Отгружена первая нефть арктического шельфа России. Первая арктическая нефть


Отгружена первая нефть России с шельфа Арктики

Платформа "Приразломная". Фото: gazprom.ru

Первые 70 тысяч тонн нефти, добытой на Приразломном месторождении Арктики, - единственном подобном в России – отгружены с нефтедобывающей платформы на танкер «Михаил Ульянов».

Команду на отгрузку в режиме телемоста дал Президент России Владимир Путин. Новый сорт нефти назван ARCO (Arctic Oil).

В памятном событии участвовал председатель Правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер, а также руководители всех причастных к этому событию компаний. К слову, танкер «Михаил Ульянов», как и танкер «Кирилл Лавров», построены по заказу «Газпрома» специально для транспортировки нефти Приразломного месторождения в сложных ледовых условиях Арктики. Поэтому суда в некоторых местах имеют двойной корпус.

Первая партия нефти уже ушла европейскому клиенту, имя которого не разглашается. Всего в этому году планируется отгрузить отсюда  более 300 тысяч тонн нефти.

Несколько слов об обеспечении безопасности добычи нефти в этих широтах, чему были посвящены и атаки «Гринпис» на платформу, и другие акции. Добытая нефть с морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная» хранится в кессоне, трехметровые бетонные стены которого покрыты двухслойным листом плакированной стали, устойчивой к коррозии и износу, как сообщает Агентство экономической информации ПРАЙМ. Кессон может хранить около 94 тыс. тонн нефти. Его запас прочности многократно превосходит реально существующие нагрузки. На платформе также применяется «мокрый» способ хранения нефти, который исключает попадание кислорода в резервуары и тем самым препятствует образованию взрывоопасной среды.

Для закачки готовой продукции в танкеры используется комплекс устройств прямой отгрузки нефти (КУПОН). Система блокировки отгрузки срабатывает максимум за семь секунд, что позволяет предотвратить разливы нефти. Платформа  оборудована двумя такими комплексами, которые диагонально расположены на противоположных бортах платформы - юго-западном и северо-восточном.

«Сегодняшнее событие имеет большое значение для укрепления позиций России на мировом нефтяном рынке. Мы повысили гибкость и надежность поставок нефти практически в любую точку мира», - подчеркнул руководитель «Газпрома» Алексей Миллер.

Приразломное нефтяное месторождение расположено в Печорском море в 60 км от берега. Извлекаемые запасы нефти составляют 71,96 млн тонн, проектный уровень добычи - около 6 млн. тонн в год, что станет возможным после 2020 года.

Скептики, правда, указывают, что ARCO по качеству уступает  российскому сорту Urals, не говоря уже о Brent и ВСТО. Поэтому, мол, и цена арктической нефти будет дешевле на 3-5 долларов за баррель. Но, что бы там ни говорили, а новые технологии освоения углеводородов в самых крайних широтах в мире принесут России не только сиюминутную прибыль, но и огромный опыт на будущее. Не случайно же разработка Приразломного выявила столько новых недоброжелателей России, которая занялась освоением арктического шельфе сама, без привлечения европейских и американских компаний. Не отсюда ли столько шума по поводу угроз экологии и науськиванию на «Приразломную» гринписовцев? Словом, есть над чем подумать…

2014-04-18

www.infotop.lv

Россия получила первую арктическую нефть

Политики Запада выдумывают все новые и новые санкции против России, но при этом большой бизнес упрямо хочет работать с нашей страной. Потому что выгодно. Главный исполнительный директор одного из крупнейших на планете нефтегазовых концернов «Роял Датч Шелл» Бен Ван Берден вчера на встрече с Владимиром Путиным заявил: компания намерена развивать сотрудничество с Россией. «Шелл» уже 20 лет участвует в проекте «Сахалин» и выходить из него не видит никаких причин.

- Я считаю, что мы достигли многого на азиатских рынках энергоносителей, - заявил Бен Ван Берден. - Когда я в прошлый раз встречался с господином Миллером, мы пришли к согласию относительно того, что нужно и дальше развивать этот проект. Я думаю, сейчас подходящий момент для его расширения.

В рамках проекта «Сахалин-2» уже введен в эксплуатацию первый в России завод по производству сжиженного природного газа, который пошел на экспорт. В конце нынешнего года «Шелл» и Газпром начнут проектирование новой линии по производству СПГ. Ван Берден попросил Путина о поддержке проекта.

