Open Library - открытая библиотека учебной информации. Перегонка сырой нефти


Перегонка - сырая нефть - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Перегонка - сырая нефть

Cтраница 1

Перегонка сырой нефти приводит к ее первичному разделению на жидкие фракции, кипящие в широком температурном интервале.  [1]

Перегонка сырой нефти, имеющая целью разделение различных ее фракций, должна проводиться таким образом, чтобы высокие температуры, необходимые для отгонки тяжелых фракций, не вызывали реакций термического разложения; эти реакции будут изучены нами позднее в главах, посвященных крэкингу нефти.  [2]

Продукты перегонки сырой нефти, обычно называемые битумами, часто используются в гидротехническом строительстве в качестве материала для водонепроницаемых покрытий.  [3]

При перегонке сырой нефти ее делят на различные фракции в зависимости от того, какие продукты хотят из нее получать. Кроме того, сырая нефть содержит в растворенном виде газы, которые выделяются при нагревании и состоят исключительно из парафиновых углеводородов.  [4]

В результате перегонки сырой нефти получаются продукты двух основных типов: дестиллатные и остаточные. Их дальнейшая переработка, а отчасти и области их применения глубоко различны.  [5]

На установке перегонки сырой нефти имеются дождевые, неф-тесодержащие и отработавшие ( отпарные) сточные воды.  [7]

В результате перегонки сырой нефти получаются продукты двух основных типов: дестиллатныедостаточные. Их дальнейшая переработка, а отчасти и области их применения глубоко различны.  [8]

Настоящий кокс - образуется при перегонке сырой нефти или ее неочищенных остатков. Очевидна связь этого типа кокса с асфальтовыми веществами нефти. Кокс имеет вид черной хрупкой массы, иногда пузыристой, и интересен довольно значительным содержанием водорода и экстрактивных веществ, показывающих, что он не на 100 % состоит из углерода.  [9]

Установка предназначена для разделения кубовых остатков перегонки сырой нефти. Она оказалась пригодной также и для дистилляции легко разлагающихся и пенящихся жидкостей, поскольку в ней использован принцип пленочной дистилляции. По конструктивному выполнению установка полностью соответствовала промышленному агрегату, поэтому все опытные данные, полученные при работе на ней, можно использовать при разработке промышленного процесса.  [10]

Нефть, а также высококипящие продукты перегонки сырой нефти в условиях повышенных температур подвергаются процессу крекинга.  [11]

Кокс может быть получен как при перегонке сырой нефти, так в специальном производстве при пиролизе нефтепродуктов. Исходное сырье определяет физические и химические свойства нефтяного кокса и, что особенно важно, их стабильность. А это, в свою очередь, влияет на свойства углеродного порошка, получаемого из кокса.  [12]

Термическому крекингу подвергают часть кубовых остатков после перегонки сырой нефти под обычным давлением, если их не разделяют в вакууме на асфальт и различные дистилляты, из которых последние тоже крекируют, но ужо в каталитических установках. Кроме того, для термического крекинга используют также высшие фракции, получаемые при разгонке продуктов каталитического крекинга.  [14]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Перегонка - сырая нефть - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3

Перегонка - сырая нефть

Cтраница 3

Установка перегонки сырой нефти, для управления которой используется УЦВМ, включает 3 ректификационных колонны и 3 отпарных колонны. Из колонны предварительной разгонки выходят 4 промежуточных продукта, из них верхний дистиллят в дальнейшем разделяется на 3 потока в дистиллятной ректификационной колонне. Поток нестабильного бензина из этой колонны стабилизируется путем удаления легких углеводородов в третьей ректификационной колонне - дебутанизаторе. Тепло сообщается сырью в колонне первичной разгонки посредством ряда теплообменников и печи. Оно отводится нагретыми потоками продуктов, а также тремя охлаждающими потоками: потоком, орошающим верх колонны, верхним и нижним циркулирующими потоками. Конденсация пара с целью создания орошения верха колонны и охлаждение верхнего циркулирующего орошения происходят путем теплообмена с холодной сырой нефтью. Нижнее циркулирующее орошение нагревают сырую нефть и, кроме того, является единственным источником тепла для дистиллятной ректификационной колонны.  [31]

