Богатства Краснодарского края. Нефть (занятие с детьми старшего дошкольного возраста). Опыт с нефтью


Опыт «Очистка разливов нефти» - Экология - Наука о Земле

Комментариев: 0 Опыт «Очистка разливов нефти»

Разлив нефти происходит, когда жидкость нефтяных углеводородов выбрасывается в окружающую среду в результате человеческой ошибки. Эта форма загрязнения может занять месяцы, даже годы для эффективной очистки окружающей среды. Последствия могут быть разрушительными, особенно для птиц и морских обитателей. Птицы, которые подвергаются разрушительному действию разлива нефти, склонны к повреждению почек, неисправности печени, обезвоживанию и метаболическим дисбалансам. Один из самых разрушительных разливов нефти произошел в 1989 году в проливе Принца Уильяма на Аляске. 

Для выполнения опыта понадобится:

  • небольшой кусок алюминиевой фольги
  • растительное масло
  • форма для выпечки
  • вода
  • несколько ватных шариков

Время для проведения эксперимента:

Около 15 минут.

Начинаем эксперимент:

  1. Налейте воду в форму для выпечки (заполните форму на половину водой).
  2. Сделайте из фольги подобие лодки или катера размером с палец.
  3. Заполните лодку маслом и поместите ее на поверхности воды в форму для выпечки.
  4. Опрокиньте лодку.
  5. Подождите несколько минут, когда масло загрязнит воду и начнет распространяться.
  6. Теперь пришло время для наведения порядка. Используйте свои ватные шарики, чтобы впитать масло, поместив их на загрязненной территории.

 

Примечание:

У Вас не займет много времени, чтобы справиться с этой проблемой. Но представьте, сколько усилий нужно будет приложить, когда разливается большое количество нефти.

Наблюдение:

Вы заметите, что масло остается на поверхности воды и начинает рассеиваться на почти  экспоненциальном уровне. Если бы Вы создали волны в воде, масло распространялось бы более быстрыми темпами. 

Результат:

Ватные шарики поглощают нефть, но и принимают много воды вместе с ней. Если бы Вы попытались очистить ковш разлитой нефти, Вам пришлось бы приложить намного больше усилий.

 

www.lmagic.info

Опыт «Разлив нефти в океанах» - Экология - Наука о Земле

Комментариев: 0 Опыт «Разлив нефти в океанах»

Многие защитники окружающей среды и группы добровольцев выходят в океан после разлива нефти, чтобы помочь очистить его. Почему? Какие воздействия оказывает разлившаяся нефть на жизнь в океане?

Для выполнения опыта понадобится:

  • большая стеклянная или пластиковая банка
  • 3-5 литров дистиллированной воды
  • синий краситель
  • кулинарный жир
  • журнал или ноутбук
  • резиновые игрушки

 

Время для проведения эксперимента:

Несколько часов.

Начинаем эксперимент:

  1. Вымойте банку и тщательно ее высушите. Заполните банку на половину дистиллированной водой и добавьте пищевой краситель, помешивая, чтобы его растворить. Это будет имитировать океан.
  2. Поместите игрушки в воду, чтобы они плавали.
  3. Вылейте растительное масло в банку, не попадая на игрушки. Запишите свои наблюдения в этот момент.
  4. Аккуратно взболтайте воду вокруг в банке, чтобы имитировать волны. Запишите свои наблюдения.

 

Примечание:

Отличный способ фиксировать свои наблюдения - делать фотографии.

Наблюдение:

Что происходит во время 3-го шага, после добавления масла в воду для имитации разлива нефти? Что происходит во время 4-го шага, когда Вы взбалтываете воду, чтобы имитировать волны?

Результат:

Во время 3-го шага нефть будет плавать на поверхности воды в вашей банке, так же, как разлившаяся нефть плавает в океане на поверхности воды. В 5-м шаге, когда Вы имитируете волны, вода и слой масла расплескаются и попадут на резиновую игрушку. Как результаты этого эксперимента применяются к разливам нефти в реальной жизни? Как Вы думаете, жизнь в океане зависит от разливов нефти? Как Вы думаете, что происходит с животными, которые выплывают на поверхность, чтобы дышать, такими как киты и дельфины? Покрываются ли они нефтью? Как добровольцы могут помочь океану очистить поверхность от разлившейся нефти?

