Польша окончательно отказалась от идеи получать нефть через Украину. Откуда польша получает нефть


Польша начала покупать нефть у Саудовской Аравии вместо России » U-News

Крупнейший производитель нефти в мире - Саудовская Аравия начала поставки нефти в Польшу через порт Гданьск, сообщил сегодня глава Роснефти Игорь Сечин."Саудовская Аравия впервые вышла на рынок Польши с поставками сырья через Гданьск", - сказал Сечин, передает сегодня агентство Reuters.

Глава Роснефти не привёл объёма поставок саудовского сырья в Польшу, где оно будет конкурировать с российским, но уточнил, что стоимость арабской нефти ниже российского сорта Urals.

"(Саудовская Аравия) активно демпингует, что является также элементом изменения мировых цен. Безусловно, борьба за рынки является на этом этапе одним из ключевых факторов",- сокрушался Сечин.

Как сообщил источник в торговых кругах, первый груз пришёл в Гданьск 21 сентября. Он подтвердил, что Саудовская Аравия продаёт сырьё дешевле Urals.

"Польша получила как минимум три партии. Скидка (к Brent) просто волшебная (по сравнению с Urals). Они поставляют в Гданьск", - сказал источник.

Он считает, что саудовская нефть пошла на новые рынки в преддверии обострения конкуренции из-за возвращения ресурсов Ирана после отмены санкций: "Они хотят застолбить долю на рынке, в частности в Польше, перед тем как вернётся Иран".

Российская нефть Urals теряет позиции на нефтяном рынке Европы из-за притока более дешёвых сортов с Ближнего Востока, и это давление непрерывно нарастает, говорят трейдеры и аналитики.

В последние месяцы другая страна Евросоюза - Венгрия увеличила покупку нефти иракского Курдистана вместо Urals, и вытеснение российского сорта с одного из традиционных рынков в условиях низких международных цен на сырьё стало также первым подтверждением начала крупных поставок в Европу курдской нефти, добыча которой быстро растёт.

Как отмечает агентство, избыток нефти на мировом рынке сохранится в течение 2016 года на фоне замедления роста мирового потребления и почти рекордной добычи крупнейших производителей ОПЕК, прогнозирует Международное энергетическое агентство (IEA).

Несчастная Россия. Ее нефть и газ, а также другие российские товары и услуги вытесняют в последнее время не только с европейских, но и с прочих рынков. Причем, этим занимается не только Саудовская Аравия, но и многие другие страны.

Напомню, как сообщила в июне компания BP в авторитетном статистическом ежегоднике Statistical Review of World Energy 2015, США в прошлом году впервые с 1975 года вышли на первое место в мире по добыче нефти, оставив позади и Россию, и Саудовскую Аравию.

В сентябре российский Росстат доложил, что в июле Россию снова обогнала по объему добычи нефти Саудовская Аравия.Также недавно стало известно, что по поставкам нефти в Китай в августе текущего года Россию обогнал Ирак.

Ранее сообщалось, что в июле 2015 года Россия уступила Анголе второе место по объему поставок нефти в Китай.

В августе прошла новость, что Китай вытесняет Россию с мирового рынка атомных станций. При этом китайские банки де-факто поддержали санкции Запада против банков РФ.

А в конце минувшего месяца стало известно, что Китай в этом году обогнал Россию по экспортным перевозкам через Укрзализницу.

Также напомню, что на прошлой неделе Эрдоган пригрозил Путину прекращением закупки Турцией российского газа. А Турция является вторым покупателем российского газа после Германии.

Украина же за 9 месяцев 2015 года импортировала газа из России в 2,2 раза меньше, чем из Европы.

u-news.com.ua

«обули» Украину, теперь на очереди Польша и Прибалтика: sosedgeorg

То, как Берлин классически «развел» Киев на газ – можно будет писать в учебниках истории и экономики. На очереди Польша и Прибалтика. Их русофобия позволяет делать немцам деньги из воздуха, вернее из газа… российского.

