Торговля топливом приносит белорусским АЗС одни убытки. Почем беларусь покупает нефть


Разбогатеют ли белорусы на росте нефтяных цен?. 21.by

Как долго отечественные НПЗ будут поставщиками валюты для государства?

Цена на нефть в этом году может достичь 100 долларов за баррель.

Об этом заявил министр энергетики России Александр Новак в интервью Business FM.

Какую выгоду может извлечь Беларусь?

— В нынешней ситуации для нашей станы это выгодно, поскольку следом увеличиваются цены и на нефтепродукты, — отмечает экономист Лев Марголин. — У нас цена с Россией определена, мы там покупаем нефть дешево и дорого продаем.

Однако, по словам эксперта, нефтяные доходы в белорусскую казну могут существенно снизиться.

— С будущего года в России начнется налоговый маневр, и мы будем платить за нефть все дороже и дороже. Если все пойдет так, как планируется, мы будем платить по полной цене, — прогнозирует Лев Марголин.

— Сможет ли Беларусь оплачивать поставки российской нефти в нынешних объемах?

— Оплачивает не Республика Беларусь, а конкретные операторы, нефтетрейдеры, которые перерабатывают нефть, продают. Пока нефтепродукты стоят дороже, чем нефть, это все равно выгодно. Другое дело, что мир не стоит на месте, везде идет реконструкция нефтеперерабатывающих заводов с повышением выхода светлых нефтепродуктов. Мы постоянно отстаем. Экспорт нефтепродуктов может оказаться нерентабельным.

— Но ведь постоянно идут разговоры о том, что белорусские НПЗ реконструируются и модернизируются.

— Да, модернизация идет, но на нее постоянно не хватает денег, поэтому все это сильно растягивается по времени: на год-два позже. А тут как в народной мудрости: кто стоит на месте, тот отстает.

— В чем сегодня заключается самая большая проблема белорусских НПЗ?

— Я думаю, что самая большя проблема для них — постоянная нехватка денег на реконструкцию. Поскольку это государственные предприятия, они не акционированы и не могут выпустить акции в международное обращение, следовательно, для них не очень доступны международные кредиты по нормальным процентам. Правда, этим предприятиям дают льготные кредиты в Беларуси, но этого мало.

— Какую роль играют НПЗ для белорусской экономики?

— Может быть, она не столь велика в расчете на ВВП, но она очень значима в плане валютного баланса, который трещит по швам. Любое ухудшение на этом рынке ощутимо для всей страны, потому что у нас главные поставщики валюты Мозырьский и Новополоцкий нефтеперерабатывающие заводы, а также «Беларуськалий».

— Насколько нужны Беларуси 24 миллиона тонн российской нефти, о которых постоянно говорят власти?

— Для нашей внутренней потребности они не нужны. Нам вполне хватило бы и четвертой части от этого объема. Но поскольку на данный момент производство и реализация нефтепродуктов весьма рентабельны даже с учетом облагаемых акцизов, то государству выгодно, чтобы эти заводы были загружены под самую завязку. А это и есть 24 миллиона тонн нефти.

— Если вдруг Россия откажется поставлять такие объемы нефти, что будет с белорусскими НПЗ?

— Заводы будут существовать. Снизится рентабельность нефтепродуктов, а вместе с ней и доходы в казну. Главное, что получает государство от этих заводов, акцизные платежи. Поскольку внутренний рынок не сможет компенсировать эти потери, просто придется уменьшить акцизы. В убыток НПЗ работать не будут, но перестанут быть поставщиками валюты для государства.

— Есть ли альтернативные российским варианты поставки нефти белорусским НПЗ?

— Теоретически они есть. Но в таком случае нефть будет дороже, поскольку купить ее можно только по мировым ценам. Российскую нефть мы пока получаем дешевле.

— Но, к примеру, азербайджанскую нефть можно купить по ценам ниже мировых.

— Покупка азербайджанской нефти упирается в проблему транспортировки. Мы давно уже могли бы покупать нефть и в Туркменистане, Казахстане, Таджикистане. Но для того, чтобы эта нефть попала в Мозырь или Новополоцк, она должна пройти 2-3 тысячи километров по территории России. А в Москве говорят: извините, наши нефтепроводы заняты нашей нефтью.