 

www.lmagic.info

Опыт с нефтью | Школьные файлы SchoolFiles.net

Опыт № 1. Изучение физических свойств нефти. Задание: описать внешний вид нефти в пробирке: цвет, запах, состояние.Вывод: Нефть –маслянистая жидкость обычно темного цвета, с резким своеобразным запахом. Слайд 11. (Презентация 1) Опыт № 2. Растворимость нефти в воде. 1. В пробирку с водой добавить 2–3 капли нефти и встряхнуть; сделать вывод о плотности нефти и растворимости. 2. Потрясите пробирку, поднесите к свету и посмотрите. Дайте пробе постоять некоторое время. (Не появился ли осадок? Если да, то предположите, что собралось на дне.)Запишите свои наблюдения. Вывод: Нефть нерастворима в воде и попадая в нее, нефть растекается по поверхности. Слайд 12. (Презентация 1) Опыт №3. Горючесть нефти. Обмакнуть ватную палочку в нефть и зажечь. Вывод: нефть горит. Свойства нефти я узнал, а как же из неё получается бензин? Слайд 14. (Презентация 1) Опыт № 4. Предложите способ очистки водоема от нефтяной пленки, полученной из опыта № 3. Решение: можно использовать декантацию, как способ очистки веществ, можно собрать нефтяную пленку пористым веществом (например, пенопластом). Слайд 15. (Презентация 1) Всем известно, что от нефти сильно страдают птицы. Почему? Думаю, что на этот вопрос нам поможет ответить следующий эксперимент. Слайд 16. (Презентация 1) Опыт № 5. Исследуйте, какое действие оказывает нефть на перья птиц. Порядок выполнения эксперимента: Покройте Опыт 1. Цвет нефти. На белую салфетку пипеткой капнуть 1 каплю нефти, рассмотреть растекающуюся каплю нефти и сделать вывод. Вывод: Нефть чёрного цвета. Опыт 2. Запах нефти. 2 колбочки: 1-я с водой, 2-я с нефтью. Предложить детям понюхать колбочку с водой и колбочку с нефтью. Выяснить,какие эмоции возникают при этом у детей. Почему? Вывод: Нефть имеет запах. Опыт 3. Прозрачность. 2 -е колбочки: 1-я с водой, 2-я с нефтью. В обе колбочки положить палочки. В какой из колбочек видна палочка, а в какой - нет? Почему? В колбочке с водой мы видим палочку,а в колбочке с нефтью - нет. Вывод: Вода - прозрачная, а нефть - нет. Опыт 4. Жидкость. 2-е колбочки: 1-я с нефтью, 2-я - пустая. Перелить нефть в пустую колбочку. Нефть льётся? Почему? Вывод: Нефть - жидкое вещество, по этому нефть качают насосами из глубин земли. (Физкультминутка) -Мы качалки, мы насосы - дети приседают Нефть качаем, мы качаем - руки вытянуть вперёд,согнуть в локтях И по трубам, и по трубам -руки прямые в стороны, На заводы отправляем. - плавные движения руками Опыт 5. Смешиваемость и растворяемость нефти и воды. 2 колбочки:1-я с водой, 2-я с нефтью. В воду налить молоко и размешать. Вывод: молоко в воде размешалось. Выслушать предположения детей о том, что будет с нефтью, если её налить в воду. Проверить и сделать вывод, что нефть легче воды, по воде расплываются пятна,потому,что она не не смешивается и не растворяется. Вывод: Нефть не смешивается, не растворяется. Опыт 6. Маслянистость нефти. Ка

schoolfiles.net

Урок 4. Очистка воды от нефтяного загрязнения

  По некоторым данным в Мировой океан поступает около 10 миллионов тонн нефти в год. В результате уже треть всей водной поверхности планеты покрыта нефтяной пленкой разной толщины. Рыбный промысел в местах наибольшего загрязнения приходит в упадок. Но больше всего страдают морские животные и птицы. Самый верный способ борьбы с загрязнениями - не допускать аварий. Ну, а если беда все-таки случилась? Существовало много способов очистки вод от пролитой нефти.

