Как добывают морскую нефть. Первый человек добывший нефть


Кто первым добыл нефть?

Как человечество освоило добычу нефтиНефть до сих пор является основой энергетики и химической промышленности, а ведь каких-нибудь 200 лет назад люди не знали, для чего можно использовать эту чёрную маслянистую жидкость, кое-где пробивавшуюся из-под земли. Для смазки пользовались растительными и животными жирами, они же горели в Что такое нефтьМы уже не мыслим своей жизни без нефти, хотя используем нефть по меньшей мере нерационально – как сырье для выработки топлива. Однако прогнозы ученых не радуют: при современных темпах добычи нефти запасы ее в глубинах земли закончатся через сорок лет. Но нефть – вещество загадочное, как по составу, Что такое опекНефть является основным источником технического углеводородного сырья в современном мире. Важность ее добычи нельзя переоценить. Огромную долю мирового экспорта нефти обеспечивают всего двенадцать стран, объединенных в рамках международной межправительственной организации ОПЕК. Спонсор размещения Как переработать нефтьБлагодаря нефтепереработке на свет появляется большое количество различных видов топлива и сырья, которое впоследствии может использоваться во многих сферах жизни. Но как же происходит загадочный процесс переработки? Попробуем разобраться, выявив различные его этапы. Вам понадобится - Почему нефть дешевеетЗначительный сегмент современной российской экономики - это добыча, переработка и продажа нефти и нефтепродуктов. Поэтому благополучие многих граждан непосредственно зависит от цен на нефть на мировом рынке. Эти цены постоянно меняются. Какие же причины существуют, например, для их снижения? Почему растт цена на нефтьПосле экономического потрясения осенью 2008 года цена на нефть стабильно и неуклонно растет. Существует несколько основных причин данного явления, которые были выявлены специалистами. Спонсор размещения P&G Статьи по теме "Почему растёт цена на нефть" Что такое стагфляция Что такое инфляция Как Как сделать из нефти бензинНефть – это горючая жидкость природного происхождения, состоящая из разнообразных углеводородов и небольшого количества других органических веществ. Она является основным сырьем для получения привычного нам горючего, такого как бензин, дизельное топливо и т.д. Производство бензина из нефти - удел Почему дешевеет нефтьРоссийская экономика очень сильно зависит от цен на нефтепродукты, так как основная прибыль поступает в казну от добычи, переработки и продажи нефти. В 2012 году стоимость одного барреля неизменно ползет вниз. С чем это связано? Спонсор размещения P&G Статьи по теме "Почему дешевеет нефть" Как Как зависит цена валюты от цены на нефтьВалютный и товарный рынки сильно зависят друг от друга, колебания на одном обязательно приводят к росту или падению котировок на другом. Особенно сильно на динамику курса валют влияют цены на нефть, при этом не все валюты зависят от них в одинаковой степени. Спонсор размещения P&G Статьи по теме Куда транспортируется Каспийская нефтьСовокупный объем добычи нефти в каспийском регионе всеми странами, которые граничат с Каспийским морем, уже составляет порядка 200 миллионов тонн. Но, поскольку это море – внутреннее, со всех стон окруженное сушей, основной проблемой является транспортировка нефти к местам сбыта. Поскольку самый

masterotvetov.com

Как человечество освоило добычу нефти

Нефть до сих пор является основой энергетики и химической промышленности, а ведь каких-нибудь 200 лет назад люди не знали, для чего можно использовать эту чёрную маслянистую жидкость, кое-где пробивавшуюся из-под земли. Для смазки пользовались растительными и животными жирами, они же горели в светильниках, использовались для изготовления косметики. Из древесных смол получали дёготь и скипидар, от крупных морских животных – ворвань, от некоторых видов быков и оленей – мускус. Применение сбитого из коровьего молока масла тоже не ограничивалось намазыванием его на хлеб, а в случае чего масло можно было сбить и из молока других животных. В общем, сырья и топлива человечеству и так вполне хватало.

