Транспортировка нефти трубопроводами. Перевозка нефти трубопроводом


Транспортировка - нефтепродукт - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Транспортировка - нефтепродукт

Cтраница 1

Транспортировка нефтепродуктов осуществляется по трубопроводам, являющимся почти единственным и наиболее удобным видом внутризаводского и цехового транспортирования сырья, полуфабрикатов и готовых продуктов. Жидкие нефтепродукты либо перекачиваются по трубопроводу насосами, либо движутся самотеком. Трубопроводы, связывающие технологические установки с резервуарными парками определенного производственного цеха, называются внутрицеховыми, а трубопроводы, соединяющие между собой различные цехи и обеспечивающие все перекачки по заводу, называются общезаводскими.  [1]

Транспортировка нефтепродуктов по трубам существенно отличается от перекачки других жидкостей, например воды или нефти. Главное ее отличие состоит в том, что в одной и той же трубе одновременно находятся не одна, а несколько жидкостей с различными физико-химическими и механическими свойствами, с различным назначением. Тем не менее перекачать эти жидкости нужно так, чтобы они не перемешались друг с другом и дошли до потребителя практически в том же количестве и с тем же качеством, с каким были приняты к транспортировке.  [2]

Транспортировка нефтепродуктов по трубам существенно отличается от транспортировки других жидкостей, например, воды или нефти. Главное из этих отличий состоит в том, что в трубопроводе одновременно находится не один, а несколько видов жидкостей, перекачку которых нужно осуществлять так, чтобы они не перемешивались друг с другом.  [3]

Транспортировка нефтепродуктов осуществляются железнодорожным, речным, морским, автомобильным, трубопроводным, а в ряде случаев и воздушным транспортом. Причем по трубопроводам транспортируют только светлые нефтепродукты ( автомобильный бензин, дизельное топливо, авиационный керосин), печное топливо и мазут, а другими видами транспорта перевозят все виды нефтепродуктов.  [4]

Транспортировка нефтепродуктов по трубам существенно отличается от транспортировки других жидкостей, например, воды или нефти. Главное из этих отличий состоит в том, что в трубопроводе одновременно находится не один, а несколько видов жидкостей, перекачку которых нужно осуществлять так, чтобы они не перемешивались друг с другом.  [5]

Для транспортировки нефтепродуктов в районы Крайнего Севера России предлагается использовать оснащенные атомными энергетическими установками ( АЭУ) подводные танкеры, которые могли бы обеспечить регулярную круглогодичную навигацию независимо от погодных и ледовых условий без ледокольного обеспечения.  [6]

Для транспортировки нефтепродуктов в стране имеются два продуктопровода. Один из них построен от нефтеперерабатывающего завода в г. Джилонге до распределительного пункта в Ньюпорте около Мельбурна. Этот трубопровод является одним из самых длинных трубопроводов в мире для доставки тяжелой нефти и нефтепродуктов без пользования дополнительными насосными и подогревающими станциями.  [7]

План транспортировки нефтепродуктов является центральным разделом всего техпромфинплана. Все разделы техпромфинплана прямо или косвенно, но обязательно связаны с основным разделом - планом транспортировки нефтепродуктов. Так, производительность труда определяется делением планового объема транспортировки нефтепродуктов на численность работающих в планируемом году.  [8]

Эффективность транспортировки нефтепродуктов по магистральным трубопроводам в планируемом периоде характеризуется также показателями общей ( балансовой) прибыли и общей рентабельности.  [9]

Себестоимость транспортировки нефтепродуктов определяются с учетом снижения издержек за счет влияния на нее технико-экономических факторов.  [11]

При транспортировке нефтепродуктов по магистральным нефтепродуктопроводам неизбежны потери. Кроме потерь от испарения нефтепродуктов в резервуарах - малых и больших дыханий, происходят утечки через сальниковые уплотнения насосов и запорной арматуры. Эти виды потерь относятся к эксплуатационным.  [12]

При транспортировке нефтепродуктов по трубопроводам могут произойти и качественные потери из-за смешения различных нефтепродуктов при их последовательной перекачке.  [13]