Ситуацию с Украиной повторно описывать не буду, лишь напомню, что поиграв в политические игры, Германия обеспечила себе с 2019 года статус основного транзитера газа из России, удалив Украину из списка надежных партнеров России. Теперь надо дотащить это «государство» до запуска «Северного потока – 2» и списать за ненадобностью.

Мода на СПГ терминалы захлестнула Европу. Литва и Польша кинулись строить свои СПГ терминалы. Взяв кредиты на 12 лет у Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), у Европейского инвестиционного банка, а так же у Европейской комиссии в виде грантов, Польша сейчас достроила свой терминал и собирается его запустить весной 2016 года.

Литва опередила своего соседа – СПГ в Клайпеде стоит. В прямом и переносном смысле.

В Европе 80% из СПГ терминалов стоят пустыми. О поставках газа никто уже не думает. Почему? Цена. Польша сумела договориться лишь с Катаром. На момент заключения контракта стоимость газа у Катара составляла 720 долларов. Стоимость российского газа и газа из Катара привязана к нефти. Сейчас наш газ стоит порядка 265 долларов. Следовательно, и газ из Катара не дешевле $480 за тысячу кубометров. Разница почти в два раза.

Польша пыталась договориться и с другими поставщиками, но неудачно.

А Литве повезло – она заключила контракт с норвежской Statoil. Причем цена привязана к британской газовой бирже. В отличие от Польши, Литва переплачивает всего в 1,5 раза и за минимальный объем - 540 млн. кубометров, при мощности хранения в 3 млрд кубометров.

В деньгах, конечно потери есть, зато имидж среди независимой Европы – на высоте.

И вот неделю назад, Еврокомиссия торжественно дала денег Польше и Литве на «газовую трубу». Польша проведет трубу к Литве, а Литва в Эстонию и Латвию. Девиз все тот же – независимость от российского газа.

Польша, Прибалтика и вся Европа рукоплещет смелости политиков, а Ангела Меркель смахивает набежавшую слезу и счастливо улыбается. Что ж она практически умудрилась продать российский газ по завышенным ценам, который будут у нее брать эти «наивные».

По планам трубу Польша с Прибалтикой построят где-то к 2020 году. К тому времени газ через Украину в Европу перестанет поступать, а пойдет через Германию. Покупать газ у Газпрома напрямую будет политически невыгодным мероприятием, у Норвегии дорого, у Катара – безумно дорого, у Германии газ будет чуть дороже, чем у Газпрома, зато - «политически правильный».

Спрашивается, где будет покупать газ Польша для собственных нужд и для дальнейшей перепродажи? Кабальный контракт с Катаром к тому времени завершиться.

Причем, Германия ведь не жадная – она даст заработать Польше и Литве на своих соседях. Те тоже получат свою «копеечку» за транзит.

Что будет делать в такой ситуации Катар и Statoil – неизвестно. Норвежский нефтегазовый гигант Statoil ASA сегодня объявил о том, что сможет нарастить добычу газа из крупнейшего месторождение газа — Troll-A лет через 10-ть и возможно, составить конкуренцию России. Поживем – увидим.

Ранее по теме:

Германия «развела» Украину. Бизнес и ничего более.

Пути газопровода неисповедимы… Особенно для Европы.

Германия с проектом "Северный поток-2" вывела из себя Польшу и Украину

Огромные убытки Польши из-за отказа от российского газа

sosedgeorg.livejournal.com

Польша в 2013 году уменьшила объемы переработки нефти

В 2013 году польские НПЗ переработали 24,3 млн тонн сырой нефти, что почти на 1 млн тонн (или на 4%) меньше по сравнению с предыдущим 2012-м годом (25,2 млн тонн). 93,3% всей переработанной в Польше нефти поступила из России, в том числе свыше 85% (около 20 млн тонн) из нефтепровода “Дружба”.

