План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории муниципального района «Усть-Майский улус (район)» п. Усть-Мая. План разлива нефти муниципального образования


План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории муниципального образования - Автореферат диссертации

УТВЕРЖДАЮ

Начальник Главного управления МЧС

России по Томской области

И.Ф. Киржаков

2011

УТВЕРЖДАЮ

Председатель КЧС и ОПБ муниципального образования «Город Томск»

ПЛАН

по предупреждению и ликвидации аварийных

разливов нефти и нефтепродуктов на

территории муниципального образования

«Город Томск»

Томск

Содержание

Название раздела

Стр-ца

Раздел 1. Введение

9-11

1.1. Цель и нормативно-правовая база разработки Плана

9-11

1.1.1. Цель и задачи

9-10

1.1.2. Руководящие документы

10-11

Раздел 2. Общая часть

11-171

2.1. Основные характеристики организации и прогнозируемой зоны загрязнения в случае ЧС (Н)

11-36

2.1.1. Зона действия Плана, готовность организаций к действиям по локализации и ликвидации последствий ЧС (Н)

13-14

2.1.2. Основные операции, производимые с нефтью и нефтепродуктами

14-30

2.1.3. Географические и навигационно-гидрологические характеристики территории

30-33

2.1.4. Гидрометеорологические и экологические особенности района

33-36

2.2. Мероприятия по предупреждению ЧС (Н)

36-136

2.2.1. Возможные источники ЧС (Н)

36-48

2.2.2. Прогнозирование объемов и площадей разливов нефти и нефтепродуктов

48-63

2.2.3. Границы зон ЧС (Н) с учетом результатов оценки риска разливов нефти и нефтепродуктов

63-75

2.2.4. Ситуационные модели наиболее опасных ЧС (Н) и их социально-экономических последствий для персонала, населения и окружающей среды прилегающей территории

75-111

2.2.5. Определение достаточности состава сил и средств ЛЧС (Н), а также подразделений пожарной охраны, на случай возгорания нефти и нефтепродуктов, с учетом их дислокации

111-116

2.2.6. Мероприятия по предотвращению ЧС (Н)

116-136

2.3. Обеспечение готовности сил и средств ЛЧС (Н)

136-157

2.3.1. Уровни реагирования

136-140

2.3.2. Состав сил и средств, их дислокация и организация доставки в зону ЧС (Н)

140-148

2.3.3. Зоны ответственности АСФ (Н) и подразделений пожарной охраны

148-152

2.3.4. Мероприятия по поддержанию в готовности органов управления, сил и средств к действиям в условиях ЧС (Н)

152-157

2.4. Организация управления, система связи и оповещения

157-171

2.4.1. Общие принципы управления и структура органов управления

157-159

2.4.2. Состав КЧС и ПБ организаций и их рабочих органов

159-162

2.4.3. Вышестоящий координирующий орган и организация взаимодействия с ними

162-163

2.4.4. Состав и организация взаимодействия привлекаемых сил и средств

163-169

2.4.5. Система связи и оповещения, порядок ее функционирования

169-170

2.4.6. Организация передачи управления при изменении категории ЧС (Н)

170-171

Раздел 3. Оперативная часть

171-237

3.1. Первоочередные действия при ЧС (Н)

171-185

3.1.1. Оповещение о чрезвычайной ситуации

171-173

3.1.2. Первоочередные мероприятия по обеспечению безопасности персонала и населения, оказание медицинской помощи

173-179

3.1.3. Мониторинг обстановки и окружающей среды

179-183

3.1.4. Организация локализации разливов нефти и нефтепродуктов

183-185

3.2. Оперативный план ЛЧС (Н)

185-237

3.2.1. Алгоритм (последовательность) проведения операций по ЛЧС (Н)

185-193

3.2.2. Тактика реагирования на разливы нефти и мероприятия по обеспечению жизнедеятельности людей, спасению материальных ценностей

193-196

3.2.3. Защита районов повышенной опасности, особо охраняемых природных территорий и объектов

196-197

3.2.4. Технологии ЛЧС (Н)

197-205

3.2.5. Организация материально-технического, инженерного, финансового и других видов обеспечения операций по ЛЧС (Н)

205-210

3.2.6. Материалы предварительного планирования боевых действий по тушению возможных пожаров (оперативное планирование тушения пожара)

210-225

3.2.7. Меры безопасности при проведении работ по ЛЧС (Н)

225-231

3.2.8. Организация мониторинга обстановки и окружающей среды, порядок уточнения обстановки в зоне ЧС (Н)

231-233

3.2.9. Документирование и порядок учета затрат на ЛЧС (Н)

233-237

Раздел 4. Ликвидация последствий ЧС (Н)

237-266

4.1. Ликвидация загрязнений территорий и водных объектов

237-259

4.1.1. Материально-техническое обеспечение

237-239

4.1.2. Технологии и способы сбора разлитой нефти, и порядок их применения

239-245

4.1.3. Организация временного хранения собранной нефти и отходов, технологии и способы их утилизации

245-247

4.1.4. Технологии и способы реабилитации загрязнений территорий

247-259

4.2. Восстановительные мероприятия

259-266

4.2.1. Порядок обеспечения доступа в зону ЧС (Н)

259-261

4.2.2. Типовой ситуационный календарный план проведения работ по восстановлению работоспособности поврежденных элементов

261-263

4.2.3. Организация приведения в готовность к использованию специальных технических средств и пополнение запасов финансовых и материальных ресурсов

263-266

Приложения к Плану

Приложение 1. Зона действия Планов и схемы расположения опасных производственных объектов организаций с границами зон повышенного риска и районов приоритетной защиты

Приложение 2. Свойства нефти и оценка риска возникновения ЧС (Н)

Приложение 3. Характеристики неблагоприятных последствий ЧС(Н) для населения, окружающей среды и объектов экономики, карты и сценарии ЧС(Н) различных уровней с учетом природно-климатических условий

Приложение 4. Календарные планы оперативных мероприятий организации при угрозе и возникновении ЧС (Н)

Приложение 5. Расчет достаточности сил и средств с учетом их дислокации

Приложение 6. Алгоритмы (последовательность) принятия решений

Приложение 7. Рекомендуемые технологии сбора нефти и методика оценки ущерба

Приложение 8. Постановление администрацуии Города Томска от 28.12.2007 № 880 «Об утверждении Положений о порядке использования резервных фондов администрации г. Томска» с Приложением № 2

