Корпоративный университет «Газпром нефти» развивает цифровые технологии в обучении. Образование газпром нефть


Корпоративный университет «Газпром нефти» развивает цифровые технологии в обучении

Первая очная сессия сообщества Digital Learning — обучение с использованием цифровых интерактивных технологий — прошла в 16 марта Москве на базе Московского городского университета управления и собрала свыше 70 активных участников сообщества. Инициатором встречи выступил Корпоративный университет «Газпром нефти».

Участники получили возможность познакомиться очно и принять участие в профессиональных дискуссиях. Экспертная группа сообщества отобрала для обсуждения несколько кейсов участников сообщества. В заключительной части сессии участники выдвинули и определили миссию сообщества, наметили следующие шаги для развития.

Сообщество Digital Learning — самое большое на сегодняшний день открытое онлайн-сообщество профессионалов в области электронного обучения, объединяющее более 550 человек. Его создание в январе 2018 года инициировали сотрудники «Газпром нефти».

Цель сообщества Digital Learning — упростить и активизировать обмен опытом, новыми идеями и наработками в области электронного обучения и шире — в области digital learning. Быстрое развитие электронного обучения и различных онлайн-форматов ставит перед компаниями большое количество новых задач, требующих оперативных решений. У компаний, ВУЗов и провайдеров услуг в области digital learning возникла потребность в совместном обсуждении вопросов, идей и практических задач. Сообщество Digital Learning призвано дать такую возможность, объединить участников рынка на удобной платформе. Кроме того, Корпоративный университет «Газпром нефти», который курирует тему развития профессиональных сообществ внутри компании, смоделировал профессиональное сообщество и смог проверить механизмы его развития на реальном независимом примере.

Корпоративный университет «Газпром нефти» занимается внедрением и синхронизацией digital-решений в компании. В 2017 году он стал победителем HR-премии «Хрустальная пирамида» в номинации «Digital трансформация», а также вошел в топ-3 в номинации «Корпоративный университет года».

www.gazprom-neft.ru

Обучение и развитие персонала ПАО «Газпром нефть»

Анастасия Мизитова, бизнес-тренер, коуч:

- Добрый день! Сегодня мы беседуем с Николаем Долговым, который отвечает за обучение сотрудников в компании «Газпром нефть». Расскажите, пожалуйста, о том, как устроено обучение в вашей компании. Конечно, для рынка это огромная, заметная компания. Мы все знаем о ваших замечательных практиках. Что у вас происходит с точки зрения обучения?

Николай Долгов, начальник управления развития и подготовки кадров ПАО «Газпром нефть»:

- Действительно, «Газпром нефть» давно и много занимается обучением и развитием персонала. Это одно из ключевых направлений в области деятельности всех наших HR-подразделений, и это многолетняя история.

Из достижений: в 2015 году мы вошли в топ-3 федеральных компаний, больше всего инвестирующих в развитие людей по рейтингу РБК. И в блоках нашей компании, дочерних обществах, конечно, накопился громадный опыт и разные, очень успешные, уникальные программы.

Но, несмотря на это – а, может быть, как раз благодаря тому, что такая база была создана – в конце 2015 года было принято решение на уровне Правления о том, что мы начинаем создавать в компании корпоративный университет, причем создавать именно путем реформы и трансформации всего того замечательного, что в компании уже наработано. Именно создавать с точки зрения систематизации и дальнейшего развития всех тех практик, наработок, идей, которые уже существуют.

Корпоративный университет в компании «Газпром нефть» есть, но это не отдельный кампус, это не отдельное юридическое лицо. Это именно, пожалуй, новый взгляд, новый подход к тому, как нужно способствовать развитию людей в нашей организации.

- Вы сейчас затронули очень интересную тему – кросс-функциональность обучения. И многие компании пытаются идти по этому пути, набивают шишки. Чему вы научились в этой сложной теме?

- Пожалуй, скажу, что научились тому (и увидели сейчас), что это действительно очень непростая история. Потому что – что такое обучение в рамках функции? Там всем однозначно понятно и очевидно, что «эти знания и навыки мне нужны для того, чтобы делать мою работу здесь и сейчас». И обычно они упакованы в модели профессиональных компетенций, обычно они снабжены – во всяком случае, у нас – методами оценки уровня развития этих компетенций: тестовыми, кейсовыми методиками, конкурсами различными. И поэтому не возникает вопросов о том, что этому нужно учить и люди должны это знать.

