Большая Энциклопедия Нефти и Газа. Переработка нефти менделеева


Д. И. Менделеев и «русский способ» перевозки нефти



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса - ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

О необходимости тесной связи науки с практикой великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев в одной из своих записных книжек писал так: «Идея и дело относятся как вода и твердая пища. Без них обоих невозможна жизнь общественного организма и движения человечества и открытия. Много идей и нет дела - худо. Но много дела без идеи - равно нулю. Смерть от недостатка того и другого. Наука и промышленность - равны идее и делу».

Всю свою жизнь он страстно боролся против рутины и отсталости, за передовые идеи и теории в науке, за новые прогрессивные методы в производстве. Примерами тому могут служить основанные на экономических соображениях предложения Менделеева о постройке нефтепровода Баку - Батуми, по технологии добычи и переработке нефти, получению дешевого керосина, использованию мазута в качестве топлива.

Трудно переоценить значение для практики и предложение Д.И. Менделеева перевозить нефть и нефтепродукты непосредственно в трюмах судов. Еще в 1862 – 1863 учебном году, когда Петербургский университет был временно закрыт в связи со студенческими волнениями, свободный от преподавательской работы ученый, занимаясь составлением и редактированием «Технической энциклопедии», заинтересовался нефтяным делом и сразу же увлекся его грандиозными для России перспективами.

Известно, что наша страна является родиной первого промышленного способа перегонки нефти, а первым в мире нефтеперегонным заводом был завод, построенный в 1823 г. в районе города Моздок крепостными крестьянами братьями Василием, Герасимом и Макаром Дубиниными. В Америке лишь десять лет спустя были проведены первые опыты по перегонке нефти. Но, несмотря на это, в те годы освещение даже столицы России - Петербурга осуществлялось американским продуктом, называвшимся сначала фотонафтилем или фотогеном. Интересно, что именно в связи с этим появилось современное русское название светлого продукта — «керосин»: в то время фотонафтиль продавался в Петербурге в лавке американца Самюэля Кера, на вывеске которой было написано — «Кер и сын». Предпочтение американскому керосину отдавалось потому, что русский керосин на месте его использования обходился значительно дороже. Причинами этого и заинтересовался Менделеев.

Появление керосина и быстрый рост спроса на него стимулировали развитие нефтяных промыслов. Особенно бурно они развивались на Апшеронском полуострове. Здесь, неподалеку от Баку, в Сураханах, имел свой нефтеперегонный завод русский предприниматель В. А. Кокорев, известный как большой любитель живописи и покровитель художников. По его предложению, Д.И. Менделеев взял отпуск и отправился в августе 1863 года на Кавказ, чтобы на месте ознакомиться с нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленностью.

Из Баку во внутренние губернии России керосин доставляли водным путем по Каспию и Волге в деревянных двадцати пятипудовых бочках. Погрузка в морские парусные суда в Баку была долгой и трудоемкой, так как производилась исключительно вручную. С заводских складов сотни подвод доставляли бочки к пристани. После морского перехода суда не могли пройти в устье Волги в связи с недостаточностью глубин, и поэтому становились на девятифутовом рейде в 160 верстах от Астрахани. Здесь бочки опять-таки вручную перегружали в речные баржи. Из прибрежных городов керосин доставляли потребителям на подводах.

Изготовление деревянных бочек обходилось дорого, а в пунктах сбыта товара они продавались за бесценок, так как не находили применения, что сильно сказывалось на увеличении стоимости товара. С учетом складских расходов, затрат на тару и на многократную перегрузку транспортные расходы в несколько раз превышали стоимость производства керосина. Кроме того, при такой транспортировке возникали большие потери груза в пути. Замена двадцати пятипудовых деревянных бочек более удобными десятипудовыми железными не изменила положения. В этих условиях русский керосин не мог конкурировать с американским даже на внутреннем рынке. Многие нефтеперегонные заводы стали убыточными. В их числе оказался и завод В. А. Кокорева.

Посетив этот завод и ознакомившись на месте со способами добычи и перегонки нефти, Дмитрий Иванович дал ряд советов по технологии и предложил связать трубопроводами нефтяные колодцы с заводом, а завод — с пристанью. Главную причину убыточности предприятия он усмотрел в чрезмерно больших расходах на доставку керосина потребителям водным транспортом. Как выход из создавшегося положения возникла смелая идея

перевозить нефтепродукты не в бочках, а в трюмах специальных судов.

