Грознефть. Первая нефть в грозном


Грознефть Википедия

Данные в этой статье приведены по состоянию на 1991 год.

Вы можете помочь, обновив информацию в статье.
ГрознефтьГод основания Прежние названия Расположение Отрасль Награды
1920
Грозненское центральное нефтеуправление
Грозный
нефте- и газоразведка и добыча

«Грознефть» — расположенное в Грозном производственное объединение по разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений Северного Кавказа.

История

Национализация и восстановление

28 апреля 1920 года грозненская нефтяная промышленность была национализирована. На её базе было основано «Грозненское центральное нефтеуправление». Для восстановления промышленности была создана VIII Кавказская трудовая армия[1].

Мощность построенных до 1917 года нефтеперерабатывающих заводов составляла 1,2 млн тонн в год. Методы добычи и переработки были примитивными. Для нужд индустриализации было необходимо заново создавать нефтяную промышленность. Было создано центральное нефтяное управление (ЦНУ) во главе с Иосифом Косиором. В ЦНУ был создан отдел для подготовки инженерно-технических кадров и квалифицированных рабочих. Этот отдел через два месяца стал нефтяным техникумом по подготовке дипломированных специалистов для нефтяной промышленности, директором которого стал Леонид Владимирович Курской. 1 августа 1920 года в техникуме начался первый учебный год. Летом того же года была создана центральная заводская лаборатория Грознефти, которую возглавил Иван Осипович Лучинский[1].

Летом 1922 года трудовая армия была расформирована, а входившие в её состав технические работники и квалифицированные рабочие включены в штаты Грознефти. К концу 1923 года восстановительные работы были завершены[1].

Период индустриализации

Гараж предприятия «Грознефть». 1925 год.

В 1923 году была пробурена первая в Грознефти роторная скважина. В 1924 году впервые в СССР из нефтяного газа был получен газолин в промышленных масштабах. В сутки производилось более 10 тонн газолина[1].

В 1923 году были начаты пассажирские перевозки по узкоколейной железной дороге соединявшей Грозный со станцией Новые промыслы. К 1928 году протяжённость дороги достигла 19,2 км. За 1927 год было перевезено 1,37 млн пассажиров[1].

В 1925 году была создана проектная контора, занимавшаяся разработкой проектов строительства и реконструкции заводов Грознефти. Впоследствии контора была преобразована в самостоятельный проектный институт «Грознефтепроект» (позднее переименованный в «Грозгипронефтехим»). В дальнейшем по проектам этой организации были построены десятки нефтеперерабатывающих заводов в СССР и за рубежом (в Болгарии, Венгрии, Китае и других странах)[1].

В 1926 году нефтяная промышленность была восстановлена, было обновлено морально устаревшее оборудование промыслов и заводов и превзошли довоенные уровни добычи и переработки нефти[1].

В 1927 году был создан первый в СССР парафиновый завод, производивший 6,5 тысяч тонн продукции в год[1].

В 1928 году Центральная лаборатория Грознефти была преобразована в первый в регионе отраслевой научно-исследовательский институт «ГрозНИИ имени Косиора». В 1965 году промысловая часть института была выделена в самостоятельный институт «СевКавНИПИнефть»[1].

В 1926—1928 годах грозненские заводы вырабатывали 80 % всесоюзного производства бензина и керосина. 38 % нефтяного экспорта страны производилось из Грозного[1].

В Грозном были построены первые в СССР:

  • Газолиновый завод — 1924 год;
  • Парафиновый завод — 1927;
  • Установка термического крекинга «Виккерс» — 1929;
  • Установка термического крекинга «Нефтепроект» — 1936;
  • Промышленная установка по производству алкилбензина — 1942;
  • Установка каталитического крекинга с подвижным шариковым катализатором — 1946;
  • Установка контактного коксования— 1954;
  • Установка по производству адсорбентов-цеолитов — 1960;
  • Установка по производству полиэтилена низкого давления — 1962;
  • Установка по производству пищевого парафина — 1971;

и другие установки[1].

В 1928 году впервые в истории Грознефти был применён турбобур. В 1929 году впервые в СССР начала применяться электрическая нефтеразведка. Для повышения нефтеотдачи разрабатывались и использовались самые различные способы воздействия на пласт: закачка воды и газа, паротепловое и газотермохимическое воздействие, карбамидное и щелочное заводнение, влажное внутрипластовое горение и другие. В результате применения этих методов нефтеизвлечение удалось повысить с 0,18 до 0,69[1].