При транспортировке нефтепродуктов по трубопроводам на всех головных насосных станциях ( ГНС), большинстве промежуточных ( ПНС) и нефтебазах сооружаются резервуарные парки, которые предназначаются для приемки и сдачи нефти и нефтепродуктов, разделения нефтепродуктов по сортам, а также для их приемки в случае аварийной остановки нефтепровода или нефтепродуктопро-вода. Отсюда важное значение имеет надежная защита их от коррозии.  [14]

При транспортировке нефтепродуктов по магистральным неф-тепродуктопроводам неизбежны потери: от испарения нефтепродуктов в резервуарах ( малые и большие дыхания), вследствие утечек через сальниковые уплотнения насосов и запорную арматуру и аварийные потери, происходящие при нарушении герметичности резервуаров, технологических и магистральных нефте-продуктопроводов.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Транспортировка нефти трубопроводами.

В настоящее время география нефтеперерабатывающей промышленности не всегда совпадает с районами ее переработки. Поэтому задачи транспортировки нефти привели к созданию большой сети нефтепроводов. Нефтеперерабатывающие заводы располагаются во всех районах страны, т.к. выгоднее транспортировать сырую нефть, чем продукты ее переработки, которые необходимы во всех отраслях народного хозяйства. В прошлом она из мест добычи в места потребления перевозилась по железным дорогам в цистернах. В настоящее время большая часть нефти перекачивается по нефтепроводам и их доля в транспортировке продолжает расти. В состав нефтепроводов входят трубопроводы, насосные станции и нефтехранилища. Пропускная способность нефтепровода диаметром 1200 мм составляет 80-90 млн. тонн в год при скорости движения потока нефти 10-12 км/ч. По эффективности с нефтепроводами могут соперничать только морские перевозки танкерами. Кроме того, они менее опасны в пожарном отношении и резко снижают потери при транспортировке (доставке). По размеру грузооборота нефтепроводный транспорт в 2,5 раза превзошел железнодорожный в части перевозок нефти и нефтепродуктов. Транспортировка нефти по нефтепроводам стоит в настоящее время дороже, чем перевозка по воде, но значительно дешевле, чем перевозка по железной дороге.

Стоимость строительства магистрального нефтепровода обычно окупается за 2-3 года. Характерной особенностью развития нефтепроводного транспорта России является увеличение удельного веса трубопроводов большого диаметра, что объясняется их высокой рентабельностью.

Сейчас по грузообороту трубопроводного транспорта Россия стоит на первом месте. Протяженность нефтепроводов составляет 66000 км. Строительство магистральных нефтепроводов продолжается и в настоящее время. Так, например, в 2001 году введена в эксплуатацию первая очередь нефтепровода КТК на 28 млн.т/год (максимальная мощность – 65 млн.тонн), диаметром 1490 мм и протяженностью 1500 км, связывающая нефтяные месторождения юга России и западного Казахстана с терминалом на Черноморском побережье в г.Новороссийске.

Происхождение нефти.

Современный взгляд.

Вопросы об исходном веществе, из которого образовалась нефть, о процессах нефтеобразования и формирования нефти в концентрированную залежь, а отдельных залежей в месторождения до сего времени ещё не являются окончательно решёнными. Существует множество мнений как об исходных для нефти веществах, так и о причинах и процессах, обусловливающих её образование. В последние годы благодаря трудам главным образом советских геологов, химиков, биологов, физиков и исследователей других специальностей удалось выяснить основные закономерности в процессах нефтеобразования. В настоящее время установлено, что нефть органического происхождения, т.е. она, как и уголь, возникла в результате преобразования органических веществ.