- Меня радует, что компания имеет планы расширять свою деятельность, - ответил Путин. Мы, конечно, окажем необходимое административное сопровождение и поддержку.

После этого президент в режиме телемоста наблюдал за историческим событием. С платформы «Приразломная» в Печорском море на танкер «Михаил Ульянов» была отгружена первая партия нефти, добытой на арктическом шельфе. Таким образом Россия получила не только новое место добычи, но и новый сорт нефти, который назвали Arctic Oil.

Глава Газпрома Алексей Миллер по видеосвязи рассказал Путину о проекте, получив в ответ поздравления.

- Это, по сути, начало большой масштабной работы нашей страны в Арктике по добыче минеральных ресурсов, нефти, - сказал глава государства. - Подобные проекты существенным образом влияют на развитие российского машиностроения, судостроения. Два крупных танкера ледового класса будут обслуживать эту платформу практически круглогодично. И это говорит о дальнейших позитивных шагах в развитии промышленности страны.

www.kp.ru

Как добывают первую арктическую нефть

Платформа "Приразломная" функицонирует в экстремальных условиях посреди дрейфующих льдов Печорского моря. Это единственное на сегодняшний день месторождение на арктическом шельфе России, где добыча нефти начата и продолжается уже полтора года. В 2014 году на Приразломном было добыто около 300 тысяч тонн нефти и по мере бурения новых скважин эта цифра будет расти. Планируется, что после 2020 года она достигнет уровня порядка 5 млн. тонн.

Каким образом поднимают на поверхность углеводороды спрятанные глубоко под землей, водой и полярными льдами, я расскажу в этом посте...

Сверху "Приразломная" выглядит очень загадочно:

2.

Чтобы понять устройство платформы, давайте посмотрим на её схему.

"Приразломная" состоит из нескольких частей: кессона, где находится хранилище нефти, промежуточной палубы, вспомогательного модуля, верхнего строения, жилого модуля и двух комплексов устройств прямой отгрузки нефти (сокращенно КУПОН).

От волн и льда "Приразломную" защищает специальная конструкция - дефлектор из высокопрочной стали. Это стена высотой 16 м, наклонённая верхняя часть которой предотвращает переливание набегающих волн и наползание льда. Буровая вышка надежно защищена от внешнего воздействия, что позволяет вести бурение в любую погоду. Грузоподъемность буровой - 547 тонн, она выдерживает силу ветра до 51 м/с:

3.

На платформе в вахтовом режиме каждый день работает около 200 человек персонала со сменой вахт через каждые 30 суток:

4.

Центральный пункт управления - это "мозг платформы", где происходит сбор и анализ информации о большинстве производственных процессов, а также управление ими:

5.

Во многих помещениях, где рядом находится нефть, запрещено фотографировать. Это на тот случай, чтобы не допустить воспламенения газа в случае искры в камере. Хотя я не припомню, когда последний раз искрил мой Nikon.

Все ходят с газоанализатором. Если кому-то надо что-то сфотографировать, используют специальный герметичный фотоаппарат, установленный внутри штуковины, напоминающей подводный бокс:

6.

7.

Главный бурильщик платформы "Приразломная":

8.

Бурение происходит на глубине около двух с половиной километров. Сейчас на платформе работают две добывающие скважины, по ним и качается нефть. При работе платформы используется принцип "нулевого сброса". Проще говоря, все отходы - буровой раствор, шлам, загрязненные дождевая вода и снег, - вывозятся на материк и утилизируются:

9.

Добытую нефть отгружают на один из двух челночных танкеров - "Михаил Ульянов" или "Кирилл Лавров", а затем отвозят в Европу.

Система КУПОН закачивает нефть насосом по большому прочному шлангу. К самой платформе корабли не подходят, крановая система позволяет отгружать нефть на расстоянии 80 ±6 м от борта. Для безопасности танкеры оснащены системой динамического позиционирования, которая, несмотря на ветер и волны, позволяет удерживать их на месте.

10.

Скорость передачи может доходить до 10 тысяч м3/час (полностью загрузить танкер нефтью можно за 8-9 часов). Во время работы рядом с платформой дежурят спецсуда. Они оборудованы системой аварийного сбора нефти в случае ЧП:

11.

Швартовный канат, который удерживает танкер при отгрузке нефти:

12.

Наполнение танкера:

13.