Если привозить нефть танкерами, железнодорожными цистернами, то транспортная составляющая становится очень высокой. В таком случае проще покупать по мировым ценам в Роттердаме.

news.21.by

Когда и почем поступит в Беларусь российская нефть

Москва и Минск снова рискуют поссориться из-за нефти: с Нового года «Белнефтехим» не может договориться с российскими нефтяниками о цене, его запасов хватит лишь до конца января.

Российские нефтяные компании прекратили поставки сырья в Беларусь, поскольку с 1 января нет соответствующих договоров, сообщают «Ведомости» со ссылкой на пресс-секретаря концерна «Белнефтехим» Марину Костюченко.

О трудностях с заключением соглашений стало известно в конце 2010 года. Еще 6 января «Белнефтехим» рассчитывал, что договоры будут подписаны после праздников, однако переговоры затянулись — обсуждается цена, сказала М.Костюченко.

Напомним, что в конце прошлого года Россия и Беларусь подписали соглашение по формированию единого экономического пространства. По нему с 2011 г. Минск будет получать всю российскую нефть без пошлин (план на этот год — 21,7 млн т). Взамен белорусы согласились отдавать Москве все пошлины от экспорта нефтепродуктов из российского сырья.

Вчера спотовая цена российской нефти Urals составляла около $696/т в порту Роттердам. Цена, очищенная от экспортной пошлины и «небелорусской» части транспортных расходов, — около $360, говорит аналитик Банка Москвы Денис Борисов.

Однако поскольку с 1 февраля Беларусь поднимает на 12,5% тариф на транспортировку нефти по своей территории (см. БДГ от 11 января), чтобы компенсировать рост расходов, российские компании решили повысить цену нефти для Беларуси на $45/т, передал на днях «Интерфакс» со ссылкой на представителей «Белнефтехима». М.Костюченко комментировать это не стала.

В I квартале крупнейшие поставки в Беларусь были запланированы у «Лукойла» (1 млн т), «Сургутнефтегаза» (1 млн т) и «Роснефти» (0,9 млн т). Представитель «Роснефти» от комментариев отказался, связаться с остальными не удалось.

Когда могут быть подписаны договоры, М.Костюченко прогнозировать не взялась, отметив лишь, что транзит российской нефти в Европу идет в штатном режиме, а запасов на белорусских НПЗ хватит до конца января (это декабрьская нефть из России и сырье из Венесуэлы, поставки которого продолжаются). Что будет с транзитом, если договориться с Россией до конца января не удастся?..

Вопрос решается на самом высоком уровне, утверждает сотрудник «Роснефти». Но в правительстве РФ этого не подтверждают. «Поставки нефти в Беларусь осуществляет не государство, а коммерческие организации; правительство России, естественно, не может влиять на коммерческие переговоры», — подчеркивает пресс-секретарь российского премьера Дмитрий Песков. Однако, если дело зайдет в тупик, «это, безусловно, станет темой для двусторонних переговоров», обещает он.

У российских компаний есть то преимущество, что они обеспечивают белорусские НПЗ нефтью примерно на 80%, отмечает Д.Борисов, а до 2010 г., когда Минск договорился о поставках из Венесуэлы, было и вовсе почти 100%.

www.moyby.com

Торговля топливом приносит белорусским АЗС одни убытки

Власти будут постепенно повышать цены на топливо, хотя торговля им на внутреннем рынке приносит убытки. Сети АЗС выживают за счет продажи сопутствующих товаров.

«Мы придерживаемся сдержанной политики по изменению цен. Мы ограничены возможностями по повышению цены социальными факторами, потому что цена на нефтепродукты оказывает влияние и на другие отрасли: на себестоимость произведенной продукции, на транспортные услуги», — рассказал на ежегодной международной отраслевой конференции «Рынок нефтепродуктов и газа Республики Беларусь. Производство, трейдинг, розница» заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Владимир Сизов.