Расчетливый и умелый организатор, В.А. Кокорев занимался предпринимательской деятельностью в разных областях экономики. Он учредил один из первых русских кредитных банков, телеграфное агентство, владел нефтеперегонным заводом, горнозаводской железной дорогой. Сильным увлечением Кокорева была живопись, коллекционирование.

Последовав совету Д.И. Менделеева, Кокорев впервые в мире пытался осуществить перевозку нефтепродукта новым способом. С этой целью он начал постройку сразу нескольких деревянных нефтеналивных барж. Но попытка оказалась неудачной, так как баржи, строительство которых было почти закончено, сгорели. Позднее предпринимались и другие попытки перевозить нефть способом, предложенным Менделеевым, но и они по разным причинам оканчивались неудачно.

Первые в мире перевозки нефтепродуктов наливом были осуществлены лишь через десять лет астраханскими судовладельцами - братьями Николаем и Дмитрием Артемьевыми на парусной лодке «Александр». После выгодных рейсов из Баку в Астрахань новый способ получил широкое распространение, как в России, так и за ее пределами, где его стали называть «русским способом». Благодаря переходу к перевозкам в судах наливом русский керосин скором времени стал конкурентоспособным не только в России, но и на внешних рынках.

В наши дни весь мир перевозит нефть и нефтепродукты в танкерах и баржах по способу, предложенному когда-то великим русским ученым- химиком.

 

megapredmet.ru

ПЕРЕРАБОТКА НЕФТИ | Газогенераторы МСД

При добыче нефти, т. е. извлечении ее из залежи на поверхность и •снижении давления до близкого к атмосферному из нефти выделяется •большая часть растворенных в ней легких углеводородов: СН4, CgH6, С3Н8 и частично С4Н10 и С5Ні2. Струю нефти и сопутствующие ей газо­образные углеводороды направляют в трап (цилиндрический аппарат большого диаметра), в котором разделяются нефть и сопутствующий ей нефтепромысловый газ.

Нефтепромысловый газ поступает по системе газосборных трубопро­водов на газобензиновые заводы или передается другим предприятиям. •Состав и теплотехнические характеристики нефтепромысловых газов рассмотрены в гл. XXIV.

Сырую нефть, отделенную на промыслах от большей части раство­ренных їв «ей газов, а также от механических примесей и влаги, направ­ляют на нефтеперерабатывающие заводы.

Ниже кратко рассмотрены основные методы переработки нефти, облагораживания и очистки нефтепродуктов.

Подробно эти вопросы изложены в монографиях по переработке неф­ти и газа 1[133—136].

Разделение нефти на фракции. Простейшая переработка сырой нефти заключается в разделении ее на іряд фракций, состоящих из углеводо­родов и сопутствующих им других органических соединений различной — молекулярной массы.

Процесс основан на том, что с увеличением молекулярной массы уг­леводородов существенно повышаются их температуры кипения.

В начальный период развития нефтяной промышленности нефть раз­гоняли с целью получения только одного товарного продукта — освети­тельного керосина. Отгоняемые легкокипящие углеводороды, т. е. бен­зин, долгое время не использовали и рассматривали как крайне огне­опасный отброс. Его сжигали в «бакинских полях» [132]. Нефтяные остатки, получаемые после отгонки керосиновых дистиллятов, также не находили сбыта и загрязняли заводскую территорию. Само наименова­ние нефтяных остатков — мазут, принятое в русской, французской в английской технической терминологии, произошло, как указывает Д. И. Менделеев, от местного слова «грязь» [19]. Мазут уничтожали — жгли в поле.

Однако выход керосина из бакинской нефти составлял всего около 30%. Следовательно, две трети перерабатываемой нефти пропадало. Такой способ переработки нефти Д. И. Менделеев называл «почти ист­ребительным» [112] и обосновывал возможность и настоятельную необ­ходимость полного использования нефти. Он предлагал использовать бензин для экстракции растительных масел из семян, для газификации, для карбюрации газа, для производства сажи.

Из нефтяных остатков Д. И. Менделеев считал необходимым отго­нять дистилляты, более тяжелые, чем керосин, которые могли служить в качестве безопасного осветительного масла в специальных лампах, а также производить минеральные смазочные масла взамен раститель­ных и другие продукты [113].