В 1928 году начал функционировать нефтепровод Грозный — Туапсе длиной 618 км. Диаметр его трубы составлял 254 мм, а производительность — 2 млн тонн в год. Нефтепровод дал выход грозненской нефти к Чёрному морю. В 1936 году вступил в строй нефтепровод Махачкала — Грозный протяжённостью 155 км, диаметром 305 мм и пропускной способностью 1,5 млн тонн в год. Он предназначался для перекачки бакинской нефти. В 1955 году началась эксплуатация первого в СССР нефтепровода с подогревом для перекачки вязкой нефти Озек-Суат — Грозный длиной 144 км. На базе этих и других нефте- и продуктопроводов было создано Управление Северо-Кавказскими магистральными нефтепроводами. К началу 1991 года оно эксплуатировало 2 тысячи км нефтепроводов[1].

В 1931 году доля Грознефти во всесоюзной добыче нефти составляла 36,1 %, а по бензину 73 %. В этом году Грознефть была награждена орденом Ленина. Также были награждены 35 передовиков производства[1].

В конце 1932 года почти все заводские и промысловые машины были переведены с парового привода на электрический, вместо ударного бурения было внедрено вращательное, вместо тартальной добычи внедрена насосная, вместо деревянных буровых вышек ставились металлические, стали внедряться шарошечные долота и буровые растворы[1].

Осваивались новые месторождения: Малгобекское (1933), Ачи-Су (1935), Избербашское (1936), Бори-Су и Ойсунгур (1939), Ташкалинское (1945), Правобережное (1948), Ачикулак и Озек-Суат (1953) и другие[1].

В 1935 году было произведено первое в СССР бурение двух скважин из одной точки. Две скважины были пробурены без перетаскивания вышки и оборудования за счёт перемещения и изменения наклона ротора. В 1939 году была пробурена первая в мире направленно-искривлённая скважина[1].

Великая Отечественная война

В связи со сложившейся ситуацией в 1941—1942 годах дважды была демонтирована вся материально-техническая база организации. Первый демонтаж производился с 3 ноября по 12 декабря 1941 года. 13 декабря 1941 года начался восстановительный монтаж. В августе 1942 года, когда фашистские войска приблизились к Малгобеку, вновь производились широкомасштабные демонтаж и эвакуация оборудования. Летом 1942 года часть нефтепромыслов оказалось на оккупированной территории. Из строя было выведено 2328 скважин. Однако за период оккупации немцам не удалось добыть ни одного грамма нефти. Когда фашисты попытались прорваться к Грозному пожарники залили нефтью 28 км противотанковых рвов, пропитали ею 9 км соломенного вала, залили нефтью танкоопасные направления площадью 1 млн м² и закачали 7 тысяч м³ воды в противотанковые рвы[1].

Свёртывание работы Грознефти нанесло ей большой ущерб. Было ликвидировано 89 % бурящихся и 88 % эксплуатируемых скважин. Было эвакуировано 4200 вагонов с оборудованием и материалами, главным образом в Фергану. В августе 1942 года институт «Грознефтепроект» был переведён в Башкирию и влит в институт «Башнефтепроект». До этого были эвакуированы:

В период с 10 по 13 октября 1942 года Грозный подвергся массированным налётам вражеской авиации. В результате были разрушены сотни скважин, керосинопровод Грозный — Трудовая, резервуары, мастерские, дороги, другая инфраструктура. Это привело к снижению среднесуточной добычи нефти с 9500 тонн в августе 1941 года до 80 тонн в начале ноября 1942. В условиях острого дефицита материальных и человеческих ресурсов в ноябре 1942 года были восстановлены 24 скважины с дебитом 221 тонна в сутки. В феврале 1943 года была возобновлена эксплуатация нефтепромыслов трестов «Малгобекнефть» и «Горскнефть», восстановлено ремонтно-механическое и энергетическое хозяйство[1].

20 апреля 1943 года Государственный комитет обороны СССР принял постановление «О мероприятиях по частичному восстановлению грозненской нефтяной промышленности». Однако острая нехватка квалифицированных кадров, материалов и оборудования мешала полноценному восстановлению добычи и переработки[1].