При этом, по его словам, дальнейшие решения по поводу повышения цен на топливо также будут зависеть от внешних факторов.

«Есть несколько факторов, которые оказывают непосредственное влияние. Это цена на нефть, курс белорусского рубля, а также налоговое законодательство. В зависимости от изменения этих факторов будут приниматься дальнейшие решения по изменению цен», — сообщил зампред концерна.

За этот год цены на топливо в Беларуси повышались шестнадцать раз, но они все равно ниже, чем у соседей.

Так, на 10 сентября средняя цена АИ-95 в Беларуси составляла 0,66 доллара за литр, в Украине — 1,09, Польше — 1,37, Литве — 1,40, Латвии — 1,50. Немного ниже была только цена в Брянской области России — 0,63 доллара за литр. Цены на дизельное топливо в Украине выше в 1,4 раза, Литве и Польше — в 2 раза, в Латвии — в 2,1 раза.

Операторы АЗС признаются: торговля нефтепродуктами на внутреннем рынке совсем не прибыльное дело. В соседних странах маржа (разница между закупочной и розничной ценой) составляет 12% и более, а в Беларуси — 8%. Такой уровень не позволяет компаниям покрывать всё возрастающие затраты, что привело к отрицательным финансовым результатам работы предприятий.

«Сегодня маржа в рознице минимальная. И именно это заставляет все сети искать дополнительные заработки и развивать сопутствующую торговлю и сервис и зарабатывать уже на нем, а не на нефтепродуктах», — рассказал в кулуарах конференции заместитель генерального директора по обеспечению углеводородным сырьем и реализации продукции государственного предприятия «Белоруснефть» Сергей Каморников.

Сейчас в самой крупной в стране сети АЗС насчитывается 367 магазинов и 240 кафе. С 2005 по 2018 год доля нетопливных продаж в общей выручке АЗС «Белоруснефти» выросла с 2% до 8,2%, в общей прибыли АЗС — с 2% до 78%.

«Если бы у нас не было сопутствующего бизнеса, то, в принципе, сеть была бы убыточной», — сказал Каморников.

По его словам, минусовая рентабельность по торговле нефтепродуктами составляет меньше 10%. В конце мая этого года владельцы частных АЗС просили «Белнефтехим» принять меры по улучшению условий работы в стране. После этого цены на топливо повышались шесть раз.

«Государство кое-что меняет на рынке. Идут медленные, незначительные, но поступательные повышения цен. Я надеюсь, что они выведут отрасль в положительную экономику», — говорил Naviny.by глава группы компаний «А-100» Александр Центер.

naviny.by

Беларусь покупает венесуэльскую нефть по льготной цене - посол | Беларусь Нефть | АФН | Белорусские новости | Республика Беларусь

Белорусские власти в очередной попытались опровергнуть домыслы и утверждения об отсутствии экономической целесообразности в поставках венесуэльской нефти в Беларусь, а также в очередной раз убедить Россию в необходимости снижения цены на свою нефть, в первую очередь за счет отмены экспортной пошлины.

Как заявил сегодня первый вице-премьер РБ В.Семашко, страна покупает нефть у Венесуэлы "по хорошей цене".

«Если покупать российскую нефть со стопроцентной пошлиной, Беларусь несет убыток, а на венесуэльской нефти - выигрывает. На нефти, которую мы привезли из Венесуэлы, мы заработали, а это плюс, а не минус", - сказал Семашко, которого цитирует БелТА.

На помощь Семашко пришел посол Венесуэлы в Беларуси Америко Диас Нуньес.

«Как видите, танкеры с венесуэльской нефтью прибывают и будут прибывать в июле... если бы не было рентабельно, то этот проект не осуществлялся бы», - сказал дипломат на пресс-конференции.

Сам факт прибытия танкеров еще не о чем не говорит. Поставки венесуэльской нефти могут быть убыточны с экономической точки зрения, но рентабельны – с политической. Тем более что стороны упорно отказываются называть цену венесуэльской нефти.

"Есть коммерческие тайны, которые когда-нибудь становятся явными", - сказал по этому поводу Нуньес. Однако все равно не удержался и приоткрыл завесу над ценообразованием.