Но в тех районах, где из-под земли пробивалась нефть, люди быстро обнаружили её горючие свойства. Они начали деревянными чашками черпать её, наливать в кувшины, а потом зажигать и таким образом освещать и отапливать свои жилища. С неприятным запахом мирились ввиду недостатка в тех краях растительного топлива, то есть дров, правда, пищу на нефти готовить избегали, чтобы не провоняла.

Иногда нефть вытекала на поверхность вместе с водой, смешиваясь с ней в лесных источниках. Североамериканские индейцы знали о таких источниках и тряпками собирали нефть с их поверхности, а потом выжимали в кувшин. Этот способ позаимствовали у них бледнолицые переселенцы, а уж затем научились получать из нефти минеральное масло, а также керосин, больше подходивший для сжигания в лампах.

Побочным продуктом переработки нефти являлся бензин – люди просто не знали, куда его девать. Потом оказалось, что он хорошо счищает жирные пятна с одежды, а затем была запатентована бензиновая зажигалка, очень приглянувшаяся ковбоям – она не гасла на сильном ветру и под дождём.

В общем, человечество вошло во вкус потребления нефти, и ему уже не хватало той нефти, что сама выходила наружу из-под земли, не было времени искать новые нефтяные источники и тем более собирать нефть тряпками. Кое-кто понял, что в местах, где встречаются нефтяные источники, под землёй находятся залежи нефти, пробовали копать там, но нефть уходила в землю, просачиваясь сквозь грунт. Тогда решили рыть нефтяные колодцы, бурить скважины. Делали это на песчаных и суглинистых почвах. Раньше это были пустынные местности, не пригодные для земледелия и скотоводства, и люди там почти не селились. Теперь же там вовсю шли разработки.

Поначалу были неудачи. Если и получалось пробить скважину до нефтеносного слоя, нефть не хотела идти по ней вверх. Не черпать же её ведром на верёвке!

Но как-то один из нефтедобытчиков, уже будучи по уши в долгах, постоял над очередной скважиной, махнул рукой, да и пошёл спать. Утром в скважину, проходя мимо, заглянул его сын – а она оказалась доверху полна нефти.

И добыча пошла вовсю. Нефть оказалось высасывать из-под земли так же легко, как содовую через соломинку. Кто-то бурил землю ручным буром с двумя рукоятками, кто-то пробивал гигантским подобием долота, приводимым паровой лебёдкой.

В конце XIX века появились автомобили, с ростом их популярности уровень добычи нефти резко пошёл вверх. В тот же период Китай и другие отсталые страны вовсю жгли керосин, являясь таким образом важными рынками сбыта для Стэндард Ойл Компани и других «акул капитализма».

Вскоре нашлось применение и другим побочным продуктам переработки нефти – вазелинам, парафинам. Нефть стала не только основным видом горючего, но и важнейшим химическим сырьём. Однако в настоящее время всерьёз стоит проблема её дефицита, так что необходимо вести интенсивный поиск других источников энергии и сырья.

Школа Жизни

masterotvetov.com

Кто первым добыл нефть — Гуру

Кто первым добыл нефть - Сырая нефть, которая добывается на поверхности Земли, была известна еще древним людям. Она иногда использовалась в лампах и факелах. В Соединенных Штатах в районе гор Аллеганов имеются большие залежи нефти. В некоторых местах нефть залегает так близко к поверхности Земли, что струей прорывается наружу. Сырая нефть использовалась как медицинское средство, и вскоре в этом появилась большая необходимость. Но никто не догадался бурить поверхность земли для добычи нефти.

Первооткрывателем идеи бурения для добычи нефти был нью-йоркский юрист Георг Бисселл. Бисселл получил образцы нефти для анализа, и химики сделали вывод, что нефть обладает многими полезными качествами. В 1857 году Бисселл нанял человека по имени Эдвин Л.Дрейк, которому поручил заботиться о нефтяной собственности в Нефтяном Заливе в штате Пенсильвания. Дрейк решил бурить землю в поисках нефти. Но скважина забилась обвалившейся в нее землей. У Дрейка возникла идея — почему бы не установить в скважине железную трубу, чтобы поддерживать стенки скважины. С тех пор так и делают в любой нефтяной скважине. В воскресенье, 28 августа 1859 года была пробурена скважина глубиною в 21 метр. Дрейк решил проверить содержимое скважины. Внизу он увидел темную жидкость. Он опустил черпак на веревке, вынул его назад, понюхал содержимое. Это была нефть! Он был первым, кто добыл нефть путем бурения. Новость быстро распространилась, и мир охватила нефтяная лихорадка. Она началась во всех уголках Соединенных Штатов, в Канаде и Европе. Начался новый век.