Наиболее благоприятные условия для формирования нефти – морские, с так называемым некомпенсированным прогибанием. В теплых водах, на дне доисторического моря, веками накапливалась сапропель – глинистая почва, перемешанная с органическими останками умерших рыб, водорослей, моллюсков и прочей живности. В ней шла биохимическая стадия образования нефти. Микроорганизмы при ограниченном доступе кислорода перерабатывали белки, углеводы и т.д. При этом образовывался метан, углекислый газ, вода и немного углеводородов. Данная стадия происходила в нескольких метрах от дна моря. Затем осадок уплотнился: произошел диагенез. Вследствие природных процессов дно моря опускалось, а сапропель накрывали материалы, которые из-за природных разрушений или потоками воды сносились с гор. Органика попадала в застойные, бескислородные условия. Когда сапропель опустилась до глубины в 1,5 км, подземная температура достигла 100°C и стала достаточной для нефтеобразования. Начинаются химические реакции между веществами под действием температуры и давления. Сложные вещества разлагаются на более простые. Биохимические процессы затухают. Потом породу должна накрыть соль (в Прикаспийской впадине ее толщина достигает 4 км) или глина. С увеличением глубины растет содержание рассеянной нефти. Так, на глубине до 1,5 км идет газообразование, на интервале 1,5-8,5 км идет образование жидких углеводородов – микронефти – при температуре от 60 до 160°С. А на больших глубинах при температуре 150-200°С образуется метан. По мере уплотнения сапропели микронефть выжимается в вышележащие песчаники. Это процесс первичной миграции. Затем под влиянием различных сил микронефть перемещается вверх по наклону. Это вторичная миграция, которая является периодом формирования самого месторождения.

Весь процесс занимает сотни миллионов лет.

2. Другие теории образования нефти.

Один из первых, кто высказал научно обоснованную концепцию о происхождении нефти, был М.В. Ломоносов. В середине XVIII века в своём тракте «О слоях земных» великий русский учёный писал, что нефть произошла из каменного угля. Исходное вещество было одно: органический материал, преобразованный сначала в уголь, а потом в нефть. М.В. Ломоносов первый указал на связь между горючими полезными ископаемыми – углём и нефтью и выдвинул первую в мире гипотезу о происхождении нефти из растительных остатков.

В XIX в. среди ученых были распространены идеи, близкие к представлениям М.В. Ломоносова. Споры велись главным образом вокруг исходного материала: животные или растения? Немецкие ученые Г. Гефер и К. Энглер в 1888 г. поставили опыты, доказавшие возможность получения нефти из животных организмов. Была произведена перегонка сельдевого жира при температуре 400 °С и давлении 1 МПа. Из 492 кг жира было получено масло, горючие газы, вода, жиры и разные кислоты. Больше всего было отогнано масла (299 кг, или 61 %) плотностью 0,8105 г/см3, состоящего на 9/10 из УВ коричневого цвета. Последующей разгонкой из масла получили предельные УВ (от пентана до нонана), парафин, смазочные масла, в состав которых входили олефины и ароматические УВ. Позднее, в 1919 г. академиком Н.Д. Зелинским был осуществлен похожий опыт, но исходным материалом служил органогенный ил преимущественно растительного происхождения (сапропель) из озера Балхаш. При его перегонке были получены: сырая смола – 63,2 %; кокс – 16,0%; газы (метан, оксид углерода, водород, сероводород) – 20,8 %. При последующей переработке смолы из нее извлекли бензин, керосин и тяжелые масла.

В конце XIX в., когда в астрономии и физике получило развитие применение спектральных методов исследования и в спектрах различных космических тел были обнаружены не только углерод и водород, но и углеводороды, русский геолог Н.А. Соколов выдвинул космическую гипотезу образования нефти. Он предполагал, что когда земля была в огненно-жидком состоянии, то углеводороды из газовой оболочки проникли в массу земного шара, а впоследствии при остывании выделились на его поверхности. Эта гипотеза не объясняет ни географического, ни геологического распределения нефтяных месторождений.

Академик В.И. Вернадский обратил внимание на наличие в нефти азотистых соединений, встречающихся в органическом мире.

Предшественники академика И.М. Губкина, русские геологи Андрусов и Михайловский также считали, что на Кавказе нефть образовалась из органического материала. По мнению И.М. Губкина, родина нефти находится в области древних мелководных морей, лагун и заливов. Он считал, что уголь и нефть – члены одного и того же генетического ряда горючих ископаемых.

