Перекачка нефти транснефть


В топливном кольце - ПАО «Транснефть»

Наливная станция "Солнечногорская" расположена на западном полукольце магистрального нефтепродуктопровода вокруг Москвы. Фото: Архив компании "Мостранснефтепродукт"

Компания модернизирует систему магистральных трубопроводов вокруг Москвы

В недалеком будущем столичный регион станет получать по системе трубопроводов 14 млн тонн автомобильного бензина, дизельного топлива и авиакеросина в год.

Проект увеличения объемов транспортировки нефтепродуктов в Московский регион компания "Транснефть" планирует завершить в 2018 году. В результате в столицу и Подмосковье будет поставляться более 5 млн тонн автобензина, более 3 млн тонн дизельного топлива и почти 6 млн тонн авиакеросина. Таким образом, 80процентов общих поставок авиатоплива аэропорты Внуково, Домодедово, и Шереметьево будут получать по трубам.

Реализация проекта предполагает строительство более 80 км линейной части трубопровода, новой перекачивающей станции (ПС) с резервуарным парком, реконструкцию еще шести станций, а также возведение сливной железнодорожной эстакады. Общий объем резервуаров, которые планируется построить в рамках проекта, превышает 440 тыс. кубометров.

Московский кольцевой

Топливо на рынок Московского региона, который обладает крупнейшими в стране автопарком и авиационным узлом, поставляется автотранспортом, железной дорогой и трубопроводами. В эксплуатации труба экологически безопаснее, надежнее и дешевле, чем другие виды транспорта.

Построенный в конце 1970-х годов Московский кольцевой нефтепродуктопровод (МКНПП) - сооружение уникальное по своим технологическим функциям. Он представляет собой трехниточное трубопроводное кольцо вокруг столицы. Каждая нитка предназначена для перекачки определенного вида нефтепродукта - бензина, дизельного топлива или авиакеросина. Трубопровод разделен на два полукольца: Западное - протяженностью 170 км и Восточное - протяженностью 158 км. Оба они проложены за Московской кольцевой автодорогой на расстоянии 20-40 км от нее.

МКНПП обеспечивает не только доставку нефтепродуктов с Московского, Рязанского и Нижегородского нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), но и их реализацию. На специально оборудованных необходимой техникой пунктах бензин и дизтопливо из трубы наливаются в автомобильные и железнодорожные цистерны. А авиакеросин через трубопроводы-отводы поступает в аэропорты Московского авиаузла.

ЛПДС "Володарская" - крупнейшая база нефтепродуктов в Московском регионе. Фото: Архив компании "Мостранснефтепродукт"

Центр МКНПП - линейная производственно-диспетчерская станция (ЛПДС) "Володарская". Ее магистральные насосы могут перекачивать топливо в обоих направлениях трубопроводного кольца. Станция - одно из крупнейших хранилищ нефтепродуктов в регионе, здесь же расположен крупнейший наливной пункт бензина и дизтоплива в автомобильный транспорт.

Сегодня нефтепродукты на "Володарскую" поступают с двух (НПЗ) - Московского и Рязанского. С первого по трем трубам принимаются бензин, солярка и авиационный керосин. Со второго по двум нефтепродуктопроводам поступает авиатопливо и "дизель".

На МКНПП есть еще три наливные станции (НС): "Новоселки", "Солнечногорская" и "Нагорная". Участия в перекачке они не принимают, исполняя функции хранилищ нефтепродуктов. Там же, как ясно из предназначения, осуществляют налив топлива на автотранспорт.

С нынешними объемами поставок топлива в Московский регион "Транснефть" полностью справляется. Есть даже возможность в рамках существующей трубопроводной системы эти объемы несколько увеличить. Однако прогнозы потребления нефтепродуктов говорят о том, что уже в ближайшем будущем существующих мощностей может не хватить. Аэропорты столичного узла будут наращивать перевозки, продолжит расти и автопарк.

Поэтому целесообразность проекта компании "Транснефть" "Реконструкция системы магистральных трубопроводов для увеличения объемов транспортировки нефтепродуктов в Московский регион" никто не ставит под сомнение. Он полностью соответствует Генеральной схеме развития нефтяной отрасли России до 2020 года. А его реализация позволит, во-первых, диверсифицировать поставки топлива с НПЗ Центрального, Южного и Приволжского федеральных округов. Во-вторых, разгрузится Московский транспортный узел - автодороги, железнодорожные пути и грузовые станции.

Попали под реконструкцию

Основная цель проекта - увеличить перекачивающие мощности благодаря реконструкции насосных станций и технологического оборудования. Также ставится задача увеличить товарную емкость резервуарных парков, чтобы обеспечить необходимый запас нефтепродуктов для перекачки.