По информации польской Организации нефтяной промышленности и торговли (Polskа Organizacjа Przemysłu i Handlu Naftowego; POPiHN), концерн PKN Orlen переработал на всех своих предприятиях 15,6 млн тонн сырья (увеличение на 0,5% по сравнению с 2012-м годом), когда как его главный конкурент Grupa Lotos переработала 8,7 млн тонн (уменьшение на 10%) – что стало следствием ремонтных работ, проводившихся на Гданьском НПЗ весной прошлого года. В 4-м квартале 2013 года Grupa Lotos удалось частично компенсировать вынужденный простой, так как по результатам первых 9-ти месяцев сокращение объёмов переработки составило 13% по сравнению с тем же периодом 2012 года.

По утверждению представителей POPiHN, причины столь значительной зависимости Польши от российской нефти носят как экономический, так и технологический характер.

Кроме того, польские нефтекомпании осуществляли закупки сырой нефти в Великобритании и Норвегии; тем не менее, совокупная доля этих закупок составила всего 4,1% от потребностей страны (около 1 млн тонн) . Также польская Grupa Lotos традиционно работала на “литовском” направлении, где компания Lotos Petrobaltic ведёт добычу нефти. Однако и здесь общий объём собственных поставок Grupa Lotos составила всего 2,5% потребностей НПЗ в сырье, что соответствовало 9-дневной полной загрузке предприятия.

Порядка 4,5 млн тонн (менее 20% потребности) нефти было доставлено через нефтетерминал (Naftoport) – но и здесь свыше 3/4 (около 3,5 млн тонн) всей сырой нефти были получены из России.  :///

 

Рубрики: Новости | Темы: Нефть, Объемы, Переработка, Польша

teknoblog.ru

Иранская нефть прибыла в польский Гданьск

Два миллиона барреле нефти (примерно 300 тыс тонн) на двух танкерах прибыли в польский город Гданьск из Ирана. Эти объемы предназначены для нужд нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) польской госнефтекомпании Grupa Lotos. Об этом сообщает агентство PAP.

Как отмечается, уже проходит откачка углеводородного сырья. В общей сложности эта процедура займет более суток. Затем нефть по трубопроводам будет направлена в два резервуара, откуда затем попадет на НПЗ Гданьска.

По словам официального представителя группы Lotos Марчин Захович, иранское «черное золото» будет обрабатываться отдельно для получения тщательных сведений о поступившей партии. Полученные данные будут подвергнуты дальнейшему технико-экономическому анализу. Польская стороны отмечает, что эта поставка иранской нефти в Польшу является тестовой, поэтому о светлых перспективах дальнейшего сотрудничества с Ираном говорить пока преждевременно. Как известно, оборудование различных НПЗ «заточено» под те или иные характеристики  получаемой нефти. Раньше НПЗ в Гданьске в основном получало российскую нефть, основные параметры которой несколько отличны от той нефти, которая добывается в Иране. Если «новая» нефть окажется плохо приспособленной для переработки на уже имеющимся оборудовании завода, то на его переоборудование могут потребоваться достаточно большие средства, что в итоге может и не устроить польскую компанию, которая в рамках решений польских властей стремится диверсифицировать поставки углеводородного сырья.

“Что будет дальше, зависит от качества сырья, от результатов его переработки, от экономического эффекта”, – заявил Захович.

Lotos также сообщает, что объемов тестовой поставки будет достаточно для производства 61,5 млн литров бензина и 116 млн литров дизтоплива. В среднем такие объемы нужны для полной одновременной заправки 3,2 млн легковых автомобилей – примерно столько зарегистрировано в Мазовецком воеводстве Польши.  :///

 

Рубрики: Морской путь, Новости | Темы: иран, Нефть, НПЗ, Польша

О чём говорят в интернете

teknoblog.ru

Польша окончательно отказалась от идеи получать нефть через Украину

Одесса-Броды

Такое мнение корреспонденту УНИАН в Польше высказал польский эксперт по энергетическим вопросам Анджей Щесняк.

Он назвал "нулевыми" шансы на создание евразийского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК) на базе украинского трубопровода, назвав главной причиной отсутствие достаточных объемов нефти для рентабельной работы этого проекта.

"Нет для него нефти, и в ближайшие 5-10 лет не будет",- сказал собеседник агентства.

