5 причин, по которым добыча сланцевой нефти в США еще не влияет на котировки. Объемы сланцевой нефти


Страшный секрет сланцевой нефти – Вести Экономика, 16.03.2018

Москва, 16 марта - "Вести.Экономика". В США продолжается стремительный рост производства сланцевой нефти, что, по идее, должно позволить американцам увеличить рыночную долю за счет ОПЕК. Но не все так просто, и американской нефти будет непросто потеснить углеводороды с Ближнего Востока.

EPA

Нефть, поступающая из основных сланцевых месторождений США, легкая и малосернистая, в то время как производимая в ОПЕК - средней или тяжелой плотности и, как правило, высокосернистая. Большая часть нефтеперерабатывающих заводов, построенных в последние десятилетия на побережье Мексиканского залива, имеют оборудование для переработки тяжелых сортов нефти.

До сланцевой революции нефтеперерабатывающие предприятия вкладывали средства в транспортные и перерабатывающие активы, ожидая, что нефть, которую они будут использовать, будет поступать из таких стран, как Саудовская Аравия и Венесуэла.

Более легкая сланцевая нефть отлично подходит для производства бензина, но это не самое лучшее сырье для дизельного и авиационного топлива. Для него необходима средняя и тяжелая нефть. Но на этих заводах переизбыток легкой, малосернистой нефти.

Нефтеперерабатывающая промышленность США, в принципе, способна увеличить до максимума переработку легкой нефти, особенно в связи с тем, что американские сланцевые производители, как ожидается, увеличат ее добычу на более чем 4 млн баррелей в сутки в ближайшие пять лет.

Между тем, в последнее время наблюдается резкое сокращение производства тяжелой нефти, в первую очередь в Венесуэле и Мексике. Поставки из Канады ограничены пропускной способностью трубопровода. Как итог, на рынке наблюдается уменьшение предложения тяжелой нефти.

В ближайшие годы, по мнению экспертов, спрос на бензин будет сокращаться по мере повышения эффективности транспортных средств и увеличения доли электромобилей на рынке. При этом фиксируется неуклонный рост спроса на дизельное топливо, который может резко увеличиться со вступлением в силу в 2020 г. новых правил Международной морской организации по "грязному" топливу. Судоходной отрасли придется перейти с мазута на дизельное топливо, что мгновенно увеличит спрос на него на 2 млн баррелей в сутки.

Другими словами, на фоне роста предложения пригодной для производства бензина легкой нефти уровень добычи средней и тяжелой нефти, используемой для дизельного топлива, остается неизменным или даже снижается, хотя спрос на дизтопливо растет.

Некоторые аналитики считают, что это может создать определенные проблемы для нефтепереработчиков. "Мало кто говорит о страшном секрете сланцевой нефти в США, - заявил Financial Times эксперт Pisgah Partners Билл Барнс. - Неправильно думать, что Америка может добавить 1 млн баррелей в сутки и этот объем немедленно найдет место для переработки".

Только потому, что растет добыча сланца, не следует считать, что нефтепереработчики хотят эту нефть. Так, по словам представителя Eni Франко Маньяни, его компания не будет спешить со сланцевой нефтью, так как ее нефтеперерабатывающие заводы не имеют оборудования для этого сорта нефти.

Не все согласны с этой точкой зрения, указывая, что рынок в 100 млн баррелей в сутки способен переварить дополнительные 1 или 2 млн баррелей легкой нефти.

Проблема в том, что лишь часть мировой нефтеперерабатывающей промышленности способна принять дополнительные баррели легкой нефти. Исключив нефтеперерабатывающий сектор США, который уже почти достиг своих пределов, рынок для переработки легкой нефти составляет 15 млн баррелей в сутки.

Сланцевым производителям, возможно, придется снижать цену на свою продукцию в ближайшие несколько лет, если нефтеперерабатывающие заводы не будут покупать каждый дополнительный баррель легкой нефти.

Согласно недавнему исследованию Wood Mackenzie примерно три четверти дополнительной сланцевой нефти в США должны будут уйти за границу, так как американские заводы неспособны ее переработать.

Многие разделяют эту точку зрения. "Следует ожидать значительного профицита легкой нефти", - утверждает глава IHS Markit Роб Смит. Согласно его прогнозам к 2023 г. добыча сланцевой нефти увеличится в США на 4 млн баррелей в сутки, и этот объем неспособны освоить расположенные на берегу Мексиканского залива нефтеперерабатывающие заводы. По оценке WoodMac, до 2023 г. эти предприятия могут переработать дополнительно лишь 1 млн баррелей. Остальное придется экспортировать.

Правда нехватка мощностей для легкой нефти может стимулировать новые инвестиции в новые объекты. Компания ExxonMobil только что объявила о намерении удвоить свои мощности по переработке легкой нефти в районе Мексиканского залива. Расширение произойдет на заводах Exxon в Бомонте и Бейтауне в Техасе и Луизиане.

