Разработка открытого урока «НЕФТЬ. СОСТАВ, СВОЙСТВА НЕФТИ И ПРОДУКТЫ ЕЕ ПЕРЕРАБОТКИ.». Открытая разработка нефти


Открытая разработка - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Открытая разработка

Cтраница 1

Открытая разработка полезных ископаемых в карьерах в ряде случаев наиболее выгодна и экономически и технологически.  [1]

Открытая разработка различных полезных ископаемых имеет очень широкое распространение. Открытым способом добываются уголь и строительный камень, различные руды, известняк, песок и гравий. В процессе производства горных работ все карьеры приобретают ступенчатую форму. Выемка, перемещение породы и добываемых ископаемых производятся экскаваторами и специальными машинами. Широко применяются буровые и взрывные работы.  [2]

Открытую разработку грунтов по устройству траншей и котлованов в стесненных условиях и на участках пересечения с действующими коммуникациями выполняют экскаваторами, оборудованными обратной лопатой, малогабаритными траншеекопателями и котлованными машинами, например грейферного типа. Насыпной грунт траншей и котлованов уплотняют послойно, преимущественно укаткой, а также малогабаритными пневматическими, гидравлическими, электрическими трамбовками. Песчаные грунты перед уплотнением поливают водой для получения высокого коэффициента плотности. При прохождении трасс в насыпных каменистых грунтах трубопроводы укладывают на песчаную постель толщиной 10 - 15 см и засыпают таким же слоем песка.  [3]

Разметка открытой разработки диктуется минералогией и геологией территории. Форма большинства открытых разработок приблизительно коническая, но всегда отражает форму минерального месторождения, которое разрабатывается. Открыто-шахтные разработки представляют собой ряд концентрических уступов или террас, которые разделены подъездными дорогами, идущими спирально или зигзагами вниз от края разработки. Независимо от размера, план разработки шахты предусматривает план горных работ, инфраструктуру ( например, склады, административные помещения и объекты технического обслуживания), транспортировку, оборудование, объемы и скорость добычи. Объемы и скорость добычи влияют на время существования разработки, которое определяется исчерпанием руды или ограниченностью экономических возможностей.  [4]

Технология открытых разработок в разных странах различна.  [5]

Сущность открытой разработки заключается прежде всего в перемещении вскрышных пород и полезного ископаемого к пунктам их складирования или приема, которое обычно производится и четыре последовательные стадии. Первая стадия охватывает перемещение горной массы в процессе подготовки к выемке ( па-пример, при взрывании), вторая - при выемочно-погрузочных работах, третья - в процессе собственно транспортирования, четвертая - в процессе складирования.  [6]

Преимущества открытой разработки месторождений рассматриваются в социальном, технологическом и экономическом аспектах: при этом способе добычи обеспечивается высокая степень безопасности работ, улучшаются условия труда, повышается его производительность, достигается возможность наиболее полной и комплексной механизации производственных процессов, снижаются количественные и качественные потери, а также затраты на добычу полезных ископаемых.  [7]

Для открытых разработок грунта наибольшее распространение получили многоканатные ( двухканатные), двухчелюстные и многочелюстные грейферы. Эти грейферы могут применяться и при разработке грунта в опускном колодце, если на стройплощадке имеются краны с двухбарабанными лебедками.  [9]

Для крупных открытых разработок глубиной до 100 м предназначаются промышленные электровозы постоянного тока напряжением 1 5 кв, весом 100 - 150 - 180 т ( табл. VII-48, пп.  [10]

Преимущества открытой разработки нефтяных песков перед шахтным способом следующие: 1) большая безопасность работ и лучшие условия труда на свежем воздухе; 2) стоимость нефти значительно ниже; 3) более полная выработка нефти; 4) производительность карьера при необходимости может быть увеличена в сравнительно короткий срок.  [11]

При открытой разработке извлечение полезных ископаемых осуществляют непосредственно с земной поверхности после удаления покрывающих пород.  [12]

При открытой разработке вынимаемые породы разделяются на отдельные горизонтальные слои, обычно по признаку полезного ископаемого и пустых пород.  [14]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

РАЗРАБОТКА НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ

РАЗРАБОТКА НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современное развитие нефтедобывающей промышленности России характеризуется ухудшением структуры запасов нефти. Все больший объем стали занимать трудноизвлекаемые запасы, эффективность выработки которых может быть достигнута лишь при условии применения новых технологий повышения нефтеотдачи пластов. Роль последних в сложившейся ситуации значительно возрастает, так как увеличение нефтеотдачи на разрабатываемых месторождениях России всего лишь на один процент равносильно открытию нескольких крупных месторождений, которые могут обеспечить 2,5 – 3 – летнюю добычу нефти по стране. Учитывая то обстоятельство, что крупные месторождения России вошли в позднюю стадию разработки с круто падающей добычей, главным условием стабилизации добычи нефти и дальнейшего развития нефтяной промышленности России становится разработка и внедрение новых высокоэффективных технологических решений увеличения извлечения нефти из низкопродуктивных и трудноизвлекаемых запасов. В этих условиях разработка нефтяных и газовых месторождений как самостоятельная учебная дисциплина и область знаний приобретает решающее значение в подготовке высококвалифицированных специалистов для нефтедобывающей промышленности России.

Решающую роль в создании разработки нефтяных месторождений как самостоятельной области науки сыграла основополагающая работа А. П. Крылова, Ч. М. Глоговского, М. Ф. Мирчинка, Н. М. Николаевского и Л. А. Чарного “Научные основы разработки нефтяных месторождений”, вышедшая в свет в 1948 г. В этой работе была дана первая формулировка основного принципа разработки, заложен фундамент проектирования разработки нефтяных месторождений, решен ряд важных задач подземной гидромеханики, а наука о разработке нефтяных месторождений представлена как комплексная область знаний, использующая достижения нефтяной геологии и геофизики, подземной гидродинамики, эксплуатации скважин и прикладной экономики.

Конец 40-х и 50-е г.г. ознаменовались резким ростом числа исследований в области разработки нефтяных месторождений, развитием новых направлений в этой области. Было значительно продвинуто вперед решение проблемы разработки нефтяных месторождений при смешанных режимах — водонапорном и растворенного газа. Начали интенсивно развиваться методы определения параметров пластов с использованием гидродинамических исследований скважин. Были созданы методические основы расчета разработки нефтяных месторождений с применением вероятностно-статистических моделей. Развивались также методы непосредственного учета неоднородности при фильтрации в нефтяных пластах.

В конце 50-х и начале 60-х г.г. заводнение стало в СССР основным методом воздействия на нефтяные пласты. Однако в эти же годы стало ясно, что таким способом нельзя полностью решить проблему максимального извлечения нефти из недр, особенно при разработке высоковязких и высокопарафинистых нефтей. Были проведены фундаментальные исследования и даны инженерные решения, послужившие основой развития тепловых методов разработки нефтяных месторождений, связанных с закачкой в пласт теплоносителей и внутрипластовым горением. В эти же годы во всем мире огромное внимание было уделено развитию физико-химических методов извлечения нефти из недр, таких, как вытеснение нефти углеводородными растворителями, двуокисью углерода, полимерными и мицеллярно-полимерными растворами.

Разработка нефтяных и газовых месторождений — интенсивно развивающаяся область науки. Дальнейшее ее развитие будет связано с применением новых технологий извлечения нефти из недр, новых методов распознавания характера протекания внутрипластовых процессов, использованием совершенных методов планирования разведки и разработки месторождений, применением автоматизированных систем управления процессами извлечения полезных ископаемых из недр, развитием методов детального учета строения пластов и характера протекающих в них процессов на основе детерминированных моделей, реализуемых на мощных компьютерах.