Приложение 9. Копии договоров организаций на обслуживание с аварийно-спасательными формированиями других организаций по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, вывозу и утилизации отходов

Приложение 10. Перечень организаций, раположенных на территории муниципального образования «Город Томск», имеющих опасные производственные объекты, разрабатывающие ПЛАРН

Принятые сокращения, термины и определения

Сокращенное наименование

Полное наименование

ПЛРН

План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов

АВР

Автоматический ввод резерва

АРН

Аварийный разлив нефтепродукта

АСР

Аварийно-спасательные работы

АСФ

Аварийно-спасательное формирование

АСФ (Н)

Аварийно-спасательное формирование по ликвидации разливов нефтепродуктов

КЧС и ОПБ

Комиссия по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности

ЛРН

Ликвидация разлива нефтепродукта

ЛЧС (Н)

Ликвидация чрезвычайной ситуации, вызванной разливом нефтепродуктов

МЧС

Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

НП

Нефтепродукт

НСУ

Нефтесборное устройство

ОПО

Опасный производственный объект

ПРУ

Противорадиационное укрытие

СДНР

Спасательные и другие неотложные работы

СИЗ

Средства индивидуальной защиты

СП

Структурное подразделение

ТВС

Топливо-воздушная смесь

РТП

Руководитель тушения пожара

ЧС

Чрезвычайная ситуация

ЧС (Н)

Чрезвычайная ситуация вызванная разливом нефтепродуктов

НСС

Начальник смены станции

НСЦ

Начальник смены цеха

ПТЭ

Правила технической эксплуатации

ПТБ

Правила техники безопасности

МН

Мазутонасосная

МП

Мазутоподогреватель

ФГО

Фильтр грубой очистки

ФТО

Фильтр тонкой очистки

МMX

Масломазутное хозяйство

КИП и А

Контрольно - измерительные приборы и автоматика

ТАИ

Тепловая автоматика и измерение

ПДК

Предельно - допустимая концентрация

МЭО

Исполнительный механизм электрический однооборотный

РЗ

Ручной задатчик

ЭКМ

Электроконтактный манометр

ЩУМ

Щит управления мазутонасосной

ГЩУ

Главный щит управления

БЩУ

Блочный щит управления

ДПД

Добровольная пожарная дружина

ПЧ

Пожарная часть

КТЦ

Котлотурбинный цех

ЦТО ТМО

Цех технического обслуживания тепломеханического оборудования

ЭЦ

Электроцех

ТТЦ

Топливно - транспортный цех

Аварийно-восстановительное формирование (АВФ) – группа строителей-профессионалов, создаваемая в соответствующих строительных и монтажных организациях ведомственных органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, в целях выполнения неотложных работ по восстановлению первоочередных объектов жизнеобеспечения в зонах чрезвычайной ситуации [ГОСТ Р 22.0.02-94].

Аварийно-спасательное формирование для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (АСФ (Н)) – формирование (подразделение) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, созданное в Организации, состоящее из подразделений спасателей, аттестованное в соответствии с законодательством Российской Федерации и оснащенное специальными техническими средствами, оборудованием, снаряжением и материалами, либо профессиональное аварийно-спасательное формирование (служба), выполняющее работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на основании договора, имеющее соответствующие лицензии и (или) аттестованное в установленном порядке [ПП-240: 4; приказ МЧС России № 621].

Авария – разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ [ФЗ-116].

Аварийный разлив нефтепродукта (АРН) - истечение нефтепродукта (независимо от причин и обстоятельств, вызвавших такое истечение) на сушу/воду с загрязнением почвы/образованием пленки и последующим растеканием/перемещением, которое приводит к изменению природных условий водной или сухопутной среды и может нанести ущерб населению, живым организмам, а также промышленным объектам и рекреационной зоне.

Аварийное мазутное хозяйство - в котельной сжигается газ как основной и единственный вид топлива; сжигание мазута предусматривается только - при аварийном прекращении подачи газа.

Безопасность населения в чрезвычайных ситуациях (безопасность населения в ЧС) – состояние защищенности жизни и здоровья людей, их имущества и среды обитания человека от опасностей в чрезвычайных ситуациях [ГОСТ Р 22.0.02-94].

Блок хранения топлива – основная часть технологической системы блочной АЗС, предназначенная для приема и хранения топлива, смонтированная на единой раме на заводе-изготовителе (как единое изделие) и устанавливаемая подземно [НПБ 111-98].

Водоохранная зона – территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира [ПП № 1404].

Высотный трафарет - расстояние по вертикали от днища резервуара до верхнего края замерного люка в постоянной точке измерения. Наносится масляной краской на видном месте вблизи замерного люка резервуаров. Там же должна быть надпись: «Залив выше ____ мм запрещается».

Грунт – обобщенное наименование горной породы, залегающей преимущественно в пределах зоны выветривания земной коры [Методика определения ущерба ..., 1995].

Горячее состояние насоса - состояние резервного насоса, когда через него постоянно циркулирует мазут от работающего насоса.

Двустенный резервуар– резервуар, представляющий собой двустенный сосуд (сосуд в сосуде) [НПБ 111-98].

Загрязнение - попадание в окружающую среду вредных веществ или стоков, содержащих такие вещества.

Закрытый способ перемещения горючего вещества внутри технологического оборудования – обращение горючего вещества внутри технологического оборудования, при котором допускается контакт этого вещества с атмосферой только через устройство, предотвращающее распространение пламени [НПБ 111-98].

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуациях (РСЧС) – объединение органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций. РСЧС имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый [ГОСТ Р 22.0.02-94].

Защита населения в чрезвычайных ситуациях – совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий РСЧС, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников чрезвычайной ситуации [ГОСТ Р 22.0.02-94].

Защитное сооружение– инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий или катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов [ГОСТ Р 22.0.02-94].

Земля – компонент окружающей природной среды, включающий почвенный слой и подстилающий его грунт [Методика определения ущерба ..., 1995].