«Подобные стратегические договоренности достигаются на уровне глав государств. Такие соглашения о поставках на льготных условиях венесуэльской нефти есть и с некоторыми другими странами Латинской Америки», – сообщил дипломат.

"Это жест поддержки и солидарности с белорусским народом», - добавил Нуньес.

По его словам, на ценообразование также влияет скидка за объем.

«Поставки рентабельны, с учетом того, что уже есть планы на следующий год поставить в Беларусь 10 млн тонн нефти», - пояснил Нуньес, отметив, что договорённость с Беларусью позволяет Венесуэле диверсифицировать свой экспорт.

В настоящий момент Беларусь не может выполнить это условие. Как сообщалось, технические возможности Одесского порта позволяют в лучшем случае перевалить в ж/д цистерны не более 4 млн. тонн. Это заставляет власти искать альтернативные варианты доставки венесуэльской нефти на белорусские НПЗ.

«Один из них расположен на юге, другой - на севере», - сообщил Семашко, пообещав «до конца июля» огласить результаты проработки альтернативных путей поставки венесуэльской нефти.

Тот, что расположен на юге – это нефтепровод Одесса-Броды.

"Не исключено, что Азербайджан подключится к этому проекту. В целом не исключаю, что и другие страны примут участие в использовании нефтепровода Одесса-Броды в аверсном режиме", - сказал Семашко.

Но есть мнение, что даже подключение Азербайджана с его каспийской нефтью к этому проекту вряд будет представлять интерес для Украины на текущем этапе. Следует отметить, что буквально на днях Россия передала украинской стороне проект межправительственного соглашения по транзиту российской нефти, суть которого заключается в резком увеличении транзита российской нефти в Одесский порт именно по трубе Одесса-Броды. Так что, выражаясь реалиями еще одной страны, заинтересованной в этом проекте, поздно пить Боржоми.

4 млн. тонн нефти – это максимум, который можно доставить с юга.

Вариант доставки с севера также не является сегодня большой тайной. Как сообщила «Комсомольская правда в Беларуси» со ссылкой на Белорусскую нефтяную компанию, в июле планируется осуществить поставку нефти через терминалы в Эстонии. Какой именно эстонский порт планируется задействовать и каковы его технические возможности в БНК не уточнили.

Вопросов больше, чем ответов. Почему Эстония, а не Латвия с Литвой? Почему не Польша, ж/д плечо до портов которой короче, чем до Одессы? Ответы также просты – согласие той или иной страны участвовать в нефтяном проекте во многом обусловлено наличием санкций США к белорусским нефтехимическим предприятиям. Впрочем, на самом деле нет никакой разницы.

Метания белорусских чиновников между южными и северными портами говорят о том, что проект с поставками венесуэльской нефти родился за 5 минут на коленке после осознания всех последствий подписанного 27 января протокола с Россией, до сих пор не проработан и носит исключительно политический характер со всеми атрибутами белорусского агитпропа – любой ценой заставить Россию отказаться от экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Только так можно обеспечить «полную» (15,7 млн.тонн в год) загрузку белорусских НПЗ, в возможности чего сегодня Семашко так искренне убеждал депутатов.

Но так можно и переусердствовать. Не стоит забывать, что белорусский друг Уго куда более зависим от сотрудничества с Россией и США, нежели от белорусско-венесуэльской дружбы. А потому проект «Льготную нефть Венесуэлы – народу Беларуси» будет работать ровно до тех пор, пока это вписывается в планы двух субъектов геополитики. В случае необходимости, одного звонка из Москвы или Вашингтона будет вполне достаточно…

afn.by

Когда и почем поступит в Беларусь российская нефть

Москва и Минск снова рискуют поссориться из-за нефти: с Нового года «Белнефтехим» не может договориться с российскими нефтяниками о цене, его запасов хватит лишь до конца января.

Российские нефтяные компании прекратили поставки сырья в Беларусь, поскольку с 1 января нет соответствующих договоров, сообщают «Ведомости» со ссылкой на пресс-секретаря концерна «Белнефтехим» Марину Костюченко.