НПС "Рязань" готова перекачивать нефтепродукты. Фото: Михаил Гулкин

В июне 2014 года "Транснефть" приступила к обновлению резервуарных парков, расположенных на МКНПП. Сейчас завершается строительство двух хранилищ по 10 тыс. куб. м на ЛПДС "Володарская" и восьми по 5 тыс. кубов на НС "Нагорная" и "Солнечногорская" (по четыре на каждой). Уже летом все эти резервуары в комплексе с технологической обвязкой (подводящими и отводящими трубопроводами), сетями и насосными станциями пожаротушения, а также комплексами очистных сооружений будут введены в эксплуатацию. Это позволит перераспределить хранящееся на станциях топливо и начать поэтапный демонтаж устаревших резервуаров для строительства на их месте новых - большего объема. Так, например, для авиатоплива вместо двух существующих на "Володарской" хранилищ по 20 тыс. куб. м возведут резервуары объемом 30 тыс. кубов каждый.

Но резервуары - только часть дела. На всех станциях Московского трубопроводного кольца запланирован целый комплекс работ по технической ликвидации отработавших свой ресурс зданий, сооружений, инженерных систем и технологического оборудования и возведению новых. Это делается в рамках завершающейся интеграции предприятий "Транснефтепродукта" в систему "Транснефти", предполагающей единые технические и корпоративные стандарты.

На ЛПДС "Володарская" будет реконструирована магистральная насосная станция. Сейчас там используются четыре магистральных насосных агрегата под авиакеросин и по два - под дизельное топливо и автобензин. После реконструкции будут установлены по три агрегата (два основных и один резервный) на каждый вид нефтепродуктов. Также на станции построят отдельную насосную внутрипарковую перекачку специально для авиатоплива. Дополнительные насосы для увеличения производительности транспортировки авиакеросина появятся также на станциях "Новоселки" и "Нагорная". Все это будет сделано в условиях действующего производства, без остановки перекачки.

Топливо вместо нефти

Активные работы ведутся и за пределами Подмосковья. В начале года компания приступила к реконструкции ЛПДС "Староликеево" в Нижегородской области. Рядом с действующей нефтеперекачивающей станцией будет построена продуктоперекачивающая. Она и станет принимать увеличенные объемы топлива с Нижегородского НПЗ для отправки его в Московский регион. Сейчас на площадке ведется строительство четырех резервуаров по 10 тыс. куб. м для хранения дизельного топлива и автобензина.

Одна из особенностей проекта состоит в том, что в его реализации будет активно задействована уже существующая нефтепроводная система. Часть ее мощностей, оказавшихся сегодня избыточными для компании, будут перепрофилированы под транспортировку нефтепродуктов. Это 400-километровый нефтепровод Горький - Рязань 2, соединяющий нефтеперекачивающие станции (НПС) "Староликеево" и "Рязань", а также 200-километровый нефтепровод Рязань - Москва, по которому сырье сейчас поставляется на Московский НПЗ.

Бывшие "нефтяные" станции "Рязань" и "Коломна" после необходимой переподготовки также будут переведены под транспортировку нефтепродуктов. Помимо этого, компания построит двухкилометровую перемычку, которая соединит НПС "Рязань" с действующей ЛПДС "Рязань" - крупнейшей продуктоперекачивающей станцией в Рязанской области.

В итоге перепрофилированный нефтепровод Рязань - Москва станет третьей трубопроводной ниткой, по которой до ЛПДС "Володарская" пойдут нефтепродукты - каждый по своей трубе.

Перепрофилирование существующих нефтепроводных мощностей под перекачку топлива значительно упрощает реализацию проекта, экономит немалые средства и материально-технические ресурсы, снижает общие трудозатраты.

А чтобы компенсировать уменьшение поставок нефти на Московский НПЗ, которое неизбежно при переводе магистрали из Рязани на транспортировку топлива, пропускная способность нефтепровода Ярославль - Москва будет увеличена с 9 до 12 млн тонн в год. Для повышения объема перекачки во Владимирской области построят новую НПС "Лобково". Ее ввод в эксплуатацию намечен на второй квартал 2017 года. Тогда и можно будет перепрофилировать нефтепроводы Горький - Рязань-2 и Рязань - Москва на транспортировку топлива.

Керосиновый бум

Сегодня доля авиакеросина в общем объеме поставок нефтепродуктов по системе "Транснефти" в Московский регион не превышает 25-30 процентов. Когда проект будет полностью реализован, она будет составлять более 50 процентов. Столичные аэропорты, в свою очередь, как уже было сказано, получат по трубе около 80 процентов потребляемого топлива.