А когда мы говорим о кросс-функциональном обучении, здесь иногда не очень понятно: «А, собственно, зачем я буду тратить на это время? Что такого хорошего есть у них, чего нет у нас?», и так далее. И при этом наш опыт показывает, что, когда эта иллюзия (а это действительно иллюзия) сломана, когда функции встречаются и начинают обмениваться теми наработками и теми знаниями, которые у них есть, возникает серьезный синергетический эффект. Это кросс-функциональное взаимодействие помогает начать по-другому использовать все то, что в одних частях компании очевидно, а в других не известно.

- Если говорить об инновациях, цифровых вещах, я знаю, что «Газпром нефть» здесь во многих вещах старается выступать пионером, во многих вопросах, и, в частности, много делает в сторону Agile, Digital. Расскажите, пожалуйста, пару слов, что сделано, что получается?

- Действительно, тема «цифровая трансформация»… Вроде бы, на первый взгляд может показаться: нефтянка, консервативная отрасль и цифровая трансформация – как это вообще рядом можно поставить? Но на самом деле, влияние цифровой трансформации на нас как на компанию, да и на отрасль в целом, велико. Оно велико, и с точки зрения таких отдельных аспектов, как применение технологии индустрии 4.0 – интернет вещей, цифровые копии, роботизация – вот это все уже становится частью наших технологических процессов. И помимо этого, сама тема цифровой трансформации как использование новых технологий и возможностей, которые за собой несет вот эта подключенность объектов мира физического к миру цифровому.

То, что мы сделали, и, на мой взгляд, сделали очень правильно – это мы договорились, и корпоративный университет совместно с Департаментом информационных технологий провели сессию для наших топ-руководителей. Два дня, 160 ключевых руководителей из разных функций, из разных блоков, вместе слушали и обсуждали, что же такое цифровая трансформация и как она повлияет на бизнес компании.

- Вы одна из крупнейших компаний на российском рынке. Наверняка у вас есть крупные образовательные проекты. Расскажите, пожалуйста, о них.

- Я думаю, что это есть сейчас в большинстве, наверное, компаний: такие долгоиграющие полугодовые, годовые в сотрудничестве с бизнес-школами либо с сильными провайдерами на рынке программы, которые мы делаем. На мой взгляд, разница в деталях, разница в том, как именно построены эти программы.

Для меня, наверное, ключевое изменение, главное, которое я вижу в одной из наших программ… Она называется «Магистр управления», и ее целевая аудитория – это руководители уровня «первое лицо -2, -3». То есть это действительно ключевые руководители компании, верхнее звено. И когда мы эту программу конструировали, мы начали с того, что встретились с руководителем каждого из участников и задали ему вопрос, зачем этот человек идет на эту программу. Какая сейчас есть задача, бизнес-задача, перед ним стоящая, решить которую эта программа должна ему помочь? Что вы хотите увидеть по итогам, то есть какое сопровождение именно в рамках этой программы нужно ему для того, чтобы бизнес-эффект получился? И очень приятно было, когда в конце мы снова встречались с этими руководителями, и они говорили о том, что видят действительно прогресс в этом направлении: и как изменились сами люди, и, главное, как продвинулась работа по ключевым проектам, с которыми они в эту программу заходили.

- У вас огромный бизнес, в нем много разных направлений, много инициатив. Как попытаться оценить совокупный эффект от обучения на бизнес, на компанию в целом? Это вообще возможно?

- С точки зрения эффективности обучения я, пожалуй, сейчас верю в две вещи по отношению ко всей системе. Я верю в такой показатель, который больше применим, наверное, в том же маркетинге и в каких-то цифровых сейчас темах: количество активных пользователей. То есть количество людей, которые пользуются услугами или возможностями, которые компания предоставляет.

Второе, когда мы говорим про эффективность обучения, я за то, чтобы измерять эффект от конкретных инициатив. Есть разные бизнес-модели вообще, есть классические бизнес-модели, которые были раньше. Например, это модель лучшего продукта. То есть создавался какой-то продукт, он вводился на рынок, и дальше это модель конкуренции Портера, либо дифференцируй, либо по цене. То есть эти подходы. И там были свои показатели, связанные именно с маржинальностью этого продукта, связанные с чистой прибылью, с такими вещами. Это одна бизнес-модель: выводи на рынок лучший продукт.

Другая бизнес-модель: лучшие решения. То есть удовлетворить максимальное количество запросов клиента.

А третья бизнес-модель, которой сейчас все больше востребована, это платформенная бизнес-модель, то есть когда речь не про прибыль здесь и сейчас, когда речь не про то, какой спектр услуг мы предлагаем клиенту, а речь про то, какую мы создаем платформу, интересную и привлекающую большое количество людей с разных сторон. Именно создание платформы с большим количеством участников со всех сторон неминуемо в будущем принесет деньги. Просто когда у тебя много людей начинают пользоваться чем-то и взаимодействовать между собой, ты как владелец платформы точно на этом заработаешь.