Послевоенный период

В 1948 году вступил в строй Центральный ремонтно-механический завод. В 1951—1953 годах по технологии бурения наклонных скважин были построены три скважины, ствол которых имел наклон 45°. В 1963 году было завершено бурение рекордной для СССР разведочной скважины на глубину 5500 м. В 1969 году в посёлке Долинском начал работу Грозненский газоперерабатывающий завод. В 1977 году была пробурена сверхглубокая скважина глубиной 7500 м[1].

В 1978 году была введена в эксплуатацию компрессорная станция по закачке газа в пласт для повышения нефтеотдачи производительностью 800 тысяч м³ в сутки. В 1979 году была запущена крупнейшая в стране установка прямой перегонки нефти ЭЛОУ-АВТ-6. В 1980 году Грозненский нефтеперерабатывающий завод имени Ленина переработал около 18 млн тонн, что удовлетворяло потребности южных районов СССР в основных видах нефтепродуктов. В 1971 году был достигнут максимальный уровень нефтедобычи в 21,6 млн тонн. Спад в добыче нефти, начавшийся осле 1973 года, стабилизировался в 1990 году на уровне 4,2 млн тонн. Снижение добычи объясняется естественным истощением запасов и снижением пластовой энергии из-за нерационального её расходования на ранней стадии разработки[1].

В 1982 году был достигнут максимум переработки нефти 20,3 млн тонн. Объединение «Грознефтеоргсинтез» производило около 50 видов топлив, масел, парафинов и других продуктов переработки нефти[1].

Позднесоветский период

В состав объединения входило 6 нефтегоазодобывающих управлений, 6 управлений буровых работ, научно-исследовательский и проектный институт «СевКавНИПИНефть». Всего в объединение входило 39 предприятий и производственных единиц[2].

В советское время в разработке находилось 19 нефтяных и одно газоконденсатное месторождение, расположенные в 12 районах Чечено-Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии. Нефть добывалась из миоценовых песчаников, мезозойских трещинных известняков и трещинно-поровых алевролитов. Кроме того, вахтово-экспедиционным методом производилось бурение в Грузинской и Армянской ССР[2].

Объединение эксплуатировало 1720 нефтяных и нагнетающих скважин. В год производилось 50 тысяч метров эксплуатационного бурения и 85 тысяч разведочного. Добыча с комплексно-автоматизированных промыслов составляла 88 % общего количества. К 1984 году объединением было добыто 420 млн тонн нефти (включая конденсат). Фонтанным способом добывалось до 94 % нефти[2].

Интересные факты

В начале 1920-х годов Грозненское центральное нефтеуправление выпускало собственные деньги. В этот период экономика страны была разрушена и собственные деньги выпускали и другие, например, Северо-Кавказский эмират. Но среди прочих деньги Грознефти считались самыми надёжными, так как имели товарный эквивалент[3][4][5].

Награды

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Конец «второго Баку» – WNS

В досоветские и советские годы окрестности Грозного называли «вторым Баку». В автономии добывались значительные объемы нефти, была создана нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность. Две военные кампании 1990-х годов не оставили камня на камне от нефтяного комплекса республики. Однако похожие события в Грозном уже происходили, причем более восьмидесяти лет назад. «Ко» публикует фрагмент книги «Русская нефть, о которой мы так мало знаем», готовящейся к выходу в издательстве «Олимп-Бизнес».

 

Развитие грозненских нефтепромыслов началось в 20-е годы XIX столетия. Как сказано в «Иллюстрированных очерках» И. Фукса и В. Матишева, «после закладки в 1818 году крепости Грозная (статус города она обретет в 1870 году) и образования Кавказского казачьего линейного войска оказалось, что практически все нефтяные источники грозненского района, бывшие до этого формально бесхозными, располагаются на территории, принадлежащей отныне терскому казачеству». Местное население исстари добывало нефть в Грозненской и Мамакаевской балках Старопромысловского района около селений Брагуны, Ачалуки и Карабулак, у станиц Михайловская и Самашки. Старейшая же, Старогрозненская нефтезалежь находилась всего в шести километрах на северо-запад от Грозного. Горючее здесь вычерпывали ведрами из нефтяных колодцев, глубиной до полутора метров, обшитых обыкновенным плетнем.

Казаки нефтедобычей не занимались, но начиная с 1833 года, после открытия богатейших нефтяных залежей в центральной части Грозненского хребта (Старые промыслы), администрация Терского казачьего войска стала сдавать колодцы в аренду предпринимателям-откупщикам. В 60-х годах XIX века средняя ежегодная добыча нефти в Грозном составляла 12 500 пудов, в 1893 году она достигла 450 000.