  Страшная авария танкера "Эксон Валдис" 1989 года у берегов Северной Америки, в результате которой в море вылилось 11 млн. галлонов нефти, образовавшееся нефтяное пятно покрыло 900 квадратных миль, 400 миль берега превратилось в липкую, вязкую, токсичную грязь, подхлестнула экологов к новым исследованиям в этой области. В результате мы имеем сейчас более эффективные, нежели ранее, методы борьбы с нефтяным загрязнением.

 

Оборудование и реактивы:

Ванночка диаметром 15-20 см,

бумажные салфетки,

жестянка,

перо птицы,

чайная ложка,

пластмассовое кольцо диаметром 5 см,

нефть (растительное масло),

оксид кальция (негашеная известь),

жидкое моющее средство.

Порядок работы:

Итак, для очистки воды от нефтяного загрязнения мы использовали следующие приемы:

1) ограждение;

2) осаждение;

3) рассеивание;

4) сжигание.

Как вы смогли убедиться, ни один из существующих способов ликвидации нефтяных пятен не является идеальным. Каждый требует особых условий и больших материальных затрат. Поэтому поиски новых технологий очистки рек  и морей от нефти продолжаются.

Большой интерес в настоящее время представляет изобретение Виктора Ивановича Петрика - новый сорбент УСВР – Углеродная Смесь Высокой Реакционной способности.  Чтобы собрать с поверхности океана тонну нефти, нужно всего двадцать килограммов порошка! Генератор по его промышленному производству, созданный Петриком, очень малогабаритный, а стоимость сбора тонны нефти - всего 10 долларов. Этот уникальный метод позволяет полностью очистить загрязненный район океана, выжимая нефть, собранную из воды, обратно в танкер или нефтехранилище. Эффективность изобретения при нынешних мировых ценах на нефть - тысяча процентов!

 

maleevavera2012.narod.ru

«Знакомство с полезным ископаемым — нефтью. Экологическая проблема» » Воспитателям.ру

Этапы НОД

Задачи (с обозначением образователь-ных областей)

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивацион-но –органи-зационный

Игровая ситуация «Волшебный сундучок» Приглашение в лабораторию «Смекалкина»

Дети мотивированы на предстоящую деятельность. Включаются в игровую ситуацию, отгадывают загадку и проверяют отгадку в сундучке .

Воспитатель обращает внимание детей на то, что в группе появился «волшебный сундучок» из лаборатории Смекалкина. Он нас снова приглашает в свою научную лабораторию. Но что же спрятано в волшебном сундучке? Это можно узнать, только если отгадать загадку, которая находятся на крышке сундучка!

Загадка: Материки и острова, моря и океаны, планету эту ты, дружок, из тысячи узнаешь! (в сундучке спрятан глобус)

Рассматривают «волшебный сундучок», отгадывают загадку, проходят в «Лабораторию Смекалкина»

Деятельностный

Познавательное развитие: Продолжать знакомить детей с наукой экологией и человеком, как частью экосистемы. Обратить внимание на красоту Земли, многообразие живой и неживой природы.

Речевое развитие:

Развивать речевую активность, умение использовать сложно – подчиненные предложения.

Просмотр презентации «Красота Земных пейзажей»

Дети повторяют, что изучает наука экология.

Дети отвечают на вопросы сложно - подчиненными предложениями.

Воспитатель показывает презентацию и говорит: «Я сорвала цветок- и он завял, я поймала жука – и он умер у меня в ладонях…И тогда я поняла, что прикоснуться к красоте можно только сердцем…»

Задает вопросы: « Как вы понимаете эти слова?» «Что вы знаете о науке экологии?»

Воспитатель выслушивает ответы детей и говорит:

«Мы любуемся красотой рек, озер, лесов, полей и иногда забываем, что красота эта очень хрупкая».

Дети просматривают презентацию и отвечают на вопросы.

Познавательное развитие:

Закреплять знания детей о полезных ископаемых и использовании их человеком.

Развивать логическое мышление при отгадывании загадок.

Дидактическая игра «Отгадай загадку и найди отгадку»

Дети отгадывают загадки о полезных ископаемых, находят соответствующие полезные ископаемые.

Воспитатель говорит, что наша Земля не только красивая , но и богатая и обращает внимание, что Смекалкин приготовил нам много загадок, но отгадки он спрятал в предметах и надо не только отгадать загадку, но и найти отгадку.

