«Пик нефти» перекроит мир. Пик потребления нефти


Пик потребления нефти - pustota

В продолжение предыдущей записи. Сделал расчет потребления нефти в случае еще более быстрого роста доли электрокаров + гибридов. Т.е. вплоть до того, что производство классических авто перестанет расти к 2030:

Хотя если смотреть на среднегодовые темпы производства электромобилей+гибридов, то динамика роста классических авто получается более бурной, но допустим такой вариант.

Прежде чем показать результаты проговорим про параметры. Был вопрос, почему в последние годы "полочка", а в прогнозе бурный рост. Потому что на мой взгляд полочка - обычная флуктуация. Долгосрочно рост достаточно стабилен:

Далее нужно иметь в виду, что средний срок службы автомобилей растет. Это значит что флот автомобилей уменьшается медленнее и произведенные машины в более позднее время продолжают бегать и потреблять топливо вместо того чтобы отправиться на свалку как предыдущее поколении. По моим расчетам средний срок службы автомобиля около 17 лет. Причем для прогноза я не стал его увеличивать, чтобы быть уверенным что мы рассматриваем худший сценарий.

Также считал, как будто гибриды совсем не потребляют топливо, что конечно далеко не так. Но опять таки для уверенности что это нижняя оценка, отбросим их потребление (50% от обычного авто) вовсе.

В прогнозе учел падение потребления топлива транспортом. По расчетам получилось, что в 1973 году средний автомобиль потреблял 0,8 литра нефти в день (246 млн авто потребляло 43% нефти от 45 мбд). Сейчас в 2 раза меньше и в 2030 вероятно будет потреблять 0,39 л.

Объем потребления другими отраслями считал неизменным и равным среднему за последние 10 лет (т.к. оно стабильно последние десятилетия). В итоге получилась такая динамика совокупного потребления нефти:

Т.е. получается стабилизация на отметке 104 101 мбд и стоит отметить, что это существенно меньше, чем ожидает EIA, которое прогнозирует потребление 109 мбд  в 2030 и без какого либо замедления темпов роста в дальнейшем.

Однако у меня подозрение, что они недооценивают развитие электромобилей и гибридов, поэтому реальность окажется примерно посередине между их оценками и представленным выше расчетом. Таким образом, рост потребления нефти весьма вероятен до 2030-2050 годов, после чего начнется снижение. Что вовсе не означает автоматического падения цен, конечно, т.к. и легкодоступных ресурсов к тому времени вряд ли прибавится.

доп: решил транслировать записи из ЖЖ также в мордокнигу, так что приглашаю в друзья всех, кому там удобнее.

pustota-2009.livejournal.com

Пик потребления нефти будет пройден в 2020 году

Админ | 2 Июнь 2017 | Комментариев: 0

Пик потребления нефти будет пройден в 2020 году, к такому выводу пришли учёные после анализа мирового потребления нефти в последние годы...

В каком году будет пройден пик спроса на нефть? В недавнем выпуске журнала "Экологическая наука и технологии", была напечатана статья под названием "Пик спроса на нефть и глобальное снижение добычи нефти". Её авторы, это учёные Адам Брандт, Адам Миллард-Ball, Мэтью Ганзер и Стивен Горелик, утверждают, что скорее всего в ближайшие годы увеличится расхождение между мировым экономическим ростом и использованием нефти, и это даже с учетом быстрого развития молодых экономик. Они считают, что энергоэффективность, рост урбанизации и снижение цен на альтернативные источники энергии несомненно вызовут снижение мирового спроса на нефть.

Многие аналитики приходят к аналогичному выводу. Согласно недавней публикации в "Citigroup", ожидается снижение спроса на нефть после 2020 года. Точно такое-же заключение делают в своём отчёте учёные из Университета Стэнфорда и Университета Калифорнии в Санта-Круз. Сделанные ими исследования представляют прогнозы мирового спроса на нефть в рамках различных сценариев (рост экономики, население, эффективность и замена нефти). Исследования не дают прогнозов изменений цен на нефть, но авторы считают, что если цены останутся на прежнем уровне, или даже увеличатся, пик спроса на нефть наступит даже раньше этого срока.

Чтобы объяснить свои результаты, учёные приводят несколько фактов. Во-первых, в последние годы рост экономик развитых стран был значительно меньше ожидаемого, и от этого конечно напрямую зависит количество потребляемой ими нефти. Кроме того, многие другие исследования говорят о наступлении "плато" или о замедлении увеличения потребления определенных товаров и услуг, после достижения какой-либо страной определенного уровня благосостояния. Например, рост объема продаж транспортных средств в отдельных странах, таких например как Китай, скоро должен снизиться и выравняться с западными странами. Растёт и производство транспорта работающего без использования нефти, в рамках своих усилий по сокращению загрязнения атмосферы, Китай продает 20000000 электрических скутеров в год. И это количество постепенно увеличивается.

Результаты этого исследования говорят нам о том, что если согласованные усилия правительств ряда стран по развитию альтернативных источников энергии и повышению энергоэффективности дадут результаты, спрос на нефть может упасть еще быстрее. По мнению авторов, государственная политика в области борьбы с изменением климата, ведёт к отказу от использования традиционных нефтяных ресурсов. Происходящая в последние годы быстрая переориентация на «нетрадиционные» источники энергии, в том числе на сланцевый газ, показывает, что истощение запасов нефти приведёт к использованию других энергоносителей.

С точки зрения выброса парниковых газов в атмосферу и снижения парникового эффекта, падение спроса на нефть будет несомненно хорошей новостью. Конечно в том случае, если энергия используемая для замены нефти будет иметь меньшее влияние на природу. Поэтому авторы доклада считают, что наука должна сосредоточиться на создании альтернативной энергетики и на развитии энергоэффективности, что в целом окажет положительное влияние на окружающую среду и сократит нашу зависимость от нефти. Это представляется особенно важным в некоторых стратегических отраслях, где спрос на нефть не уменьшается с повышением благосостояния, а наоборот увеличивается. Это такие отрасли как воздушный транспорт (пассажирские и грузовые перевозки) и т.д..

www.tesla-tehnika.biz

WikiZero - Пик нефти

open wikipedia design.

Данные в этой статье приведены по состоянию на 2010 год.

Вы можете помочь, обновив информацию в статье.
Глобальная эмиссия углерода в результате сжигания ископаемых топлив, является индикатором потребления, период 1800—2004 гг. Общее количество показано чёрным. Нефть показана синим.

Пик нефти — максимальное мировое производство нефти, которое было или будет достигнуто, и за которым последует спад добычи. Теоретически пик нефти был предсказан американским геофизиком Кингом Хаббертом, который создал модель известных запасов и предположил в 1956, в статье [2], представленной на конференции Американского института нефти, что добыча нефти в материковой части США достигнет пика между 1965 и 1970; и что мировая добыча достигнет пика в 2000 г.