При перегонке сырой нефти получаются различные фракции ( табл. 27), причем их состав зависит от месторождения, источника и гевлогических факторов.  [32]

При перегонке сырой нефти получаются различные фракции ( табл. 27), причем их состав зависит от месторождения, источника и геологических факторов.  [33]

Промежуточные продукты, выходящие из колонны предварительной разгонки и дистиллятной ректификационной колонны, могут быть охарактеризованы границами температур кипения и частичным присутствием близких фракций. На рис. 6 представлена кривая истинных температур кипения при перегонке сырой нефти. Граница температур кипения продуктов колонны предварительной разгонки взята на этой кривой в промежуточных точках, соответствующих весовым процентам данных продуктов от количества нефти.  [35]

Предпосылкой автоматизации непрерывно работающих пилотных ректификационных установок является решение задачи получения достоверных опытных данных, на основе которых можно разрабатывать промышленные установки. На рис. 362 показана экспериментальная установка, предназначенная для моделирования промышленного процесса перегонки сырой нефти. Она состоит из одной основной и трех дополнительных колонн, предназначенных для отгонки низкокипящих фракций. Данная установка служит для разгонки многокомпонентных смесей, которые разделяются на четыре фракции. Кубовый продукт отбирается из куба основной колонны.  [36]

Кроме того, устройство производит расчет транспортировки нефти по заводу. Первоначальное изучение управления по замкнутому контуру в основном проводится на установке по перегонке сырой нефти. Ко времени написания этого доклада все восемь контуров управления на ректификационной колонне сырой нефти были успешно замкнуты. Сигналы, поступающие с ректификационной установки, использовались при составлении программы, которая определяла условия работы установки, необходимые для достижения требуемого качества продукта. Эти условия автоматически поступали на обычные регулирующие устройства, установленные на колонне.  [38]

Современные транспортные средства требуют все больше горючего, причем высокого качества. Основным видом топлива для карбюраторных двигателей внутреннего сгорания является бензин, которого при перегонке сырой нефти получается 15 - 20 % от общего количества нефти. Кроме того, качество бензина прямой гонки не удовлетворяет требованиям современной техники. Для увеличения выхода бензина, а также повышения его качества, прибегают к химической переработке нефти.  [39]

Современные транспортные средства требуют все больше горючего, причем высокого качества. Основным видом топлива для карбюраторных двигателей внутреннего сгорания является бензин, получающийся при перегонке сырой нефти с выходом 15 - 20 % от общего количества нефти. Кроме того, качество бензина прямой гонки не удовлетворяет требованиям современной техники. Для увеличения выхода бензина, а также повышения его качества прибегают к химической переработке нефти.  [40]

Бутадиен находит применение в производстве пластификаторов, причем 1 / з бутадиена используется непосредственно для изготовления синтетического каучука. Ароматические углеводороды - бензол, толуол и ксилол - в настоящее время обычно получают из продуктов перегонки сырой нефти, а не при коксовании угля. Как показано на схеме, эти продукты используют для производства ряда пластмасс и вспомогательных материалов, например пластификаторов. Ароматические углеводороды служат также исходными продуктами для многих полимеров, применяемых в промышленности синтетических волокон, описание которых дано в различных главах Энциклопедии.  [41]

Для правильной ориентировки в этом вопросе необходимо иметь в виду, что кроме газов, образующихся в результате разложения ( крекинга), при перегонке нефти и ее продуктов, в первую очередь, должны выделяться газы, которые находились в исходном продукте в растворенном состоянии. Таковы, например, компоненты естественного газа, являющиеся главной составной частью неконденсирующихся газов, получаемых при перегонке сырой нефти. Выделение этих газов, естественно, значительно осложняет вопрос о начале газообразования, наступающего в результате деструкции. Одним из признаков начавшегося крекинга, казалось бы, может служить появление в газах водорода, который, как известно, в естественном газе не содержится. Однако частичный крекинг нефтепродукта начинается, невидимому, несколько раньше появления в газах водорода, так что и этот признак можно принимать как указание на начало крекинга лишь с оговоркой.  [42]