Таким образом, переизбыток легкой нефти может стать серьезной проблемой для сланцевых производителей. Резкое снижение цен способно замедлить рост, что не позволит сектору оправдать возложенные на него большие ожидания.

www.vestifinance.ru

5 причин, по которым добыча сланцевой нефти в США еще не влияет на котировки

С начала этого года цены на укреплялись, и многие аналитики предсказывали, что рост производства на месторождениях сланцевой нефти в США с течением времени приведет к снижению цен. На текущий момент добыча нефти в США продолжает расти, однако, по-видимому, она не влияет на цены в той степени, как ожидалось. Частично это можно объяснить геополитическими событиями, которые поддержали цены, но это также является следствием серьезных и системных проблем, с которыми сталкивается нефтяная промышленность США.

Существует вероятность того, что каждый их этих факторов претерпит изменения в ближайшие месяцы, и если это произойдет, то объемы производства и цены на нефть также изменятся.

1. Трубопроводная инфраструктура

Трубопроводы в регионах, где добывается сланцевая нефть, работают на полную мощность. Это вызвало проблемы для мелких производителей нефти, которым приходится больше платить за транспортировку. Фактически, производители, у которых нет контрактов на трубопроводный транспорт, вынуждены продавать свою нефть со скидкой. Эти ограничения отравляют нефтяную промышленность США в течение многих лет и вынуждают компании поставлять сырую нефть грузовыми автомобилями или по железной дороге, что дороже и опаснее, чем поставка трубопроводом.

Теперь, похоже, ситуация может измениться. Было объявлено о нескольких новых предложениях по прокладке трубопроводов, а ряд веток уже строится. Возможно, к концу 2019 года цены на транспортировку нефти в США значительно снизятся, и большие объемы нефти США смогут выйти на рынок. Это будет означать, что производители США смогут продавать свой товар без текущих скидок (по некоторым данным, до 13 долларов за баррель для некоторых видов нефти). Это также означало бы, что нефть США будет быстрее попадать в порты. Улучшенная трубопроводная инфраструктура может повысить эффективность всей нефтяной промышленности США.

2. Порты

Производители США смогли экспортировать нефть лишь с начала 2016 года, и большинство портов не предназначены для работы с крупнейшими танкерами (VLCC), которые несут до 2 миллионов баррелей нефти. Большинство портов, способных экспортировать нефть, могут обрабатывать суда, которые несут менее половины этого объема. Только Louisiana Offshore Oil Port (LOOP) может принимать танкеры VLCC для экспорта в настоящее время, хотя есть планы переоснастить другие порты, такие как Корпус-Кристи, при достаточном финансировании. Малая пропускная способность большинства портов США является еще одним ограничением эффективности нефтяной промышленности США.

3. Персонал и оснащение

Производители сланцевой нефти столкнулись с кадровыми ограничениями несколько месяцев назад. Компании платят премии водителям грузовиков, разнорабочим, сварщикам и прочим подобным работникам. Также наметился дефицит песка, для фрекинга, хотя, по сообщениям, новые карьеры решат эту проблему. Хотя мы наблюдаем увеличение добычи сланцевой нефти в США, увеличение не столь велико, как могло бы быть без таких ограничений.

4. Проблема сортов нефти

Однако наиболее важно учитывать, есть ли достаточный рынок для большего количества сланцевой нефти в США. Нефть, полученная с помощью фрекинга, относится к очень легкому типу. Нефтеперерабатывающие заводы США не предназначены для переработки такого количества легкой нефти. Некоторые смешивают эту сырую нефть с более тяжелыми сортами, но этот процесс не идеален для переработки. Строительство новых нефтеперерабатывающих заводов практически невозможно в сегодняшнем нормативном климате. С 1977 года США не строили новых нефтеперерабатывающих заводов, хотя два небольших завода получили разрешения на строительство в Южной Дакоте и на юге Техаса. (Некоторые нефтеперерабатывающие компании расширили свои возможности, такие как Motiva в 2012 году и Valero (NYSE: ) в 2017 году).

Другие рынки легкой нефти, похоже, также насыщены, за исключением, по-видимому, Китая. По мнению представителя S&P Global Platts, независимые китайские нефтеперерабатывающие заводы нуждаются в большем объеме легкой нефти, которую производят США.

5. Угроза торговой войны

На данный момент США отправили только один танкер VLCC в Китай, но, поскольку ограничения инфраструктуры в США могут быть сняты, их может быть больше. С другой стороны, спрос со стороны китайских независимых нефтеперерабатывающих заводов может зависеть от китайского правительства, которое выдает лицензии на импорт два раза в год.

Вполне возможно, что экспорт сырой нефти в Китай может стать разменной монетой в текущих торговых переговорах между Китаем и США. В этом случае политика, а не промышленность, может определить размер рынка нефти США.