Статья из Энциклопедии Гуру =>

Данная энциклопедия была разработана сайтом Wiguru.ORG и правка статей возможна только для администраторов сайта. У Вас же есть возможности: рассказать об ошибке, поделиться статьей в социальных сетях или обсуждать статью в разделе Обсуждение. Энциклопедия создана не по единому направлению, как таковому, а во всех областях, в том числе гуманитарные и естественные науки.

wiguru.org

Как добывают морскую нефть. Как люди открывали свою землю

Как добывают морскую нефть

Чтобы пользоваться морской нефтью, нефтяники должны проделать несколько предварительных этапов работы: сначала произвести тщательную разведку, потом организовать добычу, хранение и транспортировку полученного сырья на нефтеперегонные заводы.

Вы скажете, что то же самое делают и сухопутные нефтяники. Конечно, но только с той разницей, что они находятся на твердой земле. Согласитесь, что некоторое различие есть в том, что у тебя под ногами — прочная суша или зыбкое море.

Первый этап — разведка на море — проходит даже легче, чем на суше. Заключается он в геологическом исследовании выбранного участка. Здесь главная задача — выбрать бассейн с мощным слоем донных отложений, под которыми могло образовываться месторождение нефти или газа. Для этого с помощью магнитометра, установленного на самолете или на корабле, отыскиваются места, где наблюдается изменение магнитного поля Земли. Дело в том, что, к нашему счастью, океаническая кора сложена главным образом из базальтов, содержащих в себе довольно много магнитных материалов. В местах же возможного скопления нефти или газа величина магнитного поля меняется.

Потом «подозрительные» районы еще и еще раз проверяют с помощью морских гравиметров — приборов, отмечающих малейшие изменения силы тяжести. Ведь нефть и газ легче окружающих их горных пород…

Если магнитные и гравиметрические измерения дают однозначный ответ, приступают к сейсмической разведке. Сейсмологи опускают с борта судна на дно пневматическую пушку или электроискровой разрядник и стреляют, трясут дно, создают в устилающих его горных породах ударную волну. Бегут по морскому дну в разные стороны упругие волны. Там, где породы более плотные, скорость у них одна, там, где менее плотные, — другая. Чуткие приборы — сейсмографы ловят эти волны.

Данные всех предварительных измерений передают электронно-вычислительной машине. Машина сопоставляет их. Длинные колонны цифр летят в виде сигналов радиоволн на приемные антенны искусственных спутников Земли. Спутники рассказывают людям о строений морского дна, помогая составить как бы его профиль, указывают разведывательным судам, какое именно место, какой участок морского дна может представлять для нефтяников наибольший интерес.

Морские геологи-разведчики устанавливают платформы с вышками или подгоняют суда — плавучие буровые и начинают разведочное бурение.

КРАСНОЕ МОРЕ. Расположено между Африкой и Аравийским полуостровом. Соединяется на севере через Суэцкий канал со Средиземным морем, на юге через Баб-эль-Мандебский пролив с Аденским заливом и Аравийским морем. Площадь — 460 тысяч квадратных километров, глубина — до 3039 метров. Одно из самых теплых и соленых морей в мире. В Красное море не впадает ни одна более или менее значительная река. На севере имеются два залива — Акаба и Суэцкий. Главные порты: Суэц, Порт-Судан, Джидда, Массауа, Ходейда.

Пробурив некоторую глубину, бур вытаскивают, а в отверстие опускают стальную трубу, закрепляют, цементируют, чтобы стенки скважины не обвалились и чтобы выступившая нефть не загрязняла грунтовые воды…

Суда буксируют подводное нефтехранилище к месту затопления.

