Расходы на очистку берега реки Лены от нефти возложены на бюджет Якутска. Очистка берега от нефти


"Шелл" обязали очистить от нефти берег Ла Платы

18:0622.11.2002

(обновлено: 16:53 05.06.2008)

1700

Аргентинский суд потребовал от англо-голландского концерна "Шелл" повторного проведения работ по очистке участка берега, загрязненного нефтью после аварии танкера, принадлежащего компании. Как передает корреспондент РИА "Новости", в январе 1999 года у аргентинского берега примерно в 100 км в востоку от Буэнос-Айреса в заливе Ла-Плата столкнулись два судна. Одним из них был танкер компании "Шелл". В результате происшествия в воды залива попали 5300 куб. метров нефти. Через два дня нефтяное пятно покрыло аргентинский участок берега длиной в 30 км. Компания "Шелл", наняв местных рабочих, провела очистительные работы, собрав около 1,5 тыс куб. метров нефти, а такжем установила боновые заграждения, чтобы помешать дальнейшему загрязнению. По заключению специалистов концерна, в результате проведенных мероприятий пляжи были очищены, а вся зона "постепенно доочистится сама". Местные жители не согласились с выводами экспертов "Шелл" и подали судебный иск. Суд счел их требования обоснованными...

БУЭНОС-АЙРЕС, 22 ноября. /Корр. РИА "Новости" Александр Игнатов/. Аргентинский суд потребовал от англо-голландского концерна "Шелл" повторного проведения работ по очистке участка берега, загрязненного нефтью после аварии танкера, принадлежащего компании.

Как передает корреспондент РИА "Новости", в январе 1999 года у аргентинского берега примерно в 100 км в востоку от Буэнос-Айреса в заливе Ла-Плата столкнулись два судна. Одним из них был танкер компании "Шелл".

В результате происшествия в воды залива попали 5300 куб. метров нефти. Через два дня нефтяное пятно покрыло аргентинский участок берега длиной в 30 км.

Компания "Шелл", наняв местных рабочих, провела очистительные работы, собрав около 1,5 тыс куб. метров нефти, а такжем установила боновые заграждения, чтобы помешать дальнейшему загрязнению. По заключению специалистов концерна, в результате проведенных мероприятий пляжи были очищены, а вся зона "постепенно доочистится сама".

Местные жители не согласились с выводами экспертов "Шелл" и подали судебный иск. Суд счел их требования обоснованными и потребовал от компании проведения дополнительных работ, которые, по предварительным данным, обойдутся компании в 35 млн долларов.

По мнению наблюдателей, "Шелл" будет подавать апелляцию.

Судья, вынесший вердикт, предупредил, что за каждый день опоздания с выполнением его постановления виновные будут платить штраф в 100 тыс песо /28 тыс долларов/.

ria.ru

очистка береговой линии от нефти

Documents войти Загрузить ×
  1. Бизнес
  2. Менеджмент
advertisement advertisement
Related documents
Document 869819
гидроциклонная установка p-klonetm
КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ПУТИ СНИЖЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА. Матвеева А.О.
ИнстаФорекс: Профессиональный обзор финансового
Презентация по воде и нефти
DOCX, 146 КБ
Tezisy_Gayfutdinov_Kamyshevax
Опросный лист по переработке нефти и газа
Document 2055118
Скачать advertisement StudyDoc © 2018 DMCA / GDPR Пожаловаться

studydoc.ru

Бактерии очистят берега северных морей от нефти

WWF России начинает эксперимент на выживаемость бактерий в нефтеносной среде в северных широтах. Его цель — найти бактерии, способные ликвидировать последствия нефтяных разливов. 

Бактерии-нефтедеструкторы питаются нефтью и разлагают ее. Эти свойства могут быть использованы для очистки берегов в случае аварийных разливов при добыче и перевозке нефтепродуктов.

Специалисты попытаются выявить штаммы бактерий, способных наиболее эффективно уничтожать нефтепродукты в условиях Крайнего Севера. В России эта технология пока не получила широкого применения. В северных широтах она не использовалась, так как считается, что при низких температурах бактерии не активны, могут не пережить зиму и погибнуть.