Зона вероятной чрезвычайной ситуации – территория или акватория, на которой существует либо не исключена опасность возникновения чрезвычайной ситуации [ГОСТ Р 22.0.02-94].

Зона чрезвычайной ситуации– территория или акватория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация [ГОСТ Р 22.0.02-94].

Зона приоритетной защиты - Природные, экономические, исторические, культурные ресур­сы, которые представляют высокую экономическую, экологическую, рекреационную ценность

Инцидент – отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте [ФЗ-116].

Комиссия по чрезвычайным ситуациям – функциональная структура органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, а также органа управления объектом народного хозяйства, осуществляющая в пределах своей компетенции руководство соответствующей подсистемой или звеном РСЧС либо проведением всех видов работ по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций и их ликвидации. Выделяют следующие виды комиссий: территориальные, ведомственные и объектовые [ГОСТ Р 22.0.02-94].

Комплект по локализации аварийных разливов нефти - Набор оборудования и материалов для локализации и сбора пролитого нефтепродукта, а также устранения аварийных утечек нефтепродукта.

Контейнер хранения топлива – технологическая система, предназначенная для приема, хранения и выдачи топлива, смонтированная на единой раме на заводе-изготовителе (как единое изделие) и устанавливаемая надземно [НПБ 111-98].

Легкие нефтепродукты – газойль, бензин, керосин [РД 39-132-94].

Легковоспламеняющиеся жидкости – жидкости, давление паров которых при температуре +50оС составляет не более 300 кПа (3 бара), а температура вспышки (см.) – не более 100оС. Класс 3 – ЛВЖ, смеси жидкостей, а также жидкости, содержащие твердые вещества в растворе или суспензии, которые выделяют легковоспламеняющиеся пары, имеющие температуру вспышки в закрытом тигле +61оC и ниже: подкласс 3.1 ЛВЖ с низкой температурой вспышки и жидкости, имеющие температуру вспышки в закрытом тигле ниже -18оС или имеющие температуру вспышки в сочетании с другими опасными свойствами, кроме легковоспламеняемости; подкласс 3.2 ЛВЖ со средней температурой вспышки – жидкости с температурой вспышки в закрытом тигле от -18 до +23оC; подкласс 3.3 ЛВЖ с высокой температурой вспышки – жидкости с температурой вспышки +23 до +61оC включительно в закрытом тигле [ГОСТ 19433-88].

Лесной фонд – все леса, за исключением лесов, расположенных на землях закрытых территорий и населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли) [ГОСТ Р 22.1.09-99].

Ликвидация последствий разлива нефти и нефтепродуктов – действия, обеспечивающие восстановление аварийного объекта и объектов жизнеобеспечения населения до рабочего состояния; восстановление окружающей природной среды до состояния, исключающего неблагоприятное воздействие на здоровье граждан, животный и растительный мир [ПП – 240].

Ликвидация разлива нефти и нефтепродуктов – организационно-технические мероприятия по устранению по­следствий аварийного разлива нефтепродукта. Включает в себя работы по устранению истечения из аварийного источника, ло­кализации разлива и сбору аварийно разлитого нефтепродукта. действия, обеспечивающие сбор и утилизацию разлившейся нефти [ПП – 240].

Локализация разлива (нефтепродукта)– Комплекс мероприятий, направленных на предотвращение распространения разлитого (или выливающегося) нефтепродукта на поверхности воды путем установки боковых заграждений, на поверхности суши - путем возведения насыпей, котлованов. Мероприятия по локализации считаются завершенными после прекращение сброса нефти [ПП – 240].

Материальный ущерб – сумма затрат, состоящая из стоимости безвозвратных потерь нефтепродукта, убытков от перевода кондиционного нефтепродукта, собранного при аварии, повреждении, в нестандартный, и затрат на выполнение работ, связанных с ликвидацией аварии, повреждения, ущерба, нанесенного окружающей природной среде, собственности сторонних предприятий, физических лиц и открытому акционерному обществу [РД 153-39.2-076-01].

Меры пожарной безопасности – действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности [ФЗ-69].

Многокамерный резервуар – резервуар, внутреннее пространство которого разделено герметичными перегородками на несколько камер [НПБ 111-98].

Нарушение земель – механическое разрушение почвенного покрова, обусловленное открытыми и закрытыми разработками полезных ископаемых и торфа; строительными и геологоразведочными работами и др. К нарушенным землям относятся все земли со снятым или перекрытым гумусовым горизонтом и непригодные для использования без предварительного восстановления плодородия, т.е. земли, утратившие в связи с их нарушением первоначальную ценность [ГОСТ 17.5.1.01-83].

Нефтепродукт – готовый продукт, полученный при переработке нефти, газоконденсатного, углеводородного и химического сырья [ГОСТ 26098-84].

Нефть – любая стойкая углеводородная минеральная нефть, в частности сырая нефть, мазут, тяжелое дизельное топливо и смазочное масло [Протокол 1992 года].

Нормальная работа оборудования (насосов, подогревателей) - поддержание заданных значений параметров, при которых оборудование находится в наиболее экономичном режиме работы.

Обеспечение пожарной безопасности – принятие и соблюдение нормативных правовых актов, правил и требований пожарной безопасности, а также проведение противопожарных мероприятий [ГОСТ Р 22.0.05-94].

Основное мазутное хозяйство - в котельной сжигается мазут как основное топливо.

Оборудование - совокупность механизмов, устройств, приборов, необходимых для обеспечения работы.

Объект жизнеобеспечения – совокупность жизненно важных материальных, финансовых средств и услуг, сгруппированных по функциональному предназначению и используемых для удовлетворения жизненно необходимых потребностей населения (например, в виде продуктов питания, жилья, предметов первой необходимости, а также в медицинском, санитарно-эпидемиологическом, информационном, транспортном, коммунально-бытовом обеспечении и другие) [РД 78.36.003-2002].

Объект народного хозяйства – предприятие, объединение, учреждение или организация сферы материального производства или непроизводственной сферы хозяйства, расположенное на единой площадке [ГОСТ Р 22.0.02-94].

Объект повышенной опасности – объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, взрыво-, пожароопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации [РД 78.36.003-2002].

Окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов [ФЗ-7].

Организация – организация, имеющая опасные производственные объекты, осуществляющая разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов [ПП-240, 360].