Для правильной ориентировки в этом вопросе необходимо иметь в виду, что кроме газов, образующихся п результате разложения ( крекинга), при перегонке нефти и ее продуктов, в первую очередь, должны выделяться газы, которые находились в исходном продукте в растворенном состоянии. Таковы, например, компоненты естественного газа, являющиеся главной составной частью неконденсирующихся газов, получаемых при перегонке сырой нефти. Выделение этих газов, естественно, значительно осложняет вопрос о начале газообразования, наступающего в результате деструкции. Одним из признаков начавшегося крекинга, казалось бы, может служить появление в газах водорода, который, как известно, в естественном газе не содержится. Однако частичный крекинг нефтепродукта начинается, невидимому, несколько раньше появления в газах водорода, так что и этот признак можно принимать как указание на начало крекинга лишь с оговоркой.  [43]

Впервые изохинолин был выделен в 1885 г. Хугеверфом и Дор-пом из хинолиновой фракции каменноугольной смолы в виде плохо растворимой бисульфатной соли. Изохинолин, его 1-метил -, 3-метил -, а также 1 3-диметилпроизводные получены также из оснований, выделенных из продуктов перегонки сырой нефти и сланцевого дегтя. Другие методы разделения сложных смесей оснований, полученных из этих источников, включают фракционное осаждение постепенным добавлением 10 % - ного раствора гидр-оксида натрия к раствору смеси гидрохлоридов и экстракцию хлороформом. Полученные таким образом фракции обладают возрастающей степенью основности, и наибольшей основностью обладает сам изохинолин, превосходя в этом отношении хинолин, что и позволяет осуществить их разделение.  [44]

Впервые изохинолин был выделен в 1885 г. Хугеверфом и Дор-пом из хинолиновой фракции каменноугольной смолы в виде плохо растворимой бисульфатной соли. Изохинолин, его 1-метил -, 3-метил -, а также 1 3-диметилпроизводные получены также из оснований, выделенных из продуктов перегонки сырой нефти и сланцевого дегтя. Другие методы разделения сложных смесей оснований, полученных из этих источников, включают фракционное осаждение постепенным добавлением 10 % - ного раствора гидр-оксида натрия к раствору смеси гидрохлоридов и экстракцию хлороформом. Полученные таким образом фракции обладают возрастающей степенью основности, и наибольшей основностью обладает сам изохинолин, превосходя в этом отношении хинолин, что и позволяет осуществить их разделение.  [45]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Перегонка - сырая нефть - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2

Перегонка - сырая нефть

Cтраница 2

Термическому крекингу подвергают часть кубовых остатков после перегонки сырой нефти под обычным давлением, если их не разделяют в вакууме на асфальт и различные дистилляты, из которых последние тоже крекируют, но уже в каталитических установках. Кроме того, для термического крекинга используют также высшие фракции, получаемые при разгонке продуктов каталитического крекинга.  [16]

Газойли и дистиллятное нефтяное топливо получают в процессе перегонки сырой нефти при более высоких, чем при перегонке лигроина, температурах; причем их выход и точные пределы кипения зависят от типа перерабатываемой сырой нефти, спроса на легкие продукты ( керосин и лигроин), плотности и состава более тяжелого, мазутного топлива. Поскольку эти же продукты перегонки лежат в основе автомобильного дизельного топлива, печного топлива и некоторых видов исходных материалов нефтехимической промышленности, продажа газойлей в качестве газифицируемого сырья должна будет конкурировать с другими рынками их сбыта.  [17]

Прибор был предназначен для дистилляции высококипящих кубовых остатков перегонки сырой нефти. Он оказался также пригодным для дистилляции легко разлагающихся и пенящихся жидкостей, так как в нем пил осуществлен принцип пленочной дистилляции. Отметим, что конструктивно прибор полностью соответствовал промышленным установкам. Поэтому все данные, полученные при его работе, можно было использовать для проектирования промышленных установок.  [18]

Прибор был предназначен для дистилляции высококипящих кубовых остатков перегонки сырой нефти. Он оказался также пригодным для дистилляции легко разлагающихся и пенящихся жидкостей, так как в нем был осуществлен принцип пленочной дистилляции. Отметим, что конструктивно прибор полностью соответствовал промышленным установкам. Поэтому все данные, полученные при его работе, можно было использовать для проектирования промышленных установок.  [19]