«В ходе эксперимента мы хотим выявить бактерии, способные наиболее эффективно уничтожать нефтепродукты в условиях Крайнего Севера, — рассказал Агентству социальной информации координатор нефтегазовых проектов Баренц-отделения WWF России Вадим Краснопольский. — В первую очередь акцент будет сделан на те виды, что перевозятся вдоль берегов Кольского полуострова».

Экспериментаторы взяли более десятка биоразлагающих препаратов и поместили их в образцы нефти. Какие бактерии более живучи, у кого лучше «аппетит» и в каких погодных условиях они лучше работают, станет понятно через полгода. Первые данные специалисты надеются получить в ноябре. Остальное время уйдет на изучение поведения бактерий в зимних условиях и после потепления.

Исследователи попытаются также понять, чем можно помочь бактериям, годятся ли для усиления разложения нефти простые методы из агротехнологий — перемешивание загрязненного грунта или укрытие его полимерной пленкой.

Успех эксперимента позволит вывести его на следующий уровень. Как сообщают в Баренцевоморском отделении WWF России, тема ликвидации разливов нефти становится все актуальнее в свете растущего объема перевозок по Северному морскому пути. Применение бактерий может стать особенно эффективным в труднодоступных районах, куда невозможно доставить технику и откуда нет возможности вывезти собранную нефть.

«Разливы нефти могут привести к катастрофическим последствиям для популяций морских птиц, млекопитающих, рыб и коренных жителей Арктики. А вот применение бактерий-нефтедеструкторов вреда природе не наносит, — уверен Вадим Краснопольский. — Полученная нами информация будет передаваться аварийно-спасательным формированиям, которые борются с разливами нефти. Они смогут взять на вооружение наиболее эффективные препараты».

Проект реализуется совместно со студентами и преподавателями Мурманского арктического гуманитарного университета.

www.asi.org.ru

Расходы на очистку берега реки Лены от нефти возложены на бюджет Якутска

В Якутском речном порту приступили ко второму этапу зачистки береговой полосы от загрязнения нефтепродуктами, сообщает пресс-служба окружной администрации. Первый заместитель главы Якутска Сергей Игнатенко сказал, что виновный в утечке до сих пор не определен, и пока его имя не станет известно, расходы понесет город.

Проведение работ стало возможным после снижения уровня воды на загрязненной территории, которую эксплуатирует СК «Якутск». В работах задействованы 13 человек, два КАМАЗа и один погрузчик. Ими выполняется зачистка береговой полосы: вырубка загрязнённого мазутом тальника и сбор замазученной почвы. По мере освобождения от воды загрязненный грунт срезается на всю глубину пропитки, вывозится и утилизируется.

«Все расходы по устранению последствий должно нести лицо, допустившее утечку. Но, поскольку виновник до сих пор не определен, было принято решение, что город возьмет на себя расходы по выполнению ликвидационных работ за счет резервного фонда, созданного на случай ЧС. После того, как виновник будет установлен, с него в соответствии с законом, будут взысканы понесенные затраты. Данное решение было принято, исходя из того факта, что в ближайшие несколько недель возможно повышение уровня воды», — сказал первый заместитель главы Якутска Сергей Игнатенко.

Утечка нефтепродуктов произошла 13 мая в результате распиловки заброшенного судна на территории судоходной компании «Якутск». Возникла опасность попадания нефтепродуктов в городской водозабор. После вмешательства властей территория была обработана сорбентами.

У речного порта Якутска собрано сто кубов нефтепродуктов

ysia.ru

Паспорт на подводный переход магистрального нефтепровода "Нижневартовск-Курган-Куйбышев", страница 15

Начальник ЛЭС                                                                          Буранбаев И.Э.

Начальник ЦРС                                                                          Бацман С. Н.

Главный инженер Черкасского НУ                                         Кудояров Р.У.