Через некоторое время бурильщики меняют буровое долото или коронку на меньший размер. Теперь и трубы для обсадки ставят меньшего диаметра. И так до тех пор, пока не дойдут до нефти. Или пока не решат, что скважина бесперспективна. Ведь далеко не в каждой оказывается «черное золото». Тут уж все зависит от тщательности предварительной разведки и от везения.

Таким образом, каждая скважина — это отверстие в земной коре со стальными стенками. По виду оно напоминает старинную складную подзорную трубу из нескольких колен.

Сегодня разведочное бурение ведется уже не только на мелководье шельфа. Нефтяные платформы шагнули за его пределы, и скважины бурятся в глубоководных районах океана. Инженеры разработали конструкции платформ, которые можно отбуксировать к месту установки и, выдвинув опоры, закрепить на дне. При этом сама платформа поднимается над водой на такую высоту, чтобы ее не захлестывали даже самые высокие волны.

У нас в Советском Союзе на этом принципе сконструированы установки «Бакы», предназначенные для бурения в Каспийском море 6-километровых скважин. Каждая из четырех опор установки высотой более 100 метров. Упрутся они в дно, а по ним платформа поднимается еще на высоту трехэтажного дома над волнами. Попробуй достань… На ней устанавливается 54-метровая буровая вышка и другое оборудование. Тут же — дома-укрытия для обслуживающего персонала. Есть у нас платформы и других типов, работающие в разных морях.

В 1974 году компания «Бритиш петролеум» установила в Северном море трехэтажную стационарную платформу на глубине 120 метров. Наверху, в 45 метрах от поверхности воды, — вертолетная площадка. Ниже буровая и подсобные помещения, в которых работают одновременно до 100 рабочих. Такое сооружение стоило около 82 миллионов долларов, и с него пробурены несколько скважин в разных направлениях.

Для больших глубин используются полупогруженные платформы. Они устанавливаются на плавающих в глубине понтонах и удерживаются на месте многотонными якорями. Такие платформы, благодаря глубоко посаженным поплавкам, даже в бурю не испытывают сильной качки. Многие из них снабжены собственными двигателями, позволяющими им маневрировать без помощи буксиров.

Но самые прогрессивные конструкции — это подводные комплексные станции. В рабочей камере, которую опускают на грунт над скважиной, поддерживается атмосферное давление. Здесь сосредоточено все оборудование, необходимое для добычи нефти из скважины. Обслуживающий персонал доставляется с надводного судна в транспортной капсуле. Судно обеспечивает подводную рабочую камеру воздухом, электроэнергией. Связь осуществляется по телефонным и телевизионным каналам.

Согласно разработанному проекту, комплексная подводная станция может эксплуатироваться на глубинах до 900 метров.

Глубоководное бурение ведется и со специальных судов, оборудованных буровыми вышками. Так, в конце 60-х годов американская фирма «Глобал марин» построила судно «Гломар Челленджер». Оно вело бурение через киль и удерживалось над скважиной с помощью нескольких винтов. Есть такие суда и в других странах — в Японии, во Франции, в Италии. Есть они и у нас.

Чрезвычайно важной проблемой является хранение и транспортировка добытой в океане нефти. Сооружать нефтепровод от каждой скважины на берег нерентабельно. Да и в этом случае без хранилищ вблизи места добычи не обойдешься. Первые подводные хранилища имели вид опрокинутых котлов. Установили их на дне Персидского залива на глубине 150 метров. В огромный стальной купол без дна накачивается прямо из скважины нефть, которая вытесняет воду. Такой способ очень удобен, потому что под действием давления той же воды происходит и перекачка нефти в танкеры.

У побережья Норвегии на североморском месторождении Экофиск в 270 километрах от берега на 70-метровой глубине затоплены 9 огромных емкостей из бетона. Действуют они по тому же принципу и могут принять одновременно до 160 миллионов литров нефти. В той же Норвегии сооружено и еще большее хранилище для газа. На дне моря на глубине 84 метра установлено «на попа» нечто вроде цистерны с диаметром 62 метра и высотой 123 метра. Посчитайте-ка сами ее объем. От этой «цистерны» идет газопровод к шотландскому порту Питерхед. Есть и другие проекты хранения и перевозок нефти по морю, например в огромных пластмассовых мешках…

Конечно, такая широкая добыча нефти со дна моря и особенно ее массовые перевозки из одних районов земного шара в другие по морским трассам чреваты немалыми опасностями для окружающей природы. Вот всего несколько примеров.