Нефтеперерабатывающий завод, работающий по простой схеме, включает перегонку сырой нефти, гидро-очистку средних дистиллятов и каталитический рифор-минг нафты.  [20]

Нефтеперерабатывающий завод, работающий по простой схеме, включает перегонку сырой нефти, гидроочистку средних дистиллятов и каталитический рифор-минг нафты.  [21]

Котельное топливо ( преимущественно недистиллятное) - это остатки от перегонки сырой нефти и крекинга нефтепродуктов или отходы производства смазочных масел. В продаже имеется несколько марок котельного топлива, которые различаются главным образом по вязкости.  [22]

Наконец из практических и экономических побуждений интересно превратить тяжелые фракции, получаемые при перегонке сырой нефти, во фракции с низкой температурой кипения.  [23]

Во многих странах за пределами США остаточное топливо - это всего лишь остаток от перегонки сырой нефти, то есть мазут. В США мазут в основном используется как сырье для вакуумной перегонки.  [24]

Во многих странах за пределами США остаточное топливо - это всего лишь остаток от перегонки сырой нефти, то есть мазут В США мазут в основном используется как сырье для вакуумной перегонки.  [25]

Коксование при переработке нефти и нефтяных продуктов применяют в основном для удаления нефтяных остатков, образующихся при перегонке сырой нефти.  [26]

Многие продукты, такие как термические нафты, полученные в результате легкого крекинга, коксования или термического крекинга, и высокосернистые нафты и дистилляты, полученные в результате перегонки сырой нефти, требуют обработки для использования в смесях бензина и топливных смесях. Продукты перегонки, включая керосин и другие дистилляты, могут содержать ничтожные количества аромосоединений, а нафтены и базовые компоненты смазочных материалов могут содержать воск. Эти нежелательные вещества удаляются либо на промежуточных стадиях нефтепереработки, либо до посылки продуктов на смешивание и хранение путем таких процессов очистки, как извлечение растворителем и депарафинизация растворителем. Промежуточные и конечные продукты, включая средние дистилляты, бензин, керосин, топливо для реактивных двигателей и сернистые газы, должны быть высушены и очищены от активной серы.  [28]

Тяжелые, по удельному весу выше 0.85, даже до 0.9, нефтяные масла, совершенно безопасные ( в пожарном отношении) и пригодные для комнатного освещения, могли бы получаться в больших количествах из бакинских остатков и нашли бы сбыт во всем свете - по своей дешевизне и безопасности, - если бы была возможность вывозить, сверх обычного ( более или менее огнеопасного - по американскому типу) керосина и если бы осуществился предлагавшийся еще в 80 - х годах Баку-Ватумский нефтепровод, и перегонка сырой нефти велась бы, хотя отчасти, не в Баку, а в Батуме; ныне же производить такие масла невозможно, потому что и легкий - всем привычный керосин - не может по Закавказской железной дороге перевозиться в таких количествах, какие могут получаться в Баку.  [29]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Перегонка - сырая нефть - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 4

Перегонка - сырая нефть

Cтраница 4

Исходным носителем энергии на тепловых электростанциях является топливо. В топках котельных агрегатов сжигают следующее топливо: уголь и торф ( в кусковом и взвешенном состоянии), тяжелые продукты перегонки сырой нефти ( мазут) и газ.  [46]

Вся идея анализа, предложенного Нельсоном, заключалась в том, чтобы иметь возможность построить ( и использовать) диаграмму, показанную на рисунке 19.3. Эта диаграмма отображает зависимость стоимости нефтепереработки от ее сложности с учетом эффекта масштаба производства. Числа на вертикальной оси в левой части диаграммы не являются абсолютными величинами - эта шкала должна быть откалибрована в зависимости от реальной стоимости сооружения установки для перегонки сырой нефти определенного типа в данный момент времени с учетом инфляции.  [47]

Если крекинг протекает уже в трубчатке, как это бывает в современных установках по раздельному крекированию, то при температуре 500 - 550 продолжительность крекинга поддерживают в пределах 10 - 15 сек. В камере испарения, где давление над продуктами крекинга резко снижается, происходит чрезвычайно интенсивное образование паров; чтобы замедлить слишком бурное вскипание, непосредственно перед входом в камеру испарения к продуктам крекинга добавляют несколько охлажденный остаток от перегонки сырой нефти. Предварительно от него в особой колонне отдувают острым паром под пониженным давлением легкие примеси, которые возвращаются в крекинг-печь.  [48]

