«Транснефть» отгрузила миллиардную тонну жидких углеводородов на экспорт в порту Приморска. Перевалка нефти в порту


«Транснефть» отгрузила миллиардную тонну жидких углеводородов на экспорт в порту Приморска | 23.11.18

«Транснефть» отгрузила на экспорт через ООО «Транснефть - Порт Приморск» миллиард тонн жидких углеводородов (нефть и дизельное топливо) с момента погрузки первого танкера в 2001 году. Об этом говорится в сообщении «Транснефти».

«Юбилейная, миллиардная, тонна нефти отгружена 23 ноября 2018 года на танкер «Мастера», следующий в порт Порво (Финляндия)», - отмечается в сообщении.

С начала эксплуатации порта Приморск по состоянию на 23 ноября объем отгруженной нефти составил 901,2 млн тонн (обработано 9099 танкеров). Дизельного топлива отгружено 98,8 млн тонн (обработан 3361 танкер). Таким образом, суммарно обработано 12460 танкеров и отгружен 1 млрд тонн нефти и нефтепродуктов.

По словам заместителя вице-президента ПАО «Транснефть» Владимира Назарова, достижение такой отметки перевалки нефти - шаг к созданию срочного рынка. «Сегодня есть дорожная карта, в рамках которой реализуются мероприятия по созданию договоров или контрактов на фьючерс нефти и дизельного топлива из порта Приморск. (…) Без товарного рынка нельзя говорить о срочном - это просто взаимосвязанные вещи, потому что мы должны рынку предлагать постоянный поток стандартного качества нефти и нефтепродуктов - именно этого мы сегодня добились на этом терминале», - сказал он журналистам.

О порте Приморск

Порт Приморск расположен на берегу пролива Бьёркезунд Финского залива в Ленинградской области на территории 214 га и является конечной точкой магистральных нефтепроводов БТС I (оператором БТС I является ООО «Транснефть - Балтика") и нефтепродуктопроводов проекта «Север».

Мощность порта Приморск по отгрузке нефти составляет 60 млн тонн в год, по отгрузке нефтепродуктов - 25 млн тонн в год. В 2017 году на танкеры было отгружено 43,9 млн тонн нефти и 13,6 млн тонн нефтепродуктов. В 2018 году планируется отгрузить 37,7 млн тонн нефти и 15 млн тонн нефтепродуктов.

Создание на российском побережье Балтийского моря нефтеналивного порта было определено решением правительства РФ (распоряжение от 28 апреля 1993 года) в связи с необходимостью диверсифицировать потоки экспортной транспортировки нефти. 31 марта 2000 года на территории будущего порта Приморск состоялась церемония начала строительства Балтийской трубопроводной системы (БТС).

Создание БТС (позже переименованной в БТС I) открыло экспортное направление через порт Приморск нефти Тимано-Печерского региона, Западной Сибири и Урало-Поволжья. Первая тонна нефти в порту Приморск была загружена 27 декабря 2001 года.

В 2008 году был введен в эксплуатацию нефтепродуктопровод Второво - Ярославль - Кириши - Приморск, обеспечивающий экспорт светлых нефтепродуктов в европейские страны (проект «Север"). Первый танкер с нефтепродуктами был отгружен в мае 2008 года. В 2017 году «Транснефть» завершила работы по реализации проекта «Север-25», что позволило увеличить техническую возможность экспорта дизельного топлива стандарта «Евро-5» через порт Приморск с 8,5 до 25 млн тонн в год.

Для погрузки нефти порт принимает танкеры типа Aframax дедвейтом до 120 тыс. тонн и типа Suezmax дедвейтом до 150 тыс. тонн. Погрузка нефтепродуктов осуществляется на танкеры дедвейтом от 22 тыс. до 100 тыс. тонн (классы танкеров Seawaymax, Panamax, Aframax). Терминал является крупнейшим по перевалке нефти и нефтепродуктов среди портов Северо-Запада России.