В 70-х годах произошла ужасная по своим последствиям авария танкера «Торри Кэньон». В море вытекло 80 тысяч тонн нефти! Под угрозой гибели оказались устричные отмели и рыбные садки, пляжи всемирно известных курортов. Какими только способами не пытались люди бороться с нефтью, разлившейся на огромном пространстве акватории! Ее пытались собирать, пробовали жечь напалмом… Ничего не помогало. Для прибрежных стран это явилось поистине всенародным бедствием.

Только затихли разговоры по поводу злосчастного «Торри Кэньона», как в бухте Сан-Франциско столкнулись два танкера. 3 тысячи тонн сырой нефти залили на многие километры калифорнийские пляжи. Конечно, 3 тысячи тонн — это не 80 тысяч…

16 марта 1978 года авария супертанкера «Амако Кадис» привела к самой большой экологической катастрофе в истории мореплавания. Танкер потерпел аварию в водах, омывающих полуостров Бретань (Северная Франция), и в море вылилось около 200 тысяч (!) тонн сырой нефти. Ветер распространил нефтяное пятно более чем на 100 миль. Погибли устричные отмели, погибли птицы в океане. В приморских заболоченных местах уже через трое суток после катастрофы не осталось никакой жизни. Около 320 километров побережья было заражено нефтью. Вымерло все живое. И биологи говорят, что только через семь, а то и десять лет восстановится экологический баланс природы в этом районе.

Дочь известного немецкого писателя Томаса Манна — председатель совета планирования Международного океанического института на Мальте профессор Элизабет Манн-Боргезе в своей книге «Драма океана» подсчитала, что каждый год на международных морских трассах могут возникнуть не меньше 100 тысяч опасных ситуаций для танкеров, находящихся в пути. При этом около миллиарда тонн сырой нефти рискуют быть выброшенными в океан. Миллиард тонн! Попробуйте вообразить себе это количество, учитывая, что пленка нефти даже толщиной в одну молекулу способна нарушить фотосинтез в морских организмах, задушить и отравить маленьких и больших обитателей океана.

Океан — друг человеку, но друг взыскательный. Небрежностей по отношению к себе он не терпит. Ни одна страна не застрахована от тяжелых последствий аварий на море.

21 ноября 1981 года в Клайпедском порту пришло на суда штормовое предупреждение. Клайпеда — отличный порт, но в шторм — место опасное. Образуется здесь у берега мощный тягун. Он так водит суда у причалов, что никакие швартовы не выдерживают. На время непогоды портовые правила даже предусматривают прерывать грузовые операции. Все капитаны знают эти особенности и с получением штормового предупреждения предпочитают выходить из гавани и штормовать в открытом море: так куда безопаснее.

Однако официальное оповещение о надвигающемся урагане не застало на борту английского танкера «Глобе Асими», приписанного к Гибралтару, ни капитана, ни старшего механика, ни части команды. Они беспечно веселились в городе. Напрасно мерил беспокойными шагами ходовую рубку лоцман, готовый вывести судно из бухты. Отдать приказ отваливать может только капитан. В чреве судна тяжело переливалось 16 499 тонн топочного мазута да в бункере — 180 тонн моторного топлива и 50 тонн дизельного…

Ветер крепчал. Тяжелый теплоход водило на швартовых как ялик. Наконец под утро следующего дня явился на борт капитан. Однако вместо того чтобы тут же отдать нужные распоряжения, он тянул и тянул время, дожидаясь прихода старшего механика и недостающего члена машинной команды.