Добыча традиционной нефти в США достигла максимума в 1971[1], и с тех пор убывает. Мировая добыча не достигла максимума в 2000 г. Сторонники теории пика нефти предлагают объяснение, что модель Хабберта не учитывала новые методы добычи и эффект от нефтяных эмбарго ОПЕК 1973 и 1979 гг., которые несколько снизили глобальное потребление нефти и отложили пик.

Так как нефть является невозобновляемым ресурсом, неизбежно, что когда-нибудь общемировая добыча достигнет пика. Теория Хабберта состоит в том, что те же вычисления, что успешно предсказали пик добычи нефти в США, применимы и к другим случаям, таким, как пик мировой добычи нефти. Были опубликованы различные оценки времени мирового пика, как Хаббертом, так и другими, причём некоторые из этих дат уже в прошлом. Это привело к критике его метода и предсказаний, сделанных с его помощью.

Мировая среднесуточная добыча нефти с 1930 по 2012 год[2]

Теория Хабберта является постоянным предметом обсуждения из-за потенциальных эффектов снижения добычи нефти, а также из-за постоянных споров относительно энергетической политики. Спектр мнений относительно эффекта прохождения пика Хабберта простирается от веры, что рыночная экономика обеспечит решение, до сценариев судного дня для мировой экономики, неспособной удовлетворить свои потребности в энергии.

Некоторые руководители нефтяных компаний, экономисты и аналитики сомневаются, что теория пика Хабберта применима в мировом масштабе. С другой стороны, корпорация Chevron развернула рекламную акцию Вступите ли Вы в наши ряды?, стремясь проинформировать публику о возможном иссякании нефти и поддержать обсуждение этой проблемы. Веб-страница кампании отмечает заключения, сделанные международным агентством по энергетике (IEA) в докладе «World Energy Outlook 2004»[3]: «Ископаемое топливо в настоящее время обеспечивает большую часть мирового потребления энергии, и будет продолжать это делать в обозримом будущем. Хотя в настоящее время запасы велики, они не вечны. Добыча нефти убывает в 33 из 48 стран с наибольшей выработкой, …»[4][5]

Текущих мировых разведанных запасов нефти, по состоянию на 2015 год, при сохранении объёмов мировой добычи 2015 года, хватит примерно на 50 лет[6][7][8].

Объёмы добычи нефти зависят от текущего мирового спроса и цен на нефть и нефтепродукты. В периоды мировых экономических кризисов перепроизводства (включая перепроизводство нефти) происходит падение цен на нефть, временно сокращается и добыча[9]. В 2014 г. очередное перепроизводство нефти снова привело к резкому падению мировых цен на нефть[10]. Чтобы поддержать рост цен, в ноябре 2016 г. страны ОПЕК договорились снизить среднесуточную добычу на 1,2 млн баррелей в сутки (1 % общемировой добычи)[11]. Как считают эксперты «Forbes» (2015 г.), «сланцевая революция» и использование альтернативных видов топлива, вроде сжиженного природного газа и биоэтанола, вновь отложили пик добычи традиционной нефти[6], так как добыча сланцевых нефти и газа обеспечили главного мирового потребителя — США[12]. Повышение цен на нефть, разработка новых технологий её добычи позволят добывать трудноизвлекаемые запасы, которые раньше нерентабельно было разрабатывать[13].

www.wikizero.com

«Пик нефти» перекроит мир

В будущем переходе с нефтянки и ДВС на электроэнергию и электромобили можно выделить только пару ключевых моментов: максимум добычи и спроса, и снижение потребления нефти.

Скорость распространения инноваций

В фильме “Матрица” есть эпизод, где Морфеус философствует о том, что виртуальный мир подчиняется собственным законам, кардинально отличающимся от законов реального мира. И сегодня это видно как никогда: в цифровом мире концепции и продукты расцветают и умирают за считанные годы, иногда дни. Например, дневная аудитория игры “Pokemon Go” за две недели достигла половины уровня твиттера, Фейсбук за пять лет охватил 10% мирового населения, а компания Майкрософт силой перевела сотню миллионов пользователей c Windows 7 на Windows 10 изменив механизмы обновления. Вследствие этого создаётся ложное впечатление, что быстр и весь остальной мир — со дня на день планета заполнится электромобилями, солнечными панелями и биткоинами.  

Но распространение концепций и объектов по реальному, физическому миру сопряжено со значительными затратами ресурсов — энергетическими, материальными, финансовыми. Материальные ценности не поддаются копипасте, а ждать посылки из Китая приходится неделями, в отличие от электронной почты. Скорость проникновения персональных автомобилей в общество была черезвычайно медленной — каждый десятый землянин обзавёлся автомобилем только спустя 65 лет после начала его промышленного производства. Мобильным телефонам на это потребовалось 20 лет и по меркам реального мира это сверхбыстрое исключение из правил — возможно, дело в небольшом размере и цене каждого устройства, а так же в наличии убийственных преимуществ над стационарным телефоном.

Раз уж разговор идёт об энергии и нефти, то уместно упомянуть солнечную энергетику: в 1982 году появилась электростанция на солнечных батареях мощностью 1 мегаватт, 2000 год принёс отметку в 1 гигаватт суммарно для всех станций. К 2016 году солнечная энергетика у всех на слуху, но занимает непропорционально мало — 1,3% от мирового производства электроэнергии и 0,5% от производства всей первичной энергии при помощи 295 гигаватт. Или такой пример: мало кто знает, но однажды электромобили занимали 30% от всего парка автомобилей и было это в 1900 году в США. Следующая веха это аж 1990-е, когда General Motors, Toyota и т.д. произвели для американского рынка несколько тысяч электромобилей, но проекты были признаны неуспешными. Tesla выпустила свою первую модель электромобиля в 2008 году, в 2016 продажи компании составили 84 тысячи штук.

Отсекая электромобили начала века можно сказать, что десятилетия позади и до победного конца десятилетия впереди: в 2016 было произведено 466 тысяч электромобилей (без учёта гибридов) против почти сотни миллионов транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) — разница в 200 раз. Во-вторых, в отличие от “быстрых” мобильных телефонов, у электромобилей отсутствуют киллер-фичи — принципиальные преимущества перед обычными машинами. На данный момент скорее даже наоборот.

Мораль: реальный мир, в противовес виртуальному, очень инерционен и инновации распространяются по обществу десятилетиями. Не следует повторять ошибок предыдущих поколений и заявлять что через пару лет всё перевернётся с ног на голову. Реальный мир так не работает и подчиняется собственным неповоротливым законам.   

Потребление нефти: устойчивый рост на протяжении 30 лет

В будущем переходе с нефтянки и ДВС на электроэнергию и электромобили можно выделить пару ключевых моментов. Это “пик нефти”, когда будет пройден максимум добычи и спроса, и кратное снижение потребления нефти, которое будет означать свершившийся переход. Нефтехимическая и другая промышленность, авиация, морской, грузовой транспорт и т.п. не дадут сильно снизиться спросу, поэтому в перспективе двух десятков лет нас ждёт только “пик нефти”. Причём, текущая ситуация в нефтянке и запасы нефти говорят, что “пик” будет связан не с ограничениями добычи, а со снижением потребления.