Если крекинг протекает уже в трубчатке, как это бывает в современных установках по раздельному крекированию, то при температуре 500 - 550 продолжительность крекинга поддерживают в пределах 10 - 15 сек. В ка - мере испарения, где давление над продуктами крекинга резко снижается, происходит чрезвычайно интенсивное образование паров; чтобы замедлить слишком бурное вскипание, непосредственно перед входом в камеру испарения к продуктам крекинга добавляют несколько охлажденный остаток от перегонки сырой нефти. Предварительно от него в особой колонне отдувают острым паром под пониженным давлением легкие примеси, которые возвращаются в крекинг-печь.  [49]

Современные транспортные средства требуют все больше горючего и самого высокого качества. Основным видом топлива для двигателей внутреннего сгорания является бензин. Однако при перегонке сырой нефти его получается 15 - 20 % от общего количества нефти. Для увеличения выхода и повышения качества применяется крекинг-процесс. Это процесс расщепления молекул высококипящих углеводородов на более простые, низкокипящие, что в несколько раз позволяет увеличить выход бензина и более высокого качества. Углеводороды с разветвленной цепью, а также непредельные и ароматические более устойчивы к детонации.  [50]

Ляты, полученные перегонкой сырой нефти с водяным паром.  [51]

Количественное определение парафина основано на относительно меньшей растворимости его по сравнению с близкими к7 нему, по / границам кипения, жидкими углеводородами. Для этого, очевидно, прежде всего приходится сконцентрировать фракции, содержащие парафин, что и достигается перегонкой. Раз дело идет о перегонке сырой нефти, особенно если она ведется не в вакууме, о точности полученных данных уже не приходитйя говорить, но отдельные определения с одной и той же нефтью могут совпадать довольно хорошо.  [52]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Перегонка сырой нефти на основе использования новейших технологий. Статьи | ЗОНДИР

На сегодняшний день сравнительно небольшая глубина переработки сырой нефти является одной из серьезных проблем российской нефтеперерабатывающей промышленности, что ведет к снижению количества выработки высоколиквидных светлых нефтепродуктов (бензинов, керосинов, дизельных топлив и т.д.).

Увеличение количества транспортных средств в мире приводит к значительному увеличению использования топлива, соответственно, увеличивает потребность в высококачественных, светлых нефтепродуктах.

Современный нефтеперерабатывающий комплекс Российской Федерации состоит из 25 нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). За последние 10 лет в России не был введен в строй ни один крупный современный НПЗ. 14 из 25-ти российских НПЗ, то есть более половины, применяют технологические циклы переработки нефти, существовавшие при их проектировании, а следовательно, не рассчитаны на улучшение эффективности переработки нефти.

Только 6% установок на действующих предприятиях эксплуатируются меньше 10 лет, поэтому могут считаться относительно «новыми». На российских нефтеперерабатывающих предприятиях регулярно увеличиваются объемы первичной переработки нефти, тем не менее, этот рост не означает существенного улучшения качественных и количественных показателей топлива.

По мнению экспертов, при сохранении существующих на сегодняшний день объемов выпуска светлых нефте-продуктов и резком увеличении спроса на высококачественные виды топлива в 2010-2011 годах в России может возникнуть острая нехватка качественного топлива для транспортных средств. Чтобы избежать дефицита, необходимо уже в ближайшее время значительно увеличить наибольшую глубину переработки нефти.

В данное время, внедрение новых технологических процессов в технологический цикл переработки сырой нефти в России затруднено в силу нехватки информированности руководителей нефтяных предприятий о новых профильных технологиях. А некоторые из них просто боятся брать на себя ответственность за применение новых технологий. Объясняется это тем, что на рынке недостаточно высококвалифицированных специалистов, кадры и ученые в НПП.

Еще одной причиной невозможности внедрить новые технологии является непрерывность технологического процесса переработки сырой нефти, невозможность приостановки даже на недолгий срок и отсутствие денежных средств на модернизацию существующих и внедрение передовых технологий.