Загадки:

«Он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе, он на стройке и на пляже и в стекле расплавлен даже» (песок)

«Очень прочен и упруг, строителям надежный друг» (гранит)

«Черен, да не ночь, тверд, да не камень» (уголь)

«Этот мастер белый – белый в школе не лежит без дела» (мел)

«Одну меня не съешь никогда, а без меня – не вкусна еда» (соль)

Дети отгадывают загадки и находят среди полезных ископаемых нужный предмет (в коллекции остается предмет без загадки – колба с черной жидкостью)

Познавательное развитие:

Познакомить воспитанников с полезным ископаемым – нефтью. Рассказать о том, что нефть – это маслянистая жидкость, черного цвета, непрозрачная, может легко загореться. Человек использует нефть для производства бензина.

Речевое развитие:

Активизировать прилагательные: маслянистая, жидкая, непрозрачная.

Обогатить словарь: нефть.

Опыт «Знакомимся с нефтью»

Дети называют свойства и качества нефти.

Дети используют в речи прилагательные, называют новое слово - нефть.

Воспитатель предлагает занять места в лаборатории и попробовать исследовать жидкость, которая осталась в коллекции полезных ископаемых без загадки.

  1. Воспитатель просит капнуть пипеткой жидкость на салфетку. Что увидели? (обобщает ответы детей)
  2. Рассмотреть жидкость на свет (обобщает ответы детей)
  3. Делает вывод – эта необычная жидкость, без которой не могут обойтись ни машины, ни ракеты, а называется она – нефть. Но эта жидкость опасна – она может легко загореться.

Дети занимают места в лаборатории и исследуют незнакомую жидкость по заданиям воспитателя. Отвечают на вопросы и делают выводы: жидкость черного цвета, маслянистая, непрозрачная.

Познавательное развитие:

Познакомить детей с тем, как человек научился добывать нефть и делать из нее бензин.

Речевое развитие:

Развивать речевую активность, умение использовать сложно – подчиненные предложения. Обогащать словарь: нефть, нефтяная вышка, бензин.

Игровая ситуация «Приход Печальной птицы»

Дети включаются в игровую ситуацию.

Называют новые слова, используют в речи сложно – подчиненные предложения.

Дети слушают рассказ, высказывают свое мнение о том, что может привести к экологической катастрофе.

Дети используют в речи

полные предложения, обосновывают свои суждения.

Дети внимательно слушают товарища. Проявляют сочувствие к персонажам рассказа.

Птица разговаривает с детьми: «Я услышала, что вы изучаете нефть, что интересного вы про нее узнали? А я вам покажу, как люди научились добывать нефть» (Слайд – шоу с изображением нефтяных вышек)

Воспитатель обращается к птице: «Спасибо, мы с детьми теперь знаем, как добывают нефть, но почему, ты такая печальная и грустная?»

Дети разговаривают с птицей и отвечают на ее вопросы.

Просматривают Слайд – шоу.

Познавательное развитие:

Познакомить детей с тем, что нерациональное использование полезных ископаемых может привести к экологической катастрофе.

Речевое развитие:

Продолжать формировать умение детей высказывать и обосновывать свои суждения.

Социально-коммуникативное развитие:

Воспитывать у детей умение внимательно выслушивать товарища.Прививать детям осознание бережного отношения к природе.

Воспитывать у дошкольников чувство сострадания ко всему живому на Земле.

Чтение рассказа В.Н. Танасийчук «Нефть в море»

Птица рассказывает: «Я получила письмо от своих сестер – морских птиц. Послушайте, какая с ними приключилась история» (читает детям рассказ )

Воспитатель задает детям вопросы: Что произошло в море? Можем ли мы назвать это происшествие – экологической катастрофой? Почему? Что же произошло с птицами и обитателями моря?

Воспитатель делает вывод: ««Человек много благ создает для себя, используя запасы нашей Земли. Но делать это надо не бездумно, и всегда надо помнить, что человек – это тоже часть природы.»

Дети слушают рассказ птицы.

Вступают в беседу, высказывают свое мнение, отвечают на вопросы.

Двигательная деятельность:

развивать двигательную активность, снять мышечное напряжение. Уметь согласовывать движения с музыкой.

физминутка «Веселые птички»

Дети согласовывают движения с музыкой.

Снимают мышечное напряжение.