А.Щесняк заметил, что еще в 2003 году было понятно, что ЕАНТК не будет реализован после того, как принято решение о строительстве нефтепровода "Баку-Тбилиси-Джейхан", который был введен в эксплуатацию в 2006 году.

Он заметил, что этот трубопровод, который, как и ЕАНТК, предназначен для поставок каспийской нефти в Европу, не используется на полную мощность из-за недостаточного количества нефти.

Эксперт назвал проект соединения "Одесса-Броды" с польской нефтетранспортной системой "трупом в шкафу", который время от времени достают в политических целях.

"Если посмотреть на стратегические направления энергетической безопасности Польши, то действительно, власти сделали ставку на поставки с моря, а не с южного востока", - сказал он, комментируя подписанный на этой неделе контракт на строительство нефтетерминала в Гданьске.

По теме: Польша не спешит получать каспийскую нефть

Как сообщал УНИАН, 8 апреля польская государственная нефтетранспортная компания PERN Przyjazn S.A. подписала контракт на строительство первой очереди нефтяного терминала на Балтийском море в Гданьске стоимостью около 130 млн долл.

Весь проект, в рамках которого планируется построить резервуары для хранения нефти, нефте- и химпродуктов мощностью 700 тыс. кубометров, должен быть готов к 2018 году и обойдется около 260 млн долл.

Глава PERN Марчин Москалевич сказал УНИАН, что нефтетерминал и ЕАНТК могут взаимодополнять друг друга, назвав среди необходимых условий для реализации этого проекта гарантии поставок по трубопроводу - по крайней мере - 10 млн тонн нефти.

Справка УНИАН. Польские НПЗ, которые ежегодно перерабатывают около 26-27 млн тонн нефти, львиную долю покупают у российских компаний, которые поставляют ее через северную ветку трубопровода "Дружба", проходящую через Беларусь и Польшу в Германию. Мощности польской нефтетранспортной системы в зависимости от участка позволяют ежегодно прокачивать от 27 до 50 млн тонн нефти, а построенный на Балтийском море нефтепорт - 37 млн тонн.

Идея ЕАНТК возникла еще в начале 1990-х, но построенный в 2001 году "Одесса-Броды", проектной мощностью 14,5 млн тонн, до сих пор ни разу не удалось использовать для поставок каспийской нефти в Европу.

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

www.unian.net

Саудовская Аравия начала морские поставки нефти в Польшу

МОСКВА (Рейтер) - Крупнейший производитель нефти в мире - Саудовская Аравия начала поставки нефти в Польшу через порт Гданьск, сообщил глава Роснефти Игорь Сечин.

Принадлежащий Саудовской Аравии супертанкер Sirius Star в Роттердаме 17 октября 2008 года. Крупнейший производитель нефти в мире - Саудовская Аравия начала поставки нефти в Польшу через порт Гданьск, сообщил глава Роснефти Игорь Сечин. REUTERS/Adri Schouten

“Саудовская Аравия впервые вышла на рынок Польши с поставками сырья через Гданьск”, - сказал Сечин.

Глава Роснефти не привёл объёма поставок саудовского сырья в Польшу, где оно будет конкурировать с российским, но уточнил, что стоимость арабской нефти ниже российского сорта Urals.

“(Саудовская Аравия) активно демпингует, что является также элементом изменения мировых цен. Безусловно, борьба за рынки является на этом этапе одним из ключевых факторов”,- сказал Сечин во вторник.

Как сообщил источник в торговых кругах, первый груз пришёл в Гданьск 21 сентября. Он подтвердил, что Саудовская Аравия продаёт сырьё дешевле Urals.

“Польша получила как минимум три партии. Скидка (к Brent) просто волшебная (по сравнению с Urals). Они поставляют в Гданьск”, - сказал источник.

Он считает, что саудовская нефть пошла на новые рынки в преддверии обострения конкуренции из-за возвращения ресурсов Ирана после отмены санкций:

“Они хотят застолбить долю на рынке, в частности в Польше, перед тем как вернётся Иран”.

Российская нефть Urals теряет позиции на нефтяном рынке Европы из-за притока более дешёвых сортов с Ближнего Востока, и это давление непрерывно нарастает, говорят трейдеры и аналитики.