Команда ru.Investing.com запустила телеграм-канал о финансах и инвестициях. Присоединяйтесь! t.me/ruinvestingcom

ru.investing.com

Сланцевая нефть США: история с продолжением

Что собой представляет индустрия сланцевой нефти в США сейчас?

К началу 2015 года объем добываемой в США сланцевой нефти практически сравнялся с объемом традиционно добываемой нефти - это более 4,5 млн баррелей в день и почти половина того, что добывает Саудовская Аравия или Россия. Рост добычи сланцевой нефти в США стал неожиданностью для рынка. Еще в 2007 году сложно было представить коммерчески выгодную добычу нефти на сланцевых месторождениях. Добыча в основном ведется на трех формациях: Bakken на севере США, Eagle Ford и Permian на юге. В каждом регионе одновременно разрабатываются сотни участков, каждый из которых обладает уникальными характеристиками. Пористость и проницаемость пласта, его толщина и глубина залегания, а также состав горных пород, расположенных над пластом сланца, могут существенно различаться даже на соседних участках.

Добыча сланцевой нефти в США

Источник: Энергетическое информационное агентство США, 2015

В чем особенность сланцевой нефти?

По составу сланцевая нефть не отличается от традиционно добываемой. Все отличие заключается в свойствах породы, в которой она залегает. Сланцевая нефть содержится в порах сланцевых пластов, которые характеризуются низкой проницаемостью: нефть не может свободно передвигаться внутри пласта. Вследствие этого приток нефти к скважине практически отсутствует. Более того, пласты сланца обладают толщиной всего лишь от десяти до 100 метров на глубине от одного до пяти километров и могут располагаться как горизонтально, так и под наклоном. Это снижает площадь соприкосновения вертикальной скважины с пластом сланца и уменьшает эффективность добычи. Именно по этим причинам добыча сланцевой нефти, о запасах которой было давно известно, долгое время считалась нерентабельной.

Каким образом стала возможной добыча сланцевой нефти?

Коммерчески выгодная добыча сланцевой нефти стала возможной благодаря технологиям горизонтального бурения и гидравлического разрыва пласта (сокр. гидроразрыв, англ. fracking). Первая заключается в том, что скважина пробуривается вертикально вниз до глубины залегания пласта сланца и поворачивает горизонтально или под наклоном, в зависимости от расположения геологических пород. На сегодняшний день наиболее распространена технология многоствольного горизонтального бурения, при которой одна вертикальная скважина разветвляется на несколько (до 30) горизонтальных скважин. Этот метод бурения во много раз увеличивает площадь соприкосновения сланцевой породы со скважиной, однако в силу низкой проницаемости породы не позволяет собрать достаточное количество нефти. Для обеспечения притока нефти к скважине с помощью гидроразрыва пласта в породе создается сеть трещин: в скважину под давлением вводится до 15 тысяч тонн водного раствора с 2-3-процентным содержанием химических веществ. В состав также входит до тысячи тонн песка или специальных керамических частиц, которые предотвращают смыкание трещин после гидроразрыва. В настоящий момент распространено применение многоступенчатого гидроразрыва пласта.

Технологии горизонтального бурения и гидроразрыва пласта

Источник: Wkms.org

Эти технологии нельзя назвать новыми - они были известны еще в 50-х годах прошлого века, причем технология горизонтального многоствольного бурения была впервые применена советским изобретателем Александром Григоряном в Башкирии. Однако масштабное тестирование и совершенствование технологий началось в США в 1970-е годы при попытках независимых компаний добывать газ, который содержится в пластах сланца. Спустя почти три десятилетия попытки увенчались успехом и дали начало беспрецедентному росту добычи сланцевого газа в 2007-2008 годах, когда цена на газ марки Henry Hub в США обновляла многолетние максимумы. В 2008-2009 годах цена на газ стремительно снизилась и осталась на низких уровнях, в то время как цена на нефть после падения в 2008 году вновь вернулась к высоким уровням порядка 100 долл. США за баррель. Так как добыча нефти и газа из сланцевых пластов осуществляется с помощью одних и тех же технологий, производители стали переключаться на добычу относительно дорогой нефти. Так, в 2009 году всего 20% буровых установок в США использовались для добычи нефти, а в 2012 году - уже 80%. Это дало начало полномасштабной добыче сланцевой нефти в США. Важно то, что США располагают большим количеством буровых установок - более 60% всех установок мира, что позволило быстро нарастить количество скважин и компенсировало быстрое падение добычи на уровне каждой отдельной скважины.

Соотношение количества буровых установок, задействованных в добыче нефти и газа в США

Источник: Baker Hughes, 2015

Насколько сложнее и дороже добыча нефти из сланца по сравнению с традиционно добываемой?