В начале 1990-х годов фактическим хозяином грозненских нефтепромыслов стал адвокат и присяжный поверенный И. Ахвердов, выкупивший права аренды на основные участки. Не удовлетворенный добычей из допотопных колодцев, Ахвердов бурит первую в Грозненском нефтеносном районе скважину. Успех не заставил себя ждать: 6 октября 1893 года с глубины всего 132 метра забил мощный нефтяной фонтан, положивший начало промышленной разработке грозненских месторождений.

Грозненская нефть сразу же стала пользоваться огромным спросом. Все больше нефтепродуктов требовала Владикавказская железная дорога, проложенная летом 1893 года через Грозный. Ее правление постановило уже к концу года «приспособить большую часть паровозов к нефтяному отоплению». Железнодорожное сообщение позволило Ахвердову относительно легко и недорого завезти в Грозный необходимое для буровых работ оборудование.

Тем не менее значительная часть нефти пропадала, не поступала на переработку, а скапливалась в «нефтяных озерах». Хранилась она в открытых земляных амбарах, где легкие фракции быстро улетучивались. Не было ни оборудованных резервуаров, ни нефтепровода. В Грозный нефть доставлялась бочками. Обстановка становилась крайне пожаро- и взрывоопасной.

Как сообщает в «Очерках о начале грозненской нефтепромышленности» Е. Юшкин, «большая часть добываемой нефти просто терялась. Ее невозможно было вывезти и переработать из-за острой нехватки транспортных средств и хранилищ. Так как денег Ахвердову хронически не хватало, он после первых двух фонтанов следующую скважину заложил только через год. А первую (фонтанирующую) вообще пришлось забить».

В 1894 году «Терские ведомости» писали: «На грозненских промыслах затишье: бьют фонтаны, растут нефтяные озера, в которых скопилось по 8 – 10 миллионов пудов нефти».

В 6 часов вечера 26 сентября 1894 года при бурении очередной скважины на промысле Ахвердова ударил мощнейший фонтан, который выбросил много попутного нефтяного газа. Через полчаса в 80 метрах от буровой раздался взрыв. С устрашающим гулом загорелся нефтяной фонтан, следом запылал амбар с нефтью. В пламени погибло 15 человек. Все запасы нефти в открытых амбарах сгорели.

 

Эльдорадо в огне

И все же бурение продолжалось. Слухи о фонтанах Ахвердова разнеслись по всему миру и закрепили за Грозным славу богатейшего нефтяного района. Ахвердов не сумел договориться о совместной нефтедобыче с московскими и петербургскими финансистами «ввиду их косности и недоверия» и обратился к зарубежным компаниям. Осенью 1894 года он заключил договор с одной из английских фирм, но англичане оказались не вполне порядочными партнерами. В результате длительных переговоров осенью 1895 года для эксплуатации промыслов Ахвердова в Брюсселе было учреждено акционерное общество PetroledeGrozny. Учредителями стали англичане, но 24 000 акций на сумму 6 млн франков выкупили бельгийцы.

Фирма Ахвердова заложила еще шесть скважин, и все они фонтанировали. Но настоящим триумфом обернулась седьмая, заложенная в мае 1895 года.

Газета «Терские ведомости» тогда сообщала: «Нефть разносится дующими переменными ветрами по всем направлениям до одной версты в окружности и поливает в изобилии соседние промыслы. Воздух настолько сильно насыщен газами, особенно в ущельях, что трудно дышать. Обстановка грозит пожаром при малейшей неосторожности с огнем».

«Гул и запах нефти были слышны за 15 верст, – писали в «Очерках нефтяных промыслов Кавказа» Джафаров и Гареева. – Нефть из скважины била фонтаном, высота которого доходила до 30 саженей. Огромная территория была покрыта нефтью. Часть нефти, прорвав дамбы, потекла в реку Нефтянку. В то время это был крупнейший в мире нефтяной фонтан».

И хотя большая часть нефти, выброшенной первыми фонтанами в Грозном, «ушла в поле» или сгорела, ахвердовские фонтаны вызвали настоящий приступ нефтяной лихорадки. В Грозный устремились бакинские нефтепромышленные фирмы Ротшильда, братьев Нобель, предприниматели из обеих российских столиц и из-за рубежа. Доход от аренды участков, получаемый Терским казачьим войском, составлял более 80% местного бюджета.