Наиболее полное извлечение нефти, газа и конденсата из месторождений — главное направление рационального использования недр.

В курсе разработки нефтяных и газовых месторождений комплексно используют многие важные положения геологии, геофизики, физики пласта, подземной гидродинамики, механики горных пород, технологии эксплуатации скважин и систем добычи нефти, экономики и планирования.

Вместе с тем разработка нефтяных месторождений — это не конгломерат геологии, подземной гидромеханики, технологии добычи нефти и экономики, а самостоятельная комплексная область науки и инженерная дисциплина, имеющая свои специальные разделы, связанные с учением о системах и технологиях разработки месторождений, планированием и реализацией основного принципа разработки, проектированием и регулированием разработки месторождений.

В настоящем учебном пособии изложены основные принципы выбора объектов и систем разработки месторождений, расчета показателей разработки при различных режимах работы залежей, математическое моделирование основных процессов разработки, современные методы проектирования, контроля и регулирования разработки нефтяных и газовых месторождений.

Пособие рассчитано на освоение учебного материала курса «Разработка нефтяных и газовых месторождений» студентами – геологами и разработчиками, – специализирующимся в области разработки нефтяных и газовых месторождений.

 

 

СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ

НЕФТЯНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ

Объект и система разработки

 

Нефтяные и нефтегазовые месторождения - это скопления углеводородов в земной коре, приуроченные к одной или нескольким локализованным геологическим структурам, т.е. структурам, находящимся вблизи одного и того же географического пункта.

Залежью называется естественное локальное единичное скопление нефти в одном или нескольких сообщающихся между собой пластах-коллекторах, т. е. в горных породах, способных вмещать в себе и отдавать при разработке нефть.

Залежи углеводородов, входящие в месторождения, обычно находятся в пластах или массивах горных пород, имеющих различное распространение под землей, часто — различные геолого-физические свойства. Во многих случаях отдельные нефтегазоносные пласты разделены значительными толщами непроницаемых пород или находятся только на отдельных участках месторождения. Такие обособленные или отличающиеся по свойствам пласты разрабатывают различными группами скважин, иногда при этом используют различную технологию.

Места скопления природного газа в свободном состоянии в порах и трещинах горных пород называются газовыми залежами. Если газовая залежь является рентабельной для разработки, т.е. когда сумма затрат на добычу, транспорт и использование газа меньше полученного экономического эффекта от его применения, то она называется промышленной. Газовым месторождением обычно называют одну залежь или группу залежей, расположенных на одной территории.

Размер и многопластовость месторождений с емкостными свойствами коллекторов определяют в целом величину и плотность запасов нефти, а в сочетании с глубиной залегания oбycловливают выбор системы разработки и способов добычи нефти.

С и с т е м о й р а з р а б о т к и месторождения следует называть совокупность взаимосвязанных инженерных решений, определяющих объекты разработки; последовательность и темп их разбуривания и обустройства; наличие воздействия на пласты с целью извлечения из них нефти и газа; число, соотношение и расположение нагнетательных и добывающих скважин; число резервных скважин, управление разработкой месторождения, охрану недр и окружающей среды. Построить систему разработки месторождения означает найти и осуществить указанную выше совокупность инженерных решений.

Введем понятие объекта разработки месторождения.

О б ъ е к т р а з р а б о т к и — это искусственно выделенное в пределах разрабатываемого месторождения геологическое образование (пласт, массив, структура, совокупность пластов), содержащее промышленные запасы углеводородов, извлечение которых из недр осуществляется при помощи определенной группы скважин или других горнотехнических сооружений.

Разработчики, пользуясь распространенной у нефтяников терминологией, обычно считают, что каждый объект разрабатывается «своей сеткой скважин». Необходимо подчеркнуть, что сама природа не создает объекты разработки — их выделяют люди, разрабатывающие месторождение. В объект разработки может быть включен один, несколько или все пласты месторождения.

Основные особенности объекта разработки — наличие в нем промышленных запасов нефти и определенная, присущая данному объекту группа скважин, при помощи которых он разрабатывается.

Чтобы лучше усвоить понятие объекта разработки, рассмотрим пример. Пусть имеем месторождение, разрез которого показан на рис. 1. Это месторождение содержит три пласта, отличающиеся толщиной, областями распространения насыщающих их углеводородов и физическими свойствами. В таблице приведены основные свойства пластов 1, 2 и 3, залегающих в пределах месторождения.

Геолого-физические свойства Пласт
Извлекаемые запасы нефти, млн. т. Толщина, м Проницаемость, 10-2 мкм2 Вязкость нефти, 10-2 Па·с 200,0   10,0 100,0   50,0   5,0 150,0 70,0   15,0 500,0

Рис.1. Разрез многопластового нефтяного месторождения

 

Можно утверждать, что на рассматриваемом месторождении целесообразно выделить два объекта разработки, объединив пласты 1 и 2 в один объект разработки (объект А), а пласт 3 разрабатывать как отдельный объект (объект Б).

Включение пластов 1 и 2 в один объект обусловлено тем, что они имеют близкие значения проницаемости и вязкости нефти и находятся на небольшом расстоянии друг от друга по вертикали. К тому же извлекаемые запасы нефти в пласте 2 сравнительно невелики. Пласт 3 хотя и имеет меньшие по сравнению с пластом 1 извлекаемые запасы нефти, но содержит маловязкую нефть и высокопроницаемый. Следовательно, скважины, вскрывшие этот пласт, будут высокопродуктивными. Кроме того, если пласт 3, содержащий маловязкую нефть, можно разрабатывать с применением обычного заводнения, то при разработке пластов 1 и 2, характеризующихся высоковязкой нефтью, придется с начала разработки применять иную технологию, например вытеснение нефти паром, растворами полиакриламида (загустителя воды) или при помощи внутрипластового горения.

Вместе с тем следует учитывать, что, несмотря на существенное различие параметров пластов 1, 2 и 3, окончательное решение о выделении объектов разработки принимают на основе анализа технологических и технико-экономических показателей различных вариантов объединения пластов в объекты разработки.

Объекты разработки иногда подразделяют на следующие виды: самостоятельный, т. е. разрабатываемый в данное время, и возвратный, т. е. тот, который будет разрабатываться скважинами, эксплуатирующими в этот период другой объект.

Важная составная часть создания такой системы — выделение объектов разработки. Поэтому рассмотрим этот вопрос более подробно. Заранее можно сказать, что объединение в один объект как можно большего числа пластов на первый взгляд всегда представляется выгодным, поскольку при таком объединении потребуется меньше скважин для разработки месторождения в целом. Однако чрезмерное объединение пластов в один объект может привести к существенным потерям в нефтеотдаче и, в конечном счете, к ухудшению технико-экономических показателей. На выделение объектов разработки влияют следующие факторы.

1. Геолого-физические свойства пород-коллекторов нефти и газа. Резко отличающиеся по проницаемости, общей и эффективной толщине, а также неоднородности пласты во многих случаях нецелесообразно разрабатывать как один объект, поскольку они могут существенно отличаться по продуктивности, пластовому давлению в процессе их разработки и, следовательно, по способам эксплуатации скважин, скорости выработки запасов нефти и изменению обводненности продукции. Для различных по площадной неоднородности пластов могут быть эффективными различные сетки скважин, так что объединять такие пласты в один объект разработки оказывается нецелесообразным. В сильно неоднородных по вертикали пластах, имеющих отдельные низкопроницаемые пропластки, не сообщающиеся с высокопроницаемыми, бывает трудно обеспечить приемлемый охват горизонта воздействием по вертикали вследствие того, что в активную разработку включаются только высокопроницаемые пропластки, а низкопроницаемые прослои не подвергаются воздействию закачиваемого в пласт агента (воды, газа). С целью повышения охвата таких пластов разработкой их стремятся разделить на несколько объектов.