Информационное агентство России ТАСС

www.finanz.ru

Порты борются за нефть

Приморск теряет долю перевалки из-за перераспределения потоков

Администрация морского порта Большой порт Санкт-Петербург объявила результаты перевалки портов Приморск, Высоцк и Усть-Луга за 2013 год. Наилучшие показатели у порта Усть-Луга, который нарастил перевалку на 33,9%. Такие цифры не удивляют экспертов: порт активно развивается и отвоевывает доли рынка у других портов — в первую очередь у порта Приморск.

Порты Ленобласти отчитались об итогах 2013 года. Как сообщает ФГУ Администрация морского порта «Большой порт Санкт-Петербург», порт Приморск в прошлом году сократил перевалку грузов на 14,6% по сравнению с 2012 годом — до 63,8 млн тонн. Перевалка нефти при этом сократилась на 20% — до 54,5 млн тонн, а перевалка дизельного топлива увеличилась на 42,5% и составила 9,3 млн тонн.

Главный редактор ИАА «ПортНьюс» Виталий Чернов объясняет сокращение объемов перевалки нефти в порту Приморск общим сокращением экспорта нефти из России в 2013 году совокупно с перераспределением потоков на восточное направление и в Усть-Лугу.

Порт Усть-Луга в 2013 году увеличил перевалку наливных грузов на 47,5% — до 39,67 млн тонн. Перевалка нефти выросла на 63%, до 23,29 млн тыс. тонн, перевалка нефтепродуктов — на 30%, до 16,37 млн тонн.

В порту было также перевалено на 18,4% больше навалочных грузов (19,993 млн тонн), 891,3 тыс. тонн генеральных грузов (сокращение на 43,6%), 849,1 тыс. тонн паромных грузов (-23,3%), 421,8 тыс. тонн грузов в контейнерах (рост практически в четыре раза) и 250,5 тыс. тонн лесных грузов (+19,3%). В целом в 2013 году порт увеличил перевалку грузов на 33,9% в сравнении с результатом 2012 года, до 62,64 млн тонн.

Аналитик ФК AForex Нарек Авакян отмечает, что у обоих портов основные продукты перевалки — сырая нефть и газ, на них приходится свыше 90% всего грузооборота. Поскольку у Усть-Луги есть активный инвестор в лице «Газпрома», то Усть-Луга постепенно отбирает рынок у других портов и в первую очередь у порта Приморск, говорит эксперт.

В целом рост грузоперевалки в порту Усть-Луга господин Чернов связывает с тем, что порт развивается, а относительно недавно построенные терминалы выходят на свои проектные мощности. Увеличение перевалки нефти «Невской трубопроводной компании» во многом объясняется перераспределением потоков на Усть-Лугу вместо Приморска.

Второй крупнейший по объемам усть-лужский терминал — «Ростерминалуголь». «Рост перевалки через данный терминал можно объяснить относительно благоприятной конъюнктурой экспорта угля при общей нехватке угольных терминалов, а также высоким уровнем организации перевалки на данном терминале. Так, по данным Минэнерго, в целом экспорт угля из России в 2013 году вырос примерно на 10 процентов», — говорит Виталий Чернов. Рост перевалки остальных грузов эксперт объясняет эффектом «низкой базы» и высокой загруженностью Большого порта Санкт-Петербург.

Порт Высоцк в 2013 году увеличил перевалку грузов на 18,5% по сравнению с показателем 2012 года — до 16, 157 млн тонн. В частности, перевалено 11,25 млн тонн нефти и нефтепродуктов, что на 8,8% больше, чем годом ранее. Перевалка угля возросла на 48,8% — до 4,905 млн тонн.

Виталий Чернов отмечает, что в порту работают две стивидорные компании — «Порт Высоцкий» и РПК «Высоцк-ЛУКОЙЛ-II». Ранее компания «Порт Высоцкий» провела серьезную модернизацию терминала, позволяющую принимать суда более крупного водоизмещения, что повысило привлекательность и конкурентоспособность терминала для экспортеров угля. Более того, российскому предприятию удалось забрать на себя часть грузопотока, который ранее шел через иностранные порты — Вентспилс и Ригу (по оценкам, это 1,5-2 млн тонн угля в год), говорит эксперт. К 2015 году компания намерена довести этот показатель до 7 млн тонн в год. С этой целью разработана инвестиционная программа на общую сумму примерно $40 млн. Реализация этих планов будет во многом зависеть от экспортной конъюнктуры, полагает Виталий Чернов.