В последние месяцы другая страна Евросоюза - Венгрия увеличила покупку нефти иракского Курдистана вместо Urals, и вытеснение российского сорта с одного из традиционных рынков в условиях низких международных цен на сырьё стало также первым подтверждением начала крупных поставок в Европу курдской нефти, добыча которой быстро растёт.

Избыток нефти на мировом рынке сохранится в течение 2016 года на фоне замедления роста мирового потребления и почти рекордной добычи крупнейших производителей ОПЕК, прогнозирует Международное энергетическое агентство (IEA).

Согласно прогнозу Минэнерго, добыча нефти в РФ вырастет в 2015 году до 531 миллиона тонн с 527 миллионов тонн, а экспорт - до 235-237 миллионов тонн с 223 миллионов тонн. В последующие годы Минэнерго ждет стабилизации добычи нефти на уровне 525 миллионов тонн и дальнейшего роста экспорта сырья.

Диана Асонова, Глеб Городянкин, Денис Пинчук, текст Олеси Астаховой

ru.reuters.com

ВРЕМЯ «Ч», ИЛИ ЧЬЮ НЕФТЬ, ОТКУДА И КУДА КАЧАТЬ БУДЕМ?.. - Экономика

21 июля должно было состояться собрание акционеров ОАО «Укртранснафта». Однако оно перенесено на 1 августа. По инициативе акционера «Укртранснафти» — «Нефтегаза Украины», которому государство передало в управление 100% акций «Укртранснафти». Каждая из сторон объясняет «пролонгацию» собрания акционеров по-своему. Но, вероятно, не стоит исключать того, что это один из способов создать конфликт (интересов? чьих?) в украинском ТЭКе, чтобы отвлечь внимание от куда более серьезных проблем. Так ли это, наверное, скоро прояснится.

Так как «ЗН» практически всегда подробно описывало перипетии, связанные как с «Укртранснафтою», так и вверенным ей, кроме прочего, в управление нефтепроводом Одесса—Броды, не буду повторяться. Расскажу вкратце о событиях последних двух недель.

14 июля, как и было запланировано, под эгидой Еврокомиссии в рамках программы INOGATE в Гданьске состоялось заседание за «круглым столом» реальных и потенциальных участников проекта ЕАНТК.

Собственно, уже название этой встречи деловых людей определяло круг участников: «Одесса—Гданьск: северное измерение для каспийской нефти». Это мероприятие безусловно заслуживает более подробного описания, но если кратко описать происходящее в Гданьске (Поморье, Польша), где обсуждались перспективы продления нефтепровода Одесса—Броды по территории Польши с целью создания европейского нефтетранспортного коридора, то можно резюмировать, что проект «Одесса—Броды—Плоцк» получил политическую поддержку правительств Украины и Польши, а также Еврокомиссии. В качестве подвижек в сторону коммерциализации проекта называется концепция бизнес-плана, подтверждающего наличие рынков сбыта нефти, которая будет поступать по нефтепроводу в Европу. Заинтересованность в получении нефти по этому нефтепроводу проявили также НПЗ Чехии, Австрии и Германии. Специальный уполномоченный по вопросам ЕАНТК, председатель правления «Укртранснафти» Александр Тодийчук сообщил, что к реализации бизнес-плана нефтепровода Одесса—Броды «Укртранснафта» приступит в декабре текущего — начале будущего года.

Концепцию бизнес-плана подготовила компания PricewaterhouseСoopers. Она предусматривает транспортировку нефти по этому нефтепроводу, а также по системе других действующих и проектируемых нефтепроводов на НПЗ Чехии, Австрии и Германии. Реализация бизнес-плана предусмотрена в три этапа. На первом из них по нефтепроводу будет транспортироваться 7 млн. тонн нефти, на втором — 11 млн. тонн, на третьем — 19 млн. тонн.

К слову, еще в мае Еврокомиссия выделила грант в размере2 млн. евро на техническую поддержку достройки нефтепровода Одесса—Броды до Плоцка.