Д. И. Менделеев неоднократно отмечал также ценность нефтяных остатков как топлива с высокой теплотой сгорания и жаропроизводи — тельностью [132].

Вместе с тем он указывал на особую целесообразность сжигать неф­тяное топливо в «малых, уютных и дешевых двигателях…уютность, не­надобность воды и присмотра, легкость и малость потребного воздуха делают эти машины незаменимыми, например, для таких исключитель­ных случаев, как движение малых судов, аэростатов или для домашних мелких двигателей, где расход ценной нефти или керосина с избытком окупится отсутствием присмотра, который требуется при паровой ма­шине. Для подводного плавания, по моему мнению, удобнее всего иметь именно такие машины» [114].

В процессе переработки нефти сырую нефть и продукты ее перера­ботки нагревают в трубчатых печах или иных установках при отделении нефти от влаги, при разгонке сырой нефти на фракции, при разгонке мазута, в процессе крекинга и др.

При переработке нефти ряд технологических процессов ведут с ис­пользованием пара. В результате многократного нагрева нефти и про­дуктов ее переработки, большого расхода пара и энергии и значитель­ных потерь нефтепродуктов суммарный расход энергии на собственные нужды нефтеперерабатывающих заводов (включая потери) превышает ~ 10% добываемой нефти. Так, если в 1975 г. в СССР было добыто 490 млн. т нефти, то из этого количества на собственные нужды израс­ходовано более 50 млн. т, т. е. примерно в 5 раз больше, чем было добыто нефти в России в 1913 г.

Для увеличения эффективности использования топлива в нефтепере­рабатывающей промышленности следует:

А) повысить КПД трубчатых печей и других установок, в которых, сжигают топливо:

Б) всемерно использовать тепло горячих нефтепродуктов;

В) сочетать технологические и энергетические процессы.

Для разработки путей повышения эффективности применения топ­лива и повседневного контроля его использования необходимо распола­гать простой методикой составления тепловых балансов.

Этот вопрос рассмотрен в гл. XXIII.

Раньше в перегонных кубах и батареях последовательно отгоняли — фракции нефтепродуктов в порядке возрастающей температуры их ки­пения. В отличие от того, в современных трубчатых печах и нефтепере­рабатывающих установках совместно отгоняют пары нагреваемых неф­тепродуктов, а разделение отгоняемых паров на фрвкции по их темпе­ратуре кипения ведут в ректификационных колоннах.

21f

Для разгонки нефти используют одноступенчатые или двухступен­чатые установки. При двухступенчатом процессе в первой установке, •работающей под атмосферным давлением, из сырой обезвоженной неф­ти отгоняют легкие фракции — бензин, лигроин, керосин и газойль, а остаток после отгонки указанных дистиллятов — мазут передают во вторую установку, работающую под вакуумом. В вакуумной установке из мазута отгоняют ряд фракций, используемых после очистки в каче­стве смазочных масел и для других целей.

Остаток после отгонки — тяжелый мазут — применяют в качестве топлива для печей и котлов.

Для удобства эксплуатации и использования тепла нагретых нефте­продуктов обе установки обычно объединяют в общий комплекс — атмо — сферно-вакуумную установку, состоящую из двух секций: атмосферной и вакуумной.

Крекииг. При разгонке сырой нефти получают примерно 20—30% бензина, 30—45% лигроина, керосина, газойля, 25—50% нефтяных ■остатков (мазута).

Выход легких углеводородов, используемых в качестве моторного топлива, можно значительно повысить, расщепляя тяжелые углеводоро­ды на более легкие низкокипящие углеводороды, т. е. осуществляя про­цесс крекинга (от английского слева cracking—расщеплять, раскалы­вать) .

В процессе крекинга насыщенных углеводородов — алканов ннннннннннн

ННННННННННН

Две группы СНг по месту разрыва углеводородной цепочки должны трансформироваться в группы СН3, замыкающие цепочки углеводород­ных молекул, образующихся в результате крекинга. Для этого необхо­димо подвести к месту разрыва углеводородной цепочки два атома во­дорода.