- Оглядываясь назад, на то, что сделали лично вы, на то, что было сделано еще до вас, может быть, еще до формирования корп. университета, что вызывает гордость?

- Пожалуй, скажу две вещи. То, что действительно вызывает гордость. Первое – это вот те многолетние наработки, которые были созданы еще до начала университета. К примеру, существующий в компании давно Центр профессионального роста в блоке разведки и добычи.

А второе, что сейчас у меня вызывает гордость – это то, что люди именно от бизнеса, то есть руководители и эксперты от подразделений, начинают верить и принимать тот подход, тот взгляд вообще на развитие обучения, который мы от университета предлагаем. А взгляд заключается в том, что за свое развитие отвечает каждый конкретный человек, и невозможно это развитие насаждать силами людей, которые сейчас оторваны от актуальных производственных задач. То есть образование возможно, и в первую очередь делается, за счет общения между людьми, теми, кто сейчас что-то знает больше и кому есть что дать другим, и теми, кто в этих знаниях нуждается.

В чем это выражается? В том, что более 15 профессиональных кафедр внутри университета уже открыто, а это значит, что лидеры функций, причем серьезных производственных функций, таких, как добыча, таких, как переработка, механика, энергетика, производственная безопасность, производственная эффективность, поверили в формат такого развития системы обучения и готовы делать свой вклад и играть по этим правилам.

- Лично для вас в зоне вашей ответственности что является трендом и в чем будущее на перспективу год-два?

- Я в горизонте пары-тройки лет верю в то, что развитие образовательной системы пойдет по пути все большего и большего включения в нее людей от бизнес-подразделений. Вообще, моя мечта, чтобы через пару лет мы могли сказать, что у нас в корпоративном университете работает пара тысяч человек, но при этом HR-ов будет человек 50.

- Я вам очень благодарна за разговор, Николай. Всего вам самого доброго и больших профессиональных успехов!

- Спасибо, Анастасия!

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

hr-tv.ru

Макеты Корпоративного университета компании «Газпром нефть»

У «Газпром нефти» есть внутренний Корпоративный университет для сотрудников. Это настоящий университет, где сотрудники проходят обучение у внутренних тренеров компании или у специально приглашенных лекторов и экспертов.

Узнать больше о цифровой трансформации компании, блокчейне или «больших данных»? Пожалуйста, вот видео и лекция в среду.

Выучить английский? Легко, записывайся и учи. Пройти курс о новых технологиях добычи нефти? Вы уже включены в целевую программу!

В базе тысячи статей и сотни образовательных программ. Занятия проходят онлайн и оффлайн, по итогам обучения многим удается по-новому решать рабочие задачи и создавать инновационные продукты.

В студии разработали макеты сайта Корпоративного университета.

Легкий дизайн не отвлекает от изучения портала

У сайта есть одна, но масштабная цель, вокруг которой выстраивается внутренний смысл — вдохновить людей на образование. Проходить курс по нефтегазовой логистике сложнее, чем лежать на диване, вращаясь с правого на левый бок, поэтому сервис поощряет пользователя за любые действия на нелегком пути просвещения.

Во-первых, страница адаптируется под нужды каждого конкретного сотрудника. Достаточно выбрать образовательный курс, и на экране сразу же отображается состояние обучения, анонсы нужных статей, книги по теме, ценные советы. Время от времени всплывает информация о курсах, которые должны заинтересовать пользователя.

Нравится горнопромышленная и нефтегазовая геология? Умница. Почитай про маркшейдерское дело!

Во-вторых, создана масштабная система поощрений. Любое действие на сайте вознаграждается внутренней валютой — баррелями. Заполняешь информацию о себе — получаешь десять баррелей, проходишь тест — зарабатываешь пятьдесят. Баррели обмениваются на приятные подарки и сувениры и создают увлекательную атмосферу игры.

Кроме того, в приложении используется большой набор дружелюбных иконок, которые положительно подкрепляют каждое действие. Высокая скорость занятий обозначается картинкой-велосипедом, пройденные тесты — улыбающимся смайликом, а окончание курса символизируют победный флаг и корона.

Персональная информация о сотруднике показана на главной странице личного кабинета. Там отображаются все действия, полученные навыки, опубликованные статьи и выбранные курсы.