Другой проблемой российской нефтеперерабатывающей промышленности является отсутствие производства качественного высокооктанового бензина. Российские предприятия способны производить только бензин с октановым числом 76, а повышение октанового числа достигается вводом в его состав топливных присадок.

Удовлетворить нужду российского рынка в высококачественных, светлых нефтепродуктах можно лишь путем совершенствования технологического процесса их производства, например, на основе использования струйных аппаратов. Внедрение струйно-кавитационных явлений в технологические процессы перегонки сырой нефти позволит повысить процент выхода высококачественных светлых нефтепродуктов.

zondir.ru

Нефть. Фракционная перегонка сырой нефти.

Машиностроение Нефть. Фракционная перегонка сырой нефти.

просмотров - 63

Сырая нефть состоит примерно из 150 соединœений. Οʜᴎ плохо горят. Сырую нефть подвергают фракционной перегонке.

Название фракции Температура кипения (°С) Число атомов водорода Использование
Газ 1-4 Топливо.
Пертолейный эфир 20-100 5-7 Растворители.
Бензин 35-205 5-12 Горючее для двигателœей внутреннего сгорания.
Керосин 175-300 12-18 Горючее для реактивных двигателœей.
Солярное масло (газойль)   200-400   14-25 Испаряется с трудом. · Дизельные двигатели. · Промышленные печи.
Смазочное масло труднолетучее 20-34 Смазка.
  Парафин твердая часть, выделяющаяся из масел   25-40 · Изоляция материалов в электротехнике. · Применяют в медицинœе. · Применят пищевой промышленности.
Битум остаток от 30 Покрытие дороᴦ.

Из фракций перегонки нефти получают пластмассы, краски, растворители, резины, моющие и лекарственные средства и многое другое.

Физические свойства алканов:

1) Электроотрицательность;

Э.О. (С) = 2,5

Э.О. (Н) = 2,1

Следовательно, Сδ – ← Нδ+

Имеют небольшой дипольный момент. Смещение электронной плотности к атому углерода. Из-за небольшого дипольного момента силы Ван-дер-Ваальса малы, и в связи с этим:

низшие алканы – газы;

с С5 по С17 – жидкости;

с С18 и выше – твердые тела.

Линœейные молекулы высших гомологов могут располагаться относительно друг друга так, что дипольные силы Ван-дер-Ваальса действуют по всœей длинœе. А, следовательно, происходит сцепление молекул.

2) Алканы легче воды и с ней не взаимодействуют, т.к. не могут образовать водородные связи.

∆G > 0 – энергетически не выгодно.

oplib.ru

Перегонка нефти

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение"Средняя общеобразовательная школа № 3"Реферат на тему: "Нефть" Выполнила: Рыбалкина Дарья Ученица 10 Б класса Проверила: Мухамадиева А.З. Стерлитамак2008 г.