Вот как выглядит структура потребления нефти в динамике:  

Что стоит подметить: НЕтранспортное потребление нефти (серым цветом на графике) по сути стагнирует на протяжении 30 лет, революций там не намечается. Скорее даже наоборот и дешёвая нефть сейчас стимулирует этот сектор. А вот над растущим сектором пассажирских машин навис риск распространения электромобилей и все разговоры о “пике нефти” логично свести именно к нему. Потребление транспортного сектора растёт линейно на протяжении 30 лет, соответственно чтобы сделать “пик” нужно переломить этот рост. В среднем он составляет 1,1-1,2 миллиона баррелей в сутки (МБ/д) ежегодно, а в последние несколько лет благодаря низким ценам рост спроса на нефть даже ускорился. 

И ещё удивительный факт: на графике не видно следов роста эффективности двигателя внутреннего сгорания, которым часто пытаются объяснить будущее снижение потребления нефти. Причина проста: парк машин растёт гораздо быстрее эффективности, экспоненциально. Во-вторых, увеличивается и средний годовой пробег машины. Соотношение можно наглядно отобразить на графике:   

С одной стороны трёхкратное увеличение автопарка, с другой — небольшое сокращение годового потребления нефтепродуктов на машину  

Арифметика “пика нефти”

Выше можно увидеть, что потребление нефти пассажирскими автомобилями растёт и немало, в среднем на 0,5 МБ/д в год. Оно и понятно — в год производят десятки миллионов машин, за 2016 год 69,5 млн. Но не всё производство де-факто обеспечивает этот рост потребления, так как часть машин выходит из эксплуатации и их нужно заменять новыми. При этом новые машины потребляют меньше топлива и две вышедшие из эксплуатации эквивалентны по потреблению примерно трём новым. Учитывая замену старым машинам и рост эффективности можно разбить производство на такие составляющие:  

Сумма полей составляет годовое производство

Соответственно, из 69,5 млн производства машин только 25,5 млн ответственны за прирост потребления нефти. И для остановки этого роста их нужно заменить производством электромобилей. Годовое производство бОльшего количества электромобилей приведёт к сокращению потребления нефти этим сектором.

Но транспорт это не только легковушки. Мировой пассажиро- и грузооборот растёт вместе с экономикой, поэтому рост потребления продолжается и в авиационном, морском и грузовом транспорте. Самолёты будут ещё очень долго летать на керосине; морской транспорт, в теории, может перейти на сжиженный природный газ, но прогресса пока нет и не планируется. Грузовой автотранспорт отстаёт в электрификации минимум на десять лет и до 2030 не успеет значимо повлиять. Так что в мире есть и другие сектора, которые обеспечивают и будут обеспечивать рост потребления нефти. Суммарный рост потребления этих трёх секторов около 0.65 МБ/д в год, а значит для его нивелирования потребуются дополнительные 31 миллион электромобилей. Итого — 56 млн. Конечно, цифры условны, но основная цель это понять ситуацию хотя бы в общих чертах.

При этом парк автотранспорта увеличивается по экспоненте, а значит со временем будет требоваться всё больше электромобилей для “пика нефти”. Во-вторых, электромобили тоже со временем выбывают из автопарка и их нужно заменять новыми. Поэтому “пик нефти” убегает от электромобилей:  

Достижение производством жёлтой линии приведёт к “пику нефти”

Пока производство электромобилей развивается относительно медленно — по кубической параболе, и в обозримом будущем достичь необходимого для “пика нефти” производства не получится. Но при совпадении ряда факторов в будущем рост может ускориться и перейти на экспоненту. Например, объединение концепций электромобиля и автопилота может существенно снизить стоимость услуг городского такси. Или произойдёт прорыв в аккумуляторных батареях и у электромобилей наконец-то появится киллер-фича по цене, дальности хода и так далее. Ну или другие сектора потребления нефти начнут снижаться, чего исключать нельзя.

Ничего удивительного в том, что для “пика нефти” требуется такое заоблачное производство электромобилей. Мировое производство автотранспорта с двигателем внутреннего сгорания скоро перевалит за сотню миллионов, а парк автомобилей за полтора миллиарда. Миллионом или даже десятком миллионов электромобилей, очевидно, не отделаться.  

Взгляд со стороны: МВФ и “Блумберг”

В качестве проверки на адекватность следует сравнить результаты с авторитетными организациями. Например, Международный Валютный Фонд недавно попробовал оценить потребление нефти в долгосрочной перспективе, наложив текущие тренды на пару исторических аналогий: переход с лошадиной тяги к автомобилям и динамику производства автомобилей в начале 20 века. В сверхоптимистичном для электромобилей сценарии “пик нефти” происходит около 2027 года, а в 2040 году спрос на нефть будет меньше текущего на треть. Однако сценарий предполагает 200-кратный рост парка электромобилей за 10 лет, что делает данную историческую аналогию неподходящей. В более адекватном сценарии нефть “пикает” в 2030-х и в 2040 году спрос лишь на 4% ниже текущего уровня.

По мнению энергетического подразделения агентства “Блумберг” вклад электромобилей в замещение потребления нефти тоже небольшой — весь парк электромобилей (а не производство отдельного года) с учётом плагин-гибридов в 2016 году заместил 0,017 МБ/д потребления нефти. Относительно среднегодового роста спроса на нефть (1,2 МБ/д), а тем более всего потребления нефти (96 МБ/д) — ничтожная цифра.  

Оставлять ли нефть внукам?

Упорядочив вышесказанное, наиболее вероятно, что “пик нефти” произойдёт где-то в 2030-х. Это безумно далеко, если вы живёте для себя и сегодняшним днём, но совсем рядом, если мыслить масштабом нации и государства. Снижение спроса на нефть позволит во многом обходиться старыми месторождениями без разведки и разработки новых, что снизит себестоимость добычи и, соответственно, мировые цены. 

Добыча и экспорт нефти как основа российской экономики давно подвергается критике под предлогом оставить ценный и невозобновляемый ресурс детям и внукам. Но из-за “пика нефти” и электромобилей нефть будет ценна не более пары-тройки десятилетий. А далее уже неизвестно будет ли вообще выгодно её экспортировать после добычи в далёком Северном Ледовитом Океане, так как дешёвые месторождения Западной и Восточной Сибири будут прилично исчерпаны к этому времени. Поэтому стратегия оставить нефть “на потом” неверна — её нужно добывать прямо сейчас, пока в этом есть смысл. Далее вкладывать прибыль во что-то полезное и для получения положительно-обратной связи. И главное, нет никаких гарантий что без экспорта нефтегаза получится лучше — за примерами по бывшему СССР далеко ходить не надо. Учитывая, что даже дешёвой нефти у нас гораздо больше чем на 20 лет, стоит поторопиться, а россияне конца ХХI века нефть как подарок от своих предков могут и не оценить.