Сайт невероятно прост и удобен в использовании. Меню сгруппировано по смысловым блокам, нет раздражающих дублирующих подпунктов, а важная информация отображается наглядно и крупно.

www.artlebedev.ru

«Газпром нефть» и СПбПУ создают научно-образовательный центр «Газпромнефть-Политех»

18 марта 2015

«Газпром нефть» и Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбПУ) подписали соглашение о сотрудничестве, предполагающее создание нового научно-образовательного центра «Газпромнефть-Политех». На базе центра с сентября 2015 года на кафедре «Теоретическая механика» будет действовать двухлетняя магистерская программа «Математическое моделирование процессов нефтегазодобычи». Набор студентов на курс начнется в апреле, читать лекции, проводить семинары и практические занятия будут как ведущие специалисты университета, так и сотрудники «Газпром нефти».

Вторым направлением деятельности «Газпромнефть-Политеха» станет выполнение по заказу компании научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области разработки нефтегазовых месторождений. В число тем для совместной работы ученых из университета, экспертов «Газпром нефти» и будущих магистров войдут такие направления как геомеханическое моделирование, создание математических моделей для оптимизации процессов бурения, разработка новых методов определения упругих свойств пласта и другие.

Для организации эффективного процесса обучения и проведения исследований при поддержке «Газпром нефти» аудитории и лаборатории образовательного центра будут оснащены всем необходимым оборудованием.

Первый заместитель генерального директора «Газпром нефти» Вадим Яковлев отметил: «Наша компания активно занимается освоением трудноизвлекаемых и нетрадиционных запасов углеводородов. Открытие центра «Газпромнефть-Политех» позволит вывести подготовку молодых специалистов на качественно новый уровень, объединив академические знания и опыт применения новых технологий, наработанный «Газпром нефтью». А привлекая ведущих ученых российского университета к решению практических задач, мы продолжаем наращивать наукоемкий потенциал компании».

«Долгосрочная кадровая стратегия «Газпром нефти»  направлена на привлечение профессиональных сотрудников с высоким потенциалом, что позволит нам эффективно реализовать масштабные и технологичные проекты, определенные бизнес-целями компании. Поэтому мы сформировали эффективную программу подготовки молодых специалистов нефтегазовой отрасли на всех этапах обучения. Уверен, что благодаря тесному взаимодействию с одним из ведущих ВУЗов Санкт-Петербурга, мы сможем принять в свою команду новых талантливых и искренне увлеченных своей работой сотрудников», - подчеркнул заместитель генерального директора «Газпром нефти»  по организационным вопросам Виталий Баранов.

Для подготовки и привлечения молодых специалистов в «Газпром нефти» реализуется образовательная программа, подразумевающая подготовку специалистов на всех этапах обучения.

Под патронажем «Газпром нефти» в основных регионах присутствия компании работают инженерно-технические классы. Этот формат сотрудничества позволяет осуществлять углубленную подготовку старшеклассников по профильным предметам для поступления на специальности нефтегазовой отрасли. Выпускники профильных классов продолжают обучение в ВУЗах-партнерах компании. В 2014 году более 70 школьников стали целевыми студентами «Газпром нефти».

При поддержке «Газпром нефти» созданы две базовые кафедры - «Геологии углеводородных систем» в РГУ им.Губкина и «Нефтепереработка» в ОмГТУ. Под патронажем компании работают магистратуры в МФТИ, СПбГУ. C февраля 2012 года действует Объединенный научно-исследовательский центр инновационных технологий,  совместно созданный «Газпромнефть Научно-Техническим Центром» и Санкт-Петербургским государственным горным университетом (СПГГУ). Ежегодно более 500 студентов проходят производственную практику на предприятиях «Газпром нефти».

Ярким примером привлечения талантов стал прошедший в 2014 году первый студенческий турнир «Газпром нефти» по решению нефтегазовых кейсов, собравший более 5200 участников. По формату, географическому охвату и количеству участников турнир стал уникальным событием для российской нефтяной отрасли.

* Гидравлический разрыв пласта (ГРП) - один из методов интенсификации работы нефтяных скважин. Закачка в скважину жидкости (специального геля, в некоторых случаях воды или либо кислоты) приводит к возникновению трещин в пласте, за счет которых увеличивается приток нефти в скважину. ГРП – эффективный способ разработки трудноизвлекаемых запасов (ТРИЗ), к которым относятся запасы, находящиеся в пластах с низкой проницаемостью, высокой обводненностью, запасы с пониженным нефтенасыщением, а также расположенные в малых толщинах.

Теги: карьера, выпускникам и студентам

www.gazprom-neft.ru

Обучение - АО «ГАЗПРОМНЕФТЬ-АЭРО»

Компания стремится постоянно развивать своих сотрудников, предлагая им разный формат и программы обучения.