2. Физико-химические свойства нефти и газа. Большое значение при выделении объектов разработки имеют свойства нефтей. Пласты с существенно различной вязкостью нефти бывает нецелесообразно объединять в один объект, так как их необходимо разрабатывать с применением различной технологии извлечения нефти из недр с различными схемами расположения и плотностью сетки скважин. Резко различное содержание парафина, сероводорода, ценных углеводородных компонентов, промышленное содержание других полезных ископаемых также может стать причиной невозможности совместной разработки пластов как одного объекта вследствие необходимости использования различной технологии извлечения нефти и других полезных ископаемых из пластов.

3. Фазовое состояние углеводородов и режим пластов. Различные пласты, залегающие сравнительно недалеко друг от друга по вертикали и имеющие сходные геолого-физические свойства, в ряде случаев бывает нецелесообразно объединять в один объект в результате различного фазового состояния пластовых углеводородов и режима пластов. Так, если в одном пласте имеется значительная газовая шапка, а другой разрабатывается при естественном упруговодонапорном режиме, то объединение их в один объект может оказаться нецелесообразным, так как для их разработки потребуются различные схемы расположения и числа скважин, а также различная технология извлечения нефти и газа.

4. Условия управления процессом разработки нефтяных месторождений. Чем больше пластов и пропластков включено в один объект, тем технически и технологически труднее осуществлять контроль за перемещением разделов нефти и вытесняющего ее агента (водонефтяных и газонефтяных разделов) в отдельных пластах и пропластках, труднее осуществлять раздельное воздействие на пропластки и извлечение из них нефти и газа, труднее изменять скорости выработки пластов и пропластков. Ухудшение условий управления разработкой месторождения ведет к уменьшению нефтеотдачи.

5. Техника и технология эксплуатации скважин. Могут быть многочисленные технические и технологические причины, приводящие к целесообразности или нецелесообразности применения тех или иных вариантов выделения объектов. Например, если из скважин, эксплуатирующих какой-то пласт или группы пластов, выделенных в объекты разработки, предполагается отбирать настолько значительные дебиты жидкости, что они будут предельными для современных средств эксплуатации скважин. Поэтому дальнейшее укрупнение объектов окажется невозможным по технической причине.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что влияние каждого из перечисленных факторов на выбор объектов разработки должно быть сначала подвергнуто технологическому и технико-экономическому анализу, и только после него можно принимать решение о выделении объектов разработки.

 

Основные периоды разработки

Рядные системы разработки

 

Разновидность их — блоковые системы. При этих системах на месторождениях, обычно в направлении, поперечном их простиранию, располагают ряды добывающих и нагнетательных скважин. Практически применяют однорядную, трехрядную и пятирядную схемы расположения скважин, представляющие собой соответственно чередование одного ряда добывающих скважин и ряда нагнетательных скважин, трех рядов добывающих и одного ряда нагнетательных скважин, пяти рядов добывающих и одного ряда нагнетательных скважин. Более пяти рядов добывающих скважин обычно не применяют по той же причине, что и при законтурном заводнении, так как в этом случае в центральной части полосы нефтеносной площади, заключенной между рядами нагнетательных скважин, воздействие на пласт заводнением ощущаться практически не будет, в результате чего произойдет падение пластового давления с соответствующими последствиями.

Число рядов в рядных системах нечетное вследствие необходимости проводки центрального ряда скважин, к которому предполагается стягивать водонефтяной раздел при его перемещении в процессе разработки пласта. Поэтому центральный ряд скважин в этих системах часто называют стягивающим рядом.

0 д н о р я д н а я с и с т е м а разработки. Расположение скважин при такой системе показано на рис. 7. Рядные системы разработки необходимо характеризовать уже некоторыми иными параметрами (помимо указанных четырех основных). Так, помимо расстояния между нагнетательными скважинами 2 и расстояния между добывающими скважинами , следует учитывать ширину блока или полосы (см. рис. 8).

Рис.8. Расположение скважин при однорядной системе разработки:

1-условный контур нефтеносности; 2-нагнетательные скважины;

3-добывающие скважины.

Параметр плотности сетки скважин , и параметр для однорядной, трехрядной и пятирядной систем могут принимать примерно такие же или большие значения, что и для систем с законтурным заводнением. О величине параметра уже было сказано. Параметр для рядных систем более четко выражен, чем для системы с законтурным заводнением. Однако он может колебаться в некоторых пределах. Так, например, для рассматриваемой однорядной системы . Это значит, что число нагнетательных скважин примерно (но не точно!) равно числу добывающих, поскольку число этих скважин в рядах и расстояния и могут быть различными. Ширина полосы при использовании заводнения может составлять 1 — 1,5 км, а при использовании методов повышения нефтеотдачи — меньшие значения.

Поскольку в однорядной системе число добывающих скважин примерно равно числу нагнетательных, то эта система очень интенсивная. При жестком водонапорном режиме дебиты жидкости добывающих скважин равны расходам закачиваемого агента в нагнетательные скважины. Эту систему используют при разработке низкопроницаемых, сильно неоднородных пластов с целью обеспечения большего охвата пластов воздействием, а также при проведении опытных работ на месторождениях по испытанию методов повышения нефтеотдачи пластов, поскольку она обеспечивает возможность быстрого получения тех или иных результатов. Вследствие того, что по однорядной системе, как и по всем рядным системам, допускается различное число нагнетательных и добывающих скважин в рядах, можно нагнетательные скважины использовать для воздействия на различные пропластки с целью повышения охвата неоднородного пласта разработкой.

Во всех системах с геометрически упорядоченным расположением скважин можно выделить элементарную часть (элемент). Элемент системы разработки содержит минимальное количество (в том числе и долю) нагнетательных и добывающих скважин, характеризующих данную систему в целом. Так как месторождение вводится в разработку и по площади и во времени постепенно, рассчитав показатели разработки для одного элемента и складывая элементы, прогнозируют темп разработки, текущую, конечную нефтеотдачу и другие показатели разработки месторождения в целом.

Поскольку в рядных системах число скважин в нагнетательных и добывающих рядах различное, расположение скважин в них можно считать только условно геометрически упорядоченным. Тем не менее, хотя бы условно, можно выделять и элементы.

Элемент однорядной системы разработки показан на рис. 9. При этом шахматному расположению скважин соответствует нагнетательная скважина 1 и добывающая скважина 3. Для «линейного» расположения скважин - нагнетательная скважина 2 и добывающая скважина 4. Не только в однорядной, но и в многорядных системах разработки могут применяться как шахматное, так и линейное расположение скважин.)

 

Рис.9. Элемент однорядной системы разработки:

1-“четверть” нагнетательной. скважины при шахматном расположении скважин; 2- “половина” нагнетательной скважины при линейном расположении скважин;

3, 4 – соответственно “четверть” и

“половина” добывающей скважины.

При прогнозировании технологических показателей разработки месторождения достаточно рассчитать данные для одного элемента, а затем суммировать их по всем элементам системы с учетом разновременности ввода элементов в разработку.

Трехрядная и пятирядная системы. Для трехрядной и пятирядной систем разработки имеет значение не только ширина полосы , но и расстояния между нагнетательными и первым рядом добывающих скважин , между первым и вторым рядом добывающих скважин (рис. 10), между вторым и третьим рядом добывающих скважин для пятирядной системы (рис. 11). Ширина полосы зависит от числа рядов добывающих скважин и расстояния между ними. Если, например, для пятирядной системы = = =700 м, то = 4,2 км.