О трудностях с заключением соглашений стало известно в конце 2010 года. Еще 6 января «Белнефтехим» рассчитывал, что договоры будут подписаны после праздников, однако переговоры затянулись — обсуждается цена, сказала М.Костюченко.

Напомним, что в конце прошлого года Россия и Беларусь подписали соглашение по формированию единого экономического пространства. По нему с 2011 г. Минск будет получать всю российскую нефть без пошлин (план на этот год — 21,7 млн т). Взамен белорусы согласились отдавать Москве все пошлины от экспорта нефтепродуктов из российского сырья.

Вчера спотовая цена российской нефти Urals составляла около $696/т в порту Роттердам. Цена, очищенная от экспортной пошлины и «небелорусской» части транспортных расходов, — около $360, говорит аналитик Банка Москвы Денис Борисов.

Однако поскольку с 1 февраля Беларусь поднимает на 12,5% тариф на транспортировку нефти по своей территории (см. БДГ от 11 января), чтобы компенсировать рост расходов, российские компании решили повысить цену нефти для Беларуси на $45/т, передал на днях «Интерфакс» со ссылкой на представителей «Белнефтехима». М.Костюченко комментировать это не стала.

В I квартале крупнейшие поставки в Беларусь были запланированы у «Лукойла» (1 млн т), «Сургутнефтегаза» (1 млн т) и «Роснефти» (0,9 млн т). Представитель «Роснефти» от комментариев отказался, связаться с остальными не удалось.

Когда могут быть подписаны договоры, М.Костюченко прогнозировать не взялась, отметив лишь, что транзит российской нефти в Европу идет в штатном режиме, а запасов на белорусских НПЗ хватит до конца января (это декабрьская нефть из России и сырье из Венесуэлы, поставки которого продолжаются). Что будет с транзитом, если договориться с Россией до конца января не удастся?..

Вопрос решается на самом высоком уровне, утверждает сотрудник «Роснефти». Но в правительстве РФ этого не подтверждают. «Поставки нефти в Беларусь осуществляет не государство, а коммерческие организации; правительство России, естественно, не может влиять на коммерческие переговоры», — подчеркивает пресс-секретарь российского премьера Дмитрий Песков. Однако, если дело зайдет в тупик, «это, безусловно, станет темой для двусторонних переговоров», обещает он.

У российских компаний есть то преимущество, что они обеспечивают белорусские НПЗ нефтью примерно на 80%, отмечает Д.Борисов, а до 2010 г., когда Минск договорился о поставках из Венесуэлы, было и вовсе почти 100%.

 

Источник: БДГ on-line

ekonomika.by

Экономика и бизнес Newsland – комментарии, дискуссии и обсуждения новости.

Данные, приведённые мною в статье \"Россия-Белоруссия: настоящие причины конфликта\" поразили воображение многих. Это естественно, поскольку в центральных СМИ их не увидишь. Хотя я сам сослался на данные газеты \"КоммерсантЪ\" по части изменения цены на нефть для Белоруссии в 2007 году после введения пошлины. Это редкий случай, когда в центральных российских СМИ промелькнула достоверная информация по части взаимоотношений с Беларусью. Но более всего я разозлил тех, кому спор России и Белоруссии из-за нефти очень выгоден.

Некий критик из Латвии назвал меня лжецом, определив по данным Белстата, что средняя цена на нефть для белорусских НПЗ в 2007 году составила около 361 доллара за тонну, что больше указанных мною 225 долларов. Критик также заметил, что введённая пошлина была не 53 доллара, как я указал, а 80 долларов. На этом основании он заключил, что у меня нет ни одной верной цифры. Справедливости ради мне придётся признать, что в статье действительно были неверные данные по части средней биржевой цены для нефти Urals в 2007 году. Это 69,29 доллара за баррель, вместо 61/баррель, указанных мною. Я указал данные на начало года, вместо средних. Их, кстати, и надо бы рассматривать, если обсуждать изменение цены нефти для Белоруссии после введения пошлины. Была также неточность в переводе стоимости барреля в стоимость тонны. Для Urals коэффициент колеблется от 7,240 до 7,329. Точного перевода просто нет и я использовал грубую оценку с коэффициентом 7.