Особо важный объект – объект, значимость которого определяется органами государственной власти Российской Федерации или местного самоуправления с целью определения мер по защите интересов государства, юридических и физических лиц от преступных посягательств и предотвращения ущерба, который может быть нанесен природе и обществу, а также от возникновения чрезвычайной ситуации [РД 78.36.003-2002].

Площадка для АЦ – технологическая площадка, предназначенная для установки АЦ при сливоналивных операциях [НПБ 111-98].

Повреждение – нарушение исправного состояния при сохранении работоспособности [РД 153-39.4-058-00].

Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства [ФЗ-69].

Пожарная безопасность – состояние защищенности населения, объектов народного хозяйства и иного назначения, а также окружающей природной среды от опасных факторов и воздействий пожара [ГОСТ Р 22.0.05-94].

Поражающее воздействие источника чрезвычайной ситуации – негативное влияние одного или совокупности поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации на жизнь и здоровье людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты народного хозяйства и окружающую природную среду [ГОСТ Р 22.0.02-94].

Потенциально опасный объект – объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации [ГОСТ Р 22.0.02-94; приказ МЧС России № 105].

Придонный слой - нижний слой мазута в емкости (по высоте до 1 м от днища), влажность которого превышает влажность мазута в середине емкости более, чем на 5,5% .

Природная среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов [ФЗ-7].

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций – опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем. Может носить долгосрочный, краткосрочный или оперативный характер [ГОСТ Р 22.1.02-95].

Разлив нефти и нефтепродуктов (РН) – любой сброс и поступление нефти и нефтепродуктов, произошедший как в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы стихийного или иного бедствия, так и при транспортировке нефти и нефтепродуктов, при строительстве или эксплуатации объекта, а также в процессе производства ремонтных работ.

Резервуарный парк(РП)– группа (группы) резервуаров, предназначенных для приема, хранения и выдачи нефтепродуктов и размещенных на территории, ограниченной по периметру обвалованием или ограждающей стенкой при наземных резервуарах, противопожарными проездами - при подземных резервуарах и резервуарах, установленных в котлованах и выемках [ВППБ-01-03-96].

Резервуар мазутного склада - емкость для хранения мазута.

Расходный резервуар - специально выделенная емкость, из которой мазут подается на сжигание в котельную.

Резервный резервуар - емкость мазутного склада, в которой мазут подготовлен для подачи на сжигание в котельную.

Резервное мазутное хозяйство - в котельной сжигается газ как основное топливо, мазут является резервным топливом.

Рекультивация земель – комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных и загрязненных земель, а также на улучшение условий окружающей среды [ФЗ-27].

Рециркуляция - возврат мазута из котельной (мазутопровод рециркуляции - трубопровод возврата мазута из котельной).

Селитебная территория города – территория, предназначенная для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, в том числе научно-исследовательских институтов и их комплексов, а также отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон; для устройства путей внутригородского сообщения, площадей, парков, садов, бульваров и других мест общего пользования. [СНиП 2.07.01-89].

Сброс - любой сброс с объекта вредных веществ или стоков, содержа­щих такие вещества, какими бы причинами он не вызывался, включая любую утечку, слив, удаление, разлив, протекание, откачку, выделение или опорожнение.

Сорбенты – жидкие или твердые вещества, применяемые для поглощения из окружающей среды жидких, газообразных, парообразных или растворенных в воде продуктов [РД 153-39.4-073-01].

Спасатель – гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ [ГОСТ Р 22.0.02-94].

Специальная подготовка по ЛРН – совокупность теоретической и практической подготовки, в результате которой личный состав овладевает знаниями и практическими навыками ведения операций по ЛРН (совокупность теоретической и практической подготовки персонала, участвующего в ликвидации РН) [РД 31.75.01-93].

Спецоборудование - Технические средства, обеспечивающие сбор нефтепродукта с поверхности почвы (воды), накопление и временное хранение его до транспортировки к приемным пунктам для очистки или утилизации.

Температура вспышки (ТВСП) – наименьшая температура горючего вещества, при которой в условиях специальных испытаний над его поверхностью образуются пары или газы, способные вспыхивать в воздухе от внешнего источника зажигания. Устойчивого горения вещества при этом не возникает.

Технологическая система – комплекс оборудования, специально сконструированный, смонтированный и используемый для приема, хранения и выдачи топлива [НПБ 111-98].

Технологические трубопроводы- трубопроводы, предназначенные для выполнения операций по перекачке нефтепродуктов между технологическими объектами [ВППБ-01-03-96].

Топливозаправочный пункт – АЗС, размещаемая на территории предприятия и предназначенная для заправки только транспортных средств этого предприятия [НПБ 111-98].

Тяжелые нефтепродукты – соляровое масло, дизельное топливо, мазут, битум [РД 39-132-94].

Ущерб экологический – ущерб, нанесенный окружающей природной среде [ГОСТ Р 22.0.11-99].

Ущерб экономический – материальные потери и затраты, связанные с повреждениями (разрушениями) объектов производственной сферы экономики, ее инфраструктуры и нарушениями производственно-кооперационных связей [ГОСТ Р 22.0.11-99].

Холодное хранение мазута - метод хранения мазута в резервуарах мазутного склада без подогрева.

Циркуляция - возврат мазута от насосов I подъема (циркуляционных) в резервуар (круговорот мазута по схеме: резервуар - насосы I подъема - резервуар; резервуар - насосы I подъема - мазутный подогреватель - резервуар).

Чрезвычайная ситуация (ЧС) – обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей [ФЗ-68]. Примечание: различают чрезвычайные ситуации по характеру источника (природные, техногенные, биолого-социальные и военные) и по масштабам (локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные) [ГОСТ Р 22.0.02-94].

Чрезвычайная ситуация, обусловленная разливом нефти и нефтепродуктов(ЧС (Н)) – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате разлива нефти.