Хоть "хобот" выглядит небольшим, его не обхватить и втроем:

14.

15.

Сорт нефти, добываемый на Приразломном месторождении, называется ARCO (сокращение от ARctic OIl. Сорт отличается высокой плотностью (порядка 906 кг на кубический метр), повышенным содержанием серы и низким содержанием парафина. ARCO хорошо подходит для глубокой переработки на заводах северо-западной Европы. Из этой нефти производятся уникальные химические продукты, которые могут использоваться в дорожном строительстве, шинном производстве, в космонавтике и фармацевтике:

16.

17.

Наполнение танкеров может проходить и днём, и ночью:

18.

Чтобы посмотреть на "Приразломную" со стороны, нас пересадили с одного корабля на другой с помощью "лягушки":

19.

Кабина с людьми переносится с одного борта на другой огромным краном:

20.

Вид из "лягушки" на платформу:

21.

Так "Приразломная" выглядит с борта соседнего корабля:

22.

23.

24.

25.

26.

27.

Вертолётная площадка:

29.

На "Приразломной" мы провели сутки. И вот, я и Саша Чебан готовы к отлёту:

30.

Когда улетали, погода совсем испортилась и платформа скрылась за пеленой снега:

31.

Благодарю компанию "Газпром нефть шельф" за возможность этой поездки.

odynokiy.livejournal.com

Отгружена первая нефть арктического шельфа России

Сегодня «Газпром» отгрузил первую партию нефти, добытую на Приразломном месторождении — единственном в России проекте по освоению углеводородных ресурсов шельфа Арктики. В мероприятии приняли участие Председатель Правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер, руководители профильных подразделений и дочерних обществ компании, подрядных организаций.

Объем первой партии нефти составил 70 тыс. тонн. Ее доставку до потребителей Северо-Западной Европы обеспечит танкер «Михаил Ульянов». Он, как и танкер «Кирилл Лавров», был построен по заказу «Газпрома» специально для транспортировки нефти Приразломного месторождения. Всего в текущем году с месторождения планируется отгрузить более 300 тыс. тонн нефти.

Новый сорт добытой на российском шельфе арктической нефти ARCO (Arctic Oil) впервые поступил на мировой рынок. Покупателем партии стала одна из крупнейших энергетических компаний Европы, сырье реализовано по прямому контракту. Маркетинг нового сорта ARCO был проведен среди нефтепереработчиков Северо-Западной Европы в первом квартале 2014 года. После увеличения объема добычи на Приразломном месторождении часть сырья будет реализовываться на основе долгосрочных контрактов.

Выполнение всех технологических операций на месторождении — бурение, добычу, хранение нефти, подготовку и отгрузку готовой продукции — обеспечивает морская ледостойкая стационарная платформа «Приразломная». Конструктивные особенности платформы полностью исключают разлив нефти при ее добыче, хранении и отгрузке.

Добытая нефть хранится в кессоне, трехметровые бетонные стены которого покрыты двухслойным листом плакированной стали, устойчивой к коррозии и износу. Кессон может хранить около 94 тыс. тонн нефти. Его запас прочности многократно превосходит реально существующие нагрузки. На платформе также применяется «мокрый» способ хранения нефти, который исключает попадание кислорода в резервуары и тем самым препятствует образованию взрывоопасной среды.

Для закачки готовой продукции в танкеры используется комплекс устройств прямой отгрузки нефти (КУПОН). Система блокировки отгрузки срабатывает максимум за семь секунд, что позволяет предотвратить разливы нефти. Платформа оборудована двумя такими комплексами, которые диагонально расположены на противоположных бортах платформы — юго-западном и северо-восточном.

Выбор места отгрузки осуществляется в зависимости от направления и силы воздействия природных факторов — волнения на море, дрейфа льда, течения, ветра. В случае перемещения танкера за пределы сектора, обслуживаемого одним комплексом, осуществляется отшвартовка танкера и его переход к другому устройству. Для исключения непроизвольного столкновения с платформой танкеры оснащены системой динамического позиционирования, которая позволяет удерживать судно на месте, несмотря воздействие ветра и волн.

«„Газпром" открыл новый этап развития отечественной нефтяной отрасли. Первая нефть арктического шельфа России, первая нефть Приразломного месторождения отгружена в танкер и будет доставлена потребителям. С этого момента начинается отсчет возврата инвестиций в Приразломное.