Технология и организация работ по локализации, сбору нефти и очистке берегов при аварийном разливе нефти на р. Белая

4.2 Локализация, сбор нефти и очистка берегов в безледовый период

№ п/п

Операция

Время выполнения операции

 

начало

конец

 

4.1.1

Разворачивание средств локализации и сбор нефти на 1-м рубеже

 

Доставка и выгрузка, катера на правом берегу

Ч+1ч 10мин

Ч+1ч 30мин

 

Выгрузка БЗ, нефтесборщика, емкостей, моторной лодки, лебедок, тросов, обычных (русловых) и береговых якорей на левом берегу

Ч+1ч 40мин

Ч+2ч

 

Сборка 4-х участков БЗ: Барьер-70 длиной 200 м, БЗ Барьер-50П длиной 200 м, Барьер-50 длиной 200 м, БЗ Барьер-30 длиной 200 м

Ч+2ч

Ч+4ч 05мин

 

Установка «мертвых якорей» на правом и левом берегах

Ч+2ч

Ч+2ч 10мин

 

Доставка  и установка в русле реки якорей  с тросами и буями для  1-го участка БЗ

Ч+2ч

Ч+2ч 30мин

 

Спуск на воду, транспортирование и крепление участка БЗ Барьер-30 к буям и «мертвому якорю» на левом берегу под углом 26° к направлению течения

Ч+2ч 30мин

Ч+3ч 10мин

 

Доставка и установка в русле реки якорей  с тросами и буями для  2-го участка БЗ

Ч+2ч 30мин

Ч+3ч

 

Спуск на воду, транспортирование и крепление к буям БЗ Барьер-50П в одну линию с участком БЗ Барьер-30 с перекрытием по длине на 5 м

Ч+3ч

Ч+3ч 40мин

 

Доставка и установка в русле реки якорей с тросами и буями для  3-го участка БЗ

Ч+3ч

Ч+3ч 30мин

 

Спуск на воду, транспортирование и крепление к буям БЗ Барьер-50 в одну линию с участком БЗ Барьер-50П с перекрытием по длине на 5 м

Ч+3ч 30мин

Ч+4ч 10мин

 

Доставка и установка в русле реки якорей с тросами и буями для  4-го участка БЗ

Ч+3ч 30мин

Ч+4ч

 

Спуск на воду, транспортирование и крепление к буям и к «мертвому якорю» на правом берегу БЗ Барьер-70 в одну линию с участком БЗ Барьер-50 с перекрытием по длине на 5 м

Ч+4ч

Ч+4ч 40мин

 

Установка вдоль берега БЗ их подручных материалов

Ч+4ч 40мин

Ч+5ч

 

Установка на воду нефтесборщиков Magnum-200 и Minimax-30, обвязка и подключение к силовым агрегатам

Ч+2ч

Ч+2ч 30мин

 

Сборка и установка емкости V=100 м3

Ч+2ч

Ч+3ч 30мин

 

Сбор поступающей нефти в емкости, суммарным V=300 м3 с последующей закачкой в технологию

Ч+3ч 30мин

До прекращения поступления нефти

 

4.1.2

Разворачивание средств локализации и сбор нефти на 2-м рубеже

 

Доставка БЗ из труб Ду 500 на правый берег

Ч+40мин

Ч+2ч 10мин

Выгрузка нефтесборщиков, емкостей, катеров, лебедок, тросов, береговых якорей на правом берегу р. Белая

Ч+1ч 10мин

Ч+1ч 40мин

Спуск на воду катера, доставка на левый берег «мертвых якорей»

Ч+1ч 40мин

Ч+2ч 10мин

Установка «мертвых якорей» на обоих берегах

Ч+2ч

Ч+2ч 20мин

Сборка участка БЗ из труб Ду 500 мм у правого берега, буксировка к левому берегу, и крепление к «мертвым якорям»

Ч+2ч 10мин

Ч+5ч 10мин

Установка на воду нефтесборщика Magnum –100,  обвязка и подключение его к силовому агрегату

Ч+4ч 40мин

Ч+5ч

Установка емкости Экосервиснефтегаз V=100 м3

Ч+1ч 40мин

Ч+2ч

Сбор поступающей нефти в емкости, суммарным V=300 м3 с последующей закачкой в технологию

Ч+5ч 30мин

До прекращения поступления нефти

Доставка БЗ из труб Ду 700 мм на правый берег

Ч+40мин

Ч+3ч 40мин

Установка  «мертвых якорей» на обоих берегах

Ч+1ч 40мин

Ч+3ч

Сборка участка БЗ из труб Ду 720 мм у правого берега, буксировка к левому берегу и крепление к «мертвым якорям»

Ч+3ч 40мин

Ч+8ч 40мин

Установка вдоль берега БЗ их подручных материалов

Ч+8ч

Ч+8ч 30мин

Установка на воду нефтесборщика ТДС-136 обвязка и подключение его к силовым агрегатам