В конце 1890-х годов на промыслах Ахвердова добывали до 90% грозненской нефти. Фирма имела свой нефтепровод, нефтеперегонный завод и конторы по реализации нефтепродуктов за пределами Грозного. Сам Ахвердов скончался в Петербурге в 1902 году, но фирма вплоть до национализации продолжала носить его имя.

К 1914 году Грозненский нефтяной район стал одним из крупнейших нефтедобывающих центров мира.

 

Самая первая чеченская кампания

В годы первой мировой войны доля Грозного в общероссийской добыче нефти быстро росла. В 1915 году на грозненскую нефть приходилось 15,5% всей добычи, в 1917 году – 21,8%. Грозненская нефть по себестоимости была дешевле бакинской и лучше по качеству. Промыслы могли развиваться еще быстрее, но все упиралось в жестко ограниченные возможности вывоза нефти. В середине 1917 года начиналось строительство второй ветки нефтепровода, но ситуация в Грозном и вокруг него к тому времени резко изменилась.

Появился новый фактор, спутавший все планы и разрушивший надежды, – чеченский. Даже до 1917 года ситуация в районах, где проживали чеченцы, считалась в Российской империи наиболее взрывоопасной. В Грозном и вокруг него в дополнение к казакам был расположен значительный контингент регулярной армии.

Как следует из книги Я. Ратгаузера «К истории гражданской войны на Тереке» (1928), «с мая 1917 года неожиданно появились таинственные провокаторы, которые среди чеченцев распространяли слухи о том, что солдаты убивают их соплеменников». Следует отметить, что в то время доля грамотных среди чеченцев составляла 0,8%.

Летом 1917 года начались систематические нападения чеченских банд на участке Грозный – Хасавюрт Владикавказской железной дороги. В конце июля чеченцы напали на хутор Сорохтиновский и сожгли его. У разъезда Джалки был обстрелян пассажирский поезд. На просьбы о помощи центральные власти никак не реагировали. Чеченцы откуда-то получали все новые и новые партии оружия.

С наступлением осени чеченские боевики стали нападать и на промыслы. Бандиты уводили лошадей и убивали людей. Рабочие и терские казаки ночами стояли в охране. Чеченцы на промыслах не работали: Грозный был русским городом, находившимся на землях терского казачества.

Положение еще более осложнилось осенью 1917 года. В результате политических интриг из города были выведены наиболее боеспособные подразделения регулярной армии. Грозный остался практически беззащитным. Местные власти – и революционные, и нереволюционные (в городе, как и по всей стране, царило многовластие) – тщетно взывали к Петрограду о помощи.

В сентябре представитель официальных властей, уполномоченный Грозненского совета по топливу Турьян, послал правительству в Петроград следующую телеграмму: «Чрезмерно развившиеся грабежи со стороны хорошо вооруженной части туземного населения в окрестностях промыслового района, а также на ближайших станциях и хуторах, создали тревожные настроения и панику среди населения и в рабочих массах. Неприятие своевременных мер к надлежащей охране всей линии Владикавказской железной дороги, а также для борьбы с зачатками грабежей и абречеством, создало впечатление безнаказанности и бессилия государственной власти. На пути приостанавливается всякое железнодорожное движение. Несколько убийств рабочих в промысловом районе создали настроение невозможности продолжения работ. Нефтепровод Грозный – Петровск на некотором протяжении расстрелян, вооруженные банды разбойников не допускают к ремонту. Необходимы срочные, решительные меры к охране Владикавказской дороги, нефтепровода и всего промыслового района. Полумеры и промедление приведут к катастрофе».

Но помощь не приходила. Русских рабочих бросили на произвол судьбы, а Грозный стал картой в политической игре. Тем, кто рвался к полной власти, надо было еще раз показать неспособность Временного правительства выполнять самые элементарные управленческие функции.

К концу ноября нападения в районе Грозного участились, ночи не проходило без грабежей и убийств. Работы на нефтепромыслах окончательно остановились. 23 ноября чеченцы, собравшись в ауле Старосунженском, предъявили властям ультиматум о немедленном выводе из Грозного всех оставшихся воинских подразделений и разоружении рабочих. Требование чеченцев было выполнено: в течение суток 111 пехотный полк и 252 самарская дружина покинули Грозный. Вечером 24 ноября чеченцы совершили очередное нападение, подожгли промыслы, разграбив все имущество фирм, дома рабочих и служащих. Старые промыслы уцелели лишь потому, что доступ к ним отстояли казаки Грозненской и Ермоловской станиц и вооруженные рабочие. Армейских подразделений не было.