Для этого в районе железнодорожной станции Шелухово в Рязанской области построят головную перекачивающую станцию (ГПС) "Шилово-3" с резервуарным парком общим объемом 40 тыс. куб. м. Там же возведут железнодорожную сливную эстакаду. Таким образом авиакеросин, произведенный на заводах Южного, Приволжского и Уральского федеральных округов, из железнодорожных цистерн будет поступать на станцию для дальнейшей перекачки. Мощность эстакады на первом этапе составит 2,5 млн тонн в год, при этом изначально будет заложена возможность увеличения производительности до 4 млн тонн.

От "Шилово-3" проложат 77-километровый трубопровод до НПС "Рязань". Оттуда авиакеросин пойдет в сторону Москвы на ЛПДС "Володарская" и далее по МКНПП будет распределяться по аэропортам.

На ГПС "Шилово-3" построят крупную химико-аналитическую лабораторию, которая будет контролировать качество авиакеросина, принимаемого с железной дороги. Новая лаборатория появится в следующем году и на ЛПДС "Володарская". Здесь контроль качества будет осуществляться перед сдачей на топливно-заправочные комплексы (ТЗК) аэропортов. У самих ТЗК есть свои химико-аналитические лаборатории, которые проверяют качество топлива уже на входе. Так что контроль будет многоуровневый, исключающий попадание в баки самолета некачественного керосина.

Проект увеличения поставок нефтепродуктов в столичный регион даст аэропортам дополнительный топливный ресурс и упрощенную логистику, железной дороге - долгожданную разгрузку, а жителям Москвы и Подмосковья - уверенность в том, что дефицит бензина и "дизеля" останется в далеком прошлом.

Справка

Московский кольцевой нефтепродуктопровод (МКНПП) строился с 1970 по 1984 год. За это время были проложены три нитки трубопроводов диаметром 377 мм для перекачки автобензинов, дизтоплива и авиакеросина, построены линейная производственно-диспетчерская станция "Володарская" и наливные станции "Нагорная", "Солнечногорская" и "Новоселки". Сегодня протяженность трассы МКНПП более 415 км, в однониточном исполнении протяженность трубопроводов составляет более 1150 км.

Кстати

Объемы поставок авиационного керосина в аэропорты Московского авиаузла по трубопроводам сегодня составляют около 1,8 млн тонн в год. Это примерно треть от общей потребности аэропортов. Лидером по трубным поставкам является Шереметьево, потребляющий три четверти всех идущих по нефтепродуктопроводам объемов авиакеросина. На втором месте - Внуково (чуть более 300 тыс. тонн), на третьем - Домодедово (более 200 тыс. тонн). К 2020 году Домодедово планирует нарастить поставки по трубе до 2,3 млн тонн в год (это самый большой прирост), Внуково - примерно до 1 млн тонн, Шереметьево - до 2,7 млн.

www.transneft.ru

«Транснефть» хочет перекачивать высокосернистую нефть отдельным потоком на " Усть-Лугу"

Транснефть» предлагает направлять высокосернистую нефть отдельным потоком на терминал в порту Усть-Луга (Ленобласть), сказал заместитель вице-президента компании Игорь Кацал в интервью корпоративному журналу «Трубопроводный транспорт нефти», передают "Ведомости".

Мощность нефтетерминала — 30 млн т. Прежде высокосернистая нефть в основном смешивалась в трубе с низкосернистой в различных пропорциях в зависимости от направления поставок. Но ситуация с содержанием серы в нефти ухудшается, говорит Кацал. В 2013 г. «Транснефть» приняла в систему 77 млн т высокосернистой нефти при общем объеме транспортировки 481 млн т. В 2014 г. «выходим на 80-81 млн т такой нефти». «В Приморске, например, мы уже имеем по октябрю показатель серы 1,5%. А максимально допустимое там значение — 1,55%. На “Дружбе” и в Усть-Луге долгое время показатель был в пределах 1,59%. А сейчас, на конец октября, — 1,65%. Новороссийск пока остается на уровне 1,35-1,4%, там удается удерживать ситуацию», — сообщил Кацал.

На качество нефти уже жалуются заводы центральной группы, например Киришский НПЗ (принадлежит «Сургутнефтегазу»). В конце августа президент «Лукойла» Вагит Алекперов обращал внимание вице-премьера Аркадия Дворковича на ухудшение качества нефти, поступающей на НПЗ. Компании модернизируют НПЗ и при заказе оборудования важно понимать характеристики нефти, объяснял он.