Существует мнение, что нефть это проклятье России, из-за которого страна не смогла развить более высокотехнологичные отрасли и в рамках такой гипотезы дальнейшие старания увеличить добычу и экспорт пойдут только во вред. На самом деле одно другому не мешает и в мире достаточно развитых стран со схожим уровнем проникновения добычи полезных ископаемых в экономику — Норвегия, Австралия, Канада.

Может появиться желание оставить нефть внукам из собственных стратегических интересов — на авиацию и так далее. Однако, в этом случае потребление будет невелико и с ним справятся и старые для того времени месторождения. Во-вторых, нефть можно получать из газа, которого у нас ещё лет на сто и из угля, которого на двести. И в третьих, из воздуха и воды — из первого брать углерод, из второго водород. Процессы из газа и угля давно отработаны, а из воздуха и воды пока только уровень лабораторных экспериментов и окупаемость при паре-тройке сотен долларов за бочку нефти.

Как “пик нефти” перекроит мир — вопрос дискуссионный. Тем не менее, нефть по-прежнему будет требоваться в огромных количествах, пусть потребление и будет снижаться. Во-вторых, не менее сложная задачка заменить природный газ, так что придётся ещё долго следить за соревнованиями источников энергии в этой затянувшейся углеводородной эпохе. опубликовано econet.ru 

 

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

econet.kz

«Пик потребления нефти»? - 页岩气

«Пик потребления нефти» стал модным концептом  среди климат-борцунов, но данные свидетельствуют о том, что потребление нефти растет самыми быстрыми темпами в течение десяти лет и не проявляет  признаков ослабевания.

Мировое потребление нефти в 2015 г. увеличилось на  1,9 Мбд (миллионов баррелей в сутки), самый большой годовой прирост с 2004 г., за исключением посткризисного отскока в 2010 г. Большинство экспертов прогнозируют рост потребления еще на 1,5 Мбд в 2016 г. и на столько же  в 2017 г. Потребление нефти в промышленно развитых странах, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР),  достигло  50 Мбд еще в 2005 г. В период с 2006-2014 гг. потребление  сокращалось, а к 2014 г. потребление упало на 5 Мбд  или на 10%.

В странах ОЭСР  потребление действительно, как кажется, достигло  "пика" благодаря сочетанию высоких и растущих цен на нефть,  программам энергоэффективности и длительной экономической слабости. Но, в остальном мире, потребление продолжает быстро расти.

На страны, не входящие в ОЭСР, приходится рост на 13 Мбд за период с 2005-2014 гг. За весь период 2005-2015 гг. мировое потребление увеличилось более чем на 10 миллионов баррелей в сутки, поскольку растущая жажда нефти на развивающихся рынках  компенсируют снижение спроса в странах ОЭСР. Мировая экономика продолжает расширяться, цены на нефть находятся на самом низком уровне за 10 лет, а потребление продолжит рост в обозримом будущем.В 2013 г. страны, не входящие в ОЭСР,  стали впервые потреблять больше нефти, чем  страны развитых экономик, и нет никаких признаков того, что рост потребления замедлится.

Страны ОЭСР, которые сообщили о снижение потребления за последнее десятилетие: США  (-1,4 Мбд), Япония (-1,2 Мбд), Германия (-0,3 Мбд), Франция (-0,3 Мбд) и Великобритании ( -0,3 Мбд). Но это было более чем компенсировано быстрым ростом  потребления в развивающихся экономиках: Китай (+5,1 Мбд), Индия (+1,6 Мбд), Саудовская Аравия (1,7 Мбд) и Бразилия (+1,0 Мбд). В результате, 10 из 20 стран-потребителей нефти в настоящее время находятся за пределами ОЭСР.

Быстрорастущий средний класс в развивающихся рынках показывает сильное стремление к собственности на автомобили и на авиаперелеты. Регистрация автомобилей в развивающихся экономиках, таких как Китай и Индия,  быстро растет, что означаеи огромный потенциал для дальнейшего роста.  Спрос на региональные и дальние воздушные расстояния также быстро растет:  6,8% пассажиров на километр в Латинской Америке в прошлом году и 8,7% в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Климат-борцы  видят неизбежный пик потребления нефти в ближайшие 10-20 лет, но они уделяют слишком много внимания на  потенциал  электрических транспортных средств и большую эффективность, что может сократить спрос на нефть в странах с развитой экономикой. Но будущее потребление нефти в большей степени связано с революцией мобильности в развивающихся экономиках, где растущий спрос поездок на работу и для удовольствия не показывает никаких признаков ослабления.http://peakoil.com/consumption/neither-peak-oil-nor-peak-oil-demand

anti-shale.livejournal.com

Пик нефти - это... Что такое Пик нефти?

Глобальная эмиссия ископаемого углерода, являющаяся индикатором потребления, 1800—2004. Общее количество показано чёрным. Нефть показана синим.

Пик нефти — максимальное мировое производство нефти, которое было или будет достигнуто. Теоретически пик нефти был предсказан американским геофизиком Кингом Хаббертом, который создал модель известных запасов и предположил в 1956, в статье *, представленной на конференции Американского института нефти, что добыча нефти в материковой части США достигнет пика между 1965 и 1970; и что мировая добыча достигнет пика в 2000 г.

Добыча нефти в США достигла максимума в 1971 [2] (англ.), и с тех пор убывает. Мировая добыча не достигла максимума в 2000 г. Сторонники теории пика нефти предлагают объяснение, что модель Хабберта не учитывала нефтяные эмбарго ОПЕК 1973 и 1979 гг., которые снизили глобальное потребление нефти и отложили пик.

Так как нефть является невозобновляемым ресурсом, неизбежно, что когда-нибудь общемировая добыча достигнет пика. Теория Хабберта состоит в том, что те же вычисления, что успешно предсказали пик добычи нефти в США, применимы и к другим случаям, таким, как пик мировой добычи нефти. Были опубликованы различные оценки времени мирового пика, как Хаббертом, так и другими, причём некоторые из этих дат уже в прошлом. Это привело к критике его метода и предсказаний, сделанных с его помощью.

Теория Хабберта является постоянным предметом обсуждения из-за потенциальных эффектов снижения добычи нефти, а также из-за постоянных споров относительно энергетической политики. Спектр мнений относительно эффекта прохождения пика Хабберта простирается от веры, что рыночная экономика обеспечит решение, до сценариев судного дня для мировой экономики, неспособной удовлетворить свои потребности в энергии.