 
 
Рис.10. Расположение скважин при трехрядной системе разработки:
 
 
1-условный контур нефтеносности;2-добывающие скважины; 3-нагнетат. скважины

 

Рис.11. Расположение скважин при пятирядной системе разработки

Параметр для трехрядной системы равен примерно 1/3, а для пятирядной ~1/5. При значительной приемистости нагнетательных скважин по трехрядной и пятирядной системам число их вполне обеспечивает высокие дебиты жидкости добывающих скважин и высокий темп разработки месторождения в целом. Конечно, трехрядная система более интенсивная, нежели пятирядная, и обеспечивает определенную возможность повышения охвата пласта воздействием через нагнетательные скважины путем раздельной закачки воды или других веществ в отдельные пропластки. В то же время при пятирядной системе имеются большие, по сравнению с трехрядной, возможности для регулирования процесса разработки пласта путем перерас- пределения отборов жидкости из отдельных добывающих скважин. Элементы трехрядной и пятирядной систем показаны соответственно на рис. 12 и 13.

 

Рис.12. Элемент трехрядной системы разработки:

1 – две “четверти” нагнетательных скважин; 2 – добывающая скважина; 3 – две “четверти” добывающих скважин

 

 

Рис.13. Элемент пятирядной системы разработки:

1 – «половина» нагнетательной скважины; 2 – «половина» добывающей скважины первого ряда; 3 – добывающая скважина второго ряда; 4 – «четверть» добывающей скважины третьего ряда.

 

2.3.2.2. Системы с площадным расположением скважин.

 

Рассмотрим наиболее часто используемые на практике системы разработки нефтяных месторождений с площадным расположением скважин: пятиточечную, семиточечную и девятиточечную.

Пятиточечная система (рис. 14). Элемент системы представляет собой квадрат, в углах которого находятся добывающие, а в центре — нагнетательная скважина. Для этой системы отношение нагнетательных и добывающих скважин составляет 1:1, так как на одну нагнетательную скважину в элементе приходится четыре четверти добывающих скважин.

 

Рис.15 Рис.16

 

Семиточечная система (рис. 15). Элемент системы представляет собой шестиугольник с добывающими скважинами в углах и нагнетательной в центре. Параметр =1/2, т. е. на одну нагнетательную скважину приходятся две добывающие.

Девятиточечная система (рис. 16). Соотношение нагнетательных и добывающих скважин составляет 1: 3, так что = 1/3.

Самая интенсивная из рассмотренных систем с площадным расположением скважин пятиточечная, наименее интенсивная девятиточечная. Считается, что все площадные системы «жесткие», поскольку при этом не допускается без нарушения геометрической упорядоченности расположения скважин и потоков движущихся в пласте веществ использование других нагнетательных скважин для вытеснения нефти из данного элемента, если нагнетательную скважину, принадлежащую данному элементу, нельзя эксплуатировать по тем или иным причинам. В самом деле, если, например, в блочных системах разработки (особенно в трехрядной и пятирядной) не может эксплуатироваться какая-либо нагнетательная скважина, то ее может заменить соседняя в ряду. Если же вышла из строя или не принимает закачиваемый в пласт агент нагнетательная скважина одного из элементов системы с площадным расположением скважин, то необходимо либо бурить в некоторой точке элемента другую такую скважину (очаг), либо осуществлять процесс вытеснения нефти из пласта за счет более интенсивной закачки рабочего агента в нагнетательные скважины соседних элементов. В этом случае упорядоченность потоков в элементах сильно нарушается.

В то же время при использовании системы с площадным расположением скважин по сравнению с рядной получают важное преимущество, состоящее в возможности более рассредоточенного воздействия на пласт. Это особенно существенно в процессе разработки сильно неоднородных по площади пластов. При использовании рядных систем для разработки сильно неоднородных пластов нагнетание воды или других агентов в пласт сосредоточено в отдельных рядах. В случае же систем с площадным расположением скважин нагнетательные скважины более рассредоточены по площади, что дает возможность подвергнуть отдельные участки пласта большему воздействию. В то же время, как уже отмечалось, рядные системы вследствие их большой гибкости по сравнению с системами с площадным расположением скважин имеют преимущество в повышении охвата пласта воздействием по вертикали. Таким образом, рядные системы предпочтительны при разработке сильно неоднородных по вертикальному разрезу пластов.

В поздней стадии разработки пласт оказывается в значительной своей части занятым вытесняющим нефть веществом (например, водой). Однако вода, продвигаясь от нагнетательных скважин к добывающим, оставляет в пласте некоторые зоны с высокой нефтенасыщенностью, близкой к первоначальной нефтенасыщенности пласта, т. е. так называемые целики нефти. На рис. 17 показаны целики нефти в элементе пятиточечной системы разработки. Для извлечения из них нефти в принципе можно пробурить скважины из числа резервных, в результате чего получают девятиточечную систему.

Помимо упомянутых известны следующие системы разработки:

· система с батарейным расположением скважин (рис. 18), которую можно использовать в редких случаях в залежах круговой формы в плане;

· система при барьерном заводнении, применяемом при разработке нефтегазовых залежей;

· смешанные системы — комбинация описанных систем разработки, иногда со специальным расположением скважин, используют их при разработке крупных нефтяных месторождений и месторождений со сложными геолого-физическими свойствами.

Кроме того, используют очаговое и избирательное заводнения, применяемые для регулирования разработки нефтяных месторождений с частичным изменением ранее существовавшей системы.

 
 
Рис. 17. Элемент пятиточечной системы, превращаемый в элемент девятиточечной системы разработки;

1 - «четверти> основных добывающих скважин пятиточечного элемента; 2 - целики нефти; 3 - дополнительно пробуренные добывающие скважины;

4 - обводненная область элемента;

5 - нагнетательная скважина

Рис. 18. Схема батарейного расположения скважин: 1 - нагнетательные скважины; 2 - условный контур нефтеносности; 3 и 4- добывающие скважины соответственно первой батареи радиусом R1 и второй батареи радиусом R2  

 

 

Модель однородного пласта.

 

В этой модели основные параметры реального пласта (пористость, проницаемость), изменяющиеся от точки к точке, усредняют. Часто, используя модель такого пласта, принимают гипотезу и о его изотропности, т.е. равенстве проницаемостей в любом направлении, исходящем рассматриваемой точки пласта. Однако иногда считают пласт анизотропным. При этом принимают, что проницаемость пласта по вертикали (главным образом вследствие напластования) отличается от eгo проницаемости по горизонтали. Модель однородного в вероятностно-статистическом смысле пласта используют для пластов с действительной небольшой неоднородностью.

Наиболее просты модели однородного пласта в виде толщи горной породы с одинаковыми во всех точках физическими свойствами. Непроницаемые верхняя (кровля) и нижняя (подошва) границы ее параллельны и горизонтальны.

Свойства пласта в количественном выражении определяют как средневзвешенные по объему величины:

. (3.1)

Чаще используют средневзвешенные по площади залежи величины, которые устанавливают с помощью карт равных значений рассматриваемых параметров:

, (3.2)

где — параметр, определяемый как средний между двумя соседними линиями равных его значений; — площадь, образованная двумя соседними линиями с параметрами и ;

— общая площадь залежи.

Модели вытеснения нефти

 

Рассмотрим модели процесса вытеснения нефти водой (газом).

3.2.1. Модель поршневого вытеснения.