Присутствующих на этом гданьском саммите весьма интересовала позиция Украины в отношении принципиальных вариантов использования нефтепровода. И европейцы дали четко понять, что от того, в каком направлении Украина будет качать нефть, будет зависеть и их коммерческая заинтересованность в проекте. Возглавляющий украинскую делегацию министр топлива и энергетики Сергей Ермилов заверил присутствующих в том, что в случае равных условий (надо понимать, прежде всего ценовых параметров) предлагаемых Украине сегодня вариантов будет выбран европейский, и о реверсе речь пока не идет. Правда, комиссия, созданная по решению украинского Президента для анализа этого вопроса, свой окончательный вердикт еще не вынесла, но и слишком уж навязчивых предложений российских нефтяных компаний безоглядно не приняла.

По странному (или закономерному?) стечению обстоятельств, именно когда все возрастает заинтересованность в европейском направлении транзита нефти по нефтепроводу Одесса—Броды, появляется заявление сотрудника компании CERA Мэтью Дж.Сагерса. Оказывается, он считает бессмысленным продление нефтепровода Одесса—Броды до Гданьска. Разумеется, каждый имеет право на собственную точку зрения. Но зачем же ее преподносить как мнение экспертной организации? Тем более что CERA (Кембриджская ассоциация по проведению исследований в области энергетики) не уполномочена правительством Украины комментировать ситуацию. Более того, если вы видели этот «многосложный труд» целой ассоциации, то легко угадаете в нем идею реверса нефтепровода Одесса—Броды, активно навязываемую Украине несколькими российскими экспортерами нефти. Что же касается аналитики, то, увы, это, с позволения сказать, исследование подобных «мелочей» не содержит. Так что можно только догадываться, зачем вышеупомянутому господину понадобилось оглашать подобные вещи. Ну да Бог с ним.И не такое доводилось слышать об украинском проекте. И чем ближе его реализация, тем громче голоса его противников. Ничего не поделать — классический конфликт интересов.

А уже на следующий день после конференции в Гданьске, 15 июля, Президент Украины Леонид Кучма отмечает повышение интереса со стороны нефтедобывающих компаний, работающих в Каспийском регионе, к использованию нефтепровода Одесса — Броды для транспортировки нефти в Европу. Вместе с тем глава государства подчеркнул, что решение о транспортировке каспийской нефти в Европу либо реверсном использовании нефтепровода Одесса — Броды должно принимать правительство. А заодно Л.Кучма пожурил «энергетического» вице-премьера Виталия Гайдука и главу Минтопа Сергея Ермилова за плохую подготовку к зиме. Надо понимать, что это одно из «последних китайских предупреждений» чиновникам, и хотя формально оно не связано с проектом «Одесса—Броды», не секрет, что и Л.Кучме российские члены правительства, а не только нефтяные компании настоятельно предлагают качать нефть в реверсном направлении. С таким решением российский вице-премьер Христенко даже увязывал подписание долгосрочного украинско-российского соглашения о транзите нефти по нефтепроводам Украины. Однако это сильно уж откровенное давление… Так что хотя Кабмин Украины и одобрил проект 15-летнего соглашения с Россией о транзите нефти уже 16 июля, что даст российским компаниям возможность транспортировки до 79,5 млн. тонн нефти в год, в соглашение не включена система Одесса-Броды. О чем сообщил министр С.Ермилов. Реверанс это в адрес россиян или вправду остается такая перспектива, но, по словам министра, новый нефтепровод в принципе может быть включен в соглашение. Правда, это не значит, что будет включен. А там посмотрим.

Далее Кабмин переносит окончательное решение по вопросу использования нефтепровода Одесса—Броды в реверсном режиме, решив привлечь на тендере независимого эксперта в этой области для того, чтобы получить независимую оценку реверсного варианта работы, как это было сделано для варианта прямой работы нефтепровода Одесса—Броды.