Экстренная медицинская помощь в чрезвычайной ситуации – комплекс экстренных лечебно-диагностических, санитарно-эпидемиологических, лечебно-эвакуационных и лечебных мероприятий, осуществляемых в кратчайшие сроки при угрожающих жизни и здоровью пораженных состояниях, травмах и внезапных заболеваниях людей в зоне чрезвычайной ситуации [ГОСТ Р 22.0.02-94].

textarchive.ru

План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории муниципального района «Усть-Майский улус (район)» п. Усть-Мая

по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и

нефтепродуктов на территории муниципального района

п. Усть-Мая

Содержание 2

Плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории муниципального района «Усть-Майский улус (район)» 2

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ 4

Определения по ЛРН 5

Защита населения в чрезвычайных ситуациях – совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий РСЧС, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников чрезвычайной ситуации (ГОСТ Р 22.0.02-94). 8

Список допущенных сокращений 14

1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ 17

1.1. Цель и нормативно-правовая база разработки Плана. 17

1.1.1. Цель и задачи. 17

1.1.2. Руководящая документация для разработки Плана: 18

2.1. Основные характеристики организаций и прогнозируемые зоны загрязнения в случае возникновения чрезвычайной ситуации (далее по тексту - ЧС (Н)). 22

3.1.1. Возможные источники ЧС (Н). 40

Расстояние от геометрического центра пролива, м 52

3.1.4. Ситуационные модели наиболее опасных ЧС (Н) и их социально-экономических последствий для персонала, населения и окружающей природной среды. 53

3.1.5. Определение достаточного состава сил и средств ЛЧС (Н), а также подразделений пожарной охраны, на случай возгорания нефтепродуктов, с учетом их дислокации. 61

3.1.6. Мероприятия по предотвращению ЧС (Н). 64

4.1. Обеспечение готовности сил и средств ЛЧС (Н). 67

4.1.1. Уровни реагирования. 67

4.1.2. Состав сил и средств, их дислокация и организация доставки в зону ЧС (Н). 73

4.1.3. Зоны ответственности АСФ (Н) и подразделений пожарной охраны. 77

4.1.4. Мероприятия по поддержанию в готовности органов управления, сил и средств к действиям в условиях ЧС (Н). 79

5.1. Организация управления, система связи и оповещения. 84

5.1.1. Общие принципы управления и структура органов управления. 84

5.1.3. Вышестоящий координирующий орган и организация взаимодействия с ним. 116

2. ОПЕРАТИВНАЯ ЧАСТЬ. 124

2.1. Первоочередные действия при ЧС (Н). 124

2.1.1. Оповещение о чрезвычайной ситуации. 124

2.1.2. Первоочередные мероприятия по обеспечению безопасности персонала и населения, оказание медицинской помощи. 126

2.2. Оперативный план ЛЧС (Н). 137

2.2.1. Алгоритм (последовательность) проведения операций по ЛЧС (Н) муниципального уровня. 137

2.2.2. Тактика реагирования на разливы нефти и мероприятия по обеспечению жизнедеятельности людей, спасению материальных ценностей. 139

2.2.4. Технологии ЛЧС (Н). 146

2.2.5. Организация материально-технического, инженерного, финансового и других видов обеспечения операций по ЛЧС (Н). 149

2.2.6. Материалы предварительного планирования боевых действий по тушению возможных пожаров (оперативное планирование тушения пожаров) 151

2.2.7. Меры безопасности при проведении работ по ЛЧС (Н). 153

2.2.8. Организация мониторинга обстановки и окружающей среды, порядок уточнения обстановки в зоне ЧС (Н). 155

2.2.9. Документирование и порядок учета затрат на ЛЧС (Н). 157

3. ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ 161

3.1. Ликвидация загрязнений территорий и водных объектов 161

3.1.1. Материально-техническое обеспечение. 161

3.1.2. Технологии и способы сбора разлитых нефтепродуктов, и порядок их применения 162

3.1.3. Организация временного хранения собранной нефти и отходов, технологии и способы их утилизации. 166

3.1.4. Технологии и способы реабилитации загрязненных территорий 169

3.2. Восстановительные мероприятия. 174

3.2.1. Порядок обеспечения доступа в зону ЧС (Н). 174

3.2.2. Типовой ситуационный календарный план проведения работ по восстановлению работоспособности поврежденных элементов. 176

3.2.3. Организация приведения в готовность к использованию специальных технических средств и пополнение запасов финансовых и материальных ресурсов. 177

Содержание Приложения к Плану ЛРН
Приложение 1. Схема расположения опасного производственного объекта (объектов) организации с границами зон повышенного риска и районов приоритетной защиты
Приложение 2. Свойства нефти и оценка риска возникновения ЧС(Н)
Приложение 3. Характеристики неблагоприятных последствий ЧС(Я) для населения, окружающей среды и объектов экономики, карты и сценарии ЧС(Н) различных уровней с учетом природно-климатических условий
Приложение 4. Календарный план оперативных мероприятий ЧС(Я) и документы, регламентирующие порядок реагирования на разливы нефти и нефтепродуктов, непопадающих под классификацию ЧС(Н)
Приложение 5. Расчет разливов нефти и нефтепродуктов
Приложение 6. Расчет достаточности сил и средств с учетом их дислокации
Приложение 7. Декларация промышленной безопасности
Приложение 8. Финансовые материальные резервы
Приложение 9. Документ об аттестации собственного АСФ (Н) организации или договор на обслуживание АСФ(Н) других организаций, с учетом их дислокации
Приложение 10. Лицензии, выданные федеральными органами исполнительной власти
Приложение 11. Перечень организаций согласно их отраслевой принадлежности, разрабатывающих Планы соответствующего уровня
Приложение 12. Алгоритмы (последовательность) принятия решений
Приложение 13. Принципы взаимодействия со средствами массовой информации
Приложение 14. Типовые формы приложений и отчетов
Приложение 15. Рекомендуемые технологии сбора нефти и методика оценки ущерба
Приложении 16. Схема организации мониторинга установки и окружающей среды, с указанием мест хранения собранной нефти и способов ее утилизации
Приложение 17. План обеспечения постоянной готовности АСФ (Н) к борьбе с ЧС (Н)
Приложение 18. Документирование, учет затрат и отчетность
Приложение 19. Нормативно-правовая база Плана ЛРН
Приложение 20. Приказ о создании КЧС и ОПБ

rykovodstvo.ru

Муниципальное образование село Антипаюта | Об утверждении требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти, нефтепродуктов на территории муниципального образования село Антипаюта