Технологии добычи постоянно совершенствуются, однако по объемам добычи из каждой отдельной скважины сланцевая нефть в любом случае уступает традиционно добываемой нефти. Уже в первый год после гидроразрыва объем извлекаемой сланцевой нефти падает более чем в два раза, а через пять лет скважина закрывается, так как низкий дебет нефти делает добычу нерентабельной. При добыче нефти из традиционных пластов дебет в среднем падает лишь на 7% в год, и общий объем извлекаемой нефти кратно выше.

Средний объем добычи нефти из скважины

Источники: Peakoilbarrel.com, North Dakota Industrial Commission, расчеты ТКБ БНП Париба Инвестмент Партнерс (ОАО), 2015

Также сланцевая нефть уступает традиционно добываемой с точки зрения стоимости добычи. Как горизонтальное бурение, так и применение гидроразрыва в несколько раз увеличивают стоимость бурения отдельной скважины, и чем глубже залегает пласт сланца и ниже его проницаемость, тем дороже обходится применение этих технологий.

Можно ли точно определить уровень безубыточности добычи сланцевой нефти в США?

С учетом стоимости аренды земли уровень безубыточности добычи сланцевой нефти на разных участках варьируется от 50 до 120 долл. США за баррель, а без учета аренды земли - от 40 до 80 долл. США. Такой большой разброс цифр в первую очередь отражает неповторимость геологических характеристик каждого конкретного участка, так как основным компонентом стоимости добычи сланцевой нефти является стоимость бурения. Второй важный фактор - это удаленность месторождений от нефтеперерабатывающих заводов, которые в основном находятся на юге США. Значительная часть нефти Bakken, добываемой на севере США, перевозится в железнодорожных и автоцистернах, так как существующей нефтепроводной инфраструктуры недостаточно для транспортировки растущих объемов извлекаемой нефти. Это влечет за собой дополнительные издержки. Таким образом, единого уровня безубыточности для сланцевой нефти не существует.

Уровень безубыточности на месторождениях в США

Источники: JPMorgan, Wood Mackenzie, декабрь 2014

Будет ли стоимость добычи сланцевой нефти меняться со временем?

Цена добычи на уровне 40-80 долл. США за баррель относится к тем участкам сланцевых месторождений, которые сегодня вносят наибольший вклад в добычу нефти в США. Их разработка была запланирована около пяти лет назад, и первые скважины уже перестают функционировать. Каждый год запускается новое поколение месторождений со своими особенностями, которые определяют стоимость добычи. Средняя стоимость добычи постепенно растет, потому что в первую очередь разрабатывались самые дешевые участки. Те участки, разработка которых планируется в этом году, вероятно, станут основным источником добычи сланцевой нефти на горизонте четырех-пяти лет. На этих участках потенциальный объем добычи в несколько раз больше, чем добываемые сегодня объемы, а себестоимость для большинства проектов оценивается на уровне 80 долл. США за баррель.

Кривая предложения нефти, 2016-2019 гг.

Источники: Repsol, ТКБ БНП Париба Инвестмент Партнерс (ОАО), ноябрь 2014

Как рост добычи в США сказался на мировом рынке?

США увеличивали добычу более чем на 1 млн баррелей в день на протяжении последних трех лет до уровня 9,3 млн баррелей в день на конец 2014 года, в то время как во всех остальных регионах мира в этот период уровень добычи либо увеличивался несущественно, либо снижался. Если в 2012 и 2013 годах мощный рост предложения компенсировался ростом спроса, то в 2014 году потребление нефти росло более низкими темпами, и разница между спросом и предложением достигла 1 млн баррелей в день. Такое расхождение спроса и предложения привело к серьезному снижению цены на нефть.

Прирост добычи нефти в регионах мира

Источник: Энергетическое информационное агентство США, 2015

Почему страны ОПЕК не снизили добычу в ответ на падение цены на нефть?

Страны ОПЕК могли бы снизить уровень добычи нефти и таким образом ликвидировать избыток предложения, что помогло бы цене вернуться на более высокий уровень. Однако в 2014 году страны ОПЕК отказались от использования такой тактики. Это решение объясняется нежеланием потерять долю рынка в пользу, прежде всего, производителей США, которые в случае быстрого восстановления цены на нефть смогли бы и дальше наращивать добычу нефти. Страны ОПЕК предпочли оставить вопрос балансировки спроса и предложения рыночным механизмам: низкая цена сделает добычу на дорогостоящих проектах нерентабельной, и предложение сократится.

Точка безубыточности добычи нефти и цена на нефть в бюджете, ОПЕК

Источник: Total S.A., 2014

Добыча нефти в странах ОПЕК остается прибыльной даже при ценах ниже 40 долл. США за баррель, однако с точки зрения бюджетной политики переждать период низких цен на нефть будет сложнее. Страны ОПЕК увеличивали расходы бюджета по мере роста нефтяных доходов, и вынужденное сокращение расходов бюджета может привести к социальной напряженности в отдельных странах. В менее благополучных странах не исключен риск внепланового снижения добычи из-за массовых протестов и других социальных проявлений, что может привести к временному скачку цены на нефть.