Это может быть достигнуто тремя путями:

1) при высвобождении атомов водорода вследствие перегруппиров­ки атомов в расщепляемой молекуле с образованием двойной этилено­вой связи между атомами углерода, характерной для непредельных углеводородов;

2) дополнительным увеличением содержания водорода в легких фракциях углеводородов в результате образования в процессе крекинга также и более тяжелых фракций с пониженным содержанием водорода и повышенным содержанием углерода, вплоть до смолистых веществ и нефтяного кокса, т. е. вследствие перераспределения водорода между легкими и тяжелыми продуктами, образующимися в процессе крекинга;

3) при проведении процесса крекинга в атмосфере водорода, гене­рируемого для этой цели в специальных установках.

В процессе крекинга алканов изменяется углеводородный состав топ — .лива: наряду с алканами меньшей молекулярной массы образуются не­насыщенные углеводороды — алкены, а также тяжелые углеводороды с большой молекулярной массой.

Академик С. С. Наметкин приводит следующую схему крекинга алканов [128]:

^24^50 — С12Н24

СігНгв

Из алкана С24Н50 образуются алкан С12Н26 и алкен С12Н24.

Алкан С12Н26 в свою очередь крекируется с образованием алкана С6Н14 и алкена CeHi2:

QgH^g—— *■ Ceh22

I

CeHu

В результате последующего крекинга C6Hi4 образуются алкан С3Н8 и алкен СзН6:

С, Н14 —CsHe

I

С3Н8

Таким образом, в результате крекинга из нефти, не содержащей ненасыщенных углеводородов, образуются нефтепродукты, состоящие из сложной гаммы насыщенных и ненасыщенных углеводородов раз­личной молекулярной массы.

Риформинг. Для получения высокооктанового бензина легкие дис­тилляты подвергают процессу риформинга — высокотемпературного преобразования нафтеновых и парафиновых углеводородов в арома­тические, обладающие большей детонационной стойкостью.

Так, например, в процессе риформинга из циклогексана CeHi2 полу­чают бензол СвНв:

Сн2 СН

/ ^

Н2С СН2 НС сн

І I —* Г II + 3Hg

Л2С СН2 НС сн

/ X/

Сна сн

Чцослогексан бензол

Процесс риформинга осуществляют при температуре порядка 500 °С •и давлении 20—40 кгс/см2 в присутствии катализаторов.

В качестве катализаторов используют обычно окись молибдена, осажденную на окиси алюминия, или платиновые катализаторы, в ча­стности платину, нанесенную на окись алюминия.

Процессы риформинга, осуществляемые с применением платиновых катализаторов, получили наименование «платформинга».

Алкилирование. Наряду с ароматическими углеводородами высокими антидетонационными свойствами обладают изомеры парафиновых угле­водородов с разветвленной цепью.

Для получения высокооктанового бензина изооктан и другие насы­щенные углеводороды с разветвленной цепью синтезируют из нефтеза — водских газов, содержащих изобутан и ненасыщенные углеводороды этиленового ряда (алкены), т. е. осуществляют в большом промышлен­ном масштабе процессы алкилирования.

Синтез изооктана из газообразных углеводородов описывается урав­нением

TOC o "1-3" h z СН3 СНд СН3

СН3—СН сн2=-=сн—СН2—СН3 —————————— СН3—С—СН2—СН—СН3

I I

СНз СН3

изобутан бутилен изооктан

В результате разрыва двойной связи в молекуле бутилена и осво­бождающихся при этом валентностей как бы сшиваются две реагирую­щие газообразные молекулы, содержащие по четыре атома углерода, и образуется более тяжелый жидкий при комнатной температуре угле­водород с восемью атомами углерода в молекуле — изооктан.

213

Процесс алкилирования ведут при температуре до 200 °С в присут­ствии катализаторов (серная или фосфорная кислота, алюмосиликаты и др.).

Изомеризация. Для увеличения ресурсов изобутана, широко исполь­зуемого в процессах алкилирования, осуществляют каталитическую изо­меризацию нормального бутана.

Изомеризацией нормального пентана и гексана получают легкоиспа — ряющийся стойкий по отношению к детонации бензин.

Каталитическая очистка нефтепродуктов от сернистых соединений. Для каталитической очистки нефтепродуктов от сернистых соединений’ проводят гидрогенизацию. При этом сера, содержащаяся в жидких нефте­продуктах, выделяется в виде газообразного сероводорода.