Главная » Документы » Постановления » 2012 » Об утверждении требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти, нефтепродуктов на территории муниципального образования село Антипаюта 66.5 Кбскачать

32 от 05.05.2012

 

 

Постановление 

Об утверждении требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти, нефтепродуктов на территории муниципального образования село Антипаюта

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 года № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации», Постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 апреля 2004 года № 142 «Об утверждении требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти, нефтепродуктов и газового конденсата на территории Ямало-Ненецкого автономного округа», Постановления Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 октября 2005 года № 185-А «О внесении изменений в постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 апреля 2004 года № 142», руководствуясь положениями Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Устава муниципального образования село Антипаюта, в целях обеспечения экологической безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти, нефтепродуктов на территории муниципального образования село Антипаюта, Администрация села Антипаюта

П О С Т А Н О В Л Я Е Т :

1. Утвердить Требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти, нефтепродуктов на территории муниципального образования село Антипаюта согласно приложению.

2. Рекомендовать организациям, осуществляющим добычу, переработку, транспортировку, хранение нефти, нефтепродуктов и газового конденсата на территории муниципального образования село Антипаюта, независимо от форм собственности разработать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти, нефтепродуктов.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

 

Глава села С.А. Мащев

Приложение

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением Администрациисела Антипаютаот 05 мая 2012 года № 32

ТРЕБОВАНИЯК РАЗРАБОТКЕ ПЛАНОВ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИАВАРИЙНЫХ РАЗЛИВОВ НЕФТИ, НЕФТЕПРОДУКТОВИ ГАЗОВОГО КОНДЕНСАТА НА ТЕРРИТОРИИМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

1. Настоящие Требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти, нефтепродуктов (далее Требования) на территории муниципального образования село Антипаюта разработаны на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», приказа МЧС Российской Федерации от 28 декабря 2004 года № 621 «Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации», Постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 апреля 2004 года № 142 «Об утверждении требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти, нефтепродуктов и газового конденсата на территории Ямало-Ненецкого автономного округа», Постановления Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 октября 2005 года № 185-А «О внесении изменений в постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 апреля 2004 года № 142» и определяют содержание мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти, нефтепродуктов на территории муниципального образования село Антипаюта.2. Требования предназначены для формирования единообразного порядка разработки, экспертизы, согласования и утверждения планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти, нефтепродуктов (далее - Планы) и соответствующих им календарных планов оперативных мероприятий при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - Календарные планы).3. Требования обязательны для организаций, имеющих объекты, осуществляющие операции с нефтью, нефтепродуктами, расположенные на территории муниципального образования село Антипаюта.4. Аварийные разливы нефти, нефтепродуктов и газового конденсата классифицируются как чрезвычайные ситуации (далее - ЧС), в зависимости от величины объема, в соответствии с пунктом 3 Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее - Основные требования), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов».5. Нижний уровень разлива нефти, нефтепродуктов и газового конденсата для отнесения к разряду чрезвычайной ситуации определяется на основании приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 3 марта 2003 года № 156 «Об утверждении указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации».6. Организации представляют по одному экземпляру разработанных и утвержденных в установленном порядке Планов в комиссию по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС) муниципального образования Тазовский район и в КЧС и ОПБ в Ямало-Ненецком автономном округе.7. Основными принципами планирования являются:- Оценка риска и обоснование уровня возможных ЧС;- Оценка экологической безопасности предприятия;- Определение порядка проведения мероприятий по ликвидации ЧС с учетом географических, метеорологических и других особенностей районов возможной ЧС;- Первоочередные действия персонала при получении информации о возникновении ЧС;- Определение порядка взаимодействия организаций и аварийно-спасательных формирований, аттестованных в установленном порядке (далее - АСФ), привлекаемых к ликвидации ЧС;- Определение состава сил и средств для ликвидации ЧС, нештатных АСФ, аттестованных в установленном порядке;- Порядок материально-технического обеспечения мероприятий по ликвидации ЧС;- Составление ситуационного графика (Календарного плана) проведения оперативных мероприятий по ликвидации ЧС;- Обеспечение безопасности населения в условиях ЧС.8. Структура Планов, соответствующих им Календарных планов, а также сроки введения их в действие определяются приказом МЧС РФ от 28 декабря 2004 года № 621 «Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации».9. При оформлении заказа на разработку Планов организация-заказчик должна информировать организацию - разработчика Планов о настоящих Требованиях.10. Утверждение Планов локального (объектового) уровня осуществляется руководителем организации, разработавшей План. После его согласования с Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу и департаментом природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа он утверждается КЧС муниципального образования Тазовский район.11. Разработка, согласование и утверждение локальных Планов организаций должны осуществляться в срок, не превышающий трех месяцев с момента введения в действие настоящих Требований, а также в течение трех месяцев после регистрации вновь создаваемых организаций на территории села Антипаюта, осуществляющих операции с нефтью, нефтепродуктами.12. Корректировка Планов осуществляется при изменении исходных данных, влияющих на уровень и организацию реагирования на ЧС с обязательным уведомлением КЧС и ОПБ в Ямало-Ненецком автономном округе. Время корректировки (переработки) Планов не должно превышать сроков, указанных в пункте 18 настоящих Требований, с момента официальной регистрации измененных исходных данных.13. Сроки действия Планов для организаций объектового и местного уровня составляют три года.По истечении указанных сроков Планы подлежат корректировке (переработке), а также подлежат корректировке (переработке) досрочно по решению одного из органов, его утвердивших, или при принятии соответствующих нормативных правовых актов.14. Контроль реализации планов проводится в ходе плановых и внеплановых проверок, комплексных учений, командно-штабных тренировок, а также при ликвидации реальных чрезвычайных ситуаций, связанных с разливами нефти, нефтепродуктов.15. Порядок и периодичность проверки готовности сил и средств, привлекаемых для ликвидации аварийных разливов нефти, нефтепродуктов определяет Главное управление МЧС Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу.