Метаморфозы

Привычно называя нефть "чёрным золотом", мы не всегда задумываемся над тем, насколько верно это ставшее уже штампом определение. А между тем нефть и в самом деле важнейшее полезное ископаемое. Это настоящая кладовая природы, главная "стратегическая жидкость" наших дней, на протяжении всего ХХ в. нередко ссорившая и мирившая целые государства. Знакомство человека с ней состоялось несколько тысячелетий назад.Упоминания о сочащейся из горных пород коричневой либо тёмно-бурой маслянистой жидкости со специфическим запахом встречаются в трудах древних историков и географов - Геродота, Плутарха, Страбона, Плиния Старшего.Уже в те давние времена люди научились использовать "каменное масло" (лат. petroleum), как назвал нефть Агрикола. Наиболее широкое применение в древности нашли тяжёлые нефти - твёрдые либо вязкие вещества, которые сейчас называют асфальтами и битумами.Асфальт издавна использовали при мощении дорог, для промазывания стенок водных резервуаров и днищ кораблей. Вавилоняне смешивали его с песком и волокнистыми материалами и приняли при сооружении зданий.Жидкая нефть в Египте и Вавилоне употреблялась в качестве дезинфицирующей мази, а также как бальзамирующее вещество. Народы Ближнего Востока использовали её в светильниках вместо масла. А византийцы обстреливали вражеские корабли горшками, наполненными смесью нефти и серы, как зажигательными снарядами. Это грозное оружие вошло в историю под названием "греческий огонь".Однако лишь в ХХ столетии нефть стала основным сырьём для производства топлива и множества органических соединений.Под действием ряда бактерий происходит разложение органических веществ и выделяется водород, необходимый для превращения органического материала в нефть…Академиком Н.Д. Зелинским, профессором В.А. Соколовым и рядом других исследователей большое значение в процессе нефтеобразования придавалось радиоактивным элементам. Действительно, доказано, что органические вещества под действием альфа-лучей распадаются быстрее и при этом образуются метан и ряд нефтяных углеводородов.Академик Н.Д. Зелинский и его ученики установили, что большую роль в процессе нефтеобразования играют катализаторы.В более поздних работах академик Зелинский доказал, что входящие в состав животных и растительных остатков пальмитовая, стеариновая и другие кислоты при воздействии хлористого алюминия в условиях сравнительно невысоких температур (150-4000) образуют продукты, по химическому составу, физическим свойствам и внешнему виду похожие на нефть. Профессор А.В. Фрост установил, что вместо хлористого алюминия - катализатора, отсутствующего в природе, - его роль в процессе нефтеобразования играют обыкновенные глины, глинистые известняки и другие породы, содержащие глинистые минералы.