Некоторые руководители нефтяных компаний, экономисты и аналитики сомневаются, что теория пика Хабберта применима в мировом масштабе. С другой стороны, корпорация Chevron развернула рекламную акцию Вступите ли Вы в наши ряды?, стремясь проинформировать публику о возможном иссякании нефти и поддержать обсуждение этой проблемы. Веб-страница кампании отмечает заключения, сделанные международным агентством по энергетике (IEA) (англ.) в докладе «World Energy Outlook 2004»: «Ископаемое топливо в настоящее время обеспечивает большую часть мирового потребления энергии, и будет продолжать это делать в обозримом будущем. Хотя в настоящее время запасы велики, они не вечны. Добыча нефти убывает в 33 из 48 стран с наибольшей выработкой, …»

Прогнозирование пика добычи нефти

Существуют различные точки зрения на то, когда пик добычи нефти будет достигнут. Геолог Колин Кэмпбелл, представляющий «Ассоциацию по исследованию пика нефти и газа», вычислил, что глобальная добыча нефти уже достигла пика весной 2004, хотя и на темпе 23 ГБ/г (гигабаррелей в год), а не Хаббертовском 13 ГБ/г. После урагана Катрина, Саудовская Аравия признала, что она просто не в состоянии увеличить добычу настолько, чтобы скомпенсировать добычу на потерянных добывающих платформах в Мексиканском заливе. Многие сочли это началом финального нефтяного кризиса, в ходе которого общее количество доступной нефти в мире начнёт постепенно, но необратимо снижаться.

И этот кризис не ограничивается нефтью. Традиционные запасы природного газа также ограничены пиками добычи, что для отдельных географических регионов заостряется трудностями транспортировки этого ресурса на значительные расстояния. Добыча природного газа уже достигла пика на Североамериканском континенте в 2003 г. Поставки газа из Северного моря также прошли пик. Добыча газа в Великобритании достигла наивысшей точки в 2000 г.; падение выработки и возросшие цены являются в этой стране чувствительным политическим вопросом. Даже если новые технологии добычи откроют новые источники природного газа, наподобие метана из угольных пластов, выход энергии на единицу затраченной энергии будет гораздо ниже, чем у традиционных источников газа, что неизбежно приведёт к более высоким ценам для потребителей природного газа.

По мнению научного руководителя Института нефтегазовой геологии и геофизики Сибирского отделения РАН А. Конторовича, пик мировой нефтедобычи придётся на 2030—2040 годы, когда ежегодно будет добываться около 4,6-4,8 млрд тонн.[1] Международное энергетическое агентство прогнозирует наступление «нефтяного пика» к 2030 г.[2]

Теория Хабберта

Геофизик Кинг Хабберт создал математическую модель добычи нефти, которая предсказывает, что общее количество добытой нефти как функция времени следует логистической кривой. Из этого следует, что темп добычи нефти является производной логистической функции по времени. График такой производной имеет колоколообразную форму. Эта кривая в настоящее время известна как кривая Хабберта (англ.).

Исходя из данных о добыче нефти в прошлом и исключая внешние факторы (например, отсутствие спроса), модель предсказывает дату максимальной добычи нефти для нефтяного поля, нескольких нефтяных полей или всего региона. Эта точка максимального выхода называется пик. Период после пика называют иссяканием. График темпа добычи для отдельного нефтяного поля имеет форму колокола: сначала постепенный стабильный рост добычи, затем быстрый рост, за ним следует плато (пик) и, наконец, крутой спад.

Когда находят залежи нефти, добыча вначале невелика, поскольку требуемая инфраструктура ещё не построена. По мере бурения скважин и установки более эффективного оборудования добыча возрастает. В какой-то момент достигается пик выхода, который невозможно превзойти даже улучшенной технологией или дополнительным бурением. После пика добыча нефти медленно, но неуклонно спадает. После пика, но до того, как нефтяное поле полностью исчерпано, достигается другой важный этап, когда на добычу, транспортировку и обработку барреля нефти расходуется больше энергии, чем количество энергии, содержащееся в этом барреле. На этом этапе, рассуждал Хабберт, добыча нефти с целью получения энергии более неоправданна, и поле может быть заброшено.

В 1956 г. Хабберт предсказал, что добыча нефти в континентальной части США достигнет пика между 1965 и 1970 г. Добыча нефти в США достигла пика в 1971 и с тех пор убывает. Согласно модели Хабберта, залежи нефти в США будут исчерпаны до конца XXI века.

Некоторые исследователи применяли теорию Хабберта также и к другим видам ископаемого топлива: природному газу, углю и нестандартным залежам нефти.

Следует отметить, что изначальные формулировки Хабберта относились к «теоретической, неограниченной области» и что в модель нужно вносить поправки, если действуют существенные искусственные помехи (например, политические или связанные с защитой окружающей среды).

Предсказание пика

Немногие будут оспаривать, что запасы ископаемого топлива конечны и что в будущем потребуются альтернативные источники энергии. Тем не менее, большинство критиков утверждают, что пик не случится в ближайшем будущем и что форма пика будет неправильной и широкой, а не острой, как у кривой Хабберта. Как для любой другой математической модели, достоверность предсказания ограничена достоверностью исходных данных. Если переменные оценены неправильно, формула даст неправильные результаты.

В 1971 Хабберт использовал оценки глобальных запасов нефти сверху и снизу, чтобы предсказать, что мировая добыча нефти достигнет пика между 1995 и 2000. Ассоциация по исследованию пика нефти и газа (ASPO) вычислила, что годовой пик добычи сырой нефти из обычных источников был в начале 2004. Однако следует отметить, что события, произошедшие после предсказания Хабберта, могли отложить пик, — в особенности, нефтяной кризис 1973 года, во время которого сократившееся предложение нефти привело к дефициту нефти, и, в конечном счёте, к её меньшему потреблению. Всплеск цен на нефть 1990 года из-за войны в Персидском заливе имел схожее с нефтяным кризисом 1973 года влияние на предложение, хотя и не столь сильное, как последний. Что касается спроса, рецессии начала 1980-х и 90-х гг. сократили спрос на нефть и её потребление. Все эти эффекты, вообще говоря, могли отложить пик нефти.

ASPO была основана геологом Колином Кэмпбеллом. Основываясь на современных сведениях об известных залежах нефти, примерной величине будущих находок, растущем спросе на нефть и доступной технологии, ASPO предсказывает, что мировая добыча достигнет пика около 2010 г. Пик добычи природного газа ожидается между 2010 и 2020, (*), но из-за трудности транспортировки этого сравнительно летучего вещества, время пика будет зависеть от региона.

В 2004 г. в мире было потреблено 30 миллиардов баррелей нефти, за то же самое время было открыто всего восемь миллиардов баррелей новых запасов. Огромные, легко разрабатываемые месторождения, всего вероятнее, уходят в прошлое. В августе 2005, Международное энергетическое агентство сообщило о глобальном потреблении 84,9 миллионов баррелей в день, или более 31 миллиарда баррелей в год. Это означает, что превышение добычи над потреблением сейчас составляет 2 Мб/д (миллиона баррелей в день). Текущие запасы в системе ОЭСР покрывают 54 дня потребления, и ещё 37 дней покрываются запасами на случай чрезвычайных ситуаций.