Дата создания: 28-10-2015Дата последнего изменения: 28-10-2015

antipauta.ru

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К РАЗРАБОТКЕ ПЛАНА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД МАГАДАН", от 08 октября 2009 года №2782

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К РАЗРАБОТКЕ ПЛАНА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД МАГАДАН"

В целях предупреждения и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов", от 15 апреля 2002 года N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации", Приказами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28 февраля 2003 года N 105 "Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения", от 28 декабря 2004 года N 621 "Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации", руководствуясь статьей 45 Устава муниципального образования "Город Магадан", мэрия города Магадана постановляет:

1. Утвердить требования к разработке плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории муниципального образования "Город Магадан" (далее - план) согласно приложению.

2. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в средствах массовой информации.

3. Контроль за исполнением данного Постановления возложить на заместителя мэра города Магадана Бондаря И.В.

Приложение. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ ПЛАНА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД МАГАДАН"

Мэр города МагаданаВ.П.ПЕЧЕНЫЙ

Приложениек Постановлениюмэрии города Магаданаот 08.10.2009 N 2782

1. Настоящие Требования определяют принципы формирования плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории муниципального образования "Город Магадан", которые относятся к чрезвычайным ситуациям муниципального значения, а также организации взаимодействия сил и средств, привлекаемых для их ликвидации.

2. Планирование действий проводится в целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных разливом нефти и нефтепродуктов на территории муниципального образования "Город Магадан", поддержанию в постоянной готовности сил и средств Магаданского городского звена для обеспечения безопасности населения и территории муниципального образования "Город Магадан", а также максимально возможного снижения ущерба и потерь в случае их возникновения.

3. Требования учитывают следующие особенности муниципального образования "Город Магадан":

- природно-климатические и гидрологические особенности, географию, демографию, геоморфологию и геополитическое положение города, особенности флоры и фауны, состав и виды объектов экономики, спектр и масштабы наиболее прогнозируемых чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- наличие на территории муниципального образования "Город Магадан" организаций независимо от форм собственности, осуществляющих переработку, транспортировку, хранение и использование нефти и нефтепродуктов, виды, количество и характеристики эксплуатируемых ими потенциально опасных объектов.

4. План разрабатывается в соответствии с действующими нормативными правовыми актами с учетом максимально возможного объема разлившихся нефти и нефтепродуктов на территории муниципального образования "Город Магадан", который определяется для следующих объектов:

- нефтеналивное судно - 2 танка;

- автоцистерна - 100 процентов объема;

- стационарные объекты хранения нефти и нефтепродуктов - 100 процентов объема максимальной емкости одного объекта хранения.

5. Разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального образования "Город Магадан" либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы территории объекта, является чрезвычайной ситуацией муниципального значения.

6. Планом должны предусматриваться:

1) прогнозирование возможных разливов нефти и нефтепродуктов;

2) количество сил и средств, достаточное для ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов (далее - силы и средства), соответствие имеющихся на объектах сил и средств задачам ликвидации и необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований;

3) организация взаимодействия сил и средств;

4) состав и дислокация сил и средств;

5) организация управления, связи и оповещения;

6) порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств с указанием организаций, которые несут ответственность за их поддержание в установленной степени готовности;

7) система взаимного обмена информацией между организациями - участниками ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;

8) первоочередные действия при получении сигнала о чрезвычайной ситуации;

9) обеспечение безопасности населения и оказание медицинской помощи;

10) график проведения операций по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

11) организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

12) анализ условий возникновения и развития аварий, в котором должны быть отражены:

- географические, навигационно-гидрографические, гидрометеорологические и другие особенности района разлива нефти и нефтепродуктов, которые учитываются при организации и проведении операции по его ликвидации;

- максимальный объем нефти и нефтепродуктов на объектах;

- год ввода в действие и год последнего капитального ремонта и инструментального диагностирования объектов;

- физико-химические свойства нефти и нефтепродуктов;

- возможность попадания нефти и нефтепродуктов в речные акватории и внутренние водоемы на территории муниципального образования "Город Магадан";

- транспортная инфраструктура в районе возможного разлива нефти и нефтепродуктов;

13) определение возможных причин и факторов, способствующих возникновению и развитию аварий, типовые сценарии возможных аварий, обоснование применяемых физико-математических моделей и методов расчета;

14) оценка количества опасных веществ, участвующих в аварии, расчет вероятных зон действия поражающих факторов, оценка возможного числа пострадавших, возможного ущерба населению, территории и окружающей природной среде муниципального образования "Город Магадан";

15) выводы и предложения, в которых отражены:

- перечень наиболее опасных объектов;

- значимые факторы, влияющие на показатели риска;

- предложения по внедрению мер, направленных на уменьшение риска.

7. План разрабатывается комиссией по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Магадана с привлечением организаций, имеющих лицензии (допуск) на осуществление деятельности по проектированию зданий и сооружений I и II уровня ответственности и деятельности по вопросам промышленной безопасности, а также аккредитацию в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Дальневосточном управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее Ростехнадзор).

План согласовывается с Ростехнадзором и Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Магаданской области (далее - Росприроднадзор).

8. План утверждается председателем комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Магадана и начальником Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Магаданской области.

9. По результатам проведения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов оформляется отчет, который должен содержать следующие сведения:

1) причина и обстоятельства разливов нефти и нефтепродуктов;

2) описание и оценка действий органов управления, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, при устранении источника утечки, локализации и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов;

3) оценка эффективности сил и специальных технических средств, применяемых в ходе работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

4) затраты на проведение работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая расходы на локализацию, сбор, утилизацию нефти и нефтепродуктов и последующую реабилитацию территории;

5) расходы на возмещение (компенсацию) ущерба, нанесенного водным биологическим ресурсам;

6) уровень остаточного загрязнения территорий (акваторий) после выполнения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

7) состояние технологического оборудования организации, наличие предписаний надзорных органов об устранении недостатков его технического состояния, нарушений норм и правил промышленной безопасности;

8) предложения по дополнительному оснащению формирований (подразделений) организаций и профессиональных аварийно-спасательных формирований (служб).