Воспитатель предлагает детям представить себя веселыми птичками и выполнить движения под музыку. Включает музыкальное сопровождение

Дети выполняют движения под музыку.

Познавательное развитие:

Опытным путем определить, что маслянистое пятно нефти не тонет в воде.

Развивать у детей любознательность, умение проводить опыты, делать выводы, искать причинно – следственные связи.

Социально – коммуникативное развитие:

Формировать у детей навыки сотрудничества.

Опыт «Что происходит, когда нефть попадает в воду?»

Дети проводят опыт, определяют, что пятно нефти не тонет в воде. Делают выводы.

Сотрудничают совместно, помогая друг – другу.

Воспитатель предлагает провести опыт и посмотреть, что случается с морской водой, если в нее прольется нефть?

Спрашивает: «Как можно провести такой опыт?»

Птица подводит итог: «Вся нефть всплыла на поверхность воды и получилось большое нефтяное пятно. Нефть в воде не тонет»

Дети советуются, как можно провести такой опыт. Затем набирают в пипетку нефть и капают в ванночки с водой. Объясняют, что произошло.

Помогают друг другу правильно выполнить опыт.

Познавательное развитие:

Помочь воспитанникам определить опытно – экспериментальным путем отрицательное воздействие разлившейся нефти в море, на морских обитателей и птиц.

Развивать у детей любознательность, умение проводить опыты, делать выводы, искать причинно – следственные связи.

Речевое развитие:

Продолжать формировать умение детей высказывать и обосновывать свои суждения.

Опыт с пером птицы.

Дети определяют отрицательное воздействие разлившейся нефти в море, на морских обитателей и птиц.

Дети высказывают и обосновывают свои суждения.

Воспитатель предлагает опытным путем понять, как страдают птицы, когда попадают в нефтяное пятно.

В первую часть опыта предлагает рассмотреть птичье перо, сдуть его с ладони, подбросить вверх и сделать выводы о его качествах.

Во вторую часть опыта, просит окунуть перо в нефтяное пятно в «море» и повторить действия с пером. Что же произошло?

Дети выполняют первую часть опыта, делают выводы.

Дети выполняют вторую часть опыта, подводят итог.

Заключительный

Игровая ситуация «Прощание с Птицей

Закреплены представления детей о том, что

нерациональное использование полезных ископаемых может привести к экологической катастрофе.

Дети познакомились с новым полезным ископаемым - нефтью.

Птица: «Теперь вы знаете, чему научила всех нас эта грустная история. Я предлагаю вам подумать и предложить, как же можно очищать море, если приключилась такая беда. А свои предложения пришлите мне, буду ждать от вас помощи!»

Воспитатель: «А на прощание дети подарят вам плакаты о том, как надо беречь нашу природу»

Дети получают задание от персонажа и дарят свои плакаты(выполненные предварительно)

Соглашаются подумать над заданием птицы и прощаются.

vospitateljam.ru

Богатства Краснодарского края. Нефть (занятие с детьми старшего дошкольного возраста)

Богатства Краснодарского края. Нефть (занятие с детьми старшего дошкольного возраста)

Цели:

  • Развивать у детей самостоятельность мышления, гибкость и осмысленность в практическом применении знаний.
  • Учить детей выделять новые незнакомые качества, свойства природных объектов, по-новому смотреть на то, что раньше казалось обычным и хорошо знакомым.
  • Формировать практические навыки, стремление к экспериментированию, эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимание зависимости его состояния от действия человека.
  • Активизация словаря: геолог, полезные ископаемые, нефть, нефтяники, лаборатория, опыты, свойства.
Оборудование: 2 больших колбы с водой и нефтью, по 2 колбочки маленькие на каждого ребёнка, палочки, пакет молока, бумажные салфетки, пипетки, пуховые птичьи перья.

^

- Ребята.как называется страна, в которой человек родился?

(-Родина)

Игра "Доскажи словечко".

-Живём мы в радостном краю,И знать его должны мы -Страну свою :::.(Россию)

-Как называется поселок ,в котором мы живём?

(-Мы живём в п. Черноморск

- Кто такие геологи?

(-Это люди, которые ищут полезные ископаемые:нефть, газ и др.)

- Ребята,а где находится наш поселок

(-Наш Краснодарский край богат нефтью и газом)

- Дети, кто является главной трудовой силой нашего поселка, люди каких профессий?

(- В нашем поседке трудятся газовики, нефтяники, строители :..)

- Ребята, отгадайте загадку:

Без него не побежит.Ни автобус, ни машина,Не поднимется ракета,Отгадайте, что же это? (бензин)

- А из чего делают бензин?

(-Бензин делают из нефти)

- Молодцы,ребята, правильно. На нефтеперерабатывающих заводах из нефти делают бензин и ещё много других предметов из той части нефти,что остаётся. Пройдите посмотрите на выставку различных предметов. Нефть применяется при изготовлении ластмассы,резины. Эти предметы: игрушки, резиновые сапоги, калоши, камеры и покрышки для велосипеда,автомобильные шины, нитки, искусственные ткани - всё

это производится с использованием нефти.

- Ребята, а вы видели нефть?

- Сегодня мы с вами познакомимся с нефтью поближе, рассмотрим её и проведём с ней некоторые опыты. Давайте мы с вами пройдём в нашу лабораторию.

- Ребята, как вы думаете, какого цвета бывает нефть? (ответы детей)

- А теперь посмотрите на это замечательное вещество, которое добывают на наших месторождениях.

^

На белую салфетку пипеткой капнуть 1 каплю нефти, рассмотреть растекающуюся каплю нефти и сделать вывод.

Вывод: Нефть чёрного цвета.

^

2 колбочки: 1-я с водой, 2-я с нефтью. Предложить детям понюхать колбочку с водой и колбочку с нефтью. Выяснить,какие эмоции возникают при этом у детей. Почему?

Вывод: Нефть имеет запах.

^

2 -е колбочки: 1-я с водой, 2-я с нефтью. В обе колбочки положить палочки.

В какой из колбочек видна палочка, а в какой - нет? Почему?

В колбочке с водой мы видим палочку,а в колбочке с нефтью - нет.

Вывод: Вода - прозрачная, а нефть - нет.

^

2-е колбочки: 1-я с нефтью, 2-я - пустая. Перелить нефть в пустую колбочку.

Нефть льётся? Почему?

Вывод: Нефть - жидкое вещество, по этому нефть качают насосами из глубин земли.

(Физкультминутка)

-Мы качалки, мы насосы - дети приседают

Нефть качаем, мы качаем - руки вытянуть вперёд,согнуть в локтях

И по трубам, и по трубам -руки прямые в стороны,

На заводы отправляем. - плавные движения руками

^

2 колбочки:1-я с водой, 2-я с нефтью. В воду налить молоко и размешать. Вывод: молоко в воде размешалось. Выслушать предположения детей о том, что будет с нефтью, если её налить в воду. Проверить и сделать вывод, что нефть легче воды, по воде расплываются пятна,потому,что она не не смешивается и не растворяется.

Вывод: Нефть не смешивается, не растворяется.

^

Капнуть детям на указательный палец левой руки каплю воды, на правую каплю нефти. Дети растирают между пальцами одной руки воду, а другой нефть, высказывают свои ощущения при растирании.

Вывод: Нефть скользкая, маслянистая. а вода - нет.

^

Подбросить птичье пуховое пёрышко и внимательно проследить за его полётом, потом обмакнуть пёрышко в нефть, избыток обмакнуть салфеткой. Подбросив пёрышко в верх, обратить внимание, что пёрышко быстро падает вниз, а не летит.

Вывод: Перья от нефти слипаются и теряют способность отталкивать воздух, значит птица не может взлететь и становится лёгкой добычей хищников или просто может погибнуть от переохлаждения. Грязные, слипшиеся перья не согревают тело птицы.

^

Что будет, если черенки комнатного растения поставить в колбочку с водой и в колбочку с нефтью. (Объяснения, рассуждения детей)

- Молодцы, ребята! Я тоже так думаю, что в стакане с нефтью растение расти не сможет. Поэтому при добычи нефти необходимо соблюдать осторожность, чтобы беречь природу. Ведь на месте, где разлита нефть, долгое время не будет жизни, не будет растительности (травы, цветов, деревьев), животных. Эта земля долгое время будет мёртвой. Это - экологическая катастрофа.