РПК «Высоцк-ЛУКОЙЛ-II» наращивает перевалку нефтепродуктов, поступающих как железнодорожным, так и речным транспортом. Кроме того, есть планы строительства трубопровода от Приморска в Высоцк, что также позволит увеличить грузооборот терминала, говорит эксперт.

/Источник – Коммерсантъ/

sterh-corp.ru

«Транснефть» отгрузила миллиардную тонну жидких углеводородов на экспорт в порту Приморска | 23.11.18

«Транснефть» отгрузила на экспорт через ООО «Транснефть - Порт Приморск» миллиард тонн жидких углеводородов (нефть и дизельное топливо) с момента погрузки первого танкера в 2001 году. Об этом говорится в сообщении «Транснефти».

«Юбилейная, миллиардная, тонна нефти отгружена 23 ноября 2018 года на танкер «Мастера», следующий в порт Порво (Финляндия)», - отмечается в сообщении.

С начала эксплуатации порта Приморск по состоянию на 23 ноября объем отгруженной нефти составил 901,2 млн тонн (обработано 9099 танкеров). Дизельного топлива отгружено 98,8 млн тонн (обработан 3361 танкер). Таким образом, суммарно обработано 12460 танкеров и отгружен 1 млрд тонн нефти и нефтепродуктов.

О порте Приморск

Порт Приморск расположен на берегу пролива Бьёркезунд Финского залива в Ленинградской области на территории 214 га и является конечной точкой магистральных нефтепроводов БТС I (оператором БТС I является ООО «Транснефть - Балтика") и нефтепродуктопроводов проекта «Север».

Мощность порта Приморск по отгрузке нефти составляет 60 млн тонн в год, по отгрузке нефтепродуктов - 25 млн тонн в год. В 2017 году на танкеры было отгружено 43,9 млн тонн нефти и 13,6 млн тонн нефтепродуктов. В 2018 году планируется отгрузить 37,7 млн тонн нефти и 15 млн тонн нефтепродуктов.

Создание на российском побережье Балтийского моря нефтеналивного порта было определено решением правительства РФ (распоряжение от 28 апреля 1993 года) в связи с необходимостью диверсифицировать потоки экспортной транспортировки нефти. 31 марта 2000 года на территории будущего порта Приморск состоялась церемония начала строительства Балтийской трубопроводной системы (БТС).

Создание БТС (позже переименованной в БТС I) открыло экспортное направление через порт Приморск нефти Тимано-Печерского региона, Западной Сибири и Урало-Поволжья. Первая тонна нефти в порту Приморск была загружена 27 декабря 2001 года.

В 2008 году был введен в эксплуатацию нефтепродуктопровод Второво - Ярославль - Кириши - Приморск, обеспечивающий экспорт светлых нефтепродуктов в европейские страны (проект «Север"). Первый танкер с нефтепродуктами был отгружен в мае 2008 года. В 2017 году «Транснефть» завершила работы по реализации проекта «Север-25», что позволило увеличить техническую возможность экспорта дизельного топлива стандарта «Евро-5» через порт Приморск с 8,5 до 25 млн тонн в год.

Для погрузки нефти порт принимает танкеры типа Aframax дедвейтом до 120 тыс. тонн и типа Suezmax дедвейтом до 150 тыс. тонн. Погрузка нефтепродуктов осуществляется на танкеры дедвейтом от 22 тыс. до 100 тыс. тонн (классы танкеров Seawaymax, Panamax, Aframax). Терминал является крупнейшим по перевалке нефти и нефтепродуктов среди портов Северо-Запада России.

Информационное агентство России ТАСС

www.finanz.ru

Нефтяные компании отказываются от перевалки нефти в порту Махачкалы из-за завышения фактических потерь при приеме нефти в 7 раз // Транспортировка и Хранение // Новости

Многие нефтяные компании стали отказываться от перевалки нефти в глубоководном порту Махачкала из-за разгула криминала, в результате которого компании несут ощутимые потери сырья.

