганской нефтью.

Однако после начала добычи на российских месторождениях Каспия трубопровод на Новороссийск, скорее всего, будет занят российской нефтью.

Еще один недостаток направления на Новороссийск -ограниченные возможности увеличения перевалочных мощностей порта. Чтобы радикально изменить обстановку, нужно строить новый дорогостоящий нефтепровод через горы, нефтяные хранилища и причалы

По большому счету, никак не решает проблему вывоза кашаганской нефти последний черноморский маршрут Баку-Супса. По этому нефтепроводу сейчас прокачивается нефть AIOC. Даже если в перспективе AIOC полностью переориентирует свои объемы на Баку-Джейхан, мощность трубы Баку-Супса составляет всего 6 млн твг, и возможности ее наращивания не просматриваются. Для Кашагана этого явно недостаточно.

Баку-Джейхан -только для избранных

Проектная мощность нефтепровода Баку-Джейхан -50 млн твг.

С одной стороны, по официальным заявлениям руководства AIOC, нефти месторождений Азери, Чираг и Гюнешли будет достаточно, чтобы заполнять его на 100% на протяжении 15 и более лет. С другой стороны, все последние годы участники проекта «Баку-Джейхан» всячески стараются привлечь в свою трубу казахстанскую нефть. Причем речь идет об объемах до 20 млн твг.

Если исходить из этой цифры, то на первом этапе развития Кашагана нефть с месторождения может быть «пристроена» в нефтепровод Баку-Джейхан. Но в дальнейшем, по мере развития казахстанского проекта, Agip KCO придется искать иные маршруты вывоза нефти.

По оценкам экспертов, предвидя отсутствие стратегических перспектив пользования нефтепроводом Баку-Джейхан, участники кашаганского консорциума не намерены вкладывать деньги в строительство подводного нефтепровода из Казахстана в Баку -нефть через Каспий будет перевозиться танкерами. Но при таком подходе квота в 20 млн твг вряд ли будет выбрана, поскольку технические возможности казахстанских портов Актау и Курык (строящегося в настоящее время) не позволят переваливать более 15 млн твг.

В свете сказанного здесь может возникнуть ситуация, аналогичная с КТК: первоочередное право доступа к трубе получат те участники Agip KCO, которые являются акционерами компании BTC, оператора по строительству и последующей эксплуатации нефтепровода Баку-Джейхан. В их числе Eni (5% участия в BTC), Total (5%), ConocoPhillips (2,5%), INPEX (2,5%).

В сумме данные компании могут рассчитывать на прокачку 7,5 млн твг по Баку-Джейхану по льготным тарифам. С учетом того, что ни одна из них, кроме INPEX, не имеет добычных проектов в Азербайджане, можно предположить, что большая часть этой квоты будет задействована под нефть Кашагана. Но все равно добычные планы Agip KCO слишком велики, чтобы нефтепровод Баку-Джейхан полностью решил проблему транспортировки.

Танкерами много не вывезешь

Последний вероятный экспортный маршрут для Кашагана -своповые операции с Ираном. Agip KCO планирует поставлять свою нефть танкерами в иранский порт Нека, откуда сырье будет транспортироваться на северные НПЗ Ирана. Данное направление имеет самое короткое плечо перевозки нефти и, соответственно, самые низкие тарифы.

Недостатками этой схемы являются ограниченные перевалочные мощности принимающего порта и высокая конкуренция со стороны прочих отправителей нефти -Туркменистана и России.

Говоря о перевозках нефти по Каспийскому морю, следует отметить еще одну проблему -маленький дедвейт танкеров. На сегодня главным каспийским перевозчиком углеводородов является государственное Каспийское пароходство Азербайджана, имеющее в своем распоряжении 35 танкеров грузоподъемностью от 5 тыс. до 12 тыс. тонн. Средняя стоимость перевозки 1 тонны нефти оценивается в $7,5.

По расчетам компании Alegratrans -одной из крупнейших частных судовых компаний Каспия и Черноморского региона, если ввести в эксплуатацию танкеры большим дедвейтом, то стоимость можно кратно понизить. По словам директора Alegratrans Арильда Нердрума, за счет использования 60-тысячных танкеров сумму затрат можно сократить до $2,6 за одну тонну.

По имеющейся информации, в ближайшие годы в свете предполагаемого роста объема танкерных перевозок компания планирует построить за свой счет 4 таких судна стоимостью $40 млн каждое. По расчетам Alegratrans, один танкер такой грузоподъемности сможет доставлять из Актау в Баку ежегодно до 3 млн тонн сырья. Однако здесь возникнет другая проблема -не все порты смогут принимать 60-тысячники.

Новая труба обязательно будет

Между тем остается открытым вопрос, каким образом кашаганская нефть будет доставляться в порты Актау и Курык, являющиеся неотъемлемой частью всех рассмотренных транспортных схем, за исключением КТК. кашаган нефть месторождение каспий

Нефтепроводов, соединяющих Кашаган с этими портами, нет. Все основные береговые мощности Agip KCO по приему и подготовке нефти будут сосредоточены около Атырау. Чтобы перевезти нефть в эти порты, нужно задействовать железную дорогу, но, скорее всего, придется строить новый нефтепровод.

Подводя итоги, можно констатировать, что на начальных стадиях разработки Кашагана имеющихся экспортных мощностей для Agip KCO хватит. Понемногу можно отправлять нефть через КТК, через Баку-Джейхан, задействовать маршруты, которые освободятся после запуска Баку-Джейхана. Но с ростом добычи кашаганский консорциум неминуемо столкнется с дефицитом транспортной инфраструктуры. Не следует также забывать, кроме Кашагана Agip KCO будет развивать и другие свои промыслы, да и соседи Agip KCO в перспективе планируют рост нефтедобычи.