Каковы перспективы сланцевой нефти США в данной ситуации?

При текущей цене на нефть часть проектов сланцевой нефти в США нерентабельна. Производители уже отреагировали на снижение цен на нефть сокращением объемов бурения: количество активных буровых установок снизилось в два раза за последние полгода. Не все остановленные установки относятся к сланцевой нефти: часть из них работали на традиционных месторождениях. Более того, на сланцевых проектах в первую очередь прекращалась работа на наименее выгодных месторождениях. Как следствие, снижение добычи нефти не будет проходить тем же темпами, что и снижение бурения, однако оно необратимо с учетом того, что для поддержания уровня добычи требуются новые скважины. Уже сейчас мы видим первые признаки ожидаемой тенденции к замедлению роста добычи нефти: за 13-17 апреля добыча нефти в США сократилась за неделю на 0,2%, или 18 тыс. баррелей.

Объем добычи нефти и динамика бурения в США

Источники: Энергетическое информационное агентство США, Baker Hughes, апрель 2015

Что будет происходить со спросом на нефть?

Основным источником роста спроса на нефть в последнее время выступают развивающиеся страны, в первую очередь Китай, где слабые макроэкономические показатели негативно повлияли на потребление нефти в 2014 году, и в меньшей степени Индия. Спрос на нефть в этих странах продолжит расти на фоне увеличения количества автомобилей. В этих станах проникновение автомобилей в несколько раз ниже, чем в развитых странах (70 автомобилей на 1000 человек в Китае и 30 - в Индии), и в среднесрочной перспективе автомобильный парк продолжит расти на фоне повышения уровня жизни населения. В долгосрочной перспективе Южная и Центральная Америки и Африка также могут стать значимыми источниками роста.

Потребление нефти на душу населения

Источник: World Bank, 2015

Когда на рынке нефти установится долгосрочное равновесие?

С учетом вероятного сохранения текущих темпов роста потребления нефти в мире и неизбежного сокращения роста добычи в США разница между спросом и предложением будет постепенно сокращаться. На это потребуется еще шесть-девять месяцев, если не произойдет внеплановое падение добычи в странах ОПЕК. Более интересны перспективы нефти в среднесрочной перспективе: к 2019-2020 годам проекты сланцевой нефти, которые сейчас только планируются, станут ключевой частью кривой предложения, причем уровень безубыточности этих проектов составляет около 80 долл. США за баррель в большинстве случаев. Вероятно, в среднесрочной перспективе равновесная цена на нефть будет колебаться около этого уровня. Вопрос о том, будет ли сланцевая нефть оказывать столь большое влияние на рынок через 10-15 лет, остается открытым - по прогнозам Энергетической информационной администрации США, добыча сланцевой нефти пройдет пик уже в 2020-2025 годах. Однако темпы развития технологий и успешность разведочных работ - факторы слабо предсказуемые.

Как низкие цены на нефть отразятся на добыче нефти в России?

На сегодняшний день добыча нефти в России растет небольшими темпами, около 1% в год. При этом добыча на разработанных еще в СССР месторождениях падает на 1,5-2% в год, а на новых месторождениях добыча растет на 3-3,5% в год. По нашим расчетам, на действующих проектах добыча нефти практически не пострадает от низких цен на нефть. Во-первых, доходы производителей нефти в России защищены слабым курсом рубля с одной стороны и прогрессивными ставками налогообложения с другой стороны. Во-вторых, основные капитальные вложения на действующих проектах уже завершены (например, затраты на строительство инфраструктуры на новых месторождениях), и стоимость добычи нефти невелика. Однако слабая макроэкономическая среда может привести к сокращению инвестиций, и запуск новых месторождений, которые сейчас находятся на ранней стадии разработки, может быть отложен. Это негативно скажется на темпах роста добычи в среднесрочной перспективе, тем не менее в целом падения добычи нефти в России мы не ожидаем.

Добыча нефти в России

Источники: Vseonefti.com, Sberbank Investment Research, 2014

Возможна ли сланцевая революция в России?

В России имеются колоссальные запасы сланцевой и шельфовой нефти, которые, по некоторым оценкам, превышают запасы традиционно добываемой нефти. Однако разработка этих месторождений нерентабельна без налоговых льгот: затраты на добычу трудноизвлекаемой нефти в несколько раз выше, поскольку объем добычи из каждой отдельной скважины падает очень быстро, как и в США. Более того, для разработки таких месторождений требуется оборудование для гидроразрыва, которое пока не производится в России, а также финансирование и экспертиза иностранных партнеров.