Сегодняшнее событие имеет большое значение для укрепления позиций России на мировом нефтяном рынке. Мы повысили гибкость и надежность поставок нефти практически в любую точку мира», — сказал Алексей Миллер.

 

СПРАВКА:

Приразломное нефтяное месторождение расположено в Печорском море в 60 км от берега. Извлекаемые запасы нефти составляют 71,96 млн тонн, проектный уровень добычи — около 6 млн тонн в год (будет обеспечен после 2020 года). 20 декабря 2013 года «Газпром» начал добычу нефти на месторождении с морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная».

«Приразломная» — уникальная платформа, спроектированная и построенная в России по заказу «Газпрома». Она рассчитана на эксплуатацию в экстремальных природно-климатических условиях, отвечает самым жестким требованиям безопасности и способна выдержать максимальные ледовые нагрузки.

Несмотря на высокую степень защиты платформы от любых нештатных ситуаций, предусмотрен детальный комплекс мер, направленных на дополнительную защиту людей, окружающей среды и самой платформы.

В частности, в соответствии требованиями российского законодательства, утвержден и согласован со всеми заинтересованными ведомствами План по предупреждению и ликвидации разливов нефти.

Рядом с платформой ведется постоянное дежурство специализированными ледокольными судами — «Юрий Топчев» и «Владислав Стрижов». В ближайшей к платформе береговой точке (поселок Варандей, Ненецкий автономный округ) размещен аварийный комплекс.

Особое внимание уделено немедленному сбору нефти. Для этого, в том числе, предусмотрены боновые заграждения, высокопроизводительные скиммеры, навесные системы сбора нефти из-подо льда, ледовый ковшовый нефтесборщик и другие средства.

В регионе ведется мониторинг наземных и морских экосистем, организовано восстановление биоресурсов за счет выпуска разведенной рыбы.

Оператором проекта является ОАО «Газпром нефть», недропользователем — ООО «Газпром нефть шельф» (100-процентное дочернее предприятие ОАО «Газпром»).

«Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров» дедвейтом (масса груза) 70 тыс. тонн каждый — нефтеналивные танкеры «двойного действия» (могут двигаться во льдах кормой вперед) усиленного ледового класса (Arc6) с двойным корпусом.

mining-media.ru

Отгружена первая нефть арктического шельфа России

18 Апреля 2014, 16:20. OilGasField.ru. Сегодня "Газпром" отгрузил первую партию нефти, добытую на Приразломном месторождении — единственном в России проекте по освоению углеводородных ресурсов шельфа Арктики. В мероприятии приняли участие Председатель Правления ОАО "Газпром" Алексей Миллер, руководители профильных подразделений и дочерних обществ компании, подрядных организаций. Об этом сообщило управление информации ОАО "Газпром".

Команду на отгрузку дал Президент России Владимир Путин.

Объем первой партии нефти составил 70 тыс. тонн. Ее доставку до потребителей Северо-Западной Европы обеспечит танкер "Михаил Ульянов". Он, как и танкер "Кирилл Лавров", был построен по заказу "Газпрома" специально для транспортировки нефти Приразломного месторождения. Всего в текущем году с месторождения планируется отгрузить более 300 тыс. тонн нефти.

Новый сорт добытой на российском шельфе арктической нефти ARCO (Arctic Oil) впервые поступил на мировой рынок. Покупателем партии стала одна из крупнейших энергетических компаний Европы, сырье реализовано по прямому контракту. Маркетинг нового сорта ARCO был проведен среди нефтепереработчиков Северо-Западной Европы в первом квартале 2014 года. После увеличения объема добычи на Приразломном месторождении часть сырья будет реализовываться на основе долгосрочных контрактов.

Выполнение всех технологических операций на месторождении — бурение, добычу, хранение нефти, подготовку и отгрузку готовой продукции — обеспечивает морская ледостойкая стационарная платформа "Приразломная". Конструктивные особенности платформы полностью исключают разлив нефти при ее добыче, хранении и отгрузке.

Добытая нефть хранится в кессоне, трехметровые бетонные стены которого покрыты двухслойным листом плакированной стали, устойчивой к коррозии и износу. Кессон может хранить около 94 тыс. тонн нефти. Его запас прочности многократно превосходит реально существующие нагрузки. На платформе также применяется "мокрый" способ хранения нефти, который исключает попадание кислорода в резервуары и тем самым препятствует образованию взрывоопасной среды.