 

 
 
Предполагается движущийся в пласте вертикальный фронт (границы), впереди которого нефтенасыщенность равна начальной ( ), а позади остается промытая зона с остаточной нефтенасыщенностью . На рис. 25 схематически показан профиль насыщенности при

фиксированном положении фронта . Перед фронтом фильтруется только нефть, а позади — только вода.

Рис. 25. Модель поршневого вытеснения нефти водой.

Насыщенность: 1- водой; 2 – нефтью

В соответствии с этой моделью полное обводнение продукции скважин должно произойти мгновенно в момент подхода фронта вытеснения к скважинам.

Уравнение неразрывности

 

Выведем вначале уравнение неразрывности массы вещества при его одномерном прямолинейном движении в пласте. Масса вещества плотностью в элементе пласта (рис. 27) длиной , толщиной и шириной , измеряемой в направлении, перпендикулярном к плоскости при пористости пласта , составит

(3.11)

 

 
 

Рис. 27. Схема элементарного объема прямолинейного пласта

Рис. 28. Схема элементарного пласта в трехмерном случае

 

Если считать, что в элемент пласта через его левую грань поступает вещество с массовой скоростью , вытесняется из элемента с массовой скоростью и , а накопленный объем его за время , получим с учетом того, что в элемент вошло больше вещества, чем из него вышло:

. (3.12)

Из (3.12) имеем

(3.13)

при

(3.14)

Уравнение (3.14) и есть уравнение неразрывности массы вещества в пласте при одномерном прямолинейном движении насыщающего его вещества. Чтобы получить такое уравнение для трехмерного случая, необходимо рассмотреть баланс массы в объемном элементе пласта (рис. 28). Рассматривая массовые скорости поступления вещества в куб и вытеснения из него, а также накопленный объем его в кубе, получим

. (3.15)

Уравнение (3.15) можно записать также в следующем общем виде:

. (3.16)

Уравнения (3.15), (3.16) — уравнения неразрывности массы вещества во время его движения при трехмерном измерении. Если в пласте одновременно движутся несколько веществ, находящихся как в газовой, так и в жидкой фазе, составляют уравнения неразрывности массы каждого вещества (компонента) в соответствующих фазах.

 

Уравнение энергии

Полная энергия единицы массы пласта состоит из отнесенных к единице массы внутренней удельной энергии пород пласта и насыщающих его веществ , удельной потенциальной и кинетической энергии веществ, движущихся в пласте со скоростью . Поэтому

. (3.17)



infopedia.su

Новая технология разработки месторождения с отмыванием и добычей нефти через скважины - Бурение и Нефть

Журнал входит в перечень ВАК

(495) 979-13-33, (495) 971-65-84, (925) 384-93-11, (909) 670-44-09, тел./факс: (499) 613-93-17

New technology for development of field with flushing and oil production through well

Yu. KISLYAKOV, Join Stock Company Research And Design Institute of Oil and Gas

В статье рассмотрена новая технология добычи с отмыванием нефти водным моющим раствором, более интенсивная и эффективная по сравнению с промышленно-применяемыми технологиями. Позволяет двукратно увеличить КИН.

In the article it has been considered possible new technology of production with oil flushing by washing liquid. New technology is more intensive and effective in comparison with industrial applicable technologies. Use of new technology provides condition for increase of oil recovery twice which equals to field discovery.

В настоящее время в мире почти всю нефть добывают через скважины. Нефть в скважину вытесняют водой под пластовым давлением, поэтому пластовое давление необходимо поддерживать на начальном уровне или на уровне, указанном в применяемой технологии разработки.В новой технологии – с отмыванием пластовое давление поддерживают путем закачки водного моющего раствора (далее – рабочий агент – РА) в объект разработки. Количество РА должно быть равным суммарному количеству добытых из залежи: нефти, воды, газа в пластовых условиях.В новой технологии попеременно отбирают нефть и закачивают РА через одну и ту же скважину. Отбор нефти осуществляют по насосно-компрессорным трубам (НКТ), закачку РА – через затрубное пространство.Новую технологию начинают с отбора нефти, затем закачивают РА и в такой последовательности продолжают работать до полного отмывания нефти в объекте разработки. Продолжительность периодов отбора нефти и закачки РА определяют расчетным путем. В описываемой технологии применяют определенные химические реагенты для подготовки РА. Химический реагент в воде улучшает отмывание (солюбилизацию) нефти от горной породы (коллектора нефти). Время (период) солюбилизации определяют опытным путем – в лаборатории и на нефтепромысле. Отмытую нефть вытесняют в скважину водой под пластовым давлением и поднимают на поверхность.В новой технологии отделение нефти от горной породы (коллектора нефти) или очистку горной породы от нефти осуществляют по аналогии с тем, как очищают от нефти и нефтепродуктов железнодорожные цистерны, резервуары, трубопроводы и т. д. [1]. Очевидно, что очищать горную породу (коллектор нефти) можно на любой стадии разработки месторождения, закачивая (нагнетая) РА через добывающие скважины в объект разработки и извлекая его обратно на поверхность вместе с отмытой нефтью.Учитывая множество нефтяных месторождений, отличающихся по своим геолого-физическим характеристикам, системам и стадиям разработки; технологию разрабатывают для определенного (конкретного) месторождения или для определенной группы аналогичных месторождений. Технологию разрабатывают аналитически лабораторно, испытывают на нефтепромысле, составляют нормативно-технический документ (НТД) для внутреннего промышленного применения.1. Разработка новой технологии 1.1 Лабораторные исследования1. Научные изыскания соответствующих химреагентов для приготовления РА или синтез химреагента.2. Изучение динамики капиллярной пропитки РА керна из объекта разработки, месторождения, на котором запроектировали применение технологии.3. Научное исследование способов интенсификации капиллярной пропитки керна.4. Научное исследование состава и свойств РА.• Определение удельного веса, вязкости, стабильности, вспенивания, при давлении и температуре, в условиях промышленного использования на нефтяном месторождении.• Разработанный РА должен обладать физико-химическими свойствами, способствующими эффективному отмыванию нефти от горной породы и не должен ухудшать фильтрационных характеристик продуктивного пласта.• РА не должен негативно влиять на технологические процессы добычи, транспортировки, подготовки, переработки добываемой нефти и негативно влиять на окружающую среду.• РА должен обладать свойствами для многократного циклического использования (минимально – 30 циклов) и температурной стойкостью.5. Определение категории токсичности РА.6. Разработка правил безопасности при работе с РА.7. Определение давления нагнетания РА в залежь на устье и забое добывающей скважины, в т. ч. и давления гидроразрыва пласта (объекта разработки).8. Определение оптимального объема нагнетаемого РА в залежь, в одном цикле.9. Определение времени реагирования – отмывания нефти РА.10. Исследование свойств и состава нефтяной жидкости, добываемой через скважину, после нагнетания РА в залежь и реагирования.• Определение содержания: нефти, газа, воды, моющего вещества в нефти и в воде.• Определение удельного веса, вязкости, стабильности, эмульгирования, вспенивания при давлении и температуре, при добыче через скважину, транспортировке по нефтесборному трубопроводу.11. Подготовка нефти и газа, добытых через скважину, доведение состава и свойств до товарных кондиций.12. Подготовка кондиционного РА с использованием воды, добытой через скважину.13. Определение критериев, ограничивающих продолжение применения технологии.14. Разработка правил безопасности при работе с нефтяной жидкостью, добытой через скважину.15. Рекомендуемые установки, агрегаты, насосы, материалы, трубопроводы, печи, смесители и т. п., промышленно применяемые, для проведения промысловых испытаний и промышленной добычи нефти с применением новой технологии.16. Технологические схемы подготовки нефти, газа, РА.17. Разработка математической модели процесса отмывания нефти от горной породы.18. Оптимизирование на математической модели технологических параметров отмывания нефти от горной породы и вытеснения ее в скважину (тип рабочего агента, концентрация рабочего агента, объем закачки, время выдержки; отбора и т. п.).19. Разработка технологии для применения на определенном месторождении. 20. Разработка проекта НТД на промышленное применение технологии.1.2 Программа нефтепромысловых испытаний новой технологии1.2.1 Объект нефтепромысловых испытаний1. Краткая геолого-физическая характеристика нефтяного месторождения, краткая характеристика системы разработки, краткий анализ разработки по состоянию на дату начала проведения нефтепромысловых испытаний.2. Выбор наиболее представительной пробуренной или проектной добывающей скважины для проведения нефтепромысловых испытаний, со средней геолого-физической характеристикой и средними показателями технологического режима работы.3. Анализ бурения (строительства), эксплуатации скважины. Заключение о техническом состоянии скважины. Скважина должна быть технически исправна – тампонаж качественный, эксплуатационная колонна герметичная и прошаблонирована до искусственного забоя. Указывают удельные извлекаемые запасы скважины и степень выработки запасов.• В случае выбора проектной скважины для бурения необходимо отобрать керн для уточнения состава, свойств продуктивного пласта и РА.1.2.2 Подготовительные работы1. Скважину оборудуют штанговым винтовым насосом с производительностью, позволяющей эксплуатировать ее с потенциальным дебитом.2. Скважину оборудуют средствами непрерывного замера дебита нефти, попутной воды, растворенного газа, забойного устьевого давления, температуры добываемой нефти.3. Скважину соединяют с пунктом сбора нефти надежным трубопроводом.4. Устье скважины обвязывают для закачки РА в затрубное пространство.5. Скважину оборудуют средствами непрерывного замера: расхода РА, давления, температуры на устье, забое, при закачке РА в объект разработки.6. На скважине подготавливают установку, агрегаты, коммуникации, реагенты, воду и подготавливают необходимый объем РА для закачки в скважину.