Химизм процесса иллюстрируется следующими уравнениями:

C2H5SH + Н2———- ^ C2He + h3S;

C2H5SC2H5 + 2Н2———— > 2C2He + h3S

Каталитической гидрогенизацией очищают от серы различные дис­тилляты, причем тяжелые фракции очищать гораздо труднее, чем легкие.

Большое значение может иметь очистка методом гидрогенизации (гидроочистка) сырой нефти и мазута, однако достаточно дешевая гид­роочистка тяжелого нефтяного топлива, содержащего смолистые со­единения, пока не разработана.

Очистка серной кислотой и щелочью. Нефтяные дистилляты содер­жат нафтеновые кислоты, сернистые и смолистые вещества, ухудшаю­щие цвет нефтепродуктов и придающие им неприятный запах.

Присутствие в дистиллятах легко полимеризующихся непредельных углеводородов — алкенов обусловливает малую химическую стабиль­ность нефтепродуктов при хранении. Поэтому для получения товарных продуктов нефтяные дистилляты очищают различными методами. К чис­лу широко распространенных методов очистки принадлежит метод обра­ботки дистиллятов серной кислотой и щелочью.

Элементарный состав и важнейшие теплотехнические характеристи­ки нефтепродуктов, а также сырой нефти, нефтяных смол и асфальте­нов приведены в табл. 99.

Таблица 99

Элементарный состав и некоторые теплотехнические характеристики нефти и нефтепродуктов

Топливо

Соотношение углерода и во­дорода, % <Н+С=»100)

Содержание, %

Низшая теплота сгораиия

<?Н, ккал/кг

Жаропро­изводитель­ность

‘max, °Є

‘СО

Max» %

Н

С

S

О

N

Нефть

11—14

89—86

0,5+

3

10 000

2100

15,5

Бензин

16

85

10 500

2110

15,0

Керосин

14

86

10300

2120

15,2

Дизельное топливо

13

87

0,5

10 000

2120

15,5

Мазут

Флотский

12

88

1+2

9 800

2130

16,0

Топочный

11

89

.1,5+

4

9 500

2130

16.&

Нефтяные смолы

10

90

1—5

2—7

0,3—1,5

9000

2100

Асфальтены

9

91

1—5

2—9

1—1,5

8500

2100

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить

на Ваш сайт.

gazogenerator.com

Развитие переработки нефти. — Добыча нефти и газа

По мере переработки нефти на керосин возникла необходимость использования нефтяных остатков, загромождавших нефтеперегонные заводы.

Первое время нефтяные остатки не успевали вывозить с заводов, и для того чтобы освободиться от них, их сливали в ямы и сжигали.

В. И. Рагозин, организовавший с помощью Д. И. Менделеева выделение из нефтяных остатков смазочных масел, в 1877 году построил первый масляный завод в Балахне вблизи Горького. В 1879 году он соорудил подобный же завод в Ярославле.

 

Тяжелую часть нефти (мазут), остававшуюся после выделения легких масел, стали применять в качестве топлива. Мазут использовали в качестве топлива на фабриках, заводах, железных дорогах, во флоте — всюду, где применялись паровые машины.

Непрерывное повышение спроса на нефть объясняется не высокой теплопроизводительностью. Еще Д. И. Менделеев установил, что теплопроизводительность мазута вдвое больше теплопроизводительности каменного угля среднего качества.

 

Теплотворная способность топлива играет огромную экономическую роль прежде всего при его перевозках. Если принять число вагонов, необходимых для перевозки нефти, за единицу, то для хорошего донецкого каменного угля, чтобы заменить это количество нефти, потребуется 1,35 вагона, для подмосковного угля — 3 вагона, для торфа — 3,3 вагона, для сухих дров — 3,4 вагона и, наконец, для горючих битуминозных сланцев около 7 вагонов.

Перед русской нефтяной промышленностью открывались широкие перспективы развития, но капиталистический способ производства приводил к хищнической эксплуатации недр и варварскому использованию нефти.

Несмотря на разработанные русскими учеными способы рационального использования нефти как сырья для получения самых разнообразных масел, большая часть этих масел сжигалась в топках вместе с мазутом. В это время бензин, вызывавший взрывы и пожары, не находил применения. Как в Баку, так и в Грозном бензин в конце XIX века считался вредной примесью. Его либо сжигали, либо, в лучшем случае, сливали в поглощающие колодцы.