Об этом 22 июня 2016 г рассказал официальный представитель Транснефти И. Демин.

 

По его словам, сегодня глубоководный экспортный порт Махачкала отстает от графика.

В июне 2016 г общий план отгрузки составляет 217 тыс т нефти.

По факту сегодня идет отставание 49 тыс т.

Срыв графика связан с не приходом танкеров, их перенаправлением грузоотправителями в другие порты на Каспии.

Основная причина - завышение фактических потерь при приеме нефти в резервуары нефтебазы Дагнефтепродукта от максимально возможных в 7 раз.

 

Печаль Транснефти понятна.

В 2012 г ГНКАР поведала о снижении объема прокачки по магистральному нефтепроводу (МНП) Баку-Новороссийск - северному маршруту, пояснив это необходимостью увеличения переработки нефти на местных нефтеперерабатывающих заводах.

В ноябре 2013 г Транснефть начала работы по консервации МНП Ширвановка-Махачкала на границе с Азербайджаном.

Тогда казалось, что подзагрузить опустевший МНП Баку-Новороссийск можно увеличением поставок туркменской, казахстанской и, возможно, иранской нефтью.

Нынешняя ситуация ставит крест на этих мечтах.

 

В начале июня 2016 г Транснефть официально обратилась к общественности с целью привлечь внимание к проблеме экспортного порта Махачкала, который может перестать существовать из-за криминальной обстановки, сложившейся на нефтетерминале Дагнефтепродукт.

В компании тогда заявили, что в Транснефть неоднократно поступали сообщения от компаний, который жаловались на произвол, который творится в порту Махачкала.

К примеру, в мае 2016 г Дагнефтепродукт, приняв 5 тыс т туркменской нефти, отказался сдать этот объем в систему Транснефти и пытался принудить владельца ресурса подписать акт по формированию «мертвых» остатков в резервуарах нефтебазы.

И таких обращений у Транснефти - великое множество.

Более того, Черномортранснефть заявила, что при приеме нефти в систему МНП из резервуаров Дагнефтепродукт фиксируется превышение допустимых значений такого показателя нефти, как «массовая концентрация хлористых солей», а также повышенное содержание воды.

Только за 1 кв 2016 г было 16 остановок приема некондиционной нефти из резервуаров Дагнефтепродукт.

В течение 2015 г их было до 50.

 

Порт Махачкалы - единственный незамерзающий и глубоководный порт России на Каспии.

В непосредственной близости от порта расположена самая крупная на Северном Кавказе нефтебаза емкостью 540 тыс м3 единовременного хранения, которая соединена с МНП Баку-Новороссийск.

 

По прибытию в порт Махачкала нефть сливается с оформлением актов приема-сдачи по результатам измерений в резервуарах Дагнефтепродукт.

Далее нефть из резервуаров подается на прием НПО «Махачкала»Черномортранснефть в систему МНП.

Потерять этот порт - непозволительная роскошь.

И в Транснефти пытаются с этим бороться, но пока безуспешно.

 

В марте 2016 г Д. Медведев провел совещание по развитию Северо-Кавказского федерального округа (СКФО), на котором упрекнул чиновников Северного Кавказа в том, что они прикрывают теневой бизнес в ТЭК.

По мнению премьера, ситуация с развитием ТЭК на Северном Кавказе до сих пор остается тяжелой.

Однако дальше слов не дело не пошло.

Криминал цветет буйным цветом, а республиканские власти закрывают глаза.

Но самое печальное в этой истории то, что прародителем Дагнефтепродукта является Товарищество братьев Нобель.

 

Обсудить на Форуме 

neftegaz.ru

ЗАПОРТОВАЛИСЬ! - pro_transneft

Увеличить объемы перевалки нефтепродуктов в портах России за счет перенаправления объемов топлива из портов Латвии (Вентспилс, Рига) предложила «Транснефть», о чем сообщает газета «Ведомости», ссылаясь на протокол совещания у директора департамента переработки нефти и газа Минэнерго Михаила Грязнова.