Ждать больше было невозможно. Толстые капроновые канаты лопались как нитки. Судно лишилось почти всех швартовых, когда наконец последовала долгожданная команда. Но и тут вместо того, чтобы набрать инерцию и миновать в районе узкости подветренную отмель на хорошем ходу, капитан вел танкер вяло и нерешительно. Правда, посудина постройки 1960 года была достаточно старой и изношенной…

У конца северного мола ветер с размаху бросил судно на камни. Обшивка лопнула, и мазут — густой черный мазут — широкой рекой хлынул через пробоину.

Даже старожилы Клайпеды не помнили за последние тридцать лет такого урагана. Ветер с запада мчал со скоростью 25–30 метров в секунду. Порывами скорость его увеличивалась до 50 метров в секунду. Волны методически разрушали корпус танкера, беспомощно лежащего на камнях. И он разламывался на глазах, истекая мазутом. На средней надстройке и на корме металась обреченная на неминуемую гибель команда.

По нашим законам главная ценность — человеческая жизнь. Помочь можно было, только наладив канатную переправу. Причем наладив сейчас же, не медля. Яростные волны не оставляли времени на раздумья. И вот 4 советских моряка, нагрузившись линеметом, бухтами капронового троса, канифас-блоками и рацией, пустились в опасный путь. До конца мола — 300 метров. 300 метров скользкого пути, через который то и дело переваливались и неслись горы холодной воды, смешанной с мазутом. Короткими перебежками, прижимаясь к камням, продвигались моряки.

Зацепившись за опору указательного знака на оконечности мола, они все же наладили подвесной путь с судна на берег, и к 21 часу со средней надстройки сняты были все, включая капитана и лоцмана. 15 человек оставались на корме, но они даже не рисковали перебраться по искореженной, захлестываемой волнами палубе к канатной дороге. Час спустя судно переломилось пополам. И все-таки к полудню следующего дня все моряки из команды злополучного танкера были спасены.

Ну а что же с грузом танкера? С этим дело обстояло гораздо хуже. Мазут покрыл акваторию порта, около 140 тысяч квадратных метров. Черная жижа проникла в Куршский залив, в прекрасный заповедник, безнадежно испортив камышовые заросли многочисленных островов…

Как только произошла авария, в городе была организована чрезвычайная аварийная комиссия. На всех примыкающих к заливу предприятиях действовали штабы по ликвидации последствий разлива мазута. В ближайшие дни из Новороссийска, Баку, Измаила, Вентспилса и Ленинграда прибыли спецформирования и специалисты, имеющие опыт работы с разлившейся нефтью. Самоотверженно боролись со стихией люди из Балтийского пароходства.

Все было брошено на борьбу с последствиями катастрофы. В напряженные дни в работах участвовало до 1700 человек и большое количество техники. Но что они могли противопоставить стихии? Волны рвали боны заграждений. Смешанный с водой, с портовым мусором, застывший мазут превратился в густую вязкую массу, которая почти не поддавалась откачке.

ТИМОРСКОЕ МОРЕ. Расположено между Австралией и островом Тимор. Площадь — 632 тысячи квадратных километров, глубина преимущественно до 200 метров, однако на севере у острова Тимор имеется впадина глубиной до 3310 метров. Крупный залив — Жозеф Бонапарт. Главный порт — Дарвин.

Названо по имени острова.

Двадцать три дня и двадцать три ночи шла схватка с мазутом. Западный ветер и зыбь выбросили часть мазута на золотые пески пляжей Мальнраге, Гируляя и Паланги. Грязь пришлось убирать вручную…

Когда шторм прекратился, большинство спасенных членов команды улетело домой. А сотни людей еще долгое время выгребали остатки разлитого мазута. И еще не один курортный сезон купающиеся будут находить черные метки пребывания «Глобе Асими» у наших берегов.

Добыча нефти в океанах, а следовательно, и ее перевозки будут нарастать: Тут уже ничего не поделаешь — технический прогресс вспять не повернешь. Но чем сильнее вмешательство человека в природу, тем осторожнее и внимательнее он должен быть. В наших руках могучая наука и техника, никаким силам природы не справиться с ними.

Пришло время человеку не только брать от планеты, но и заботиться о своем доме. И в первую очередь наша забота о чистоте Мирового океана.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru