Потребление, экспорт и импорт нефти и нефтепродуктов. Основной импортер нефти


Основными импортерами сырой нефти становятся страны Восточной Азии — Российская газета

Страны Восточной Азии, по прогнозам региональных экономических комиссий ООН и Международного энергетического агентства, в предстоящие 10-15 лет станут основными импортерами сырой нефти.

Уже в 2010 году по темпам роста объемов нефтеимпорта Китай и Индия заняли, соответственно, первое и второе места в мире. Но энергетическая политика этих стран не предусматривает роста их зависимости от одного-двух поставщиков: такая политика предусматривает больший "ассортимент" стран-поставщиков нефтяного сырья в сочетании с освоением национальных ресурсов топливного сырья.

Однако многие государства-поставщики вступили в конкурентную борьбу за китайский и индийский рынки. Так, уже полтора года действует нефтепровод Казахстан - Китай мощностью свыше 25 млн тонн в год, который в будущем планируют продлить до Корейского полуострова и далее в Японию. Причем свыше 70% объема финансирования этого проекта предоставил Китай. Но характерно, что КНР предпочла сперва построить этот нефтепровод. И только после этого, в конце 2009 года, Китай согласился на российский проект, точнее - на ответвление в Северо-Восточный Китай от трубопровода Восточная Сибирь - Тихий океан (Ангарск - порт Козьмино). Потому что Казахстан предложил сравнительно низкие цены, а сама казахстано-китайская трубопроводная артерия проходит именно через регионы КНР, где уже осваиваются крупные месторождения нефтяного сырья. Российская же нефть направляется в Китай пока по железным дорогам. Поскольку железнодорожные нефтепоставки намного дороже трубопроводных, многие эксперты не прогнозируют существенного увеличения экспорта российской нефти в КНР.

Кроме того, дорабатывается проект подключения иранской и туркменской нефти к казахстано-китайскому нефтепроводу. Точнее - речь идет о новой трансазиатской трубопроводной системе Иран - Средняя Азия - КНР - Тихий океан, которую намечено ввести в действие к 2020 году. Вдобавок Иран остается традиционным, причем крупным поставщиком черного золота в Индию.

Отметим и недавно введенный в конце 2009-го нефтепровод в Китай от терминалов в соседней Мьянме, расположенных на побережье Индийского океана. Кстати, это самый короткий водно-сухопутный маршрут для поставок черного золота в Китай из Ирана и других стран Среднего Востока, а также из восточноафриканских Судана, Эфиопии и Эритреи.

Что касается Индии, она тоже увеличивает импорт этого сырья из многих стран, стремясь, как и Китай, не зависеть от одного-двух поставщиков. Между тем в Индии тоже увеличивается нефтедобыча - на востоке страны и на ее шельфе. Важно и то, что Индия и Китай ныне дорабатывают проект крупнейшего трансазиатского нефтепровода мощностью более чем в 30 млн тонн в год и протяженностью свыше 10 тыс км, который мог бы "перебрасывать" нефтяное сырье между портами Индийского и Тихого океанов. То есть будет создана индийско-китайская система взаимообеспечения как национальным, так и импортным нефтяным сырьем, что позволит КНР и Индии избежать роста их зависимости от импортной нефти. Один из участков этой артерии, Индия - Непал, уже действует с осени прошлого года.

Что касается конкурентоспособности российских поставок, то, по прогнозам "Транснефти" (РФ), в настоящее время основные объемы нефти, поставляемой по трубопроводу Восточная Сибирь - Тихий океан, приобретает Южная Корея. Однако основным потребителем в перспективе должен стать Китай, получая по ответвлению от этой "трубы" минимум до 15 млн тонн нефти в год. В целом, более половины нефти, перекачиваемой по данной артерии, как полагают в "Транснефти", будут приобретать Китай и Южная Корея, остальное - Япония. Причем к 2015-2018 годам Китай наверняка пойдет на увеличение объемов импорта российской нефти, в то время как Южная Корея и Япония будут, скорее всего, сокращать ее импорт.

Так или иначе, именно восточноазиатский рынок становится главным "полюсом" общемировой нефтяной торговли. В этой связи, по мнению доктора экономических наук, бывшего посла России в Мьянме и Южной Корее Глеба Ивашенцева, "привязка на 90% российского нефтегазового экспорта только к европейскому рынку уже имеет своим следствием так называемую монопсонию, то есть диктат покупателя. Что уже дает о себе знать в политике многих европейских государств, компаний и других структур. Поэтому России впору географически диверсифицировать экспорт нефти и газа, а также, соответственно, нефтегазопроводные проекты". Ивашенцев также полагает, что

"для Северо-Восточной Азии целесообразна некая интегрирующая структура в энергетическом секторе - наподобие Европейского Договора к Энергетической Хартии, в которую бы вошли как страны производители - экспортеры энергоносителей, так и их покупатели".

Что же касается долговременной нефтяной политики Китая, повторим, не факт, что КНР рассчитывает на импорт нефти (как и газа) преимущественно из России. Вот мнение американского аналитика Лизы Вискиди ("Foreign Policy"): "Наряду с Бразилией Китай в 2009-м предложил заключить сделки по принципу "льготные кредиты в обмен на нефть" на общую сумму $ 50 млрд таким крупным поставщикам, как Венесуэла, Ангола, Россия и Казахстан (уже реализуются аналогичные проекты Китая с Суданом, Йеменом, Мьянмой - "РГ"). Причем эти соглашения не являются прямыми коммерческими сделками - скорее, это попытка создать более масштабные экономико-политические альянсы. А в результате китайская государственная нефтяная компания вытесняет мировых гигантов - Exxon, ВР и так далее. Китай, обладающий огромными валютными запасами и упорно стремящийся обойти конкурентов, уже получил значительную долю нефтедобычи в Казахстане и Анголе". Иными словами, конкуренция за восточноазиатский нефтяной рынок еще только начинается...

Алексей Балиев

обозреватель "РГ"

rg.ru

Ответы@Mail.Ru: Главные экспортеры нефти

Основными экспортёрами нефти в мире являются 11 государств. Все страны-экспортёры логично распределить по регионам мира: • Регион- Азия (Ближний Восток) : Саудовская Аравия, Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ) , Иран, Ирак, Катар. • Регион - Европа: Норвегия, Россия, Великобритания. • Регион - Америка: Канада, Мексика, Венесуэла. • Регион - Африка: Нигерия, Ангола, Алжир. Саудовская Аравия: Страна обладает большими нефтеперерабатывающими мощностями - около 300 тыс. тонн нефти в день. Основные нефтеперерабатывающие заводы: Арамко-Рас Танура (41 тыс. т/с) , Рабиг (44,5 тыс. т/с) , Арамко-Мобил-Янбу (45,5 тыс. т/с) , и Petromin/Shell-аль-Джубейль (40 тыс. т/с) . ОАЭ: Доказанные запасы нефти Объединенных Арабских Эмиратов составляют около 10% от мировых - около 13,5 млрд. тонн. Ежедневная добыча нефти превышает 2,3 млн. баррелей, из которых около 2,2 млн. экспортируется. Основными импортерами нефти ОАЭ являются страны Юго-Восточной Азии, при этом на долю Японии приходится около 60% от нефти, экспортируемой ОАЭ. Иран: Мощности по нефтепереработке в стране составляют около 200 тыс. тонн нефти в день. Основными нефтеперерабатывающими заводами являются Абадан (65 тыс. т/с) , Исфаган (34 тыс. т/с) , Бандар Аббас (30 тыс. т/с) и Тегеран (29 тыс. т/с) . Ирак: Основными месторождениями страны являются Меджнун с доказанными запасами около 2,7 млрд. тонн нефти и Западная Курна - 2 млрд. Наиболее перспективными запасами обладают также месторождения Восточный Багдад (1,5 млрд. т) и Киркук (1,4 млрд. т) . Катар: Экономика Катара полностью зависит от добычи нефти. Запас нефти оценивается в 3,3 миллиарда баррелей, по прогонам его хватит на 25 лет. Сегодня страна производит 140 миллионов баррелей в год. Производство нефти дает приблизительно 85% от дохода страны. В то же время залежи природного газа в Катаре еще не достаточно разработаны, в стране находиться месторождение "North Dome Field" - третье по величине в мире. Кувейт: Так же отдельная статья дохода страны - доход от инвестиций Кувейта за границей. На иностранные инвестиции уходит 10% от нефтяных доходов. Норвегия: Доказанные запасы нефти Норвегии оцениваются в 1,4 млрд. тонн и являются крупнейшими среди стран Западной Европы. Ежедневный уровень добычи нефти достигает 3,4 млн. баррелей. Из них около 3 млн. б/с поставляется на экспорт. Россия: Доказанные запасы нефти в России составляют около 6,6 млрд. тонн, или 5% от мировых запасов. Необходимо отметить, что сейчас Россия вместе со странами СНГ восстанавливает объемы производства нефти в размерах, которые существовали в бывшем Советском Союзе. В 1987 году добыча нефти в СССР достигала 12,6 млн. б/с (около 540 млн. т в год) , что составляло почти 20% от мировой добычи, при ежедневном объеме экспорта 3,7 млн. Великобритания: Общее производство энергоносителей в Великобритании в 2007г. составило 185,6 млн. т. нефтяного эквивалента, что на 5,7% меньше, чем в 2006г. Вместе с тем, имеет место некоторое замедление падения объемов их производства. ************************ <a rel="nofollow" href="http://www.uptrading.ru/krupneyshie_eksportyory_i_importyory_nefti" target="_blank">http://www.uptrading.ru/krupneyshie_eksportyory_i_importyory_nefti</a>

touch.otvet.mail.ru

Зависимость нефтегазового сектора России от импорта оборудования, технологий и материалов

Отличительной особенностью связей нефтегазового сектора России является значительная зависимость от импорта оборудования, технологий, а в ряде случаев - материалов и комплектующих. В результате возможности нефтегазового сектора по влиянию на развитие отраслей-поставщиков оборудования и технологий сводятся к минимуму.

Добыча углеводородов

В добыче нефти и газа сохраняется существенная доля импортного оборудования и технологий, при этом наибольшая зависимость от импорта характерна для проектов, реализуемых в более сложных условиях. Так, доля импорта нефтегазового оборудования в России в последние годы составляет около 60%, а по отдельным видам оборудования и услуг, необходимых для нетрадиционных способов добычи нефти, превышает 80%. Аналогичная зависимость характерна и для новых проектов добычи газа. Например, "Газпром" до введения санкций закупил оборудование для подводной добычи газа у американских компаний FMC Technologies, Cameron, GE Subsea и норвежской Aker. Высокая зависимость от импорта сохраняется и в отношении нефтесервисных услуг, где доля иностранных поставщиков достигает 65 - 70% российского рынка, а отдельные виды услуг оказывают исключительно зарубежные компании.

Переработка нефти и газа

В сфере переработки нефти и газа также сохраняется высокая зависимость от импорта, причем реализация проектов по модернизации таких производств только усиливает данную зависимость. В последние годы для ведущих российских НПЗ ключевую роль играет привлечение технологий по лицензиям ведущих зарубежных компаний - Chevron, Shell, Exxon Mobil и др. Роль российских технологий при этом в большей степени связана с модификацией отдельных процессов или усовершенствованием имеющихся установок крекинга.

"Технологическая зависимость" российской нефтепереработки влечет за собой потребность в импорте оборудования и используемых материалов. Иностранные компании - владельцы технологий не устанавливают обязательств по приобретению соответствующего оборудования у каких-то конкретных производителей, но определяют, каким международным стандартам оно должно соответствовать. Поскольку лишь часть российского оборудования удовлетворяет этим требованиям, отечественные производители в большей степени ориентированы на выпуск относительно несложных видов высокотехнологичного оборудования, узлов и агрегатов, обеспечивая 78 - 83% потребностей в менее сложном оборудовании (колонны, ректоры, емкости), а по более сложному, например, насосно-компрессорному, -менее трети.

Отдельную проблему представляет собой выпуск катализаторов, критически важных для нефтепереработки. Действующие российские мощности существенно отстают от потребностей НПЗ. Так, в 2014 г. доля импортных катализаторов для риформинга и крекинга составила 60%, а для гидроочистки нефтепродуктов и гидрокрекинга - 97% и 100%.

Аналогичная зависимость характерна и для проектов в сфере переработки газа. Например, при строительстве заводов по сжижению газа "Газпром" полностью зависит от оборудования таких компаний, как Air Products & Chemicals (США) и Linde (Германия). В перечне импортной продукции, рекомендуемой компанией "Газпром" для освоения отечественным производителям, около 30% позиций приходится на различные виды оборудования для сжижения газа, производство которого в России находится в начальной стадии развития.

А что с импортозамещением?

Следует отметить, что реализация проектов импортозамещения (в том числе связанная с введением санкционных ограничений на поставки ряда оборудования и комплектующих для нефтегазовых производств) потенциально способна расширить влияние нефтегазового сектора на развитие отраслей-поставщиков. Но замещение этого импорта в короткие сроки и с высоким качеством не представляется возможным. Например, согласно установленным Минпромторгом целям, доля импорта в нефтегазовом машиностроении сократится к 2020 г. только до 43% по сравнению с 57% в 2014 г. 

popecon.ru

Потребление, экспорт и импорт нефти и нефтепродуктов

Выше была рассмотрена, причем на разных уровнях, география мировой добычи нефти. Однако география потребления нефти и нефтепродуктов отличается от нее очень сильно. Об этом наглядно свидетельствуют данные таблицы 85.

Сравнение данных таблицы 85 с приведенными выше данными о географическом распределении мировой добычи нефти демонстрирует большую разницу положения экономически развитых стран в реестрах добычи и потребления нефти и нефтепродуктов: их доля в мировой добыче составляет 19 %, а в потреблении – 60 %. Неудивительно, что и душевое потребление нефти в них очень высокое – от 1 до 2 т/год, а в США– более 2,5 т/год. С другой стороны, доля развивающихся стран в мировой добыче нефти, как отмечалось, достигает 66 %, тогда как в потреблении она составляет 32 %, т. е. уступает первому из этих показателей более чем в два раза. Страны ОПЕК, добывающие 42 % всей нефти, потребляют всего 7 % нефти и нефтепродуктов – меньше чем один Китай.

Таблица 85

ПОТРЕБЛЕНИЕ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ В 2005 г.

Сопоставление всех этих цифр свидетельствует о наличии огромного территориального разрыва между главными районами добычи и потребления нефти. В пределах отдельных крупных регионов мира такой разрыв преодолевается главным образом при помощи трубопроводного транспорта (например, Россия – Западная Европа, Канада – США), а для преодоления территориального разрыва между регионами используют морской транспорт. Перед Второй мировой войной главные морские грузопотоки нефти направлялись из Америки (США, Венесуэла) в Западную Европу. Начиная с 1950-х гг., постоянно возрастали грузопотоки из зоны Персидского залива в Западную Европу, Японию, а затем и в США. Сформировались также устойчивые грузопотоки нефти из СССР в Восточную и Западную Европу, из Северной Африки в Западную Европу, из Западной Африки в США и Западную Европу. В начале XXI в. на мировой рынок ежегодно поступает примерно 2 млрд т нефти.

При этом на протяжении последних десятилетий сложилось подразделение всех стран и регионов мира на две группы, одну из которых можно назвать нефтеэкспортирующей, а другую – нефтеимпортирующей. Границы между ними довольно отчетливо прослеживаются на всех трех уровнях – глобальном, региональном и страновом.