Для закачки готовой продукции в танкеры используется комплекс устройств прямой отгрузки нефти (КУПОН). Система блокировки отгрузки срабатывает максимум за семь секунд, что позволяет предотвратить разливы нефти. Платформа оборудована двумя такими комплексами, которые диагонально расположены на противоположных бортах платформы — юго-западном и северо-восточном.

Выбор места отгрузки осуществляется в зависимости от направления и силы воздействия природных факторов — волнения на море, дрейфа льда, течения, ветра. В случае перемещения танкера за пределы сектора, обслуживаемого одним комплексом, осуществляется отшвартовка танкера и его переход к другому устройству. Для исключения непроизвольного столкновения с платформой танкеры оснащены системой динамического позиционирования, которая позволяет удерживать судно на месте, несмотря воздействие ветра и волн.

"„Газпром“ открыл новый этап развития отечественной нефтяной отрасли. Первая нефть арктического шельфа России, первая нефть Приразломного месторождения отгружена в танкер и будет доставлена потребителям. С этого момента начинается отсчет возврата инвестиций в Приразломное.

Сегодняшнее событие имеет большое значение для укрепления позиций России на мировом нефтяном рынке. Мы повысили гибкость и надежность поставок нефти практически в любую точку мира", — сказал Алексей Миллер.

Приразломное нефтяное месторождение расположено в Печорском море в 60 км от берега. Извлекаемые запасы нефти составляют 71,96 млн тонн, проектный уровень добычи — около 6 млн тонн в год (будет обеспечен после 2020 года). 20 декабря 2013 года "Газпром" начал добычу нефти на месторождении с морской ледостойкой стационарной платформы "Приразломная".

"Приразломная" — уникальная платформа, спроектированная и построенная в России по заказу "Газпрома". Она рассчитана на эксплуатацию в экстремальных природно-климатических условиях, отвечает самым жестким требованиям безопасности и способна выдержать максимальные ледовые нагрузки.

Несмотря на высокую степень защиты платформы от любых нештатных ситуаций, предусмотрен детальный комплекс мер, направленных на дополнительную защиту людей, окружающей среды и самой платформы.

В частности, в соответствии требованиями российского законодательства, утвержден и согласован со всеми заинтересованными ведомствами План по предупреждению и ликвидации разливов нефти.

Рядом с платформой ведется постоянное дежурство специализированными ледокольными судами — "Юрий Топчев" и "Владислав Стрижов". В ближайшей к платформе береговой точке (поселок Варандей, Ненецкий автономный округ) размещен аварийный комплекс.

Особое внимание уделено немедленному сбору нефти. Для этого, в том числе, предусмотрены боновые заграждения, высокопроизводительные скиммеры, навесные системы сбора нефти из-подо льда, ледовый ковшовый нефтесборщик и другие средства.

В регионе ведется мониторинг наземных и морских экосистем, организовано восстановление биоресурсов за счет выпуска разведенной рыбы.

Оператором проекта является ОАО "Газпром нефть", недропользователем — ООО "Газпром нефть шельф" (100-процентное дочернее предприятие ОАО "Газпром").

"Михаил Ульянов" и "Кирилл Лавров" дедвейтом (масса груза) 70 тыс. тонн каждый — нефтеналивные танкеры "двойного действия" (могут двигаться во льдах кормой вперед) усиленного ледового класса (Arc6) с двойным корпусом.

 

oilgasfield.ru

Как добывают первую арктическую нефть

Платформа "Приразломная" функицонирует в экстремальных условиях посреди дрейфующих льдов Печорского моря. Это единственное на сегодняшний день месторождение на арктическом шельфе России, где добыча нефти начата и продолжается уже полтора года. В 2014 году на Приразломном было добыто около 300 тысяч тонн нефти и по мере бурения новых скважин эта цифра будет расти. Планируется, что после 2020 года она достигнет уровня порядка 5 млн. тонн.

Каким образом поднимают на поверхность углеводороды спрятанные глубоко под землей, водой и полярными льдами, я расскажу в этом посте...

Сверху "Приразломная" выглядит очень загадочно:

2.

Чтобы понять устройство платформы, давайте посмотрим на её схему.

"Приразломная" состоит из нескольких частей: кессона, где находится хранилище нефти, промежуточной палубы, вспомогательного модуля, верхнего строения, жилого модуля и двух комплексов устройств прямой отгрузки нефти (сокращенно КУПОН).