Перегонка нефти

При постепенном нагревании нефти можно последовательно выделять продукты, у которых температура кипения будет все выше и выше. Соединения, кипящие в определенных интервалах температур, объединяются в группы - фракции.Перегонкой нефти занимались уже в Средние века в Закавказье, на Западной Украине, в Малой Азии. А пионерами тут были, по-видимому, древние арабы, которые использовали получаемые таким образом нефтепродукты в качестве осветительного "масла". Первую в мире заводскую нефтеперегонную установку соорудил в начале ХVIII в., когда появилась необходимость в горючем для бытовых керосиновых ламп. Первое время в них просто заливали нефть, Больше всего ценились так называемые легкие нефти, содержащие в основном углеводороды с низкой температурой кипения. Но их не хватало, и с каждым годом все острее становилась потребность в других нефтепродуктах с аналогичными свойствами.В 1823 г. на Северном Кавказе, в районе города Моздока, была сооружена промышленная установка для перегонки нефти. В Англии подобный процесс начали осваивать лишь с 1848 г. по технологии, предложенной инженером Джеймсон Янгом. А в 1853 г. канадский химик и геолог Абрахам Геснер получил патент на производство из нефти топлива, которое он назвал керосином.Первое подробное исследование перегонки нефти было произведено американским химиком Бенджамином Саллиманом, а первую в США промышленную установку построили в 1859 г. в городе Титусвилл (штат Пенсильвания).Сначала в таких установках использовали перегонный куб, а в середине 80-х гг. ХIХ в. на смену ему пришли кубовые батареи, Если в куб после завершения цикла перегонки нужно было заливать новую порцию нефти, то батареи действовали непрерывно подача нефти в них шла постоянно.Первый завод для очистки нефти был построен в России на Ухтинском нефтяном промысле. В период царствования Елизаветы Петровны. В Петербурге и в Москве тогда для освещения пользовались свечами, а в малых городах и в деревнях - лучинами. Но уже и тогда во многих церквях горели "неугасимые" лампады. В лампады наливалось гарное масло, которое было не чем иным, как смесью очищенной нефти с растительным маслом.С появлением ламп увеличился спрос на керосин.Шаг первый. Термический крекинг. С появлением в конце 19 века двигателей внутреннего сгорания, топливом для которых служил бензин, начался настоящий нефтяной бум. Стремительно расширяющийся парк автомобилей, самолетов требовал все больше и больше горючего, представляющего собой низкокипящие легкие углеводороды нефти. Между тем бензин тогда получали путем простой перегонки сырой нефти (он так и назывался - прямогонный), и его не хватало, да и качества он был невысокого.Начался поиск новых процессов превращения фракций прямой перегонки нефти в бензин. В конце концов исследования показали, что при нагревании нефти до 450 - 550 С под давлением в несколько атмосфер часть тяжелых углеводородов расщепляется, превращаясь в более легкие, как правило неопределенного строения, При этом ароматические и насыщенные циклические углеводороды, имеющие длинные боковые цепи, теряют их. В результате продуктом перегонки оказывается широкий спектр углеводородов, из которых основную часть составляет бензиновая фракция.В 1913 году американец Уильям Бертон разработал технологию термического крекинга. Первая промышленная установка, основанная на этом методе, была создана компанией "Стэндард Ойл" в 1916 г. Так дешевые тяжелые фракции стали источником бензина, и эффективность использования "черного золота" возросла, Если в 1909 г. из 100 литров перерабатываемой нефти получали только 11 л бензина, то 1929 г. - уже 44 л.Шаг второй. Каталитический крекинг. Совершенствование двигателей внутреннего сгорания требовало бензина, который обладал бы надежной детонационной стойкостью - не взрывался при сжатии внутри камеры. Такой показатель характеризуется октановым числом: чем оно выше, тем лучше детонационная стойкость, при термическом же крекинге октановое число: чем оно выше, тем лучше детонационная стойкость, При термическом же крекинге октановое число получающегося бензина было невысоким, да и выход горючего оставлял желать лучшего.Решение было найдено после открытия франко - американским инженером и автогонщиком Эженом Гудри (1892 - 1962) в 1936 г. процесса крекинга углеводородов на катализаторе, Таким катализатором оказался алюмосиликат - соединение, содержащее смесь оксидов алюминия и кремния, Используя его при переработке тяжелых газойлей и мазута, можно увеличить выход бензина и легких газойлей до 80%.Несмотря на то что основу как термического, так и каталитического крекинга составляет разрушение сложных органических молекул до более простых, происходящие при этом реакции и получаемые продукты существенно различаются. При каталитическом крекинге большие углеводородные молекулы распадаются на части под действием не только температуры, но и катализатора, благодаря которому процесс идет при более низкой температуре (450 - 500 С). При этом, в отличие от термического крекинга, образуется больше изомерных разветвленных углеводородов, а значит, повышается октановое число бензина; алициклические углеводороды превращаются в ароматические (происходит так называемая ароматизация нефти). Качество, в том числе детонационная стойкость, бензина, полученного методом каталитического крекинга, значительно повышается.Первые установки каталитического крекинга были созданы компаниями "Сан Ойл" и "Сокони - Вккум"К концу 30 - х гг. в Соединенных Штатах, а после Второй мировой войны - в нашей стране и в Европе этот процесс стал одним из основных.Сначала катализаторами крекинга служили обыкновенные природные глины, Затем они были заменены синтетическими аморфными алюмосиликатами, которые использовались вплоть до начала 70 -х гг. А позднее на смену им пришли катализаторы на основе цеолитов - кристаллических, не аморфных силикатов. Ныне известно более 100 модификаций таких промышленных катализаторов.Шаг третий. Риформинг. Потребность в высококачественным топливе для транспорта стимулировала разработку еще одного процесса "облагораживания" бензиновых фракций. Было установлено, что октановое число бензина тем выше, чем больше в нем содержится ароматических углеводородов.В основе нового технологического процесса, ставшего мощным рывком вперед, лежит открытая и исследованная в 20 -х годов Н.Д. Зелинским реакция ароматизации насыщенных углеводородов в присутствии катализаторов на основе благородных металлов. Металлы платиновой группы совершают настоящие чудеса: в их присутствии насыщенные углеводороды при повышенных температурах превышаются в изоалкены и циклические алканы (нафтены), а последние - в соответствующие ароматические соединения.Благодаря катализатором доля ароматических соединений в смеси улеводородов возрастает с 10 до 60% Такой каталитический процесс переработки фракций перегонки нефти получил название риформинга.Первые промышленные установки каталитического риформинга появились в конце 40 - х гг. в США. В них использовали катализаторы, состоящие из оксидов молибдена и алюминия. Сейчас применяются катализаторы, содержащие платину, а процесс получил название платформинга. Хотя платина стоит недёшево, все расходы компенсируются высоким выходом ароматических соединений; кроме того, платиновый катализатор стабильнее прочих.

www.referatnatemu.com