Размещение еврооблигаций эмитентов из нефтегазового сектора России

Источник: Sberbank Investment Research, 2014

Все это стало недоступным в прошлом году, когда США и Евросоюзом были введены санкции против России. В результате практически все проекты добычи сланцевой и шельфовой нефти в России были остановлены. Однако, в отличие от США, где запасы традиционно добываемой нефти относительно невелики, в России запасы насчитывают 80 млрд баррелей - это 20 лет добычи текущими темпами. Более того, благодаря активной геологической разведке изучаются новые месторождения, и запасы нефти пополняются. На данный момент запасы трудноизвлекаемой нефти не востребованы.

portnews.ru

5 причин, по которым добыча сланцевой нефти в США еще не влияет на котировки

С начала этого года цены на нефть укреплялись, и многие аналитики предсказывали, что рост производства на месторождениях сланцевой нефти в США с течением времени приведет к снижению цен. На текущий момент добыча нефти в США продолжает расти, однако, по-видимому, она не влияет на цены в той степени, как ожидалось. Частично это можно объяснить геополитическими событиями, которые поддержали цены, но это также является следствием серьезных и системных проблем, с которыми сталкивается нефтяная промышленность США.Существует вероятность того, что каждый их этих факторов претерпит изменения в ближайшие месяцы, и если это произойдет, то объемы производства и цены на нефть также изменятся.1. Трубопроводная инфраструктураТрубопроводы в регионах, где добывается сланцевая нефть, работают на полную мощность. Это вызвало проблемы для мелких производителей нефти, которым приходится больше платить за транспортировку. Фактически, производители, у которых нет контрактов на трубопроводный транспорт, вынуждены продавать свою нефть со скидкой. Эти ограничения отравляют нефтяную промышленность США в течение многих лет и вынуждают компании поставлять сырую нефть грузовыми автомобилями или по железной дороге, что дороже и опаснее, чем поставка трубопроводом.Теперь, похоже, ситуация может измениться. Было объявлено о нескольких новых предложениях по прокладке трубопроводов, а ряд веток уже строится. Возможно, к концу 2019 года цены на транспортировку нефти в США значительно снизятся, и большие объемы нефти США смогут выйти на рынок. Это будет означать, что производители США смогут продавать свой товар без текущих скидок (по некоторым данным, до 13 долларов за баррель для некоторых видов нефти). Это также означало бы, что нефть США будет быстрее попадать в порты. Улучшенная трубопроводная инфраструктура может повысить эффективность всей нефтяной промышленности США.2. ПортыПроизводители США смогли экспортировать нефть лишь с начала 2016 года, и большинство портов не предназначены для работы с крупнейшими танкерами (VLCC), которые несут до 2 миллионов баррелей нефти. Большинство портов, способных экспортировать нефть, могут обрабатывать суда, которые несут менее половины этого объема. Только Louisiana Offshore Oil Port (LOOP) может принимать танкеры VLCC для экспорта в настоящее время, хотя есть планы переоснастить другие порты, такие как Корпус-Кристи, при достаточном финансировании. Малая пропускная способность большинства портов США является еще одним ограничением эффективности нефтяной промышленности США.3. Персонал и оснащениеПроизводители сланцевой нефти столкнулись с кадровыми ограничениями несколько месяцев назад. Компании платят премии водителям грузовиков, разнорабочим, сварщикам и прочим подобным работникам. Также наметился дефицит песка, для фрекинга, хотя, по сообщениям, новые карьеры решат эту проблему. Хотя мы наблюдаем увеличение добычи сланцевой нефти в США, увеличение не столь велико, как могло бы быть без таких ограничений.4. Проблема сортов нефтиОднако наиболее важно учитывать, есть ли достаточный рынок для большего количества сланцевой нефти в США. Нефть, полученная с помощью фрекинга, относится к очень легкому типу. Нефтеперерабатывающие заводы США не предназначены для переработки такого количества легкой нефти. Некоторые смешивают эту сырую нефть с более тяжелыми сортами, но этот процесс не идеален для переработки. Строительство новых нефтеперерабатывающих заводов практически невозможно в сегодняшнем нормативном климате. С 1977 года США не строили новых нефтеперерабатывающих заводов, хотя два небольших завода получили разрешения на строительство в Южной Дакоте и на юге Техаса. (Некоторые нефтеперерабатывающие компании расширили свои возможности, такие как Motiva в 2012 году и Valero (NYSE: VLO) в 2017 году).Другие рынки легкой нефти, похоже, также насыщены, за исключением, по-видимому, Китая. По мнению представителя S&P Global Platts, независимые китайские нефтеперерабатывающие заводы нуждаются в большем объеме легкой нефти, которую производят США.5. Угроза торговой войныНа данный момент США отправили только один танкер VLCC в Китай, но, поскольку ограничения инфраструктуры в США могут быть сняты, их может быть больше. С другой стороны, спрос со стороны китайских независимых нефтеперерабатывающих заводов может зависеть от китайского правительства, которое выдает лицензии на импорт два раза в год.Вполне возможно, что экспорт сырой нефти в Китай может стать разменной монетой в текущих торговых переговорах между Китаем и США. В этом случае политика, а не промышленность, может определить размер рынка нефти США.