От волн и льда "Приразломную" защищает специальная конструкция - дефлектор из высокопрочной стали. Это стена высотой 16 м, наклонённая верхняя часть которой предотвращает переливание набегающих волн и наползание льда. Буровая вышка надежно защищена от внешнего воздействия, что позволяет вести бурение в любую погоду. Грузоподъемность буровой - 547 тонн, она выдерживает силу ветра до 51 м/с:

3.

На платформе в вахтовом режиме каждый день работает около 200 человек персонала со сменой вахт через каждые 30 суток:

4.Центральный пункт управления - это "мозг платформы", где происходит сбор и анализ информации о большинстве производственных процессов, а также управление ими:

5.Во многих помещениях, где рядом находится нефть, запрещено фотографировать. Это на тот случай, чтобы не допустить воспламенения газа в случае искры в камере. Хотя я не припомню, когда последний раз искрил мой Nikon.Все ходят с газоанализатором. Если кому-то надо что-то сфотографировать, используют специальный герметичный фотоаппарат, установленный внутри штуковины, напоминающей подводный бокс:6.7.Главный бурильщик платформы "Приразломная":

8.Бурение происходит на глубине около двух с половиной километров. Сейчас на платформе работают две добывающие скважины, по ним и качается нефть. При работе платформы используется принцип "нулевого сброса". Проще говоря, все отходы - буровой раствор, шлам, загрязненные дождевая вода и снег, - вывозятся на материк и утилизируются:

9.Добытую нефть отгружают на один из двух челночных танкеров - "Михаил Ульянов" или "Кирилл Лавров", а затем отвозят в Европу.

Система КУПОН закачивает нефть насосом по большому прочному шлангу. К самой платформе корабли не подходят, крановая система позволяет отгружать нефть на расстоянии 80 ±6 м от борта. Для безопасности танкеры оснащены системой динамического позиционирования, которая, несмотря на ветер и волны, позволяет удерживать их на месте.

10.Скорость передачи может доходить до 10 тысяч м3/час (полностью загрузить танкер нефтью можно за 8-9 часов). Во время работы рядом с платформой дежурят спецсуда. Они оборудованы системой аварийного сбора нефти в случае ЧП:

11.Швартовный канат, который удерживает танкер при отгрузке нефти:

12.Наполнение танкера:

13.Хоть "хобот" выглядит небольшим, его не обхватить и втроем:

14.15.Сорт нефти, добываемый на Приразломном месторождении, называется ARCO (сокращение от ARctic OIl. Сорт отличается высокой плотностью (порядка 906 кг на кубический метр), повышенным содержанием серы и низким содержанием парафина. ARCO хорошо подходит для глубокой переработки на заводах северо-западной Европы. Из этой нефти производятся уникальные химические продукты, которые могут использоваться в дорожном строительстве, шинном производстве, в космонавтике и фармацевтике:

16.17.Наполнение танкеров может проходить и днём, и ночью:

18.Чтобы посмотреть на "Приразломную" со стороны, нас пересадили с одного корабля на другой с помощью "лягушки":

19.Кабина с людьми переносится с одного борта на другой огромным краном:

20.Вид из "лягушки" на платформу:

21.Так "Приразломная" выглядит с борта соседнего корабля:

22.23.24.25.26.27.Вертолётная площадка:

29.На "Приразломной" мы провели сутки. И вот, я и Саша Чебан готовы к отлёту:

30.Когда улетали, погода совсем испортилась и платформа скрылась за пеленой снега:

31.Благодарю компанию "Газпром нефть шельф" за возможность этой поездки.

Источник

ribalych.ru

Отгружена первая нефть арктического шельфа России

Объём первой партии нефти составил 70 тыс. тонн. Её доставку до потребителей Северо-Западной Европы обеспечит танкер "Михаил Ульянов". Он, как и танкер "Кирилл Лавров", был построен по заказу "Газпрома" специально для транспортировки нефти Приразломного месторождения. Всего в текущем году с месторождения планируется отгрузить более 300 тыс. тонн нефти.