Д. И. Менделеев, возмущаясь хищническим истреблением ценнейших нефтяных масел, бросил свою знаменитую фразу, направленную против сжигания сырой нефти в топках: «Нефть не топливо, — топить можно и ассигнациями».

 

Появление разных видов масел, не находивших вначале сбыта, вызвало ряд попыток их использования в промышленности. В конце XIX века начали появляться и все шире и шире применяться различные двигатели внутреннего сгорания.

Вначале, в 90-х годах, особенно широко стали использоваться мощные двигатели, работающие на тяжелом моторном топливе. Эти двигатели стали именоваться дизелями. Последние нашли широчайшее применение в промышленности и особенно во флоте. Суда, оборудованные дизелями, могли брать с собою запас топлива почти на два месяца, причем нефть занимала меньше места по сравнению с углем.

 

По предложению Д. И. Менделеева в 1887 году на Черном море впервые в мире два миноносца «Сова» и «Лук» были переведены на нефтяное топливо. Результаты испытаний превзошли все ожидания, но царское правительство не торопилось с переоборудованием военных судов на нефть.

Предложением Д. И. Менделеева воспользовалась Англия. Спустя 26 лет после удачных испытаний на миноносцах «Сова» и «Лук» английский военный флот был переведен на нефтяное топливо.

С появлением автомобиля наиболее легким и мощным двигателем, занимающим мало места, оказался бензиновый мотор, который был изобретен раньше дизеля, но не находил вначале применения.

Появление и увеличение спроса на бензиновые моторы сначала для автомобилей, а затем и для самолетов, привели вскоре к тому, что бензин, рассматривавшийся ранее в качестве вредной примеси и уничтожавшийся, превратился в ценнейшую составную часть нефти.

Так, шаг за шагом нефть и продукты ее переработки занимали все более и более важное место в жизни человеческого общества.

rengm.ru

Рациональная переработка - нефть - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Рациональная переработка - нефть

Cтраница 1

Рациональная переработка нефти и нефтепродуктов играет важную роль в современной экономике.  [1]

Рациональная переработка нефти, нефтепродуктов и их экономное использование является важнейшей задачей науки и производства.  [2]

Для более рациональной переработки нефтей с различными качествами необходимо проводить их сортировку и направлять нефти на заводы с учетом имеющейся технологической схемы и соотношения мощностей отдельных технологических процессов. При этом необходимо, чтобы качество нефти, поступающей на завод, было стабильным.  [3]

При более рациональной переработке нефти возникает необходимость в увеличении выхода светлых нефтепродуктов, что может быть обеспечено двумя путями или их сочетанием.  [5]

При рациональной переработке нефти никаких отбросов производства не должно быть, а потери должны быть минимальны. Все сырье можно использовать полезно, получив, кроме основных, ряд добавочных и побочных продуктов. К сожалению, на некоторых заводах это дело еще находится в зачаточном состоянии и мы выбрасываем без пользы многие десятки и сотни тысяч тонн материалов, которые можно перерабатывать на полезные продукты: заводские газы, отходы очистки нефтепродуктов ( кислые гудроны, отработанные земли, щелочные отходы), сернистые вещества ( в газах) и многие другие.  [6]

При рациональной переработке нефти никаких отбросов производства не должно быть, а потери должны быть минимальными. Все сырье можно использовать полезно, получив, кроме основных, ряд добавочных и побочных продуктов. К сожалению, на некоторых заводах это дело еще находится в зачаточном состоянии и мы выбрасываем без пользы многие десятки и сотни тысяч тонн материалов, которые можно перерабатывать на полезные продукты: заводские газы, отходы очистки нефтепродуктов ( кислые гудроны, отработанные земли, щелочные отходы), сернистые вещества ( в газах) и многие другие.  [7]

Можно согласиться с утверждениями Рагозина, что осуществленная им система рациональной переработки нефти не пропала для человечества, что протоптанная им дорога не заросла [ 125, стр.  [8]

Следует отметить, что эта классификация особенно важна при осуществлении рациональной переработки нефти с целью получения качественных нефтепродуктов с одновременным выделением определенного класса ОСС для использования их в нефтехимическом синтезе и получения полифункциональных серосодержащих соединений.  [9]