Указанный отчет с приложением к нему необходимых карт (планов), расчетов, графиков, документов Ростехнадзора, документов Росприроднадзора по оценке причиненного ущерба компонентам окружающей природной среды для определения величины ущерба, нанесенного в результате аварийного разлива нефти и нефтепродуктов, а также других справочных материалов хранится в комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Магадана не менее пяти лет.

docs.cntd.ru

План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории муниципального образования

Раздел 1. Введение 9-11
1.1. Цель и нормативно-правовая база разработки Плана 9-11
1.1.1. Цель и задачи 9-10
1.1.2. Руководящие документы 10-11
Раздел 2. Общая часть 11-171
2.1. Основные характеристики организации и прогнозируемой зоны загрязнения в случае ЧС (Н) 11-36
2.1.1. Зона действия Плана, готовность организаций к действиям по локализации и ликвидации последствий ЧС (Н) 13-14
2.1.2. Основные операции, производимые с нефтью и нефтепродуктами 14-30
2.1.3. Географические и навигационно-гидрологические характеристики территории 30-33
2.1.4. Гидрометеорологические и экологические особенности района 33-36
2.2. Мероприятия по предупреждению ЧС (Н) 36-136
2.2.1. Возможные источники ЧС (Н) 36-48
2.2.2. Прогнозирование объемов и площадей разливов нефти и нефтепродуктов 48-63
2.2.3. Границы зон ЧС (Н) с учетом результатов оценки риска разливов нефти и нефтепродуктов 63-75
2.2.4. Ситуационные модели наиболее опасных ЧС (Н) и их социально-экономических последствий для персонала, населения и окружающей среды прилегающей территории 75-111
2.2.5. Определение достаточности состава сил и средств ЛЧС (Н), а также подразделений пожарной охраны, на случай возгорания нефти и нефтепродуктов, с учетом их дислокации 111-116
2.2.6. Мероприятия по предотвращению ЧС (Н) 116-136
2.3. Обеспечение готовности сил и средств ЛЧС (Н) 136-157
2.3.1. Уровни реагирования 136-140
2.3.2. Состав сил и средств, их дислокация и организация доставки в зону ЧС (Н) 140-148
2.3.3. Зоны ответственности АСФ (Н) и подразделений пожарной охраны 148-152
2.3.4. Мероприятия по поддержанию в готовности органов управления, сил и средств к действиям в условиях ЧС (Н) 152-157
2.4. Организация управления, система связи и оповещения 157-171
2.4.1. Общие принципы управления и структура органов управления 157-159
2.4.2. Состав КЧС и ПБ организаций и их рабочих органов 159-162
2.4.3. Вышестоящий координирующий орган и организация взаимодействия с ними 162-163
2.4.4. Состав и организация взаимодействия привлекаемых сил и средств 163-169
2.4.5. Система связи и оповещения, порядок ее функционирования 169-170
2.4.6. Организация передачи управления при изменении категории ЧС (Н) 170-171
Раздел 3. Оперативная часть 171-237
3.1. Первоочередные действия при ЧС (Н) 171-185
3.1.1. Оповещение о чрезвычайной ситуации 171-173
3.1.2. Первоочередные мероприятия по обеспечению безопасности персонала и населения, оказание медицинской помощи 173-179
3.1.3. Мониторинг обстановки и окружающей среды 179-183
3.1.4. Организация локализации разливов нефти и нефтепродуктов 183-185
3.2. Оперативный план ЛЧС (Н) 185-237
3.2.1. Алгоритм (последовательность) проведения операций по ЛЧС (Н) 185-193
3.2.2. Тактика реагирования на разливы нефти и мероприятия по обеспечению жизнедеятельности людей, спасению материальных ценностей 193-196
3.2.3. Защита районов повышенной опасности, особо охраняемых природных территорий и объектов 196-197
3.2.4. Технологии ЛЧС (Н) 197-205
3.2.5. Организация материально-технического, инженерного, финансового и других видов обеспечения операций по ЛЧС (Н) 205-210
3.2.6. Материалы предварительного планирования боевых действий по тушению возможных пожаров (оперативное планирование тушения пожара) 210-225
3.2.7. Меры безопасности при проведении работ по ЛЧС (Н) 225-231
3.2.8. Организация мониторинга обстановки и окружающей среды, порядок уточнения обстановки в зоне ЧС (Н) 231-233
3.2.9. Документирование и порядок учета затрат на ЛЧС (Н) 233-237
Раздел 4. Ликвидация последствий ЧС (Н) 237-266
4.1. Ликвидация загрязнений территорий и водных объектов 237-259
4.1.1. Материально-техническое обеспечение 237-239
4.1.2. Технологии и способы сбора разлитой нефти, и порядок их применения 239-245
4.1.3. Организация временного хранения собранной нефти и отходов, технологии и способы их утилизации 245-247
4.1.4. Технологии и способы реабилитации загрязнений территорий 247-259
4.2. Восстановительные мероприятия 259-266
4.2.1. Порядок обеспечения доступа в зону ЧС (Н) 259-261
4.2.2. Типовой ситуационный календарный план проведения работ по восстановлению работоспособности поврежденных элементов 261-263
4.2.3. Организация приведения в готовность к использованию специальных технических средств и пополнение запасов финансовых и материальных ресурсов 263-266

Приложения к Плану

Приложение 1. Зона действия Планов и схемы расположения опасных производственных объектов организаций с границами зон повышенного риска и районов приоритетной защиты
Приложение 2. Свойства нефти и оценка риска возникновения ЧС (Н)
Приложение 3. Характеристики неблагоприятных последствий ЧС(Н) для населения, окружающей среды и объектов экономики, карты и сценарии ЧС(Н) различных уровней с учетом природно-климатических условий
Приложение 4. Календарные планы оперативных мероприятий организации при угрозе и возникновении ЧС (Н)
Приложение 5. Расчет достаточности сил и средств с учетом их дислокации
Приложение 6. Алгоритмы (последовательность) принятия решений
Приложение 7. Рекомендуемые технологии сбора нефти и методика оценки ущерба
Приложение 8. Постановление администрацуии Города Томска от 28.12.2007 № 880 «Об утверждении Положений о порядке использования резервных фондов администрации г. Томска» с Приложением № 2
Приложение 9. Копии договоров организаций на обслуживание с аварийно-спасательными формированиями других организаций по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, вывозу и утилизации отходов
Приложение 10. Перечень организаций, раположенных на территории муниципального образования «Город Томск», имеющих опасные производственные объекты, разрабатывающие ПЛАРН

100-bal.ru