На глобальном уровне в качестве главных импортеров нефти и нефтепродуктов стабильно выступают экономически развитые страны Запада, которые ввозят (2000 г.) 1430 млн т, а в качестве главных экспортеров – развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки, обеспечивающие 3/4 мирового нефтяного экспорта (в том числе страны ОПЕК – 2/3). Такое же функциональное подразделение можно проследить и на региональном уровне: Северная Америка ввозит 600 млн т нефти и нефтепродуктов, Западная Европа – 500 млн т, а страны Ближнего и Среднего Востока экспортируют более 950 млн т.

Но еще больший интерес представляет знакомство с главными странами – экспортерами и импортерами нефти и нефтепродуктов (табл. 86).

Как и следовало ожидать, среди стран-экспортеров преобладают развивающиеся страны – члены ОПЕК, к которым добавляется Мексика. Из стран Запада в группу 10 лидеров входят Норвегия и Великобритания, а из стран с переходной экономикой – Россия. Перечень десяти стран-импортеров включает 8 экономически развитых стран, Китай и Индию. В большинстве из них абсолютные размеры импорта в течение 1990-х гг. оставались относительно стабильными, но есть и два исключения – США и Китай. В 1994 г. количество импортируемых США нефти и нефтепродуктов (450 млн т) впервые сравнялось с объемом добывавшейся в самой этой стране нефти, а в 2000 г. доля импорта приблизилась уже к 60 %. Чтобы оценить эти показатели, нужно вспомнить, что в 1950 г. эта доля составляла всего 9 %, в 1970 г. – 12, а в 1980 г. – 32 %. Можно добавить, что во вторую десятку стран – импортеров нефти входят уже не только страны Запада (например, Бельгия, Швеция, Канада), но и некоторые развивающиеся страны, достигшие сравнительно высокого уровня экономического развития (Бразилия, Турция и др.).

Таблица 86

ГЛАВНЫЕ СТРАНЫ – ЭКСПОРТЕРЫ И ИМПОРТЕРЫ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ В 2005 г.

Преодоление территориального разрыва между главными районами добычи и потребления нефти привело к формированию мощных «нефтяных мостов», преимущественно океанских, которые отчетливо видны на рисунке 67. К ним относятся следующие «мосты»:

Персидский залив – Япония, Республика Корея;

Персидский залив – Западная Европа; Персидский залив – США; Юго-Восточная Азия – Япония; Карибский бассейн – США; Северная Африка – Западная Европа; Западная Африка – Западная Европа; Западная Африка – США.

Рис. 67. Главные морские и сухопутные грузопотоки нефти (по И. А. Родионовой)

К этому перечню нужно добавить главный сухопутный «мост», связывающий Россию со странами зарубежной Европы и странами СНГ.

Рассматривая «нефтяные мосты», обозначенные на рисунке 67, нужно иметь в виду, что они вбирают в себя не только сырую нефть, но и нефтепродукты, которые во все больших объемах поступают на мировой рынок из стран Персидского залива, Мексики, Венесуэлы, Нигерии, Индонезии, стран Северной Африки.

В России, как это было и в Советском Союзе, нефть и нефтепродукты остаются основной статьей экспорта. Их доля в экспорте страны составляет 1/5. Как и СССР, Россия получает от экспорта нефти и нефтепродуктов свои основные валютные доходы. Важно отметить, что несмотря на уменьшение добычи нефти по сравнению с уровнем СССР, экспорт ее все время растет: в 1995 г. он составлял 100 млн т, а в 2006 г. – 248 млн т. Вырос и экспорт нефтепродуктов – до 100 млн т. Нетрудно подсчитать, что доля нефти, направляемой на экспорт, превышает 50 % всей добываемой! Однако тогда как в бывшем СССР ее экспортировали преимущественно в социалистические страны (и большей частью в форме бартерных сделок), ныне в страны ближнего зарубежья поступает менее 15 % сырой нефти, а более 85 % ее идет в страны Западной Европы, откуда и поступают основные доходы в российский бюджет. Половина российской нефти экспортируется по нефтепроводам, а другая половина – морским путем.

Похожие статьи:

poznayka.org