burneft.ru

Разработка открытого урока по истории на тему: Индустриализация в Казахстане.

HYPERLINK "http://pedagog.kz/index.php?option=com_content&view=article&id=2388:2013-08-15-17-56-18&catid=36:2012-04-18-06-28-07&Itemid=84" Урок по истории Казахстана в 11 классе Ескалиева Зульфия Мутиголлиевна, учитель истории и обществознания Разработка открытого урока по истории на тему: Индустриализация в Казахстане. Цель: - изучить структуру и особенности индустриализации, развитие техники, процесс изучения естественных ресурсов, строительство железных дорог, автомагистрали - Турксиб. - научить выявлять главное, сопоставлять, анализировать, прорабатывать материал, составлять тестовые вопросы, делать выводы. - прививать интерес к предмету, чувство патриотизма за достижения своего народа, любовь к Родине. Оборудование : учебник, опорные слова, вопросы – тесты, карта, таблица - схема. Тип: комбинированный (Бис). Ход: 1. организационный момент (цели и задачи урока, дежурные, отсутствующие). 2. Работа над новой темой. Вступительное слово учителя, работа с опорными словами ( запоминание – 30 секунд, воспроизведение слов в тетрадях – 1 минута, проверка правильного написания и последовательности слов в тетрадях выборочно, за каждый правильный ответ - фишка.) опорные слова *индустриализация *промышленность *предприятия *Турксиб *рост городов *железные дороги *стахановцы 3. Работа с учебником. В течение 12 минут ученики работают с 11 параграфом и кратко пишут определения опорным словам, по истечении времени опрос учащихся последовательно, за правильный ответ – фишка).4. Детальный разбор текста. ( Тест – опрос учителем, ответ фишка.) 1. Какие годы охватили 1 пятилетку в казахстане? 1928-1932 2. Первый секретарь Казрайкома в 1925-1 933 годах? Голощекин 3. Когда начато строительство турксиба? 1927 год 4. Назовите начальника турксиба? Шатов 5. Кто из ученых изучал Урало – Эмбенский нефтяной район? Губкин 6. Кто в казахстане стал последователем забойщика - новатора Донбасса? Кузембаев 7. Какая отрасль промышленности в годы индустриализации вышла на 1 место? Цветная металлургия, тяжелая промышленность, свинец . 8. Специалисты каких городов оказывали помощь при строительстве Турксиба? Москвы, Ленинграда, Днепропетровска. 9. Промышленные

weburok.com

Разработка открытого урока «НЕФТЬ. СОСТАВ, СВОЙСТВА НЕФТИ И ПРОДУКТЫ ЕЕ ПЕРЕРАБОТКИ.»

Автор материала: Смирнова Ирина Александровна

ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ

Шығыс Қазақстан облысы білім басқармасының

«Глубокое техникалық колледжі» КММ

«Қарастырылды» «Бекітемін»

Ә/К отырысында ШҚО ББ «Глубокое техникалық

«___» __________ 20__ж колледжі» КММ

Ә/К төрағасыдиректоры ________ В.Н. Бутенко

___________ О.А. Попова «___» _____________ 20___ж

Сабақтың/ ашық сабақтың әдістемелік әзірлемесі

Методическая разработка урока/открытого урока

«Химия» пәні бойынша /по дисциплине/

«НЕФТЬ. СОСТАВ, СВОЙСТВА НЕФТИ И ПРОДУКТЫ ЕЕ ПЕРЕРАБОТКИ.» сабақ тақырыбына /тема урока/

Құрастырған (Разработал): Т.А.Ж. (Ф.И.О.) _ Смирнова_И.А.__

Лауазымы (Должность) __ _ Преподаватель_____

Біліктілік санаты (Категория) ______Вторая___

Верхнеберезовский к.2014 ж

План урока

Этап урока

Время, мин.

Приёмы и методы

Содержание деятельности

Организацияначалаурока

Словесный.

Приветствует, проверяет готовность к уроку, организует внимание

Подготовка учащихся: сообщение темы(проблемы). Обобщениеотдельных фактов, понятийиявлений

Словесный, фронтальная беседа, словесно-наглядный с применением презентаций учащихся.Работа в группах.

Озвучивает эпиграф, предлагает план работы на уроке. Учащиеся составляют Синквейн

Повторениеи обобщениепонятийи усвоениесоответствующей имсистемызнаний

Словесно-наглядно-репродуктивный с применением флип-чартов.

Учащиеся подготовившие проекты по отдельным вопросам выступают с использованием докладов и флип-чартов.

Учитель организует и корректирует работу обучающихся

Приведениеединичныхзнанийвсистему(самими учащимися)

Использование приема «Лови ошибку»

Зачитывает определения по теме , в которых имеется ошибка по тексту, учащиеся слушают и выявляют ошибку.

Подведениеитоговурока. Рефлексия

Использование приема «шесть мыслящих шляп»

Учащиеся выбирают цвет шляпы и работают над заданием, которое соответствует цвету шляпы. Учитель контролирует работу в группах.

Информацияо домашнем задании

Словесно-наглядный.

Знакомит с содержанием и технологией выполнения домашнего задания, проверяет понимание

Тема урока

НЕФТЬ. СОСТАВ, СВОЙСТВА НЕФТИ И ПРОДУКТЫ ЕЕ ПЕРЕРАБОТКИ

Цель урока (учебная, развивающая, воспитательная)

Образовательные: 1.Углубить знания учащихся о горючем ископаемым органического происхождения – нефтью, ее свойствами, переработкой.