Представитель «Транснефти» подтвердил изданию, что такое предложение связано с необходимостью дозагрузить мощности российских портов. Если раньше нефть в Европу поставлялась в основном по трубопроводу «Дружба», то после строительства в Ленинградской области портов Приморск и Усть-Луга появилась возможность перенаправить потоки нефти и нефтепродуктов. По его словам, у «Транснефти» есть свободные нефтяные мощности, которые будут использоваться для перекачки дизтоплива.

Эту идею поддержали представители всех крупных нефтяных компаний - «Сургутнефтегаза»,«Роснефти», «Лукойла», «Башнефти», «Татнефти» и «Газпром нефти». «Роснефть», например, готова перенаправить перевалку нефтепродуктов и нефти на порты «Новороссийск» и «Приморск», но при наличии «технической возможности трубопроводного и железнодорожного транспорта, а также экономической привлекательности указанных поставок». Представитель «Газпром нефти» на совещании высказал готовность полностью переориентировать экспортные потоки нефтепродуктов в порты Приморска, Усть-Луги, Морской порт «Санкт-Петербург», но «в случае обеспечения равнодоходности посредством снижения тарифов». Имеются ввиду тарифы РЖД. Представитель «Татнефти» тоже считает, что для обеспечения равнодоходности поставок транспорта необходимо снизить тарифы РЖД на транспортировку, а «Транснефти» и терминалам в Усть-Луге и Морском порту "Санкт-Петербург" - на перевалку, говорится в протоколе.

«В Латвийский портах перевалка и фрахт традиционно дешевле, чем в российских, поэтому вполне логично, что нефтяники будут требовать компенсации издержек», - говорит Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития.

В связи с недружественной политикой руководства Латвии, Россия в первое десятилетие XXI века переориентировала грузовой поток на использование национальных портов Балтийского моря, что, фактически, поставило под сомнение перспективы Вентспилсского порта. Лишение перевалки российской нефти и нефтепродуктов поставит порты в трудную экономическую ситуацию.

«Можно даже сказать, что им придет конец, во всяком случае выкручиваться будет трудно, - считает Алексей Безбородов, генеральный директор консалтингового агентства «Инфраньюс». - За девять месяцев этого года эти порты перевалили 19 млн тон нефти и нефтепродуктов, по году получится около 25 млн тон, в основном российских. Это будет ощутимая потеря, а наши нефтяники больших издержек не ощутят. «Трнанснефть» часть этой нефти пустит по трубе, около 6 млн тонн, это позволит сэкономить на тарифах РЖД».

Нефтяники будут требовать скидок и потому, что продавали европейским трейдерам из латвийских портов с большой премией светлую нефть, которую везли по железной дороге.

«Попадая в трубу, она смешивается с башкирской нефтью и качество снижается, поэтому дорого ее уже не продашь. Но в принципе затраты сопоставимы что в Латвии, что в наших портах, поэтому больших потерь ни у кого не будет», - считает Алексей Безбородов.

Порт Приморск (Морской торговый порт Приморск) - крупнейший российский нефтеналивной порт на Балтике, конечная точка Балтийской трубопроводной системы. Он был модернизирован за счет покупки европейских и американских технологий. Порт имеет 18 резервуаров и 5 резервуаров аварийного сброса. Их общий объем по строительному номиналу около 921 тыс. м3. Полезная емкость, на которую заполняется резервуарный парк товарной нефтью, составляет 657 тыс. м3, что впрочем, в два раза меньше, чем в Винтспилсе.

В финском заливе в 2001 году появился новый крупный игрок - порт Усть-Луга. Его пропускная способность в 2012 году составила 35 млн т в год. К 2015 году пропускную способность планируется увеличить до 50 млн т в год, к 2020 году - до 100 млн т в год.

«Мощностей у нас достаточно, появятся и дополнительные, - пояснил «Эксперт Online» Игорь Беляков, технический директор ОАО «Компания Усть-Луга». - Морским путем их можно увеличивать сколько угодно, танкеры перенаправят с Латвии в нашу сторону».