Однако самая важная претензия по средней цене нефти. Вроде как 361 доллар за тонну и отражает вклад пошлины. Которая якобы была 80 долларов. По поводу пошлины я писал конкретно ранее - по соглашению пошлина для Белоруссии отражает действующую ставку для экспорта с понижающим коэффициентом:

\"Размер вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, вывозимую из Российской Федерации, определяется исходя из ставок, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, с применением следующих коэффициентов: в 2007 году - 0,293; в 2008 году - 0,335; в 2009 году - 0,356.\"

Умножая коэффициент 0,293 на размер действующей на начало года вывозной пошлины в 180 долларов за тонну можно и получить уже озвученное число в 53 доллара. На начало года! В течении года ставка в России менялась, менялась ставка и конкретно для Белоруссии, достигнув 80 долларов к концу года.

Аналогично по стоимости нефти, которая менялась в течении 2007 года тоже очень сильно - от 61 доллара за баррель до 90 долларов в конце года:

У меня в статье указана расчётная на начало года цена. Именно по этой цене в начале года поставлялась нефть на белорусские НПЗ:

В феврале российские компании будут поставлять в Беларусь сырую нефть по цене 225 долларов за тонну. Об этом агентству «Интерфакс» сообщил первый вице-премьер Владимир Семашко. В прошлом году белорусские НПЗ покупали сырье по аналогичной цене. При этом, по данным специалистов, сверхприбыли российских компаний составляли около 80 долларов с каждой тонны. Теперь они сократятся на сумму экспортной пошлины, введённой российским правительством.

С начала 2007 года Белоруссия получала нефть по рыночной цене с учётом меньших транспортных расходов, то есть по цене, ниже биржевых из-за своей близости к экспортёру. Аналогичная политика действует и в отношении Польши, которая тоже покупает нефть по цене ниже лондонской биржи. Никто при этом не называет Польшу иждивенцем. Способ подсчёта цены указывался во многих белорусских СМИ:

Как сообщили в белорусской нефтяной компании \"Белоруснефть\", с первого февраля вступает в силу новая формула цены на нефть для Беларуси. Данная формула цены основана на мировых ценах на \"чёрное золото\". При этом Беларусь сможет получать нефть дешевле, чем другие страны, так как стране не придётся платить за её транспортировку. \"Беларусь гарантированно будет закупать нефть, как минимум, на 130 долларов дешевле, чем она обходится полякам и другим потребителям российской нефти за рубежом. Согласно расчётам средняя цена поставок для Беларуси составит 225 долларов за тонну\", - сообщили компании \"Белоруснефть\".

Российские нефтекомпании \"Роснефть\", \"Русснефть\", ЛУКОЙЛ и ТНК-ВР подписали рамочное соглашение с \"Белнефтехимом\". Суть соглашения в том, что стоимость нефти, поставляемой из России в Беларуси, отныне будет формироваться по-новому. Мозырский и Новополоцкий нефтеперерабатывающие заводы начали заключать контракты на переработку российской нефти в феврале по новой формуле цены. Суть новой формулы заключается в том, что отныне цену российской нефти для Беларуси будет определять совместная комиссия в составе представителей \"Белнефтехима\" и российских нефтекомпаний на основании средней спотовой цены (цена при условии немедленной оплаты) ARA (Амстердам-Роттердам-Антверпен) применительно к портам Польши минус транспортные расходы (включая портовый сбор и фрахт танкеров).

В начале 2007 года Белоруссия была вынуждена отменить оборотные налоги с выручки от продажи нефтепродуктов и снизить ставку акциза на них на 60 процентов. Это произошло из-за того, что с февраля текущего года действует новая схема поставок нефти из России в Белоруссию. Согласно договорённостям, Россия будет получать 53 доллара за каждую тонну поставленной нефти. Ранее этого тарифа не было вообще, что позволяло Белоруссии переправлять российское топливо в Европу, забирая всю экспортную пошлину себе в бюджет. В настоящий момент цена поставок нефти в Белоруссию составляет около 225 долларов за тонну. Ставка транзита равна 2,6 доллара за тонну на тысячу километров в сторону Польши и Германии, 1,26 доллара в сторону Прибалтики и 1,14 доллара в сторону Украины.