Председатель военно-промышленного комитета в Грозном А. Зомбе сообщал в Петроград: «Нефтяные промыслы нового Грозненского района, дававшие ежемесячно 5 – 6 миллионов пудов нефти, разгромлены и сожжены полностью. Восстановление промыслов при настоящих условиях невозможно. До пяти тысяч рабочих остались без работы и крова, имущество разграблено туземцами. Старые промыслы и нефтеперерабатывающие заводы остановлены на неопределенное время».

Вскоре чеченцы разрушили во многих местах трубопровод Грозный – Махачкала, насосные станции в Гудермесе и Темиргое, взорвали мосты через реки. Грозный был осажден боевиками. С декабря 1917 года Грозный был опоясан окопами и опутан колючей проволокой, всякое сообщение с городом было прервано. Число рабочих и служащих на грозненских промыслах и заводах сократилось с 11312 человек в октябре 1917 года до 3659 в январе 1918 года. Тогда чеченцы так и не вошли в город, хотя осада Грозного продолжалась до мая 1918 года.

А грозненские фонтанирующие скважины горели весь 1918 год и четыре месяца следующего. В гигантских факелах сгорело нефти на сумму, равную четверти годового довоенного бюджета Российской империи.

webnewsite.ru

Грознефть - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Данные в этой статье приведены по состоянию на 1991 год.

Вы можете помочь, обновив информацию в статье.
Год основания Прежние названия Расположение Отрасль Награды
Грознефть

1920

Грозненское центральное нефтеуправление

Грозный

нефте- и газоразведка и добыча

«Грознефть» — расположенное в Грозном производственное объединение по разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений Северного Кавказа.

История[ | ]

Национализация и восстановление[ | ]

28 апреля 1920 года грозненская нефтяная промышленность была национализирована. На её базе было основано «Грозненское центральное нефтеуправление». Для восстановления промышленности была создана VIII Кавказская трудовая армия[1].

Мощность построенных до 1917 года нефтеперерабатывающих заводов составляла 1,2 млн тонн в год. Методы добычи и переработки были примитивными. Для нужд индустриализации было необходимо заново создавать нефтяную промышленность. Было создано центральное нефтяное управление (ЦНУ) во главе с Иосифом Косиором. В ЦНУ был создан отдел для подготовки инженерно-технических кадров и квалифицированных рабочих. Этот отдел через два месяца стал нефтяным техникумом по подготовке дипломированных специалистов для нефтяной промышленности, директором которого стал Леонид Владимирович Курской. 1 августа 1920 года в техникуме начался первый учебный год. Летом того же года была создана центральная заводская лаборатория Грознефти, которую возглавил Иван Осипович Лучинский[1].

Летом 1922 года трудовая армия была расформирована, а входившие в её состав технические работники и квалифицированные рабочие включены в штаты Грознефти. К концу 1923 года восстановительные работы были завершены[1].

Период индустриализации[ | ]

В 1923 году была пробурена первая в Грознефти роторная скважина. В 1924 году впервые в СССР из нефтяного газа был получен газолин в промышленных масштабах. В сутки производилось более 10 тонн газолина[1].

В 1923 году были начаты пассажирские перевозки по узкоколейной железной дороге соединявшей Грозный со станцией Новые промыслы. К 1928 году протяжённость дороги достигла 19,2 км. За 1927 год было перевезено 1,37 млн пассажиров[1].

В 1925 году была создана проектная контора, занимавшаяся разработкой проектов строительства и реконструкции заводов Грознефти. Впоследствии контора была преобразована в самостоятельный проектный институт «Грознефтепроект» (позднее переименованный в «Грозгипронефтехим»). В дальнейшем по проектам этой организации были построены десятки нефтеперерабатывающих заводов в СССР и за рубежом (в Болгарии, Венгрии, Китае и других странах)[1].

В 1926 году нефтяная промышленность была восстановлена, было обновлено морально устаревшее оборудование промыслов и заводов и превзошли довоенные уровни добычи и переработки нефти

encyclopaedia.bid