-Буровые мастераИ строители дорог!Как земля наша щедра!Нефть - её горючий сок,Газ - её горючий дух !Если нефтью Обь залить -Язь, прости! Осётр, прощай !Можно ль родину любить,Не щадя родимый край?Пусть же будут нефть и газ,Лес и речка с серебром!Чтобы внуки, вспомнив нас,Помянули нас добром! (Ю. Шесталов)

lib2.podelise.ru

урок химии по теме "Нефть"

hello_html_m5ec018eb.gifhello_html_m5bee8488.gifhello_html_6e72cad.gifhello_html_1ad44715.gifhello_html_m7c599c14.gifhello_html_1dc1882.gifhello_html_3ad67da6.gifhello_html_m6c5712d7.gifhello_html_d0fd613.gifhello_html_1ad44715.gifЛабораторный практикум.OILDRILL.WMF

Лабораторный опыт № 1.

“Исследование физических свойств нефти».

Ход работы

Наблюдения

Выводы

1. Рассмотрите образец сырой нефти в пробирке. Отметьте цвет. Взболтайте. Снова отметьте цвет. Осторожно понюхайте.

 

 

2. Отберите стеклянной палочкой пробу нефти и разотрите её между пальцами. Отметьте цвет и запах. Пальцы вытирайте фильтровальной бумагой.

 

 

3. Перенесите пробу нефти в кристаллизатор с водой. Запишите наблюдения.

 

 

4. Посмотрите демонстрационный опыт, который покажет учитель, и запишите наблюдения, связанные с горючестью нефти.

 

 

15

Экологический опыт.J0215314

Инструкционная карточка

«Влияние нефти и нефтепродуктов на живые организмы.»

Цель: исследовать влияние нефти и нефтепродуктов

живые организмы.

Оборудование: четыре химических стакана, водные растения и

организмы, нефть, солярка, керосин.

Возьмите четыре химических стакана одинакового объёма.

  1. Наполните их водой одного объёма.

  2. Опустите в них одинаковые виды водных растений и животных (улитки).

  3. Первый стакан – контрольный; во второй –нефть, в третий – керосин, последний – солярка.

  4. Следите за происходящими изменениями и отмечайте их каждые три дня.

  5. Сравните стаканы и живые организмы в них между собой. Как повлияла нефть на организмы? Сделайте выводы.

16

Лабораторный опыт № 2.J0239641

Моделирование промышленных процессов очистки газовых

выбросов (получение и адсорбция оксида серы (IV)).

Цель: Смоделировать один из способов очистки

отходящих газов путём адсорбции.

Оборудование: Прибор для получения газа, пробирки с веществами:

растворы щелочей, аммиака, перманганата калия,

вода с лакмусом, кристаллогидрат сульфита натрия.

Ознакомьтесь с ходом работы по инструктивной карточке.

  1. В прибор для получения газа поместите 1 г кристаллогидрата сульфита натрия.

  2. Сразу прилейте 5 мл концентрированной серной кислоты.

  3. Опустите газоотводную трубку в пробирки с веществами: гидроксид калия, известковое молоко, гидроксид аммония, перманганат калия, воду с лакмусом. Засеките время прохождения химических реакций.

hello_html_799fa5f2.pnghello_html_799fa5f2.pnghello_html_799fa5f2.pnghello_html_799fa5f2.pnghello_html_58735e90.png

NaOH

Рисунок

KMnO4

Nh4.h3O

Ca(OH)2

4.Запишите уравнения химических реакций.

5.Отметьте, с какими веществами реакция шла лучше. Можно ли эти вещества использовать в промышленности?

17

Отчет

Лабораторный опыт №2J0239641

Моделирование промышленных процессов очистки газовых выбросов (получение и адсорбция

оксида серы (IV)).

Вещества

Исходное состояние

Конечный результат

Время реакции

(секунды)

Nh4.h3O

NaOH

Ca( OH)2

KMnO4

h3O с лакмусом

Вывод: hello_html_6b58ab57.jpg

18

Оксид серы(IV) поступает в воздух в результате сжигания топлива. Его считают одной из основных действующих частей токсических туманов и одним из активных компонентов формирования смога. Взаимодействуя с атмосферной влагой оксид серы(IV) образует кислотные осадки.

Оксид серы(IV) может нарушать углеводный и белковый обмен, способствует образованию метгемоглобина, способствует возникновению бронхитов, респираторных заболеваний, снижению иммунозащитных свойств организма.