Отсюда следует однозначный вывод -для вывоза «большой» кашаганской нефти потребуется строительство нового нефтепровода, по мощности не уступающего КТК. Проекты трансконтинентальных нефтепроводов хорошо известны -самым привлекательным из них на сегодня считается нефтепровод по восточному берегу Каспия через Туркменистан в Иран

3. Трудности реализации проекта и его дальнейшая судьба

Но уже в 2004 году ставший оператором проекта Eni заявил о невозможности выполнения этого плана и возвращении к началу разработки в 2008 году.

В феврале 2004 года казахстанская сторона одобрила предложение Eni, согласно которому подача нефти должна была начаться в 2008 году. Власти наложили штраф размером в 50 млн долларов на партнеров за каждый год отсрочки эксплуатации Кашагана, отсчитывая с 2005 года.

Летом же 2007 года оператор представил новый план, отодвигающий сроки добычи ранней нефти на вторую половину 2010 года. Это вызвало разногласии.

Чтобы снять эту проблему в октябре 2008 Казахстан и консорциум договорились о следующим:

. Компания Эни сохраняет за собой ответственность за реализацию Программы опытно-промышленной разработки (Этап 1) месторождения Кашаган.

. На Этапе 2 распределение ответственности между акционерами за управление проектом определено следующим образом: компания Шелл - морской комплекс, Эни - наземный завод, ЭксонМобил - бурение.

. После начала Этапа 1 руководство производственными операциями будет возложено на компанию Шелл при постепенном усилении роли КазМунайГаза. (Государственной газовой компании Казахстана.)

. Для выполнения возложенных обязанностей компании Эни, Шелл и ЭксонМобил наделяются соответствующими полномочиями в таких вопросах как укомплектование персонала, закупки, операционные процедуры с применением собственных систем управления данных компаний.

К добыче нефти на Кашагане консорциум должен приступить до 31 декабря 2013 года.

Передача функций оператора проекта Кашаган от Agip KCO к новой операционной компании North Caspian Operating Company (NCOC) состоялась в январе 2009 года.

Функции NCOC будут включать осуществление контроля над всеми работами по проекту, руководство планированием, координирование, моделирование коллектора, проведение концептуальных исследований, составление планов по начальной разработке месторождений и взаимодействие с государственными органами от имени всего предприятия.

Назначение на должность управляющего директора новой операционной компании NCOC будет осуществляться по очереди компаниями-партнерами, первоначально данную должность занял представитель Total, а должность заместителя управляющего директора - представитель "КазМунайГаза". NCOC будет укомплектован представителями всех компаний-партнеров, а руководство компанией будет осуществляться преимущественно в соответствии с положениями системы управления компании Total.

Заключение

Казахстан все так же рассматривается Западом как альтернативный России источник энергоресурсов. В свою очередь, и Казахстан заинтересован в участии иностранных инвесторов - хотя бы потому, что месторождение очень непростое, запасы нефти Кашагана относятся к разряду трудноизвлекаемых, и без западных партнеров «Казмунайгазу» будет довольно трудно справиться. За отсрочку Казахстан, как минимум, получит немалую компенсацию. Кашаган крайне важен для республики в макроэкономическом плане, и пересмотр графика разработки месторождения лишает Казахстан значительных доходов

По оценкам экспертов, в мире только две трети проектов осуществляется вовремя - сроки остальных постоянно пересматриваются. Причинами отсрочки на Кашагане специалисты называют непредвиденные затраты, запаздывание инфраструктуры, разногласия между акционерами. Между тем, откладывать проект бесконечно невозможно: не исключено, что в случае новых задержек участники консорциума начнут продавать свои доли. Что может снова осложнит освоение Кашагана. Это невыгодно Казахстану.

В целом, за счет Кашагана и освоения других каспийских блоков Казахстан рассчитывает утроить добычу нефти до 150 млн. тонн ежегодно к 2015 году, войдя в десятку крупнейших нефтедобывающих стран.

В настоящее время реализация проекта Кашаган продолжается, несмотря на мировой финансовый кризис.

У акционеров-партнеров имеется достаточное количество средств для того, чтобы реализовать проект и даже расширять его. Конечно, глобальный финансовый кризис немного замедлит поток инвестиций. Многое зависит от прочности активов компаний.

По мнению ряда аналитиков, что как только кризис будет уменьшаться, то и инвестиции будут увеличиваться.

Кашаган остается приоритетным направлением в развитии энергетического комплекса Казахстана.

Список использованных источников и исследований

1.Загадки Кашагана.Дмитрий Кривицкий//www. ros balt.ru

2.Кашаган отложен на два года//www. gzt.ru

.Казахстан грозит отнять у Eni месторождение Кашаган//NEWSru.com

.Международный деловой журнал KAZAKHSTAN №1, 2009

.Нефть и капитал.«Остров Кашаган» №9,2001

.Нефть и капитал. «Главное экспортное направление» №9, 2003

.Нефть и капитал. «Большая труба дождалась своего часа» №5, 2002

8.Нефть и капитал. №12/2003 <http://www.oilcapital.ru/edition/nik/archives/nik_2003_2005/nik_12_2003/54217.shtml>.www.oilcapital.ru

.Кашаган отложен на два года//www. gzt.ru

.www.nomad.su

yamiki.ru