Ч+8ч

Ч+8ч 30мин

Сбор поступающей нефти в емкости, суммарным V=300 м3 с последующей закачкой в технологию

Ч+8ч 40мин

До прекращения поступления нефти

4.1.3

Разворачивание средств локализации и сбор нефти на 3-м рубеже

 

Выгрузка БЗ, нефтесборщиков, емкостей, катера, моторной лодки, лебедок, тросов, обычных (русловых) и береговых якорей на правом берегу

Ч+4ч 40мин

Ч+5ч

 

Спуск на воду катера и моторной лодки

Ч+4ч 40мин

Ч+5ч

 

Сборка 6-и участков БЗ: Барьер-70 длиной 250 м, БЗ Барьер-70П длиной 150 м, Барьер-50П длиной 100 м, Барьер-50 длиной 250 м, БЗ Уж-2М длиной 105 м, Vikoma длиной 120 м

Ч+5ч

Ч+7ч 30мин

 

Установка «мертвых якорей» на обоих берегах

Ч+5ч

Ч+5ч 40мин

 

Доставка  и установка в русле реки якорей  с тросами и буями для  1-го участка БЗ

Ч+5ч

Ч+5ч 30мин

 

Спуск на воду, транспортирование и крепление участка БЗ Барьер-70  к буям и береговому якорю на правом берегу под углом 26° к направлению течения

Ч+5ч 40мин

Ч+6ч 20мин

 

Доставка и установка в русле реки якорей  с тросами и буями для  2-го участка БЗ

Ч+5ч 30мин

Ч+6ч

 

Спуск на воду, транспортирование и крепление к буям БЗ Барьер-70П в одну линию с участком БЗ Барьер-70 с перекрытием по длине на 5 м

Ч+6ч 5мин

Ч+6ч 45мин

 

Доставка и установка в русле реки якорей с тросами и буями для  3-го участка БЗ

Ч+6ч

Ч+6ч 30мин

 

Спуск на воду, транспортирование и крепление к буям БЗ Барьер-50 в одну линию с участком БЗ Барьер-70П с перекрытием по длине на 5 м

Ч+6ч 45мин

Ч+7ч 25мин

 

Доставка и установка в русле реки якорей с тросами и буями для  4-го участка БЗ

Ч+6ч 30мин

Ч+7ч

 

Спуск на воду, транспортирование и крепление к буям БЗ Барьер-50П в одну линию с участком БЗ Барьер-50 с перекрытием по длине на 5 м

Ч+7ч

Ч+7ч 40мин

 

Доставка и установка в русле реки якорей с тросами и буями для  5-го участка БЗ

Ч+7ч

Ч+7ч 30мин

 

Спуск на воду, транспортирование и крепление к буям и к «мертвому якорю» на левом берегу БЗ Уж-2М в одну линию с участком БЗ Барьер-50П с перекрытием по длине на 5 м

Ч+7ч 20мин

Ч+8ч

 

Установка вдоль берега БЗ Vikoma, крепление к береговым якорям

Ч+7ч 30мин

Ч+7ч 40мин

 

Установка на воду нефтесборщиков Magnum-100, Komara-12M, обвязка и подключение к силовым агрегатам

Ч+5ч

Ч+5ч 30мин

 

Сборка и установка емкости V=100 м3

Ч+5ч

Ч+6ч 30мин

 

Сбор поступающей нефти в емкости, суммарным V=300 м3 с последующей закачкой в технологию

Ч+6ч 30мин

До прекращения поступления нефти

 

4.1.4

Разворачивание средств локализации и сбор нефти на 4-м рубеже

 

Выгрузка БЗ, нефтесборщика, емкостей, моторной лодки, лебедок, тросов, обычных (русловых) и береговых якорей на левом берегу

Ч+3ч

Ч+3ч 20мин

 

Спуск на воду катера и моторной лодки

Ч+3ч

Ч+3ч 20мин

 

Сборка 5-ти участков БЗ длиной по 200 м

Ч+3ч 20мин

Ч+5ч 50мин

 

Установка береговых якорей на левом берегу

Ч+3ч 20мин

Ч+3ч 30мин

 

Доставка  и установка в русле реки якорей  с тросами и буями для  1-го участка БЗ