Уголь образуется в болотах и пресноводных водоёмах, как правило, из высших растений. Нефть получается главным образом из низших растений и животных, но в других условиях. Нефть постепенно образовывалась в толще различных по возрасту осадочных пород, начиная от наиболее древних осадочных пород – кембрийских, возникших 600 млн. лет назад, до сравнительно молодых – третичных слоёв, сложившихся 50 млн. лет назад. Накопление органического материала для будущего образования нефти происходило в прибрежной полосе, в зоне борьбы между сушей и морем.

По вопросу об исходном материале существовали разные мнения. Некоторые учёные полагали, что нефть возникла из жиров погибших животных (рыбы, планктона), другие считали, что главную роль играли белки, третьи придавали большое значение углеводам. Теперь доказано, что нефть может образоваться из жиров, белков и углеводов, т.е. из всей суммы органических веществ.

И.М. Губкин дал критический анализ проблемы происхождения нефти и разделил органические теории на три группы: теория, где преобладающая роль в образовании нефти отводится погибшим животным; теория, где преобладающая роль отводится погибшим растениям, и, наконец, теория смешанного животно-растительного происхождения нефти.

Последняя теория, детально разработанная И.М. Губкиным, носит название сапропелитовой от слова “сапропель” – глинистый ил – и является господствующей. В природе широко распространены различные виды сапропелитов.

Различие в исходном органическом веществе является одной из причин существующего разнообразия нефтей. Другими причинами являются различие температурных условий вмещающих пород, присутствие катализаторов и др., а также последующие преобразования пород, в которых заключена нефть.

В СССР были проведены исследования, в результате которых удалось установить роль микроорганизмов в образовании нефти. Т.Л. Гинзбург-Карагичева, открывшая присутствие в нефти разнообразнейших микроорганизмов, привела в своих исследованиях много новых, интересных сведений. Она установила, что в нефтях, ранее считавшихся ядом для бактерий, на больших глубинах идёт кипучая жизнь, не прекращавшаяся миллионы лет подряд.

Целый ряд бактерий живёт в нефти и питается ею, меняя, таким образом, химический состав нефти. Академик И.М. Губкин в своей теории нефтеобразования придавал этому открытию большое значение. Гинзбург-Карагичевой установлено, что бактерии нефтяных пластов превращают различные органические продукты в битуминозные.

Под действием ряда бактерий происходит разложение органических веществ и выделяется водород, необходимый для превращения органического материала в нефть.

Состав нефти.

studlib.info

Транспортировка нефти по нефтепроводу в экологическом аспекте

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

"МАТИ" - Российский государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского

Кафедра "Промышленная экология и безопасность производства"

Курсовая работа

по дисциплине " Экологическая экспертиза, ОВОС и сертификация"

на тему: "Транспортировка нефти по нефтепроводу в экологическом аспекте"

Студент (Науменкова Е.А.)

Группа (1ЗОС-4-072)

Руководитель (Дмитренко В.П.)

Москва 2010 г.

Содержание

Введение

1. Характеристика нефтепровода

2.1 Нефтяное загрязнение почвы

2.2 Нефтяное загрязнение подземных вод

3. Правовой анализ транспортировки нефти по нефтепроводу

3.1 Санитарно-эпидемиологические правила и гигиенические нормативы по содержанию нефти и нефтепродуктов в окружающей среде

3.2 Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

4. Мероприятия по уменьшению воздействия на окружающую среду

4.1 Предупреждение аварийных выбросов

4.2 Мероприятия по ликвидации аварийных выбросов

Заключение

Список литературы

Магистральный трубопроводный транспорт является важнейшей составляющей топливно-энергетического комплекса России. В стране создана разветвленная сеть магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов, которые проходят по территории большинства субъектов Российской Федерации. Объем транспортируемой по трубопроводам нефти составляет 93% от общего объема транспортировки. В общем объеме грузооборота трубопроводного транспорта доля газа составляет 55,4%, нефти - 40,3%, нефтепродуктов - 4,3%.

В решении экономических и социальных задач трубопроводный транспорт приобрел важное народнохозяйственное значение. Транспортировка нефти по магистральным нефтепроводам вызывает необходимость в обеспечении надежной работы трубопроводных систем.

Отказы на магистральных трубопроводах наносят не только большой экономический ущерб из-за потерь продукта и нарушения непрерывного процесса производства в смежных отраслях, но и сопровождаются загрязнением окружающей среды, возникновением пожаров и даже человеческими жертвами.

Шестилетние исследования (1987 - 1992 гг.) позволили составить схемы загрязненности нефтью. Отмечено 1202 разлива (площадью от 100 кв. м. и более) нефти общей площади 1640,94 га.

Вот лишь несколько примеров аварий на нефтепроводах:

1. Март 1993 г. На 840 км магистрального нефтепровода Красноярск - Иркутск (поврежден трубопровод бульдозером) вылилось на рельеф 8 тыс. тонн нефти.

2. Март 1993 г. На 643 км магистрального нефтепровода Красноярск - Иркутск (разрыв нефтепровода из-за дефекта сварного шва, момент аварии не был своевременно зафиксирован) на поверхность излилось более 32,4 тыс. тонн нефти.

3. Март 1995 г. На 464 км магистрального нефтепровода Красноярск - Иркутск на поверхность излилось 1683 куб. м. нефти.

4. Январь 1998 г. На 373 км магистрального нефтепровода Красноярск - Иркутск выход нефти на поверхность около 25 куб. м., собрано около 20 куб. м.

5. Ноябрь 1999 г. На 565 км магистрального нефтепровода Красноярск - Иркутск произошла разгерметизация трубопровода, в результате повреждения задвижки во время ремонтных работ, с последующим возгоранием разлившейся нефти. Площадь загрязнения 120 кв. м., сгорело 48 тонн нефти.

6. Декабрь 2001 г. на 393,4 км магистрального нефтепровода Красноярск - Иркутск произошла разгерметизация всасывающей нитки насоса. На поверхность вылилось около 134 куб. м. нефти.

7.29 января 2006 г. в результате разрыва металла из-за гидроудара на 156 км магистрального трубопровода Каламкас - Каражанбас - Актау на землю вылилось около 200 тонн нефти.

8.27 февраля 2007 г. в Оренбургской области произошла утечка нефти, разлив, объем которого по предварительным оценкам МЧС составил около 5 т, попал на лед толщиной 40 см реки Большая Кинель.

9. В Махачкале из-за порыва на нефтепроводе произошла утечка нефти в Ленинском районе города на участке нефтепровода диаметром 120 миллиметров. В результате порыва нефтепровода вылилось около 250-300 литров нефти, пятно составило около десяти квадратных метров.

По официальным данным потери нефти из-за аварий на магистральных нефтепроводах превышают 1 млн. тонн в год.

При транспортировке больших объемов нефти, высоких давлениях необходимо обеспечивать надежность магистральных нефтепроводов и предупреждение отказов, аварий. Естественное старение магистральных нефтепроводов и в связи с этим значительное повышение требований к их экологической безопасности - характерные особенности условий работы трубопроводного транспорта нефти. Эти моменты и определяют основные направления совершенствования системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в отрасли.

Трубопровод - это магистраль из стальных труб диаметром до 1500 мм. Укладывают на глубину до 2,5 метров. Нефтепроводы оснащены оборудованием для обезвоживания и дегазации нефти, оборудованием для подогрева вязких сортов нефти. Для поддержания необходимого давления устанавливают специальные перекачивающие станции. В начале магистрали - головные, затем через каждые 100 - 150 км - промежуточные. Протяженность магистральных трубопроводов России составляет 217 тыс. км., в т. ч.151 тыс. км газопроводных магистралей, 46,7 тыс. км. нефтепроводных, 19,3 тыс. км. нефтепродуктопроводных. В состав сооружений трубопроводного транспорта входят 487 перекачивающих станций на нефте - и нефтепродуктопроводах, резервуарные парки вместимостью 17,4 млн. куб. м., а также 247 компрессорных станций, 4053 газоперекачивающих агрегата и 3300 газораспределительных станций.

В предаварийном состоянии находятся промысловые трубопроводные системы большинства нефтедобывающих предприятий России. Основными причинами высокой аварийности при эксплуатации трубопроводов является сокращение ремонтных мощностей, низкие темпы работ по замене отработавших срок трубопроводов на трубопроводы с антикоррозионными покрытиями, а также прогрессирующее старение действующих сетей. Только на месторождениях Западной Сибири эксплуатируется свыше 100 тыс. км промысловых трубопроводов, из которых 30% имеют 30-летний срок службы, однако в год заменяется не более 2% трубопроводов. В результате ежегодно происходит до 35-40 тыс. инцидентов, сопровождающихся выбросами нефти, в том числе в водоемы, причем их число ежегодно увеличивается, а значительная часть инцидентов преднамеренно скрывается от учета и расследования.

В Российской Федерации общая протяженность подземных нефте-, водо- и газопроводов составляет около 17 миллионов километров, при этом из-за постоянных интенсивных волновых (колебаний давления, гидроударов) и вибрационных процессов, участки этих коммуникаций приходится постоянно ремонтировать и полностью заменять. Весьма актуальны вопросы защиты от коррозии для нефтяной, нефтегазодобывающей, перерабатывающей и транспортирующей отраслей, вследствие металлоемкости резервуаров хранения нефтепродуктов и прочих сооружений, наличие здесь агрессивных сред и жестких условий эксплуатации металлоконструкций. При общей динамики аварийности, по оценкам экспертов, причинами разрыва трубопроводов являются:

- 60% случаев - гидроудары, перепады давления и вибрации

- 25% - коррозионные процессы

- 15% - природные явления и форс-мажорные обстоятельства.

В течение всего срока эксплуатации трубопроводы испытывают динамические нагрузки (пульсации давления и связанные с ними вибрации, гидроудары и т.д.). Они возникают при работе нагнетательных установок, срабатывании запорной трубопроводной арматуры, случайно возникают при ошибочных действиях обслуживающего персонала, аварийных отключениях электропитания, ложных срабатываниях технологических защит и т.п.

Техническое же состояние эксплуатируемых по 20-30 лет трубопроводных систем оставляет желать лучшего. Замена изношенного оборудования и трубопроводой арматуры в последние 10 лет ведется крайне низкими темпами. Именно поэтому наблюдается устойчивая тенденция увеличения аварийности на трубопроводном транспорте на 7-9% в год, о чем свидетельствуют ежегодные Государственные доклады "О состоянии окружающей природной среды и промышленной опасности Российской Федерации".

В настоящее время для борьбы с пульсациями и колебаниями давления и расхода в трубопроводных системах используют воздушные колпаки, аккумуляторы давления, гасители различных типов, ресиверы, дроссельные шайбы, клапаны сброса и т.п. Они морально устарели, не соответствуют современному развитию науки и техники, малоэффективны, особенно в случае гидроударов и динамики переходных процессов, не отвечают требованиям экологической безопасности, о чем свидетельствует статистика аварийности. На данный момент в России существуют новые технологии, противоаварийной защиты трубопроводов, которые позволяют гасить все внутрисистемные возмущения: гидроудары, колебания давления и вибрации. Принципиально новым высокоэффективным энергонезависимым техническим средством гашения колебаний давления, вибрации и гидроударов - являются стабилизаторы давления (СД).

При этом неизбежно происходят потери нефти, среднестатистический уровень которых оценивается в 0,15-0,2 т/сут. на один порыв. Кроме того, в окружающую среду попадают высокоагрессивные смеси, нанося ей значительный ущерб.

Согласно Государственному докладу "О состоянии промышленной безопасности опасных производственных объектов, рационального использования и охраны недр РФ в 2006 г." основными причинами аварий на магистральных трубопроводах в течение 2001 - 2006 гг. стали:

- внешние воздействия - 34,3 %, (их общего количества),

- брак при строительстве - 23,2 %,

- наружная коррозия - 22,5 %,

- брак при изготовлении труб и оборудования на заводах - 14,1 %,

mirznanii.com