В компании активно внедряется дистанционное обучение, позволяющее получать новые знания в любое удобное время и в любом месте. Это передовой метод, обеспечивающий  постоянный обмен знаниями внутри компании. Наличие собственной платформы обучения позволяет быть гибкими и активно развивать образовательный процесс с помощью  видеоматериалов, презентаций, тестирований.

Также в компании проводятся мастер-классы руководителей высшего звена, а также другие мастер-классы по разным направлениям силами обученных внутренних инструкторов-тренеров, которые готовят обучающие презентации и короткие курсы. Это позволяет организовать системное владение знаниями, делиться лучшими практиками, общаться с сотрудниками.

Компания стремится развивать лидерство и в отрасли по качеству авиатопливообеспечения и повышении безопасности полетов и заинтересована во внедрении международных стандартов АТО в российских аэропортах и привлечении талантливых специалистов. С этой целью в октябре 2011 года компания открыла учебный центр по подготовке специалистов в области авиатопливообеспечения на базе Ульяновского института Гражданской авиации.

Обучение проходят специалисты «Газпромнефть-Аэро» из разных регионов России и Киргизии по учебным программам:

  • Авиатехник по ГСМ
  • Начальник смены
  • Начальник склада ГСМ
  • Инженерно-технический работник службы ГСМ
  • Руководитель службы ГСМ АП (ЗД ТЗК по производству)
  • Техник-лаборант для лабораторий ГСМ ГА

Все программы Учебного центра разработаны совместно с преподавателями УВАУ ГА и экспертами «Газпромнефть-Аэро» и утверждены Федеральным Агентством Воздушного Транспорта «Росавиация». С момента открытия специалисты компании из всех регионов присутствия компании прошли обучение в Учебном центре АТО на базе УВАУ ГА.

Знания – это тот капитал, который мы можем приумножать бесконечно, поэтому Компания поддерживает стремление работников к обучению и развитию!

obuch2m.jpg obuch2m.jpg

demo.aero.gazprom-neft.ru

Академия | Как построено цифровое обучение в «Газпром нефти»

ПАО «Газпром нефть» - это более 70 предприятий в России и за рубежом, 65 тысяч сотрудников, из них четверть моложе 30 лет. Корпоративный университет компании в 2017 году стал победителем HR-премии «Хрустальная пирамида» в номинации «Digital трансформация», а также вошел в топ-3 в номинации «Корпоративный университет года». О том, как у них работает digital learning, рассказал на конференции ELForum 2018 руководитель направления по управлению знаниями Корпоративного университета «Газпром нефти» Павел Безяев.

Корпоративный университет выполняет три задачи:

  • платформа (marketplace)
  • формирование образовательной среды
  • целевые учебные программы
Доступ ко всему богатству знаний осуществляется через единый портал с любого устройства. Университет имеет пять факультетов, на каждом по несколько кафедр. Сотрудникам предоставляется 250 курсов, разработанных в формате МООК/MOOC (массовый открытый онлайн-курс). Обычно курс состоит из 5-7-минутных роликов. Большая часть авторов курсов – из самой компании. Разработка учебных программ происходит по модели Uber: университет получает заказ на конкретную тему, привлекает необходимые ресурсы и выполняет заказ. Для продвижения курсов используют обычные рекламные каналы – постеры с авторами, рассылки и т.д.

Университет «Газпром нефти» активно внедряет новые средства digital learning, например:

  • мобильные приложения – как и курсы, они разрабатываются под конкретные запросы той или иной группы;
  • чат-боты – например, есть бот, который учит креативности внутренних тренеров;
  • VR – например, для добытчиков, ремонтников, строителей.

Еще они развивают профессиональные сообщества: в мессенджерах создаются профильные группы, где в любое время можно получить консультацию у коллег из любой точки страны. 

При всем этом Павел говорит, что их система обучения подошла к кризису. Вот некоторые проблемы, которые он привел, и с ним согласились многие слушатели в зале:

Да, уже многие ставят вопрос: диджитализация - это погоня за модными трендами или реальная необходимость, мы недавно об этом писали.  Кстати, и Павел, и другие спикеры конференции признавали, что оценить эффективность корпоративного обучения в цифрах они пока не могут, приходится полагаться только на обратную связь и собственные ощущения. На самом деле, делать это можно и нужно. Понятно, что в Газпроме мотивация что-то измерять минимальная, а вот в реальном бизнесе, в котором от обучения зависит много, лучше за показателями следить. Об оценке эффективности обучения вы найдете в этих статьях, и конечно, мы проходим эту тему на курсе «Менеджер по оценке и обучению персонала».

hr-academy.ru