Подготовлено: Nord-news.ruФото: ООО "Транснефть - Усть-Луга"

pro-transneft.livejournal.com

Махачкалинский порт увеличил перевалку нефти на 260% за январь 2018 года - Экономика и бизнес

МАХАЧКАЛА, 2 февраля. /ТАСС/. Махачкалинский морской торговый порт увеличил перевалку нефти в январе 2018 года на 260% в годовом выражении. Причиной роста стало снятие запрета на транспортировку нефти из Казахстана, сообщил в пятницу ТАСС помощник генерального директора порта Алик Абдулгамидов.

"Показатель перевалки нефти в порту за январь вырос до 185 тыс. т., в прошлом году за этот период было зарегистрировано только 66 тыс. т. Темпы роста перевалки нефти - более 260%", - сказал собеседник агентства.

По словам Абдулгамидова, в 2017 году в прошлом году порт потерял значительную часть проходившей через Махачкалу нефти из-за того, что Минэнерго РФ запретило порту транспортировать нефть с содержанием серы, превышающем 0,6%, а у казахстанской нефти этот показатель равен 1,2%.

"Мы обратились за помощью к врио главы республики Владимиру Васильеву. Именно благодаря его усилиям в этом году вернулась казахстанская нефть, и уже отмечается положительная динамика и по перевалке наливных грузов", - пояснил помощник гендиректора.

Одновременно порт увеличил отгрузку зерна в Иран почти в 11 раз, до более чем 46 тыс. т. зерновых. "Сейчас зерновой терминал работает круглосуточно, груз завозится", - уточнили собеседник. Зерно поступает в торговый порт автомобильным и железнодорожным транспортом, в основном из Краснодарского и Ставропольского краев, а также Ростовской области.

При этом порт не делает прогнозов по планам на 2018 год.

Махачкалинский морской торговый порт - единственный незамерзающий и глубоководный порт России на Каспии, который принимает суда длиной до 150 м и с осадкой до 4,5 м. Инфраструктура порта включает сухогрузную гавань с перегрузочным комплексом мощностью 3 млн т в год, причалы для генеральных, навалочных грузов и контейнеров мощностью до 1,2 млн т в год, железнодорожный и автопаромный терминал мощностью 1,3 млн т, зерновой терминал мощностью 0,5 млн т в год.

tass.ru

Нефтяная перевалка в портах Украины: состояние и перспективы

27 июня 2017

С 2014 года, когда массовые контрабандные схемы поставок исчезли — то появилась куча портов, о существовании которых мало кто подозревал

26 июня в Одессе состоялся первый форум Black Sea Petroleum Trading. Предлагаем вашему вниманию ключевые тезисы из доклада директора «Консалтинговой группы А-95» Сергея Куюна, посвященного перевалке нефти и нефтепродуктов в морских портах Украины.

Перевалка нефти

Поток нефти, который был ранее сформирован в украинских портах, за пять лет фактически иссяк. Если в 2012 году через наши порты переваливалось 4,386 млн тонн нефти, из которых 4,373 млн тонн — в транзите, то к 2016 году этот показатель сократился в 7,4 раза (592 тыс. всего, в том числе транзит — 85 тыс. тонн).

Когда мы говорим нефть – мы говорим прежде всего Одесса. Мы понимаем, что именно в Одессе произошло снижение транзита нефти. Почему это произошло? Ответов несколько.

Первый из них – это, конечно же, то, что российские компании переориентировали свои потоки. Это целая российская политика, и мы сегодня слышали, что активно выводят россияне грузы из балтийских портов. И из Украины нефтеналивные грузы забрали, наверное, первыми, откуда могли.

Вторая причина – это, конечно же, тарифная политика Украины в отношении данных грузов. Она не самая гибкая и не совсем конкурентоспособная. И поэтому та же нефть, которая шла, например, из Казахстана долгое время, ушла отсюда — в том числе и по вине не совсем правильного тарифного ценообразования.

И самая главная проблема – это стратегия операторов в порту. В Одессе, как мы знаем, это группа «Приват». Государство может устанавливать хорошие тарифы, конъюнктура может быть нормальная, но если в конце цепочки, а именно на перевалке, не хотят или не умеют работать, то это будет приводить вот к таким последствиям.

Не знаю, спланировано это или нет, но транзит нефти через море, по сути, утрачен.

Что касается импорта, то Украина с 2012 года живет без российской нефти, которая традиционно поступала по системе нефтепроводов. После 2012 года, когда остановился Лисичанский завод, поставки были остановлены, и весь импорт осуществляется либо по железной дороге, либо по морю. То есть, по сути, это импорт Кременчугского завода на протяжении последних 5 лет, и он невысокий – при переработке завода 2,2-2,3 млн тонн, примерно на 15-20% догружался он морской нефтью.

На 2017 год есть очень хорошие ожидания, связанные с тем, что группа «Приват», которая контролирует Кременчугский завод, подписала с компанией SOCAR соглашение о поставках 1,3 млн тонн в год нефти Azeri Light по морю. И в этой связи, конечно, почти в три раза может вырасти импорт в текущем году.

Перевалка нефтепродуктов

По нефтепродуктам мы видим практически ту же картину: 2012-2013 годы достаточно объемные. В частности, мы видим цифры очень большие по транзиту. Тут все очень просто, потому что в транзитную статистику входили нефтепродукты, которые импортировались группой компаний ВЕТЕК и, по сути, вместо импорта они оформлялись как транзит. И естественно, что в 2014 году, когда данная схема закрылась – сразу же произошло падение буквально в два раза транзитных грузов по нефтепродуктам.

Мы видим, что, опять-таки, транзит топлива мы тоже теряем. Причины, в принципе, те же самые, что и по нефти. Тут очень важна политика государства, в частности «Укрзализныци». По нашим данным, контракт на перевозку 1 млн тонн белорусского вакуумного газойля (ВГО), который несколько лет осуществлялся с Мозырьского завода через южные порты, не состоялся по причине того, что железнодорожные чиновники требовали от грузоотправителя каких-то больших вознаграждений за свои услуги, за то, что введут льготный тариф на перевозку.

В результате белорусы развернули свой груз на Балтию, и Украина потеряла 1 млн тонн ВГО в транзите. Потеряли порты, потеряла железная дорога, потеряли все, включая этих чиновников. Это коррупция в чистом виде и те последствия, к которым она приводит. От «Укрзализныци» очень много зависит. Ее неповоротливость, негибкость приводят к тому, что мы просто теряем транзит, хотя могли бы за него побороться. Но сюда грузы идти не хотят, потому что проблемы очень большие.

Импорт топлива через морские порты остается более-менее на уровне. После 2014 года резко возросли поставки, в основном — дизельного топлива. Рынок начал искать новые источники поставок после того, как ушел крупнейший игрок в лице ВЕТЕК. Вынуждены были искать топливо, и нашли его в том числе и по морю. Особенно видим такой всплеск был в 2015 году – во второй половине года Россия объявила о запрете поставок дизельного топлива в Украину. И как раз, во многом благодаря морскому направлению, был этот кризис преодолен. Конечно, сыграли свою роль сухопутные поставки из Литвы, Польши и Беларуси, но преимущественно море тогда выручило страну очень здорово.

Мы видим, что импорт стабилизировался и, в принципе, 700-800 тыс. тонн в год – это уровень, который востребован в южных регионах, где поставки по морю наиболее конкурентоспособны. Кроме того, большую роль здесь играет авиатопливо. Не столько дизель, сколько растут поставки керосина.

Экспорт тоже снижается. Экспорт – это производство. Чем больше производство в Украине – тем больше экспорт. Но с производством ситуация плохая: мы видим, что сегодня работает один только Кременчугский завод. Он работает на украинской нефти, ее добыча падает, поэтому падает производство, и мы видим, что объемы перевалки упали.

Но тут есть еще и другой фактор. В основном экспортная позиция – это мазут. Он в последние годы очень востребован на внутреннем рынке, поскольку есть конкуренция с природным газом, который применяется для отопления. И мы видим, что тот же кременчугский мазут стал очень востребован на внутреннем рынке, поэтому экспорт упал еще и по этой причине.

Морские поставки дизтоплива

Мы видим динамику поставок по годам. И видим, что по морю поставляется примерно 8-12% дизтоплива в страну. Но, опять-таки, мы видим, что эта доля постоянна. Значит, есть спрос, значит эта доля рынка тоже существует.

С 2014 года, когда массовые контрабандные схемы поставок исчезли — то появилась куча портов, о существовании которых мало кто подозревал. В частности, малые порты сразу появились на повестке дня. На устах Очаков, Измаил, кроме того существуют малые порты как Килия, Рени, Скадовск. Николаев зазвучал совершенно по-новому. Появился рынок. Раньше на продуктах сидел один «Приват».

Порт «Южный», Херсонская перевалка, которая принадлежала холдингу Курченко, а сейчас передана в управление государственному предприятию по обеспечению нефтепродуктами… Тот же Очаков, Измаил, Запорожье заработали с новой силой, и это рождает рынок. То есть, рынок небольших игроков, которые себя обозначили.

Сегодня мы видим, что взлет по всем практически портам был в 2015 году, когда был активный импорт. Сейчас практически по всем портам мы видим падение.

Источники поставок

Всегда импортное топливо приходило из России. Еще недавно мы не верили и удивлялись, когда слышали о поставках из Туркменистана, Греции, Израиля. Туркменистан — поставщик уже известный, а вот поставки из Средиземноморья были настоящим сюрпризам. Но сегодня они, по сути, формируют и дают работу морским перевалкам в Украине. Израиль — это, понятно, поставки полностью Proton Energy. Часть их поставок есть в Греции. И из Греции работают несколько поставщиков. Российские поставки в силу причин политического характера уходят, хотя мы видим, что до сих пор иногда отдельные танкерные партии еще к нам поступают.

Среди других стран-поставщиков можно выделить интересные поставки индийского продукта в прошлом году. Это остатки топлива, которые приходят в Турцию, и часть их продается потом в Украину. Если раньше это была абсолютная экзотика, то сейчас ряд трейдеров не постоянно, но с хорошей периодичностью предлагает продукт индийского производства.

Кто импортеры

Мы видим, что группа WOG очень сильно потеряла свои позиции. WOG переориентировался на поставки российского дизельного топлива по трубе, которая по цене по ряду причин более конкурентоспособна, чем морские поставки. Но у WOG все равно есть давний длинный контракт на поставку по морю. Насколько я знаю, там есть финансирование одного из крупных европейских банков. Это последний, по сути, контракт, который обеспечен таким финансированием, и они его прилежно выполняют. Отчасти это правильно, потому что они держат «окно», и если вдруг будет необходимость — они будут готовы быстро перестроиться на южное направление.

Видим тоже, «Элемент-Нафта» по сути прекратила морские поставки в этом году.

Компания «Оранж-Ойл» очевидно, улучшит результат прошлого года и вплотную занялась морским рынком. Хотя тогда, когда все идут с юга на север — с моря на трубу — то «Оранж Ойл» пошел в обратную сторону.

Абсолютный фаворит здесь, конечно, рисуется в виде группы компаний «Трейд Коммодити». Они специализируются на поставках топлива для государственных потребителей и постоянно находятся на слуху, в том числе и благодаря своему повышенному везению в выигрывании тендеров, а также поддержке банка «Пивденный», который обеспечивает финансирование этих поставок.

«Трейд Коммодити» никогда не была крупным поставщиком, у нее не было никогда контракта с большими компаниями, и вот в этой ситуации она нашла трейдера Coral, это близкая компания с SOCAR, у них очень плотная программа по Николаеву, куда идут поставки дизельного и реактивного топлива. И именно по Николаеву мы видим, что есть постоянное предложение «Трейд Коммодити», которое многим не нравится, потому что цены вызывают вопросы у участников тендеров, потому что цены, как правило, демпинговые.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

0

ukraine.web2ua.com