2.Рассмотреть основные фракции нефти, области их применения.

3.Разобрать экологические ситуации, возникшие при авариях связанных с транспортировкой нефти.

4.Познакомиться с работами по ликвидации экологических катастроф, а также с препаратами, используемыми при зачистке участков попадания нефтепродуктов на почву, воду

Развивающие:

1.Развивать навыки самостоятельной работы, используя информационный материал для самостоятельной подготовки ответов, частично поисковые вопросы.

2.Развивать мышление, память, внимание на основе вопросов на синтез и анализ материала.

Воспитательные:

1.Прививать интерес к предмету, используя связь материала урока с жизнедеятельностью человека, экономикой страны и экологией биогеоценозов.

Тип урока

Комбинированный

Основные термины и понятия для изучения

Нефть, перегонка, крекинг, термический крекинг, каталитический крекинг, риформинг, бензин, детонация, октановое число.

Оборудование

Флип-чарта,план-конспект, видеоролики, мультфильм.

Формы работы

Работа в группах

Методические приемы ,мотивации обучения

Использование интерактивной доски, защита проектов, использование регионального компонента.

ТЕМА УРОКА:НЕФТЬ.СОСТАВ, СВОЙСТВА НЕФТИ И ПРОДУКТЫ ЕЕ ПЕРЕРАБОТКИ.

Цели урока:

Образовательная:

1.Углубить знания учащихся о горючем ископаемым органического происхождения – нефтью, ее свойствами, переработкой.

2.Рассмотреть основные фракции нефти, области их применения.

3.Разобрать экологические ситуации, возникшие при авариях связанных с транспортировкой нефти.

Развивающая:

1.Развивать навыки самостоятельной работы, используя информационный материал для самостоятельной подготовки ответов, частично поисковые вопросы.

2.Развивать мышление, память, внимание на основе вопросов на синтез и анализ материала.

Воспитательная:

1.Прививать интерес к предмету, используя связь материала урока с жизнедеятельностью человека, экономикой страны и экологией биогеоценозов.

Тип урока: комбинированный.Форма урока: урок-конференция с элементами проектной деятельности.Оборудование: Интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук, флипчатры по теме «Нефть», видеоролики,мультфильм.Сообщения учащихся: , «История добыча нефти в Казахстане», «Добыча нефти», « Перегонка нефти», «Крекинг нефти», «Бензин: состав и октановое число.Детонация»».Ход урока

I. Организационный момент.

Группа делится на 4-5 мини- групп.

Учитель сообщает тему ( Слайд №1) и цели урока (Слайд № 2)

Эпиграф:

Все на Земле от нас  зависит  люди,Ведь нам один на всех достался век.Пусть каждый человек счастливым будет,чтоб счастье щедро разделить на всех.Р.Ахматова

Вступительное слово учителя:В глубокой древности славяне называли это вещество -  ропанкой, греки - петролеумом. Считается, что современное название  родилось от арабского "нафта" - вытекать. Это вещество часто называют "черным золотом". О каком веществе идет речь?

Уважаемые ребята тема « Нефть» для Вас не новая, на предыдущих уроках мы свами уже изучали тему «Природные запасы углеводородов и их переработка», поэтому прежде чем начать углубленное изучение данной темы ,вам дается Задание: Составьте -Синквейн (Слайд №3) ( 3 мин ., Существительное –Нефть)

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (прилагательные).

3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

После составления Синквейна, представители от каждой мини-группы зачитывают

получившуюся у них модель задания и объясняют ее.

Сегодня перед нами стоит задача познакомиться с нефтью, её составом, свойствами и способами переработки. В ходе нашего урока хотелось бы также получить ответы на такие важные в наше время вопросы, как:

Почему запасы углеводородного сырья определяют экономический потенциал и мощь страны, а по уровню их переработки можно судить об уровне цивилизации общества?

Почему в нашей обыденной жизни мы тоже зависим от этой невзрачной на вид жидкости (демонстрирую  нефть)?

Одним словом, почему нефть так важна для человека, и среди полезных ископаемых нефть называют «королевой энергетики», именуют её «чёрным золотом»?

Ответить на все эти вопросы нам поможет сегодняшний урок, в подготовке которого вы принимали самое активное участие. Каждая из групп выполняла проектную работу по определённой теме. И  от вашего ответа зависит успех всей группы.  Но кроме этого вы работаете по плану-конспекте, которые ле

vseuroki.pro

Разработка открытого урока «НЕФТЬ. СОСТАВ, СВОЙСТВА НЕФТИ И ПРОДУКТЫ ЕЕ ПЕРЕРАБОТКИ.»

ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ Шығыс Қазақстан облысы білім басқармасының «Глубокое техникалық колледжі» КММ «Қарастырылды» «Бекітемін» Ә/К отырысында ШҚО ББ «Глубокое техникалық «___» __________ 20__ж колледжі» КММ Ә/К төрағасыдиректоры ________ В.Н. Бутенко ___________ О.А. Попова «___» _____________ 20___ж Сабақтың/ ашық сабақтың әдістемелік әзірлемесі Методическая разработка урока/открытого урока «Химия» пәні бойынша /по дисциплине/ «НЕФТЬ. СОСТАВ, СВОЙСТВА НЕФТИ И ПРОДУКТЫ ЕЕ ПЕРЕРАБОТКИ.» сабақ тақырыбына /тема урока/ Құрастырған (Разработал): Т.А.Ж. (Ф.И.О.) _ Смирнова_И.А.__ Лауазымы (Должность) __ _ Преподаватель_____ Біліктілік санаты (Категория) ______Вторая___ Верхнеберезовский к.2014 ж План урока Этап урока Время, мин. Приёмы и методы Содержание деятельности Организацияначалаурока2 Словесный. Приветствует, проверяет готовность к уроку, организует внимание Подготовка учащихся: сообщение темы(проблемы). Обобщениеотдельных фактов, понятийиявлений20 Словесный, фронтальная беседа, словесно-наглядный с применением презентаций учащихся.Работа в группах. Озвучивает эпиграф, предлагает план работы на уроке. Учащиеся составляют Синквейн Повторениеи обобщениепонятийи усвоениесоответствующей имсистемызнаний35 Словесно-наглядно-репродуктивный с применением флип-чартов. Учащиеся подготовившие проекты по отдельным вопросам выступают с использованием докладов и флип-чартов. Учитель организует и корректирует работу обучающихсяПриведениеединичныхзнанийвсистему(самими учащимися) 15 Использование приема «Лови ошибку» Зачитывает определения по теме , в которых имеется ошибка по тексту, учащиеся слушают и выявляют ошибку. Подведениеитоговурока. Рефлексия 5 Использование приема «шесть мыслящих шляп» Учащиеся выбирают цвет шляпы и работают над заданием, которое соответствует цвету шляпы. Учитель контролирует работу в груп

weburok.com

Разработка открытого урока «НЕФТЬ. СОСТАВ, СВОЙСТВА НЕФТИ И ПРОДУКТЫ ЕЕ ПЕРЕРАБОТКИ.»

ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ

Шығыс Қазақстан облысы білім басқармасының

«Глубокое техникалық колледжі» КММ

«Қарастырылды» «Бекітемін»

Ә/К отырысында ШҚО ББ «Глубокое техникалық

«___» __________ 20__ж колледжі» КММ

Ә/К төрағасыдиректоры ________ В.Н. Бутенко

___________ О.А. Попова «___» _____________ 20___ж

Сабақтың/ ашық сабақтың әдістемелік әзірлемесі

Методическая разработка урока/открытого урока

«Химия» пәні бойынша /по дисциплине/

«НЕФТЬ. СОСТАВ, СВОЙСТВА НЕФТИ И ПРОДУКТЫ ЕЕ ПЕРЕРАБОТКИ.» сабақ тақырыбына /тема урока/

Құрастырған (Разработал): Т.А.Ж. (Ф.И.О.) _ Смирнова_И.А.__

Лауазымы (Должность) __ _ Преподаватель_____

Біліктілік санаты (Категория) ______Вторая___

Верхнеберезовский к.2014 ж

План урока

Этап урока

Время, мин.

Приёмы и методы

Содержание деятельности

Организацияначалаурока

Словесный.

Приветствует, проверяет готовность к уроку, организует внимание

Подготовка учащихся: сообщение темы(проблемы). Обобщениеотдельных фактов, понятийиявлений

Словесный, фронтальная беседа, словесно-наглядный с применением презентаций учащихся.Работа в группах.

Озвучивает эпиграф, предлагает план работы на уроке. Учащиеся составляют Синквейн

Повторениеи обобщениепонятийи усвоениесоответствующей имсистемызнаний

Словесно-наглядно-репродуктивный с применением флип-чартов.

Учащиеся подготовившие проекты по отдельным вопросам выступают с использованием докладов и флип-чартов.

Учитель организует и корректирует работу обучающихся

Приведениеединичныхзнанийвсистему(самими учащимися)

Использование приема «Лови ошибку»

Зачитывает определения по теме , в которых имеется ошибка по тексту, учащиеся слушают и выявляют ошибку.

Подведениеитоговурока. Рефлексия

Использование приема «шесть мыслящих шляп»

Учащиеся выбирают цвет шляпы и работают над заданием, которое соответствует цвету шляпы. Учитель контролирует работу в группах.

Информацияо домашнем задании

Словесно-наглядный.

Знакомит с содержанием и технологией выполнения домашнего задания, проверяет понимание

Тема урока

НЕФТЬ. СОСТАВ, СВОЙСТВА НЕФТИ И ПРОДУКТЫ ЕЕ ПЕРЕРАБОТКИ

Цель урока (учебная, развивающая, воспитательная)

Образовательные: 1.Углубить знания учащихся о горючем ископаемым органического происхождения – нефтью, ее свойствами, переработкой.

2.Рассмотреть основные фракции нефти, области их применения.

3.Разобрать экологические ситуации, возникшие при авариях связанных с транспортировкой нефти.

4.Познакомиться с работами по ликвидации экологических катастроф, а также с препаратами, используемыми при зачистке участков попадания нефтепродуктов на почву, воду

Развивающие:

1.Развивать навыки самостоятельной работы, используя информационный материал для самостоятельной подготовки ответов, частично поисковые вопросы.

2.Развивать мышление, память, внимание на основе вопросов на синтез и анализ материала.

Воспитательные:

1.Прививать интерес к предмету, используя связь материала урока с жизнедеятельностью человека, экономикой страны и экологией биогеоценозов.

Тип урока

Комбинированный

Основные термины и понятия для изучения

Нефть, перегонка, крекинг, термический крекинг, каталитический крекинг, риформинг, бензин, детонация, октановое число.

Оборудование

Флип-чарта,план-конспект, видеоролики, мультфильм.

Формы работы

Работа в группах

Методические приемы ,мотивации обучения

Использование интерактивной доски, защита проектов, использование регионального компонента.

ТЕМА УРОКА:НЕФТЬ.СОСТАВ, СВОЙСТВА НЕФТИ И ПРОДУКТЫ ЕЕ ПЕРЕРАБОТКИ.

Цели урока:

Образовательная:

1.Углубить знания учащихся о горючем ископаемым органического происхождения – нефтью, ее свойствами, переработкой.

2.Рассмотреть основные фракции нефти, области их применения.

3.Разобрать экологические ситуации, возникшие при авариях связанных с транспортировкой нефти.

Развивающая:

1.Развивать навыки самостоятельной работы, используя информационный материал для самостоятельной подготовки ответов, частично поисковые вопросы.

2.Развивать мышление, память, внимание на основе вопросов на синтез и анализ материала.

Воспитательная:

1.Прививать интерес к предмету, используя связь материала урока с жизнедеятельностью человека, экономикой страны и экологией биогеоценозов.

Тип урока: комбинированный.Форма урока: урок-конференция с элементами проектной деятельности.Оборудование: Интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук, флипчатры по теме «Нефть», видеоролики,мультфильм.Сообщения учащихся: , «История добыча нефти в Казахстане», «Добыча нефти», « Перегонка нефти», «Крекинг нефти», «Бензин: состав и октановое число.Детонация»».Ход урока

I. Организационный момент.

Группа делится на 4-5 мини- групп.

Учитель сообщает тему ( Слайд №1) и цели урока (Слайд № 2)

Эпиграф:

Все на Земле от нас  зависит  люди,Ведь нам один на всех достался век.Пусть каждый человек счастливым будет,чтоб счастье щедро разделить на всех.Р.Ахматова

Вступительное слово учителя:В глубокой древности славяне называли это вещество -  ропанкой, греки - петролеумом. Считается, что современное название  родилось от арабского "нафта" - вытекать. Это вещество часто называют "черным золотом". О каком веществе идет речь?

Уважаемые ребята тема « Нефть» для Вас не новая, на предыдущих уроках мы свами уже изучали тему «Природные запасы углеводородов и их переработка», поэтому прежде чем начать углубленное изучение данной темы ,вам дается Задание: Составьте -Синквейн (Слайд №3) ( 3 мин ., Существительное –Нефть)

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (прилагательные).

3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

После составления Синквейна, представители от каждой мини-группы зачитывают

получившуюся у них модель задания и объясняют ее.

Сегодня перед нами стоит задача познакомиться с нефтью, её составом, свойствами и способами переработки. В ходе нашего урока хотелось бы также получить ответы на такие важные в наше время вопросы, как:

Почему запасы углеводородного сырья определяют экономический потенциал и мощь страны, а по уровню их переработки можно судить об уровне цивилизации общества?

Почему в нашей обыденной жизни мы тоже зависим от этой невзрачной на вид жидкости (демонстрирую  нефть)?

Одним словом, почему нефть так важна для человека, и среди полезных ископаемых нефть называют «королевой энергетики», именуют её «чёрным золотом»?

Ответить на все эти вопросы нам поможет сегодняшний урок, в подготовке которого вы принимали самое активное участие. Каждая из групп выполняла проектную работу по определённой теме. И  от вашего ответа зависит успех всей группы.  Но кроме этого вы работаете по плану-конспекте, которые лежат перед вами, вы их должны заполнять по ходу урока. Также перед вами лежат литы с текстом,возьмите эти листы.

Прочитайте текст и сделайте пометки + (знаю), ? (не знаю, не уверен в этих знаниях или  хотел бы расширить свои знания по этому вопрос).

1. Нефть – основной источник углеводородного сырья.

2. Нефть – это сложная смесь углеводородов, в основном алканов линейного и разветвлённого строения, содержащих в молекулах от 5 до 50 атомов углерода.

3. Чтобы выделить из нефти индивидуальные вещества её подвергают переработке.

4. Перегонка – это физический способ разделения смеси компонентов с различными температурами кипения.

5. Крекинг – это процесс термического или каталитического разложения  углеводородов, содержащихся в нефти.

6. Детонация – это взрыв смеси газов в двигателях внутреннего сгорания при сжатии.

7. Октановое число – это число, показывающее стойкость к детонации бензина.

Поднимите руки те, у которы

www.infouroki.net