Ч+3ч 30мин

Ч+4ч

 

Спуск на воду, транспортирование и крепление 1-го участка БЗ к буям и береговому якорю на левом берегу под углом 26° к направлению течения

Ч+3ч 50мин

Ч+4ч 30мин

 

Доставка и установка в русле реки якорей  с тросами и буями для  2-го участка БЗ

Ч+4ч

Ч+4ч 30мин

 

Спуск на воду, транспортирование и крепление к буям 2-го участка БЗ в одну линию с 1-м участком с перекрытием по длине на 5 м

Ч+4ч 20мин

Ч+5ч

 

Доставка и установка в русле реки якорей с тросами и буями для  3-го участка БЗ

Ч+4ч 30мин

Ч+5ч

 

Спуск на воду, транспортирование и крепление к буям 3-го участка БЗ в одну линию со 2-м участком с перекрытием по длине на 5 м

Ч+4ч 50мин

Ч+5ч 30мин

 

Доставка и установка в русле реки якорей с тросами и буями для  4-го участка БЗ

Ч+5ч

Ч+5ч 30мин

 

Спуск на воду, транспортирование и крепление к буям 4-го участка БЗ в одну линию с 3-м участком с перекрытием по длине на 5 м

Ч+5ч 20мин

Ч+5ч

 

Установка вдоль берега 5-го участка БЗ, крепление к береговым якорям

Ч+5ч 50мин

Ч+6ч 20мин

 

Установка на воду нефтесборщиков, обвязка и подключение к силовым агрегатам

Ч+6ч 20мин

Ч+6ч 40мин

 

Сборка и установка емкости V=100 м3

Ч+6ч 40мин

Ч+8ч 10мин

 

Сбор поступающей нефти в емкости, суммарным V=300 м3 с последующей закачкой в технологию

Ч+8ч 10мин

До прекращения поступления нефти

 

4.1.5

Очистка берегов от нефтепродукта

 

Выгрузка БЗ, нефтесборщиков, емкостей ЕН-6, сорбента в месте, указанном патрульной группой

Ч+7ч

Ч+7ч 20мин

 

Разворачивание вакуумной системы Powervak-2, подключение к силовому агрегату и емкости ЕН-6

Ч+7ч 20мин

Ч+7ч 40мин

 

Сбор нефти с грунта в емкость ЕН-6 с вывозом на ЛПДС Нурлино или Черкассы

Ч+7ч 40мин

По возможности нефтесборщика

 

Сборка и установка вдоль берега БЗ из подручных материалов

Ч+7ч 40мин

Ч+8ч 40мин

 

Установка на воду нефтесборщика Komara –12M, подключение его к силовому агрегату и емкости ЕН-6

Ч+8ч 40мин

Ч+9ч

 

Смыв нефти с берега мотопомпой и сбор нефтесборщиком в емкость ЕН-6 с вывозом на ЛПДС Нурлино или Черкассы

Ч+9ч

По возможности нефтесборщика

 

Обработка грунта и поверхности воды, покрытых пленкой нефти, сорбентом

Ч+7ч 20мин

Ч+10ч

 

Сбор сорбента, пропитанного нефтью, и вывоз для утилизации на ЛПДС Нурлино или Черкассы

Ч+10ч

Ч+12ч

 

Снятие грунта, загрязненного нефтью, и вывоз на рекультивацию

Ч+12ч

Ч+15ч

 

Сворачивание техники и переезд на следующий участок берега, загрязненный нефтью

Ч+15ч

Ч+16ч

 

Очистка всех участков берега, загрязненных нефтью

Ч+16ч

До очистки всех участков

 

vunivere.ru

Добровольцы научились очищать берег от нефти

С 16 по 18 июня в поселке Лувеньга Мурманской области Баренцевоморский экорегиональный офис WWF провел учения по ликвидации аварийных разливов нефти на берегу для сторонников фонда и мурманчан, готовых внести личный вклад в повышение региональной готовности к борьбе с нефтяным загрязнением.

WWF объединил 40 человек для участия в учениях по сбору нефтеразлива. Для проведения акции выбрали популярное место отдыха жителей маленького поселка Лувеньга на побережье Белого моря. Эта территория прилегает к охраняемым островам Кандалакшского государственного природного заповедника.