Геологическая служба США (USGS) оценивает (англ.), что запасы нефти достаточны для продолжения добычи в течение 50-100 лет при текущей скорости добычи. Исследование USGS мировых запасов нефти, датированное 2000  г., предсказывает возможный пик нефтедобычи около 2037 г. На это возражает высокопоставленный инсайдер Саудовской нефтяной промышленности, который утверждает, что предсказание американского правительства относительно будущего предложения нефти является «опасным преувеличением» [3] (англ.). Кэмпбелл отстаивает позицию, что оценки USGS используют неверную методологию. Например, страны ОПЕК преувеличивают свои запасы, чтобы получить большие квоты и избежать внутренней критики. Рост населения и экономики может в будущем привести к увеличению спроса на нефть.

Наконец, оценки запасов нефти, сделанные USGS, возможно, основаны на политических соображениях не менее, чем на исследованиях. Согласно отделу информации об энергетике департамента энергетики США, «оценки основаны на не-технических соображениях, поддерживающих рост предложения в США до уровня, необходимого для удовлетворения прогнозируемого спроса». (Ежегодный энергетический обзор 2007 с прогнозами до 2030 (англ.)).

Британский Совет по энергетическим исследованиям предсказывает наступления «пика нефти» в 2020-е годы, Международное энергетическое агентство — в 2030 году.[4]

Энергетическая отдача инвестиций

В середине девятнадцатого столетия, когда началась добыча нефти, на самых крупных нефтяных месторождениях добывалось пятьдесят баррелей нефти на каждый баррель, израсходованный при добыче, транспортировке и перегонке. Это отношение часто называют «энергетической отдачей инвестиций» («Energy Return on Investment»). Это отношение становится со временем всё меньше: в настоящее время добывают между одним и пятью баррелями нефти на каждый затраченный в процессе добычи баррель. Причина такого снижения эффективности в том, что извлекать нефть становится всё труднее по мере истощения месторождения.

Когда это отношение достигает уровня, при котором для добычи одного барреля надо израсходовать количество энергии, содержащееся в одном барреле, нефть более нельзя использовать как первичный источник энергии. На таком уровне энергия, используемая для добычи нефти, должна происходить из альтернативных источников энергии.

Некоторые разновидности энергии удобнее других — благодаря концентрации энергии и относительной безопасности при комнатной температуре и атмосферном давлении, бензин уникально подходит для транспортировки. Нефть также пригодна как химическое сырьё, в отличие от таких источников энергии, как ветер и солнечный свет. Поэтому возможно, что добыча и перегонка нефти продолжится даже после того, как выход энергии станет отрицательным.

Общественный резонанс

Информированность об исследованиях Хабберта и его теории нефтяного пика становится всё более заметным социологическим явлением. Увеличилось как количество людей, изучающих или интересующихся теорией Хаббертовского пика истощения нефти и озабоченных возможными долгосрочными последствиями для общества, так и людей, занимающихся информированием публики о пике нефти.

Возможные последствия пика нефти

Вначале пик добычи нефти проявится как структурная мировая нехватка нефти. Эффекты такой недостачи будут зависеть от темпов убывания добычи, а также от разработки и внедрения альтернатив. Если альтернативы не появятся, многие товары и услуги, производимые с использованием нефти, станут дефицитными, что поведёт к снижению жизненных стандартов во всех странах.

Есть также вероятные политические последствия «пика нефти.»

В 1976 г. Вильям Офалс опубликовал книгу «Экология и политика ограниченных ресурсов» *, в которой утверждается, что поскольку основные системы управления Западного мира развились между 1700-ми и 1900-ми, эти системы встречали условия щедрых запасов природных ресурсов, и начали их подразумевать. Наши системы правления, далее, стали принимать за данность (и зависеть от) неограниченного роста и практически неограниченных природных ресурсов, включая нефть и природный газ. Слово «нехватка» — нежеланный гость в современном политическом дискурсе. Этот факт уменьшает способность правительств рассматривать и смягчать надвигающиеся социальные и политические проблемы, связанные с «пиком нефти».

Альтернативы обычным месторождениям нефти

Альтернативами нефти могут быть источники энергии, которые заменили нефть в одном или нескольких приложениях, включая: в качестве первичного источника энергии, топлива для транспорта и как ингредиент в пластиках и пестицидах. Альтернативы включают в себя битумные пески, нефтеносные сланцы, а также сжижение и газификацию угля. Когда традиционные запасы нефти вступят в фазу истощения, мир начнёт всё более полагаться на эти альтернативные источники энергии, но пока что ни один из них не является достаточно дешёвым, чистым (не загрязняющим окружающей среды) и доступным в количествах, хотя бы близким к огромному каждодневному объёму потребления нефти и природного газа в мире.

Текущие события, имеющие отношение к запасам нефти

В конце 2005 г., по мере роста цен на нефть, теория Хабберта и её потенциальные следствия привлекают всё большее внимание. Нестабильность цен на нефть и газ печально известна, и рост цен мог быть вызван множеством других факторов, однако большинство согласно, что возросший спрос, в особенности со стороны Китая и Индии, явился важнейшим фактором. Такой рост спроса ещё быстрее приближает наступление пика Хабберта.

Динамика цен на нефть

На Июнь 2005 г., ОПЕК признала, что они 'с трудом' смогут добыть достаточно нефти, чтобы смягчить ценовое давление в четвёртом квартале года. Ожидалось, что летом и зимой 2008 г. цены на нефть ещё поднимутся; некоторые утверждали, что это классический пример превышения спроса над предложением. Другие, возможно, объяснят это всевозможными геополитическими факторами в регионах добычи нефти. Другое вероятное объяснение растущих цен — это то, что они вызваны слишком большим количеством бумажных денег, а не слишком малым количеством нефти. Согласно этой точке зрения, резкое повышение цен на все виды сырья и недвижимость указывают на рост инфляции. Хотя весной и летом 2008 цена на нефть достигла рекордных уровней в районе 140 долларов за баррель, к осени она опускалась ниже 40 долларов за баррель.

В России зафиксирован спад в добыче, хотя прогноз правительства утверждает, что рост будет продолжаться до 2030 года.

Также эксперты прогнозируют, что при ценах ниже $80 за баррель рентабельность будет отрицательной: никто бурить не будет.

Критика

Модель Хабберта вызывает споры. Некоторые экономисты нефтяной отрасли, например, Майкл Линч (англ.), приводят (англ.) тот аргумент, что кривая Хабберта, имеющая острый пик, неприменима глобально из-за различий в запасах нефти, военных и политических факторов, спроса, и торговых партнёрств между странами и регионами.