Команда ru.Investing.com запустила телеграм-канал о финансах и инвестициях. Присоединяйтесь! t.me/ruinvestingcomИсточникПодписывайтесь на новости и их анализ в нашем Telegram канале!

club6e.com

США снова хотят затопить мир сланцевым топливом : Ресурсы: Финансы: Lenta.ru

Почти два года назад Саудовская Аравия объявила войну производителям «нетрадиционной» нефти. Прежде всего — американской сланцевой индустрии. Королевство всерьез озаботилось стремительным ростом добычи на новых месторождениях в США и решило искусственно уронить цены, усиленно качая свое низкое по себестоимости черное золото. Саудиты хотели застраховаться от потери своего места на рынке. Они рассчитывали, что конкуренты уйдут из бизнеса из-за невозможности бороться с демпингом. Но «нефтяной джихад» не удался — американские сланцевые компании намерены вернуть свое.

Решение арабов привело к катастрофическому обвалу мировых цен, не случавшемуся с кризиса 2008 года. Да и в прежние времена такие события были исключительными. Нефть основных марок подешевела в течение нескольких месяцев со 110 до 30-40 долларов за баррель, опускаясь затем и до 25 долларов. И в отличие от острого, но короткого краха цен в 2008 году, текущее положение, кажется, установилось надолго.

Между производителями началась игра «кто первый моргнет». Эксперты предсказывали, что проиграют американские сланцевые компании. Однако, судя по последним данным, этого не произошло.

Материалы по теме

00:01 — 3 августа 2016

Консалтинговая фирма Jefferies LLC сообщила, что по крайней мере 10 компаний-производителей сланцевой нефти в США увеличили свои бюджеты в общей сложности на 1,1 миллиарда долларов, чтобы приступить к бурению и разработке новых скважин.

Среди них — крупнейшие игроки сланцевого рынка, такие как Devon и Pioneer. Сигналом к экспансии для них должна послужить стабилизация цен на уровне 50 долларов или выше, поскольку именно эта отметка является пограничной для полной окупаемости сланцевых нефтяных корпораций.

Признаки такой стабилизации действительно есть. Хотя нефть сортов Brent и WTI все еще регулярно ходит вниз до 45 долларов за бочку и даже иногда ниже, большую часть августа она котировалась около 50 долларов. Американские компании получили тот самый необходимый глоток воздуха, чтобы возобновить инвестиции.

Американская статистика подтверждает эту тенденцию и другими данными. Впервые с февраля количество буровых в Соединенных Штатах, по информации Baker Hughes, превысило 400 единиц. Рост по сравнению с достигнутыми в начале лета минимумами — почти 50 процентов. Хотя еще год назад установок было вдвое больше, а полтора года назад их количество превышало тысячу штук, можно констатировать: нефтяники США (а большинство скважин приходится именно на сланцевую нефть) медленно, осторожно, но все же возвращаются к бурению.

То же самое касается и объемов добычи. Агентство энергетической информации США (EIA) сообщает, что локальный минимум производства нефти был достигнут в первую неделю июля (8,43 миллиона баррелей в сутки), после чего начался рост. К 12 августа добыча достигла 8,59 миллиона баррелей. Опять-таки, отыграть удалось чуть больше 10 процентов спада за прошлый год, но по крайней мере снижения не наблюдается.

Американцы планируют вложить миллиарды долларов в добычу и бурение

Американцы планируют вложить миллиарды долларов в добычу и бурение

Фото: Nati Harnik / AP

То есть сразу три индикатора (наращивание инвестиций, увеличение буровых и рост добычи) показывают, что сланцевая индустрия США не лежит в нокауте, а как-то функционирует и рассчитывает расти даже в нынешних крайне неблагоприятных условиях.

План саудитов, во всяком случае на данный момент, провалился. За счет чего американцам удалось выдержать идеальный шторм на нефтяном рынке?

В первую очередь — за счет снижения издержек. Благодаря целому комплексу факторов, расходы удалось срезать радикально. Уровень цен, при котором на разных месторождениях достигается рентабельность, демонстрирует это наглядно. Так, в 2014 году на участке Permian Midland (западный Техас) этот показатель составлял 85 долларов за баррель, а к 2016-му опустился до 38 долларов. На Permian Delaware — 63 и 33 доллара, на Eagle Ford — 75 и 39 долларов соответственно (данные консалтинговой компании Rystad Energy).

Материалы по теме

00:01 — 10 июня 2016

Цифры впечатляющие. Впрочем, причина столь радикального сокращения операционных расходов до конца не ясна. Не указывается, идет ли речь о падении издержек на одних и тех же буровых за счет прогресса в технологиях или траты снижаются за счет переноса операций исключительно на самые удобные в эксплуатации и рентабельные участки. В последнем случае долго удерживать низкую себестоимость вряд ли получится.

Впрочем, один фактор проявляется достаточно четко. А именно — резкое падение стоимости услуг и оборудования, предоставляемых сервисными компаниями. В условиях кризиса они были вынуждены пойти на серьезные уступки нефтяникам, лишь бы не остаться совсем без заказов. Цены на обслуживание упали, а вместе с ними — и затраты нефтедобытчиков.

Тяжелый прессинг не смогли выдержать только мелкие компании. В течение последнего года они вышли из бизнеса или подали заявление о банкротстве. Флагманы же индустрии более или менее приспособились к новым условиям.

Некоторые эксперты, тем не менее, придерживаются мнения, что успехи американского сланцевого бизнеса не так велики, как это хотят подать сами его представители.

По словам главного аналитика Промсвязьбанка Екатерины Крыловой, отдельные американские компании действительно готовятся наращивать добычу. В то же время в общей массе такого нет, и добыча сланцевой нефти снижается.

«Из всех ключевых месторождений добыча растет только в Пермианском бассейне (плюс 6 процентов, по данным за июль). Да и то, по оценкам Минэнерго США, в сентябре темпы роста там замедлятся до 3 процентов, а к концу года перейдут к снижению. По остальным месторождениям наблюдается сильное снижение: на Баккене в июле — на 19 процентов, на Игл Форде — на 28 процентов», — рассказала она «Ленте.ру».

По мнению аналитика IFC Markets Дмитрия Лукашова, повышение активности сланцевых компаний пока выглядит как обычная суета. «По прогнозу US Energy Information Administration, общая добыча сланцевой нефти в семи основных регионах США сократится на 85 тысяч баррелей в день в сентябре по сравнению с августом. Однако добыча на новых скважинах возрастет на 18 тысяч баррелей в день. На основании таких прогнозов инвесторы надеются, что когда большинство старых скважин будет заменено новыми, добыча вырастет», — говорит эксперт.

Добыча на шельфе останется нерентабельной и при 60 долларах за баррель, сообщили в Wood Mackenzie

Добыча на шельфе останется нерентабельной и при 60 долларах за баррель, сообщили в Wood Mackenzie

Фото: Elaine Thompson / AP

С другой стороны, старший аналитик Vygon Consulting Мария Белова уверена, что добыча будет увеличиваться в силу готовности компаний работать при дешевой нефти.

«Коль скоро многие компании даже при более низких ценах вынуждены были продолжать добычу себе в убыток, чтобы обеспечивать хотя бы минимальный поток наличности для обслуживания старых долгов, накапливая при этом новые, то текущая цена около 50 долларов за баррель повышает привлекательность инвестиций в сланцевые проекты», — отмечает она.

Нельзя сказать, что вся мировая нефтяная индустрия легко выдержала обвал цен. Вовсе нет. Но основные пострадавшие все же в других категориях. Прежде всего это компании, разрабатывающие глубоководную нефть и выкачивающие черное золото из битумных песков.

По оценке компании Wood Mackenzie, при ценах в 60 долларов за баррель 60 процентов рентабельной «нетрадиционной» нефти находится в американском сланце и лишь 20 процентов — в месторождениях на шельфе. Значит, самый сильный урон от «нефтяного джихада» Саудовской Аравии понесли Ангола, Нигерия, а также государства, намеренные добывать нефть в Арктике.

Неприятности коснулись и лидеров мирового нефтяного рынка. Такие компании, как Shell, BP, ExxonMobil, вынуждены свертывать проекты по всему миру и снижать общую активность, но даже это не мешает им накапливать долги.

Материалы по теме

00:04 — 21 июля 2016

К примеру, у Shell показатель чистого долга вырос почти в 20 раз за 10 лет, причем более половины этого роста пришлось на последние пару лет, когда мировые цены рухнули.

Несмотря на успехи сланцевой отрасли, общий объем производства нефти на фоне низких цен может существенно сократиться. Дефицит, в частности, прогнозирует EIA, не привыкшая разбрасываться подобными предсказаниями. Другой вопрос, сколько времени потребуется, чтобы привести рынок к балансу, учитывая колоссальный объем накопленных промышленных запасов. Скорее всего, долго. Так что ждать резкого подорожания нефти не приходится.

«По сравнению с прошлым годом, имеющийся на нефтяном рынке дисбаланс сокращается, чего нельзя сказать об объемах коммерческих запасов нефти. Они стабилизировались на историческом максимуме — чуть выше 3 миллиардов баррелей, и ждать падения не стоит на протяжении всего 2017 года. Цена нефти Brent до конца года будет находиться в коридоре 40-50 долларов, что в среднем по 2016 году даст нам Brent на уровне 40-45 долларов за баррель», — прогнозирует Мария Белова.

lenta.ru