Новый сорт добытой на российском шельфе арктической нефти ARCO (Arctic Oil) впервые поступил на мировой рынок. Покупателем партии стала одна из крупнейших энергетических компаний Европы, сырьё реализовано по прямому контракту. Маркетинг нового сорта ARCO был проведён среди нефтепереработчиков Северо-Западной Европы в первом квартале 2014 года. После увеличения объёма добычи на Приразломном месторождении часть сырья будет реализовываться на основе долгосрочных контрактов.

Выполнение всех технологических операций на месторождении – бурение, добычу, хранение нефти, подготовку и отгрузку готовой продукции – обеспечивает морская ледостойкая стационарная платформа "Приразломная". Конструктивные особенности платформы полностью исключают разлив нефти при её добыче, хранении и отгрузке.

Добытая нефть хранится в кессоне, трехметровые бетонные стены которого покрыты двухслойным листом плакированной стали, устойчивой к коррозии и износу. Кессон может хранить около 94 тыс. тонн нефти. Его запас прочности многократно превосходит реально существующие нагрузки. На платформе также применяется "мокрый" способ хранения нефти, который исключает попадание кислорода в резервуары и тем самым препятствует образованию взрывоопасной среды.

Для закачки готовой продукции в танкеры используется комплекс устройств прямой отгрузки нефти (КУПОН). Система блокировки отгрузки срабатывает максимум за семь секунд, что позволяет предотвратить разливы нефти. Платформа оборудована двумя такими комплексами, которые диагонально расположены на противоположных бортах платформы – юго-западном и северо-восточном.

Выбор места отгрузки осуществляется в зависимости от направления и силы воздействия природных факторов – волнения на море, дрейфа льда, течения, ветра. В случае перемещения танкера за пределы сектора, обслуживаемого одним комплексом, осуществляется отшвартовка танкера и его переход к другому устройству. Для исключения непроизвольного столкновения с платформой танкеры оснащены системой динамического позиционирования, которая позволяет удерживать судно на месте, несмотря воздействие ветра и волн.

""Газпром" открыл новый этап развития отечественной нефтяной отрасли. Первая нефть арктического шельфа России, первая нефть Приразломного месторождения отгружена в танкер и будет доставлена потребителям. С этого момента начинается отсчет возврата инвестиций в Приразломное.

Сегодняшнее событие имеет большое значение для укрепления позиций России на мировом нефтяном рынке. Мы повысили гибкость и надежность поставок нефти практически в любую точку мира", – сказал Алексей Миллер.

Приразломное нефтяное месторождение расположено в Печорском море в 60 км от берега. Извлекаемые запасы нефти составляют 71,96 млн тонн, проектный уровень добычи – около 6 млн тонн в год (будет обеспечен после 2020 года). 20 декабря 2013 года "Газпром" начал добычу нефти на месторождении с морской ледостойкой стационарной платформы "Приразломная".

"Приразломная" – уникальная платформа, спроектированная и построенная в России по заказу "Газпрома". Она рассчитана на эксплуатацию в экстремальных природно-климатических условиях, отвечает самым жестким требованиям безопасности и способна выдержать максимальные ледовые нагрузки.

Несмотря на высокую степень защиты платформы от любых нештатных ситуаций, предусмотрен детальный комплекс мер, направленных на дополнительную защиту людей, окружающей среды и самой платформы.

В частности, в соответствии требованиями российского законодательства, утвержден и согласован со всеми заинтересованными ведомствами План по предупреждению и ликвидации разливов нефти.

Рядом с платформой ведется постоянное дежурство специализированными ледокольными судами – "Юрий Топчев" и "Владислав Стрижов". В ближайшей к платформе береговой точке (поселок Варандей, Ненецкий автономный округ) размещен аварийный комплекс.

Особое внимание уделено немедленному сбору нефти. Для этого, в том числе, предусмотрены боновые заграждения, высокопроизводительные скиммеры, навесные системы сбора нефти из-подо льда, ледовый ковшовый нефтесборщик и другие средства.

В регионе ведётся мониторинг наземных и морских экосистем, организовано восстановление биоресурсов за счет выпуска разведенной рыбы.

Оператором проекта является ОАО "Газпром нефть", недропользователем – ООО "Газпром нефть шельф" (100-процентное дочернее предприятие ОАО "Газпром").

"Михаил Ульянов" и "Кирилл Лавров" дедвейтом (масса груза) 70 тыс. тонн каждый – нефтеналивные танкеры "двойного действия" (могут двигаться во льдах кормой вперёд) усиленного ледового класса (Arc6) с двойным корпусом.

neftrossii.ru