Критики вроде Леонардо Могери указывают, что сторонники теории пика Хабберта, например, Кэмпбелл, в прошлом предсказывали пик глобальной добычи в 1989 и 1995, основываясь на доступных в то время данных об объёмах добычи. Могери утверждает, что почти все оценки не принимают во внимание нестандартные источники нефти, хотя доступные объёмы этих ресурсов огромны, а стоимость добычи, хотя пока и очень высокая, снижается благодаря усовершенствованию технологии. Однако данная позиция нивелируются все возрастающим потреблением — за последние 35 лет оно выросло с 20 до 30 млрд баррелей в год.[источник не указан 39 дней]

Далее, он отмечает, что процент извлечения нефти на существующих месторождениях увеличился от примерно 22 % в 1980 до 35 % в настоящее время благодаря новым технологиям, и предсказывает, что эта тенденция продолжится в будущем. Согласно Могери, отношение между подтверждёнными запасами нефти и текущей добычей постоянно росло, начиная с 20 лет в 1948, до 35 лет в 1972 и достигая примерно 40 лет в 2003. Он также утверждает, что этот прогресс был достигнут даже несмотря на низкие инвестиции в геологоразведку и усовершенствование технологий по причине низких цен на нефть в течение последних 20 лет. Текущие высокие цены вполне могут вызвать увеличение инвестиций *.

В настоящее время дебаты сосредоточены на энергетической политике, а также относительно того, следует ли перебросить финансирование на увеличение эффективности расхода топлива и на развитие альтернативных источников энергии наподобие солнечной и ядерной энергии. Несогласные с Кэмпбеллом, например, Майкл Линч*, отстаивают позицию, что его исследования проведены недостаточно аккуратно. Они указывают на дату приближающегося пика, который вначале предсказывался на 2000 г., но теперь отодвинут до 2010 г. Однако Кэмпбелл и его сторонники настаивают, что когда будет достигнут пик добычи не столь важно, как осознание, что он наступит. Фредди Хаттер * является его наиболее настойчивым критиком. На протяжении 2001—2003 в своих ежемесячных бюллетенях Кэмпбелл утверждал, что его сделанное в 1996 г. предсказание нефтяного пика в 2000 г. никем не опровергнуто, невзирая на извещения Хаттера об увеличении уровня добычи. Наконец, в своём апрельском 2004 г. бюллетене Кэмпбелл уступил и передвинул пик на 2010. Затем он поменял дату на 2007, но в октябре 2005 вернул на 2010. Эти сдвиги предсказанной даты возникают из-за системной нехватки точных сведениях о запасах нефти. Мы узнаем точно только после того, как пик будет достигнут — и то не сразу, а, возможно, годами позже.

Предметом споров является статус пика Хабберта для нефти. В 2004 Хаттер утверждал, что собственные данные Кэмпбелла иллюстрируют, что Пик нефти прошёл без церемоний весной 2004.

См. также

Предсказание

Экономика

Технология

Библиография

  • ↑  «Будущее нефтедобычи в США» (Ноябрь, 2002) Бюллетень ASPO № 23 (англ.).
  • ↑ Bentley, R.W. (2002). «Глобальное истощение нефти и газа: обзор» Energy Policy 30, 189—205  (англ.)
  • ↑ Greene, D.L. & J.L. Hopson. (2003). Теряя и находя нефть: Анализ глобального истощения и приспособления до 2050 (англ.)ORNL/TM-2003/259, Oak Ridge National Laboratory, Oak Ridge, Tennessee, October
  • ↑ Экономисты подвергают сомнению связь между нефтяными потрясениями и рецессиями (англ.) (August 30, 2004). Middle East Economic Survey VOL. XLVII No 35
  • ↑ Hubbert, M. King. (1956) Nuclear Energy and the Fossil Fuels. (англ.) Представлено на весенней конференции Южного отделения Американского института нефти, отель Плаза, Сан Антонио, Техас, Март 7-8-9, 1956.
  • ↑  Maugeri, Leonardo (2004). Нефть: не кричи «волк» — бензиновая эра далека от окончания.  (англ.)Science 304, 1114—1115

Мнения

  • Chris Skrebowski — Editor, Petroleum Review [5]  (англ.)
  • en:Jan Lundberg — CultureChange.org [6]  (англ.)
  • en:John Darnell — Energy Advisor, U.S. Representative Bartlett [7]  (англ.)
  • en:John Howe — Farmer [8]  (англ.)
  • en:John Spears — Energy Manager, Gaithersburg, MD [9]  (англ.)
  • en:Marion King Hubbert — Oil Geologist, deceased [10]  (англ.)
  • en:Pat Murphy — Professor, Antioch College, Community Service, Ohio
  • en:Robert L. Hirsch — Геолог-нефтяник [11]  (англ.)
  • en:Roscoe Bartlett — Scientist, U.S. Representative, Maryland, [12]  (англ.)

Критики

  • en:Daniel Yergin, Russia 2010 : And What It Means for the World, 1995
  • en:Daniel Yergin, The Prize : The Epic Quest for Oil, Money & Power, 1993
  • en:Julian Lincoln Simon, The Ultimate Resource 2, 1998
  • en:Michael C. Lynch — Energy Analyst, Strategic Energy & Economic Consulting [13]  (англ.)
  • en:Peter W. Huber, The Bottomless Well: The Twilight of Fuel, the Virtue of Waste, and Why We Will Never Run Out of Energy, 2005
  • ↑ en:Freddy Hutter — TrendLines График сценариев пика нефти  (англ.)

Книги

  • en:Ahmed Rashid, Jihad: The Rise of Militant Islam in Central Asia, 2003
  • en:Ahmed Rashid, Taliban: Militant Islam, Oil and Fundamentalism in Central Asia, 2001
  • en:Amory B. Lovins, Winning the Oil Endgame : Innovation for Profit, Jobs and Security, 2005
  • en:Andrew McKillop, The Final Energy Crisis, 2005
  • en:Colin J. Campbell, Oil Crisis, 2005
  • en:Colin J. Campbell, The Coming Oil Crisis, 2004
  • en:Colin J. Campbell, The Essence of Oil & Gas Depletion, 2004
  • en:Colin Mason, The 2030 Spike: Countdown to Global Catastrophe, 2003
  • en:Dale Allen Pfeiffer, The End Of The Oil Age, 2004
  • en:David Goodstein, Out of Gas: The End of the Age Of Oil, 2005
  • en:F. William Engdahl, A Century Of War : Anglo-American Oil Politics and the New World Order, 2004
  • en:James Howard Kunstler, The Long Emergency: Surviving the End of the Oil Age, Climate Change, and Other Converging Catastrophes, 2005
  • en:Julian Darley, High Noon For Natural Gas: The New Energy Crisis, 2004
  • en:Julian Darley, Relocalize Now! : Getting Ready for Climate Change and the End of Cheap Oil, 2005
  • en:Kenneth S. Deffeyes, Beyond Oil : The View from Hubbert’s Peak, 2005
  • en:Kenneth S. Deffeyes, Hubbert’s Peak : The Impending World Oil Shortage, 2001
  • en:Lutz C. Kleveman, The New Great Game : Blood and Oil in Central Asia, 2004
  • en:Matthew R. Simmons, Twilight in the Desert: The Coming Saudi Oil Shock and the World Economy, 2005
  • en:Matthew Yeomans, Oil: A Concise Guide to the Most Important Product on Earth, 2006
  • en:Matthew Yeomans, Oil: Anatomy of an Industry, 2004
  • en:Michael Economides, The Color of Oil : The History, the Money and the Politics of the World’s Biggest Business, 2000
  • ↑  William Ophuls, «Ecology and the Politics of Scarcity», 1976
  • en:Michael Ruppert, Crossing the Rubicon: The Decline of the American Empire at the End of the Age of Oil, 2004
  • en:Michael T. Klare, Blood and Oil : The Dangers and Consequences of America’s Growing Dependency on Imported Petroleum, 2004
  • en:Michael T. Klare, Resource Wars: The New Landscape of Global Conflict, 2002
  • en:Paul Roberts, The End of Oil : On the Edge of a Perilous New World, 2004
  • en:Richard Heinberg, Powerdown : Options and Actions for a Post-Carbon World, 2004
  • en:Richard Heinberg, The Party’s Over : Oil, War and the Fate of Industrial Societies, 2005
  • en:Ronald R. Cooke, Oil, Jihad and Destiny: Will Declining Oil Production Plunge Our Planet into a Depression?, 2004
  • en:Ross Gelbspan, Boiling Point: How Politicians, Big Oil and Coal, Journalists and Activists Are Fueling the Climate Crisis, 2004
  • en:Sonia Shah, Crude : The Story of Oil, 2004
  • en:Stephen Leeb, The Coming Economic Collapse : How You Can Thrive When Oil Costs $200 a Barrel, 2006
  • en:Stephen Leeb, The Oil Factor: How Oil Controls the Economy and Your Financial Future, 2005
  • en:Vaclav Smil, Energy at the Crossroads : Global Perspectives and Uncertainties, 2005

Фильмы

Песни

Дополнительно

  • M. King Hubbert, «Energy from Fossil Fuels», Science, vol. 109, pp. 103–109, February 4, 1949
  • Jeremy Rifkin, Водродная экономика: после нефти, чистая энергия из водородной глобальной сети, поддерживаемой топливными элементами  (англ.), Blackwell Publishers, 2002, ISBN 0-7456-3042-1
  • Paul Roberts, Последний бензин, en:Harper's Magazine, Август 2004, стр. 71-72
  • Документальный фильм Конец пригородов  (англ.)

Ссылки на сайты всемирной паутины

Sites

Статьи

Блоги

Примечания

muller.academic.ru

Пик нефти Википедия

Данные в этой статье приведены по состоянию на 2010 год.

Вы можете помочь, обновив информацию в статье.
Глобальная эмиссия углерода в результате сжигания ископаемых топлив, является индикатором потребления, период 1800—2004 гг. Общее количество показано чёрным. Нефть показана синим.

Пик нефти — максимальное мировое производство нефти, которое было или будет достигнуто, и за которым последует спад добычи. Теоретически пик нефти был предсказан американским геофизиком Кингом Хаббертом, который создал модель известных запасов и предположил в 1956, в статье [2], представленной на конференции Американского института нефти, что добыча нефти в материковой части США достигнет пика между 1965 и 1970; и что мировая добыча достигнет пика в 2000 г.

Добыча традиционной нефти в США достигла максимума в 1971[1], и с тех пор убывает. Мировая добыча не достигла максимума в 2000 г. Сторонники теории пика нефти предлагают объяснение, что модель Хабберта не учитывала новые методы добычи и эффект от нефтяных эмбарго ОПЕК 1973 и 1979 гг., которые несколько снизили глобальное потребление нефти и отложили пик.

Так как нефть является невозобновляемым ресурсом, неизбежно, что когда-нибудь общемировая добыча достигнет пика. Теория Хабберта состоит в том, что те же вычисления, что успешно предсказали пик добычи нефти в США, применимы и к другим случаям, таким, как пик мировой добычи нефти. Были опубликованы различные оценки времени мирового пика, как Хаббертом, так и другими, причём некоторые из этих дат уже в прошлом. Это привело к критике его метода и предсказаний, сделанных с его помощью.

Мировая среднесуточная добыча нефти с 1930 по 2012 год[2]

Теория Хабберта является постоянным предметом обсуждения из-за потенциальных эффектов снижения добычи нефти, а также из-за постоянных споров относительно энергетической политики. Спектр мнений относительно эффекта прохождения пика Хабберта простирается от веры, что рыночная экономика обеспечит решение, до сценариев судного дня для мировой экономики, неспособной удовлетворить свои потребности в энергии.

Некоторые руководители нефтяных компаний, экономисты и аналитики сомневаются, что теория пика Хабберта применима в мировом масштабе. С другой стороны, корпорация Chevron развернула рекламную акцию Вступите ли Вы в наши ряды?, стремясь проинформировать публику о возможном иссякании нефти и поддержать обсуждение этой проблемы. Веб-страница кампании отмечает заключения, сделанные международным агентством по энергетике (IEA) в докладе «World Energy Outlook 2004»[3]: «Ископаемое топливо в настоящее время обеспечивает большую часть мирового потребления энергии, и будет продолжать это делать в обозримом будущем. Хотя в настоящее время запасы велики, они не вечны. Добыча нефти убывает в 33 из 48 стран с наибольшей выработкой, …»[4][5]

Текущих мировых разведанных запасов нефти, по состоянию на 2015 год, при сохранении объёмов мировой добычи 2015 года, хватит примерно на 50 лет[6][7][8].

Объёмы добычи нефти зависят от текущего мирового спроса и цен на нефть и нефтепродукты. В периоды мировых экономических кризисов перепроизводства (включая перепроизводство нефти) происходит падение цен на нефть, временно сокращается и добыча[9]. В 2014 г. очередное перепроизводство нефти снова привело к резкому падению мировых цен на нефть[10]. Чтобы поддержать рост цен, в ноябре 2016 г. страны ОПЕК договорились снизить среднесуточную добычу на 1,2 млн баррелей в сутки (1 % общемировой добычи)[11]. Как считают эксперты «Forbes» (2015 г.), «сланцевая революция» и использование альтернативных видов топлива, вроде сжиженного природного газа и биоэтанола, вновь отложили пик добычи традиционной нефти[6], так как добыча сланцевых нефти и газа обеспечили главного мирового потребителя — США[12]. Повышение цен на нефть, разработка новых технологий её добычи позволят добывать трудноизвлекаемые запасы, которые раньше нерентабельно было разрабатывать[13].

ruwikiorg.ru