В июне 2014 г. Кацал утверждал, что ситуация с качеством нефти улучшится только в 2020-2025 гг. К тому времени нефтедобыча в значительном объеме переместится в новые регионы Восточной Сибири, северную часть Сибири и прилегающий шельф северных морей, говорил он. Нефть этих регионов, по первоначальным оценкам, содержит невысокий процент серы.

Предложение «Транснефти» обсуждалось в Минэнерго, а расчеты «Транснефти» были представлены компаниям, сказал Кацал в интервью. «Газпром нефть» оддерживает инициативу, сказал ее представитель. Представители Минэнерго и остальных нефтекомпаний не ответили на запросы.

Если высокосернистая нефть будет направлена на Усть-Лугу, появится новый сорт нефти, он будет стоить дешевле Urals. «А вот насколько дешевле — вопрос. Разброс оценок достаточно велик», — сказал топ-менеджер «Транснефти», добавив, что и эта нефть все равно будет востребована на европейском рынке. «В Европе нефтяные смеси готовят сами заводы — каждый под свою технологию компаундирует: североморская смешивается с нашей, с африканской, с арабской и т. д. И этот бленд перерабатывается <...> На всех заводах там технология достаточно высокого уровня, и даже такая нефть будет, безусловно, востребована».

Высокосернистая нефть добывается в регионах Татарии, Удмуртии, Башкирии. В трубе она смешивается с малосернистой (до 0,61%) и сернистой (0,61-1,8%) нефтью и на выходе поступает на экспорт, проигрывая по цене и качеству мировым эталонным маркам нефти.

Сейчас около 22% высокосернистой нефти поставляется на переработку. Специально для такой нефти был построен завод «Танеко». С 2015 г. структура «Транснефти» «Северо-западные магистральные нефтепроводы» приступит к проекту по снижению серы в нефти для НПЗ Центра и Поволжья. Чтобы не ухудшать качество нефти в трубе, «Транснефть» регулирует грузопотоки в системе. Например, в 2014 г. начат проект по перенаправлению высокосернистой нефти из Башкирии на восточное направление с поставкой нефти по системе ВСТО. Директор по инвестициям УК «Универ капитал» Дмитрий Александров говорит, что формирование единого потока высокосернистой нефти позволит улучшить качество Urals. Сейчас правительство работает над созданием эталонного сорта нефти в России.

pro-transneft.livejournal.com

«Транснефть» приостановила прокачку азербайджанской нефти :: Бизнес :: РБК

Из-за проблем с погрузкой нефти в порту Махачкалы «Транснефть» приостановила прокачку азербайджанской нефти, сообщил представитель компании. «Транснефти» грозит штраф за срыв сроков прокачки, а порту — за простой танкеров, предупреждает он

Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Махачкала не принимает

С 10 января «Транснефть» приостановила прокачку азербайджанской нефти через станцию Ширвановка в связи с проблемами с разгрузкой танкеров в порту Махачкалы, сообщил журналистам советник президента трубопроводной компании Игорь Демин. Он пояснил РБК, что это может грозить для «Транснефти» штрафами со стороны поставщиков нефти. Размер штрафов будет зависеть от сроков приостановки транспортировки нефти. Также штрафы в размере $10–15 тыс. в сутки, по оценкам Демина, могут грозить порту Махачкалы за простой танкеров.

Средняя рыночная ставка штрафа за простой танкера дедвейтом около 10 тыс. т составляет $6–7 тыс. в сутки, сказал РБК главный редактор издания Portnews Виталий Чернов. Штраф может быть выше в зависимости от индивидуальных условий договора поставки нефти или нефтепродуктов. Таким образом, исходя из оценок эксперта и представителя «Транснефти», штраф только за простой одного танкера в порту Махачкалы может составить от $12 тыс. до $45 тыс. за двое-трое суток (минимальный срок простоя).

Слив казахстанской нефти из танкеров в порту Махачкалы остановила компания «Дагнефтепродукт», (именно через ее резервуары осуществляется прием сырья), утверждает представитель «Транснефти». По его словам, как минимум один танкер сейчас ждет разгрузки в этом порту, а в скором времени должен подойти еще один танкер с 8–10 тыс. т нефти. Около 34% «Дагнефтепродукта» принадлежит экс-спикеру народного собрания Дагестана Магомедсултану Магомедову, 12,45% — экс-гендиректору компании Исрапилу Магомедову, еще 10,48% — депутату одного из муниципальных районов Дагестана ​Магомеду Алпанаеву, следует из базы данных «СПАРК-Интерфакс».

Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР), которая с 1997 года транспортирует нефть по трубопроводу Баку — Новороссийск, и «Транснефть» подписали договор о транспортировке 1,5 млн т сырья по этой трубе в 2017 году, сообщала азербайджанская компания. Из этого объема 325 тыс. т должно быть прокачано в первом квартале. Азербайджанская нефть идет транзитом через Дагестан, но часть объемов используется для т.н. компаундирования (смешение сырья разного качества для достижения нужного для эффективной прокачки по трубопроводам для снижения уровня вязкости нефти) казахстанской нефти, сливаемой в порту Махачкалы. Таким образом, если разгрузка казахстанской нефти задерживается, приходится приостанавливать прокачку азербайджанской нефти, которой нужно ее разбавить, пояснил РБК Демин.

«Дагнефтепродукт» в письме в адрес «Черномортранснефти» («дочка» «Транснефти») от 9 января объясняет причину задержки погрузки нефти ремонтными работами в цехе темных нефтепродуктов, утверждает представитель «Транснефти». По его словам, в этом документе говорится, что перекачка нефти откладывается на три дня. Как связан ремонт завода с прокачкой нефти, не объясняется, добавил он.

Ремонтные работы в этом цехе задерживаются на два-три дня из-за праздников и температурных условий, пояснил РБК начальник цеха темных нефтепродуктов «Дагнефтепродукта» Набис Гайдаров. Он уточнил, что речь идет о ремонте манифольдной трубы (труба высокого давления с задвижкой, которая соединяет резервуары с нефтью с нефтепроводом для перекачки нефти).

Советник гендиректора Махачкалинского морского торгового порта Алик Абдулгамидов сообщил РБК, что порт не понесет штрафных санкций за простой танкеров. Эта нагрузка в случае претензий поставщиков ляжет на «Дагнефтепродукт», уверяет он: «Танкеры стоят на рейде, а не на причале, так что порт не за что штрафовать». Прокачка всего объема нефти из танкеров в резервуары будет осуществлена в срок и к финансовым издержкам не приведет, парирует Гайдаров из «Дагнефтепродукта». Представитель ГНКАР не ответил на звонок РБК.

Дагестан против «Транснефти»

С 2017 года ежемесячно нефтебаза «Дагнефтепродукта» прокачивает только 60 тыс. т нефти вместо 350 тыс. т в месяц, как было, например, в 2000 году, утверждает Гайдаров. При этом для работы предприятия с минимальной рентабельностью необходимо переваливать минимум 100 тыс. т, жалуется он. «Если такие маленькие объемы сохранятся, это может привести к закрытию базы и увольнению около 1 тыс. человек персонала», — сказал он. Он утверждает, что поставщики сократили прокачку нефти из-за действий «Транснефти».

Демин из «Транснефти», в свою очередь, жалуется на работу «Дагнефтепродукта», обвиняя компанию в исчезновении части объемов поставляемой нефти и появлению в ней воды, а также периодических срывах срока ее поставок, что вынуждает переориентировать потоки из порта Махачкалы. По его словам, техническая возможность прокачки нефти по маршруту Баку — Тихорецк» — 5 млн т в год. Однако в 2016 году через порт Махачкалы было прокачано только 2,2 млн т казахстанской нефти и 440 тыс. т туркменской нефти. А в 2017 году «Транснефть» вынуждена сократить объем прокачки казахстанской нефти через Махачкалу почти на треть, до 1,5 млн т в год, хотя поставщики, наоборот, хотели увеличить поставки до 3 млн т, указывает собеседник РБК. «За последние годы значительно увеличилось количество претензий от грузоотправителей и производителей нефти в отношении низкого качества сервиса в порту Махачкалы, оказываемого действующей нефтебазой «Дагнефтепродукта», что повлекло за собой потерю качества и количества нефти при ее перевалке», — заключил он.

«Нефть из Казахстана необходимо разбавлять более легкой нефтью Азербайджана, Туркменистана или российской Urals. Но прежние объемы такой нефти ушли из Махачкалы из-за недовольства поставщиков. Из-за подозрений в воровстве нефти Туркмения сократила поставки через Махачкалу с 756 тыс. т в 2015 году до нуля в 2017 году, а ЛУКОЙЛ переориентировал потоки своей нефти из Дагестана еще в 2015 году», — добавил Демин. Гайдаров из «Дагнефтепродукта» объясняет, что туркменская нефть слишком обводненная, что приводит к потерям ее объемов из-за оседания воды в танкерах.​ Он опровергает факты исчезновения части объемов нефти по вине «​Дагнефтепродукта», указывая на контроль с помощью приборов учета. 

www.rbc.ru