Илимов опубликовал несколько статей по технологии нефти и другим вопросам нефтяного дела, например: О рациональной переработке нефти, Записки Русск.  [10]

Количественное определение пяти - и шестичленных цикланов в бензино-лигроиновых фракциях нефтей является полезным для правильного выбора путей рациональной переработки нефти.  [11]

Высокосернистые нефти, добываемые на нефтепромыслах Средне-Волжского совнархоза, характеризуются высоким содержанием серы и смол, высокой вязкостью, значительным содержанием ванадия и других тяжелых металлов, меньшим содержанием светлых. Рациональная переработка нефтей такого качества требует создания специализированных заводов, оснащенных установками коксования, и каталитических процессов по облагораживанию дистиллятов.  [12]

Проблема рациональной переработки нефти и использования нефтепродуктов является комплексной, межотраслевой, так как ее успешное решение во многом зависит от координированной работы нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, сбытовых организаций и потребителей, от уровня техники, технологии и культуры эксплуатации этой техники.  [13]

Исследование химического состава нефтей помимо теоретического интереса имеет и практическое значение. Знание их химического состава создает научную базу для рациональной переработки нефти. Этим объясняется тот большой интерес, который уделяется изучению химического состава нефтей.  [14]

Было бы неправильно думать, что только Менделеев боролся за дело лучшего использования русской нефти. У некоторых наших авторов получается простая, но не имеющая ничего общего с действительностью схема: с одной стороны, Менделеев ( и некоторые другие прогрессивные ученые и специалисты), с другой - капиталисты ( а за ними - правительственные чиновники), дружно и все вкупе противостоящие Менделееву, упорно нежелающие стать на путь рациональной переработки нефти. Дей-ствительностьбыла значительно сложнее этой упрощенной схемы. Обстановка складывалась так, что вовсе не соглашаться с необходимостью лучшей утилизации нефти было невозможно. Ведь Менделеев не без основания в 1886 г. отмечал, что в статьях крупных нефтяных заводчиков встречаем симпатичный мотив о надобности лучшей, чем ныне, утилизации нефти. Эти заводчики, действительно, соглашались, что по ходу всего дела лучшая утилизация нефти необходима и ее необходимо достичь [ 29, стр.  [15]

Страницы:      1    2

www.ngpedia.ru

Д. И. Менделеев — отец науки о нефти - Первые шаги в переработке нефти - Нефть - Список статей

Строительство и организация всех главнейших русских нефтеперегонных, очистительных и масляных заводов в XIX веке шло под наблюдением великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева. 

 Д. И. Менделеевым была создана первая принципиальная схема рациональной первичной разгонки нефти на ее основные составные части. Многие тысячи нефтеперегонных заводов, рассеянных в настоящее время по всему миру, являются прямыми потомками этого детища Д. И. Менделеева. Братья Дубинины создали схему перегонки нефти для получения керосина, и все промышленные установки для перегонки нефти в кубах вплоть до 80-х годов прошлого столетия вели начало от их завода. Постепенно на всех заводах мира их заменяли так называемые кубовые батареи. Последние «произошли от первой кубовой батареи, построенной в Баку по проекту Д. И. Менделеева. 

В кубовых батареях непрерывного действия стали получать из нефти также бензин и масла. Не только организация рациональной дробной перегонки нефти связана с именем Д. И. Менделеева, но и изучение химического состава нефти было впервые в мире начато под его руководством. Д. И. Менделеев впервые сформулировал понятие о нефтяной залежи, как о скоплении нефти в недрах земли в хорошо проницаемой горной породе. Им же была сформулирована первая, весьма стройная для того времени, теория неорганического происхождения нефти. Эта теория во многих ее положениях имеет лишь исторический интерес, но она ценна тем, что в ней рассмотрены в причинной взаимосвязи все процессы, начиная от возникновения химических соединений, составляющих нефть, вплоть до процессов образования залежей нефти и газа. 

Дмитрий Иванович Менделеев первым заявил о том, что сжигать нефть в топках— преступление, ибо она является ценным сырьем для получения множества химических продуктов. Он с дальнозоркостью подлинного гения предвидел громадную роль нефти и всех ее производных в технике будущего. Ученый совершил поездку в Америку, желая ознакомиться там с нефтяной техникой. Возвратившись оттуда, он писал, что русским учиться у американцев нечему. 

mokis.ucoz.ru