Дальше — больше. 18 июля в Ялте российский премьер Михаил Касьянов заявляет, что соглашение о транзите российской нефти по территории Украины может быть подписано после того, как будет решен вопрос о транзите российской нефти по нефтепроводу Броды—Одесса. Разумеется, ему бы хотелось увидеть решение по этой теме «в сжатые сроки», и конечно же РФ готова посодействовать Украине в этой многосложной задачке. «Мы рассчитываем, что, может быть, через месяц будет завершено рассмотрение этого вопроса — использования для прокачки российской нефти нефтепровода Броды—Одесса. Как только по этой теме будут отработаны все технологические особенности и соединены с экономическими, тогда это соглашение будет готово к подписанию. Таково наше представление», — подчеркнул М.Касьянов.

Такие вот товарищеские взаимоотношения. И кто после этого скажет, что проект ЕАНТК и вообще достройки и вариантов использования нефтепровода Одесса—Броды — это сугубо экономическая тема?! Всяк остаивает свои интересы всеми доступными способами. Отстаивает их и «Укртранснафта», за что и получает, как говорится, на орехи со всех сторон.

Тем не менее, несмотря на все давление и ажиотаж, ОАО «Укртранснафта», владеющее нефтетранспортными мощностями в Украине, сообщает, что в результате переговоров с поставщиками каспийской нефти и ее потребителями в странах Европы имеет пакет предложений, которые создают условия для начала прокачки нефти в европейском направлении до конца этого года — в начале 2004-го.

Кроме того, в «Укртранснафті» отмечают: «Мы работаем на увеличение суммы транспортируемой российской и каспийской нефти, работаем над гармонизацией интересов России и Казахстана, а не на их конфликт». А предложения российских компаний, по мнению украинских нефтетранспортников, не всегда выглядят однозначными, и «возникает вопрос о бизнес-логике этих предложений». В «Укртранснафті» по-прежнему считают, что работа нефтепровода Одесса—Броды в реверсном режиме может негативно повлиять на реализацию проекта «Дружба—Адрия» и увеличить нагрузку на пролив Босфор.

Тут же свое слово вставила и российская ТНК, которая, оказывается, приветствует действия правительства Украины по серьезному обсуждению возможности транспортировки российской нефти по нефтепроводу Одесса—Броды в реверсном режиме. Об этом заявил президент Торгового дома «ТНК-Украина» Александр Городецкий на пресс-конференции в Киеве 17 июля. При этом он не забыл подчеркнуть, что реверсный маршрут подкреплен реальными предложениями российских компаний-экспортеров. Он также считает, что украинская сторона ошибочно не включила нефтепровод Одесса—Броды в проект 15-летнего соглашения с Россией о транзите нефти по территории Украины, как это предлагает российская сторона. Повторюсь, что каждый имеет право на собственное мнение…

Наблюдая за развитием событий вокруг проекта ЕАНТК и нефтепровода Одесса—Броды, счел возможным высказать свое мнение на этот счет и посол США в Украине Карлос Паскуаль. Он вновь высказывается за использование нефтепровода Одесса—Броды в европейском направлении.

В интервью журналистам К.Паскуаль подчеркнул также необходимость использования нефтепровода на более привлекательных для инвестора условиях. Наполнение нефтепровода каспийской нефтью для европейского рынка откроет для украинской экономики долгосрочные перспективы, считает дипломат.

Впрочем, в «Укртранснафті» и так видят перспективы. Даже при сокращении экспорта российской нефти компания считает, что нефтетранспортная система приносит стране прибыль. И предоставляет цифры, приведенные в таблицах. По данным «Укртранснафти», в период с 1 января по 1 июня 2003 года компания уплатила в госбюджет основных налогов на сумму 167 376 тыс. грн. (на 11% больше, чем за аналогичный период прошлого года).

Надо заметить, что далеко не все разделяют оптимизм «Укртранснафти» и продолжают обвинять компанию в популизме. Мол, пусть бы использовали нефтепровод Одесса—Броды в реверсном режиме, тогда бы и прибыль была посущественнее. Впрочем, к подобным выпадам стоит относиться критически. В конце концов правительство страны вскоре расставит точки над «і». А то уж слишком «популярной» стала тема «Укртранснафти» и вариантов использования нефтепровода Одессса—Броды.

zn.ua