Поглощение газа растворами щелочей для лаборатории приемлемы, однако в промышленных масштабах они нерентабельны, так как производство щелочей обходится достаточно дорого, а в случае использования известкового молока образующийся сульфит кальция, как правило, идёт в отвалы, занимая большие территории выводя серу из её круговорота.

К наиболее эффективным методам утилизации оксида серы(IV) можно отнести аммиачный

SO2 + 2Nh4 + h3O = (Nh5)2SO3;

(Nh5)2SO3 + SO2 + h3O = 2Nh5HSO3;

2Nh5HSO3 + (Nh5)2SO3 = 2(Nh5)2SO4 + S + h3O

(Nh5)2SO4 – сульфат аммония - используется как минеральное удобрение.

19

Приложение № 1.

РФ

Регион

Нефть

Газ

Западная Сибирь

СамотлорФедоровскоеВарьеганское

УренгойскоеАрктическоеЗаполярное

Волго-Уральский район

Ромашкинское (Татария, г. Альметьевск)

Саратовская областьОренбургская область

Северный Прикаспий

 

Астраханское

Тимано-Печерский регион

Усинское

Буктыльское

Восточная Сибирь и

Енисейско-Анабарское

 

Дальний Восток

Ленно-ТугускоеОстров Сахалин

 

Предкавказье и Северный Кавказ

 

Ставропольское

Ближнее Зарубежье

Азербайджан

Cтарейший нефтегазоносный район (дно Каспийского моря – 20 месторождений)

Туркменистан

Cтарший нефтегазоносный район (дно Каспийского моря – 20 месторождений)

Узбекистан

Нефтегазоносный Бухарский район (около р. Аму-Дарьи)

 Ближний и Средний Восток

Саудовская Аравия

Самое крупное в мире месторождение нефти Гавар, в Персидское заливе – морское месторождение нефти Сафания-Фаджи.

Ирак

Киркук (на севере)Зубаир (на юге)Румайла

Иран

Ага-Джари, Гечсаран (Персидский залив)

Кувейт

Небольшое по площади государство буквально плавает на нефти – 8 месторождений. Большой Бурган.

ОАЭ, Катар, Оман, Сирия, Турция, Афганистан.

 

 Северная Америка

Канада

ПембинаЛедюк

 

США

Панхандл-Хьюготон

Ист-ТехасПрахо-Бей

Мексика

 

Реформа-Кампече

Южная Америка

Венесуэла

оз.Марахайбо

оз.Марахайбо

Африка

Ливия

СарирНассер

 

Нигерия

 

 

Алжир

Хасси-Месауд

Хасси-Рмель

Азия

Китай

Дацин

Индонезия

Минас

Малайзия

СаравахБруней

Австралия

Шельф западных берегов

Западная Европа

Нидерланды

Слохтерен

 

Приложение № 2.

Мировые запасы нефти и газа

Регионы

Нефть

Газ

Месторождения

Россия

4 млрд.т

2 млрд.т

15 трлн.м3

3 трлн. м3

Западно-Сибирское

Волго-Уральский районСевер.Прикасп.Тишано-ПечерскийВосточная Сибирь и ДальнийВостокПредкавказье

СНГ 20 месторожденийАзербайжанТуркменистан

 

 

 

Узбекистан

 

 

Гавар

Ближний и Средний Восток

65 млрд. т

26 трлн. м3

Сафания-Фаджи

Саудовская Аравия

22,5 млрд. т

3 трлн. м3

Киркук

Ирак

4 млрд. т

800 трлн. м3

Ага-Джари

Иран

7,8 млрд. т

13 трлн. м3

 

Кувейт

10,7 млрд. т

 

 

ОАЭ

4,3 млрд. т

2,8 трлн. м3

 

Канада

100 млрд. т

 

 

США

22,5 тыс. нефтяных и 14 тыс.газовых месторождений

 

 

Мексика

7 млрд. т

343 нефтяных и 196 газовых месторожд.

 

Южная Америка

735 месторождений

60 месторождений

 

Венесуэла

8 млрд. т

1,5 трлн. м3

 

Ливия

1 млрд. 200 тыс.т

 

 

Нигерия

3 млрд.т

1,4 трлн. м3

 

Алжир

1,2 млрд.т

2,8 трлн. м3

 

Египет

514 млн.т

90 трлн. м3

 

infourok.ru