Специалисты профессионального аварийно-спасательного формирования «Мурманский Региональный Центр Аварийно-Экологических Операций» развернули оборудование и продемонстрировали его работу участникам учений. В специально оборудованный для приема нефтесодержащих вод бассейн налили морской воды и отработанного масла и собирали жирную пленку из нефтепродуктов сначала скиммером, а затем обогатили сорбентом и полученную массу сняли сачком. Желающие смогли лично попробовать себя в роли «чистильщика бассейна».

Второй этап учений включал в себя чистку камней от нефти. На прочной полиэтиленовой пленке разместили камни и обильно полили нефтепродуктами. Добровольцы с помощью щеток и опилок дружно принялись скоблить загрязненные камни. С работой управились быстро, несмотря на жару и многочисленных насекомых.

В задачу третьего этапа учений входила очистка песчаного берега все от той же нефти, только на этот раз разлив пришлось имитировать без использования собственно нефтепродукта чтобы не допустить попадание загрязняющих веществ в воду или на почву. Уже изрядно уставшие добровольцы справились и с этой задачей, за что и получили благодарность от руководителей учений в лице ген. директора ОАО «МРЦАЭО» Александра Глазова и руководителя баренцевоморского офиса WWF России Михаила Каленченко. Оба выступавших особо подчеркивают важную роль добровольцев в системе готовности и реагирования на чрезвычайные ситуации, связанные с нефтеразливами.

Утром перед отъездом в Мурманск участники учений посетили музей Кандалакшского государственного природного заповедника, где для них была проведена экскурсия, посвященная флоре и фауне региона.

wwf.ru

БАКТЕРИИ ПОМОГУТ ОЧИСТИТЬ БЕРЕГА СЕВЕРНЫХ МОРЕЙ ОТ НЕФТИ

WWF России начинает эксперимент на выживаемость бактерий в нефтеносной среде в северных широтах. Его цель — найти бактерии, способные ликвидировать последствия нефтяных разливов, сообщает АСИ.

Бактерии-нефтедеструкторы питаются нефтью и разлагают ее. Эти свойства могут быть использованы для очистки берегов в случае аварийных разливов при добыче и перевозке нефтепродуктов.

Специалисты попытаются выявить штаммы бактерий, способных наиболее эффективно уничтожать нефтепродукты в условиях Крайнего Севера. В России эта технология пока не получила широкого применения. В северных широтах она не использовалась, так как считается, что при низких температурах бактерии не активны, могут не пережить зиму и погибнуть.

«В ходе эксперимента мы хотим выявить бактерии, способные наиболее эффективно уничтожать нефтепродукты в условиях Крайнего Севера, — рассказал Агентству социальной информации координатор нефтегазовых проектов Баренц-отделения WWF России Вадим Краснопольский. — В первую очередь акцент будет сделан на те виды, что перевозятся вдоль берегов Кольского полуострова».

Экспериментаторы взяли более десятка биоразлагающих препаратов и поместили их в образцы нефти. Какие бактерии более живучи, у кого лучше «аппетит» и в каких погодных условиях они лучше работают, станет понятно через полгода. Первые данные специалисты надеются получить в ноябре. Остальное время уйдет на изучение поведения бактерий в зимних условиях и после потепления.

Исследователи попытаются также понять, чем можно помочь бактериям, годятся ли для усиления разложения нефти простые методы из агротехнологий — перемешивание загрязненного грунта или укрытие его полимерной пленкой.

Успех эксперимента позволит вывести его на следующий уровень. Как сообщают в Баренцевоморском отделении WWF России, тема ликвидации разливов нефти становится все актуальнее в свете растущего объема перевозок по Северному морскому пути. Применение бактерий может стать особенно эффективным в труднодоступных районах, куда невозможно доставить технику и откуда нет возможности вывезти собранную нефть.

«Разливы нефти могут привести к катастрофическим последствиям для популяций морских птиц, млекопитающих, рыб и коренных жителей Арктики. А вот применение бактерий-нефтедеструкторов вреда природе не наносит, — уверен Вадим Краснопольский. — Полученная нами информация будет передаваться аварийно-спасательным формированиям, которые борются с разливами нефти. Они смогут взять на вооружение наиболее эффективные препараты».

Проект реализуется совместно со студентами и преподавателями Мурманского арктического гуманитарного университета.

www.barnaul.life