Все цитаты подтверждают, что цена на нефть для Белоруссии после введения пошлины лишь снизилась. Далее она менялась лишь в соответствии с изменениями рыночной цены на бирже. Об этом говорит последняя цитата, в которой есть и некоторое лукавство - на транзитную нефть Белоруссия пошлины не накладывает. Цитата взята с оппозиционного портала, так что ложь и там процветает. Пошлина в Белоруссии берётся только на экспортируемые продукты переработки нефти. Требовать с них возврата пошлины в Россию - всё равно, что требовать пошлины за автомобили, сделанные из российского металла. Но проблемы для Белоруссии всё же возникли, об этом-то сказано правильно. Основная проблема касалась уже не цены на нефть, которая стала даже более низкой, а была связана уже с привлечением российских компаний к переработке нефти в Белоруссии.

Белоруссия действительно была вынуждена отменить оборотные налоги с выручки от продажи нефтепродуктов и снизить ставку акциза на них на 60 процентов. Почему? Чтобы сохранить рентабельность давальческих схем для российских экспортёров. Для давальческих схем экспортёры вынуждены были платить пошлину дважды - на входе в Беларусь за сырую нефть и на выходе - за продукты переработки. Поскольку пошлина вошла в затраты экспортёров, не отразившись в цене, то рентабельность давальческих схем уменьшилась ровно на размер новой пошлины. Экспортёры стали менее заинтересованы в переработке нефти, им стало проще продавать в Европу сырую нефть, идущую транзитом и без белорусской пошлины. Чтобы не разрушать давальческие схемы Белоруссии пришлось убрать оборотные налоги с белорусских импортёров нефти, вернув рентабельность переработке. И именно в этом смысле Белоруссия всё же понесла потери от введения экспортной пошлины. Ей пришлось компенсировать часть потерь, которую понесли экспортёры от введения новой пошлины. Причём не только на входе в Беларусь, но и на выходе - белорусские пошлины были приведены в соответствие с российскими в соответствии с новым соглашением.

То есть ситуация по части того, кто же выиграл или проиграл от введения пошлины много сложнее, чем просто рассуждения о цене. Конечно, российский бюджет выиграл тогда, в 2007 году. Но проиграла ли Беларусь? Она стала получать больше в бюджет за счёт увеличения своей пошлины на экспорте нефтепродуктов. Но вынуждена была частично компенсировать потери нефтепереработчикам убрав с них налог. Возможно была снижена и стоимость переработки - в белорусском бюджете появилась статья о субсидиях импортёрам нефти. Однако эти детали уведут нас уже слишком далеко от основной темы. Темы дотаций Белоруссии Россией. Ведь если формально подойти к вопросу, то где в российском бюджете статья о дотациях Белоруссии? Важно разделять карманы государственных бюджетов и нефтекомпаний. Российское правительство вынуло из кармана нефтекомпаний пошлину, положило в свой и назвала это почему-то дотацией Белоруссии. Это интересный подход. Почему бы не увеличить общую экспортную пошлину? И не назвать это дотацией всему остальному миру? Ведь не секрет, что себестоимость добычи нефти в России сейчас в среднем около 16 долларов на баррель при мировой цене выше 70 долларов. При действующей ставке экспортной пошлины 266,5 долл/т (36,51 долл/баррель) изымается лишь половина стоимости.

Почему не изымать 3/4? Ведь доходы бюджета при этом вырастут на 133 доллара на каждую тонну экспорта! Экспорт нефти из России в 2009 г. составил около 246 млн тонн - это значит в бюджет можно дополнительно положить 32 млрд 718 млн долларов! Раз мы это не делаем, то это дотация, по логике московских политиков. Не нефтекомпаниям, нет. Это дотация всему миру!

newsland.com